Работы учителя: плюсы, минусы и как им стать

Содержание

Описание опыта работы учителя начальных классов

Классы: 1, 2, 3, 4

Учитель должен быть проводником для ребёнка: открытым окном, где можно увидеть свет, домом, куда можно всегда прийти, дверью, которая открывает дорогу в жизнь…

Учитель начальных классов имеет возможность всесторонне изучать своих учеников на протяжении четырёх лет подряд. В каждом последующем классе опираюсь на наблюдения и опыт прошлых лет. Анализирую, как идёт у обучающихся формирование универсальных учебных действий, какие педагогические мероприятия оправдали себя в работе, над чем предстоит ещё работать.

Современный кабинет — это путь к успешному обучению. Мой кабинет соответствует требованиям СанПиН 2.4.2. 2821-10. Созданы все условия для выполнения образовательной программы школы, отвечающей современным стандартам: многофункциональная доска, стационарно закреплённый проектор, ноутбук, интернет.

В творческой лаборатории систематизированы все методические и дидактические материалы, распределены задания обучающего и контролирующего характера.

Древняя китайская мудрость гласит:

Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму.

Стараюсь строить свои уроки, следуя этой мудрости. Начиная с этапа самоопределения к деятельности, различные сюжеты и ситуации, близкие детям, помогают поддерживать интерес детей к предмету. Через обсуждение учащиеся приходят к пониманию, а не к простому заучиванию. На каждом уроке идёт формирование рефлексивного мышления учеников. Обучение идёт без принуждения, более результативно.

Моя методическая тема — «Формирование интереса к чтению у младших школьников». Выбор темы не случаен. В последние годы наблюдается резкое снижение интереса детей к чтению. Многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего они читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят кино, играют в компьютерные игры.

В основном читают книги по школьной программе, а художественная книга остаётся не реализованным источником знаний. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Работая над методической темой, ставила такие цели:

  • прививать интерес и любовь к чтению;
  • развивать у детей интерес к предмету литературное чтение;
  • развивать читательские интересы младших школьников;
  • развивать стремление добывать информацию самостоятельно.

Основной принцип в моей работе — научить ребёнка самостоятельно думать и работать, научить учиться, что соответствует требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта.

На уроках литературного чтения мои ученики пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. Например, во втором классе дети познакомились с понятием рифма. Я даю рифму, например: на дворе — в серебре, сказки — салазки, зима — дома, намело — бело. Дети придумывают небольшие стихотворения.

Много снега на дворе,
Все деревья в серебре.
И как будто в сказке
Мчат с горы салазки.
Гарданова Ирина

В шапки белые зима
Нарядила все дома.
Ух, как снегу намело,
Стало всё белым-бело!
Цавкаева Фатима

Совсем недавно дети сами сделали книжки-малышки, где героем их сказок стала лиса. Почему лиса? Потому что в прочитанных сказках главным героем была лиса. Детям захотелось сочинить свою сказку. А как творчески они подошли к оформлению! Конечно же, им помогали родители. Затем на уроке внеклассного чтения состоялась презентация данных проектов.

Большое внимание на своих уроках уделяю повышению уровня активности всех учеников класса. Подбираю такие задания, которые способствуют увеличению объёма общения каждого ученика на уроке:

  • работа в парах;
  • работа в группах;
  • инсценировки;
  • ролевое чтение;
  • совместное творчество.

Формирование интереса к чтению проходит и на классных часах. В план воспитательной работы включаю классные часы по темам:

  • «Моя любимая сказка»
  • «Как беречь книгу»
  • «Хорошая книга — твой друг на всю жизнь»
  • «Мы — юные читатели» и др.

Такая систематическая и целенаправленная работа помогает мне значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить к нему интерес.

Ученики моего класса посещают школьную библиотеку. В нашей школе для первоклассников традиционным стал праздник «Посвящение в читатели». В прошлом учебном году были проведены Литературные чтения, посвящённые 161-летию со дня рождения Коста Левановича Хетагурова. Мы знакомились с её творчеством. Затем в параллели прошёл конкурс на лучшего чтеца. Победителем и призёрами стали ученики моего 4Б класса.

Работа по формированию и развитию интереса к чтению осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники, конкурсы, викторины.

Мои дети активно участвуют в литературных конкурсах.

Основная задача — обучить ребёнка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество. Обучение детей чтению принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. Читательские интересы — это следующая ступень читательской зрелости, ступень значительно более серьёзная, которая обязательно предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. В кабинете есть Волшебная полка, куда дети приносят прочитанные книги, которыми они потом с удовольствием обмениваются.

29 ноября всем классом мы посетили Центральную районную библиотеку. Незабываемые впечатления остались от увиденного и услышанного: дети узнали много нового о кошках. Многим захотелось сделать книжку-малышку про кошку.

В осенние каникулы детям было дано задание — прочитать «Гарантийных человечков» Э.Успенского. Затем мы с ребятами обсуждали прочитанное произведение. В наше время эта книга малоизвестная.

Но именно из этой книги вырос любимый детьми м/ф «Фиксики».

К 4-му классу ребята обладают определённым набором читательских знаний, умений и навыков, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг. Каждые 2 недели проходят уроки внеклассного чтения. Стремлюсь подобрать детям такие произведения, которые будут интересны им по возрасту. Иногда дети сами предлагают книгу, которую им хотелось бы прочитать. После прочтения произведений провожу тестирование, викторины, делаем инсценировки. Последнюю книгу, которую дети читали, это «Голубая чашка» А.П.Гайдара. После её прочтения мы учились ставить вопросы по содержанию рассказа. За 4 года мои ученики не только хорошо читают, но и легко ориентируются в подборе книг для самостоятельного чтения.

На сегодняшний день учащиеся моего класса стали активными читателями школьной библиотеки, многие дети записаны в городские библиотеки.
В конце второй четверти мною было проведено анкетирование. Детям было предложено ответить на вопрос: «Какие книги тебе нравится больше читать?» Результаты исследования видны на рисунке.

Анкетирование показало, что ученики моего класса предпочитают читать разнообразные по тематике книги, но наиболее любимыми являются произведения о животных. Это видно на рисунке.

Думаю, с большим интересом мои ребята ждут каждый урок литературного чтения, ведь они знают, что откроют для себя новые знания, сумеют проявить себя и как чтецы, и как писатели, поэты, сказочники, и как актёры, и как исследователи. Вместе мы открываем для себя прекрасную страну, имя которой Литература, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и развития.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий.

Интеграция в современном мире становится одним из важнейших методических направлений в процессе модернизации образования. Интеграция предметов в современной школе — это один из способов формирования всесторонне развитой личности. Это даёт возможность показать учащимся мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний литературы, живописи, музыки, способствует формированию личности ребёнка, повышает школьную мотивацию.

Большинство учебных предметов я веду сама, поэтому часто применяю технологию интегрированного обучения. Например, форма проведения интегрированного урока (обучение грамоте и окружающий мир) при прохождении темы «Лес — природное сообщество» дети искали пословицы и поговорки о лесе, стихи, составляли описание одного растения и одного животного. Эти знания они потом использовали на уроках русского языка и литературного чтения.

Для эффективного использования своего времени и времени детей на уроках и при подготовке к ним использую элементы и других современных образовательных технологий: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, игровую и проектную технологию.

Практикую проведение нестандартных уроков: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие. Применяю исследовательские методы обучения, задания творческого характера. Наиболее эффективными способами в формировании коммуникативной компетенции на уроках являются взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик». В результате этих взаимодействий учащиеся учатся рассуждать, слушать и слышать друг друга.

На мой взгляд, рост качества знаний достигается за счёт использования в работе инновационных педагогических технологий. Об эффективности применяемых мною современных образовательных технологий свидетельствуют:

  • 100 %-ная обученность учащихся в течение года; позитивная динамика «качества знаний»;
  • увеличение количества конкурсных мероприятий, в которых принимают участие мои ученики, количества участников школьных и муниципальных олимпиад, а также количества победителей предметных олимпиад;
  • высокая результативность моих учеников на олимпиадах и научно-исследовательских конференциях самого разного уровня за три года.
  • увеличение количества выступлений в рамках обобщения собственного педагогического опыта и участие в различных профессиональных конкурсах, наличие авторских разработок, публикаций.

Особое место в моей работе занимает технология личностно-ориентированного воспитания и обучения. Стараюсь учитывать особенности каждого ученика и раскрывать его потенциал. В своей работе использую памятки-опоры, памятки-алгоритмы, дифференцированный подбор заданий в тетрадях для самостоятельной работы, словари, справочники, фонд библиотеки, интернет. Предлагаю учащимся задания на выбор. Иногда комментирую: «Это задание для сильных. Если ты чувствуешь в себе силы, то сделай это. А это задание проще. А это совсем простое». Если же сильный ученик выбирает лёгкое задание, то могу сказать: «Я бы посоветовала тебе это задание. Ты справишься с ним». А слабый ученик, выбравший задание не по силам и понявший, что он пока не может с ним справиться, может всегда поменять задание.

Важнейшим способом активизации творческих сил учащихся и возможности дифференцированно подходить к обучению и воспитанию, является разнообразие жанров уроков, проведение нетрадиционных уроков:

    • урок-концерт по басням И.А.Крылова;
    • урок-путешествие по сказкам народов мира;
    • урок-соревнование по теме «Имя существительное», «Моря нашей страны»;
    • урок-викторина по математике;
    • урок-инсценировка по литературному чтению.

Всё это позволяет повысить самооценку учащихся и развить ситуацию успешности.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности и склонностей. Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, во время устного счёта, на минутке чистописания, при контроле знаний. В 3-4-м классах к урокам окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии по некоторым темам ребята сами готовят компьютерные презентации. А иногда сами выступают в роли «учителя» (тема урока обговаривается заранее).

При подготовке к урокам активно использую интернет-ресурсы.

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфелю достижений (портфолио). Приучаю детей с 1 класса накапливать свои результаты в индивидуальном портфолио. В нашей гимназии наличие такого портфолио становится обязательным требованием. Нужно постараться с самого начала построить работу ребёнка таким образом, чтобы он сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио. А в процессе работы происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

В своей деятельности применяю систему оперативного решения проблем в обучении, опираясь на сотрудничество с родителями и учителями- предметниками. Повышение качества знаний вижу в применении разноуровневых заданий, групповых и индивидуальных форм работы.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы формируются в младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно проявляются позже. В школу приходят дети с разным развитием. У многих способности спрятаны глубоко внутри. Поэтому одной из основных моих задач воспитания и обучения я вижу в выявлении способностей учеников и целенаправленном их развитии, ведь каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Вот почему я считаю проблему развития творческих способностей учащихся одной из наиболее важных. Организованная мною работа с учащимися, основанная на внедрении таких современных образовательных технологий, как технология деятельностного метода обучения, технология проектного обучения, технология проблемного обучения, приносит свои результаты: победы на районных, городских, республиканских и всероссийских конкурсах детского творчества, победы в предметных олимпиадах.

В 2018 году я стала классным руководителем 1Б класса. Набирая 1 класс, я задаю себе ряд вопросов:

  • Как обеспечить успешную социализацию младших школьников?
  • Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе?
  • Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?

Я считаю, что одним из главных направлений в работе учителя является формирование характера, воспитание настоящего гражданина своей Родины.

Позитивный социальный опыт обеспечивается через практическую деятельность учащихся, присутствующую как в урочной, так и во внеурочной деятельности образовательного процесса. Цель моей деятельности — создать условия для успешной социализации личности ученика.

Личность, на мой взгляд, должна быть:

  • свободной, то есть способной к самореализации;
  • гуманной, то есть способной на доброту, сострадание, милосердие;
  • духовной, то есть испытывать потребность в познании и самопознании, стремиться к красоте и поиску смысла жизни;
  • творческой, то есть развивать способности, интеллект;
  • практической, то есть вести здоровый образ жизни, знать народные обычаи, владеть хорошими манерами

Исходя из основной цели, ставлю следующие задачи:

  • выявить мотивированных и одарённых детей;
  • формировать и развивать личность, обладающую качествами гражданина, патриота своей Родины;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • способствовать формированию толерантного поведения и правового сознания.

Для решения поставленных задач необходимо было выяснить уровень их эмоциональной развитости, уровень учебной мотивации и одарённости. Мне помогли психологи нашей школы. Было проведено мониторинговое исследование в 1Б классе (в конце октября 2018г.).

Виды одарённости

Количество учащихся по видам одарённости

интеллектуальная

3

художественно-изобразительная

1

музыкальная

4

спортивная

4

техническая

1

артистическая

2

Такая диагностика помогла мне определить направления в воспитательной работе. Школа — это лаборатория сотрудничества детей и взрослых. Благодаря совместным творческим делам в нашем классе сложился партнерский характер отношений между взрослыми и детьми. Родители во главе с родительским комитетом класса оказывают большую помощь в организации воспитательной работы. Регулярно провожу тематические родительские собрания, посещаемость которых составляет 100%. Бывает и такое, что на собрания приходят оба родителя. В конце собрания обязательно интересуюсь, какая тема по вопросам обучения и воспитания их волнует, и раскрываю её на следующем собрании. Кроме того, провожу индивидуальные консультации по просьбе родителей. Традиционно каждый год провожу собрания-праздники с участием детей и их родителей. Постоянное взаимодействие с родителями способствует тому, что в моих выпусках отсутствуют правонарушения.

Идею педагогического взаимодействия в современной школе можно выразить формулой:

мир ребёнка + мотивация деятельности, творчество +
кооперация и сотрудничество + открытый мир = успех каждого!

Детский коллектив — это маленькая страна, в которой нужно построить жизнь так, чтобы каждый почувствовал необходимость и потребность другого. Самоуправление в моём понимании — это режим совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Вот уже год к моим детям каждый четверг приходят вожатые из 5 Б класса (тоже мои дети), и малыши смотрят на них и видят образец и перспективу их начавшейся жизни. Вожатые помогают малышам овладевать хитростями школьной жизни, проводят интересные беседы по ПДД, рассказывают интересные события из своей школьной жизни, беседуют о городе, знакомят с достопримечательностями родного края. Всё это делается добровольно, увлеченно, радостно. Гражданский долг старших перед младшими входит в их жизнь естественно и просто. Пока малыши смотрят. Но надо помнить, что в итоге инициатива учителя становится инициативой ученика, ум учителя — умом ребёнка, а любовь учителя к детям — любовью детей к людям.

Мои коллеги отмечают, что с классом приятно работать, так как мои ученики инициативны, дисциплинированны, в классе присутствует настрой на учебный труд. Во многом мне удалось этого добиться благодаря кропотливой работе по организации ученического самоуправления.

На мой взгляд, воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Оно должно охватывать и урочную и внеурочную деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования.

Большое внимание уделяю внеклассной работе, так как она способствует всестороннему развитию, формирует конкурентоспособную личность. Организую совместные с родителями экскурсии на природу. Традиционным стало проведение таких мероприятий, как «Папа, мама, я — спортивная семья», «Посвящение в ученики», До свидания, 1класс!», «Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость», День Бабушек и дедушек», «День Матери», «Рыцарский турнир», «Береги здоровье смолоду!», «День рождения класса»…Ведётся фотолетопись класса. Благодаря слаженной работе с учениками и родителями класс имеет высокие достижения в школьных коллективных мероприятиях.

Акции Добра

Про бескорыстную помощь и сочувствие в теории знают все. В нашей гимназии знания можно проверить на практике. В течение учебного года с классом участвуем в Акции милосердия. Принимаем участие в сборе вещей, игрушек, канцтоваров, памперсов для отказных детей, для детей-сирот. Каждое такое мероприятие как небольшой урок — урок жизни. А отзывчивость и доброта — те знания, за которые оценки не ставят.

День Победы

Наша школа располагается в Ирафском районе с.Чикола. Мы заботимся о подшефных ветеранах труда и Великой Отечественной войны, проживающих в районе школы: ежегодно разносим поздравительные открытки по домам ветеранов, тружеников тыла и приглашаем их посетить концерт, посвященный празднику 9 мая; участвуем в благотворительных акциях, поздравлениях, концертах.

Важными в нашей работе являются патриотические проекты, где нет никакой состязательности. Учащиеся овладевают навыками конструктивного взаимодействия, жизни в социуме. Мы с детьми разработали проект «Да разве позабудется война?!», посвящённый Дню Победы. Сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная технология позволяет решать такую задачу. Над данным проектом мы проработали 3 недели. Учащиеся разбились на группы. У каждой группы была своя тема. На классные часы были приглашены родные наших земляков, воевавших на фронте. На мой взгляд, такие встречи бесценны: дети учатся помнить и благодарить. Также мы посетили школьный исторический музей. В школьной библиотеке познакомились с Книгой Памяти. На уроке технологии в технике оригами ребята изготовили фронтовые треуголки, а затем написали на них своё пожелание защитникам Родины. На уроке ИЗО выполняли плакаты, посвящённые Великой Победе. Был собран богатый материал. Из линии мини-проектов получился большой проект «Да разве позабудется война?!». С этим проектом мы выступили на республиканском семинаре.

День пожилого человека

Доброй традицией стало проведение этого праздника 1 октября в нашей школе. Ежегодно вместе с детьми участвуем в подготовке мероприятий, посвящённых этому празднику: разносим поздравления и приглашения на торжественный концерт, организованный силами учащихся.

Так уж повелось, в каждом моём выпуске в 3 классе мы работаем над проектом «Как молоды мы были» с целью порадовать наших бабушек и дедушек. В итоге организуем различные благотворительные акции, концерты, различные конкурсы.

Помоги птицам зимой

Данный проект необходим для созидательного и ответственного отношения к природе. Стараюсь в душу наших детей вложить любовь и заботу о природе, а в их головы — экологическое сознание. В процессе работы над проектом развиваются творческие и технические способности. В этом году была проведена операция «Кормушка», где ребята мастерили домики для птиц из бросового материала, развешивали их, заполняли кормом. Дети подкармливают птиц в течение зимы. Ценно то, что ребята учатся взаимодействовать между собой. Результат операции — развитие добрых чувств и желание прийти на помощь братьям нашим меньшим.

Добрая дорога детства

Современный ребёнок уже в раннем возрасте становится участником дорожного движения. Из опыта знаю, что особенности психики ребёнка таковы, что наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Поэтому на внеклассных занятиях, классных часах стараюсь формировать у детей правильное поведение на улице, соблюдение ими ПДД. В начале учебного года каждая семья разрабатывает Маршрутную карту безопасного передвижения ребёнка из дома в школу и обратно. Мои вожатые (в прошлом — мои воспитанники) проводят различные викторины, турниры. В игровой форме демонстрируют различные ситуации. Хочется верить, что соблюдение правил войдёт в привычку каждого ребёнка.

Наследие

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Мы живём в Республике, где существует 2 государственных языка, где мирно живут и русские, и осетины. О дружбе народов в Осетии обычно не говорят — так здесь живут, это само собой разумеющийся образ поведения. Я стараюсь воспитывать в детях гордость за свой народ, поддерживать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, настоящее через праздник Святого Георгия.

Создавая социальные проекты, я развиваю познавательную активность, гражданственность, неравнодушие, лидерские качества, стремление к здоровому образу жизни, гордость за свой народ, что непременно будет способствовать их успешной социализации. То, что заложено в детей в начальной школе, продолжает своё развитие и в среднем, и в старшем звене. Ученики прошлого моего выпуска отличаются высокой гражданской позицией, творческой активностью, хорошими знаниями, целеустремлённостью, лидерскими качествами. Значит, поставленные мною задачи претворяются в жизнь.

Я горжусь тем, что моё образование, моя профессиональная компетентность приносит пользу. Об этом свидетельствуют достижения различного уровня.

Транслирую опыт практических результатов своей профессиональной деятельности на уровне района.

«Самым важным в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель», — утверждал А.Дистервег. Профессия учителя требует постоянного совершенствования. Учитель должен быть интересен для своих учеников и как профессионал, и как человек. Я повышаю свой профессиональный уровень, занимаясь самообразованием и на курсах повышения квалификации: курсы повышения квалификации при ГБОУ ДО «СОРИПКРО» по теме «Развитие профессиональных компетенций учителя начальных классов в контексте требований профессионального стандарта педагога» в объёме 108 часов, 2021 г., г.Владикавказ.

Суть работы учителя

Метки
Взаимоотношения Воспитание Дети Родители Школа

Почему в странах бывшего СССР учителя вынуждены работать за гроши? Только по той причине, что учитель не профессия, а призвание? Смешно, ведь разве учителям не нужны деньги, а их детям не требуются одежда и еда?

Престижной профессию учителя сегодня считают разве что сельские бабушки и дедушки, в памяти которых еще остались те времена, когда учитель для всех был примером и наставником. А еще по телевизору много рассказывают о планах правительства поднять учителям зарплату. Вот и складывается у кого-то впечатление, что учителя живут припеваючи и будут жить еще лучше.

© DepositPhotos

На самом же деле, чтобы жить лучше, вероятно, придется полностью реформировать существующую систему образования, меняя и подход учителей к образовательному процессу, и отношение общества к процессу получения знаний.

Сегодня редакция «Так Просто!» расскажет о популярных стереотипах, окружающих работу учителя, которые прочно сидят в головах старшего поколения — и родителей, и самых педагогов.

© DepositPhotos

«Учитель — это работник, который получает деньги за то, что хорошо делает свою работу. И престиж профессии учителя подрывается теми же факторами, что и в других отраслях, — низкой оплатой труда, неадекватным руководством, обилием бумажной волокиты», — считает учитель русского языка Михаил Караваев.

Педагог полагает, что для подъема престижа профессии и смены мировоззрения участников процесса обучения следует расстаться со стереотипами, которые или уже не актуальны, или никогда не работали в принципе, но продолжают восприниматься как что-то нерушимое.

© DepositPhotos

  1. «Учитель — это на всю жизнь»
    Учителя — это, безусловно, особые люди, которых ты запоминаешь на всю жизнь. Возможно, к любимому педагогу ты даже зайдешь в гости пару раз. Но чаще всего учитель — такая же часть ненавистной школы, как парта или школьная доска. Ты же не скучаешь по куску мела, правда?

    «Учителям следует понимать границы своего участия в жизни школьника. Главная задача — научить ребенка получать знания самому. Многие современные системы и вовсе позволяют обходиться без наставников, а обучение происходит за счет совместных усилий учащихся. Прогрессивные молодые люди и вовсе сегодня черпают знания на онлайн-курсах», — поясняет Михаил Караваев.

  2. «Учитель не оказывает услугу»
    На самом деле работа педагога в том и заключается, чтобы оказывать качественные услуги детям на деньги налогоплательщиков (пусть и крохотные). Получается, что именно учителя должны ученикам, а не наоборот (имеются ввиду все эти сочинения, стишки наизусть и толстые конспекты).

    © DepositPhotos

  3. «Все полученные знания пригодятся в жизни»
    «Если и не для профессии, то пригодится для общего развития», — так говорят ребенку взрослые. Но если педагог не может объяснить, для чего нужно изучать его предмет, то, вероятно, и тратить время на такую науку не следует.
  4. «Детей нужно делить на классы»
    Разные интересы и способности детей делают деление на классы устаревшей и неоправданной затеей. По крайней мере, школьникам постарше следует дать возможность самостоятельно выбирать изучаемые предметы в зависимости от той специальности, которую они решили выбрать в будущем.

    «Вычеркни ненужные ребенку предметы из его образовательной программы, и это избавит от подтасовок оценок, когда отличнику по основным предметам “натягивают” оценки по другим, ненужным ему дисциплинам», — рассуждает Михаил Караваев.

    © DepositPhotos
  5. «О работе узнаешь, когда вырастешь»
    Нередко бывает, что до получения диплома человек смутно представляет, чем он будет заниматься на будущей работе. А ведь качественная профориентационная работа и всяческое содействие знакомству школьника с будущей профессией только помогли бы лучше подготовить его к взрослой жизни.
  6. «Учитель прав всегда»
    Нужно отходить и от этого стереотипа, ведь познание и обучение должно быть обоюдным. Мир развивается, и даже опытным учителям нужно постоянно работать над собой, чтобы предоставлять актуальную информацию. Поэтому ошибиться учитель может всегда. Да и плохие учителя в школе не редкость.

    © DepositPhotos

«Если школьник умеет аргументированно объяснить свою позицию, отличную от других, то он не выскочка, а молодец. Ведь взрослые не могут быть правы всегда. Да и эта казарменная привычка вставать в начале урока или когда вдруг зашел завуч — пережиток совкового прошлого», — заявляет педагог.

Детей нужно заинтересовать обучением. Обыденной вещью должен стать диалог между школьниками и учителями, который базируется на обоюдном интересе. А если учителям не интересны учащиеся, то почему школьников должны интересовать эти взрослые, которые пытаются вдолбить какие-то свои премудрости?

Поделиться

Результаты работы учителя – это успехи его учеников

О качестве школьного образования, оценке труда учителя и эффективности школ рассуждают педагоги района и депутаты муниципального округа Орехово-Борисово Северное. В преддверии нового учебного года они пообщались с корреспондентом районной газеты на эти актуальные темы.

Вопрос, насколько эффективна современная школа, что она из себя представляет — волнует многих. По мнению специалистов, обучающие программы – на высоте, что касается укомплектованности школ квалифицированным персоналом – проблем нет, а про техническое оснащение и говорить не приходится – лаборатории, оборудование, компьютеры – все по последнему слову техники. Изменились и требования, предъявляемые к педагогам и образовательным учреждениям. Сегодня педагоги проходят тщательный отбор. Учитель должен быть образованным, эрудированным, умным, грамотным, авторитетным, активным, мобильным, добрым, находчивым, творческим. Естественно, что, чем выше квалификация, тем дороже стоит такой профессионал. Соответствует ли оплата труда педагогов заявленным требованиям? В этом нам помог разобраться учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 878 Александр Жигалов.

«Летом на портале «Мел» прочёл статью «Классное руководство, ЕГЭ и проверка тетрадей: за что не платят учителю в школе (хотя должны)», — рассказал Александр Юрьевич. — Сегодня хочу рассказать о том, «за что платят учителю в школе» – в спальном районе Москвы, на юге зелёной «ветки». Оплачивается абсолютно всё: классное руководство, работа в пунктах проведения ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), проверка тетрадей и пр. Список далеко не полный. Значительной частью зарплаты являются ежемесячные стимулирующие выплаты. Их размер целиком определяет лишь один человек – сам учитель. Да, всё зависит от результатов его работы. Как их измерить? Самый точный барометр – дети. Результаты работы учителя – это прежде всего успехи его учеников. В нашей школе учитываются результаты участия в ОГЭ и ЕГЭ, в независимых диагностиках Московского центра качества образования, национальных исследованиях качества образования, во Всероссийской олимпиаде школьников (в любом из её туров), в многочисленных олимпиадах, конкурсах, проектах, спортивных соревнованиях, которые предлагает детям Москва. Департамент образования ежегодно публикует полный список конкурсов и олимпиад. С ним стоит познакомиться! Хотя бы для того, чтобы понять: в столице нет ребёнка, который бы не нашёл в этом многообразии возможностей себя. Нередко число мероприятий достигает сотни. Любой проект, любой талант, любая мечта осуществимы.

Результаты работы учителя – это и его личные достижения также влияют на размер стимулирующих выплат. Что учитывается в нашей школе? Конечно, участие в профессиональных олимпиадах и конкурсах (речь идёт о метапредметной олимпиаде «Московский учитель», конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Учитель года» и др. ), участие в мегапроектах столичного образования (Международный форум «Город образования», ежегодные съезды учителей Москвы и др.). Берутся во внимание результаты независимых диагностик (ЕГЭ для учителей), результаты работы в Московской электронной школе. Создание авторских уроков, использование ресурсов Библиотеки МЭШ – это и есть обмен опытом, только в новом – цифровом, мгновенном – формате! Сегодня горячо обсуждается стратегия развития московского образования до 2025 года. Уверен: та система оплаты учительского труда, которая сложилась в нашей школе, полностью отвечает основным положениям стратегии. Учитель должен получать зарплату не столько за процесс, сколько за результат.

На вопрос: как оплачивается? Отвечаю без обиняков – достойно и своевременно. Факты говорят сами за себя: в Высшей школе экономики на специальность учитель математики конкурс – 6 человек на место. На конкурсе «Учитель года» ежегодно определяется десятка лауреатов – лучших учителей столицы. В 2016 году учителей — мужчин было 7, в 2017 – 8, в 2018 – 7. В московских школах всё больше учителей-мужчин, всё больше молодых специалистов. Причина проста – времена изменились. Сегодня мужчина-учитель способен обеспечить семью. Так было далеко не всегда, знаю не понаслышке: я учитель в третьем поколении. Разумеется, возросла и ответственность. Многократно. Но вместе с ней колоссально возрос уровень достижений: московское школьное образование – лучшее в мире по многочисленным показателям. «Учитель только открывает двери – входишь ты сам», — говорят мудрые. Образование без границ, без запертых дверей. Последняя – в «сокровищницу Али-Бабы» – распахнута настежь. Московская школа открыта во всех смыслах этого слова».

Комментирует депутат Совета депутатов муниципального округа, директор ГБОУ Школа № 878 Людмила Сысоева: «Учителя – это особый сорт людей. Помните название книги создателя народной педагогики, писателя, публициста Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям»? В этих словах ответ на все вопросы. Сегодня выстроилась система, когда оплачиваются именно результаты деятельности педагога. И это правильно. Такой подход дает стимул к развитию, самообразованию, профессиональному росту. Без этого не получится быть учителем, идти в ногу со временем и отвечать современным требованиям. Качественное образование и хорошие учителя в дополнительной рекламе не нуждаются. За них говорят результаты их деятельности. Например, по итогам 2016/2017 учебного года наша школа № 878 вошла в Топ-300 столичных школ, показавших лучшие образовательные результаты. Возможно поэтому у нас нет недобора учеников и 100 % укомплектованность учителями».

Метки: учителя

Организация работы учителя в современных условиях

Автор(ы): Харчёв Сергей Филиппович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2508
Показать PDF версию Организация работы учителя в современных условиях

Харчёв Сергей Филиппович

У современного учителя усилился интерес к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников на различных ступенях образования. Этот интерес объясняется стремлением учителей организовать учебу так, чтобы каждый ученик был оптимально занят  на уроках и дома  с учетом его способностей и развития. Такую организацию обучения требует современное общество, когда от каждого требуется высокий уровень профессионализма, способность принимать решение, ориентироваться в различной ситуации и постоянно учиться.

 Основной целью учебного процесса становится не усвоение знаний, а овладение способами этого усвоения. Достижение личностных результатов обучения требует осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса и построения индивидуальных образовательных программ для каждого обучающегося. Организация дифференцированного подхода — основной элемент моего педагогического опыта, заслуженно отнимает у меня много время при планировании и осуществлении учебного процесса. И, конечно, я искал   уже имеющиеся передовые опыты. Почему-то все учителя разделяют учащихся по  уровню обучения на три дифференцированные группы: «А» — базовый уровень; «Б» — несколько продвинутый уровень; «С» — углублённый уровень. Самый низкий базовый. Возможно, у них никогда не бывает отстающих детей.

Тогда надо сказать о работе по переводу отстающего в группу «А» — базовый уровень надо сказать отдельно.

Учитывая особенности отстающего ученика должен быть установлен и разный подход в индивидуальной помощи. Например, сильно отстающий мальчик, отделившись от коллектива, начал добиваться результатов, а девочка, приехавшая из Армении начала хорошо учиться только после того, как влилась в коллектив.

Я убеждён, что главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении математики. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику я пытаюсь создать сам, совместно с ребёнком переживая радость его достижения. Помогаю слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он в дальнейшем выступит перед классом.

Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к информатике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее. Стало возможным от учеников услышать фразу «Зачем мне информатика?  Я не собираюсь быть программистом”. Обычно это происходит при изучении математических аспектов информатики, где  требуются особые навыки и трудолюбие  ученика для понимания.

На помощь приходит современный подход! Задача современной школы — разработка и применение специальных методик, направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся. Поэтому необходимо не просто изучать информационный материал учебника, а превратить это в творчество каждого ученика.

  Такая простая мотивация — как получить хорошую оценку, тоже может заставить неуспевающих детей разобраться с предложенной темой.  

Для этого на моём сайте есть тестирования с автоматически выставляемой оценкой. Электронные тесты, в отличии от бумажных, освобождают от утомляющих проверок. Я использую только лично составленные тесты, требующие глубокого знания материала и творческого подхода. Поэтому решенные дома тесты и выставленная компьютером положительная оценка говорят о большой работе ученика. Тесты, размещённые в блоге, необходимо менять время от времени потому, что всегда находится «доброжелатель», который выложит ответы в общий доступ.

 Личностно  ориентированное обучение – главный инструмент в работе. Поясню на примерах. Так, в 9 классе, преподавая программирование, я понимаю, что дети приходят с разными способностями и разным базовым уровнем. Я не делаю акцент на вопросе:  «кто успешнее?», а предоставляю каждому возможность найти свой путь. Это может быть «Черепашка» или простой язык АЯ, Pascal, а кто-то работает на С++, готовя себя к олимпиаде.

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к самому компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией всё новых возможностей. Компьютер стал другом и помощником способным развлечь и связаться с миром.

Но в тоже время, с каждым днем компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу обучения.

Поэтому я стараюсь использовать приёмы и методы создания мотивации, которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней и повысить мотивацию учащихся на уроках информатики. Так, используя национальный компонент, мы с учащимися изучаем исторические и достопримечательные места Адыгеи, а вместе с этим учимся заполнять самое важное компьютерное приложение – «Электронная таблица». Дети учатся создавать и применять формулы в электронной таблице

Яркой является задача распределение гор, скал, хребтов и перевалов Адыгеи по высоте с последующем построении диаграмм и сравнением с самой высокой точкой Земли — вершина Джомолунгма(Эверест) — 8848 метра. Информацию ученики находят в интернете.

По этой же теме предлагаю выполнить проект по созданию базы данных для хранения и поиска часто используемой информации. Ребята самостоятельно определяют тему своего проекта. Например, «Выбор  компьютера для разных пользователей».

Обращение к опыту детей — это прием для мотивации и что немаловажно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний, которые пригодятся им в профессиональной деятельности.

Опыт работы в школе показал, что потенциал обучения на основе информационно-коммуникационных технологий безграничен и способен обеспечить индивидуализацию обучения и развитие их самостоятельного творчества. Это  новая продуктивная  среда обучения.

Информационные технологии позволяют повысить темп усвоения знаний, индивидуализировать обучение, моделировать ситуации, увеличить активное время, обеспечить наглядность.

Информационные технологии позволяют педагогам качественно изменить методы, организационные формы и само содержание обучения. Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям.

Я обратил внимание на то, что, работая над развитием творческой активности детей, появляется устойчивый интерес к творчеству, переносу усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на всех учащихся.

В заключении, нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше методы могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.  Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный в мотивации учения.

Литература

1. Современные образовательные технологии. Электронный ресурс.

Режим доступа: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/1720-sovrobraztech (дата обращения 03.04.2016)

2. Современные технологии автоматизации №1 2015 Издательство: М.: СТА ПРЕСС Год: 2015

3. Интернет — ресурсы «Самоорганизация — школа успеха»

 Режим доступа: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2917-2014-10-20-081809  (дата обращения 06.04.2016)

В Курганской области отстранили от работы учителя, который жаловался Путину на зарплату

Общество 13191

Поделиться

Власти Курганской области отстранили от работы местного учителя Владимира Кочеулова, который несколько раз жаловался президенту РФ Владимиру Путину на низкие зарплаты. Кроме того, ему рекомендовали «полечиться в психдиспансере».

Как уточняет URA.RU, такое решение было принято чиновницей из департамента образования Звериноголовского района Курганской области. По словам самого Кочеулова, всех местных педагогов без объяснения причин вывезли на медосмотр в психдиспансер. Там ему дали отрицательную характеристику: более того, педагогу посоветовали «полечиться в стационаре». Кочеулов связал это со своей активностью по защите прав учителей, поскольку он два раза направлял жалобы президенту на условия труда учителей — в 2017-м и 2018 году. Он указывал на то, что педагоги не получают свои законные надбавки. После этих обращений своей должности лишился один из районных чиновников.

Подписаться

Авторы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.