Соц пед: Соц.пед. профилалактика-понятие, виды. Причины — КиберПедия

Содержание

Соц.пед. профилалактика-понятие, виды. Причины — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации…

Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности…

Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда…

Интересное:

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья…

Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски.

..

Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Под профилактикой понимается комплекс мер социально-психоло-гического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность человека. Профилактика представляет собой научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей [3].

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяются несколько подходов.

1. Информационный подход основан на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, и, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации, кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

 

 

2. Социально-профилактический подход к профилактике в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, социально-педагогическими учреждениями, социальным педагогом для устранения или минимизации причин, возникающих в поведении подростков трудностей.

3. Сущность медико-биологического подхода состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера, принимаемыми по отношению к лицам, страдающим различными психологическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.

4. Социально-педагогический подход к профилактике заключается в восстановлении или коррекции качеств личности трудного подростка, особенно его нравственных и волевых качеств личности [1].

 

Под психопрофилактикой понимается область психологии, основной задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психичес-ких и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций.

Социально-педагогическая профилактика это особый вид деятельности социального педагога, направленный на предупреждение в жизнедеятельности школьников различных препятствий посредством устранения или нейтрализации причин, вызывающих у них различного рода социальные отклонения [2].

По мнению Л. В. Мардахаева под социально-педагогической профилактикой (социально-педагогической защитой детства) понимается система мер, направленная на обеспечение охраны детства

Под профилактикой в социальной педагогике понимается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: 1) предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; 2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; 3) содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

В работе социального педагога образовательного учреждения представлены два вида профилактики:

1) первичная – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения;

2) вторичная – комплекс медицинских, социально-психологичес-ких, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Профилактическая направленность воспитательной работы социального педагога в школе поддерживается деятельностью кружковых объединений, школьного совета профилактики, психолого-педагогической службы, межведомственным сотрудничеством, развитием в учебном заведении системы дополнительного образования, созданием клубов неформального общения, подготовкой и проведением воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, социально-педагогических акций, индивидуальной работой с неблагополучными семьями.

Кроме того, принято различать общую и специальную профилактику.

1.Общая профилактикарассматривается как совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на содействие

семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости социально ценной деятельностью во внеучебное время.

Она предполагает осуществление предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в первый класс на базе детского сада как профилактика отклонений в поведении, связанных с проблемами в обучении и кризисом семи лет).

2. Специальная профилактикавключает коррекционно-реабилита-ционные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Эта система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и др.

В работе социального педагога можно выделить несколько направлений профилактической деятельности:

1. Профилактика девиантного поведения детей и подростковиспользование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в поведении. Это совокупность государственных, общественных, социально-медицин-ских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

2. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетнихсистема социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

3. Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.

д.).

11. Соц-педаг. реабилитация- понятие, принципы, содержание

Технология социально-педагогической реабилитации- обозначает восстановление каких-либо качеств или формирование новых качеств. Социально-педагогическая суть состоит в том, что в ряде случаев необходимо восстанавливать навыки общения или формировать новые, можно говорить о восстановлении учебных навыков, определенных знаний и умений.
Школьным социальным педагогом технология применяется относительно безнадзорных и беспризорных детей, которые долгое время находились в асоциальной среде в отрыве от школы, для детей и , которые находились на лечении в санатории или больнице, где нет школы, или в местах лишения свободы. Также технология применяется в случае восстановления родительских прав, когда родители и дети долгое время были оторваны друг от друга. Восстановление отношений в семье- также задача данной технологии.
Технология применяется также в отношении опекаемых детей, детей- сирот, которые в связи с явлением депривации (объективных лишений) могут не иметь качеств, связанных с потребностью и способностью к коммуникациям.
В каждом конкретном случае может быть особый порядок основных реабилитационных этапов, но суть их сводится к следующим

1.Медицинский. Снятию опасных для жизни или здоровья ребенка ситуаций или симптомов. Проводится совместно с медиком.

2. Психосоциальный. Восстановлению психических функций (память. Речь, мышление, внимание), приведших к возникновению социально-педагогической проблемы. Проводится совместно со школьным психологом.

3.Педагогический, правовой. Восстановлению и закрепление отношенческого компонента и имеющихся у данного лица прав. В реабилитационную деятельность вовлекаются все педагоги. Привлекаются специалисты по правовым вопросам, в том числе, и вне школы. При этом, соответственно, наряду с непосредственной деятельностью, социальный педагог выполняет функции посредника между всеми специалистами школы и среды, которые выполняют данную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями..

Результатом в этом случае, нужно считать появление новых ценностей, новых качеств, более высокого уровня отношений и отсутствия аморальных поступков у ребенка в течение продолжительного времени.

В идеальном случае реабилитационную деятельность в учреждении выполняет врач-реабилитолог, но в современных условиях, это весьма редкий случай.
На каждом этапе уместно использовать, как групповую, так и индивидуальную форму работы с ребенком. Методы и приемы же будут зависеть от основной задачи этапа и условий его организации. Основные методы психосоциального этапа:психоконсультирование, психосоциальные тренинги, психотерапевтические методики, применяемые совместно с психотерапевтом или психологом. Отличием данной от других помогающих технологий является составление индивидуальной реабилитационной программы, которая рассчитана на весь реабилитационный период.

В некоторых случаях она требует особого финансирования. Организация отдыха ребенка в условиях пансионата, дом отдыха, санатория. В этом случае социальный педагог реализует технологию франчайзинга. Очень характерной составляющей данного поиска спонсоров, источника финансирования этапа является наличие индивидуальной учебной программы для учащихся, когда ребенок по каким-либо причинам не учился в школе или значительно отстал от сверстников.
Основные методы психосоциального этапа: психоконсультирование. тренинги, психотерапевтические методики. Прогноз достаточно оптимистичный. В социально-педагогичес- кой практике возможно полное восстановление функций, формирование новых ценностей, умений и навыков ребенка, попавшего в сложную жизненную ситацию.

 

⇐ Предыдущая12345

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…



Методы соц-пед 10 вопрос

Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стерео­тип. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. 272 с

«Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  — М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416 с. Авторы: Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П.

Методика и технологии социально

педагогической деятельности

Методика в общем виде представляет собой совокупность мето-

дов, приемов и средств целесообразно проведению какой-либо рабо-

ты. Методика социально-педагогической работы – это система прин-

ципов, форм, способов и средств организации социально-педагоги-

ческой деятельности с разным контингентом детей. М.В. Шакурова

определяет методику как сложившуюся совокупность методов, по-

зволяющую решать типовые задачи. Объектом методики является

организуемая социальным педагогом разнообразная деятельность.

На подбор методики существенное влияние оказывает содержание

деятельности человека, на работу с которым она рассчитана. Так,

игра потребует одних методик, диалоговое общение – других.

Понятие «метод» означает способ освоения действительности,

путь достижения заданной цели. С помощью методов социальный

педагог оказывает целенаправленное воздействие на сознание, по-

ведение, чувства ребенка, а также на окружающую его среду. Мето-

ды работы социального педагога направлены на личность, ее само-

совершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутвер-

ждение.

Всю совокупность методов, используемых в социально-педаго-

гической деятельности, можно классифицировать на две большие

группы: теоретические и практические. Теоретические методы (об-

щенаучные) – сравнение, анализ, идеализация, обобщение, индук-

ция, дедукция и др. Практические методы социально-педагогичес-

кой деятельности – биографический, наблюдение, интервью, кон-

сультирование, беседа, убеждение, упражнение и др. Существуют

также методы оценки эффективности социально-педагогической

работы – это способы, приемы, оценки, дающие ответ на вопрос,

насколько эффективны были примененные профессионально-прак-

тические методы. Самым продуктивным из них является сравни-

тельный, который предполагает сравнение двух ключевых парамет-

ров: каким было состояние клиента до оказания ему социально-пе-

дагогической помощи, и каким оно стало после этого. Разница

представляет собой критерий эффективности.

Методы коррекции – особая группа социально-педагогических

методов. К ним относятся поощрение и наказание. Необходимо по-

мнить, что поощрение и наказание должны быть направлены не на

личность ребенка, а на его поступок (ты хороший, но плохо то, что

ты сделал).

Методы поддержки личности применяются, когда ребенок на-

ходится в сложной ситуации. Социальный педагог помогает ему

проанализировать свое состояние, сформулировать, что нужно в

корне изменить, помогает наладить бытовые условия жизни, отно-

шения между членами семьи.

В работе социального педагога применяются групповые и ин-

дивидуальные методы. Например, можно проводить индивидуаль-

ную беседу, интервью, групповой социально-педагогический тре-

нинг.

Можно классифицировать методы по содержанию проводимой

работы: социально-экономические (работа социального педагога в

школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и ма-

териальная, помощь семье), организационные (направлены на орга-

низацию коллектива, отношения личности в коллективе, организа-

цию помощи личности, семье, создание клубов, объединений), пси-

холого-педагогические (исследование, наблюдение, беседа,

интервью).

