Программы школ: Программы начальной школы: какие они бывают и как выбрать подходящую для вашего ребёнка
Программы начальной школы: какие они бывают и как выбрать подходящую для вашего ребёнка
Миллионы родителей из года в год ищут школу, которая подойдет их детям. Марина Моисеева больше 30 лет проработала в школе учителем географии, причем 14 из них она занимала должность директора одной московских школ. Свой педагогический опыт она собрала в книге «Как выбрать школу для ребенка?». Публикуем отрывок, посвященный существующим на данный момент программам начальной школы.
Поступление ребенка в школу — для многих родителей это именно выбор школы. Но начальная школа — это ещё и выбор программы обучения. Каждая школа имеет право выбрать любую из существующих в настоящее время и апробированных в течение многих лет программ — традиционных и авторских. Школ, работающих по авторским программам, намного меньше, поэтому мы начнем обзор именно с традиционных программ.
Выбор той или иной программы обучения в начальной школе определяет набор предметов, которые будут изучать дети, учебники и рабочие тетради, а также дополнительные учебные и дидактические материалы, которые входят в состав учебно-методических комплексов (УМК), созданных для каждого года обучения в начальной школе. Если в составе УМК каких-то предметов нет, то это не означает, что они не изучаются. Скорее всего, они есть, но учитель будет работать по другим программам и учебникам.
Некоторые программы предусматривают необходимость дополнительной подготовки детей для поступления в первый класс. То есть, если программа предполагает серьезную учебную нагрузку уже с первого класса, и ориентирована на детей, которые уже умеют читать и считать, то без специальной подготовки к школе ребенку будет учиться сложно. Где такую подготовку лучше всего получать? В подготовительных группах дошкольного отделения школы, либо на курсах подготовки к поступлению, которые предлагаются в системе дополнительного образования.
Есть программы, в которые их авторами заложен принцип вариативности, т. е. учебный материал подается так, что каждый ребенок может выбрать для себя ровно то, что ему важно, интересно и по силам. В некоторых программах вариативность не предусматривается, поскольку они изначально создавались для одаренных и высокомотивированных детей.
Также важно понимать, проработана ли программа на уровне средней школы или УМК по выбранной методике обучения разработан только для начальной школы? Это означает, что при переходе в 5-й класс, в котором обучение проходит по другой программе, у ребенка могут возникнуть затруднения. Они со временем будут устранены, так как все программы в любом случае регламентируются действующими федеральными образовательными стандартами для начальной школы, но, тем не менее к несовпадению программ нужно быть готовым заранее.
Очень важный вопрос — включены ли учебники, которые используются в начальной школе, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в школе. Этот перечень учебников обновляется каждый учебный год. Если тот или иной учебник не вошел в федеральных перечень рекомендуемых и допущенных к использованию в школе учебников, то он может использоваться только как дополнительное учебное пособие, но не как основной учебник. Как правило, большинство учителей работают по рекомендуемым и допущенным учебникам, но используют для работы с детьми и различные комбинации учебных пособий, рабочих тетрадей и другие материалы, которые подбирают из различных УМК.
Итак, какие же программы можно увидеть в российских начальных школах?
1. Программа «Школа России»
Кратко о программе: Самая широко распространенная программа начальной школы, которая используется уже более 15 лет. Большой авторский коллектив — В. Г. Горецкий, М. И. Моро, А. А. Плешаков, В. П. Канакина, Л. М. Зеленина, Л. Ф. Климанова и др. Самая легкая из программ.
Это современный вариант классической советской системы обучения, в котором сочетаются проверенные временем методики с новыми технологиями обучения, в том числе цифровыми. Система заданий в учебниках направлена на подготовку учащихся к выполнению Всероссийских проверочных работ. В УМК входит система дополнительных пособий, которая направлена на развитие у детей самостоятельности. Но самое главное, что эти пособия можно использовать дома — они помогут родителям правильно организовать работу над закреплением полученных знаний на уроке.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, изобразительное искусство, музыка, технология, физкультура, ОРКСЭ, иностранные языки — английский, немецкий, французский, испанский
Требуется ли подготовка к поступлению: нет
Есть ли преемственное продолжение в средней школе: да.
