Современное таможенное дело – —

    Таможенное дело сегодня и завтра

    

     

    Новые экономические реалии, обусловленные активной интеграционной политикой Российской Федерации, предполагают рассмотрение системы таможенного дела не изолированно, а в рамках существующего Единого экономического пространства, предусматривающего широкие возможности по свободному перемещению товаров, капитала и рабочей силы.

    В последнее время произошло довольно много эпохальных событий, существенным образом трансформировавших систему работы таможенных органов (создание Таможенного союза, присоединение России к Всемирной торговой организации, внедрение информационно-технических инноваций в систему таможенного контроля и таможенного оформления и т.д.). В этой связи возникает необходимость в упорядоченной системе знаний, базирующихся на последних изменениях в структурно-организационной сфере и нормативно-правовой области.
    Современные тенденции развития таможенного дела в России приобрели отчетливые черты интеграционных подвижек, которым предшествовала большая нормативно-законодательная и организационная работа, начатая еще в 1990-е гг., увенчавшаяся созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства (рис. 1), объединяющего на сегодняшний день Россию, Белоруссию и Казахстан. Полагаем, что прообраз Бенилюкса на постсоветском пространстве впоследствии "разрастется", став полноценным аналогом Европейского союза.


     

    Интеграционная система, развивающаяся в рамках Таможенного союза, с последующей реализацией концепции Единого экономического пространства


    Рис. 1

    Примечание. Пунктирной линией отмечено государство, которое при определенных условиях сможет в будущем стать членом интеграционной группировки на постсоветском пространстве. Многоточие указывает на возможность присоединения нескольких государств.

    Нами предложена схема (рис. 2) организации современного таможенного дела с учетом норм Таможенного кодекса Таможенного союза, а также данных литературы (Бондаренко, 2007; Воронкова, Пузакова, 2008).

    Организация таможенного дела в рамках Таможенного союза

    Сегодня некоторые исследователи (Макрусев, Дианова, 2009) рассматривают таможенное дело как своеобразную форму государственной услуги, при этом управленческие подходы данного института, по мнению авторов, лежат в использовании инструментов таможенного администрирования.

    Актуальным направлением является дальнейшая информатизация таможенного дела и внедрение инновационных форм таможенного контроля, позволяющих обеспечить более эффективную работу таможенных служб. Так, активное внедрение электронных форм декларирования уже сейчас позволило достигнуть известных преимуществ по сравнению с традиционными формами заявлений сведений о товарах. В настоящее время активно развивается идея эволюции таможенного дела. Первым этапом является создание электронной таможни, которая впоследствии трансформируется в информационную таможню, однако, как полагают исследователи, это перспектива ближайших 10 - 15 лет (Пашко, 2011).

    Многие свои решения специалист в области таможенного дела сможет строить и принимать на базе предварительной информации о том или ином товаре, контрагенте. В руках таможенника будут все инструменты в информационной среде, что существенно сократит коррупционный компонент, уменьшит хронометраж оформления и бумажный документооборот. Понятно, что информационное пространство будет заполнено легальными товарными потоками, а контрабанда в виде наркотиков или оружия обойдет информационную среду, и здесь будет необходима активизация правоохранительной функции, которая должна быть в полной мере реализована на таможенной границе. Проблема профессиональной идентификации специалиста таможенного дела заключается в том, что современному таможеннику в сегодняшних условиях просто необходимо обладать комплексным набором практически ориентированных компетенций, которые сводятся не только к прочному усвоению таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, но и к товароведческому блоку, экономическому знанию и правоприменительным нормам (Пашко, 2011). Только синтез этих знаний позволит специалисту в полной мере решить острейшие проблемы, стоящие перед внешнеэкономическим блоком вообще и таможенной службой в частности.

    Еще одним непростым вопросом в системе таможенного дела является обеспечение безопасности товаров, обращающихся в рамках экспортно-импортных потоков. Проблема организации контроля безопасности пищевой продукции, перемещаемой через границу Таможенного союза, в настоящее время представляется весьма актуальной и востребованной, что связано с "наводнением" отечественного рынка низкокачественными импортными товарами, не удовлетворяющими требованиям национальной нормативно-технической документации. В этой связи безопасности товаров отводят настолько важную роль, что вновь разрабатываемые технические регламенты Таможенного союза (далее - ТР ТС) в своих формулировках прямо отсылают к проблеме безопасности - ТР ТС "О безопасности пищевой продукции", "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", "О безопасности упаковки" и т.д. Большую работу по оценке безопасности импортных пищевых товаров проводит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), препятствующая проникновению на рынки России товаров, не удовлетворяющих требованиям качества. С 2000 г. нормативно-правовые отношения в области качества и безопасности продовольственных товаров регулируется Федеральным законом N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Очевидно, что в основе безопасности продовольственных товаров должны лежать медико-биологические требования и санитарные нормы, определяющие высокое качество пищевых товаров. Кроме того, существует целый комплекс международных стандартов, обращенных к проблеме безопасности товаров. Например, одним из востребованных является ГОСТ Р ИСО 22000-2007 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции". Очевидно, что международные стандарты в области менеджмента качества необходимо шире внедрять в сферу производства товаров, являющихся потенциальными объектами внешнеэкономической деятельности.

