Профориентации вопросы – Часто задаваемые вопросы к консультанту по профориентации — Профориентирование

    Содержание

    8 часто задаваемых вопросов о выборе профессии / Newtonew: новости сетевого образования

    1. В каком возрасте начинать заниматься профориентацией?

    Советский исследователь, психолог и психофизиолог Евгений Александрович Климов в своё время составил целую таблицу, в которой сопоставил периоды развития человека с трудовой деятельностью, которая характерна и наиболее полезна в конкретном возрасте.

    Ребёнок начинает познание мира через игру, но, согласно Климову, игре соответствует стадия так называемой предыгры. Этому этапу соответствует возраст до 4 лет. Именно на этом этапе ребёнок овладевает необходимыми навыками и когнитивными способностями, которые станут его базой для взаимодействия с миром в будущем. И именно в этот период уже можно понять деятельностные приоритеты ребёнка.

    2. Так что, после 4 лет уже поздно?

    Нет, не поздно. Развитие ребёнка идёт быстрыми темпами, вам остаётся лишь за ним успевать.

    Средний и старший школьные возрасты (5-9 и 10-11 классы) — это то время, когда потеря времени может иметь далеко идущие последствия, ведь ребёнок в скором времени должен будет сделать важный в своей жизни выбор — вида деятельности, которому посвятит значительную часть жизни (если повезёт). Начиная с 5 класса особенно важно заниматься как можно более обширным спектром практических занятий. О видах таких занятий — немного ниже.

    3. Помогают ли профориентационные тесты?

    Сложный вопрос. Профориентационные тесты широко используются в российских школах и вузах, однако однозначно заявить, что они оказывают положительное влияние на дальнейшую судьбу тестируемых — несколько самонадеянно.

    Результаты тестов могут не совпадать с реальностью, поскольку формулировка вопросов зачастую достаточно абстрактна. Кроме того, тестируемый должен уметь прогнозировать, ставить себя на другое место, оценивать себя со стороны. Такие способности есть далеко не у каждого, и нужно учитывать это при интерпретации результатов. Сделать это может только квалифицированный психолог.

    Это не значит, что тесты можно выкидывать на помойку. Если, к примеру, совместить классический тест на тип личности Карла Юнга с тематической ролевой игрой, эффект будет гораздо больший.

    4. Какие форматы профориентации наиболее эффективны?

    Любой взрослый с лёгкостью назовёт несколько форматов профориентации, через которые, возможно, он и сам когда-то проходил: скажем, стажировка точно знакома всем. Но этот формат подходит уже более-менее определившимся с выбором людям.

    Для детей и подростков есть свои форматы:

    • Тематические парки. Кратко: места симуляции взрослого мира, где можно на несколько часов примерить на себя любую профессию.
    • Лекции, встречи и мастер-классы с практикующими профессионалами. Как правило, это короткий и не самый регулярный вид активности. Зато он позволяет поговорить с людьми, которые уже работают в интересующей сфере.
    • Экскурсии в реальные организации. Тоже нерегулярный формат. Зато в выбранной компании можно провести целый день, погрузиться в атмосферу и поговорить уже со многими людьми.
    • Участие в профориентационных программах (локальных или выездных). Как правило, такая деятельность заключается в групповой работе на достаточно длительный срок (2-3 недели) под руководством психологов, тренеров, приглашённых практиков.
    • Свободный год. Вариант «хардкор» — это годовой перерыв после школы, во время которого ребёнок пробует различные виды деятельности чтобы понять себя, свои желания, познакомиться с интересными людьми.

    5. Как правильно оценить свой выбор самому ребёнку?

    Для осознания выбора необходима способность к рефлексии. Это сложный навык, но стимулировать его достаточно просто: достаточно говорить с ребёнком не с позиции нравоучений, а задавая мягкие наводящие вопросы, подстёгивая ребёнка к собственным выводам. Такой подход направлен на развитие личности и уровня ответственности за самого себя.

    Ребёнку следует давать возможность пробовать — ровно столько, сколько нужно. Многое он может бросить, потеряв интерес, а что-то может увлечь его с головой. Периоды глубокого увлечения могут занимать несколько лет или несколько дней — не стоит удивляться.

    Самое главное — оставить свободу. Насилие не даёт положительного результата, поэтому лучше давать ребёнку шанс пробовать и не бояться провала — это хорошая школа жизни.

    6. Как родителям правильно оценить выбор?

    Родители должны соблюдать тонкую грань между жёстким напутствием и корректировкой курса своего ребёнка. Правильность выбора в этом случае является крайне субъективной субстанцией. Но если вкратце, то родителям стоит говорить с детьми, объясняя им свою точку зрения с рациональной позиции. Иллюстрировать личным опытом тоже необходимо, если вы не хотите, чтобы ребёнок допускал такие же ошибки.

    Если у вас жуткая история провала, ребёнку стоит об этом знать. Если вы о чём-то жалеете, не бойтесь рассказать об этом.

    7. Что делать, если мои представления расходятся с представлением ребёнка?

    Вспомните замечательный фильм «Трасса 60» 2002 г. Главный герой по имени Нил Оливер — очень талантливый художник, но его отец, профессиональный адвокат, считает, что его сын добьётся успеха только если окончит престижную адвокатскую школу. Отец допускает типичную ошибку многих родителей, пытаясь воплотить в своём ребёнке собственные мечты и амбиции. Это эгоистично.

    Ваш ребёнок — другой человек, которому предстоит строить свою собственную жизнь. Ваши позиции по вопросу будущей работы могут отличаться, но гораздо важнее, если за этим различием стоит что-то большее, чем просто эмоции.

    8. Профориентация — это долго?

    Это навсегда. Профориентация может сопровождать человека годы и десятилетия. Никогда не поздно сменить вид деятельности, попробовать что-то иное. Профориентация может служить и флюгером желаний, и рулём, который повернёт вашу жизнь в нужную сторону. Просто делайте и не бойтесь.

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    newtonew.com

    Необходимость и актуальность профориентации - Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

    Важность профориентации

    Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. Подавляющее большинство ошибок при выборе профессии с подробным описанием и путями их решения разобраны в нашем материале «Типичные ошибки выбора профессии», а сейчас давайте сосредоточимся на вопросе актуальности профориентации в целом.

    На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

    Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

    Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

    Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

    Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.

    Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.

    Более подробно о том, что такое профориентация в целом, её функции, виды и краткую историю развития профориентационной работы в России можно ознакомиться в материале «Что такое профориентация».

    Актуальность профориентации

    Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.

    Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.

    Современные проблемы профориентации в России

    1. Отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха
    2. Неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане
    3. Практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой.
    4. Катастрофически недостаточное количество выделенного времени в школах и детских садах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.
    5. Отсутствие желания родителей и других заинтересованных лиц заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения.
    6. Малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам.
    7. Возникшие противоречия между общегосударственной установкой технологического и научного производства недостаточные усилия системы образования на освоение соответствующих профессий в их наиболее актуальном и не устаревшем виде. В результате половина выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности.
    8. Требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения. На практике же всё держится на плечах отдельных заинтересованных людей, которые при всём желании не могут кардинально повлиять на ситуацию в целом.
    9. Необходимо делать упор на лучшие международные и отечественные практики и научный подход к профессиональной ориентации с учётом местных реалий и особенностей.
    10. Отсутствие профильного образования у людей, занимающихся профориентацией. Большое количество дилетантов, работающих для галочки.
    11. Непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.
    12. Актуальность профориентации серьёзно недооценена, что влияет на недостаточность выделенной на неё времени и слабую подготовку психологов-профконсультантов.
    13. Необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учётом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определённых профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

    Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства.

    Пути решения проблем профориентации в России

    Наиболее вероятным путём к увеличению актуальности и роли профориентации в России должно стать увеличение степени вовлечённости соответствующих специалистов в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами.

    Помимо банальных занятий, игр в профессии и экскурсий на предприятия, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:

    1. Профильное обучение, направленное на выявление талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда.
    2. Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих.
    3. Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
    4. Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования.
    5. Привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.

    Заключение

    В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ведётся небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.

    proforientatsia.ru

    ​Где искать себя: обзор ресурсов для профориентации

    Красные штаны — неотъемлемый атрибут человека, который ищет себя. Если у вас пока нет брюк помидорного, свекольного или хотя бы вишнёвого цвета — бегом в магазин, а потом изучать чужие советы.

    Иногда ты внезапно понимаешь, что абсолютно не знаешь, кто ты, и есть ли у тебя то пресловутое «призвание», о котором все твердят с пеленок.

    Чаще всего ответ приходит так же внезапно: случайная листовка на улице или реплика за соседним столиком в кафе. А для того, чтобы скрасить время в мучительный промежуток между двумя этими моментами, и придумана профориентация.

    Сама идея профориентации стала популярной в начале XX века, когда у людей одна за одной возникали новые возможности реализовать себя. С того времени появилось огромное количество способов найти свой путь: от энциклопедий до деловых игр. Итак, что же вы или ваши близкие можете сделать в случае острой необходимости найти себя?

    Данный список содержит в себе очень разные возможности: от известных каждому способов до веяний последних лет. Создан он для старшеклассников, однако, если вам «далеко за», вы тоже найдёте здесь полезные идеи. Также важно понимать, что граница между многими идеями, изложеннымии ниже, весьма условна, так что у вас нет задачи выбрать единственно верный идеальный способ.

    Если вы понимаете, что хотите, но нуждаетесь в большем количестве информации, вам больше подойдут стажировки, встречи с представителями конкретных компаний, профильные лагеря. Другие способы подойдут, если вы абсолютно не знаете, в каком направлении двигаться. ​

    Исследовать специальные ресуры о выборе профессий

    Это могут быть книги, карьерные путеводители, базы специальностей, базы видео о компаниях. Интернет при правильном использовании превращается из бездны материалов в полезную базу знаний. Атлас новых профессий, подборка видео представителей разных индустрий или банальный каталог направлений обучения — примеры сайтов, которые могут стать отправной точкой для постановки гипотез о том, что тебе подходит.

    Вот ещё список полезных и любопытных ресурсов:

    Пройти онлайн-курс

    Раньше люди боролись за 8-часовой рабочий день, сейчас многие считают зазорным уходить с работы раньше полуночи. Культ долгих трудовых дней по-прежнему жив и процветает. Современные школьники не отстают — подгоняемые родителями и картинками успеха из соцсетей, они учатся по 10-12 часов в день, каждый день. Какие уж здесь тренинги? Пообедать бы успеть.

