Российский социальный государственный – Абитуриентам

Содержание

Россия – социальное государство

Согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе справедливости в целях обеспечения каждому достойного существования.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный государства прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на труд. Такое право закреплено в ст.37 Конституции, дополняемое право граждан на защиту от безработицы.

Основные задачи социально-экономического развития общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации. К ним относятся: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий; 4) пособий и иных гарантий социальной защиты.

Российская Федерация – светское государство

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догмы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства, и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст.14 Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.

Различают два основных вида республики президентскую и парламентскую.Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подчиняется.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенство парламента, перед которым правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность, т.е. за руководство страной. В парламентской республики, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например, во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики. Так, в России президент избирается всеобщим голосованием (и в этом её отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Однако в России наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

studfiles.net

Россия – социальное государство?


Размышления профессора Валерия Расторгуева о том, есть ли предпосылки для развития социального государства, о котором заявил Вячеслав Володин …

Председатель Госдумы Вячеслав Володин считает, что в российском законодательстве следует более полно раскрыть определение «социальное государство», сообщает ТАСС.

«В законодательстве было бы правильно более полно раскрыть определение "социальное государство», - сказал глава нижней палаты парламента РФ, отвечая на вопрос о том, что он понимает под необходимостью проанализировать нормы Конституции РФ. С такой инициативой спикер выступил в конце декабря на встрече руководства Федерального собрания РФ с президентом Владимиром Путиным.

Глава палаты отметил, что Конституция России, принятая 25 лет назад, «определила путь и приоритеты развития России как сильного, демократического, правового и социального государства». «Опираясь на правовой фундамент Основного закона, за минувшие десятилетия удалось решить комплексную и непростую задачу - сформировать систему современного российского законодательства», - указал он.

В то же время 25 лет - тот срок, когда «можно и нужно оценить потенциал для развития и дальнейшего повышения эффективности работы принципов и норм Конституции», продолжил Володин. Он подтвердил, что «этот анализ возможностей актуализации конституционных норм не должен затрагивать, ставить под сомнение основополагающие положения Конституции». «Напротив, речь идет о том, как добиться их максимально качественной реализации, адаптировать к новым вызовам и требованиям времени, - убежден он. - Какие для этого необходимы новые трактовки или дополнительные законодательные решения, которые отвечали бы запросам людей и коренным задачам развития страны».

«Данный подход полностью соответствует широко распространенной в мировой конституционной практике доктрине "живой конституции", необходимость реализации которой в нашей стране постоянно подчеркивает председатель Конституционного суда Валерий Зорькин», - добавил политик.

Ответить на соответствующие вопросы необходимо, констатировал Володин. «Согласно социологическим исследованиям, именно соблюдение и максимально полная реализация конституционных прав граждан - прежде всего социальных прав - является безусловным приоритетом для общества», - напомнил он.

«Более того, за время, которое прошло с момента принятия Конституции, возникло большое количество новых социально-экономических практик, например, профессий и форм занятости», - обратил внимание глава палаты. «Многие из них на сегодняшний день не в полной мере подпадают под правовое регулирование, и права граждан оказываются не защищены: механизмы реализации трудовых и иных социальных прав в этих сферах недостаточны и не обеспечивают эффективную реализацию конституционных норм», - считает он.

«Реализация принципов социального государства, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которые установлены статьей 7 Конституции, - это ключевой запрос общества к конституционной системе. По сути, это запрос на социальную справедливость», - заключил Володин.

Размышления Вячеслава Володина проанализировал в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев:

 

Вячеслав Володин заговорил о социальном государстве только теперь, после принятия так называемой «пенсионной реформации», которая затронула фундаментальные основы всей социальной политики РФ. И действительно, сегодня настал момент, чтобы остановиться и хотя бы немного подумать, куда идем и что строим, ну и что сами стоим, соответственно...  Этим и интересно его высказывание, которое не содержит в себе ничего нового: кто только не писал и не говорил, еще со времен принятия очередной конституции, что основные цели, названные в ней, совершенно не прописаны и не осмыслены, начиная с тезиса о построении социального государства. Что это такое? С чем его едят? А может быть, и не едят, поскольку есть-то уже нечего, все съели? Даже у меня был целый ряд докладов, сделанных в начале 2000-х в обеих палатах парламента, и соответствующих публикаций на тему о том, что конституционный принцип социального государства – это заведомый обман или самообман. Впрочем, уже тогда это было понятно многим.

