Сю витте – Высшее образование в Москве: дневная, заочная, вечерняя форма обучения в Московском ВУЗе

    Памяти С.Ю.Витте

    Сергей Юльевич Витте
    1849-1915

    Сергей Юльевич Витте - одно из ярчайших имен, оставивших глубокий след в истории, экономике, политической и общественной жизни России конца 19 - начала 20 века. Великий реформатор и активный государственный деятель, он был истинным патриотом своей страны и стремился привести ее к процветанию и благополучию. Смелые и глубокие преобразования, которые он претворял в жизнь на протяжении своей карьеры, заставляют обращать на них внимание до сих пор.


    Министр путей сообщения, министр финансов, председатель комитета министров, председатель Совета министров: С.Ю.Витте на протяжении долгих лет принимал непосредственное участие в управлении Российской Империей, успев оказать влияние на самые разные стороны жизни общества, от таможенных норм и вопросов денежного обращения до винной монополии и агентства печати.  

    Имевший университетское образование и широчайший кругозор, С.Ю.Витте понимал значимость науки для экономического прорыва  страны, а хорошего образования служащих для их эффективной работы. Он издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием и уделял много внимания созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности. Он инициировал открытие 73 коммерческих учебных заведений и 3-х политехнических институтов.

    Московский Университет имени С.Ю.Витте, разделяя представления своего интеллектуального покровителя о важности науки и образования для развития экономического потенциала России, неизменно поддерживает высокий стандарт подготовки кадров, новых отечественных экономистов, правоведов и будущих государственных деятелей. Наш вуз готовит активных, компетентных, самостоятельных и всесторонне развитых профессионалов, содействующих укреплению потенциала России, и с честью продолжает наследие великого реформатора, имя которого носит.


    Историческая справка: 

    Сергей Юльевич Витте (1849-1915) — граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, Министр финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги. 

    Подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905. Разработал основные положения столыпинской аграрной реформы. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. 

    В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. 

    В 1879 г. Сергей Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, был составителем проекта ныне действующего «Общего устава Российских железных дорог». С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами по инициативе Витте. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Министерством путей сообщения.  30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов. 

    Одиннадцать лет, в течение которых Сергей Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы двукратным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Несомненной заслугой является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов. 

    За годы министерства Витте Россия вышла на первое место по добыче нефти. С 1895 по 1899 год было построено рекордное количество железных дорог. В год вводили три тысячи километров новых путей. Витте был инициатором строительства Транссибирской магистрали. Ее проложили за десять лет и используют до сих пор. 
    При активном участии С. Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897). 

    В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения. 

    В 1903 г. вступил в обязанности председателя Комитета министров. Возглавил правительство после реформирования в качестве председателя Совета министров. 

    С 1903 года — член Госсовета, назначался к присутствию на 1906—1915. 

    С 1903 года — член комитета финансов, с 1911 по 1915 год — его Председатель. 

    Сергей Юльевич Витте скончался 28 февраля 1915 года в Петрограде. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. 

    www.muiv.ru

    Витте Сергей Юльевич 1849 - 1915: биография кратко, годы жизни, деятельность — История России

    Выдающийся государственный деятель, реформатор. Яркая и самобытная личность С.Ю. Витте занимает особое место в отечественной истории конца XIX-начала XX в.

    Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

    Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.

    Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

    В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. После трагедии у станции Борки, где пострадали члены императорской семьи в 1888 г., Витте по инициативе Александра III был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения.

    В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

    Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

    В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

    Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, отправил Витте в г. Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Отправка Витте — это еще один способ подорвать его репутацию. Стоит отметить, что полный провал военной кампании русской армии во время войны, гарантировал японской дипломатии карт-бланш на предъявление России территориальных требований. В частности Япония требовала передать ей весь о. Сахалин. Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Вите титул графа, а придворная клика добавила приставку «Полу-Сахалинский».

    С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.

    histrf.ru

    Сергей Витте – биография, фото, личная жизнь, реформы

    Биография

    Гениальный государственный деятель, новатор своего времени, радеющий за индустриализацию экономики и развитие железных дорог. Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю благодаря реформам и строительству Транссибирской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения и высказывания, но вклад его в развитие страны очевиден.

    Детство и юность

    Биография министра берет начало на Кавказе, в Тифлисе, 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года. Родился мальчик в небогатой семье провинциальных дворян. Отец Сергея Юльевича по национальности – выходец из прибалтийских немцев, получил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходила корнями к знаменитым князьям Долгоруким, чем Витте очень гордился.

    Сергей ВиттеСергей Витте

    В семье воспитывались пять детей – три сына и две дочери. Детство будущего министра прошло у деда по материнской линии – А. М. Фадеева. Бабушка научила любимого внука азам грамотности, дав мальчику первоначальное образование. Поступив в Тифлисскую гимназию, ученик не отличался блестящим поведением и страстью к точным наукам. Гимназист предпочитал уроки фехтования, музыки и верховой езды.

    Сергей Витте в молодостиСергей Витте в молодости

    Несмотря на слабые отметки в аттестате, Сергей Юльевич отправился в Одессу для поступления в университет. Впрочем, первоначальная попытка не увенчалась успехом, и незадачливому гимназисту пришлось вернуться в гимназию. После усердных занятий Витте удалось поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета в 1866 году.

    Карьера

    После получения диплома выпускник планировал остаться на кафедре и заниматься научной работой. Однако мать и дядя юноши высказались против такого выбора, посчитав, что научные труды – недостойное занятие для дворянина. По мнению родственников, Витте полагалось поступить на государственную службу.

    Государственный деятель Сергей ВиттеГосударственный деятель Сергей Витте

    В России бурно развивалось строительство железных дорог. Частные конторы вкладывали немалые капиталы в развитие отрасли. Перспективная сфера привлекла и молодого Витте. По предложению графа А. П. Бобринского, Сергей Юльевич взят на должность специалиста по эксплуатации железных дорог в управление Одесской железной дороги.

    Карьера талантливого управленца висела на волоске после произошедшей в 1875 году Талигульской катастрофы, унесшей жизни пассажиров. Витте и начальник дороги были приговорены к 4 месяцам тюрьмы. Однако заслуги Витте, отмеченные великим князем Николаем Николаевичем, спасли мужчину от заключения. Наказание заменено на две недели гауптвахты, где Витте проводил только ночи, в дневное время продолжая трудиться в управлении.

    Министр Сергей Витте за работойМинистр Сергей Витте за работой

    Карьера амбициозного сотрудника шла вверх. Витте получает назначение на должность начальника службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог.

    В конце 80-х железнодорожный управляющий знакомится с императором Александром III. А в 1889 году Витте по просьбе главы государства занимает пост начальника только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.

    Сергей Витте и Александр IIIСергей Витте и Александр III

    На государственной службе, несмотря на противоречивое отношение двора и других государственных деятелей к собственной персоне и проводимой политике, быстро становится министром путей сообщения. После результативной работы, в 1892 году, получил назначение на должность министра финансов.

    Занимая высокий пост, Витте продолжает продвижение железных дорог, выкупает линии в государственную собственность. Одним из достижений Витте называют форсирование строительства Транссибирской магистрали. Сергей Юльевич – автор денежной реформы 1897 года. Страна получила твердую валюту, обеспеченную золотом, что укрепило положение России на мировом уровне и привлекло инвесторов.

    Документальный фильм о Сергее Витте из серии "Исторические Хроники с Николаем Сванидзе"

    Важный вклад в экономику внесен введением винной монополии государства, обеспечившей поток денежных средств в бюджет. Заслуги талантливого министра на этом не заканчиваются. Витте работал над рабочим законодательством. С его участием введено ограничение рабочего времени. Считал необходимым реформирование крестьянской общины как пережитка прошлого.

    Сергей Юльевич выступал за то, чтобы в правление государством попадали образованные люди с пытливым острым умом. Министр добился права на выбор сотрудников по заслугам, а не по наличию дворянских титулов. Витте относился к сторонникам буржуазии, цитата министра о том, что большинство наших дворян – кучка дегенератов, радеющих за собственную выгоду в счет народных средств, стала афоризмом.

    Император Николай IIИмператор Николай II

    С приходом к власти императора Николая II противники Витте развернули провокационную кампанию. Новый глава государства недолюбливал министра, поскольку харизматичный Сергей Юльевич затмевал фигуру самодержца. При этом обойтись без него Николай не мог, что раздражало еще больше. Впрочем, Витте отвечал императору взаимностью. Для министра идеалом самодержавия оставался Александр III.

    В 1903 году Сергей Юльевич вступил в почетную, но фактически номинальную должность председателя Кабинета министров. На новом посту Витте уже ничего не решал. В 1906 году окончательно уходит в отставку по собственной воле.

    Личная жизнь

    Сергей Юльевич дважды вступал в брак. Оба раза по любви, и оба раза избранницами становились замужние женщины. С первой супругой Надеждой Андреевной Спиридоновой будущий министр познакомился в Одессе. Узнав, что любимая уже связана узами брака, лично хлопотал о разводе.

    Пара обвенчалась во Владимирской церкви, но счастье не продлилось долго. Жена Витте часто болела и большую часть времени жила на курортах. В 1890 году женщина скончалась от разрыва сердца.

    Матильда Нурок, вторая жена Сергея ВиттеМатильда Нурок, вторая жена Сергея Витте

    Спустя год министр встретил новую даму сердца – Марию Ивановну Лисаневич, урожденную Матильду Исааковну Нурок. Согласно сохранившимся фото и отзывам современников, возлюбленная Витте отличалась привлекательной внешностью, которой успешно пользовалась.

    Женщина состояла в законном браке, а несговорчивый муж отказывался давать развод. Витте, рискуя карьерой, был вынужден заплатить отступные и воспользоваться своим положением.

    Сергей Витте и его жена Мария (Матидьда)Сергей Витте и его жена Мария (Матидьда)

    Скандал с разводом, женитьба на еврейке ставили под удар успех Сергея Юльевича на службе, но чувства оказались настолько сильны, что мужчина готов был рискнуть всем. Александр III, благоволивший Витте, встал на его сторону и оказал протекцию новоявленному новобрачному.

    Впрочем, несмотря на старания, женщина не была принята в высшем обществе, где к ней, как и к ее мужу относились с презрением. Не имея собственных детей, Витте удочерил девочек обеих жен от предыдущих браков.

    Смерть

    Бывший министр-реформатор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. По воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, Николай с облегчением узнал о кончине бывшего министра.

    Могила Сергея ВиттеМогила Сергея Витте

    Незадолго до кончины Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров личного характера. «Воспоминания» изданы в начале 1920-х годов в Берлине, чуть позже в РСФСР.

    В современном мире вклад Витте в становление российской экономики, а также незаурядная личность становились предметом оценки историков. О государственном деятеле сняты документальные фильмы, которые также неоднозначно, как и его современники, рассматривают Сергея Юльевича.

    Интересные факты

    • Приступив к работе специалиста по эксплуатации, Витте, желая узнать тонкости управления и организации, прошел стажировку на различных должностях. Молодой управленец сидел в кассах, работал станционным смотрителем грузовых и пассажирских сообщений.
    Подстаканники - идея Сергея ВиттеПодстаканники - идея Сергея Витте
    • При уходе с поста управляющего железной дороги и поступлении на государственную должность Витте значительно потерял в денежном жаловании. Вместо 40 тысяч в год новоявленный министр стал получать только 8 тысяч. Император из личных денег доплачивал Сергею Юльевичу еще 8 тысяч в качестве компенсации.
    • Современные и привычные железные подстаканники, до сих пор используемые в вагонах, введены в обиход именно в период работы Витте.

    Цитаты

    В душу человека вложена идея справедливости, которая не мирится с неравенством — с бедствием одних в пользу других, — от каких бы причин сие не происходило.
    Чувство «я» — чувство эгоизма в хорошем и дурном смысле — есть одно из чувств, наиболее сильных в человеке.
    Под влиянием трусости ни одно качество человека так не увеличивается, как глупость.
    Большинство наших дворян представляет собой кучку дегенератов, которые, кроме своих личных интересов и удовлетворения личных похотей, ничего не признают, а потому и направляют все усилия на получение тех или иных милостей за счёт народных денег, взыскиваемых с обедневшего русского народа для государственного блага...
    Не перед нашей же культурой, не перед нашей бюрократической церковью, не перед нашим богатством и благосостоянием преклонялся свет. Он преклонялся перед нашей силой.

    24smi.org

    Краткая биография Сергея Витте

    Сергей Юльевич Витте (1849-1915) – выдающийся государственный деятель России. Его экономическая политика отличалась дальновидностью, а дипломатические способности порождали мистические слухи.

    Интересен факт, что Витте считали антиподом Столыпина. И действительно, их отношения складывались достаточно сложно.

    У них были противоположные взгляды по поводу пути прогресса империи, но в главном они сходились: и Витте и Столыпин любили Россию, и делали все для того, чтобы прославить свое отечество.

    Биографии великих людей, таких, какими были эти два мужа, являются олицетворением самоотверженного служения отчизне.

    Перед началом краткой биографии, рекомендуем обратить внимание на воспоминания Витте об императоре Александре III.
    Это будет чрезвычайно интересно для всех любителей истории, в особенности русской.

    Происхождение Витте

    Родился Сергей Витте в семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края — Екатерины Андреевны. Случилось это в 1849 г.

    Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями горного инженера и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в Саратовской губернии и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства.

    История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых.

    Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков.

    Образование

    До своего 16-летия, Сергей Витте посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья недолго жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета — одного из лучших в Российской империи.

    Юноша терпеливо и настойчиво изучал математику, что позволило ему впоследствии стать выдающимся экономистом.

    В Южной Пальмире, в 1870, он защитил диссертацию. Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и отечеству.

    Карьера Витте

    Краткая биография Сергея Витте не позволяет нам останавливаться на всех подробностях становления личности. Однако ключевые моменты его карьеры мы отметим.

    Поступив на службу и заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии, он просидел там недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского.

    Биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний.

    Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД.

    На тот момент Сергею Витте было 25 лет.

    Дальнейший рост

    Судьба Витте как чиновника могла бы закончиться, не успев начаться, по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов.

    Однако его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказали двумя неделями гауптвахты).

    Развитие порта Одессы – тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки Сергей Витте получает новый толчок в своей карьере, но уже в Санкт-Петербурге.

    В 1879 г. он становится руководителем пяти юго-западных железных дорог (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской).

    Затем биография Сергея Витте продолжается в Киеве, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать лет его жизни.

    Достижения

    В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте.

    Его биография содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают во власти, и Сергея Витте назначают статским советником при железнодорожном департаменте.

    Затем его карьера стремительно развивается, и вот он уже назначен на пост министра.

    Д. И. Менделеев приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

    Заслуги Сергея Юльевича Витте перед государством колоссальны. Перечислим лишь наиболее значимые:

    1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.
    2. Установление государственной монополии на продажу водки, вследствие чего в бюджет начинают поступать огромные денежные средства.
    3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.
    4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

    Личная жизнь

    Сергей Витте всегда пользовался успехом у дам. Со своей первой женой он познакомился еще в Одессе. На тот момент она состояла в формальном браке.

    Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова. Вскоре они обвенчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890.

    Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка.

    Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

    Последние годы

    Отношения с императором Николаем II у Витте складывались чрезвычайно сложно, в отличие от полного взаимопонимания, которое он имел с отцом Николая – императором Александром III.

    С одной стороны, Николай II ценил его как не имеющего равных специалиста, заслужившего признание еще в годы правления его отца; с другой же — придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был весьма способен) сильно осложняли положение министра финансов, пост которого к тому времени занимал Витте.

    В конце концов, в 1903 он лишился своего поста, но надолго без дел не остался.

    Как только случалась какая-то безвыходная государственная ситуация, император Николай II тут же прибегал к помощи Сергея Витте.

    Именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии, вследствие чего был подписан Портсмутский мирный договор. С заданием он справился виртуозно, а его наградой стал графский титул.

    Затем возникли сложности с аграрным проектом, автором которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 г.

    На этом, собственно, биография Витте заканчивается. В феврале 1915 он заболел менингитом и умер.

    Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией борьбы за процветание Родины.

    Коротко о Сергее Витте можно сказать следующее:

    • Выдающийся русский экономист, дипломат, государственный деятель и реформатор.
    • Стабилизировал курс рубля, введя его золотое обеспечение.
    • Обеспечил приток первых в истории России иностранных кредитов на внутренний рынок.
    • Осуществил проект постройки самой большой в мире транссибирской магистрали.
    • Автор остановившего революцию 1905 года манифеста 17 октября, после которого был отстранен Императором Николаем II с поста председателя Совета министров.
    • Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией.
    • Благодаря своим уникальным дипломатическим способностям, сумел заключить союзный договор с Китаем, Портсмутский мир с Японией, торговый договор с Германией.

    В качестве заключения следует сказать, что Сергей Юльевич Витте стал ярким примером выдающегося ума, который сделал очень многое для любимой им России.

    Если вам нравятся интересные факты и истории из жизни великих людей – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно.

    Понравился пост? Нажми любую кнопку:

    Интересные факты:

    interesnyefakty.org

    Краткая биография графа Сергея Витте

    Витте Сергей Юльевич (1849—1915), граф (1905 г.), российский государственный деятель.

    Родился 29 июня 1849 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец будущего реформатора был крупным чиновником, служившим в Кавказском наместничестве. Витте получил домашнее образование. Он экстерном сдал экзамены в гимназии и поступил в 1866 г. на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Оканчивая университет, защитил диссертацию по высшей математике.

    В 1877 г. получил место начальника эксплуатации в Управлении казённой Одесской железной дороги, в 1880 г. занял такой же пост в управлении акционерного общества Юго-Западных железных дорог.

    15 февраля 1892 г. Витте занял пост управляющего Министерства путей сообщения.

    30 августа 1892 г. царь назначил Витте управляющим Министерства финансов. Перед ним стояли две главные задачи: найти для государства дополнительные средства и провести денежную реформу. Благодаря крупным иностранным займам всего за два-три года Витте добился того, что российская промышленность начала приносить ощутимый доход государству. Он увеличил налоги и принял покровительственный по отношению к отечественным производителям таможенный тариф, при котором становилось выгодным приобретать не заграничные, а российские товары.

    В 1893 г. Витте было присвоено звание почётного члена Петербургской академии наук.

    В 1894 г. была введена государственная монополия на продажу алкоголя, и доход от торговли водкой и вином теперь целиком поступал в государственную казну. «Пьяные» деньги составляли в то время около четверти всех доходов государства. Витте сумел провести и денежную реформу, которую готовили в течение долгих лет его предшественники. Теперь на российские бумажные деньги можно было свободно купить золото. Иностранные банкиры и предприниматели стали охотно вкладывать средства в российскую промышленность, что способствовало её росту.

    В октябре 1898 г. Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой уговаривал освободить крестьян от опеки общины, сделать из крестьянина «персону». Позже эти принципы легли в основу аграрной реформы П. А. Столыпина. В 1903 г. Витте стал председателем Комитета министров.

    После неудачной русско-японской войны (1904—1905 гг.) император поручил Витте возглавить русскую делегацию на переговорах с Японией в Портсмуте (США). Витте удалось умерить японские требования. В результате Российская империя признала Корею сферой японских интересов, Япония получила южную часть острова Сахалин. 23 августа 1905 г. на этих условиях был подписан Портсмутский мир. 15 сентября Витте вернулся в Россию.

    В том же году император возвёл его в графское достоинство (злые языки тут же назвали новоиспечённого графа Витте-Полусахалинским).

    Николай II поручил Витте подготовить проект Манифеста о даровании населению политических свобод. 17 октября царь подписал его.

    В 1905 г. Витте первым в истории России занял пост Председателя совета министров.

    В апреле 1906 г. он ушёл в отставку из-за разногласий в правительстве и занялся написанием воспоминаний. Огромный трёхтомный труд увидел свет сначала в Берлине (1921—1923 гг.), а потом уже и в СССР (1960 г.).

    Умер 13 марта 1915 г. в Петрограде.

    citaty.su

    Сергей Юльевич Витте — Традиция

    Граф Сергей Ю́льевич Ви́тте (17 [29] июня 1849, Тифлис — 28 февраля [13 марта] 1915, Петроград) — российский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892‒1903), председатель Комитета министров (1903‒1906), председатель Совета министров (1905‒1906). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897). Противник начала войны с Японией и главный переговорщик при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. Автор известных мемуаров.

    Воспитывался в семье своего деда А. М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841‒1846 годах саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края. Сын Юлия Фёдоровича Витте, директора департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянина Псковской губернии, лютеранина, принявшего православие, предки которого, выходцы из Голландии, приехали в «балтийские губернии», когда те ещё принадлежали Швеции. Внук Елены Павловны Долгорукой, чьим дальний предком был св. Михаил Черниговский. По материнской линии являлся также потомком сподвижника императора Петра I — П. П. Шафирова, еврея по происхождению. Племянник генерала Р. А. Фадеева.

    По собственным словам, в 1870 году привлекался к следствию по делу о студенческой кассе, что едва не завершилось ссылкой. В том же году окончил курс наук в Новороссийском университете по математическому факультету со степенью кандидата, написав диссертацию «О бесконечно малых величинах». Однако увлёкшись актрисой Соколовой, отвлёкся от научных занятий и подготовки очередной диссертации по астрономии.

    1 июля 1871 года был причислен чиновником к канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а через два года назначен столоначальником. В управлении Одесской железной дороги, куда был определён на службу дядей, на практике изучил железнодорожное дело, начав с самых низших ступеней, побывав в роли конторщика грузовой службы и даже помощника машиниста, но скоро, заняв должность начальника движения, превратился в крупного железнодорожного предпринимателя.

