Спелеология это наука изучающая – где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Содержание

это кто? Чем занимается спелеолог? Что изучает спелеолог?

Спелеолог – это кто? Подобный вопрос возникает у многих людей, услышавших название одной из самых опасных и полезных профессий. Все дело в том, что это не самая распространенная работа, настоящих профессионалов не так уж и много, поэтому она не получила широкой популярности. Спелеологи – это храбрецы, любители природы, не привыкшие сидеть дома перед телевизором. Эти люди постоянно в пути, они испытывают собственные силы и нервы, пробираются в самые опасные места на планете, рискуя собственной жизнью.

Смысл работы спелеологов заключается в изучении пещер, причин и механизмов их возникновения. Кому-то такая работа кажется пустой тратой времени, но на самом деле это не так. Спелеологи – это практики, предоставляющие материал для исследования историкам, археологам, геологам и другим теоретикам.

Что представляет собой наука спелеология?

Спелеология – это раздел геологии, изучающий образование, эволюцию, возраст, экосистему, морфологию пещер природного происхождения. Эта наука очень важна, поскольку она позволяет более детально изучить биологию, историю, гидрологию, археологию, палеонтологию. Спелеология также подразумевает изучение миграции подземных вод, поиск источников гейзеров, выбросов природных газов, магмы. Если большинство ученых занимается исследованиями только на бумаге или в оборудованных лабораториях, то спелеологи постоянно находятся в движении, путешествуя по всему миру.

Кто такой спелеолог?

Нередко можно услышать вопрос: «Спелеолог – это кто и чем он занимается?» В этом нет ничего удивительного, потому что данная профессия довольно редкая и непопулярная. Специалисты такого направления нечасто выпускаются факультетом геологии. Все же среди профессиональных спелеологов встречаются люди с соответствующим дипломом, хотя большинство из них физики. Такие специалисты служат на благо экономики и науки, помогая в развитии и процветании этих направлений.

Представители науки спелеологии не могут днями просиживать в библиотеках, поскольку их основная добыча – это материалы, собранные в экспедициях. Они не выдвигают предположений, а ищут доказательства научных гипотез. Ведь только образцы культур или пород, найденные в пещерах, могут опровергнуть или подтвердить правдивость той или иной теории, придуманной теоретиком.

Тем, кто желает посвятить себя этой науке, важно знать, чем занимается спелеолог, потому что эта профессия требует определенных навыков. Специалист должен быть сильным как физически, так и морально, потому что работать часто приходится в условиях повышенного риска. Спелеологами в основном становятся экстремалы, жаждущие приключений. Эта профессия не предполагает комфорта, нормированного рабочего дня, а сами экспедиции могут длиться не один месяц, поэтому специалисты должны быть готовы к длительным командировкам.

Экипировка спелеолога

То, чем занимается спелеолог, предполагает наличие не только определенных навыков, но и снаряжения. Во-первых, следует приобрести подходящую одежду. Удобнее всего человек будет чувствовать себя в комбинезоне, материал должен пропускать воздух, сохранять тепло, защищая от сырости, не вызывать аллергии или раздражения. Страховочная система должна быть рассчитана на каждого участника экспедиции и на всю команду в целом.

Исследование пещер – это работа в темноте, а значит, следует обзавестись качественным фонарем с комплектом запасных батареек и ламп. Также необходим легкий канат, спелеологи один его край прикрепляют возле входа, распутывая катушку по мере продвижения, так легче найти выход и не затеряться в лабиринте бесчисленных проходов. То, чем занимается спелеолог, также предполагает постоянные спуски и подъемы, иногда и по отвесной стене, поэтому в снаряжении должен быть крепкий и длинный канат. Для проведения исследований также понадобится бумага, карандаш, компас и карта. Само собой, нужно позаботиться об элементах защиты.

Спелеотуризм

Спелеология – это не только нужная и серьезная наука, но и весьма увлекательное занятие для людей с активной жизненной позицией. Сегодня спелеотуризм пользуется огромной популярностью у людей, желающих ознакомиться с пещерами, посмотреть на подземные реки и озера, гроты, отвесные колодцы, а также понять, что делает спелеолог. Перед специалистом стоят исследовательские задачи, он лезет в пещеру, чтобы проложить маршрут, добыть природные минералы, совершить какие-то исторические и археологические находки.

Спелеолог работает в экстремальных условиях, требующих физической силы, сноровки, самообладания, находчивости и быстрой реакции. Спелеотуризм, конечно, не подходит для слабых и больных людей, но и не требует наличия профессиональных навыков и мастерства, туристы ходят в сопровождении специалиста по хорошо изученным маршрутам и просто созерцают окружающие красоты. При этом жизни людей ничего не угрожает.

Особенности спелеотуризма

«Спелеолог – это кто?» - так часто спрашивают молодые люди, впервые услышавшие название этой опасной, но очень интересной профессии. Не только профессионалы, но и любители могут ознакомиться с шедеврами, созданными самой природой. Специально для этой цели возник такой вид развлечений, как спелеотуризм. Это направление имеет некоторые особенности, которые нужно учитывать всем участникам экспедиции:

  • В пещерах темно, поэтому нужно запастись источниками искусственного освещения.
  • От рельефа местности зависит сложность маршрута, на пути могут встречаться узкие щели, глубокие колодцы, подземные озера или реки.
  • В процессе экспедиции присутствует высокая степень автономности.
  • В пещерах низкая температура и высокая влажность воздуха.

Красоты, открывающиеся взору спелеологов

Спелеолог – профессия, открывающая невиданные красоты подземного мира. Вода год за годом на протяжении веков неустанно создает уникальные шедевры. Некоторые пещеры, особенно это касается старых, имеют огромную глубину, чтобы попасть в зал, специалистам приходится протиснуться через узкие щели, пробраться через лазы, окунуться в холодную воду колодцев. Но увиденное стоит всего этого, ведь иногда встречаются такие галереи, с красотой которых не может сравниться ни один царский дворец.

Образование пещер никогда не приостанавливается, капли воды, проходя сквозь толщу земли, конденсируются на стенах, растворяют минералы, образуя растворы, из которых потом выпадают кристаллы. Геликтиты, сталагмиты, сталактиты, кораллиты, поражающие своей красотой и величественностью, создаются не за год и не за десятилетие, а за тысячелетия, вырастая капля за каплей. Побывав хоть один раз в пещере, вы поймете, чем занимаются люди профессии спелеолог, - эти смельчаки исследуют подземный мир.

Спелеотерапия

Пещеры интересны не только ученым и туристам, но и больным людям, потому что их уникальный микроклимат способен лечить. Спелеотерапия возникла давно, ее история насчитывает более 2,5 тысяч лет. Она предполагает длительное пребывание человека в условиях микроклимата соляных копей, карстовых пещер. Используются для лечения и подземные термальные источники, поскольку они характерны радиоактивностью. То, что изучает спелеолог, идет на благо не только науки, но и медицины. Миллионы людей по всему миру излечились от заболеваний органов дыхания, укрепили иммунитет, оздоровились. Природные пещеры – это одни из лучших климатических курортов.

Чем занимается океанолог

Спелеолог – это человек, изучающий подземный мир, а вот кто такой океанолог? Уже из названия понятно, что сфера его деятельности связана с океаном. Такие специалисты следят за состоянием шельфа и дна, изучают представителей подводной фауны и флоры, наблюдают за процессами, происходящими глубоко под водой. Материалы, добытые океанологами, активно используются в гидротехнике, рыбном промысле, биологии. Теоретики делают прогнозы, а вот практики представляют реальные факты, позволяющие разработать стратегию по спасению исчезающих представителей подводной фауны.

Что объединяет океанолога и спелеолога?

Океанолог, спелеолог – это кто, и чем они занимаются? Неосведомленным людям может показаться, что это совершенно бессмысленная работа, больше похожая на хобби, предусматривающая интересное времяпровождение или съемку документальных фильмов под водой или в пещерах. На самом деле труд как спелеологов, так и океанологов, используется многими отраслями науки. Благодаря профессионалам открываются новые факты из прошлого, более ясно представляется настоящее, делаются достоверные прогнозы на будущее. Океанолог и спелеолог – это экстремалы, обожающие опасные приключения и риск.

fb.ru

Спелеология - это... Что такое Спелеология?

Пещера в Швейцарии

Спелеоло́гия (от греч. σπήλαιον — «пещера» и λόγος — «учение») — комплексная наука, раздел наук о Земле, а именно карстоведения, на стыке физической географии, гидрогеологии и минералогии, занимающаяся всесторонним исследованием пещер и изучающая природные подземные пространства, - их происхождение, эволюцию, возраст, морфологию, минералы, состав и миграцию подземных вод, вмещающие породы, а также органический мир (подземные экосистемы) и остатки древней материальной культуры.

В России под словом «спелеология» ошибочно понимается не только наука, изучающая пещеры, но и спортивный туризм, связанный с прохождением пещер. На самом деле их следует различать: спелеология — это наука, а спортивно-туристические направления, связанные с посещением пещер,а также посещения пещер с познавательной целью относятся к спелеотуризму. В английском языке эти понятия также строго разделены: научная спелеология — speleology, спортивная — caving. Одним из разделов спелеологии является относительно новое направление — спелестология, занимающееся исследованием искусственных подземных сооружений: горных выработок, древних и современных городских коммуникаций и т.д.

История спелеологии

Австрийский спелеолог X. Триммель, рассматривая историю становления науки о пещерах, выделяет четыре периода:

  1. барокко (XVI—XVII вв.),
  2. просвещения (XVIII в.),
  3. романтики (XIХ в.) и
  4. классический (конец XIX — начало XX вв.).

К концу третьего, романтического, периода в мире было известно несколько тысяч небольших, в основном — легкодоступных пещер. Выяснилось, что пещеры представляют интерес для многих наук, а территории, где они развиты, обладают рядом особенностей, затрудняющих их хозяйственное освоение. Первые отчаянные попытки более глубокого проникновения в подземный мир показали, что человек знает только его «прихожую». Все это способствовало переходу к четвертому периоду, который историки науки связывают с именем Э. А. Мартеля.

В 1879 г. в Вене было образовано «Объединение исследователей пещер», которое ставило перед собой задачи изучения австрийских пещер, расширения знаний о них, заботу об организации экскурсий. В 1879 г. возникли пещерное объединение «Антрон» (Постойна) и Швабский Пещерный Союз (Мюнхен), в 1892 г. — английское и итальянское общества исследователей пещер.

В 1890 году наука о пещерах получила имя: Э. Ривьер предложил термин «спелеология» (греч. spelaion пещера), а в 1892 г. М. де Нуссак использовал более краткую форму — «спеология», которую до сих пор применяют некоторые биоспелеологи. После выступления Э. Мартеля 4 августа 1893 г. на XII Конгрессе французской ассоциации поддержки научных исследований термин «спелеология» получил всеобщее признание. В 1895 г. в Париже было основано «Спелеологическое общество Франции», деятельность которого на протяжении более 40 лет ассоциировалась с именем Эдуарда Альфреда Мартеля. Эдуард Альфред Мартель считается основателем спелеологии как науки. Активная исследовательская, научная и общественная деятельность Э. Мартеля вызвала повышенный интерес к изучению пещер во всем мире. В конце XIX — начале XX вв. спелеологические общества, группы и клубы возникают в десятках стран Европы и Америки. Энтузиасты-спелеологи, число которых неуклонно растет, открывают тысячи новых пещер.

Вторая половина XX в. стала эпохой великих спелеологических открытий. Большую роль в них сыграло развитие и совершенствование технических средств, тактики преодоления различных препятствий, специального снаряжения, средств связи и жизнеобеспечения при многосуточных экспедициях. Не последнюю роль сыграли и организационные достижения: спелеологические союзы и объединения возникли более чем в ста странах мира, в 1953—1997 гг. состоялось двенадцать Международных спелеологических конгрессов, в 1965 г. был создан Международный союз спелеологов (МСС). Рост спелеологических открытий сопровождался не менее бурным ростом количества научных публикаций, в которых описывались результаты исследований, делались региональные и теоретические обобщения. Перечислить их невозможно, да, вероятно, и не нужно. Более важно другое: коллективные действия спелеологов всех континентов привели к пониманию единства подземного мира, его неделимости государственными границами, высокой экологической ранимости. Пещеры обладают не только удивительными аттрактивными качествами, но и способностью накапливать и сохранять разнообразную информацию о природных условиях прошлого. Как метко заметил чешский археолог К. Скленарж, пещеры — «окаменелая память» человечества. Воспользоваться этими сведениями, прочитать каменную летопись, сохранить ее для потомков могут только люди, непосредственно работающие под землей, то есть спелеологи.

Изучение пещер в России

Первое упоминание о карстовых явлениях в России содержится в книге арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 годах. Описывая территорию волжских булгар, он отмечает «бездонные» озера: «…А это три озера, из которых два больших и одно маленькое. Однако из всех их нет ни одного, дно кото­рого было бы достижимо». Эти озера округлой формы известны под названием Чистое, Курышевское, Ата­манское]. Они находятся в окрест­ностях с. Три Озера (Татарстан) и могут быть отнесены к провальным котловинам сложного генезиса. Письменное высказывание Ибн-Фадлана о «бездонных» озерах значительно опережает по времени подстрочное примечание неизвестно­го редактора к «Книге Большого чертежа», которое Г. А. Мак­симовичем датируется 1689 г. Это второе письменное упоминание карста в нашей стране и первое упоминание т. н. «ледяных пещер».

В 1720 г. В. Н. Татищев, посещая окрестности г. Кунгур указал, что пещеры являются результатом «разведения» (растворения) и обваливания пород. В 1732 г. И. Г. Гмелин побывал в Кунгурской пещере и составил ее план. Большой вклад в формирование знаний о подземном мире внес М. В. Ломоносов. Он доказал, что пещеры имеют физико-химическую природу, объяснил образование «накипей» на стенах пещер осаждением кальцита из водного раствора, предложил русские эквиваленты латинских терминов «сталактит» и «сталагмит» («капь верхняя» и «капь нижняя»), обосновал причины движения воздуха под землей и образование пещерного льда. В конце XVIII в. в разные районы Российской империи отправились организованные по проекту М. В. Ломоносова академические экспедиции. В трудах И. И. Лепехина, Н. П. Рычкова, П. С. Палласа приводятся сведения о многих поволжских (Борнуковская), уральских (Дивья, Капова), кавказских (Провал), крымских (Большой Бузлук), алтайских (Чарышская) пещерах.

В XIX в. с открытием большого количество университетов в России, активизируются исследования пещер. Однако они, как правило, носят прикладной характер. Более основательное изучение пещер началось в 30-е г. ХХ в.

Современные российские спелеологи, одни из самых сильных в мире. Им принадлежат все последние мировые рекорды. Глубочайшая пещера мира "Крубера-Воронья" 2191м и вторая по глубине "Снежная" 1753м, исследуются российскими командами.

В 2011 г. в России стартовала Всероссийская перепись спелеологов.

Снаряжение спелеологов

  • Устройства для спуска (ФСУ, БСУ типа stop, решетка, бобина)
  • Устройства для подъема (жумар, педаль + кроль)
  • Самостраховочные усы
  • Страховочная система (беседка)
  • Центральное соединительное звено (рапид)
  • Верхняя обвязка-поддержка кроля (шлейка)
  • Каска
  • Свет (фонарь)
  • Комбинезон
  • Изотермик

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Спелеология — Википедия. Что такое Спелеология

Пещера в Швейцарии

Спелеоло́гия (от греч. σπήλαιον — пещера + λόγος — учение) — наука, занимающаяся всесторонним исследованием природных подземных пространств (пещер), — их происхождения, эволюции, возраста, морфологии, минералов, состава и миграции подземных вод, вмещающих пород, органического мира (подземных экосистем), остатков древней материальной культуры, а также вопросов современного практического использования пещер. Является разделом наук о Земле, а именно карстоведения; находится на стыке физической географии, гидрогеологии и минералогии. Термин введён французским археологом Эмилем Ривьером[fr] в 1890 году.

В России под словом «спелеология» ошибочно понимается не только наука, изучающая пещеры, но и спортивный туризм, связанный с прохождением пещер. На самом деле их следует различать: спелеология — это наука, а посещение пещер со спортивной или познавательной целью относится к спелеотуризму. В английском языке эти понятия также строго разделены: научная спелеология — speleology, спортивная — caving. Одним из разделов спелеологии является относительно новое направление — спелестология, занимающееся исследованием искусственных подземных сооружений: горных выработок, древних и современных городских коммуникаций и т. д.

История спелеологии

Австрийский спелеолог X. Триммель, рассматривая историю становления науки о пещерах, выделяет четыре периода:

  1. барокко (XVI—XVII вв.),
  2. просвещения (XVIII в.),
  3. романтики (XIX в.)
  4. классический (конец XIX — начало XX вв.).

К концу третьего, романтического, периода в мире было известно несколько тысяч небольших, в основном легкодоступных пещер. Выяснилось, что пещеры представляют интерес для многих наук, а территории, где они развиты, обладают рядом особенностей, затрудняющих их хозяйственное освоение. Первые отчаянные попытки более глубокого проникновения в подземный мир показали, что человек знает только его «прихожую». Все это способствовало переходу к четвертому периоду, который историки науки связывают с именем Э. А. Мартеля.

В 1879 г. в Вене было образовано «Объединение исследователей пещер», которое ставило перед собой задачи изучения австрийских пещер, расширения знаний о них, заботу об организации экскурсий. В 1879 г. возникли пещерное объединение «Антрон» (Постойна) и Швабский Пещерный Союз (Мюнхен), в 1892 г. — английское и итальянское общества исследователей пещер.

В 1890 году наука о пещерах получила имя: Э. Ривьер предложил термин «спелеология» (греч. spelaion пещера), а в 1892 г. М. де Нуссак использовал более краткую форму — «спеология», которую до сих пор применяют некоторые биоспелеологи. После выступления Э. Мартеля 4 августа 1893 г. на XII Конгрессе французской ассоциации поддержки научных исследований термин «спелеология» получил всеобщее признание. В 1895 г. в Париже было основано «Спелеологическое общество Франции», деятельность которого на протяжении более 40 лет ассоциировалась с именем Эдуарда Альфреда Мартеля. Эдуард Альфред Мартель считается основателем спелеологии как науки. Активная исследовательская, научная и общественная деятельность Э. Мартеля вызвала повышенный интерес к изучению пещер во всем мире. В конце XIX — начале XX вв. спелеологические общества, группы и клубы возникают в десятках стран Европы и Америки. Энтузиасты-спелеологи, число которых неуклонно растет, открывают тысячи новых пещер.

Вторая половина XX в. стала эпохой великих спелеологических открытий. Большую роль в них сыграло развитие и совершенствование технических средств, тактики преодоления различных препятствий, специального снаряжения, средств связи и жизнеобеспечения при многосуточных экспедициях. Не последнюю роль сыграли и организационные достижения: спелеологические союзы и объединения возникли более чем в ста странах мира, в 1953—1997 гг. состоялось двенадцать Международных спелеологических конгрессов, в 1965 г. был создан Международный союз спелеологов (МСС). Рост спелеологических открытий сопровождался не менее бурным ростом количества научных публикаций, в которых описывались результаты исследований, делались региональные и теоретические обобщения. Перечислить их невозможно, да, вероятно, и не нужно. Более важно другое: коллективные действия спелеологов всех континентов привели к пониманию единства подземного мира, его неделимости государственными границами, высокой экологической ранимости. Пещеры обладают не только удивительными аттрактивными качествами, но и способностью накапливать и сохранять разнообразную информацию о природных условиях прошлого. Как метко заметил чешский археолог К. Скленарж, пещеры — «окаменелая память» человечества. Воспользоваться этими сведениями, прочитать каменную летопись, сохранить её для потомков могут только люди, непосредственно работающие под землей, то есть спелеологи.

Изучение пещер в России

Первое упоминание о карстовых явлениях в России содержится в книге арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 годах. Описывая территорию волжских булгар, он отмечает «бездонные» озера: «…А это три озера, из которых два больших и одно маленькое. Однако из всех их нет ни одного, дно которого было бы достижимо». Эти озера округлой формы известны под названием Чистое, Курышевское и Атаманское. Они находятся в окрестностях с. Три Озера (Татарстан) и могут быть отнесены к провальным котловинам сложного генезиса. Письменное высказывание Ибн-Фадлана о «бездонных» озерах значительно опережает по времени подстрочное примечание неизвестного редактора к «Книге Большого чертежа», которое Г. А. Максимовичем датируется 1689 г. Это второе письменное упоминание карста в нашей стране и первое упоминание т. н. «ледяных пещер».

В 1720 г. В. Н. Татищев, посещая окрестности г. Кунгур указал, что пещеры являются результатом «разведения» (растворения) и обваливания пород. В 1732 г. И. Г. Гмелин побывал в Кунгурской пещере и составил её план. Большой вклад в формирование знаний о подземном мире внес М. В. Ломоносов. Он доказал, что пещеры имеют физико-химическую природу, объяснил образование «накипей» на стенах пещер осаждением кальцита из водного раствора, предложил русские эквиваленты латинских терминов «сталактит» и «сталагмит» («капь верхняя» и «капь нижняя»), обосновал причины движения воздуха под землей и образование пещерного льда. В конце XVIII в. в разные районы Российской империи отправились организованные по проекту М. В. Ломоносова академические экспедиции. В трудах И. И. Лепехина, Н. П. Рычкова, П. С. Палласа приводятся сведения о многих поволжских (Борнуковская), уральских (Дивья, Капова), кавказских (Провал), крымских (Большой Бузлук), алтайских (Чарышская) пещерах.

В XIX в. с открытием большого количество университетов в России, активизируются исследования пещер. Однако они, как правило, носят прикладной характер. Более основательное изучение пещер началось в 30-е г. XX в.

Современные российские спелеологи одни из самых сильных в мире. Им принадлежат все последние мировые рекорды. Глубочайшая пещера мира Крубера-Воронья (2191 м), расположенная  в горном массиве Арабика в Абхазии и вторая по глубине Снежная (1753 м), расположенная на Западном Кавказе исследуются российскими командами.

В 2011 г. в России стартовала Всероссийская перепись спелеологов.

Снаряжение спелеологов

  • Устройства для спуска (ФСУ, БСУ типа stop, решетка, бобина)
  • Устройства для подъема (жумар, педаль + кроль)
  • Самостраховочные усы
  • Страховочная система (беседка)
  • Центральное соединительное звено (рапид)
  • Верхняя обвязка-поддержка кроля (шлейка)
  • Каска
  • Свет (фонарь)
  • Комбинезон
  • Изотермик

См. также

Литература

Ссылки

wiki.sc

Спелеология - это... Что такое Спелеология?

  • спелеология — спелеология …   Орфографический словарь-справочник

  • СПЕЛЕОЛОГИЯ — (от греч. spelaion пещера и ...логия), пещероведение, комплексная отрасль знаний, наука о пещерах, изучающая их происхождение, морфологию, микроклимат, скрытые в них реки и озера, встречающиеся иногда скопления снега и различные формы ледяных… …   Экологический словарь

  • СПЕЛЕОЛОГИЯ — (от греч. spelaion пещера и ...логия) наука, занимающаяся изучением пещер их происхождением, морфологией, микроклиматом, водами, органическим миром, остатками материальной культуры и современным использованием …   Большой Энциклопедический словарь

  • СПЕЛЕОЛОГИЯ — СПЕЛЕОЛОГИЯ, наука, изучающая ПЕЩЕРЫ и системы пещер. В спелеологию включают также часть гидрологии и геологии, занимающуюся скоростью образования СТАЛАГМИТОВ и СТАЛАКТИТОВ, а также влиянием ПОДЗЕМНЫХ ВОД на образование пещер. Специальным… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • СПЕЛЕОЛОГИЯ — СПЕЛЕОЛОГИЯ, и, жен. Наука, изучающая пещеры их происхождение, существование и использование их человеком. | прил. спелеологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • спелеология — сущ., кол во синонимов: 7 • антропоспелеология (1) • биоспелеология (3) • …   Словарь синонимов

  • спелеология — и, ж. spéléologie f. <гр. spelaion пещера + ... логия. Наука, занимающаяся изучением пещер (их происхождения, существования и использования человеком). МАС 2. Лекс. СИС 1964: спелеоло/гия …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • спелеология — Составная часть карстоведения, изучающая пещеры …   Словарь по географии

  • Спелеология — Пещера в Швейцарии Спелеология (от греч …   Википедия

  • спелеология — и; ж. [от греч. spēlaion пещера и logos учение] Наука, изучающая пещеры (их происхождение, существование и возможность использования человеком). * * * спелеология (от греч. spēlaion  пещера и ...логия), наука, занимающаяся изучением пещер  их… …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Спелеология — Википедия (с комментариями)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Спелеоло́гия (от греч. σπήλαιον — пещера + λόγος — учение) — комплексная наука, раздел наук о Земле, а именно карстоведения, находящаяся на стыке физической географии, гидрогеологии и минералогии, занимающаяся всесторонним исследованием и изучением природных подземных пространств (пещер), — их происхождение, эволюцию, возраст, морфологию, минералы, состав и миграцию подземных вод, вмещающие породы, органический мир (подземные экосистемы), остатки древней материальной культуры, а также вопросы современного практического использования пещер.

    В России под словом «спелеология» ошибочно понимается не только наука, изучающая пещеры, но и спортивный туризм, связанный с прохождением пещер. На самом деле их следует различать: спелеология — это наука, а посещение пещер со спортивной или познавательной целью относится к спелеотуризму. В английском языке эти понятия также строго разделены: научная спелеология — speleology, спортивная — caving. Одним из разделов спелеологии является относительно новое направление — спелестология, занимающееся исследованием искусственных подземных сооружений: горных выработок, древних и современных городских коммуникаций и т. д.

    История спелеологии

    Австрийский спелеолог X. Триммель, рассматривая историю становления науки о пещерах, выделяет четыре периода:

    1. барокко (XVI—XVII вв.),
    2. просвещения (XVIII в.),
    3. романтики (XIХ в.)
    4. классический (конец XIX — начало XX вв.).

    К концу третьего, романтического, периода в мире было известно несколько тысяч небольших, в основном легкодоступных пещер. Выяснилось, что пещеры представляют интерес для многих наук, а территории, где они развиты, обладают рядом особенностей, затрудняющих их хозяйственное освоение. Первые отчаянные попытки более глубокого проникновения в подземный мир показали, что человек знает только его «прихожую». Все это способствовало переходу к четвертому периоду, который историки науки связывают с именем Э. А. Мартеля.

    В 1879 г. в Вене было образовано «Объединение исследователей пещер», которое ставило перед собой задачи изучения австрийских пещер, расширения знаний о них, заботу об организации экскурсий. В 1879 г. возникли пещерное объединение «Антрон» (Постойна) и Швабский Пещерный Союз (Мюнхен), в 1892 г. — английское и итальянское общества исследователей пещер.

    В 1890 году наука о пещерах получила имя: Э. Ривьер предложил термин «спелеология» (греч. spelaion пещера), а в 1892 г. М. де Нуссак использовал более краткую форму — «спеология», которую до сих пор применяют некоторые биоспелеологи. После выступления Э. Мартеля 4 августа 1893 г. на XII Конгрессе французской ассоциации поддержки научных исследований термин «спелеология» получил всеобщее признание. В 1895 г. в Париже было основано «Спелеологическое общество Франции», деятельность которого на протяжении более 40 лет ассоциировалась с именем Эдуарда Альфреда Мартеля. Эдуард Альфред Мартель считается основателем спелеологии как науки. Активная исследовательская, научная и общественная деятельность Э. Мартеля вызвала повышенный интерес к изучению пещер во всем мире. В конце XIX — начале XX вв. спелеологические общества, группы и клубы возникают в десятках стран Европы и Америки. Энтузиасты-спелеологи, число которых неуклонно растет, открывают тысячи новых пещер.

    Вторая половина XX в. стала эпохой великих спелеологических открытий. Большую роль в них сыграло развитие и совершенствование технических средств, тактики преодоления различных препятствий, специального снаряжения, средств связи и жизнеобеспечения при многосуточных экспедициях. Не последнюю роль сыграли и организационные достижения: спелеологические союзы и объединения возникли более чем в ста странах мира, в 1953—1997 гг. состоялось двенадцать Международных спелеологических конгрессов, в 1965 г. был создан Международный союз спелеологов (МСС). Рост спелеологических открытий сопровождался не менее бурным ростом количества научных публикаций, в которых описывались результаты исследований, делались региональные и теоретические обобщения. Перечислить их невозможно, да, вероятно, и не нужно. Более важно другое: коллективные действия спелеологов всех континентов привели к пониманию единства подземного мира, его неделимости государственными границами, высокой экологической ранимости. Пещеры обладают не только удивительными аттрактивными качествами, но и способностью накапливать и сохранять разнообразную информацию о природных условиях прошлого. Как метко заметил чешский археолог К. Скленарж, пещеры — «окаменелая память» человечества. Воспользоваться этими сведениями, прочитать каменную летопись, сохранить её для потомков могут только люди, непосредственно работающие под землей, то есть спелеологи.

    Изучение пещер в России

    Первое упоминание о карстовых явлениях в России содержится в книге арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 годах. Описывая территорию волжских булгар, он отмечает «бездонные» озера: «…А это три озера, из которых два больших и одно маленькое. Однако из всех их нет ни одного, дно кото­рого было бы достижимо». Эти озера округлой формы известны под названием Чистое, Курышевское и Ата­манское. Они находятся в окрест­ностях с. Три Озера (Татарстан) и могут быть отнесены к провальным котловинам сложного генезиса. Письменное высказывание Ибн-Фадлана о «бездонных» озерах значительно опережает по времени подстрочное примечание неизвестно­го редактора к «Книге Большого чертежа», которое Г. А. Мак­симовичем датируется 1689 г. Это второе письменное упоминание карста в нашей стране и первое упоминание т. н. «ледяных пещер».

    В 1720 г. В. Н. Татищев, посещая окрестности г. Кунгур указал, что пещеры являются результатом «разведения» (растворения) и обваливания пород. В 1732 г. И. Г. Гмелин побывал в Кунгурской пещере и составил её план. Большой вклад в формирование знаний о подземном мире внес М. В. Ломоносов. Он доказал, что пещеры имеют физико-химическую природу, объяснил образование «накипей» на стенах пещер осаждением кальцита из водного раствора, предложил русские эквиваленты латинских терминов «сталактит» и «сталагмит» («капь верхняя» и «капь нижняя»), обосновал причины движения воздуха под землей и образование пещерного льда. В конце XVIII в. в разные районы Российской империи отправились организованные по проекту М. В. Ломоносова академические экспедиции. В трудах И. И. Лепехина, Н. П. Рычкова, П. С. Палласа приводятся сведения о многих поволжских (Борнуковская), уральских (Дивья, Капова), кавказских (Провал), крымских (Большой Бузлук), алтайских (Чарышская) пещерах.

    В XIX в. с открытием большого количество университетов в России, активизируются исследования пещер. Однако они, как правило, носят прикладной характер. Более основательное изучение пещер началось в 30-е г. ХХ в.

    Современные российские спелеологи одни из самых сильных в мире. Им принадлежат все последние мировые рекорды. Глубочайшая пещера мира Крубера-Воронья (2191 м), расположенная  в горном массиве Арабика в Абхазии и вторая по глубине Снежная (1753 м), расположенная на Западном Кавказе исследуются российскими командами.

    В 2011 г. в России стартовала Всероссийская перепись спелеологов.

    Снаряжение спелеологов

    • Устройства для спуска (ФСУ, БСУ типа stop, решетка, бобина)
    • Устройства для подъема (жумар, педаль + кроль)
    • Самостраховочные усы
    • Страховочная система (беседка)
    • Центральное соединительное звено (рапид)
    • Верхняя обвязка-поддержка кроля (шлейка)
    • Каска
    • Свет (фонарь)
    • Комбинезон
    • Изотермик

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Спелеология"

    Ссылки

    • [www.rgo-speleo.ru Комиссия спелеологии и карстоведения Московского центра Русского географического общества]
    • Мальцев В. А. [geo.web.ru/maltsev/liter/book/nd_nv.htm Наука дилетантов]
    • Мальцев В. А. [mindraw.web.ru/bibl19.htm Минеральные агрегаты пещер: нитевидные кристаллы сульфатов]
    • [www.pro-speleo.ru PRO Speleo]
    • [www.onixtour.com.ua/books/speleo/index.htm Занимательная спелеология 2000 В. Н. Дублянский]
    • [www.spbvedomosti.ru/[email protected]_Guest Дублянский Виктор Николаевич // «В. Н. Дублянский в 1958 году стал одним из создателей спелеодвижения в СССР», 06.03.2009]
    • [www.uran.ru/gazetanu/2004/05/nu13/wvmnu_p7_13_052004.htm «100 лет со дня рождения карстоведа Г. А. Максимовича»]
    • [www.biospeleo.ru/ «Biospeologica Rossica»]
    • [vk.com/nickeltravel Nickel Travel - группа посвященная спелестологии и спелеологии].

    Отрывок, характеризующий Спелеология

    – А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь? – сказал старик и тряхнул напудренною головой, сколько позволяла это заплетаемая коса, находившаяся в руках Тихона. – Примись хоть ты за него хорошенько, а то он эдак скоро и нас своими подданными запишет. – Здорово! – И он выставил свою щеку.
    Старик находился в хорошем расположении духа после дообеденного сна. (Он говорил, что после обеда серебряный сон, а до обеда золотой.) Он радостно из под своих густых нависших бровей косился на сына. Князь Андрей подошел и поцеловал отца в указанное им место. Он не отвечал на любимую тему разговора отца – подтруниванье над теперешними военными людьми, а особенно над Бонапартом.
    – Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше?
    – Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
    – Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь.
    – Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили.
    Князь Андрей улыбнулся.
    – Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился.
    – Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут?
    Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал:
    – Белый! белый!
    Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. Другой раз он остановился, спросил:
    – И скоро она родит? – и, с упреком покачав головой, сказал: – Нехорошо! Продолжай, продолжай.
    В третий раз, когда князь Андрей оканчивал описание, старик запел фальшивым и старческим голосом: «Malbroug s'en va t en guerre. Dieu sait guand reviendra». [Мальбрук в поход собрался. Бог знает вернется когда.]
    Сын только улыбнулся.
    – Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
    – Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.

