Абитуриент готовился к экзамену в учебнике обществознания приводились – Олимпиадные задания по обществознанию для 10-11 классов

    Олимпиадные задания по обществознанию для 10-11 классов

    1. Выберите все правильные ответы (возможно несколько вариантов правильных ответов). Перечертите данную ниже таблицу в лист ответа и впишите в соответствующие ячейки выбранные вами ответы.

    1.1. Выберите из списка признаки президентской республики.

    1. наличие поста премьер-министра
    2. право парламента вынести вотум недоверия правительству
    3. президент совмещает обязанности главы государства и главы исполнительной власти
    4. правительство несет ответственность перед президентом
    5. президента выбирают на заседании парламента

    1.2. Выберите из списка культурные универсалии

    1. материнство
    2. новогодняя елка
    3. сожжение чучела Масленницы
    4. гостеприимство
    5. праздники

    1.3. Определите тенденцию развития современной семьи

    1. возрастание числа расширенных семей
    2. разделение институтов семьи и брака
    3. возрастающая роль семьи в процессе социализации
    4. переход от партнерской семьи к семье традиционного типа
    5. увеличение числа детей в семьях

    1.4. Вид безработицы, связанный с желанием самого человека изменить положение на рынке труда, называют

    1. сезонная
    2. структурная
    3. фрикционная
    4. циклическая
    5. инфляционная

    1.5. Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют

    1. эмпирики
    2. рационалисты
    3. сенсуалисты
    4. экзистенциалисты
    5. утописты

    1.6. Выберите в списке примеры естественных монополий

    1. почта
    2. московский метрополитен им. Ленина
    3. ГорЭнерго
    4. социальная сеть «Одноклассники»
    5. такси

    1.7. Возможность всех дееспособных граждан РФ, достигших возраста 18 лет, голосовать на выборах иллюстрирует такой принцип демократической избирательной системы как

    1. равенство
    2. тайну голосования
    3. открытость процесса
    4. альтернативность
    5. правильного ответа нет

    1.8. Выберите цитаты, в которых не нарушен закон достаточного основания

    1. «Все шляпники примеряют свои шляпы на болванки, а он всё время примерял на себя, и в итоге в конец оболванился»
    2. «сегодня взлетная полоса покрыта льдом, поэтому самолеты не могут взлететь»
    3. «это вещество является электропроводным, потому что оно – металл»

    4. «преступление совершил К., т.к. он сам признался в этом»
    5. «вы не должны мне ставить двойку, ведь я прочитал параграф»

    2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ, выпишите его в лист ответа.

    1.1. финансовый кризис, революция, выпуск из школы, гражданская война
    1.2. умысел, неосторожность, легкомыслие, небрежность
    1.3. инициативность, самостоятельность, возможность государственного регулирования, законность

    3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение, выпишите его в лист ответа.

    2.1. абсолютная, субъективная, относительная, конкретная
    2.2. иудаизм, буддизм, христианство, ислам
    2.3. традиционное, иерархическое, харизматическое, рациональное

    4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Перечертите таблицу в лист ответа и запишите соответствующие ответы «Да» или «Нет» в нужном порядке:

    4.1. Согласно Конституции РФ в ведении Правительства находится разработка и исполнение государственного бюджета.
    4.2. Представление более детально, чем восприятие передает образ объекта.

    4.3. Правовое государство и гражданское общество должны быть созданы путем издания соответствующего нормативно-правового акта.
    4.4. Когда нашей бабушке было 60 лет, она стала ходить по 5 километров каждый день. Теперь ей 80, и мы понятия не имеем, где она. В этой фразе нарушен логический закон тождества.
    4.5. Кривая индивидуального предложения труда не совпадает с кривой совокупного предложения на рынке труда.
    4.6. Социальной клаузулой может выступать введение платы за образование.

    5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз.
    Запишите в лист ответа порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
    Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
    «Фармацевтическая компания получила патент на производство нового уникального лекарства. Получение исключительного права на производство нового лекарства создает _____(1) для появления других фирм. Результатом будет возникновение _____(2) на рынке этого лекарства. Возможность получения патента фармацевтическими фирмами стимулирует их к продолжению научных исследований. Фармацевтическая компания, обладая _____(3), назначает _____(4), превышающую _____(5)».

    А) олигополия
    Б) монополия
    В) предельные издержки
    Г) переменные издержки
    Д) барьеры
    Е) рыночная власть
    Ж) прибыль
    З) цена

    6. Логическая задача.
    В начале учебного года в (четырехэтажное) общежитие университета заселились Андрей, Борис, Василий и Георгий. Каждый из них учится на одном из четырех курсов (все на разных) и живет на одном из четырех этажей (все на разных).
    Определите, кто на каком курсе учится и на каком этаже живет, если известно, что:

    1. Андрей живет выше первокурсника, но ниже третьекурсника.
    2. Борис живет на этаж ниже того, кто на курс младше Георгия.
    3. Четверокурсник живет на первом этаже.
    Обоснуйте свой ответ.
    Зарисуйте на листе ответа схему проживания студентов и заполните пропуски. Обоснуйте свой ответ.

    7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации. Развернутое объяснение запишите в лист ответа.

    7.1. Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры. Риэлтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риэлтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру в свою собственность, а затем подарить сыну.
    Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте.
    7.2. 15-летний Василий нанес на здание, в котором располагалась некоммерческая организация «Крылья демократии», надпись масляной краской, гласившую: «Тут сидят иностранные агенты». После задержания сотрудниками полиции Василий пояснил, что данная некоммерческая организация
    действительно является иностранным агентом, поскольку учреждена иностранными организациями, а целью его действий было напоминание людям об этом факте.
    Квалифицируйте деяние Василия.

    9. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

    Перечертите схему в лист ответа.

    1. Улыбка одобрения.
    2. Звание Почетного работника общего образования РФ.
    3. «Здравствуйте!
    Поклонившись, мы друг другу сказали,
    Хотя были совсем незнакомы.
    Здравствуйте!
    Что особенного тем мы друг другу сказали?…»
    4. «Сижу за решеткой в темнице серой
    Вскормленный в неволе орел молодой…»
    5. Система идеальных пропорций человеческого тела, разработанная древнегреческим скульптором Полинтелом.
    6. «Не сотвори себе кумира…»
    7. Оскорбительный тон.
    8. Принцип демократического централизма.
    9. «Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем…»
    10. Кроха сын пришел к отцу и спросила Кроха: «Что такое хорошо? И что такое плохо?»

    10. Решите задачу. Выпишите решение в лист ответа. Ответ будет засчитан только в том случае, если Вы полностью покажете решение с пояснениями.