    В 1874 году с упразднением Новороссийского и Бессарабского генерал-губернаторства был «оставлен за штатом на общем основании», после чего состоял при Департаменте общих дел Министерства путей сообщения и в 1875 году был произведён в титулярные советники. Однако в апреле 1877 года подал прошение об увольнении с государственной службы.

    После окончания русско-турецкой войны 1877‒1878 годов около двух лет проработал в Санкт-Петербурге в конторе у И. С. Блиоха, но во время цареубийства 1 марта 1881 года находился уже в Киеве, откуда написал в столицу Р. А. Фадееву и подал идею о создании дворянской конспиративной организации для охраны императора и борьбы с революционерами их же методами. В середине марта 1881 года в Петербурге, на Фонтанке, в особняке графа Павла П. Шувалова, был посвящён в члены «Священной дружины» и назначен главным правителем «Дружины» в киевском районе. Был даже направлен в Париж для организации покушения на революционера-народника Л. Н. Гартмана.

    С 1887 года служил управляющим Юго-Западными железными дорогами. Безоговорочно поддержал кампанию М. Н. Каткова против министра финансов Н. Х. Бунге в печати юга, выступив на стороне фактического председателя правления Общества Юго-Западных железных дорог И. А. Вышнеградского.

    В 1889 году при поддержке «Московских ведомостей» получил должность директора Департамента железных дорог в Министерстве финансов. 15 февраля 1892 года был назначен управляющим Министерством путей сообщения. В августе того же года в связи с болезнью Вышнеградского сделался его преемником на посту министра финансов.

    В 1894‒1895 годах добился стабилизации рубля, а в 1897 году ввёл золотое денежное обращение, следствием чего стало резкое увеличение налогообложения, особенно косвенного. Для выкачивания денег из народного кармана ввёл также государственную монополию на продажу спирта, вина и водочных изделий.

    В конце XIX века сыграл неблаговидную роль в деле предпринимателя С. И. Мамонтова, которому сам же ранее и протежировал.[2]

    В 1900 году, будучи растерян от известий о разрушении построек КВЖД, уговорил царя оккупировать Маньчжурию.[3]

    В январе 1902 года возглавил Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое, однако, было упразднено царём 30 марта 1905 года.

    15 августа[4]1903 года был уволен с должности министра финансов, получив взамен назначение на полудекоративную должность председателя Комитета министров.

    В 1905 году вёл переговоры о мире с Японией и получил за заключение Портсмутского мирного договора титул графа (а от остряков — прозвище «граф Полусахалинский»). 19 октября, сразу после появления «Манифеста 17 октября», был поставлен во главе Совета министров.

    В конце апреля 1906 года, перед открытием Государственной думы, вышел в отставку, считая, что обеспечил устойчивость государства, исполнив две свои основные задачи: возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию и получение большого займа в Европе.

    Ранним утром 28 февраля 1915 года скончался у себя в особняке на Каменноостровском проспекте из-за воспаления среднего уха, которое быстро перешло на мозговую оболочку и вызвало менингит. 2 марта был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре, у самых ворот.

    Семья и родственные связи[править]

    Первой женой Витте 29 июня 1879 года стала Надежда Андреевна Спиридонова, урожденная Иваненко, дочь штабс-ротмистра, в октябре 1890 года скончавшаяся от разрыва сердца.

    Продвижение по служебной лестнице для Витте осложнил его новый брак после смерти первой жены. Его вторая жена Матильда Ивановна Витте (Нурок, по первому браку Лисаневич) была разведённой и еврейкой, которую, несмотря на все старания Витте, так и не приняли при дворе.

    Таким образом, обе жены Витте были разведёнными, от обеих он не имел детей, у той и другой были дочери, прижитые в первом браке, которым Витте впоследствии дал свою фамилию.

    Двоюродной сестрой Витте приходилась теософка Е. П. Блаватская.

    С. Ю. Витте на посту министра финансов (фото 1902 года)

    Из выступлений, переписки[править]

    • «После смерти Ростислава Андреевича у его сестёр и нас, его племянников и племянниц, явилось желание, основанное на родственном, а вместе с тем на русском чувстве, чтобы к немецкой фамилии нашей Витте, — было разрешено присоединить русскую фамилию Фадеевых, то есть, чтобы наша фамилия Витте была переименована в фамилию Витте-Фадеевы. Желание это было желанием Ростислава Андреевича — но он не успел осуществить его» (сентябрь 1884)
    • «Боже царя храни и Марсельеза — это Христос воскресе, распеваемый в синагоге. Для всякого француза наше самодержавие есть варварство, а наш царь есть деспот. Для нас их пресловутое egalite, fraternite и прочее есть реклама банкира Блоха, печатаемая ежедневно во всех русских газетах. Французский парламент есть кощунство над здравым смыслом и колоссальный самообман» (1899)[5]
    • «Ход исторического прогресса неудержим, идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформ, то путём революции»[6]
    • «Я сделал всё, чтобы избежать… вредного для Германии и России оборота дела, и это сама германская политика увлекается на… путь, чреватый осложнениями. Заём, сделанный при помощи Франции, Англии и других стран без Германии, будет означать для всего света сближение России с политической группировкой, не отвечающей ни интересам России, ни Германии. Это удалит Россию и Германию ещё более от осуществления мудрых принципов, провозглашённых в Бьёрке» (март 1906)[7]
    • «Происходящее в России очень печально. Была большая ошибка после того как я ушёл из-за Дурново — сформировать кабинет из явных и тупых реакционеров. Кабинет этот вёл себя в отношении Думы, с одной стороны лакейски, а с другой — нахально (свойство лакеев). Для чего, когда я ушёл, сменили всех министров? Например, Владимира Николаевича? Да ещё в такое трудное в международном отношении время. Я лично Столыпина не знаю, но по его деятельности хорошего о нем мнения. Думаю, что покуда не удастся сформировать министерства из общественных (но соответствующих) деятелей, поручение министерства Столыпину решение правильное… Неужели все… и нереволюционные партии в России не понимают, что если они все не объединятся, то в конце концов одолеет стихийная сила разрушения — грубая революция. Будет уничтожена вся культура, как материальная, так и духовная[sic!]. Теперь самая организованная мирная и нереволюционная партия есть партия кадетов. Чтобы спасти положение, ей следовало бы окончательно отряхнуться от революционеров и тогда к ней постепенно пристанут все элементы, желающие мирного обновления и установления конституционных порядков. Кадеты грешат тем, что желают балансировать между двумя несовместимыми течениями» (19 июля 1906)
    • «В. О. Ключевский — единственный историк, который представляет русскую жизнь не только в виде истории фактов, но и в виде философии истории» (май 1911)[8]
    • «Весь поход, затеянный лабазником Гучковым, метит гораздо выше. …Ни в I, ни во II Государственной думе не дозволяли говорить то, что дозволили говорить Гучкову по поводу сметы Святейшего Синода. Для всех, у кого ум не затемнён страстями, ясно, что тут идёт речь не о Распутине, а о колебании монархии в России»[9]

    Из мемуаров[править]

    • «Когда дед был губернатором в Саратове, министр внутренних дел того времени Перовский командировал в Саратовскую губернию моего отца, дворянина Витте, как специалиста по сельскому хозяйству. Там отец влюбился в мою мать и женился на ней…»
    • «Вся моя семья была в высокой степени монархической семьёй, и эта сторона характера осталась и у меня по наследству»
    • «В сущности, я имел за себя только одну силу, но силу, которая сильнее всех остальных, это доверие императора, а потому я вновь повторяю, что Россия металлическому золотому обращению обязана[sic] исключительно императору Николаю II»
    • «Когда меня назначили министром финансов, я был знаком с крестьянским вопросом крайне поверхностно… В первые годы я блуждал и имел некоторое влечение к общине по чувству, сродному с чувством славянофилов… Но, сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами Российской империи, нужно было быть дураком, чтобы не понять, что машина без топлива не пойдёт… Топливо это — экономическое состояние России, а так как главная часть населения — это крестьянство, то нужно было вникнуть в эту область»
    • «Ни одна национальность не дала в России такого процента революционеров, как еврейская»

    Личность Витте[править]

    Витте был одним из самых последовательных недоброжелателей императрицы Александры Фёдоровны.[10] В то же время он не упускал случая похвалить Г. Распутина.[11] По данным охранки, в период с октября 1914 по декабрь 1916 года жена Витте, Матильда, пять раз посетила Распутина и удостоилась одного его посещения.[12]

    В ответ на предложение уходившего в отставку П. Д. Святополк-Мирского назначить Витте министром внутренних дел император Николай II твердил, что Витте — масон.

    Отзывы и воспоминания современников[править]

    Славянофил И. С. Аксаков писал самому Витте 18 сентября 1884 года:

    Вы представляете для меня редкое утешительное явление: самостоятельного (вне всяких влияний) последователя того направления, которому служу.

    Известный радикал В. И. Ленин возмущался:

    Хозяйство «великой русской державы» под контролем приказчиков Ротшильда и Блейхредера: какую блестящую перспективу открываете вы нам, г. Витте![13]

    Генерал А. А. Мосолов писал:

    Что касается отношения графа Фредерикса к Витте, то он, признавая всю талантливость, в особенности в управлении финансами, Витте, не имел к нему того доверия, которое имел ко многим другим министрам.

    А. С. Суворин так отзывался о Витте:

    Ему чего-то недостает, чего-то недоставало, и это что-то можно назвать русским разумом, русской душою, как хотите назовите, но это недостаток существенный.

    Граф И. И. Толстой записал в дневнике 17 марта 1908 года:

    …в 4 1/2 часа отправился к С. Ю. Витте. Он оказался дома и принял меня с распростертыми объятиями. <…> Рассказал мне, между прочим, что г[осуда]рь считает, что русская разруха кончилась, и приписывает это [государь] своей твердости, считая, что он, Витте, его обманул. Г[осуда]рь считает и Портсмутский договор ошибкою, так как, по его мнению, мы, в сущности, уже победили японцев, и только мир помешал доказать эту победу ясно.

    В одном перлюстрированном письме (автор и адресат в источнике не указаны) говорилось:

    Если русский человек отдаётся еврейке, то он сам часто превращается в полужида; пример — граф Витте.

    Киевский публицист правого толка А. В. Стороженко в письме, отправленном князю Н. Д. Жевахову 2 марта 1915 года, не скрывал своей радости по поводу смерти Витте:

    Когда я прочёл в газетах о смерти Витте, я облегчённо вздохнул: кайзер Вильгельм лишился своего верного слуги, но зато Россия освободилась от одного из злейших врагов своих… Какое дело Витте, что обеднеет Россия: да обогатится Германия, да процветёт жидовство. Недаром Вильгельм оказывал царские почести Витте. Заслужил, негодяй!

    Если верить французскому послу М. Палеологу, в беседе с ним обычно сдержанный император Николай II был очень откровенен, «с блеском иронической радости в глазах» назвав смерть опального министра «глубоким облегчением» для себя, в котором он увидел «знак Божий».

    М. О. Меньшиков в своих «Письмах к ближним» заявлял:

    Смерть… вырвала из живого русского общества очень большого человека… Хотелось бы сказать: великого, если б величие выпадало на долю не слишком редких, не слишком избранных «любимцев богов».

    Киновоплощения[править]

    Интересные факты[править]

    • После смерти А. С. Суворина, но ещё при жизни Витте были опубликованы письма Суворина к В. В. Розанову, в которых говорилось, что Витте мог себе позволить «проходить две недели в грязных носках».
    • Карл Хаусхофер писал о Витте:[17]

    В России всегда существовало течение, осознававшее выгоды и возможности, которые заключало в себе германо-русско-японское сотрудничество. … основным защитником мысли о необходимости образования континентального блока был немец по происхождению Витте, создатель транссибирской железной магистрали и один из наиболее важных русских финансистов. Во время войны он разрабатывал заключение сепаратного мира с Германией и в 1915 году умер при странных обстоятельствах.

    Литература и документы[править]

    • Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте // Вопросы истории. — 1990. — № 8. — С. 32‒53.
    • С. Ю. Витте на страницах дневника И. И. Толстого (1906‒1915 гг.) / Публ. Л. И. Толстой и Б. В. Ананьича // Отечественная история. — 1995. — № 3. — С. 118‒131.
    • Дневниковые записи С. Д. Шереметева о С. Ю. Витте / Публ. Л. И. Шохина // Отечественная история. — 1998. — № 2. — С. 149‒163.
    • Слепнев И. Н. С. Ю. Витте и железнодорожная тарифная реформа 8 марта 1889 года (К вопросу о балансе предпринимательских интересов и экономической политики) // Отечественная история. — 1998. — № 5. — С. 20‒32.
    • Корелин А. П. С. Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX — начала XX века // Отечественная история. — 1999. — № 3. — С. 42‒64.
    • «Наша внутренняя политика по мусульманскому вопросу является важным фактором политики внешней». С. Ю. Витте и его позиция в мусульманском вопросе / Публ. Д. Арапова // Источник. — 2003. — № 2. — С. 24‒26.
    • Миндлин А. Б. Политика С. Ю. Витте по «еврейскому вопросу» // Вопросы истории. — 2004. — № 4. — С. 120‒135.
    • Соловьёв Я. В. Бюрократический аппарат Министерства финансов в пореформенную эпоху // Вопросы истории. — 2006. — № 7. — С. 9‒25.
    • Лукоянов И. В. Портсмутский мир // Вопросы истории. — 2007. — № 2. — С. 16‒33.
    • Мельников М. В. Обсуждение проекта денежной реформы в Комитете финансов и Государственном совете в 1896‒1897 годах // Отечественная история. — 2007. — № 6. — С. 131‒138.
    • Фомин С. В. Григорий Распутин: расследование. Т. 2. «А кругом широкая Россия…». — М.: Форум, 2008. — 824 с. ISBN 978-5-89747-023-5
    • Лукоянов И. В. Порт-Артур в политике России (конец XIX в.) // Вопросы истории. — 2008. — № 4. — С. 49‒66.
    • Гусакова З. Е. К биографиям Е. П. Блаватской и С. Ю. Витте // Отечественные архивы. — 2009. — № 5. — С. 76‒79.
    • Сагинадзе Э. Смерть графа Сергея Юльевича Витте: отклики и суждения в российской прессе // Российская история. — 2013. — № 4. — С. 86‒100.
    • Степанов В. И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте: партнёры и конкуренты // Российская история. — 2014. — № 6. — С. 39‒60.
    • Рогожина А. С. С. Ю. Витте и продовольственный вопрос в России // Вопросы истории. — 2016. — № 7. — С. 75‒88.

     

    traditio.wiki

    Витте Сергей Юльевич, подробная биография

    (1849-1915) российский государственный деятель

    Граф Сергей Юльевич Витте оставил заметный след в истории государства Российского. Его деятельность пришлась как раз на тот период, когда в России начали складываться капиталистические отношения. Сергей Витте оказался на своем месте, так как в его характере успешно сочетались качества крупного организатора промышленности, хватка предпринимателя и изворотливость опытного придворного.

    Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе в семье крупного правительственного чиновника. Его отец был директором департамента государственных имуществ. Мать происходила из семьи известного генерала и писателя Александра Фадеева.

    Казалось, благосостояние и связи семьи открывали Сергею и его брату блестящие перспективы. Но в 1857 году неожиданно умирает отец, и почти все семейное состояние уходит на выплату его многочисленных долгов. Семью выручил наместник на Кавказе, который предоставил сыновьям Витте стипендию для обучения в Новороссийском университете.

    Сергей Витте заканчивает физико-математическое отделение естественного факультета. После блестящей защиты магистерской диссертации ему предложили остаться для подготовки к получению профессорского звания. Но, по мнению семьи, дворянину не следовало делать научную карьеру, поэтому Сергей выбирает другой путь.

    Он становится секретарем одесского губернатора графа Коцебу. Пребывание в канцелярии Витте использует для завязывания необходимых связей и уже через несколько месяцев становится доверенным лицом министра путей сообщения графа В. Бобринского.

    Сергей Витте очень быстро включился в работу и за короткое время хорошо изучил систему работы железнодорожного транспорта. В течение шести месяцев он работал на разных станциях в качестве помощника и начальника станции, контролера и диспетчера движения. Как раз в это время он собирает материал для своих первых трудов по организации работы железных дорог. Одним из первых, Сергей Витте понял, что железнодорожные тарифы являются весьма удобным инструментом для извлечения прибыли и стимулирования развития железнодорожного транспорта.

    Исполнительного и аккуратного юношу заметило начальство, примерно через год его назначают начальником движения Одесской железной дороги.

    Вступая в должность, Витте пришлось мобилизовать все свои способности и знания. Всего через несколько месяцев после его назначения началась русско-турецкая война, и Одесская железная дорога стала основной стратегической магистралью России. Молодой чиновник смог разработать систему организации перевозок, при которой военные грузы доставлялись практически без задержек.

    После окончания войны, Сергей Витте переезжает в Киев и становится начальником службы эксплуатации всех юго-западных дорог России. Теперь он получил возможность для реализации накопленного опыта. Витте реформирует систему оплаты перевозок, разрабатывает порядок предоставления ссуд для перевозки особо важных грузов и единую тарифную сетку для всех видов перевозок. Его нововведения позволили превратить юго-западные дороги из убыточного в прибыльное предприятие.

    Сергей Витте начинают приглашать в различные частные компании для консультаций, многие фирмы предлагают ему высокооплачиваемые посты. Но он отклоняет все предложения, поскольку не хочет покидать государственную службу, понимая, что только здесь сможет полностью реализовать свои разработки.

    Впоследствии он даже гордился тем, что стал первым и единственным управляющим самой большой дороги в России, не являясь по образованию инженером путей сообщения.

    В Киеве, Сергей Витте завязывает связи среди местной аристократии. Одновременно он нащупывает пути для переезда в Петербург. Решающую роль в дальнейшем продвижении по службе сыграла его женитьба. В 1878 году, Сергей Витте познакомился с женой одного из киевских богачей Н. Спиридоновой. Она была намного моложе своего мужа и увлеклась Витте.

    После развода Спиридоновой Витте не мог оставаться в Киеве из-за своего двусмысленного положения. Он мобилизует все свои связи и добивается перевода в Петербург, где занимает должность помощника председателя железнодорожной комиссии в Министерстве путей сообщения.

    Сергей Юльевич Витте разрабатывает единый устав для всех российских железных дорог. Но главной сферой его деятельности становится организация движения всех царских поездов по России. Он сопровождает Александра III в его поездках, причем однажды ему удалось быстро устранить последствия крушения царского поезда. В благодарность император назначает Витте директором департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, практически, Сергей Витте становится министром путей сообщения России. Тогда ему только исполнилось сорок лет.

    Он поселяется в государственном особняке и начинает обширную программу реорганизации железнодорожных перевозок. Через два года Александр III назначает его министром финансов России. Витте провел на этом посту одиннадцать лет и за это время внедрил в практику множество начинаний. Ему удалось реформировать порядок оплаты перевозок, систематизировать налогообложение.

    В 1884 году, Сергей Юльевич Витте добивается введения винной монополии, существенно повысившей доходную часть бюджета. Она стала подготовительным этапом к денежной реформе 1897 года. Витте вводит в обращение золотые монеты и добивается стабилизации курса российского рубля.

    Одновременно проявляются и его дипломатические способности. В 1886 году он разрабатывает условия русско-китайского договора о строительстве Китайской Восточной железной дороги.

    Осознав, что развитие капитализма в России невозможно без введения собственности на землю, Сергей Витте продумывает земельную реформу. Но его идея о свободном землевладении вызывает жесткое сопротивление. Отдельные положения этой реформы удалось осуществить Петру Столыпину только через несколько лет.

    В 1889 году умирает первая жена Витте, и вскоре он женится на М. Лисаневич. Но этот брак расценили как вызов обществу, так как жена Витте была разведенной, да вдобавок еще и еврейкой. Однако Александр III выступил в защиту Сергея Витте: он не только не принял его отставку, но и публично выразил ему свое доверие. Вскоре у Витте родилась дочь, ставшая его единственной наследницей.

    Пользуясь доверием императора, Сергей Юльевич  Витте продолжает намеченные реформы. Но неожиданная смерть Александра III нарушает его планы, хотя вступивший на престол Николай II тоже на первых порах поддерживает Витте. Правда, в 1903 году его все же увольняют с поста министра финансов. Это было связано с тем, что Витте, осторожный и дальновидный политик, понимал опасность укрепления Японии на Дальнем Востоке и стремился к соглашению, которое не допустило бы войны. Но эта линия шла вразрез с планами ближайшего окружения царя. Тем не менее его назначают председателем Кабинета министров, он остается членом Государственного совета и выполняет важнейшие поручения императора. В конце русско-японской войны 1904-1905 гг. Сергея Витте направляют в Америку, где он добивается заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Россия признала Корею сферой влияния Японии, утратила Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, была вынуждена отдать половину острова Сахалин. Витте, возведенного за подписание договора в графское достоинство, стали за глаза называть графом Полусахалинским.

    Звездный час в карьере Сергея Юльевича Витте наступает после событий 1905 года. Он становится одним из составителей манифеста от 17 октября. Николай II назначает его председателем совета министров России. В новой должности Витте проявил себя как изворотливый политик, сумевший договориться и с правыми, и с левыми.

    В 1906 году он добивается получения займа во Франции. Средства, полученные по этому договору, позволили стабилизировать финансовое положение России после войны и первой русской революции. Но по своим убеждениям Витте оставался ярым монархистом, поэтому он не мог осознать необходимости реформирования политической системы в России.

    С середины 1906 года, Сергей Юльевич Витте выступает против наметившегося расширения полномочий Государственной думы и Государственного совета, что привело к его отставке.

    Он переходит на консультативную работу и занимается публицистикой. Витте приобретает виллу в Биаррице, где работает над своими книгами и воспоминаниями. Там он и умирает весной 1915 года.

    biografiivsem.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о