Радиополитехнический колледж: СПб ГБПОУ Политехнический колледж городского хозяйства

2011_Лабиринты памяти_Альманах — Стр 4

30

Лабиринты памяти

– Вот идет моя спасительница, – громогласно объявляет В. В. на весь коридор. – Представляете, вчера пришли ко мне заведующие «родственными» кафедрами и пытались отобрать курс лекций. Я сопротивляюсь, они напирают. Я – один, их – двое, и аргументы у них, как из рога изобилия. И тут Вы звоните и поздравляете меня с Новым годом. Пришлось и им меня поздравлять. А уж когда поздравили, то и курс отбирать вроде как неудобно.

В. П. Афанасьев. На втором курсе (1968/69 учебный год) В. В. Пасынков читал нашему потоку «Электротехнические материалы». В то время он был уже заведующим кафедрой ДП, и это подогревало интерес к нему и его предмету. В манере чтения чувствовался мастер. Черная ермолка, хорошо поставленный голос и доброжелательность придавали его лекциям особый шарм.

Они воспринимались как хорошо отрепетированный и вдохновенно исполняемый спек-

такль. Но на экзамене уровень требований был очень высок и получить отличную оценку было трудно. В 1967 г. (до поступления в ЛЭТИ) я с отличием окончил Ленинградский радиополитехнический техникум по специальности «Производство полупроводниковых приборов». Мне казалось, что курс электротехнических материалов я знаю и сдача экзамена больших усилий не потребует. Поэтому моя посещаемость была существенно ниже 100 % (мягко говоря), а на одной из лекций я просто уснул. Владимир Васильевич, поднявшись по ступенькам до последнего ряда, разбудил меня и вежливо справился о самочувствии. В итоге оценка «хорошо» адекватно отразила уровень моих знаний.

После окончания вуза меня распределили на кафедру, а затем я поступил в аспирантуру. Диссертацию писал в группе Я. И. Пановой, а моим официальным научным руководителем был В. В. Пасынков, которого до сих пор считаю своим Учителем. Он не вмешивался в детали исследований, но внимательно обсуждал статьи и доклады, точно формулировал цели экспериментов и выводы по полученным результатам. Интересно было наблюдать, как он работает с текстом. Казалось, ему было достаточно взглянуть на страницу, чтобы найтивсеорфографическиеошибкии стилистические «огрехи». Вообще В. В. был очень внимателен ко всем молодым сотрудникам кафедры и активно поддерживал их.

Он был умелым администратором и уделял большое внимание подбору и расстановке кадров. Возможно, его требования к сотрудникам были чрезмерно жесткими и не всегда обоснованными, но серьезных кадровых ошибок я не помню, о чем свидетельствуют прекрасный состав

Сподвижники

31

кафедры и ее успехи. В. В. личным примером демонстрировал как нужно работать самому и как контролировать работу подчиненных. Его утренние и вечерние обходы кафедры стимулировали деятельность «ветреной» молодежи, не давали «расслабляться». Конечно, время, проведенное на рабочем месте, не является гарантией научных успехов, но все-таки позволяет оценить отношение к работе и ее состояние. В итоге при обсуждении тех или иных проблем на заседании кафедры оказывалось, что В. В. знает все и обо всех, причем детально.

Когда наша научная группа располагалась в подвале рядом с механическими мастерскими, В. В. бывал у нас редко. Но после того как, получив новую вакуумную установку (которая, кстати, работает до сих пор), я оказался в помещении по соседству с кафедрой, его посещения и наши беседы стали более частыми. Он долгое время работал в области изоляционных материалов и, мне кажется, на всю жизнь сохранил любовь к диэлектрикам. Так как моя научная работа была связана с исследованием сегнетоэлектриков и структур на их основе, В. В. с удовольствием обсуждал результаты, периодически напоминая, что термин «активные диэлектрики» был введен Николаем Петровичем Богородицким, который предсказывал им большое будущее.

К его 80-летию (1993 г.) многие сотрудники кафедры готовили поздравления. Помню, я написал следующие строки:

Дела и мысли проверяет время, История всем предъявляет счет, И на виду у многих поколений Сопутствуют Вам слава и почет!

В. В. Малиновский. Весной 1973 г. (я только что стал инженером кафедры) В. В. Пасынков дал мне на рецензирование дипломную работу одной вечерницы. Я написал положительный отзыв, она успешно защитилась, но… здороваясь с В. В., я вдруг услышал:

– Володя, почему Вы в рецензии не поставили запятую перед союзом «а»?

Я обалдел! Неужели он все читает? Читал он, конечно, не все, но молодежь «пас» дотошно, пропове-

дуя, что и культура устной речи, и любой письменный текст – это либо реклама, либо антиреклама кафедры.

В конце 1973 г. кафедра праздновала двойной юбилей В. В. – 60 лет со дня рождения и 40 лет научно-педагогической деятельности. Вячеслав Владимирович Горохов попросил меня написать «оду». Я ответил, что не хотел бы прослыть подхалимом.

32

Лабиринты памяти

–А ты напиши не о нем, а о кафедре, которой он руководит.

–Но я еще плохо знаю структуру кафедры…

Горохов рассказал мне о научных группах, и по его рассказу я написал «Вечерний обход»:

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Владимир Василич дозором

Обходит владенья свои…

Далее, как и просил Вячеслав Владимирович, были описаны «владения», т. е. научные группы. Эту «поэму» читали в ресторане. Нас, «малышню», туда не пригласили (неча с тятьками водку пить!), но на следующий день В. В. тепло поблагодарил меня. (Полный текст этой «поэмы» можно прочитать в рубрике «Легкий флирт с кафедральной музой».)

Он часто обходил по вечерам все помещения кафедры (порядок, ТБ

ипрочее). Когда я попадался ему на глаза, он с улыбкой говорил:

–Вот, Володя, совершаю «вечерний обход». Кхм!..

Когда я уже учился в заочной аспирантуре (в очной не было мест), мне передали, что В. В. просит меня зайти. Я застал его в веселом настроении.

–Вы читали, Володя, что американский авианосец «Энтерпрайз» вышел в Индийский океан?

–Честно говоря, Владимир Васильевич, мне не до него. А что?

–Как что? Боюсь, Вас попросят посмотреть, что он там делает!..

–???

–Не хочу, чтобы Вас забрали служить на флот – потеряете три года. Пишите заявление о переводе в очную аспирантуру – неожиданно появилось место.

Мы, «пасынки Пасынкова» (т. е. молодежь, пришедшая на кафедру

вконце 60-х – начале 70-х гг.), вниманием шефа обижены не были. Он всегда заботился о том, чтобы мы были максимально заинтересованы интенсивно работать и чувствовали «защищенность» со стороны кафедры в его лице.

Моя очная аспирантура началась в группе Г. А. Савельева. Дела шли не так уж плохо, но… От судьбы не уйдешь, и я, набравшись храбрости (а точнее – наглости), попросился на втором году аспирантуры к Пичугину. Как ни странно, В. В. не стал препятствовать переходу очного аспиранта от одного научного руководителя к другому безо всяких на то причин. Помню, он сказал:

–Случай, конечно, беспрецедентный, но, если Вы так уж хотите работать под руководством именно Пичугина и он согласен Вас взять, то я не буду препятствовать.

Сподвижники

33

Думаю, что Георгий Анатольевич обиделся, хотя виду не подал. Мне до сих пор перед ним неудобно. Замечательный он был руководитель, но «не мой». А с Пичугиным у меня было «сродство гуманитарных душ», и

яочень благодарен Владимиру Васильевичу за то, что он это понял.

Опереходе к Пичугину я ни разу не пожалел, хотя аспирантура получилась тяжелой (болезнь, переезд в пятый корпус и т. п.). Я успешно защитился в октябре 1980 года, но об этом читайте в моем материале «Нитридная дружина Князя Игоря» (рубрика «Серебряный век»).

А. Ф. Хомылев. Во время моего аспирантства и последующей работы в качестве преподавателя кафедру возглавлял В. В. Пасынков. Кстати, именно он дал решительный импульс моей защите. Мой научный руководитель В. Н. Таиров все время оттягивал срок защиты: «Ну давай еще вот это сделаем, давай еще вот это проверим…», а В. В. «пролистнул веером» черновик моей диссертации и тоном, не терпящим возражений, сказал: «Пора защищаться!».

При Пасынкове коллектив работал, как четко отлаженный механизм. Заседания кафедры были священными ритуалами: на них нельзя было опаздывать и уж тем более не являться. Ядро кафедры составляли ее профессора и доценты – очень эрудированные люди, причем, как правило, не только в своей области знаний, но и далеко за ее пределами. Большинство из них было приглашено со стороны или «выращено» на кафедре Н. П. Богородицким и В. В. Пасынковым.