    Рассчитайте отпускную цену и сумму акциза, если оптовая цена, включающая в себя издержки производства и прибыль на единицу продукции, составляет 2,5 ден. ед., а ставка акциза в процентах к отпускной цене составляет 75%.

    11. Определите пропущенное понятие.

    Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).
    Мысль без […] — недомыслие, […] без мысли — фанатизм. (В.О. Ключевский)
    Чтобы постичь истинные основы […], людям нет необходимости ни в богословии, ни в откровениях, ни в богах; для этого достаточно простого здравого смысла. (П. Гольбах)
    Сострадание — основа всей […]. (А. Шопенгауэр)
    […] — это важничание человека перед природой. (Ф. Ницше)

    12. Решите кроссворд.

    По горизонтали:
    1. Западноевропейская ветвь христианства.
    2. Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII веков, направленное на изменение католического христианства в соответствии с Библией.
    3. Оппоненты Иосифа Волоцкого, отрицавшие необходимость для церкви владеть земными богатствами.
    4. Сторонники Иосифа Волоцкого, считавшего, что независимость церкви от московских государей должна обеспечиваться ее правом на владение землями.
    5. Одна из древнейших современных религий мира, возникшая среди семитских народов во втором тысячелетии до н.э.
    6. Обет безбрачия католических священнослужителей.
    7. Самая многочисленная религии в мире.
    8. Исторически сложившаяся восточноевропейская и малоазиатская ветвь христианства.
    9. Одна из традиционных религий народов полуострова Индостан, основным принципом которой является запрет причинения вреда всему живому.
    10. Одна их мировых религий, возникшая на территории Саудовской Аравии.
    11. Религиозное верование, при котором классу объектов или явлений природы первобытная социальная группа оказывала специальное поклонение, с которым считала себя родственно связанным и по имени которого себя называла.

    12. Теократическое государство в современной Европе
    13. Традиционная религия народов полуострова Индостан.

    По вертикали:
    Дайте определение получившемуся термину по вертикали под №1.

    Ответы:

    1.

    1.1.

    1.2.

    1.3.

    1.4.

    1.5.

    1.6.

    1.7.

    1.8.

    3,4

    1,4,5

    2

    3

    1

    2,3

    5

    2,3

    2.

    1.1. социальные лифты групповой мобильности
    1.2. формы вины
    1.3. принципы предпринимательской деятельности

    3.

    2.1. формы истины, отсутствует субъективная
    2.2. мировые религии, национально-государственная – иудаизм
    2.3. типы политического господства или лидерства по классификации М. Вебера, в его классификации нет иерархической формы

    4.

    4.1.

    4.2.

    4.3.

    4.4.

    4.5.

    4.5.

    да

    нет

    нет

    да

    да

    да

    5. 1Д 2Б 3Е 4З 5В

    6. 

    7.  Риэлтор ошибся, что Александр не может быть указан в качестве покупателя. Он не имеет права самостоятельно приобретать имущество, но имеет право его приобретать через законного представителя, которым в силу отцовства является Иван (ст.-ст. 17, 18, 28 ГК РФ). Оснований для отказа в регистрации перехода права собственности нет.

    Василий подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 214 «Вандализм» .

    9. 

    10. розничная цена – 10 у.е., акциз – 7,5 у.е.

    11. мораль

    12. Конфуцианство – китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию, и религия.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Одноклассники

    olimpotvet.ru

    Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2007/2008 гг. Региональный этап. 9 Класс - Документ

    21

    0. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты и изображения, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов и изображений, относящихся к каждой определенной вами группе.
    1. Я знаю сам, зачем иду по земле!

    С кем мне легче дышать!

    Кому служить! С кем жить! Кого не любить!

    А кого уважать! К.Кинчев

    1. «Звание Героя Российской Федерации присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные со свершением геройского подвига.

    Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом Российской

    Федерации» (Из Положения «О звании Героя Российской Федерации»)

    1. Лунные поляны, ночь как день светла,
      Спи, моя Светлана, спи, как я спала.
      В уголок подушки носиком уткнись,
      Звезды как веснушки мирно светят вниз. А. Гладков

    2. «Благотворительный фонд "Кто, если не Я?" создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей»

    3. И сердце бьется в упоенье,

    И для него воскресли вновь

    И божество, и вдохновенье,

    И жизнь, и слезы, и любовь. А.С. Пушкин

    1. «Открылось клубное сообщество в интернет-портале "Одноклассники.ru"

     На сайте "Одноклассники.ru", который помогает найти старых друзей и позволяет поддерживать связь с ними и общаться, появилось наше сообщество - "Клуб волонтеров". Присоединяйтесь, приглашайте знакомых и становитесь нашими друзьями! Вместе мы сделаем мир ярче!
    Стать членом сообщества - ПРОЩЕ ПРОСТОГО!»

    1. «Парта должна быть удобной, универсальной, а также  соответствовать ГОСТам по школьной мебели. Немаловажным фактором при выборе школьных парт является их универсальность. Парта- трансформер отлично подойдет для ребенка, за такой партой он будет чувствовать себя комфортно. Современные школьные парты должны соответствовать данным требованиям» ( Из Требований к школьной мебели)

    2. «Я стал нервно разглаживать скатерть. На скатерти виднелись неотмытые пятна. На ней много и вкусно ели. Ели омаров и мозги с горошком. Ели маленькие бифштексы с соусом пикан. Большие и средние бифштексы тоже ели. Сыто отдувались, удовлетворенно цыкали зубом…Отдуваться мне было не с чего, и я принялся цыкать зубом» (А. и Б. Стругацкие)

    3. «

      12

      Диплом по специальности, курсы и тренинги, составленное по всем правилам резюме, - и будет вам работа, утверждают многочисленные статьи-пособия и опытные кадровики. Будет, наверняка будет и, может, даже очень хорошая. А что если хочется самую-самую, в одном-единственном месте, - в компании престижной, звездной, о которой и помыслить-то не решаешься. И тем не менее, способы туда попасть существуют» (Журнал «Карьера»)

    10

    11

    12


    ___________ ____________ ____________ ____________ ______________

    1

    12

    1. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть различных видов собственности. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами собственности.

    Выполните это самостоятельно. Для этого:

    1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов собственности

    2) впишите в них порядковые номера предложений,отражающих ту или иную разновидность.

