Управленческое высшее образование – Второе высшее образование в области управления

Содержание

Второе высшее образование в области управления

Интенсивное развитие научно-технического прогресса, внедрение новшеств и преобразований в политическую и экономическую сферу, способствовали появлению потребности в квалифицированных кадрах в области управления. Специалисты в области управления организацией и антикризисного управления востребованы практически во всех организациях.


Обучение управленческим специальностям проходит, как в специализированных экономических вузах, так и в бизнес школах, академиях. Если вы получаете первое высшее образование данной направленности, то период обучения займет 4-5 лет. Второе высшее управленческое образование можно получить в течение 3-х лет.

Преимущества и особенности образования в сфере управления

Современные управленческие программы ориентированы на:

  • обеспечение эффективного управления персоналом и организацией;
  • овладение современными технологиями антикризисного управления;
  • выработку навыков управления в различных отраслях жизнедеятельности общества: в туризме, в сфере страхования, в промышленности, в торговле, в банковской сфере и т. п..
  • овладение мастерством принятия эффективных и нестандартных управленческих решений;
  • овладение навыками работы с современными информационными технологиями;
  • подготовку руководителей низового, среднего и высшего уровня управления.

Второе высшее образование в области менеджмента можно получить по следующим специальностям:

  • муниципальное управление;
  • менеджмент организации;
  • бизнес и управление;
  • антикризисное управление;
  • кадровое управление и т. д..

Ведущими образовательными учреждениями в области предоставления второго высшего управленческого образования являются: МГУ, РЭУ, ФА (Финансовая академия), Институт бизнеса и дизайна, Академия права и управления, МАБиУ, МГИМО.

Основные преимущества управленческого образования заключаются в возможности профессионального роста; получении более высокооплачиваемой должности; возможности реализовать творческий потенциал; расширении кругозора и способности реализации навыков руководства в других жизненно важных областях. Например, в частной предпринимательской деятельности, во время проведения сетевых и бизнес тренингов, в организации общественной деятельности.

Второе высшее образование в области управления

4.9 (98.75%) 16 голоса

studynote.ru

трудный путь становления и развития

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 12

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Уже на протяжении 90 лет Государственный университет управления ежегодно принимает в свои стены молодых россиян - независимых, смелых, нацеленных на успех, на получение достойного образования, открывающего реальные перспективы успешности профессиональной карьеры. Именно такое образование дает выпускникам ГУУ - один из старейших экономических вузов России с богатой историей, традициями и научно-методической школой.

Менеджмент-образование - для новой экономики

Сегодня ГУУ - высшее учебное заведение, специализирующееся на подготовке управленческих кадров. В этом его уникальность не только среди вузов нашей страны, но и среди зарубежных университетов.

В составе университета 22 института и факультета, объединяющие 82 кафедры. Вуз осуществляет образовательную деятельность и реализует обучающие программы в сфере довузовской подготовки и многоуровневые программы высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В университете обучаются 18 747 студентов, магистрантов и аспирантов, в т. ч. по очной форме обучается 9675 человек. Ежегодно в вузе проходят переподготовку и повышение квалификации более 1,5 тыс. специалистов и руководителей предприятий и организаций.

Большинство выпускников работает в учреждениях федеральных и муниципальных органов управления, а также в экономических службах, подразделениях системы управления и маркетинга государственных, акционерных, коммерческих, частных предприятий и организаций. Многие из них являются руководителями крупных коллективов, организуют собственный бизнес. Несмотря на значительные объемы подготовки, спрос на выпускников ГУУ превышает ежегодные выпуски.

Исходя из требований рынка труда и мирового опыта в менеджмент-образовании, Государственный университет управления активно расширяет профилизацию подготовки специалистов. В университете можно получить подготовку по 24 специальностям и 36 специализациям высшего образования, 5 направлениям обучения бакалаврского уровня и 2 направлениям магистерского уровня.

Учитывая особую роль и значимость менеджмент-образования для формирования новой экономики России, Государственный университет управления ведет подготовку менеджеров принципиально нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, нацеленных на инновационную деятельность и способных эффективно управлять в условиях рыночной экономики. Основные принципы управленческого образования в университете базируются на традиционно высокой теоретической подготовке будущих специалистов в сочетании с целевой ориентацией на конкретную практическую деятельность. Широкий профиль их подготовки одновременно предусматривает многообразие образовательных программ, специальностей и специализаций, многоуровневую систему обучения.

Получение управленческого образования уже сегодня, а тем более завтра - не просто процесс потребления знаний. Это - совместное творчество преподавателей и студентов. К нам в университет приходит замечательная молодежь, способная на такое творчество. Студенты - наше большое достояние и важная составляющая потенциала университета. Многие из них активно привлекаются к научно-исследовательским работам, защищают честь университета на международных и всероссийских студенческих олимпиадах, выступают с докладами на межвузовских и внутривузовских конференциях, выполняют реальные дипломные проекты.

Однако самое важное достояние, самый ценный интеллектуальный ресурс нашего университета - его преподаватели и сотрудники, без которых университет не состоялся бы как крупнейший в России и признанный в мире центр образования в области менеджмента.

Сегодня Государственный университет управления имеет не только самый богатый в стране опыт подготовки специалистов в области управления, но и один из самых высоких научно-педагогических потенциалов в этой области образования. На кафедрах вуза работают 1149 профессоров и преподавателей. Среди них более 136 докторов наук и профессоров, 518 кандидатов наук и доцентов, 8 академиков и членов-корреспондентов РАН, 98 действительных членов отраслевых академий, 39 заслуженных деятелей науки и заслуженных работников высшей школы РФ, 51 почетный работник высшего профессионального образования РФ, 11 лауреатов премии Правительства РФ в области образования. Ученые степени и звания имеют 75% преподавательского состава. За последние 5 лет в университете защищено более 900 докторских и кандидатских диссертаций. Свыше 75% кафедр университета возглавляются докторами наук и профессорами. Широко практикуется привлечение к учебной деятельности практических работников сферы управления, руководителей предприятий и организаций различной форм собственности.

Сегодня ГУУ ориентирован на предоставление образовательных услуг с применением междисциплинарных, проблемно - и проектно-ориентированных технологий обучения. В университете не только постоянно повышаются требования к качеству образовательных услуг и результатам научных исследований, но и обеспечивается соответствие перспективным потребностям рынка образовательных услуг, научных исследований и консалтинга.

Ориентируясь на потребности работодателей

Одним из основных показателей качества подготовки специалистов в вузе, как это установилось во всем мире, являются востребованность выпускников, их деловая карьера. Этому вопросу в университете уделяется все возрастающее внимание.

Сегодня Государственный университет управления вносит значительный вклад в формирование кадрового потенциала Москвы, Центрального региона и страны в целом. Выпускники университета востребованы различными министерствами и ведомствами РФ, банковскими структурами, промышленными предприятиями, транспортными и строительными организациями, туристическими фирмами и предприятиями городского и гостиничного хозяйства. По отзывам потребителей специалистов, выпускники университета имеют необходимый уровень подготовки, получают хорошие теоретические знания, обладают навыками практической работы и могут самостоятельно решать сложные профессиональные и управленческие задачи.

Анализ востребованности выпускников университета показывает, что более 70% молодых специалистов трудоустраиваются на предприятиях и организациях Москвы и Центрального региона. Из числа выпускников 2003 - 2008 гг. более 80% работают по профилю подготовки.

Специалисты, окончившие университет, отличаются высокой конкурентоспособностью на рынке труда среди выпускников высших учебных заведений Москвы. По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве, которое ежегодно анализирует итоги трудоустройства выпускников вузов, ГУУ является одним из самых благополучных в вопросе трудоустройства молодых специалистов - на учете в службе занятости выпускников университета нет.

Высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, надлежащее методическое, информационное, техническое и материальное обеспечение учебного процесса, использование новых образовательных технологий в вузе создают необходимые условия для постоянного совершенствования подготовки специалистов.

В официальных рейтингах Министерства образования и науки РФ, которые строятся по группам учебных заведений, университет, как правило, входит в число пяти лучших высших учебных заведений страны экономического и управленческого профиля.

В 2006 г. журнал "Деньги", выпускаемый издательским домом "Коммерсант", опубликовал рейтинг самых востребованных российских вузов. При определении мест в рейтинге в первую очередь учитывалось мнение работодателей, т. е. тех, кто является потребителями "продукции" высших учебных заведений страны. В опросе приняли участие свыше 100 крупнейших по уровню капитализации российских компаний. Государственный университет управления оказался на 4-м месте данного рейтинга, среди указанных в нем 100 вузов России, наряду с такими уважаемыми высшими учебными заведениями страны, как Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова и Финансовая академия при Правительстве РФ.

В процессе реформирования

Этапы становления и развития управления как науки и области профессиональной деятельности, анализ современного состояния университета дают возможность ответить на вопрос: что же изменилось за 30 лет в стране и нашем вузе в подходах к управлению и подготовке управленческих кадров?

Во-первых, три десятка лет назад менеджмент рассматривался исключительно как наука. Преклонение перед научной компонентой менеджмента стало базой формирования и развития соответствующих научных школ. Однако вскоре стало ясно, что без практического применения результативность менеджмента невелика. Безусловно, сегодня, как и 30 лет назад, по-прежнему важно "создание" новых знаний в области менеджмента, но еще более важным становится нахождение путей правильного использования этих знаний. Именно на нахождение такого рода путей и ориентирована современная научная и образовательная система вуза в области менеджмента.

Во-вторых, в прошлые годы при подготовке специалистов в области управления основной упор делался на их специализацию. Сегодня вузы в большей степени ориентируются на межотраслевой характер управления, на подготовку разносторонних менеджеров-специалистов.

В-третьих, происходящее реформирование высшей школы базируется на переходе к многоуровневой системе образования в России. Основой проведения реформ является всеобщий переход на двухуровневую модель высшего профессионального образования - "бакалавр-магистр".

В рамках данной модели предполагается, что переход к первой ступени - бакалавриату - должен в основном удовлетворить массовый социальный спрос на высшее образование, а обучение на второй ступени - магистратура - должно быть направлено на овладение знаниями и навыками конкретных профессий, по которым требуется углубленная подготовка. Таким образом, основной задачей магистерской ступени образования становится подготовка профессиональной элиты.

Есть основания полагать, что уровневая модель окажется более эффективной и в экономическом отношении. Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку. С переходом на уровневую модель изменится сам характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники. По-новому будет решаться проблема качества образования. Когда вуз готовит специалиста "в никуда", он не получает достаточно сигналов со стороны работодателей о необходимом профессиональном уровне и руководствуется собственными представлениями об этом уровне. Со временем качество профессиональной подготовки снижается, в масштабах же страны эта проблема сегодня стоит необычайно остро.

В-четвертых, сегодняшним выпускникам предстоит работать в радикально изменившейся деловой среде, в условиях все более нарастающей конкуренции, вследствие глобализации рынков и постоянно растущего уровня сложности управленческих задач. Современная конкурентная среда требует как серьезной инновационной составляющей в менеджменте, так и креативности самого менеджера.

В этой связи инновационная направленность должна стать в вузе стержнем всех форм не только базового, но и дополнительного образования, трансформировать его в непрерывное инновационное образование специалистов, т. е. людей, уже имеющих высшее профессиональное образование.

Как в новых условиях сформировать необходимые качества у нашего выпускника? Практически мы уже не можем ориентироваться на накопленный практический опыт и воспроизводить его в образовании. Нам нужно видеть ростки будущего и уже в учебном процессе конструировать качества будущих специалистов. В вузе успешно функционирует образовательное пространство, но нам требуется новая образовательная парадигма, построенная на воспитании умения учиться, изучать и учиться самостоятельно, порождая новое знание. В рамках данной парадигмы могут быть реализованы многочисленные индивидуальные образовательные программы, и тем самым созданы условия для непрерывного образования через всю жизнь.

Мировое сообщество сегодня стоит перед новыми вызовами, которые во многом будут определять содержание управленческого образования не только в России, но и за ее пределами. Это и переход к экономике знаний, и всеобщая глобализация, и серьезнейшее обострение экономических и экологических проблем. В этой связи парадигма менеджмента, сформировавшаяся в эпоху индустриального общества, не только устарела, но и нуждается в кардинальном обновлении. Эта задача в равной степени актуальна как для российских, так и зарубежных центров управленческого образования, что дает шанс российскому образованию не догонять западные школы, а искать собственные решения, адекватные требованиям создания в России инновационной экономики.

Для успешного решения стоящих перед российской и мировой общественностью задач требуются, прежде всего, лидеры, т. е. менеджеры, имеющие не только высокую профессиональную подготовку, но способные видеть будущее и преобразовывать настоящее в соответствии со своим видением этого будущего. Подготовка такого лидера - менеджера будущего предъявляет новые требования к системе управленческого образования. Оно становится образованием через всю жизнь, предполагает комплексную естественно-научную и гуманитарную подготовку, формирование у студентов и слушателей не только знаний, но и убеждений и ценностных установок, социально ответственного и этичного поведения в профессиональной среде.

Все это - очень серьезные вызовы и проблемы. Но, учитывая потенциал нашего университета, его место и роль в научном и образовательном сообществе страны, мы уверенно смотрим в будущее.

Подводя итоги 90-летнего пути, можно с уверенностью говорить о том, что Государственный университет управления, являясь основоположником управленческого образования в стране, стоял и у истоков системы непрерывного управленческого образования - подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Более 30 лет университет всемерно содействует формированию, становлению и развитию эффективной системы управленческого образования в России, способной обеспечить профессиональную подготовку кадров для отечественных предприятий и организаций на уровне мировых стандартов. Тем самым университет вносит посильный вклад в развитие и процветание России, в обретение своими выпускниками профессионального совершенства и хорошей карьерной перспективы.

В. Свистунов

Д. э. н.,

профессор,

проректор

Государственного

университета управления

Подписано в печать

16.11.2009

hr-portal.ru

Каким должно быть управленческое образование в России

23 июня 2016 года в коворкинг-центре «Точка Кипения» Агентства стратегических инициатив состоялось открытое заседание президиума и общее собрание членов Национального аккредитационного совета делового и управленческого образования (НАСДОБР).

Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (на снимке в центре) сообщил, что накануне заседания президиума НАСДОБР, Агентство стратегических инициатив, РАБО и РАНХиГС провели стратегическую сессию «Перспективы развития управленческого образования в России». В ней приняли участие 70 специалистов из 15 регионов. Цель сессии состояла в том, чтобы понять, каковы перспективы существуют в этой сфере до 2025 года, в каком направлении будет развиваться система. Участники сессии полагают, что в развитии этой сферы проявятся следующие тенденции:

1. Контекст, в котором работает менеджер, изменяется, потому нужна прогностическая модель, показывающая, какие компетенции будут востребованы в перспективе. Понятно, одних отраслевых компетенций для успешного менеджмента недостаточно, от менеджеров требуется видение будущего, лидерство, способность выстраивать эффективные коммуникации. Повышается роль гибких методологий – Agile, возрастает роль Soft skills. Все эти понятия необходимо перевести на русский язык и включить в арсенал менеджера.

2. Надо вводить систему оценки качества управленческого образования. Ситуация, когда каждый техникум заявляет, что он готовит менеджеров, создает иллюзию, что в стране действительно много специалистов по управлению. НАСДОБР должен сыграть здесь решающую роль и выстроить систему оценки учебных заведений.

3. Обучение менеджменту должно быть практически ориентированным. К обучению менеджеров нужно привлекать специалистов, которые имеют реальный опыт в управлении: они должны вести семинары и мастер-классы. Предстоит провести разграничение между научными и практическими квалификациями преподавателей.

4. Возрастает роль стажировок. Невозможно представить менеджеров, которые учатся только в кабинетах. Стажировка должна быть непременной частью обучения менеджеров.

5. Необходимо обновлять инструментарий управленческого образования. В частности, настало время по-новому посмотреть на президентскую программу подготовки кадров. В свое время она появилась для того, чтобы готовить кадры для новой экономики. Теперь эту задачу успешно решают бизнес-школы. Президентскую программу имеет смысл переориентировать на подготовку кадров для подготовки государственных управленческих кадров.

6. Необходима быстрая интеграция лучших управленческих практик в образование менеджеров. На Петербургском международном экономическом форуме обсуждались примеры передачи лучших управленческих решений из региона в регион. Такой же процесс нужен для передачи лучших решений из компаний в учебные заведения.

7. Разница между экономическими и управленческими специальностями будет нарастать. Профессия менеджера подразумевает иные компетенции, иные качества, которые не укладываются в профессиональный стандарт экономиста.

Первый заместитель председателя Государственной думы РФ, председатель президиума НАСДОБР Александр Жуков в свою очередь подчеркнул, что НАСДОБР стремится к максимальной открытости и прозрачности и старается вовлечь в дискуссию о качестве российского управленческого образования всех заинтересованных представителей делового сообщества и госорганизаций, преподавателей вузов и СМИ.

В январе 2016 года по решению комиссии Рособрнадзора НАСДОБР получил статус государственной экспертной организации. Совет продолжает формировать группы экспертов, которые после прохождения экзаменов (сдать которые удается далеко не всем) привлекаются для аккредитации вузов.

Господин Жуков положительно оценил практику НАСДОБР по аккредитации российских бизнес-школ и поручил приступить к созданию независимого стандарта качества и аккредитационных требований по управленческим направлениям высшего образования. Смысл этой работы состоит в том, чтобы «поднять на несколько этажей планку качества управленческого образования». В качестве важнейших KPI в этом стандарте должны обязательно присутствовать международные обмены и интернационализация образования, а также развитие лидерского предпринимательского потенциала студентов.

Президиум утвердил регулирующие документы НАСДОБР, сроки проведения учебы экспертов и реестр реестра аккредитованных экспертов.

Фото: пресс-служба НАСДОБР

www.e-xecutive.ru

Образование - ИГСУ РАНХиГС

Направления обучения


Государственное и муниципальное управление (ГМУ)

Подготовка управленцев, способных обеспечить организацию и эффективную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом требований законодательства и использованием инновационных управленческих технологий.

Экономика

Обеспечение устойчивого и динамичного развития экономики России посредством подготовки высококвалифицированных и обладающих значительным интеллектуальным потенциалом специалистов и управленческих кадров.

Финансы и кредит

Направление предполагает изучение управления финансами и денежными потоками, а также финансового контроля в организациях, органах государственной власти и местного самоуправления, неправительственных и общественных организациях, финансовых, денежных, кредитных рынков.

Государственный аудит

Формирование у обучающихся современного уровня профессиональной подготовки в области государственного контроля и аудита в целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций различных форм собственности, стимулирования качества государственного и коммерческого управления, содействия социально-экономическому развитию.

Управление проектами и программами

Управление проектами (Project Management) — управленческая деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов при заданных параметрах (время, стоимость, качество и др.).

Зарубежное регионоведение

Подготовка уникальных специалистов в области политического, экономического, гуманитарного международного сотрудничества со знанием двух иностранных языков, обладающих современными компетенциями в области зарубежного регионоведения, комплексной систематизированной информацией о зарубежных странах и регионах.

Регионоведение России

Подготовка специалистов нового поколения, обладающих современными компетенциями в области регионоведения, региональной политики и регионального управления, комплексной систематизированной информацией о регионах России, знанием иностранного языка.

Юриспруденция

Совершенствование правовой подготовки кадров для системы государственного и муниципального управления, способных обеспечить переход к управлению на основе права и эффективность реализации права в публичном управлении.

Управление персоналом

Развитие компетентности специалистов и руководителей системы государственного и муниципального управления в сфере управления организационным поведением и карьерой персонала.

Журналистика

Подготовка журналистов осуществляется в рамках многоуровневой системы. После осуществления первого выпуска бакалавров планируется открытие магистратуры по направлению «Журналистика» с присвоением выпускникам квалификационной степени «Магистр журналистики».

Политология

Изучение политологии развивает способности к рационально-критическому осмыслению политики, позволяет овладеть техникой и методикой политической деятельности, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации.

Политические науки и регионоведение

Политическая теория представляет собой отрасль политологии, раскрывающую ее концептуальные основания и служащую фундаментом обоснования и формирования разнообразных когнитивных конструкций, доктрин и моделей.

Социологические науки

Науки, занимающиеся исследованием общества, систем, составляющих его, закономерностей его функционирования и развития, социальных институтов, отношений и общностей.

Культурология

В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития.

Философия, этика и религиоведение

Объектами исследования философских наук являются теоретические достижения в области научно-философского миропонимания и методологии познания в России и за рубежом, результаты разработки философских проблем современной науки и техники.

Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело

Объектами исследований в рамках направления выступают информационная сфера, информационные процессы, обеспечение и управление информационной деятельностью, журналистика и политическая власть.

Иностранные языки

Курсы изучения иностранных и русского языка как иностранного в ИГСУ РАНХиГС – это комплекс общеразвивающих программ дополнительного образования, освоение которых позволит слушателям: - повысить уровень владения иностранными языками и подготовиться к обучению в зарубежном вузе; - изучить русский язык как иностранный и пройти программу предвузовской подготовки иностранных граждан (гуманитарный профиль).

Реклама и связи с общественностью

Описание направления.

igsu.ranepa.ru

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время основным компонентом общества выступает человек, особенно его интеллектуальный ресурс, оказывающий существенное влияние на социально-экономическое развития страны и уровень национального богатства. Следовательно, каждое государство стремится сконцентрировать внимание на развитии данного ресурса путем вложения инвестиций в сферу образования.

В России за последнее десятилетие особое значение уделяется системе высшего образования, поскольку оно выступает основой модернизации и инноваций в современных рыночных условиях экономики.

Постоянно меняющиеся экономические условия, быстро развивающиеся процессы глобализации, существующие проблемы в образовательной сфере обуславливают необходимость осуществления эффективного управления системой высшего образования.

Целью данного исследования выступает характеристика и анализ основных направлений реформирования в системе управления высшего образования России с начала 21 века.

В соответствие с целью поставлены следующие задачи:

1) проанализировать состояние ранка высшего образования в Российской Федерации и выявить главные проблемы;

2) дать характеристику основных направлений реформирования системы высшего образования;

3) определить тенденции развития высшего образования в ближайшем будущем.

Объект исследования - система высшего образования России.

Предмет - направления реформирования системы высшего образования Российской Федерации в рамках управления.

Управленческое воздействие в сфере высшего образования осуществляется на четырех уровнях: международном, государственном, региональном, муниципальном. Результативность системы менеджмента сферы высшего образования зависит не только от принятия решений органов власти, но и от степени взаимодействия всех элементов на всех уровнях управления [1].

Важным шагом в управлении системы высшего образования на международном уровне стало создание единого пространства высшего образования на основе добровольного сотрудничества европейских стран, путем подписания Болонской декларации 1999г. Данное направление получило название Болонский процесс, который можно рассматривать как основной путь модернизации и глобализации высшего образования.

Россия с целью решения проблемы конкурентоспособности своей системы высшего образования на европейском и мировом рынках труда вступила в 2003 г. в Болонский процесс.

В качестве координальных изменений в системе высшего образования России, основанных на базовых принципах Болонского процесса, можно выделить следующие:

- введение двухуровневой системы высшего образования;

- внедрение системы зачетных баллов;

- создание нового поколения российских образовательных стандартов.

Двухуровневая система образования предполагает введение двух ступеней "бакалавр" и "магистратура", и сокращение сроков подготовки специалистов первого уровня (4 года). Однако стоит отметить, что в 1996 году в России был принят закон " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (утратил силу в 2013г.), на основе которого в качестве эксперимента данные ступени были введены, но не получили широкого распространения, поскольку классическое пятилетнее специальное образование намного больше привлекало абитуриентов.

По мнению А.В.Панибрантцева, такое "общее высшее образование" как направление бакалавриата, становится хорошим вариантом для предоставления шансов массовому высшему образованию с сохранением менее затратной для государства формы, по средствам более короткого срока обучения и перехода к большой самостоятельной работе студента [5]. Также согласно закону "Об образовании в Российской Федерации" второе высшее образование является платным, а бакалавр позволят поступить в магистратуру любого профиля на бюджетной основе [3].

Данное нововведение имеет свои отрицательные стороны, такие как сокращенная программа подготовки по сравнению с пятилетним специалитетом, а также возможные сомнения работодателей при найме выпускников бакалавров.

В целом двухуровневая система образования способствует повышению академической мобильности студентов и преподавателей - возможности "перемещаться" из одного вуза в другой, в том числе зарубежный, с целью обмена опытом. В свою очередь, диплом российских вузов станет вполне европейским, что вызовет дополнительные потоки студентов из стран Европы и Азии, а также позволит трудоустроиться выпускникам за рубежом. К тому же наличие двух ступеней обучения в вузе позволяют сделать систему высшего образования более структурированной, а, следовательно, более управляемой.

Еще одним важным изменением в системе высшего образования является внедрение нового поколения российских образовательных стандартов с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций.

Согласно новым стандартам вузам предоставляется более широкие возможности в выборе дисциплин образовательной программы бакалавра (50%), для программы магистра - 70%, которые позволяют университетам разрабатывать программы в соответствии с потребностями местного рынка труда.

На сегодняшний день особо остро стоит вопрос о качестве системы высшего образования. Данная проблема была озвучена Президентом В.В. Путиным на совещании 11 июля 2012 года по вопросам реализации его указов в сфере социальной политики: "У нас есть высшие учебные заведения, которые предоставляют студентам абсолютно невостребованные на рынке труда услуги – некачественное образование попросту говоря. Некоторым таким псевдовузам зачастую не удаётся заполнить даже бюджетные места. Необходимо до конца текущего года выявить неэффективно работающие государственные вузы.." [2].

Так, с 2012 г в России стал проводится мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования на основании ежегодно принимаемых приказов Минобрнауки. Рассмотрим результаты мониторинга 2012-2015 гг.

 

Таблица 1

Результаты мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования на период 2012-2015 гг.

Вузы России

Годы

2012

2013

2014

2015

Всего исследовано организаций высшего образования

1432

2412

2324

2132

Государственные, региональные, муниципальные, негосударственные образовательные организации высшего образования

502

934

968

900

Филиалы

930

1478

1356

1232

Признаны неэффективными всего, из них:

586

371

373

199

Государственные, региональные, муниципальные, негосударственные образовательные организации высшего образования

136

130

132

57

Филиалы

450

241

241

142

 

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что в 2012 г. около 25% вузов в России признано неэффективными, из них филиалов более 50% предоставляют некачественное образование. Безусловно, большинство негосударственных вузов и филиалов во многом уступают государственным учреждениям высшего профессионального образования, поскольку представляют собой систему предпринимательской деятельности, преследующей цели в увеличении количества платных мест, удержании студентов "любой " ценой, что, в свою очередь, сопровождается существенным снижением требований и контролем знаний.

Однако в последующие годы выявляется меньшее количества неэффективных вузов, что свидетельствует о положительной политике в сфере образования, с происходящими процессами реорганизации неэффективных учреждений с более "сильными", а также возможной ликвидацией вуза.

Стоит отметить, что с 2014 г. по результатам мониторинга вопрос о ликвидации или реорганизации будет приниматься только учредителем высшего учреждения, а Минобрнауки будет выявлять вузы, которым необходимо повысить собственную эффективность.

Мониторинг осуществлялся по различным критериям, которые дополнялись или изменялись каждый последующий год. Так, в 2012 г в оценка вузов проводилась по следующим направлениям: образовательная, научно-исследовательская, финансово-экономическая, хозяйственная и международная деятельность [11].

По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолина большинство показателей к качеству образования отношения не имеют и приводит пример Калифорнийского технологического университета - одного из мировых лидеров в высшем образовании, который по российским критериям оказался бы неэффективным [7]. Смолин О.Н. предлагает при оценке деятельности вузов учитывать миссию учреждения, экономическое положение негосударственных вузов. Следовательно, нельзя с уверенностью утверждать, что университеты, призванные неэффективными исходя из представленных критериев, таковыми являются.

Еще одной причиной снижения качества образования является тот факт, что  некоторые вузы, как правило, предлагают одни и те же образовательные программы по специальностям менеджмент, юриспруденция,  экономика, что приводит к диспропорции между образовательными потребностями потребителей и запросами рынка труда, следовательно, снижается эффективность высшего образования.

Результаты мониторинга Минобрнауки России существенно повлияли на численность вузов страны. Так, по данным Росстата на протяжении пяти последних лет наблюдается существенное уменьшение числа высших учебных заведений (таблица 2) [9].

 

Таблица 2

Образовательные организации высшего образования (на начало учебного года)по данным Росстата

Годы

Число образовательных

организаций

 

 

В них студентов - всего, тыс.человек

 

2011/12

1080

-

6490,0

-

2012/13

1046

97

6073,9

93,5

2013/14

969

92,5

5646,7

93

2014/15

950

98

5209,0

92

2015/16

896

94

4766,5

91,5

 

Самое резкое сокращение образовательных организаций высшего образования (8%) наблюдает в 2013/2014 учебном году, что связано с выявлением большого количества неэффективных  вузов. Многие специалисты также объясняют активное уменьшение числа вузов не только в связи с снижением качества высшего образования, но и с демографическими проблемами. В первую очередь, речь идет о сокращении числа студентов. Такая ситуация объясняется тем, что основная часть поступающих студентов 90-х гг. рождения, в период которых наблюдалась "демографическая яма" в связи тяжелым социально-экономическим положением страны.

Безусловно, совершенно нерационально содержать большое количество вузов на значительно меньшее число студентов. Однако стоит иметь в виду, что уменьшение числа вузов в дальнейшем могут негативно сказаться на уровне образования российских граждан. Несмотря на то, что сейчас наблюдается демографический кризис числа студентов, уже к середине 20-х гг. 21 в. численность студентов будет увеличиваться исходя из того, что по данным Росстата с 2011 г. отмечается рост числа школьников, которые уже через 11 лет будут претендовать на высшее образование. Поскольку количество вузов будет значительно меньше, возможность получить высшее образование будет существенно ограниченна, что отрицательно скажется на экономическом развитии страны.

Так, согласно экономико-социологическим исследованиям, проводимым в США в 1980 гг. показали, что люди с высшим образованием создают в среднем вдвое больше ВВП на душу работника. Безусловно, высшее образование ни в коем случае не тождественно диплому, но стремление властей искусственно ограничить к нему доступ, по мнению О. Н. Смолина, является "покушением на их благосостояние и качество жизни".

С целью сделать систему высшего образования более управляемой органами исполнительной власти была построена новая система высших учебных заведений, которую формально можно представить в виде пирамиды (рисунок 1).

 


Рисунок 1. Структура высших учебных заведений в России

 

Вершину образовательной пирамиды занимают Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, деятельность которых регулируется федеральным законом от 10 ноября 2009 №259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Данные университеты имеют особые привилегии, такие как право создавать филиалы и открывать представительства, в том числе за рубежом; право самостоятельно устанавливать стандарты образовательных программ; право проводить дополнительные экзамены при приеме абитуриентов [4]. Однако несмотря на дополнительные права и свободы, университеты имеют ограничения, одним из которых являются назначение ректоров не путем выборов, а Президентом РФ, что встраивает их в политическую "вертикаль".

Одним из приоритетных направлений реформирования структуры российских вузов стало создание сети федеральных университетов на основе объединения нескольких крупных вузов с целью развития системы высшего образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей вузов с экономикой и социальной сферой федеральных округов [10]. Так, первые два университета - Сибирский Федеральный Университет и Южный Федеральный Университет были сформированы в 2006 г в рамках национального проекта "Образование". Дальнейшее образование федеральных университетов осуществлялось на основе указа Президента Д.А. Медведева от 7 мая 2008 г "О федеральных университетах". На сегодняшний день в России создано 10 федеральных университетов.

Данный процесс вызвал массу споров среди специалистов.

Так, по словам экс-секретаря - заместителя Министра образования и науки РФ Сентюрина Ю.П. федеральные университеты выступают в качестве инструмента социально-экономического развития региона, способствуют сокращению административно-технических издержек, созданию новых комплексов, появлению новых программ и проектов. По словам Д.А.Медведева "федеральные университеты - новая модель высшей школы, построенная на интеграции науки, производства и образования".

Однако данная реформа имеет ряд недостатков. Большинство федеральных университетов создавались не на добровольной основе, а по инициативе сверху. К тому же, по закону Паркинсона чем крупнее административная система, тем она неповоротливее, тем больше в ней бюрократии, а ее деятельность больше соответствует принципу: "паровоз - для машиниста" [7]. До сих пор остаются открытыми вопросы к созданной структуре федеральных университетов: Какое новое качество приобретают несколько разнопрофильных вузов? Будут ли более эффективно управляться данные вузы? Почему формирование федеральных университетов осуществляется административными методами?

Следующую ступень пирамиды высшего образования образуют 29 национальных исследовательских университетов (далее - НИУ), целью которых является кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, отраслей экономики, социальной сферы, а также внедрения в производство высоких технологий. Концепция создания данных университетов несколько отличается от концепции федеральных университетов: создание не обязательно осуществляется путем объединения разнородных высших учебных заведений, НИУ отличаются большей профильностью и концентрацией усилий на образовании в области одной или нескольких групп специальностей, категория НИУ присваивается организации на определенный срок.

Основным недостатком данных вузов является тот факт, что статуc НИУ присваивается университету не по конкурсу результатов деятельности, а на основе "конкурсного отбора программ развития". Безусловно, такая конкуренция достижений подменяется конкуренцией бюрократически установленных показателей.

На сегодняшний день наиболее активно проводится политика по формированию опорных университетов на основе добровольного решения о реорганизации нескольких вузов путем объединения двух или более университетов. Данный процесс стал осуществляться с октября 2015 г. на основе приказа Министра образования и науки РФ Д. Ливанова о проведении конкурсного отбора высших образовательных учреждений на создании опорного университета.

Основной целью создания опорных университетов является повышение конкурентоспособности региональных вузов, способствующих увеличению качества подготовки кадров для регионов в тех отраслях, которые более востребованы.

По словам руководителя исследовательской группы проекта: "Национальный рейтинг университетов" Алексея Чаплыгина "опорные университеты смогут сыграть роль своеобразного якоря и социальных лифтов для молодежи, минимизировать миграцию одаренных людей из регионов", также объединение позволит перейти от нынешней структуры вузов к нормальной академической системе [8].

Однако в дальнейшем создании опорных университетов может привести к возникновению негативных моментов.

Во - первых, слияние вузов в "опорные" будет сопровождаться огромными кадровыми перестановками и потерями, что негативно скажется на уровне безработицы в регионе.

Во - вторых, формирование мощного опорного университета создаст ситуацию монопольного положения данного вуза, что позволит диктовать ему условия, многие их которых будут невыгодны потребителям образовательных услуг.

Завершающая ступень структуры высших учебных заведений включает в себя отраслевые государственные и негосударственные вузы.

Положение данных вузов значительно снизилось. Так, многие вузы будут лишены возможности иметь магистратуру, аспирантуру, докторантуру, что приведет к снижению качества отечественного высшего образования.

Несмотря на то, что среднестатистически некачественного образования в негосударственных вузах значительно больше, по словам Э. Тоффлера: "подлинные инновации в образовании идут именно из негосударственного сектора, поскольку он меньше повержен бюрократизации, чем государственный [7].

В целом данная структура высших учебных заведений достаточно емкая, следовательно, более управляемая. Однако образовательная политика властей в рамках концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 года, направленная на сокращение числа филиалов на 80%, а числа самих вузов на 40%, свидетельствует о стремление сделать высшее образование России компактным.

Таким образом, в управлении системой высшего образования можно выделить следующие тенденции:

- интеграция системы высшего образования России в единое мировое пространство высшего образования;

- обновление сети высших образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

- становление университетов как центров непрерывного профессионального образования, целью которого является не обучение человека в течение всей жизни, а реализация принципа самообразования, а также возможность постоянного повышения квалификации, получения дополнительных знаний и навыков;

- формирование системы доступного образования;

- повышение качества образования в соответствии с требованиями общества;

- развитие конкурентной образовательной среды среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Данная концепция планируется быть достигнута через реализацию проекта "5-100", задача которого заключается в обеспечении вхождения к 2020 г. не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов [6].

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в настоящее время реформы выступают в качестве основных инструментов управления системой высшего образования. Основная цель реформирования высшего образования является повышение его качества и конкурентоспособности среди мировых вузов.

Безусловно, глобализации системы высшего российского образовании не избежать, однако нельзя реформировать образование простым заимствованием тех или иных сегментов зарубежного опыта, необходимо учитывать культуру, национальные традиции России, найти определенный баланс между интеграцией в мировое образовательное пространство и сохранением собственной системы образования, которая вобрала в себя лучший опыт советской школы.

Таким образом, в России есть все необходимые ресурсы для создания лучшей системы образования в мире, в которой вузы будут выступать в качестве передовых маяков образовательного менеджмента и научных достижений.

 

Список литературы:

< >Ананьева О. М., Беськаева М. А. Особенности современного менеджмента в системе высшего образования // Наука-RASTUDENT.RU. – 2014. – № 6. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/6/1871/ (дата обращения 25.04.2016)

Жилин А. Реорганизация российских учебных заведений: прошлое, настоящее и будущее [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://edu.garant.ru/relevant/main/408149/ (дата обращения 25.04.2016)

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 //  Справочно-правовая  система  «Консультант-Плюс»:  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.consultant.ru (дата  обращения 25.04.2016)

О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете: федер. закон от 10.11.2009  //  Справочно-правовая  система  «Консультант-Плюс»:  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.consultant.ru (дата  обращения 25.04.2016)

Панибратцев А.В. Болонский процесс как компонент глобализации высшего образования // Научный Вестник МГТУ ГА. – 2013. – № 191. – С. 84-86

Повышение конкурентоспособности ведущих университетов российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5–100) [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://минобрнауки.рф/projects/5-100 (дата обращения 25.04.2016)

Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? // Социс. – 2015. – № 6. – С. 91-101

Тимошенко В. Сеть опорных университетов: костяк или костыль для образования? [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.garant.ru/article/701532/ (дата обращения 25.04.2016)

Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 25.04.2016)

Черезова А.С. Болонский процесс: перспективы российского образовательного сектора в едином пространстве высшего образования // Политика и общество. – 2015. – № 2(122). – С. 175-184

Шевченко Д.А. Состояние высшего профессионального образования России и перспективы его развития // Маркетинг в России и за рубежом. –2013. – № 3(95). – С. 109-121

sibac.info

список университетов, академий и институтов менеджмента в Москве

  • Государственный

    Академия ГПС МЧС России: специальности, дни открытых дверей, контакты.

  • Государственный

    Академия гражданской защиты МЧС России: бюджетные места, стоимость обучения, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

  • Государственный

    АСОУ: специальности, стоимость обучения, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

  • АТиСО: специальности, бюджетные места, стоимость обучения, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

  • Государственный

    Академия управления МВД России: специальности, контакты.

  • ВИТ – филиал РМАТ: специальности, стоимость обучения, дни открытых дверей, контакты.

  • Государственный

    ВАВТ Минэкономразвития России: специальности, бюджетные места, стоимость обучения, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

  • Государственный

    ГГУ: специальности, бюджетные места, стоимость обучения, дни открытых дверей, контакты.

  • Государственный

    ГАУГН: специальности, бюджетные места, проходные баллы, стоимость обучения, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

  • Государственный

    ГГТУ: специальности, бюджетные места, стоимость обучения, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

  • Государственный

    ГСГУ: бюджетные места, стоимость обучения, контакты.

  • Государственный

    Государственный университет «Дубна»: бюджетные места, стоимость обучения, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

  • Государственный

    ГУЗ: специальности, бюджетные места, стоимость обучения, дни открытых дверей, контакты.

  • Государственный

    ГУУ: специальности, бюджетные места, проходные баллы, стоимость обучения, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

  • Гуманитарный институт (г. Москва): специальности, контакты.

  • mskvuz.com

    Вузы России со специальностью менеджмент "38.03.02" – проходные баллы, рейтинг 2019

    Наилучший результат – 1-ое место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 1307 вузов со специальностью 38.03.02. «Менеджмент» занимает 32-ое место в рейтинге специальностей.

    бакалавриат и специалитет

    Сортировать по

    возраст

    264 года

    ранг в РФ | рейтинг

    1-ый 647

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Менеджмент в культуре"

    • Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Менеджмент в спорте"

    • Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Музейный и галерейный менеджмент"

    • Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере

    ранг в РФ | рейтинг

    2-ой 616

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • математика, русский язык, иностранный язык

    ранг в РФ | рейтинг

    4-ый 606

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Управление бизнесом"

    • Факультет бизнеса и менеджмента

    • математика, русский язык, обществознание, иностранный язык

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Маркетинг и рыночная аналитика"

    • Факультет бизнеса и менеджмента

    • математика, русский язык, обществознание, иностранный язык

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Логистика и управление цепями поставок"

    • Факультет бизнеса и менеджмента

    • математика, русский язык, иностранный язык

    ранг в РФ | рейтинг

    5-ый 605

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • Факультет "Инженерный бизнес и менеджмент" (ИБМ)

      Кафедра "Экономическая теория" (ИБМ1)

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • Факультет "Инженерный бизнес и менеджмент" (ИБМ)

      Кафедра "Промышленная логистика" (ИБМ3)

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • Факультет "Инженерный бизнес и менеджмент" (ИБМ)

      Кафедра "Менеджмент" (ИБМ4)

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • Факультет "Инженерный бизнес и менеджмент" (ИБМ)

      Кафедра "Финансы" (ИБМ5)

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • Факультет "Инженерный бизнес и менеджмент" (ИБМ)

      Кафедра "Инновационное предпринимательство" (ИБМ7)

    возраст

    62 года

    ранг в РФ | рейтинг

    8-ой 569

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • Экономический факультет

    • русский язык, обществознание, математика

    ранг в РФ | рейтинг

    9-ый 568

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • обществознание, русский язык, математика

    ранг в РФ | рейтинг

    10-ый 563

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Управление бизнесом; Бизнес-аналитика в управленческой деятельности; Финансовый менеджмент; Маркетинг; Управление организациями сферы услуг; Предпринимательство"

    • русский язык, обществознание, математика

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Экономика и международный бизнес Управление бизнесом; Бизнес-аналитика в управленческой деятельности; Финансовый менеджмент; Маркетинг; Управление организациями сферы услуг; Предпринимательство"

    • обществознание, математика, русский язык

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Менеджмент и юридическое сопровождение бизнеса"

    • русский язык, обществознание, математика

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Экономика и международный бизнес"

    • русский язык, обществознание, математика

    ранг в РФ | рейтинг

    11-ый 557

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • русский язык, математика, обществознание

    ранг в РФ | рейтинг

    12-ый 557

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Маркетинг, менеджмент организации, финансовый менеджмент"

    • Факультет менеджмента

    • математика, русский язык, обществознание

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года

      профиль "Менеджмент в спорте"

    • Факультет международного туризма, спорта и гостинечного бизнеса

    • математика, русский язык, обществознание

    ранг в РФ | рейтинг

    14-ый 548

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • математика, русский язык, обществознание

    ранг в РФ | рейтинг

    15-ый 547

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • математика, русский язык, обществознание

    ранг в РФ | рейтинг

    16-ый 546

    • 38.03.02 – Менеджмент бакалавриат 4 года
    • Экономический факультет

    • математика, русский язык, обществознание

    Вузы со специальностью 38.03.02 в городах РФ:

    Москва(136) Санкт-Петербург(41) Новосибирск(18) Казань(21) Екатеринбург(18) Омск(19) Самара(17) Краснодар(19) Нижний Новгород(19) Воронеж(14) Ростов-на-Дону(15) остальные (1106)

    vuzoteka.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *