Термины для сдачи егэ по обществу – Термины по обществознанию для ЕГЭ / Блог :: Бингоскул

Словарь терминов для ЕГЭ по обществознанию

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Маргинальность – “пограничность” положения человека по отношению к каким-либо социальным группам, н-р безработный

Мобильность-  возможность смены социального слоя

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой объединены общностью быта, взаимной и правовой ответственностью.

Симбиоз– форма совместного сосуществования организмов разных видов.

Социализация — процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социальные нормы – правила, регулирующие отношения между людьми

Традиции – это такие правила поведения, которые возникают на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом.

ПОЛИТИКА

Анархия – отсутствие государственной власти, порядка в обществе.

Верховный Суд РФ – это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Власть – это нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.

Возмездная сделка – сделка, по которой стороны обязываются к предоставлению друг другу встречного удовлетворения.

Гражданское общество – сообщество свободных и равных граждан “внутри” государства, способных “сдерживать” государственное вмешательство в частную и общественную жизнь, контролировать и регулировать изменения в политике, экономике, социальной и духовной сферах.

Государство – особая организация публичной, политической власти действующая на определенной территории и подчиняющая все население.

Авторитаризм – система власти, основанная на единоличном правлении

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением народа путем референдума

Нормативный правовой акт – это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий, либо отменяющий нормы права.

Идеология – система взглядов и идей, которая выражает мнения, интересы, оценки и т.д. различных субъектов исторического процесса

Демократия – форма государственного устройства, для которой характерны власть большинства, верховенство закона, равноправие граждан и защищенность их прав и свобод, а также разделение властей, выборность главы государства и других органов власти. Различают представительную (решения принимают выборные органы) и прямую (решения принимают все граждане) демократию

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – форма государственного устройства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем власти над всеми сферами общественной и личной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, а также единой идеологией, крайне враждебным отношением к любым культурным и социально-политическим влияниям, репрессиями в отношении инакомыслящих.

Депутатская фракция – это депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения

Деспотизм- форма государственной власти, основанная на единоличном правлении тирана, деспота.

Конфедерация – временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера.

Монархия – форма правления, где главой государства является монарх, который получает власть в порядке наследования или по праву родства,

Республика – это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

Монетаризм–направление в политике государства, проводимая ЦБ России.

Либерализм- направление в политике государства, проводимая правительством РФ.

Политическая власть – власть, которая осуществляется специальным аппаратом, выступающим от имени общества, но с обществом не совпадающим.

Политическая система общества – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых граждане участвуют в политической жизни общества.

Политические нормы – правила, которые регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти.

Политический режим –приемы и способы осуществления государственной власти.

Политическая элита-  привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Политическая культура- это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан.

Политическое поведение — представляет собой совокупность реакций политических субъектов на политическую систему.

Постановления Правительства РФ – это акты, имеющие нормативный характер.

Правительство РФ – коллегиальных орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из институтов управления государственными делами.

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Ратификация – утверждение органом государственной власти международного договора.

Референдум – принятие законов путем всенародного голосования.

Совет Федерации – одна из палат Федерального Собрания РФ, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Суверенитет – верховенство и независимость государственной власти

Социальная политика – это политика регулирования социально-экономических условий жизни общества, направленная на обеспечение условий повышения уровня жизни всех членов общества.

Экономическая политика – совокупность политических, правовых и экономических мер, предпринимаемых государством для целенаправленного и планомерного решения достаточно четко осознаваемых и формулируемых задач, связанных с решением каких-либо комплексных общих проблем, стоящих перед национальной экономикой на каком-либо этапе ее развития

Указы нормативного характера Президента РФ – это акты, которые принимаются по общим вопросам, затрагивающим определенный, наиболее важный круг общественных отношений.

Унитарное государство – такая форма государственного устройства, которая характеризуется следующими признаками: единая конституция и единая правовая система; единая система органов государственной власти и управления; единое гражданство; единство судебной системы и осуществление правосудия на основе единых норм; деление государства на административно-территориальные единицы, органы управления которых регулируют общегосударственными правовыми нормами и подчинены центральным органам государственной власти и управления.

Федеративное государство – такая форма государственного устройства, в структуру которой помимо центральной власти входят государственные образования, обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе

Форма государства – это такой аспект характеристики государства, который раскрывает способы организации государственной власти.

Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства.

Форма правления – организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании.

Форма территориально-государственного устройства – территориально-политическая организация государства, которая охватывает политико-правовой статус его составных частей, принципы их взаимоотношений между собой и с органами государственной власти.

ПРАВО

Административная ответственность – это наложение мер за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ.

Административная правоспособность – это способность приобретать субъективные юридические

Административное право – это отрасль публичного права, которая регулирует отношения, которые складываются по поводу организаций и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАПРФ установлена административная ответственность.

Административный проступок – это посягающее на общественный порядок, собственность, прав и свободы граждан, установленный порядок деяние, за которое установлена административная ответственность

Акцепт – принятие предложения о вступлении в договорные отношения.

Оферта – предложение вступить в договорные отношения.

Вина – это психическое отношение лица к совершенному и общественно опасному действию или бездействию и его последствиям

Гражданский процесс- урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства…

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права

Гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Гражданский брак — брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти

Деяние – результат сознательной деятельности людей.

Дисциплинарная ответственность – это наложение мер за дисциплинарные проступки на рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.

Земельная рента – плата собственнику земли за пользование землёй.

Конформизм – понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений.

Международное право – это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности;

Наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Ничтожная сделка – сделка, являющаяся недействительной независимо от признания ее таковой судом.

Норма права – это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу.

Гипотеза – составная часть нормы права, которая указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться.

Диспозиция – составная часть нормы права, которая определяет само правило поведения.

Санкция – составная часть нормы права, которая определяет меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.

Односторонняя сделка – сделка, для возникновения которой достаточно волеизъявления одного лица.

Оптация – выбор гражданства.

Отрасль права – это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение систем права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений

Петиция – коллективное обращение, которое представляет собой правовой способ реализации участия граждан в делах государства и общества.

Право – это единая система норм, которые обязательны для всех лиц, находящихся на территории государства

Правонарушение – это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным деяниям.

Правоспособность – это способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности.

Правосубъектность – это способность быть субъектом права, состоящая из двух составных частей – правоспособности и дееспособности.

Правотворчество – это форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование.

Презумпция невиновности – принцип юридической ответственности, который заключается в том, что только суд признает человека виновным.

Преступление – это наиболее опасное правонарушение, посягающее на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан предусмотренные УК РФ.

Публичное право – это та часть системы действующего права, которая регулирует отношения государства, его органов с гражданами, где один из субъектов наделен властными полномочиями.

Частное право – эта та часть системы действующего права, которая защищает частный интерес личности

Частное право – эта та часть системы действующего права, которая защищает частный интерес личности, обеспечивает свободную его реализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основана на договоре между равноправными сторонами.

Рецидив преступлений – совершение преступления повторно, по одной статье.

Сделки – действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Семейное право – это отрасль права, которая регулирует условия и порядок вступления в брак, условия прекращения брака и признания его недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи супругами, родителями и детьми

Система права – это внутреннее строение структурных элементов права. Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, подотрасли и отрасли права

Событие – это юридический акт, возникающий независимо от воли участников правоотношения.

Состав преступления – это совокупность предусмотренных в уголовном законе признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений

Трудовые правоотоношения- это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчинены трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору.

Трудовой договор – добровольное соглашение между работником и работодателем по поводу существенных условий труда.

Уголовное право – это совокупность норм, предусмотренных в уголовном законе и устанавливающих преступность и наказуемость деяний, опасных для личности, общества и государства.

Экологическое право – это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности,

Эмансипация несовершеннолетних – объявление полностью дееспособными несовершеннолетних, достигших 16 лет и работающих по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей (усыновителей, попечителей) занимается предпринимательской деятельностью.

Юридическая ответственность – это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение

Юридические лица – это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Банковская система- совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Безналичные деньги – это основная масса денежных средств на банковских счетах, они обслуживают оптовый товарооборот и платежно-расчетные операции между предприятиям, банками.

Наличные деньги – те, что находятся на руках у населения и обслуживают розничный товарооборот.

Безработица – часть совокупной рабочей силы, лица трудоспособного возраста, не имеющие работы, но способные работать и ищущие работу в данный период времени.

Безработица естественная –это безработица в условиях полной занятости.

Безработица фрикционная – б. связанная с поиском или ожиданием лучшей работы.

Безработица структурная – б. связанная с изменениями в структуре производства, устаревание профессий.

Безработица сезонная – безработица, вызываемая колебаниями спроса на рабочую силу в разные периоды времени, например в сельском хозяйстве, туризме.

Безработица скрытая – формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

Бюджетная система – это органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты

Валюта – любой платежный документ или денежное обязательство, выраженное в той или иной национальной денежной единице и используемое в международных расчетах.

ВВП – это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.

Всемирная торговая организация (ВТО) – многосторонняя торгово-экономическая организация,

Гиперинфляция – очень быстрый рост уровня цен в экономике, превышающий 50% в месяц.

Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов государства, за определенный период времени.

Денежная система – форма организации денежного обращения в той или иной стране

Деньги – всеобщий эквивалент, средство платежа

Дефляция – снижение уровня цен в экономике.

Издержки производства – это затраты предприятия на производство товара.

Инвестиции – это вложение средств в производство и увеличение материальных запасов.

Инфляция -процесс обесценивания денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности, ведущее к росту цен.(длительный)

Капитал – это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг

Макроэкономика – это часть экономической теории, которая исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор.

Микроэкономика – это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств.

Международное разделение труда (МРТ) – разделение труда между странами на основе специализации в производстве определенных товаров или услуг, которая делает возможным и необходимым международный обмен и сотрудничество.

Монополия (моно-один) — крупная фирма, занимающая доминирующее положение в каком-либо секторе рыночной экономики.

Налоги – это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица

Налоговая система – система законов и норм, регулирующих эту сферу государственной жизни, а также органов, осуществляющих эти функции

Номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, получаемую за выполнение некоторой трудовой услуги.

Предложение – это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене в определённый период времени.

Спрос – это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене за определённый период времени.

Олигополия – функционирует несколько фирм, продаются дифференцированные или стандартизированные товары, доступ на рынок затруднён, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании, характерна неценовая конкуренция.

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для производства продукции и благ.

Приватизация государственной собственности – процесс передачи ресурсов и предприятий, принадлежащих государству или местным органам власти частным лицам.

Национализация- противоположный процесс приватизации: из частных рук в государственные.

Производительность труда – это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведённой работником в единицу времени.

Производство – это процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития.

Пропорциональный налог означает, что взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода

Прогрессивный налог-с большей зарплаты, больше налог.

Регрессивный налог – с большей зарплаты, меньше налог.

Протекционизм – торговая политика государства, заключающаяся в защите национального производства от иностранной конкуренции путем взимания высоких пошлин с ввозимых товаров.

Либерализм- -«-« открытие госуд.границ для импорта.

Прямые налоги – налоги, которые взимают непосредственно с доходов и имущества.

Косвенные налоги – с прибыли предприятий.

Равновесная цена – цена, которая удовлетворяет покупателей и продавцов одновременно.

Ресурсы – это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.

Транснациональные корпорации – это крупнейшие компании, действующие в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового промышленного производства и торговли

Труд – это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг.

Сдельная заработная плата – это денежная оплата труда наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции

Средства производства – это совокупность средств и предметов труда, образующих материальные факторы производства

Таможенные пошлины – налог, которым облагается товар при пересечении границы.

Пошлины могут устанавливаться в % от цены товара или представляют собой фиксированную ставку с объема, веса и т.д.

Товар – это экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведённое для обмена.

Экономическая система – это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства

Рыночная экономика- форма организации общественного хозяйства, признаками которой являются преобладание частной собственности, отсутствие централизованного регулирования всего национального хозяйства, конкуренция между товаропроизводителями через рынок, технический прогресс и эффективность производства.

Смешанная экономика -экономическая система, в которой наряду с развитым частным сектором действует и государственный сектор экономики

Традиционная экономика – это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества – что, как и для кого производить – решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Факторы производства – это экономические ресурсы, то есть ресурсы используемые для производства продуктов и услуг. (труд, земля, капитал, предприним.деят., информация)

Цена – это та денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести, а производители реализовать товар(услугу).