    1. Организации обычно объединяют мелких производителей. 2. Капитал образуется за счет выпуска и продажи особых документов, подтверждающих, что их владелец является одним из собственников компании. 3. Руководство организации каждый год решает, какую часть полученной прибыли распределить в виде дивидендов, а какую направить на расширение производства. 4. Имущество организации делится на паи, а ее члены обычно вносят в деятельность организации свой личный трудовой вклад. 5. Доход распределяется, исходя из того, кто, сколько продукта сдал в организацию. 6. Организации выпускают и продают, такие ценные бумаги, как облигации. 7. Совет директоров несет ответственность за управление организацией и каждый год отчитывается о положении дел. 8. Решения в организации принимаются на основе равного голосования, независимо от вклада каждого участника в общее дело.

    1

    12

    2. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их. Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

    1. В показанный период наблюдается устойчивый дефицит и союзного, и местных бюджетов.

    2. Темпы роста союзных бюджетных расходов замедляются, а местных бюджетных расходов – увеличиваются.

    1. ________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. ________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1

    18

    3. Автор иллюстрированного словаря по обществознанию предложил редактору иллюстрации, наглядно представляющие те или иные понятия, но забыл дать подписи, определения и примеры употребления этих понятий.

    I.

    II.

    III.

    13.1. Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений и дайте его определение.

    13.2. Приведите пример употребления данных понятий, составив предложения, включающие их.

    I. 13.1. ______________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    13.2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    II. 13.1.______________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________13.2._________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    III. 13.1.______________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________13.2._________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1

    15

    4. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
    1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

    2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.

    3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

    4. Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

    5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

    6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

    7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

    8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

    9. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

    10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера

    11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

    12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.

    uchebana5.ru

    Всероссийская олимпиада школьников Заочный тур по обществознанию

    Всероссийская олимпиада школьников

    Заочный тур по обществознанию

    9 класс

    Вариант 1.

    1. К глобальным экологическим проблемам относится:

    1) бедность некоторых регионов планеты;

    2) угроза ядерной войны;

    3) сокращение разнообразия биологических видов;

    4) увеличение доли пожилых людей в структуре населения.

    2. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности:

    1) материально-производственной;

    2) социально-преобразовательной;

    3) духовно-практической;

    4) духовно-теоретической.

    3. Тенденции к межнациональной интеграции проявляются в:

    1) сепаратизме;

    2) усилении национальных особенностей;

    3) сближении народов;

    4) национальной изоляции.

    4. Человек, в отличие от животного, обладает способностью:

    1) действовать сообща с себе подобными;

    2) видеть цель своих действий;

    3) обучать потомство;

    4) защищаться от опасности.

    5. Возможным признаком игры в отличие от труда является:

    1) действие на основе правил;

    2) наличие воображаемой обстановки;

    3) осуществление коллективом людей;

    4) стремление к поставленной цели.

    6. Прямые налоги характеризуются тем, что они:

    1) взимаются только с предприятий-монополистов;

    2) не взимаются с граждан;

    3) используются только для сокращения государственного долга;

    4) являются обязательным оборотом в пользу государства.

    7. Отличительным признаком правовой нормы является ее:

    1) принятие соответствующим государственным органом;

    2) соответствие принятым в обществе представлениям о добре и зле;

    3) обеспеченность силой общественного мнения;

    4) соответствие ритуалам и традициям.

    8. Согласно действующей Конституции в России:

    1) устанавливается единая государственная идеология;

    2) признается идеологическое многообразие;

    3) запрещается создание оппозиционно партии;

    4) разрешается деятельность любых общественных объединений независимо от цели их создания.

    9. Основанием для ограничения права гражданина быть избранным на пост Президента РФ является:

    1) пол;

    2) размер годового дохода;

    3) профессия;

    4) возраст.

    10. Верны ли следующие суждения об обществе: А. Общество включает в себя все способы и формы взаимодействия людей; Б. Общество представляет собой динамичную систему, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы:

    1) верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верны оба суждения;

    4) об суждения неверны.

    1

    15

    1. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные явления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.
    1. Я знаю сам, зачем иду по земле!

    С кем мне легче дышать!

    Кому служить! С кем жить! Кого не любить!

    А кого уважать! К.Кинчев

    1. «Звание Героя Российской Федерации присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные со свершением геройского подвига.

    Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом Российской

    Федерации» Из Положения «О звании Героя Российской Федерации»

    1. Лунные поляны, ночь как день светла,
      Спи, моя Светлана, спи, как я спала.
      В уголок подушки носиком уткнись,
      Звезды как веснушки мирно светят вниз. А. Гладков

    2. «Благотворительный фонд "Кто, если не Я?" создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей»

    3. И сердце бьется в упоенье,

    И для него воскресли вновь

    И божество, и вдохновенье,

    И жизнь, и слезы, и любовь. А.С. Пушкин

    1. «Открылось клубное сообщество в интернет-портале "Одноклассники.ru"

     На сайте "Одноклассники.ru", который помогает найти старых друзей и позволяет поддерживать связь с ними и общаться, появилось наше сообщество - "Клуб волонтеров". Присоединяйтесь, приглашайте знакомых и становитесь нашими друзьями! Вместе мы сделаем мир ярче!
    Стать членом сообщества - ПРОЩЕ ПРОСТОГО!»

    1. «Парта должна быть удобной, универсальной, а также  соответствовать ГОСТам по школьной мебели. Немаловажным фактором при выборе школьных парт является их универсальность. Парта- трансформер отлично подойдет для ребенка, за такой партой он будет чувствовать себя комфортно. Современные школьные парты должны соответствовать данным требованиям» Из Требований к школьной мебели

    2. «Я стал нервно разглаживать скатерть. На скатерти виднелись неотмытые пятна. На ней много и вкусно ели. Ели омаров и мозги с горошком. Ели маленькие бифштексы с соусом пикан. Большие и средние бифштексы тоже ели. Сыто отдувались, удовлетворенно цыкали зубом…Отдуваться мне было не с чего, и я принялся цыкать зубом» А. и Б. Стругацки

    3. «Диплом по специальности, курсы и тренинги, составленное по всем правилам резюме, - и будет вам работа, утверждают многочисленные статьи-пособия и опытные кадровики. Будет, наверняка будет и, может, даже очень хорошая. А что если хочется самую-самую, в одном-единственном месте, - в компании престижной, звездной, о которой и помыслить-то не решаешься. И тем не менее, способы туда попасть существуют» Журнал «Карьера»

    1

    20

    2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

    «Основными элементами социальной системы являются связи, взаимодействия и отношения людей. Общество(1) – сложная система. В нем можно выделить несколько важных системных признаков и свойств. Важной чертой общества как системы является устойчивость, сохранение достигнутого состояния. Ее основой являются господствующие в обществе фундаментальные ценности(2). Характеристика общества как системы предусматривает изучение его внутренней структуры. В первую очередь структурными элементами общества являются основные сферы, которые были определены американским социологом Т. Парсенсом. В каждой сфере общества складывается особый вид социальных отношений. Они представляют собой конкретные формы человеческого общежития, которые складываются исключительно под воздействием естественного хода общественного развития. Историческими первыми видами общности были семья(3) , род, племя(4). В дальнейшем усложнение общественного устройства привело к формированию иных общностей – социальных классов и групп, а также народностей и наций(5)». (М. Буланова, российский обществовед)

    2.1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

    1._____________________________________________________________________________

    2._____________________________________________________________________________

    3._____________________________________________________________________________

    4._____________________________________________________________________________

    5._____________________________________________________________________________

    2.2. Назовите основные выделяемые сферы общества и приведите примеры социальных взаимосвязей, относящихся к каждой из этих сфер.

    ______________________________________________________________________________

    2.3. Являются ли общности, возникающие в ходе развития общества, по мнению автора, результатом деятельности людей? Свой ответ обоснуйте. ___________________

    gigabaza.ru

    О.н. мельникова о некоторых результатах выполнения учащимися олимпиадных заданий по духовной сфере общества в рамках всероссийской олимпиады школьников 2008/2009 уч. года

    О.Н. Мельникова

    О некоторых результатах выполнения учащимися

    олимпиадных заданий по духовной сфере общества в рамках всероссийской олимпиады школьников 2008/2009 уч. года

    На всех этапах Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию задания по духовной сфере общества представлены достаточно широко. Ниже даны примеры таких заданий, раскрывающие их типологию. Все примеры приведены к этапам олимпиады 2008-09 уч. г. В ряде случаев, когда речь идет о заключительном этапе всероссийской олимпиады этого учебного года, прошедшем в г. Брянске, дается процент успешности выполнения. Следует иметь ввиду, что в отличие от контрольных работ, зачетов и экзаменов, олимпиадные задания не рассчитаны на высокий процент выполнения. За набранными процентами, которые указаны в статье, стоит средний результат многих участников, оцененных по сложной шкале, при которой получение высшего балла по отдельному заданию является не частым, а по всем заданиям в сумме – практически невозможным.

    При ссылках на итоги регионального этапа олимпиады используются данные по Москве.

    На муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников по обществознанию участникам были предложены такие задания по духовной сфере общества различной типологии.

    I. Задания типа «Установите верность или ложность утверждений» ориентированы на умение учащихся оценивать истинность суждений о социальных явлениях.

    Например (учащийся должен согласиться или не согласиться с приведенным в тексте):

    1. Протестантизм относится к национальным формам религии.

    2. Массовая культура использует достижения, художественные приемы элитарной культуры.

    3. Народная культура ориентирована на изысканные вкусы определенной части общества.

    4. Основной философско-мировоззренческой концепцией эпохи Возрождения являлся теоцентризм.

    5. Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

    6. Результат познания не зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

    7. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке.

    8. Религиозное сообщество, отвергающее ценности доминирующей культуры, может быть определено как субкультура.

    9. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.

    II. Задания типа «Заполните пропуски в ряду» ориентированы на умение участников олимпиады называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту.

    Например:

    Отождествление бога и мира – пантеизм, признание бога безличной первопричиной мира – деизм, отрицание существования бога – _________, признание существования личного бога, сотворившего и управляющего миром – теизм.

    III. Задание, представленное ниже, ориентировано на умение называть социальные явления в соответствии предлагаемому контексту, представленному в образной форме, на умение анализировать текстовые источники социальной информации, комбинировать разрозненные элементы в целое понятие, определяющее социальный объект.

    Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные явления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

    1. Я знаю сам, зачем иду по земле!

    С кем мне легче дышать!

    Кому служить! С кем жить! Кого не любить!

    А кого уважать! К.Кинчев

    2. «Звание Героя Российской Федерации присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные со свершением геройского подвига.

    Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом Российской Федерации». Из Положения «О звании Героя Российской Федерации»

    3. Лунные поляны, ночь как день светла,
    Спи, моя Светлана, спи, как я спала.
    В уголок подушки носиком уткнись,
    Звезды как веснушки мирно светят вниз. А. Гладков

    4. «Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей»
    5. И сердце бьется в упоенье,

    И для него воскресли вновь

    И божество, и вдохновенье,

    И жизнь, и слезы, и любовь. А.С. Пушкин

    6. «Открылось клубное сообщество в интернет-портале "Одноклассники.ru"

     На сайте "Одноклассники.ru", который помогает найти старых друзей и позволяет поддерживать связь с ними и общаться, появилось наше сообщество – "Клуб волонтеров". Присоединяйтесь, приглашайте знакомых и становитесь нашими друзьями! Вместе мы сделаем мир ярче!
    Стать членом сообщества – ПРОЩЕ ПРОСТОГО!»

    7. «Парта должна быть удобной, универсальной, а также  соответствовать ГОСТам по школьной мебели. Немаловажным фактором при выборе школьных парт является их универсальность. Парта-трансформер отлично подойдет для ребенка, за такой партой он будет чувствовать себя комфортно. Современные школьные парты должны соответствовать данным требованиям» Из Требований к школьной мебели

    8. «Я стал нервно разглаживать скатерть. На скатерти виднелись неотмытые пятна. На ней много и вкусно ели. Ели омаров и мозги с горошком. Ели маленькие бифштексы с соусом пикан. Большие и средние бифштексы тоже ели. Сыто отдувались, удовлетворенно цыкали зубом…Отдуваться мне было не с чего, и я принялся цыкать зубом». А. и Б. Стругацкие

    9. «Диплом по специальности, курсы и тренинги, составленное по всем правилам резюме, - и будет вам работа, утверждают многочисленные статьи-пособия и опытные кадровики. Будет, наверняка будет и, может, даже очень хорошая. А что если хочется самую-самую, в одном-единственном месте, – в компании престижной, звездной, о которой и помыслить-то не решаешься. И тем не менее, способы туда попасть существуют». Журнал «Карьера»


    Нужно отметить, что выполнение этого задания вызвало большие трудности. Уровень умений оперировать понятием «потребности» и основными классификациями их видов в заданном контексте, применять знания для анализа социальных фактов, примеров и ситуаций оказался достаточно низким.

    IV. Задание на умение решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания.

    Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данную ситуацию:

    К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N. обратилась группа учащихся 11 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащийся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.

    Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте.

    Мы не случайно обращаемся к этому заданию, хотя оно, в сущности, и ориентировано на применение знаний учащихся из области «Право». Членов жюри несколько удивили итоги выполнение этого задания: большая часть школьников указала на то, что директор вправе разрешить учащимся создание в школе детской религиозной организации, так как это желание является добровольным и создает условия для удовлетворения духовных потребностей части учащихся. Лишь небольшой процент ребят указали на то, что Российская Федерация – светское государство, что школа отделена от церкви. Подобный результат, как нам кажется, является и неким следствием недостаточного представления школьников о месте религии и церкви в современной России.

    V. Задание на умение анализировать текстовые источники социальной информации.

    Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

    1. «Когда пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить… мать девочки припрятывала ее и приберегала до тех пор, пока девочка не станет невестой. И вот тогда-то, готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала ее этой нитью под всеми нарядами. Нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая как считалось особенно опасна для новой семьи.. (М. Семенова «Мы – славяне!»).

    2. «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»).

    3. - Ну ладно, ладно… - протянул господин Шлитте. – Давайте посмотрим…

    Ювелир взял лупу и принялся разглядывать сквозь нее украшения.

    Ольга едва сдержала удивленный возглас. Из глаз немца исходило нечто пучка светло-синего сияния, лупа его увеличила и словно бы расширила, так, что драгоценности оказались в конусе синего света.

    … Почему немец стал так уныл? Должно быть и в самом деле понял, что имеет дело с кладом, а значит не собьешь цену так, как на заведомо ворованное… (А. Бушков «Колдунья»).

    4. «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

    - Возьми это семечко, Алеша, - сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали».

    (А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»).

    5. Несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.

    (Сергей Алексеев «Мифология Славян»)

    6. В Путивле плачет Ярославна,

    Зарей, на городской стене:

    "Днепр мой славный! ты волнами

    Скалы половцев пробил;

    Святослав с богатырями

    По тебе свой бег стремил, –

    Не волнуй же, Днепр широкий,

    Быстрый ток студеных вод,

    Ими князь мой черноокий

    В Русь святую поплывет". (Иван Козлов «Плач Ярославны»).

    По итогам выполнения данного задания хочется отметить, что достаточно большой процент участников указал, опираясь на предложенные фрагменты, такие ранние формы религии как тотемизм, фетишизм, анимизм, магию. В предшествующие годы даже фрагментарные задания из этой области вызывали большие трудности.

    VI. Задание на применение умения анализировать информацию о социальных объектах, представленную в нетекстовом виде (иллюстративный ряд).

    Установите лишний элемент в изобразительном (логическом) ряду. Свой выбор объясните.

    1

    Задания с использованием иллюстративного ряда (особенно портретного) традиционно вызывают трудности у учащихся, хотя составители заданий используют изображения, которые наиболее часто представлены в школьных учебниках (в данной ситуации в учебниках по истории). А в силу того, что портреты остались неузнанными (кроме М.В. Ломоносова), задание не выполнено большинством учащихся. Когда результаты выполнения задания разбирались на занятиях «Школы юного обществоведа» и школьники коллективно определили, чьи портреты представлены, то уже не вызвало труда увидеть логическую связь между ними и убрать лишнее изображение: А.Н. Радищева, М.И. Ломоносова и Н.И. Новикова объединяют идеи эпохи Просвещения, в то время как М.М. Сперанский был представителем либерализма.

    VII. Задание на применение умения называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту.

    Решите кроссворд (сама структура кроссворда в статье не представленая, но перечисляются вопросы, поставленные в нем).

    По горизонтали

    1. Наука о прекрасном в природе и искусстве.

    4. Деятельность религиозных организаций, направленная на распространение их вероучения и культа среди иноверцев.

    5. Нелюбовь к людям, отчуждение от них.

    8. Совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи неимущим, заботу об улучшении участи человечества.

    10. Ограничение и подавление чувственных влечений, желаний как средство достижения религиозных или этических целей.

    11. Враг общественного, культурного, научного прогресса.

    12. Распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

    13. Восприятие окружающего мира, проникнутое унынием и неверием в лучшее будущее.

    14. Направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты.

    По вертикали.

    2. Способность к творчеству, созидание чего-либо нового.

    3. В этике И. Канта безусловное повеление нравственного долга.

    6. Нигилистическое отношение к достояниям общественной культуры, особенно к морали, идее достоинства человека.

    7. Инакомыслящий индивид, активно использующий неформальные способы политического протеста в борьбе против господствующей идеологии.

    9. Философское направление, основанное на убежденности в способности человеческого разума познавать законы природы и общества.

    Решение кроссворда вызвало трудности у школьников. По общему мнению членов жюри подобная ситуация прежде всего связана с тем, что именно в разделе «Духовная сфера общества» наиболее ярко проявляется общекультурная составляющая предмета «Обществознание», а именно этого (общекультурного обществоведческого уровня), зачастую, и недостает части участников олимпиады.

    Для написания эссе участникам регионального этапа олимпиады было предложено выбрать одно из предложенных ниже высказываний, раскрыть его смысл, сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются наиболее существенными.

    1. Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. В. Мич

    2. Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели. Ф. Хайек

    3. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. Вольтер

    4. Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть Ф.М. Достоевский

    5. Если от свободы отрезать кусочек, то вся свобода перейдет в этот кусочек. М.А. Бакунин

    6. Лженаука – это непризнание ошибок. П.Л.Капица

    7. Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. Б. Дизраэли

    8. Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. Н. Г. Чернышевский

    9. Личность есть граница власти природы, власти государства, власти общества. Н. Бердяев

    10. Ничто так не роняет молодого человека и не толкает в дурную компанию, будь она мужская или женская, как робость и неверие в собственные силы. Ф. Честерфилд

    Здесь речь о тех темах сочинений-эссе, которые связаны с духовной сферой общества. Это, прежде всего, темы 4, 6, 8 и 10. Выбор тем, отражен на представленной ниже диаграмме.

    Рисунок 1. Количество учащихся, выбравших темы о духовной сфере жизнедеятельности общества.

    При составлении заданий заключительного этапа олимпиады, кроме перечисленных выше подходов, учитывалось и то, что в финал выходят победители регионального этапа, прошедшего в субъектах Российской Федерации. Одиннадцатиклассники – победители и призеры заключительного этапа получают право без вступительных экзаменов поступать в высшие учебные заведения – все это определяет высокий уровень сложности предлагаемых заданий, которые, как уже говорилось выше, не ориентированы на стопроцентное успешное их выполнение участниками.

    I. Задания типа «Определение правильности или ошибочности утверждений» по сравнению с региональным этапом были усложнены заданной в вопросе социальной ситуацией и требовали от участников умения анализировать текстовые источники социальной информации.

    Например:

    1) Два мира есть у человека:

    Один, который нас творил,

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил.

    В данных строках Н. Заболоцкого отражено взаимодействие природного и культурного начала в личности.

    2) « - Береги себя. Возьми. Не знаю в какого бога ты веришь, но это всем помогало…

    На черном шнурке покачивалась каменная фигурка, вроде бы изображавшая человека, но настолько окатанная, словно бы оплавленная временем и прикосновениями бесчисленных рук, что не понять уже, кого она в незапамятные годы изображала.

    - Повесь на шею».

    В данном отрывке приведен пример фетишизма.

    3) Если жизнь облыжная вам не дарит дланями –

    помогите ближнему, помогите дальнему!

    Помогите встречному, все равно чем именно.

    Подвезите женщину – не скажите имени.

    В данных строках А. Вознесенского проявляется альтруистическая позиция.

    4) «В отличие от социологии общая психология исследует в личности, прежде всего ее субъективное начало, ее внутреннюю природу, обусловленную социальными условиями, которые сами по себе предметом изучения здесь не являются.». В этой цитате проводится грань между гуманитарными и социальными науками.

    5) Настанет год, России черный год,

    Когда царей корона упадет;

    Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

    И пища многих будет смерть и кровь;

    Эти строки М.Ю. Лермонтова являются примером рационального познания.

    Средний балл выполнения заданий этого типа составил 56%.

    II. Задание типа «Определение социального объекта, понятия по характерным чертам и признакам. Исправление ошибок в предложенном обществоведческом тексте» в 10 классе было представлено следующим текстом о молодежной субкультуре.

    Ученик попросил одноклассника проверить его реферат, подчеркнуть все допущенные в нем ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ВОСЬМИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил тринадцать. Напишите рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и объясните, в чем заключается ошибка.

    Молодежная культура, как любая культура, является статичной системой, (1) изменения которой на каждом новом временном отрезке, фиксированные во внешних проявлениях, отражают способность данной системы, с одной стороны, соответственно реагировать на внешние и внутренние процессы, а, с другой, – адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Молодежная субкультура, как правило, политична (2). При этом колебания политических режимов правления, а в соответствии с ними и обстановки в базовой культуре общества, в рамках которого существует молодежная субкультура, не оказывают воздействия на динамику молодежной субкультуры. (3) Выбор тех или иных ценностей чаще всего связан с индивидуальными стереотипами (4) достаточно жесткого характера – несогласные сильно рискуют пополнить ряды «отверженных». Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью членов группы. (5) В рамках молодежных субкультур, как правило, не происходит отказа от национальной культуры, принятой большинством, а обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.(6) Народная культура (традиции, обычаи, фольклор) активно воспринимается большинством молодых людей. (7) Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения. (8) Когда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, то можно говорить о формировании контркультуры. Известные примеры контркультур – пионеры, хиппи 60-х гг., панки – 80-ые гг. (9) Неформальное молодежное движение существует как управляемый государством процесс (10). В развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, (11) оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Этот процесс абсолютно здоровый и нормальный. Наиболее благоприятные условия для развития такие культуры имеют при тоталитарных режимах. (12) Контркультура демонстрирует извечный конфликт «отцов» и «детей». Его острота представляется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и реальности жизни. В основе конфликта - переоценка ценностей молодежью. (13)

    Процент выполнения этого задания оказался очень высок – 73%, что указывает на положительную динамику в усвоении учащимися особенностей молодежной субкультуры. Во многом это объясняется и актуальностью данной тематики для школьников.

    III. Задание типа «Определение социального объекта, понятия, по характерным чертам и признакам. Заполнение пропусков в тексте и классификация социальных ситуаций на основе полученной из текстового источника информации» было представлено в 11 классе следующим текстом о функциях науки.

    Прочитайте текст, посвященный функциям науки.

    refdb.ru

    Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2010/2011 гг. Муниципальный этап (1)

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011 гг.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

    1. КЛАСС

    1 тур

    1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

    1) Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг знатоков

    2) А.Ф.Кони, Ф.Н. Плевако, Р.А. Руденко.

    3) Обычай, прецедент, закон.

    4) Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий.

    Ответ: 1) _____________________________.

    2) _____________________________ .

    3) ______________________________ .

    4) ______________________________ .

    ( 4 балла)

    2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово ВЫПИШИТЕ и объясните, почему вы так решили.

    1) Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание государственной собственности, ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

    2) Победитель конкурса знатоков, человек высокого роста, готов прийти на помощь в любую минуту, упорство в достижении цели.

    3) Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.

    4) Т.Мор, Т.Кампанелла, Ш.Фурье, Дж.Локк, А.Сен-Симон.

    Ответ:

    1) ____________________________________________________________,

    2) ____________________________________________________________,

    3) _____________________________________________________________,

    4) _____________________________________________________________

    ( 4 балла)

    3. Определите, что из перечисленного относят к универсальным методам научного познания, применяемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.

    1) наблюдение

    2) анализ

    3) гипотеза

    4) синтез

    5) индукция

    6) дедукция

    7) аналогия

    ( 2 балла)

    4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

    4.1. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.

    4.2. Экспериментальное исследование возможно в социальных науках.

    4.3. Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

    4.4. Смена политических режимов является одной из причин групповой мобильности.

    4.5 Характерной чертой мифологического мировоззрения является эмоционально-образная форма

    4.6 Идея о способности человека освобождаться от предопределенности и достигать величия через нравственное благородство, раскрепощение души характерна для античной философии.

    4.7 Правом на альтернативную гражданскую службу обладают представители малочисленных коренных народов при условии занятия традиционными промыслами.

    Ответ:

    4.1.

    4.2.

    4.3.

    4.4.

    4.5

    4.6

    4.7

    Максимум за задание 3,5 балла. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

    5. В идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие идеи, имена мыслителей и названия трудов, принадлежавших им. Обратите внимание: идей и названий трудов больше, чем имен мыслителей.

    Имена мыслителей,

    ученых

    Понятия, категории, идеи

    Основные труды

    1. Н.Бердяев

    2. О.Конт

    3. М.Вебер

    4. Г.Гегель

    5. Ж.-П.Сартр

    а) «Закон трех стадий»

    б) Выделил четыре типа человеческого поведения, которые позволяют реконструировать мотивы любого действия индивида, понять характер осознания им своего собственного поведения.

    в) Для конкретного человека главная проблема — собственное существование, поиск смысла в «абсурде жизни».

    г) «Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответственен за мир и за самого себя…»

    д) Способом создания государства является «общественный договор», посредством которого из догосударственного «естественного состояния» «войны всех против всех» создается общество

    е) «Свобода является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа».

    А.«Курс позитивной философии»

    Б.«Философия свободы»

    В.«Протестантская этика и дух

    капитализма»

    Г. «Бытие и ничто»

    Д. «Феноменология духа»

    Е. «Левиафан, или Материя, форма и

    власть государства церковного и гражданского»

    1

    2

    3

    4

    5

    (1 балл за каждую верно вставленную позицию. Максимум 10 баллов)

    1. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

    Типы обществ

    Текстовые фрагменты

    1. Аграрное общество

    2. Индустриальное общество

    3.Информационное общество

    А. «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт»

    Б. По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

    В. WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

    - Экономия времени и денежных средств.

    - Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

    Г. Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

    Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.

    Е. А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком.

    Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

    (7 баллов)

    1. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данную ситуацию:

    7.1. « В детскую поликлинику одного из районов г. Уфы подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось».

    Гражданином какого государства будет являться мальчик? Свой ответ обоснуйте.

    Ответ:

    _______________________________________________________________

    (2 балла)

    7.2 «Алексей Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Людмилой М.. На момент вступления в брак Алексей находился на попечительстве своей тети Марии Ивановны».

    Остается ли Алексей на попечительстве Марии Ивановны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

    Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________

    (2 балла)

    8. Проанализируйте представленную диаграмму. Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

    Размеры денежных переводов мигрантов, поступивших в страны с разным уровнем доходов населения


    Источник: Институт демографии ГУ-ВШЭ

    1. Темпы роста общего объема денежных переводов в мире существенно возросли с началом XXI в.

    2. В современном мире наблюдается тенденция уравнения объемов денежных переводов в страны с высоким и с низким уровнем доходов населения. Эта тенденция выражается в том, что объемы денежных переводов в страны с высоким уровнем доходов сокращаются, а в страны с низким уровнем доходов растут.

    3. Данные диаграммы позволяют сделать вывод о том, что основная трудовая миграция в современном мире происходит из стран со средним уровнем доходов населения.

    8.1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    8.2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    8.3. ________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ( до 12 баллов)

    9. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения. Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию. Выполните это самостоятельно. Для этого:

    1) озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив сущность представленных позиций;

    2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.

    1.Девиантное поведение представляет угрозу стабильности общества. 2. Оно является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. 3. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. 4. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. 5. Отклоняющееся от старых, отживших, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. 6. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. 7. Принятие на себя роли девианта может привести человека к социальной изоляции. 8. Преодолевая традиции, девиантное поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. 9. Девиантное сознание не позволяет человеку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности. 10. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

    1. баллов)

    10. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

    «Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют различные _________ _________. Прежде всего деятельность можно разделить на _________ и _________. __________ деятельность направлена на преобразование окружающего мира, в зависимости от объекта воздействия её делят на _____________, изменяющую природу, и __________, влияющую на общество. духовная деятельность связана с ____________ человека. Она состоит из __________ деятельности, проявляющейся в осознании всех элементов окружающего мира, а также _____________ деятельности, в ходе которой определяются приоритеты, а все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и __________ деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий.

    В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и ___________. Большинство достижений человечества есть результат его ____________ деятельности. Высшей формой деятельности человека выступает ___________».

    1. политический

    2. творчество

    3. виды деятельности

    4. созидательный

    5. практический

    6. разрушительный

    7. духовный

    1. прогностический

    2. материально-производственный

    3. оценочный

    4. социальный

    5. познавательный

    6. труд

    7. сознание

    (13баллов)

    11. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились изображения, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и таблица к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в таблице, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в таблице порядковые номера изображений, относящихся к каждой определенной вами группе.

    ___ ________________________

    ___ ________________________

    ___ __________________________

    ___ __________________________

    ___ ________________________

    __ ________________________

    1. баллов)

    12. Прочитайте текст. Выполните задание к нему.

    « Известный конструктор железнодорожных мостов Брандт долго искал решение стоявшей перед ним задачи – перебросить мост через достаточно широкую и глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Однажды, измученный тщетными поисками решения и непрестанно ломавший голову над своим изобретением, Брандт вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них попала на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прилипшую паутину. Она, казалось, прочно зацепилась и прилипла к щеке. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкою для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (скажем, стальных), не мог бы человек перебросить мост через пропасть?».

    12.1. Определите, какие методы использовал Брандт?

    12.2 В чем заключается сущность данных методов? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    (8 баллов)

    2 тур

    13. Творческое задание. Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе.

    1. «Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» (Гёте)

    2. «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для ее достижения» (А. Эйнштейн).

    3. «Революция – это эволюция, подгоняемая револьвером» (В. Кротов).

    4. «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника» (Б. Шоу, английский писатель).

    5. «У человека есть свои права, но свои права есть и у общества» (А.И. Солженицын).

    6. «Информация становится главным источником создания богатства» (Ф. Фукуяма).

    7. «Богатство и нужда делают человеческое сердце одинаково черствым» (Дороти Паркер, американская писательница).

    8. «Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства» (Б.Дизраэли)

    9. «Самый заклятый враг права — привилегия» (М.Эбнер-Эшенбах)

    (25 баллов)

    11

    refdb.ru

    Олимпиада по обществознанию 11 класс школьный тур с ответами

    11 класс

    I тур

    1. Приведите в соответствие экономические школы и положения, характерные для этих школ, заполнив вторую колонку в таблице указанием номера из перечня, данного после неё.

    Экономическая школа

    Положения, характерные для экономических школ

    Марксизм

    Физиократия

    Меркантелизм

    Классическая

    Историческая

    Кейнсианство

    Монетаризм

    Мальтузианство

    1. Рост средств существования отстаёт от роста народонаселения.

    2. Единственный самостоятельный фактор производства это – почва, природа.

    3. Государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

    4. Всестороннее ограничение импорта товаров. Теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса.

    5. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

    6. Учение  о прибавочной стоимости.

    7. Трудовая теория стоимости.

    8. Изучение развития хозяйства во времени; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах.

    2. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

    Термин (…) в социологию пришёл из (…). Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (…). Основанием для неё служит так называемая лестница (…), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

    Первой исторической системой (…) стало (…) , которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

     (…) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (…), (…) и престижа.

    Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (…), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (…), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (…).

    1. моральная чистота

    2. социальная стратификация

    3. социальная мобильность

    4. образование

    5. геология

    6. стагнация

    7. вертикальная мобильность

    8. научный

    9. стратификация

    10. крепостничество

    11. рабство

    12. горизонтальная мобильность

    13. социальная

    14. власть

    15. первобытное общество

    16. доход

    17. феодальный

    18. физика

    3. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

    1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

    2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

    1. При данной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подаёт голос за список соответствующей партии. 2. Избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. 3. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительский орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. 4. В современных государствах применяются системы абсолютного большинства и системы относительного большинства. 5. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр (или квота), т. е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. 6. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. 7. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причём в списке остаются два кандидата, получивших наибольшее число голосов. 8. В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого избирательного округа, различают одномандатные и многомандатные округа. 9. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». 10. Чтобы не допустить получения мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен процентный барьер. 11. Устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями.

    4. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

    1. Действует право сецессии.
    2. Одному из его разновидностей характерна обязательность приверженности определённой идеологии.
    3. В переводе «общее дело».
    4. Правителю не надо ждать избирательной компании.
    5. Одноканальная система налогов.
    6. Внепарламентский путь избрания главы государства.
    7. Признание равенства и свободы всех людей. Яркий пример – Афины времен Перикла.
    8. Глава государства, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией.

     

    1. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к самоактуализации, и позиции, характеризующие социализацию. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

    1. Главный мотивационный фактор.

    5. Полное раскрытие талантов и способностей личности.

    9. Достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях.

    2. Описывает тип деятельности нервной системы.

    6. Состоит в усвоении накопленного человечеством социального опыта.

    10. Подражание – один из его социально-психологических механизмов.

    3. Наивысшая потребность человека (по А. Маслоу).

    7. Не может осуществляться без агентов.

    4. Оценивание человеком самого себя.

    8. Свершение своей миссии или призвания.

    Самоактуализация

    Социализация

    6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

    6.1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

    Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6.2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

     «Наука (1) превращалась для них в символ веры, который не столько расчищал дорогу новому, сколько защищал прежние общинные идеалы. Результатом подобных верований стал целый ряд последствий… Прежде всего, это конфликт (2) поколений, поскольку «дети» были уверены, что в отсталости России… виноваты исключительно «отцы». Это вполне в наших традициях (3). Запретительные меры, принятые правительством в отношении «тлетворных» идей… спровоцировали появление у радикальной (радикализм –  4) молодежи заметной нелояльности к власти (5). Уже в начале 1860-х годов часть из них открыто стремилась к полному и скорейшему уничтожению старого государственного строя, а то и государства (6) вообще». (из очерка Ляшенко Л.М. «…Печальной памяти восьмидесятые годы»// Анатомия террора: сб.ист-лит. произв. М.: Дрофа, 2007).

    7.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

    1._________________________________________________________________________________________________________________________

    2.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

    3._________________________________________________________________________________________________________________________

    4.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

    5.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

    6. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7.2. Как называли представителей русского революционного движения, о которых идет речь в этом отрывке? ________________________________

    8. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещён дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.

    Перевод латинского и греческого термина

    Общественные явления

    Термины и их значения

    «Традиция, обычай, нрав»

    Этика

    «Терпение»

    Социальные отношения

    «Приспособлять»

    Социализация

    «Иллюзия, обман чувств»

    Социальный статус, социальные роли

    «Устрашение»

    Политика

    9. Заполните пробелы в приведенном ниже  тексте:

    «Существует две основных разновидности государственного макроэкономического регулирования – бюджетная (фискальная) и ____________  (1)  политика. К числу мер первой (бюджетной) политики относятся, например, такие, как  ________________________________(2).  Меры второй разновидности макроэкономической политики предполагают воздействие на экономику страны с помощью изменения денежной массы и процентных ставок. Так, для борьбы со спадом сторонники подобной политики призывают   __________________ (3) ставку рефинансирования, а для борьбы с инфляцией   ____________________________(4) её.»

    zadanija-s-otvetami.ru

    Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте.

    Поиск Лекций

    Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года

    Класс

    I тур

    1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

     

    1. Проблему ограниченности ресурсов может решить только рыночная экономика.

    2. Инфляция всегда ведёт к снижению покупательной способности денег, независимо от того, является она ожидаемой или нет.

    3. Правом выпуска акций обладают только акционерные общества.

    4. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

    5. Средства, удовлетворяющие первичные потребности, называются экономическими благами.

    6. Наличие циклической безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

    7. Прибыль фирмы больше выручки фирмы.

     

     

    Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

    Выполните это самостоятельно. Для этого:

    1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

    Впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

     

    1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. 2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. 3. Экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. 4. Многообразие форм собственности на средства производства. 5. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 6. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. 7. Что производить определяется группами профессионалов. 8. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 9. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 10. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. 11. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства.

     

     

     

    Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить его проявления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

     

    1. «…дороже денег».

    2. Самая древняя форма; дипломатический этикет.

    3. Сакральные тексты.

    4. Они похожи на патриархальную семью прошлого, в которой главой был отец, подчиняющий своей воле других членов семьи.

    5. Правило «State daisies». В переводе с латинского «предшествующий».

    6. С древнерусского «предел, граница».

    7. Делалась ссылка на положения Ульпиана, Гая, Павла и др. в Древнем Риме.

    8. Публикуются в газете «Российские ведомости».

     

     

    Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к моральным нормам, и позиции, характеризующие правовые нормы. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

    1. Отражают представления о прекрасном и безобразном. 5. Предусматривают такую санкцию, как анафема. 9. Обеспечиваются силой общественного воздействия.
    2. Выражают государственную волю. 6. Опираются на категории добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного. 10. Существуют в основном в сознании людей.
    3. Зафиксированы в официальных документах. 7. Создаются всем обществом и не нуждаются в признании государством. 11. Оперируют понятиями прав и обязанностей, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого.
    4. Заключаются в символических действиях. 8. Предполагают подчинение воле Бога. 12. Обеспечиваются государственным принуждением.

     

    Моральные нормы Правовые нормы
       

     

     

    5. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

    5.1. В орган ЗАГС обратился молодой мужчина с заявлением о расторжении брака. Работники ЗАГС, выяснив, что у гражданина есть несовершеннолетняя дочка, отказались принять у него заявление. Гражданин заявил, что тем самым они нарушили его права.

    Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.2.Ребенка покусала соседская собака. Он вернулся домой в порванной куртке и с серьезной травмой руки. Когда родители решили предъявить претензии соседу, тот сообщил, что не виноват, т.к. их ребенок слишком сильно размахивал руками, вот собака и среагировала на резкие движения.Прав ли сосед? Что могут сделать родители, чтобы компенсировать расходы на лечение травмы?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

     

    Рекомендуемые страницы:

    poisk-ru.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о