Прием в социально-педагогической работе – это частное выра-

жение метода, его конкретизация. Социальный педагог выбирает тот

или иной прием в зависимости от конкретной социально-педагоги-

ческой ситуации, мотивов поведения ребенка. Например, проводя

консультирование, социальный педагог приводит убедительные при-

меры, описанные в научной психолого-педагогической литературе –

это его прием. Средства воспитания – это совокупность материаль-

ных, эмоциональных и других условий, которые использует соци-

альный педагог для достижения поставленной цели. В качестве

средств могут выступать природа, произведения искусства, книги,

средства массовой информации. Так, можно при проведении роди-

тельского собрания на определенную тему показывать видеоматериал.

Понятие «технология» современными учеными трактуется по-

разному. Вопрос о соотношении методики и технологии также оста-

ется дискуссионным. М.В. Шакурова определяет технологию в це-

лом как систему знаний о способах и средствах обработки и каче-

ственного преобразования объекта. Ключевым звеном любой

технологии, можно сказать, является подробное определение конеч-

ного результата и его точное достижение. Педагогическая техноло-

гия рассматривается академиком В.А. Сластениным как строго на-

учное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих

успех педагогических действий и определяется личностными пара-

метрами педагога (то есть учитывается его профессиональный по-

тенциал, личные качества). По мнению профессора М.А. Галагузовой, технология социально-педагогической деятельности – это со-

вокупность методов и приемов практической социально-педагоги-

ческой деятельности, характеризующейся рациональной и целесо-

образной последовательностью действий и применением определен-

ного инструментария социальным педагогом. По отношению к

методике социально-педагогической деятельности технология явля-

ется более узким понятием, так как методика подразумевает выбор

определенной технологии социальным педагогом. Особенностью ме-

тодики является ее универсальность, и поэтому множество специа-

листов, имеющих соответствующую подготовку, в состоянии осво-

ить основные технологии. Реализация этих технологий существен-

но не меняется под влиянием индивидуально-личностных

особенностей социального педагога, который их применяет. В мето-

дике же ситуация обратная: именно индивидуальные особенности

специалиста зачастую играют существенную роль в решении соци-

ально-педагогических задач.

Как полагает Л.В. Мардахаев, в каждой конкретной ситуации

социальному педагогу необходимо уяснить социально-педагогичес-

кую цель, которой надо добиваться, условия ее реализации, особен-

ности и возможности объекта, особенности места реализации, воз-

можности по времени для реализации цели, формы реализации,

особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его

возможности. На этой основе подбирается одна из технологий.

Применение социально-педагогических технологий позволяет

поэтапно реализовывать компоненты деятельности социального пе-

дагога. Социально-педагогическая деятельность начинается с поста-

новки цели и задач: сформировать у ребенка навыки общения, по-

мочь ему адаптироваться в новой среде и т. д. Этапы технологичес-

кого цикла социально-педагогической деятельности следующие:

диагностирование проблемы; поиск путей решения этой проблемы;

отбор и применение методик; оценка правильности решения дан-

ной проблемы; корректировка деятельности (при необходимости).__

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие «методика». Сущность методов социально-педагогической деятельности. Социально-педагогические технологии. Понятие «методика» Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить? Этот же вопрос встает и перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии. Вначале рассмотрим суть понятий «методика» и «технология». Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы. Мы уже встречались со словом «метод» при рассмотрении социально-педагогического исследования, а также при освоении других учебных дисциплин: педагогики, психологии, социологии и др. Это говорит о том, что понятие метода имеет очень широкое применение. В этой лекции мы будем рассматривать это понятие относительно социально-педагогической деятельности. Как бы ни велика была роль социального педагога и других специалистов, работающих с ребенком, в осмыслении реальной действительности, процессов развития знаний о природе человека, их взгляды не могут быть истиной в последней инстанции. Тем не менее, как высказывался Л. С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка… опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем…». Поэтому необходимо разобраться с сущностью метода, показать их разнообразие, уметь отличать «метод», «прием» и «средства» работы, а также видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Сущность методов социально-педагогической деятельности Вспомним, что согласно философскому определению, метод — это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Социальная педагогика, как мы уже знаем, является отраслью педагогики. Поэтому при определении методов социально-педагогической деятельности мы будем опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике; с другой стороны, будем учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. Вспомним также, что в нашем поле зрения находится ребенок и окружающая его социальная среда, а социальный педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно — через семью, друзей, детский коллектив — воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду. Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе. Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э. Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др. Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе. Однако использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др. Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью которых он это сделает. Различая эти понятия, следует помнить, что в реальном процессе деятельности четкую границу между ними провести весьма сложно, так как методам свойственна подвижность, изменчивость. В одних ситуациях метод выступает как самостоятельный путь решения задачи, в других он входит в прием, который используется в различных обстоятельствах по-разному. Для выполнения своей профессиональной деятельности социальному педагогу следует овладеть методами, которые, как было показано выше, состоят из отдельных приемов. Методы, приемы и средства взаимосвязаны между собой таким образом, что методы и приемы могут выполнять в отдельных случаях роль средств. Средства, в свою очередь, могут быть самыми различными, что обозначено на схеме стрелками, направленными вниз. Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них. Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют действенной силы. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения ребенка, что способствует формированию убеждений. Убеждения — это твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение — это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу.

Убеждение выступает формой регуляции отношений ребенка и социума. Воспитательная сила убеждения обусловливается тем, как внутренне воспринимает его ребенок. Если убеждение не вызывает положительной внутренней настроенности ребенка, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов воздействия на ребенка.

Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать ребенка в правоте его взглядов — неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога.

При убеждении, как уже было сказано выше, социальный педагог воздействует на сознание, волю и чувства ребенка. Однако при этом нельзя смешивать понятия «убеждение» и морализирование», когда декларируются хорошо известные истины; а если они еще и произносятся в командном тоне, то ребенок перестает слушать взрослого или агрессивно относится к нему.

Еще А. С. Макаренко говорил «о внутреннем сопротивлении личности воспитательным процессам» (я и сам знаю, как нужно поступать, нечего меня учить и т. п.). Тем более социальному педагогу приходится иметь дело с ребенком, у которого накоплен определенный негативный опыт, а поэтому действия и поступки совершаются им согласно определенным убеждениям. Необходимо различать смысловой и эмоциональный барьер слова. К смысловому относится отрицательное реагирование на любое требование социального педагога, на любые его слова.

При таком негативизме слова социального педагога могут вызывать противоположный эффект — «эффект бумеранга». При эмоциональном барьере у ребенка возникает чувство неприятия, антипатии, порой озлобленности.

Психологические особенности восприятия содержания речи должны быть таковы, чтобы вызвать у ребенка надежду, гордость, чувства раскаяния в содеянном поступке и другие положительные эмоции.

Органическая часть убеждения — это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т. д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста не делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания, смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.

Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

Рассказ и лекция — монологические формы метода, которые! ведутся от одного лица — социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ используется при работе с младшими детьми, он непродолжителен во времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция применяется для детей старшего возраста. Лекция более продолжительна по времени, в ней рассказ используется, как прием.

Беседа и диспут — диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа — это вопросно-ответный метод. Искусство социального педагога проявляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения:

это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ дети. При использовании беседы специалист должен уметь так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и дети.

Для подростков и юношей используются диспут — метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему. Роль социального педагога при проведении диспута внешне сводится к руководству им: оперативному направлению хода диспута, обобщению и анализу высказываний детей, подведению итогов. Однако положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога: выбор темы диспута, понятной и близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый и;) них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать с детьми тему диспута, подобрать соответствующую литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др.

Важным в деятельности социального педагога является учет Нравственного идеала, которому следует ребенок. Нравственный идеал — это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности детей, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам. Еще древнегреческий философ говорил, что «длинен путь через наставления, короток через пример». К. Д. Ушипский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Подражая образцу поведения, ребенок заимствует готовую программу поведения, экономя тем самым силы в самостоятельном освоении мира, другой человек для ребенка — это проекция его самого в будущем. Избранный им идеал поведения становится движущей силой его развития. Помочь ребенку выбрать этот пример — идеал — весьма сложная задача для социального педагога, но она способствует ускорению духовного развития ребенка. Энергия при этом возникает из сравнения себя с идеалом, и она побуждает ребенка работать над собой. Сложность использования данного метода заключается в том, что идеал себе выбирают дети независимо от нас. Поэтому в качестве такого человека часто используются герои боевиков, физически сильные люди, деловые богатые люди, люди с криминальными устремлениями. Сменить ориентацию ребенка очень сложно, у него должен появиться такой пример, которому он хотел бы подражать, видеть в нем физическую красоту, чувствовать и понимать красоту морального поступка, следовать его примеру.

В конечном итоге убеждение — это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Однако их действенность определяется по тому, насколько сформированы у детей навыки и привычки нравственного поведения, какой нравственный опыт у них имеется. К. Д, Ушинский писал о том, что благодаря хорошей привычке человек воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше. Если убеждение «программирует» сознание ребенка, то упражнение — формирует умения, навыки и привычки.

Все дело в том, что любое явление, действия друзей, взрослых ребенок оценивает через призму своего опыта. Понятие «опыт нравственного поведения» шире и богаче понятия «привычки и навыки нравственного поведения», оно включает интеллектуальную, волевую, чувственную и исполнительскую сферу личности, тогда как привычки касаются только исполнительской стороны поведения ребенка.

В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы Для того, чтобы в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение — широкое понятие, оно состоит из более узких — поступков, а поступок выражается в действии.

В то же время действие становится поступком при определенных условиях. Обратимся к примеру: человек рубит дерево. Можно ли по внешнему виду квалифицировать эти действия как нравственные или безнравственные? Нельзя, пока мы не узнаем, в какой связи это действие выступает по отношению к обществу или другим людям. Рубит дерево для матери по купленному в лесничестве билету — заботливый сын, рубит для отопления своего дома тоже по купленному билету — хороший хозяин, рубит ель для продажи — вор и т. д. Понятно, что одно и то же действие может иметь различную моральную оценку.

Всякое действие или состояние становится поступком, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности. Если характеризовать отдельно взятый поступок, в нем можно выделись два элемента; первый составляет его внешнюю сторону и выражается в действии, второй — внутреннюю и выражается в целях, намерениях и мочилах, проявляющихся в отношении личности к обществу и другим людям.

Сайт МБОУ ДО Тоцкий ДДТ

Сайт МБУ ДО Тоцкий ДДТ

Пятница, 16.09.2022, 10:30

Приветствую Вас, Гость

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

 

Основные цели и задачи методической работы:

  1. Организация образовательного процесса в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами социально-гуманитарной и физкультурно-спортивной направленностей.
  2. Создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования общей культуры, адаптации к жизни в современном обществе, организации содержательного досуга.
  3. Реализация культурно-досуговых, социально-значимых программ, проектов, направленных на выполнение социального заказа, совершенствование образовательной и социально-педагогической деятельности МБУ ДО Тоцкий ДДТ.
  4. Совершенствование программно-методического сопровождения образовательного процесса и оказание организационно-методической помощи педагогическим работникам по приоритетным образовательным направлениям, повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства.
  5. Содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся средствами образования и здоровьесберегающих технологий.
  6. Обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса с учетом основных требований и норм, предъявляемых к учреждению дополнительного образования.
  7. Сохранение и совершенствование материально-технической базы отдела, включая весь спектр современных средств обучения.
  8. Повышение доступности качественного дополнительного образования, соответствующего требованиям общества.
  9. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.

Функции методической работы:

  1. Аналитическая, которая включает в себя мониторинг профессиональных и информационных потребностей; изучение и анализ состояния и результатов методической работы в учреждении; определение направлений ее совершенствования.
  2. Информационная – это информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии дополнительного образования, о содержании дополнительных образовательных программ, учебно-методических комплексах, ознакомление педагогических работников дополнительного образования с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений.
  3. Организационно-методическая: обеспечение комплектования фонда учебно-методических материалов для учреждения, взаимодействие и координация методической деятельности с управлением образования и другими учреждениями дополнительного образования.
  4. Консультационная: организация консультационной работы для педагогов дополнительного образования, популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Положение о методической работе социально-гуманитарной и физкультурно-спортивной направленностей

Методические рекомендации по организации шефства над » Вечными огнями» и «Огнями памяти»

2020-2021 учебный год

Итоговый протокол Гордо реет флаг державный август 2020

Годовой отчет работы  за 2019-2020 учебный год

План работы  на 2020-2021 учебный год

Входящий мониторинг уч-ся т/о социально-гуманитарной и физкультурно-спортивной направленностей

Промежуточный мониторинг уч-ся т/о социально-гуманитарного и физкультурно-спортивного направленностей

Районный этап областного конкурса Многонациональное Оренбуржье

Моя малая Родина: природа, культура, этнос — районный этап 2020

Онлайн-квест-игра «Наследники Победы» — осень 2020

Онлайн-практикум ЮИД Тоцкого района «Безопасная осень — 2020»

Фестиваль школьных музеев Тоцкого района «Память в наших сердцах»

Районный этап областного конкурса рисунков «Красная книга Оренбуржья»

Итоги районного этапа областного конкурса «Красная книга Оренбургской области»

Районный этап областного конкурса кормушек «Щедрая зима!»