    В сегодняшних условиях торгово-экономических отношений России контроль безопасности товаров представляет собой эффективный нетарифный метод регулирования импортных товарных потоков, что не только обеспечивает санитарно-гигиеническое благополучие оборачиваемой товарной массы, но и формирует требовательный подход к импортным товарным поставкам. При этом контрагенты по коммерческой деятельности, прежде чем выйти на рынки России и Таможенного союза, должны в обязательном порядке согласовать все технические детали, связанные со стандартизацией, с сертификацией и требованиями безопасности, действующими внутри Таможенного союза. Евразийская экономическая комиссия в этом плане проводит большую нормативно-законодательную работу. На официальном сайте ЕЭК размещен ряд правовых актов, направленных на обеспечение безопасности товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза.

    Нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности, в большей степени ориентированная на международный уровень, позволяет пересмотреть существующие или создать единые стандарты организации таможенного дела, гармонизированные с остальным миром. Не случайно Россия является членом Всемирной таможенной организации (World Customs Organization - WCO), а с 3 ноября 2010 г. присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, что было ожидаемо, учитывая тот факт, что разработка проекта таможенного кодекса Таможенного союза во многом базировалась на нормах данной Конвенции (Кожанков, 2011). Полагаем, что все эти новеллы, выраженные на уровне нормативно-законодательных инициатив, позволят таможенному корпусу России достигнуть новых стандартов контроля, обеспечив наиболее рациональную таможенную политику, максимально полно отвечающую интересам страны, но с учетом требований мирового сообщества.

    К эпохальному достижению последнего времени в системе внешнеэкономической политики государства следует отнести вступление на принципах консенсуса в престижную Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) (World Trade Organization - WTO), открывающее новую страницу сотрудничества с ведущими партнерами на мировой арене. Здесь важно отметить, что между странами, входящими в Таможенный союз, была достигнута договоренность об индивидуальном присоединении к ВТО, а не в виде блока государств, формирующих Единое экономическое пространство (Портанский, 2011). Кроме того, вступление в ВТО предполагает переходный период, который просто необходим российской экономике для полноценной адаптации к формированию конкурентоспособной отечественной промышленности, способной полноценно отстоять свои позиции на фоне постепенного снижения ставок ввозных таможенных пошлин. В этой связи фискальная основа Единого таможенного тарифа Таможенного союза в новых условиях трансформируется с учетом проводимой внешнеторговой политики, базирующейся на принципах фритредерства, являющейся частью либеральной парадигмы рыночной экономики.

    Таким образом, краткий анализ современных проблем и достижений во внешнеторговой сфере позволит обнаружить новые пути развития в системе таможенного регулирования и таможенного контроля России, обеспечив поступательное развитие Таможенного союза в целом (Киладзе, 2012).

    Февраль 2013 г.



    Статьи по теме:

    www.brokert.ru

    Таможенное дело в современной России

    Введение

     

    Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

    В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

    По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

    Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

    Целью исследования является рассмотрение таможенного дела в Российской Федерации, а так же таможенных документов.

    Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

    -исследование понятия таможенного дела и его составляющих;

    -рассмотрение таможенного декларирования как составной части таможенного дела;

    -рассмотрение тенденций и перспектив развития таможенного дела в современной России.

    При написании данной работы будут использованы различные информационные источники: нормативно-правовая база, учебные пособия, официальные сайты Internet.

     

    1.Таможенное дело: понятие, цели, содержание и структура

    таможенный политика декларирование документ

    Таможенное дело - это один из видов профессиональной деятельности, осуществляемой государственными органами, которая заключается в обеспечении соблюдения лицами условий и порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Для более четкого представления о компетенции соответствующих государственных органов в области таможенного дела необходимо обратить внимание на такие термины, как:

    регулирование таможенного дела или отношений в области таможенного дела;

    Руководство таможенным делом;

    Осуществление таможенного дела или реализация в таможенных целях задач в области таможенного дела.