    Но на случай особой занятости клиента один за одним появляются онлайн-продукты. Вот, например, четырёхнедельный курс от Brainify.

    Конечно, вы получаете меньше обратной связи и непосредственного опыта; с другой стороны, это отличный способ поработать над собой в удобном режиме, в удобном месте, за удобные деньги. ​

    Пройти тест

    Пройти тест можно в интернете или в одном из профориентационных центров. Некоторые известные тесты, доступные онлайн, собраны в обзорной статье.

    А вот бонусом ещё несколько:

    Почти всегда с тестом можно приобрести и подробную интерпретацию результатов — по скайпу, лично или в письменном формате. Собственно сам тест имеет ценность только в комплекте с вдумчивым пояснением. ​

    Встретиться с коучем, психологом или тьютором

    Что может сказать о нас совершенно незнакомый человек, если мы сами, люди, которые засыпаем и просыпаемся рядом с собой всю жизнь, не понимаем, чего хотим? Не больше и не меньше, чем может сказать зеркало. Важно: все эти «зеркала» добиваются эффекта по-разному:

    • Коуч — специалист, который задаёт вопросы, которые мы сами себе не зададим, не даёт советов, а помогает вам принять решение самостоятельно. Работа коучей основана на пяти принципах, например «У каждого человека есть все ресурсы для того, чтобы достичь того, что он хочет». Важно: коуч работает только с тем, у кого есть внутренняя потребность разобраться в себе.

    Основные ссылки: Международный Эриксоновский университет коучинга; Международная Федерация Коучинга.

    • Тьютор — специалист, который сопровождает процесс самоопределения подростка, в том числе и профессиональное. Тьютор обустраивает образовательную среду, помогает разобраться в существующих возможностях и сделать выбор. Тьютор даёт не ответы, а инструменты.

    Основные ссылки: Биржа тьюторов; Московский тьюторский центр.

    • Психолог — более широкое понятие, чем предыдущие два. Психолог может комбинировать разные подходы и методы работы, но в контексте профориентации он, прежде всего, интерпретирует резуальтаты тестирования и выдаёт рекомендации.

    Перед началом совместной работы с любым из специалистов важно узнать, что он вкладывает в свою профессию, где и как получал опыт. Важно и просто прислушаться к себе — комфортно ли вам рядом с этим человеком, готовы ли вы работать вместе с ним для достижения общей цели.

    Поучаствовать в деловой игре, квесте и бизнес-играх

    Сейчас появляется всё больше мероприятий по профориентации в игровом формате: симуляции, деловые игры, даже квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых надо разобраться). Основное отличие: участник узнает всё через максимально приближенный к реальности собственный опыт и последующее обсуждение.

    Деловые игры позволяют примерить на себя новую реальность и новую роль, дают много пищи для самоанализа.

    Сходить на тренинг

    С чем у нас ассоциируются тренинги? Стульчики в кругу и перезаряженный ведущий, который пытается вдохновить вялую аудиторию. Несмотря на все стереотипы, качественный тренинг может быть мощным толчком к новым ответам и новым вопросам. Как же оценить качество тренинга, если вы никогда не были на подобных мероприятиях? И где вообще найти тренинги по профориентации?

    Избегайте тренингов, которые гарантируют вам выбор университета или места работы к концу занятия или курса. Подобные громкие слова — способ увеличения продаж, а не показатель качества. После хорошего тренинга у вас должно быть больше вопросов, чем ответов, и понимание своих последующих действий. Тренинг — это особая среда. На следующий день вы можете поменять свои решения, передумать всю свою жизнь заново — это нормально. Качественный тренинг даёт инструменты, а к решению вы придёте, когда будете готовы.

    Попасть на экскурсию в компанию

    Экскурсия, или field trip (выход в поле) — возможность не только услышать, но и увидеть, чем живут сотрудники приглянувшейся компании. Попасть за кулисы можно самостоятельно, договорившись с представителями офиса (и здесь неважно, кто вы — школьник или повидавший виды специалист), либо приняв участие в одной из организованных экскурсий. Плюсы экскурсии: атмосфера компании и люди как на ладони. Минусы: даже самая хорошая экскурсия, с возможностью задавать любые вопросы и решением задачек из реальной жизни, показывает лишь тонкий-тонкий верхний слой пирога. И, конечно же, важно помнить, что компании в одной и той же сфере могут быть кардинально разными, что за одной и той же должностью могут скрываться абсолютно разные задачи и проекты.

    Многие компании сейчас самостоятельно организуют экскурсии у себя. Просто проверьте их сайт.

    Сходить в тематический парк с разными профессиями

    Способ профориентации, который, к сожалению, доступен только детям до 14. От пожарного до хирурга — всё собрано на одной площадке.

    Устроиться на стажировку и shadow training

    Многие школьники мечтают о стажировке, а многие просто берут и устраиваются. О законах относительно работы школьников подробно написано здесь.

    Для компаний стажировки это палка о двух концах: с одной стороны, возможность привлечь самых талантливых и амбициозных сотрудников, предоставив им шанс попробовать себя, обучив их и заразив их духом своей компании, с другой стороны, любой стажёр, и юный, и опытный, — это издержки, которые могут не окупиться.

    Shadow training — один из видов обучения новых сотрудников. Новенький просто прикрепляется к старенькому и проводит с ним от одного дня до нескольких недель. Сейчас этот формат используется и как альтернатива экскурсиям. В случае с shadow training ты действительно видишь, как проходит день специалиста: с кем он общается, какие задачи и в какой пропорции выполняет. Минус: не так просто найти тех, кто согласится на несколько часов и тем более дней добавить к себе неотвязный хвостик, которые следит за каждым твоим движением.

    Программы стажировок лучше всего изучать непосредственно на сайтах компаний, центров развития карьеры различных университетов, а также на порталах по поиску стажировок и работы для студентов:

    Прогуляться на дни открытых дверей университетов, образовательные выставки, ярмарки вакансий и другие мероприятия

    На подобные мероприятия стоит ходить, если вы готовы стать настоящим исследователем: задавать как можно больше вопросов и смотреть во все глаза на людей. Без этого вы попросту потеряете время. Для того, чтобы провести время с пользой, необходимо чётко прописать, на какие вопросы вы хотите получить ответ, кто может ответить на них (представители компании или университета, выпускники вуза, специалисты по профориентации или же кто-то другой), возможно, подготовить резюме.

    Пообщаться с представителем той профессии, которая вам интересна

    Мало у кого из нас среди друзей есть представители всех профессий. Однако вместе с вами мы организуем уникальную мозаику всех возможных образов жизни. Договориться о встрече с интересным для вас человеком гораздо проще, чем многие думают. И поверьте, если вы школьник, который проявил инициативу и сам позвонил или написал известному спецу, ваши шансы не меньше, а, возможно, даже больше, чем у выпускника или поработавшего человека. Почему? Инициативные школьники по-прежнему вызывают прилив уважения. Ведь многие выпускники университетов пасуют перед задачей начать общение. Главное — бережно относиться к времени того, с кем вы собираетесь встречаться: заранее прочитать информацию о нём, заранее посмотреть, чем занимается компания, в которой он работает.

    Алгоритм того, как найти нужного человека и установить контакт, можно найти здесь. Есть и гораздо более простой способ: сейчас проходит всё больше встреч с представителями определенных профессий, цель которых состоит именно в рассказе о сфере их деятельности.

    Поехать в лагерь по профориентации

    Есть как минимум 3 типа лагерей, которые полезны именно для ответа на вопрос «чего я хочу».

    1. Непосредственно профориентационные лагеря

    Лагеря чаще всего комбинируют сразу несколько форматов профориентации: деловые игры и ролевые игры, встречи с представителями профессий, тренинги.

    «Образ жизни» — программа, которая предлагает смотреть на поиск себя как на череду исследований и экспериментов. Участники со всей России и из стран СНГ живут в центре Москвы, нон-стоп общаются с представителями разных образов жизни, посещают различные компании, выполняют миссии.

    Мы вместе — летние и зимние программы от студенческой организации НИУ ВШЭ. Ключевые форматы: деловые игры и мастерские. Огромное внимание уделяется навыкам коммуникации. Удивительная атмосфера создаётся дружным сообществом, внутри которого общение продолжается и после выпуска из школы.

    LifeCamp — профориентационный лагерь, построенный на продолжительной симуляции, во время которой каждый участник может попробовать себя в новой роли. Хотя лагерь проходит в Красноярском крае, программа уже стала известна и за его пределами.

    2. Лагеря и школы, которые предлагают несколько специальностей

    Летняя многопрофильная школа, организованная НИУ ВШЭ. Школа даёт возможность участникам со всей России ближе познакомиться с одной из четырёх сфер, каждая из которых представлена в НИУ ВШЭ. Лекции и мастер-классы от преподавателей университета, деловые игры и время для нестандарных мероприятий — всё это создаёт насыщенную программу ЛМШ, куда с каждым годом растет конкурс (школа бесплатна).

    Зимняя пущинская школа — вряд ли можно распробовать науку лучше, чем в ЗПШ. Специально для преподавания в ЗПШ приезжают учёные мирового уровня, некоторые из них работают за рубежом. Опыты, исследования, эксперименты.

    Летняя школа — здесь вы найдёте все, от журналистики до математического моделирования, от художественного кино до поведенческой экономики. Единовременно на площадке собираются от 150 до 600 человек. Школа открыта не только для школьников, но для желающих любого возраста.

    3. Лагеря и школы, которые сфокусированы на одной сфере деятельности или специальности — возможность глубже узнать выбранную сферу и проверить, готов ли ты заниматься ей каждый день.

    Источник: Newtonew

    intalent.pro

    Как помочь подростку в профориентации?

    Как помочь подросткам в вопросах профориентации?

    Часто, задавая вопрос, родителям старшеклассников (9-11 класс) проводится ли у них профориентация, получаю ответ: «Да, конечно, в класс приходили...говорили... проводили. Сын... дочь прошел тест и по результатам будет менеджером... юристом.... агрономом.... космонавтом.» Спрашиваю: «Тест и все?» Ответ: «Да, а что ж, еще?»

    Давайте сразу договоримся о терминологии— профориентация это не тест. Если быть точным, то не только тест. Профориентация — это комплекс мероприятий, который состоит из профдиагностики (тесты) и профориентирования (знакомство с миром профессий, где рассказывают об особенностях и функционале в каждой из направлений , об востребованности на рынке труда, об учебных заведениях в которые обучают по этим направлениям).

    Но в 9 случаях из 10, все заканчивается профдиагностикой. К сожалению, никто не дает информацию нашим детям о профессиональном мире: ни родители, ни учителя в школе, а сами найти не могут потому, что не знают как.

    В школе больше 9 лет изучают законы и закономерности размещения и взаимодействие территорий, объектов - на географии; живых существ - на биологии; изучают мировоззрение и социальные связи человека - на истории, но наши дети не изучают правила выстраивания жизни, как и по какому пути идти, в какую сторону смотреть. Вот и получается, что предметных знаний вроде много, а как этим пользоваться, куда применить и для чего это нужно не понятно.

    Как же помочь школьникам? Кто должен быть инициатором знакомства ребенка с миром профессий? Ну, конечно, же близкие для них люди — родители. Да, - родители или консультант по профориентации, найденный с помощью родителей. Рассказать, что такое мир профессий. Какие закономерности и правила применяются в профессиональном мире.

    Учитывая, что профессиональный мир богат и разнообразен, то и начинать это знакомство нужно как можно раньше.

    План знакомства:

    В 5-6 классе наблюдайте за интересами и склонностями ребенка и фантазируйте, где и как это использовать. Важно, чтобы родители фантазировали совместно с ребенком.

    Куда обратиться за помощью?

    1. Кидбург - проект направлен на распознавание склонностей к будущей профессии на ранней стадии, проверке способностей и веры в собственные силы. Аналогичные проекты Мастерславль и Кидзания.

    Карьерный консультант - пообщавшись с родителем и ребенком определит таланты и интересы подростка и подскажет места, в которых можно попробовать себя в выбранном направлении, проведет мастер-классы или групповые занятия по знакомству с профессиональным миром.

    Начиная, с 8-9 класса, необходим более серьезный подход.

    Здесь будут полезны:

    1. Волонтерские программы для школьников, например Projects Abroad - волонтерские проекты для старшеклассников или KidCareer - стажировки для детей в компаниях партнерах, где подросток выберет и попробует понравившееся направление.

    2. Участие в соревнованиях профессионального мастерства по стандартам WorldSkillsJUNIOR.

    3. Обращение в Центры Занятости – организация трудоустройства несовершеннолетних граждан.

    Карьерный консультант – определит способности и интересы, предложит 2-3 направления для профильной предметной подготовки, сориентирует и поможет «прокачать» личностные компетенции, востребованные на рынке труда.

    Цель этих мероприятий попробовать себя в выбранных, приглянувшихся сферах. Чуть глубже погрузиться в профессиональный мир, чтобы сделать осознанный выбор и определиться с образовательной траекторией.

    В старших 10-11 классах, необходим уже экспресс-метод. Времени на подготовку остается крайне мало.

    1. Посещайте мастер классы и лекции при ВУЗах, по программе Университетские субботы. Это позволит познакомиться с практическими навыками по выбранному направлению и познакомиться с учебным заведением и преподавательским составом.
    2. Программы наставничества, в которых можно получить поддержку взрослого волонтера для помощи в формулировании мечты и осуществления шагов по достижению цели, например Программа наставничества Ментори.

    Карьерный консультант - определит сильные и слабые стороны, проинформирует о востребованных направлениях и требованиях рынка труда, составит карьерный план на ближайшие 3-5 лет.

    Правила помощи для родителей в профориентировании детей:

    1. Узнавайте об интересах, склонностях и способностях ребенка.

    2. Узнавайте и развивайте сильные стороны ребенка. Это даст эффект и результат. Слабые стороны нейтрализуйте.

    3. Начинайте общаться с ребенком о сферах и видах и отраслях профессий в разрезе проявляющихся интересов, склонностей, талантов.

    4. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок пробовал себя в нескольких направлениях, сферах на практике, в работе.

    5. Совместно с ребенком познакомьтесь минимум с 4-5 учебными заведениями, которые обучают по заинтересовавшим направлениям. Обсуждайте увиденное вместе с ребенком.

    На каждом из этапов рекомендую обращаться за помощью к карьерному консультанту, который поможет в выборе направления с учетом индивидуальных особенностей ребенка, сориентирует по рынку труда, совместно с ребенком подготовит личный план по вхождению во взрослую жизнь.

    Помните, общаться с ребенком о профессиях никогда не рано и не поздно. Вопрос только в том, останется ли время, чтобы спокойно и на должном уровне подготовиться к выбранному пути.

    Желаю удачи и успехов профориентировании детей!

    top-career.ru

    Цель и задачи профориентации школьников. ГУО "Трилесинская средняя школа"

    Цель и задачи профориентации школьников.

    Методы, принципы и этапы профориентационной работы.

    Профориентация призвана способствовать осуществ­лению предусмотренного Конституцией БР права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда.

    Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.

                   
    Цель профориентации  – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии;  формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся  в области планирования карьеры.

    Общими задачами профориентации школьников являются следующие:

    • осознание своих желаний и возможностей;
    • исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
    • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
    • знакомство с особенностями современного рынка труда;
    • помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
    • помощь в  осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
    • составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;
    • создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
    • формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.

    В работе следует опираться на принципы:

    • принцип сознательности в выборе профессии;
    • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
    • принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
    • принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

    Методы:

    • лекционный метод передачи знаний;
    • психодиагностические методы исследования личности;
    • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

    Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

    Этапы профессиональной ориентации школьников

    Этапы

    Цель

    Педагогические задачи

    Этап актуализации проблемы выбора профессии

    (1—4 классы).

    Сформировать первоначальное представление о мире труда, по­знакомить с наиболее доступными профессиями.

    1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.

    2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.

    3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.

    4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

    Этап формирования профессиональной направленности.

    (5—7 классы).

    Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

    1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

    2. Выявление и развитие профессиональных интересов.

    3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

    4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.

    5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

    Этап формирования

    профессионального самосоз­нания

     (8—9 классы).

    Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения

    образования.

    1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

    2. Развитие качеств, необходимых для овла­дения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

    3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

    4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

    Этап уточнения социально-профессионального статуса

    (10—11 клас­сы).

    Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

    1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.

    2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия.

    3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.

    Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

    trilesino.schools.by

    Исследовательская работа по психологии: «Проблема профориентации старшеклассников»

    Исследовательская работа по психологии:

    «Проблема профориентации старшеклассников»

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1.Проблема профориентации старшеклассников.

    1.1. Теоретический анализ содержания профориентации старшеклассников.

    ……………………………………………………………………………………..5

    1.2. Цели и задачи профориентации старшеклассников...……………………10

    1.3. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении……………………………………………………………….13

    Выводы по 1 главе……………………………………………………………….17

    Глава 2. Эмпирические исследования по проблеме профориентация старшеклассников.

    2.1. Характеристика основных организационных форм и методов профориентации старшеклассников……............................................................18

    2.2. Организация экспериментального исследования и ее результаты…………………...…………………………………………………...26

    Выводы по 2 главе……………………………………………………………….31

    Заключение……………………………………………………………………….32

    Рекомендации…………………………………………………………………….34

    Литература……………………………………………………………………….35

    Приложение………………………………………………………………………37

    ВВЕДЕНИЕ

    Профессиональная ориентация – это осознанная необходимость в деятельности образовательного учреждения. Основной задачей является помощь школьникам осознанно и правильно выбрать будущую профессию, так как сейчас остро стоит проблема самого поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее подходящих людей со стороны работодателей.

    В условиях перехода к рыночной экономике и предстоящего внедрения профильного обучения на первый план государственной образовательной политики выдвигается проблема профориентации старшеклассников.

    С социально- экономической точки зрения общество и сам субъект самоопределения крайне заинтересован в том, чтобы еще в школе подростки умели правильно выбрать наиболее соответствующий профиль обучения и как следствие саму профессию. Этот выбор должен отвечать потребностям общества в тех или иных специальностях, а также профессиональным предпочтениям и возможностям учащихся.

    Оказание индивидуально- ориентированной помощи подростку в его профессиональной самореализации позволит максимально использовать его интеллектуальные, творческие и профессиональные способности в интересах общества.

    Поэтому, в современных условиях, где появляется множество современных профессий, которые требуют владения различными навыками и способностями, необходимо вовремя оказать помощь старшеклассникам в выборе профессии, которая соответствовала бы их особенностям.

    Все это определяет актуальность данного исследования.

    Цель исследования: исследовать особенности мотива выбора профессии, профессиональные предпочтения и склонности старшеклассников.

    Объект исследования: Психологический процесс профориентации старшеклассников.

    Предмет исследования: Профессиональное самоопределение старшеклассников.

    Гипотеза исследования: мы можем предположить, что выбор будущей профессии профориентации зависит от потребности в кадрах тех или иных специальностей.

    Задачи исследования:

    1. Изучить научную и методологическую литературу по теме «Профориентация старшеклассников»

    2. Составить теоретический обзор по проблеме исследования;

    3. Провести диагностику мотивов выбора профессии, профессиональные предпочтения, склонности;

    4. Анализ и сопоставление данных исследования.

    Методы исследования: Анкета определяющая мотивы выбора профессии, Дифференциально-диагностический опросник Климова, Модифицированный тест Холланда, анализ литературы, обобщение передового опыта.

    База исследования: средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирск.

    Выборка испытуемых: учащиеся десятых классов – 30 человек: 15 юношей и 15 девушек.

    Глава 1. Проблема профориентации старшеклассников.

      1. Теоретический анализ содержания профориентации старшеклассников.

    Профориентация понимается как система мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения

    Профориентация как система взаимоотношения различных социальных институтов. Главный критерий эффективности профориентационной системы – направленность на общую цель.

    К основным социальным институтам, которые могли бы участвовать в профориентации работе относятся:

    Семья. Это важнейший социальный институт уже с раннего детства приобщает ребенка к труду. Главное здесь - пример самих родителей, и дай бог, чтобы это был достойный пример.

    Школа. Этот социальный институт имеет возможности для разнообразной профориентационной ученикам. Во-первых, в ходе преподавания учебных предметов, когда педагоги могут знакомить школьников не только не только с определенными отраслями знаний, но и с соответствующими производствами, тем более что школьникам этой крайне интересно.

    Во-вторых, на уроках труда, где у школьников вырабатываются первоначальные трудовые навыки, а в идеале даже осваиваются некоторые профессии. В-третьих, в ходе обследования школьным психологом, который может помочь учащимся разобраться в себе, в своих способностях и недостатках.

    Профессиональные учебные заведения.

    Здесь перспективным является внедрение такими профессиональными учебными заведениями такую работу, когда выявляются талантливые школьники, которые потом на льготных условиях могут поступать в эти учебные заведения. В дальнейшем эти профессиональные учебные заведения могли бы помогать студентам в их профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

    Предприятия, фирмы, организации – перспективным направлением работы здесь является создание условий для того, чтобы школьники могли попробовать себя в каких то интересных программах, чтобы изнутри посмотреть, как работают специалисты, а заодно осознать, что для настоящей работы все-таки нужны знания.

    Правоохранительные организации – конкретно участие работников правоохранительных органов в профориентационной работе могло бы характеризоваться в том, чтобы содействовать профориентационной помощи подросткам, которые находятся в группе риска.

    СМИ – они могли бы активнее развивать циклы передач, посвященных выбору профессии и трудоустройству. Здесь квалифицированные специалисты могли бы отвечать на вопросы населения, обсуждать сложности при построении карьеры.

    Медицинские учреждения. Известно, что по ряду профессий существуют определенные ограничения для больных людей. Врачи могли бы давать обоснованные рекомендации по противопоказаниям к определенным профессиям, а в особых случаях ходатайствовать о том, чтобы некоторые больные все- таки имели возможность попробовать себя в тех профессиях, которые не предполагают высокой ответственности за жизнь и здоровье окружающих.

    Религиозные организации.

    Армия. В некоторых случаях более конкретные методы армейского воспитания могут быть более понятны подросткам и приняты ими.

    Общественные организации – их задача создание условий для полноценной самореализации всех граждан, чтобы все талантливые люди имели возможность реализовать себя на благо общества и получить за это приличное вознаграждение.

    Органы власти. Их роль аналогично задачи общественных организаций.

    Учебно-педагогические центры, службы занятости и тому подобное, с одной стороны она оказывает более конкретную помощь самоопределяющимся клиентам, а с другой стороны, выступать в роли координаторов профориентационной работы на уровне района , города или региона. [15]

    Профессиональная профориентация кажется ясным каждому, кто ознакомится с ним даже в 1-ый раз- это ориентация школьников на те или иные профессии.

    Если смотреть на профоринтацию через призму психологической науки, то на первый план выступит психологическое понятие и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется соответствующий образ профориентации как психологического процесса, состоящего из 2-х взаимосвязанных сторон:

    а) принятие учащимся решения о своем профессиональном выборе;

    б) воздействие на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с обыденными потребностями.

    Профориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессией и разного уровня квалификации.

    Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права.

    Конкретные цели и задачи профориентации возникают на стыке социальных потребностей в формировании молодежи профессионала нового типа и комплекса реальных возможностей общества, школы для осуществления такого социального заказа. [23]

    Выделяются следующие направления профориентационной работы:

    1)Профессиональная диагностика - в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлена задача - выявлять психофизиологические особенности наклонности учащихся к определенным видам деятельности.

    Решению этих задач призвана служить в школе профессиональная диагностика.

    Содержание работы по предварительной профессиональной диагностики школьника заключается во всестороннем изучение его личности, т. е. изучение следующих компонентов:

    -интересы, склонности, способности, ценностные ориентации, профессиональные намерения;

    - индивидуальные психические особенности;

    -индивидуальные свойства нервной системы;

    -имеющиеся ЗУН.

    Эффективность работы учителя по профдиагностике во многом зависит от активности школьников в поиске своего призвания. Здесь важно добиться, чтобы ученик, посоветовавшись с родителями, учителями, не только наметил свое трудовое будущее. Но еще в школе начал готовиться к нему. Выбор профессии школьниками должен основываться как на знание своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимание свого места, как квалифицированного специалиста в современном производстве.

    По результатам последовательно проводимых диагностических обследований школьник может убедиться в том, что его усилия не напрасны и он приближается к тому, чтобы соответствовать требования профессии.

    Изучение личности учащегося в целях профориентации должно носить не случайный, а систематический характер, сведения о психофизиологических особенностях школьника, полученные в результате профдиагностики, помогут учителю рекомендовать ученику те профессии, требования которых наиболее подходят его индивидуальным свойствам нервной системы, типу темперамента.

    2)Профессиональная консультация учащихся.

    В широком смысле слова «профконсультация» - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределение учащихся, основанная на изучение личности.

    Рассматривается профконсультация как непосредственную помощь учащимся в профессиональном самоопределение и выделяет три этапа в этой работе: подготовительный, завершающий, уточняющий.

    Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и нравственному выбору профессии ведется она в течение своего периода школьного обучения.

    Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями психофизиологическими способностями ученика.

    Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних, профессионально технических училищах, вузах, на предприятиях и т. п.

    Выделяют следующие основные виды профконсультаций:

    1. Ранняя, детская консультация. Это, скорее, консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по форрмированию положительного отношения к труду, а также по выбору кружка или спецшколы для детей, проявивших раннюю одаренность

    2. Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе (подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей).

    3. Профконсультация учителей учащихся В целом же важно организовать реальное сотрудничество с учителями (осо­бенно с классными руководителями и учителями труда), при ко­тором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку.

    4. Профконсультация родителей учащихся. Так же как и в работе с учителями, важно быть готовым выслушивать собственные про­блемы родителей, постепенно выводя их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи св

    infourok.ru

    Наиболее часто задаваемые вопросы по профориентации. ГУО "Солтановская средняя школа" Речицкого района

     

    1. На какие специальности при поступлении в высшие учебные заведения необходимо проходить абитуриентам профессионально-психологическое собеседование?

     

    ”Государственное управление“, ”государственное управление и право“, ”государственное управление и экономика“, ”международные отношения“, ”международное право“, ”правоведение“, ”экономическое право“, ”журналистика“ (в том числе, если она является дополнительной специальностью), ”международная журналистика“, ”таможенное дело“.

     

     

     

    2. Всем ли абитуриентам необходимо проходить профессионально-психологическое собеседование при поступлении на указанные специальности ?

     

    Профессионально-психологическое собеседование необходимо проходить всем гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, при поступлении на вышеуказанные специальности на все формы получения высшего образования (дневную, вечернюю, заочную (в том числе дистанционную), для обучения в сокращенные сроки, на условиях целевой подготовки, для получения второго и последующего высшего образования как за счет средств республиканского бюджета, так и на условиях оплаты физическими или юридическими лицами.

     

     

     

    3. В каких высших учебных заведениях можно пройти профессионально-психологическое собеседование?

     

    Профессионально-психологическое собеседование  проводится в разрезе одной специальности либо групп специальностей в высших учебных заведениях, определенных местами проведения профессионально-психологического собеседования, согласно Перечню, утвержденному Министерством образования Республики Беларусь, независимо от того, в какой вуз на данную специальность собирается поступать абитуриент.

     

     

     

    4. В какие сроки абитуриенту необходимо обратиться в вуз для регистрации для прохождения профессионально-психологического собеседования?

     

    Абитуриенту необходимо зарегистрироваться в одном из вузов для прохождения профессионально-психологического собеседования по конкретной специальности либо группе специальностей.

     

    Регистрация граждан для участия в собеседовании осуществляется на основании их личных заявлений установленного образца, которые подаются в вуз с 5 по 31 марта включительно.

     

    Заявление может быть подано абитуриентом лично или направлено по почте. При подаче заявления лично гражданин предъявляет паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность. При направлении заявления по почте к нему прилагается копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность.

     

    Заявления, направленные по почте, должны поступить в вуз не позднее 31 марта. Заявления, поступившие после 31 марта, не рассматриваются.

     

     

     

    5. Кто будет проводить профессионально-психологическое собеседование и в какие сроки оно пройдет?

     

    Специально созданная  комиссия (комиссии) по проведению профессионально-психологического собеседования, которую возглавит один из заместителей руководителя вуза либо руководитель факультета, на котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям, по которым предъявляются особые требования к специалистам. В состав комиссии могут включаться руководители иных структурных подразделений вуза (их заместители), профессора, доценты, преподаватели, психологи, социальные педагоги и другие работники вуза, осуществляющие учебно-воспитательный процесс, а также квалифицированные специалисты соответствующих отраслей экономики и социальной сферы республики.

     

    Профессионально-психологическое собеседование будет проводиться с 5 по 30 апреля в соответствии с графиками, утвержденными вузами.

     

     

     

    6. Как будет проводиться профессионально-психологическое собеседование?

     

    Профессионально-психологическое собеседование будет проводиться в форме индивидуальной беседы комиссии с абитуриентом с целью выявления личностных, деловых качеств, способностей и мотивации абитуриента к обучению по выбранной специальности (группе специальностей).

     

     

     

    7. Профессионально-психологическое собеседование можно проходить только по одной специальности или разрешено по всем?

     

    Абитуриент может пройти профессионально-психологическое собеседование по каждой группе специальностей. Для этого ему необходимо регистрироваться отдельно на каждую группу специальностей.

     

    Нельзя регистрироваться на одну и ту же специальность (группу специальностей) в разных вузах.

     

    Если абитуриент зарегистрируется для участия в профессионально-психологическом собеседовании по каждой группе специальностей более одного раза, он будет допущен к участию в собеседовании только в том вузе, где он зарегистрировался раньше.

     

     

     

    8. Если абитуриент не пройдет профессионально-психологическое собеседование, он не сможет в этом году поступить в вуз?

     

    Профессионально-психологическое собеседование завершится до начала регистрации на централизованное тестирование. Поэтому абитуриенты, не прошедшие профессионально-психологическое собеседование, смогут выбрать себе специальность, при поступлении на которую не требуется прохождение собеседования, и поступать на нее в соответствии с Правилами приема в высшие учебные заведения.

    soltanovo.schools.by

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о