Сайт томского медицинского университета: СибГМУ – официальный сайт сибирского государственного медицинского университета в Томске

миссия Сибирского государственного медицинского университета

Миссия Сибирского государственного медицинского университета: 

«Каждый день на основе интеграции образования, науки и клинической практики меняем отношение людей к своему здоровью»


Видение СибГМУ

СибГМУ – узнаваемый в мире по выпускникам и достижениям медицинский университет, входящий в международные академические рейтинги; инициатор и интегратор междисциплинарных образовательных и исследовательских проектов для повышения продолжительности и качества жизни человека.


Сибирский государственный медицинский университет основан в 1888 году, как медицинский факультет Императорского Томского университета, сегодня входит в тройку лучших медицинских вузов России, является лучшим нестоличным медицинским вузом России, а также абсолютным лидером по количеству бюджетных мест среди медицинских вузов за Уралом. С 2017 года СибГМУ носит статус единственного медицинского опорного университета в России. В 2017 году СибГМУ вошел в список вузов, выбранных правительством для реализации проекта по экспорту образования. Всего в списке представлено 39 вузов, из них 2 медицинских: СибГМУ и Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. 

СибГМУ — крупный научно-образовательный и клинический комплекс, включающий в себя 6 факультетов, где обучаются более 7 500 студентов из 61 региона России и 39 стран. Профессорско-преподавательский состав университета на 80% состоит из специалистов, имеющих ученые степени и звания. У студентов СибГМУ есть уникальная возможность проходить обучение и практику на базе собственных многопрофильных клиник, где ежегодно получают медицинскую помощь более 100 тыс. пациентов со всей России. Профессиональный состав врачей клиник СибГМУ уникален – среди них работают профессора, доктора и кандидаты медицинских наук. Клиники оснащены всем необходимым современным оборудованием: сверхсовременный 128-срезовый компьютерный томограф, МРТ, гамма-камера, эндоскопические и УЗИ комплексы и многим другим. 

Научно-медицинская библиотека СибГМУ — единственная общедоступная медицинская библиотека в Томской области, крупнейшая специализированная библиотека в Сибири. Также, согласно ежегодному рейтингу библиотек медицинских вузов, составленному Академией доказательной медицины в 2016 году, она является лучшей в России.

В СибГМУ успешно работает обучающий симуляционный центр европейского уровня, который является одним из двух центров в РФ, получившим аккредитацию Европейского общества симуляции в медицине (SESAM), наравне с центрами Франции и Австрии. 

Университет обладает крупным музейным комплексом, где у студентов есть возможность учиться на основе уникальных экспонатов, коллекции которых формировались на протяжении 120 лет. Ряд экспонатов являются единственными экземплярами в мире.

Сегодня СибГМУ дает студентам современное высшее медицинское образование. Авторитетные научные школы и лучшие традиции сочетаются с высоким уровнем качества образования и честным, бескомпромиссным подходом к обучению. В стенах университета совершались мировые открытия в области медицины, а среди выпускников – свыше 800 докторов наук и профессоров, 42 академика, 2 Президента Академии медицинских наук России (Николай Бурденко, Владимир Тимаков), министр здравоохранения РСФСР (Анатолий Потапов).

В 2015 году СибГМУ стал первым медицинским вузом России, аккредитованным технологическим парком Сколково. 

В СибГМУ есть возможность параллельно основной учебе пройти обучение на уникальных курсах медицинского английского. Языковой подготовке в университете уделяется огромное внимание. Регулярно действует английский разговорный клуб.

Быть студентом СибГМУ сложно, но интересно. Здесь каждый может развить свои таланты и найти себя не только в учебе, но и в музыке, спорте, волонтерстве и многом другом. В университете работает более 20 разноплановых творческих объединений, студенческое научное общество, есть команды КВН и собственный театр.


Факты и цифры

Бакалавриат 2020

Задания для самоподготовки

Скачать

Общие указания

На экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать:

  • знание основных понятий, закономерностей, и законов в области строения, жизни и развития растительного,
  • животного организмов и человека, развития в целом органического мира;
  • знание строения и жизни растений, животных, человека, классификации растений и животных;
  • умение обосновывать выводы, используя биологические термины;
  • объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности;

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный.

1. Основы цитологии.

Развитие цитологии и основные положения клеточной теории.

Строение и функции основных органоидов эукариотической клетки: мембраны, ядра, цитоплазмы, и ее основных органоидов (митохондрии, пластиды, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, клеточный центр). Сравнительная характеристика растительной и животной клетки. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества клетки. Углеводы, строение, свойства и функции в клетке. Липиды, строение, свойства и функции в клетке. Белки, строение, свойства и функции в клетке. Ферменты как биокатализаторы. Нуклеиновые кислоты, и их роль в клетке. Способы питания живых организмов (автотрофы и гетеротрофы). Клеточный метаболизм, две его стороны (энергетический и пластический обмен) и взаимосвязь между ними. Энергетический обмен и его стадии, биосинтез АТФ. Преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез, реакции световой и темновой фазы. Хемосинтез. Биосинтез белка. Генетический код, и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза.

2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Соматические и половые клетки. Хромосомы, их строение. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом, постоянство их числа и формы. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл (пресинтетический, синтетический, постсинтетический периоды). Репликация ДНК — основа удвоения хромосом. Митоз, его стадии и значение. Развитие половых клеток (овогенез и сперматогенез). Мейоз, его стадии и значение. Половое и бесполое размножение организмов. Оплодотворение. Онтогенез. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Дробление. Стадия бластулы. Гаструляция. Стадия гаструлы. Зародышевые листки. Закладка систем органов. Постэмбриональное развитие животных (прямое и непрямое).

3. Основы генетики.

Генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы генетики (гибридологический, цитогенетический, популяционно–статистический). Значение генетики для медицины и здравоохранения (характеристика методов генетики человека, медико–генетическое консультирование, профилактика наследственных заболеваний).

Основные понятия генетики: доминантные и рецессивные признаки, аллельные гены, фенотип и генотип, гомозигота и гетерозигота. Моно– и дигибридное скрещивание (схема скрещиваний и анализ потомства F1 и F2). Законы наследования признаков, установленные Г. Менделем. Единообразие первого поколения и его цитологические основы. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков и его цитологические основы. Статистический характер явлений расщепления. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы. Генетика пола. Аутосомы и половые хромосомы. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности.

Генотип как целостная система.

Роль генотипа и условий окружающей среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости (вариационный ряд и вариационная кривая). Мутации, их классификация (генные, хромосомные и геномные). Мутагенные факторы. Генетика и теория эволюции. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, сформулированный Н.И. Вавиловым.

4. Основы селекции.

Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Селекция растений. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация (примеры). Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно–ценных признаков у животных–производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных (примеры). Биотехнология и ее основные направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия.

5. Эволюционное учение.

Общая характеристика биологии в додарвиновский период. Развитие зоологии и ботаники. Господство в науке метафизических представлений о неизменности природы и «изначальной целесообразности». Труды Карла Линнея по систематике растений и животных, их значение. Учение Ж.Б. Ламарка об эволюции живой природы и его значение. Исторические предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор (примеры). Искусственный отбор и наследственная изменчивость — основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции. Микроэволюция. Видообразование (дивергенция, географическое и экологическое видообразование, примеры). Результаты эволюции: приспособленность организмов, относительный характер приспособленности, многообразие видов (примеры).

6. Развитие органического мира.

Доказательства эволюции органического мира (данные палеонтологии, сравнительной анатомии, сравнительной эмбриологии, биогеографии). Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс (примеры). Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, их соотношенияе (примеры). Краткая история развития и основные ароморфозы органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эру.

7. Происхождение человека.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Стадии в эволюции человека: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

8. Основы экологии.

Предмет и задачи экологии.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный, их комплексное воздействие на организм. Диапазон действия абиотических факторов. Ограничивающий фактор. Понятие популяции в экологии, изменение ее численности, способы регулирования численности. Биогеоценоз. Структура биогеоценоза. Разнообразие популяций в биогеоценозе и их взаимосвязи. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Смена биогеоценозов.

9. Основы учения о биосфере.

Компоненты и границы биосферы.
Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы.
Живое вещество и его функции.
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере (на примере углерода, азота, фосфора — по выбору).

1. Ткани организма человека.

Краткие сведения о строении и функциях основных тканей (эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная).

2. Опорно–двигательная система.

Значение опорно–двигательной системы. Строение скелета человека: скелет головы, туловища, свободных конечностей и их поясов (назвать основные кости отделов скелета и указать особенности их строения). Особенности скелета человека, связанные с прямохождением. Типы соединения костей (неподвижное, полуподвижное, подвижное соединения; дать характеристику соединений, связать с функцией, привести примеры). Химический состав костей. Макро– и микроскопическое строение костей (на примере трубчатой кости конечностей). Свойства костей, рост костей в длину и толщину. Типы костей (трубчатые, плоские, привести примеры). Скелетные мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц тела человека: мышцы головы, туловища, конечностей (назвать основные мышцы каждого отдела, указать их функции). Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Рефлекторная регуляция деятельности мышц.

3. Кровь и кровообращение

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Кровь. Плазма крови, ее состав и значение. Белки крови и их значение. Строение и функции форменных элементов — эритроцитов и лейкоцитов. Свертывание крови как защитная реакция организма. Основные этапы процесса свертывания. Иммунитет, его виды. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Группы крови, белки, определяющие группу крови. Переливание крови. Донорство. Органы кровообращения. Сердце, его строение и работа (сердечный цикл). Автоматия сердца. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца. Большой и малый круги кровообращения (основные сосуды кругов кровообращения, изменение газового состава крови во время продвижения по кругам кровообращения). Лимфообращение. Строение сосудов (артерии, капилляры, вены). Причины движения крови по сосудам, скорость движения крови в различных отделах кровеносного русла. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сосудов. Кровяное давление (максимальное, минимальное кровяное давление; давление в артериях, венах, капиллярах; регуляция кровяного давления). Предупреждение сердечно–сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

4. Дыхание. Значение дыхания.

Строение и функции дыхательных путей (носовая полость, гортань, трахея, бронхи). Голосовой аппарат. Строение и функции легких. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Дыхательные движения (механизм вдоха и выдоха). Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно–капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания.

5. Пищеварение

Значение пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ротовая полость (зубы, язык, слюнные железы). Состав слюны. Пищеварение в полости рта. Глотание. Строение желудка, железы желудка, состав желудочного сока. Пищеварение в желудке. Строение кишечника (отделы — тонкий и толстый кишечник). Переваривание пищи в тонком кишечнике (основные ферменты поджелудочной железы, их действие на питательные вещества). Функции толстого кишечника. Всасывание веществ в пищеварительном тракте. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварение.

6. Обмен веществ и энергии.

Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Белковый, углеводный, жировой обмен организма человека (поступление веществ, их превращения в пищеварительном тракте и клетках). Витамины, их роль в обмене веществ. Основные авитаминозы.

7. Органы мочевыделительной системы.

Строение органов мочевыделительной системы (почки, мочеточники, мочевой пузырь). Мозговое и корковое вещество почки, строение нефрона. Этапы образования мочи (фильтрация, обратное всасывание). Нервная и гуморальная регуляция деятельности почек.

8. Кожа.

Строение и функции кожи. Роль кожи в защите организма, терморегуляции, выделении. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, электрошоке.

9. Железы внутренней секреции.

Строение и функции желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы). Понятие о гормонах. Гипофиз и его гормоны, гипо– и гиперфункция. Щитовидная железа, ее гормоны, гипо– и гиперфункция. Надпочечники, их гормоны, гипо– и гиперфункция. Значение желез внутренней секреции.

10. Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность.

Значение нервной системы.

Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Вегетативная нервная система её строение и роль в регуляции работы внутренних органов. Органы чувств, их значение. Строение и функции глаза. Аккомодация. Строение и функции уха. Отолитовый аппарат и полукружные каналы. Осязание. Обоняние и вкус. Понятие об анализаторах. Высшая нервная деятельность. Роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их сравнительная характеристика. Условия и механизмы образования условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальная система.

Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Режим для школьников. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.

11. Размножение и развитие.

Система органов размножения человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребенка. Рост и развитие ребенка (характеристика периода новорожденности, грудничкового, ясельного, дошкольного и школьного периодов).

Вирусы

Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение, размножение вирусов, их разнообразие. Бактериофаги, вирусы, поражающие клетки растений, животных, человека. Вирус иммунодефицита человека. СПИД, его профилактика.

Бактерии. Грибы. Лишайники

Бактерии. Классификация бактерий по форме клетки. Строение бактериальной клетки. Авто– и гетеротрофные бактерии, аэробные и анаэробные бактерии. Симбиотические, паразитические и сапрофитные бактерии. Размножение бактерий, образование спор. Распространение бактерий в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека

Грибы. Общая характеристика грибов: условия обитания, питание, строение, размножение грибов. Шляпочные грибы: строение, питание, симбиоз грибов с растениями, грибы съедобные и ядовитые, выращивание грибов.

Плесневые грибы: особенности условий обитания, строение грибницы, размножение мукора и пеницилла. Значение пеницилла. Дрожжи: строение, условия обитания, размножение, практическое значение.

Грибы — паразиты, вызывающие болезни растений: головня, спорынья, трутовики. Особенности их питания, размножения, воздействия на растения.

Лишайники: многообразие, распространение, строение, питание, размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

Растения. Систематика растений

Водоросли. Одноклеточные водоросли. Хламидомонада: строение, передвижение, бесполое и половое размножение. Многоклеточные зеленые водоросли (на примере улотрикса или спирогиры): строение, бесполое и половое размножение. Красные и бурые водоросли: распространение, особенности строения слоевища, примеры. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Мхи. Кукушкин лен: распространение в природе, внешнее строение и размножение. Сфагнум: условия обитания, особенности клеточного строения листьев сфагнума, практическое значение.

Папоротники. Распространение в природе, внешнее строение, размножение и значение.

Хвощи. Плауны. Распространение в природе, внешнее строение, размножение и значение.

Голосеменные. Сосна: условия обитания, особенности строения вегетативных органов, размножение. Многообразие хвойных (ель, лиственница, можжевельник).

Покрытосеменные (цветковые). Признаки растений классов (Однодольные и Двудольные). Характеристика основных семейств (Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаки): формула цветка, тип соцветий, плод, примеры культурных и дикорастущих растений.Строение и размножение цветковых растений

Ткани растений : строение, функции, местонахождение покровных, основных, механических, проводящих и образовательных тканей.

Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Строение корня: корневой чехлик, зоны деления и растяжения, зона всасывания, корневые волоски, зона проведения. Основные функции корня: закрепление растений в почве, поглощение воды и минеральных веществ, запасание питательных веществ. Дыхание корня. Видоизменение корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни.

Побег. Внешнее строение побега: стебель, узел, междоузлие. Расположение листьев и почек на стебле. Почки. Строение и функции вегетативных и генеративных почек.

Лист. Внешнее строение листа: черешок, листовая пластинка, прилистники. Классификация листьев по форме и краю листовой пластинки. Листья простые и сложные. Жилкование листа. Внутреннее строения листа: кожица, устьица, столбчатая, губчатая ткань. Строение и роль жилок листа. Функции листа: фотосинтез, газообмен, испарение воды. Видоизменения листьев: колючки, усики, ловчие листья насекомоядных растений. Листопад.

Стебель. Разнообразие стеблей (травянистые, деревянистые, их отличия; прямостоячие, ползучие, вьющиеся стебли). Внутреннее строение древесного стебля: кора, камбий, древесина и сердцевина. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Отложение запасных веществ.

Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение и значение.

Вегетативное размножение растений. Стеблевые, корневые и листовые черенки, корневые отпрыски. Размножение ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами. Прививка черенком и почкой. Размножение культурой ткани. Значение вегетативного размножения.

Цветок. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник, тычинка, пестик. Двойной и простой околоцветник. Строение тычинки и пестика. Формула цветка. Цветки обоеполые и раздельнополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия: схемы простых и сложных соцветий, примеры, биологическое значение.

Опыление. Самоопыление и перекрестное опыление. Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Семя. Строение семян двудольных и однодольных растений. Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Дыхание семян. Плоды. Классификация плодов. Плоды простые и сложные, односемянные и многосемянные, сочные и сухие. Распространение семян и плодов (примеры).

Животные Общие сведения о животном мире Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Многообразие животных. Систематика животных. Среды жизни и местообитание животных. Взаимосвязи животных между собой, взаимоотношения с другими организмами (хищничество, квартиранство, симбиоз, паразитизм). Роль животных в природе и значение в жизни человека. Одноклеточные животные или простейшие. Общая характеристика простейших. Строение клетки одноклеточного организма. Жизнедеятельность простейших: питание и пищеварение, передвижение, дыхание, выделение, размножение, образование цисты, раздражимость. Основные типы простейших: Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории, Споровики. Пресноводные простейшие: обыкновенная амеба, эвглена зеленая, инфузория туфелька, особенности их строения и жизнедеятельности. Паразитические простейшие: малярийный паразит, дизентерийная амеба, лямблии. Распространение и роль простейших в природе, значение в жизни человека.

Тип кишечнополостные. Общая характеристика типа. Образ жизни и среда обитания, внешнее строение, тип симметрии, разнообразие клеток тела, жизнедеятельность. Основные классы кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые. Многообразие кишечнополостных. Пресноводная гидра, особенности ее клеточного строения, питания, размножения, передвижения. Рефлекс. Регенерация. Морские кишечнополостные: Медузы, Актиния, Коралловые полипы. Значение кишечнополостных.

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Трехслойность, двусторонняя симметрия внешнее (форма тела, кожно–мускульный мешок), внутреннее строение* и процессы жизнедеятельности (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение). Классификация плоских червей: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Многообразие плоских червей Белая планария — представитель свободноживущих червей, ее образ жизни, среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности, систематическое положение. Паразитические плоские черви: печеночный сосальщик, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк. Систематическое положение, особенности их строения и жизнедеятельности, обусловленные паразитическим образом жизни. Жизненные циклы, понятие о смене хозяев.

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа (свободноживущие и паразитические круглые черви). Внешнее (форма тела, кожно–мускульный мешок) и внутреннее строение*, жизнедеятельность (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение). *Примечание Необходимо сообщить о строении пищеварительной, нервной, выделительной системах указанных типов червей Круглые черви — паразиты человека и животных, меры профилактики паразитарных заболеваний. Аскарида человеческая. Размножение и развитие.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа: внешнее (форма тела, кожно–мускульный мешок), внутреннее строение** и процессы жизнедеятельности (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение). Среда обитания. Многообразие кольчатых червей. Классификация Кольчатых червей. Дождевой червь — представитель класса Малощетинковые. Особенности строения, ткани, полость тела, системы органов. Питание, дыхание, передвижение, регенерация, размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа: внешнее строение (отделы тела, раковина, мантия и мантийная полость), внутреннее строение** и процессы жизнедеятельности (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение). Многообразие моллюсков. Классификация Моллюсков. Беззубка — представитель класса Двустворчатых. Среда обитания и образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения, питания, дыхания, размножения и развития. Большой прудовик — представитель класса Брюхоногих. Среда обитания и образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения, питания, дыхания, размножения и развития. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие . Общая характеристика типа: внешнее строение (отделы тела, конечности, хитиновый покров), внутреннее строение (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, размножение). Образ жизни, процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, передвижение), многообразие Членистоногих, классификация Членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере речного рака. Среда обитания и образ жизни речного рака. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности внешнего и внутреннего строения, питания, дыхания, поведения размножения и развития паука в связи с жизнью на суше. Клещи, особенности строения и жизнедеятельности. Паразитические клещи (чесоточный зудень, таежный клещ) — возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Значение паукообразных в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Особенности строения, процессов жизнедеятельности насекомых на примере майского жука. Разнообразие насекомых (местообитание, внешнее строение, образ жизни, поведение). Типы развития насекомых.

**Примечание Описать строение пищеварительной, нервной, кровеносной, дыхательной, выделительной систем указанных типов животных

Насекомые — переносчики возбудителей болезней человека, паразиты человека и животных Значение насекомых в природе и жизни человека.

Тип Хордовые . Общая характеристика типа (особенности строения и общие черты строения тела всех хордовых животных).

Подтип Бесчерепные. Ланцетник, среда обитания и образ жизни. Особенности строения ланцетника как низшего хордового.

Подтип Черепные или Позвоночные

Класс Рыбы . Общая характеристика класса на примере речного окуня. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Рефлексы, поведение. Размножение и развитие. Миграции, нерест. Забота о потомстве. Приспособленность рыб к среде обитания.

Класс Земноводные . Общая характеристика класса на примере лягушки. Особенности строения, передвижения в связи со средой обитания (внешнее строение, скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Размножение и развитие лягушки.

Класс Пресмыкающиеся. Характеристика класса на примере ящерицы. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств), поведения в связи с жизнью на суше. Регенерация. Размножение и развитие. Значение пресмыкающихся.

Класс Птицы . Характеристика класса на примере голубя. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Особенности строения и процессов жизнедеятельности, связанные с полетом. Размножение и развитие птиц (органы размножения, строение яйца, типы развития птенцов). Сезонные явления в жизни птиц (гнездование, перелеты; оседлые, кочевые, перелетные птицы). Значение птиц.

Класс Млекопитающие. Характеристика класса на примере собаки. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие, забота о потомстве. Многообразие млекопитающих (яйцекладущие, сумчатые, плацентарные). Значение млекопитающих.

Класс Млекопитающие. Характеристика класса на примере собаки. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие, забота о потомстве. Многообразие млекопитающих (яйцекладущие, сумчатые, плацентарные). Значение млекопитающих.

Специалитет 2020

Задания для самоподготовки

Скачать

Общие указания

На экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать:

  • знание основных понятий, закономерностей, и законов в области строения, жизни и развития растительного,
  • животного организмов и человека, развития в целом органического мира;
  • знание строения и жизни растений, животных, человека, классификации растений и животных;
  • умение обосновывать выводы, используя биологические термины;
  • объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности;

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный.

1. Основы цитологии.

Развитие цитологии и основные положения клеточной теории.

Строение и функции основных органоидов эукариотической клетки: мембраны, ядра, цитоплазмы, и ее основных органоидов (митохондрии, пластиды, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, клеточный центр). Сравнительная характеристика растительной и животной клетки. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества клетки. Углеводы, строение, свойства и функции в клетке. Липиды, строение, свойства и функции в клетке. Белки, строение, свойства и функции в клетке. Ферменты как биокатализаторы. Нуклеиновые кислоты, и их роль в клетке. Способы питания живых организмов (автотрофы и гетеротрофы). Клеточный метаболизм, две его стороны (энергетический и пластический обмен) и взаимосвязь между ними. Энергетический обмен и его стадии, биосинтез АТФ. Преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез, реакции световой и темновой фазы. Хемосинтез. Биосинтез белка. Генетический код, и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза.

2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Соматические и половые клетки. Хромосомы, их строение. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом, постоянство их числа и формы. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл (пресинтетический, синтетический, постсинтетический периоды). Репликация ДНК — основа удвоения хромосом. Митоз, его стадии и значение. Развитие половых клеток (овогенез и сперматогенез). Мейоз, его стадии и значение. Половое и бесполое размножение организмов. Оплодотворение. Онтогенез. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Дробление. Стадия бластулы. Гаструляция. Стадия гаструлы. Зародышевые листки. Закладка систем органов. Постэмбриональное развитие животных (прямое и непрямое).

3. Основы генетики.

Генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы генетики (гибридологический, цитогенетический, популяционно–статистический). Значение генетики для медицины и здравоохранения (характеристика методов генетики человека, медико–генетическое консультирование, профилактика наследственных заболеваний).

Основные понятия генетики: доминантные и рецессивные признаки, аллельные гены, фенотип и генотип, гомозигота и гетерозигота. Моно– и дигибридное скрещивание (схема скрещиваний и анализ потомства F1 и F2). Законы наследования признаков, установленные Г. Менделем. Единообразие первого поколения и его цитологические основы. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков и его цитологические основы. Статистический характер явлений расщепления. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы. Генетика пола. Аутосомы и половые хромосомы. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности.

Генотип как целостная система.

Роль генотипа и условий окружающей среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости (вариационный ряд и вариационная кривая). Мутации, их классификация (генные, хромосомные и геномные). Мутагенные факторы. Генетика и теория эволюции. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, сформулированный Н.И. Вавиловым.

4. Основы селекции.

Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Селекция растений. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация (примеры). Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно–ценных признаков у животных–производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных (примеры). Биотехнология и ее основные направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия.

5. Эволюционное учение.

Общая характеристика биологии в додарвиновский период. Развитие зоологии и ботаники. Господство в науке метафизических представлений о неизменности природы и «изначальной целесообразности». Труды Карла Линнея по систематике растений и животных, их значение. Учение Ж.Б. Ламарка об эволюции живой природы и его значение. Исторические предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор (примеры). Искусственный отбор и наследственная изменчивость — основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции. Микроэволюция. Видообразование (дивергенция, географическое и экологическое видообразование, примеры). Результаты эволюции: приспособленность организмов, относительный характер приспособленности, многообразие видов (примеры).

6. Развитие органического мира.

Доказательства эволюции органического мира (данные палеонтологии, сравнительной анатомии, сравнительной эмбриологии, биогеографии). Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс (примеры). Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, их соотношенияе (примеры). Краткая история развития и основные ароморфозы органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эру.

7. Происхождение человека.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Стадии в эволюции человека: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

8. Основы экологии.

Предмет и задачи экологии.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный, их комплексное воздействие на организм. Диапазон действия абиотических факторов. Ограничивающий фактор. Понятие популяции в экологии, изменение ее численности, способы регулирования численности. Биогеоценоз. Структура биогеоценоза. Разнообразие популяций в биогеоценозе и их взаимосвязи. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Смена биогеоценозов.

9. Основы учения о биосфере.

Компоненты и границы биосферы.
Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы.
Живое вещество и его функции.
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере (на примере углерода, азота, фосфора — по выбору).

1. Ткани организма человека.

Краткие сведения о строении и функциях основных тканей (эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная).

2. Опорно–двигательная система.

Значение опорно–двигательной системы. Строение скелета человека: скелет головы, туловища, свободных конечностей и их поясов (назвать основные кости отделов скелета и указать особенности их строения). Особенности скелета человека, связанные с прямохождением. Типы соединения костей (неподвижное, полуподвижное, подвижное соединения; дать характеристику соединений, связать с функцией, привести примеры). Химический состав костей. Макро– и микроскопическое строение костей (на примере трубчатой кости конечностей). Свойства костей, рост костей в длину и толщину. Типы костей (трубчатые, плоские, привести примеры). Скелетные мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц тела человека: мышцы головы, туловища, конечностей (назвать основные мышцы каждого отдела, указать их функции). Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Рефлекторная регуляция деятельности мышц.

3. Кровь и кровообращение

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Кровь. Плазма крови, ее состав и значение. Белки крови и их значение. Строение и функции форменных элементов — эритроцитов и лейкоцитов. Свертывание крови как защитная реакция организма. Основные этапы процесса свертывания. Иммунитет, его виды. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Группы крови, белки, определяющие группу крови. Переливание крови. Донорство. Органы кровообращения. Сердце, его строение и работа (сердечный цикл). Автоматия сердца. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца. Большой и малый круги кровообращения (основные сосуды кругов кровообращения, изменение газового состава крови во время продвижения по кругам кровообращения). Лимфообращение. Строение сосудов (артерии, капилляры, вены). Причины движения крови по сосудам, скорость движения крови в различных отделах кровеносного русла. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сосудов. Кровяное давление (максимальное, минимальное кровяное давление; давление в артериях, венах, капиллярах; регуляция кровяного давления). Предупреждение сердечно–сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

4. Дыхание. Значение дыхания.

Строение и функции дыхательных путей (носовая полость, гортань, трахея, бронхи). Голосовой аппарат. Строение и функции легких. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Дыхательные движения (механизм вдоха и выдоха). Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно–капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания.

5. Пищеварение

Значение пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ротовая полость (зубы, язык, слюнные железы). Состав слюны. Пищеварение в полости рта. Глотание. Строение желудка, железы желудка, состав желудочного сока. Пищеварение в желудке. Строение кишечника (отделы — тонкий и толстый кишечник). Переваривание пищи в тонком кишечнике (основные ферменты поджелудочной железы, их действие на питательные вещества). Функции толстого кишечника. Всасывание веществ в пищеварительном тракте. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварение.

6. Обмен веществ и энергии.

Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Белковый, углеводный, жировой обмен организма человека (поступление веществ, их превращения в пищеварительном тракте и клетках). Витамины, их роль в обмене веществ. Основные авитаминозы.

7. Органы мочевыделительной системы.

Строение органов мочевыделительной системы (почки, мочеточники, мочевой пузырь). Мозговое и корковое вещество почки, строение нефрона. Этапы образования мочи (фильтрация, обратное всасывание). Нервная и гуморальная регуляция деятельности почек.

8. Кожа.

Строение и функции кожи. Роль кожи в защите организма, терморегуляции, выделении. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, электрошоке.

9. Железы внутренней секреции.

Строение и функции желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы). Понятие о гормонах. Гипофиз и его гормоны, гипо– и гиперфункция. Щитовидная железа, ее гормоны, гипо– и гиперфункция. Надпочечники, их гормоны, гипо– и гиперфункция. Значение желез внутренней секреции.

10. Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность.

Значение нервной системы.

Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Вегетативная нервная система её строение и роль в регуляции работы внутренних органов. Органы чувств, их значение. Строение и функции глаза. Аккомодация. Строение и функции уха. Отолитовый аппарат и полукружные каналы. Осязание. Обоняние и вкус. Понятие об анализаторах. Высшая нервная деятельность. Роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их сравнительная характеристика. Условия и механизмы образования условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальная система.

Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Режим для школьников. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.

11. Размножение и развитие.

Система органов размножения человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребенка. Рост и развитие ребенка (характеристика периода новорожденности, грудничкового, ясельного, дошкольного и школьного периодов).

Вирусы

Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение, размножение вирусов, их разнообразие. Бактериофаги, вирусы, поражающие клетки растений, животных, человека. Вирус иммунодефицита человека. СПИД, его профилактика.

Бактерии. Грибы. Лишайники

Бактерии. Классификация бактерий по форме клетки. Строение бактериальной клетки. Авто– и гетеротрофные бактерии, аэробные и анаэробные бактерии. Симбиотические, паразитические и сапрофитные бактерии. Размножение бактерий, образование спор. Распространение бактерий в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека

Грибы. Общая характеристика грибов: условия обитания, питание, строение, размножение грибов. Шляпочные грибы: строение, питание, симбиоз грибов с растениями, грибы съедобные и ядовитые, выращивание грибов.

Плесневые грибы: особенности условий обитания, строение грибницы, размножение мукора и пеницилла. Значение пеницилла. Дрожжи: строение, условия обитания, размножение, практическое значение.

Грибы — паразиты, вызывающие болезни растений: головня, спорынья, трутовики. Особенности их питания, размножения, воздействия на растения.

Лишайники: многообразие, распространение, строение, питание, размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

Растения. Систематика растений

Водоросли. Одноклеточные водоросли. Хламидомонада: строение, передвижение, бесполое и половое размножение. Многоклеточные зеленые водоросли (на примере улотрикса или спирогиры): строение, бесполое и половое размножение. Красные и бурые водоросли: распространение, особенности строения слоевища, примеры. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Мхи. Кукушкин лен: распространение в природе, внешнее строение и размножение. Сфагнум: условия обитания, особенности клеточного строения листьев сфагнума, практическое значение.

Папоротники. Распространение в природе, внешнее строение, размножение и значение.

Хвощи. Плауны. Распространение в природе, внешнее строение, размножение и значение.

Голосеменные. Сосна: условия обитания, особенности строения вегетативных органов, размножение. Многообразие хвойных (ель, лиственница, можжевельник).

Покрытосеменные (цветковые). Признаки растений классов (Однодольные и Двудольные). Характеристика основных семейств (Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаки): формула цветка, тип соцветий, плод, примеры культурных и дикорастущих растений.Строение и размножение цветковых растений

Ткани растений : строение, функции, местонахождение покровных, основных, механических, проводящих и образовательных тканей.

Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Строение корня: корневой чехлик, зоны деления и растяжения, зона всасывания, корневые волоски, зона проведения. Основные функции корня: закрепление растений в почве, поглощение воды и минеральных веществ, запасание питательных веществ. Дыхание корня. Видоизменение корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни.

Побег. Внешнее строение побега: стебель, узел, междоузлие. Расположение листьев и почек на стебле. Почки. Строение и функции вегетативных и генеративных почек.

Лист. Внешнее строение листа: черешок, листовая пластинка, прилистники. Классификация листьев по форме и краю листовой пластинки. Листья простые и сложные. Жилкование листа. Внутреннее строения листа: кожица, устьица, столбчатая, губчатая ткань. Строение и роль жилок листа. Функции листа: фотосинтез, газообмен, испарение воды. Видоизменения листьев: колючки, усики, ловчие листья насекомоядных растений. Листопад.

Стебель. Разнообразие стеблей (травянистые, деревянистые, их отличия; прямостоячие, ползучие, вьющиеся стебли). Внутреннее строение древесного стебля: кора, камбий, древесина и сердцевина. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Отложение запасных веществ.

Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение и значение.

Вегетативное размножение растений. Стеблевые, корневые и листовые черенки, корневые отпрыски. Размножение ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами. Прививка черенком и почкой. Размножение культурой ткани. Значение вегетативного размножения.

Цветок. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник, тычинка, пестик. Двойной и простой околоцветник. Строение тычинки и пестика. Формула цветка. Цветки обоеполые и раздельнополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия: схемы простых и сложных соцветий, примеры, биологическое значение.

Опыление. Самоопыление и перекрестное опыление. Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Семя. Строение семян двудольных и однодольных растений. Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Дыхание семян. Плоды. Классификация плодов. Плоды простые и сложные, односемянные и многосемянные, сочные и сухие. Распространение семян и плодов (примеры).

Животные Общие сведения о животном мире Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Многообразие животных. Систематика животных. Среды жизни и местообитание животных. Взаимосвязи животных между собой, взаимоотношения с другими организмами (хищничество, квартиранство, симбиоз, паразитизм). Роль животных в природе и значение в жизни человека. Одноклеточные животные или простейшие. Общая характеристика простейших. Строение клетки одноклеточного организма. Жизнедеятельность простейших: питание и пищеварение, передвижение, дыхание, выделение, размножение, образование цисты, раздражимость. Основные типы простейших: Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории, Споровики. Пресноводные простейшие: обыкновенная амеба, эвглена зеленая, инфузория туфелька, особенности их строения и жизнедеятельности. Паразитические простейшие: малярийный паразит, дизентерийная амеба, лямблии. Распространение и роль простейших в природе, значение в жизни человека.

Тип кишечнополостные. Общая характеристика типа. Образ жизни и среда обитания, внешнее строение, тип симметрии, разнообразие клеток тела, жизнедеятельность. Основные классы кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые. Многообразие кишечнополостных. Пресноводная гидра, особенности ее клеточного строения, питания, размножения, передвижения. Рефлекс. Регенерация. Морские кишечнополостные: Медузы, Актиния, Коралловые полипы. Значение кишечнополостных.

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Трехслойность, двусторонняя симметрия внешнее (форма тела, кожно–мускульный мешок), внутреннее строение* и процессы жизнедеятельности (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение). Классификация плоских червей: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Многообразие плоских червей Белая планария — представитель свободноживущих червей, ее образ жизни, среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности, систематическое положение. Паразитические плоские черви: печеночный сосальщик, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк. Систематическое положение, особенности их строения и жизнедеятельности, обусловленные паразитическим образом жизни. Жизненные циклы, понятие о смене хозяев.

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа (свободноживущие и паразитические круглые черви). Внешнее (форма тела, кожно–мускульный мешок) и внутреннее строение*, жизнедеятельность (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение). *Примечание Необходимо сообщить о строении пищеварительной, нервной, выделительной системах указанных типов червей Круглые черви — паразиты человека и животных, меры профилактики паразитарных заболеваний. Аскарида человеческая. Размножение и развитие.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа: внешнее (форма тела, кожно–мускульный мешок), внутреннее строение** и процессы жизнедеятельности (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение). Среда обитания. Многообразие кольчатых червей. Классификация Кольчатых червей. Дождевой червь — представитель класса Малощетинковые. Особенности строения, ткани, полость тела, системы органов. Питание, дыхание, передвижение, регенерация, размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа: внешнее строение (отделы тела, раковина, мантия и мантийная полость), внутреннее строение** и процессы жизнедеятельности (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение). Многообразие моллюсков. Классификация Моллюсков. Беззубка — представитель класса Двустворчатых. Среда обитания и образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения, питания, дыхания, размножения и развития. Большой прудовик — представитель класса Брюхоногих. Среда обитания и образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения, питания, дыхания, размножения и развития. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие . Общая характеристика типа: внешнее строение (отделы тела, конечности, хитиновый покров), внутреннее строение (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, размножение). Образ жизни, процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, передвижение), многообразие Членистоногих, классификация Членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере речного рака. Среда обитания и образ жизни речного рака. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности внешнего и внутреннего строения, питания, дыхания, поведения размножения и развития паука в связи с жизнью на суше. Клещи, особенности строения и жизнедеятельности. Паразитические клещи (чесоточный зудень, таежный клещ) — возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Значение паукообразных в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Особенности строения, процессов жизнедеятельности насекомых на примере майского жука. Разнообразие насекомых (местообитание, внешнее строение, образ жизни, поведение). Типы развития насекомых.

**Примечание Описать строение пищеварительной, нервной, кровеносной, дыхательной, выделительной систем указанных типов животных

Насекомые — переносчики возбудителей болезней человека, паразиты человека и животных Значение насекомых в природе и жизни человека.

Тип Хордовые . Общая характеристика типа (особенности строения и общие черты строения тела всех хордовых животных).

Подтип Бесчерепные. Ланцетник, среда обитания и образ жизни. Особенности строения ланцетника как низшего хордового.

Подтип Черепные или Позвоночные

Класс Рыбы . Общая характеристика класса на примере речного окуня. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Рефлексы, поведение. Размножение и развитие. Миграции, нерест. Забота о потомстве. Приспособленность рыб к среде обитания.

Класс Земноводные . Общая характеристика класса на примере лягушки. Особенности строения, передвижения в связи со средой обитания (внешнее строение, скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Размножение и развитие лягушки.

Класс Пресмыкающиеся. Характеристика класса на примере ящерицы. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств), поведения в связи с жизнью на суше. Регенерация. Размножение и развитие. Значение пресмыкающихся.

Класс Птицы . Характеристика класса на примере голубя. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Особенности строения и процессов жизнедеятельности, связанные с полетом. Размножение и развитие птиц (органы размножения, строение яйца, типы развития птенцов). Сезонные явления в жизни птиц (гнездование, перелеты; оседлые, кочевые, перелетные птицы). Значение птиц.

Класс Млекопитающие. Характеристика класса на примере собаки. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие, забота о потомстве. Многообразие млекопитающих (яйцекладущие, сумчатые, плацентарные). Значение млекопитающих.

Класс Млекопитающие. Характеристика класса на примере собаки. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие, забота о потомстве. Многообразие млекопитающих (яйцекладущие, сумчатые, плацентарные). Значение млекопитающих.

Элитное медицинское образование в СибГМУ

Уважаемые студенты 3-4 курса! Вам выпал шанс попробовать себя в обучении по уникальной образовательной программе «Элитное медицинское и фармацевтическое образование», которая открывается этой осенью в СибГМУ.

Уверена, что каждый, кто успешно справился с программой первых двух курсов, испытан на прочность анатомией, фармакологией, биохимией, гистологией, патологической анатомией и другими сложными предметами, не потерял живой интерес к медицине — способен на большее.

Студенты СибГМУ всегда отличались неординарностью и высокой организованностью. Специально для таких, как вы, амбициозных и талантливых, не боящихся трудностей и готовых к новым знаниям, мы открываем образовательную траекторию, не имеющую аналогов в России.

Современный мир требует от молодого специалиста не только высоких профессиональных знаний, но и большого багажа уникальных навыков и компетенций, которым, как правило, не обучают в рамках традиционной образовательной программы медицинского университета.

Цель программы – подготовка лидеров медицинских профессий в сферах инновационной и изобретательской деятельности к участию в проектах разного уровня сложности, к умению эффективно организовывать работу команды для достижения конкретных задач и целей.

Поступившие на программу элитного медицинского образования будут иметь возможность обучаться у команды лучших преподавателей-практиков, которых мы специально для вас собрали из ведущих инновационных компаний, научных организаций и университетов.

Обучение на «элитке» позволит вам стать не только врачом, провизором или психологом, а также успешным ученым, предпринимателем, организатором здравоохранения. Вы сможете каждый день развивать свои личностные качества через тренинги, постоянную работу в команде, общение с лучшими преподавателями и практикующими специалистами, свободно использовать английский язык в своей профессиональной деятельности. После выпуска – гарантированное трудоустройство в родной университет.

Безусловно, тех, кто пройдет серьезный отбор, ждет сложный путь, и не каждый сможет взять эту высокую планку, но именно такая среда будет способствовать созданию интеллектуальной основы для развития науки и образования нашего региона и страны.

Дерзайте! Обучение на программе «Элитное медицинское образование» — ваш шанс на успешное будущее уже сегодня.

Ректор  СибГМУ, профессор Ольга Сергеевна Кобякова

Условия поступления Условия поступления Образовательная программа Образовательная программа Преимущества Преимущества Первый медицинский опорный университет Первый медицинский опорный университет Итоги отбора студентов Итоги отбора студентов Интервью ректора СибГМУ Ольги Кобяковой об элитном медицинском образовании Интервью ректора СибГМУ Ольги Кобяковой об элитном медицинском образовании

Контакты

Руководитель программы «Элитное медицинское образование»: Аржаник Марина Борисовна

Контакты: e-mail, страница VK

О клиниках

Клиники СибГМУ являются одним из ведущих многопрофильных учреждений в СФО и предоставляют все виды медицинской помощи: экстренную, амбулаторную, стационарную и высокотехнологичную. Ежегодно в университетских клиниках получают медицинскую помощь более 20 тысяч пациентов из 55 регионов России. Университетские клиники дежурят 10 раз в месяц в скорой медицинской помощи по городу Томску. 

В структуру входят 10 специализированных клиник, дневной стационар, многопрофильный медицинский центр «Профессор», общая врачебная практика, стоматологическая клиника, отделение репродуктивных технологий, диагностические службы. 

Профессиональный состав врачей Клиник СибГМУ уникален – среди них академики, профессора, доктора и кандидаты наук. Это значит, что каждый специалист клиник не только доктор-практик, но и учёный, пристально и непрерывно следящий за новейшими достижениями медицинской науки. На базе клиник расположены учебные кафедры университета и врачи клиник СибГМУ работают в тесном содружестве с ведущими научными школами СибГМУ. Наши специалисты регулярно повышают медицинскую квалификацию, принимают участие в профильных медицинских конференциях. Они всегда в курсе последних медицинских новостей, новых препаратов и современных способов лечения. 

Еще одно достоинство клиник — широкий спектр диагностических исследований. Клиники оснащены всем необходимым современным оборудованием: 128-срезовый компьютерный томограф, МРТ, гамма-камера, эндоскопические и УЗИ комплексы, современное оборудование для рентгенологических и эндоскопических исследований и многое другое. Большие возможности у биохимической лаборатории для проведения различных исследований. Имеется все необходимое и для восстановительного периода — работают физиотерапевтический, массажный и процедурный кабинеты. Благодаря этому пациенты имеют возможность оперативно и качественно пройти диагностику и лечение заболеваний, а также реабилитацию. 

Врачи клиник СибГМУ проводят регулярные выездные консультации на территории Республики Хакасия и Республики Тыва, Республики Алтай, работает кабинет телемедицины и дистанционного консультирования для коллег из других регионов, где уже проведено более 200 консультаций. 

Клиники СибГМУ оказывают медицинскую помощь в рамках системы ОМС, ДМС, а также предоставляют платные медицинские услуги для физических и юридических лиц. 

Позвонив по номеру единой справочной службы клиник 8-800-250-54-43, можно записаться на прием или обследование, получить консультацию по медицинским услугам, порядке госпитализации, а также узнать, как подготовиться к той или иной медицинской процедуре.

Факты и цифры

информация об университете для абитуриентов 2020, контакты

Member

Посмотреть на карте

Всего студентов: 15 257 / Иностранные студенты: 2 601

Факультеты: 20 / Кафедры: 145

Факультет: 1 095

профессоров 159 доцентов 522 докторов наук 238 кандидатов наук 563 международных преподавателей 114

Основные образовательные программы для будущих иностранных студентов: 216

Бакалавриат 74 Магистерская программа 109 Специальная программа 13 Подготовка кадров высшей квалификации 20

Дополнительные образовательные программы для будущих иностранных студентов: 73

Программы довузовской подготовки 8 Русский как иностранный 2 Краткосрочные курсы 5 Другие программы 58

Основанный в 1878 году, ТГУ был первым русским университетом в Сибири и на Дальнем Востоке.В настоящее время это один из крупнейших вузов России и имеет статус национального исследовательского университета. В ТГУ обучается более 15 000 студентов, а его преподавательский состав насчитывает более 238 докторов наук и 563 кандидата наук, в том числе 51 лауреата Государственной премии России в области науки и техники.

В ТГУ 20 кафедр, 135 полей и предметов и 42 научно-исследовательские школы. С 2019 года университет входит в число 300 лучших в общем рейтинге университетов QS World и в 20 лучших в рейтинге университетов QS World: BRICS (четвертое место среди российских университетов).Университет создал 7 центров передового опыта — современные лаборатории, в которых работают 107 исследователей из 12 стран, в том числе лауреаты Нобелевской премии Йорез Алферов, Тьерри Каллаган и Харальд цур Хаузен.

,
областей обучения, специальностей и платы за обучение в университете

Область исследования

Все Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники Сельское, лесное и рыбное хозяйство Прикладная геология, горное дело, нефтегазовая инженерия и геодезия Архитектура Искусствознание Авиационная и ракетно-космическая техника Биология Наука Химические науки Химическая технология Химия Клиническая медицина Компьютерные и информационные науки Строительная техника и технологии Культурология и социокультурные проекты Науки о Земле Экономика и управление Педагогические и педагогические науки Электроэнергетика и теплоэнергетика Электроника, радиотехника и системы связи Техника и технологии наземного транспорта Фундаментальная медицина Изобразительное и прикладное искусство Медицинские науки и профилактическая медицина История и археология Промышленная экология и биотехнологии Информатика и компьютерные технологии Информационная безопасность закон Технологии легкой промышленности Лингвистика и литература Управление в технических системах СМИ и информационно-библиотечная наука Математика и механика Инженерное дело Нанотехнологии и наноматериалы Ядерная техника и технологии уход Аптека Философия, этика и религиоведение Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологии Физико-технические науки и технологии Физкультура и спорт Физика и астрономия Политология и краеведение Психологические науки Сервис и Туризм Социология и социальная работа Технологии Материалов Техносферная безопасность и экологическая инженерия теология Ветеринария и наука о животных

Тема

Все Агротехника сельское хозяйство Авиационные двигатели Аллергология и иммунология Анестезиология и Реаниматология Животное Орогин Еда Наука о животных Антропология и этнология Прикладная геология Прикладная информатика Прикладная математика Прикладная математика и информатика Прикладная математика и физика Прикладная механика Архитектура Архитектура Экологический дизайн Искусство и Гуманитарные науки История искусства Технология обработки художественных материалов искусства астрономия Автоматизация технологических процессов и производств Авиационная и ракетно-космическая техника Авиационная и космическая медицина бактериология Баллистика и гидроаэродинамика Биоинженерия и Биоинформатика Биология Биология Наука Биотехнические системы и технологии биотехнология Бизнес-информатика кардиология кардиология Сердечно-сосудистая хирургия Картография и геоинформатика Химические науки Химическая технология Химическая технология материалов современной энергетики Химия Химия, физика и механика материалов Гражданское строительство Клиническая лаборатория диагностики Клиническая медицина Клиническая Фармакология Клиническая психология колопроктологии коммерция Компьютерные и информационные науки Компьютерная безопасность Конфликтология Косметология Культурология Таможня Стоматология Дерматовенерология дизайн Проектирование и технологическая поддержка машиностроительных отраслей Проектирование авиационных и ракетных двигателей Проектирование и технология электронных инструментов Диетология Дайвинг Медицина Документоведение и архивоведение Науки о Земле Экология и природопользование Экономическая безопасность экономика Педагогические и педагогические науки Электроэнергетика и теплоэнергетика Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения Электроника и наноэлектроника Электроника, радиотехника и системы связи Неотложная медицинская помощь эндокринология эндоскопия Техника и технологии наземного транспорта Экологическая инженерия и водопользование эпидемиология эпидемиология Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Финансы и Кредит Изобразительное искусство Народная художественная культура Изучение иностранных регионов Судебно-медицинская экспертиза Судебная медицина Судебная медицина лесоводство Функциональная диагностика Фундаментальная и прикладная химия Фундаментальная медицина Фундаментальная наука и информационные технологии гастроэнтерология Общая стоматология Общая практика (семейная медицина) генетика Геодезия и дистанционное зондирование география геология Геология, разведка и разработка ресурсов Гериатрия Управление здравоохранением и общественное здравоохранение Теплоэнергетика и теплотехника Теплоэнергетика гематология Высокие технологии и инновации Экономика Исторические науки и археология история История искусства гидрометеорология Промышленная экология и биотехнологии Инфекционные заболевания Инфекционные заболевания Информатика и компьютерные технологии Информационная безопасность Информационная безопасность компьютерных систем Информационная безопасность телекоммуникационных систем Информационные системы и технологии Инновационные Исследования Приборостроение Управление интеллектуальной собственностью Интеллектуальные системы в сфере гуманитариев Международные отношения журналистика Организация и управление наукоемкими производствами Лаборатория генетики Землеустройство и кадастры Наземный транспортно-технологический комплекс Ландшафтная архитектура Лазерное оборудование и лазерные технологии закон Правовое обеспечение национальной безопасности лингвистика Лингвистика и литературная критика управление Управление в технических системах Мануальная терапия СМИ и информационно-библиотечная наука Материаловедение и технохология материалов Математика Математика и компьютерные науки Математика и механика Челюстно-лицевая хирургия Инженерное дело Механика и математическое моделирование Мехатроника и робототехника Медиакоммуникации Медико-социальная экспертиза Медицинская Биохимия Медицинская биофизика Медицинский бизнес Медицинская Кибернетика Медицинская стоматология Медико-профилактический бизнес Психическая и наркологическая медицина искусство сбыта металлургия Добыча полезных ископаемых Музейная наука и охрана объектов культурного и природного наследия Музыка-Инструменты Искусство Наноинженерия Наноматериалы НанотехнологииНанотехнологии и микросистемная техника и микросистемная техника Нанотехнологии и микросистемная техника Нанотехнологии и наноматериалы Неонатология нефрология неврология нейрохирургия нейрохирургия Ядерная энергетика и теплофизика Ядерная физика и технологии Атомные станции: планирование, эксплуатация и проектирование Ядерные реакторы и материалы Ядерные реакторы и материалы Ядерная, тепловая и возобновляемая энергия и связанные с ней технологии уход Гигиена питания Акушерство и гинекология Нефтегазовое дело онкология Офтальмология Офтальмология Оптическая Техника Организация работы с молодежью Востоковедение и африканистика ортодонтия Ортопедическая стоматология оториноларингология Патологическая анатомия Педагогическое образование (с двумя профилями образования) Педагогика и психология девиантного поведения Педагогика Образование Детская стоматология Детская эндокринология Детская хирургия Детская урология и андрология Педиатрия Кадровый менеджмент Аптека филология Философия, этика и религиоведение Фотоника и оптоинформатика Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологии фтизиатрии фтизиатрии Физико-технические науки и технологии Физическая культура Физкультура и спорт Физическая культура для людей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Физиотерапия и спортивная медицина физика Физика и астрономия Физика горного дела или добычи нефти и газа Физиотерапия Еда растительного происхождения Пластическая хирургия Политология и краеведение политология Энергоресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии Энергетическое машиностроение PR и отношения со СМИ Профессиональные патологии Психиатрия Психиатрия Психологические науки Психология Психолого-педагогическое образование Психология профессиональной деятельности Психотерапия Общественное здравоохранение Государственная политика и общественные науки Издательская индустрия пульмонология Управление качеством Радиационная гигиена Радиотехник Радиоэлектронные системы и комплексы радиология Радиофизика радиотерапия Отдых и Спортивный Туризм рефлексотерапия Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения Религиозные исследования Исследовательские технологии и системы связи восстановление ревматология Рентген-эндоваскулярная диагностика и лечение рентгенология Российское краеведение обслуживание Сфера услуг Социальная философия Социальные науки Социальная работа социология Программное обеспечение и администрирование информационных систем Программная инженерия Почвоведение Специальное (дефектологическое) образование спорт Стандартизация и метрология Государственное и муниципальное управление Стоматология Операция Системный анализ и управление Техническая эксплуатация самолетов и двигателей Техническая физика Технологические машины и оборудование Технологии Материалов Техника Строительная Техника Технологии лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности Технология геологоразведки Технология продуктов и организация общественного питания Технология транспортных процессов Техносфера Безопасность Технология полиграфического и упаковочного производства Театральная Наука теология терапия Торакальная хирургия туризм Градостроительство Транспортные системы и навигация трансфузиологии Травматология и ортопедия Ультразвуковая диагностика Уникальные Здания и Строительная Техника урология ветеринарный Ветеринария и наука о животных вирусология Профессиональное обучение (по отраслям) Водные биоресурсы и аквакультура Социальная деятельность

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.