    Таможенное дело регулируется актами законодательства РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, (распоряжениями) ФТС и Минфина России. Соответственно, компетенцией по регулированию отношений в области таможенного дела обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ФТС России и Минфин России.21 (15)

    В современном понимании таможенное дело характеризуется как специфическая область деятельности, тесно связано со сферой Внешнеэкономической деятельность и выступающая одновременно неотъемлемой частью внешнеторговых процессов.

    В связи с этим данная область включает сложный комплекс отношений государственных таможенных органов с участниками международного товарообмена, обеспечивая реализацию принципов внутренней и внешнеэкономической политики, функций по защите национальных интересов, экономического суверенитета и безопасности государства.

    Таможенное дело имеет многоцелевой характер и представляет собой организационную систему административно - технологических процессов по соблюдению установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также совершения таможенных операций. Действия таможенных органов в этих направлениях опираются на законодательные нормы в части государственного таможенного и внешнеторгового регулирования, а также международного таможенного права.

    На данном этапе таможенное дело в России служит влиятельным рычагом в формировании благоприятного торгово-экономического режима на внутреннем рынке и фактором усиления интернациональных процессов.

    Сфера таможенного дела является монополией государства и это означает его право на выработку и реализацию таможенной политики, обеспечение функции централизованного федерального управления таможенными органами и государственного регулирования совокупного внешнеторгового оборота.

    Одновременно в условиях государственной монополии в сфере таможенного дела обеспечивается решением двух важнейших задач. Первая заключается в наиболее полном использовании ВЭД в целях достижения устойчивого роста отечественной экономики. Вторая задача сводится к обеспечению защитных функции. В частности, к защите внутреннего рынка и экономики в целом от неблагоприятного воздействия внешнеторговых факторов и связанных с ними рисков - конъектурных, спекулятивных, демпинговых, монопольных и другого рода. Кроме того, отнесение сферы таможенного дела к федеральной компетенции несет в себе гарантии сохранения единства таможенной территории и общего экономического пространства. Это означает недопустимость установления региональными органами власти каких-либо препятствий для свободного перемещения товара, транспортных и валютно-финансовых средств на таможенной территории России, и тем более дополнительных таможенных границ, таможенных пошлин и сборов.

    Несмотря на то, что таможенное дело складывается из нескольких технологических компонентов или блоков (таможенный контроль, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенное декларирование и т.д.), которые отличаются по характера осуществления, в совокупности все они ориентированы на достижение нескольких важных целевых функции.

    Наиболее значимая из них фискальная функция, которую часто именуют экономической функцией. Она реализуется посредством взимания таможенных пошлин и сборов, налогов на импорт в процессе декларирования экспортно- импортных товаров, а так же за счет начисления специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении ввозимой иностранной продукции в ряде конкретных случает.

    Таможенные платежи выступают важнейшей составляющей доходной части федерального бюджета России, а доля их совокупного размера сейчас достигает более 50% его объема, или 8% от ВВП.

    Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

    .Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.

    .Таможенные процедуры.

    .Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей.

    .Совершение таможенных операций.

    .Таможенный контроль.

    .Предоставление таможенных льгот

    .Введение таможенной статистики и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенной системы.

    .Правовая регламентация ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела.

    Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

    Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

    Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, а так же путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирование, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

    Правоохранительные цели таможенного дела заключается в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. [6, c. 14].

    Таможенное дело в широком понимании - это теория и практика регулирования перемещения товаров через таможенные границы государств.

    Практика таможенного дела включает в себя деятельность институтов государственной власти по формированию и реализации таможенной политики.

    ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит следующее определение таможенного дела:

    «Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации» [2].

    Таможенным делом также принято называть инструментарий таможенного регулирования - совокупность методов и средств, С помощью которых таможенные органы государств - участников таможенного союза обеспечивают соблюдение таможенных правил.

    Традиционно к такому инструментарию относятся [3, c. 26]:

    -таможенная политика, принципы перемещения товаров через таможенную границу, таможенные операции и процедуры, таможенно-тарифное регулирование, таможенные платежи, таможенный контроль, таможенная

    www.studsell.com

    История таможенного дела

    Таможенное дело в древней Руси

    Таможенное дело имеет тысячелетнюю историю. Таможенные правила встречались еще в летописях Ярослава Мудрого и в письменах Новгорода, где освещалась система положений при ввозе иностранных товаров.

    Термин таможенного дела зародился в Киевской Руси. В договоре киевского князя встречается упоминание слова «мыт», так обозначался сбор за провоз товара через заставы. После татаро-монгольского нашествия в словаре укоренилось новое слово «таможить» («тамга» - письмо, знак по тюркски).

    Слово «таможить» означало поставить печать и взыскать пошлину. Людей, которые занимались взиманием пошлин называли мытниками, а позднее прозвали таможниками. Со временем в поселениях начали образовываться торговые места, где хранили иностранные товары. Такие места называли «гостинные места» или таможни.

    Вплоть до XVII таможенные правила были бессистемны. Важными изменениями в таможенном своде правил ознаменовал себя 1653 год, когда был принят Указ «О взимании таможенных пошлин с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Это документ является первым государственным признанием Таможенного устава. Все заменили рублевой пошлиной, которая измерялась в процентах от цены товара и завесила от типа товара и страны из которой его привезли. В данном указе впервые закрепили права и обязанности таможенников по контролю перемещения товара.

    Однако реформирование таможенного активно продолжалось и завершилось к XVIII с отменой откупной системы сбора таможенных платежей и ликвидацией внутренних таможен. Это положило начало формированию таможенной службы и специального аппарата управления.

    Петровские реформы продолжили упорядочивание таможенного тарифа на основе применения идей протекционизма. Страны делили на благоприятствующие и нет, и соответственно этому устанавливали таможенные ставки. На товары, которые не влияли никак на российскую экономику пошлина составляла 75%. В 1731 тариф пересмотрели, на товары, которые не производили в стране установили тариф от 4 до 10%. Промышленность России лишили покровительства. Преобразования в таможенном деле в первую очередь коснулись самой таможенной системы:

    • охрану поручили войскам и казакам
    • ввели понятие территориальные воды, таможенная полоса
    • установили правила торговли и правила поведения торговых судов.

    Замечание 1

    В свое царствование Екатерина 2 неоднократно меняла тарифы, но они носили бессистемный характер.

    Капитализм и таможенное дело

    В период капитализма в таможенной политике появились новые требования, которые несли перед собой цель показать открытость российского рынка, чтобы продвигать отечественные товары. В том числе была создана система протекционизма для поддержки промышленности. Однако данные меры повлекли за собой ответные меры от ряда государств. Так Германия, Бельгия, Швеция и Австро-Венгрия приняли объединенное таможенное соглашение. Данный союз создавали для ответных мер для российских товаров, которые составляли значительную долю в российском экспорте.

    После этого российское правительство увеличила тариф вдвое. При этом это изменение не коснулось стран, которые не входили в данный союз. Это негативно отразилось на торговле с Германией и остальных партнерах. Так зародилась «таможенная война»

    В итоге страны пошли на обоюдные уступки и отказались от принципов таможенно-тарифной автономии Российского государства.

    Вплоть до 1917 таможенная политика формировалась в соответствии с международными соглашениями.

    Замечание 2

    Первый таможенный кодекс приняли в 1924 году, его пересматривали дважды - в 1964 и 1988 гг. В 1988 таможенные органы начали рассматривать как отдельное ведомство, которое создано для регулирования общественных отношений в отношении перемещения через границу.

    Современное таможенное дело

    Зарождение современного таможенного дела началось в 90-х. Тогда система таможенных органов претерпела радикальную реформу. Был создан Государственный таможенный комитет, который преобразовали в 2004 году в Федеральную таможенную службу. Приняли Таможенный кодекс (ТК) и Закон «О таможенном тарифе». ТК требовал регулирование вопросов таможенного контроля среди участников ВЭД и таможенными органами. Таможенно-правовые нормы были чрезмерно запутанными, несли противоречие. Активное включение России в мировые экономические процессы требовали изменение в области таможенного дела.

    Для развития таможенного дела серьезную роль сыграло введение нового Таможенного кодекса в 2003 году. В том числе в этом же году приняли два серьезных федеральных закона №164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и №165 – ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», помимо всего прочего был пересмотрен размер таможенного тарифа.

    Введенный Таможенный кодекс РФ решил принципиальные задачи:

    1. таможенное законодательство привели в соответствии с международными стандартами,
    2. упростили таможенные процедуры,
    3. снизили административный фактор в регулировании товаропотока

    В 2007 году между странами Казахстана, России и Белоруссии подписали Договор о единой таможенной территории. На современном этапе было много недопониманий между странами, но до сих пор таможенные процедуры соответствуют порядку, который применяли при объединении.

    Если рассматривать регулирование Таможенный кодекс в разрезе правил, то они предусматривают:

    1. единое декларирование товара,
    2. единые таможенные процедуры,
    3. единое определение стоимости,
    4. единые правила взимание пошлин
    5. единый контроль

    Таможенный кодекс и его изменения позволили России привести таможенное дело под международные номы таможенного регулирования. Единая таможенная территория позволила для стран -партнёров упростить процедуры и ускорить таможенный процесс. Однако договоренности находятся в нестабильном состоянии и возникают постоянные недопонимании и спорный ситуации. Но в целом изменения в таможенном деле благоприятно отразились на экономическом состоянии страны.

    spravochnick.ru

    6. Понятие таможенного дела

    Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Функции государства в области таможенного дела возложены на Федеральную таможенную службу РФ.

    Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений с ней.

    Другой немаловажный аспект понятия таможенное дело — правовой. В настоящее время в России оформилась специфическая подотрасль административного права — таможенное право. В данную категорию включают правоотношения, возникающие при осуществлении внешнеторговой деятельности между её участниками и государством. Основным документом, регулирующим такие правоотношения, является Таможенный кодекс РФ.

    7 Таможенное дело - государственный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности

    В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д. [1]

    В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.

    Артёмов М.Н, выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

    1. таможенно-тарифное регулирование;

    2. нетарифное регулирование;

    3. запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

    4. меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. [3]

    С помощью пошлин государство стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны — одна из важных целей внешнеэкономической политики государства. [1]

    Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность. [2]

    Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.

    Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активнее влиять как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

    В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, государственное регулирование ВЭД в Республике Беларусь строится на принципах:

    1. реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики РБ;

    2. обеспечения национальной безопасности РБ, в том числе в экономической сфере;

    3. единства таможенной территории РБ;

    4. приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    5. невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

    6. обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров РБ;

    7. применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

    8. выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

    9. обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    10. гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

    11. гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. [4]

    Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

    Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

    Меры либерализации, в противоположность этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. [5] В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции — протекционизм и либерализация.

    Во-вторых, все меры, в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности — установление квот, лицензий, эмбарго и др. К косвенным могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В целом в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам. В соответствии со статьёй 14 Федерального закона РФ, в целях регулирования операций по экспорту и импорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с федеральными законами и международными договорами устанавливаются импортные и экспортные пошлины.

    studfiles.net

    Профессия таможенник: плюсы и минусы, описание, история

    Погибнут ли еще сотни подростков от наркотиков, прошедших через коррумпированный пограничный пост? Будет ли ввезена в страну партия контрафактных медикаментов, способных ударить по здоровью тысяч граждан? Проедет ли по фальшивым документам террорист, планирующий масштабную атаку с десятками человеческих жертв. Без преувеличения это будет зависеть от вас. Профессия таможенник – это удивительное сочетание рутинной бумажной работы с колоссальной ответственностью и безусловным уважением к специальности.

    Содержание:

    1. История
    2. Таможенное дело – что это за профессия
    3. Где учиться на таможенника
    4. Плюсы и минусы специальности
    5. Сколько получают таможенники
    6. Резюме

    История

    Профессия известна издревле. Пусть тысячи лет назад она и не была представлена современной сегодня специальностью, но стражи границ стран, империй и оккупированных территорий всегда занимали особое место с обществе. Профессия появилась синхронно с образованием первых централизованных государств. Нельзя назвать точную дату, но это определенно случилось на стадии начала развития мирового социума. Толчок к развитию прообразов современной таможни дало начало торговли между странами.

    Сотни лет назад проходящие через границы стран караваны с товарами облагали налогом. Это было необходимо для обеспечения пополнения казны. На Руси таможенное дело зародилось примерно в IX веке, когда в княжествах ввели пошлины и торговый сбор – «мыто». Сборщиков мыта называли «мытниками». Интересно, что и в современном украинском языке таможенник – это митник.

    Таможенное дело – что это за профессия

    Таможенник – госслужащий, в чьи обязанности входит контроль провозимых через границу грузов, проезжающих людей, взимание сборов и таможенных пошлин. Как правило, выпускники ВУЗов начинают работы с должности рядовых инспекторов. Позже они становятся старшими инспекторами, начальниками отдела. Блестящая карьера позволит занять кресло разработчика политики в сфере таможенного дела, а быть может и одного из руководителей государственного аппарата. Но свыше 90% специалистов навсегда остаются простыми инспекторами.