Пожалуй, единственная политическая сила в стране, которая с момента своего возникновения в течение всех этих лет постоянно говорит о том, что  конституционный принцип социального государства – не принцип вовсе, а в лучшем случае заявление о намерениях – это социал-демократическая партия  «Справедливая Россия». КПРФ могла бы быть полноценным союзником в борьбе за социальное государство, но для этого ей пришлось бы отказаться от идеи возращения социалистического государства, а это уже откровенный ревизионизм – поддерживать идею, выдвинутую как альтернатива марксизму. Еще труднее представить в качестве союзника  правящую партию, монополизировавшую парламент, поскольку именно ее руками полностью задушена многопартийность (единороссами захвачены почти все места в парламенте) и осуществлен демонтаж главного завоевания социализма – достойного пенсионного обеспечения целых поколений людей, многие из которых не имеют шанса дожить до обещанного «порога дожития», чтобы получить хоть и нищенскую, но поддержку государства. 

Но вернемся к творцам конституции. Никто из них в действительности никогда и не собирался выполнять обещанное – строить хоть что-то отдаленное похожее на эту цель, поскольку заняты они более важной для них программой – не монтажом, а демонтажом социальных гарантий, которые еще остались на «постсоветском пространстве» от эпохи социализма. Идеи Гайдаровского форума – их знамя. И в этом они не оригинальны: вся мировая элита свернула на сколький путь демонтажа социальных гарантий сразу же после разрушения СССР и развала биполярной системы, которая, собственно, и породила мирную конкуренцию «лагерей», где главным инструментом в руках «лагеря капитализма» и стала концепция социального государства. 

Эта концепция зародилась в Европе еще во времена Бисмарка, который впервые ввел государственные пенсии для простого люда, чтобы лишить социал-демократов их главного козыря в борьбе с монархией. Но подлинный расцвет этой идеи произошел в Европе после Второй мировой войны, так как она осталась между молотом и наковальней – дикими темпами социального расслоения на Западе и последовательной социальной политикой лагеря социализма, давшей людям гарантии, которых человечество не знало прежде. Единственным шансом остановить распространение «красной идеологии», сохранить капиталы и систему их накопления стал принцип социального государства, возведенный в ряде европейских стран в ранг основного конституционного принципа.

Если в начале пути страны Запада сильно проигрывали Советском Союзу и странам социалистического лагеря в социальном плане – не было базовых социальных гарантий для населения, которые даже и не декларировались, то со временем благодаря избранной модели на Западе удалось добиться многого. Заметные изменения произошли на ниве борьбы с нищетой и безработицей, в защите политического равноправия женщин, в обеспечении доступного образования и пенсионного государственного обеспечения старших возрастных категорий и так по всему спектру социальных гарантий, которые до этого были привилегией жителей соцстран. 

В СССР и социалистических странах успешно проводились реальные социальные реформы. Путь запланированных социальных реформ избрала и Западная Европа, которая во много переняла у нас опыт государственного перераспределения и долгосрочного планирования. К примеру, если в СССР в деятельности парламента принимали полноправное участие женщины и представители самых различных профессий, то осуществлялось это за счет квотирования. Вроде бы выборы по квотам, когда выбирать приходилось, по сути, уже назначенного кандидата, не имеют ничего общего с западной демократией, но именно этот принцип квотирования и был заимствован западными странами, объявившими себя социальными государствами. Благодаря ему они добились высокого представительства женщин в органах власти, да и многих иных социальных гарантий. При этом социальное государство было и остается альтернативой социалистическому обществу, построенному в Советском Союзе и странах социалистического лагеря. 

Во время демонтажа Советского Союза все мыслимые и немыслимые ресурсы страны были растрачены не для созидания, а для разрушения очень сложной многоуровневой системы социальных гарантий, характерных и для социалистического общества, а ныне и для социальных государств. Разумеется, Россия деградировала, в то время как в Европе постоянно поднимался уровень социальных гарантий. Но, увы – в определенной точке встречного движения в нашей стране к власти пришли олигархи, желающие одного – любой ценой встроиться в мировую элиту. Бегство элит – процесс, детально описанный А.С. Панариным. Именно в этот момент у западных хозяев мира уже не осталось ни малейшего стимула делиться и окрепло желание медленно, шаг за шагом, демонтировать до основания все, что было связано с социальным государством. 

И начался этот поворот с повышения пенсионного возраста в большинстве западных демократий… А далее – шоковая терапия, во многом вызванная неконтролируемой миграцией, которую потому и превратили в искусственно неразрешимую проблему, чтобы заставить рядовых европейцев пожалеть о собственных социальных завоеваниях, которые на их глазах пожираются толпами чужеземцев, не готовых интегрироваться, но готовых  потреблять и потреблять заработанное европейцами право на поддержку своих государств. А эти гарантии не резиновые – еще немного и, глядишь, социальное государство само рассосется в Европе, став совершенно не рентабельным. Всеобщие протестные наслоения, движение «желтых жилетов» во Франции и невероятный подъем социалистических идей среди молодежи в США (до 20 процентов) свидетельствуют масштабах надвигающейся катастрофы. О глубочайшем кризисе и чудовищном социальном расслоении, которое характеризует сегодня Западный мир и служит приговором всей капиталистической системе, говорилось в последнем докладе Римского клуба (об этом читай мое недавнее интервью на РНЛ: Подводим итоги, провидим будущее: Кому тоги и чертоги, а кому рубище.

Идея социального государства осуществлялась в европейских странах не единообразно, а на основе множества различных национальных моделей – скандинавских, французской, германской. Это позволяет нашим доморощенным деформаторам ссылаться на сожность проблемы, связанную с многообразием типов социального государства. В действительности все намного проще. Дело в то, что был и остается общий универсальный механизм, который и сделал все модели социального государства жизнеспособными – это контроль государства за социальными ножницами, как называют разрыв между 10 процентами малообеспеченных граждан и 10 процентами самых  высокообеспеченных людей. Суть социального государства предельно проста. Она заключена в том, что государство должно крепко держать кольца от этих ножниц в своих руках, контролируя разрыв лезвий, который  не должен превышать определенных норм – имущественный разрыв при таком подходе не может выходить за грань дозволенного (в разных странах граница дозволенного определяется по-разному – от 7 до 14 пунктов). Но как достичь этого эффекта? Только одним способом – за счет прогрессивного налогообложения, когда огромные прибыли не присваиваются дельцами, а перераспределяются в пользу социально уязвимых групп: причем именно государство перераспределяет ресурсы в пользу бедных. 

К сожалению, такая методика оценки ситуации и рисков давно уже не применима к России. Здесь социальные ножницы изначально выпали из рук государства, в результате чего социальный разрыв на порядок выше, а численность малообеспеченных – на порядок больше из-за отсутствия среднего класса – основного фактора стабильности системы. Но именно благодаря «управляемым социальным ножницам» и введению прогрессивной шкалы налогообложения – и на прибыль, и, что особенно важно, на наследование – на  Западе было создано не только социальное государство, но его главный продукт – современное гражданское общество нового типа – гражданское общество как третий сектор экономики. Это самый влиятельный сектор экономики после государства и крупного частного бизнеса. Его ячейки – неправительственные некоммерческие организации (НКО), как правило, однопроблемные – самоуправляемые организации социальной и экологической направленности, а также религиозные общины. Они, кстати, могут заниматься самыми различными видами бизнеса, но с одним более чем существенным отличием – получаемая прибыль не присваивается хозяевами, а полностью отдается только на благотворительность, социальную помощь и другие социально значимые цели, а также на развитие дела. 

Поддержка государства выражается в том, что НКО вообще не облагаются налогами, и это дает им колоссальную фору, которая появляется в конкурентной борьбе с государственным и частным бизнесом только при условии значительной верхней планки прогрессивного налогообложения. Она в ряде стран приближается к 50 и даже к 80 процентам (такой порог был введен, например, Рузвельтом, благодаря чему удалось вывести страну их депрессии). На Западе гражданское общество процветает и вовлекает в орбиту социально ориентированных НКО до 60 - 70 процентов активного населения, причем НКО развиваются совершенно самостоятельно. В России даже признаков подобного подъема не намечается. Только что в Общественной палате был подготовлен развернутый доклад о гражданском обществе в России, где говорится о том, что в Москве, к примеру, в волонтерском движении участвует только 2% населения. Сравните цифры: 60% активного населения в крупных и малых городах Европы и 2% в Москве! 

Тот факт, что у нас отсутствует прогрессивное налогообложение и на наследование,  углубляет социальный и имущественный раскол, начисто исключает создание мощных благотворительных фондов, на основе которых в большинстве стран функционируют негосударственные университеты, госпитали, хосписы и бесконечное число других социальных и благотворительных организаций, снижающих на порядки социальные и политические риски. К примеру, продление сроков выхода на пенсию не стало бы трагедией для миллионов и не превратилось в фактор чрезмерного риска для системы в России, если бы у нас существовали и функционировали тысячи благотворительных организаций, готовые протянуть руку помощи каждому нуждающемуся. И это хорошо понимают богатейшие люди планеты, но не наши олигархи. К примеру, когда Трамп обратился с предложением существенно снизить верхнюю планку налогообложения для крупного бизнеса, то именно семья Рокфеллеров и другие богатейшие семьи выступили против этого заманчивого, казалось бы, предложения: устойчивость политической системы стократ дороже.

Я мог бы продолжать эту тему до бесконечности. Тем более, что совсем недавно, в середине декабря, я специально говорил о возможности реализовать конституционный принцип социального государства с подлинным, а не имитационным гражданством, основанном на активном участии в гражданском обществе, на заседании в Совете Федерации «Об укреплении российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций». Когда будет опубликована стенограмма, с удовольствием поделюсь с читателями РНЛ. Надежда умирает последней…  

ruskline.ru

Понятие социального государства и история его становления в России



В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством. В данной статье мы определимся с юридической природой понятия социального государства, с историей его происхождения в России. А также определимся, что значит в настоящее время данное понятие для России, является ли де-факто Россия социальным государством или это только де-юре закрепленная в Конституции декларативная норма.

В действующем законодательстве понятие социальное государство нигде не закреплено, что является существенным минусом. Поэтому данное понятие остается объектом дискуссий ученых, которые по-разному определяют данное понятие.

Как отмечают многие ученые, впервые понятие социальное государство употребил в 1850 г. немецкий ученый Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле говорится о социальном государстве. Отсюда социальное государство Лоренц фон Штейном понимается как государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия. Иначе, политическая система должна перераспределять материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий (конфликтов) и помощи нуждающимся [2. с. 63].

Зачастую выделяют понятие социального государства в широком и узком смысле.

Социальное государство в наиболее узком его понимании осуществляет в своей деятельности выплату пособий населению, предоставление услуг обществу и обеспечение вопросов, связанных с жилищным обеспечением. В широком смысле социальное государство реализует не только большое количество программ, направленных непосредственно на поддержку населения, но и меры, направленные на управление и организацию экономики, включая вопросы, связанные с трудоустройством, а также осуществляет всеобъемлющее управление макроэкономикой [1. с. 9].

Или, «Социальное государство» — особый тип государства, появление которого обусловлено необходимостью предотвратить социальные потрясения, порождаемые чрезмерным социально-экономическим неравенством. Социальное государство призвано обеспечить высокий уровень социальной защищенности населения за счет проведения соответствующей политики, предусматривающей адресную поддержку малоимущих, безработных, многодетных семей, инвалидов, а также практическую реализацию принципов социального партнерства как во взаимоотношениях государства и гражданского общества, так и во взаимоотношениях различных групп и слоев самого общества. Важнейшей задачей социального государства является утверждение в обществе принципов социальной справедливости и солидарности, предотвращение острых социальных конфликтов [6. с. 79].

Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3].

Таким образом, можно констатировать, что существует множество мнений ученых, о понятие социальное государство, но из данных определений, можно выделить общие признаки такого государства:

– демократическое общество;

– верховенство права;

– высокоразвитая экономика страны, направленная на реализацию социальных программ;

– реализация принципа социальной справедливости;

– человек и его права являются высшей ценностью такого государства;

– правовая культура населения;

– морально-нравственные устои общества и др.

В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, деятельность которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. В качестве социальных прав в Конституции РФ закреплены следующие права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; трудовые права, в том числе и право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование право на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; право на свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Данное провозглашение России социальным государством произошло лишь с принятием в 1993 году Конституции РФ. Но интересно обратится к истории становления социального государства в России.

Следует отметить, что Россия имеет достаточно большой опыт становления социального государства. Впервые движения за социальные права появились в конце 19 века, было образовано Министерство государственного призрения, приняты законы по регулированию условий труда заводских рабочих, женщин, малолетних работников, в 1886 г.- закон о медицинском страховании рабочих, в 1893 г. — об охране труда, в 1903 г.- о компенсации увечий от несчастных случаев на производстве. В 1906 г. первая в отечественной истории Государственная дума приступает к правовому оформлению основ социальной политики. В 1912 г. она принимает законы по страхованию от несчастных случаев, об оплачиваемых «больничных листах» [6. с. 79–80].

В СССР был накоплен богатый опыт государственного социального регулирования. Советское государство не провозглашалось как социальное, но социальная ориентация, забота о гражданах сразу была объявлена одной из главнейших задач этого государства.

Также следует отметить, что не маловажным периодом становления социального государства является период управления государством Хрущевым Н. С., Брежневым Л. И. Так Руденкин В. Н., в своей научной статье отмечает, что «важными шагами в строительстве советского социального государства стали «хрущевская оттепель» и «брежневский застой». В результате развернутого Н. С. Хрущевым массового жилищного строительства миллионы советских граждан получили отдельные квартиры и впервые получили возможность индивидуальной личной жизни. В хрущевский период в Советском Союзе стало формироваться «общество потребления»: появились кооперативные квартиры, телевидение, можно было записаться в очередь на автомобиль. Если при И. В. Сталине люди жили в коммунальных квартирах и практически не имели собственности, то теперь в стране начался настоящий «потребительский бум»: люди покупали автомашины, холодильники, пылесосы, магнитофоны, мебель. Та же политика, направленная на построение «общества потребления», была продолжена и при Л. И. Брежневе [6. с. 84–85].

Следует отметить, что именно в Советские времена можно говорить о полноценном социальном государстве, но это государство было основано на односторонних отношениях, а именно государство потребления, государство которое регулировало и защищало все потребности общества. Но чтобы обеспечивать все потребности общества, необходима достаточная материальная основа. Следует согласиться с мнением большинства ученых, что одной из главных причин распада СССР, является недостаточность материальной основы советского социального государства.

Конституции РФ 1993 г. отражает либеральную модель социального государства, предусматривающую личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Данная модель исходит из минимизации социальных функций государства, резкое сокращение его социальных расходов: предполагается, что финансирование социальных программ должно осуществляться в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. Государству же вменяется стимулирование роста личных доходов граждан [6. с. 87].

Следует отметить, что наиболее важными проблемами принятия такой формы социального государства стали огромные демографические потери (высока смертность, низкая рождаемость и др.), а также падение доходов, нарастание масштабов бедности, высокий уровень безработицы.

В настоящее время Россия, как социальное государство имеет положительные показатели, а именно сокращение смертности, рост рождаемости и продолжительности жизни, повышение реальных доходов населения и др., но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Людей по-прежнему беспокоят: рост цен на товары и услуги, бедность, инфляция, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, недоступность многих видов медицинского обслуживания, неравенство перед законом, безработица, коррупция и т. д. [6. с. 91].

Следует согласиться с мнением автора, т. к. на поверхности, по средним показателям на первый взгляд кажется, что все хорошо, но если копнуть глубже, то понимаешь, что благами социального государства пользуются, только определенная часть населения и показатели это всего лишь показатели, которые не отражают реальное положение дел в стране.

Является ли Россия социальным государством? Ответ на этот вопрос остается неоднозначным и дискуссионным.

Многие ученые считают, что на сегодняшний день конституционное положение о том, что Россия является социальным правовым государством, больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность.

Социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Чиновники и государственный аппарат в целом должны прежде всего сами жить по законам, уважать и чтить общепринятые моральные ценности и нормы. Тогда, умерив свои аппетиты, «власть» найдет те самые излишки и будет возможность распределять социальные блага, а не социальные тяготы и нужды как сегодня [3. с. 573].

Как было отмечено выше, одним из критериев социального государства является закрепление социальных прав в Конституции, а значит принятие государством на себя обязанностей по их обеспечению. Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности.

Именно социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», провозглашенные в Конституции РФ в качестве целей общественного развития, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей. К социальным стандартам, ориентированным на обеспечение минимальных социальных гарантий граждан, традиционно относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. К сожалению, установленные на сегодняшний день в РФ социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни «достойную жизнь», ни «свободное развитие человека» [5. с. 3].

Подведя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день говорить о России как о сложившемся социальном государстве рано. Россия станет социальным государством тогда, когда будут всецело реализованы на практике в жизни конституционные нормы, которые определяют социально-экономические права человека в России. Становлению социального государства в России препятствует ряд факторов, а именно отсутствие правового государства, не сформированы основные институты гражданского общества, отсутствие действующих социальных программ, морально-нравственные устои имеют отрицательную деформацию и др.

Литература:

  1. Аристов Е. В. «Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия»// Вестник Пермского университета. 2015. выпуск 3(29) С.8–14;
  2. Донцова Т. К., Донцов Е. М. «Еще раз о социальном государстве России глазами юристов-лозунг или реальность»// Проблемы в российском законодательстве. 2013. № 4. С. 63–67;
  3. Дреманова М. А. «Россия — социальное государство?»// Теория и практика общественного развития. 2012. C. 573–574;
  4. Косенко О. И. «Основные тенденции современного этапа становления в России социального государства»// Труд и социальные отношения. 2012. № 6. С.3–13;
  5. Кочеткова Л. Н. «Актуальные проблемы социального государства в России (к 20-летию принятия Конституции РФ)»// Электронный научный журнал «ГосРег».2013.№ 2. С.1–7;
  6. Руденко В. Н. «Социальное государство в России: конституционный принцип и практическая реализация»// Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2013. № 1.С. 79–93.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное государство, Россия, Конституция РФ, государство, социальная справедливость, потребность общества, достойная жизнь, гражданское общество, советское социальное государство, правовое государство.

moluch.ru

Россия социальное государство? Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 340.12 (075.8)

Дреманова Мария Александровна

Dremanova Maria Aleksandrovna

преподаватель кафедры гражданского и гражданско-процессуального права Кубанского социально-экономического института [email protected]

РОССИЯ - СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО?

Lecturer of Civil and Civil Procedure Department, Kuban Social and Economic Institute [email protected]

IS RUSSIA A SOCIAL STATE?

Аннотация:

В статье исследуются проблемы формирования и развития России как социального государства, системно рассматриваются структура, признаки, элементы, принципы, задачи и направления деятельности социального государства. Прове-денное исследование позволяет сделать вывод о том, что Россию не в полной мере на сегодняшний день можно признать социальным государством ни в правовом, ни в социальном смысле. Россия находится только на пути становления правового государства.

Ключевые слова:

социальное государство, правовое государство, социальная политика.

Summary:

The article investigates the problem of formation and development of Russia as a social state. The author considers structure, features, elements, principles, objectives and activities of the social welfare state. The undertaken study concludes that for the moment Russia is not exactly a social welfare state either in legal or in social terms. But Russia is on the way to become one.

Keywords:

social state, constitutional state, social policy.

Что же такое социальное государство и является ли Россия таковым? Ответ на этот вопрос неоднозначный и дискуссионный. Вообще, категория «социальное государство» подразумевает под собой государство, политика которого направлена на создание определенных условий. Характерным именно для социального государства является то, что условия, созданные государством, должны обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина. Необходимо соблюсти не просто равенство между гражданами, уровнять всех в их бедности, а оказать помощь со стороны государства, распределить между людьми их проблемы и тяготы.

Задача любого социального государства - прежде всего обеспечить своим гражданам следующие условия:

1. Каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум.

2. Каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи.

3. Нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны [1, с. 29].

Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Перераспределять даже на основе принципа справедливости можно лишь то, что накоплено сверх необходимого [2, с. 67]. Но не забрать у богатых и поделить между бедными, а именно накопить излишек и поддержать тех, кто в силу каких-либо жизненных обстоятельств не может сам заработать на жизнь.

На наш взгляд, социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством.

Чиновники и государственный аппарат в целом должны прежде всего сами жить по законам, уважать и чтить общепринятые моральные ценности и нормы. Тогда, умерив свои аппетиты, «власть» найдет те самые излишки, о которых мы говорили выше. И будет возможным распределять социальные блага, а не социальные тяготы и нужды как сегодня.

На сегодняшний день конституционное положение о том, что Российская Федерация является социальным правовым государством, больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность. Тем не менее, уже много значит само закрепление в Конституции РФ такого стремления, таких целей и задач. Пусть даже и пустых, не имеющих ничего общего с реальностью, дефиниций.

Главной задачей социального государства, по нашему мнению, является достижение всеобщего прогресса, который основывается принципах социальной справедливости. Социальное государство прежде всего должно помогать слабым, обеспечить каждому достойное человека существование. Но важно понять, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него действующая Конституция РФ должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию, благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот [3, с. 11].

Основное направление развития российского общества определяет основные пути развития социальной политики. Необходимо только реализовать их на практике, претворить в жизнь, что в конечном итоге приведет к созданию фундаментальных элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: установление гарантированного минимального размера заработной платы; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, охрана труда и здоровья людей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день говорить об РФ как о сложившемся социальном государстве преждевременно. Реально Россия станет социальным государством тогда, когда будут всецело реализованы на практике, в жизни конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в России. В настоящее же время существует практика несвоевременной выплаты заработной платы и пенсий, что грубо нарушает неотъемлемые права граждан, постоянно снижается эффективность социального обеспечения населения, что не позволяет в полной мере признать Россию социальным государством.

Ссылки:

1. Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. № 1.

2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. 2000. № 2.

3. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1.

References (transliterated):

1. Aleynikov B.N. Sotsial'noe gosudarstvo i sobstvennost' // Gosudarstvo i pravo. 2008. № 1.

2. Goncharov P.K. Sotsial'noe gosudarstvo: sushchnost' i printsipy // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov.

2000. № 2.

3. Zor'kin V.D. Sotsial'noe gosudarstvo v Rossii: problemy realizatsii // Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. 2008. № 1.

cyberleninka.ru

Российский государственный социальный университет — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет»
(ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»)
Международное название

Russian State Social University

Прежние названия

Московская высшая партийная школа
Институт общественно-политических проблем ЦК КП РСФСР
Российский социально-политический институт ЦК КП РСФСР
Московский государственный социальный университет

Девиз

«Профессионализм, ответственность, престиж»

Год основания

де-факто — 1978, де-юре — 1991

Тип

государственный

Ректор

Н. Б. Починок

Студенты

Более 50 000 человек

Расположение

Россия Россия, Москва

Юридический адрес

почтовый: улица Вильгельма Пика, дом № 4, строение № 1, город Москва, Россия, 129226

Сайт

[www.rgsu.net Официальный сайт]

Награды

золотая медаль «Европейское качество»

К:Учебные заведения, основанные в 1978 году

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Росси́йский госуда́рственный социа́льный университе́т» (РГСУ) — высшее учебное заведение.

Основатель — академик Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации (1997 год) В. И. Жуков. Ректор — Н. Б. Починок[1].

История

В 1978 году была создана Московская высшая партийная школа (МВПШ).[2]

В 1990 году МВПШ преобразована в Институт общественно-политических проблем ЦК Коммунистической партии РСФСР.[2][3]

Первые обращения в Правительство РСФСР с предложением создать центр подготовки специалистов для социальной сферы на имя Председателя Правительства РСФСР И. С. Силаева и его заместителя И. И. Гребёшевой поступили в феврале 1991 года. Тогда же началась работа над учебными планами и программами по курсам «социальная работа», «социальная психология», «социальная педагогика». Сложилась группа учёных, избравших социальные науки и социальное образование сферой своих профессиональных и гражданских интересов (Е. И. Холостова, В. И. Митрохин, И. А. Зимняя, В. Г. Бочарова и другие).

27 марта 1991 года институт переименован в Российский социально-политический институт ЦК КП РСФСР.[2][4]

25 ноября 1991 года создан Российский государственный социальный институт[5] (с 1 июля 1994 года — Московский государственный социальный университет), 1 июля 2004 года университет получил своё нынешнее название.

Ректоры (период)

Структура РГСУ

В структуре РГСУ 9 филиалов, 2 из которых расположены в странах СНГ. В соответствии с лицензией в РГСУ по 27 специальностям среднего профессионального образования, 95 направлениям подготовки бакалавриата и специалитета, 41 направлению подготовки магистратуры, получают образование более 50 000 студентов из всех регионов России. Из них более 25 тысяч обучаются в Москве.

Послевузовская подготовка, переподготовка и повышение квалификации осуществляется по 21 направлению. Университет имеет семь диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций; аспирантуру и докторантуру.

Факультеты

  • Факультет социальной работы
  • Факультет социологии
  • Факультет управления
  • Факультет психологии
  • Факультет физической культуры
  • Факультет информационных технологий и техносферной безопасности
  • Факультет коммуникативного менеджмента
  • Лингвистический факультет
  • Гуманитарный факультет
  • Факультет искусств и социокультурной деятельности
  • Экономический факультет
  • Юридический факультет
  • Факультет довузовского образования
  • Факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров
  • Факультет дополнительного профессионального образования
  • Факультет дистанционного образования

Довузовская подготовка

  • Социальный колледж РГСУ
  • Подготовительные курсы

Филиалы в городах

На момент начала учебного 2016 года в структуре РГСУ функционируют 9 филиалов:

Награды

Храм РГСУ

В 2005 году на территории университета был построен домовый православный Храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери на средства пожертвований студентов и сотрудников РГСУ.

Известные выпускники

Напишите отзыв о статье "Российский государственный социальный университет"

Примечания

  1. 1 2 [www.rgsu.net/press-centre/news/news_3234.html Ливанов назначил нового ректора РГСУ]
  2. 1 2 3 [innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_111305.html Решение] Высшего арбитражного суда РФ от 03.02.2006 № 7715/05
  3. Решение ЦК КП РСФСР от 31.10.1990 № 39 «О преобразовании Московской высшей партийной школы»
  4. Протокол заседания Политбюро ЦК КП РСФСР от 27.03.1991
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.1991 № 15

Ссылки

  • [www.rgsu.net Сайт университета.]
  • [www.rgsu.net/virtual-tour/ Виртуальный 3D-тур РГСУ.]

Отрывок, характеризующий Российский государственный социальный университет

– Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не сердишься на меня. Говори мне всё, всю правду. Что же он сказал?
Наташа задумалась.
– Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему.
Соня грустно вздохнула.
– Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она.
– А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
– Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…
– Подожди, Соня, ты всё поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
– Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать?
Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони.
– Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?
– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.

wiki-org.ru

Россия – социальное государство. Понятие социального государства. Признаки России как социального государства.

Россия- социальное государство в это понятие вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

a. каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

b. каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

c. нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

Социальное государство (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.



1. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

2. Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить — пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

3. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.

4. Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.

5. Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

6. Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов — олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

7. Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.

8. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Российская Федерация – социальное государство

1. Введение

В соответствии с Конституцией РФ (ст.7) Российская Федерация – социальное государство.

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. «В их число входят»1 : охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Целью данной курсовой является рассмотрение, тщательное исследование указанных выше направлений социальной политики Российской Федерации; установление связи Конституции РФ и Законов в отношении названных направлений.

1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.

2. Основная часть

2.1 Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение является средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять таким превратностям судьбы, как социальное неравенство.

Социальное обеспечение зависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может ли государство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта – во многом зависит и «от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством»1 .

В отличие от тоталитарного государства социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъёма благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах: в сфере транспортных услуг и т.д. Государство, кроме того, в различных формах несёт ответственность за их эффективность.

Ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в статье 7 Конституции РФ направлениями, а включает и

1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.

другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Выделение социальной сферы не означает, что она полностью отграничена от других сфер общественной жизни. Все они так переплетены, что во многих случаях можно с полным основанием говорить не столько о социальных, сколько о социально-экономических, социально-политических и других подобных явлениях и процессах.

В ходе демократических преобразований в России содержание социальной политики претерпевает существенные изменения. Те или иные конкретные задачи решаются или утрачивают свое значение, появляются новые задачи, новые направления социальной политики, обогащающие ее содержание. Однако главные задачи, главные цели социальной политики всегда неизменны.

Деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ. В частности, в конце 1993 г. минимальный размер пенсий по старости даже с учетом компенсационных выплат составлял лишь 87% прожиточного минимума российского пенсионера.

«Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в частности в сфере

охраны труда и здоровья населения»1 . В последние годы наблюдается рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высок уровень производственных травм, неблагоприятна экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в промышленных центрах Урала, Сибири и др.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.

Смысл и пафос такой обязанности государства основывается на весьма простом, но ко многому обязывающем положении: всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:

«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное

1 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.

обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Следуя нормам международного права, Конституция РФ устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и уж тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности.

Однако, как известно, по тем или иным причинам не всегда человек способен своим трудом содержать себя и свою семью и не всякий может вообще трудиться. По данным Роскомстата России, в конце 1993 г. 33 млн. человек (22% от численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, или, иначе говоря, находились за чертой бедности. Эта часть населения в первую очередь рассчитывает на получение социальной помощи от государства и имеет на нее право. Такую помощь она и получает реально. На конец 1993 г. доля социальных выплат в структуре доходов населения возросла до 15%, практически каждый седьмой рубль, которыми располагали граждане России, представлял собой разного рода социальные выплаты и пособия.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

2.2 Основные направления социальной политики РФ

Охрана труда и здоровья людей

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *