Школы для трудных детей – Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы

Содержание

Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет. Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет. Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию «трудных». Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу — причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Закрытые и открытые школы-интернаты

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища. Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям. В закрытых же интернатах все намного серьезнее — есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.

Основания отправить подростка в интернат для трудных детей

Основания, чтобы отправить ребенка в спецшколу следующие:

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

Центры временного содержания

До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый круг общения и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В период переходного возраста дети отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка — первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае. 
Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии. Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

fb.ru

В школу для трудных детей стоит очередь

Одни родители молятся, другие — забывают Приезжают в Дарьино, как вы поняли, отнюдь не подарки. Кто в школе три класса не появлялся и объясняет свою позицию замысловатым матом, кто курит с пяти лет, кто на «Моменте» годам сидит. Мальчик со светлыми глазами до интерната свою норму знал — 26 тюбиков клея в месяц. Маленькие хронические алкоголики, воры, грабители, хулиганы. Один убил человека в Пскове. У другого в «послужном списке» — семь уголовных дел, последнее — ограбление ЦУМа. Четыре месяца в Дарьино был, потом родители сердобольные забрали. — Эх, рано, — переживает Сан Саныч, — ему бы год-другой у нас побыть. Глядишь, вышел бы другим человеком. Про «другого человека» — это не для красивого слова. О том, что стало с выпускниками Дарьино, директор говорит с гордостью, фотографии показывает. Из шестерых первых, прошлогодних выпускников. Две девочки — в псковском колледже. Трое учатся в десятом классе. Одного из них, токсикомана со стажем, вспоминает Ширкин, врачи когда-то еле откачали после отравления парами бензина. А еще один поступил в Суворовское училище. Папа молится, чтобы закончил, чтобы все хорошо было. Да, не у всех родители — никчемные люди. Вполне обеспеченные мамы-папы трудных детей – это не исключение, а правило. — Сейчас у нас половина детей — из благополучных семей, — качает головой супруга Александра Ширкина Галина. Она работает здесь же, в школе. — И достаток есть, и здоровье, а ребенка теряют. Иногда оттого, что не любят. Одна мама, обеспеченная псковичка, на коленях умоляла сына забрать. Ну, взяли мы его. Неплохой мальчишка. От матери за полгода — всего лишь одна передачка: две тетрадки и циркуль. Жаль парня…

Лишь бы не сорвалось — Сейчас у нас все отказались от вредных привычек. Не курят, не матерятся, не пьют. Хотя за руку мы никого не держим. У нас на окнах даже решеток нет! Каким образом справляются под Островом с проблемами, которые было не решить куче народа, окружающей ребенка в «той» жизни? — Когда взяли детей, очень долго думали, как с ними работать, — вспоминает Ширкин. — Как их заставить быть хорошими? Ремнем не побьешь, а если прикрикнешь — толк-то разве будет какой? Да никакого! И мы придумали игру. Простая игра: хороший-плохой. За каждый хороший поступок баллы плюсуются, за любую выходку отнимаются. Если неделя «хорошая» — телевизор посмотри подольше, иди на дискотеку или на рыбалку в деревню, домой к родителям на выходные. Если «плохая» — без послаблений. Два раза в год баллы меняют на «деньги»-дарьинки, за которые можно купить самые реальные сладости, сотовый, одежду – от спонсоров. В сущности, вот и все. Кажется — ерунда на постном масле. — Но втянулись-то все! Подсчитывают, как лишний балл заработать! У кого потом денег не оказывается, в голове чешут… И сами приходят к тому, что мы им стараемся внушить: быть хорошим престижно! Еще один пункт программы перевоспитания — физкультура. — Только не три часа в неделю, как у всех школьников, а десять, — уточняет Сан Саныч. — Сам все веду, сам с ними бегаю по шесть-восемь километров. Вот, между прочим, в такие минуты — бежишь себе небыстро, кругом никого, природа — можно о чем угодно говорить. Дети откровенны, управлять ими легче. Вот и говоришь потихоньку-помаленьку, что в жизни главное, а что — требуха. Они умные, они все понимают. А теперь и спортсмены у меня все. Немудрено, что желающих попасть в Дарьино — очередь. Родители приезжают, плачут в директорском кабинете и ждут-не дождутся, когда интернат откроет двери для их непутевого чада. За работу Сан Саныч получил медаль «Честь и польза» международного благотворительного фонда «Меценаты столетия». (- Это не моя заслуга, а всего коллектива! — уточняет директор.) Об островской школе знают в России и за рубежом. Ее опыт пытаются копировать. Но почивать на лаврах Ширкину некогда. Приходит к детям рано утром, уходит, бывает, заполночь. Дома – один разговор: про чужих-своих детей. Кстати, и сыновья директора здесь же, в его школе «варились». Старший сейчас – студент педуниверситета. А в классе у среднего на него одного – девять «трудных». Но сыновья-то не потеряются в жизни, вон у них какие родители. А вот выпускники островской школы… — Ну да, — горюет Ширкин. – Ребенок-то у нас меняется, а общество вокруг него – нет. Он попадает в ту же семью, в те же компании. Хватит у него социального иммунитета?

«У нас уникальные учителя» Островская специальная школа открытого типа – одно из четырех учреждений для трудных детей, включенных в проект Евросоюза «Дети и молодежь групп риска, РФ». Еще в проекте – Себежское специальное училище №1 закрытого типа, Островское училище №11 и Островская сменная школа №5. У каждой школы в рамках большого проекта очень конкретная цель. В Островском училище – трудоустройство, а в открытой спецшколе — трудотерапия. В Себеже – предоставление выпускникам работы и жилья недалеко от училища. В сменной школе – клубы, объединяющие детей и взрослых. Задача одна – помочь войти в обычный мир и удержаться в нем. Деньги выделили на год. Для детей покупают трактора, компьютеры. Но главное — учат педагогов работать с трудными детьми. Внедряют зарубежный (а именно, французский) опыт. Несмотря на то, что трудные дети в Союзе были всегда, и спецшколам не один десяток лет, начинать пришлось практически с нуля. — Потому что для работы с трудными детьми учителей нигде не готовят, — говорит декан факультета повышения квалификации педагогического университета Марина Ерохина. – А ведь требования к педагогам спецучреждений намного жестче. Надо знать психологию девиантного поведения, уметь отличать патологию от «проблемной» индивидуальности. Необходима очень серьезная методическая подготовка, чтобы убеждать учиться, слушаться, гасить конфликты. Юридическая компетентность требуется, чтобы защитить права ребенка в случае насилия, лишения жилплощади. Педагоги повышают квалификацию на шести недельных семинарах в ПГПУ – в рамках проекта они проходят каждый месяц с прошлого октября. — Очень быстро мы наладили контакт с учителями. Они, конечно, уникальные. Когда рассказывают про детей, чувствуется – болеют, переживают. Говорят — если одного погладил по голове – все галчатами тянутся: «А меня, а меня!» Хоть и много пережили и совершили эти мальчишки и девчонки, а все-таки они – дети, которым не хватает тепла. А постоянно отдавать – это очень тяжело. Поэтому и включили в семинары психологические тренинги для профилактики синдрома эмоционального выгорания. Вот что пишут после семинаров взрослые: «Хочется начать работу с детьми сначала», «Увидела новое направление», «Захотела начать с белого листа», «За один день узнала больше, чем на курсах за полтора месяца!», «Усвоила, что надо прощать».

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ Самым трудным было научить мальчишек собственные носки стирать! — А зато сейчас… — смакует директор. — Мы в Москве были на экскурсии. Зашел я к ребятам в комнату спокойной ночи пожелать, смотрю — у каждого носки постираны и развешены. А ведь не напоминал! Сами!

Виктория ГОЛУБКОВА.

www.pskov.kp.ru

Информация, ГБОУ Спецшкола № 1, Москва

Положение о дистанционном обучении

Начальное образование в СРЦ «Алтуфьево»

 

Учебный план

 

Дистанционное обучение воспитанников, находящихся
в социально-реабилитационных центрах «Возрождение» и «Алтуфьево»

 

«Алтуфьево» «Возрождение»

Учебный план

График каникул

Расписание занятий

Учебный план

График каникул

Расписание занятий

 


Дистанционное обучение воспитанников, находящихся

в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей

Учебный план

График каникул

Расписание занятий

 

Дистанционное обучение в ФКУ СИЗО-6 УФСИН Дистанционное обучение в ФКУ КП — 2

Учебный план

График каникул

Расписание занятий

Учебный план

График каникул

Расписание занятий

  • Приказ об организации психолого-педагогического консультирования с использованием дистанционных технологий на 2018-2019 учебный год

schs1.mskobr.ru

Эта школа для трудных подростков выглядит невероятно даже по меркам американцев (У этих детей появился шанс на лучшую жизнь)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Известные и высокооплачиваемые спортсмены часто занимаются благотворительностью. У некоторых получается это делать не менее эффектно и эффективно, чем быть первым на спортивной площадке или обновлять очередной рекорд. Один из самых известных баскетболистов современности, первая звезда Национальной баскетбольной ассоциации Леброн Джеймс открыл школу в родном городе, на которую потратил более $ 40 млн из своего благотворительного фонда.

AdMe.ru очень впечатлен поступком американской звезды баскетбола и решил рассказать вам об этом интересном учебном заведении.

Детство Леброна Джеймса было не из легких: отец с матерью разошлись еще до рождения сына, мама не могла обеспечить его в одиночку. Они часто переезжали, из-за чего Леброну приходилось менять школы. В четвертом классе он даже едва не был отчислен из одной из них, пропустив аж 100 учебных дней. Это, впрочем, не мешало ему получать неплохие отметки и, конечно же, проявлять себя в спорте.

Не в последнюю очередь именно из-за нелегкого детства Джеймс решил построить школу для подростков из группы риска в одном из неспокойных районов в родном городе Акрон, Огайо.

Школа I promise («Я обещаю»)

Школа рассчитана на 240 учеников, которых отобрали случайным образом из местных детей. Они пойдут сразу в третий и четвертый классы, а со временем количество учеников увеличится. К 2021 году в школе будет действовать полноценный учебный цикл. Главная цель школьной программы – повысить эффективность обучения для детей из группы риска: трудных подростков, детей из неполных семей и криминальных районов.

Школьный день будет увеличенным: с 9:00 до 17:00 (включая внеклассные занятия), а учебный год будет немного длиннее, чем это принято в США. Помимо традиционного набора предметов, школьникам предложат занятия музыкой, спортивной гимнастикой и, естественно, баскетболом. В рамках школьной программы предусмотрена семинедельная летняя сессия. Для всех выпускников школы (при условии ее окончания) будет действовать специальная стипендия на обучение в Университете Акрона. И тоже за счет средств благотворительного фонда Джеймса.

Обучение, школьная форма и автобус для детей, живущих в пределах нескольких миль от школы, полностью бесплатные. Школьников будут кормить завтраком и обедом, выделять снеки, чтобы они могли перекусить. Приятным бонусом станет свой собственный велосипед для каждого ученика. Сам Леброн Джеймс — известный поклонник велопрогулок и называет велосипед одним из главных развлечений юности и способом изучить мир вокруг своего собствен

www.adme.ru

Закрытые спецшколы для трудных подростков: пансионат или тюрьма | 76.ru

Ярославские следователи продолжают работать над делом об издевательствах над школьницей. Девочку мучили 16 человек. Двое уже получили наказания – на год они отправятся в спецшколы закрытого типа. Та, которой исполнилось 16 лет, пойдет под суд. Остальные пока ждут своей участи. Но следователи настроены решительно: они хотят добиться справедливого наказания для остальных участников дела и отправить всех виновных в спецучреждения.

А что из себя представляют эти закрытые спецшколы? Это тюрьма для малолетних преступников, реабилитационный центр? А может, и вовсе пансионат, где нашкодившие детишки обучаются уму-разуму и по несколько раз в день рассказывают психологам о своих проблемах? И отличается ли чем-то специфика обучения в спецшколах от обычных учебных заведений?

Нельзя выходить за забор

– Различие в том, что дети в спецучреждениях ограничены в передвижениях. То есть выходить во двор школы они могут, а вот за территорию – уже нет. Туда ребята попадают по решению суда. Они там и живут, и учатся. Двое этих ребят поедут туда на год. Потом специальная комиссия после наблюдения за ними и беседы с педагогами решит, можно ли детям вернуться назад в свои школы, – рассказала начальник отдела по делам несовершеннолетних в Ярославской области Светлана Морозова.

Комната для свиданий с родителями

В департаменте образования уточняют: даже для родителей выделяют специальные дни, когда можно будет приехать повидать своего ребенка. Для этого отводят специальную комнату для свиданий. Ну чем не тюрьма? Пока еще не тюрьма, но последняя ступень перед воспитательной колонией.

Учеба и труд

– Дети учатся по специальным учебным планам с уклоном на трудовое воспитание. К каждому ребенку ищут индивидуальный подход. Также идет усиленная работа педагогов-психологов. После учебы в таких местах дети, если все нормально, возвращаются в свои школы, заканчивают их, могут поступить в вузы. То есть никаких препятствий для дальнейшего получения образования нет. И вроде бы нельзя сказать, что это пятно на всю жизнь. Но, конечно, поскольку именно суд направляет детей в спецшколы, в личном деле есть об этом запись, – пояснили в департаменте образования.

Воспоминания бывших воспитанников

Кстати, в Ярославской области закрытых спецшкол нет. Раньше такая школа была в Тутаевском районе. Сначала в ней учились только девочки, с 1994 года – мальчики. Что интересно, воспитанники и выпускники школы отзываются о ней очень тепло.

– Летом в школе был просто пионерский лагерь. Мы ходили на костер всей школой, пекли картошку, пели песни. Было классно, – вспоминает воспитанница школы Наталья Чистякова.

– Как ни крути, а хорошие были времена. Потому что это было детство. И потому что слаще морковки мы ничего не видели… – говорит еще одна бывшая ученица Красноборской школы Ольга Виноградова.

– Тогда казалось, что нас лишили свободы, детства. А на самом деле нам его дали. Помню, когда я уезжала, меня от забора оторвать не могли, так было страшно ехать домой в неизвестность, – вспоминает Наталья Михайлова.

Ярославские школьницы поедут в другие регионы

В конце 2011 года школа и вовсе закрылась и стала пристанищем для мигрантов, ждущих депортации на родину. А это значит, что две ярославские школьницы отправятся на год в другие регионы.

76.ru

Шанс для «трудных» подростков :: Федеральный образовательный портал

Опубликовано на портале: 06-08-2004

Владимир Николаевич Чупин Директор школы. 1995.  № 5. С. 62-65. 
Тематический раздел:
Время бить тревогу: растет число детей и подростков, бросивших школу либо находящихся на грани этого. Покидают школьные стены в основном учащиеся 5-9-х классов. В чем причины такого резкого «отсева»? Их множество. Во-первых, решающую роль играет общая тревожная ситуация в социальной сфере страны; проблемы общества захлестывают и школу. Во-вторых, у подростка появилась реальная возможность заработать деньги (порой немалые), а отсюда — стремление к «полной» независимости, в том числе и от школы. В-третьих, свою «лепту» вносят и педагоги. Их все больше привлекает работа с талантливыми детьми (что само по себе явление нормальное), но при этом без внимания остаются все остальные. Курс на одаренных и благополучных держит и частная школа. К тому же какие-либо отработанные и известные широкой учительской массе технологии работы с неблагополучными учащимися отсутствуют. Психологическая служба школ слаба. В-четвертых, учебные заведения, обретя известную самостоятельность и независимость от муниципальных органов управления, стремятся «избавиться» от сложных подростков, ибо умеющих работать с такой категорией раз-два и обчелся. Да и никто не определил сегодня, что «дешевле» и что «дороже»: держать «трудного» насильно в классе или же освободиться от него, избавив от издевательств и глумления и учителя, и одноклассников? И, наконец, нельзя не сказать о крайне низком уровне медицинского сопровождения ребенка в школе. А ведь подавляющая часть этих детей имеет проблемы здоровья.

Время бить тревогу: растет число детей и подростков, бросивших школу либо находящихся на грани этого. Покидают школьные стены в основном учащиеся 5-9-х классов. В чем причины такого резкого «отсева»? Их множество.

Во-первых, решающую роль играет общая тревожная ситуация в социальной сфере страны; проблемы общества захлестывают и школу.

Во-вторых, у подростка появилась реальная возможность заработать деньги (порой немалые), а отсюда — стремление к «полной» независимости, в том числе и от школы.

В-третьих, свою «лепту» вносят и педагоги. Их все больше привлекает работа с талантливыми детьми (что само по себе явление нормальное), но при этом без внимания остаются все остальные. Курс на одаренных и благополучных держит и частная школа.

К тому же какие-либо отработанные и известные широкой учительской массе технологии работы с неблагополучными учащимися отсутствуют. Психологическая служба школ слаба.

В-четвертых, учебные заведения, обретя известную самостоятельность и независимость от муниципальных органов управления, стремятся «избавиться» от сложных подростков, ибо умеющих работать с такой категорией раз-два и обчелся. Да и никто не определил сегодня, что «дешевле» и что «дороже»: держать «трудного» насильно в классе или же освободиться от него, избавив от издевательств и глумления и учителя, и одноклассников?

И, наконец, нельзя не сказать о крайне низком уровне медицинского сопровождения ребенка в школе. А ведь подавляющая часть этих детей имеет проблемы здоровья.

Методы административного воздействия на этот счет (приказы органов управления образованием, представления прокуратуры и т.п.), увы, уже не действуют. Есть ли какой-нибудь выход? Думается, есть! Вот что осуществили в Ленинском районе Самары.

Район этот расположен в центре города, невелик по размерам (около 80000 жителей, 10 школ). В начале 90-х годов имел устойчивую тенденцию к росту «отсева» (и, как следствие, числа правонарушений среди школьников).

Три года назад решили при вечерней сменной школе № 4 открыть отделение социально- педагогической поддержки. Школа и РОНО подготовили пакет соответствующих документов, штатное расписание с разработанным функционалом, расчет по финансированию, набор программ, учебный план для 7-9-х классов (далее он был дополнен планом 10-11-х классов). Была начата разработка концепции отделения. Удалось решить вопрос о системе доплат педагогам и администрации, о материальной поддержке учащихся (большинство из них — из социально незащищенных семей).

Основная идея заключалась в том, чтобы вывести часть неблагополучных подростков из общеобразовательных школ, и, создав здесь необходимые условия, попытаться перевести их на другой уровень за счет психологической адаптации. Для этого в программу обучения были введены специальные курсы «Основы жизненного самоопределения», «Познай самого себя», «Основы выбора профессии», «Я и моя семья» и другие.

Явная запущенность учащихся потребовала изменить содержание основных курсов. Были произведены перестановки учебных тем, изменено количество часов. Ряд тем перенесли из класса в класс. Значительно расширили количество часов на повторение. В ряде случаев пришлось пойти на создание для некоторых учащихся индивидуальных планов с реализацией их за счет включенных в учебный план часов на индивидуальные занятия. Расчет был в том, чтобы к исходу 9-го класса основа программы неполной средней школы была бы реально усвоена. Па первом этапе стремились прежде всего «оторвать» учащихся, не имеющих установки на обучение, отличающихся асоциальным поведением, от их прежней среды. Предложили широкий выбор досуговых форм деятельности (основу составляют спорт, дела, связанные с возможностью реализовать себя, а главное — попробовать свои силы в возможно большем числе видов деятельности). Серьезное внимание уделено проблеме овладения ремеслом. Часть этой работы осуществляется с использованием часов тpyдового обучения, а часть — через досуг.

В связи с особенностями контингента перед педагогическим коллективом первоначально встали две основные задачи: адаптация учащихся к учебной деятельности и социализация.

Разработаны критерии и но рядок приема в отделение. Это позволило по-иному взглянуть на систему работы школ района с такими учащимися, выявить проблемы и обратить на них серьезное внимание администрации школ, создать систему противовесов, дабы не допустить массового «вызревания» этой категории и далее.

Класс формируемся в количестве 10 человек Опыт показал, что зачисление в этот класс в течение всего периода обучения новых учеников, как правило, резко нарушает сложившийся баланс отношений и выводит систему из равновесия. Целесообразнее открыть дополнительный класс, формируя новый коллектив с новыми отношениями, чем дополнять существующие группы.

Тщательно подбирались педагоги. Кто-то не смог работать по личностным данным, другие не выдержали трудностей, третьим было просто отказано. Педагоги прошли тестирование, которое периодически повторяется. В основу их работы положен принцип «каждодневного создания ситуации успеха для каждого подростка». Активное использование методики коллективной творческой деятельности позволяет учащемуся испытать себя (в отличие от прошлой школы, где он чаще был изгоем) в роли лидера, активного участника дела. Особенно важна роль социального педагога, являющегося координатором отношений в разных уровнях («дети-дети», «дети-взрослые», «дети-ролители»).

Специфична и работа с родителями. Почти не практикуются родительские собрания, вес сосредоточено на индивидуальном общении с каждой семьей. Координация этой работы возложена на специального заместителя директора. Результат: до 80% родителей, по данным психологов, восстановили связи со школой (не нужно рассказывать о том, каковы они были раньше).

Все это обеспечило формирование нового уровня отношений как среди учащихся, так и среди учителей. Школа вступила в режим развития, выросла численно, пришли новые молодые, талантливые педагоги. Сменился и уровень вопросов, которые волновали педагогический коллектив. Проводятся педагогические консилиумы, тренинги для педагогов, спецсеминары.

Отделение выросло численно более чем вдвое; сейчас здесь 186 учащихся. Выросла и его популярность. Не секрет, что эта школа (как и другие, ей подобные) ранее была местом «ссылки» неблагополучных. Сейчас о ней знают как об учебном заведении, где помогают заново встать на ноги. И просьбы о приеме нередки.

Фактически произошло изменение самой школы, она все более и более приобретает характер социального приюта, где на первое место выдвигается задача реабилитации личности подростка. Опасения, а не даст ли концентрация такого количества неблагополучных подростков вспышку правонарушений, к счастью, не оправдались. Результат свидетельствует об обратном. Пропуски уроков — единичны. Отсев по мотивам конфликта или несогласия с формами деятельности имел место только дважды. Первый выпуск в 9-м классе показал, что можно попробовать и большее. Так появился и 10-й класс, набранный из своих же выпускников. Год работы с ним оправдал ожидания: подростков действительно удалось перевести на другой уровень, создать для них возможность следующего шага. А многим из них такая поддержка просто необходима.

Мы далеки от идеализации этого опыта, но в целом, нам кажется, «трудным» детям удалось дать еще один шанс на то, чтобы их жизнь состоялась.

ecsocman.hse.ru

Шанс для «трудных» подростков :: Федеральный образовательный портал

Опубликовано на портале: 06-08-2004

Владимир Николаевич Чупин Директор школы. 1995.  № 5. С. 62-65. 
Тематический раздел:
Время бить тревогу: растет число детей и подростков, бросивших школу либо находящихся на грани этого. Покидают школьные стены в основном учащиеся 5-9-х классов. В чем причины такого резкого «отсева»? Их множество. Во-первых, решающую роль играет общая тревожная ситуация в социальной сфере страны; проблемы общества захлестывают и школу. Во-вторых, у подростка появилась реальная возможность заработать деньги (порой немалые), а отсюда — стремление к «полной» независимости, в том числе и от школы. В-третьих, свою «лепту» вносят и педагоги. Их все больше привлекает работа с талантливыми детьми (что само по себе явление нормальное), но при этом без внимания остаются все остальные. Курс на одаренных и благополучных держит и частная школа. К тому же какие-либо отработанные и известные широкой учительской массе технологии работы с неблагополучными учащимися отсутствуют. Психологическая служба школ слаба. В-четвертых, учебные заведения, обретя известную самостоятельность и независимость от муниципальных органов управления, стремятся «избавиться» от сложных подростков, ибо умеющих работать с такой категорией раз-два и обчелся. Да и никто не определил сегодня, что «дешевле» и что «дороже»: держать «трудного» насильно в классе или же освободиться от него, избавив от издевательств и глумления и учителя, и одноклассников? И, наконец, нельзя не сказать о крайне низком уровне медицинского сопровождения ребенка в школе. А ведь подавляющая часть этих детей имеет проблемы здоровья.

Время бить тревогу: растет число детей и подростков, бросивших школу либо находящихся на грани этого. Покидают школьные стены в основном учащиеся 5-9-х классов. В чем причины такого резкого «отсева»? Их множество.

Во-первых, решающую роль играет общая тревожная ситуация в социальной сфере страны; проблемы общества захлестывают и школу.

Во-вторых, у подростка появилась реальная возможность заработать деньги (порой немалые), а отсюда — стремление к «полной» независимости, в том числе и от школы.

В-третьих, свою «лепту» вносят и педагоги. Их все больше привлекает работа с талантливыми детьми (что само по себе явление нормальное), но при этом без внимания остаются все остальные. Курс на одаренных и благополучных держит и частная школа.

К тому же какие-либо отработанные и известные широкой учительской массе технологии работы с неблагополучными учащимися отсутствуют. Психологическая служба школ слаба.

В-четвертых, учебные заведения, обретя известную самостоятельность и независимость от муниципальных органов управления, стремятся «избавиться» от сложных подростков, ибо умеющих работать с такой категорией раз-два и обчелся. Да и никто не определил сегодня, что «дешевле» и что «дороже»: держать «трудного» насильно в классе или же освободиться от него, избавив от издевательств и глумления и учителя, и одноклассников?

И, наконец, нельзя не сказать о крайне низком уровне медицинского сопровождения ребенка в школе. А ведь подавляющая часть этих детей имеет проблемы здоровья.

Методы административного воздействия на этот счет (приказы органов управления образованием, представления прокуратуры и т.п.), увы, уже не действуют. Есть ли какой-нибудь выход? Думается, есть! Вот что осуществили в Ленинском районе Самары.

Район этот расположен в центре города, невелик по размерам (около 80000 жителей, 10 школ). В начале 90-х годов имел устойчивую тенденцию к росту «отсева» (и, как следствие, числа правонарушений среди школьников).

Три года назад решили при вечерней сменной школе № 4 открыть отделение социально- педагогической поддержки. Школа и РОНО подготовили пакет соответствующих документов, штатное расписание с разработанным функционалом, расчет по финансированию, набор программ, учебный план для 7-9-х классов (далее он был дополнен планом 10-11-х классов). Была начата разработка концепции отделения. Удалось решить вопрос о системе доплат педагогам и администрации, о материальной поддержке учащихся (большинство из них — из социально незащищенных семей).

Основная идея заключалась в том, чтобы вывести часть неблагополучных подростков из общеобразовательных школ, и, создав здесь необходимые условия, попытаться перевести их на другой уровень за счет психологической адаптации. Для этого в программу обучения были введены специальные курсы «Основы жизненного самоопределения», «Познай самого себя», «Основы выбора профессии», «Я и моя семья» и другие.

Явная запущенность учащихся потребовала изменить содержание основных курсов. Были произведены перестановки учебных тем, изменено количество часов. Ряд тем перенесли из класса в класс. Значительно расширили количество часов на повторение. В ряде случаев пришлось пойти на создание для некоторых учащихся индивидуальных планов с реализацией их за счет включенных в учебный план часов на индивидуальные занятия. Расчет был в том, чтобы к исходу 9-го класса основа программы неполной средней школы была бы реально усвоена. Па первом этапе стремились прежде всего «оторвать» учащихся, не имеющих установки на обучение, отличающихся асоциальным поведением, от их прежней среды. Предложили широкий выбор досуговых форм деятельности (основу составляют спорт, дела, связанные с возможностью реализовать себя, а главное — попробовать свои силы в возможно большем числе видов деятельности). Серьезное внимание уделено проблеме овладения ремеслом. Часть этой работы осуществляется с использованием часов тpyдового обучения, а часть — через досуг.

В связи с особенностями контингента перед педагогическим коллективом первоначально встали две основные задачи: адаптация учащихся к учебной деятельности и социализация.

Разработаны критерии и но рядок приема в отделение. Это позволило по-иному взглянуть на систему работы школ района с такими учащимися, выявить проблемы и обратить на них серьезное внимание администрации школ, создать систему противовесов, дабы не допустить массового «вызревания» этой категории и далее.

Класс формируемся в количестве 10 человек Опыт показал, что зачисление в этот класс в течение всего периода обучения новых учеников, как правило, резко нарушает сложившийся баланс отношений и выводит систему из равновесия. Целесообразнее открыть дополнительный класс, формируя новый коллектив с новыми отношениями, чем дополнять существующие группы.

Тщательно подбирались педагоги. Кто-то не смог работать по личностным данным, другие не выдержали трудностей, третьим было просто отказано. Педагоги прошли тестирование, которое периодически повторяется. В основу их работы положен принцип «каждодневного создания ситуации успеха для каждого подростка». Активное использование методики коллективной творческой деятельности позволяет учащемуся испытать себя (в отличие от прошлой школы, где он чаще был изгоем) в роли лидера, активного участника дела. Особенно важна роль социального педагога, являющегося координатором отношений в разных уровнях («дети-дети», «дети-взрослые», «дети-ролители»).

Специфична и работа с родителями. Почти не практикуются родительские собрания, вес сосредоточено на индивидуальном общении с каждой семьей. Координация этой работы возложена на специального заместителя директора. Результат: до 80% родителей, по данным психологов, восстановили связи со школой (не нужно рассказывать о том, каковы они были раньше).

Все это обеспечило формирование нового уровня отношений как среди учащихся, так и среди учителей. Школа вступила в режим развития, выросла численно, пришли новые молодые, талантливые педагоги. Сменился и уровень вопросов, которые волновали педагогический коллектив. Проводятся педагогические консилиумы, тренинги для педагогов, спецсеминары.

Отделение выросло численно более чем вдвое; сейчас здесь 186 учащихся. Выросла и его популярность. Не секрет, что эта школа (как и другие, ей подобные) ранее была местом «ссылки» неблагополучных. Сейчас о ней знают как об учебном заведении, где помогают заново встать на ноги. И просьбы о приеме нередки.

Фактически произошло изменение самой школы, она все более и более приобретает характер социального приюта, где на первое место выдвигается задача реабилитации личности подростка. Опасения, а не даст ли концентрация такого количества неблагополучных подростков вспышку правонарушений, к счастью, не оправдались. Результат свидетельствует об обратном. Пропуски уроков — единичны. Отсев по мотивам конфликта или несогласия с формами деятельности имел место только дважды. Первый выпуск в 9-м классе показал, что можно попробовать и большее. Так появился и 10-й класс, набранный из своих же выпускников. Год работы с ним оправдал ожидания: подростков действительно удалось перевести на другой уровень, создать для них возможность следующего шага. А многим из них такая поддержка просто необходима.

Мы далеки от идеализации этого опыта, но в целом, нам кажется, «трудным» детям удалось дать еще один шанс на то, чтобы их жизнь состоялась.

ecsocman.hse.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.