Итоги районного этапа областного конкурса Многонациональное Оренбуржье

Итоговый протокол онлайн-практикума ЮИД Тоцкого района «Безопасная осень — 2020»

Итоги онлайн-квест-игры «Наследники Победы — осень 2020»

Итоги районного этапа областного конкурса Моя малая родина: природа, культура, этнос

Итоги районного этапа IV Всероссийского конкурса по пдд «Новый знак глазами ребенка»

Итоги районного этапа Всероссийского конкурса «Ученик года — 2021»

Итоги районного этапа Всероссийского конкурса «Я — гражданин России» 2021

Итоги районного тура областного этапа Всероссийского конкурса «Безопасная дорога — детям»

Итоги районного этапа областного конкурса «Здоровячок»

Итоги районного тура областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший педагог по основам безопасности дорожного движения»

Итоги районного этапа областного конкурса видеофильмов «Юные патриоты России»

Итоги районного заочного тура областного этапа Межрегионального конкурса методических материалов «Педагогический поиск»

Итоги районного этапа областной очно-заочной интеллектуальной игры «Эхо времен», посвященной 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина

Районные соревнования по скоростному сбору спилс-карт «Наследники Победы» (положение)

Итоги районных соревнований по скоростному сбору спилс-карт»Наследники Победы»

Анализ-отчет о проведении мероприятий в рамках оборонно-массового месячника, проводимых ДДТ в 2020-2021 учебном году

Итоги проведения районного этапа Всероссийского конкурса Детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»

Методическая литература:

Список методической литературы отдела соц. — гум. направления (эл.вариант в библиотеке МБУ ДО Тоцкий ДДТ)

Список методической литературы по духовно-нравственному воспитанию ( эл. вариант в библиотеке МБУ ДО Тоцкий ДДТ)

Список книг для родителей и детей

«Фильмография» «Уроки Победы»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Анализ занятия в системе дополнительного образования детей 

Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения

Сборник материалов методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмов образовательных учреждениях

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по внедрению краеведения в процесс обучения

Освоение музееведческой деятельности в игровой форме

Областной реестр школьных музеев Тоцкого района

Реестр школьных музеев Тоцкого района

методическое пособие «Методист-Практику» выпуск-7 «Экология медиапространства как актуальная проблема»

методическая литература по развитию волонтерской деятельности здесь

 

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Направления деятельности:

туристско-краеведческое, техническое 

Цель работы:

Развитие творческого  потенциала учащихся.

Задачи:

— формирование мотивации здорового образа жизни посредством включения в  туристско-краеведческую деятельность;

— организация и проведение районных соревнований по спортивному туризму и техническому творчеству;

— организация и проведение районных этапов областных дистанционных краеведческих конкурсов;

— организация и проведение районных этапов всероссийских дистанционных конкурсов, акций, проектов;

— совершенствование системы работы по воспитанию учащихся;

— формирование у учащихся интереса к возрождению, сохранению и развитию патриотических тенденций и традиций Отечества;

— осуществление образовательной деятельности по техническому творчеству, краеведению и спортивному туризму посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеобразовательных программ;

— осуществление развития туристско-краеведческой деятельности учащихся, как одной из важнейших форм обучения и воспитания;

— организация и проведение районных практико-ориентированных семинаров (МО) для педагогов дополнительного образования района;

— развитие и поддержка научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся района.

Формы работы:

— туристические первенства и слёты, конкурсы, проекты,акции.

Районное положение НТТМ 2020 год

Районный слёт юных туристов «Весна 2020»

Районный этап фестиваля «Радуга 2020»

Районный этап фестиваля «Радуга 2020» (дистанционно)

Положение о проведении районного этапа областного конкурса туристических походов и экспедиций обучающихся

Положение о проведении областного дистанционного конкурса «Идем в поход»

Результативность отдела:

Отчёт о работе за 2018 — 2019 уч. год

План работы отдела на 2019-2020 год

Список методической литературы отдела туристского направления (эл.вариант в библиотеке МБУ ДО Тоцкий ДДТ)

 

Главная страница

Размер:

AAA

Цвет: C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

Найти нас на карте