Специализация и факультет: Специализации на факультете
Что такое направление, профиль подготовки и специальность в вузе
Специальность или специализация, направление или факультет — часто кажется, будто это одно и то же. А вот и нет. Чтобы не оказаться в ситуации, когда поступал на экономику, а изучаешь право, нужно заранее знать, чем один термин отличается от другого. Рассказываем о ключевых терминах при поступлении.
Укрупнённое направление — это область знаний, где обучаются студенты. Например, «естественные науки» или «науки об обществе».
Направление или специальность — это отдельная отрасль укрупненного направления, в которую входят теоретические и практические знаний о выбранной профессии.
Профиль подготовки или специализация — это самая узкая отрасль направления, которая точно определяет предмет обучения. Например, алгебра и дискретная математика.
Факультет — это комплекс кафедр с одним направлением. Например, филологический факультет.
Кафедра — это часть факультета, которая готовит кадры в конкретной отрасли знаний. Например, кафедра физвоспитания.
Образовательная программа — это документ, который определяет основные показатели обучения: объём занятий, их содержание и планируемые результаты. Этот документ — учебный план, календарный учебный график, рабочую программу учебных предметов, курсов и дисциплин, а также оценочных и методических материалов.
Чтобы не возникала путаница, Министерство образования РФ утвердило ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС для бакалавриата состоит из 54 укрупненных направления и 151 специальности. Делятся они на три уровня. В таблице ниже — пример деления на укрупнённые направления, направление и специальность и профиль.
Уровень | Что входит |
---|---|
Укрупненные направления | 02.![]() |
Направления или специальности | 02.03.01 Математика и компьютерные науки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем |
Профиль | Определяется вузом. Например: Математический анализ и приложения Алгебра и дискретная математика Математические основы компьютерных наук Математическое и компьютерное моделирование Информационные системы и компьютерные технологии |
Уровни вложенности ФГОС

Так, обучаясь на профилях, описанных выше, можно освоить следующие профессии:
- IT-специалист,
- web-программист,
- разработчик интеллектуальных систем.
- BI-разработчик,
- администратор баз данных,
- аналитик больших данных,
- аналитик рыночного риска.
Иногда, чтобы определиться с карьерой, стоит идти от частного к общему. То есть сначала выбрать профиль и профессию, а уже потом думать между направлениями подготовки. Например, чтобы стать BI-разработчиком можно отучиться на следующих профилях и направлениях:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
- Анализ данных и интеллектуальные системы,
- Большие и открытые данные.
09.03.02 Информационные системы и технологии:
- Анализ данных и цифровые технологии,
- Цифровизация экономической деятельности,
- Цифровые системы управления в промышленности и социально-экономической сфере,
- Искусственный интеллект и математическое моделирование в информационных системах,
- Системное и прикладное программирование информационных систем.
38.03.05 Бизнес-информатика
- Архитектура предприятия,
- Информационные технологии в управлении предприятием,
- Аналитика данных и эффективное управление.
- «Контрольные цифры приёма» в разделе «Приёмной комиссии»,
- «Структура вуза»,
- «Информация о факультетах и кафедрах»,
- «О вузе».
Иногда вузы скрывают информацию о профилях, так как бюджетные места открываются только для непопулярных профилей образования. А вот специальность чаще привлекает абитуриентов. Так, больше студентов поступают на непопулярные профили образования, из-за того, что их заинтересовала специальность. Также вузы могут указывать только специальности, чтобы абитуриентам было проще сделать выбор. Так или иначе, стоит несколько раз перепроверить информацию о профилях образования.
Самые популярные направления образования — это «Образование и педагогика» , «Информатика и вычислительная техника», а также «СМИ и реклама». Эти направления часто открываются в непрофильных вузах для привлечения абитуриентов. Чтобы не ошибиться, стоит обратить внимания на два аспекта:
- отсутствие бюджетных мест на профиль,
- название профиля, которое не встречается в других вузах.
Поступление в вуз — это настоящая формула, где каждая переменная играет большую роль. От знания значений этих переменных может зависеть весь успех обучения.
Поделиться
1
Военно-правовая специализация — Командный факультет Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации — Учёба.

Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
областей специализации исследований | Penn State College of Health and Human Development
Семья занимает центральное место в HDFS. Семья является основным контекстом, в котором происходит индивидуальная социализация и развитие. Возможно, это основное средство, через которое культура, общество и социальные изменения воздействуют на человека. И это сам по себе социальный факт, который имеет обратную связь и может ускорить или смягчить изменения, происходящие в обществе в целом. Аспирантура в Penn State предлагает студентам уникальную возможность развить основные, методологические и теоретические навыки, необходимые для изучения человеческих семей.
В основе исследований развития детей, проводимых в HDFS, лежит множество основных проблем. Большая часть исследований мотивирована вопросами об индивидуальных различиях в здоровье и психологическом развитии детей, а также о происхождении и последствиях таких различий. Другой основной вопрос заключается в том, как дети меняются со временем, и в какой степени ранние модели развития и опыт могут предсказать будущий рост и развитие. Поскольку кафедра имеет междисциплинарную направленность, преподаватели заинтересованы не только в биологических и экспериментальных причинах и следствиях, но и в работе на нескольких уровнях анализа. Исследователи принимают во внимание биологию, генетику, психофизиологию и здоровье, а также социокультурные факторы, окружающую среду и ежеминутные взаимодействия в семье и за ее пределами. Они изучают более широкие условия, в которых развиваются родители и дети, включая детский сад и рабочее место, а также исторический и социальный контекст, в котором находятся ребенок, семья и сами эти условия.
