11 класс профориентация – Материал (10,11 класс) по теме: Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов | скачать бесплатно

Содержание

План работы по профориентации в 11 классе

Инфоурок › Другое › Другие методич. материалы › План работы по профориентации в 11 классе

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-397195

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС»

от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Профориентация план работы - Психологу

Заместитель директора по ВР Директор МБОУ «Красноармейская СОШ»

И.В. Кускова С.М.Гаврилова

МБОУ «Красноармейская СОШ» 2016-2017 учебный год

№ п/п.

Содержание деятельности.

Срок исполнения.

Ответственные.

1

2

3

4

Организационное направление.

1.

Составление плана работы на 2016-2017 учебный год.

Май-июнь.

Социальный педагог

2.

Взаимодействие со службой профессиональной ориентации.

Сентябрь.

Социальный педагог

Информационное направление.

1.

Оформление профориентационного уголка в библиотеке.

Сентябрь.

Социальный педагог

2.

Оформление информационного уголка по профессиональной ориентации.

Сентябрь.

Социальный педагог

3.

Оформление информационных стендов «Куда пойти учиться» в коридоре.

Сентябрь.

Социальный педагог

4.

Изучение нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование системы профориентационной работы.

В течение года.

Социальный педагог

5.

Информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования.

В течение года.

Социальный педагог, классные руководители 9, 10, 11 классов.

6.

Информирование учащихся, их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынках труда.

В течение года.

Социальный педагог

7.

Знакомство с литературой по выбору профессии.

Апрель - май

Социальный педагог

Внутришкольный контроль.

1.

Изучение деятельности учителя при реализации курсов в рамках предпрофильной подготовки.

Октябрь.

2.

Изучение состояния профориентационной работы в 1-6 классах.

1 полугодие

3.

Содержание деятельности. Качество работы.

Январь.

4.

Изучение состояния профориентационной работы в 8-11 классах.

2 полугодие

Консультационная и психолого-педагогическая поддержка.

1.

Проведение профконсультаций (служба профессиональной ориентации и психологической поддержки).

Апрель-июнь.

.

2.

Индивидуальные и групповые консультации по вопросам:

  • осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

  • выделение дальней профессиональной цели (мечты) и её согласование с другими важными жизненными целями. Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;

  • представление об основных внешних препятствиях на пути к сформулированным целям. Поиск путей и способов преодоления внешних препятствий;

  • представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также выявление своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив;

  • поиск путей и способов преодоления внутренних недостатков и оптимального использования достоинств, способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

В течение года.

Служба профессиональной ориентации и психологической поддержки.

3.

Консультации по проблеме выбора профессии учащимися (по запросу родителей).

В течение года.

Социальный педагог

4.

Индивидуальное консультирование учащихся 9, 11 классов по выбору профессиональных учебных заведений для продолжения обучения.

В течение года.

Социальный педагог,

классные руководители 9, 11 классов.

5.

Родительские собрания «Как помочь ребёнку в выборе профессии?»

В течение года.

Социальный педагог, классные руководители 9-11 классов.

6.

Организация и проведение консультаций для педагогов школы по вопросам организации и ведения профориентационной работы с учащимися.

В течение года.

Социальный педагог.

Внеклассная и урочная деятельность по профориентации.

1.

Содействие профессиональному определению учащихся. Формирование устойчивой мотивации на рабочие профессии.

В течение года.

Социальный педагог.

2.

Конкурс стихов о людях разных профессий. (1- 7 классы).

Ноябрь.

Социальный педагог.

5.

Конкурс рисунков «Все профессии важны» (1- 7 классы).

Январь.

Социальный педагог

4.

Проведение классных часов по вопросу профессионального ориентирования учащихся 9, 11 классов на специальности, востребованные на рынке труда.

Февраль-март.

Классные руководители 9, 11 классов.

5.

Оформление стенгазет 1- 6 классов «Профессия моих родителей» и организация презентации лучших работ.

Март.

Классные руководители 1-6 классов.

7.

Проведение тематического классного часа «Мир профессий и твоё место в нём» (8- 9 классы).

Ноябрь

Классные руководители 8-9 классов.

8.

Проведение тематического классного часа «Мой внутренний мир» (10 класс).

Январь

Классный руководитель 10 класса.

9.

Проведение тематического классного часа «Мои личные профессиональные перспективы» (11 класс).

Февраль

Классный руководитель 11 класса

10.

Проведение тематических классных часов по профориентации (по плану классных руководителей).

В течение года.

Классные руководители 1-11 классов.

11.

Организация встреч учащихся с представителями разных профессий.

В течение года.

Социальный педагог, классные руководители 1-11 классов.

12.

Виды урочной деятельности по профориентации учащихся:

  • «Человек-природа»: лабораторные, практические работы по биологии;

  • «Человек-техника»: лабораторные, практические работы по физике, химии, выполнение работ на уроках труда;

  • «Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно -организаторская работа среди сверстников, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх;

  • «Человек- знаковая система»: выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, дневников, перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчётов, чертежей, схем;

  • «Человек – художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстетическом оформлении класса, школы, предметов домашней обстановки, личных вещей, участие в художественной самодеятельности.

В течение года.

Учителя – предметники.

Диагностическая и мониторинговая деятельность.

1.

Сбор сведений о трудоустройстве, поступлении в средние профессиональные учебные заведения выпускников 9, 11 классов.

Сентябрь.

Социальный педагог,

классный руководитель 9, 11 классов.

2.

Проведение методики А.Е.Голомштока «Карта интересов» в 8-11 классах.

Октябрь, февраль.

Классные руководители 8- 11 классов.

3.

Выявление мотивационной готовности к выбору (9 – 11 классы).

Октябрь

Классный руководитель 9-11 классов.

4.

Диагностика стиля учебной деятельности учащихся 7-11 классов.

Ноябрь

Классные руководители 7 - 11 классов.

5.

Проведение методики для определения свойств личности (5 - 11 классы).

Февраль

Классные руководители 5- 11 классов.

6.

Проведение ценностного опросника Шварца в 7-11 классах.

Март

Классные руководители 7-11 классов.

Методическая работа.

1.

Участие в окружных семинарах, конференциях, конкурсах по профессиональной ориентации.

В течение года

Социальный педагог,

классные руководители.

2.

Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов по профориентации.

В течение года

Социальный педагог, педаго-психолог

3.

Обновление и пополнение методических материалов по профессиональной ориентации.

В течение года

Социальный педагог

4.

Подбор литературы для педагогического персонала школы по профессиональному самоопределению учащихся.

В течение года

Социальный педагог

Предпрофильное обучение.

1.

Обеспечение учителей программами элективных курсов предпрофильной подготовки.

До 1 сентября

Зам.директора (УВР)

2.

Организация информирования учащихся и их родителей о системе предпрофильной подготовки.

Май

классный руководитель 8 класса.

3.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблеме предпрофильной подготовки.

В течение года

Зам.директора (УВР)

4.

Изучение нормативной базы и рекомендаций по организации предпрофильной подготовки.

В течение года

Зам.директора (УВР)

5.

Накопление, изучение и распространение опыта организации предпрофильной подготовки.

В течение года

Зам.директора (УВР)

multiurok.ru

Разработка по профориентации "Своя игра"; 10-11 класс - Классные часы о профориентации - Классные часы

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Межшкольный

учебный комбинат»

Л.В. Виноградова

«

»

2015 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Межшкольный учебный комбинат»

Автозаводского района

Своя игра

Цели мероприятия:

  • Показать учащимся важность сфер «Могу» и «Надо» при выборе будущей профессии.

  • Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Дидактический материал подготовила:

преподаватели - Соколова Н.В., Королева Е.С.

Структура занятия

  1. Организационный момент ( мин.)

  2. Представление ведущих ( мин.)

  3. Вводная беседа ( мин.)

Школьники рассаживаются в традиционный круг, у каждого есть бэйдж с именем. Учащимся с одинаковыми именами желательно написать их по-разному (например, полное и сокращенное имя).

Сегодня вас ждет не традиционное школьное занятие, а тренинг. Есть выражение лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы предлагаем вам не только увидеть, а и попробовать поучаствовать в играх, упражнениях. Но всякая психологическая игра имеет двойное назначение. Во-первых, получить удовольствие от общения с другими людьми. Во-вторых, это возможность получше узнать себя и других. Для этого мы пригласили обучающихся из разных групп.

Но есть определенные правила:

  • выполнять инструкции к игре или упражнению,

  • обсуждать результаты в отведенное для этого время;

  • слушать друг друга внимательно, не перебивая;

  • говорить от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю…»

Выбор профессии — это сложный и ответственный шаг в жизни каждого подростка. При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

При выборе профессии молодежи приходится сталкиваться с различными препятствиями. Прежде всего многие молодые люди имеют поверхностное и искаженное представление о профессиях.        

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.

  1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.

  2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься

  3. Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т.  д.

  4. Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой , как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.  д.

  5. Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т.  д.

  6. Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.

  7. Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях.  Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.

  8. Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.

Было бы правильнее, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

При выборе профессии многие подростки уже знакомы с понятием, которые выражаются тремя словами:

     Хочу              Могу                   Надо

Но часто предпочитают при выборе профессии прислушиваться к своему «Хочу». Наше занятие сегодня будет посвящено преимущественно сферам «Могу» и «Надо».

1 упражнение - Необитаемый остров ( мин.)

Описание упражнения. Обучающимся сообщается информация, что все они пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия, выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда - был шторм и их корабль сильно сбился с пути. Задача ребят вместе определить в чем и в каких специалистах(повар, охотник, швея и т. д.) они будут нуждаться. Ведущий слушает предложения группы и все их записывает на доске.