Ценные бумаги – документы, предъявления которых достаточно для реализации заключенного в них имущественного права.

Центральный банк – это “банк банков”, он организуется правительством и имеет дело не с населением, а с коммерческими банками, основная функция ЦБ – функция предохранения кредитно-банковской системы от кризисов и регулирование (через предложение денег) общей экономической ситуации в стране.

Чистая монополия – на рынке функционирует одна фирма, продаёт уникальный продукт (не имеется заменителя), доступ на рынок заблокирован, фирма обладает контролем над ценой

Экономический либерализм (экономическая свобода) – основополагающий принцип в классической политической экономии.

Экономический плюрализм – это переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе частной собственности.

Экономический рост – увеличение общего объёма произведённого реального ВВП, или объёма реального ВВП в расчёте на душу населения за определённый период времени.

Экономический цикл – повторяющиеся и следующие один за другим на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности; включает в себя фазы кризиса, депрессии, оживления и подъёма

Экстенсивный путь развития – распространяющийся вширь. Термин означает количественное увеличение, расширение чего-либо.

Интенсивный путь развития — распространяющийся внутрь. Термин означает качественное изготовление товаров и услуг.

Экстенсивный экономический рост – экономический рост, обеспечиваемый за счет количественного увеличения уже применяемых факторов производства

ДУХОВНАЯ СФЕРА

Анимизм – вера в души и духов.

Тотемизм – одна из ранних форм религии, суть которой – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами, животным и растениями.

Фетишизм (франц. – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человек.

Протестантизм – третья, наряду с православием и католицизмом, разновидность христианства, возникшая в период Реформации.

ОБЩЕСТВО

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека

Бипатрид – лицо с двойным гражданством.

Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение (чувственное удовольствие)

Глобализация – процесс мировой интеграции (объединения стран)

Глобальные проблемы современности —  главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само существование, сохранение и развитие цивилизации.

Гносеология, или теория познания, – раздел философии, в котором изучаются природа познания, его границы и возможности

Гуманизм– воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью,

Делинквентное поведение – преступное поведение

Индукция – форма умозаключения, характеризующаяся переходом от частного к общему путем обобщения отдельных фактов.

Институты общества — совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений.

Консенсус – согласие, согласованное мнение по какому-либо вопросу.

Личность- это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Мировозрение- система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем

Моногамия – единобрачие.

Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге.

Общественно-экономическая формация – марксистская категория, обозначающая различные ступени исторического развития человечества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Ответственность- субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. 

Плюрализм – множественный, многообразие

Промискуитет– беспорядочные, никакими нормами не регулируемые половые связи.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Сенсуализм –– направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний и утверждающее, что все наше знание должно быть обосновано опытным путем.

Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть возраста 18 лет.

Свобода- это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают.

Синтез –соединение элементов и сторон предмета в единое целое (в систему).

Техносфера – термин употребляется при описании современной цивилизации, для которой характерно повсеместное использование техники и научных методов преобразования действительности.

Ноосфера – сфера человеческого разума.(Вернадский)

Фатализм (от лат. fatum – рок, судьба) – вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.

Фрустрация – негативное психологическое состояниев безысходности, отчаяния

Экзистенциальные потребности – потребности в безопасности.

Эсхатология– религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

infourok.ru

работа с понятиями – Корпорация Российский учебник

Актуальная проблема — недостаточный уровень знания определений

По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.

В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.

Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый — вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ — вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.

Как работать с понятиями

Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь — очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.

4 способа дать определение понятию:

  • Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция — это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
  • Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет — это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
  • Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание — это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
  • Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия — власть народа.

Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:

  • Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
  • Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
  • Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
  • Этимологический. От лат. conserve — сохраняю, охраняю.

Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков — родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.

Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.

Обществознание. 10 класс. Практикум

Практические задания, направленные на отработку подготовки к ЕГЭ на основании изучения курса «Обществознания» по учебнику Никитина А.Ф.

Купить
Задания ЕГЭ

В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году — оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.

Задание 1. Вставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием — мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема — не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.

Задание 2. Найдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно — особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.

Задание 20. Вставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.

Задание 25. Объясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.

Задание 27. Решите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.

Задание 29. Напишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.

В основе обществознания — обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.

Обществознание. 11 класс. Практикум

Практические задания, направленные на отработку подготовки к ЕГЭ на основании изучения курса «Обществознания» по учебнику Никитина А.Ф.

Купить


ЕГЭ-2018. Обществознание (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.

Купить

rosuchebnik.ru

Словарь по обществознанию для терминов ЕГЭ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Словарь ЕГЭ по обществознанию.

Значительная часть сдававших ЕГЭ по обществознанию в 2018 году, как показывает статистика и методический анализ, испытывают трудности при формулировке своих мыслей в письменных заданиях части 2. Вы в их числе? «Кто ясно мыслит – ясно излагает»! Мы запускаем новую страницу нашего проекта – словарь по обществознанию.

Мой авторский видео-курс позволит Вам, затратив всего 1 час в день на разбор каждой темы кодификатора получить на ЕГЭ свыше 80 баллов! УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

Учитесь формулировать термины по обществознанию с нами!

Мы готовы помочь Вам с формулировками! Мы уже указывали на необходимость начинать разбор каждой темы ЕГЭ по обществознанию с ключевых терминов и понятий. Наш словарь поможет Вам в этом. Для чего это нужно? Чтобы не мыслить абстрактно, чтобы видеть готовые формулировки в тестовых заданиях, чтобы четко решать задание 1 (ранее 22), например.

Согласитесь, без знания базовых терминов, с эти заданием справиться будет крайне тяжело. Не знаете ответ? Открывайте букву М нашего словаря! Ответ МАЖОРИТАРНАЯ.

Еще один пример, уже из демоверсии ЕГЭ 2019.

Задание 1 ЕГЭ 2019

Понятно, что термин будет из духовной сферы и определять он будет один из ее институтов (раз есть религия для примера).

Системное строение общества

Для лучшего понимания терминов вырабатывайте собственную систему максимально простых, приближенных к действительности и запоминаемых определений. Каждое определение можно строить на близком термине (сфера ценностей) и его функции (свойстве) — регулирующих.

Снова помогает нам буква М нашего словаря. Ответ — МОРАЛЬ!

Задание 1 ЕГЭ 2019

Итак, помним, синоним + отличие, функция.

Ваши 300 терминов-спартанцев на ЕГЭ 2019 по обществознанию!

Мы ведем постоянную работу по пополнению нашего словаря, так как понимаем, насколько для выпускника важно овладеть понятийным аппаратом, который будет ему просто необходим на ЕГЭ по обществознанию. Если Вы посмотрите критерии проверки любого задания письменной части ЕГЭ, то увидите, что сущностные и понятийные ошибки влекут за собой снижение баллов ЕГЭ. Поэтому, наш словарь растет. Сейчас его составляют уже свыше 600 терминов, сформулированных для Вас экспертом ЕГЭ по обществознанию.

Формулируйте термины самостоятельно!

Одним из залогов успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию является максимальная самостоятельность Вашей подготовки. мы не призываем Вас заучивать термины нашего словаря догматически! На ЕГЭ его с Вами не будет, а в ситуации естественного стресса память может подвести. Учитесь мыслить самостоятельно!

Наши подписчики спрашивают о том, что самостоятельная формулировка основных понятий может привести к ошибке.

Виталий 06.03.2014
Здравствуйте. А что, если я сформулирую термин, а он неправильный? Ведь известно, что переучивать сложнее.

Однако нам кажется, что самостоятельность мышления на ЕГЭ – главное! Предлагаю посмотреть несколько примеров, когда знание (или, наоборот, незнание, не умение самостоятельно сформулировать) термина оказало решающее влияние на получение баллов на ЕГЭ по обществознанию. Итак, посмотрим работы выпускников!

Разбалловка за выполнение задания 32

Перед Вами сложное теоретическое задание 25. Здесь проверяется именно компетенция выпускника мыслить научными терминами. Причем, если вы неверно формулируете сам термин, то за два дальнейших дополняющих его предложения, будь они даже верно написаны, вы получаете 0 первичных баллов (а максимальный балл здесь 3!).

