Сколько дается баллов за каждое задание по русскому егэ: Вопросы и ответы — Отделение русского языка
варианты заданий, изменения, подготовка, критерии оценивания для 11 класса
Общая информация
ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен для всех выпускников школ с 2009 года. Если плохо пройти итоговую аттестацию или не явиться на экзамен вовсе, сбудется наяву один из самых страшных кошмаров школьника: он не получит аттестат.
В 2023 году предусмотрено три периода для прохождения испытания: досрочный (март), основной (май) и дополнительный (сентябрь). Продолжительность экзамена – почти в два раза длиннее первого полета в космос – 210 минут, но в отличие от космического корабля, на ЕГЭ по русскому языку нужно взять только ручку, паспорт и, при необходимости, лекарства.
Основные изменения в ЕГЭ по русскому языку
В 2023 году экзамен претерпел изменения. Заданиям 3 (в КИМ 2022 года – задание 1), 21 и 26 части 1 ЕГЭ по русскому языку присвоен повышенный уровень сложности. Задание 3 (в КИМ 2022 года – задание 1) становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. В задании 8 изменена система оценивания: максимальное количество баллов уменьшено с 5 до 3. Также поменялась формулировка задания 27 части 2 ЕГЭ; изменён максимальный балл по критерию «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). Кроме того, в седьмом и восьмом критериях исключено понятие «негрубая ошибка».
Также важным нововведением ЕГЭ стало снятие ограничения на максимальный объём сочинения. Кроме того изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 54.
Расписание
В 2023 году ЕГЭ пройдет в три этапа. Досрочный период сдачи ЕГЭ по русскому языку намечен на 23 марта.
Основной период сдачи ЕГЭ начинается в мае, и русский язык выпускники смогут сдать уже 29 и 30 мая. Дополнительный этап, который в этом году пройдет в сентябре, – это своеобразная пересдача для тех, кто завалил экзамены, но хочет успеть поступить в средние специальные учебные заведения. Пересдать русский язык можно 6 b 19 сентября.
Задания
Структура ЕГЭ по русскому языку осталась без изменений: в экзаменационной работе предусмотрены две части. Первая состоит из 26 заданий, ответом в них может являться цифра или последовательность цифр, слово или несколько слов. Во время работы над первой частью выпускник покажет знание базовых правил орфографии и пунктуации, способность верно определять лексические значения слов, умение выделять главное в тексте и знание основных тропов. Ответы первой части нужно занести в бланк №1 черной гелевой ручкой.
Во второй части – всего одно задание: сочинение по приведенному в контрольном измерительном материале тексту. Оно оформляется на бланке №2, а его содержание должно удовлетворять критериям оценивания. Выпускник выделяет проблему, которую автор поднимает в отрывке, приводит примеры из текста, иллюстрирующие отношение автора к выбранному вопросу, высказывает свою позицию, анализирует и осмысливает тему.
Критерии оценивания
За первую часть экзамена можно получить 33 первичных балла. За каждое задание первой части, кроме заданий №8 и 26, можно получить 1 балл в случае верного ответа и 0 баллов в случае ошибки. Восьмое задание при безошибочном выполнении принесет 5 баллов. За каждую ошибку вычитается 1 первичный балл. За 26 задание можно получить от 0 до 4 баллов. Цена каждой ошибки – 1 балл. Выпускникам стоит обратить внимание на последовательность записи цифр в ответе: в 8 и 26 задании она важна.
За вторую часть экзамена можно получить до 25 первичных баллов. В сочинении их может принести буквально каждое предложение. За корректную формулировку проблемы исходного текста максимальный балл – 1. Комментарий может быть оценен от 0 до 6 баллов, в зависимости от его глубины. За демонстрацию авторской позиции и грамотное обоснование собственного мнения о позиции автора выпускник может получить по 1 баллу. Критерии смысловой цельности и точности речи оцениваются в 2 балла каждый. Важно не допускать ошибок в сочинении: за соблюдение орфографических и пунктуационных норм дается по 3 балла максимум, за соблюдение грамматических норм можно получить от 0 до 2 баллов, отсутствие нарушений этических норм оценивается в 1 балл, как и отсутствие фактических ошибок.
Баллы
Для пересчета первичных баллов в тестовые используется специальная шкала. Каждый год она незначительно меняется – это связано с изменениями структуры экзамена. Чтобы ЕГЭ по русскому языку в 2023 году считался сданным и выпускник мог получить аттестат, достаточно набрать 10 первичных баллов, которые при пересчете в стобалльную систему дадут 24 балла. Но если одиннадцатиклассник планирует поступать в высшее учебное заведение, этой оценки будет мало: подать документы в институт можно, сдав экзамен на 40 и выше баллов по тестовой шкале.
Пересдача
Пересдача экзамена по русскому языку возможна, так как без положительной оценки по ЕГЭ школьник не получит аттестат – а значит, 11 лет школы потрачены впустую. Первую попытку пересдать экзамен выпускники получают уже в резервные дни основного периода. Если же у школьника не получилось сдать экзамен со второго раза, он может воспользоваться дополнительным периодом и сдать экзамен осенью.
Но неудовлетворительная оценка на экзамене не единственная причина пересдач. В резервные дни написать ЕГЭ могут одиннадцатиклассники, по уважительным причинам пропустившие экзамен в основной день, а также выпускники прошлых лет и лица, столкнувшиеся с нарушениями в пунктах проведения экзаменов. К сожалению, такое тоже бывает, и в этом случае надо обязательно написать апелляцию в день ЕГЭ, не покидая школы. Для разбора ситуации собирается апелляционная комиссия. В случае признания нарушений пострадавший от них школьник допускается до пересдачи.
Апелляция может быть не только на условия проведения экзамена, но и на результаты. Если выпускник не согласен с полученным баллом, он может подать апелляцию по официальной форме в течение двух рабочих дней со дня появления официальных результатов ЕГЭ по предмету. Рассмотрение обращения занимает до четырех рабочих дней.
Мнение эксперта
Светлана Валентиновна Пахомова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Сергиево-Посадского физико-математического лицея:
– ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен для каждого одиннадцатиклассника. Расписание построено таким образом, что для многих это был первый выпускной экзамен. Несмотря на то что школьники пишут пробники в течение учебного года, высокий уровень стресса может повлиять на итоговый результат. На мой взгляд, для учителя в последний год обучения очень важно не скатиться в натаскивание учеников на определенный тип заданий, а научить детей чувствовать язык. Основной проблемой школьника при написании экзамена чаще всего становится невнимательность: ЕГЭ по русскому языку не самый сложный экзамен, поэтому большая часть ошибок носит случайный характер. Бывает, дети сами удивляются тому, как они могли допустить такие ошибки.
Я не люблю говорить о ЕГЭ как о положительном или отрицательном явлении в нашем образовании: сейчас итоговая аттестация проводится в такой форме и предпосылок к изменениям пока нет. Можно рассуждать о том, что раньше было лучше, но через 20 лет нынешние выпускники скажут то же самое, вспоминая свои школьные годы. Поэтому помним, что на экзаменах жизнь не заканчивается, и готовимся получать самые высокие баллы на ЕГЭ
баллы по заданиям и изменения вариантов 2022, подсказки для ответов и видео урок — Без Сменки
Подробно разбираем демоверсию ЕГЭ 2023 по русскому языку с преподавательницей Вебиума Агнией Розенталь.
Какие произошли изменения в ЕГЭ 2023 по русскому языку
Главное изменение в ЕГЭ 2023 по русскому языку — другая система оценивания. Первичных баллов стало меньше: 54 вместо 58. За все задания дают один балл, за 8 задание — три балла.
Получить заветные 100 баллов за ЕГЭ по русскому в 2023 году станет немного сложнее.
Также:
- изменилось третье задание, оно стало вторым, и суть поменялась;
- второе задание теперь первое, а первое стало третьим;
- уточнили критерии оценивания сочинения, за комментарий теперь можно получить 5 баллов, а за всё сочинение 24 первичных балла;
- за восьмое задание не дают больше 5 баллов.
Разберём каждое задание из демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку. В конце найдёте видео версию разбора.
1 задание
В первом задании нам дают большой текст — как и в КИМ 2022 года. В тексте выделено целых пять слов — с ними будут связаны изменения в задании 3!
Что стало с первым заданием: в демоверсии 2023 года нужно самостоятельно подобрать определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска.
💡Для решения этого задания нужно обязательно выучить части речи, их виды и разряды. Поможет это запомнить наша шпаргалка с местоимениями.
2 задание
Здесь работаем с выделенными словами. Важно обратить внимание на формулировку: нужно выбрать вариантЫ ответов, в которых значению выделенного слова соответствует его значение в тексте.
Что изменилось: раньше давали одно многозначное слово, нужно было подобрать вариант с верным значением. Что сейчас: выбираем варианты, где значения выделенных слов совпадают с контекстом.
3 задание
Опять смотрим на формулировку: вариантЫ. Здесь выбираем утверждения, в которых фрагменты текста характеризуются верно.
Задание сделали повышенного уровня сложности, но всё так же дают 1 балл. Здесь спрашивают и про лексику, и про грамматику, и про синтаксис. Есть даже вопрос про средства выразительности. Так что новое третье задание — сборная солянка всех правил русского языка!
4 задание
Задание на ударение. Здесь добавили a little bit of spice: теперь надо записать варианты ответов, где ударная буква выделена верно. Тут тоже много вариантов, и выписываем не слово, а цифры. А вот и шпаргалка по теме.
❗️Орфоэпический словник в этом году обновили. Скажем честно: список слов несильно изменился.
5 задание
Задание на паронимы не изменилось! Здесь как всегда ищем неверно употреблённое слово и указываем его правильного двойника.
❗️Словарик паронимов в этом году обновили. У нас появились парочки авторитарный-авторитетный или ванна-ванная, например. Про остальные изменения в словарике Агния расскажет в своём телеграм-канале
6 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку в задании 6 всё оставили без изменений: нужно найти лексическую ошибку и выписать лишнее слово. Рассказываем, что такое лексика.
7 задание
7 задание — такое же, как было в 2022 году: смотрим на слово, которое написано капсом, ищем, где допущена ошибка в образовании формы. В ответ выписываем правильный вариант.
8 задание
В 2023 году нещадно изменили систему оценивания — теперь за такое огромное задание можно получить лишь 3 балла вместо 5. Вот разбалловка:
- 2 балла — одна–две цифры не на своих местах;
- 1 балл — три–четыре цифры не на своих местах.
А алгоритм остался тот же: дано 5 вариантов с ошибкой и 9 предложений, среди них ищем подходящие.
Можно обидеться на составителей и ничего не делать, а можно получить бесплатный спецкурс по восьмому заданию! Для этого нужно выбрать любой курс Основы — хоть по математике, хоть по химии.
9 задание
Первое из заданий на знание правил по частям речи — тут у нас гласные в корне.
Ушла эпоха, когда мы искали слова с непроверяемой или чередующейся гласной: теперь надо найти слова, где пропущена одна и та же буква. Тут намешано всё: и словарные, и чередующиеся, и проверяемые.
10 задание
Задание на приставки. Здесь всё осталось без изменений, разборы опубликуем в Телеграме и группе ВКонтакте.
11 задание
В демо 2023 по русскому в 11 задании всё по старинке: суффиксы, два слова в строчке и несколько вариантов ответов.
12 задание
Задание посвящено окончаниям глаголов и суффиксам причастий. Здесь без изменений: просто заполняем пропуски и выписываем цифры, где пропущена одна и та же буква. Поможет шпаргалка про спряжение глаголов.
13 задание
Тут ничего не поменялось: определяем предложение, где НЕ с выделенным словом пишется слитно или раздельно.
💡Здесь нужно знать правила написания НЕ с разными частями речи. Специально для этого задания у нас есть шпаргалка.
14 задание
Опять ничего нового: раскрываем скобки и ищем предложение, где оба выделенных слова пишутся слитно.
💡Лайфхак: сначала ищите слова, которые точно пишутся раздельно или через дефис.
15 задание
Это задание в демоверсии 2023 как в прошлом году — на правописание Н и НН. У нас есть удобные памятки по правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях и отглагольных прилагательных
16 задание
Переходим к пунктуации. Спойлер — изменений нет! Но мы всё равно напомним, что вас ждёт на экзамене.
❗️Здесь подвох: непонятно, сколько вариантов должно быть в ответе. В задании нет конкретной цифры, поэтому их может быть хоть 2, хоть 4. Но суть такая: указываем предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
17 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку 17 задание всё так же посвящено обособлению членов предложения: дополнений, определений и обстоятельств.
18 задание
Здесь вводные слова и обращения, нужно расставить запятые. Подсказка: личные местоимения «ты», «вы» или «вас» не являются обращениями, поэтому запятыми их не выделяем.
19 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 это задание осталось без изменений — ищем запятую в сложноподчинённом предложении с придаточными.
20 задание
Тоже всё как было: проверяют знания по запятым в предложении с разными видами связи.
21 задание
В демо ЕГЭ 2023 по русскому 21 заданию присвоили повышенный уровень сложности — теперь это задание со звёздочкой. Но баллы — всё те же 🙁
Здесь может попасться всё по пунктуации: и запятые, и тире, и двоеточие. Выбираем предложения, где нужный нам знак препинания ставится по одному и тому же правилу.
На этом с тестовыми — всё! Задания с развёрнутым ответом и сочинение разбираем в телеграм-канале с Агнией, следите за обновлениями.
С курсом «Основа» подготовиться к ЕГЭ по русскому будет проще — Агния готовит к экзаменам не скучно и не ругает за ошибки, а ещё с вами на связи будет наставник, которому вы сможете задать любой вопрос. Крутой коллектив, куча практики и сотка по русскому обеспечены!
ЗАБРОНИРОВАТЬ МЕСТО
youtube.com/embed/odRSyaqi4eY?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»>
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
ЭКЗАМЕН НА ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ (LPE) | Кадровый портал
Период регистрации на участие в программе LPE 2023 года будет проходить с 5 по 23 июня 2023 года в Inspira РАСПИСАНИЕ ЭКЗАМЕНА НА ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ (LPE) 2023 |
LPE — Процесс и сроки
Кандидаты должны определить свое право на участие и подготовить необходимую подтверждающую документацию до начинается период регистрации. Что касается любых вопросов, которые могут возникнуть у заявителей, их следует адресовать администратору в центрах скрининга LPE (LPESC). Более подробную информацию см. в таблице ниже:
Хронология (предварительно) | 2023 LPE — Процесс и сроки ( Нажмите на стрелку слева, чтобы открыть дополнительную информацию в каждой категории ) |
апрель 2023 г. | Объявление результатов LPE 2022 года на всех шести официальных языках. |
Апрель 2023 | 1. Объявление об участвующих скрининговых центрах LPE (LPESC) и платных организациях Они могут меняться из года в год в зависимости от местных потребностей и доступных ресурсов.
Если вы не видите свое место службы в списке, выберите ближайшее к вам место службы при регистрации в LPE 2023 в Inspira.
*Кандидаты от организаций-плательщиков должны уточнить в своей организации политику возмещения сборов перед регистрацией в LPE, поскольку некоторые организации вычитают сборы LPE из заработной платы соискателей. |
Май 2023 | 2. Кандидаты должны определить свои права, подготовить подтверждающие документы и обновить свой профиль Inspira Политики и руководящие принципы
Документ с критериями приемлемости LPE, утвержденный Управлением кадров, доступен по ссылке ниже.
Кандидаты, отвечающие критериям «регулярное использование языка для работы», должны приложить к своей заявке в системе Inspira форму подтверждающего письма, подписанную * их руководителем и главой офиса.
Кандидатам с назначениями, срок действия которых истекает до даты экзамена LPE, предлагается приложить письмо * от исполнительного директора или главы администрации отделения за пределами штаб-квартиры и полевых мест службы, в котором выражается намерение продлить контракт после дату письменного экзамена до подачи заявления в систему Inspira.
Примечание: * Мы принимаем электронные подписи для бланков и писем. Чтобы подписать форму/письмо в электронном виде, заинтересованные должностные лица должны сохранить форму Word в файле PDF и использовать функцию «Заполнить и подписать» Adobe Acrobat Reader, чтобы добавить свою электронную подпись. Загружая подписанную форму/письмо в свою заявку в Inspira, кандидат должен включить копию электронного письма от соответствующего официального лица, пересылающего подписанную форму/письмо. Кандидаты должны определить свои права и подготовить необходимые подтверждающие документы до периода регистрации. Любые вопросы, которые могут возникнуть у заявителей, должны быть адресованы местному администратору соответствующего LPESC. |
с 5 по 23 июня 2023 года
| 3. Срок регистрации заявителя |
июнь – июль лв 2023 | 4. Местный администратор в каждом LPESC просматривает заявки в соответствии с критериями приемлемости. Местные администраторы могут связаться с кандидатами в любое время в течение этого периода, чтобы запросить дополнительную информацию или документацию. Если это так, заявитель обязан загрузить запрошенные подтверждающие документы в течение этого периода проверки и повторно подать заявку в Inspira. Кандидаты должны регулярно проверять свой статус Inspira и отправлять электронную почту для связи со статусом своего заявления. |
Подлежит уточнению | 5. Последний шанс для заявителей ответить на отложенные заявки, если применимо В течение этого периода новые заявки не принимаются. Это последняя возможность для заявителей с существующими заявками (которые были отклонены локальным администратором) загрузить запрошенные дополнительные подтверждающие документы и повторно отправить свои заявки, чтобы локальный администратор мог завершить проверку. |
Подлежит уточнению | 6. Окончательная проверка отозванных заявок локальными администраторами Локальный администратор будет проверять все ожидающие заявки, либо принимая те из них, которые соответствуют требованиям приемлемости, либо отклоняя те, которые не соответствуют требованиям приемлемости или не имеют подтверждающих документов. Последняя дата прекращения регистрации кандидатов уточняется. |
июль 2023 г. | 7. Утверждение регистрационного взноса платными организациями Сотрудники платящих организаций, заявления которых удовлетворяют нефинансовым критериям правомочности, будут рассмотрены их соответствующими финансовыми координаторами для утверждения. Только кандидаты, чьи заявки одобрены (т. е. их головная организация соглашается оплатить регистрационный сбор LPE), будут приглашены для сдачи экзамена. |
Подлежит уточнению | 8. Проверка статуса окончательного вызова/отклонения в Inspira
Окончательный статус заявки будет известен к этой дате. Только созванные кандидаты будут допущены к экзамену. Письма о созыве будут разосланы заявителям по электронной почте через Inspira. |
До сентября 2023 г. | 9. Подготовка к экзамену Обратите внимание, что экзамен состоит из четырех разделов: 1) Рецептивная деятельность: Аудирование; 2) Рецептивная деятельность: Чтение; 3) письменное производство и взаимодействие; и 4) Разговорное производство и взаимодействие; в 2023 году планируется провести ОНЛАЙН. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ LPE АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ФРАНЦУЗСКИЙ
Практические экзамены LPE на английском, французском, русском и испанском языках доступны круглый год в формате PDF на нашей странице поддержки многоязычия в разделе «Оценка языков». Вы также можете попробовать те же практические экзамены в среде онлайн-тестирования здесь, создав новую учетную запись и зарегистрировавшись в них. ОНЛАЙН-КУРСЫ ПОДГОТОВКИ К LPE, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ CDOTS – ОТДЕЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ И КОММУНИКАЦИЯМ
|
октябрь 2023 г.
| 10. Администрация онлайн-экзамена
Среда, 4 октября 2023 г.
Среда , 11 Октябрь 2023
Среда , 18 O октябрь 2023
Среда , 25 октябрь 2023
Время:
|
март — апрель 2024 (предварительно) | 11. |
Везде | Кандидаты должны регулярно проверять свою электронную почту и веб-сайт LPE на наличие обновлений. Кандидат обязан убедиться, что его контактная информация электронной почты в Inspira верна, чтобы обеспечить надлежащее общение. |
Часто задаваемые вопросы | Просмотрите последние часто задаваемые вопросы о LPE. |
Экзамен на знание языка (LPE) 2023 года будет проводиться на уровне III языковой системы Организации Объединенных Наций (UNLF). Настоятельно рекомендуется, чтобы кандидаты ознакомились с Уровнем III UNLF, в частности:
• общие описания для Уровня ООН III (страницы 5, 8) и цели обучения, коммуникативные ситуации и типы текстов (страницы 22-26) в основной учебной программе UNLF. Они являются общими для всех шести официальных языков Организации Объединенных Наций и являются основой для LPE на всех шести языках.
• страницы UN Level III в специальной языковой программе (Ar, Ch, En, Fr, Ru, Sp) того языка, на котором вы будете сдавать экзамен.
Формат экзамена
- Экзамен состоит из четырех разделов: 1) Рецептивная деятельность: аудирование; 2) Рецептивная деятельность: Чтение; 3) Письменное производство и взаимодействие; и 4) Устное производство и взаимодействие.
- Устная часть старого LPE будет заменена устной частью онлайн-экзамена, и в нем не будут участвовать живые интервьюеры.
- Каждый раздел приносит 25 очков. Кандидаты должны набрать не менее 15 баллов по каждому разделу и не менее 65 баллов в сумме, чтобы получить Сертификат Организации Объединенных Наций о прохождении языкового экзамена.
- Все разделы будут заполнены в системе онлайн-экзаменов и тестов Организации Объединенных Наций.
- Четыре раздела будут разделены на две «викторины» на платформе, и кандидаты смогут делать перерыв между частями.
- Часть 1. Аудирование и чтение (100 минут)
- Часть 2. Письменная продукция (90 минут)
- Часть 3. Разговорная речь (30 минут)
В соответствии с разделом 3.6 Административной инструкции ST/AI/2021/1, кандидаты должны набрать не менее 15 баллов по каждому разделу экзамена и не менее 65 баллов в сумме, чтобы получить сертификат ООН о знании языка. Экзаменационный сертификат. Часть 1 аудирования и чтения и часть 2 письменной части экзамена являются отборочными; т. е. кандидаты, не набравшие минимум 15 баллов (из возможных 25 баллов) в части экзамена по аудированию или чтению, не будут оцениваться по разделам письма и устной речи, а кандидаты, не набравшие минимум 15 баллов (из 25 возможных баллов) в письменной части экзамена не будет оцениваться их устная часть.
Контактная информация LPE
Для запросов от сотрудников штаб-квартиры UNHQ: электронная почта unlpeny@un.org
Для запросов от лиц из других мест службы см. список участвующих LPESC.
Филолог Наталья Борисенко о проблемах ЕГЭ — Реальное время
09:00, 31.10.2019
Наталья Борисенко о неграмотности учащихся, набравших высший балл на ЕГЭ по русскому языку, недостатках пятибалльной системы оценок и гонке за успеваемость в школах
«Многие преподаватели вузов, работающие с первокурсниками, жалуются, что дети даже с высокими баллами по ЕГЭ по русскому языку просто неграмотны и не могут просто выражать свои мысли. Их приходится заново учить говорить на человеческом языке в течение первых двух лет», — отметила педагог и психолог, один из авторов книг по русскому языку Наталья Борисенко. В авторской колонке «Реального времени» эксперт поднимает проблемы подготовки и аттестации выпускников школ.
ЕГЭ: итог по стране в целом печальный ЕГЭ я бы не оценил ни только отрицательно, ни только положительно. Это неоднозначное явление. Но моя оценка скорее негативная. Надо признать, что ЕГЭ кормил меня много лет, когда я, как и многие учителя, работала репетитором. До сих пор неясно, чей вклад в высокие успехи выпускников на ЕГЭ больше, школы или репетиторов. Я склоняюсь ко второму ответу. Заслуга репетиторов в успешной сдаче ЕГЭ учениками очень велика. Поэтому, когда мы, учителя и репетиторы (иногда один и тот же человек) критикуем ЕГЭ, мы кусаем руку, которая нас кормит.
Этот экзамен что-то проверяет, но не все остальное. Например, нужно знать множество правил орфографии и пунктуации, чтобы выполнить с десяток заданий на проверку орфографии и пунктуации. Если ваша грамотность «на грани пера» (выражение из наших книг), то эти задачи совсем не сложные. Когда базовая грамотность вырабатывается автоматически, это не проблема. Вы тратите минуту на выполнение задания и зарабатываете балл. К сожалению, полкнижки учеников 10-11 -го -х классов начинают повторять и заучивать правила, которые они должны были выучить в пятом классе.
За что ЕГЭ можно поблагодарить, так это за задание (когда-то оно было заданием номер один) проверка словесного ударения. Чтобы получить одно ничтожное очко, нужно выучить список из нескольких сотен слов, которые легко спутать и с трудом поставить ударение в слове. И их должен знать любой человек, который готовится к ЕГЭ. Вот почему мне кажется, что дети стали более подготовленными к орфографии. То же самое и с паронимами — приходится учить десятки паронимов. Польза для культуры речи огромна, хотя можно было бы обойтись и без ряда очень жестких паронимов.
Этот экзамен что-то проверяет, а что-то нет. Например, нужно знать множество правил орфографии и пунктуации, чтобы выполнить с десяток заданий на проверку орфографии и пунктуации. Фото: Максим Платонов Самый большой минус ЕГЭ – это сочинение по тексту, который читает студент, последнее задание. Непонятно, почему это называется композицией вообще. Допустим, это задание по прочитанному тексту. Преимущество в том, что он проверяет понимание текста. Выпускник, прежде всего, должен уметь понимать текст и выражать свое понимание. Однако главная проблема этой задачи — его ужасная унификация. Эта задача имеет формат, критерии. Так называемая композиция не может быть написана свободно, как это было много десятилетий назад, когда мы писали композиции обо всем, что хотели. Есть стандартные критерии, и каждый школьник, который готовится к ЕГЭ, должен идти по этим критериям и писать сочинение по ним. Цель хорошая, потому что у нас ситуация с пониманием текста очень плохая. Если написать 2-3 таких композиции, вроде бы не проблема. Но надо написать 20-30 в течение года. А отличникам приходится писать еще больше. Прочитала отзыв отличницы, она писала сочинение в неделю, а то и больше. 30, 40, 50 композиций по одному замыслу с одним и тем же клише — невероятное объединение. Какой результат? Упрощенная, шаблонная речь. Немногим детям удается противостоять такому давлению и сохранять свободную, естественную речь. ЕГЭ перемалывает вас.
Многие преподаватели вузов, работающие с первокурсниками, жалуются, что дети даже с высокими баллами по ЕГЭ по русскому языку просто неграмотны и не умеют просто выражать свои мысли. Их нужно заново учить говорить на человеческом языке в течение первых двух лет. Человеческий язык — любимая пословица в нашем сообществе. «Писать надо человеческим языком», — постоянно повторяла Рита Граник. Мечтаю о том, чтобы кто-нибудь соотносил естественное письмо, баллы ЕГЭ, баллы, полученные за сочинение в декабре, с творческими работами первокурсников.
ЕГЭ был придуман с одной целью: дать возможность девушке или юноше из города N поступить в столичный вуз. Кому-то дорогу ЕГЭ открыл, но результат для страны в целом сказался. И слишком дорого.
Многие преподаватели вузов, работающие с первокурсниками, жалуются, что дети, даже получившие высокие баллы по ЕГЭ по русскому языку, просто неграмотны и просто не умеют выражать свои мысли. Фото: Василий Иванов / kazanfirst.ru Критерии оценки работ в наших школах не пересматриваются уже 40 лет Я, конечно, не говорю, что сейчас все плохо, а раньше было хорошо. Да, советская эпоха дала нам отличные разные методики преподавания русского языка. Я выросла на книгах Таисы Ладыженской и других авторов этой классической и когда-то единственной линии. Были методики по развитию речи Валентины Капинос, была удивительная методика обучения орфографии Маргариты Разумовской. Это наша классика.
Но сегодня, несомненно, необходимо пересмотреть многие методы, потому что мы имеем дело с другими детьми, которые живут в других социально-исторических условиях. По крайней мере, есть одна проблема, которую нужно пересмотреть. Это система оценки знаний, навыков и компетенций учеников. В наших школах до сих пор действует пятибалльная система оценок, в которой на самом деле три балла (три, четыре, пять), мы пытаемся найти некоторую гибкость, давая плюсы и минусы («Хочешь 3+ или 4-?»). Но эта традиционная система в корне противоречит тому, как оценивают ученика ОГЭ и ЕГЭ. Их обычно оценивают по критериям, не пятью баллами (хотя все переводится в нее), а дается определенное количество баллов. Как известно, ЕГЭ имеет 100-балльную систему, и за каждый балл идет борьба. Но обычные произведения, письмо и речь, оцениваются по критериям, созданным еще в 70-е годы. Их не пересматривали 40-50 лет. И сколько бы нас ни спрашивали, есть ли прогресс в этом отношении, получить ответ пока не удается.
Все бывшие республики СССР давно отказались от пятибалльной системы оценивания. В Беларуси 10-бальная система, в Украине 12-бальная. Я изучил их правила оценки, они гораздо более гибкие. Одно дело, когда делаешь диктант на пять баллов и получаешь пять баллов. Но это репродуктивная деятельность, когда делаешь диктант, ты ничего не выдумываешь, ты не творишь. Другое дело композиция, и в этих странах вам дают на два балла больше, потому что эта работа более сложная и творческая. И в обоих случаях у нас пять очков. И это только один пример, когда советские правила не работают.
Освободите учителя от бесконечных ненужных «должен делать», и и учитель, и школа получат освежающий кислород Учителя все время проверяют тесты, его ученики все время оцениваются На самом деле проблема глубже. Дело не только в системе оценивания — это ситуация, в которой сегодня находится учитель. Много лет назад, в 1976 году, меня поразила статья в журнале «Знание — сила» . Статью написала Стелла Бондаренко, автор известных стихов о частице «нет», соавтор наших книг. Статья началась с провокационной части «Список обязательных действий учителя». Было пронумеровано:
- учитель должен знать свой предмет, быть в курсе последних достижений науки, знать каждую тему больше, чем написано в учебнике;
- учитель должен быть хорошим оратором, умелым рассказчиком и даже актером;
- учитель должен знать подводные камни каждой рассматриваемой темы;
- учитель должен уметь применять теоретические знания на практике, вовремя проверять знания детей;
- учитель должен понимать, как работает память, внимание, воображение детей, как их развивать, как развивать речь детей, вызывать и поддерживать у них интерес к предмету и, наконец, приобщать к богатой духовной культуре человечества.
Это только половина списка, а список обязательных дел не сокращается, а увеличивается на протяжении десятилетий. И большая проблема в том, как учитель «должен» с ними справиться.
Потому что в советской школе не было таких тестов, как сейчас. Было распределение: испытание в триместр, годовые испытания. Сейчас количество тестов увеличилось. Учителя все время их проверяют, его дети все время оцениваются. Когда они должны выполнять свои основные обязанности? Когда они должны делать то, что они действительно должны делать? Как не заменить их работу видимостью? Учителя фотографируют каждое событие, так называемые возможности для фото: «У нас был интересный разговор в классе, так что теперь все выстраиваются в очередь, мы сфотографируемся вместе, потому что мне нужно прикрепить фото к моему портфолио и разместить его на сайт школы, это требование администрации». У меня много друзей, которые работают в школе. Причем школы эти самые разные — как топовые, так и обычные. И всем им приходится нелегко.