Психологический смысл упражнения. Участники могут задуматься о таких понятия как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте.

2 упражнение – Что я могу? ( мин.)

Описание упражнения. Участникам группы предлагается по очереди выбрать себе профессию и обосновать свой выбор. Если одну и ту же профессию захотят получить двое или более ребят, им предлагается объяснить группе участников, почему именно они достойны данной роли. Остальные ребята, выслушав их, анонимно голосуют на заранее подготовленных бланках (ставят напротив фамилии кандидата галочку, если спорных ситуаций больше одной, то название профессии ).

Психологический смысл упражнения. Обучающимся придется задуматься о своих способностях, закрепиться навык личной аргументации.

3 упражнение – Чем я полезен? ( мин.)

Описание упражнения .Обучающимся предлагается, в соответствии с новой ролью, написать на листках план своих действий, который должен помочь людям выжить на необитаемом острове. В плане должны быть указаны обязанности человека, обозначено с кем из людей ему придется взаимодействовать в своей деятельности. Затем план нужно прочитать вслух, а группа должна решить, поможет ли им реализация этого плана выжить.

Психологический смысл упражнения. Обучающиеся учатся оперировать знаниями о профессиях.

Обсуждение результатов упражнений ( мин.)

Подведение итогов ( мин.)

                                Итог занятия.

Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили информацию, которая поможет вам  более шире посмотреть на выбор будущей профессией.

                                

        Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным  людям.

                            Всем спасибо.

Используемая литература

  • Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». – СПб.: Речь, 2008

  • Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007

Бланк для упражнения № 2 – Что я могу?

Фамилия и имя участников

pedsovet.su

Организация работы по профориентации в 11 классе. ГУО "Вересницкая средняя школа"

                               Организация работы по профориентации в 11 классе

 

                               

                                                                                            Классный руководитель

                                                                               Блоцкая Н.Вл.

Введение.

  • Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Необходимость школы – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.
  • Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Она призвана учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны.
  • Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
  • Не менее важно формировать у школьников личностное отношение к будущей профессии. Понимание ее значимости и смысла. Потребность в самовоспитании, волевую установку на труд.
  • Пристального внимания требует изучение личности школьников, которое не может сводиться к разовым, бессистемным обследованиям. Каждый человек талантлив в какой-либо области. Важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности.
  • Такой подход к профориентации требует воспитания у молодежи способности и стремления активно трудится на общее дело. Важно в процессе подготовки школьников к выбору профессии вооружить их знаниями, научить включаться в общественно полезный, производительный труд, в социально общественные отношения, что, в свою очередь, требует от школы изыскать такие формы профориентации, которые бы содержали элементы специализации и производственной практики, вооружили школьников современными знаниями о выборе профессии, ее социальных, экономических, нравственных, медицинских аспектах.
  • Школа берет на себя задачу сформировать у учащихся общую готовность трудиться, для этого необходимы различного рода профориентационные беседы, тренинги, игры и т.д. Но не только психологи, но и учителя всех дисциплин призваны, не нарушая логики программы изучаемой темы, с учетом специфики своего предмета, активно влиять на профессиональное самоопределение учащихся, знакомя их с различными видами и технологией труда, трудовыми процессами, раскрыть экономический потенциал страны.

 

 

 

 

Содержание деятельности

 

1

Оформление кабинета, уголка по профориентации.
 а) «Твоя профессиональная карьера» в) «Куда пойти учиться».

В течение года

3

Трудоустройство и поступление в профессиональные учебные заведения выпускников  9-11 кл. ) информация

сентябрь

4

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации

В течение года

5

Введение ориентационных  факультативов

сентябрь

6

Использование в профориентационной  работе Internet-ресурсов

В течение года

7

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

В течение года

8

Информирование учащихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда.

В течение года

 

Работа с родителями

 

9

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

   ноябрь

10

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
«Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»

В течение года

11

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

В течение года

12

Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий

   В течение года

13

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий  обучающихся на предприятия и учебные заведения

  В течение года

14

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

 декабрь

 

 Работа с учащимися

 

15

Допрофильная подготовка:
а) Курсы по выбору и подготовка к ЦТ                                                                                                                                     

Постоянно

16

Экскурсии на предприятия, расположенные на территории агрогородка «Вересница»

ноябрь

17

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности

Постоянно

18

Организация и проведение встреч с представителями  различных профессий, представителями ВУЗов, СУЗов

В течение года

 19

Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”

В течение года

  20

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

  Постоянно

  21                     

Знакомство с профессиями на уроках. Расширение знаний обучающихся о новых профессиях учителями-предметниками

Постоянно

  22

Профессия учителя - сделай выбор. День самоуправления.

 октябрь

  23

  Вечер встречи  с выпускниками. Реклама учебных заведений и будущих профессий.

 Февраль

   24

Проведение классных часов  а)  «Сто дорог – одна твоя»
б)  «Как претворить мечты в реальность»в)  «Легко ли быть молодым»
 г)  «К чему люди стремятся в жизни»

В течение года

  25

Работа с периодикой. Поиск профессии. Новые профессии

В течение года

 

   

                                               

 

Родителям старшеклассников 

«Если они не знают, в какую гавань держать путь, 
                                                   то ни один ветер не будет для них попутным»

     Родителям важно знать, что степень их влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношения к каким–то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т.д.

     Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

     Хочется предостеречь Вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если Ваш вариант идет в разрез с желаниями ребенка. Авторы книги «Азбука профориентации» отмечают, что, к сожалению, большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области).

     В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка Вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

  • Ограничение исключительно престижностью профессии.
  • Ориентация исключительно на высокую заработную плату.
  • Ориентация исключительно на комфортные условия труда.
  • Снижение до минимума трудностей обучения.
  • Следование только указаниям родителей.
  • Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута 
может заключаться в следующем:

1. Совет родителей (какое направление выбрать, куда пойти учиться после 9 класса и т.д.): Хочется предостеречь от советов в форме категоричных рекомендаций и указаний собственному ребёнку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребёнка. Необходимо помнить: рассматривать необходимо не только основной вариант, но должны быть и запасные варианты Выбора.

2. Приобретите в книжном магазине справочники «Лицеи, гимназии и школы Санкт-Петербурга» и «Колледжи, техникумы, училища», «ВУЗЫ» и изучите их внимательно вместе со своим ребенком.

3. Соберите вместе с ребенком всю интересующую Вас информацию о школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях (ознакомьтесь с соответствующими страничками в дневнике).

Для этого Вы можете сами или вместе с ребенком позвонить в школу или другое учебное заведение, посетить и побеседовать с представителями администрации, обсудив затем впечатления с ребенком, и вместе с ним принять решение.

Что полезно узнать о профессиональных учебных заведениях:

     Для этого Вы можете также позвонить или посетить учебное заведение в удобный для Вас день или в День Открытых Дверей, которые устраиваются в марте – апреле и узнать:

  • Какие профессиональные направления существуют в колледже.
  • Какие экзамены надо сдавать, какие оценки в общем желательно при этом получить.
  • Информацию о подготовительных курсах, их стоимости, начале занятий.
  • Насколько курсы повышают шанс поступления.
  • С какими вузами колледж имеет договор, и на какие курсы и на каких условиях поступают туда выпускники колледжа.
  • Как трудоустраиваются выпускники, если Вашего ребенка не интересует высшее образование.
  • Есть ли платные формы обучения, какова их стоимость, условия поступления – экзамены или только собеседование.
  • Какие дополнительные услуги предоставляет учебное заведение: кружки, курсы иностранных языков спортивные клубы и т.д.
  • Есть ли связь с учебными заведениями других государств и как это отражается на учебном процессе и выдаваемом дипломе.
  • Какие документы, справки и фотографии нужно подготовить для поступления.
  • В каком состоянии материальная база учебного заведения.
  • Когда происходит сдача экзаменов, во сколько потоков, то есть будет ли у Вашего ребенка возможность сдать экзамены еще куда-то, если в этом колледже он недоберет баллы.

Всю полученную информацию необходимо обсудить с ребенком.

    Обращаем ваше внимание, что многие профессии можно получить в нескольких учебных заведениях, и поэтому для того, чтобы принять окончательное решение, необходимо посетить их все.

                                ЧЕГО ЖЕЛАЮТ МАМА И ПАПА

Чаще всего родители—добрые советчики, думают они о вашем будущем деле вполне серьезно и желают вам счастья. Но и родители, как и все люди, тоже могут ошибаться. Их много, родительских ошибок, которые потом весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Не будем говорить об очевидных, — например, неумеренной переоценке способностей своих сыновей и дочерей. Разберем только те, которые на первый взгляд ну никак не выглядят ошибками. Скорее наоборот.

...Отец беззаветно предан своему делу, увлечен им до самозабвения, добился в нем незаурядных успехов, не мыслит для себя никакой иной работы. И — не мыслит никакой другой для вас. Тут очень легко поддаться, потому что вот он, ярчайший пример, перед глазами, не где-нибудь, а у себя дома, родной отец. И прекрасно, если у вас те же склонности, те же черты характера, способности. Так рождаются целые трудовые династии. Но и склонности, и способности могут быть другими, иногда прямо противоположными. И тогда через несколько лет неумолимое общественное мнение вынесет за вашей спиной приговор: «Нет, не в отца пошел. Тот, вон какой, а сын...»

Пойти в отца—не значит непременно проявить себя в его деле. Не вернее ли проявить себя в своем и тем самым укрепить отцовский авторитет и нажить собственный?

Бывает и другое. Не сумели родители найти с в о ю работу, полюбить ее. И вот теперь стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым, увы, не пришлось заниматься самим.

Итак, мы уже можем сформулировать целых три вывода.

  • Все работы хороши только для общества в целом, а для каждого человека в отдельности какие-то работы могут оказаться и плохими.
  • Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.
  • Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных работ, если он близко познакомится с ними.
  •                 Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1.   Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2.   Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3.   Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в)   с незнакомой  группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4.   Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5.   В своё свободное время ты любишь:

а)   читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б)   рисовать,   читать,   заниматься   спортом,   музыкой,   шитьём   или вязанием,   ходить   в   походы,  разговаривать  по  телефону,  смотреть телевизор;

в)   заниматься  спортом,  танцами,  играть  в  ансамбле,  петь  в  хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

veres.schools.by

Занятие по профориентации для обучающихся 11 класса

«Выбор профессии – дело серьёзное»

Цель:

Подготовить учащихся 11лласса к обдуманному выбору профессии.

Задачи:

  1. Обучающие: познакомить учащихся с понятиями: «профессия», «профессиональное самоопределение»; дать представление об успешном профессиональном выборе.

  2. Коррекционно-развивающие: развивать потребность в самопознании; развивать положительную мотивацию выбора профессии; развивать высшие психические функции учащихся.

  3. Воспитательные: воспитывать ответственность, целеустремлённость, стремление приносить пользу, уважительное отношение к труду.

Оборудование:

  1. Презентация по теме;

  2. Ноутбук;

  3. Коллективная работа учащихся «Мир профессий»;

  4. Таблички с названиями профессий;

  5. Таблички с факторами выбора профессии.

6. Таблички с типами профессий.

Если вы удачно выберете труд и вложите

в него душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

I. Вступительное слово (2 мин.)

(Слайд 1 – Классный час)

Труд – великое дело. Всё, чем мы пользуемся, где живём, что едим – создано трудом, руками людей разных профессий. И нам бы хотелось, чтобы эти люди были мастерами своего дела. Тогда дома будут надёжными, поездки на транспорте – безопасными, продукты – вкусными и полезными… Хотелось бы, чтобы в вашей будущей профессии вы стали хорошими специалистами. Чтобы добиться успехов, важно и правильно выбрать профессию, и уметь трудиться, и иметь характер. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно выбрать для себя профессию и не ошибиться.

Тема занятия: «Выбор профессии – дело серьёзное». (Слайд 1 – появляется тема)

Эпиграфом будут слова К.Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» (Слайд 2)

При подготовке к занятию мы с вами увидели, что существует много разнообразных профессий. Про некоторые профессии я нашла загадки.

II. Кроссворд «Загадки о профессиях» (4 мин)

(Слайд 3)

Отгадки будем записывать по горизонтали.

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

Вот на краешке с опаской Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (Маляр)

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять. (Доктор)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … (Артист)

Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник)

Встаем мы очень рано, ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)

Шью я куртки и штаны

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо, Потому что я …. (Портниха)

Какое слово получилось по вертикали?

(Ребята отвечают)

Правильно, это слово «профессия».

III. Понятие «профессия» (3 мин.)

(Слайд 4)

Не всякий труд называется профессией. Что же такое профессия?

Профессия — это:

— деятельность, направленная на пользу обществу,

— деятельность, требующая профессионального обучения,

— деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Итак, профессия – трудовая, полезная для общества деятельность, требующая определённой подготовки и являющаяся обычно источником существования.

Мир профессий огромен. Их насчитывается более 50 тысяч, причем постоянно одни профессии появляются, другие исчезают и видоизменяются. Легко ли правильно сделать свой выбор?

(Ответы ребят)

Конечно, не просто. А ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни.

Чтобы выбрать профессию, нужно знать, какие профессии существуют. Это первый шаг, который мы сделали с вами в процессе подготовки к этому классному часу. Коллективная работа «Мир профессий» не рассказывает обо всех профессиях, а только о тех, которые вы сами выбрали. Вспомните, о каких профессиях вы писали.

(Ребята отвечают)

О некоторых профессиях мы упоминали, когда выполняли другие задания.

IV. Понятие «профессиональное самоопределение» (5 мин.)

Итак, перед каждым выпускником стоит вопрос: «Кем быть?» Значит ли это, что нужно перебрать все существующие профессии, чтобы найти одну – единственную?

(Ответы ребят)

(Слайд 5 –Профессиональное самоопределение)

Конечно, нет. Помочь в этом непростом деле может профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. (определение – на доску)

(Слайд 5 – хочу – могу – надо)

Эти границы очерчены формулой «хочу – могу - надо». Что это значит?

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»). (Слайд 5 – желания)

В окружность «хочу» попали наши желания. Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). (Слайд 5 – способности)

В окружность «могу» попали наши таланты, способности, возможности. В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»). (Слайд 5 – спрос)

В окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.

(Слайд 6)

Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения. Как вы думаете, какой вариант самый удачный? (№3)

1

2

№3

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

  • Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. (№ 1.)

  • Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

  • Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает, как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А программисты сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

(Учащиеся определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.) Как вы думаете, какая окружность у всех одинаковая? (Ребята отвечают)

Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Рассмотрим подробнее каждый элемент.

V. Интересы и склонности. (7 мин)

«Хочу»:

Первое – это интерес. Одному интересно путешествовать, другому – работать на компьютере, третьему – общаться с людьми. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов. Надо помнить, что интересы могут меняться.

Второе, на что нужно обращать внимание, – это склонности. Чтобы выявить склонности, мы свами ответили на вопросы дифференциально-диагностического опросника (Е.А. Климов). Это помогло определить, какой тип профессий вам подходит.

(Слайд 7)

Чтобы легче ориентироваться в мире профессий, их разделили на 5 типов в зависимости от предмета труда: (каждое – на доску)

  1. Человек – человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них. Эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Главное в этих профессиях — общение между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если вы любите общаться, контакты с людьми будут вас радовать, если нет— будут утомлять.

  2. Человек - художественный образ; к этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно–художественной, актерско–сценической деятельностью.

  3. Человек – техника; люди этого типа работают с техническими устройствами. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием любой техники.

  4. Человек – природа; к этой группе относятся все профессии, связанные с природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.

  5. Человек - знаковая система; к этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является “знаковая система”, то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

(Слайд 8)

Давайте посмотрим, какие профессии относятся к каждому типу профессий.

  1. Человек – природа: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог.

  2. Человек – техника: инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей.

  3. Человек – человек: врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод.

  4. Человек – знаковая система: экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, нотариус.

  5. Человек – художественный образ: художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф.

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель, кроме профессиональных знаний и умения общаться, должен обладать артистизмом.

(Слайд 9)

Вывод №1: при выборе профессии необходимо учитывать свои интересы и склонности. (вывод – на доску)

VI. Игра «Изобрази профессию» (6 мин.)

Сейчас вы получите карточки с названиями профессий. Вам необходимо объяснить без слов, жестами, профессию так, чтобы другие ребята поняли, что за профессию вы изобразили. (предлагаются профессии: повар, парикмахер, маляр, шофёр, фотограф, швея, врач, воспитатель, военный)

VII.

Как вы думаете, почему в названии всех типов профессий есть слово «человек»? (Учащиеся отвечают)

Способности (5 мин.)

«Могу»

Способности - это индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся заболеваний или возникновение новых?

(Слайд 10)

Кроме того, профессии каждого типа требуют от человека определённых качеств. Прочитайте следующие качества и скажите, к какому типу профессий они относятся. Какое требование повторяется для профессий всех типов?

Человек – природа: трудолюбие, интерес к природе, наблюдательность, доброта, терпение, смелость, выносливость;

Человек – человек: трудолюбие, интерес к людям, доброжелательность, взаимопонимание, выдержка, вежливость, общительность;

Человек – природа: трудолюбие, интерес к природе, наблюдательность, доброта, терпение, смелость, выносливость;

Человек техника: трудолюбие, точность, аккуратность, организованность, исполнительность, интерес к технике, выносливость;

Человек – художественный образ: трудолюбие, творческий подход, художественный вкус, творческие способности, наличие фантазии, таланта.

Человек – знаковая система: трудолюбие, аккуратность, точность, усидчивость, особые требования к мышлению, памяти, вниманию;

(Слайд 11)

Какое же требование повторяется для профессий всех типов?

(Учащиеся отвечают)

Правильно, все профессии требуют от человека трудолюбия.

(Слайд 12)

Вывод №2: при выборе профессии необходимо учитывать свои способности и состояние здоровья. (вывод – на доску)

VIII. Востребованность на рынке труда (5 мин.)

«Надо»

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах.

В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

(Слайд 13 – вопрос)

Назовите профессии, которые нужны для производства, например, хлеба. (Ответы детей.)

(Слайд 13 – список)

Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся ими, эти профессии будут нужны.

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в.

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась спросом не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с "вечными" профессиями актуальными являются рабочие профессии. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. (Слайд 14)

Вывод №3: при выборе профессии необходимо учитывать потребности общества в кадрах. (вывод – на доску)

X. Заключение (3 мин.)

Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иному пути. То есть их профессиональный выбор нельзя назвать успешным. (На доске вывешиваются карточки с факторами выбора профессии)

(Слайд 15)

Успешный профессиональный выбор – это такой выбор профессии, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности и потребности общества в кадрах.

(на доску)

(Слайд 16)

Удачи вам в выборе профессии!

infourok.ru

Внеклассное мероприятие "Профориентация" (11 класс)

Внеклассное занятие,

проводимого в 11 а классе

СОШ № 13

Студентки 41 группы

Шевчёнок Юлии

Тема: Ветер перемен. (профориентация).

Цели урока:

- сформировать готовность к самоопределению учащихся при выборе профессии;

- формировать у учащихся навыков и умений самоопределения и самореализации, навыков работы в коллективе.

Задачи урока:

- Собрать сведения о профессиях, которые выбрали учащиеся;

- Оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении;

- Развивать творческие способности

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Орг. Момент

  1. Основная часть

3. Итог.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас проведу классный час. На определение профориентации, «Ветер перемен»

- Выбор профессии, профессиональное самоопределение – эти сочетания всё чаще звучат в вашей жизни.

- Эпиграфом нашего занятия будет высказывание философа Сенеки «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

- Почему вас волнует проблема выбора?

– Выбор профессии – одно из самых главных решений жизни, потому что он является основой самоутверждения человека в обществе.

– Выбор профессии – это не просто “кем быть”, это и выбор принадлежности к определенной социальной группе, это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей своей судьбы.

- Что же помогает человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения?

Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Ф. Парсону.

- Но сначала, мы с вами поиграем в игру «Отгадай профессию».

Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

1.Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)

2.Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (полицейский)

3.Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги (библиотекарь)

4.Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)

5.Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент (парикмахер)

6.Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (строитель)

7.Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)

8.Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло (пекарь)

- Как вы считаете, какие профессии самые модные?

- Самые забытые профессии?

- Профессии, которые всегда нужны?

- Самые отважные профессии?

- Три слагаемых правильного выбора профессии.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, это профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

- КАК вы думаете, на что вам проще влиять: на “могу”, “хочу” или “надо”?

- Подумайте, какое слово можно добавить к словам могу, хочу и надо?

- ЕСТЬ – это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это ваш стартовый капитал.

- Я предлагаю вам, пройти тест.

- Тест "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур"

-    Цель применения теста: выявление индивидуально-типологический различий.

"Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие". 

      Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.- Оглашение результатов.

- Тест "Матрица выбора профессии"

Вам необходимо выбрать 1. Какой объект деятельности тебя привлекает? 2. Какой вид деятельности тебя привлекает? Выбрать одно.

- Я хочу поблагодарить вас за работу, поддержку, понимание. А мне остается пожелать вам попутного ветра, у вас еще есть время, для того, чтобы сделать правильный выбор! Спасибо и до свидания!

Приветствуют учителя

Юрист,менеджер, телеведущий, журналист, программист, визажист, пластический хирург…

Конюх, ключник, трубочист, ямщик…

Врач, учитель, строитель, шофёр, милиционер…

Пожарный, каскадёр, лётчик-испытатель, спасатель, сапёр, шахтёр, военный…

ЕСТЬ

Слайд 1

Слайд 2

Ответы результатов.

I тип - "руководитель". Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево". 
      Формулы рисунков: 901,910,802,811,820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640. 
      Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно- 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или "преподавательский подтип" - 604, 613, 622, 631,640. 
      Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам. 
      II тип - "ответственный исполнитель" - обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения. 
      Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550. 
      III тип - "тревожно-мнительный" - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. 
      Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании. 
      Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - "поэтический подтип" - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе. 
      IV тип - "ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. 
      Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. 
      Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д. 
      V тип - "интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы. 
      Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. 
      Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью к литературному творчеству; 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя. 
      VI тип - "изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. 
      Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046. 
      Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям. 
      VII тип - "эмотивный". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей. 
      Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271, 280,154,163,172,181, 190, 055, 064, 073, 082, 091. 
      VIII тип - обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем. 
      Формулы рисунков: 901, 802, 703,604, 505,406,307,208,109. 

infourok.ru

Тест по профориентации для 10-11 классов

Шкалы: профессии - физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, лесное хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная работа, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника. 

Тестируем: Свойства личности · Возраст: Подростковый Тип теста: Вербальный · Вопросов: 144 ·

Назначение теста. Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40–50 мин.

Возможно применять опросник как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.

«У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.

Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы упрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса, если просто нравится (любите) – один плюс; если не знаете, сомневаетесь – ноль; если не нравится (не любите) – минус; если очень не нравится – два минуса.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается».

  • Уроки по физике.

  • Уроки по математике.

  • Уроки по химии.

  • Читать книги или статьи по астрономии.

  • Читать об опытах и животных.

  • Читать о жизни и работе врачей.

  • Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

  • Читать о лесе.

  • Читать произведения классиков мировой литературы.

  • Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

  • Уроки истории.

  • Посещать театры, музеи, художественные выставки.

  • Читать литературу о геологических экспедициях.

  • Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.

  • Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.

  • Читать о работе милиции.

  • Читать о моряках, летчиках.

  • Читать о работе воспитателя.

  • Знакомиться с устройством и работой станков.

  • Готовить обеды.

  • Читать о строителях.

  • Заботиться о красоте помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете.

  • Читать о достижениях техники (например, журналы, посвященные технике и т.д.).

  • Знакомиться с устройством бытовых электро-и радиоприборов.

  • Читать научно-популярную литературу об открытиях и физике.

  • Читать научно-популярную литературу о математике.

  • Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио-и телепередач и т. д.).

  • Смотреть телепередачи о космонавтах.

  • Изучать биологию.

  • Интересоваться причинами и способами лечения болезней.

  • Изучать ботанику.

  • Проводить время в лесу.

  • Читать литературно-критические статьи.

  • Активно участвовать в общественной жизни. :

  • Читать книги об исторических событиях.

  • Слушать симфоническую музыку.

  • Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.

  • Узнавать о географических открытиях.

  • Обсуждать текущие дела и события.

  • Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

  • Путешествовать по стране.

  • Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

  • Знакомиться с различными инструментами.

  • Уроки домоводства.

  • Узнавать о новых достижениях в области строительства.

  • Посещать фабрики.

  • Знакомиться с устройством механизмов, машин.

  • Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.

  • Разбираться в теории физических явлений.

  • Решать сложные математические задачи.

  • Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

  • Наблюдать за небесными светилами.

  • Вести наблюдения за растениями.

  • Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т.д.

  • Выращивать животных и ухаживать за ними.

  • Собирать гербарий.

  • Писать рассказы и стихи.

  • Наблюдать за поведением и жизнью людей.

  • Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.

  • Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

  • Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

  • Изучать природу родного края.

  • Организовывать общественные мероприятия в школе.

  • Обращать особое внимание на поведение людей.

  • Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.

  • Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

  • Изготавливать различные детали и предметы.

  • Организовывать питание во время походов.

  • Бывать на стройках.

  • Шить одежду.

  • Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т.п.

  • Ремонтировать бытовые электро-и радиоприборы.

  • Заниматься в физическом кружке.

  • Заниматься в математическом кружке.

  • Готовить растворы, взвешивать реактивы.

  • Посещать планетарий.

  • Посещать кружок биологии.

  • Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

  • Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

  • Сажать деревья и ухаживать за ними.

  • Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.

  • Быстро переключаться с одной работы на другую.

  • Выступать с докладами на исторические темы.

  • Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.

  • Составлять описания минералов.

  • Участвовать в географических экспедициях.

  • Выступать с сообщениями о международном положении.

  • Помогать работникам милиции.

  • Посещать кружок юных моряков.

  • Выполнять работу воспитателя.

  • Уроки труда.

  • Давать советы знакомым при покупке одежды.

  • Наблюдать за работой строителя.

  • Знакомиться со швейным производством.

  • Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

  • Собирать радиоприемники и электроприборы.

  • Участвовать в олимпиадах по физике.

  • Участвовать в математических олимпиадах.

  • Решать задачи по химии.

  • Участвовать в работе астрономического кружка.

  • Проводить опыты на животных.

  • Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.

  • Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

  • Быть членом общества охраны природы.

  • Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

  • Анализировать явления и события жизни.

  • Интересоваться прошлым нашей страны.

  • Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.

  • Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

  • Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.

  • Изучать политический строй различных стран.

  • Работа юриста.

  • Посещать кружок юных космонавтов.

  • Работа учителя.

  • Бывать на заводах.

  • Оказывать людям различные услуги.

  • Принимать участие в строительных работах,

  • Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.

  • Разбираться в технических чертежах и схемах.

  • Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.

  • Проводить опыты по физике.

  • Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.

  • Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.

  • Собирать сведения о других планетах.

  • Читать о деятельности известных биологов.

  • Быть активным членом санитарных дружин.

  • Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.

  • Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

  • Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.

  • Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.

  • Изучать историческое прошлое других стран.

  • Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.

  • Читать о жизни и деятельности известных геологов.

  • Изучать географию нашей планеты.

  • Изучать биографии выдающихся политических деятелей.

  • Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. д.

  • Читать книги о средствах передвижения.

  • Обучать и воспитывать детей.

  • Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.

  • Постоянно общаться со многими людьми.

  • Проектировать строительные объекты.

  • Посещать выставки легкой промышленности.

  • Выполнять чертежи, проектировать машины.

  • Разбираться в радиосхемах.

  • Обработка результатов сводится к подсчету положительных и отрицательных ответов респондентов в соответствии с ключом. Далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаками «+» или «», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков «+».

    Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся, пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.

    1. Физика

    2. Математика

    3. Химия

    4. Астрономия

    5. Биология

    6. Медицина

    7. Сельское хозяйство

    8. Лесное хозяйство

    9. Филология

    10. Журналистика

    11. История

    12. Искусство

    13. Геология

    14. География

    15. Общественная работа

    16. Право

    17. Транспорт

    18. Педагогика

    19. Рабочие специальности

    20. Сфера обслуживания

    21. Строительство

    22. Легкая промышленность

    23. Техника

    24. Электротехника

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *