Уникальный педагог школы приверженность профессии: Профессия учитель — описание, где учиться и работать, плюсы и минусы профессии, онлайн тесты

Содержание

как повысить престиж профессии учителя?

Роль школьного учителя в жизни человека сложно переоценить. Однако сопровождающие эту профессию высокая ответственность, эмоциональная нагрузка и не слишком привлекательные зарплаты становятся причиной того, что педагогов постоянно не хватает, хотя они все время нужны. В преддверии Дня учителя эксперты, опрошенные порталом „Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, обозначили пути решения этой проблемы и рассказали, как можно привлечь в отрасль молодых специалистов.

Стратегическая задача

Повышение социального статуса российских учителей, крайне важное для привлечения молодых и амбициозных специалистов, — одна из главных задач национального проекта „Образование”. Качество образования напрямую зависит от высокой квалификации педагогов.

Положение учителей в обществе россияне оценивают в среднем на 3 балла из 5 возможных, свидетельствуют данные прошлогоднего опроса ВЦИОМ. При этом почти каждый десятый (9%) респондент считает, что профессия учителя не входит в число престижных. Тем не менее, по оценке опрошенных порталом экспертов, профессия педагога становится в России все более востребованной. Но предстоит еще решить массу различных проблем — как социально-экономических, так и морально-психологических, — для того чтобы повысить ее престиж и справиться с кадровым дефицитом.

Со школьной скамьи

Опыт стран с самыми успешными сегодня системами образования (Сингапур, Китай и другие) показывает, что престиж профессии педагога формируется еще в школе, рассказала заместитель директора центра социализации и персонализации детей Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте РФ Ирина Пастухова. По ее словам, в первую очередь нужна эффективная система профессиональной ориентации школьников, предоставление им возможности попробовать силы в качестве вожатого или помощника учителя.

„Конечно, в младших классах общеобразовательной школы возможно только ситуационное понимание ребенком своих внутренних ресурсов. Но уже тогда можно выявить и поддержать тех, кто проявляет склонность к педагогической деятельности”, — говорит Пастухова. Она считает, что уже в средней и старшей школе можно создавать ориентирующие специальные педагогические классы, организовывать волонтерские отряды, проводить конкурсы.

Валерий Матыцин/ТАСС

Пастухова полагает, что процесс выбора профессии стоит поддерживать с самого детства, поскольку успехи будущего педагога напрямую зависят от того, насколько осознанно тот предпочел специальность. Человек должен быть уверен в том, что сможет справиться с серьезными физическими и психологическими перегрузками, и обладать необходимыми для этой работы качествами.

„Если мы говорим о престиже профессии учителя, то образовательная система должна формировать модель собственного воспроизводства”, — считает эксперт аппарата Общероссийского профсоюза образования кандидат педагогических наук Раис Загидуллин. По его словам, нацпроект „Образование” стоит расширить проектами организации педагогических классов.

Руководитель образовательной программы „Педагогическое образование” института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров согласен с тем, что в школах должно появиться раннее профориентирование, но в возрождении педагогических классов, существовавших в 1980–1990-е годы, он необходимости не видит.

Харизматичные лидеры и цифровое образование

По оценке Ирины Пастуховой, сейчас буд

Профессия -- учитель: На всю жизнь

РИГ SAKHAPRESS.RU Каким внутренним богатством, какой душевной щедростью, безмерной преданностью своему делу, любовью к детям, которым полностью отдаётся его сердце и знания, должен обладать человек, выбравший профессию учителя!

«Только те, кто сердца не умеют беречь, берегут человеческий облик планеты», – эти слова по праву можно отнести к учителю Чуприне Галине Андреевне.

Каждый человек задумывается о выборе будущей профессии, об этом думаем и мы, молодое поколение. Мне всегда казалось, что это очень сложный вопрос, ведь, скорее всего, такой выбор делают однажды и навсегда и как, наверное, страшно вдруг ошибиться. Работа, профессия, выбранная на всю жизнь… Она должна приносить не только материальное удовлетворение, но и удовлетворение в первую очередь самому себе, такая работа, которая была бы не в тягость, а в радость. Приходить на работу без настроения, «огонька» -- какая же это работа? Просто ещё один угрюмый рабочий день, и чем больше таких дней, тем человек быстрее устаёт от своей работы, и к тому же она наскучивает. Свой выбор профессии – профессии учителя – Галина Андреевна сделала точно и верно: навсегда. Я не знаю, есть ли такая награда – «За верность учительской профессии», если бы она была, то я обя зательно бы ее вручила именно этому учителю.

Профессии все важны, но одна из них самая уважаемая и почётная. Учитель ведёт человека сквозь годы детства, юности, совершает свой каждодневный, подчас незаметный, подвиг – помогает найти свой путь в жизни. Иногда, кажется, что школа создана для учеников, поэтому всё должно подчиняться их интересам и проблемам. Но скажите, пожалуйста, долго ли продержится школа, если в ней будут отсутствовать настоящие учителя и воспитатели, трудолюбивые, разумные и справедливые. В нашей Арктической гимназии все учителя умные, интересные, многие любимые, но о Галине Андреевне хочется сказать особо. Это как «патриарх» гимназии. Раннее утро – она уже на работе, окна её кабинета выходят на пришкольную площадь и издалека видно, как они светятся, в это время учитель проводит консультации, дополнительные часы, а можно и просто прийти поговорить. Вторая половина дня, а окна всё ещё светятся – снова консультации, допол нительные часы, беседы, встречи с ро дителями. Дежурит или нет её класс – учитель каждое утро встречает учеников, и для каждого всегда есть свое слово приветствия, и так изо дня в день вот уже много-много лет, наверное, с тех пор как пришла в школу молодой учительницей. Если вдруг, по какой-либо причине, нет Галины Андреевны в гимназии, а это бывает крайне редко, то к началу уроков об этом знают все. Всегда странно видеть, если кабинет 207 закрыт, он, обычно, открыт всегда и для всех.

Часто говорят, что учителя – вторые родители. Для меня это не пустые пафосные слова, потому что большую часть времени мы проводим в школе, а общение с учителями часто не только дополняет, но и заменяет общение с родителями. Существует выражение «Профессия на всю жизнь». Без сомнений, так можно сказать о деятельности Галины Андреевны. После окончания в 1967 году Черкасского госу дарственного педагогического института Галина Андреевна молодым специалистом прибыла в Булунский район, п. Тикси, в ТСШ №1. Через некоторое время она стала классным руководителем очень большого класса, где учился мой папа. А моя бабушка, Нина Васильевна, была в этом классе председателем родительского комитета. Когда они встречаются, то часто вспоминают класс, ребят, учителей, работавших в то время. Дома в семейном архиве есть фотографии тех времён. Связь времён и поколений… Вот учитель учил моего папу… Прошло время, и уже её бывший ученик приводит своих детей – у Галины Андреевны учился мой старший брат. А затем Галина Андреевна становится классным руководителем класса, где учится моя сестра Ксения, и теперь папа ходит на собрания к своему учителю как родитель. Сестра уже окончила гимназию, она студентка 3 курса, теперь учусь я, учится моя младшая сестра. Сколько лет учителю? Трудно сказать – она всегда энергична, весела, доброжелательна, приветлива! А знаменитая причёска Галины Андреевны – какой же тут возраст?! Сколько времени, лет она в школе, скольких детей обучила за это время? Тоже трудно сказать, у нее, сейчас учатся уже «внуки» - дети детей, которых она учила! Не это ли верность профессии, ответственность за свой выбор, сделанный однажды и навсегда!

В заключение хочется сказать, что её большая душа, мудрость мысли, жизненный опыт и безграничная любовь к детям вселяют оптимизм и веру в человеческую доброту.Наверное, надо быть наделённым свыше, чтобы уметь так отдавать себя людям, ничего не требуя взамен. Галине Андреевне подвластно открывать душу каждого ребенка особым ключиком. У неё нет любимчиков. В каждом она умеет найти хорошие качества. Мне встретились слова известного педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко: «Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если просто дать ему книжку в руки. Если не будет видеть красок, не возьмёт инструмент. Искусство воспитания заключается в том, что воспитывать можно только на собственном примере». А пример честности, чуткости, внимательности, отличного знания своего предмета, ответственности за свою работу – вот образец для нас, её учеников – прошлых лет, настоящих и будущих.

Спасибо Вам, Галина Андреевна! Вы именно тот учитель, которыми славится Россия!

В сентябре 2014 года Г.А. Чуприна награждена Грамотой «За заслуги в области образования, вклад в социально-экономическое развитие республики и многолетний и добросовестный труд» и золотыми часами от Главы Республики Саха.

Ольга СЕМИВЕЛИЧЕНКО,

выпускница МБОУ «Арктическая гимназия» 2012 г.,

газета «Маяк Арктики»,

п. Тикси, Булунский улус.

Учитель – это уникальная профессия - Всероссийский дистанционный конкурс "Лучшее школьное сочинение" - Конкурсные работы - Каталог статей

Учитель – это уникальная профессия, является одной из древнейшей и остается  востребованной по сей день. Важный и необходимый человек в жизни  каждого ребенка, учитель, чей благородный труд на благо подрастающего поколения.
Самое ценное, чему учили меня учителя, и прежде всего мой классный руководитель, - это учиться. В школе я очень любила гуманитарию и в этом спасибо большое моему учителю , она заложила большой вклад знаний, поэтому я сразу определилась с выбором профессии. Я закончила Казанский Государственный Университет. После устроилась на работу в школу,в этом же городе. Вчера была ученица, а сегодня должна быть учителем. И вот уже более девяти лет я работаю в школе учителем и не о чем не жалею, что когда то сделала этот выбор.  Выбранная мной профессия заставляет все время двигаться вперед, искать и находить что- то новое, развивать творческие способности.

Ни для кого не  секрет  в нашей профессии много трудностей, но только здесь можно получить удовлетворение от проделанной работы, реализовать свой творческий потенциал. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Нужно пробовать, дерзать, творить и творить.
К профессии учителя с уважением относились во все времена. Наверное, потому, что учитель - это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет передать свои знания другим, объяснить непонятное, найти ключ к способностям каждого ученика.
Для того чтобы кого-то научить чему-то, надо самому в совершенстве разбираться в этом, быть готовым ответить на любой вопрос. Учителю часто приходится отвечать и на вопросы, не касающиеся его предмета, поэтому его кругозор должен быть широким. А еще учителю необходимы такие качества, как выдержка, терпение, дружелюбие. Учитель должен быть хорошим психологом и любить детей.
Быть учителем очень ответственно, потому что он для учащихся образец в мышлении и поведении. Мало того, что учителю обязательно в совершенстве знать тот предмет, который он преподает, ему необходимо уметь научить. Каждый ребенок в классе должен понять материал. А дети все разные, поэтому учителю следует быть внимательным к каждому. Он должен найти подход ко всем, заинтересовать их в своем предмете, показать его важность и полезность в жизни учеников. При этом учитель обязан с уважением относиться к индивидуальности ученика, не унижать его, даже ставя двойку. Такого учителя любят ученики, внимательно слушают и с интересом выполняют задания.
Мои любимые учителя навсегда останутся в моем сердце. Они все разные, с разными подходами к своей работе. Но есть то общее, что вызывает у меня уважение, - справедливость, внимательность, умение интересно объяснить, понимание. Я уверена, что нам есть, за что быть благодарными нашим учителям, ценить их. Лучшая благодарность учителю от ученика, это его готовность перенимать знания и успешность в будущей жизни.
Школа не остается в стороне от перемен, происходящих в обществе. Работая учителем. я поняла, что научить детей, это еще не значит дать им максимум знаний. умений и навыков, а это значит помочь детям самим понять смысл учения, подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

Учителя, учителя...
 Профессий нет добрей!
 Стоите твердо у руля,
 Открыв ребенку дверь.         
 Учитель - самый верный друг,
 Не выдаст, не предаст;
 А если что случится вдруг,
 Он руку всем подаст.
 Как напpяженен этот труд:
 Пойми и научи.
 Всегда к учителю идут
 Студенты и врачи...
 Зайдете в светлый класс когда,
 Не замечать нельзя
 Такие милые всегда,
 Усталые глаза.
 О, как отважен этот труд:
 Задиры, шалуны...
 Порой в глаза упрямо лгут.
 Вы их понять должны.
 Учителя, учителя...
 Профессий нет добрей!
 Стоите твердо у руля,
 Открыв ребенку дверь.

 

Без указания авторства

В чём видят учителя привлекательность работы в школе

РАНХиГС провела исследование о привлекательности школы для учителей с их же точки зрения. Педсовет заинтересовался итогами и провел свой опрос, в котором приняли участие 486 респондентов из регионов России. По мнению респондентов обоих опросов, школа привлекательна для молодых специалистов стабильностью, режимом работы и творческой составляющей профессии. Но молодые специалисты - выпускники 2018 года в школу работать не пойдут, уверены участники опроса Педсовета. 

В исследовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) приняли участие 900 учителей из Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, Алтайского и Ставропольского краев. Оно проходило с 2014 по 2017 год. Последние данные приходятся на сентябрь 2017 года.

В опросе Педсовета участвовали 486 учителей из разных регионов России. Опрос проводился в июне текущего года. Возраст опрошенных - от 28 до 71 года.

Для того, чтобы школа жила, развивалась и обогащалась новыми элементами в содержании и обучении, в нее должны приходить работать молодые педагоги. В течение последних лет произошло лишь незначительное обновление педагогического коллектива школы, считают учителя - респонденты опроса  РАНХиГС. О значительном обновлении кадрового состава в школах заявили лишь всего 17,3 процента опрошенных. При этом доля сельских школ в этих процентах значительно ниже доли школ, расположенных в региональных столицах. В целом, значительное количество респондентов (80 процентов) отметили, что процесс обновления педагогических коллективов носит низкую динамику.

Что привлекает молодых учителей в работе в школе?

Исследование РАНХиГС

Наиболее частыми ответами назывались: стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. Размер заработной платы и престиж профессии не рассматривался учителями как наиболее значимый критерии. В то же время почти 24 процента опрошенных педагогов считают, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи. 

Опрос Педсовета  

Самыми популярными ответами оказались такие, как интерес к профессиии (12 процентов), ее творческая составляющая (14,7), любовь к детям (22,2), возможность стабильной работы (18) и удобный режим (8,3).  О том, что в школе нет ничего привлекательного для молодых специалистов, заявили меньшинство респодентов (1,5 процента). Названы учителями и факторы непривлекательности - низкие зарплаты (11,3) и высокие требования к учителю (8,6).

В целом, привлекательность школы для молодого педагога на «троечку» оценили большинство участников опроса - 42,9 процента. 

Карьерный рост в школе. Нереально?

Исследование РАНХиГС

Учителя связывают карьерный рост с методической деятельностью (19,9 процента) или с управленческой. О  желании стать директором школы или занять другие позиции в управленческой команде заявили 11,7 процента респондентов. При этом, более амициозными оказались учителя школ столиц субъектов РФ. 

Среди респондентов, кто не видит никаких направлений развития своей карьеры, 70 процентов работают в сельских школах. а 70,9 - в городских. Вероятно, это связано с узостью рынков учительского труда и отсутствием амбиций, отмечают исследователи.

Более оптимистичными оказались молодые учителя, питающие надежды на карьерный рост, но уже к 35-ти годам их взгляды на данную возможность меняются. Например, если на начальном этапе профессиональной деятельности заниматься методической работой хотели бы 28,1 процента молодых учителей, то в возрасте 36 - 45-ти лет их осталось 18,4 процента.

Опрос Педсовета

В вероятности карьерного роста молодых учителей как привлекательном факторе работы в школе  более менее уверены 39 процентов участников опроса. Не сильно в нее верят 15,2 процента. Почти в три раза меньшее количество респондентов (5,5 процента) оценили возможность продвижения как максимально привекательную для молодых специалистов.

Педагогический коллектив и качество образовательного процесса

Исследование РАНХиГС

По мнению учителей, участвовавших в опросе, обновление кадрового состава, произошедшее в их образовательных учреждениях, не привело к повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. В школах, где поменялось  значительное число учителей, 51,7 процента педагогов характеризуют сложившийся кадровый состав как сильный, а в школах, где обновления не было или поменялось незначительное число учителей, педагогический коллектив назвали сильным 64,9 процента учителей. Данная тенденция, поясняют авторы исследования, свидетельствует о низкой оценке профессионализма молодых учителей значительной долей их старших товарищей. В целом, доля учителей, считающих свой педагогический коллектив сильным, сократилась в среднем на 6 процентов, отмечают эксперты.

Опрос Педсовета

Большинство участников опроса хотели бы, чтобы в их школе увеличилось количество молодых учителей (34,4). В тоже время, почти такое же количество педагогов (31 процент) ратует за увеличение числа опытных педагогов в их коллективах. Примечательно, что 15.1 процента опрошенных хотели бы, чтобы  много лет работающие учителя оставались как можно дольше на своих местах.

Все же педагогам представляется наиболее правильным вариант, когда в школе примерно в равном соотношении работают как молодые педагоги, так и их более опытные коллеги.

В том, что изменение состава педагогического коллектива в принципе способно повлиять на решение проблем в школе, заявили более 70 процентов респондентов.

Подавляющее большинство опрошенных (80,5) считают, что итоги работы педколлектива школы зависят от его состава.

Удовлетворенность заработной платой

Исследование РАНХиГС

Как отмечают исследователи, в отличие от предыдущих лет, доля учителей, которых устраивает заработная плата (по всем типам поселений), выросла. Вместе с тем, ее размером удовлетворены менее половины респондентов сельских школ (40,1) и региональных столиц (41, 6). Совершенно не устраивает материальная сторона профессиональной деятельности 23, 6 процента учителей региональных столиц и 25, 6 - сельских школ.

Опрос Педсовета

В исследовании Педсовета вопрос о зарплате имел другую окраску и звучал так: «насколько для вас важен размер заработной платы?» (оценка по 5-ти бальной системе). Оказалось, что учителей, для которых вопрос зарплаты вообще не существует, нет. То есть, оценка по сути произошла по трехбальной системе.  Минимально заинтересованных в зарплате респондентов оказалось 10,7 процентов. Более заинтересованных - 50 процентов, и еще почти 40 процентов (39,3) считают, что размер зарплаты для них категорически важен (максимальный балл). 

Удовлетворенность учебной нагрузкой

Исследование РАНХиГС

Степень удовлетворенности учителей педагогической работой за годы наблюдений практически не изменилась. Объем учебной и внеучебной нагрузки устраивает 75 процентов педагогов. В то же время, увеличилась доля учителей сельских школ, в отличие от городских, которых объем учебной нагрузки совершенно не удовлетворяет (2,2 в 2017 году против 20,1 в 2016). А вот объем внеучебной нагрузки в больше степени устраивает именно сельских учителей (42,8 процента), что значительно превышает соответствующие показатели в городских школах.

Опрос Педсовета

Доля минимальных значений степени удовлетворенности учебной нагрузеой (1 и 2 балла) в сумме составила 11,6 процентов. Немного меньше, чем половина опрошенных (43 процента) оценили свою загруженность уроками по максимальному баллу. Суммарное значение ответов на «три» и «четыре» составляет 45, 5 процента. Судя по ответам, нагрузки у учителей вполне хватает.

Загруженность внеучебными дисциплинами минимально удовлетворяет 32,5 процента учителей (ответы по значениям 1 и 2 балла в сумме). Большинство респондентов (67, 5) в целом все же устраивает объем их внеурочной деятельности. 

Возможно, с учетом всех сложностей и непривлекательностей работы учителя в школе, большинство респондентов (73,6 процента) уверены, что выпускники педагогических колледжей и университетов 2018 года не пойдут работать в школу. Куда угодно, только не в школу - так считает 31 процент участников опроса. 36 процентов респондентов думают, что молодые специалисты уйдут работать в коммерческие структуры, около 5,6 процентов надеются, что выпускники станут не учителями, а предпринимателями. Среди участников опроса есть и те, кто видит, место работы выпускника на заводе (1 процент). 

В том, что молодые специалисты придут работать в школу, уверены 22,4 процента.

Учителя предложили и свои варианты ответов. Например, многие уже опытные педагоги уверены, что выпускники могут прийти работать в школу, но столкнувшись с трудностями (высокие требования руководителя, сложные ученики, обилие бумажной документации и т.д.), в школе не останутся.

Подписаться на авторский канал Федюшиной Эльвиры Евгеньевны

Поступить в педагогический. Престижна ли профессия учителя у молодёжи? | Москва

Московская система образования сегодня занимает лидирующие позиции в стране и мире. Успехи ребят в учёбе, сдаче экзаменов, олимпиадном движении, их личност­ные достижения – результат ежедневного труда ныне р­аботающих педагогов.  

Кто придёт им на смену? Престижна ли профессия учителя у современной молодёжи? 

Конкурс растёт

Конкурс в Московский городской педагогический университет растёт, количество поступавших в 2019-м на 1,5 тыс. больше, чем год назад. Конкуренцию выдерживают только самые образованные и целеустремлённые выпускники. В два раза больше, чем в прошлом году, было зачислено ребят вне конкурса, среди которых победители и призёры регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников.

Вузовские педагоги вспоминают, как лет 8–10 назад было сложно вести занятия: мёртвая тишина, не все готовят домашние задания, не все готовы вступить в дискуссию. Последние годы учиться приходят мотивированные, начитанные, интеллектуально развитые юноши и девушки с высокими баллами ЕГЭ, обладающие фундаментом знаний, на который гармонично нарастает багаж профессиональных навыков и умений.  

Студентка 2-го курса МГПУ Анастасия Гридина в будущем станет учить московских школьников премудростям французского языка: «Когда я готовилась к ЕГЭ, я знала, что баллы в МГПУ достаточно высокие, я не просто хотела перейти какой-то порог, а старалась сделать максимально из того, что могу». 

Сегодня в московских школах работают 55 тыс. учителей, 263 из них награждены почётным знаком «Заслуженный учитель города Москвы». На протяжении многих лет учителя столицы участвуют во Всероссийском конкурсе «Учитель года». Среди них 5 лауреатов, 10 победителей и 5 абсолютных победителей конкурса.

«К нам в вуз поступают выпуск­ники, которые увлечены своим предметом, не просто любят детей, но и стремятся с ними работать, а это очень важно. Увеличилось количество мальчиков, которые хотят работать в школе, идут в школу и остаются там работать. Можно в целом говорить о том, что престиж профессии подрос», – рассказывает доцент МГПУ Татьяна Апостолова.

Традиционно самый серьёзный конкурс на специальность учителя иностранного языка: английский, немецкий, итальянский, французский. Выросли баллы на направления «Русский язык и литература», «Обществознание и экономика», «Математика». На некоторые самые популярные направления бюджетного отделения МГПУ средний балл ЕГЭ выше 90.

Престиж профессии был, есть и будет?

«Я решила стать учителем потому, что именно преподавательская деятельность привлекала с самого детства. В школе я изучала английский и французский языки. Запомнился один случай. Моя учительница и классный руко­водитель предложила сделать проект на французском языке. Мы проводили сравнение российского и француз­ского кинематографа: разбирали историю, конкретные фильмы, актёрский состав, режиссёрские находки. Я увлеклась. Потом было много разных проектов, выступления на школьных меро­приятиях на французском языке, но, пожалуй, тот первый проект стал отправной точкой моего решения стать учителем именно французского языка», – рассказывает свою историю Анастасия.

Хорошая подготовленность абитуриентов, высокие баллы ЕГЭ – заслуга ребят, их родителей и, конечно, школы. 

«В нашей семье есть уважение к профессии учителя, и очень важно, что в московской школе ценят не только каждого ученика, но и педагога. Я считаю, что профессия преподавателя всегда была престижна, есть и будет», – добавляет Анастасия.

Педагогическая профессия стала привлекательной для молодёжи, в силу того что в Москве сохраняется высокий уровень заработной платы и созданы условия для профессионального роста молодых преподавателей.

Конкурентная привлекательность профессии учителя в современной России

В условиях изменения спектра специальностей, модификации структуры и содержания профессий рынок профессий и рынок образовательных услуг практически не связаны. Примерно 50% выпускников вузов работают не по полученной специальности, около 60% выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Особенно тяжелое положение с молодыми специалистами в образовании. Современный российский учитель – это пожилая женщина, обремененная заботами и вынужденная думать не о новых образовательных веяниях, технологиях и требованиях, а о том, как обеспечить семью.

Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия учителя декларируется как одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий, т.к. именно от труда учителя во многом зависит разносторонность развития молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества; растет значимость образования, как одного из механизмов повышения социальной мобильности и приобретения культурного капитала. С другой стороны, социальная привлекательность и престиж профессии учителя за последние двадцать лет достигли предельно низкого уровня.

Следует признать, что большая часть российского населения (в том числе школьники, родители и сами педагоги) относит учительский труд к непрестижным профессиям. Например (см. табл. 1 [3]) в ноябре2010 г. по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) профессия учитель по критериям престижности и доходности находилась на последнем месте, в рейтинге наиболее предпочтительных профессий для своих детей эта профессия занимает лишь восьмое место (2,67 балла из 5 возможных):

Таблица 1

Рейтинг профессий

Самые выгодные профессии

Самые престижные профессии

Лучшая профессия для детей

1. Политик 4,492. Предприниматель, бизнесмен 4,243. Работник государственных органов, администрации 4,124. Журналист 3,535. Милиционер 3,07

6. Священнослужитель 3,07

7. Ученый 3,01

8. Врач 2,84

9. Военнослужащий 2,72

10. Учитель 2,27

1. Политик 4,032. Предприниматель, бизнесмен 3,943. Работник государственных органов, администрации 3,924. Священнослужитель 3,605. Журналист 3,53

6. Ученый 3,49

7. Врач 3,49

8. Военнослужащий 3,09

9. Милиционер 3,06

10. Учитель 2,83

1.Врач 3,902. Работник государственных органов, администрации 3,543. Предприниматель, бизнесмен 3,514. Ученый 3,305. Журналист 3,08

6. Военнослужащий 2,74

7. Политик 2,73

8. Учитель 2,67

9. Милиционер 2,38

10. Священнослужитель 2,08

Привлекательной профессия учителя остается для сельских жителей (с учетом безработицы в сельскохозяйственных регионах, профессия учителя отличается относительной стабильностью) и для увлеченных людей (к сожалению, таких становится с каждым годом все меньше).

Что определяет привлекательность/непривлекательность профессии учителя?

Какие факторы обуславливают ее престижность/непристижность?

Вопрос о престижности/непрестижности, привлекательности/непривлекательности профессии вообще и учительской в частности связан преимущественно с заработной платой.

В международной статистике для оценки относительного размера оплаты труда педагогов используется такой индикатор, как соотношения заработной платы учителя с ВВП на душу населения, который нивелирует национальные различия в системах оплаты, формах налогообложения и позволяет проводить достаточно корректные сопоставления. В России соотношение оплаты труда в образовании и подушевого ВВП составляет 0,64, что примерно в два раза меньше, чем в развитых с транах.

Сносное материальное существование современный российский учитель обеспечивает за счет увеличения нагрузки

С одной стороны, это помогает улучшить материальное положение, с другой – отрицательно влияет на качество работы, так как приводит к истощению интеллектуальных, эмоционально-психологических, физических сил учителя. Стимулирующие выплаты не решают проблемы, поскольку для обеспечения достояного уровня материального благосостония принципиальными являются систематичность выплат и их относительная доступность для массы учителей. Необходимо существенное увеличение размера заработной учителя, причем, на федеральном уровне.

При этом следует учитывать, что повышение зарплаты не сделает профессию учителя конкурентной, если не решится проблема привлечения талантливой педагогически одаренной молодежи в школы. Не секрет, что поступление в педагогические вузы для современной молодежи частенько является «запасным вариантом» на случай провала в более престижном вузе, а для некоторых юношей это еще и способ избежать призыва в армию.

Проблема нехватки квалифицированных педагогов в области образования успешно решена всеми ныне развитыми странам «… эффективные системы школьного образования нанимают учителей из высшей по успеваемости трети выпускников школ: из 5% лучших выпускников в Южной Корее, из 10% – Финляндии, из 30% – в Сингапуре и Гонконге. В Соединенных Штатах созданы специальные программы для привлечения учителей из числа лучших выпускников престижных вузов: в Бостоне это Teacher Residency, в Нью-Йорке и Чикаго — Teaching Fellows» [1, С. 17]. Отбирая лучших, государство, общество поднимают престиж и педагогической профессии, и педагогического образования.

Отечественные педагоги давно и пока безуспешно пытаются ввести жесткий отбор при поступлении в педагогические вузы. Необходимо увеличить проходной балл и ввести профессиональный отбор. Профессиональный отбор позволит не только выявить абитуриентов отвечающих требованиям педагогической профессии, но и создаст необходимые предпосылки для совершенствования системы профессионального педагогического образования.

Кроме профессионального отбора лучших абитуриентов для привлечения в профессию талантливой молодежи необходимо создавать привлекательный образ профессии педагога, положительный имидж учителя, т.е. эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются окружающими педагогу и профессии в целом, как на основе поведения конретного индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей, общественных нститутов, в частности, СМИ. По сути имидж учителя — формальная система ролей, которые учитель играет в своей жизнидеятельности, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т. п. [2, С. 119; 4, С. 97; 5, С. 103]. Показательны в этом отношении кинообразы учителей:

—       «Учитель», 1939г. – молодой человек, которому удается завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье, его учениками становятся не только дети, но и взрослые;

—       «Доживем до понедельника», 1968г. – сомневающийся не всегда уверенный, не всегда правильно поступающий, но ищущий и любящий, преодолевающий трудности, сомнения и проблемы, умеющий сопереживать и чувствовать юные души;

—       «Большая перемена», 1972г. – вникающий в проблемы своих учеников, принимающий непосредственное участие в их жизни, заботливый и любящий;

—        «Чучело» 1983г. показывает всю безучастность учителей в жизни учеников;

—       «Дорогая Елена Сергеевна», 1988г. – одинокая женщина,  высоконравственный, знающий своё дело и любящий детей педагог, особо больно переживающая низость поведения собственных учеников;

—       «Ранетки», 2007г. – все учителя изображены очень заинтересованными в успехах своих учеников людьми, любящими свое дело и предметы, складывается радужное представление о школе, что далеко от реального положения дел и потому не вызывает у зрителя положительных эмоций;

—       «Школа», 2009г. – учителя показаны аморальными, недалекими людьми.

От того, как воспринимается профессия зависит её место и значимость в системе социально-экономических отношений, в том числе её инвестиционная привлекательность. С помощью системы имиджей, создаваемых и распространяемых в огромных масштабах средствами коммуникации, появляется реальная возможность создавать новый имидж учителя, формировать мнения, разрушать привычные и привносить в сознание новые стереотипы.

Таким образом, для развития конкурентной привлекательности профессии учителя в современной России, для привлечения талантливой молодежи необходимо формировать положительный имидж профессии, тем самым повышая привлекательность учительской работы; организовать профессиональный отбор лучших выпускников, увеличивая престижность учительской профессии; увеличить объем заработной платы, поднимая доходность педагогической специальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школе // Вопросы образования. ГУ-ВШЭ. – 2008. – N 3. – С. 7 – 60.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.

3. Незамятный Иван Только бы не учителем [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.mk.ru/economics/article/2010/11/09/542605-tolko-byi-ne-uchitelem.html (дата обращения: 10.03.2011)

4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.

5. Словарь-справочник по педагогике/Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

как способности влияют на профессию – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».

Уолтер Айзексон главный редактор журнала TIME, биограф Стива Джобса


В 2016 году в журнале TIME была опубликована статья «Что делает гения гением?». Уолтер Айзексон выделил 5 пунктов:
  1. Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»

  2.  Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.

  3. Умение заставить других сделать немыслимое. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а  потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».

  4. Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.

  5. Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.

Задатки

Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.

Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.

Способности

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:

  • от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;

  • будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;

  • от того, как его будут обучать;

  • от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.

Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?

А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей».

«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».

Артур Владимирович Петровский советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности

В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.

Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.

Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.

Уровни развития способностей

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:

  1. Одаренность.

  2. Талант.

  3. Гениальность.

«Гений: 1% вдохновения и 99% пота».

Одаренность

Это особый уровень развития способностей. Одаренность —  системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный человек — это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант

Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.

Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.

Гениальность

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.

Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.

Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.

Стив Джобс

Стив Джобс

В основу книги Уолтера Айзексона «Стив Джобс» легли беседы с самим Стивом Джобсом, а также с его родственниками, друзьями, врагами, соперниками и коллегами. Это рассказ о жизни, полной падений и взлетов, о сильном человеке и талантливом бизнесмене, который одним из первых понял: чтобы добиться успеха в XXI веке, нужно соединить креативность и технологии.

Купить

Талант и гениальность: сходства и различия понятий

Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.

Система способностей

Стив Джобс

Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?

Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Общие и специальные способности

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;

  • математические;

  • конструктивно-технические;

  • музыкальные;

  • литературные;

  • художественно-изобразительные.

Интересы и склонности

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Применительно к выбору профессии выделяют виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;

  • склонность к работе с техникой;

  • склонность к работе с условными знаками;

  • склонность к работе с растениями и животными;

  • склонность к работе с художественными образами.

Педагогические способности

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Базовые педагогические способности
  1. Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

  2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

  3. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способность воспринимать ученика, воспринимать другого человека.

  4. Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

  5. Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

  6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

  7. Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

  9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

Специальные педагогические способности
  1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

  2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

  3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

  4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям ребенка. Когда в классе 25 человек, важно понимать, у кого какой темперамент и характер.

  5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

  6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

  7. Способность вызывать к себе уважение со стороны ребенка, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Креативность как компонент педагогической одаренности

«Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Креативность (от англ. сreation — «создание») — творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания.

Чаще всего креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах на интеллект и академических достижениях. Тесты на определение IQ не дают возможность понять творческое мышление и креативность человека.

Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Параметры креативности

Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:

  1. способность к обнаружению и постановке проблем;

  2. способность к генерированию большого количества проблем;

  3. семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;

  4. оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

  5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

  6. способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, (способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование).

Креативность = Конвергентное мышление + Дивергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — «сходиться») — использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Дивергентное мышление (от лат. divergere — «расходиться») — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи.

Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов.

Стив Джобс

Как развить креативность?

  1. Читайте вывески с конца к началу. Иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные.

  2. При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть действия будут происходить в обратном порядке.

  3. В свободную минутку  займитесь придумыванием разнообразных имен путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв.

  4. Рисуйте – несуществующих существ, вещи.

  5. Пока никто не видит, попробуйте писать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами.

  6.  Сочетайте на первый взгляд несочетаемые слова.

  7. Представьте любое слово в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать.

  8. К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение.

  9. Можно один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.

Методы Стива Джобса

Развивайте разнообразные интересы 

Стив Джобс

Окончив колледж, Стив Джобс решил продолжить заниматься тем, что его интересовало, например, каллиграфией. Хотя в его знаменитой речи в Стэнфорде не 

говорилось о практической стороне применения каллиграфии, он сказал, что многие вещи для Macintosh были созданы благодаря этому навыку.

Ходите пешком 

Стив Джобс

В книге «Становление Стива Джобса» Брент Шлендер отмечает, что Джобс часто принимал участие в прогулках-мозговых штурмах с другими людьми. Недавние исследования подтверждают, что такие прогулки могут помочь разблокировать творческие идеи.

