Ва рвсн им петра великого москва: Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого

Содержание

Путин поздравил курсантов Военной академии РВСН им. Петра Великого с 200-летием учреждения - Армия и ОПК

МОСКВА, 7 декабря. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин поздравил постоянный состав, слушателей, курсантов, выпускников и ветеранов Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого с 200-летием учреждения. Поздравительная телеграмма опубликована в понедельник на сайте Кремля.

"В богатой истории академии немало ярких, героических страниц. За годы своей деятельности она внесла огромный вклад в развитие науки, высшего военного и технического образования в России. Взрастила не одно поколение талантливых выпускников, которых во все времена отличали профессионализм, верность Присяге и ратному долгу, стойкость и мужество", - говорится в телеграмме.

Глава государства отметил, что именно воспитанники академии стали основой офицерского корпуса стратегических ядерных сил РФ, способствовали достижению ракетно-ядерного паритета, обеспечению обороноспособности и национальной безопасности страны, а также многое сделали для совершенствования вооружения и военной техники, освоения космоса.

"Важно, что нынешний коллектив бережно хранит и развивает уникальное научное, творческое, ратное наследие своих предшественников. Сегодня Военная академия РВСН имени Петра Великого по праву считается крупным, авторитетным образовательным и научным центром, где широко используются передовые информационные технологии и инновационные педагогические методики, проводится серьезная исследовательская работа", - добавил Путин.

Об академии

Вуз ведет свою историю от офицерских классов Артиллерийского училища, открытого 7 декабря 1820 года в Санкт-Петербурге по указу Великого князя Михаила Павловича Романова. В 1997 году главное учебное заседание РВСН было реорганизовано в Военную академию РВСН имени Петра Великого.

Академия считается одной из основоположниц высшего военного и технического образования в России. В ее стенах зародились и получили развитие ряд военно-технических направлений, впоследствии оформившихся в шесть самостоятельных военных учебных заведений, три факультета и пять военных кафедр в гражданских вузах страны.

Сейчас на базе академии создан современный учебно-научный кластер для подготовки офицерских кадров командного и инженерного профилей. Курсанты и слушатели проходят обучение на современных комплексах стратегического значения, в том числе ракетных комплексах "Ярс", "Сармат" и "Авангард". В академии работают более 20 военно-специальных научных школ, охватывающих основные направления исследований в интересах обеспечения развития вооруженных сил, в первую очередь - РВСН и Космических войск, совершенствования вооружения и военной техники, способов их применения, а также поддержания боевой готовности войск.

Как доехать до Военная Академия Рвсн Им. Петра Великого в Балашихе на метро, автобусе, поезде или маршрутке

Общественный транспорт до Военная Академия Рвсн Им. Петра Великого в Балашихе

Не знаете, как доехать до Военная Академия Рвсн Им. Петра Великого в Балашихе, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Военная Академия Рвсн Им.

Петра Великого от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Военная Академия Рвсн Им. Петра Великого с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Военная Академия Рвсн Им. Петра Великого? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Вту.

Вы можете доехать до Военная Академия Рвсн Им. Петра Великого на метро, автобусе, поезде или маршрутке. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 1176 (Поезд) ГОРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Маршрутка) 125К

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Военная Академия Рвсн Им. Петра Великого с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Военная Академия Рвсн Им. Петра Великого проще простого, именно поэтому более 930 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Балашихи! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

Военная академия РВСН имени Петра Великого

Военная орденов Ленина, Октябрьской революции, Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения
имени Петра Великого
(ВА РВСН)

Нарукавный знак, 2005 года.
Международное название

Military Academy of Strategic Rocket Forces

Год основания

1820

Тип

государственный

Расположение

Москва

Юридический адрес

109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 9/5

Награды

Координаты: 55°45′00″ с. ш. 37°38′11″ в. д. / 55.75° с. ш. 37.636389° в. д. (G) (O) (Я)55. 75, 37.636389

Здание академии со стороны Москвы-реки Юнкер артиллерийского училища, 1822 - 1824 годов.

Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное наименование:

«Орденов Ленина, Октябрьской революции, Суворова военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого») — командное и политехническое высшее военное учебное заведение (военная академия) ракетных войск стратегического назначения ВС России, крупный научно-исследовательский центр в области военной и технической науки. Находится в Москве, в здании бывшего Императорского Воспитательного дома. Начальник академии с августа 2010 года — генерал-майор Виктор Фёдоров.

История и вклад в развитие военной науки

Является одним из ведущих заведений высшего военного и высшего технического отечественного образования. В течение почти двух веков неоднократно меняла предназначение и, соответственно, наименования. Ведёт свою историю от офицерских классов Артиллерийского училища, официально открытого 25 ноября (по старому стилю) — 8 декабря (н. с.) 1820 года в Санкт-Петербурге. В 1845 году училищу присвоено наименование Михайловского. С 1855 года — Михайловская артиллерийская академия; с 1919 года — Артиллерийская академия РККА; с 1925 года — Военно-техническая академия РККА; с 1926 года — Военно-техническая академия имени Ф. Э. Дзержинского; с 1932 года — Военная артиллерийская академия РККА; с 1934 года — Артиллерийская академия РККА имени Ф. Э. Дзержинского. В 1938 года переведена в Москву, в 1941—1944 годах дислоцировалась в городе Самарканд. В 1945 году в академии создан факультет реактивного вооружения и начата подготовка инженеров-ракетчиков. С 1953 года — Артиллерийская инженерная академия имени Ф. Э. Дзержинского.

24.03.1960 года введена в состав РВСН. С 1963 года — Военная инженерная академия имени Ф. Э. Дзержинского; с 1972 года — Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского; с 25 августа 1997 года — Военная академия РВСН имени Петра Великого. В 1998 году Постановлением Правительства России № 1009 реорганизована в Военную академию Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого с филиалом в городе Кубинка (бывшим Московским высшим училищем радиоэлектроники противовоздушной обороны). В 2008 году на правах обособленных формирований (фактически — филиалы) в рамках реформы военного образования по распоряжению Правительства России в состав академии вошли Серпуховский военный институт ракетных войск и Ростовский военный институт ракетных войск имени главного маршала артиллерии М. И. Неделина.

Академия награждена орденами Ленина (1938 год), Суворова I степени (1945 год) и Октябрьской Революции (1970 год).

Академия длительный период была центром по развитию теории оружия, выработке основ проектирования и производства огнестрельных, ракетных, минно-взрывных устройств — средств поражения и уничтожения противника. Всемирную известность завоевали труды Н. В. Маиевского, К. И. Константинова, А. В. Гадолина, Д. К. Чернова, С. И. Мосина, Г. А. Забудского, В. Н. Ипатьева, М. М. Поморцева, В. М. Трофимова, Н. Ф. Дроздова, Д. А. Вентцеля, И. П. Граве, М. Е. Серебрякова и др.

Академия в качестве ведущего вуза внесла значительный вклад в развитие всех трёх составляющих военного искусства: тактики, оперативного искусства, стратегии. Её преподаватель Н. В. Медем заложил основы отечественной школы в этой области, став первым профессором стратегии и тактики Академии Генерального штаба. На кафедрах академии совместно с ведущими военными учёными страны были разработаны основные положения теории глубокой наступательной операции, артиллерийского наступления, совершенствования методов управления огнём и манёвром наземной и зенитной артиллерии, способов её боевого применения. Академическая научно-педагогическая школа стала признанным лидером в становлении и развитии оперативного искусства Ракетных войск — составной части оперативного искусства Вооружённых Сил России, охватывающей теорию и практику подготовки и ведения сдерживающих и боевых действий объединениями РВСН. Значительный вклад внесли учёные академии в разработку теории тактики Ракетных войск, их оперативной и боевой подготовки, эксплуатации ракетного вооружения.

Какие бы изменения не претерпевала академия, она в своей инженерной составляющей оставалась по существу оружейным втузом в самом широком спектре этого понятия. Научно-педагогические школы академии и их воспитанники стояли у истоков скорострельной нарезной артиллерии, миномётов, бронетанковой техники, автоматического стрелкового оружия, реактивных систем залпового огня, авиационного и корабельного вооружения, всех видов боеприпасов и даже боевых отравляющих веществ. После завершения Второй мировой войны академия возглавила ракетно-космическое и ядерное направления развития вооружения. Она стала также ведущим центром по подготовке офицерских кадров в области автоматизированных систем управления войсками и оружием.

В стенах академии зародился, получил развитие ряд военно-технических направлений, впоследствии оформившихся в шесть самостоятельных учебных заведений (Ленинградский Военно-механический институт; военные академии: Артиллерийская, Моторизации и механизации РККА, Химической защиты, Связи, ПВО сухопутных войск), три факультета и пять военных кафедр в гражданских вузах страны. Научно-педагогические школы академии оказали значительную помощь в становлении 19 военных училищ.

В составе академии действует Учебный центр, находящийся в городе Балабаново Калужской области. На базе центра создан филиал Центрального музея РВСН.

Подготовка военных кадров

Особой отличительной чертой академии является наличие в её деятельности двух составляющих: командной и инженерной. Их взаимовлияние обеспечивает кафедрам и факультетам теоретическое и практическое обогащение, эффективный учебный процесс и плодотворную научно-исследовательскую работу, исключает возможность увлечения одних решением узких прикладных задач, других — изысканиями весьма далёкими от нужд войск, от требований военного искусства.

Сегодня академия осуществляет подготовку военных кадров на трёх уровнях.

Первый уровень — высшее военно-специальное образование: курсанты академии за время обучения приобретают квалификацию инженера по специальностям механического, электротехнического, электронного, радиотехнического, химического, баллистического, математического профилей. Впервые в Вооружённых Силах России при академии открыт факультет православной культуры, на котором желающие получают дополнительное образование.

Второй уровень — высшее военное образование: подготовка и повышение квалификации руководящих командных и инженерных кадров полкового, дивизионного и армейского звеньев управления.

Третий уровень — подготовка научно-педагогических кадров: адъюнктура — 30 человек, докторантура — 3 человека, соискательство — 20 — 25 человек в год. Академии предоставлено право рассматривать диссертации на учёную степень доктора военных, технических, исторических, педагогических и психологических наук. В год защищается более 50 кандидатских и 10 — 12 докторских диссертаций.

В академии сохраняются и продуктивно работают более 20 военно-специальных научных школ, охватывающих своей деятельностью основные направления исследований в интересах обеспечения развития Вооружённых Сил России, в первую очередь РВСН и КВ, совершенствования вооружения и военной техники, способов их применения, поддержания боевой готовности войск и современного уровня образовательного процесса, а также осуществления конверсии военного производства.

Воспитанники академии стали основой офицерского корпуса стратегических сил СССР и Российской Федерации. Они в решающей мере способствовали достижению паритета по ракетно-ядерному оружию с США, развитию передовых технологий, обеспечению ядерной безопасности, предотвращению экологических катастроф, проведению конверсии.

Уже сегодня академия способна взять на себя подготовку офицерских кадров по принципиально новым и важным в современных условиях специальностям таким, как информационная борьба, управление качеством вооружения и военной техники, метрология и стандартизация вооружения, экология, безопасность военной службы, межвидовые системы и средства вооружённой борьбы.

Многие научные труды профессорско-преподавательского состава академии широко известны не только в России, но и за рубежом. Среди книг, изданных за рубежом только в последние десятилетия, следует отметить труды А. В. Солодова «Криптотехника» (Великобритания) и «Теория информации» (Германия), Ю. Г. Фокина «Военно-инженерная психология» (Германия, Венгрия), А.  Д. Погорелова «Основы орбитальной механики» (США), И. И. Гольденблата и Н. А. Николаенко «Температурные напряжения в конструк-циях ядерных реакторов» (США), М. Е. Серебрякова «Внутренняя баллистика» (США), В. М. Гаврилова «Оптимизация процессов в конфликтных ситуациях» (Япония) и другие.

Известные выпускники

Имея фундаментальную оперативно-тактическую подготовку, воспитанные в духе верности долгу михайловцы и дзержинцы прославились в боях за свободу и независимость нашей Родины. Среди них 193 Кавалера военного ордена св. Георгия, 128 Героев Советского Союза, в Великой Отечественной войне 1941—1945 воспитанники академии с честью и достоинством решали сложные задачи артиллерийского обеспечения боевых действий войск на фронтах, ковали победу в тылу. Среди выпускников академии И. А. Флёров — Герой Российской Федерации, командир первой экспериментальной батареи реактивных установок БМ-13 («Катюша»), такие крупные военачальники, как Л. А. Говоров, М. Н. Чистяков, Н. Д. Яковлев, Ю.  П. Бажанов, Г. Ф. Одинцов, П. Н. Кулешов, П. Г. Шафранов, В. С. Коробченко, В. И. Хохлов, Маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев, Л. Г. Корнилов, Н. И. Иванов, И. Д. Черняховский, и другие полководцы и крупные военачальники, десятки маршалов и генералов.

Академию закончили Главнокомандующие и командующие Ракетными войсками М. И. Неделин, К. С. Москаленко, В. Н. Яковлев, Н. Е. Соловцов, А. А. Швайченко, С. В. Каракаев, командующие Космическими войсками и руководители Федерального космического агентства (Роскосмос) А. Г. Карась, А. А. Максимов, В. Л. Иванов, В. А. Гринь, А. Н. Перминов, В. А. Поповкин, большинство руководителей объединений и соединений ядерно-технического обеспечения.

В академии обучался сын Сталина Я. И. Джугашвили.

Выпускники и сотрудники академии принимали самое непосредственное участие в становлении и развитии практической космонавтики. Их именами названы девять поверхностных образований на обратной стороне Луны.

Среди питомцев одного из старейших учебных заведений действительные члены национальных академий наук академики В.  Н. Ипатьев, А. А. Благонравов, Е. В. Золотов, члены-корреспонденты Н. В. Маиевский, А. В. Гадолин, Н. А. Забудский, Н. П. Бусленко, С. Б. Кормер, Р. Р. Садретдинов, Л. И. Волков. Высоким совершенством и надёжностью отличались конструкторские разработки С. И. Мосина и А. И. Судаева, В. Г. Грабина, И. А. Горшков, И. И. Иванова, М. Я. Крупчатникова, Ж. Я. Котина, В. И. Рдултовского, М. Ф. Васильева, В. В. Орановского и Н. А. Лобанова, В. Н. Михайловского и С. М. Николаева и других.

623 выпускника академии удостоены почётных званий Героя Труда, заслуженного деятеля, лауреата высших премий.

Ссылки

Военная академия РВСН им. Петра Великого (бывш. Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского)

Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная орденов Ленина, Октябрьской Революции и Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации. ») — командное и политехническое высшее военное учебное заведение России, крупный научно-исследовательский центр в области военной и технической науки.

В августе 1945 г. А.И. Китов был направлен в Москву для поступления в Артиллерийскую военно-инженерную академию им. Ф.Э. Дзержинского (ныне Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого). 

Он решил поступать на баллистический факультет, с наибольшим математическим уклоном в академии. Успешно сдав вступительные экзамены, Анатолий написал рапорт на имя начальника Академии с просьбой, чтобы ему тут же разрешили сдавать экзамены и за первый курс. В результате, получив соответствующее разрешение, а потом и отличные оценки по всем предметам первого курса, 1 сентября 1945-го он начал занятия сразу на втором курсе Академии.

В 1947 году Китов женился на Галине, дочери полковника В.С. Голубчанского, в то время работавшего начальником финансового отдела ГУКАРТа (Главного управления командующего артиллерией Красной Армии). Анатолий и Галина познакомились на офицерском балу в Академии. Анатолий, в отличие от большинства других офицеров, в бале участия не принимал, а сидел в библиотеке Академии на соседнем этаже, по обыкновению углубившись в учебники.

Перед первыми аккордами одного из последних вальсов Анатолий решил, что на сегодня заниматься, пожалуй, хватит и можно ещё успеть потанцевать.Решительно войдя, он быстрым взором окинул актовый зал, остановив свой взор на Галине. Пригласил её на танец, в процессе которого договорился о том, что провожать её домой будет именно он. В течение нескольких последующих встреч Анатолий сразу понял, что на том офицерском балу в Академии он встретил не просто красивую, воспитанную в традициях девятнадцатого века, искреннюю девушку. Он сразу же распознал в ней ту нравственную чистоту, которая может появиться только у людей, которые росли в дружных, любящих семьях, в которых родители строго следят за соблюдением детьми правил, основанных на общечеловеческих ценностях. В частности, это свойственно семьям с устойчивыми дворянскими традициями и правилами поведения в семье и обществе. Он встретил Женщину, которую за преданность мужу и его родным и близким, постоянную поддержку Анатолия во всех его начинаниях и проектах друзья шутливо будут называть «Мать кибернетики».

Через шесть недель после знакомства на офицерском балу Академии Анатолий сделал Галине официальное предложение стать его женой. Он любил ясность во всём, и поэтому он сразу же сообщил ей о том, что у него в Ташкенте живёт малообеспеченная мать Мария Васильевна с юными сестрой Шурой и братьями Володей и Женей. Он им помогает материально и поэтому половину офицерской зарплаты и после свадьбы будет продолжать посылать в Ташкент.

К тому времени Анатолий уже был знаком с родителями Галины, которым сразу же очень понравился. Галину столь быстрое и решительное предложение «руки и сердца» несколько смутило. К тому же за молодой двадцатилетней девушкой уже ухаживало «с серьёзными намерениями» несколько офицеров. Ей уже до того было сделано предложение стать женою одного достойного офицера, учившегося на факультете артиллерийских боеприпасов. Решили, что Гале нужно время, чтобы подумать и принять непростое жизненно важное решение, и свой ответ Анатолию она сообщит позже. Тут Анатолию пришло время в очередной раз лететь в Ташкент к маме, сестре и младшим братьям. Первая неделя в Ташкенте прошла в сыновьих хозяйственных хлопотах. Но через неделю пришла телеграмма из Москвы. Галина в ней сообщала: «Я согласна стать твоей женой». В тот же день Анатолий достал авиабилет и уже летел на встречу своей судьбе. Через год у супружеской четы Китовых родился сын Владимир, и через пять лет – дочь Маргарита. Вместе Анатолий и Галина прожили пятьдесят семь лет. Галина ушла из жизни раньше мужа. Анатолий пережил её всего на десять месяцев. Всю жизнь он преклонялся перед ней за её самопожертвование во имя мужа, детей, их родственников; называл её святой. Последние месяцы своей жизни Анатолий Иванович неоднократно упоминал о желании встретиться на небесах со своей горячо любимой Галочкой.

Сказать, что в военной Академии Анатолий отлично успевал по всем предметам, значит несколько умалить его успехи в учёбе. По всем дисциплинам учился он просто блестяще. Для Китова было традиционным сразу же после окончания последней лекции какого-либо предмета семестра попросить у преподавателя разрешение тут же сдавать сессионный экзамен по этому предмету. Так было у него с большинством его любимых преподавателей: профессорами Слёзкиным, Люстерником, Шапиро, Ляпуновым, Тумаркиным. В соответствии со специальным разрешением начальника академии генерала Хохлова ему разрешалось посещать лекции академика А.Н. Колмогорова и других видных учёных на мехмате МГУ.

В 1948 году А.И. Китов за прекрасную учёбу по всем дисциплинам становится сталинским стипендиатом. Анатолия даже вызывали на коллегию Минобороны СССР, чтобы он рассказал, «за счёт чего ему удаётся так прекрасно учиться». Кроме того, он принимал самое активное участие в научном обществе Дзержинки. В Академии его научные исследования были посвящены вопросам баллистики. В 1949 г. слушатель капитан А. Китов опубликовал две солидные работы в сборнике научных трудов Академии: «Исследование баллистики ракетной стрельбы (РС) при стрельбе из закрытого ствола» и «Исследование активно-реактивных систем». Будучи слушателем, принимал активное участие в работе коллектива С.П. Королёва по разработке первой советской ракеты Р-1. В частности, участвовал в изучении проектно-конструкторской документации на немецком языке, которым владел свободно, по разработкам гитлеровского конструктора Вернера фон Брауна, в первую очередь, по ракете ФАУ-2. В том же 1949 г. А.И. Китов заканчивает разработку своего изобретения «Реактивная пушка», о котором Министерство обороны СССР докладывало И.В. Сталину в числе других перспективных изобретений в области новейшего вооружения. На изобретение «Реактивная пушка» А.И. Китову Гостехникой СССР 18 апреля 1950 г. было выдано Авторское свидетельство за № 10666 (по заявке № 368338 с приоритетом от 19 апреля 1949 г. ).

В 1950 г. А.И. Китов с отличием окончил Академию им. Ф.Э. Дзержинского. За выдающиеся успехи в учёбе был отмечен золотой медалью и занесён в список лучших выпускников Академии. Его имя прописано золотыми буквами на стене актового зала этой прославленной военно-инженерной академии, которая ведёт свою историю с 1820 года от Михайловского артиллерийского училища в Санкт-Петербурге.

Незыблемые основы передового политехнического вуза страны — "Красная звезда"

Просмотров: 1 419

7 декабря исполняется 200 лет со дня образования Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

Генерал-майор Леонид МИХОЛАП.

Декабрь – месяц, в котором в 1959 году были созданы Ракетные войска стратегического назначения. Очередную годовщину мы отметим всего через 10 дней. Несмотря на относительную молодость этого отдельного рода войск, кузница кадров стратегических ракетчиков к моменту его образования уже имела богатую историю, насчитывавшую без малого полтора века. Военная академия РВСН имени Петра Великого – командное и политехническое высшее учебное заведение, крупный научно-исследовательский центр в области военных и технических наук. Ведёт свою историю от офицерских классов Артиллерийского училища, открытого 7 декабря (25 ноября по старому стилю) 1820 года в Санкт-Петербурге по указу великого князя Михаила Павловича Романова.

О сегодняшнем дне академии, учёбе курсантов и слушателей, научных достижениях и перспективах в преддверии праздника корреспонденту «Красной звезды» рассказал её начальник – генерал-майор Леонид МИХОЛАП.

– Леонид Александрович, как зарождалось и проходило формирование подготовки офицеров для нового в послевоенное время вида Вооружённых Сил СССР – Ракетных войск стратегического назначения?
– Развитие ракетного оружия свидетельствует о тесной связи его с артиллерией. Поэтому наша история неразрывно связана с офицерскими классами артиллерийского училища, Михайловским артиллерийским училищем, ставшим впоследствии академией. В зависимости от военных и политических факторов за прошедшие два столетия неоднократно корректировалось предназначение учебного заведения и области его профессиональной деятельности.
Безусловно, важнейшим историческим событием, давшим импульс к последовавшему разделению отечественной артиллерии на две ветви, одна из которых свою дальнейшую судьбу связала с новым видом Вооружённых Сил СССР – Ракетными войсками стратегического назначения, а другая – с новым родом Сухопутных войск – ракетными войсками и артиллерией, стала Великая Отечественная война.
Так, с осени 1942 года в учебные планы факультетов артиллерийского вооружения, миномётного и боеприпасов был включён курс «Реактивные средства борьбы». Вначале объёмом 50 часов, что в совокупности с прочими родственными курсами по артиллерийской технике позволило готовить в условиях войны специалистов, знакомых с новой техникой.
Впрочем, определившаяся в ходе войны особая значимость ракетной техники потребовала организации самостоятельной подготовки инженеров-ракетчиков. Эта задача была возложена на академию. А в 1943-м был поднят вопрос об организации фундаментальной подготовки инженерных кадров по ракетной технике, и уже 16 августа 1944 года в штат академии были внесены дополнения, в соответствии с которыми начала функционировать кафедра вооружения (гвардейских миномётных частей) с учебной лабораторией и открылась специальность по ракетному вооружению. Кафедру реактивного вооружения возглавил ведущий специалист того времени в области рабочего процесса ракетного двигателя на твёрдом топливе (РДТТ), а также баллистики неуправляемых реактивных снарядов талантливый педагог профессор академии Яков Маркович Шапиро.
Уже через год, 26 сентября 1945-го, новая специальность артиллерийской академии была развёрнута в факультет реактивного вооружения, в состав которого вошли две кафедры: реактивного вооружения (РВ) и приборов управления реактивными снарядами (ПУРС). Этот факультет, можно утверждать, и положил начало систематическому отечественному ракетному образованию. В первый послевоенный, 1946 год был произведён первый выпуск современных ракетчиков.
Подчеркну, что в момент открытия факультета никакого опыта систематической и организованной подготовки кадров по управляемому ракетному оружию дальнего действия ни у нас, ни за рубежом не было. Поэтому академия была вынуждена ставить и методически отрабатывать не только профилирующие курсы по двигателям, ракетам, приборам и системам управления, но и все курсы, обеспечивающие эти дисциплины. В становлении ракетных научно-педагогических школ академии сыграло большую роль участие преподавателей в работе коллективов советских специалистов по изучению опыта создания ракетного оружия Второй мировой войны.
– Как развивалась академия после появления в 1959 году Ракетных войск стратегического назначения? Какие специалисты готовились в стенах учебного заведения?
– Период 1957–1959 годов стал одним из труднейших в жизни и деятельности академии за всю историю её существования и потребовал огромного напряжения в работе от всего личного состава. Завершился этот этап полным переходом Военной артиллерийской инженерной академии имени Ф.Э. Дзержинского на подготовку специалистов по ракетному вооружению.
В соответствии с приказом министра обороны СССР 31 декабря 1959 года академия вошла, а в марте 1960-го специальной комиссией главнокомандующего РВСН была принята в состав войск. Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин в своей директиве от 24 марта 1960 года определил задачи академии по подготовке военных кадров. В частности, ей предназначалось готовить инженеров широкого профиля по специальностям и специализациям, охватывающим ракетное вооружение стратегического назначения и соответствующую ему приборную технику. Кроме того, учебному заведению предписывалось готовить инженеров высшей квалификации, умеющих самостоятельно ставить и решать инженерные задачи, связанные с эксплуатацией и развитием ракетного оружия и приборной техники.
Не могу не отметить, что главнокомандующим в качестве ближайшей задачи академии было указано освоение в кратчайший срок ракет стратегического назначения и их наземного оборудования, как уже стоящих на вооружении, так и, что особенно знаменательно, находившихся в стадии отработки и проходивших полигонные испытания. В связи с этим руководящему и профессорско-преподавательскому составу была предоставлена возможность ознакомиться с необходимыми материалами в главных и центральных управлениях, специальных научно-исследовательских институтах, на полигонах и в войсковых частях, в конструкторских бюро и на заводах Министерства оборонной промышленности.
Широкий допуск к новым и новейшим образцам военной техники, опыт эксплуатации и применения ракетных комплексов в ходе боевой подготовки войск, становления и развития тактики и оперативного искусства РВСН обеспечили процесс поиска и формирования перечня специальностей академического образования, определения содержания и отработки методики обучения по каждой квалификации будущего выпуска.

Основное усилие в подготовке стратегических ракетчиков сделано на практическую составляющую. До 30 процентов времени учебного плана отведено именно на практику

– Чем ознаменован последовавший за этим период деятельности академии?
– Следующие три десятилетия можно условно разделить на четыре этапа.
В 1960–1966 годах характерной особенностью были поиск и определение перечня, содержания и методики академического образования, наиболее полно отвечающего комплексу военно-учебных специальностей Ракетных войск перспективам развития ракетной группировки, военной науки и военного искусства.
В 1967–1974 годах зарождалось двухуровневое образование в академии (высшее военное и высшее военно-специальное образование), приобретался первый опыт подготовки в полном объёме (с 1-го по 5-й курс) офицерских кадров из числа абитуриентов средних общеобразовательных заведений страны.
В 1974–1980 годах шло развёртывание и становление в рамках реформирования военной школы высшего военного образования на всех инженерных факультетах очного и заочного обучения.
Наконец, в 1981–1990 годах совершенствовались организация и повышение качества обучения офицерских кадров руководящего звена и поиск путей восстановления ведущей роли академии в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров – специалистов в области военного сопровождения на всех этапах создания и производства вооружения и боевой техники.
Проведение быстрой перестройки академии на подготовку специалистов нового профиля стало возможным благодаря тому, что учебное заведение в постановке научных исследований всегда шло в ногу с развитием науки в стране, а в разработке теоретических проблем военной науки и техники зачастую упреждала потребности войск и производства.
В академии развернулась подготовка специалистов по двигателям, технологии производства и ремонта ракетного вооружения, системам управления, средствам автоматизации, радиолокации, радиопротиводействию, телевизионным средствам, телеметрии, радиопередающим и радиоприёмным устройствам, кибернетике, теории полёта и баллистики, по оценке эффективности вооружения, надёжности, эксплуатации вооружения, взрывательным устройствам, по различным видам топлива, ядерной технике и так далее.
Каждая из перечисленных выше новых специальностей, в свою очередь, потребовала разработки большого числа новых научных направлений. Гидравлика и газодинамика, теория струйных процессов, аэродинамика больших скоростей, динамика сооружений, теория динамического расчёта конструкций, теория оптимальных систем, теория информации, теория автоматических систем с переменными параметрами, теория надёжности и экономичности проектируемых систем, методы исследования операций, вопросы квантовой механики, ядерной физики – таков, смею заверить, далеко не полный перечень новых научных направлений, успешно разрабатываемых в академии в эти годы.
В соответствии с приказом министра обороны СССР от 4 января 1963 года академия стала именоваться Военной инженерной орденов Ленина и Суворова академией имени Ф.Э. Дзержинского. Её славное артиллерийское прошлое стало историей.
– Последнее десятилетие ХХ века тоже было совсем не простым, но именно в это время начался новый этап в деятельности прославленного учебного заведения…
– На протяжении многих десятилетий вуз неоднократно менял своё предназначение и наименование. Самые известные из них: Военно-Техническая Академия РККА имени Дзержинского, Артиллерийская Академия имени Ф.Э. Дзержинского, Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского.
Указом Президента России от 25 августа 1997 года в целях возрождения исторических традиций Российской армии, учитывая исключительные заслуги Петра I в создании регулярной армии, учебное заведение переименовано в Военную академию Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
Нельзя не признать, что воспитанники академических школ, ставшие основой офицерского корпуса Стратегических ядерных сил Отечества, в решающей мере способствовали достижению паритета по ракетно-ядерному оружию СССР и США, всестороннему освоению космоса, развитию передовых технологий, обеспечению ядерной безопасности, предотвращению экологического кризиса, проведению конверсии.
Среди воспитанников академии 194 кавалера военного ордена Святого Георгия, 128 Героев Советского Союза, 3 Героя Российской Федерации, 39 Героев Социалистического Труда, более 300 лауреатов государственных премий, полководцы и крупные военачальники: Л.Г. Корнилов, Н.И. Иванов, Л.А. Говоров, И.Д. Черняховский, М.И. Неделин, Г.Ф. Одинцов, десятки маршалов, генералов армии, генералов от артиллерии, инфантерии, кавалерии, генерал-полковников, выдающиеся конструкторы и руководители оборонно-промышленного комплекса.
– Наверное, не случайно 1 сентября этого года министр обороны России генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу посетил Военную академию РВСН и отметил, что это лучший политехнический военный вуз, который в преддверии двухсотлетия своего создания с честью приумножает богатые традиции предшественников…
– Для нас стало большой честью и ответственностью, что нынешний учебный год глава оборонного ведомства открывал именно у нас. Причём за считаные месяцы до 200-летнего юбилея. Такое внимание руководства министерства говорит о многом. Генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу особо подчеркнул, что в стенах вуза поддерживается высокий уровень подготовки квалифицированных офицерских кадров. В этом, по его словам, огромная заслуга командования Ракетных войск стратегического назначения и всего личного состава академии, стараниями которых созданы все необходимые условия для организации эффективного учебного процесса.
Министр обороны напутствовал курсантов и слушателей, адъюнктов и докторантов в настойчивом овладении разносторонними знаниями, совершенствовании умений и навыков, чтобы они в дальнейшем стали настоящими мастерами военного дела. Уверен, что эти слова, сказанные главой ведомства, наши питомцы пронесут через все годы своей учёбы и дальнейшей службы.
– Леонид Александрович, перейдём непосредственно к настоящему Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. Какова современная структура вуза?
– В состав учебного заведения входят: четыре профильных факультета (командный, ракетного вооружения, специального вооружения, автоматизированных систем управления и робототехнических комплексов), шесть кафедр общеакадемического профиля, факультет переподготовки и повышения квалификации, научно-исследовательский центр, учебный полигон в деревне Соколово Ногинского района Подмосковья и филиал в Серпухове (Московская область).
В соответствии с задачей, поставленной командующим Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковником Сергеем Викторовичем Каракаевым, академия осуществляет подготовку кадров для Ракетных войск стратегического назначения, 12-го Главного управления Министерства обороны и Главного управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации по специальностям высшей военной оперативно-тактической и полной военной специальной подготовки.
Обучение проходит в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также квалификационными требованиями к выпускникам по образовательным программам высшего образования, разработанным в РВСН с учётом современных потребностей войск: специалитета – по специальностям, связанным с эксплуатацией специальных технических систем и объектов, навигационно-баллистическим обеспечением, эксплуатацией ракетных комплексов и других; магистратуры – по специальностям, связанным с управлением и техническим обеспечением воинских частей и соединений РВСН.
Высшая военная оперативно-тактическая подготовка (магистратура) представлена 11 военными специальностями высшей военной оперативно-тактической подготовки. Ещё 12 военных специальностей предусмотрены полной военно-специальной подготовкой (специалитет) в самой академии в Балашихе и 9 – в серпуховском филиале.
Замечу, что филиал также готовит прапорщиков со средним военно-специальным образованием по 3 военным специальностям средней военно-специальной подготовки (среднее профессиональное образование).
Кстати, через два с половиной месяца филиал в Серпухове, что называется, подхватит нашу юбилейную эстафету и отметит 80-летие со дня своего образование. Дата совпадает с Днём защитника Отечества – 23 Февраля.
– В чём заключаются особенности образовательного процесса в учебном заведении?
– Что касается подготовки любого офицера, то это возможно только в условиях специфической военной среды и только в условиях военного вуза, где молодые люди совместно обучаются, несут службу, живут под одной крышей.
Это всё накладывает определённую специфику и на психику человека. Именно в таких условиях он становится командиром – начальником, который понимает нужды своих подчинённых и управляет воинским коллективом.
Если говорить об общей системе работы с будущими офицерами РВСН, то прежде всего она основывается на воспитании ответственности и аккуратности. Мы не только полагаемся на результаты и данные индивидуальных бесед, но и активно используем аппаратно-программные комплексы, которые позволяют оценивать и психологическое состояние курсанта, его профессиональную пригодность, настрой на учёбу и перспективу. Для чего это нужно? Для того чтобы не ошибиться в человеке. Это называется системой сопровождения. Ракетчик – это весьма ответственное звание.
– Мне довелось побывать во многих вузах Минобороны, но именно здесь, в Балашихе, я поразился новейшему учебно-научному центру с залами-аудиториями, потрясающему спортивному кластеру, где тренируются и курсанты, и офицеры, и дети военнослужащих, и отличным социально-бытовым условиям, о которых ещё некоторое время назад и мечтать не приходилось…
– Особенность подготовки ракетчиков к несению боевого дежурства заключается в отсутствии возможности использования боевой техники в учебных целях, поскольку имеющееся ракетное вооружение находится на боевом дежурстве в постоянной готовности.
Тем самым внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс – одно из важнейших средств информатизации образования. Это высокоэффективный инструмент, позволяющий предоставить как преподавателю, так и обучающемуся массив информации большего объёма, чем традиционные источники.
Наращивание учебно-материальной базы академии позволяет активно внедрять интерактивные формы обучения слушателей и курсантов.
На кафедры академии ежегодно поставляются учебно-тренировочные средства, которые отвечают самым современным требованиям. Ежегодно в академию поступают специализированные компьютерные и мультимедийные классы для проведения занятий по специальным дисциплинам.
В систему подготовки внедряются информационные системы с широкими мультимедийными возможностями, 3D-моделированием и электронным документооборотом. Это позволяет выйти на качественно новый уровень подготовки и освоения учебного материала.
Самоподготовка курсантов проходит с использованием перспективных тренажёрных систем и симуляторов, различных интерактивных сервисов и мультимедийных программ на современной компьютерной технике. Каждый курсант в процессе обучения использует портативные компьютеры (планшеты) с методическими рекомендациями по освоению учебных программ и уникальной электронной библиотекой, что позволяет использовать часы самостоятельной подготовки с максимальной пользой.

1950-е годы завершились полным переходом Военной артиллерийской инженерной академии имени Ф.Э. Дзержинского на подготовку специалистов по ракетному вооружению

Расширяются номенклатура и количество учебно-тренировочных средств и для проведения исследовательских командно-штабных военных игр с целью отработки вопросов ведения различных военных действий, наработки навыков и умений, необходимых в реальных условиях.
Поэтому сегодня можно с уверенностью утверждать, что система подготовки офицерских кадров не только полностью обеспечивает потребность РВСН в высококвалифицированных офицерских кадрах, но и успешно развивается на новейшей учебно-материальной базе.
– Ракетные войска стратегического назначения – это мощный, высокотехнологичный и динамично развивающийся род войск, находящийся на этапе ритмичной модернизации. Очевидно, что это накладывает особый отпечаток на техническую оснащённость и педагогический ресурс академии.
– Безусловно, решение задач, поставленных перед РВСН, достигается как наличием современных видов вооружения, военной и специальной техники, так и тем, кто и как эти задачи выполняет. Эксплуатация новейшего вооружения требует высокой квалификации офицерских кадров. В условиях инновационного развития успешно реализованы новейшие технические идеи XXI века на ракетных комплексах «Авангард», «Ярс», «Сармат», в виду этого в учебные программы внесены дополнения и изменения для подготовки специалистов, которые непосредственно будут работать с этими новейшими комплексами.
Мы продолжаем активную работу по реализации концепции развития своей инфраструктуры с созданием единого самодостаточного научно-образовательного контура. Развитие РВСН, разработка новых форм и способов применения войск, а также опыт эксплуатации поступающих в войска вооружения, военной и специальной техники ставят перед системой военного образования задачи по оперативной корректировке содержания обучения, с этой целью широко внедряется практика привлечения преподавателей к мероприятиям повседневной деятельности войск, испытаниям новых образцов вооружения, военной и специальной техники. Сегодня военный педагог должен быть не только хорошим учёным и методистом, но и войсковым практиком, который может передать слушателям и курсантам свой опыт, учить их руководству подчинёнными, эффективно применять и правильно эксплуатировать сложнейшие вооружение и военную технику.
– Международный военно-технический форум «Армия-2020» по традиции стал одним из важных событий уходящего года в Вооружённых Силах. Как на нём была представлена академия?
– На нашем выставочном стенде была открыта экспозиция к 200-летию Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, о её вкладе в подготовку высококвалифицированных офицерских кадров для артиллерии и Ракетных войск стратегического назначения. Она рассказала о важнейших событиях и датах в истории одного из старейших военных высших учебных заведений России, обучающихся и его сотрудниках.
Были представлены как ранее опубликованные материалы, так и в значительной мере новые, ранее неизвестные сведения, полученные в результате изучения обширного объёма документов и других материалов из фондов музея академии, государственных военных архивов и иных источников.
Наиболее интересным и важным мероприятием на форуме стал круглый стол по линии академии «Информационные технологии и искусственный интеллект в системе военного образования: тенденции и инновации», по результатам которого были выработаны направления развития и возможности использования искусственного интеллекта при решении задач РВСН.
Филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого, в свою очередь, провёл круглый стол на тему «Применение новых инфокоммуникационных технологий и средств связи в РВСН».
Эти мероприятия важны для нас. На них обсуждались вопросы приоритетных направлений развития военной науки, техники и технологий в интересах создания научно-технического задела для разработки вооружения, военной и специальной техники, организации эффективного взаимодействия предприятий и организаций ОПК страны, научно-исследовательских и образовательных организаций, внедрение инновационных разработок, технологий и материалов в существующие и перспективные системы вооружения.
На демонстрационных площадках специалисты академии представляли возможности агрегатов подвижного технического пункта управления, машин контроля проведения работ на ракетном вооружении и дежурной смены охраны и обороны.
По итогам форума академия награждена следующими призами: кубком и дипломом «За достижения в научно-исследовательской деятельности», кубком и дипломом «За достижения в области создания ВВСТ», медалью и дипломом «За лучшее мероприятие научно-деловой программы форума» и дипломом «За вклад в организацию тематической экспозиции «Военное образование – престиж и инновации» Международного военно-технического форума «Армия – 2020».
56 сотрудников академии награждены дипломами и грамотами оргкомитета форума, 30 сотрудников дипломами председателя Военно-научного комитета Вооружённых Сил Российской Федерации.
Кроме того, в ходе форума более 300 сотрудников академии приняли участие в работе девятнадцати различных мероприятий научно-деловой программы: конференций, семинаров и круглых столов, по итогам работы которых 45 представителей академии также были награждены соответствующими дипломами и грамотами.
– Как проходил набор первокурсников этим летом?
– В соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации набор кандидатов из числа гражданской молодёжи в военные вузы в 2020 году проводился выездными группами. Каждому военному вузу было определено по два региона для проведения профессионального отбора среди кандидатов (как юношей, так и девушек), желающих поступать в вузы военного ведомства. Так, Военная академия РВСН имени Петра Великого проводила профессиональный отбор в Ростовской и Московской областях, филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого – в Пермском крае и Владимирской области.
Кандидаты из числа суворовцев (нахимовцев, кадет), а также военнослужащие и лица, имеющие среднее профессиональное образование, проходили вступительные испытания на базе военных вузов. Среди зачисленных в 2020 году – первые выпускники Пермского суворовского военного училища, подчиняющегося командующему РВСН. Это подтверждает, что в Ракетных войсках выстроена система непрерывного военного образования. Следующим шагом в этом направлении станет создание в будущем на базе академии кадетской школы для одарённых юношей 10–11-х классов. Такое учреждение станет четвёртым в довузовском образовании Минобороны России.

Высокий интерес у поступающих вызывают специальности, связанные с современными технологиями в области управления и обработки информации, эксплуатацией перспективных и новых образцов военной техники

В целом же, наряду с общим ростом конкурса (по личным делам – 4,2 кандидата на место), большинство курсантов поступило в вузы РВСН из Москвы и Московской области (так, в 2020 году – около трети поступивших – из данных регионов) и Юга России (Ростовской и Астраханской областей, Ставропольского края). Увеличилась доля поступивших и из отдалённых регионов России (Сибирь, Урал и Дальний Восток – около 20 процентов).
Традиционно высокий интерес у поступающих вызывают специальности, связанные с современными технологиями в области управления и обработки информации, а также эксплуатацией перспективных и новых образцов военной техники, а именно «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения», и абсолютно новая специальность, первый набор по которой прошёл в этом году, – «Робототехника военного и специального назначения».
– Как в нынешних условиях готовитесь к приёму абитуриентов будущего года? Какие мероприятия агитационной направленности и в каком формате запланированы?
– Мы уже начали работу с военными комиссариатами регионов страны, а также учреждениями среднего образования путём адресного направления актуальной информации о правилах приёма в академию и филиал академии (в печатном виде – брошюры с правилами приёма и информационные буклеты, в электронном виде – различные агитационные видеоролики). 19 декабря в академии планируется проведение дня открытых дверей, в каком формате – пока неизвестно, так как ограничительные мероприятия из-за сложившейся обстановки в стране никто не отменял, но опыт проведения дней открытых дверей в онлайн-режиме у нас имеется (так было в марте – апреле). Так что надеемся, в качестве будущего набора не потеряем, а только приобретём.
– Чем интересен нынешний учебный год для обучающихся?
– 2020/2021 учебный год отмечается максимальным использованием новой тренажёрной и имитационной базы академии в учебном процессе. Нам удалось практически полностью обновить учебно-материальную базу академии по всем направлениям подготовки. За последний год введено в учебный процесс более 40 новых тренажёрных систем, а до конца календарного года будет введено ещё 21 учебно-тренажёрный комплекс.
Система выездных практик и стажировок в академии составлена таким образом, чтобы в процессе освоения специальности пошагово пройти весь цикл проектирования, разработки, ввода в эксплуатацию и непосредственного использования в войсках тех систем, на которых придётся служить после выпуска. Поэтому сначала курсанты проходят эксплуатационную практику на предприятиях ОПК и на 4–5-м курсах получают опыт уже непосредственно в войсках.
Эпидемиологическая обстановка, конечно, вносит коррективы в образовательный процесс. Но нам в какой-то степени повезло с местом дислокации. Дело в том, что основная часть предприятий ОПК, необходимая для проведения практик, находится в нашем регионе Подмосковья (непосредственно в Балашихе и Реутове), так что мы можем выезжать к ним. По выездам в войска пока наложены ограничения, но у нас есть необходимые образцы вооружения и тренажёры в академии для качественного проведения учебных занятий и достижения соответствующих компетенций.

Курсантами в 2020 году стали первые выпускники Пермского СВУ, подчиняющегося командующему РВСН. Это подтверждает, что в Ракетных войсках выстроена система непрерывного военного образования

– А как в обычное время проходят войсковые стажировки? Хватает ли обучающимся практики в вой­сках?
– Войсковая стажировка курсантов проводится в целях закрепления и совершенствования командных и методических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению на первичных должностях офицеров.
На начальном этапе, при подготовке к войсковой стажировке, командованием и профессорско-преподавательским составом академии проводятся все виды инструктажей, организуется изучение курсантами должностных и специальных обязанностей, а также осуществляется сдача зачётов на допуск к самостоятельной работе в качестве стажёра.
В ходе основного этапа стажирующиеся ознакомятся с действиями частей и подразделений РВСН. Курсанты осваивают вопросы организации и несения боевого дежурства, эксплуатации ракетного вооружения, службы войск, боевой подготовки и военно-политической работы с учётом мест и условий проведения войсковой стажировки.
Основное усилие в подготовке стратегических ракетчиков сделано на практическую составляющую. До 30 процентов времени учебного плана отведено именно на практику.
Стажировки проходят в ракетных соединениях, дислоцированных в Козельске (Калужская область), Тейково (Ивановская область), Татищево (Саратовская область) и других, на 4-м Государственном центральном межвидовом полигоне, предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в научно-исследовательских институтах Минобороны России.
– Мы беседуем накануне 200-летнего юбилея. Как пройдёт празднование этой знаменательной даты?
– Пройдут церемония гашения почтовой карточки с оригинальной маркой, возложение цветов к мемориалам академии, могилам начальников Военной академии РВСН, выдающихся ветеранов и выпускников. Со всеми категориями обучающихся состоятся лекции, посвящённые истории и перспективам академии, а на торжественном построении мы наградим государственными и ведомственными наградами личный состав.
А ещё в преддверии знаменательной даты вымпел с символикой академии побывал на орбите. На нём находятся специальная печать МКС и автографы экипажей «Союз МС-16» и «Союз МС-17».
– Леонид Александрович, что пожелаете своим подчинённым и ветеранам академии в этот день?
– От всей души поздравляю личный состав академии с 200-летием со дня образования. История нашего учебного заведения неразрывно связана с развитием Вооружённых Сил нашей страны и Ракетными войсками стратегического назначения. Здесь получили военное образование тысячи офицеров, внёсших значительный вклад в повышение обороноспособности России.
Долг, честь и воинская доблесть – основные принципы, которыми всегда руководствовался в своей деятельности научно-педагогический коллектив академии.
Хочу поблагодарить всех за верную службу Отечеству. Моя особая признательность вашим семьям и близким. За их понимание, любовь и поддержку, так необходимые в нашей профессии.
Уверен, что личный состав академии направит все силы и энергию на развитие российской военной школы, совершенствование военно-профессиональной подготовки защитников Отечества, с честью исполняющих свой долг по сохранению стабильности в мире и обеспечению безопасности государства.
Желаю благополучия, здоровья, оптимизма, новых достижений в подготовке офицерских кадров и дальнейших успехов в деле укрепления боевой мощи Отечества!

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда»

Фото ВА РВСН
Балашиха (Московская область)

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого

Военная орденов Ленина, Октябрьской Революции и Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого является одним из старейших военных учебных заведений. Свою историю она ведет от Артиллерийского училища, а значит годом ее основания можно считать далекий 1820-й. Сегодня ВАРВСН представляет собой один из известнейших командно-инженерных вузов, а также является крупным центром исследований в различных областях науки и техники. Интеграция инженерной и командной составляющих образовательного процесса обеспечивает эффективность и качество обучения. Обучающиеся в Академии получают статус курсанта и официально находятся на военной службе, после окончания вуза им присваивается звание лейтенанта. Все положенные военнослужащим льготы и отпуска, а также денежное довольствие они получают в полном объеме. 

О вузе

  • Тип учебного заведения: Государственное
  • Основан в 1820 году
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 2611 от 19.03.2012.
  • Свидетельство о государственной аккредитации: № 1040 от 03.07.2014.
  • Форма обучения: Очная
  • Вид обучения: Бесплатное

Военная специфика вуза предполагает особые требования к поступающим. Абитуриенты – будущие курсанты – проходят профессиональный отбор, включающий определение годности по состоянию здоровья, психологическое обследование, вступительные испытания. Это не только оценка результатов ЕГЭ, но и оценка уровня физической подготовленности. Во время обучения в Академии курсанты младших курсов размещаются в казармах вуза, а для студентов старших курсов предусмотрено общежитие. Академия готовит офицеров с высшим образованием по девяти востребованным специальностям технического профиля. В вузе также ведется активная военно-научная работа, в ходе которой курсанты определяют перспективные направления для исследований и могут реализовать склонности к научной работе, а в дальнейшем – пополнить ряды аспирантов или адъюнктов.  Каждый год здесь выполняется более ста двадцати научно-исследовательских работ по заданиям Генштаба Вооруженных Сил России, Управлений Минобороны РФ, служб и управлений Академии. Учеными из ВАРВСН первыми сделали шаги по передаче электроэнергии на расстояние, впервые получили искусственный полиэтилен, создали знаменитую «кирзу», разработали грунтозаборные устройства для луноходов, восстановили системы артиллерии в музеях Московского Кремля и кремлевские колокола. Практическое обучение в Академии также на высоком уровне – помимо специальной тренажерной базы, в которую включены восемьдесят шесть учебных и тренировочных комплексов, вуз располагает учебными корпусами на технической ракетной базе в городе Балабаново.

Факультеты и институты

  • Командно-инженерный факультет
  • Факультет специального вооружения и информационно-ударных систем
  • Факультет переподготовки и повышения квалификации

Уровни и направления подготовки

Специалитет по программам:

  • Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов
  • Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники
  • Испытание летательных аппаратов
  • Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения
  • Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
  • Системы управления летательными аппаратами
  • Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий
  • Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга

Есть военная кафедра


Отзывы и комментарии

В связи с перевооружением РВСН в Военной академии РВСН открыты две новые специальности

В связи с перевооружением РВСН в Военной академии имени Петра Великого открыты две новые специальности подготовки – «Эксплуатация систем управления и проверочно-пускового оборудования стратегических ракет стационарного базирования» и «Применение и эксплуатация автоматизированных систем управления стационарных ракетных комплексов».

Кроме того, в академии в этом учебном году открыта подготовка слушателей по специальности «Управление испытаниями вооружения, военной техники на полигонах комплексов». В настоящее время в академии и ее филиале осуществляется подготовка по 36 специальностям высшего и среднего профессионального образования.

В условиях инновационного развития успешно реализованы новейшие технические идеи XXI века на современные ракетные комплексы. Ввиду этого в учебные программы внесены дополнения и изменения для подготовки специалистов, которые непосредственно будут работать с этими новейшими комплексами.

В 2020 году в Военная академия РВСН имени Петра Великого и ее филиал наберут около 1000 курсантов.

В рамках Дня открытых дверей в филиале Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) имени Петра Великого (г. Серпухов, Московская обл.) будущие абитуриенты смогут увидеть стартовую батарею подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь».

Посетители смогут познакомиться с преподавателями, курсантами, задать вопросы о специальностях подготовки, получить консультации по вопросам поступления и особенностям набора в 2020 г, осмотреть аудитории, оценить социально-бытовые условия, а также условия обучения и проживания будущих офицеров.

День открытых дверей пройдет, как в самой Военной академии РВСН имени Петра Великого, так и в ее филиале. Один из старейших военных вузов России — Военная академия РВСН имени Петра Великого готовит высококвалифицированные кадры командного и инженерного состава в широком спектре наукоемких военно-технических специальностей. Здесь обучаются представители и других силовых министерств
и ведомств Российской Федерации в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
При подготовке офицеров академия активно взаимодействует с руководством и специалистами ведущих научно-исследовательских учреждений Минобороны России, предприятий оборонно-промышленного комплекса и вузов.

Академия продолжает активную работу по реализации концепции развития своей инфраструктуры с созданием единого самодостаточного научно-образовательного контура.

Темпы поставок современных учебно-тренировочных средств (УТС) в РВСН будут возрастать и в дальнейшем.

Продолжается наращивание учебно-материальной базы из современных учебно-тренировочных средств. В этом году в академию поступило около 20 современных УТС для обучения курсантов и слушателей навыкам профессиональной работы на новейших образцах вооружения, с которыми им придётся иметь дело в войсках.

Программное обеспечение и состав информации новейших учебно-тренировочных средств идентичны тем, которыми оснащены реальные боевые агрегаты РК «Тополь-М» и «Ярс». Причём, для каждого образца вооружения, поступающего в РВСН, создаются свои тренажёры, которые заведены в одну учебно-тренировочную сеть.

В Пермском суворовском военном училище пройдет День открытых дверей для учащихся общеобразовательных учреждений. Представители командования училища расскажут школьникам об истории учебного заведения и Ракетных войсках стратегического назначения, правилах приема и учебно-воспитательном процессе. Кроме того, представители СВУ также проведут консультации по вопросам поступления в военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации.
Суворовцы покажут гостям классы, где они обучаются, занимаются спортом и отдыхают. В училище созданы все условия для обучения, получения глубоких и разносторонних знаний современные учебные корпуса и лаборатории физики, химии и биологии, робототехники, авиа- и ракетомоделирования, классы военной и автомобильной подготовки, которые оснащены новейшими тренажерами и оборудованием.

Особое внимание учащихся будет обращено на работу выездной приемной комиссии в 2020 году для проведения профессионального отбора кандидатов на обучение в вузы РВСН из числа граждан, проживающих на территории Пермского края и близлежащих регионов.

По информации ДИМК МО РФ

Статуя Петра Великого - Москва, Россия

В этой гигантской статуе Петр Великий гордо стоит на башне кораблей, сжимая в руке золотой свиток. Он похож на уравновешенного, торжествующего правителя, готового покорить моря. Но, к сожалению, эта статуя не может даже заслужить одобрение публики.

Жители Москвы не поклонники этого гигантского произведения искусства. И, кажется, никто другой в этом отношении. Статуя часто признавалась одним из самых уродливых зданий и статуй в мире.При высоте 322 фута - это восьмая по высоте статуя в мире - дань уважения великому русскому лидеру рассматривается скорее как огромное бельмо на берегу реки, чем достойная дань уважения легендарному императору.

На самом деле, не такая уж большая статуя, возможно, вообще была сделана в честь Петра Великого. Согласно одному известному слуху, он был фактически создан как дань уважения Христофору Колумбу в ознаменование 500-летия его первого путешествия.

Согласно этой версии его происхождения, скульптор Зураб Церетели не смог найти американского покупателя для работы, поэтому его друг и бывший мэр Москвы заказал произведение.Он был переработан в честь 300-летия Российского флота, основанного Петром Великим, и окончательно возведен в 1997 году.

Жители Москвы не в восторге от того, что они оказались со статуей - в конце концов, Петр I так не любил этот город, что перенес столицу России в Санкт-Петербург. Было предложено перенести монументальное изображение в любимый город императора, но Санкт-Петербург пока что любезно отклонил это предложение.

Знай, прежде чем уходить

Памятник стоит на юго-западе, спиной к Болотному острову (Балчуг).Видно с любого берега реки, справа - парк Музеон (часть парка Горького), слева - Пречистенская набережная. Его легко совместить с другими достопримечательностями, такими как Храм Христа Спасителя или Третьяковская галерея.

Очень рекомендую речной круиз по Москве-реке. Вы сможете не только подойти поближе к памятнику в обоих направлениях, но и совершить экскурсию на разных языках по другим значимым достопримечательностям.

Петр Великий - свершения, реформы и смерть

Петр Великий был русским царем в конце 17 века, который наиболее известен своими обширными реформами в попытке сделать Россию великой нацией

Кто был Петром Великим ?

Петр Великий был русским царем конца 17 века, который наиболее известен своими обширными реформами, направленными на превращение России в великую нацию.Он создал сильный флот, реорганизовал свою армию в соответствии с западными стандартами, секуляризовал школы, установил больший контроль над реакционной православной церковью и ввел новые административные и территориальные подразделения страны.

Раннее правило

Петр Великий родился Петр Алексеевич 9 июня 1672 года в Москве, Россия. Петр Великий был 14-м ребенком царя Алексея от второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Правив вместе со своим братом Иваном V с 1682 г., когда Иван умер в 1696 г., Петр был официально провозглашен Государь всея Руси.Петр унаследовал нацию, которая была сильно отсталой по сравнению с культурно процветающими европейскими странами. Пока Ренессанс и Реформация охватили Европу, Россия отвергла вестернизацию и оставалась изолированной от модернизации.

Во время своего правления Петр провел обширные реформы, пытаясь восстановить Россию как великую нацию. Петр преодолел сопротивление средневековой аристократии страны и инициировал ряд изменений, затронувших все сферы русской жизни.Он создал сильный флот, реорганизовал свою армию в соответствии с западными стандартами, секуляризовал школы, установил больший контроль над реакционной православной церковью и ввел новые административные и территориальные подразделения страны.

Коренные изменения

Питер сосредоточился на развитии науки и нанял несколько экспертов, чтобы они рассказали своим людям о технологических достижениях. Он сосредоточился на развитии торговли и промышленности и создал облагороженное буржуазное население.Отражая западную культуру, он модернизировал русский алфавит, ввел юлианский календарь и основал первую русскую газету.

Петр был дальновидным и искусным дипломатом, который отменил архаичную форму правления в России и назначил жизнеспособный Сенат, который регулировал все ветви власти, а также добился новаторских достижений во внешней политике России.

Территориальные приобретения

Петр приобрел территории в Эстонии, Латвии и Финляндии; и через несколько войн с Турцией на юге он обеспечил доступ к Черному морю.В 1709 году он разбил шведскую армию, намеренно направив ее войска к городу Полтава, посреди невыносимой русской зимы. В 1712 году Петр основал город Санкт-Петербург на Неве и перенес туда столицу из Москвы. Вскоре после этого Санкт-Петербург был признан «окном России в Европу».

Недостатки и смерть

При Петре Россия стала великой европейской державой. В 1721 году он провозгласил Россию империей и получил титул Императора всея Руси, Великого Отца Отечества и Великого.«Несмотря на то, что он показал себя эффективным лидером, Петр также был известен своей жестокостью и тиранизмом. Высокие налоги, которые часто сопровождали его различные реформы, приводили к восстаниям среди граждан, которые были немедленно подавлены внушительным правителем. 6,5 футов ростом, красивый мужчина, который чрезмерно пил и питал склонности к насилию.

Питер был дважды женат и имел 11 детей, многие из которых умерли в младенчестве. Старший сын от первого брака, Алексис, был признан виновным в высоких преступлениях. измена со стороны отца и тайно казнен в 1718 году.Петр Великий скончался 8 февраля 1725 года, не назначив наследника. Он погребен в соборе Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге.

Биография Петра Великого России

Родился: Москва - 30 мая (9 июня) 1672
Умер: Санкт-Петербург - 28 января (8 февраля) 1725

Царствовал: 1682-1725 (1682-1696 в качестве соправителя со своей половиной) -брат Иван)

Значение Петра Великого в истории России трудно переоценить.Книги о «Царе-реформаторе» продолжают писать и по сей день, и мы вряд ли сможем описать здесь все его многочисленные заслуги и достижения. Петра Великого (которого русские обычно называют Петром I - Петром Первым) любят в России, а тем более в Санкт-Петербурге, где его по праву считают основателем города и воздвигнут многочисленные памятники.

Медный всадник. Памятник Петру Великому на Сенатской площади. На заднем плане - Ss.Петропавловский собор, где похоронен Петр

Петр Великий был младшим сыном Алексея I и его второй жены Натальи Нарышкиной. На смену Алексею пришел инвалид Федор III, старший единокровный брат Петра, пробывший на престоле всего шесть лет и скончавшийся, не оставшись в живых. Несмотря на то, что ему было всего десять лет, Боярская дума избрала Петра наследником своего сводного брата Ивана, поскольку последний страдал хроническими физическими и умственными недостатками. Сестра Ивана, Софья Алексеевна, и ее родственники из семьи Милославских были недовольны соглашением, и при поддержке элитной стрелецкой гвардии спровоцировали Московское восстание.В ходе последовавших за этим беспорядков и насилия Петр стал свидетелем убийства нескольких членов своей семьи, в том числе двух его дядей, от руки стрельцов. Результатом восстания стало то, что София стала регентшей, а Иван был коронован Иваном V, разделив престол в качестве старшего партнера с Петром.

Царица Наталья Кириллова показывает Стрельцам Ивана V, чтобы доказать, что он жив и здоров

Николай Дмитриев-Оренбургский

Петр никогда не забывал этих кровавых событий, и многие историки считают, что его сложный, резкий, но в то же время энергичный и решительный характер был сформирован этими детскими переживаниями.Детство и раннюю юность Петр провел в селе Преображенское, недалеко от Москвы, где он жил с матерью, организовывал «шуточные» полки, учился ходить на парусниках и лишь изредка ездил в Москву на официальные церемонии. В 1689 году в возрасте семнадцати лет Петр успешно отстранил Софию от власти и по настоянию матери женился на Евдокии Лопыхиной. Брак не был счастливым: ни Евдокия, ни их сын Алексей не разделяли интересы Петра. Спустя много лет Алексей был арестован, обвинен в государственной измене и умер в Петропавловской крепости при загадочных обстоятельствах, а Евдокия была разведена Петром в 1712 году и затем вынуждена была перейти в женский монастырь.В том же году Петр женился на Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Николай Ге

Петр был первым русским монархом, получившим образование как в России, так и за рубежом. Еще мальчиком младший сын царя Алексея был от природы любопытен и тянулся к учебе, и он получил образование не только у дворцовых наставников, но и в Немецком городке, районе Москвы, где проживало много просвещенных иностранцев.Там молодой Петр заинтересовался новейшими достижениями науки и техники, а также естествознанием, которые до этого момента никогда не привлекали внимания русских царей.

Петр I в иностранном костюме перед своей матерью, царицей Натальей, патриархом Андрианом и его наставником Зотовым

Николай Неврев

Отправившись в Европу в 1696 году в так называемом Великом посольстве (большая русская делегация, целью которой было найти союзников для войны с Турцией), Петр путешествовал инкогнито под псевдонимом Петр Михайлов.В Пруссии царь изучал артиллерию и получил диплом мастера огнестрельного оружия, а в Голландии он обучился кораблестроению, работая в шумных голландских доках. Затем он отправился в Англию, чтобы изучать последние достижения в судостроении и промышленности. В Лондоне молодой царь посетил здание парламента и был весьма недоволен тем, что слышал, когда слушал заседание палаты общин через «слуховое окно»: этот самодержавный русский монарх не мог понять, как простой народ может осмеливаются публично обсуждать и критиковать политику своего государя.Путешествуя по Европе, Петр посещал фабрики и библиотеки, слушал лекции в университетах и ​​гулял с товарищами, но это образовательное и развлекательное путешествие было прервано через 18 месяцев из-за известий о стрелецком восстании в Москве. На всю оставшуюся жизнь Петр Великий сохранил любовь к знаниям, новым технологиям и ученым людям, о чем свидетельствуют его личные вещи, библиотека и интерьеры его дворцов.

Портрет Петра Великого

Годфри Кнеллер

О реформах, проведенных в России по инициативе Петра Великого, написано много томов, и дискуссии о них продолжаются по сей день.Некоторые считают, что эти реформы позволили России (а затем и Российской Империи) получить статус одной из ведущих держав Европы. Другие сетуют на утрату уникальных культурных и духовных традиций, существовавших в России в допетровский период. Петр Великий ввел юлианский календарь в России с празднованием Нового года 1 января и традицией украшения новогодних елок. Он также заставил высшие классы одеваться в европейском стиле и сбрить усы и бороды.Чтобы создать собственный пул широко образованных специалистов, Петр отправлял молодых дворян учиться за границу за счет государства и лично следил за их успехами.

Собрание до Петра Великого

Станислав Хлебовский

Петр Великий основал русский флот и сформировал регулярную армию, основанную на обязательной военной службе для всех дворян и на призывниках из крестьян и простых граждан (общины направили определенное количество молодых людей на военную службу).Иностранцев, знакомых с новейшими достижениями в военной науке, активно разыскивали на должности старших офицеров и генералов, а царь старательно набирал российских специалистов во всех областях, включая кораблестроение, военное дело, науку и искусство. Начиная с Петра, в течение следующих двух столетий одной из обязанностей российских послов, служивших за границей, было привлечение иностранных специалистов для работы в России.

Петр Великий создал систему государственной службы в России, введя Табель о рангах: документ, определяющий классификацию всех военных, морских, придворных и гражданских служащих на четырнадцать классов, от четырнадцати как низшего до первого.Табель о рангах был разработан, чтобы создать «социальный лифт» для трудолюбивых военных и правительственных чиновников и уменьшить злоупотребления при назначении и продвижении по службе.

Полтавская битва

Пьер-Дени Мартен

Северная война со Швецией (1700-1721), наконец, принесла Петру доступ к Балтийскому морю и торговые возможности в регионе, а в 1703 году был основан город Санкт-Петербург. В 1712 году Петербург стал столицей России, а в 1721 году Россия была провозглашена Империей, а Петр принял титул Императора Всея Руси.

Петр Великий умер в Петербурге в начале 1724 года в своем небольшом Зимнем дворце на берегу Зимней канавки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *