Школа для одаренных – Круглогодичная очно-заочная школа для одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми

    Содержание

    Круглогодичная очно-заочная школа для одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми

    Круглогодичная очно-заочная школа для одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми

       

    schod.irooo.ru

    В Голландии есть школа для одарённых детей. Там учат шахматам, медитации и не задают домашку

    В голландской деревне Бларикюм (пригород Амстердама) находится обычная государственная школа, в которой есть четыре необычных класса. В них учатся одарённые дети. Пока мы ждём открытия московской школы для одарённых подростков «Летово», Ирина Беляева побывала в голландской школе и делится опытом других стран.

    Привет, учитель! Рассылка

    Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

    В публичной начальной школе Бларикюма дружно уживается сразу несколько учебных организаций: во-первых, публичная школа с четырьмя особенными классами, во-вторых, детский сад, в-третьих — католическая школа. Никаких дверей между разными организациями нет — и спортивную площадку, и театральную сцену, и кафе, и парковку для велосипедов делят на всех.

    В Голландии люди умеют быть разными и при этом не мешать друг другу, поэтому соседство никого не смущает, хотя, как говорит руководитель программы для одарённых детей Кайя де Хойер, если бы у них было своё здание, возможно, удалось бы увеличить количество прогулок за день. Пока у детей два перерыва — полчаса и 45 минут, в которые они могут перекусить и пойти на игровую площадку. К прогулкам здесь относятся серьёзно, ведь подвижные игры — тренировка социального и эмоционального интеллекта, а ещё умение проигрывать, владеть собой, работать в команде. Поэтому школа зовёт специальных игротехников, которые проводят перемены для детей.

    В остальное время дети занимаются в одном классе. Все классы большие и очень светлые — голландцы любят окна. Ещё больше, чем окна во всю стену, удивляет отсутствие дверей. Если во время уроков ты почувствовал потребность выйти и поработать в одиночестве, ты вполне можешь, подав знак учителю, уйти в холл, а иногда и на улицу. «Все дети разные, — объясняет учитель, — кому-то важна тишина, кому-то побыть одному, а кому-то движение. У нас есть 11-летний мальчик, которому надо двигаться каждые 10-15 минут. Если мы не позволим, он станет типичным трудным ребёнком и будет мешать всем остальным. Он может выходить на пять минут во двор на площадку, когда захочет, а потом возвращаться».

    Ребёнок не нарушает договоренности, потому что в этом проявляется внимательное отношение взрослого и доверие. В школе Бларикюма уверены, что, если ты говоришь ребёнку «я доверяю тебе», он платит в ответ тем же. Конечно, время от времени дети проверяют границы, особенно если речь идет о новых педагогах или учителях на замене. В таком случае договор об «особенном праве» просто теряет свою силу на какое-то время.

    Может показаться, что это невозможно, разрешить кому-то из детей что-то особенное, ведь правила должны быть «одинаковыми для всех», как принято считать в российской школе. В Голландии утверждают, что есть основные рамки и договоренности, но все дети разные, а значит и отношения с ними должны быть разные. Как ни странно, дети принимают такие условия, потому что знают, что они сами и их желания важны для педагога. Вызывающее поведение — лишь просьба о внимании и помощи.

    «Если ты пришёл провести урок математики, а никто тебя не слушает, значит, ты пришёл с плохим уроком или уже долго говоришь, или дети встревожены, — говорит фрау де Хойер. Остановись и подумай, в чём ты ошибся как учитель. Если ребёнок фиксируется на потребности двигаться, какой смысл учителю фиксироваться на математике? Ученик всё равно ничего не поймёт».

    Особенным детям — особенные учителя

    Учителей в такую программу зовут особых, тех, кто с точки зрения руководителя, может понять и придерживаться «установки на рост»: видеть в каждом ребёнке потенциал, а не хулигана, мечтающего сорвать урок. Если педагог не готов быть гибким, меняться под детей, рассматривать их шалости и нарушение дисциплины как запрос, а не как проступок и манипуляцию, то у него не выйдет стать успешным учителем у чувствительных детей. С таким детьми легко работать, если ты можешь понять, что наушники, которые глушат резкие звуки, — это не каприз, а жизненная необходимость.

    Одарённые дети часто эмоциональны и при этом не очень хорошо умеют работать со своими чувствами. Этому их тоже учат в школе: как реагировать на сложности, где искать ресурс, как справляться с собственным гневом. Перед детьми специально ставят трудные задачи, и для учителя важно не верное решение, а как именно ребёнок их решает. «Нам нужно научить детей получать удовольствие от преодоления трудностей. Когда у них что-то не получается, они расстраиваются и злятся. Стоит попробовать ещё и ещё, чтобы добиться ощущения „я сделал это!“ Это же прекрасное чувство. Но его нужно пережить не один раз, и чтобы в этот момент рядом был тот, кто тебя поддержит, а не выдаст оценку», — уверены в голландской школе.

    Против фронтальной педагогики

    Казалось бы, такой индивидуальный подход возможно реализовать только в малых группах. Действительно, в этих классах детей меньше, чем обычно — 22 человека (обычно в голландской школе 30-35 человек в классе). Но 22 это не пять и не десять. Чтобы учитель мог пообщаться с каждым лично и чтобы дети работали в комфортном для них темпе, в школе решили свести к минимуму фронтальную педагогику: когда учитель рассказывает, а все слушают и выполняют одновременно одно и то же задание.

    Даже у взрослых концентрация теряется через 10-15 минут, так зачем требовать от детей слушать педагога полчаса?

    В школе Бларикюма есть два дня в неделю (понедельник и четверг), когда учитель рассказывает новую тему (не дольше 15 минут). Всё остальное время дети работают над своими заданиями — поодиночке, в группах, парами, — а учитель ходит по классу и подходит к тем, кому это нужно. Есть специальная система знаков, чтобы попросить учителя подойти. Причём в одном классе одновременно дети могут заниматься совершенно разными вещами: кто-то пишет, кто-то делает макет, кто-то рисует, кто-то читает. Основной вид работ — проекты. Идеи проектов предлагают дети сами исходя из тем, которые проходят в школе или которые обсуждаются в обществе.

    Как тут измеряют «одарённость» (и отбирают детей)

    Вопрос в том, как определяют степень одарённости ребёнка и если это особенные классы, то в чём их специализация. Для того, чтобы попасть в такой класс, ребёнок должен пройти два этапа: тест на интеллектуальные способности плюс развернутое интервью с руководителем программы, на которых выявляются психологические особенности ученика. В чём именно одарён каждый из детей, тут не выясняют, потому что «все они — таланты, каждый в своей области, важно просто дать им шанс узнать себя лучше». А специализация начнётся позже.

    Программа и оценки

    Общеобразовательная школьная программа есть в каждой школе. Так как дети, которые учатся по специальным программам, способные, то программу удаётся пройти за первые четыре-пять месяцев в году, а остальное время посвятить проектной деятельности, отталкиваясь от интересов детей.

    Оценки тут тоже есть, к сожалению, совсем отказаться от них невозможно. Но можно ставить их гораздо реже, и предлагать детям для выражения разные ситуации.

    Например, тестирование проходит и открыто, и завуалированно, просто в рамках рутинной учёбы. «Мы предлагаем детям тестовые задания в обычные дни, не говоря об этом, а потом смотрим, отличаются ли результаты от тех, что они показывают нам на официальных тестах. А если да, то думаем почему: помогает или мешает этому ребёнку ситуация экзамена? И как научить его справляться с ней».

    Оценки в школе Бларикюма заменили на цвета, то есть у них нет тройки, четверки и пятерки, а есть палитра от красного к зелёному. «И это работает иначе?» -удивляюсь я. — «Ну, конечно, дети в состоянии соотнести цифру и цвет, — отвечает Кайя де Хойер. — Это лишний раз напоминает учителю, что оценка не инструмент для управления детьми, а компромисс».

    Нейронаука, шахматы и майндфулнесс

    Талантливые дети быстро справляются с общей программой, а идти вперёд с опережением смысла, с точки зрения голландских педагогов, мало. Чтобы предложить адекватную развитию интеллектуальную нагрузку, в школе ввели китайский и шахматы. Так как государство не выделяет денег на дополнительные предметы, родители, согласившись отдать ребенка в класс для одарённых детей, платят небольшую сумму.

    Ну и, конечно, раз уж так много внимания уделяется именно работе с эмоциями, решению задач (problem solving) и здоровой коммуникации, в школе на постоянной основе внедряются практики внимательности (майндфулнесс). Дети учат, как работает их мозг, как на человека воздействуют эмоции, как понять себя и как управлять собой. Майндфулнесс — это чисто практическое направление, нельзя только узнавать о медитациях и их пользе, нужно практиковать. В школу Бларикюма уже несколько лет приглашают специалистов, которые учат детей медитировать и правильно дышать. Ещё с одарёнными детьми педагогам помогают работать факты — изучение основ нейронаук. Если перед вами сидят логики, дайте им факты и они поверят.

    Почему сложнее всего с родителями одарённых детей

    Как ни странно, основным вызовом для руководителя программы фрау де Хойер и директора Мориса Бонстра стало общение с родителями. Когда мамы и папы приводят детей в программу для одарённых, они ждут серьёзных академических нагрузок, а вместо этого получают майндфулнесс, игру на свежем воздухе и шахматы. Да, и никакого домашнего задания. «Мы находимся в престижном районе, ко мне приходят директора банка и говорят: «Я учился сутки напролет и достиг успеха, почему моему ребёнку ничего не задают по математике, почему у него нет домашней работы в выходные?». Педагоги терпеливо объясняют, что школьная работа должна оставаться в школе, а в выходные детям лучше играть и проводить время с семьёй.

    Родители ждут результатов, школа постулирует, что они формируют мироощущение, определённый образ жизни (human being) и убеждают в своей правоте сомневающихся. «Последние пять лет мы в Голландии говорим о „революции в образовании“. Мы понимаем, что старая система устарела и нужно что-то менять, — говорит фрау де Хойер. Нашим детям нужны не только тесты и шаблоны, а физическое и психическое развитие, игра, йога. По крайней мере до 12-13 лет. Мы не должны совсем отказываться от математики и письма, но мы можем попробовать делать что-то новое».

    mel.fm

    Личный опыт: мои дочери учатся в школе для одаренных детей

    У современных родителей нередко возникают претензии к нынешней системе образования и тому, как построен учебный процесс. Многие считают, что детей слишком нагружают, но при этом педагоги учат их не самым важным вещам и не умеют мотивировать. К счастью, школы бывают разными, и в некоторых все устроено так, чтобы дать детям максимум возможностей для развития, при этом не оказывая на них давления. Что собой представляет учеба в школе для одаренных детей? Можно ли совмещать 10 уроков в день и удовольствие от школьных будней? Об этом рассказывает Инна Балакшина, чьи дочери учатся в одной из самых необычных школ Москвы.

    Меня зовут Инна, я живу в Москве, у меня четверо детей, трое из них учатся в «Интеллектуале», государственной школе-пансионе для одаренных детей. Маша в этом году выпускница, Саша оканчивает восьмой, Даша шестой класс. Я не считаю своих детей одаренными, скорее мотивированными, но вижу, как много эта школа дает им инструментов для развития их способностей.

    Почему моим детям не подошла обычная школа

    Мы с мужем всегда старались следовать за интересами детей, не заставлять их заниматься тем, что им не нравится, воспитывать в них самостоятельность. Нам хотелось, чтобы они были ответственными и в жизни, и в учебе.

    Никто из моих дочерей не посещал детский сад. Средняя и младшая одно время учились дома: я сама с ними занималась. Мы решили, что им лучше остаться дома на семейном обучении, чем посещать обычную школу.

    Моя старшая дочка Маша в детстве очень любила читать, уже летом после первого класса за три дня прочитала «Трех мушкетеров». Но в школе, где она тогда училась, почему-то это не приветствовали: классная руководительница говорила мне, что девочки возраста Маши должны играть, а она в любую свободную минуту читает, даже во время уроков. Учебники, которые выдавали первого сентября, она прочитывала за несколько дней, и ей они были уже неинтересны. К концу второго класса я поняла, что у нее падает мотивация к учебе. Мне хотелось, чтобы она выросла личностью, а не просто ходила на занятия. Я думала, что она выраженный гуманитарий, но вокруг нас не было школ с таким уклоном уже с пятого класса. Я понимала, что обычная школа, даже с хорошей репутацией, ей не подходит.

    Об «Интеллектуале» я узнала случайно и очень заинтересовалась. Это государственная школа-пансион, то есть дети могут там в буквальном смысле жить. В этой школе была возможность посещать занятия по вечерам после обычной школы, что Маша и делала целый год. Я увидела, что ребенок просто расцветает, ей интересно узнавать новое, и это желание только растет. При этом она продолжала учиться отлично в своей школе. Впоследствии в «Интеллектуал» поступили и ее сестры.


    Как построен учебный процесс

    Мне кажется, один из главных принципов этой школы — не давить на детей и ни к чему их не принуждать. Сам директор сказал как-то на собрании: «Мы в школе не очень умеем заставлять детей учиться». Этого и не нужно делать: каждый возьмет столько, сколько может и хочет. Если, к примеру, ребенок стремится серьезно заниматься биологией или математикой, он может посещать специальные, более сложные занятия. Но, как считает моя старшая дочь, здесь даже базовые занятия могут дать намного больше, чем программа обычной школы.

    Здесь практикуется особый подход к детям: в классе может быть несколько человек с индивидуальным планом обучения. Мало кто из педагогов опирается исключительно на стандартные учебники. Учителя пытаются найти в каждом ребенке что-то хорошее, помочь детям опереться на их сильные стороны. Для педагогов этой школы нет безнадежных ребят, даже среди тех, кто учится не очень хорошо, не старается. При этом, как я уже говорила, на учащихся нет давления: учителя не будут ни уговаривать их, ни пугать их, что они ничего не добьются. Педагоги очень уважительно относятся к детям, некоторые могут даже обращаются к ученикам на вы еще в пятом классе.

    Мне очень нравится, что в этой школе нет звонков. Дети просто подходят к кабинету, когда нужно, ждут учителя. Он ведет урок положенное время, затем отпускает учеников на перемену. В коридоре есть полки с книгами, можно почитать во время перемены. Некоторые так увлекаются, что даже забывают пойти на урок, тем более что звонков нет.

    Дети учатся много и упорно: у средней дочери бывает и по 10 уроков в день. С пятого класса и она, и младшая Даша остаются в школе ночевать. Это школа-интернат, и там есть спальный корпус и все условия для налаженного быта. На выходные девочки возвращаются домой. У моей старшей дочери от занятий свободно только воскресенье, этот день она проводит с семьей.

    Соответственно, уроки девочки делают там же, в школе. Мне не знакома ситуация, которая так удручает многих родителей, когда приходится стоять у ребенка над душой, чтобы он делал домашнюю работу, или даже выполнять ее вместо школьника. Более того, даже если мне захочется влезть в это, дети, как правило, мне не дают.

    Не могу сказать, что им очень много задают, как это бывает в других школах, что у детей даже нет свободного времени. Можно сдать домашнее задание не в указанный день, а позже. Некоторых детей это подводит: они накапливают долги.

    Как девочки совмещают учебу и увлечения

    Несмотря на плотный учебный график, у детей есть время и на хобби. Например, моя младшая дочь Даша еще до поступления в «Интеллектуал» успела перепробовать несколько видов спорта. Она занималась волейболом, каталась на лыжах, уже учась в школе, сдала нормативы на золотой значок ГТО, а сейчас увлеклась пулевой стрельбой и ходит три раза в неделю на занятия в Училище олимпийского резерва. При этом она посещает секцию стрельбы еще и в школе, играет там в волейбол, баскетбол, ходит в тренажерный зал. А по субботам Даша ездит на Малый мехмат — математический кружок для школьников в МГУ.

    Спорт помогает ей не только переключиться с интеллектуальных занятий на физическую активность, но и лучше учиться. Все дело в том, что спорт — это дисциплина, умение концентрироваться и доводить дело до конца.

    Вообще в нашей школе очень много интересных дополнительных занятий — от всевозможных спецкурсов и кружков до лектория в библиотеке. Изучать можно все что угодно — от истории реформации и древнегреческого до зоологии беспозвоночных.

    Я уверена, что задача школы — не только давать детям необходимый минимум знаний, но и помогать им найти свои таланты, развивать сильные стороны. А еще по максимуму, совместно с родителями, подготовить детей ко взрослой жизни. Я вижу, как изменились мои дети с момента поступления в эту школу, как они хотят быть самостоятельными и стараются проявлять это качество, как они учатся организовывать свое время. Я понимаю, как важно, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы у него была мотивация. И здорово, что это осуществимо в стенах государственной школы.

    Читайте также:

    Личный опыт: у меня семеро детей, и я счастлива

    Личный опыт: мой сын — маленький ученый

    Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребенка

    Фото: Olha Tsiplyar/Pressmaster/Viacheslav Nikolaenko/Shutterstock.com

    www.kanal-o.ru

    Школа для одаренных детей в Москве — 13 мест 🎓 (адреса, отзывы, фото)

    — 13 мест

    • Мы составили рейтинг 13 школ для одаренных детей в Москве;
    • Лучшие школы для одаренных детей: уровень цен, отзывы, фото;
    • Школы для одаренных детей на карте: адреса, телефоны, часы работы;

    Лучшие школы для одаренных детей — рейтинг, адреса и телефоны

    Запрос в заведения — закажите услугу, уточните цену

    Отправьте запрос — получите все предложения на почту:

    Интересные факты

    Самые популярные особенности найденных мест: профориентация взрослых, обучение игре на гитаре, изучение французского языка, курсы резьбы по дереву, обучение игре на барабанах.

    Москва́ (произношение ) — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России и её субъект — 12 506 468 чел. (2018), самый населённый из городов, полностью расположенных в Европе, входит в первую десятку городов мира по численности населения. Центр Московской городской агломерации.


    Добавить школу для одаренных детей — бесплатная реклама вашей организации на HipDir.

    hipdir.com

    Личный опыт: мои дочери учатся в школе для одаренных детей

    У современных родителей нередко возникают претензии к нынешней системе образования и тому, как построен учебный процесс. Многие считают, что детей слишком нагружают, но при этом педагоги учат их не самым важным вещам и не умеют мотивировать. К счастью, школы бывают разными, и в некоторых все устроено так, чтобы дать детям максимум возможностей для развития, при этом не оказывая на них давления. Что собой представляет учеба в школе для одаренных детей? Можно ли совмещать 10 уроков в день и удовольствие от школьных будней? Об этом рассказывает Инна Балакшина, чьи дочери учатся в одной из самых необычных школ Москвы.

    Меня зовут Инна, я живу в Москве, у меня четверо детей, трое из них учатся в «Интеллектуале», государственной школе-пансионе для одаренных детей. Маша в этом году выпускница, Саша оканчивает восьмой, Даша шестой класс. Я не считаю своих детей одаренными, скорее мотивированными, но вижу, как много эта школа дает им инструментов для развития их способностей.

    Почему моим детям не подошла обычная школа

    Мы с мужем всегда старались следовать за интересами детей, не заставлять их заниматься тем, что им не нравится, воспитывать в них самостоятельность. Нам хотелось, чтобы они были ответственными и в жизни, и в учебе.

    Никто из моих дочерей не посещал детский сад. Средняя и младшая одно время учились дома: я сама с ними занималась. Мы решили, что им лучше остаться дома на семейном обучении, чем посещать обычную школу.

    Моя старшая дочка Маша в детстве очень любила читать, уже летом после первого класса за три дня прочитала «Трех мушкетеров». Но в школе, где она тогда училась, почему-то это не приветствовали: классная руководительница говорила мне, что девочки возраста Маши должны играть, а она в любую свободную минуту читает, даже во время уроков. Учебники, которые выдавали первого сентября, она прочитывала за несколько дней, и ей они были уже неинтересны. К концу второго класса я поняла, что у нее падает мотивация к учебе. Мне хотелось, чтобы она выросла личностью, а не просто ходила на занятия. Я думала, что она выраженный гуманитарий, но вокруг нас не было школ с таким уклоном уже с пятого класса. Я понимала, что обычная школа, даже с хорошей репутацией, ей не подходит.

    Об «Интеллектуале» я узнала случайно и очень заинтересовалась. Это государственная школа-пансион, то есть дети могут там в буквальном смысле жить. В этой школе была возможность посещать занятия по вечерам после обычной школы, что Маша и делала целый год. Я увидела, что ребенок просто расцветает, ей интересно узнавать новое, и это желание только растет. При этом она продолжала учиться отлично в своей школе. Впоследствии в «Интеллектуал» поступили и ее сестры.


    Как построен учебный процесс

    Мне кажется, один из главных принципов этой школы — не давить на детей и ни к чему их не принуждать. Сам директор сказал как-то на собрании: «Мы в школе не очень умеем заставлять детей учиться». Этого и не нужно делать: каждый возьмет столько, сколько может и хочет. Если, к примеру, ребенок стремится серьезно заниматься биологией или математикой, он может посещать специальные, более сложные занятия. Но, как считает моя старшая дочь, здесь даже базовые занятия могут дать намного больше, чем программа обычной школы.

    Здесь практикуется особый подход к детям: в классе может быть несколько человек с индивидуальным планом обучения. Мало кто из педагогов опирается исключительно на стандартные учебники. Учителя пытаются найти в каждом ребенке что-то хорошее, помочь детям опереться на их сильные стороны. Для педагогов этой школы нет безнадежных ребят, даже среди тех, кто учится не очень хорошо, не старается. При этом, как я уже говорила, на учащихся нет давления: учителя не будут ни уговаривать их, ни пугать их, что они ничего не добьются. Педагоги очень уважительно относятся к детям, некоторые могут даже обращаются к ученикам на вы еще в пятом классе.

    Мне очень нравится, что в этой школе нет звонков. Дети просто подходят к кабинету, когда нужно, ждут учителя. Он ведет урок положенное время, затем отпускает учеников на перемену. В коридоре есть полки с книгами, можно почитать во время перемены. Некоторые так увлекаются, что даже забывают пойти на урок, тем более что звонков нет.

    Дети учатся много и упорно: у средней дочери бывает и по 10 уроков в день. С пятого класса и она, и младшая Даша остаются в школе ночевать. Это школа-интернат, и там есть спальный корпус и все условия для налаженного быта. На выходные девочки возвращаются домой. У моей старшей дочери от занятий свободно только воскресенье, этот день она проводит с семьей.

    Соответственно, уроки девочки делают там же, в школе. Мне не знакома ситуация, которая так удручает многих родителей, когда приходится стоять у ребенка над душой, чтобы он делал домашнюю работу, или даже выполнять ее вместо школьника. Более того, даже если мне захочется влезть в это, дети, как правило, мне не дают.

    Не могу сказать, что им очень много задают, как это бывает в других школах, что у детей даже нет свободного времени. Можно сдать домашнее задание не в указанный день, а позже. Некоторых детей это подводит: они накапливают долги.

    Как девочки совмещают учебу и увлечения

    Несмотря на плотный учебный график, у детей есть время и на хобби. Например, моя младшая дочь Даша еще до поступления в «Интеллектуал» успела перепробовать несколько видов спорта. Она занималась волейболом, каталась на лыжах, уже учась в школе, сдала нормативы на золотой значок ГТО, а сейчас увлеклась пулевой стрельбой и ходит три раза в неделю на занятия в Училище олимпийского резерва. При этом она посещает секцию стрельбы еще и в школе, играет там в волейбол, баскетбол, ходит в тренажерный зал. А по субботам Даша ездит на Малый мехмат — математический кружок для школьников в МГУ.

    Спорт помогает ей не только переключиться с интеллектуальных занятий на физическую активность, но и лучше учиться. Все дело в том, что спорт — это дисциплина, умение концентрироваться и доводить дело до конца.

    Вообще в нашей школе очень много интересных дополнительных занятий — от всевозможных спецкурсов и кружков до лектория в библиотеке. Изучать можно все что угодно — от истории реформации и древнегреческого до зоологии беспозвоночных.

    Я уверена, что задача школы — не только давать детям необходимый минимум знаний, но и помогать им найти свои таланты, развивать сильные стороны. А еще по максимуму, совместно с родителями, подготовить детей ко взрослой жизни. Я вижу, как изменились мои дети с момента поступления в эту школу, как они хотят быть самостоятельными и стараются проявлять это качество, как они учатся организовывать свое время. Я понимаю, как важно, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы у него была мотивация. И здорово, что это осуществимо в стенах государственной школы.

    Читайте также:

    Личный опыт: у меня семеро детей, и я счастлива

    Личный опыт: мой сын — маленький ученый

    Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребенка

    Фото: Olha Tsiplyar/Pressmaster/Viacheslav Nikolaenko/Shutterstock.com

    www.kanal-o.ru

    Школа для одарённых детей «Летово» открывает набор учеников

    С 20 октября некоммерческая частная школа-пансион «Летово» открывает приём заявок на обучение в 7-11 классах. Школа под руководством Михаила Мокринского откроется 1 сентября 2018 года. Сейчас идет строительство кампуса, набор команды учителей и первой группы учеников. Обучение первого, экспериментального девятого класса по программе школы «Летово» начнётся уже в следующем учебном году.

    Учебное здание школы-пансиона «Летово»

    В школе ждут активных и любознательных детей с отличными отметками по основным предметам и хорошим знанием английского. Помимо вступительных испытаний по базовым предметам, ребёнку предложат написать мотивационное эссе о том, почему он хочет учиться в школе «Летово». Похожее эссе должны будут написать и родители.

    «Мы хотим избежать ажиотажа в духе „все пошли, и я пошёл“. Это точечная история, — комментирует директор школы Михаил Мокринский. — Одарённый ребёнок — это всегда чуть-чуть больше обычного. Чуть больше мотивации, творчества и познавательной фокурсировки на тем, чем ты собираешься заниматься. Смесь этих трёх „чуть чуть“ уже даёт значительные преимущества при условии, что тебя поддерживают учителя».

    Учителей приглашают в «Летово» после многоступенчатого конкурсного отбора и нескольких циклов профессионального обучения. «Мы должны соответствовать их уникальности», — говорит Мокринский о работе с одарёнными детьми. По его словам, школа будет готовить детей так, чтобы они могли поступить в любой российский или иностранный вуз, но при этом не фиксировались на подготовке к экзамену и натаскивании. «Это должна быть школа для тех детей, которые пришли не ради экзаменов, а ради той атмосферы и учебной программы, которую мы им предлагаем», — говорит директор.

    Учебный кабинет

    Учителя в школе, по убеждению Мокринского, должны быть единомышленниками, которые «готовы не просто к работе в команде, но к разделению труда»: важны не личные, а командные результаты. Первых учителей набирали по приглашению, но в дальнейшем планируется дать открытый доступ всем, кто хочет узнать, как работает школа, с помощью системы повышения квалификации. «Мы не будем школой, которая живёт за забором, — поясняет Мокринский. — Мы будем понятной для любого человека системой обучения, модель которой можно взять, осмыслить и полностью или частично применить у себя».

    Подать заявку на обучение могут ученики со всей России независимо от социального положения семьи. Если доход родителей учеников, прошедших все этапы конкурсного отбора, не позволяет оплатить обучение, расходы полностью или частично будут покрываться за счёт эндаумент-фонда, созданного инициатором и меценатом школы Вадимом Мошковичем. По его словам, приоритет в поступлении всегда будет отдаваться ребёнку, который может и хочет учиться в этой школе.

    «Мы пытаемся создать школу мирового уровня для мотивированных, желающих учиться детей, — сказал Вадим Мошкович на пресс-конференции, посвящённой открытию набора школу. — Мы объездили весь мир и посмотрели, как строится образование в лучших школах России и других стран, и пробуем применить этот опыт у себя».

    Учебный кабинет

    Образовательная модель школы «Летово» основана на принципе целостного обучения или, как говорит Михаил Мокринский, «холистическом подходе». «У ребёнка может быть один или несколько интересов, и мы должны разбиться в лепёшку, но добиться того, чтобы у него появлялись и развивались другие интересы, которые бы вели его в учёбе и в жизни, — объясняет директор. Чтобы он ни в коем случае не остановился, например, на своей любви к физике. Наша задача — объяснить родителю и ребёнку, что помимо уже существующих интересов у него есть огромное богатство других возможностей. Чтобы, переступая порог нащей школы, он удивлялся, почему раньше не интересовался теми или иными вещами».

    Учебный план каждого ребёнка будет состоять из обязательных предметов, предметов по выбору и дополнительных занятий, которые включают спорт, искусство, исследовательские проекты, подготовку к международным экзаменам, клубы по интересам. В школе планируют целенаправленно развивать у учеников «навыки XXI века» — критическое мышление, креативность, умение работать в команде и брать на себя ответственность.

    В «Летово» считают важным научить школьников делать выбор — вовремя и со всей ответственностью. В зависимости от способностей и интересов, учеников будут целенаправленно готовить к поступлению в лучшие вузы России и ведущие университеты мира — Гарвард, Стэнфорд, Оксфорд, Кембридж и другие.

    Библиотека школы

    Кампус школы расположен в экологически чистом районе Новой Москвы и занимает 20 гектаров, на которых размещены здание школы, пансион, дома для учителей, места для занятий спортом, отдыха и внеклассного обучения. Пансион рассчитан на 500 учеников, здание школы вмещает до 1000 человек. Проект кампуса был разработан голландскими архитекторами. В основу концепции «Летово» легла идея совмещения продуктивного обучения и комфортного проживания. Территории школы принадлежит благоустроенный участок леса, который, как планируют создатели школы, станет площадкой для экологических проектов.

    Подать заявку и узнать подробнее об условиях приёма и обучения можно на сайте школы.

    Директор школы «Летово» Михаил Мокринский более 20 лет руководил московским лицеем № 1535. О его взглядах на современное школьное образование читайте в материалах Татьяны Волошко «Школа сильно не успевает за тем, как меняется мир» и «Как удачно подобрать школу для ребёнка».

    mel.fm

    Выявление и развитие одаренных детей. Проблемы одаренных детей. Школа для одаренных детей. Одаренные дети

    Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость. Выявление талантливых малышей - задача кропотливая и сложная. Одарённые дети – это ребята, показывающие высокие умственные задатки с раннего возраста и выделяющиеся среди ровесников недюжинным интеллектом.

    Кого именно считать одарённым и какими критериями руководствоваться, считая того или иного ребёнка наиболее способным? Как не упустить талант? Каким образом выявлять скрытый потенциал ребёнка, который по своему уровню опережает в развитии сверстников, и каким способом выстраивать работу с такими детьми?

    Плюсы и минусы одарённости

    Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону. К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка. К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.

    Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и преподавателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался. Но, как ни парадоксально это звучит, именно талантливый ребёнок доставляет педагогам затруднения в обучении детского коллектива.

    Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности и бывает следующей:

    • Интеллектуальной. Дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.
    • Творческой. Выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.
    • Академической. Проявляется в успешном изучении отдельных предметов. Но при этом отличается избирательностью интересов ребёнка.
    • Художественно-эстетической. Отражение таланта в музыке, литературе и творчестве.
    • Социальной. Лёгкость в установлении контактов и общительность.
    • Спортивной. Характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.

    Школа для одарённых детей: задачи и цели

    Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы является выделение и воспитание одарённых учеников, а также развитие и помощь в реализации их возможностей. Среди учащихся во взаимодействии с родителями в школах проводится просветительская работа. Она включает в себя проведение семинаров и курсов, которые направлены на предоставление информации по обучению и воспитанию способных учеников. Цель школы – формирование современных представлений о выявлении и этапах развития одарённости.

    В нашей стране в качестве дополнения к общеобразовательному процессу функционируют лицеи, гимназии и специализированные центры, в которых обучаются одарённые дети. В этих учебных учреждениях действуют и обновляются инновационные программы, направленные на повышение эффективности работы с талантливой молодёжью. Поэтому, если в семье растет одаренный ребенок, необходимо позаботиться о том, чтобы грамотно и гармонично развивать его таланты с помощью специально созданных программ, будь то музыкальное, художественное или иное направление.

    Но случается и такое, что учитель часто не может заметить уникальность ученика или не знает о его способностях. Встречаются учителя, которые равнодушны к необычным детям и не стремятся каким-то образом стимулировать их способности.

    Типичные проблемы одарённых детей

    Распространёнными проблемами талантливых детей считаются:

    1. Сложность найти близких по духу людей.
    2. Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них.
    3. Вынужденное участие в совместных с одноклассниками мероприятиях, которые кажутся скучными и неинтересными.
    4. Трудности обучения в школе, где не ведётся работа по стимулированию развития интеллектуальных способностей.
    5. Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека.
    6. Потребность во внимании со стороны взрослых.

    Учителю не всегда удаётся понять и выявить среди учеников одарённого ребёнка и дать положительную оценку его способностям и достижениям. А психологи не имеют соответствующих методик и рекомендаций, чтобы диагностировать интеллект детей. Стандартные тесты не показывают полной картины, и при их помощи невозможно вывить индивидуальные особенности личности.

    Сложность ещё заключается в том, что ребёнок чувствует свою непохожесть, воспринимает её как нечто аномальное и начинает прятать от посторонних свои способности. Исследования подтверждают, что высокоодарённые дети постоянно находятся в социальной изоляции из-за отсутствия равных по его уму детей. Такому ребёнку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта.

    Педагогическая поддержка одарённых детей

    Перед школой, педагогами и психологами стоит задача оказать поддержку одарённым и способным детям. Для работы с этой категорией учащихся школа должна ориентироваться на следующее:

    1. Индивидуальное обучение.
    2. Создавать условия, подходящие для успешного развития способного ученика.
    3. Предоставлять максимальные возможности для развития таланта.
    4. Одарённые дети – это тот особенный контингент, который можно считать национальным достоянием. Поэтому требуются специальные меры поддержки как материальные, так и моральные. Для такой категории учащихся необходимо создавать в школах все условия, чтобы дети могли совершенствоваться в соответствии со своими интересами.

    Если рассматривать процентное соотношение, то одарённых детей гораздо больше, чем талантливых взрослых. Это объясняется тем, что без помощи профессионалов и их участия, вырастая, дети становятся обычными людьми.

    Особенный ребёнок должен быть в центре специальных социальных и педагогических программ, поскольку процветание нации напрямую связано именно с талантливой молодёжью. Чем раньше начать развитие способностей, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования. Помощь талантливым детям строится на следующих постулатах:

    1. Формирование уверенности в успехе посредством индивидуальных занятий.
    2. В более углублённом изучении школьных предметов на факультативах и дополнительных занятиях.
    3. Вовлечение ребёнка в научно-исследовательскую деятельность.
    4. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах и мозговых штурмах.
    5. Тесное взаимодействие с другими школами и институтами.
    6. Награждения и поощрения одарённых учеников, публикации в СМИ.

    Трудности обучения и общения с одноклассниками

    Совместная деятельность психолога и учителя в школе направлена на развитие талантливых детей, их познавательной активности, творческих способностей и оригинального мышления. Учитель планирует свою деятельность с включением в педагогический план курсов по работе с такими детьми. И по возможности формирования профильного класса, учитывая особенности одарённых детей.

    Одарённый ребёнок в классе всегда любопытен, внимателен, проявляет усидчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей. У него богатая фантазия и огромное желание учиться. Наряду с положительными качествами отмечается неспособность принимать точки зрения других детей. Также выражено формальное отношение к учёбе. Кроме того, одарённый ученик отстаёт физически от одноклассников и никогда не стремится отстаивать своё мнение в споре.

    У талантливого ребёнка присутствуют такие черты характера, которые не способствуют установлению контакта с одноклассниками. Имея собственное представление о юморе, они часто высмеивают одноклассников, подшучивают над их слабостями и промахами. При этом сами болезненно реагируют на критику в свой адрес. Они несдержанны, не умеют уступать и контролировать своё поведение. В результате вырисовывается такая картина: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сфера соответствует биологическому возрасту, поэтому запаздывает в своём развитии. Отсюда и вытекают все проблемы одарённых детей.

    Способный ребёнок нацелен быть всегда в центре внимания, получать только похвалу и высокую оценку своим способностям. При этом, ошибаясь или не встречая похвалы со стороны педагога, он может обижаться и капризничать. Для того чтобы помочь ребёнку правильно развиваться в коллективе ровесников, важно понимать особенность социализации таких детей. И проводить работу, направленную на формирование у них навыков позитивного общения с одноклассниками.

    Оценка поведения способных детей

    Психология предлагает применять несколько базовых принципов, направленных на сопровождение одарённых детей. При этом необходимо основываться на правильной оценке поведения ребёнка и его деятельности. Целесообразно задействовать много различных методов и технологий:

    1. Использование различных вариантов наблюдения за ребёнком.
    2. Ведение и создания банка данных талантливых учащихся.
    3. Проведение диагностических тренингов.
    4. Включение в обучение уроков по специальным программам.
    5. Подключение ребёнка к индивидуальным играм и занятиям.
    6. Осуществление различных интеллектуальных игр, олимпиад, конкурсов, соревнований, матчей и фестивалей.
    7. Организация профильных лагерей, а также направление ребят на участие в научных, экологических, краеведческих экспедициях.
    8. Проведение экспертной оценки поведения ребёнка родителями и учителями.
    9. Оценивание деятельности ребёнка профессионалами.

    Не стоит задаваться целью и сразу фиксировать наличие одарённости у ребёнка. Выявление способностей необходимо связывать исключительно с задачами по их обучению, воспитанию и оказанию психологической помощи и поддержки педагогов.

    Дар или наказание?

    Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле способных детей поджидают большие сложности в школе, дома и вероятные трагедии в подростковом возрасте.

    Многие семьи считают, что одарённые дети – это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.

    Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй – тогда образование будет иметь положительную динамику.

    Специфика талантливых детей

    Любой ребёнок индивидуален, но при всём разнообразии проявления черт характера смышлёный малыш сразу выделяется в общей массе сверстников не только своим поведением, но и общением со взрослыми, неустанным стремлением к познанию.

    Психологи выделяют некоторые условия работы с одарёнными детьми, знание которых помогает правильно выстраивать учебно-воспитательный процесс. В основном одарённые дети – это те, кому свойственны следующие черты:

    1. Любознательность и стремление показать себя.
    2. Раннее умственное развитие, честность, открытость, серьёзность.
    3. Настойчивость, воля и стремление к высоким достижениям.
    4. Увлечение своим делом, хорошая память и энергичность.
    5. Демонстрация независимости, но и одиночество в работе.
    6. Общительность и умение быстро установить контакт не только с детьми, но и со взрослыми.
    7. Большой багаж знаний.
    8. Уверенность и спокойствие в любой ситуации.

    Начальная школа как старт формирования личности

    Ребёнок, получивший задатки воспитания в дошкольном учреждении и от родителей, полностью раскрывается в школе. Начальное обучение – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Поэтому перед учителем стоит такая задача, как развитие каждой личности и выявление одарённых детей. То, что есть одарённые дети в начальной школе, становится понятно уже в начале учебной деятельности. Они проявляют свою самобытность, самостоятельно принимают решения и выстраивают своё поведение.

    Пубертатный период вносит определенные проблемы в жизнь подростка. Если в начальной школе способному ученику не удалось наладить общение с одноклассниками, то в среднем, а затем и в старшем звене такой ребёнок становится изгоем. Дети перестают интересоваться им, считая заносчивым и высокомерным. Отношение одноклассников способно перерасти в психологическую проблему и повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка. Он может стать замкнутым и закрытым для окружающих. Каким образом вести себя в начале школьной жизни? Ответ лежит на поверхности. Не стоит скрывать свои способности, но и постоянно их афишировать тоже не имеет смысла.

    Выявление индивидуальных способностей

    Для того чтобы понять, что конкретный ребёнок является одарённым, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося. Это происходит методом наблюдения за классом, изучением психологических особенностей, памяти и логического мышления. А также методом выявления способных детей через внеклассную и учебную работу. В школах необходимо создать базу, куда будут вноситься данные относительно способных и талантливых детей. Целесообразно проводить диагностику возможностей ребёнка психологом.

    Обучение одарённых детей – удовлетворение их потребностей в знаниях

    Когда ребёнок с незаурядными способностями начинает проявлять себя, перед учителем встаёт вопрос, как и чему учить, чтобы содействовать развитию способностей ученика. Программы, рассчитанные на одарённых детей, должны отличаться от обычных учебных методик. В идеале обучение таких детей должно соответствовать их потребностям. И желательно, чтобы функционировала школа для одарённых детей. У талантливых учеников имеются такие черты, которые стоит учитывать:

    • Способность быстро усваивать смысл понятий, положений и принципов. А это требует дополнительного материала для изучения.
    • Необходимость сосредотачиваться на привлёкших интерес проблемах и желание в них разобраться.
    • Умение подмечать, рассуждать и выдвигать свои объяснения.
    • Обеспокоенность и тревога из-за своей непохожести на ровесников.

    Психологи отмечают дефицит эмоционального баланса у одарённого ребёнка. Он бывает нетерпелив, порывист, уязвим, и ему свойственны преувеличенные страхи и тревожность. Существуют две различные точки зрения на обучение детей с ярко выраженными способностями. Согласно одной, необходимо оборудовать специальные классы или учебные учреждения. Другая точка зрения предполагает, что талантливые дети должны учиться и выстраивать отношения с обычными учениками, иначе они не научатся жить среди обычных людей, работать и общаться с ними.

    Раннее проявление неординарности

    Психология разделяет одарённость на два вида. Она бывает ранней, поздней и напрямую зависит от психики ребёнка и возрастного периода, когда она проявила себя. Известно, что раннее обнаружение каких-либо талантов у малыша часто не трансформируется в высокие показатели в старшем возрасте. Также отсутствие каких-либо проявлений таланта или дарования у дошкольника не означает, что затем ребёнок не проявит себя как талантливая личность.

    Пример ранней одарённости – это блестящие успехи в одном виде занятий: музыка, рисование или вокал. Особняком стоят дети-интеллектуалы, у которых отмечается высокий темп психического развития. Для них характерны ранние успехи в чтении, письме и счёте. У таких малышей цепкая память, наблюдательность, сообразительность и стремление к общению.

    Отмечено, что раннее дарование проявляется в искусстве, особенно в музыке, а позднее и в рисовании. Одарённые дети в ДОУ демонстрируют быстрое усвоение информации, испытывают желание творить и познавать окружающий мир.

    Ошибка родителей, понимающих уникальные способности собственного чада, постоянно ему говорить о его непохожести и исключительности, поднимая его над остальными детьми. Из-за такого воспитания дети ведут себя в детском саду обособленно. Они отстраняются от других малышей и их не интересуют совместные игры.

    Общение малыша со своими ровесниками является важным фактором в его развитии. Отсюда следует вывод, что чем благополучнее складываются отношения одарённого ребёнка с окружающими его детьми, настолько полно он захочет и сможет реализовать свои способности. Для адаптации ребёнка в социуме следует знать, что приводит к возникновению проблем в установлении контактов. Причины разделяются на три группы:

    1. Нормы поведения, которые диктует общество и культура.
    2. Завышенное ожидание и амбиции родителей.
    3. Личные качества ребёнка.

    Как организовать развитие одарённых детей?

    Деятельность по организации работы с талантливыми детьми строится таким образом:

    • Индивидуальная оценка учителем творческих возможностей и способностей.
    • Анализ успешности и результативности ученика.
    • Выявление предпочтений, интересов и особенностей ребёнка.
    • Поддержка талантливых ребят в их самореализации.
    • Корректирование программ и планов по работе с одарёнными детьми.
    • Включение сложных заданий и контроль за участием в конкурсах различного уровня.
    • Поощрение дипломами, грамотами и призами.

    Работая с талантливыми детьми, педагоги должны учитывать интересы каждого ребёнка и ориентироваться на личностные характеристики, оказывать помощь в решениях проблем и принимать участие в их судьбе.

    Тонкости работы с одарёнными детьми: поддержка в школе и в семье

    Для того чтобы ребёнок чувствовал поддержку и заботу взрослых, необходимо в школах проводить групповые занятия с одарёнными детьми, факультативы, предметные кружки. А также привлекать ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

    Длительное время одарённость рассматривалась отдельно от социальной и педагогической практики. Ориентированная на средний уровень, общеобразовательная школа не приспособлена для тех учеников, которые отличаются от одноклассников своими способностями. Соответственно, она не всегда готова помочь талантливым детям развиться и реализоваться в полной мере.

    А между тем одарённая личность способна внести большой вклад в развитие общества. Пустить на самотёк таланты – ошибка любого государства. И как итог, хочется добавить, что работа с одарёнными детьми – это постоянный, сложный, требующий внимания процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.

    fb.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о