Медитируйте

Стив Джобс

Завершив обучение в Колледже Рид, Джобс провел несколько месяцев в Индии, где практиковался в медитации дзэн-буддистов. Джобс был настолько восхищен дзен, что решил переехать в Японию, чтобы продолжить свою практику. Он рассказал своему биографу Уолтеру Айзексону:

«Если вы просто посидите и понаблюдаете, вы заметите, насколько беспокоен ваш ум. Если вы попытаетесь его успокоить, это только усугубит ситуацию. Но когда это все-таки произойдет, вы сможете услышать очень тонкие вещи — ваша интуиция начинает раскрываться, вы начинаете видеть все более четко и учитесь быть в настоящем моменте».

Медитация помогла Джобсу развить творчество. Особые медитативные практики не только повышают творческий потенциал, но также могут способствовать развитию эмпатии. #ADVERTISING_INSERT#


профессиональных обязательств в профессии учителя

Профессия учителя требует приверженности. Эффективный педагог должен быть предан не только своим ученикам, но и всей профессии учителя. Это означает соблюдение правил и положений и принятие принципов педагогической профессии, а также требований.

Профессионализм - это отношение к своей работе. Это их точка зрения и их активное участие в профессии.Преданные люди - это ученики на протяжении всей жизни, приверженные профессии учителя. Здесь мы подробнее рассмотрим некоторые из основных компонентов профессиональной деятельности, посвященной преподавательской деятельности.

преданных учителей ставят своих учеников на первое место

Часто учителя приходят в профессию из-за тяги к студентам. Они чувствуют преданность к образованию, и поэтому их первоочередной задачей как учителя является их ученики и их обучение.Преданные учителя всегда ставят на первый план потребности, потребности и интересы своих учеников. Они отвечают потребностям каждого учащегося, предоставляя разнообразные уникальные методы обучения. Они стремятся мотивировать и вовлекать студентов, и они понимают, что не каждый ребенок будет учиться одинаково. Прежде всего, они защищают своих учеников, чтобы они получали все, что им нужно для успеха.

Преданных Учителей Посвящается в их Школу

Вы знаете, что учитель предан своей школе, когда вы видите, что он посвящает свое личное время активному члену своей общины и школьной организации.Эти преданные люди добровольно проводят свободное время в комитетах и ​​преподают внешкольные программы. Это те тренеры, которых вы видите на школьной территории и сопровождающие их на школьных танцах и мероприятиях. Они используют свое свободное время, чтобы помочь своей школе любым возможным способом. Они посвящены и преданы успеху их школы.

преданных учителей - ученики на протяжении всей жизни

Преданные учителя посвящают свое время непрерывному образованию и профессиональному развитию учителей.Подобно тому, как врач никогда не прекращает изучать новые методы, помогающие спасать жизни, учителя, преданные своей профессии, никогда не прекращают изучать новые стратегии для привлечения и обучения своих учеников. Они понимают, что преподавание - это профессия, которая регулярно меняет стандарты и правила, и они стремятся идти в ногу с этими постоянно меняющимися методами. Они посещают семинары и конференции по профессиональному развитию, вступают в профессиональные учебные сообщества и читают образовательные блоги, чтобы убедиться, что они в курсе последних образовательных инноваций и стратегий обучения.Они стремятся бросить вызов самим себе и используют любую возможность, чтобы продолжить обучение, и все это ради успеха своих учеников.

Преданные учителя являются вкладчиками в свою профессию

Преподавание - это не работа «от девяти до пяти», когда вы можете просто оставить свою работу и забрать ее утром. Это работа, которая требует времени и преданности делу. Преданные учителя берут с собой работу не только физически, но и эмоционально. Когда их ученики причиняют боль, они причиняют боль.Когда что-то идет не так, как надо в школе, тогда именно они выступают за перемены. Для преданного учителя ничто не остается незавершенным. Преподавание - это процесс, и он всегда будет активным участником этого процесса.

преданных учителей - 21 учеников

-го века

Мы живем в цифровую эпоху, когда все, что окружает, технологично. Чтобы наилучшим образом подготовить наших учеников к тому, чтобы они продолжали жить в этом технологическом мире, преданные своему делу учителя стремятся идти в ногу с постоянно меняющимися образовательными инновациями.Они стремятся изучить новые технологии и 21 -й инструмент -го века, которые могут помочь студентам жить и преуспевать в мире. Они создают опыт, который соединяет учеников за пределами классной комнаты и обучает их навыкам, которые необходимы для жизни в наше время. Эти навыки включают в себя то, как применять свои знания, анализировать информацию, использовать свои навыки высшего порядка, чтобы критически мыслить, сотрудничать и общаться, а также решать сложные проблемы и принимать свои собственные решения.Эти учителя стремятся сделать так, чтобы их ученики были 21 учеником 9-го столетия.

Как бы ни были важны все перечисленные выше предложения, наибольшая профессиональная приверженность учителей, конечно же, относится к их ученикам и их обучению. Учитель, который по-настоящему предан своей работе, всегда ставит интересы своих учеников на первое место и делает все возможное, чтобы каждый был должным образом и эффективно обучен.

,
Обязательства педагогов к профессии | Отчет школы учителей и директоров школ

Сосредоточиться на грамотности

Педагоги и важность чтения
Смотрите данные