В. А. Мошников. Владимир Васильевич любил задавать сотрудникам (в соответствующих ситуациях) вопрос: «Чем мудрый человек отличается от умного?». И всегда сам отвечал на него: «Умный найдет выход из трудного положения, а мудрый в него не попадет».

В. И. Зубков. В начале восьмидесятых, еще будучи аспирантом, я куда-то спешил по кафедральному коридору, а навстречу мне, не спеша, шел В. В. Пасынков в своей черной, очень-очень профессорской ермолке.

Быстро обгоняя его, я на ходу буркнул: «Здравствуйте, Владимир Васильевич!» и не оборачиваясь пошел дальше. Он не ответил. Я подумал, что знаменитый заведующий знаменитой кафедрой знаменитого факультета знаменитого вуза не расслышал мое приветствие, а может проигнорировал «зеленого» аспиранта (много нас тогда по коридорам бегало).

34

Лабиринты памяти

Вскоре я так же быстро возвращался в лабораторию, и опять, не спеша, по центру коридора, но уже в противоположном направлении дефилировал В. В. Я хотел его молча обогнуть, но он остановил меня:

– Здравствуйте! Я с Вами в прошлый раз не поздоровался. Задумался. Извините!

В отношениях с любым человеком, независимо от его служебного статуса, В. В. всегда был безукоризненно вежлив, и это передавалось всем сотрудникам кафедры. Не помню, где я вычитал или услышал следующее словосочетание: «Высокое чувство дворянского равенства со всеми живущими…».

А. И. Максимов. Лекции по курсу «Материалы электронной техники» нам читал Д. А. Яськов, но неожиданно на экзамен пришел Владимир Васильевич Пасынков. Аудитория оказалась «благоприятной для списывания», и один наш товарищ, достав учебник, слово в слово переписал ответ на билет. Процесс его ответа В. В. Пасынкову занял всего несколько минут,

апотом произошел следующий диалог:

–Вы неверно ответили на вопрос.

–Как это неверно??? Так в Вашей книжке…

–В какой книжке? Я не мог такого написать!

–Вот в этой! – Студент достал из-под парты учебник и открыл его на нужной странице.

–Ваши знания настолько неудовлетворительны, что даже списать правильно не можете. Ступайте домой и учите!

5 декабря 1953 г. № 42(618)

Сподвижники

35

 

Г. Н. Виолина

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КУРЛИН

Михаил Владимирович Курлин в 1955 г. защитил диссертацию и в мои студенческие годы был уже доцентом. Он запомнился мне как пожилой, очень интеллигентный человек, высококвалифицированный специалист и преподаватель, бесконечно доброжелательный к студентам и коллегам. В нашей группе М. В. вел лабораторные работы по электрорадиоматериалам. Выполнять их было очень интересно, но еще интереснее было их защищать. Когда М. В. задавал студенту вопрос и студент «напрягался», нам казалось, что он очень сопереживал и старался помочь выбраться. Лекции М. В. Курлина по органической химии я, к сожалению, не слушала, но поговаривали, что с его уходом на нашей кафедре закончилась «эра органических материалов».

О его образованности ходили легенды, много говорили и о его музыкальной одаренности. Кстати, его сын – В. М. Курлин – стал очень известным и титулованным советским музыкантом, лауреатом многих престижных премий – как отечественных, так и международных.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ МАСЕЛ

Михаил Владимирович Курлин – один из старейших сотрудников нашего института. Более 20 лет он трудится в ЛЭТИ, Михаила Владимировича знают многие поколения студентов и инженеров, которых он обучал на кафе-

дре химии и в лаборатории электротехнических материалов, его знают и широкие круги специалистов, работающих в области электрической изоляции, как исследователя трансформаторных масел. Почти на всех всесоюзных сессиях по электрической изоляции ставились доклады М. В. Курлина по маслам, он автор многих печатных работ в этой области.

Михаил Владимирович – человек разносторонней культуры. Он прекрасный пианист, и много раз его проникновенная игра доставляла удовольствие слушателям на концертах нашей самодеятельности. Михаил Владимирович – активный общественник, хороший и жизнерадостный товарищ.

Мирный, созидательный труд М. В. Курлина высоко оценен правительством, наградившим его орденом «Знак Почета», так же как и боевые заслуги М. В. Курлина в период Великой Отечественной войны, когда он был награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Доцент В. Пасынков

27 января 1969 г. № 4(1528)

36

Лабиринты памяти

Г. Н. Виолина, Е. П. Юрченко, И. И. Зятьков, И. З. Гришаева (Манакова)

МАМА РОЗА

Г. Н. Виолина. Роза Карловна Манакова – «один из столпов» нашей кафедры. Высокая, стройная, всегда энергичная (в прошлом – мастер спорта, чемпионка

СССР по гребле 1948 г.), она была очень организованной и ответственной женщиной. Мы, молодые преподаватели, воспринимали ее как «мать-командиршу». Помню, в учебных лабораториях велись журналы инструктажа студентов по технике безопасности. Это была абсолютно необходимая мера, поскольку ребята

выполняли работы по пробою диэлектриков, т. е. работали с высоким напряжением. Студенты, не прошедшие инструктаж, к лабораторным работам не допускались. Роза Карловна перед каждым заседанием кафедры проверяла правильность заполнения преподавателями журнала и публично «журила» нарушителей. Как мы боялись попасть в список «провинившихся»!

А кто не помнит наши «фестивали» – знаменитые на весь ЛЭТИ поточные сдачи теоретических зачетов по курсам ЭРМ и ЭП в большой

«ГЛАВНЫЙ ЭНЕРГЕТИК»

Роза Карловна Манакова (в дни блокады – РозаКрейс, студенткаЛЭТИ) появиласьвинституте в крайне истощенном состоянии весной 1942 года. В соответствии с модой того времени на ней были ватник и сумка от противогаза, в которой ленинградцы носили ложку и другие предметы

обихода. Чтобы выжить и выстоять под натиском врага, надо было собрать всю энергию, все силы и трудиться как для нужд фронта, так и добывая для себя топливо и дополнительную пищу за счет разведения огородов. Словом, многое нужно было уметь, чтобы не погибнуть от голода, холода, авиабомбы или снаряда, – но ведь это было естественно для ленинградцев, оказавшихся в условиях блокады.

Основная ее работа заключалась в выполнении обязанностей главного энергетика ЛЭТИ, которые были эквивалентны функциям электромонтера. Второй корпус был занят штабом Краснознаменного Балтийского флота, и институт питался электроэнергией чаще всего за счет токов утечки по крайне запутанным и разветвленным сетям. Небольшой лимит электроэнергии был у спецбюро научно-оборонных работ. В этом спецбюро Роза Карловна выполняла самые различные работы: участвовала в ремонте измерительных приборов для флота, пропитывала гудроном оболочки противопехотных мин, изготовлявшихся из бумажной массы в мастерских Ленфильма, проверяла изоляцию кабелей на электрическую прочность, участвовала в изготовлении переносных источников света и других лабораторных работах.

Особенно много хлопот выпало на ее долю при подготовке помещений, в основном подвальных, к возобновлению учебных занятий без отрыва от производства. Вспомним, что это делалось в условиях блокады и непрерывных артобстрелов города. Занятия были возобновлены с 1 октября 1943 года, на каждом из пяти курсов набралось по группе вечерников. Среди этих студентов на Ш курсе была и сама Роза Крейс, окончившая институт вскоре после войны, защитившая диплом на «отлично» и в дальнейшем связавшая свою жизнь с преподавательской деятельностью в ЛЭТИ.

Профессор В. Пасынков

Сподвижники

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аудитории первого корпуса!? На эти «фестивали» мобилизовывались все преподаватели, а также многие аспиранты, инженеры и научные сотрудники. Это делалось для того, чтобы провести зачеты максимально быстро и минимизировать нервные затраты студентов. Р. К. была «главным дирижером» таких мероприятий: отслеживала очередность захода студентов в аудиторию, заполнение зачеток и прочие оргвопросы.

Прекрасный материаловед, она была преподавателем высочайшей квалификации. Только семейные обстоятельства не позволили ей защитить диссертацию. Мужу и дочерям Р. К. уделяла не меньше внимания, чем кафедре. Иногда казалось, что манаковские домочадцы – члены нашего коллектива. Они бывали с нами на всех неофициальных мероприятиях (загородные прогулки, лыжные вылазки и т. п.). Дочери Р. К. закончили ЛЭТИ, причем младшая – Ирина – по нашей кафедре.

Во время работы с блокадниками ЛЭТИ я узнала еще об одной черте характера Р. К. – верности военному братству. Она собрала всех блокадников из своей группы, и они активно участвовали в мероприятиях по увековечиванию памяти погибших.

Е. П. Юрченко. Мне пришлось ассистировать Розе Карловне на экзамене у вечерников. Студент N, отвечавший первым, получил у нее «тройку». Но случилось так, что вся группа показала еще более низкий уровень знаний (в основном неуверенные «тройки» и уверенные «двойки»). Дело шло к концу, и Р. К. огорчалась все больше: ведь студенту N она поставила «тройку», как и остальным, хотя предмет он знал лучше. К счастью, студенты, сдавшие экзамен, стояли в коридоре и ждали своих однокурсников.

– Позовите-ка мне студента N, я исправлю ему «тройку» на «четверку», – сказала Роза Карловна.

И она сделала это, преподнеся мне, молодому преподавателю, столь необычный урок справедливости.

38

Лабиринты памяти

И. И. Зятьков. Придя «из промышленности» на кафедру, я намеревался поступить в аспирантуру, но волею судьбы попал в ассистенты. Становление молодого преподавателя – дело трудное. Среди моих «нянек» была и Роза Карловна Манакова. Первый урок знаний от нее я получил еще будучи студентом. При защите лабораторных работ она предпочитала задавать вопросы, где непременно надо подумать: не заучить, а выучить, т. е. осмыслить, понять, применить –

знания должны быть активными (так нас учили, так и мы учим). Что может быть приятнее для преподавателя, чем услышать от студентов в конце обучения: «Вы нас научили думать!».

Роза Карловна щедро делилась со мной опытом проведения лабораторных работ, проверки отчетов, приема экзаменов – всем, с чем связана преподавательская жизнь. Ритм института сильно отличается от ритма производства, откуда я пришел (начало работы в 8-00, конец в 17-00): учебная работа, методическая, научная, общественная… Прошло пол-

года моей «круглосуточной» работы на кафедре, и вдруг Р. К. спросила:

– Как относится Любаша (моя жена – прим. автора) к тому, что ты так поздно задерживаешься в институте? (Так могла спросить только мама.)

Вспоминается курьезный случай. Я, молодой преподаватель, очень внимательно вычитывал отчеты студентов по лабораторным работам. По курсу «Электрорадиоматериалы» требовалось привести в отчете краткое описание свойств исследованных материалов. Работы обычно выполнялись бригадами по 2-3 человека, а про-

Сподвижники

39

водили занятия два преподавателя. Черновик с результатами исследований мог быть один на бригаду, а отчет должен был иметь каждый. В одном из отчетов читаю название материала, написанное чуть ли не печатными буквами: «Рардюр». Название «правдоподобное», но незнакомое. Иду к Р. К. После короткого размышления: «Давай остальные отчеты». Тут же был установлен «первоисточник» (главный оформитель отчета): у него очень коряво было написано «фарфор».

Роза Карловна была «главным диспетчером» кафедры: ведала учебной нагрузкой и составляла расписание. Занимая должность старшего преподавателя, она читала вечерникам лекции по «Электрорадиоматериалам», которые отличались лаконичностью и четкостью. Удивительно, как много она успевала рассказать за время лекции. А еще она мастерски курировала все вопросы распределения студентов и адаптации молодых специалистов на предприятиях. Ее знали практически все. Однажды, путешествуя по Уралу, я встретил группу туристов из Ленинграда, которых «вычислил» по красносиним кедам, выпускавшимся тогда в нашем городе. Когда выяснилось, что они – студенты ЛЭТИ, я задал вопрос-пароль: «Манакову знаете?». Мне ответили: «Розу Карловну? Конечно!». Свои!

И. З. Гришаева (Манакова). Меня радует, что мою маму считают «кафедральной мамой». Дома, рассказывая о работе, она всегда отзывалась о своих коллегах очень тепло, а о младших по возрасту – просто с материнской нежностью. Мы с сестрой совершенно не ревновали, так как не были обделены ее вниманием и заботой. Она была очень строгой, но справедливой, всегда стремилась понять нас и вникнуть в наши проблемы. Ее мнение я всегда ува-

жала, хотя не припомню случая, чтобы она навязывала свою точку зрения мне или сестре. Когда я окончила школу и встал вопрос выбора вуза, тоже не было никакого давления с ее стороны. Более того, мама очень удивилась, когда узнала, что я подала документы на ЭФФ ЛЭТИ по кафедре ДП. А для меня этот выбор был совершенно естественным, ведь я выросла на этой кафедре. В детстве часто коротала время в учебной лаборатории, пока мама принимала зачеты или экзамены. В младшем школьном возрасте уже ориентировалась на территории ЛЭТИ, как дома. Со многими преподавателями кафедры была хорошо знакома (через маму, конечно). И кафедральные вылазки на лыжах, и поездки на дачи, и лето, проведенное вместе с Чиркиными в Калининградской области, до сих пор вспоминаю с удовольствием.

Щедрость таланта Надежды Ильвес – СамКульт

У заслуженной артистки России, профессора, заведующей кафедрой вокального искусства Самарского государственного института культуры Надежды Эдуардовны Ильвес юбилей. Коренная петербурженка, она стала истинной самарчанкой, обрела здесь вторую родину и реализовала в пространстве нашей культуры талант певицы и вокального педагога. Сегодня Ильвес признана главой вокально-исполнительской школы, высокий уровень которой подтверждают победы ее учеников на солидных конкурсах и творческие работы на театральных сценах.

Яркой картинкой отпечатался в памяти юной Нади спектакль «Огни мщенья» Э. Каппа, даваемый театром «Эстония» в Таллинне, куда ее привез отец, работавший председателем горисполкома в Нарве. Опера будила воображение девочки, в семье которой все пели. Надя хорошо училась, занималась в музыкальной и спортивной школах, солировала в хоре. Ни минуты не проходило напрасно: родители научили ценить время. В 15 лет, приехав к дедушке по маминой линии в Парголово, поступила в радиополитехнический техникум, где обучение велось на английском. Это была идея старшего брата Артура, воспитывавшего волю к преодолению трудностей. Далее последовал Ленинградский политех, где верх взял волейбол. На третьем курсе Надя пришла в студенческий хор, руководимый Т. Томашевской, та определила ее в партию альтов. Хор выезжал в Германию и Чехословакию, где хорошо принимался публикой. Очень хотелось солировать, но мешало стеснение.

Первые уроки вокала Надежда получила в ДК 1-го мая у Л. Комлевой, выпускницы Ленинградской консерватории, певшей несколько лет в Ташкентской опере. Лидия Павловна опиралась на принципы итальянской школы, усвоенные по линии ее педагога П. Андреева, учившегося в классе С. Габеля, ученика К. Эверарди. Она поставила Наде дыхание, развила голос на всем диапазоне. Надежда начала петь в Народной оперной студии Дома учителя, занимавшего здание Юсуповского дворца. Дворец имел домашний театр, мини-копию La Scala, где в сопровождении оркестра, в театральных костюмах самодеятельные артисты пели спектакли, которые ставили выпускники режиссерского факультета консерватории.

В класс самого строгого профессора Ленинградской консерватории Н. Серваль Надю привел молодой режиссер Юрий Александров. Она спела Веру Шелогу в выпускном спектакле его жены, режиссировавшей постановку, и это решило ее судьбу. В классе Нины Александровны были пройдены сложнейшие оперные партии, появилась уверенность в верхнем диапазоне. Получив диплом солистки оперы, Надежда, попев еще два года в Ленконцерте, прослушалась в Куйбышеве и была принята в труппу театра. Так в 36 лет она сменила профессию инженера-электромеханика на оперную певицу.

***

С 1984 года на протяжении 22 лет Надежда Ильвес была ведущей солисткой Куйбышевской/Самарской оперы. Покоряла публику удивительной гармонией теплого, сильного, красивого голоса и одухотворенной внешности. Ее Ярославна, Татьяна, Лиза, Оксана, Сервилия, Земфира, Маддалена, Офелия в русском репертуаре, равно как и Аида, Тоска, Сантуцца, Амелия, Леонора, Корилла, Графиня – в итальянском, роли в оперетте вошли в золотой фонд истории театра. Образы, созданные ею, запомнились зрителям глубоким психологизмом и вокальной культурой.

***

Преподаванием Надежда Эдуардовна начала заниматься в 1994 году в педуниверситете, а через год пришла на кафедру вокального искусства института культуры. За 23 года в ее таланте Учителя раскрылись черты тренера и наставника, «креативщика» и единомышленника. Счастливое свойство характера – умение прощать недостатки, улыбаться, с добрым сердцем честно делать свое дело – помогло Ильвес создать теплый микроклимат на кафедре, которой она успешно руководит с 2002 года.

Будучи по природе труженицей, спортивным человеком, Ильвес привыкла идти на высокие достижения. В России не много певиц, кто спел за свою сценическую карьеру 30 труднейших главных партий репертуара лирико-драматического сопрано. В мире много репетиторов по вокалу. Но те, кто берет в класс голосистого и «не очень» студента и развивает его голос до полного диапазона, – штучный товар. Надежда Эдуардовна вырастила 80 лауреатов международных, всероссийских и региональных конкурсов. Ее почерк уникален. Будучи добрым, мягким, заботливым человеком, она находит подход к индивидуальности студента. Обладая тонким вокальным слухом, точно определяет работу певческого аппарата и отлаживает его правильную настройку. Она излучает такую вдохновляющую энергию, что в каждом ученике просыпается безудержное желание петь, совершенствовать вокальные навыки и умения для предельной выразительности в передаче музыкального образа.

Многие мнят себя знатоками вокала. Рассуждают с телеэкрана о том, куда «прогибать гортань», чтобы «лучше попасть в резонаторы». Профессия вокального педагога сродни магии. Есть мудрые книги, где все изложено черным по белому, но непонятно, как это приложить к практике. Надежда Эдуардовна с присущим ей инженерным рационализмом начала с самого главного – издала брошюру о певческом дыхании. Потому что пение – это умение управлять потоком дыхания, регулирующим силу и направленность звука. В учебном пособии «Интерпретация женских образов в операх П. И. Чайковского» она делится собственным опытом преодоления технических трудностей, встречающихся в партиях Татьяны, Настасьи, Лизы, Иоланты. По прочтении книги становятся ясными вещи, не лежащие на поверхности.

У девушки лирическое сопрано, она хочет спеть Чайковского. С чего начать? Ильвес считает, что с Иоланты. Потом берем сцену письма Татьяны – здесь задачи потруднее. Вопрос: готова ли девушка спеть «Онегина» целиком? Не все так просто! В любимой опере не каждая начинающая певица справится с заключительной сценой. Тщетно скрываемое Татьяной чувство любви к Онегину выливается здесь в экстатический дуэт, мощно обрамляемый оркестром. Эта сцена «крепкая», лирическим голосам ее следует петь позже, когда молодая певица «встанет на ноги». И так с каждой арией, каждым романсом. Н. Э. Ильвес точно знает, когда, что и кому можно петь.

За годы работы в СГИК профессор Ильвес воспитала 23 сопрано, 2 меццо-сопрано, 3 тенора, 2 баритона и 2 баса – уникальная ситуация! Обычно женщины-педагоги не работают с мужчинами, считается, что есть гендерное отличие в технологии пения. Опыт Ильвес опровергает это. В ее класс юноши пришли сами, узнав, как хорошо она занимается. Георгий Цветков – ведущий лирический баритон Самарской оперы и преподаватель кафедры, принявший от учителя эстафету методики обучения. Д. Кондратьев пришел к ней на этапе окончания вуза, чтобы понять секрет ее знаменитого легато. Сейчас работает в Астраханском театре, где исполняет высокие басовые партии. Роскошный бас С. Алексахина, обладателя внешности русского богатыря, как нам представляется, еще обретет место на оперной сцене, сегодня он солист Волжского хора.

Н. Э. Ильвес по праву гордится и своими выпускницами. Татьяна Еремина, известная по отборочному туру «Большой оперы», пела в Петрозаводске, ныне – ведущая солистка Краснодарского музыкального театра. Из рецензий приятно узнавать, что слушателей восхищает ее «свободно струящееся красивое сопрано». Наталья Демина успешно пела в театре «Петербургская оперетта». Екатерина Петрова на постоянной основе сотрудничает с Центром оперного пения Г. Вишневской. Екатерина Таран – солистка Дома Российской армии в Москве. Три ученицы – Ольга Пятникова, Людмила Сураева, Екатерина Михеева – радуют слушателей музыкального лектория Самарской филармонии. Ирина Сигал – кандидат наук, работает на кафедре, концертирует. Многие выпускницы выбрали педагогическую стезю и обучают академическому вокалу детей и юношество в школах и колледжах городов Самара, Сызрань, Орск, Ноябрьск, Набережные Челны… Кафедра вокального искусства дружит с музыкальной школой имени Д. Б. Кабалевского, директор которой Алина Бараненко – выпускница класса Ильвес.

Магия профессора Ильвес в том, как она взмахом руки, взглядом, мимикой помогает студенту взять трудную верхнюю ноту, – тут ей нет равных! Объяснить это невозможно, надо прийти в класс и увидеть. На свои уроки Надежда Эдуардовна разрешает приходить всем желающим. Она человек открытый и щедро делится своим опытом.

Марианна МЖЕЛЬСКАЯ

Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГСПУ.

Фото из архива автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 10 (118), 2017, Май

Отчет о результатах самообследования. 1. Аналитическая часть учебный год

1 Отчет о результатах самообследования 1. Аналитическая часть 14-1 учебный год Общая характеристика учреждения Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 38 Приморского района Санкт-Петербурга является общеобразовательной организацией. Сокращенное наименование: ГБОУ школа 38 Приморского района Санкт- Петербурга. Учредитель: функции и полномочия учредителя Образовательного учреждения от имени субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт- Петербурга осуществляют исполнительные органы государственной власти Санкт- Петербурга — Комитет по образованию и администрация Приморского района Санкт-Петербурга. Местонахождение ГБОУ школы 38 Приморского района Санкт-Петербурга: , Санкт-Петербург, проспект Авиаконструкторов, дом 1, корпус 2, лит.а; ,Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, дом 3, корпус 3, лит.а. Место нахождения единоличного (постоянно действующего) исполнительного органа: , Санкт-Петербург, проспект Авиаконструкторов, дом 1, корпус 2, лит.а. Телефон/факс: (812) ; (812) Режим работы: дошкольное отделение: понедельник — пятница с 7. до 19. школа: понедельник — пятница с 8. до., суббота с 8. до 18. Администрация: Директор Ипполитова Елена Вячеславовна Заместитель директора по УВР Воронина Алла Яковлевна (начальная школа) Заместитель директора по УВР Коноводова Юлия Александровна ( — 6 классы) Заместитель директора по УВР Кудрявцева Лариса Алексеевна (7-8 классы) Заместитель директора по УВР Масловская Ирина Евгеньевна (9-11 классы) Заместитель директора по ВР Щеглова Татьяна Андреевна Заместитель директора по АХР Журавлев Виктор Владимирович Заведующий хозяйством Юркова Зоя Николаевна Заведующий ДОД (дошкольным Лыскова Валентина Николаевна отделением детей) Заведующий ОДОД (отделением дополнительного образования детей) Кириленко Тамара Михайловна Лицензия: , регистрационный номер 979 от 28 ноября 11 года, бессрочная 1

2 Свидетельство о государственной аккредитации: ОП 2292, регистрационный номер 2 от 17 февраля 12 года, действительно по 17 февраля 24 года. Приложение от 28 мая 1 года 944. Особенности образовательного процесса Реализуемые образовательные программы Основные образовательные программы Срок освоения Численность обучающихся (воспитанников) 1. Дошкольного образования лет Начального общего образования 4 года Основного общего образования лет Среднего общего образования 2 года 4 Дополнительные образовательные программы 1. Физкультурно-спортивной направленности Туристско-краеведческой направленности 4 3. Социально-педагогической направленности Естественнонаучной направленности. Художественной направленности 1 6. Технической направленности ИТОГО: 66 Дополнительные платные образовательные программы 1. Ритмопластика для детей 1 год Развивающие игры 1 год 8 3. Праздники и традиции 1 год 1 4. Физическое развитие детей 1 год 28. Мир глазами художника 1 год 8 6. Учись успешно 1 год 8 В 1 году на базе школы открыт спортивный школьный клуб Условия осуществления образовательного процесса Режим работы 1. Дошкольное отделение пятидневная рабочая неделя время работы с 7. до 19. Занятия с воспитанниками проводили согласно утвержденному режиму и плану работы в соответствии с нормами СанПиН 2. Школа 1-7 классы — пятидневная рабочая неделя 8-11 классы — шестидневная рабочая неделя начало занятий в Отделение дополнительного образования детей шестидневная рабочая неделя занятия проводили через 4 минут после окончания уроков согласно утвержденному расписанию С 13.3 до 18.3 функционировали 9 групп продленного дня наполняемостью 2 воспитанников согласно утвержденному режиму и плану работы. 2

3 Материально-техническое обеспечение и оснащенность Школа: пр. Авиаконструкторов, д.1, к.2 2 спортивных зала 3 кабинета информатики с12 компьютерами для учащихся в каждом, из них в одном интерактивная доска с проектором кабинетов начальной школы, их них в двух интерактивная доска с проектором 4 кабинета русского языка и литературы кабинетов математики, из них в двух интерактивная доска с проектором 3 кабинета истории, в одном из них интерактивная доска с проектором 2 кабинета физики с лаборантской 1 кабинет химии с лаборантской и интерактивным оборудованием 2 кабинета ИЗО и черчения 1 кабинет биологии с лаборантской 6 кабинетов английского языка 1 кабинет географии столярная мастерская, слесарная мастерская кабинет домоводства, кабинет кулинарии кабинет музыки библиотека с читальным залом, медиатекой актовый зал на 1 посадочных мест с проектором и экраном столовая с буфетом на 1 посадочных мест (обеспечение горячим питанием — ЗАО «Спецобслуживание») медицинский кабинет, процедурный кабинет Осуществлена реконструкция спортивной площадки с футбольным полем (покрытие — искусственная трава), полем для стритбола (покрытие — резиновая крошка), с беговыми дорожками (покрытие — резиновая крошка), с ямой для прыжков в длину, с установкой спортивного оборудования и благоустройством прилегающей территории. Выполнена герметизация наружных швов здания школы. Осуществлен ремонт кабинета кулинарии. Выполнены работы по переносу видеонаблюдения. В летний период произведен косметический ремонт 2 кабинетов начальной школы и коридоров школы, спортивного зала 1, напольного покрытия столовой. Дошкольное отделение: пр. Авиаконструкторов, д.3, к.3 12 групповых помещений с игровой комнатой и спальней, санитарным узлом спортивный зал, музыкальный зал кухня (поставка продуктов — ЗАО «Флоридан») медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет Результаты образовательной деятельности, качество обучения Учебный план для 1-4 классов был составлен в соответствии с требованиями ФГОС, в -11 в соответствии с БУП 4 года. С введены часы внеурочной деятельности. В -11 классах осуществлялось профильное обучение: в А, 11 А классах социально-экономическая направленность обучения; Б, 11 Б универсальная направленность обучения В 14-1 учебном году в ГБОУ 38 Приморского района Санкт- Петербурга обучалось 7 учащихся в 26 классах. В первых классах осуществляется безотметочное обучение. Показателем качества обучения являются результаты промежуточной аттестации во 2-8 и классах. 3

4 2-4 классы Всего на конец года: 198 учащихся Отличники: 12 человек На «4» и : 93 человека Переведены условно: 1 человек е классы 3-е классы 4-е классы 4

5 7-8 классы Всего на конец года: 132 учащихся Отличники: 7 человек На «4» и : 28 человек Переведены условно: 7 человек е классы 8-е классы классы Всего: 6 учащихся Переведены в следующий класс: 6 человек Отличники: 4 человека На «4» и : 1 человек А Б «» «4» и «» Переведены условно Летняя школа В соответствии с Положением о проведении промежуточной аттестации родителям учащихся, переведенных в следующий класс условно, было предложено пройти аттестацию повторно. По результатам повторной аттестации учащиеся переведены в следующий класс.

6 Показателями качества обучения в 9, 11 классах являются результаты государственной (итоговой) аттестации ОГЭ по русскому языку 8 человек ,9 1 средний балл по «» «4» «3» «2» ОГЭ по алгебре 8 человек ,77 1 средний балл «» «4» «3» «2» 6

7 ОГЭ по геометрии 8 человек , средний балл «» «4» «3» «2» ЕГЭ по русскому языку 44 человека тестовые баллы пороговый балл 68,3 средний балл по Венедиктов Михаил Пугачёва Елена 7

8 ЕГЭ по математике(профильная) 3человек пороговый балл 44,6 средний балл по Мордвинов Егор Синицын Игорь Выбор ЕГЭ в 14 1 учебном году (всего 44 учащихся) Количество учащихся литература- история обществознание-1 английский язык- физика- 9 химия-9 биология-13 география-2 информатика и ИКТ-4 8

9 ЕГЭ по английскому языку человек тестовые баллы пороговый балл 64,6 средний балл по 82 Венедиктов Михаил ЕГЭ по истории 4 человека тестовые баллы пороговый балл 38, средний балл по Иванов Ярослав 9

10 ЕГЭ по химии 9 человек тестовые баллы пороговый балл,3 средний балл по Корсакова Екатерина ЕГЭ по биологии 13 человек тестовые баллы , пороговый балл средний балл по Мкртчян Арсен

11 ЕГЭ по информатике и ИКТ 4 человека тестовые баллы пороговый балл средний балл по Голиков Олег ЕГЭ по физике человек тестовый балл 7 9, пороговый балл средний балл по Абалуев Алексей 11

12 ЕГЭ по обществознанию 1 человек тестовый балл ,4 4 3 пороговый балл средний балл по Венедиктов Михаил ЕГЭ по географии 2 человека 37 пороговый балл тестовый балл средний балл по 64, 6 Лебедев Кирилл 12

13 ЕГЭ по литературе человек пороговый балл тестовый балл 3,4 средний балл по Пятова Полина По результатам прохождения государственной (итоговой) аттестации получили аттестаты об основном и среднем (полном) общем образовании % учащихся, из них 3 аттестата особого образца учащиеся 9 класса и 1 особого образца (с отличием к золотой медали) в 11 классе. Поступление выпускников 14/1 учебного года 9 классы Название учебного заведения Количество человек 1. Малоохтинский колледж 2 2. Экономико технологический колледж питания 1 3. Медицинское училище 1 4. Радиополитехнический колледж 1. Мореходное училище 1 6. Петербургский технический колледж 1 7. Другое 1 Окончили 9 класс: 8 чел. СПО: 8 чел. класс: чел. 11 классы учебное заведение факультет форма 1. Лесгафта бюджет 2. Военмех Проектирование авиа- и ракетных двигателей бюджет 3. Педиатрический Педиатрия бюджет 4. ГУАП Информационная и бюджет вычислительная техника. СПБГТИ (технологический университет) Химическая технология бюджет 6. Политехнический университет Материаловедение бюджет 7. Путей сообщения Строительство мостов бюджет 13

14 8. СПБГТУ бюджет 9. Военмех Ракетное оружие бюджет. СПБГЭУ Логистика бюджет 11. Горный университет Кадастры и платное землеустройство 12. ГУАП Гуманитарный платное 13. Политехнический университет ИЭИТС (Энергомаш) платное 14. Работает в Москве 1. Технологии и дизайна Архитектура платное 16. Политехнический университет платное 17. СПБУУиЭ Лингвистика платное мед Высшее сестринское платное 19. ГАСУ Архитектура платное. Военномедицинская Академия Гражданский врач платное 21. Ветеринарная Академия платное 22. Педиатрический Педиатрия платное 23. Техникум на Сизова Слесарь бюджет 24. Колледж КТиГС Гостиничный сервис бюджет 2. Колледж МЧС бюджет Достижения учащихся и учителей во внеурочной деятельности 84% учащихся школы приняли участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, смотрах, конференциях. 37% учащихся стали призерами и победителями. Районный тур Всероссийской олимпиады школьников Предмет Количество призеров ОБЖ 2 Литература 2 Биология 2 Обществознание 1 Английский язык 1 Экология 1 География 1 ИЗО 1 ИТОГО 11 человек Районный уровень Название конкурса Количество призеров и победителей Я- путешественник 4 Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет Города воинской славы 9 Проект «Страна здоровье» Проект «Наше здоровье в наших руках» 8 Ученики читают классику 1 Конкурс чтецов к 7-летию победы 1 ИТОГО 33 человека 14

15 Городской уровень Название конкурса Кол-во призеров и победителей Лицейские чтения 4 Приморские чтения 2 Нобелевские чтения 1 Гуманитарные чтения старшеклассников 2 Окно в историю-фото работы 1 ИТОГО человек Всероссийский уровень Название конкурса Кол-во призеров и победителей Открытый российский математический интернет — конкурс Открытая интернет-олимпиада школьников по математике 3 Метаскул «Коды и шифры» 7 Наука и искусство 1 ИТОГО 16 человек Международный уровень Название конкурса Количество призеров и победителей Санкт-Петербург в 21 веке Питание и образ жизни как залог здоровья человека 11 Конкурс социальной рекламы 13 ИТОГО 29 человек Педагогический коллектив Аттестация педагогических работников 14-1 учебный год Подали заявление на аттестацию 14 человек Аттестовались на высшую категорию 4 человека Из них 3 учителя, 1 воспитатель ГПД Аттестовались на 1категорию человек Из них 3 учителя, 1 учитель-логопед, 3 воспитателя ГПД, педагог-организатор и педагог дополнительного образования Курсы повышения квалификации 14-1 г. По предмету ФГОС ИКТ Прочие В 14-1 учебном году педагогические работники школы приняли участие в конкурсе педагогических достижений в четырех номинациях: «Современный классный руководитель», «Строим будущее вместе» (педагогический проект), «Педагогические надежды», «Воспитание дошкольника». Дипломантом районного конкурса стал учитель информатики в номинации «Педагогические надежды», Лауреатами конкурса стали 4 преподавателя в номинации 1

16 «Строим будущее вместе» и классный руководитель 9 А класса в номинации «Современный классный руководитель». В ГБОУ 38 проведена районная конференция и городской семинар, где сотрудники школы поделились опытом инновационной деятельности и опытом воспитательной работы. 2. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ ГБОУ школа 38 Приморского района Санкт-Петербурга 14 1 учебный год N п/п Показатели Единица измерения 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность учащихся 7 человек 1.2 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования 1.3 Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования 1.4 Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования 1. Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 1.6 Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку 1.7 Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике 1.8 Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку 1.9 Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике 1. Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса 1.11 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса 1.12 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального 276 человек 33 человек 4 человека 23 человек 34 % 3,9 балла 3,72 балла 68,26 балла 44,6 балла 3,97 баллов (базовый уровень) 1 человек 2% 1 человек 2% человек % 16

17 количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса 1.13 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса 1.14 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса 1.1 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса 1.16 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса 1.17 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса 1.18 Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся 1.19 Численность/удельный вес численности учащихся — победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: человек % 1 человек 2% человек % 3 человека % 1 человек 2 % 98 человек 84 % 264 человека 37 % Регионального уровня 2 человек 4 % Федерального уровня 13 человек 2 % Международного уровня 19 человек 3% 1. Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся 1.21 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся 1.22 Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся 1.23 Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся человек % 47 человек 7 % человек % человек % 1.24 Общая численность педагогических работников, в том числе: 6 человек 1.2 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников 8 человек 76 % 17

18 1.26 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 1.27 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников 1.28 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 1.29 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 9 человек 6 % 2 человек 23% 17 человек 16 % 17 человек % Высшая 3 человека % Первая 14 человек % 1.3 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До лет 19 человек 18 % Свыше 3 лет 17 человек 16 % 1.31 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 3 лет 1.32 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от лет 1.33 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 1.34 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 2. Инфраструктура 12 человек 11% 38 человек 36 % 9 человек 86% 44 человека 4 % 2.1 Количество компьютеров в расчете на одного учащегося,1единиц 2.2 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося 11 единиц 18

19 2.3 Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота 2.4 Наличие читального зала библиотеки, в том числе: да С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров С медиатекой да Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов нет С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки 2.4. С контролируемой распечаткой бумажных материалов нет 2. Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся 2.6 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося да да да 7 человек % 4,8 кв.м. 19

Ассоциация беспроводной связи WPI | История

 

Главная

     О

     Список

     Ретрансляторы

     Проекты

     Станция

      Встречи 9

6

 

 

          

Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с Уставом WPI Wireless Association.

Ассоциация беспроводной связи Вустерского политехнического института берет свое начало с истоков любительского радио.Группа была впервые основана в октябре 1909 года Оливером Б. Джейкобсом и группой из 40 человек. Клуб был вдохновлен аналогичной группой в Массачусетском технологическом институте, а спикером на первом собрании Ассоциации беспроводной связи WPI был президент Общества беспроводной связи Массачусетского технологического института Эдмунд Мур.

Клубу было отведено место на третьем ярусе здания Электротехники, которое использовалось для экспериментов, а также исследований с использованием троллейбуса, который развозили по всей центральной части Новой Англии.

Первая станция клуба была запущена в декабре того же года и состояла из передатчика, подключенного к плоской антенне на крыше здания EE, и приемника, конструкция которого была сосредоточена вокруг детектора. Передатчик работал на длине волны около 600 метров, а дальность действия составляла менее 30 миль. Операторы использовали коды Морзе и континентальные коды при передаче и использовали вызов «WPI». Таким образом, WPI вышел в эфир раньше аналогичного клуба MIT, поскольку у MIT были проблемы с поиском воздушной поддержки.Это делает WPI первой действующей радиостанцией колледжа в Соединенных Штатах.

Со временем технология, используемая в клубных пивоварнях, улучшилась, и популярность клуба возросла. Каждый день в полдень студенты и преподаватели собирались вокруг приемника, чтобы настроить часы на сигнал военно-морской базы в Арлингтоне, штат Массачусетс, в 12:00. К февралю 1910 года станция, находившаяся на самом большом расстоянии, находилась в Уилмингтоне, штат Делавэр.

Клуб начал экспериментировать с беспроводным телефоном в следующем году и продолжил эксперименты со своей Spark CW станцией, и в конечном итоге увеличил дальность передачи до 175 миль.

В феврале 1916 года правительство выдало Ассоциации беспроводной связи WPI первую лицензию — 1YK. Кроме того, станцию ​​могли использовать только лицензированные операторы, поэтому WPI Wireless Association начала предоставлять классы лицензий.

В 1917 году клуб был закрыт военно-морским флотом из-за начала Первой мировой войны. Хотя большинству станций также было запрещено принимать, из-за истории экспериментов и обслуживания WPI, окружной радиоинспектор разрешил Ассоциации беспроводной связи продолжать совершенствоваться. на своих приемниках.Осенью 1919 года клуб вернулся в эфир.

30 декабря 1920 года Ассоциация беспроводной связи Вустерского политехнического института стала «аффилированным клубом» с недавно созданной Американской лигой радиорелейной связи. Принадлежность клуба продолжается и по сей день. В 1921 году Wireless Association стала одной из немногих станций, которые использовали «многоканальную антенну», в которой использовались конденсаторы и катушки индуктивности для резонирования антенны. В этом году клуб также нашел новый источник энергии для станции — троллейбусные пути, которые проходили в здании EE, с напряжением от 300 до 500 вольт, что позволило увеличить выходную мощность.Это позволило Ассоциации начать передачу отчетов о баскетбольных и футбольных матчах, которые проводились в школе, чтобы ученики другой команды могли слышать ход игры.

1921 год был также годом первых трансатлантических испытаний, когда станции в Америке и Шотландии пытались услышать друг друга через Атлантический океан. WPI была одной из первых 12 станций, услышанных Полом Годли, американцем, который отправился в Шотландию для проведения испытаний. Из-за некоторых проблем со станцией WPI подавала на свою антенну всего 20 Вт. Это принесло WPI большую известность и понимание распространения небесных волн.

В 1923 году клуб начал обрабатывать трафик, в основном для студентов технических специальностей, и время от времени обрабатывал более 400 сообщений в месяц.

На протяжении многих лет Ассоциация беспроводной связи Вустерского политехнического института была в авангарде радиотехнологий, как и школа в других областях. В школе учились Роберт Годдард, отец современной ракетной техники, как и Этуотер Кент, который тоже экспериментировал с радио. Сегодня W1YK все еще экспериментирует с современными видами любительского радио, такими как пакетное радио и спутники.

W1YK может похвастаться современной оборудованной станцией, включающей Yaesu FT-1000MP и FLEX-6300 SDR на КВ, питающую монодиапазоны на 40, 20, 15 и 10 м, а также работающую на 80 и 160 м. Клуб также активен на УКВ и УВЧ, а W1YK также использует несколько ретрансляторов. Клубная станция расположена на крыше Salisbury Laboratories, еще одного учебного корпуса на территории кампуса. С антеннами на вершине башен-близнецов, одна из которых имеет высоту 60 футов, на вершине 60-футового здания, W1YK имеет одно из лучших покрытий в Новой Англии.Клуб получил множество наград и имел несколько памятных контактов. W1YK связался с космическим челноком во время одного полета, когда на его борту находился DP0SL, и экспериментировал с лунным отскоком в 1978 году.

Фотография клуба WPI Wireless Association, 1917 г.

 

О нас | ВЭГЛ 91.1 FM

О нас


WEGL Radio — это управляемая студентами и финансируемая студентами радиостанция Обернского университета, и она не похожа ни на одну другую организацию, которую вы встретите в кампусе Оберна.

WEGL не была первой радиостанцией Обернского университета. В 1922 году WMAV начал вещание из Броун-Холла с самодельным передатчиком мощностью 1500 Вт. Он стал частью Службы распространения знаний университета и получил новое название WAPI (по тогдашнему названию школы: Алабамский политехнический институт). Позже WAPI был переведен в Бирмингем.

Радио

WEGL началось как проект Ассоциации студенческого самоуправления и Инженерного колледжа в 1965 году. После продолжительного изучения комитет, состоящий из студентов и преподавателей во главе с Дином Фоем, поддержал идею открытия новой радиостанции в Обернском университете. .1 июня 1970 года Попечительский совет уполномочил президента университета Гарри Филпотта подать заявку от имени Попечительского совета в Федеральную комиссию по связи на получение разрешения на строительство и эксплуатацию FM-радиостанции.

25 апреля 1971 г. , Радио WEGL подписало в эфир с мощностью 10 Вт и начало вещание на текущей частоте 91,1 МГц, назначенной FCC. Студии располагались в комнате 1239 Центра Хейли, где они пробыли почти двадцать лет.После одного года работы студенческий комитет представил Совету по связям со студентами Обернского университета предложение об увеличении мощности. При поддержке президента университета эффективная излучаемая мощность (ERP) WEGL увеличилась до 380 Вт в 1975 году. В июне 1977 года станция начала вещание в стереофоническом режиме.

В 1988 году станция в последний раз увеличила мощность до 3000 Вт . Это повысило наше обозначение до некоммерческой радиостанции класса А .В течение 1989-90 учебного года были завершены планы по перемещению WEGL Radio из его дома в Центре Хейли в его место в Студенческом союзе Фоя с другими студенческими медиа-группами и проектами. 8 октября 1990 года президент Оберна Джеймс Э. Мартин официально подписал WEGL в первый раз из его местонахождения в Студенческом союзе Фоя, 116. В августе 2008 года WEGL и Eagle Eye переехали в AU Student Center Suite 1105.

Чтобы просмотреть наш текущий общедоступный файл FCC, щелкните следующую ссылку: Общедоступный файл

.

Штат Гумбольдт станет последним политехническим кампусом в Калифорнии

Государственный университет им. Гумбольдта претерпевает большие изменения: студенты, сотрудники и преподаватели могут попрощаться со штатом Гумбольдта и поздороваться с Кэлом Поли Гумбольдтом.

Изменения коснулись не только названия: политехнический университет означает, что школа фокусируется на программах, в которых упор делается на области STEM.

Cal Poly Проректор Гумбольдта и вице-президент по академическим вопросам доктор Дженн Кэппс сказали, что изменение названия должно помочь будущим студентам найти их.

«Люди с трудом находят нас и узнают, что мы [политехнический институт]. Поэтому благодаря нашему системному офису и осознанию того, что у нас есть возможности для роста, мы объединились с нашим системным офисом, чтобы создать этот план, чтобы иметь возможность перейти к этому», — сказал Кэппс в шоу CapRadio Insight.

Кэппс рассказал, какие изменения могут ожидать нынешние и будущие студенты, и как все это будет включено в устойчивость и будущее региона.

Это интервью было отредактировано для ясности и длины

Основные моменты интервью

О проблемах, с которыми университет столкнулся из-за сокращения набора

Честно говоря, я думаю, что одной из самых больших проблем была, честно говоря, , или отсутствие признания превосходства здесь, в этом учреждении.

Я думаю, что у нас была немного туманная идентичность, и поэтому это обозначение действительно разъясняет будущим студентам, какой опыт они могут здесь получить и степень, которую они могут получить.

Итак, что действительно хорошо в этом обозначении, так это то, что оно позволяет нам, мы проделали действительно преднамеренную работу, чтобы соответствовать тому, где существуют пробелы в рабочей силе в штате Калифорния, чтобы действительно соответствовать тому, что студенты выражают, что они хотят, в степени, которые они хотят, в таких вещах, как кибербезопасность, инженерия, технологии и наука о данных.

Кроме того, у него есть дополнительное преимущество: он стимулирует экономику Северного побережья, поскольку является крупнейшим работодателем в этом районе.

Об изменениях, которые учащиеся вскоре могут ожидать в школьной программе

Итак, мы запускаем восемь новых программ бакалавриата, начиная с 2023 года, одну новую магистерскую программу и три новые сертификационные программы в этих конкретных областях прикладная наука, наука, технология и техника.

Студенты могут зарегистрироваться уже сейчас в 2022 году.Итак, вот моя идея… приходите в Калифорнию Поли Гумбольдта. Они могут записаться сейчас и начать проходить общеобразовательные курсы и быть готовыми к работе в 2023 году.

… Мы удваиваем наши инвестиции в гуманитарные, гуманитарные и социальные науки. У нас есть обязательство быть всеобъемлющим университетом и всеобъемлющим политехническим институтом, и мы не можем служить Северному побережью, штату Калифорния или нашим студентам, если мы хотим отказаться от инвестиций в гуманитарные, гуманитарные и социальные науки.

Нам нужно выпускать творческих выпускников, умеющих общаться, способных работать вместе в команде, ценящих искусство, умеющих создавать искусство, и поэтому мы очень, очень привержены этому.

О том, как университет хочет ввести обучение коренных народов в учебную программу

Поэтому мы стремимся стать политехническим институтом другого типа. Итак, признавая превосходство двух других политехнических институтов в системе, мы хотели немного отличаться.

Частью этого отличия является включение мудрости коренных народов в нашу учебную программу. Таким образом, признавая, что мы запускаем прикладную науку о пожарах и степень управления, мы запускаем степень магистра в области инженерии и экологической практики.

Так что на самом деле нужно взять ту мудрость коренных народов, которая была известна и существовала в течение многих, многих лет, и намеренно включить ее в учебную программу наряду с традиционными научными исследованиями, чтобы наши студенты были оснащены несколькими способами познания, чтобы быть в состоянии лучше всего быть … учеными на службе общества и решать проблемы сообщества.

Copyright 2022 CapRadio

CSPC делает первые шаги в области широкополосного и радиочастотного оборудования – Политехнический колледж Камарин-сюр

Политехнический колледж Камарин-сюр (CSPC) в партнерстве с Межконтинентальной радиовещательной корпорацией (IBC) заложил основу для радиовещательного и радиочастотного оборудования , новая веха для проекта смешанного обучения CSPC.

Закладка фундамента знаменует собой первую веху строительства башни высотой 200–300 футов в CSPC, предназначенной для работы в непосредственной близости от кампуса в радиусе 300 метров и работающей на частоте 87,5 МГц.

Он будет расположен на земле между спортзалом и залом Вильяфуэрте, олицетворяя следующую эволюцию в дизайне рабочих мест, которая помогает переосмыслить то, как сегодняшняя рабочая сила сотрудничает в расширяющихся творческих и технологических инновациях учреждения.

По словам Др.Чарлито П. Кадаг, президент колледжа: «Эта ультрасовременная башня является ответом на неонормальные вызовы, с которыми сталкивается образовательный сектор».

«CSPC, стремясь к совершенству и преобразованиям, решил максимально использовать имеющиеся ресурсы учреждения за счет эффективного использования радиостанции Campus. Таким образом, предложена указанная установка указанного передатчика мощностью 5 кВт и онлайн-сервисов прямой трансляции для гибкой школьной программы обучения», — добавил он.

проф.Hejie A. Dimabogte, менеджер станции, также добавил, что необходимо улучшить и оптимизировать радиостанцию ​​Campus Radio 87.5 FM для эффективного использования. Это также эффективная система для предоставления образования большему количеству людей не только в районе Ринконада, но также в Центральном Камаринес-Сур, районе Партидо и Албае.

Этот проект, основанный на тонкости дизайна, имеет утвержденный бюджет в размере 50 миллионов песо из утвержденного бюджета коммуникационной сети учреждения и других средств связи на 2020 год.

Вещательное базовое и радиочастотное (РЧ) оборудование будет включать подвеску и черный ящик и будет обеспечивать шесть (6) каналов на колледж.

Доктор Кадаг также заявил в своем послании, что наличие такой технологии не только удовлетворит потребности студентов, но и других заинтересованных лиц в области массовой информации и связи, которые доступны в комфорте их дома.

Кроме того, он также транслировал предоставление ноутбуков высокого класса штатным и работающим по контракту преподавателям CSPC, бюджет которого составляет шесть (6) миллионов песо и еще два (2) миллиона песо на предоставление планшетов 400 высококвалифицированным специалистам. — маргинализированным учащимся, чтобы помочь им справиться с требованиями онлайн-обучения в соответствии со школьной мантрой «Ни один ученик не будет забыт.

Между тем, указанная установка была осуществлена ​​благодаря усилиям профессора Димабогте при поддержке г-жи Ширли М. Илло, сотрудника по бюджету, г-жи Маритес А. Бермал, сотрудника по закупкам, и доктора Кадага.

Начало установки и использования ожидается в 2021 году.

Дополнительная информация о политехнических кампусах СЗТ, которые появятся в следующем году

План с изложением объектов, которые сформируют новый политехнический университет СЗТ, должен быть представлен к июлю 2022 года, сообщили MLA в среду.

Такие сообщества, как Инувик, Форт-Смит и Йеллоунайф, ждут, чтобы увидеть, как преобразование колледжа Аврора в политехнический институт повлияет на их существующие кампусы. Колледж присутствует и во многих других сообществах.

«Мы находимся в процессе развертывания и участия в плане объектов», — сказал Энди Беван, который одновременно является президентом колледжа и заместителем заместителя министра GNWT, которому поручено преобразовать его в политехнический институт, на техническом брифинге для MLA.

Реклама.

Беван пообещал «значительное взаимодействие» со всеми, кто имеет отношение к этому плану. Язык, использованный Беваном и его коллегами в среду, говорил об улучшении и расширении возможностей для выполнения задач политехнического института, но не содержал конкретных деталей.

Беван отвечал на вопрос Кевина О’Рейли из Frame Lake MLA, который сказал, что до сих пор не видел общего бюджета на преобразование колледжа Аврора. Преобразование началось более двух лет назад, запуск политехнического института запланирован на май 2025 года.

На собрании в среду не было представлено никаких данных о бюджете, на котором О’Рейли рассчитывал на способность территории запросить федеральное финансирование.

«Я не думаю, что мы сможем ждать до июля 2022 года», — заявило MLA, сославшись на выделение Оттавой 26 миллионов долларов Юконскому колледжу в 2019 году на научное здание, которое должно было стать «краеугольным камнем» нового Юконского университета на этой территории.

Реклама.

«Есть новое федеральное правительство, другие кабинеты министров.Нам нужен план, чтобы действовать с ними сейчас, — сказал О’Рейли. Беван сказал, что он доволен «первоначальными обязательствами», которые взяло на себя федеральное правительство.

Ни один северянин не остался позади?

Между тем, MLA призвали политехнический институт не бросать жителей СЗТ, которые в настоящее время полагаются на Колледж Аврора, чтобы повысить свое образование и получить навыки, необходимые им для работы.

«Возвращаясь назад… наши школы не выпускают студентов, готовых к политехническому обучению, особенно в регионах и небольших населенных пунктах», — сказала Леза Семмлер, одна из двух MLA Инувика.

«Колледж Аврора — это то, что сделало его успешным для этих взрослых учащихся. Насколько большое внимание эта трансформация уделяет тому, чтобы мы продолжали и укрепляли ее, чтобы те учащиеся, которые, возможно, не добились успеха в школе, могли пойти на обучение для взрослых и на программы получения степени в политехническом институте?

«Если мы собираемся инвестировать все эти деньги — и это здорово — как отдел уделяет внимание фактам выпуска резидентов СЗТ и их образованию?»

Беван сказал Земмлеру, что политехнический институт будет поддерживать «критическую часть» программы колледжа Аврора, которая помогает жителям небольших населенных пунктов развивать свои навыки.

«Это будет основная часть политехнического института, и это одна из причин, по которой была выбрана политехническая модель», — сказал он, добавив, что политехнический институт будет «присутствовать» в каждом сообществе.

Крис Джозеф, который руководит преобразованием колледжа Аврора, сказал: «Проводится работа по повышению эффективности нашей системы JK-12, но высшие учебные заведения не собираются ждать, пока эти результаты осуществятся. Сейчас нам нужны люди, которые готовы и хотят учиться.

«То, что мы должны увидеть и что мы увидим, — это больше, чем просто базовое образование для взрослых в сообществах».

Джозеф сказал, что в региональных центрах могут быть предложены некоторые вводные программы для получения степени. Ранее он пообещал: «Хотя это и становится политехническим университетом, вуз не собирается отставать от северян».

Джозеф сказал MLA, что трансформация сейчас вступает во вторую из трех фаз, во время которой изменения будут происходить на более регулярной основе в рамках подготовки к запуску в 2025 году.

По его словам, предстоящее законодательство приведет к тому, что Колледж Аврора будет находиться на расстоянии вытянутой руки от правительства территории. К осени 2022 года Aurora College должен вернуться к руководству советом управляющих, а не лицом, назначенным правительством.

Джозеф сказал, что обзор обеспечения качества, который будет проведен Советом по качеству кампуса Альберты, станет «значительной частью» второго этапа.

Этот обзор оценит способность учреждения соответствовать национальным стандартам и передовой практике, и на него будут полагаться будущие студенты и работодатели, сказал он, а также продемонстрирует, что политехнический институт может быть «эффективным, действенным и устойчивым».

Эту проверку планируется завершить к августу 2023 года.

Реклама.

Родственные

Каково быть… радиоведущим

RadioActive запланировал три фиксированных шоу в течение учебного дня. Это «Отряд за завтраком», который выходит в эфир с 9:00 до 12:00, а затем «Полденский беспредел», который выходит в эфир с 12:00. до 15:00 и, наконец, «Последний класс», который выходит в эфир с 15:00.до 17:00

 

В обязанности ведущих входит подготовка к своим фиксированным сегментам во время шоу, таким как «Oh My Goss» и «Yum Yum in My Tum Tum». «Oh My Goss» — это сегмент, в котором радиоведущие обсуждают сплетни о знаменитостях, тогда как «Yum Yum in My Tum Tum» — это сегмент, в котором радиоведущие делятся предложениями о еде, которые можно найти в нескольких минутах ходьбы от школы. Преимущество работы докладчика заключается в том, что у него есть свобода выбора того, чем он хочет поделиться с аудиторией, если это соответствует рекомендациям IMDA и цензуре.

 

Однако это далеко не все, чем занимаются ведущие. Даниал сказал: «Все наши ведущие, как правило, заранее готовятся к перерывам на выступления и даже к нашим новостям RadioActive. Это означает пролистывание Интернета и новостных сайтов в поисках интересных историй и сделок, которыми можно поделиться в прямом эфире».

 

«Ведущие EXCO будут вносить больше, чем просто свое время в эфире. Как музыкальный руководитель, я управляю списками ведущих, занимаюсь нашими плейлистами и несу ответственность за то, какие песни выходят в эфир», — добавил он.

 

Слушатели ТП RadioActive поделились своими впечатлениями о том, каким должен быть радио-диджей. Нурсиндра Морин Хок, 19 лет, ученица 2-го класса диплома в области бухгалтерского учета и финансов, сказала: «Я думаю, что ведущий должен быть общительным, готовым выйти из своей зоны комфорта, быть энергичным, уметь разговаривать и развлекать людей. хорошо.»

 

Тан Юань Ян Ричи, 18 лет, учащийся 2-го года обучения в области компьютерной инженерии, добавил: «Я думаю, что они должны сообщать новости, развлекать и взаимодействовать со слушателями, играя в эфире отличные песни.

 

Однако Даниал считает иначе.

 

«Быть ​​ди-джеем на радио — это больше, чем просто говорить в микрофон. Нашим ведущим необходимо выучить и запомнить консоль и систему наизусть. Время от времени мы, докладчики, должны следить за тем, чтобы мы придерживались расписания и чтобы наши перерывы на выступления соответствовали рекомендациям и цензуре IMDA. Тем не менее, я уверен, что всем нашим докладчикам нравится быть частью RadioActive и выступать только для вас!» — прокомментировал Даниал.

Вещание — Диплом радио — Гамильтон — Онтарио — Колледж прикладных искусств и технологий могавков — I2410

Основные моменты

    * Изучение компьютерного вещания с помощью интернет-приложений, включая веб-страницы, веб-трансляции и подкасты
    * Приобретение практических, разнообразных навыков общения
* Изучите производство, продвижение, анонсирование, управление и продажи
    * Откройте для себя коммерческое письмо, эфирное исполнение и различные новые области индустрии коммуникаций
    * Изучите деловую сторону вещания
    * Специализируйтесь на новостях и спортивных презентациях, программировании и музыкальном расписании
    * Выпускники могут пожелать найти работу на радиостанциях, но они также смогут найти работу, используя навыки творческого письма, навыки презентации и знания средств массовой информации и новых медиа
    * Новые технологии открыли больше возможностей для обученных людей с творческими способностями и для тех, кто сочетает в себе креативность ве и технические навыки
    * Доступны возможности перевода дипломов
    * Наслаждайтесь удостоенной наград радиостанцией C101 Ассоциации студентов-могавков.5FM!

Карьерные возможности Возможности карьеры

Промышленность:

* Радиостанции

* Радиостанции
* Звукозапись ОТКРЫТИЯ
* Рекламные агентства

Профессиональные категории:

* Представители продаж / маркетинга
* Операторы вещания Операторы для цифровых смесителей, редактирование и передача
    * Радиопрограммисты

Требования к поступающим

    * OSSD или эквивалент (GEGED, подготовка к колледжу и карьере), включая:
    *o Английский язык 12 класса, общий, продвинутый, C или U или эквивалент
    * Это программа с высоким спросом .Чтобы увеличить вероятность приема, заявители будут предложены завершить онлайн-вопросник
* Зрелые заявители считаются индивидуально

Программа исследования

семестр 1

Comm 10092 College Community 3.00
Comm CM190 Intro — массовая связь 2.00
COMM     LL041     Коммуникации (языки)     3.00
MCOM     10012     Радио — введение     3.00
MCOM     10013     Вещательное оборудование     5.00
MCOM 10014 Навыки письма для радио 2,00
MCOM 10015 PROD 1 — на Air 5.00
SSCI SS291 Текущие дела: Канада / Мир 3.00

Семестр 2

info int137 Компьютерные приложения BDCT 2.00
MCOMOM 10045 Radio Creative — Basic 3.00
MCOM     10046     Радио-коммерческая продукция     7.00
MCOM     10120     Презентационные навыки     2.00
MCOM     RD135     Эфирное производство 2 — Радио     8.00
MRKT RD136 Введение в Media Reales 3,00

семестр 3

Comm 10034 активное гражданство 2.00
CREM 10034 Active Planning Planning & Portfolio Portfolio DEV 2.00
RD214 RD214 Radio Law и этика 3,00
MCOMOM RD144 AN-Air Production 3 — Radio 7.00
MCOM RD219     The Radio Show     5.00
MUSC     10005      Pop 4 Radio     3.00
OPEL     XXXXX     Образование 1 Таблица опций (по выбору)     2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.