    В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
    В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.
    – Как я узнаю его всего тут! – сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.
    Княжна Марья с удивлением посмотрела на брата. Она не понимала, чему он улыбался. Всё сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.
    – У каждого своя Ахиллесова пятка, – продолжал князь Андрей. – С его огромным умом donner dans ce ridicule! [поддаваться этой мелочности!]
    Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома.
    В то же мгновение большие часы пробили два, и тонким голоском отозвались в гостиной другие. Князь остановился; из под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех и остановились на молодой княгине. Молодая княгиня испытывала в то время то чувство, какое испытывают придворные на царском выходе, то чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. Он погладил княгиню по голове и потом неловким движением потрепал ее по затылку.
    – Я рад, я рад, – проговорил он и, пристально еще взглянув ей в глаза, быстро отошел и сел на свое место. – Садитесь, садитесь! Михаил Иванович, садитесь.
    Он указал невестке место подле себя. Официант отодвинул для нее стул.
    – Го, го! – сказал старик, оглядывая ее округленную талию. – Поторопилась, нехорошо!
    Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
    – Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
    Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
    – La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
    По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михайлу Ивановичу.
    – Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
    Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.
    – Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора.

    wiki-org.ru

    Спелеология Википедия

    Пещера в Швейцарии

    Спелеоло́гия (от греч. σπήλαιον — пещера + λόγος — учение) — наука, занимающаяся всесторонним исследованием природных подземных пространств (пещер), — их происхождения, эволюции, возраста, морфологии, минералов, состава и миграции подземных вод, вмещающих пород, органического мира (подземных экосистем), остатков древней материальной культуры, а также вопросов современного практического использования пещер. Является разделом наук о Земле, а именно карстоведения; находится на стыке физической географии, гидрогеологии и минералогии. Термин введён французским археологом Эмилем Ривьером[fr] в 1890 году.

    В России под словом «спелеология» ошибочно понимается не только наука, изучающая пещеры, но и спортивный туризм, связанный с прохождением пещер. На самом деле их следует различать: спелеология — это наука, а посещение пещер со спортивной или познавательной целью относится к спелеотуризму. В английском языке эти понятия также строго разделены: научная спелеология — speleology, спортивная — caving. Одним из разделов спелеологии является относительно новое направление — спелестология, занимающееся исследованием искусственных подземных сооружений: горных выработок, древних и современных городских коммуникаций и т. д.

    История спелеологии

    Австрийский спелеолог X. Триммель, рассматривая историю становления науки о пещерах, выделяет четыре периода:

    1. барокко (XVI—XVII вв.),
    2. просвещения (XVIII в.),
    3. романтики (XIX в.)
    4. классический (конец XIX — начало XX вв.).

    К концу третьего, романтического, периода в мире было известно несколько тысяч небольших, в основном легкодоступных пещер. Выяснилось, что пещеры представляют интерес для многих наук, а территории, где они развиты, обладают рядом особенностей, затрудняющих их хозяйственное освоение. Первые отчаянные попытки более глубокого проникновения в подземный мир показали, что человек знает только его «прихожую». Все это способствовало переходу к четвертому периоду, который историки науки связывают с именем Э. А. Мартеля.

    В 1879 г. в Вене было образовано «Объединение исследователей пещер», которое ставило перед собой задачи изучения австрийских пещер, расширения знаний о них, заботу об организации экскурсий. В 1879 г. возникли пещерное объединение «Антрон» (Постойна) и Швабский Пещерный Союз (Мюнхен), в 1892 г. — английское и итальянское общества исследователей пещер.

    В 1890 году наука о пещерах получила имя: Э. Ривьер предложил термин «спелеология» (греч. spelaion пещера), а в 1892 г. М. де Нуссак использовал более краткую форму — «спеология», которую до сих пор применяют некоторые биоспелеологи. После выступления Э. Мартеля 4 августа 1893 г. на XII Конгрессе французской ассоциации поддержки научных исследований термин «спелеология» получил всеобщее признание. В 1895 г. в Париже было основано «Спелеологическое общество Франции», деятельность которого на протяжении более 40 лет ассоциировалась с именем Эдуарда Альфреда Мартеля. Эдуард Альфред Мартель считается основателем спелеологии как науки. Активная исследовательская, научная и общественная деятельность Э. Мартеля вызвала повышенный интерес к изучению пещер во всем мире. В конце XIX — начале XX вв. спелеологические общества, группы и клубы возникают в десятках стран Европы и Америки. Энтузиасты-спелеологи, число которых неуклонно растет, открывают тысячи новых пещер.

    Вторая половина XX в. стала эпохой великих спелеологических открытий. Большую роль в них сыграло развитие и совершенствование технических средств, тактики преодоления различных препятствий, специального снаряжения, средств связи и жизнеобеспечения при многосуточных экспедициях. Не последнюю роль сыграли и организационные достижения: спелеологические союзы и объединения возникли более чем в ста странах мира, в 1953—1997 гг. состоялось двенадцать Международных спелеологических конгрессов, в 1965 г. был создан Международный союз спелеологов (МСС). Рост спелеологических открытий сопровождался не менее бурным ростом количества научных публикаций, в которых описывались результаты исследований, делались региональные и теоретические обобщения. Перечислить их невозможно, да, вероятно, и не нужно. Более важно другое: коллективные действия спелеологов всех континентов привели к пониманию единства подземного мира, его неделимости государственными границами, высокой экологической ранимости. Пещеры обладают не только удивительными аттрактивными качествами, но и способностью накапливать и сохранять разнообразную информацию о природных условиях прошлого. Как метко заметил чешский археолог К. Скленарж, пещеры — «окаменелая память» человечества. Воспользоваться этими сведениями, прочитать каменную летопись, сохранить её для потомков могут только люди, непосредственно работающие под землей, то есть спелеологи.

    Изучение пещер в России

    Первое упоминание о карстовых явлениях в России содержится в книге арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 годах. Описывая территорию волжских булгар, он отмечает «бездонные» озера: «…А это три озера, из которых два больших и одно маленькое. Однако из всех их нет ни одного, дно которого было бы достижимо». Эти озера округлой формы известны под названием Чистое, Курышевское и Атаманское. Они находятся в окрестностях с. Три Озера (Татарстан) и могут быть отнесены к провальным котловинам сложного генезиса. Письменное высказывание Ибн-Фадлана о «бездонных» озерах значительно опережает по времени подстрочное примечание неизвестного редактора к «Книге Большого чертежа», которое Г. А. Максимовичем датируется 1689 г. Это второе письменное упоминание карста в нашей стране и первое упоминание т. н. «ледяных пещер».

    В 1720 г. В. Н. Татищев, посещая окрестности г. Кунгур указал, что пещеры являются результатом «разведения» (растворения) и обваливания пород. В 1732 г. И. Г. Гмелин побывал в Кунгурской пещере и составил её план. Большой вклад в формирование знаний о подземном мире внес М. В. Ломоносов. Он доказал, что пещеры имеют физико-химическую природу, объяснил образование «накипей» на стенах пещер осаждением кальцита из водного раствора, предложил русские эквиваленты латинских терминов «сталактит» и «сталагмит» («капь верхняя» и «капь нижняя»), обосновал причины движения воздуха под землей и образование пещерного льда. В конце XVIII в. в разные районы Российской империи отправились организованные по проекту М. В. Ломоносова академические экспедиции. В трудах И. И. Лепехина, Н. П. Рычкова, П. С. Палласа приводятся сведения о многих поволжских (Борнуковская), уральских (Дивья, Капова), кавказских (Провал), крымских (Большой Бузлук), алтайских (Чарышская) пещерах.

    В XIX в. с открытием большого количество университетов в России, активизируются исследования пещер. Однако они, как правило, носят прикладной характер. Более основательное изучение пещер началось в 30-е г. XX в.

    Современные российские спелеологи одни из самых сильных в мире. Им принадлежат все последние мировые рекорды. Глубочайшая пещера мира им. Верёвкина, вторая по глубине Крубера-Воронья (2191 м), расположенные в горном массиве Арабика в Абхазии и третья по глубине Снежная (1753 м), расположенная на Западном Кавказе исследуются российскими командами.

    В 2011 г. в России стартовала Всероссийская перепись спелеологов.

    Снаряжение спелеологов

    • Устройства для спуска (ФСУ, БСУ типа stop, решетка, бобина)
    • Устройства для подъема (жумар, педаль + кроль)
    • Самостраховочные усы
    • Страховочная система (беседка)
    • Центральное соединительное звено (рапид)
    • Верхняя обвязка-поддержка кроля (шлейка)
    • Каска
    • Свет (фонарь)
    • Комбинезон
    • Изотермик

    См. также

    Литература

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Спелеология Википедия

    Пещера в Швейцарии

    Спелеоло́гия (от греч. σπήλαιον — пещера + λόγος — учение) — наука, занимающаяся всесторонним исследованием природных подземных пространств (пещер), — их происхождения, эволюции, возраста, морфологии, минералов, состава и миграции подземных вод, вмещающих пород, органического мира (подземных экосистем), остатков древней материальной культуры, а также вопросов современного практического использования пещер. Является разделом наук о Земле, а именно карстоведения; находится на стыке физической географии, гидрогеологии и минералогии. Термин введён французским археологом Эмилем Ривьером[fr] в 1890 году.

    В России под словом «спелеология» ошибочно понимается не только наука, изучающая пещеры, но и спортивный туризм, связанный с прохождением пещер. На самом деле их следует различать: спелеология — это наука, а посещение пещер со спортивной или познавательной целью относится к спелеотуризму. В английском языке эти понятия также строго разделены: научная спелеология — speleology, спортивная — caving. Одним из разделов спелеологии является относительно новое направление — спелестология, занимающееся исследованием искусственных подземных сооружений: горных выработок, древних и современных городских коммуникаций и т. д.

    История спелеологии[ | ]

    Австрийский спелеолог X. Триммель, рассматривая историю становления науки о пещерах, выделяет четыре периода:

    1. барокко (XVI—XVII вв.),
    2. просвещения (XVIII в.),
    3. романтики (XIX в.)
    4. классический (конец XIX — начало XX вв.).

    К концу третьего, романтического, периода в мире было известно несколько тысяч небольших, в основном легоступных пещер. Выяснилось, что пещеры представляют интерес для многих наук, а территории, где они развиты, обладают рядом особенностей, затрудняющих их хозяйственное освоение. Первые отчаянные попытки более глубокого проникновения в подземный мир показали, что человек знает только его «прихожую». Все это способствовало переходу к четвертому периоду, который историки науки связывают с именем Э. А. Мартеля.

    В 1879 г. в Вене было образовано «Объединение исследователей пещер», которое ставило перед собой задачи изучения австрийских пещер, расширения знаний о них, заботу об организации экскурсий. В 1879 г. возникли пещерное объединение «Антрон» (Постойна) и Швабский Пещерный Союз (Мюнхен), в 1892 г. — английское и итальянское общества исследователей пещер.

    В 1890 году наука о пещерах получила имя: Э. Ривьер предложил термин «спелеология» (греч. spelaion пещера), а в 1892 г. М. де Нуссак использовал более краткую форму — «спеология», которую до сих пор применяют некоторые биоспелеологи. После выступления Э. Мартеля 4 августа 1893 г. на XII Конгрессе французской ассоциации поддержки научных исследований термин «спелеология» получил всеобщее признание. В 1895 г. в Париже было основано «Спелеологическое общество Франции», деятельность которого на протяжении более 40 лет ассоциировалась с именем Эдуарда Альфреда Мартеля. Эдуард Альфред Мартель считается основателем спелеологии как науки. Активная исследовательская, научная и общественная деятельность Э. Мартеля вызвала повышенный интерес к изучению пещер во всем мире. В конце XIX — начале XX вв. спелеологические общества, группы и клубы возникают в десятках стран Европы и Америки. Энтузиасты-спелеологи, число которых неуклонно растет, открывают тысячи новых пещер.

    Вторая половина XX в. стала эпохой великих спелеологических открытий. Большую роль в них сыграло развитие и совершенствование технических средств, тактики преодоления различных препятствий, специального снаряжения, средств связи и жизнеобеспечения при многосуточных экспедициях. Не последнюю роль сыграли и организационные достижения: спелеологические союзы и объединения возникли более чем в ста странах мира, в 1953—1997 гг. состоялось двенадцать Международны

    ru-wiki.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о