Для кого больше всего подойдет: Поскольку это самая медленная по темпу обучения и легкая по содержанию из всех действующих программ, то она подойдет детям, которые не проходили специальную подготовку к поступлению в первый класс и не освоили письмо и счет. Система заданий в учебниках позволяет успешно обучаться детям с разным уровнем подготовки и способностями. Математика — не самая сложная по сравнению с другими программами.
2. Программа «Начальная школа ХХI века»
Кратко о программе: УМК разработан авторским коллективом под руководством Н. Ф. Виноградовой (А.М. Пышкало, Л. Е. Журова, О. А. Евдокимова, С. В. Иванов, М.И Кузнецова и др.). Программа ориентирована на сильных учащихся, направлена на развитие логического мышления. Много заданий повышенной сложности по математике и литературному чтению. Программа предусматривает много исследовательских и проектных заданий, направлена на развитие познавательного интереса ребенка при высокой скорости изучения и усвоения материала. Вместе с тем, адаптация ребенка к школе идет постепенно — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме и с помощью заданий на смекалку и фантазию. Программа хорошо развивает самостоятельность и самооценку ребенка.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, английский язык
Требуется ли подготовка к поступлению: нет
Есть ли преемственное продолжение в средней школе: есть до 8 класса включительно.
Для кого больше всего подойдет: Для детей, которые уже умеют хорошо читать, для любознательных детей с широким кругозором, кто готов к самостоятельной работе с учебным материалом, проявлению инициативы и активной познавательной деятельности.
3. Программа «Перспективная начальная школа»
Кратко о программе: Программа создана на основе научных идей развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Эльконина — В Давыдова. Среди авторов учебников: Н.Г. и Ю.А Агарковы, Н. А. Чуракова, А. Л. Чекин, С. Г. Тер-Минасова и др. Основной задачей программы является развитие личности школьника, его индивидуальности и творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка, его эмоционально–ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. Программа обучает ребенка работать с информацией в словарях, справочниках, библиотечном каталоге. Между учебниками, которые входят в УМК, существуют перекрёстные ссылки, а также ссылки на ресурсы интернета. Из учебника к учебнику переходят одни и те же действующие лица, с помощью которых ученик получает знания — это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. В оформлении учебников применён принцип разноцветных (разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями.
На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, информатика и ИКТ, окружающий мир, ОРКСЭ, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, английский язык
Требуется ли подготовка к поступлению: нет
Есть ли преемственное продолжение в средней школе: нет.
Для кого больше всего подойдет: Программа подойдет детям с разными способностями и успеваемостью, но которым подходит быстрый темп обучения.
4. Программа «Планета знаний»
Кратко о программе: Коллектив авторов учебников под руководством И. А. Петровой в составе: Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина, Э. Э. Кац, М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова, Г. Г. Ивченкова и др. У учебников есть электронные приложения. Программа с развивающим компонентом. Позволяет ребёнку научиться мыслить, жёстко не алгоритмизирована. Программа ориентируется на самостоятельную деятельность ребёнка, на развитие способности ориентироваться во всё возрастающем количестве информации, учит выбирать действительно нужную и важную. Математика сложная, богата логическими заданиями, точно так же, как и литература, где большое внимание уделяется анализу произведений.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, ОРКСЭ, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура
Требуется ли подготовка к поступлению: да (ребенок должен уметь читать и считать)
Есть ли преемственное продолжение в средней школе: нет.
Для кого больше всего подойдет: Для учащихся с разным уровнем подготовки, но готовых к самостоятельной проектной деятельности и большим по объему домашним заданиям.
5. Программа «РИТМ»
Кратко о программе: УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Авторский коллектив: Т. Г. Рамзаева, Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнева, Г.К. и О. В. Муравины, Е.В. и А. И. Саплины и др. Программа нацелена на вариативность обучения и повышение мотивации учащихся. Все предметы начальной школы интегрированы. Процесс обучения поддерживается обширной по ресурсам информационно-образовательной средой.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура
Требуется ли подготовка к поступлению: нет
Есть ли преемственное продолжение в средней школе: нет.
Для кого больше всего подойдет: Подойдет для разных детей, но будет точно интересна для тех, кому нужен индивидуальный подход, разные уровни сложности и вариативности учебной траектории.
6. Программа «Перспектива»
Кратко о программе: Программа создана авторским коллективом под руководством Л. Г. Петерсон. Авторы учебников в составе УМК: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева, Г. В. Дорофеев, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, А. А. Плешаков и др. Система развивает познавательный интерес ребенка. Самым сложным для усвоения предметом является математика, в которую включен геометрический материал. Со второго класса предлагаются практические задания на моделирование фигур, изготовление каркасных моделей. Такие задания помогают развивать пространственное мышление. Особое внимание в программе уделяются развитию творчества ребёнка. Предлагаются игровые, проектные, практические задания.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, физическая культура, ОРКСЭ, иностранные языки — английский, немецкий, французский, испанский
Требуется ли подготовка к поступлению: да (развитие речи, математика, окружающий мир)
Есть ли преемственное продолжение в средней школе: да.
Для кого больше всего подойдет: Поскольку программа довольно сложная, то больше всего подойдет детям, которые хорошо подготовлены по математике и еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.
7. Программа по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
Кратко о программе: Это, фактически, не просто программа, а система обучения, разработанная великими советскими учёными — психологами Д. Б. Элькининым и В. В. Давыдовым. Имеет более чем 40-летнюю историю, в российских школах по этой системе школы работают с 1996 года. Особое место в программе уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.
Авторы учебников в составе УМК: В. В. Репкин, Е. В. Вострогова, В. А. Левин, Т. В. Некрасова, Л. И. Тимченко, Д. Б. Элькинин, Г. А. Цукерман, О. Л. Обухова, С. В. Ломакович, Е. И. Матвеева, В. В. Давыдов, Э. И. Александрова, Е. В. Чудинова и др.
Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков, среди которых особое место занимает рефлексия, умение анализировать информацию, искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.
Требуется ли подготовка к поступлению: нет
Есть ли преемственное продолжение в средней школе: нет.
Для кого больше всего подойдет: Подойдет для детей с нестандартным и хорошо развитым мышлением. Поскольку уровень преподавания предметов очень сложный, то и учиться успешно будут только те дети, которые имеют хороший уровень подготовки к школе и повышенную работоспособность.
8. Программа «Гармония»
Кратко о программе: Программа базируется на двух принципах: гуманизации и развивающем обучении. Особенность УМК — динамическое оценивание успехов каждого ребёнка, которые отражаются в портфолио. Концепцию программы предложила доктор педагогических наук Н. Б. Истомина. Среди авторов учебников в составе УМК: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. В. Кубасова, Н. Б. Истомина, О. Т. Поглазова и др.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, технология, изобразительное искусство, ОРКСЭ, музыка.
Требуется ли подготовка к поступлению: да (навыки коммуникации, логического мышления, мотивация к обучению)
Есть ли преемственное продолжение в средней школе: да.
Для кого больше всего подойдет: Для одаренных детей, умеющих активно общаться, логически мыслить и обладающих объективным интересом к знаниям.
9. «Школа 2100»
Кратко о программе: Программу разрабатывает коллектив авторов: А. А. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, С. К. Бондарева, Ш. А. Амонашвили и др. В основе программы лежит «педагогика здравого смысла» известного советского психолога А. А. Леонтьева. Среди авторов учебников в составе УМК: Р.Н. и Е. В. Бунеевы, О. В. Пронина, Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. В. Горячев, А. А. Вахрушев и др.
Особенностями программы являются преемственность на всех этапах обучения от детского сада до вуза, системность в использовании полученных знаний и непрерывность в последовательности учебных задач. Работа по программе продолжается в среднем звене. На выходе авторы видят ребёнка, способного к саморазвитию, владеющего картиной мира и несущего ответственность за себя и своё образование.
Учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, технология, изобразительное искусство, ОРКСЭ, музыка, физическая культура.
Требуется ли подготовка к поступлению: да
Есть ли преемственное продолжение в средней школе: да.
Для кого больше всего подойдет: Для разных по уровню подготовки учащихся.
10. «Планета знаний»
Кратко о программе: Основополагающий принцип этой программы — вариативность. УМК состоит из двух частей: базовый уровень (должны знать все учащиеся) и повышенной сложности (нестандартные задания для любознательных и способных учеников). Руководитель авторского коллектива — И. А. Петрова. Среди авторов учебников в составе УМК: Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина, Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова, Г. Г. Иваноченкова, И. В. Потапов, Е.В. и А. И. Саплины и др.
Программа предусматривает, что ученик должен сам стремиться к новым знаниям и получать удовольствие от обучения, поэтому создает наиболее комфортные условия, делая первый год обучения адаптационным. В программу заложен принцип вариативности уровней и заданий.
Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, технология, изобразительное искусство, ОРКСЭ, музыка, физическая культура.
Требуется ли подготовка к поступлению: да (ребенок должен уметь читать и считать)
Есть ли продолжение в средней школе: нет.
Для кого больше всего подойдет: Для разных по уровню подготовки учащихся.
Изображение на обложке: fotosparrow / Shutterstock / Fotodom
7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы
Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»
Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).
«Школа России»
Эта программа самая распространенная и самая легкая, её часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счёт. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребёнка осознанному чтению, счёту и письму.
Главным минусом программы многие называют её простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.
«Начальная школа ХХI века»
Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.
Из минусов — запутанная, порой непоследовательная подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.
«Перспективная начальная школа»
Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.
Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).
«Планета знаний»
Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.
Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.
«РИТМ»
УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.
К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.
«Перспектива»
Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива» создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.
Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.
Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.
Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.
Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.
Подробнее об образовательных программах:
8 плюсов учебной программы «Перспектива»
10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»
Читайте также:
В школу в 6 лет: мнение психолога
До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
Фото: Shutterstock. com
образованиеполезные советышколаобщество
Программы
-
Wellness Wednesdays NYC может помочь учащимся и их семьям освоить навыки и привычки, способствующие физическому, умственному и эмоциональному благополучию.
-
Общественные школы поддерживают ребенка в целом, его семью и обучение как в классе, так и за его пределами.
-
Организация NYC Urban Ambassadors (UA) была основана для того, чтобы предоставить молодым людям, исторически недостаточно обслуживаемым, целеустремленность, лидерство и отличие.
-
DREAM — это академическая программа, доступная во внеурочное время и готовящая учащихся седьмых классов государственных школ Нью-Йорка к сдаче вступительного экзамена в специализированные средние школы (SHSAT) в восьмом классе.
-
Программа Medically Necessary Instruction предоставляет образовательные услуги всем детям школьного возраста (с 3-K по 12 классы), которые не могут посещать школу по ортопедическим, неортопедическим/медицинским или психиатрическим причинам.
-
IMAGINE Schools NYC — это инициатива, направленная на расширение возможностей сообществ для проектирования новых школ и переосмысления существующих школ.
-
Узнайте больше об образовании для взрослых и регистрации.
-
Эта бесплатная программа предоставляет участвующим в программе учащимся стипендиальный счет в Нью-Йорке, на который поступают деньги для квалифицированного обучения в колледже и профессионального обучения.
-
Обзор обучения на открытом воздухе
-
Программа наставничества Нью-Йорка
О Stride K12: Онлайн-школы Stride K12
Позвольте представиться!
С помощью школьных программ Stride K12 мы даем учащимся возможность учиться наиболее удобным для них способом — в своем собственном месте и в своем собственном темпе.
А с 16 декабря 2020 г. компания K12 Inc. стала Stride, Inc. Как компания Stride, мы продолжим обслуживать семьи и учащихся школ, использующих Stride K12, и расширим сферу своей деятельности, чтобы предлагать решения для обучения учащимся все возрасты. Узнайте больше о Страйде.
Основные факты о Stride K12
учащихся выбрали школы с питанием от Stride K12
учащихся выбрали школы с питанием от K120066
Бесплатные школы Stride K12 во многих штатах
Профессиональная подготовка для учащихся средних и старших классов
Профессиональная подготовка для учащихся средних и старших классов
Государственные и частные школы
4 для удовлетворения потребностей учащихся
Варианты государственных и частных школ для удовлетворения потребностей учащихся
Преобразование образования на десятилетия
Преобразование образования на десятилетия
Узнайте о подходе Stride K12 к персонализированному обучению.
Важным отличием онлайн-школ и программ Stride K12 является подход к индивидуальному обучению и стремление помочь учащимся учиться и расти.