    Что входит в обязанности таможенника:

    • Проводить досмотр граждан и грузов на таможенных постах, на вокзалах и в аэропортах.
    • Оформлять таможенную документацию, взимать сборы и пошлины.
    • Выявлять контрабанду, запрещенные грузы.
    • Вести учет конфискованных грузов.
    • Проводить расследование правонарушений, находящихся в компетенции таможенного права.

    Помимо общей профессии существует несколько узких специальностей – сотрудник КПП, работник паспортного контроля, специалист ведомства и другие.

    Работу в целом нельзя назвать интересной и хоть сколько-то творческой – она сложная, рутинная, иногда скучная или опасная, но всегда крайне ответственная. От таможенников во многом зависит безопасность государства, в частности экономическая. Неисполнение специалистами своих обязанностей, коррупция и банальная нехватка сотрудников может привести к настоящей трагедии.

    Минимум романтики – максимум тяжелой работы. Таможенники встречают поезда и проверяют направляющихся на территорию страны людей, проводят досмотр грузов, устанавливают соответствие документации российским и международным нормам. Часто в отрасли работают кинологи, которые специализируются на поиске запрещенных к ввозу на территорию страны товаров, наркотиков и других веществ. Подходит ли профессия таможенник для девушки? Вполне, если она готова справлять с тяжелой работой и взять на себя огромный груз ответственности. В этой сфере работает множество женщин – порядка 35% от общего числа сотрудников.

    info-profi.net

    Тема 3.4. Современное состояние таможенного дела в России и перспективы его развития.

    I. Задания для самостоятельной работы

    1. Охарактеризуйте систему и функции таможенных органов, их права и обязанности на современном этапе.

    2. Рассмотрите структуру и охарактеризуйте основные направления деятельности Федеральной таможенной службы России .

    3. Какие новации внесли в таможенное законодательство Таможенный кодекс таможенного союза 2010 г. и Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

    4. Покажите, как происходит оптимизация деятельности таможенных органов Юга России на современном этапе.

    5. Проанализируйте статистику внешней торговли и покажите, каков удельный вес таможен региона в стоимостном оформлении импортных и экспортных грузов (информация на сайте ЮТУ - http://yutu.customs.ru/ru/statistics/).

     

    II. План семинарских занятий

    Тема. Международное таможенное сотрудничество России.

    1. Механизм взаимодействия с таможенными службами зарубежных стран как направление деятельности ФТС.

    2. ФТС России и Всемирная таможенная организация. Вопросы взаимодействия.

    3. Развитие таможенного сотрудничества в рамках Евросоюза.

    4. Сотрудничество государств-участников СНГ в таможенной сфере.

    Тема. Современное состояние таможенного дела в Южном регионе.

    1. Образование СКТУ. Таможенные учреждения Южного региона в 1990-е годы XX века.

    2. Таможенные органы Юга России. Современное состояние и проблемы.

     

    III. Рекомендации по выполнению заданий
    и подготовке к семинарским занятиям

    Реорганизация таможенного дела на современном этапе началась с появления федеральных округов и создания региональных таможенных управлений (2000 г.). Таможенный кодекс РФ 2003 г. определил основные принципы таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации; установил систему таможенных органов РФ. Реформа органов исполнительной власти привела к созданию Федеральной таможенной службы РФ (2004 г.). Последняя структурная реорганизация ФТС началась в 2000 г.

    Новейшие нормативные акты, регламентирующие таможенное дело и таможенную политику РФ и процессы таможенной интеграции отражены в Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза 27 ноября 2009 г. и Федеральном законе № 311 ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в РФ».

    В нашем регионе первым в новейшей истории региональным таможенным управлением стало Северо-Кавказское таможенное управление (образовано 20 апреля 1992 г), переименованное в 2000 г. Южное таможенное управление. Оптимизация структуры и деятельности ЮФУ продолжается и на современном этапе. 7 июля 2010 г. из состава ЮТУ выделено Северо – Кавказское таможенное управление.



    При изучении данной темы необходимо разобраться с той перестройкой деятельности центрального аппарата ГТК, аппарата таможенных управлений и самих таможен, которая была связана с учрежденными в 2000 году федеральными округами. Следует также изучить структурную реорганизацию таможенной системы, которая началась с 2004 года. Целесообразно сравнить Положение о ГТК 1994 года и Положения о ФТС 2004 и 2006 годов, разобраться в статусе таможенной службы на современном этапе.

    При изучении таможенной политики начала XXI века следует обратить внимание на основные направления деятельности ФТС, выделить содержание и основные формы международного сотрудничества в области таможенного дела и таможенной политики, выявить взаимосвязь таможенной интеграции и национального таможенного законодательства.