Факультет развития подростков в HDFS проводит программы исследований, которые охватывают этот период развития, от перехода в подростковый возраст до наступления взрослой жизни. Их работа охватывает все области отдела, включая семейные отношения, профилактику и методологию, и использует ряд методов, включая опросы, дневники, интервью и наблюдения. Примеры текущих исследовательских проектов включают: предотвращение насилия среди подростков на уровне общины; Злоупотребление алкоголем среди студентов колледжей; Пол, этническая принадлежность и сексуальное поведение студентов колледжей; Связи между практикой воспитания и подростковой диетой и проблемами с питанием; Развитие сексуальной ориентации; Семейные отношения и гендерная социализация подростков.
Высшее образование в области развития и старения взрослых позволяет учащимся изучать темы становления взрослой жизни, среднего возраста и старости. Программа подчеркивает сложные способы взаимодействия личных характеристик, социальных партнеров и организаций, чтобы влиять на развитие и изменения на протяжении взрослой жизни. Студенты проводят исследования в широких рамках для понимания отношений между развивающимися людьми и ключевыми контекстами их жизни: семьей, рабочим местом, сообществом и обществом. Исследовательские интересы факультета включают предикторы перехода к взрослой жизни, отношения между родителями и детьми и другие семейные отношения, экономические факторы и благополучие, предикторы и последствия стрессовых событий, поддержание и улучшение когнитивных способностей, а также психосоциальный вклад в функциональные способности в более позднем возрасте. Возможности для международного опыта доступны в нескольких странах, включая Австралию, Германию, Швецию и Швейцарию. Студенты могут совмещать свою специализацию в области развития и старения взрослых с упором на профилактические исследования, семейные исследования или методологию.
В HDFS интервенционное исследование — это наука о разработке, внедрении и оценке широкого спектра подходов к улучшению качества жизни отдельных лиц, семей и сообществ. Как правило, вмешательства в HDFS направлены на развитие, то есть они предназначены для предотвращения проблем или улучшения здорового развития, а не для устранения давних личных, родственных или семейных проблем. Вмешательства HDFS часто нацелены на контекст, в котором развиваются люди, включая семьи, школы, учреждения здравоохранения и социальных служб, рабочие места и сообщества.
Методология исследований является одной из областей обучения в программе магистратуры по изучению человеческого развития и семьи. Методология исследования является темой, которая актуальна для любого исследовательского проекта в области изучения человеческого развития и семьи. На самом деле исследования в нашей области методологически сложны по многим причинам. Исследования должны быть спланированы с особой тщательностью, чтобы сузить список возможных объяснений результатов; очень сложное поведение, которое часто представляет интерес, трудно измерить; часто требуются сложные современные статистические процедуры. Исследования, связанные с улучшением планов и моделей измерения, а также развитием и расширением статистических моделей, стали важной областью интеллектуальных исследований в области наук о развитии. В области человеческого развития и семейных исследований нужны исследователи, которые не только понимают важнейшие существенные вопросы, лежащие в основе нашего поиска знаний, но также обладают опытом в области статистических методов и дизайна исследований, которые позволяют нам плодотворно решать эти проблемы. Области статистических и методологических исследований, такие как моделирование структурных уравнений, многоуровневое моделирование и моделирование кривых роста, моделирование временных рядов и динамических систем, анализ скрытых классов и скрытых переходов, моделирование смеси роста, анализ отсутствующих данных и методология наблюдений, представляют собой некоторые из захватывающих областей исследования.
исследование, в настоящее время расследуемое преподавателями Департамента человеческого развития и семейных исследований.
Сквозные темы исследований
- Подростковый и взрослый возраст
- Жестокое обращение с детьми
- Когнитивное здоровье
- Вычислительные методы для моделей систем развития
- Детерминанты и содействие благополучию
- Развитие и семейные процессы в международном контексте
- Неврология развития
- Семейные системы и процессы
- Гендер и развитие
- Здоровье и семейные процессы
- Здоровое старение
- Влияние стресса на развитие и старение
- Продольные методологии/схемы изучения изменений и изменчивости
- Воспитание, отношения между родителями и детьми и результаты для детей
- Социально-культурное и экономическое разнообразие
- Употребление психоактивных веществ
- Работа и семья
Факультет по специализации | Атлантический университет Флориды
Теория государственного управления
- Али Фаразманд
-
Хью Т.
Миллер
- Артур Сементелли
Государственный бюджет и финансы
- Гао Лю
- Клифф МакКью
Организационная теория и поведение
- Али Фаразманд
- Артур Сементелли
- Полина Прысмакова
Государственная политика
-
Хью Т.
Миллер
- Алка Сапат
- Томас Оливье
Эпистемология и методология
- Гао Лю
- Алка Сапат
-
Хью Т.