Регионоведение россии – Специальность Регионоведение России бакалавриат — Учёба.ру

    Содержание

    Региональная политика и региональное управление (с углубленным изучением иностранных языков) (Бакалавриат)

    С углубленным изучением иностранных языков

    Программа «Региональная политика и региональное управление (с углубленным изучением иностранных языков)» реализуется с целью подготовки специалистов, обладающих знаниями природно-географических, экономических, политических, этно-национальных, культурных особенностей регионов России, способных вырабатывать эффективные управленческие решения для преодоления  социальных и экономических диспропорций регионов, формулировать и реализовывать интересы региональных сообществ в государственной политике.

    Изучаемые языки:

    • английский;
    • испанский, итальянский, немецкий, французский (по выбору студентов).

    Иностранные студенты осваивают учебный план в полном объеме. Дополнительно для иностранных студентов предлагается углубленное изучение дисциплин: русский язык; история и культура России; внешняя политика России; система государственного и муниципального управления в России.

    Прием проводится на базе среднего общего образования на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов ЕГЭ (

    обществознание, русский язык, история). На базе среднего профессионального или высшего образования – по результатам вступительных испытаний, проводимых Академией самостоятельно.


    Профессиональная деятельность:
    • органы государственной власти и муниципального управления;
    • организации любых форм собственности, нуждающиеся в специалистах по региональному управлению и региональной политике, которые обладают комплексной систематизированной информацией о регионах России и знаниями моделей развития и управления региональными системами.
    Партнеры ИГСУ в реализации программы:
    • Министерство по делам Северного Кавказа;
    • Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы РФ;
    • региональные органы власти.

    igsu.ranepa.ru

    Состояние и перспективы развития специальности “Регионоведение”

    Состояние и перспективы развития специальности “Регионоведение” на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова

    Автор: А.В. Павловская

    В 2006 г . на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ состоялся первый выпуск студентов по специальности “Регионоведение”. За это время заметно вырос интерес к специальности, которая стала одной из самых популярных на факультете, о чем свидетельствует из года в год увеличивающийся конкурс на отделение региональных исследований и международных отношений. Были разработаны новые, впервые в стране прочитанные курсы. Была выработана путем проб и ошибок уникальная учебная программа, которая может помочь тем вузам, которые только открывают эту специальность. Наконец, сам факультет был переименован в факультет иностранных языков и регионоведения, что, безусловно, подтверждает то огромное значение, которое новая специальность приобрела сегодня.

    “Регионоведение” — новая перспективная специальность, отвечающая потребностям настоящего времени. Она дает возможность совместить столь необходимое сегодня свободное владение несколькими иностранными языками с комплексным изучением того или иного региона, практическими знаниями, позволяющими анализировать современную ситуацию и прогнозировать развитие региона. На факультете были открыты и разрабатываются следующие направления: Западная Европа (специализация: Великобритания, Италия, Франция), Северная Америка и регионы Российской Федерации. В современных условиях заметна тенденция развития образования не только вглубь, что типично для российской системы, но и вширь, что больше характерно для западной. Учащиеся стремятся к приобретению комплексных знаний для решения определенных практических задач, что выводит междисциплинарные гуманитарные дисциплины, среди которых и регионоведение, в число важнейших.


    В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности “Регионоведение” (350300), утвержденном в 2000 г ., даются следующее квалификационные характеристики выпускника-регионоведа: “Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей”. Кроме того, указывается, что “квалификация регионоведа предусматривает выполнение функций референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему языку (языкам) изучаемого региона (страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации”.

    Именно эти положения государственного стандарта стали отправной точкой при разработке учебных программ по регионоведению на факультете иностранных языков и регионоведения. То же самое относится и к специализации, которая четко обозначена в стандарте как “основная”, — “Регионы Российской Федерации”, “Страны и регионы Европы”, “Страны Северной Америки”, “Страны Латинской Америки”; она записывается в дипломе. Кроме того, предусмотрена и “конкретная” специализация, указываемая в приложении (вкладыше) к диплому: “Великобритания”, “Италия”, “Франция” и т.д.

    При всей ясности и конкретности поставленных Госстандартом задач при их осуществлении возникает большое количество трудностей, с которыми и столкнулась кафедра региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения при разработке учебного плана, учебных программ и, пожалуй, самое главное, дисциплин специализации. И сегодня, по прошествии вот уже 6 лет, еще рано говорить о завершении работы над ними.

    Само название специальности “Регионоведение” представляется крайне неоднозначным. Во-первых, возникает вопрос: что входит в понятие “регион”? Мир делится на регионы по самым разным принципам: географическому, политическому, природному, религиозному и т.д., и единого деления здесь нет и быть не может.

    Очень многие “регионоведение Франции” или тем более “регионоведение Российской Федерации” понимают как изучение отдельных регионов этих стран. Однако это не так. Существующие в той или иной степени практически в каждой стране региональное деление и региональные особенности изучаются, конечно, в одном из курсов учебного плана. Но в целом понятие “регионоведение” предполагает скорее изучение народа или народов, заселяющих определенную территорию и имеющих общие культурные доминанты, понимание особенностей их развития и существования. В большинстве случаев эта территория совпадает с государственными границами тех или иных стран.

    Госстандарт предлагает изучение более крупных регионов, например “стран и регионов Европы”. Безусловно, и этот регион имеет свои общие особенности и закономерности развития. Однако детальное, серьезное изучение возможно только в пределах отдельных стран, входящих в этот более крупный сегмент. Таким образом, студенты специализируются, например, по Италии: подробно знакомятся с ее языком, историей, культурой, политическим устройством, особенностями быта и т.д. Но изучают ее в контексте общеевропейского развития, как составную часть некоего более общего единства.

    Усиливает путаницу и тот факт, что регионоведение как учебная дисциплина уже много лет существует в экономической науке, где она представляет собой область научных знаний, изучающую территориальную организацию хозяйства. Региональным делением мира занимается и география. Регионоведение же как образовательная специальность возникло сравнительно недавно, на волне преобразований последних десятилетий.

    Лидерами и пионерами в области преподавания регионоведения являются Московский государственный институт международных отношений (университет) МИДа России и Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. Первый вуз занимается преимущественно Западом, второй — Востоком. Оба имеют учебно-методические объединения и являются наиболее признанными авторитетами в своих сферах. В МГИМО был разработан Государственный образовательный стандарт, выполнение которого является обязательным для получения квалификации регионоведа. Заслуги и той и другой организации неоспоримы. Однако МГИМО в силу специфики своего образования и давно сложившихся связей с МИДом России основной акцент делает на изучение международных отношений и политологии. Что же касается ИСАА, то особенности изучения Востока настолько своеобразны, что их можно только крайне относительно и чрезвычайно осторожно применять по отношению к западным регионам. Регионоведение же России досталось региональным вузам, которые занимаются изучением особенностей отдельных (своих) регионов страны.

    Факультет иностранных языков и регионоведения открыл набор на специальность “Регионоведение” в 2000 г . К этому времени на факультете уже несколько лет велось преподавание по специальности “Лингвистика и межкультурная коммуникация”, причем в области межкультурной коммуникации факультет уверенно лидировал среди российских вузов. Соизучение языка и культуры было положено в основу учебных программ. Особое место в учебном плане занимал курс “Мир изучаемого языка”, посвященный детальному изучению культурных особенностей стран, говорящих на изучаемых студентами языках. Причем если страноведение рассматривает культуру исключительно сквозь призму языка и подобный курс всегда носит прикладной характер, то в мире изучается культура страны как таковая. Понятие “культура” в данном случае понимается в широком значении этого слова, как исторически сложившийся, определенный тип организации жизни народа. При этом особое внимание уделяется не только ярким достижениям и выдающимся представителям страны, но и повседневной жизни обычных людей.

    К этому же моменту на факультете сложились основные научные школы. Среди них важнейшими стали изучение проблем межкультурной коммуникации, проблем восприятия иной культуры, взаимодействия и взаимовлияния России и мира, национальных характеров и менталитетов, русского мира в контексте мировых цивилизаций, традиций повседневной жизни различных стран и регионов (истории и современности). Наиболее полно научные достижения факультета в этих направлениях нашли свое отражение в проводимой ежегодно с 1993 г . на факультете международной конференции “Россия и Запад: диалог культур” и в ежегодно издаваемых на ее основе материалах. Конференция, кроме того, дала прекрасную возможность обсудить и выработать программу преподавания специальности “Регионоведение”. Вот уже несколько лет успешно функционирует секция “Регионоведение — новая специальность в российских вузах”. Это позволило установить широкие связи со специалистами в данной области как в России, так и за рубежом.

    Эти особенности учебных направлений и научные достижения факультета иностранных языков и регионоведения и легли в основу учебного плана новой специальности “Регионоведение”, определили главные принципы ее преподавания. Язык и межкультурная коммуникация, широкое понимание культуры, национальные характеры и взаимодействие культур — все это имеет ключевое значение при изучении региона.

    Регионоведение, как оно трактуется на факультете, — это комплексная учебная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей развития того или иного региона. Она включает в себя исследование основных этапов его историко-культурного развития, анализ современной ситуации и умение прогнозировать возможные пути развития региона, изучает его прошлое, настоящее и будущее. В центре внимания находятся прежде всего люди, население той или иной страны; человеческий фактор рассматривается как главное в существовании любого общественно-политического или историко-культурного региона (в отличие от географического или природного). Изучение региона ведется не столько через политику и международные отношения, как в большинстве других вузов, сколько через историю, культуру и язык. Это позволяет раскрыть национальные особенности региона во всем его многообразии, определить своеобразие быта и уклада жизни, вскрыть основные факторы, повлиявшие на его развитие, в конечном счете дает возможность самостоятельно анализировать конкретные современные ситуации и прогнозировать будущее.

    Согласно учебному стандарту, вся образовательная программа разделена на следующие учебные блоки: общие гуманитарные

    и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественно-научные дисциплины, общие профессиональные дисциплины, дисциплины специализации, дополнительные и факультативные дисциплины. Первые три цикла составляют общегуманитарную, общенаучную и профессиональную основу специальности и выполняются в соответствии с направлениями, намеченными стандартом. Изучение предмета здесь идет от общего к частному. Сначала изучаются мировые история, культура, литература, общий курс иностранного языка (двух), основные принципы межкультурного общения и пути и методы региональных исследований. Хотелось бы подчеркнуть, что в основном все они разработаны специально для студентов-регионоведов и имеют свою специфику: так, в курсе литературы важен не литературоведческий анализ произведения, а такие аспекты, как место и роль литературы в обществе, отражение в ней основных особенностей духовной и материальной жизни страны, культурного взаимодействия; в курсе истории основное внимание уделяется закономерностям развития общества, национальному своеобразию, с одной стороны, и месту в мировых процессах — с другой.

    На третьем курсе начинается изучение особенностей развития конкретного региона, и все вышеуказанные аспекты, к которым добавляются право, экономика, этнология и ряд других, концентрируются на выбранной студентом специальности. Изучение языка также идет от общего к частному, распадается на аспекты. Вводятся дисциплины специализации, разработанные на факультете. Последний, пятый курс посвящен преимущественно подготовке
    к сдаче государственных экзаменов (их три — специальность и два языка) и написанию дипломной работы.

    Такова общая схема, контуры которой намечены государственным образовательным стандартом. При наполнении ее выявляются особенности, отличительные черты, основные направления специальности “Регионоведение”, разработанные на факультете иностранных языков, развитие которых представляется крайне плодотворным и многие из которых являются несомненным достижением факультета. Важнейшие из них следующие.

    Большое внимание уделяется научной работе студентов. Начиная с первого курса каждый год они работают в двух семинарах, итогом которых является научный доклад и курсовая работа. На первом курсе это “Русский мир” и “История отечества”, на втором — “Всеобщая история” и “Проблемы взаимодействия культур”, на третьем — “Культура и литература региона” и “История региона”, на четвертом и пятом — спецсеминар. В ходе занятий студенты изучают специальную научную литературу, учатся работать с источниками, выступать с докладами, рецензировать выступления и работы своих однокурсников, участвовать в научной дискуссии, наконец, писать самостоятельное научное исследование. Кроме того, студенты традиционно участвуют в международной конференции “Россия и Запад: диалог культур”, на младших курсах в качестве слушателей (доклады потом обсуждаются на семинарах), а на старших выступают с докладами.

    Регионоведение как учебная дисциплина, безусловно, носит ярко выраженный прикладной характер. Не только теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его “на месте”, в полевых условиях, а также применить свои знания на практике — вот что важно для специалиста-регионоведа. В связи с этим на факультете был разработан цикл прикладных дисциплин и региональных практик. На первом курсе для студентов разработана экскурсионно-познавательная программа, связанная с дисциплинами, которые они изучают, — “Русский мир” и “История Отечества”. Студенты в течение учебного года регулярно выезжают на тематические экскурсии вокруг Москвы. Темы самые разные — монастыри, усадьбы, небольшой провинциальный город, областной центр и т.д.

    На втором курсе (четвертый семестр) начинается подготовка к региональной выездной практике. Студенты распределяются по направлениям и готовят материал, во-первых, по тому региону России, куда они поедут летом, во-вторых, по той научной проблеме, которая поставлена перед ними руководителями. В июне проводится выездная практика. Факультет вывозит студентов на Соловецкие острова и в Архангельск, Мордовию, Смоленскую, Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и другие области. Они совершают экскурсии, знакомятся с культурой, историей и современной ситуацией в регионе, собирают материал для самостоятельного исследования, каждый вечер на общем собрании обсуждают результаты научных изысканий, консультируются с преподавателями. Очень важным достижением представляется установление контактов со многими местными вузами, которые также принимают участие в работе со студентами: читают лекции, знакомят со своим вузом, оказывают посильную научную и организационную помощь.

    Изначально круг тем был самым разнообразным, но постепенно стало очевидно, что гораздо продуктивнее и интереснее, когда студенты изучают разные аспекты одной большой проблемы, например особенности монастырской жизни (на Соловках), особенности деловой культуры региона (Смоленская область) и др. Проблема эта, как правило, соотносится с научными интересами руководителя практики, что делает работу и научное общение еще более продуктивными.

    На третьем курсе студенты пишут свои работы по итогам практики и проводят их презентации. Лучшие работы публикуются в студенческом сборнике “Региональные записки”. Работа проводится всеми студентами независимо от их специализации. Здесь важно не изучение конкретного региона, а методы ведения исследования на местах, навык исследовательской работы такого рода, опыт комплексного изучения проблемы, все это впоследствии можно применить и в отношении любого региона. Если у студентов есть возможность и желание выехать за границу, им предлагается провести подобное исследование самостоятельно, а потом они так же, как и все, представляют работу и участвуют в презентации.

    На четвертом курсе кафедральным практикумом завершается цикл прикладных дисциплин. Здесь уже речь идет о составлении самостоятельного проекта, его проработке и презентации. Чаще всего предлагаются реально существующие или существовавшие проблемы: организация выставки за рубежом, разработка телевизионной программы, рекламная кампания нового журнала или другого продукта, программа развития туризма в регионе и т.д. Студенты, используя полученные знания и опыт, должны составить проект, обосновать его, подготовить короткую презентацию, выступить и отстоять свою точку зрения. Одновременно с этим студенты-“слушатели” учатся анализировать представленные проекты, задавать вопросы, критиковать, объяснять свою позицию.

    Дисциплины специализации, предлагаемые студентам, сформированы прежде всего научными направлениями факультета. Ключевым является годовой курс по специальности, который читается для каждого региона отдельно: “Регионоведение России”, “Регионоведение Италии” и т.д. Особое место уделяется курсу, посвященному проблеме связей региона с Россией — русско-французским контактам для специализирующихся по Франции, русско-британским — по Британии и др. Интересными представляются курсы, посвященные кинематографу изучаемых стран, который рассматривается как отражение национальных и культурных особенностей региона. Кино сегодня играет большую роль в формировании представлений одних народов о других, является важнейшим источником информации о стране. Подобного рода курсы читаются и о других региональных средствах массовой информации. В рамках специализации изучается история соответствующего языка. К дисциплинам специализации относится и блок, посвященный истории и практике дипломатии.

    Особое место в программе занимают иностранные языки. С первого курса студенты изучают два языка, причем в объеме, позволяющем на выпуске присвоить им квалификацию переводчика. Это заметно увеличивает нагрузку студентов, которые фактически наряду с освоением базовой специальности проходят программу, аналогичную той, которую выполняют студенты-лингвисты. На факультете разработаны интереснейшие аспекты, среди них — язык дипломатических переговоров, деловой английский, региональные варианты и многие другие.

    Наконец, важно подчеркнуть, что особое место в учебной программе факультета занимают курсы, связанные с изучением России. Их изучают все студенты, в том числе и “зарубежники”. В частности, на факультете уже много лет преподается комплекс дисциплин, объединенных под общим названием “Русский мир” (сегодня иногда подобные курсы называют новым термином “Россиеведение”).

    Таким образом, на факультете разработана программа, в рамках которой ведется подготовка специалистов по регионам Северной Америки и Западной Европы с хорошим знанием родной культуры, истории и языка, владеющих также навыками межкультурной коммуникации. Кроме того, готовятся специалисты по регионам Российской Федерации со свободным владением двумя иностранными языками, знанием основных закономерностей развития мирового сообщества и навыками межкультурной коммуникации. Надо подчеркнуть, что, в отличие от большинства российских вузов, регион Россия рассматривается как единое целое со своими особенностями и закономерностями развития.

    Как уже отмечалось, “Регионоведение” — специальность новая, перспективная, интересная, но и малоразработанная и сложная. Отсутствуют базовые учебники по специальным дисциплинам, не до конца разработаны программы, нет ясности и в том, каким должен быть государственный экзамен по специальности. Большинство вузов либо следует за лидерами — МГИМО(У) или ИСАА, либо разрабатывает эти вопросы самостоятельно, каждый на свой лад. Факультет иностранных языков и регионоведения, учитывая опыт других вузов, идет своим путем. Не только для науки, но и для учебной специальности 6 лет не срок (хотя многие скоропалительно возникшие вузы и считают себя в этом “возрасте” уже чуть ли не мэтрами от образования). Безусловно, работа только начата и будет продолжаться. Многие новые программы должны пройти еще более тщательную и длительную апробацию.

    Одна из основных проблем, которые сегодня решает факультет иностранных языков и регионоведения, и прежде всего кафедра региональных исследований и международных отношений, — это разработка теоретических принципов региональных исследований. “Регионоведение” — не просто модная учебная специальность, но и интереснейшее, очень актуальное и перспективное новое научное направление. Надо отметить, что и большинство преподавателей кафедры региональных исследований, объединяющей специалистов самых разных гуманитарных специальностей — историков, лингвистов, литературоведов, психологов, экономистов, искусствоведов, политологов и др., обратились к изучению проблем регионоведения. Ведется работа как над конкретными проблемами (особенности деловой культуры региона, изучение особенностей развития городской среды, истории культурных связей и межкультурного взаимодействия разных регионов, проблем взаимовосприятия), так и над общими (пути и методы региональных исследований, теория и практика регионоведения и многие другие). В работе участвуют сотрудники не только кафедры, но и факультета в целом.

    Небольшой сборник статей кафедры “Актуальные проблемы регионоведения”, в котором делается попытка определить основные проблемы и перспективы научной работы, моментально стал своего рода “бестселлером”. Собран материал для нового, второго сборника, издание которого планируется сделать ежегодным.

    На кафедре разработан комплекс новых учебных материалов по регионоведению. Он включает в себя как учебное пособие, так и серию видеоматериалов, позволяющих увидеть тот регион, о котором идет речь. В центре внимания авторов находятся прежде всего культурно-бытовые особенности повседневной жизни страны. Уже имеется комплект, посвященный Англии, готовится к выходу в свет комплект об Италии. Планируется работа над описанием и съемками других регионов.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова сложился коллектив ученых и преподавателей, активно разрабатывающих основные положения регионоведения как нового научного направления и новой учебной дисциплины. Среди них хотелось бы отметить прежде всего сотрудников кафедры региональных исследований, которые в кратчайший (для науки) срок “переквалифицировались” в регионоведов. Это проф. Е.В. Жбанкова, доц. И.И. Руцинская, Т.А. Тарабанова, Т.Д. Пивоварова, Е.Э. Медведева, А.В. Калякина, Н.В. Иванникова, И.В. Карацуба, Г.А. Смирнова, О.В. Маринин, И.В. Павловский, ст. преп. Л.Г. Новикова и др. Однако круг людей, активно работающих над проблемами регионоведения, не ограничивается исключительно сотрудниками кафедры, он гораздо шире. Среди них, безусловно, декан факультета проф. С.Г. Тер-Минасова, проф. Т.Ю. Загрязкина, В.С. Елистратов, А.В. Ващенко, С.В. Титова, доц. Д.А. Шевлякова и многие другие.


    proforientator.ru

    Перспективы развития направления «Регионоведение России»

    Павловская Анна Валентиновна
    д.и.н., профессор,
    зав. кафедрой региональных исследований
    факультета иностранных языков и регионоведения
    МГУ имени М.В. Ломоносова
    e-mail: [email protected]

    Перспективы развития направления «Регионоведение России»

    В статье рассматриваются возможные перспективы развития нового образовательного направления «Регионоведение России». Крайне актуальное и государственно востребованное, оно введено только в единичных вузах. Вероятно, большинство образовательных структур не понимают сути и содержания этого направления. В статье излагаются основные принципы, идеи и содержание, которые были заложены в направление «Регионоведение России» с момента его появления в 2011 году.

    Ключевые слова: образование, регионоведение России, стандарты нового поколения.

    Новое образовательное направление «Регионоведение России» существует уже 5 лет. Его актуальность и необходимость для современной России не вызывают сомнений. Сегодня, в свете широкомасштабных реформ и преобразований, специалисты по России как никогда востребованы. Но вот парадокс: вузы крайне неохотно открывают набор на это направление, а некоторые даже закрывают существующий. Информация, собранная в интернете, говорит о том, что на сегодняшний день только два московских вуза и 9 по всей России набирают студентов на «Регионоведение России», причем некоторые из них только на бакалавриат или только на магистратуру. Полную программу, бакалавриат и магистратуру, имеют только три российских вуза, включая факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Даже если есть какие-то упущения, в целом картина нерадостная. Думаю, проблема кроется в весьма размытом представлении вузов об этой новой образовательной программе и ее месте в российском образовательном пространстве.

    Несколько слов об истории появления нового направления. Специальность «Регионоведение» возникла в 1990-е годы, ее разработкой изначально занимался преимущественно МГИМО (у), именно там находилось УМО по данной специальности. В 2000 году был разработан и утвержден Государственный образовательный стандарт по специальности «Регионоведение». Он предусматривал присвоение квалификации «регионовед» с уточнением по конкретным направлениям, среди которых был «Специалист по регионам Российской Федерации». Именно на этом стандарте основался и факультет иностранных языков и регионоведения МГУ, когда в 2001 году открывал специальность «Регионоведение», со специализацией (в числе прочих) по России.

    Отмечу, что этот стандарт по сей день представляется мне наиболее разумным с точки зрения содержания и дополнительных возможностей. Например, в случае выполнения дополнительного количества часов, он давал возможность присвоения студентам дополнительной квалификации «переводчик-референт». Это представляется весьма логичным, так как обязанности, выполняемые выпускниками-регионоведами, часто включают и функции переводчика. Наш факультет тогда охотно ухватился за возможность готовить уникальных специалистов по России со знанием двух иностранных языков. Надо отметить, что в то время конкурс на эту специальность был как никогда велик, в том числе и на платные места.

    В сентябре 2009 года в ходе образовательной реформы и создания ФГОС нового поколения был утвержден новый перечень направлений подготовки высшего профессионального образования. Специальность «Регионоведение» была трансформирована в направление «Зарубежное регионоведение». Россия, таким образом, оказалась из него выключенной. Удивительно, но только факультет иностранных языков и регионоведения МГУ забил тогда тревогу: из столь интересного и современного образовательного направления, как регионоведение, оказалась выключена только Россия! Сохранились востоковедение и африканистика, остальной мир охватывало «зарубежное регионоведение», а Россия никуда не попадала.

    В 2010 году ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий обратился в Министерство образования и науки с ходатайством о введении в перечень направлений образования новое направление «Регионоведение России», мотивируя это тем, что в современной российской ситуации оно представляется не только важным и перспективным, но абсолютно необходимым для подготовки компетентных кадров для работы как в российских государственных учреждениях, так и за рубежом. Оно готовит специалистов по России широкого общеобразовательного профиля, свободно владеющих иностранными языками. Инициативу введения нового направления широко поддержала общественность, письма поддержки от самых разных научных, образовательных и государственных учреждений были также переданы в министерство.

    11 марта 2011 года приказом министерства образования и науки Российской Федерации направление «Регионоведение России» было внесено в перечень направлений подготовки высшего профессионального образования. Разработка стандарта нового направления была поручена МГУ имени М.В. Ломоносова и осуществлена кафедрой региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ.

    Новое направление на сегодняшний день еще не получило должной поддержки. Те, кто давали специализацию в рамках старой специальности, восприняли его как возрождение того, что было. И пытаются продолжать работу по старой схеме. Напомню, специализация звучала как «специалист по регионам Российской Федерации» и делала акцент на изучении отдельных регионов. «Старая» традиция предполагала изучение России преимущественно в контексте международных отношений и исключительно в политическом аспекте.

    Однако, новое направление называется «Регионоведение России». Здесь Россия рассматривается как единое целое, единый регион, причем особый акцент делается на изучение социокультурных (в широком значении этого понятия) особенностей развития страны и народов, ее заселяющих. Такой подход, во-первых, в большей степени отвечает современным требованиям государственной политики. А во-вторых, дает возможность занять ту образовательную нишу, которая оказалась не занята другими образовательными направлениями.

    Собственно отправной точкой для создания новой программы стали положения старого стандарта 2000 года, в котором были даны  следующее квалификационные характеристики выпускника-регионоведа: «Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей». Кроме этого указывалось на то, что «Квалификация регионоведа предусматривает выполнение функций референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему языку (языкам) изучаемого региона (страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации». Только почему-то эти положения сейчас связали именно с зарубежными странами-регионами, а Россию предлагают «делить» на части, подменяя регионоведение краеведением.

    Главные принципы, положенные в основание нового направления «Регионоведение России» позволяют выполнить несколько задач. Ответить на насущные потребности государства и способствовать реализации государственной политики, прежде всего в сфере государственной безопасности, межнационального и межэтнического взаимодействия, укреплении единства России. Подготовить уникальных специалистов сочетающих широкие знания о России в самых разных областях: истории, культуры, политики, международных отношений, этнологии, основ экономики и права, а также реалий современной жизни со свободным владением иностранным языком (языками) и основами межкультурного общения.

    Основной принцип нового направления – это изучение России как единого региона, имеющего общую историю, судьбу и механизмы развития. В основе лежит комплексный междисциплинарный подход, соответствующий потребностям современного общества.

    В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года поднимались ключевые вопросы, связанные с проблемой национальной безопасности. Особое внимание было уделено необходимости гармоничного развития всех народов России, созданию благоприятного климата для мирного сосуществования их в России: «Сила России - в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии и культур, и языков, и традиций наших, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма… Мы обязаны жёстко противодействовать любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, беречь межнациональное и межрелигиозное согласие. Это историческая основа нашего общества и российской государственности».

    Президент РФ подчеркнул, что выполнение поставленных задач возможно только с учетом двух важнейших факторов: во-первых, укрепления единства России; во-вторых, в конструктивным взаимодействии с миром. «Приведу ещё одну цитату, - сказал в заключение В.В. Путин, - совершенно неожиданную даже для меня, слова, которые сказал человек, далёкий от политики. Это слова Дмитрия Ивановича Менделеева, которые были сказаны 100 лет назад. Вот они: «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия». Замечательные слова, адресованные прямо нам сегодня.

    И в то же время Россия - это часть глобального мира, который стремительно меняется. Мы хорошо понимаем сложность и масштаб существующих проблем - как внешних, так и внутренних. На пути любого развития всегда есть трудности и препятствия. Мы ответим на все вызовы, будем действовать творчески и результативно, трудиться ради общего блага и ради России. Мы будем идти вперёд вместе и вместе обязательно добьёмся успеха». (1)

    Изучение ситуации в конкретных регионах России, безусловно, задача важнейшая, оно должно вестись и такие выпускники будут крайне востребованы на местах. К счастью, новый ФГОС предполагает значительную по объему вариативную часть, наполнение которой отдано конкретным вузам. Именно сюда можно отнести дисциплины, связанные с региональной компонентой. Однако основополагающие базовые принципы должны быть едиными.

    Еще один ключевой момент. Основной акцент должен быть сделан на социокультурные аспекты развития страны, так как именно эти вопросы оказались не занятыми другими образовательными направлениями: есть политология, есть государственное и муниципальное управление, есть региональная экономика, есть международные отношения, есть история. Однако именно современные социокультурные условия развития страны выпали из образовательных программ.

    Такой подход позволяет во главу угла поставить не экономику, политику, географию или государственное управление, а людей, народы, населяющие Российскую Федерацию. Человеческий фактор рассматривается нами как главное в существовании любого общественно-политического или историко-культурного региона (в отличие от географического или природного). Изучение региона ведется не столько через политику и международные отношения, сколько через историю, культуру и язык.

    Как это ни странно, но именно живые реальные люди также выпали из поля зрения образовательных программ. Это не раз отмечалось, так, была сделана попытка реформировать образовательное направление «антропология», традиционно трактовавшееся в России преимущественно в естественнонаучном аспекте и преподававшееся на факультетах биологии. Западная наука вкладывает в «антропологию» несколько иной смысл, связанный с изучением социальных и культурных особенностей развития человеческих обществ. В новом классификаторе «антропологию» объединили с «этнологией» и попытались первую гуманитаризировать, а вторую осовременить. Однако, как правило, преподавание этого направления ведется на исторических факультетах по традиционным программам этнологии.

    Востребованность же в такого рода специалистах в современной России велика. Два года назад в прессе прошла информация, о решении правительства о принятии мер по обучению специалистов в сфере национальной политики. Именно в связи с этим была предпринята попытка оживить образовательное направление «Антропология и этнология». В новостях сообщалось, что «предложение проработать создание центра, который мог бы заниматься не только этнокультурным образованием, но и формированием общероссийской гражданской идентичности, президиум президентского Совета по межнациональным отношениям внес Министерству образования и Российской академии образования в ноябре по итогам выездного заседания в Ярославле. В частности, специалист по межнациональным отношениям должен иметь высшее образование, знать энтонополитику, регионо- и религиоведение, конфликтологию» (2).

    Задача фактически осталась нерешенной. Так почему бы «Регионоведению России», а не только «Этнологии и антропологии», не готовить кадры такого рода. Предметное наполнение последнего ФГОС как раз соответствует поставленным задачам, какие-то аспекты можно усилить за счет вариативной части и специализации.

    Одним из важнейших направлений подготовки студентов, обучающихся по направлению «Регионоведение России», должно быть изучение способов и механизмов формирования имиджа России.  Задача это государственного значения и ни одно из существующих направлений высшего образования не занимается непосредственно подготовкой специалистов такого плана. Важность же этого направления сомнений не вызывает. Надо ли говорить, что это не просто вопрос престижа, но и политический, и экономический, и культурный потенциал развития страны. Это многократно подчеркивалось на разных уровнях государственной власти

    Так, на совещании послов и постоянных представителей России в 2012 г. Президент В.В. Путин отмечал, что «Пока надо признать, образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажён и не отражает ни реальную ситуацию в нашей стране, ни её вклад в мировую цивилизацию, в науку, культуру, да и позиция нашей страны в международных делах сейчас освещается как-то однобоко. Те, кто стреляет и постоянно наносит ракетные удары тут и там, они молодцы, а те, кто предупреждает о необходимости сдержанного диалога, те вроде как в чем-то виноваты. А виноваты мы с вами в том, что мы плохо объясняем свою позицию. Вот в чём мы виноваты». (3) За последние годы государство выделило значительные средства на деятельность различных организаций, направленную на улучшение имиджа России за рубежом. А вот специалистов такого плана практически не выпускается.

    В связи с вышесказанным важно вести изучение России в контексте мировых цивилизаций, как части единого общемирового целого, в ее взаимодействии с окружающим миром. В этом контексте особое значение приобретает преподавание иностранных языков и основ межкультурного общения, т.к. специалисты по России должны уметь общаться с представителями других культур на их языке и со знанием их обычаев и традиций.

    Отметим также, что не менее важное и актуальное значение имеет разработка принципов и механизмов создания позитивного имиджа внутри страны.

    Направление «Регионоведение России» должно быть крайне привлекательным и для иностранных студентов. По сути это аналог западных “Russian Studies”, «русистики», широкой образовательной программы, всесторонне изучающей все стороны русской жизни.

    Наконец, еще одним возможным направлением специализации может стать подготовка преподавателей. Вот уже несколько лет говорят о необходимости введения в образовательную программу российских вузов (иногда говорят о школах) некоего универсального общеобразовательного курса, дающего базовые знания о самых разных сферах русской культуры и жизни. В разные периоды такой курс называли «россиеведением», «русским миром», «русистикой». Однако, главной проблемой, с которой сталкивались реформаторы, было отсутствие специалистов, которые смогли бы вести такого рода широкие курсы. «Регионоведение России» могло бы взять на себя подготовку кадров для ведения такого рода учебных курсов.

    Выпускники направления «Регионоведение России»  востребованы в самых разных структурах. Это, прежде всего госслужба, в том числе и на местах, бизнес, в первую очередь международный, которому необходима адаптация к условиям российской действительности, различного рода средства массовой информации, в том числе ориентированные на внешний мир, посольства и международные организации, и, конечно, научные и образовательные заведения.

    Таким образом новое направление «Регионоведение России» предлагается выстраивать на следующих основаниях :

    - Россия рассматривается как единое целое, единый регион;

    - Основное внимание уделяется социокультурным аспектам развития страны, а также особенностям жизни народов ее населяющих;

    - Оно носит междисциплинарный характер, дает знания о России в сопоставительном аспекте и на широком гуманитарном фоне;

    - Оно инновационное, направленное на выполнение государственной программы по созданию позитивного имиджа России как внутри страны, так и в мире;

    - Значительное место уделяется обучению иностранным языкам и межкультурной коммуникации. В идеале магистры имеют возможность в случае сдачи соответствующего квалификационного экзамена получить квалификацию переводчика. Это заметно поднимет престижа нового направления.

    В таком виде направление «Регионоведение России» окажется востребованным, займет свою уникальную образовательную нишу и будут отвечать современным потребностям Российского государства. Считаю, что ФУМО по политическим наукам, в состав которого входит направление Регионоведение России, должно ходатайствовать перед Министерством образования и науки о выделении гранта на разработку и реализацию направления «Регионоведение России» в вузах страны. Учитывая новизну и востребованность данного направления, необходимо тщательно разработать примерные образовательные программы, подготовить основные учебники и учебные пособия, а также провести работу в вузах, объяснить основы, цели, задачи и перспективы нового направления.

    1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года. // Официальный сайт Кремля. http://kremlin.ru/events/president/news/50864

    2. Отборные кафедры спецнаца. Коммерсант. 12.12.2014 // http://kommersant.ru/doc/2631088

    3. Совещание послов и постоянных представителей России // Президент России: Официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/news/15902.

    regionalstudies.ru

    Вузы России со специальностью регионоведение россии – 41.03.02

    Наилучший результат – 1-ое место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 4 вуза со специальностью 41.03.02. «Регионоведение России» занимает 131-ое место в рейтинге специальностей.

    бакалавриат и специалитет

    Сортировать по

    возраст

    264 года

    ранг в РФ | рейтинг

    1-ый 647

    • 41.03.02 – Регионоведение России бакалавриат 4 года
    • Факультет иностранных языков и регионоведения

    • история, русский язык, иностранный язык, иностранный язык (дополнительный экзамен)

    ранг в РФ | рейтинг

    4-ый 606

    • 41.03.02 – Регионоведение России бакалавриат 4 года

      профиль "Российские исследования / Russian Studies"

    • Факультет социальных наук

    • иностранный язык, история, русский язык

    ранг в РФ | рейтинг

    9-ый 568

    • 41.03.02 – Регионоведение России бакалавриат 4 года
    • Исторический факультет

    • история, русский язык, иностранный язык

    ранг в РФ | рейтинг

    26-ой 527

    • 41.03.02 – Регионоведение России бакалавриат 4 года

      профиль "Управление социально-экономическим развитием региона"

    • обществознание, русский язык, информатика и ИКТ

    возраст

    42 года

    ранг в РФ | рейтинг

    27-ой 526

    • 41.03.02 – Регионоведение России бакалавриат 4 года
    • обществознание, русский язык, история

    ранг в РФ | рейтинг

    50-ый 496

    • 41.03.02 – Регионоведение России бакалавриат 4 года
    • социологический факультет

    • история, русский язык, обществознание

    ранг в РФ | рейтинг

    129-ый 450

    • 41.03.02 – Регионоведение России бакалавриат 4 года
    • история, обществознание, русский язык

    ранг в РФ | рейтинг

    136-ой 447

    • 41.03.02 – Регионоведение России бакалавриат 4 года
    • история, русский язык, обществознание

    vuzoteka.ru

    Регионоведение - это... Что такое Регионоведение?

    Регионоведение — аналитическая вузовская дисциплина, изучающая внутренние и внешние факторы развития территориальных сообществ (геополитические, географические, экономические, социокультурные, конфессиональные и др.), региональные группировки, страны и их регионы как субъекты международных отношений и глобальной конкуренции. В отличие от географического страноведения широко использует системный подход[1]. Базовый учебный курс регионоведения в РФ лежит в основе вузовской специализации 350300 «Регионоведение», по которой ведётся подготовка регионоведов-специалистов в области государственного управления и региональной политики[2].

    По предмету регионоведение тесно пересекается с географической дисциплиной «Страноведение» (комплексное изучение стран, систематизация и обобщение данных об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации), однако не тождествена ей, используя иные методы, что, в частности, отражается в различиях выстраиваемых на них основе классификационных структур[3][4][5].

    Регионоведение в России

    Внимание, уделяемое регионоведческой тематике во всём мире, вытекает из факта территориальной и национально-государственной дифференциации природных, людских и материальных ресурсов. Учёт и тщательное изучение этих факторов необходим для построения рациональных схем использования этих ресурсов, налаживания и развития социальной, экономической и политической интеграции. После распада СССР в 1991 году объектами национального регионоведения в каждой из 15 бывших союзных республик частично вошли история, география и экономика ранее тесно связанных с ними территорий Союза ССР, которые теперь изучаются с точки зрения дальнейшего развития связей, формировавшихся между ними на протяжении десятков и сотен лет, в новом контексте международных дипломатических и экономических отношений.

    Наука (аналитическая дисциплина)

    По мнению некоторых учёных, регионоведение не является пока самостоятельной наукой. Так, В. А. Дергачёв и Л. Б. Вардомский относят его к комплексной дисциплине, изучающей социально-экономическое, политическое, культурное, этноконфессиональное, природное, экологическое развитие относительно целостных территориальных образований как в мире (макрорегионоведение), так и в пределах Российской Федерации (внутристрановое регионоведение)[1].

    Вузовская специальность 350300

    В системе государственных образовательных стандартов РФ специальности «Регионоведение» присвоен код 350300[2].

    «Регионоведение» предполагает изучение различных дисциплин:

    • язык изучаемого региона (страны)
    • историю изучаемого региона
    • культуру, литературу и религию изучаемого региона
    • этнологию изучаемого региона
    • экономику и экономическую географию изучаемого региона
    • социально-политическую систему изучаемого региона
    • международные отношения и внешнюю политику изучаемого региона
    • мировую экономику и международные отношения
    • мировое право
    • историю и теорию международных отношений
    • конституционное (государственное) право
    • международные интеграционные процессы и международные организации
    • региональные конфликты в современном мире
    • региональную и национальную безопасность
    • процессы формирования внешней политики и дипломатии
    • основные направления региональной политики РФ
    • муниципальное управление и местное самоуправление
    • государственную службу в регионе
    • дисциплины, учитывающие национально-региональный компонент.

    Профессиональная деятельность регионоведа направлена на комплексное изучение того или иного региона (группы стран, отдельной страны) в разрезе: население, история и этнография, экономика и политика, наука; культура, религии, языки, литературы и традиции народов. От специалистов-регионоведов требуется умение разрабатывать научно обоснованные практические рекомендации для государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики; в том числе для организации научных, образовательных, информационных и культурных обменов, для развития торгово-экономического сотрудничества, дву- и многосторонних коммуникационных связей и т.п.[2].

    По своей квалификации регионовед получает знания по сопутствующим, смежным и вспомогательным дисциплинам, что позволяет выпускникам с этим дипломом исполнять функции референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по языку (языкам) изучаемого региона (группы стран, отдельной страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации[2].

    Углублённое изучение регионоведения предполагается в контексте изучения международных отношений (в том числе политических, экономических и пр.).

    Примечания

    1. 1 2 Дергачёв В. А., Вардомский Л. Б. Регионоведение. — 2-е изд.. — М.: Юнити-Дана, 2010. — ISBN 978-5-238-01732-7
    2. 1 2 3 4 Образовательный стандарт по специальности 350300 «Регионоведение» // Государственный образовательный стандарт.
    3. Покшишевский В. В. Место экономико-географического страноведения в системе географических наук // Изв. АН СССР. Сер. геогр., № 5. — М., 1960, № 5.
    4. Kimble, G.H.T. (1951): The Inadequacy of the Regional Concept, London Essays in Geography, edd. L.D. Stamp and S.W. Wooldridge, pp. 151-174.
    5. Schaefer, F.K. (1953): Exceptionalism in Geography: A Methodological Examination, Annals of the Association of American Geographers, vol. 43, pp. 226-245.

    См. также

    Ссылки

    Источники

    dic.academic.ru

    Регионоведение России - Все для студента

    Регионоведение России - Все для студента

    Справочные материалы

    Научные работы

    Учебно-методические материалы

    Студенческие работы

    Программное обеспечение

    Теги, соответствующие этому тематическому разделу

    Файлы, которые ищут в этом разделе

    Активные пользователи раздела

    London & New York: Routledge Curzon Taylor & Francis Group, 2005. — xvii, 490 p. (Caucasus World) — ISBN 0203988876 (e-Book). The Caucasus has arguably been one of the regions of the Eurasian continent most affected by what in the last decade has come to be called ‘the new world disorder’. Together with former Yugoslavia, it is the area of Eurasia most gravely hit by...

    • №1
    • 6,94 МБ
    • добавлен
    • изменен

    Oxford University Press, 2008. — 314 p. — ISBN 978-0-19-517-517775-6. Introduction : Nature s Bulwark Empires and Boundaries Rule and Resistance The Imaginary Caucasus Nations and Revolutions Time of Troubles

    • №2
    • 2,36 МБ
    • добавлен
    • изменен

    www.twirpx.com

    Регионоведение России | СГУ - Саратовский государственный университет

    Основная образовательная программа (ООП), реализуемая СГУ на социологическом факультете по направлению подготовки 41.03.02 «Регионоведение России»,  очной формы обучения.

    Трудоемкость ООП 240 зачетных единиц.

    Срок освоения ООП 4 года.

    Характеристика профессиональной деятельности выпускника

    Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность:

    01 Образование и наука (в сфере научных исследований в области регионоведения России).

    07 Административно-управленческая и офисная деятельность.

    Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника (п.1.11 ФГОС)

    Типы задач профессиональной деятельности выпускника:

    В рамках освоения бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

    • организационно-управленческий,
    • научно-исследовательский.

    Перечень профессиональных стандартов

    - 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 8 сентября 2015 г. №608н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 24 сентября 2015 г., регистрационный №38993).

    - 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ 6 мая 2015 г. №276н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 2 июня 2015 г. №37509).

    Область профессиональной деятельности выпускника:

    Образование и наука.

    Задачи профессиональной деятельности выпускника

    в научно-исследовательской деятельности:

    - Проведение научных исследований и научных мероприятий под руководством специалиста более высокой квалификации; получение новых результатов в области исследования и их апробация

    Административно-управленческая и офисная деятельность

    Задачи профессиональной деятельности выпускника

    в организационно-управленческой деятельности:

    - Формирование информационного взаимодействия руководителя с организациями.

    - Анализ информации и подготовка информационно-аналитических материалов.

    - Организация деловых контактов и протокольных мероприятий.

    - Организация исполнения решений руководителя                                                 

    Универсальные компетенции

    УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

    УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

    УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

    УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

    УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

    УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

    УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной

    социальной и профессиональной деятельности

    УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

    Профессиональные компетенции

    ОПК-1. Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности

    ОПК-2. Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности

    ОПК-3. Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности

    ОПК-4. Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

    ОПК-5. Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической  направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой коммуникации

    ОПК-6. Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности

    ОПК-7. Способен составлять  и оформлять документы  отчеты по результатам профессиональной деятельности

    Профессиональные компетенции

    ПК-1. Способен работать с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

    ПК-2. Способен к планированию и организации комплексного информационного воздействия в информационном пространстве региона

    ПК-3. Способен к осуществлению протокольного сопровождения официальных лиц и устный перевод выступлений по вопросам, касающимся социально-экономической и общественно-политической проблематике

    ПК-4. Способен к организации и  обеспечению работы трудового процесса коллективов соответствующими материалами профессиональной деятельности

    ПК-5. Способен самостоятельно формулировать цели, ставить и решать конкретные задачи научных исследований

     

    Обязательной частью обучения является Блок 2. «Практика», который включает:

    «Учебную практику: Научно-исследовательскую работу (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)»,

    «Учебную практику: ознакомительную практику», «Производственную практику: Проектную практику»,

    «Производственную практику: научно-исследовательскую работу (по теме выпускной квалификационной работы)».

     «Преддипломную практику».

    «Государственная итоговая аттестация» включает следующие этапы: «Подготовка к сдаче и сдача государственных экзаменов по иностранному языку и по направлению подготовки», «Выполнение и защита выпускной квалификационной работы».

    www.sgu.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о