    При подготовке к семинарскому занятию по теме «Современное состояние таможенного дела в Южном регионе» следует разобраться в территориальной структуре Северо-Кавказского таможенного управления и составе таможенных учреждений Юга России в 90-е годы, а также уяснить причины образования Южного таможенного управления и выделения из его состава в 2010 году Северо-Кавказского таможенного управления.

    Основное внимание при изучении данной темы необходимо обратить на специфику организации таможенного дела в Южном регионе, вызванную его пограничным положением и имеющейся здесь инфраструктурой для ведения внешней торговли (железные дороги, порты, аэропорты и т.д.).

    Основные задачи деятельности таможенных органов Юга России на современном этапе следует изучить с учетом структуры управлений и таможен региона. Сведения о современном положении таможенной службы России можно получить на сайтах ФТС России, Южного таможенного управления.



     

    IV. Рекомендуемые источники и литература

    Нормативно-правовые документы

    1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Режим доступа: http://customs.consultant.ru/

    2. Таможенный кодекс Таможенного союза от 01 июля2010 г./Режим доступа: СПС: Консультант Плюс.

    3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // Режим доступа: [http://www.customs.ru/ru/gtk/about/ykaz314/].

    4. Федеральный закон № 311 ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в РФ»./ Режим доступа: СПС: Консультант Плюс.

    5. Вопросы Федеральной таможенной службы. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 (с изменениями и дополнениями) // Режим доступа: [http://base.garant.ru/12136660.htm].

    6. Вопросы Федеральной таможенной службы. Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г.№ 473 // Режим доступа: [http://www.customs.ru/ru/gtk/ ].

    7. О Федеральной таможенной службе. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 / Режим доступа: [http://www.customs.ru/ru/gtk/].

     

    Литература

    1. Кисловский, Ю.Г. Указ. соч. - С. 205-270.

    2. Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации с дополнениями и изменениями. - М.: Фемида, 2009. - 748 с.

    3. Пиляева, В.В. Указ. соч. - С. 173-186.

    4. Теоретические аспекты международного таможенного сотрудничества: сб.статей. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011. - 137 с.

     

    V. Контрольные вопросы для самопроверки

    1. Какой реорганизации подверглась таможенная служба России в 2004 г.?

    2. Какие изменения в организации ФТС произошли в 2006 г.?

    3. Когда было образовано СКТУ и какие таможни первоначально вошли в ее состав?

    4. Как изменился состав таможенных учреждений СКТУ к концу 1990‑х гг.?

    5. Какая реорганизация таможенных органов в нашем регионе происходила после создания ЮТУ?

    Выполните тестовые задания:

    7. Когда была создана Федеральная таможенная служба (ФТС) России?

    а) 2000 год

    б) 2004 год

    в) 2006 год.

    8. Кому в настоящее время подчиняется ФТС России?

    а) Министерству экономического развития и торговли

    б) Правительству РФ

    в) Президенту РФ.

    9. В образованный в 2007 году таможенный союз вошли Российская Федерация, Республика Беларусь и ____________________.

    10.Когда на территории Южного федерального округа было образовано Южное таможенное управление (ЮТУ) ФТС России?

    а) 1994 год

    б) 2000 год

    в) 2004 год.

     

    ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ (ЭССЕ)

     

    1. Торгово-таможенные отношения в русских землях в период политической раздробленности (начало XII - середина XIII вв.).

    2. Организация таможенного дела в Московии в XVI в.

    3. Русско-английские торговые отношения в XVI-XVII вв.

    4. Таможенная служба в Московском царстве во второй половине XVII века.

    5. Реформирование системы таможенных органов в эпоху Петра I.

    6. Организация таможенной службы в портах Российской империи по Морским регламентам и уставам 1724 и 1731 гг.

    7. Торговая и таможенная политика Екатерины II.

    8. Таможенные тарифы России в 1810-1870-е гг.: между фритредерством и протекционизмом.

    9. Организация таможенной службы в России в XVIII столетии.

    10. Таможенная служба России в первой половине XIX века.

    11. Таможенная служба Российской империи во второй половине XIX века.

    12. Борьба с контрабандой в России в XIX - начале XX в.

    13. Возникновение и развитие таможенной службы Советского государства (1917 г. – начало 20-х годов).

    14. Таможенное дело в 30-е годы XX века.

    15. Система таможенных организаций вы СССР в 30-е – 50-е годы

    16. Развитие таможенного законодательства в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

    17. Таможенная политика и таможенные органы СССР в период перестройки (1985–1991 гг.).

    18. Создание таможенной службы Российской Федерации в 90-е гг. XX в.

    19. Современное состояние и организационная структура ФТС России.

    20. Таможенная служба на Юге России: основные вехи истории (можно на примере таможни своего региона).

     

    ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

    1. Возникновение таможенного дела на Руси (IX - начало XII вв.).

    2. Тамга и таможенные обложения на Руси в Ордынский период (середина XIII - конец XV вв.).

    3. Таможенные реформы 1649-1654 гг. в России.

    4. Новоторговый устав 1667 г. и его роль в истории таможенной политики России.

    5. Тариф 1724 г. и его значение.

    6. Таможенные реформы в России в середине XVIII столетия.

    7. Борьба с контрабандой в России в XVIII веке.

    8. Тариф 1891 г. и его влияние на экономическое развитие Российской империи на рубеже XIX—XX вв.

    9. Таможенная и пограничная служба государства Российского в начале XX столетия.

    10. Борьба с контрабандой в первые годы Советской власти.

    11. Таможенное сотрудничество со странами Совета экономической взаимопомощи.

    12. Таможенная служба и таможенная политика СССР в середине 1950-х -середине 1980-х гг.

    13. Советская таможня в борьбе с контрабандой в 1950-е –1980-е годы.

    14. Таможенный союз республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: история создания.

     

    Вопросы для подготовки к зачету

    1. Предмет, задачи курса «История таможенного дела и таможенной политики России».

    2. Таможенное дело и таможенная политика России. Соотношение понятий.

    3. Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики России.

    4. Возникновение таможенных отношений в Древней Руси.

    5. Торгово-таможенные отношения в русских землях в период политической раздробленности (начало XII - середина XIII вв.).

    6. Таможенные сборы в русских княжествах в Ордынский период (XIV-XV вв.).

    7. Организация таможенного дела в Московии в XVI в.

    8. Таможенное дело в Московском государстве в первой половине XVII в.

    9. Регламентация таможенных пошлин и способов их сбора в «Соборном Уложении» 1649 г.

    10. Торговый (таможенный) устав 1653 г. и его значение.

    11. Таможенное регулирование внутренней торговли по Новоторговому уставу 1667 г.

    12. Таможенные органы Московского государства во второй половине XVII в.

    13. Реорганизация таможенной службы в эпоху Петра I.

    14. Таможенно-тарифная политика России в конце XVII — первой четверти XVIII в. Тариф 1724 г.

    15. Таможенное дело во второй четверти XVIII в.

    16. Таможенная реформа 1753 г. и таможенный тариф 1757 г.

    17. Организация таможенной службы в Российской империи в XVIII столетии. Таможенный устав 1755 г.

    18. Екатерина II о задачах государства в области торговли и таможенного дела («Большой Наказ» 1767 г.).

    19. Таможенная политика Екатерины II. Тарифы 1766-1782 гг.

    20. Эволюция торговой и таможенной политики России в первой половине XIX в.

    21. Тарифная политика Российского правительства в 50-70-е гг. XIX в.

    22. Таможенный тариф 1891 г. и его значение.

    23. Правовая регламентация таможенной и пограничной службы Российской империи в первой половине XIX в.

    24. Таможенная и пограничная службы Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.

    25. Борьба с контрабандой в России в XIX и начале XX в.

    26. Становление советской таможни (1917 г.конец 20-х гг. XX века).

    27. Таможенный устав СССР 1924 г. Таможенная система СССР во второй половине 20-х гг. XX в.

    28. Таможенный кодекс РСФСР 1928 г. Таможенная организация СССР в конце 20-х - середине 50-х гг. XX в.

    29. Таможенная политика Советского Союза 30-х гг. - середины 80-х гг. XX в.

    30. Советская таможня в эпоху «перестройки» (1985-1991 гг.).

    31. Становление самостоятельной таможенной службы Российской Федерации с 1991 г. Образование ГТК.

    32. Нормативно-правовое регулирование таможенного дела в Российской Федерации в 1990-е гг.

    33. Реорганизация таможенной службы Российской Федерации в начале XXI века.

    34. Современная система таможенных органов России. Структура и основные направления деятельности Федеральной таможенной службы РФ.

    35. Таможня Южного региона в 1990-х гг. и на современном этапе (можно на примере таможни своего края).

    36. Создание таможенного союза. Таможенный кодекс таможенного союза 2010 г.

     

    cyberpedia.su

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о