Школа в москве татарская: В Москве открылась школа с этнокультурным татарским компонентом

Содержание

Единственная татарская школа в Москве отметила юбилей — Журнал «Магариф»

Мәгариф 1893

Сегодня в Москве прошли торжественные мероприятия, посвященные 25-летнему юбилею школы имени Героя Советского Союза Мусы Джалиля. С приветствием от имени руководства Татарстана к педагогам, ветеранам, учащимся и их родителям, представителям татарской общественности столицы обратился Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
Прибыв в московскую школу с этнокультурным татарским компонентом образования, носящим имя автора знаменитой «Моабитской тетради», Фарид Мухаметшин вместе с заместителем Премьер-министра — полномочным представителем Татарстана в РФ Равилем Ахметшиным побывал в школьном музейном комплексе, посетил урок татарского языка в одном из классов. Школьники показали гостям свои познания в истории татарского народа и страны, прочитали стихотворения на татарском языке, а юные батыры в спортзале продемонстрировали свои умения в борьбе корэш.


Затем Фарид Мухаметшин принял участие в работе круглого стола «Сохранение родных языков народов, проживающих в Российской Федерации». Он рассказал об истории создания и становления Ассамблеи народов Татарстана. «В непростые девяностые годы мы провели огромную работу по объединению людей разных национальностей и вероисповеданий, — напомнил он. — Татарстан издревле отличался тем, что на нашей земле проживали представители большого количества народностей и наций. Общими усилиями мы нашли такую форму, которая обеспечивает развитие всех народов, сохраняя особенности их национальной идентичности. Сегодня действует воскресная школа, которая вносит достойный вклад в сохранение национальных культур и языков. Это нам помогает сохранить мир и согласие в обществе».
По словам Фарида Мухаметшина, Президент Татарстана Рустам Минниханов высоко ценит работу школы по развитию национального образования и сплочению татарской общины. В подарок от имени Президента республики руководитель республиканского парламента вручил школе интерактивную доску.

Заместитель премьер-министра РТ — полномочный представитель РТ в РФ Равиль Ахметшин отметил большую работу школы и созданного на ее базе центра Каюма Насыри по воспитанию детей в духе народных традиций. «Здесь всюду чувствуется «татарский дух», — сказал он. — Спасибо учителям и воспитателям за такое отношение к национальным ценностям!»
Во дворе школы Фарид Мухаметшин, Равиль Ахметшин и другие гости возложили цветы к подножию памятника Мусе Джалилю.
В разговоре с журналистами во время возложения цветов дочь Мусы Джалиля Чулпан Мусеевна Залилова отметила, что школа, носящая имя ее отца, считается одним из культурных центров московской татарской общины. «Я искренне рада, что учащиеся здесь приобретают не только знания, но и воспитываются в духе патриотизма, ценят историю, культуру и традиции татарского народа», — сказала она.
Торжественное собрание, посвященное юбилею школы, состоялось в конференцзале образовательной организации.
Поздравив коллектив школы и ветеранов педагогического труда от имени руководства республики, Фарид Мухаметшин отметил выдающуюся роль школы имени Джалиля в развитии национального образования в Москве. По мнению Председателя Госсовета Татарстана, Правительство Москвы уделяет большое внимание вопросам развития национальных культур и языков народностей, проживающих в столице.
«Вы по праву можете гордиться историей, традициями и успехами родной школы, — сказал Фарид Мухаметшин. — Здесь, в единственной в Москве школе, сохранившей этнокультурный татарский компонент образования, учатся и получают всестороннее развитие дети более 35 национальностей! Это очень ценно! В Москве особенно ярко видно, что наша сила — в многонациональности. Мы чувствуем себя в одной большой семье. Именно в таких школах воспитываются высокие нравственные качества, прививается чувство ответственности за своих родных и близких, за судьбу родного города и страны».
С поздравлениями к собравшимся обратился лидер татарской общины Москвы, прославленный российский военачальник, генерал-полковник Расим Акчурин, который оказывает активное содействие деятельности школы. «Я помню, на этом месте стоял детский сад, как его снесли и как на его месте начали строить эту школу, — вспоминал он. — Школа была открыта при содействии Президента Татарстана Минтимера Шаймиева и мэра Москвы Юрия Лужкова. Спасибо нынешнему руководству столицы, нашему духовному лидеру Равилю Гайнутдину за содействие процветанию школы. Мы, ветераны, гордимся вами, будем рады и в дальнейшем участвовать в общественной жизни общины, встречаться с детьми и молодежью».
Поздравление от имени Председателя и депутатского корпуса Московской городской Думы зачитала депутат Ольга Мельникова. Алексей Шапошников выразил уверенность, что коллектив школы будет и впредь трудиться во имя укрепления дружбы между народами.
В завершение мероприятия состоялась церемония вручения государственных наград Республики Татарстан, благодарственных писем Председателя Госсовета РТ, почетных грамот Министерства образования и науки РТ, полномочного представительства РТ в РФ лучшим учителям школы.
Школа №1186 имени Героя Советского Союза Мусы Джалиля основана в 1997 году.
В начальных и 5-м классах татарский язык изучается как обязательный учебный предмет в количестве 2 часов в неделю. В остальных классах обучение татарскому языку осуществляется на факультативной основе.
Всего в школе обучается 581 ученик.

Пресс-служба Госсовета

Этнокультурные школы как исчезающий вид. Где в Москве всё ещё можно выучить татарский или литовский язык

С 1980-х до 2010-х годов почти 20 тысяч детей в Москве учились в школах с этнокультурным компонентом. Но затем их количество стало стремительно сокращаться. Сегодня в столице несколько таких школ: бесплатно можно выучить литовский, иврит и китайский, а вот за армянский придётся платить. Мариам Кочарян рассказывает, как в Москве практически исчезли этнокультурные школ.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в Москве начала складываться особая система образования, которая включала в себя много школ с этнокультурным компонентом. Их становилось больше за счёт плотного притока трудовых мигрантов. В каждом округе работала своя школа, которая занималась не только обучением, но прежде всего адаптацией и интеграцией детей-инофонов в мегаполисе.

Сама процедура создания учреждений с этнокультурным компонентом была достаточно простой и понятной. Как правило, национально-культурная организация или же элита той или иной диаспоральной общины обращались к правительству Москвы с просьбой об открытии школы с определённым национальным компонентом. А Департамент образования содействовал созданию на базе одной из действующих государственных школ «воскресного» культурно-образовательного центра.

При достаточном количестве учеников в них открывались классы по изучению родного языка и культуры. Позже эти центры были преобразованы в отдельные школы с этнокультурным компонентом.

В этих школах учились свыше 20 тысяч детей, работали более 2,5 тысячи педагогов. 85% из них — граждане РФ, остальные, как правило, имели временную регистрацию

В соответствии с Программой развития этнокультурного образования в Москве на 1998–2000 годы в столице были открыты 15 государственных школ с этнокультурным компонентом. Среди них было несколько с углублённым изучением русской традиционной культуры. Принятый в 2004 году закон «Об общем образовании в городе Москве» регулировал основные принципы создания и функционирования образовательных учреждений с этнокультурным компонентом. Он утверждал право формировать моноэтнические классы с национальным компонентом. При этом обучение велось на государственном русском языке.

Но с 2013 года, в отличие от первого десятилетия 2000-х, системная работа по адаптации и интеграции детей мигрантов и вынужденных переселенцев отошла на второй план. Акценты сместились на создание крупных образовательных комплексов. Ключевой идеей стала социально-культурная инклюзия, где русский язык можно было выучить как иностранный в небольшой группе в рамках общего образования.

Расформированию этнокультурных школ способствовало изменение концепции Минобра по отношению к миграции в целом.

Начиная с 2010 года количество государственных образовательных учреждений с национальным компонентом сокращалось в геометрической прогрессии

Эта тема уступила место не менее важной — инклюзии. Но с сокращением специализированных школ дети иностранных граждан остались за бортом образовательной системы.

В январе 2014 года с принятием 32-го приказа Министерства образования обязательным условием поступления ребёнка в школу стала регистрация. Соответственно, количество отказов в зачислении в обычные школы увеличилось. «Необходимо общими усилиями вернуть в систему образования этнокультурные школы. Важно сохранить те островки моноэтнических учреждений, где ребёнок мог комфортно себя чувствовать и гармонично развиваться. Иначе придётся подключать систему социальной защиты и вводить в профстандарты соцработников работу с детьми-мигрантами. Дискуссии по этому вопросу не прекращаются», — заявила Мария Котовская, председатель Общественной палаты по вопросам межнациональных отношений.

Но некоторым школам всё же удалось сохранить этнокультурный компонент, несмотря на новые тенденции в образовании. Почти все из них обязаны своим существованием представителям диаспоры, которые совместно с государством готовы вкладывать деньги и средства в обучение детей-инофонов.

1. Школы № 1311 «Тхия», № 1621 «Древо жизни» и № 1540 (ОРТ)

Самые известные светские школы с еврейским компонентом

Школы начали активно развиваться с конца 1980-х годов. По данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР), сегодня в нашей стране работает 29 общеобразовательных школ с еврейским этнокультурным компонентом, 94 воскресные школы и 28 детских садов. Кроме того, диаспора ставила целью сохранение национальной идентичности и языка путём открытия частных «миссионерских» школ.

При Международной еврейской организации ОРТ (Образовательные ресурсы и технологический тренинг) в России существуют четыре высокотехнологичные еврейские школы — в Самаре, Казани, Петербурге и Москве. В учебную программу каждой обязательно включён дополнительный предмет — ИТ и компьютерные технологии. В Москве это школа № 1540, которую открыли в 1994 году. Она делает акцент на получении современного образования, сочетая в себе изучение древней культуры и высоких технологий.

Празднование Хануки в школе № 1540 / Фото: gymc1540. mskobr.ru

Школы № 1311 и № 1621 — общеобразовательные учреждения, которые при этом придерживаются традиции еврейской образовательной культуры. Для них в центре внимания стоит сохранение национальной самобытности и языка. Во всех школах с еврейским компонентом развито инклюзивное образование.

Празднование Хануки в школе № 1311 / Фото: 1311.ru

Приём во все школы проводят на основе собеседования. Знание иврита не обязательно. Его учат как второй иностранный после английского. Преподавание ведётся на русском языке. Предпочтений по национальному или религиозному признаку нет. Однако с основами еврейской культуры стоит познакомиться заранее, так как национальные праздники и соблюдение Шаббата входят в образовательный процесс. Обучение во всех школах бесплатное.

1 сентября в школе № 1621 / Фото: sch2621.mskobr.ru

2. Школа № 1186 им. Мусы Джалиля

Одна из старейших школ с национальным татарским компонентом

Школа была открыта в 1997 году при активном участии президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Преподавание в ней ведётся на русском языке. Приём проводится вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Школа небольшая: в каждой параллели не более двух классов. Педагогический коллектив разработал программу по изучению татарского языка для русскоговорящих учащихся. Оно бесплатное для всех желающих.

Ученицы школы № 1186 им. Мусы Джалиля / Фото: schuve1186.mskobr.ru

На базе школы открыт образовательно-культурный центр «Институт Каюма Насыри» и этнический Музей татарской культуры и быта. Школьники с детства знакомятся с традициями татарского народа, укладами семейной жизни, национальной кухней. В рамках допобразования школьники могут посещать занятия татарскими танцами и песнями.

3. Гимназия им. Святого Григора Нарекаци

Первая в России общеобразовательная гимназия с армянским компонентом на территории храмового комплекса армянской церкви

В 2018 году Департамент образования города Москвы выдал учреждению лицензию на право оказывать образовательные услуги. В сентябре 2019 года школа примет первых учеников. Гимназия названа в честь известного армянского богослова начала XI века. Её цель — продолжение образовательных и культурологических традиций знаменитого Лазаревского училища восточных культур и языков.

Здание гимназии им. Святого Григора Нарекаци / Фото: gsgn.ru

Обучение рассчитано на 300 учеников с углублённым изучением армянского языка, литературы и истории с 1-го по 11-й классы. Профильными направлениями будут также английский язык и IT-технологии. Классы рассчитаны на 10–15 человек. Обучение платное, с четырёхразовым питанием и корпоративными автобусами от ближайших станций метро до школы. Учеников принимают вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности. Планируется создание Центра молодёжного инновационного творчества по программам цифровых технологий, в частности 3D-моделирования.

4. Школа № 1948 «Лингвист-М»

Китайский язык со 2-го по 11-й класс

Школа была открыта в 1998 году во многом благодаря содействию посольства КНР в России. Обучение иностранным языкам (английский и китайский) начинается в ней со 2-го класса. Китайский входит в систему дополнительного образования. Обучение языку платное.

Мероприятие, посвященное празднику весны в школе № 1948 / Фото: sch2948uz.mskobr.ru

Ежегодно лучшие ученики школы проходят летнюю стажировку в КНР. В рамках дополнительного образования есть возможность изучить не только язык, но и китайскую живопись и иероглифику. В наличии библиотечный фонд на китайском языке. Дополнительно можно записаться в спортивные секции по карате и кун-фу.

5. Школа № 2123 им. Мигеля Эрнандеса

Самая известная школа с углублённым изучением испанского языка

Бывшая школа № 110. Названа в честь известного испанского поэта-антифашиста. Комплекс объединяет здания двух общеобразовательных школ, № 124 и № 1441, которые в прошлом были школами со славянским компонентом, включающим изучение польского, чешского, сербского и болгарского языков.

Ученик школы № 2123 / Фото: 2123.mskobr. ru

Испанский язык входит в обязательную программу школы со 2-го класса, английский — с 5-го класса. Изучение романо-германских языков начинается со средней школы. Школа входит в систему испанского бакалавриата и активно участвует в программах обмена. На базе учреждения есть школьный музей имени поэта, театр на испанском языке, студии танца, журналистики, анимации, стрелкового спорта, а также кружок актёрского мастерства, где преподают педагоги из Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина.

6. Школа № 1247 им. Юргиса Балтрушайтиса

Единственная государственная литовская школа в России

Школа создана в 1992 году при посольстве Литвы и названа в честь поэта-символиста Юргиса Балтрушайтиса. В 1994 году школа получила статус государственной, была зарегистрирована под номером 1247 и изначально названа «Шальтинелис», что в переводе с литовского означает «родничок».

Урок в школа № 1247 / Фото: schec1247.mskobr.ru

Преподавание ведётся на русском языке. Первый иностранный язык — английский. Литовский изучается как родной или второй язык. При зачислении приоритет отдаётся детям, которые полностью или частично владеют литовским языком. Основное внимание направлено на лингвистику и филологию. Ежегодно ученики школы отправляются в этнографические и географические экспедиции в Литву: участвуют в раскопках, путешествуют по деревням, изучают местный быт и нравы, собирают народные предания. Обучение в школе бесплатное.

Статистика в тексте приводится по исследованию Елены Омельченко «Интеграция мигрантов средствами образования: российский и мировой опыт», Этносфера 2018.

Занятие по ивриту в школе №1311 / Изображение на обложке: РИА Новости (Игорь Михалев)

Татарстан усиливает защиту татарского языка в школах

КАЗАНЬ, Россия — Власти Татарстана отвергают призывы отказаться от преподавания татарского языка в школах российского региона после комментариев президента Владимира Путина о языках национальных меньшинств в разнообразная страна.

В заявлении от 7 сентября регионального министерства образования говорится, что такие звонки «противоречат федеральному и региональному законодательству и вводят в заблуждение некоторых родителей».

Этот деликатный вопрос вызвал широкую дискуссию после визита Путина в Республику Марий Эл в июле, когда он предположил, что этнических русских принуждают изучать эти языки в регионах со значительным населением меньшинств.

В следующем месяце, , он приказал федеральной прокуратуре проверить, не принуждают ли студентов в так называемых этнических республиках изучать языки меньшинств по всей России.

В богатом нефтью регионе Татарстана с преобладающим мусульманским населением порядок вызвал серию митингов родителей-нетатар, которые требовали отменить обязательные уроки татарского языка в местных школах.

Но региональное министерство образования Татарстана нанесло ответный удар своим заявлением. Он отметил, что Конституция России дает всем республикам в составе Российской Федерации право иметь свои собственные государственные языки, а собственная Конституция Татарстана и закон о государственных языках делают изучение русского и татарского языков обязательным для всех школ.

Среди почти 4-миллионного населения Татарстана около половины составляют тюркоязычные татары, большинство из которых свободно говорит и по-русски. Другая половина состоит из русских и других этнических групп, включая удмуртов, башкир и чувашей.

Президент России Борис Ельцин (слева) с президентом Татарии Минтимером Шаймиевым в Москве в 1997 году.

Обострение дебатов по языковому вопросу в Татарстане происходит на фоне нерешительности Кремля в отношении продления договора о разделе власти между республикой и федеральным правительством в Москве, срок действия которого истек несколько недель назад.

Первый договор о разделе власти был подписан в 1994 году тогдашним президентом России Борисом Ельциным и тогдашним президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.

Договор предоставил Татарстану широкую автономию, право иметь собственные законы, налоги и даже гражданство.

После прихода к власти в 2000 году Путина он стал активно заниматься созданием так называемой «вертикали власти», что многими критиками рассматривалось как посягательство на сам принцип федерализма.

Законы субъектов Российской Федерации приведены в строгое соответствие с федеральным законодательством. К 2005 году все прежние соглашения и договоры между регионами и Москвой были аннулированы, и было объявлено, что договоры будут заключаться в соответствии с новыми строгими федеральными законами.

Особый статус получили только две области: Татарстан и Чечня.

По новому договору, подписанному в 2007 году, Татарстан получил право совместно с Москвой принимать решения по экономической, культурной и иной политике региона.

Выступая в июле в Марий Эл, Путин заявил, что «недопустимо принуждать человека к изучению языка, который не является [его] родным языком, а также сокращать часы русского языка [уроки в школах] в российских этнические республики».

Его комментарии вызвали как критику, так и похвалу в Интернете.

В последние годы некоторые этнические русские, проживающие в этих регионах, протестовали против обязательных занятий нерусским языком.

В апреле жители Марий Эл, Татарстана и Чувашии — соседних поволжских республик — отметили День языка масштабной акцией «Говорю на родном языке!».

Татарский язык может стать обязательным в школах

Главная / Новости / Татарский язык может стать обязательным в школах

в Новости, Слайдер, Религия, Права человека, Общество, 10.02.2015 0 349

Ряд нововведений предложили эксперты в ходе круглого стола в РИА «Новости» на тему «Совершенствование национальной политики и разрешение международных конфликтов». Сегодня, когда Россия проходит серьезные испытания на международной арене, происходит консолидация всех национальностей, проживающих в стране, отметили участники дискуссии.

Муфтий Москвы и Центрального региона, член Общественной палаты Альбир Крганов обозначил планы по строительству в Крыму «нового Артека» — этот летний лагерь для детей будет прививать уважение к людям разных вероисповеданий и национальностей. Не будут забыты и взрослые – для них разработана целая программа межконфессионального туризма.

По словам муфтия, в некоторых регионах России есть проблемы с татарами. Так, в Мордовии девочкам запретили ходить в школу в платках, а медалистку в платке не разрешили вручить губернатору.

Необходимо пересмотреть отношение к платкам и хиджабам, считает Альбир Крганов: «Иначе несправедливо – почему на Кавказе можно, а в других регионах нет?».

Недавно муфтий ездил в Крым – по его словам, крымские татары рады присоединению к России. В ближайшее время в Крыму будет построено 50 татарских школ, так как существующих 15 недостаточно. Также планируется строительство детских садов.

Профессор Александр Кобрин не понимает, почему во всех российских школах изучают английский, немецкий и французский языки, но не изучают языки народов России? «Я имею в виду не школы в национальных регионах, а обычные общеобразовательные школы. Почему бы не выучить татарский язык, например, в Хабаровске? У нас 190 национальных языков. Необходимо изучить их хотя бы факультативно.

По словам профессора, татарский народ внес большой вклад в развитие Российского государства: «У нас есть как минимум два царя с татарскими корнями. Но мы, почему-то, об этом не говорим.

Вы должны вплотную заняться не только учебной программой, но и телевизионной программой. «Нужно обращать внимание на то, что мы видим по телевизору? – недоумевает член Президиума Совета Ассамблеи народов России Сергей Кучинский. – Включаю первый телеканал – проект «Голос». А для второго канала подобное шоу. А хотелось бы включить телевизор и узнать культуру народов России. У нас его нет».

По мнению экспертов, Россия является примером многовековой глобализации – к такой модели только и движется Европа, набивая шишки на каждом шагу. «Европа должна брать с нас пример, — сказал Кобринский.

А нам, русским, стоит помимо изучения татарского языка еще вплотную заняться географией. «Спросите у русских, где Мордовия? Не все откликнутся. И если спросить, с чем она граничит, то у большинства россиян этот вопрос ставится в тупик. А мы посмеемся над Псаки, нашедшей в Беларуси море», — признался профессор.

А вообще, по опросам, дружба народов в России на фоне санкций уже начала интенсивно крепнуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *