Профориентация техническим специальностям в школах – Профориентация в школе — Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

    Содержание

    Профориентация в школе - Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

    Профориентация в школе

    В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

    Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

    Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

    Цели и задачи профориентации в школе

    Цели школьной профориентационной работы

    • Формирование у детей готовности к труду.
    • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
    • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

    Задачи школьной профориентационной работы

    • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
    • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
    • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
    • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
    • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

    Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

    Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

    Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

    Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

    Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

    Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

    Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

    Этапы профориентации в школе

    Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

    Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

    В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

    Начальная школа, 1-4 классы

    На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

    Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

    Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

    Средняя школа, 5-7 классы

    С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

    Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

    Средняя школа, 8-9 классы

    С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

    В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

    Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

    Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

    Старшеклассники, 10-11 классы

    Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

    Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

    Формы профориентационной работы в школе

    Работа с учениками

    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    • Анкетирование учащихся.
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

    Работа с родителями

    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    • Анкетирование родителей.
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
    • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

    Организационно-методическая деятельность

    • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Оценка эффективности профориентационной работы в школе

    Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

    Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

    Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

    Потребность осознанного выбора будущей профессии

    Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

    Осознание школьником общественной значимости труда

    В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

    Осознание школьников своих возможностей и интересов

    Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

    Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

    Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

    Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

    Индивидуальный характер профориентации

    Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

    Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

    Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

    Ожидаемые результаты школьной профориентации

    При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

    proforientatsia.ru

    5 форматов профориентации, практикуемых во всём мире / Newtonew: новости сетевого образования

    В России происходит бум профориентации. В последние годы помимо традиционных тестов, консультантов по выбору профессии и стажировок у нас появляются проекты по примерке профессий («профессиональные пробы»), становятся популярными экскурсии в компании, развивается менторство, снова набирают популярность колледжи, открываются отделы по профориентации и развитию карьеры при школах и университетах.

    Мы решили внимательнее приглядеться к опыту наших зарубежных коллег, где тема самоопределения уже давно в тренде, и никого не удивишь оплачиваемыми стажировками в ООН, турами для подростков в Африку или возможностью пойти в подмастерья (apprenticeships). Мы всё равно удивились, выбрали 5 самых популярных форматов и добавили десяток ссылок на стоящие проекты.

    Тематические парки

    Самый известный тематический парк создал Уолт Дисней. Открыв в 1955 году DisneyLand, он превратил сказочный мир героев своих мультфильмов в реальность. Позже компания Disney открыла парк Epcot — модель мира, каким он будет в будущем, — объединив развлечение (entertainment) и образование (education) в единую концепцию edutainment. Формат тематических парков стал использоваться и для профориентации. Самый известный проект, город профессий Kidzania, появился в Мексике в 1999 году. Сегодня парки Kidzania существуют в 25 городах по всему миру.

    Это огромный симулятор взрослой жизни.

    Источник: london.anglican.org

    Это огромный симулятор взрослой жизни — целый город с корпорациями и магазинами, больницами и университетами, где можно построить карьеру, заработать и потратить деньги, научиться работать в команде и строить репутацию, даже не перейдя в старшие классы школы. В этой же концепции работает небольшой парк Minicity в Любляне, Кидбург и Мастерславль в России.

    Программы менторства

    Никогда не рано встретиться с человеком, который уже прошёл длинный путь и может поделиться своим опытом выбора университета, построения карьеры, образа жизни.

    Ментор — человек, подающий пример.

    Источник: joyreactor.cc

    Особенно популярны такие программы для детей и подростков из малообеспеченных семей. Например, в проект SMART можно попасть с 5-го класса. Здесь у ребёнка появляются тьютор и ментор. Фактически «тьютор» (в данном случае — просто калька с английского tutor) еженедельно помогает подопечному разобраться с домашней работой, грамотно распределить время и обсуждает приоритеты в учёбе. Менторы встречаются с подопечными реже – 1 раз в 2 месяца, обсуждая не учёбу, а, скорее, жизненные радости и сложности.

    Интересно, что появляются и новые форматы менторства: онлайн, speed-менторство (когда на встречу с условным «ментором» отводится всего час с некоторой периодичностью) или, например, взаимное (peer-to-peer) менторство, когда ровесники или близкие по образованию, уровню люди помогают друг другу, как например, в проекте The Peer Project: здесь ментором можно стать с 15 лет.

    Стажировки

    Пожалуй, самый популярный формат профориентации — стажировка. Оплачиваемые, бесплатные или платные стажировки, в своей стране или за рубежом. Например, проект Go Overseas собрал у себя на сайте десятки существующих программ со всего мира: от изучения бизнеса в Лондоне до работы переводчиком в России.

    Стажировка в Метрополитен-музее.

    Источник: metmuseum.org

    Будучи школьником, можно пройти стажировку в одном из многочисленных музеев, сделать исследование в зоопарке, познакомиться с дипломатическими миссиями в рамках пятинедельной cтажировки в ООН, получая при этом стипендию, или отправиться преподавать пятиклассникам, конечно, под наблюдением более опытного преподавателя.

    Кое-что ещё:

     

    Список оплачиваемых стажировок в США можно посмотреть здесь.

    Волонтёрство

    В отличие от стажировок (internship programs), волонтёрские программы (volunteer programs) направлены на решение социальных задач: обучение детей из малообеспеченных семей, облагораживание территории, помощь некоммерческим организациям. Кроме того, вакансии, которые называются стажировками, обычно требуют большего опыта, более высокого уровня образования и навыков.

    Что российской действительности совсем несвойственно — часто приходится платить за волонтёрские программы, причём не только за питание и проживание. Например, двухнедельное приключение в Коста-Рике обойдется как минимум в 3 000 долларов, а поездка в Южную Африку для развития «осознанного отношения к миру животных» около 3 500 долларов, и эта стоимость не включает в себя питание и билет. На такую программу можно попасть даже если тебе меньше 18 — такие услуги предлагает Global Vision International, Global Leadership Adventures, причём отправиться помогать можно и всем классом.

    Тематические ссылки:

     

    Свободный год (GAP year)

    В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. Кроме того, высокие уровни безработицы (прежде всего в Европе) вынуждают молодёжь всё позже выходить на работу. В Берлине и Амстердаме вы не раз встретите людей, которые только в 27 начинают свою корпоративную карьеру.

    Свободный год — замечательная возможность остановиться и подумать ещё раз.

    Источник: adicted.io

    Это вовсе не значит, что до этого они ничего не делали: наверняка с 16 лет разносили пиццу, работали в веломастерской, съездили поволонтёрить в Африку и, конечно, же почти без денег проехали всю Азию. Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какой опыт получить, но сотни и тысячи проектов предлагают тебе помощь в организации твоих приключений. Например, так выглядит программа gap year в Гватемале от проекта Максим Новель:

    • 20 недель изучения испанского;
    • 8 недель – работа с детьми;
    • 4 недели – работа с морскими черепахами;
    • 4 недели – преподавание английского;
    • 4 недели – забота о животных;
    • 1 неделя – обучение сёрфингу;
    • 1 неделя – обучение дайвингу и сертификация;
    • 2 недели – каникулы с проживанием

    Тематические ссылки:

     

    Несмотря на то, что в России сейчас бум профориентационных инициатив, стажировки и волонтёрство как форматы только-только становятся доступными для старшеклассников, а менторство по-прежнему живёт внутри корпораций или находится в зоне ответственности благотворительных фондов, работающих исключительно с детьми из детских домов.

    В ближайшее время помимо нашей традиционной программы «Образ жизни: город» мы хотим объединить людей с интересными историями жизни и тех, кто пока не знает, как ему развиваться дальше. Если вам интересно стать спикером или организовать бесплатное мероприятие у себя в школе – напишите нам и мы будем вместе экспериментировать.

    Авторы: Аня Бородай, Диана Колесникова, Ира Никитина

    В оформлении материала использовано изображение с официального сайта Kidzania.


    Больше ресурсов:

     


    Children’s Volunteering Resource Guide
    Волонтерские программы на Гаити
    Волонтерство для тех, кто младше 18
    The Road Less traveled
    Disabilities, Opportunities, Internetworking, and Technology
    Career planning for high schoolers
    My next move
    Occupational outlook handbook
    Стажировки в музее
    50 Community Service Ideas for Teen Volunteers
    Составление карьерного плана
    Стажировка летом
    Teen & High School Volunteer Abroad Programs | Under 18 Mission Trips
    40 Ways Kids Can Volunteer, Toddler to Teen
    Find Volunteer Opportunities for Kids
    How Volunteer Opportunities for Kids Work
    129 Great Examples of Community Service Projects
    Виды наставничества
    6 ways to give millennials the mentorship programs they want
    Большой проект по менторству
    Trends in mentoring
    Types of career help

    24 октября 2016, 12:00
    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

    Образ жизни

    Мы верим, что выбирают не профессию, а образ жизни, и этот выбор происходит не единожды, а постоянно. Мы создаём среду для всё новых и новых жизненных экспериментов. В этой колонке мы структурируем наши знания о профориентации, образовательных пространствах и проектном подходе в образовании.

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    newtonew.com

    Профориентационная работа в школе.

    Как вести профориентационную работу в школе?

    Многие родители убеждены, что после школы нужно обязательно поступать в вуз и учиться на юриста или экономиста, несмотря на то, что эти специальности сегодня не самые востребованные. Школьники же оторваны от действительности и смутно представляют, какие профессии востребованы и перспективны.

    Рынок труда претерпевает изменения. Профессии будущего становятся реальностью, и школьная профориентация часто не поспевает за течением времени, поэтому важно знакомить будущих выпускников с миром профессий сегодняшнего и даже завтрашнего дня.

    Чтобы избежать ошибок при выборе профессии, школьнику необходима поддержка со стороны педагогов и родителей. По этой причине задачей образовательной организации становится подготовка учеников к профессиональному самоопределению.

    На сегодняшний день актуальность профориентационной работы в школах подчёркивается в следующих нормативно-правовых актах:

    • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
    • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

    В статье 66 закона «Об образовании» говорится:

    Среднее общее образование направлено на <...> формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

    По ФГОС выпускник современной школы – это человек, который ориентируется в мире профессий и понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества. Он осознанно подходит к выбору дальнейшей траектории образования, ориентируясь на профессиональные предпочтения. Это идеальный образ. В реальности же многие школьники ещё не определились с выбором профессии или определились, но мало знают о выбранной профессии.

    Итоги Всероссийской профдиагностики – 2017:

    • 29% школьников выбрали и профессию, и образование;
    • 26% – только образование;
    • 16% – только профессию;
    • 29% – ничего не выбрали.

    При этом 21,5% школьников заявили, что до тестирования вовсе не задумывались о выборе будущей профессии. Подросток просто не в состоянии сделать такой выбор, так как ещё не осознаёт все аспекты жизни после школы.


    Мнение экспертов

    Елена Романова –  руководитель направления «Психологическая диагностика», тренер-консультант, координатор проекта «Выездные программы» Центра психологического развития и обучения детей и подростков «Архитектура Будущего» в Санкт-Петербурге представила рейтинг типичных проблем, с которыми сталкиваются подростки.

    1. «Мама, я буду бизнесменом».

     Каждый второй подросток приходит к нам, имея в голове такую или сходную идею-фикс. Но на самом ли деле душа лежит именно к предпринимательству? Чаще всего, за такой фразой стоят ограниченные представления о том, как ещё можно получить хороший заработок. Ещё одна проблема, с которой мы сталкиваемся регулярно, –  незнание, какие вообще профессии бывают, кроме экономиста, журналиста и юриста (и то не всегда сведения подростков соответствуют реальности). Ну, и учитель, вроде как, ребятам более-менее понятен. Решение – предоставлять актуальную информацию. База для принятия решения по выбору профессии – наличие достоверных знаний о том, чем вообще занимаются люди разных профессий на работе.

    1. «Не могу выбрать».

    – Вторая по распространённости проблема, с которой к нам обращаются. Вроде как, чадо уже придумало себе несколько вариантов, но окончательно принять решение не может. Или бывает так, что ребёнок уже выбрал направление, а родители считают, что его таланты стоит применить в другой сфере. Решение – учить техникам принятия решения.  

    1. «Не знаю, кем мне быть».

    – Как правило, растерянных подростков (проф)ориентируют на основе их желаний и представлений (благо, быстрых тестов с моментальными результатами предостаточно). Есть одно «Но»: успех в работе обеспечивают не только интересы, но и способности. Да и особенности характера играют немалую роль. А им внимания уделяется консультантами маловато. Решение – качественно структурировать интересы, склонности и способности школьника и анализировать области пересечения с потребностями рынка труда. Существует одно японское понятие – «Икигай», дословно означающее «смысл жизни». Отлично ложится на профориентацию: для достижения удовлетворения и ощущения смысла в работе необходимы четыре компонента: «люблю и хочу делать», «хорошо умею и в этом силён», «то, что нужно людям» и «за что платят». Именно в их пересечении и находится гармония.

    1. «Куда поступать и как?».

    – Что скрывается за словом «поступление»? Эту информацию, как правило, приходится выцеплять подросткам (а даже чаще – родителям) у тех, кто уже прошёл испытание и стал обладателем заветной зачётной книжки. Или с разнообразных сайтов, посвящённых среднему и высшему образованию. Или с сайтов вузов. И поступление превращается в кромешный стресс. Но разве не школа должна стать централизованным поставщиком такой важной и актуальной информации? Решение – дать старшеклассникам и их родителям информацию о ЕГЭ и особенностях поступления в ссузы и вузы. Предупреждён – значит, вооружён. Именно так имеет смысл относиться к поступлению – повысить определённость этого важного, но нервного события. Как устроено сейчас обучение в ВУЗе, как заполнить заявление, сколько каких фотографий и справок надо, что должно быть в портфолио и что оно вообще даёт, как его составить, как происходит формирование рейтингов абитуриентов, какие «подводные» камни могут быть (желательно из опыта уже поступивших счастливчиков) – на эти многие другие актуальные вопросы подросткам и их родителям нужны ответы. 

    1. «Я выбрал. Что делать дальше?».

    – Чадо мечется в панике, родители в растерянности. Поступление через год. Я выбрал – что делать? А ещё бывает так: «ой, я туда не поступлю, это же сложно!» А на самом деле за этим «сложно» часто скрывается «боюсь и не знаю, с чего начать». Профориентация не заканчивается на моменте выбора профессии. Планирование поступления – это отдельная работа. Какой первый шаг сделать? Когда начать? По каким предметам усиленно готовиться? Всё это надо распланировать. Грубо говоря, соломку подстелить сразу. Решение – формулирование плана действий будущего абитуриента. Модное сейчас словосочетание «образовательная и карьерная траектория» – это и есть этот план. Чем он конкретнее, тем лучше. 

    Евгений Должкевич – руководитель и методист образовательного центра «Хорошист» в Зеленограде предлагает четыре способа, как расширить представление школьников о мире профессий.

    1. Крупные профориентационные мероприятия.

    – Это выставки для школьников, ярмарки профессий, дни профориентации и карьеры, где можно в одном месте пообщаться с представителями вузов, ссузов, работодателей и сравнить сразу множество вариантов. Но самое важное – послушать спикеров-экспертов в сфере карьеры, рынка труда, профориентации или деятелей из конкретных отраслей, потому что именно они смогут рассказать на каких аспектах важно сфокусировать внимание при выборе профессии. 

    1. Профориентационные мастер-классы и тематические встречи.

    – Такие мероприятия, как правило, организуют образовательные и профориентационные центры, на которые приглашают специалистов из разных отраслей, чтобы школьники «из первых рук» смогли познакомиться с интересующей их сферой.

    1. Дни открытых дверей.

    – Всем известные дни открытых дверей в ссузах, вузах, а также организация экскурсий на предприятия и в компании – не теряют актуальности.

    1. Внутренние профориентационные мероприятия.

    –  Для организации таких мероприятий либо приглашают те же образовательные центры со специалистами по профориентации, либо мероприятия по профориентации поручают в качестве дополнительной нагрузки сотрудникам школы, что не всегда эффективно.

    Этапы профессиональной ориентации

    Профессиональная диагностика

    На первом этапе школьник должен определить свои интересы и способности. Тесты на профориентацию помогают определить профессиональный тип личности, интересы, способности человека и соотнести их с тысячами профессий на современном рынке труда.

    Диагностические тесты и методики:

    • методика Джона Холланда;
    • дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»;
    • матрица выбора профессии;
    • тест «Коммуникативные и организаторские склонности»;
    • методика Йовайши.

    Профессиональное просвещение

    После определения профессиональных склонностей, ученик изучает информацию о профессии и профильном образовании. Ученикам предлагается информация о различных профессиях и состоянии рынка труда, об учебных заведениях среднего и высшего образования и вступительных испытаниях.

    Тренинговые занятия

    Цель этого этапа – чёткое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, психологическая подготовка к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приёме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям. Для достижения этой цели проводятся игровые занятия:

    • «Защита профессии перед родителями»

    Цель игры – научиться аргументировать выбор профессии. Игра рассчитана на учащихся 8 – 10 классов. Роли «родителей» и «школьников» распределяются между учениками. Игроки разыгрывают семейный конфликт по поводу выбора профессии. Итогом игры становятся совместно сформулированные правила беседы с родителями. Интересный вариант – игра с участием родителей, когда родители берут на себя роль «школьников» и отстаивают свой профессиональный выбор перед детьми.

    • «Профессия на букву»

    Цель игры – расширить знания о мире профессий. Ведущий называет букву, а участники по очереди называют профессии на эту букву. Если произносится незнакомая большинству игроков профессия, ведущий просит рассказать о ней. При проведении этой игры начинать следует с тех букв, на которые легко назвать профессии (м, о, п), постепенно переходя к более сложным буквам (ч, ц, я).

    • «Приёмная комиссия»

    В ходе игры учащиеся знакомятся с требованиями при приёме в учебное заведение. Игра рассчитана на учеников 8 – 10 классов и абитуриентов. Между учениками распределяются роли «абитуриентов» и «членов приёмной комиссии». Результатом игры становится выявление знание об условиях поступления, обучения и возможностях трудоустройства после окончания того или иного учебного заведения.

    Профориентирующие занятия и консультации подготовят школьников к осознанному выбору профессии, научат отстаивать свой выбор и подготовят к прохождению собеседования для поступления в колледж или университет.

    А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

    academy-prof.ru

    Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях

    

    Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение

    В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

    На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики.

    Профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагогической работы. Сегодня назрела необходимость поставить остро вопрос о внедрении таких специалистов в образовательные учреждения.

    Осуществлять профориентационную работу с подрастающим поколением необходимо начинать с раннего детства. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или ионной сфере экономики, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост.

    Подготовка таких специалистов — одна из главных задач всей образовательной системы государства. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований говорят о том, что только комплексный подход к решению трудового самоопределения молодежи будет способствовать успеху профориентационной деятельности.

    Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей. Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема [1, с. 85]. Профориентация должна содействовать рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий.

    К тому же, современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Карьерный рост у таких людей развивается более быстро, а заработок приносит удовлетворение.

    Сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка предъявляет все возрастающие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения в корне изменили характер и цели труда: возрастает его интенсивность, растет напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

    В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая выпускниками школ. Но, конечно, особенно интенсивно профориентационная работа должна проводится в школах. Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение.

    В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро. И в этот момент система профориентационной работы должна работать с высокой интенсивностью, объединяя и родителей, и профессиональные учебные заведения, и медицинских работников, и психологов, и специалистов предприятий и учреждений.

    Как показывают социологические исследования, существует целый ряд проблем, которые препятствуют полноценной профориентационной работе:

    1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
    2. Отсутствие общепринятых в обществе образов жизненного и профессионального успеха.
    3. Слабое взаимодействие профориентационной науки со смежными науками и сферами познания.
    4. Отсутствие специалистов и недостаточное время, отведенное в образовательных учреждениях для профориентационной работы.
    5. Недостаточная работа с родителями обучающихся.
    6. Слабое внимание к профориентации различных социальных институтов.

    Профориентацию в школах необходимо проводить с учетом кадровых потребностей общества.

    С помощью профориентации социальный педагог должен научить обучающихся сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь осуществить выбор с учетом индивидуальных особенностей. Именно специалисты социально-психологической службы образовательного учреждения (психолог и социальный педагог), совместно с классными руководителями, активизируют у старшеклассников процессы профессионального самоопределения, развивают способности профессиональной адаптации.

    Основная особенность профориентационной работы заключается в оказании помощи старшеклассникам осознанно выбрать будущую профессию, сформировать у них собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности.

    Социальный педагог может осуществлять профориентационную работу со старшеклассниками в следующих формах (рис. 1).

    Рис. 1. Основные формы профориентационной работы

    Целью профессионального просвещения является ознакомление обучающихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.

    Целью профессиональной информации является ознакомление старшеклассников с основными профессиями и их специализациями.

    Учащемуся предлагаются сведения об условиях труда, формах оплаты, режиме труда и отдыха, возможностях карьерного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

    Профессиональная пропаганда ставит своей целью формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению современных востребованных профессий [3, с. 52].

    В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии на предприятия города, района, края, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации.

    Для повышения эффективности профессионального просвещения социальному педагогу требуется соблюдать следующие принципы описания той или иной профессии:

    ‒ Точная характеристика положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки выбора профессионального учебного заведения.

    ‒ Общественная значимость профессии с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.

    ‒ Показ возможностей, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.

    ‒ Раскрытие психологических и физиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам личности.

    ‒ Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.

    Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация. Ее целью является сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения особенностей личности, склонностей, способностей, темперамента и т. д. Профессиональный подбор и профессиональный отбор имеют своей целью дать рекомендации школьнику в отношении конкретной профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями к деятельности — с другой стороны.

    Профориентационная работа также должна быть нацелена на организацию связей между школой и профессиональными учебными заведениями и семьями обучающихся.

    Во многих ВУЗах работают специальные профориентационные отделы. Их представители проводят лекции, беседы, дают индивидуальные и групповые консультации, осуществляют профессиональную диагностику, социально-психологические тренинги. Работники вузов и ссузов выезжают на профориентационные мероприятия в школы, информируют о факультетах и специальностях, знакомят старшеклассников с многоуровневой системой образования.

    Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и родители. Для профессионального самоопределения очень важно семейное воспитание. Родители оказывают большое влияние на профессиональный выбор подростков. Но это влияние не всегда имеет положительный характер. Родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях, а не навязывать сугубо субъективное собственное мнение. Для достижения максимально положительного эффекта, с родителями также нужно проводить профориентационную работу, в ходе которой они будут повышать свой уровень знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения молодежи, и учиться видеть наклонности и способности своих детей [1, с. 187].

    К сожалению, довольно часто родительский авторитет стоит не на первом месте, а со стороны социального педагога, в виду загруженности, отсутствует плодотворная работа с отдельными обучающимися в вопросе выбора профессии.

    Как показывает психолого-педагогическая практика, не столь важно заложить в ребенке любовь к той или иной профессии, сколь необходимо развивать в нем выявленные, присущие именно ему, способности, задатки и таланты. Необходимо сориентировать выпускника школы на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от своей трудовой деятельность. Ведь всем известно, что человек, выбравший подходящую профессию, никогда не будет «просто работать», он будет жить полноценной жизнью, наполненной радостью и удовлетворением от выбранной профессии.

    Итак, подводя итоги вышесказанного, мы видим, что выбор профессии — вещь исключительно важная и назрела необходимость в каждой школе утвердить социального педагога по профориентационной работе, который будет работать в этом направлении и в начальной, и в средней, и в старшей школе. А если в школе к профориентационной работе будет подключен весь коллектив, то это обязательно принесет свои положительные результаты.

    Профессиональная ориентация — это сложная система, которая включает в себя несколько аспектов: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический (табл. 1).

    Таблица 1

    Аспекты современной профориентационной работы

    Аспект

    Содержание

    Социальный

    Формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения в профессиональном самоопределении; изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.

    Экономический

    Подготовка молодежи к выбору профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности; изучение рынка труда.

    Психологический

    Изучение особенностей личности, формирование профессиональной направленности, т. е. способности к осознанному выбору.

    Педагогический

    Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

    Медико-физиологический

    Разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-физиологических и производственно-технических мер по оказанию подросткам помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

    Литература:

    1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.
    2. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2010. — 269 с.
    3. Фадеева, Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. — М.: ЦГЛ, 2004. — 145 с.

    Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование, образовательное учреждение, карьерный рост.

    moluch.ru

    Зачем профориентация в качестве урока будет введена в школах?

    Проблема профориентации молодежи весьма актуальна, особенно сегодня, когда престиж профессии оказывает гораздо большее влияние на выбор, чем востребованность на рынке труда, возможность получить реальные компетенции и перспектива специальности в будущем. Молодые люди слишком часто массово выбирают «модные» профессии гуманитарной направленности, хотя отечественный рынок труда нуждается больше в технических специалистах, специалистах рабочих специальностей, медицинской направленности и т.д. Яркий пример – выпускники экономико-правовых факультетов, от 35 до 50% из которых не могут найти работу на протяжении первого года после окончания обучения. Тем не менее набор на эти специальности с каждым годом расширяется, а количество желающих их обрести растет.

    Чтоб исправить такие диспропорции, молодежный парламент при Государственной думе предложил Минобрнауки ввести в общеобразовательных школах уроки по профориентации. Образовательное ведомство данную идею поддерживает – в скором времени обращение молодежи будет рассмотрено, а чиновники займутся развитием системы профориентации школьных учеников. Зачем это все, и какие цели перед собой ставят инициаторы проекта?

    Молодежная инициатива

    Молодежный парламент – это общественная организация при Госдуме, задействованная в ее работе в вопросах соблюдения и регулирования прав молодежи. Ее председателем является депутат от «Единой России» Наталья Кувшинова, которая и обратилась в Минобрнауки с профориентационной программой для школьников. Инициатива парламентария о введении школьного курса профессиональной ориентации возникла после проведения самим молодежным парламентом теста среди школьников старших классов. Одним из приоритетных проектов организации стал конкурс «ZAсобой», в рамках которого социологи провели профессиональную диагностику молодежи и обучали специалистов, которые будут в будущем заниматься профориентацией.

    Тесты, проведенные среди учеников 8-11 классов, показали пугающие результаты: несмотря на то, что отечественный рынок труда уже перенасыщен юристами и экономистами «без опыта работы», будущие студенты стремятся получить образование именно в этих отраслях. Безусловно, обладание престижными и полезными для общества профессиями – это хорошо, но как быть, когда они препятствуют профессиональному становлению? По мнению инициаторов новой программы, причинами такого поведения абитуриентов является не информированность будущих абитуриентов, их родителей и школьных педагогов относительно реальной ситуации на рынке труда.

    Они просто не знают, что их будет ждать на рынке, на момент, когда дети уже получат высшее образование.

    Наличие проблем с профессиональной ориентацией молодежи не отрицает никто – диспропорции на рынке говорят сами за себя. Еще больше инициаторов нововведений настораживает и то, что никто не подходит к решению этого вопроса системно. Единственный подход, который, по мнению Кувшиновой, поможет исправить ситуацию – это введение в образовательную программу профуроков. Они должны не только ориентировать школьников относительно востребованных профессий, но и вовлекать их в экономико-правовую ситуацию на рынке, проблемы труда, занятости и социально-трудовых отношений, научить их определять ключевые компетенции, которые помогут им достичь успеха на трудовом поприще и т.д. К моменту выхода на рынок труда, молодежь должна понимать его особенности, и только так удастся воспитать достойное трудовое поколение.

    Варианты подачи

    В письме, которые направлено в Минобрнауки молодежным парламентом, рассмотрено несколько стратегий, под которыми профориентация может появиться в общеобразовательных школах. Спецуроки, на которых делает акцент Кувшинова, лишь один из вариантов. Для них предлагается разработать особую программу, включающую методические разработки экспертов рынка. Но такие уроки жестко критикуются самими педагогами и школьными психологами, мол, школьная программа и так перегружена, и найти в ней место еще для одной, на их взгляд, не самой важной дисциплины, попросту не удастся. По сложившейся ранее региональной практике, педагоги предлагают проводить профориентацию в рамках внешкольных мероприятий.

    Альтернативные же стратегии от молодежного парламента предлагают ввести программу профориентации в рамках уже существующих предметов. Например, предмет «технология» – аналог привычных всем «трудов». Депутаты считают, что на таких уроках целесообразно не только учить детей создавать примитивные результаты труда, вроде кормушек или приготовленной пищи, но и проводить полноценную профориентацию школьников. В частности, в рамках изучения рабочих профессий можно было бы приглашать живые примеры успешных профессионалов своего дела, например, инженеров, сварщиков, автослесарей, и прочих специалистов, которые сегодня наиболее востребованы на рынке.

    Третьим возможным, но куда менее эффективным вариантом профориентации могли бы стать уроки в формате «классных часов», когда консультирование школьников по профессиям проводится в качестве небольшого факультатива. При этом по результатам проведенного молодежным парламентом тестирования, старшеклассники крайне неохотно и сложно поддаются влиянию в этом вопросе, у них уже есть сформированная позиция, от которой у них нет желания отступать. Отталкиваясь от такой информации, наиболее правильным парламентарии считают вводить профориентацию с 8-го класса, когда представление о собственной будущей профессии имеют лишь единицы. Формируя у детей объективное понимание ситуации на рынке, им даже необязательно будет навязывать те или иные профессии – они сами сделают правильный выбор, в котором им нужно лишь помочь.

    Приоритет для министерства

    В Минобрнауки всесторонне поддерживают инициативы парламентариев, указывая, что развитие системы профессиональной ориентации молодежи – это один из приоритетов государственной политики в вопросах образования. Образовательные программы уже сегодня рассчитаны на то, чтоб акцентировать внимание будущего выпускника на формировании собственных качеств, которые он в будущем сможет конвертировать в профессиональные компетенции. Способность ориентироваться в жизни и разбираться в особенностях рынка труда – главное, чем должен обладать выпускник, помимо профессиональных качеств.

    И в этом, в первую очередь, ему должна помочь школа.

    Тем не менее конкретных данных о том, как Минобрнауки будет реализовывать предложения депутатов, пока не разглашалось. Ведомство в этих вопросах готово к сотрудничеству с парламентом, а само обращение, направленное Кувшиновой, передано на обработку специалистам. Они должны сделать заключение по предложенным вариантам дать им свою оценку, после чего профильные структуры начнут разработку конкретного нормативного акта. Само ведомство акцентирует внимание на том, что активно поддерживает инициаторов введения в школы профориентации, и готово к сотрудничеству с любыми общественными организациями, а не только молодежным парламентом. Любой желающий может направить свои предложения Минобрнауки.

    Примечательно, что сегодня профориентационные мероприятия проводятся во многих образовательных школах, но они внедряются исключительно в качестве факультативов. Конкретный состав таких мероприятий определяется каждым учебным заведением отдельно, по усмотрению его руководства. Как правило, школьникам не только рассказывают про те или иные профессии, но и позволяют определиться с направлением, будь то гуманитарная или техническая специальность. Если предпочтения удается сформировать к 8-9 классу, ученик сможет определиться с профессией уже самостоятельно, что позволит ему выбрать и более углубленно изучать приоритетные предметы для будущего поступления в ВУЗ.

    Безусловно, данную работу необходимо проводить не только с учениками, но и с родителями и учителями, ведь именно они, по словам выдающегося советского психолога и основоположника профориентации Евгения Климова, являются главными факторами, влияющими на выбор ребенка. Последствия всего этого в цифрах выглядят примерно так: по специальности, указанной в дипломе, работает лишь 40% россиян, 25%, разочаровавшись в собственном выборе, приняли решение сменить направление своей деятельности и получили новую профессию, а 35% и, вообще, не смогли устроиться по специальности. Вполне логично, что высшее образование будет терять свою ценность, если получающие его люди не смогут его полноценно использовать. Судя по всему, пришло время изменить эту ситуацию.

    Разместить резюме Добавить вакансию

    careerist.ru

    Профориентация школьников - Цели, задачи, проблемы и актуальность

    Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил, как свой характер, так и свои цели.

    Теперь к психофизиологическим особенностям человека предъявляются особенные требования, а уровень его профессиональной компетентности и выносливости должен быть более высоким.

    Особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой также возросла в несколько раз. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.

    Цели профориентации школьников

    Основной целью профориентационной работы является помощь учащимся с выбором, как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности.

    Любой проект по профориентации ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.

    Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.

    К задачам же можно отнести такие:

    • Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
    • Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применяются в воспитательной работе. Сегодня существует не один инновационный метод, что дает педагогу широкое поле для выбора.
    • Поддержка школьников, у которых прогнозируются проблемы профориентации и в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
    • Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.

    Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста

    Профориентация младших школьников (1-4 класс).

    Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

    Профориентация для школьников 5-7 классов.

    На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

    Профориентация школьников 8-9 классов.

    Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

    Профессиональная ориентация .

    Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.

    Направления работы по профессиональной ориентации школьников

    Работа по профессиональной ориентации должна вестись непрерывно с первого года обучения в школе. И в главе всего этого процесса стоит классный руководитель, который должен проводить работу в следующих направлениях.

    • Давать детям необходимую профессиональную информацию.

    Он включает в себя основные сведения о профессиях, необходимых качествах для работы по данному направлению, а также информацию об учебных заведениях и путях получения соответственного образования. И задача педагогов – донести до школьника эту информацию, используя самые разные формы работы по профориентации.

    • Профориентационное воспитание.

    Задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы побуждать в учащихся желание участвовать в разных формах как классной, так и внеклассной работы. А также склонять их к активной пробе своих сил и производительному труду. Так можно позволить ученикам на практике развивать свои склонности и формировать определённые навыки. Очень важно давать школьникам пробовать себя в различных видах деятельности. Для этого школа обязана обеспечить разнообразие видов внеклассных работ.

    • Профессиональное консультирование

    Прежде чем приступать к консультации учащихся, специалист обязательно должен изучить их личности. Так как консультация чаще всего имеет индивидуальный характер, классный руководитель имеет возможность наблюдать за развитием своих учеников, изучать результаты их как учебной, так и внеучебной деятельности. Также для более подробного анализа используются анкеты, заполнение бланков с вопросами, составление психологических и педагогических характеристик, а также консультативные беседы с родителями.

    Главные принципы профориентации в школе:

    1. Систематичность и постоянство. Это один из самых главных принципов, так как для хорошего результата работа должна вестись регулярно, начиная с первых классов и заканчивая выпускными. В корне неверно начинать работу по профессиональному самоопределению школьников в старших классах и придавать этому меньше внимания в младшей школе.
    2. Индивидуальный подход к ученикам. Дифференцированный подход наиболее удачен и эффективен, так как именно он позволяет правильно распределить силы, задания и выбрать правильные методы относительно каждого учащегося. Для этого педагог всегда должен быть осведомлен о сформированности интересов учеников, об их ценностях и жизненных ориентирах, и, конечно же, об уровне успеваемости.
    3. Правильное сочетание групповых занятий с индивидуальными. Индивидуальная работа с учениками имеет огромную важность, однако в совокупности с групповыми консультациями она приобретает еще больше смысла.
    4. Взаимосвязь между школой, высшими учебными заведениями и другими организациями, связанными с трудоустройством.
    5. Профориентация должна иметь прямую связь с реальной жизнью. Это значит, что для успешной работы по профессиональному самоопределению учеников педагогический персонал должен:
    • Располагать информацией о социально-экономических характеристиках профессий.
    • Владеть знаниями о перспективах предлагаемых профессий.
    • Знать профессиональные требования предлагаемых профессий.

    Этапы организации профориентационной работы

    1. Пассивно-поисковой период (1-7 классы)

    На этом этапе дети делают свой первый выбор относительно профессии. С первого по четвертый класс учитель должен развивать интерес, а также способности школьников, дабы сформировать потребность в профессиональном самоопределении. В 5-7 классах необходимо увеличить количество факультативов и кружков, а также привлекать школьников к творческой деятельности в коллективе. Также очень хорошо, если педагог с первого класса будет вести портфолио на каждого ребенка. Такое портфолио сопровождает ребенка до самого выпуска и помогает более полно понять, в каком профессиональном направлении подтолкнуть учащегося.

    1. Активно-поисковой период (8-9 классы)

    На этом этапе учитель должен преследовать цель помочь своим ученикам сформулировать для себя конкретные цели и задачи, соотносимые с будущей профессией. Для этого необходимо обеспечить подросткам психолого-педагогическое сопровождение на пути выбора. Именно на этом этапе начинается реальное знакомство с учебными заведениями, их статусом, с положением профессии на рынке труда. В 9 классе рекомендовано устраивать тематические родительские собрания.

    1. Этап профессионального определения (9-11 классы)

    Самое важное, помимо подготовки к адекватному выбору с помощью дополнительного информирования и консультаций, является также предоставление возможности ученикам углубленно изучать отдельные предметы.

    Темы для классных часов по профессиональному самоопределению

    Есть список тем, которые можно интерпретировать, видоизменять, но при этом они все равно должны присутствовать в процессе профориентации.

    1-4 классы:

    • «Мои интересы».
    • «Каждая работа хороша по-своему».
    • «Кем работают наши родители».
    • «Профессия моей мечты».

    5-8 классы:

    • «Люди и техника».
    • «Красота спасет мир» – экскурсии в салоны красоты, парикмахерские и т.д.
    • «На страже безопасности» – встреча с сотрудниками правоохранительных органов.
    • «Астрономия – удивительный мир» – экскурсия в планетарий.
    • «На страже здоровья» – экскурсия в аптеку, которая может зародить желание поступить в медицинский ВУЗ..

    9-11 классы:

    • Анкетирование по теме «Главные факторы при выборе профессии».
    • Беседа о мотивах выбора профессии.
    • «Они учились у нас» – знакомство с успешными или известными учениками школы.
    • Беседа «Перспективные профессии».
    • «Психологическая» характеристика профессий.

    Это только приблизительный список, помимо которого существует еще далеко не одна тема. Его можно значительно расширить и редактировать. Главное, придерживаться всех основных принципов профориентации и учитывать особенности каждого возрастного периода школьников.

    workking.ru

    Организация профориентационной работы в школе

    Организация профориентационной работы в школе

    Для осуществления грамотной профориентационной работы в школе очень важна выстроенная и стабильно функционирующая структура, в которой задействованы практически все сотрудники учебного заведения. Мягко взаимодействуя со школьниками на протяжении всего времени обучения, начиная с начальных классов и заканчивая выпускными, можно успешно помочь им сделать обдуманный, самостоятельный выбор профессии, профиля обучения и предотвратить множество связанных с этим типичных ошибок.

    Стоящие перед школой задачи профориентации школьником всегда целесообразно решать с использованием множества видов деятельности, в которых так или иначе задействованы ученики. Это могут быть познавательные виды деятельности, игровые, коммуникативные, общественно-полезные и другие на усмотрение школьного руководства, психологов и учителей.

    Структура школьной профориентационной работы

    Рассматривать школьную структуру по решению профориентационных задач и проблем стоит начать с рассмотрения в целом, не углубляясь пока в обязанности каждого исполнителя.

    Как видно на представленном изображении, технически за все происходящие в школе процессы отвечает, конечно же, директор, но на практике задачи по построению профориентационной работы в школе, как правило, отдаются заместителю директора по воспитательной работе, который и исполняет обязанности руководителя и координатора для всех участников.

    Далее идут такие участники процесса как классные руководители, учителя-предметники, школьный психолог, социальный педагог, медицинский работник или преподаватель основ безопасности жизнедеятельности и замыкают список сотрудники библиотеки. Несмотря на формальное разделение и довольно большую самостоятельность каждого из звеньев их работа должна основательно пересекаться друг с другом и служить одной цели – профориентации школьников на всём протяжении учебного процесса. Управлением, корректировкой, координацией и синхронизацией различных отделов друг с другом и занимается заместитель директора по воспитательной работе.

    Рассмотрим направления деятельности и обязанности каждого участника по-отдельности и более подробно.

    Заместитель директора по воспитательной работе

    • Создаёт общую стратегию для всех участвующих в помощи профессионального самоопределения учащихся. Направляет, согласует и синхронизирует их работу между собой.
    • Занимается поддержкой связей школы с различными социальными партнёрами, которые могут принять участие и помочь школьникам в вопросе выбора профессии или профиля обучения.
    • Проводит педсоветы и другие виды совещаний по вопросам профессионального определения учащихся старших классов.
    • Организует повышение соответствующей квалификации всех участвующих лиц, начиная от классных руководителей и обычных педагогов, заканчивая сотрудниками психологической и медицинских служб.
    • Планирует и воплощает в жизнь работу всего коллектива для подготовки школьников к профессиональному определению в рамках разработанной и действующей концепции профориентационной работы в среднеобразовательном учреждении.
    • Содействует участию школьников в олимпиадах различного уровня.
    • Занимается анализом и коррекцией текущей деятельности и полученных результатов всех участников по своим направлениям.
    • Организует каникулярную трудовую практику или других подобных ученических бригад.
    • Осуществляет контроль над работой всех задействованных в школьной профориентационной работе лиц.
    • Организует и курирует дополнительные занятия учеников выпускных классов в рамках профильного обучения или допрофильной подготовки, как в рамках своего учебного заведения, так и вне его.

    Классный руководитель

    • Занимается психолого-педагогическими наблюдениями за выявленными склонностями детей и ведением индивидуальных карточек каждого школьника, куда заносится информация из тестов, анкет, наблюдений и прочих мероприятий, осуществляемых школьными психологами.
    • Для своего класса разрабатывает и составляет индивидуальный план поддержки профессионального определения ребят, используя большое количество различных методов, форм, средств, направленных на повышение активности детей в познавательной и творческой сферах.
    • С помощью школьного психолога организует и проводит индивидуальные или групповые профориентационные встречи, беседы, конференции.
    • Организует посещение учащимися старших классов дней открытых дверей и прочих подобных мероприятий в высших и среднепрофессиональных учреждениях города и окрестностей.
    • Способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.
    • Организует поездки и экскурсии детей на предприятия различной направленности и сфер деятельности.
    • Содействует школьным психологам в проведении исследований школьников и их родителей по проблемам профориентации.
    • Помогает детям составить карту карьеры, спроектировать индивидуальный план получения профильного и дополнительного образования, а также проанализировать свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки относительно той или иной профессии.
    • Проводит родительские собрания по вопросам выбора профессии и готовности учеников к совершению осознанного выбора.
    • Организует встречи с интересными людьми: представителями профессий, компаний, высших и среднепрофессиональных учебных заведений, бывшими выпускниками школ и т.д.

    Учитель-предметник

    • Повышает интерес и развитие личности учеников в рамках своего предмета используя большое количество разнообразных приёмов, таких как: домашние задания, длительные совместные проекты, факультативы, стенгазеты, деловые игры и т.д.
    • Помогает в участии ребёнка в олимпиадах всех уровней.
    • По возможности старается выявлять сильные и слабые стороны учеников, их склонности, возможности и таланты.
    • Адаптирует имеющиеся или разрабатывает свои программы в зависимости от особенностей класса.
    • Развивает у учеников профессионально важные навыки.
    • Организует профориентационную деятельность в рамках своих предметов.

    Школьный психолог

    • Проводит различные тренинги и мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение школьников.
    • Организует и курирует процесс выявления интересов, талантов, способностей, склонностей ребят к той или иной профессии.
    • Занимается организацией и проведением встреч, бесед, психологического консультирования для родителей учеников по вопросам выбора профессии.
    • Совместно с классными руководителями приглашает родителей школьников для небольшого выступления перед детьми с рассказом о своей профессии.
    • Помогает классным руководителям с анализом и интерпретацией проведённых профориентационных исследований для определения профессиональной направленности ребят.
    • Наблюдает за степень готовности каждого ученика к самостоятельному выбору профессии.
    • Проводит групповые и индивидуальные консультации, учитывая возрастные особенности и ограничения школьников.

    Социальный педагог

    • Консультирует старшеклассников по различным социальным вопросам.
    • Помогает классным руководителям с анализом, предотвращением и исключением разнообразных социальных проблем, могущих усложнить профессиональное самоопределение учащихся.
    • Занимается повышением самооценки у учащихся группы риска, если таковая занижена.
    • Занимается оказанием дополнительной социальной и педагогической поддержки для ребят группы риска в вопросах выбора профессии и получения образования.

    Библиотека

    • Сотрудники школьной библиотеки занимаются регулярным подбором соответствующей литературы по профориентационным вопросам для классных руководителей, педагогов-предметников, учеников и их родителей.
    • Устраивают различные мероприятия с литературой о профессиях из различных областей деятельности.
    • На основе выявленных читательских интересов детей рекомендуют им соответствующую литературу, способствующую повышению качества и количества информации о профессиях и помогающую в вопросах профессионального самоопределения.
    • Изучают, обобщают и систематизируют большое количество информации по городу, региону, стране, которая так или иначе связана с выбором профессии. Это может быть информация о текущей и планируемой потребности в кадрах на рынке труда, справочная информация, программы обучения, профессиограммы и другие описания профессий, фотографии и т.д.

    Преподаватель ОБЖ или медицинский работник

    • Формирует у детей цель на ведение здорового образа жизни, занятии спортом.
    • Объясняет школьникам взаимосвязь между здоровьем человека и его успешности в профессиональном плане.
    • Рассказывает о физических и других требованиях, предъявляемых к различным профессиям.
    • Проводит консультации для школьников и их родителей по влиянию выбранной профессии на здоровье.
    • Помогает классным руководителям, социальному педагогу и школьному психологу с анализом деятельности школьников.

    Заключение

    В любой современной школе, если она искренне стремится максимально помочь своим выпускникам в их карьере должна активно действовать профориентационная программа с поддержкой на всех уровнях. Как видно из вышесказанного материала, для помощи детям в выборе профессии, в том или ином виде задействованы практически все сотрудники школы, начиная от заместителя директора по воспитательной работе и заканчивая библиотекой и медицинским сотрудником. Успешно выстроенная структура школьной профориентационной работы, несомненно, поможет выпускникам получить самостоятельно выбранное и подходящее образование, что, несомненно, приведёт к успешной рабочей деятельности и карьере. А большое количество успешных выпускников не замедлит сказаться на престиже и статусе школы.

    Надеемся, что приведённый пример организации профориентации в школе поможет Вам правильно выстроить подобную структуру в своём учреждении и помочь детям сделать один из самых сложных и важных выборов в свой жизни.

    proforientatsia.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о