Пример ошибки в термине на ЕГЭ, задание 25

Ошибка видится в определении. Например, в натуральном хозяйстве деятельность крестьянина на земле не направлена на получение дохода, а только на удовлетворение своих потребностей. А факторы производства это то, без чего по Смиту невозможна никакая экономика. Скорее всего, этот элемент ответа не зачли. Например, в своем словаре мы даем следующее определение:

Фактор производства – ресурс, используемый субъектом экономических отношений для создания продукта и получения дохода.

А вот противоположный пример. Выпускница, подписчица нашего паблика  , например, сомневается, но сам ищет на экзамене верный ответ, в итоге его самостоятельно формулируя и получая минимум 1 балл за верно написанное понятие. Второй попытается отспорить на апелляции, кстати.

Также, в эссе по обществознанию (задание 29), если вы не сумеете дать собственное видение проблемы, используя обществоведческие понятия, Вы не получите максимальные баллы. Ошибка в термине, чаще всего, влечет за собой потерю одного балла за критерий 2 (характер и уровень теоретической аргументации).

Критерий 2 проверки эссе по обществознанию

Еще один аналогичный пример с ЕГЭ, когда выпускник терял балл на незнании термина, и вновь на экономике:

Ошибка в термине в эссе по обществознанию

Конечно, определение нельзя начинать строить с «это то, из чего…». Необходим подбор синонима, здесь это фактор. В целом, понятие ресурс аналогично фактору производства, но можно попытаться дать и несколько отличное определение.

Ресурс — фактор экономической деятельности, позволяющий организовать производство материального блага.

Ну а то, что в экономике не все производится на продажу (товар), Вы уже, надеюсь, поняли. Да, это в корне не верное определение термина.

Наш СЮРПРИЗ от эксперта ЕГЭ — курс МАСТЕР ЭССЕ!

Итак, на ЕГЭ нужно мыслить максимально самостоятельно, зная и понимая теорию. И без обществоведческих терминов нам здесь никуда не уйти! А вот сверяться, видеть термины ЕГЭ вы сможете в нашем словаре по обществознанию. Мы готовы корректировать Ваши идеи и обсуждать спорные мысли в комментариях к словарю. Спасибо Вам за высокую оценку нашего труда:

Комментарии пользователей сайта к нашему словарю терминов ЕГЭ

Желаем удачи!

egewin.ru

Словарь терминов по подготовке а ЕГЭ по теме «Человек и общество»

Раздел ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК

Общество в широком смысле означает обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общество в узком смысле есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями , взаимодействием и отношениями.

Открытая система — это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие

Цикл в развитии общества — это чередование прогресса и регресса.

Природа — совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат),

органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Эволюция общества — развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно

переходящих из одного в другое.

Революция — коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного

качественного состояния к другому.

Прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному.

Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Регресс — направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.  ухудшение, возврата к изжившим

себя формам и структурам.

Реформа — Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ.

Частичные преобразования.

Глобализация (франц. global — всеобщий, от лат. globus шар) — исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему.

Цивилизация — это общество, построенное на определённом наборе (списке) великих социальных изобретений.

Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором (списком) этих изобретений.

Информационное общество — постиндустриальное общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.

Постиндустриальное общество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.

Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

 

Культура — совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и

передаваемых из поколения в поколение.

Наука — сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

Индукция — это восхождение от конкретного к абстрактному, от опытных данных к теории

Абсолютная истина — это полное соответствие формы психики (например, суждения, образа и т. д.) и объекта познания.

Наука — это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний

Ценности — это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии,

это культурные стандарты хорошего и плохого.

Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции

действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием.

2) общепринятые нормы и правила поведения

Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным

законам

Религия — мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил,

богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

Искусство — образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего

состояния  через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет,  и т.д.

Искусство — это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.

Образование 

1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся

констатацией достижений.

Чувственное познание — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

Истина — знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может

углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

Вера — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое

не требует доказательств.

Духовная культура — одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального

воплощения, связанные с  сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и

нравы, верования, знания).

Народная культура — народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его

жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

Массовая культура — форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и

распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных

и классовых субкультур

Элитарная культура — субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов,

характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

 Субкультура — это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры

Контркультура — это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.

Язык — это средство передачи культуры с помощью символов.

Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих

одного человека от других его неповторимая уникальность.

Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции,

мотивы, социальные установки)

Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

Ноосфера — это оболочка Земли, которая является результатом человеческой деятельности.

Гуманизм — мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

Потребности — необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

Человек — это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению.

Человек — высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

Общение — деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в  контакте с другими, состоящее

в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной

деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

Игра — деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее

результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения,

а также развитие определенных навыков, и умений.

Труд — целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

самовоспитание — сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

Самореализация — стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов,

способностей, личностных возможностей

 

infourok.ru

Термины по обществознанию (10-11 классы)

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества – строение общества в целом; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.

Социально-групповые отношения – вид социальных отношений между классами, социальными слоями и др.

Межличностные отношения – вид социальных отношений человека с окружающими его людьми.

Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально-значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть).

Малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.

Большая группа – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы.

Формальная (официальная) группа – это группа, которая создается и существует лишь в рамках официальных организаций.

Неформальная (неофициальная) группа – это группа, которая возникает и существует на основе личных интересов ее участников.

Сословная система – исторический тип стратификации, которая предусматривает юридическое закрепление человека за той или иной группой с передаваемыми по наследству правами и обязанностями (неравенство социального положения и наличие привилегий).

Классовая система – исторический тип стратификации; система открытого типа, в которой человек принадлежит к большой социальной группе, различающейся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества (место в системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого богатства).

Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Личный статус – это положение индивида в малой группе, оценка его членами данной группы в соответствии с его личными качествами (лидер, знаток, душа компании).

Предписанный (приписанный) статус – это социальная позиция, которая заранее, от рождения, предписана индивиду независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность).

Достигаемый статус – это приобретаемый в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние).

Престиж – это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении (место учебы, место работы, профессия, должность).

Авторитет – это влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте человека.

Социальная роль – ожидаемое поведение от человека, занимающего определенное место в социальной системе в зависимости от его статуса.

Социализация личности – усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми; это границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Нормы морали – это правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и соблюдение которых обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение общества.

Правовые нормы – это формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

Политические нормы – это правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, социальными группами (законы, международные договоры, политические принципы, моральные нормы).

Побуждающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат предписание, т.е. указание на требуемое действие.

Запрещающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат запрет, т.е. указание на действия, которые не следует совершать.

Императивные (обязательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются.

Диспозитивные (рекомендательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат дозволение, т.е. указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющимся нормам, принятым значительной частью людей в группе или сообществе (пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм).

Делинквентное (преступное) поведение – вид девиантного поведения, нарушение правовых норм (противоправное поведение).

Социальный контроль – регуляция отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Внутренний (самоконтроль) социальный контроль – это форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль означает сдерживание стихийных импульсов в поведении человека, основывается на волевом усилии.

Внешний социальный контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Семья – как социальная группа основана на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью (удовлетворяет личные потребности людей).

Семья – как социальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей (удовлетворяет социально значимые потребности общества).

Брак – юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Социальная дифференциация (расслоение) – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами и слоями населения. Страта – социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественный, профессиональный, уровень образования, доход, власть, престиж).

Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Выделяют следующие критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.

Социальная мобильность – перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Вертикальная мобильность – это вид социальной мобильности, которая представляет собой движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная мобильность – это вид социальной мобильности, географическое перемещение между районами, городами; смена позиций на одном социальном уровне, без изменения статуса.

Каналы социальной мобильности или социальные «лифты» — это пути, по которым происходят перемещения людей из одних социальных групп в другие (социальный статус семьи, получение образования, физические и умственные способности, внешние данные человека, получение воспитания, смена места жительства, армейская служба, вступление в брак).

Маргиналы – индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур (промежуточное состояние социального субъекта).

Конфликт – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Этническая общность (этнос) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами особенностями культуры, языка, историческим самосознанием.

Племя это тип этноса, совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, религии, обрядов.

Народность это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация – это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей.

Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.

Межнациональные (этнические) конфликты — споры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.

Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов.

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (крайне агрессивная форма национализма) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид (проявление государственного национализма) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп (Холокост).

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.