Развитие памяти память – Развитие памяти — Психология человека

    Содержание

    Развитие памяти: сопутствующие процессы и упражнения

    В 21 веке на память жалуются совсем молодые люди. Это неудивительно, ведь мозгу каждый день приходится обрабатывать огромные потоки информации. В итоге, список покупок, номер телефона детской поликлиники, день рождения подруги буквально «вылетают из головы». Хуже всего, что производители высокотехнологичных гаджетов поощряют такой порядок вещей. Людям много чего можно не запоминать: номера телефонов и дни рождения записаны в смартфонах, для списков покупок и повседневных дел есть специальные приложения, а вспомнить, кем был, к примеру, Цицерон, в считанные минуты поможет интернет.

    Ученые постоянно доказывают, что возможности человеческого мозга практически безграничны. И это касается не только всемирно известных гениев, но и обычных людей. Объем памяти у каждого человека индивидуален, но ежедневно используется не весь его потенциал. Развитие памяти важно не только для школьников и студентов, которым предстоит сдавать экзамены. Совершенствование процессов запоминания является своеобразной тренировкой для мозга, которая с большой долей вероятности поможет сохранить ясный ум даже в глубокой старости.

    О видах памяти и методах ее развития пойдет речь в данной статье.

    Процессы памяти

    Памятью в психологии называют форму психического отражения, заключающуюся в запоминании, сохранении и воспроизведении приобретенного опыта в будущем. Она является одной из особенностей психики человека, чертой его индивидуальности, ведь воспоминания у каждого уникальны. Утрата памяти (амнезия) обозначает потерю собственного «я».

    На сегодняшний день существуют различные способы развития памяти, но эффективность методик зависит от наличия элементарных знаний о видах и закономерностях ее основных процессов.

    Различают четыре главных процесса:

    • Запоминание – это основа памяти. В моменты высокого эмоционального напряжения возникает состояние импринтинга – мгновенного запоминания. К примеру, человек помнит, как в детстве, сорок лет назад, на Новый год он нашел под елкой игрушку, о которой очень мечтал. Всплеск позитивных эмоций позволил запечатлеть картинку из прошлого с фотографической точностью на всю жизнь.

    Запоминание может быть непроизвольным и произвольным (происходит с намерением сохранить информацию).

    • Сохранение, с точки зрения психологии, описывается не только количеством забытого/сохраненного материала. Существует доказанная зависимость между сохранением и установкой личности (выучить на экзамен), условиями заучивания, характером последующей информации.

    Возможность вспомнить переживания из глубокого детства под влиянием гипноза может свидетельствовать о том, что в человеческой памяти всегда хранятся следы прошлого опыта, недоступные для расшифровки в сознательном состоянии.

    • Забывание проявляется отдельными ошибками в припоминании и полной невозможностью узнать воспринятое в прошлом.
    • Воспроизведением называются процессы извлечения из памяти ранее сохраненной информации. Оно может быть непроизвольным, когда какой-либо образ появляется без желания человека. Узнавание – это произвольное воспроизведение, которое опирается на установление сходства между воспринимаемым образом и сохраненным в памяти. Припоминание – следующая ступень воспроизведения, требующая от индивида некоторых усилий, для воссоздания нужной информации.

    Опора на сходные идеи и образы – лучшее вспомогательное средство припоминания.

    Виды

    Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.

    • Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
    • Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.

    Считается, что объем кратковременной памяти в среднем – 5-9 единиц информации. Именно столько слов, цифр, образов способен воспроизвести человек через несколько десятков секунд после однократного знакомства с ними.

    • Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
    • Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.

    Генетическая память – передача информации, хранящейся в генотипе, по наследству. Таким образом, у представителей последующих поколений с рождения есть комплекс бессознательных действий, к примеру, безусловные рефлексы. Это единственный вид памяти, на который человек не может повлиять посредством обучения и воспитания.

    В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:

    • Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
    • Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
    • Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
    • Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.

    Тренировка

    Люди рождаются, имея равные возможности развития памяти и огромный потенциал, заложенный природой. Их задача – раскрыть его, что очень важно для успешной трудовой деятельности и просто повседневной жизни.

    Не все типы памяти человек может использовать сразу после появления на свет. С первых дней жизни преобладает эмоциональная, далее подключается двигательная, за ней следует образная, а к 3-4 годам начинает проявляться логическая память.

    Для того чтобы улучшить память, существует мнемотехника. Это комплекс методов развития памяти у человека, основанных на главных принципах запоминания информации, ее хранения и воспроизведения. Приемы мнемотехники связаны с образованием искусственных ассоциаций.

    • Образование фразы из начальных букв информации, которую нужно запомнить. Яркий пример эффективности этого способа – известная фраза для запоминания последовательности цветов в спектре: «Каждый охотник желает знать…»

    • Запоминание научных терминов и иностранных слов методом подбора созвучных слов русского языка. К примеру, английское Sleep [сли:’п] – «спать» можно запомнить с помощью звуковой ассоциации «слип-аются глаза».
    • Метод связывания ярких образов с запоминаемой информацией. К примеру, внести в память группу слов — «собака», «дождь», «дом», «очки», «звонок» — можно, составив своеобразный мультфильм с их участием.
    • Метод Цицерона. Нужно представить прогулку по хорошо знакомому месту или маршруту (собственная комната, путь на работу), а материал, который следует запомнить, расположить мысленно по ходу прогулки. Когда потребуется вспомнить нужную информацию, она будет находиться в тех местах, куда ее поместили во время виртуального обхода.
    • Цепочка образов. Тренировка образного мышления может быть затруднительной для людей, руководствующихся в повседневной жизни только логикой. Но это упражнение помогает понять множество приемов мнемотехники. Суть его такова: между двумя любыми словами нужно создать цепочку слов-ассоциаций, между которыми имеется что-либо общее или же противоположное. Для примера: яблоко – котенок. Яблоко – яблоня – ветка – котенок.
    • Для развития долговременной памяти на числа можно использовать следующие приемы.
      • Выделение знакомых чисел. Например, число для запоминания – 8931412. 89 – год рождения жены, 314 – начало числа Пи, 12 – день рождения сына;
      • Цифровые образы – связывание цифр с предметами, имеющими похожую форму. Ассоциации могут быть следующими: 1 – кол, 2 – утка, 3 – усы, 4 – стул, 5 – звезда, 6 – замок, 7 – нос, 8 – очки, 9 – воздушный шарик, 10 – глобус. Для активизации зрительных образов желательно сделать на обычном листике бумаги небольшие картинки напротив каждого числа.

    • Методики развития зрительной памяти пригодятся каждому человеку. Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ведь в одно ухо залетает, а во второе вылетает. Для формирования способности запоминать мельчайшие детали существуют несложные упражнения.
      • Сконцентрируйте на минуту внимание на каком-либо предмете (картина, рекламный буклет, ваза с цветами), потом уберите его с поля зрения и попробуйте записать все, что вы о нем запомнили. Сравните записанное с реальным. Удалось ли вам зафиксировать все детали, цвета, последовательность расположения предметов?

    • Во время быстрого чтения газетной статьи выделяйте маркером определенную букву или слог. Усложнить задание можно, используя скорочтение.

    Компоненты успеха

    Изучение множества способов и даже всей методологии улучшения памяти не всегда приносит требуемый эффект, поскольку важно учитывать факторы, отрицательно влияющие на интеллект.

    Условия развития идеальной памяти следующие:

    • Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода.
    • Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить.
    • Полноценный сон.
    • Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. Богатая белком и легко усвояемая пища – необходимое условие для плодотворных умственных усилий. При этом важно соблюдать равновесие между голодом и слишком переполненным желудком.

    Как видим, методы развития памяти разнообразны, но все они подразумевают активное задействование мышления, причем результат можно получить при условии многократного повторения тренировочных упражнений и соблюдения правил здорового образа жизни.

    vsepromozg.ru

    Как развить память, способы развития памяти

    Человек состоит из информации, каждый из нас – это целое хранилище данных. Сложно описать размеры потенциальной памяти. Если информация, накапливаемая внутри нас, собирается не только в головном мозге, но и в мышцах, костях, генах. Кроме всего, человек обладает способностью к накоплению информации. Кому-то крепкая память дана от природы, но даже таким людям ее необходимо тренировать, чтобы поддерживать ее, образно выражаясь, в тонусе. Об упражнениях для тренировки, которые помогут развить память, мы и поговорим в этой статье.

    Те, кто предпочитал не учить уроки в школе, в чем-то были правы, но только не в плане укрепления памяти. Впрочем, ее свойство таково, что мы гораздо легче запоминаем то, что приносит нам интерес и удовольствие. Какую-ту ерунду, вызвавшую у нас смех и положительные эмоции, мы можем помнить столетиями. Как и слова, оставившие глубокий позитивный или негативный, отпечаток в душе. Собственно говоря, озвученные слова – это слуховая память. Также она бывает зрительная, тактильная, и осязательная, соответственно пяти органам чувств.

    Развитие может происходить согласно этим органам. Для этого человек должен находиться в состоянии максимального фокуса, то есть следить за окружающим его миром всем своим телом. Другими словами – жить здесь и сейчас. Кстати, это часть ответа на вопрос как развивать память у взрослых. Подмечайте детали. Кроме того, она бывает долгосрочной, кратковременной и оперативной. Запоминание проходит как раз по этой цепочке, начиная от оперативной и заканчивая долгосрочной.

    Способы развить память

    Существуют закономерности, по которым мы запоминаем информацию. Вы должны знать о них, чтобы в дальнейшем развивать свою память.

    1. О первом законе мы уже говорили выше: то, что нам интересно, мы запоминаем легко и на лету.
    2. Для лучшего усвоения следует повторить информацию несколько раз, будто уча стих из школьной программы.
    3. Третий основан на более глубоком понимании того, что запоминаешь. Например, математическая формула быстрее укладывает в голове, если понимаешь, как она работает.
    4. Закон начала и конца: мозг лучше фиксирует — начало и конец фразы в тексте, в речи, и т.д.
    5. Мощь самоубеждения: если уж вы настроились запомнить что-либо здесь и сейчас – то будьте уверены, у вас это получится.
    6. Специфичен для каждого и зависит от возможностей кратковременной памяти. Нельзя запомнить больше, чем может принять твой объем. Другими словами, не надо кушать слишком большими ложками, ешь постепенно.
    7. Закон практики:  то есть испробованное на практике гораздо лучше откладывается в голове.
    8. Вымещения: образно выражаясь, если долго изучать один и тот же предмет, то запомнишь лишь то, что было в конце.
    9. Закон об ассоциациях. Если во время запоминания выстраивать мостики с уже известными вам вещами, то этот процесс пройдет эффективнее и легче.

    Развивать памяти в любом случае нужно будет основываясь на этих 9 пунктах. Они универсальны и присутствуют в голове у каждого из нас.

    Как развить память: взрослым и детям?

    Развитие её у взрослых людей

    Из этого стремления к саморазвитию может получиться большая польза! Для многих не секрет, что память можно развить во время чтения книг. Желательно, чтобы книга была не электронной, тогда будут задействованы много видов памяти. Вы будете помнить, каков источник на цвет и ощупь. В нужный момент, она подскажет вам, что вы читали эту фразу в небольшой книге в твердой обложке зеленого цвета. Приятным бонусом от чтения правильных и интересных для вас книг будет расширение кругозора, увеличения количества ассоциативных связей, углубление способности чувствовать и большая образованность.

    Спокойное конспектирование. Поэтому, если вы дома смотрите видео лекцию или читаете специализированную литературу – заведите тетрадь для конспектирования важных моментов. Именно тетрадь и никаких записей на компьютере. Доказано, что письмо от руки имеет положительный эффект на развитие. В то время, как частая печать на компьютере приводит к постепенной потере грамотности, а также более слабым запоминанием написанного.

    Планируйте свой завтрашний день. Старайтесь в конце сегодняшнего дня планировать свое завтра. Причем делайте это с помощью ручки и еженедельника. Вы увидите, какой чудесный эффект это произведет на вашу память и самоорганизацию.

    Запоминание любимых стихов и текстов песен поможет в тренировке памяти. Также развивает память запоминание самой мелодии. Такое упражнение благоприятно влияет на слух, помогая вам лучше разбираться в интонациях и звуках.

    Для того чтобы все предыдущие пункты работали, необходимо поддерживать организм здоровым. В рационе питания уделите место для продуктов, полезных для мозга, это: морепродукты, грецкие орехи, очищенная вода, чай, бобовые и др. Поменьше употребляйте алкоголь, чаще гуляйте на свежем воздухе и соблюдайте режим сна.

    Развиваем память у детей

    Крохи быстрее усваивают что-либо в игровой форме, так как работает первый закон интереса. У малышей, как правило, развитие памяти происходит на уровне образов:

    • Хорошо давать детям разукрашки;
    • Играть с ними в слова, учить вместе песенки;
    • А также расспрашивать их о героях любимых сказок и мультиков.

    Также рекомендуем выполнять следующее упражнение: выложить перед ребенком 3-4 игрушки, затем одну спрятать и спросить, какой не хватает. Но только помните, что малышу сложно долго держать внимание.

    globuslife.ru

    Урок 6. Тренировка памяти

    В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

    Оглавление:

    Способы и методы развития памяти

    Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

    Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.

    Тренировка зрительной памяти

    Как уже было отмечено в первом уроке зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения следующих полезных упражнений.

    Упражнение 1. Таблицы Шульте

    Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.

    Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

    Прочитать о правильной работе с таблицами Шульте, а также выполнить упражнения на специальном тренажере вы можете на данной странице.

    Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

    Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

    Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

    Упражнение 3. Игра в спички

    Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

    Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

    Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

    Упражнения 4. Римская комната

    Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

    Тренировка слуховой памяти

    Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

    Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

    Упражнение 1. Чтение вслух

    Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

    Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:

    • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
    • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

    Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.

    Упражнение 2. Стихи

    Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

    Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

    Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

    Упражнение 3. Подслушивание

    Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

    Игры онлайн

    Как уже было сказано в уроке «Память и внимание», игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.

    Выполняя эти упражнения, и следуя рекомендациям из предыдущих уроков, вы в скором времени сможете похвастаться отличной памятью, а также поразить друзей и знакомых способностью легко запоминать информацию.

    Евгений БуяновДмитрий Гераськин

    4brain.ru

    Развитие долговременной памяти в домашних условиях

    Память обладает свойствами, которые делают из человека индивидуальную личность. Ею обладают не только люди, но и животные. Человеческая память настолько совершенна, что её развитие не стоит на месте. У каждого человека объём хранения информации разный. Связано это с определённой степенью развития памяти. Но не стоит расстраиваться тем, у кого с этим проблемы. Существуют различные упражнения по улучшению своих способностей.

    История Романа о развитии своей памяти

    Мой товарищ Роман не всегда отличался хорошей памятью. Чтобы выучить школьное стихотворение, у него уходило много времени. Даже если он целый вечер сидел за учебниками, это не всегда приносило положительных результатов в запоминании информации.

    После школы мы поступили в один университет. Через некоторое время я стала замечать, что Роман стал более внимателен и восприимчив к учёбе. Через пару месяцев его было не узнать. Он с лёгкостью запоминал сложные определения и формулы, изучаемые на парах.

    Мне стало интересно, как он смог так быстро добиться ошеломляющих результатов. Роман рассказал о методике развития собственной памяти. В его комплекс входили упражнения, периодический отдых и частые прогулки на свежем воздухе.

    Попробовав данную технологию на себе, я тоже стала замечать улучшения в работе мозга. Подробнее о том, как улучшить долговременную память расскажет данная статья.

    Чем помогает человеку в жизни развитая долговременная память

    В наше время развитая память – залог успешной карьеры. Но, к сожалению, человек любого возраста может начать испытывать сбои, которые влияют на другие способности человека.

    Все привыкли думать, что запоминать большую информацию нет необходимости. Телефонный номера хранятся в мобильнике, адрес – в справочнике, важную информацию можно просто записать в ежедневник. Решение проблемы о плохом запоминании решились сами собой. Люди полагают, что развитие памяти приведёт к превращению головы в диктофон. Однако это ошибочное мнение.

    Хорошо развитая память – это комплексная работа воображения, мышления, внимания и многого другого.

    Развивая свои способности, человек улучшает такие качества, как:

    1. Мышление. Данная способность необходима для связывания воспринимаемых образов в логические цепочки для простоты запоминания. Таким образом, одновременно идёт развитие ассоциативного мышления. Ассоциации способствуют быстрому сохранению информации в отделах головного мозга. Тем самым человек, производя мыслительную деятельность, не тратит много времени и энергии на решение какой-либо проблемы.
    2. Внимание. За счёт улучшения внимания человек способен быть более сосредоточенным, собранным. Ему становится проще сконцентрироваться на определённой задаче. Также в жизни появляется организованность.
    3. Воображение и творческая деятельность. За счет креативных способностей человеку легче придумывать ассоциации и находить нестандартные решения сложных проблем. Так трудные задачи получают простые ответы.
    4. Защита мозга от возрастных изменений. Каждый знает, что если вести малоподвижный образ жизни, тело станет вялым, дряблым. Появятся проблемы со здоровьем. То же самое происходит и с мозгом. Если не заниматься мыслительной деятельностью, отдельные части мозга начинают отмирать за ненадобностью. У человека появляется забывчивость, проблемы с мышлением и т.д. Если занимать мозг различными задачами, то этого можно избежать. Хорошим примером будут математические задачи, кроссворды, ребусы. Также поддерживать мозговую деятельность помогут специальные упражнения по развитию памяти.

    Из всего вышесказанного следует отметить, что способность воспринимать и сохранять материал связывает все важные способности человека.

    Что плохого в неразвитой способности запоминать

    Уже далеко не секрет, что если не развиваться умственно, то человек столкнётся с массой проблем:

    • провалы в памяти;
    • плохая восприимчивость происходящего;
    • забывчивость;
    • рассеянность;
    • повышенная утомляемость;
    • нервозность;
    • головные боли;
    • неспособность чётко излагать свои мысли и т.д.

    Помимо нежелания самого человека развивать свои способности, причиной данных проблем может быть заболевание или полученные травмы головы. Поэтому перед тем, как развивать долговременную память у взрослого или ребёнка не лишней будет консультация у врача.

    Как самостоятельно развить долговременную память

    Для улучшения своих способностей есть ряд упражнений. Выполняя их, результат не заставит себя ждать. Как развить долговременную память Вам расскажут следующие пункты:

    1. Повторение. Для начала начните заучивать стихи. Этот материал самый простой к запоминанию. Затем начните заучивать прозы. При этом, выучив один абзац, не повторяйте его дня 3-4. Затем снова прочтите и увидите, что воспринимаете текст уже по-другому.
    2. Повторение вслух. Научно доказано, что слуховое сопровождение способствует лучшему усвоению материала. Поэтому, изучая какой-либо текст, читайте его вслух. Особенно полезно будет повторение вслух с закрытыми глазами. Так текст запомнится ещё быстрее.
    3. Концентрация внимания. Для выполнения этого упражнения запишите предложение на листочек. Затем прочитайте его вслух, и во время прочтения попытайтесь посчитать, сколько букв «а» в предложении. Потом отвернитесь и постарайтесь вспомнить, сколько букв «п» в предложении. Данная тренировка дополнительно развивает зрительную память.
    4. Составление ассоциаций. При плохом запоминании даже элементарной информации начните придумывать ассоциации. Например, числа можно ассоциировать со значимой датой или с подобной фигурой. Также с именем. Запомнить имя будет проще, ассоциировав его с каким-либо знаменитым персонажем. Ежедневные тренировки помогут быстро развиться.
    5. Описание картины. Для этого выберете несколько картин и опишите их. Каждый раз дополняйте картину новыми фактами, при этом учитывая второстепенные звуки, крики, общение, шум.
    6. Визуализация и создание мысленных образов. Для лучшего воспроизведения в будущем, старайтесь мысленно представлять картину. Например, представьте забытые ключи на тумбочке, подробно вспомните, что лежало на ней ещё. И так дополняя картину новыми образами из памяти.
    7. Создание списков дел. Выезжая из дома по делам, сделайте список планируемых задач. Распределите их по важности или по удобству маршрута. Промотав все дела в голове, отправляйтесь. По приезду домой сверьтесь со списком, всё ли удалось запомнить и выполнить.
    8. Старайтесь вспоминать забытое самостоятельно. Нередко бывают такие случаи, когда в нужный момент из головы вылетела важная информация. Не стоит спешить заглядывать за подсказкой. Попробуйте всё же вспомнить самостоятельно. Эта информация уже хранится в голове, осталось её только найти.
    9. Занятие точными науками. Если стало скучно в автобусе или метро, начните выполнять простые арифметические расчёты в голове. Сложите все числа номера телефона на рекламе, перемножьте числа номера проезжающего автомобиля. Казалось бы, простые примеры, но они отлично тренируют память.
    10. Читайте книги. Книги, особенно познавательные, заставляют мозг включать воображение и запоминать получаемую информацию. Что может быть лучше проведения свободного вечера за интересной книжкой.
    11. Прокручивайте в голове все события, прожитые за день. Перед сном прокрутите весь день от пробуждения и до вечера. Затем продумайте все события с вечера и до утра. Вспомните, что полезного было сделано за день.

    Для развития долговременной памяти не требуется каких-то усилий. Главное ежедневно выполнять эти простые упражнения и Вам больше не придётся в нужный момент стоять и мучительно вспоминать важную информацию.

    Заключение

    Этот список лишь малая часть всего многообразия тренировок для того, как развить долгосрочную память. Главным моментов в тренировках является их регулярность и правильность выполнения. Одна тренировка займёт не более 10-15 минут. Поэтому не ленитесь и вперёд развивать свои способности.

    [Всего голосов: 7    Средний: 3.4/5]

    trenermozga.ru

    Все о нашей памяти: как устроена память, любопытные факты, упражнения и полезные советы для развития памяти


    Алена Лепилина

    — Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
    — А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

    В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

    Как устроена память

    Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

    Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

    Долгосрочная память отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

    1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения — и управляется это процедурной памятью.
    2. Декларативная память, в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
    • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
    • Эпизодическая память — к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая — она касается различных событий и жизненных переживаний.

    Наконец, мы добрались до проспективной памяти — она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

    Как формируются и возвращаются воспоминания

    Воспоминание — это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

    А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми — да такими, что уже не различишь, где что было.

    Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания — внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. Мозг работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

    У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

    Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

    Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

    Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, — эксплицитными воспоминаниями.

    Мастер собирать мозаики

    У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

    В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом — упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

    Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

    Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

    Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

    Как проверить свою память

    Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

    1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
    2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

    Как память связана с органами чувств

    По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, — то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

    Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

    Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

    Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

    Приемы и упражнения для тренировки памяти

    Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей — тренируйте ее. Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

    А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


    1. Безумствуйте!

    Некоторые вещи лучше всего запоминаются при помощи безумных ассоциаций. Представьте, что вы собираетесь отвести своего сына на футбольный матч на Бетховен-стрит. Чтобы не забыть эту информацию, вообразите себе Бетховена, сидящего за роялем, наигрывающего сонату и одновременно удерживающего у себя на голове футбольный мяч, а рядом — своего сына, с восхищением наблюдающего
    за этим.

    2. Создавайте хорошее настроение

    Как показало исследование, проведенное профессором Ричардом Риддеринкхофом из университета Амстердама, позитивное настроение тоже способствует запоминанию. Если вы хорошо себя чувствуете, то и информация усваивается лучше. Как этого добиться? Кто-то вспоминает самые счастливые моменты своей жизни, кто-то ставит свою любимую музыку, а кто-то обещает себе награду (обязательно полезную!) за выполненное задание

    3. Карандаш в помощь

    И еще один лайфхак: не можете что-то вспомните — нарисуйте это. Если вы не помните этого сейчас, это не значит, что не помните совсем. Майкл Микалко уверен: рисунок и схематическое изображение полезны для извлечения из памяти информации, которая иначе могла быть не использована. Например, помните ли вы количество окон в вашем доме? Схематическое изображение дома позволяет увидеть и сосчитать окна.

    А еще рисунки или схематическое изображение проблемы хорошо стимулируют творческое мышление, поскольку помогают заметить некоторые особенности, которые могут быть пропущены.

    4. Упражнение «пирамида цифр»

    Анхельс Наварро в книге «Память не изменяет» рекомендует попробовать это упражнение одним из первых. Оно несложное, но эффективное.

    5. Упражнение «Сочини историю»

    Прочитайте следующий список слов. Придумайте историю, где все эти слова будут фигурировать. Когда почувствуете, что запомнили все до одного слова, запишите их на листе бумаги. Не забудьте себя проверить.

    6. Упражнение «Точки-линии»

    Это задачка посложнее. Запоминайте в течение 1 минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строчках.

    7. Упражнение «В зоопарке»

    Запоминайте группу животных, изображенных на картинке, в течение одной минуты. Дальше пока не подглядывайте 😉

    Теперь, не заглядывая на рисунок, запишите названия животных в алфавитном порядке.

    Разрушительная нехватка воды

    Любопытный факт. Оказывается, даже незначительное обезвоживание может крайне негативно повлиять на структуры мозга, ответственные за внимание, психомоторные и регулирующие функции, а также мышление, память и восприятие.

    Нехватка воды, как уже было доказано, замедляет реакцию рабочей памяти, снижает внимание и концентрацию и повышает усталость и тревожность у взрослых людей.

    И самое плохое, что, как подтверждают некоторые исследования на крысах, когнитивные нарушения, возникающие вследствие обезвоживания, скорее всего, необратимы, поскольку ущерб наносится мозгу на клеточном уровне. По мере старения риск обезвоживания неуклонно растет: об этом тоже не стоит забывать.

    Подушка — всему голова

    Сон — это сама память, изменяющаяся прямо на глазах.
    Берт Стейтс

    Ночью мозг поразительно активен, и не только когда подсовывает нам сценарий, согласно которому мы обретаем способность летать — сами по себе, без помощи аэроплана. Используя те же нейронные цепи, которые позволяют нам существовать в дневном мире, мозг, заступая в ночную смену, принимается выполнять грандиозный набор важных когнитивных задач.

    Например, когда мы только засыпаем, нам видятся некие лишенные сюжета образы, связанные с одной из важнейших функций, выполняемых мозгом по ночам. Он заново прокручивает все, что мы испытали в период бодрствования, дабы извлечь из этого опыта самое существенное, то, что будет отправлено в долговременную память.

    Так обновляется внутренняя модель мира, которая руководит нашим дневным поведением.

    Ученый Мэтью Уилсон провел эксперимент, в ходе которого ему привалила редчайшая удача воскликнуть «Эврика!». Уилсон и его сотрудники натренировали крыс бегать по лабиринту в поисках аппетитно пахнувших шоколадом кусочков пищи. С помощью имплантированных в мозг животных сенсорных датчиков они постоянно регистрировали импульсы, исходящие от скоплений нейронов, отвечающих за ориентацию крыс в пространстве.

    Но они также фиксировали, что происходило в этих клетках, когда крысы спали. Когда спящие крысы входили в фазу REM (быстрый сон) и, как принято считать, видели сны, импульсы возникали в тех же скоплениях нейронов, что и при дневной беготне по лабиринту. Только представьте себе!

    Повторы импульсов были настолько точными, что Уилсон мог даже показать какому именно месту в лабиринте соответствовал тот или иной импульс — где находилась крыса во время дневного своего путешествия и двигалась ли она в этот момент или стояла на месте. При этом путешествие крысы по лабиринту во сне занимало столько же времени, сколько занимало и путешествие наяву.

    «Это было потрясающее переживание — наблюдать, как животные в течение двух минут снова бегали по лабиринту. Но то был „бег в уме“, во время сна», — восторженно рассказывает ученый.

    Полезные привычки для улучшения памяти

    Анхельс Наварро рассказывает о полезных действиях и привычках, которые помогают развивать память. Вот лишь некоторые из них.

    • Интерес и желание запомнить очень важны для процесса памяти. Без такого желания усвоенные знания тут же забываются.
    • Ритм или веселая мелодия, вызывающая ассоциацию с текстом, лучше запоминается.
    • Будьте наблюдательны. Внимательность ко всему, что вы видите и слышите, помогает запоминанию.
    • Изучая информацию, карикатурно преувеличивайте ее черты.
    • Будьте организованны: храните часто используемые вещи на одних и тех же местах. Внешний порядок — это и внутренний порядок тоже.
    • Используйте образное мышление. Образы задерживаются в памяти гораздо дольше, чем слова.
    • Разбивайте списки слов по смысловым категориям.
    • Выполняйте повседневным дела устоявшимся способом.
    • Практикуйте виды деятельности, помогающие думать: решение головоломок и кроссвордов, отгадывание загадок, игра в шахматы.
    • Перед сном размышляйте о том, что хотите запомнить из текущего дня.
    • Чаще говорите о своих воспоминаниях — выражайте их словами.
    • Прокладывайте зрительные маршруты и привязывайте идеи к образам.

    Теперь вы знаете, как развивать память, и остается лишь применять новые знания на практике. Заставьте свою память работать на вас 😉

    P.S.: Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную рассылку. Раз в две недели присылаем 10 самых лучших материалов из блога МИФ. Не без подарков

    По материалам книг «Память не изменяет», «Майндсайт», «Мозг во сне», «Ближе к воде», «Внимательный мозг», «Взлом креатива», «Мозг на пенсии»

     

    blog.mann-ivanov-ferber.ru

    Как развить память. 3 ключевых сферы развития памяти

    Часто ли Вы слышите от окружающих жалобы на плохую память? Может быть сами нередко утверждаете, что плохо запоминаете и с трудом вспоминаете многие факты. А Вы знаете, что объём нашей памяти безграничен и возможности памяти бескрайние! Это не голые утверждения, это повсеместно признанные факты специалистов по психологии познавательных процессов и большинства нейрофизиологов. Все дело лишь в том, что своим образом жизни и неумением пользоваться ментальными ресурсами мы сокращаем потенциал памяти. Итак, разберёмся, как развить память.

    Если говорить точнее, то память нам нужно не развивать, а раскрывать, научиться памятью пользоваться и поддерживать наш физический инструмент, то есть мозг, в хорошем состоянии.

    Сразу хочу договориться, что речь я веду только о здоровых людях. Если у Вас есть врожденные расстройства или болезни центральной нервной системы, в том числе и мозга, если были травмы или серьёзные повреждения мозга, либо заболевания, то Ваши способности памяти могут быть иные, они зависят от тяжести, размера и характера повреждений. И восстановлением мозга в этом случае должны заниматься квалифицированные врачи. Хотя ниже приведённые рекомендации только помогут специализированному лечению.

    Я бы хотела выделить несколько областей, которые влияют на наше желание, как развить память: физиология и образ жизни, информационное окружение и умение пользоваться ресурсами памяти. О каждой области я расскажу подробнее.

    Как развить память. Физиология и образ жизни.

    Питание

    Наш образ жизни напрямую влияет на работу мозга. Я уже говорила в прошлых статьях о влиянии питания на работу мозга и памяти. Нам необходимо разнообразная и полноценная пища, чтобы наш мозг хорошо работал. Это закономерно для всего организма, в том числе для мозга.

    Подробнее читайте статью о питании для работы мозга и памяти

    Отметить хочу несколько моментов: переедание и питание тяжёлой пищей на некоторое время практически выключает наше активное внимание. Именно поэтому после сытного обеда так сильно хочется спать, работать нет никаких сил.

    При умеренном или лёгком обеде данный эффект значительно ниже. Поэтому лучше всего принимать пищу небольшими порциями, но чаще, как и рекомендуют диетологи. Тем более, что это дополнительно способствует  поддержанию хорошей фигуры и правильной работы системы пищеварения.

    Помните, что еда и напитки-стимуляторы, содержащие много кофеина, стимулируют физическую активность, а вот интеллектуальную деятельность могут тормозить. Постарайтесь отказаться от энергетиков, обилия кофе, крепкого чая, если хотите развить память.

    И не забывайте о воде, это очень важно для работы мозга и хорошего самочувствия. Вода — самый главный источник хорошей работоспособности мозга и памяти. При недостатке воды из нашего организма, в том числе из мозга медленнее выводятся продукты метаболизма, что проявляется в «токсическом» эффекте. Наши собственные продукты метаболизма отравляют наш мозг.

    Именно поэтому вовремя жажды мы становимся раздражительными, измученными, нам тяжело и плохо, мозг не может нормально работать в таких условиях.

    Источник статьи

    Физическая активность.

    Как я уже говорила, физическая активность благоприятна для работы мозга. Она влияет как опосредованно, за счёт усиления питания и кровоснабжения, так и напрямую — увеличивает способность к росту дендритов наших нейронов. А именно этот процесс крайне важен при любой интеллектуальной деятельности.

    Подробнее о влиянии физической активности на мозг читайте в статье

    Старайтесь выбрать для себя самый приятный вид физической активности, особенно хорошо, если он будет на свежем воздухе и если будет приносить Вам много приятных эмоций. И регулярно занимайтесь, чтобы поддерживать свои интеллектуальные способности.

    Место жительство

    Даже местность, в которой мы живём, значительно влияет на работу нашего мозга. Воздух, которым мы дышим, напрямую воздействует на мозг.

    В городских условиях воздух насыщен вредными, часто опасными компонентами, которые попадают из выбросов предприятий и транспорта. Среди них бывают тяжелые металлы, неполные продукты сгорания топлива и другие компоненты, часто обладающие нейротоксическим эффектом.

    В городском воздухе также снижено количество кислорода, и мы постоянно вдыхаем меньшее количество кислорода, чем требуется нам, и постепенно к этому привыкаем. Но в вместе с этим наш мозг получает меньше кислорода, который жизненно ему необходим, потому как мозг, по сравнению с любым другим органом, быстрее всего погибает в отсутствии кислорода.

    Думаю, Вы наблюдали такой эффект. Если Вы городской житель и после долгого перерыва приезжаете за город на природу, то Вам кажется, что голова идёт кругом от деревенского воздуха. Он более чист и насыщен кислородом, от чего на самом деле случается лёгкое головокружение. И наоборот, деревенский житель, приехавший в город, ощущает удушье, тяжесть и невозможность дышать в крупном городе.

    Можно ли как развить память в условиях дефицита кислорода? Очень тяжело, помните об этом. Чистый воздух способствует хорошей интеллектуальной работе и позволяет развить хорошую память и внимание.

    Помните об этом. И старайтесь выбираться на чистый воздух как можно чаще, насыщайтесь кислородом и чистым воздухом, чтобы развить память и весь мозг в целом.

    Вредные привычки

    Не секрет, что вредные привычки-интоксикации (курение, алкоголь, наркотики и психотропные вещества) плохо влияют на наш организм: на печень, на легкие, на почки. Однако многих это не мотивирует отказаться от вливания ядов в себя.

    Физически организм довольно долго может сопротивляться и выдерживать интоксикации, и часто последствия этих вредных привычек наблюдаются только через несколько лет, например, у умеренных курильщиков. Но на работу мозга они влияют быстро.

    Наркотики, алкоголь и табакокурение напрямую влияют на нервную систему, вызывая сильные поражения, это факт известный. Людям, регулярно употребляющим алкоголь или наркотики, не удается достигнуть серьезных интеллектуальных результатов, соответственно не получается развить хорошую память. Многочисленные исследования доказывают прямое структурноеразрушение и физиологические изменения мозга под воздействием алкоголя [1].

    Длительное употребление алкоголя изменяет корковые борозды, размер желудочков мозга, появляются признаки атрофии мозжечка, мозолистого тела, атрофии нейронов; значительно меняются и когнитивные функции (работа кратковременной и долговременной памяти, ассоциативность мышления, общие интеллектуальные способности), и даже на фоне нарушений структур и тканей мозга появляются паразиты, о чем подробнее можете прочитать в статьях [1,2].

    Сосудистые заболевания головного мозга — это одни из лидирующих заболеваний в цивилизованных обществах, что неоднократно упоминается в научной литературе [3,4]. А также курение является одним из самых сильных факторов, влияющих на сердечно-сосудистую систему (после артериальной гипертонии и сахарного диабета) [3]. Его воздействие связано с повреждениями сосудов головного мозга, что в конечном итоге запускает каскад изменений, приводящих к инсульту. А постоянные микроповреждения постепенно снижают когнитивные способности.

    В истории практически нет успешных в интеллектуальном или личностном плане людей (выдающихся ученых, изобретателей, бизнесменов, глав крупнейших и процветающих корпораций, политиков), которые долгое время поддерживали свой успех и высокую работоспособность, при этом насилуя свой организм и мозг, в том числе, разными интоксикациями. Обычно успешные люди задумываются о своем здоровье, о том, как его поддерживать, о том, как развивать интеллектуальные способности, как развить память. И поэтому исключают из своей жизни вредные привычки.

    Как развить память: что делать в своем образе жизни для поддержания более качественной работы мозга?
    • Следите за ежедневным употреблением воды, ее должно быть достаточно
    • Питайтесь разнообразно, полноценно, употребляя достаточное количество семян, орехов, растительных масел и овощей
    • Занимайтесь любой понравившейся физической активностью регулярно и так часто, как Вы можете.
    • Чаще гуляйте на свежем воздухе, чаще уезжайте за город, или подумайте при смене места жительства о более экологичных местах

    Как развить память. Информационное окружение

    Когда мы думаем о развитии своей памяти, то чаще всего представляем себе тренировки, упражнения на запоминания и подобные занятия. Но мы не задумываемся о том, что само наше окружение, само информационное пространство, наша модель взаимодействия с информацией вокруг напрямую влияет на наши способности к запоминанию.

    Я уже многократно упоминала, что возможности нашей памяти почти безграничны. Но мы непроизвольно впускаем в свое сознание столько информации, что потом сами не можем ее обработать и разобрать по полочкам, мы не даем нашей памяти отдохнуть и укрепить связи.

    Телевизор, интернет, статьи, социальные сети, ленты новостей, бесчисленные телефонные звонки, листовки и популярные журналы, бесполезные и несвоевременные книги. Все это в невероятном объеме вливается в наш мозг ежедневно. Наша память постоянно работает в сверхнапряженном режиме. Стоит ли удивляться, что в случае необходимости, мы не можем запомнить или быстро забываем нужную информацию.

    Информационный шум настолько велик, что не позволяет нам использовать в полной мере ресурсы нашей памяти. Именно поэтому я считаю разбор и формирование своего информационного окружения одной из первых задач, которые следует выполнить, если Вы хотите развить любые интеллектуальные навыки, если хотите быстро развить хорошую память.

    Грамотно выстроенное информационное окружение освобождает невообразимое количество ментальных ресурсов, мыслительной силы, способности схватывать на лету, усиливает способности запоминать. Ради это, согласитесь, стоит потратить некоторое время на разбор информационных завалов.

    Как развить память. Формируем комфортное информационное окружение:

    1. Найдите в своей жизни информационный мусор.То, что Вас не продвигает, то, что Вас не развивает, не способствует отдыху и расслаблению, а только будоражит ум, занимает время, напрягает, оставляет ощущение тревожности и суматохи. Возможно, это будут определенные телевизионные передачи, ленты соцсетей, подписка и чтение какого-то сайта или блога, чтение желтой прессы, некоторые газеты, развлекательные журналы.

    2. Постарайтесь сократить до минимума эти мусорные потоки информации. Если убрать полностью их не возможно, выделите конкретное время, которое Вы допускаете потратить на мусорные потоки. Например:

    • 30 минут на любимы сериал в выходные
    • 15 минут два раза в неделю по средам и пятницам на газеты и журналы о звездах
    • 15 минут утром по понедельникам новости и происшествия за прошедшую неделю

    3. Посмотрите, есть ли в ваших информационных потоках такие, которые кажутся полезными, но не нужны Вам сейчас и не понадобятся в ближайшие 4-6 месяцев. В наше время мы часто напитываемся информацией »на будущее», впрок, а вдруг пригодится. И скапливаем гигабайты тренингов, которые »могут пригодиться», журналов с вырезками, которые не используем, «полезных» книг, знания из которых не применяем. Постепенно становимся информационными наркоманами.

    Но парадокс состоит в том, что информация, которая у нас копится или которую мы считаем полезной на будущее, часто оказывается не нужной, или нужной, но не нам. Или, когда наступает будущее, информация устаревает. Это не касается лишь продолжительного образования, которое необходимо получать в течение нескольких лет.

    Что же стоит делать?

    • Упорно изучайте и поглощайте информацию, которая Вам нужна именно сейчас
    • Можете заранее обучаться тому, что пригодится в ближайшие 4-6 месяцев, причем Вы точно знаете, что пригодится. Например, Вы решили строить дом через полгода и читаете об этом информацию
    • Применяйте на практике то, что изучаете. Иначе любое обучение бессмысленно

    Как развить память. Грамотная работа с памятью

    И, наконец, третья ключевая составляющая развития памяти — это умение ГРАМОТНО пользоваться своей памятью. На самом деле большинство из нас не умею пользоваться памятью. Никогда по настоящему осознано ее не применяют.

    Наш мозг работает по особому механизму — образно-ассоциативному. Но мы, когда пытаемся запомнить номер телефона, событие, дату или иную важную информацию, даже не задумываемся, что их надо не просто зазубривать или повторять множество раз, а УМЕЛО зафиксировать в памяти надолго.

    Именно неумение пользоваться памятью приводит к тому, что с возрастом наши способности к запоминанию гаснут, возникают старческое слабоумие, инертность мысли! Хотя потенциал наших возможностей огромен. Итак, как ГРАМОТНО запоминать? Расскажу лишь несколько самых простых приемов из множества.

    Как развить память с помощью принципов образно-ассоциативного запоминания?

    Старайтесь связывать старую информацию с новой. Не запоминайте изолированные вещи, ассоциативность памяти не даст запомнить оторванную информацию. Например, запоминая историческое событие, происходившее при Петре первом, представьте саму эпоху, памятники, строительство Санкт-Петербурга и то, как это событие разворачивалось в эту эпоху, что было до него и после.

    Если Вы изучаете анатомию животных, сперва посмотрите, что Вы знаете об анатомии в целом и найдите то, что Вам уже знакомо: повторите, зафиксируйте эту информацию и потом дополняйте ее новой.

    Представляйте информацию в виде образов-картинок в вашем воображении. Когда вы пытаетесь запомнить факт, старайтесь смотреть как будто фильм об этом факте. Так качество запоминания увеличится в разы.

    Связывайте каждую информацию с каким-то смешным событием или вещью. Например, Вам нужно прийти в гости к 12:00. При запоминании представьте, что часы бьют 12:00, а вы приходите в клоунском парике. Если вы ярко представили себе эту картину того, в какое время подойти, вы вряд ли это забудете. Смешное и нелепое, фантастичное легко запоминается и остается в памяти надолго. В одной статье невозможно описать все стороны и процессы, сложно рассказать в полном объеме, как развить память. Это целая область, обширная и очень интересная, которому в рамках проекта посвящен целый большой тренинг.

    Поэтому следите за обновлениями нашего сайта и Вы узнаете еще больше о том, как развить память.

    Напишите в комментариях, какие методы Вы уже применяете и что Вы хотите внедрить в свою жизнь? Возможно, у Вас есть свои секреты, как развить память. Поделитесь ими.

    Источники:

    1. АЛЬТШУЛЕР В.Б., ТУЧКОВА М.Е., КРАВЧЕНКО C.Л.  СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ ТОМОГРАФИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН // Вопросы наркологии, 2004, №2
    2. Шорманов С.В. К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ И ПАТОГЕНЕЗЕ ЭТОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ // УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ №2, 2011
    3. В.А. Невзорова, Н.В. Захарчук, И.Г. Агафонова, Н.С. Сарафанова. Особенности развития дисфункции сосудов головного мозга при артериальной гипертензии и курении // Тихоокеанский медицинский журнал, 2013, № 4
    4. НЕВЕРОВСКИЙ Д.В. КУРЕНИЕ И ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ // НЕВРОЛОГИЯ, НЕЙРОПСИХИАТРИЯ, ПСИХОСОМАТИКА, 2010, №4
    Как развить память. 3 ключевых области развития. Автор: Ирина Пермякова

    Похожие записи

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Мой мир

    Одноклассники

    razvitie-intellecta.ru

    Книги по развитию памяти: ТОП самых эффективных книг-тренажеров

    Для полноценной жизни человеку требуются определённые навыки. Особое место в списке необходимых качеств занимает память. У некоторых её работа от природы отлажена хорошо, другим она часто изменяет. Помнить всё в любом возрасте помогут специальные обучающие книги. Мюллер, Андреев, Тони Бьюзен, Аткинсон, Лёзер, А.Р. Лурия и многие другие в своих работах приоткрывают завесу тайны над человеческой способностью помнить, предлагают развитие памяти по методикам спецслужб, учат концентрироваться.

    Станислав Мюллер – автор трудов, посвящённых самосовершенствованию

    • С. Мюллер – психолог, занимающийся исследованием работы подсознания. В своей книге «Вспомни всё: секреты суперпамяти. Книга-тренажёр» он предлагает лучшие приёмы развития памяти, отображает технику её развития. Уже после получаса занятий вспоминаемость информации улучшается в 1,5–2 раза, а тренировка в течение нескольких дней позволит добиться отличного результата. При этом Мюллер постоянно совершенствует её, дополняет техниками. Эта книга представляет собой самоучитель, предназначенный для улучшения способности помнить.
    • Книга «Разблокируй свой мозг и начни жить!» представляет собой революционную технологию улучшения памяти и мышления. С помощью этой программы Мюллер помогает убрать страхи, развить способность влиять на собственное будущее.
    • Стать гением способен каждый человек в любом возрасте. При обучении активизируются примерно 3% клеток головного мозга, одарённый человек задействует 10%. Разбудить сверхобучаемость позволяет методика, которую описал Станислав Мюллер в книге «Разблокируй свой ум. Стань гением! Технологии супермышления и суперпамяти».

    • Развить память в детском и подростковом возрасте, совершенствовать умственные способности, освоить стрессотерапию поможет техника развития памяти, изложенная в книге «Развитие суперпамяти и супермышления у детей. Быть отличником просто!». Мюллер разработал практическое руководство, с помощью которого возможно добиться гармоничного развития сознательного и бессознательного элементов разума ребёнка.
    • Также Мюллер разработал авторскую методику, посвящённую сверхобучаемости, которая изложена в книге «Стань гением! Секреты супермышления» в виде составляющих сверхобучаемости, упражнений и специальных приёмов.

    Тони Бьюзен – автор и соавтор более 100 произведений

    Тони Бьюзен – создатель трудов, посвящённых нестандартному мышлению, памяти, духовному интеллекту и скорости чтения.

    • «Супермышление». Является частью серии книг. Здесь Тони Бьюзен знакомит с интеллект-картой, позволяющей улучшить память, развить творческие способности, добиться ясности и эффективности мышления, повысить умственные способности.
    • «Учебник быстрого чтения» – Тони Бьюзен представляет программу приёмов, активизирующих функционирование и взаимодействие мозга и зрения.
    • «Суперпамять». Автор предлагает по-новому посмотреть на функционирование мозга, на появление и хранение воспоминаний. В книге содержится перечень несложных увлекательных приёмов, позволяющих улучшить свою память и результативность умственной деятельности в любом возрасте.
    • «Усовершенствуйте свою память». В первых главах Тони Бьюзен излагает факты, показывающие, что способность запоминать в любом возрасте способна достигнуть наивысших результатов, демонстрируемых в обычной жизни одним человеком из сотни. Далее следуют принципы запоминания, новейшие результаты изучения сферы головного мозга, мнемоническая система. Книга «Усовершенствуйте свою память» изменяет привычную схему, позволяет легко и быстро запомнить текст.
    • «Суперинтеллект». Тони Бьюзен считает, что природа наградила мощным разумом каждого, использовать ресурсы которого умеют далеко не все. В своей книге он учит этому искусству.
    • «10 способов как стать гением». Содержится характеристика особенностей 10 интеллектов, несколько приёмов, упражнений и простых методик, позволяющих наладить свою жизнь, заняться её устройством.
    • «Интеллект-карты. Практическое руководство». Книгу следует читать тем, чья область деятельности связана с большим количеством информации, творчеством и необходимостью мыслить креативно и улучшать результативность обучения.
    • «Супермышление для тела». Идея книги – как применить мозг для тренировок тела. Содержится информация об устройстве мозга, как работают отдельные его области, что влияет на умственные способности.

    Тони Бьюзен предлагает поучиться у выдающихся личностей пониманию людской природы, позаимствовать разумность и не заразиться безнравственностью.

    Тони Бьюзен

    Юрий Пугач: Развитие памяти – система приёмов

    В своей книге Юрий Пугач учит толково перерабатывать информацию, ориентироваться в возникших обстоятельствах. Подобные навыки нужны человеку, независимо от рода его деятельности. Свою книгу Ю. Пугач посвятил тренировке именно образной памяти, так как в функционировании аппарата памяти решающее значение имеет процесс (технология работы), а не инструменты.

    Первую главу Юрий Пугач посвятил аппарату памяти. Здесь описывается ее структура и механизм, элементы и их значимость. Упоминается система «Мольто», предназначенная для тренировки интеллекта, описывается правильное выполнение упражнений. Раскрывается понятие единицы информации, что это такое. Человек способен запоминать моментально максимум информации, когда владеет технологией перекодирования.

    В последующих главах Юрий Пугач говорит о приёмах образного группирования, создающих цепочку образов, облегчающих запоминание, важности включения в процесс ощущений, о приёмах запоминания последовательностей.

    • Образы снижают количество необходимых для запоминания единиц информации, увеличивая при этом объём памяти. Образы стимулируют работу логических центров мозга, что облегчает понимание текста. Для совершенствования приёма нужна тренировка, которая обеспечит уверенность в знаниях и превратит учёбу в удовольствие.
    • Подавляющее количество информации человек приобретает благодаря зрению. На остальные органы чувств, ощущения приходится всего 10%. Следовательно, увеличить резерв памяти можно, более полно используя свои ощущения. Нужно полностью раствориться в тексте, включив воображение, построить единицы информации, притормозить на 20 секунд, найти «ключ», который обеспечит запоминание.
    • Запоминать последовательности Юрий Пугач советует с помощью ассоциаций, способа карманов, по цепочке, матричного и табличного запоминания. Зная технологию и включив изобретательность запомнить последовательности просто. При этом недостаточно знать приёмы, нужно упражнениями довести их применение до автоматизма.
    • Помнить тексты позволит развитая речь. Бессмысленно читать много раз, больший эффект обеспечит пересказ, качество которого напрямую зависит от умения выразить свою мысль.
    • Абстрактные понятия нельзя воспринять с помощью воображения или ощущений. Здесь Юрий Пугач советует применить конкретизацию, представив конкретные предметы – напоминания абстракции.

    Добиться высокопроизводительной работы мозга позволит автоматическое выполнение приёмов, которые рекомендует система Ю. Пугача. Помнить правила и определения позволит комбинирование образов с опорными словами. «Доводка» в конце занятия обеспечит уверенность в усвоении материала.

    Уильям Уокер Аткинсон: исследователь ментальной науки

    Уильям Аткинсон исследовал эзотерические учения, практиковал ментальную науку и совершенствовал её. Труды содержат эффективные упражнения, потому востребованы до сих пор.

    В книге «Наука быть успешным» Уильям Аткинсон подсказывает, как включить подсознательные резервы для достижения успеха, описывает искусство влияния на окружающих с помощью мыслей.

    • Книга «Наука самосовершенствования и влияния на других» состоит из двух частей. Содержание первой части направлено на личностное совершенствование посредством развития памяти, приведены способы её тренировки. Вторую часть Уильям Аткинсон посвятил работе над собственным мышлением и мысленному воздействию на других людей. Автор уверен, что способность влиять на окружающих заложена в каждом, использовать её можно развив до нужного уровня и зная законы Вселенной. В книге Аткинсон описал принципы защиты от негативного влияния окружающих.
    • В работе «Чтение мыслей на практике» Уильям Аткинсон описывает искусство чтения мыслей, отчётливо разграничивает настоящее искусство и трюки эстрадного жанра, приводит практические методики освоения навыка. Практическое применение приёмов позволит понять устройство человеческого сознания и производить впечатление на окружающих ежедневно.

    Рекомендации, которые привёл Уильям Аткинсон, основываются на личном опыте и проверены на практике.

    О. А. Андреев: Техника тренировки памяти

    Методика, которую предложил в своей работе Андреев не претендует на исключительность. Есть альтернативные способы умственно развиваться, тренировать внимание и память. При этом некоторые из упражнений Олег Андреевич Андреев изобрёл сам.

    Отличительные черты методики – универсальность и общедоступность. Обучение позволит повысить скорость чтения, улучшить усвоение материала, активизировать творческое начало, усовершенствовать память, внимание, развить интуицию. Многократный повтор упражнений изменяет привычки и создаёт навык быстрочтения.

    Андреев создал программу, предназначенную для людей с разным развитием в любом возрасте. Она состоит из ступеней:

    • Формируются начальные умения тренировки внимания и памяти.
    • «Сатори» – тренируется память, стимулируется интеллект. Скорость чтения может достигнуть 10 тыс. знаков.
    • «Ультра – Рапид», цель которой – развитие внимания, активирование интуиции, творческого начала.

    Свою комплексную программу О.А. Андреев создавал четверть века. Предложенные методики не всегда уникальны, но программа исключительна и подобий не имеет.

    Наталья Грейс: Улучшение памяти и внимания

    Наталья Грейс – бизнес-тренер, репетитор, автор сборника по совершенствованию памяти и речи, стихов, аудиотренингов, художественных произведений. Работы Натальи Грейс укажут направление движения к успеху во всех сферах жизни.

    В своей аудиокниге «Улучшение памяти и внимания» Наталья Грейс разъясняет понятие синестезии, раскрывает способы запоминания шпионов. При этом её книга учит влиять на окружающих и управлять собственной жизнью, изменяет восприятие окружающего мира, наделяет читателя харизмой. Методики, предложенные Грейс результативные и несложные, а их изучение доставляет удовольствие.

    И. Ю. Матюгин – автор серии работ по развитию интеллекта

    Игорь Юрьевич Матюгин – педагог, разработчик собственной методики совершенствования разума, автор 7 книг по развитию памяти и внимания.

    Фундамент метода, автором которого является И.Ю. Матюгин – развитие образной памяти. Границы памяти людей, прошедших обучение расширяются в 10 раз, они запоминают слова на неизвестных языках и сложнейшие таблицы. Эффект появляется через несколько дней и со временем становится впечатляющим.

    Книгу «Развитие памяти и внимания» И. Ю. Матюгин предназначает для подготовки инструкторов по развитию памяти и быстрому чтению. Её структура – задания с иллюстрациями.

    Даниэль Лапп: Улучшаем память в любом возрасте

    Книга Даниэль Лапп «Улучшаем память в любом возрасте» содержит рекомендации по лёгкому запоминанию и вспоминанию информации. Программа предназначена для тех, кому с трудом даются мнемоническая техника и ассоциативный метод.

    Книга Даниэль Лапп представляет собой руководство по борьбе с забывчивостью, советы при этом отличаются простотой, широтой охвата ума, чувств, ощущений, эмоций. Этот труд используется как самоучитель во время индивидуальных занятий, так и для специальных курсов.

    Метод Даниэль Лапп – результат изучения влияния старения на память, но использовать его можно в любом возрасте.

    Денис Букин: Развитие памяти по методикам спецслужб

    Каждая глава книги – этап карьеры разведчика. Каждый из этапов включает указания к методам запоминания и упражнения для их отрабатывания. Каждый новый этап сложнее предыдущего.

    Кроме методов и упражнений, Денис Букин в своей книге о шпионских методах тренировки запоминания объясняет особенности памяти, внимания и воображения, средства работы с ними.

    Франц Лёзер: Тренировка памяти

    В своей книге Франц Лёзер помогает людям обрести хорошую память независимо от возраста и образования. Книга состоит из тестов и упражнений.

    Джон Богосиан Арден

    В своей книге «Развитие памяти для «чайников» Джон Арден представляет способы развития памяти, подходящие любому человеку. «Развитие памяти для «чайников» отличается от остальных тренингов наличием методики, тренирующей память в сочетании с рекомендациями по здоровому питанию, физической нагрузке. Джон Богосиан Арден в своей работе «Развитие памяти для чайников» разработал метод, непохожий на остальные.

    Александр Романович Лурия – психолог, основатель нейропсихологии в России

    А.Р. Лурия – автор книг, в том числе и работы «Маленькая книжка о большой памяти». Материал для книги – результат тридцатилетнего наблюдения за человеком с поразительной памятью. В книге подробно изложены и проанализированы способы запоминания, используемые испытуемым. А.Р. Лурия в своём труде «Маленькая книжка о большой памяти» приоткрыл дверцу в мир памяти, не имеющей границ.

    Эберхард Хойль: Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней

    Эберхард Хойль исследует человеческое поведение и коммуникативные навыки, консультирует людей по этим направлениям. Книга «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней» содержит приёмы, методики, тренирующие способность концентрироваться.

    Гарри Лорейн: Развитие памяти и способности концентрироваться

    Гарри Лорейн создал учение о совершенствовании человеческих способностей к телекинезу, телепатии, воздействию силой разума, передаче мыслей на расстоянии. Его система поможет задействовать возможности мозга полностью. Гарри Лорейн уверен, что организованность во всех сферах жизни это ключ к успеху. Организовать разум – цель, которую преследует «Развитие памяти и способности концентрироваться».

    Книг, посвящённых развитию способности запоминать множество. Объясняется это важностью функций, которые выполняет память. Без тренировки мышцы отмирают. Также и память – без постоянных упражнений она деградирует. Усовершенствуйте память, применяя программы и методы, описанные выше. Результаты тренировок не заставят себя ждать и появятся уже через пару дней.

    yourspeech.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о