Алена гиль политес – Политес / Радиостанция «Вести FM» Прямой эфир/Слушать онлайн

кто пригласил – тот и платит / Радиостанция "Вести FM" Прямой эфир/Слушать онлайн

Как избежать неловкостей при оплате счёта в ресторане? Об этом Татьяна Гусева беседовала с педагогом-консультантом, специалистом по этикету и протоколу Алёной Гиль в программе "Политес" на радио "Вести ФМ".

Гусева: Романтический ужин, деловой обед, воскресный бранч с друзьями - испортить все может денежный вопрос. Сегодня учимся избегать неловкостей при оплате счета в ресторане. У микрофона Татьяна Гусева. Первое и главное правило: кто пригласил - тот и платит. Если не было других договоренностей. Многие дамы считают, что мужчина обязан платить за все, всегда и везде. Но на самом деле все зависит от обстоятельств, отношений и даже страны. Рассказывает наш постоянный эксперт - педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.

Гиль: В нашей стране пока еще, если кавалер приглашает даму на свидание, а даже если она его приглашает на свидание, то все равно в нашей стране сложилась традиция, что оплачивает счет мужчина. Напоминаю, что дама, девушка, женщина там и так далее, в принципе мы знаем, что это так, но у нас всегда должна быть с собой сумма счета в этом ресторане, в этом кафе или там где-то еще, чтобы если, не дай бог, что-нибудь пойдет не так, или, ну знаете, жизнь...

Гусева: Чтобы была возможность заплатить за себя.

Гиль: Да, заплатить за себя, а иногда, возможно, и за весь стол, спокойно встать и уйти, чтобы вас никто за руки не хватал. Поэтому что бы вы ни говорили, милые дамы, всегда, если вы куда-то идете, с кем бы вы ни шли, если только это не ваш родной папа или очень близкий человек, которому мы абсолютно верим, всегда с собой должна быть эта сумма. Теперь я позволю себе еще одно замечание. Недавно у меня состоялась такая, ну можно сказать, активная беседа. Молодые девушки, прослушав там лекцию на тему оплаты счета в ресторане и в кафе, говорят, Алена, вы абсолютно правы. Но, вы знаете, вот мы много путешествуем. Например, в Германии, вы знаете, там каждый платит за себя, то есть даже на романтическом свидании мужчина за себя, а женщина за себя.

Гусева: Да, в Европе, это практика.

Гиль: Я об этом много очень слышала, и сама я с этим не сталкивалась, в силу уже своего статуса и так далее, но тем не менее. Я говорю: "Вы знаете, ну на самом деле прекрасно". В каком смысле? Что в каждой стране есть свои правила. Есть священные правила бизнеса, светской жизни, что, отправляясь в какую-то другую страну, мы должны изучить, насколько это возможно, традиции этой страны, чтобы не поставить себя в дурацкое положение. Мы не обязаны соблюдать правила этой страны вот прямо железно, ходить в парандже там или что-то еще, но изучить какие-то правила нужно обязательно, ну там по счету, по чаевым, прикасаться, не прикасаться, в том числе и кто за кого платит. Поэтому, если я приезжаю в Германию, и там принята такая практика, ну вот в бизнесе есть такое правило "по протоколу страны пребывания", я учитываю их ментальность, я учитываю их традиции, и если это не старинные друзья, то я готова к тому, что я сама буду оплачивать свой счет. Всё, спокойно. Но когда они приезжают в нашу страну, например мужчина, он приезжает в нашу страну, почему я должна вести себя по немецким правилам на своей территории? Простите, он так же должен уважать правила нашей страны, а в нашей стране мужчина платит за чашечку кофе, если он... Ну, вот мы с ним сидим, пьем кофе и, там я не знаю, съели шарик мороженого - у нас платит мужчина. Поэтому, будьте любезны, тогда и вы уважайте наши традиции и наши правила.

Гусева: Если мужчина и женщина встречаются за деловым ужином, обычно платит та сторона, которая приглашала. Но нередко бывает, что мужчина, согласно светскому этикету, хочет взять оплату на себя и не желает уступать. Лучше всего предупредить возникновение такой ситуации. Дама, договариваясь о встрече, должна особо подчеркнуть, что приглашает она.

Гиль: Я напоминаю, что в бизнесе мы не мужчины и женщины, а профессионалы. Поэтому если я, дама-профессионал, предлагаю мужчине (ну не мужчине, а профессионалу), я предлагаю обсудить это за обедом или за ужином, то предполагается, что я буду платить. Поэтому он даже не должен порываться там что-то такое делать. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

radiovesti.ru

Современный этикет – это нестареющий спрос на чувство собственного достоинства / Радиостанция "Вести FM" Прямой эфир/Слушать онлайн

Новое в правилах этикета. Гость радио "Вести ФМ": Алена Гиль, педагог-консультант, специалист по этикету, протоколу.

Гусева: У микрофона Татьяна Гусева. В нашей студии - педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль. Алена Викторовна, я вас приветствую.

Гиль: Добрый день.

Гусева: Наша радиостанция начинает специальный проект, он будет посвящен современному этикету. И я надеюсь, что мы с вашей профессиональной помощью повысим нашу коммуникативную компетентность, как вы однажды выразились.

Гиль: Боже мой, боже мой, как это приятно звучит!

Гусева: Разберем некоторые детали современного этикета - делового, повседневного. Ну, в общем, то, с чем мы сталкиваемся каждый день. И, конечно, конкретные ситуации, которые вызывают споры, сомнения, даже у нас в редакции.

Гиль: Так, так-так-так...

Гусева: Поэтому разговор предстоит интересный.

Гиль: Давайте, я буду очень рада.

Гусева: Начнем с такого общего вопроса. Вот на ваш взгляд, за последние 10-15 лет насколько изменился современный этикет? И есть ли классика, которая будет всегда актуальна?

Гиль: Да, конечно, да. Вы знаете, Татьяна, вот есть сущностные взаимоотношения, ну, например, уважение одного человека к другому человеку. В 19-м веке это выражалось, например, поклонами с приседаниями, а в 20-м веке это выражается поклонами без приседаний. Воспитанные люди до сих пор раскланиваются друг с другом, но не в смысле, знаете, там какие-то "цирлих-манерлих", а просто в знак уважения. И главное - это поприветствовать другого человека. Ну, например "привет-привет" - это тоже приветствие, но смотря где какое приветствие уместно и умно. То есть вот есть сущностные вещи, которые не меняются. Ну или, например, мужчина помогает даме по праву большого и сильного, там, скажем, выйти из кареты или войти в карету, выйти из автомобиля или войти в автомобиль. То есть суть не меняется, чтобы дама не ударилась, не оступилась и так далее, а приспособления, способы выражения этой заботы, этого уважения, они, естественно, меняются с течением времени. И я как человек, занимающийся историей этикета, вот категорически заявляю, что он абсолютно современен. Все время происходят какие-то изменения, вот даже я как педагог, какие-то темы я раньше читала на курсах там и так далее, сейчас эти темы ушли, но появились немножечко уже какие-то другие, новые темы.

Гусева: На что есть спрос?

Гиль: Ну, если спрос, то, конечно, это прежде всего коммуникация. Ведь в коммуникации что очень важно (я имею в виду по нашей этикетно-протокольной части) - это уважение друг к другу, это желание сделать общение приятным, эффективным, уважительным. Ну, в той системе координат, которая разумна, потому что на молодежной вечеринке - это одна стилистика, у нас, во взрослой среде, например, немножко другая. И спрос, с одной стороны, на это. С другой стороны, вы удивитесь, я не знаю, как это элегантно выразить, - спрос на чувство собственного достоинства. А ведь дело в том, чтобы люди почувствовали, что ты уважаешь себя и ты уважаешь их, понимаете, вот если я хочу, чтобы вы чувствовали, что я уважаю себя, вот как я должна выглядеть, вести себя, общаться с вами, чтобы вы про себя где-то там сказали: ага, Алена Викторовна-то... Вы взрослый человек, талантливый и так далее, мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали...

Гусева: Спасибо.

Гиль: Благодарю вас, мне приятно сказать вам это. Мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали и мое уважение к вам. Опять - как я должна выглядеть, общаться и вести себя, чтобы вы почувствовали мое уважение к вам. Вот дело в том, что опять же в каждой среде, в каждую эпоху есть свои знаки уважения. Есть знаки уважения общие для всех, а есть свои знаки уважения, которые рождают эпоха, время, город, страна иногда. И если мы с вами люди... ну, я некорректно выражусь, ну такие адекватные, вот адекватные и современные, значит, мы будем видеть эти изменения и адаптировать свое поведение. То есть по сути оно не меняется, это все равно уважение, но по стилистике оно будет адекватно современности. Вот это, я считаю, высший пилотаж, когда ты не архаичен, а современен, и с другой стороны - с тобой приятно общаться, в твоем обществе приятно находиться, с тобой хотят дружить, общаться, работать и так далее. Вот на это есть спрос. Как бы к чему мы так аккуратненько подходим? То есть к умению выразить себя. Очень часто современные люди не всегда знают, как себя выразить. Вроде бы это устарело, а как по-другому сделать - мы не знаем...

Гусева: Ну давайте сразу тогда к практике перейдем...

ТАКЖЕ В ВЫПУСКЕ

- Почему нельзя одеваться "дороже" своего начальника;

- Как не переборщить с сексуальностью: "не колыхаться и не бренчать"...

Полностью слушайте в аудиоверсии. Оставляйте свои комментарии в социальных сетях на официальных страницах "Вестей FM".

radiovesti.ru

на чем легко срезаться / Радиостанция "Вести FM" Прямой эфир/Слушать онлайн

Одеваемся, готовимся к деловому завтраку, продумываем заказ и темы для общения...

ГУСЕВА: Как одеться, что заказать на деловом завтраке или обеде? И как совместить общение и еду? Сегодня в "Политесе" продолжаем разговор о бизнес-этикете вне стен офиса. У микрофона Татьяна Гусева, здравствуйте. И наш постоянный эксперт – педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.

ГИЛЬ: Вот, например, деловой завтрак. Мы с вами живем в Москве, или это может быть какой-то центр любого региона, куда люди из области, из этого региона приезжают решать свои вопросы. А есть, например, какой-то ключевой партнер, с которым нужно все согласовать. Этот формат – деловой завтрак, очень часто используется. Или вы общаетесь с человеком очень статусным, и у него нет другого времени. И деловой завтрак – это до начала рабочего дня.

ГУСЕВА: То есть это 8 утра, 9 утра.

ГИЛЬ: Да, абсолютно. Есть люди творческие – у них в 12 часов начала дня, а есть люди, у которых уже в 9 или в 8 планерка и совещание. Деловой завтрак – это и возможность позавтракать (а деловой завтрак длится где-то минут 40-45), и нужно еще закладывать время на то, чтобы добраться до офиса комфортно и без опозданий. Что страшно и ужасно в деловом завтраке? Не все люди, проснувшись, накрасившись и одевшись, находятся в рабочем состоянии, даже сидя там где-то в ресторане или в кафе за деловым завтраком. Но это, сами понимаете, уже совершенно другая игра. Еще я позволю себе, возможно, игривое замечание. Мир меняется, и, наверное, с нашими, допустим, зарубежными деловыми партнерами мы должны учитывать такие вещи. Скажем, иду я по улице и вдруг вижу, что в витрине ресторана – сидите вы с каким-то мужчиной и завтракаете. С одной стороны, меня это вообще никак не касается, но вы понимаете, мы же люди, мы говорим: "Так, понятно, сидит Танечка…" Вот было такое правило за рубежом, что если вы идете на деловую встречу в столь ранее время, особенно если это ресторан отеля, то, чтобы не было двусмысленности, дама одна не приходила на встречу с мужчиной, чтобы, не дай бог, ее репутация никак не пострадала.

ГУСЕВА: Все-таки женщинам лучше ходить на деловые обеды, потому что ужин тоже может трактоваться двусмысленно.

ГИЛЬ: Да, совершенно верно. Помните, мы в двух ипостасях: я бизнес-леди, и если мне нужно решать проблему и за моей спиной стоит целый коллектив, то мне, знаете, собственно почти все равно, что обо мне кто подумает, мне важно решить эту проблему. Но если ваша деятельность и жизнь связана с тем, что это чувствительно для вас, то тот, кто предлагает такую раннюю встречу, должен об этом подумать. Ну что еще? Деловой завтрак, это я уже сказала, длится 40-45 минут. Как мы туда приходим одетыми? Считается, что мы приходим в рабочей одежде – вот в чем мы пойдем на работу, в том мы и пойдем. Но, Татьяна, если вы у меня, например, очень статусный персонаж, а у меня такая раскрепощенность и так далее, если я хочу добиться или сделать так, чтобы наше сотрудничество продолжилось или там состоялось, я как должна выглядеть – так, как я хожу на работу в своей раскрепощенной компании?

ГУСЕВА: Скорее более деловито.

ГИЛЬ: В том-то и дело. Все-таки нужно быть одетым в соответствии с тем человеком, статусом того человека, с которыми ты встречаешься, с теми целями и задачами, которые ты перед собой ставишь. Себя показать и свою раскрепощенность – да мне, знаете, все равно, что вы обо мне подумаете? Иногда можно и переиграть. Мне кажется, что иногда лучше перестараться в своем уважении, чем демонстрировать незнание правил. Или знаете: ну а че, главное же не это… Но на этом можно и срезаться. Но опять же, все взрослые люди, и все понимают, что им нужно. Итак, вы надеваете ту одежду, потом поедет на работу и переоденетесь, если уж это так принципиально, и приходите на завтрак. Помним, мы уже с вами говорили об этом, что хозяин должен прийти чуточку раньше, чтобы все проверить, со всеми договориться и так далее. Дальше приходит ваш гость. Как правило, что такое деловой завтрак? Это быстрый переход к беседе, потому что времени очень мало...

Слушайте в аудиофайле!

radiovesti.ru

Правила ношения носков / Радиостанция "Вести FM" Прямой эфир/Слушать онлайн

В образе успешного мужчины важна каждая деталь, даже такая, казалось бы, мелочь, как носки. С носками связано немало правил и условностей, а особенно в том, что касается деловой одежды. Сегодня в "Политесе" учимся выбирать и носить носки. В студии радио "Вести ФМ" Татьяна Гусева и наш постоянный эксперт - педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.

Гиль: Мужчинам как всегда повезло. Потому что тонких дамских колготок из натуральных тканей не бывает. На сегодняшний день, к счастью (потому что я-то застала еще то время, когда носки из натуральных тканей были такого качества, что их можно было выбрасывать после первой же стирки), а сейчас, слава тебе, господи, и слава нашим текстильным компаниям (и зарубежным, и нашим), что носки из натуральных тканей держат форму. Иногда немножечко добавляются какие-то синтетические материалы, но их ровно столько, чтобы носок держал форму. И сейчас есть не просто шерстяные или  хлопчатобумажные, хлопковые носки, а...

Гусева: Огромный выбор.

Гиль: Да, огромный выбор смесей. И каждый мужчина, в зависимости от того, как работает его организм, выбирает что-то, что наиболее для него комфортно и комфортно как бы для всех окружающих. Да, и еще я позволю себе заметить, что шелковые носки - это прекрасно, но они не очень долговечны, и обычно считается, что шелковые носки хороши к смокингу, к фраку. Особенно к фраку, когда мужчина надевает классические специальные туфли-лодочки, с муаровым бантом, и вот в такой обуви идет на прием во фраке. А так шелковые носки не для обычной жизни... Я хотела бы вот от чего уберечь мужчин. Иногда они не видят, когда покупают носки, что они такого тонкого плетения, что они становятся практически полупрозрачными. Опять же, не запрещено и не наказуемо. Но все-таки мужчина в полупрозрачных носках - как-то это... можно привлечь к себе слишком много внимания. Так что будьте осторожны, господа кавалеры.

Гиль: Длина носков должна быть достаточной, чтобы в положении сидя не были видны голые ноги. Недопустимо, чтобы носки на ноге собирались гармошкой.

Гусева: Есть основополагающий параметр - длина носков. Я не буду оригинальной, если буду глумиться над тем, что некоторые мужчины, когда позволяют себе, знаете, так шикарно закинуть ногу на ногу, и выставить на обозрение спущенные носки (а спущенный носок - это значит, что человек купил носки ненадлежащего качества или не позаботился о форме, вернее о длине носков). К тому же между носком и брючиной не должна быть видна голая мужская нога. Да, потому что в будуарной ситуации это может быть эротично и соблазнительно для какой-то дамы, но в бизнесе это считается не то что неприемлемо, а просто абсолютно неприемлемо. Это сразу вызывает внутреннее, ну уж простите, ты думаешь: ой-ой-ой, что же жена-то не уследила-то... Или: да, человек-то... Так вот, этого не должно быть, потому что не должно быть никогда. Это мелочь, это не самое главное, но это тот стиль, это тот уровень (и прежде всего самоуважение), который делает тебя, ну если хотите, джентльменом в этом смысле, это прежде всего уважение к себе. То есть чтобы никто не видел части твоего тела там, где это не положено. Ты же не на пляже. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

radiovesti.ru

Кто ходит в гости по утрам – тот не знает тонкостей гостевого этикета / Радиостанция "Вести FM" Прямой эфир/Слушать онлайн

Как правильно ходить в гости? Об этом Татьяна Гусева беседовала с педагогом-консультантом, специалистом по этикету и протоколу Алёной Гиль в программе "Политес" на радио "Вести ФМ".

Гусева: Умеете ли вы ходить в гости? Что приносить с собой и как не обременять людей своим обществом? Сегодня продолжаем изучать тонкости гостевого этикета. У микрофона Татьяна Гусева.

Дурной тон - приглашать в гости через кого-то, а не лично. Так же бестактно приходить раньше назначенного срока. Вы можете приехать на 15-20 минут позже, но ни в коем случае раньше, отмечает наш постоянный эксперт - педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.

Гиль: В разных странах есть разные традиции. И когда мы отправляемся в конкретную страну, нужно обязательно изучить эти традиции. То есть где-то принято приходить вот прям бам-бам-бам - и вы должны войти. Правда, как 30 человек одновременно войдут, это неизвестно, но тем не менее. Где-то принято немножко приходить пораньше, где-то, если ты не опоздаешь на 15 минут, ты неуч, ты невоспитанный человек, ты с Луны свалился. В разных странах есть разные традиции.

Гусева: А что у нас?

Гиль: У нас считается принятым приходить вовремя, потому что хозяева уже ждут. Почему это важно? Вот, например, есть мероприятие, которое называется "Коктейль". Там нет рассадки, и, как правило, "Коктейль" - это чаще всего блюда не горячие, поскольку "Коктейль" - это такое легкое в плане кейтерингов мероприятие, там нет рассадки. А вот если любое мероприятие с рассадкой, там обязательно нужно приходить вовремя. Потому что, например, мы договорились, что в 17:00 сбор гостей, 30 минут обычно на съезд гостей, в 17:30 мы садимся за стол. Значит, я подаю холодные закуски, а где-то к 18 часам у меня подойдут, созреют уже горячие закуски, чтобы не разогревать их там и не бегать, а где-то в 18:30-19:00 уже поспеет горячее блюдо и так далее. То есть хозяйка рассчитывает так процесс приготовления блюд. Или, допустим, ресторан. Когда гости тянутся, и непонятно кто во сколько приходит, то кухня будет бегать, разогревать, нервничать и так далее. Считается это неуважением к искусству повара, к стараниям хозяйки - заставлять блюда томиться.

Еще нюанс. Есть такое правило, и оно мне тоже очень нравится. Если это домашнее мероприятие, то где-то за полчаса до начала прихода гостей хозяйка должна бросить всё, привести себя в полный порядок, вот надеть там красивую одежду, чтобы быть готовой к приходу гостя, причем, может быть, и ранее пришедшего гостя. Это, кстати, наша, ну если позволите, человеческая традиция. Вот, предположим, я приехала раньше, а еще раньше-то мы могли хоть в подъезде погреться до назначенного времени, а сейчас, знаете, и в подъезде не погреешься.

Гусева: Да.

Гиль: А если на улице холодно, а ты не на такси приехал или на собственной машинке, что ж, тебе стоять и ждать, замерзать на улице и цветочки морозить? Понимаете, здравый смысл должен быть. Поэтому в домашних условиях, если это не высокого уровня прием, а какой-то домашний, то надо быть готовым к тому, что, мало ли, может, кто-то придет к тебе вот и пораньше, а ты с одним накрашенным глазом. Поэтому, конечно, хозяюшка должна это сделать. И, кстати, есть еще одно правило, которое тоже хозяюшкам на заметку. Когда гости приходят с цветами, она должна приготовить вазы, возможно, налить туда воды, чтобы, когда приходят гости, уже не бегать, искать их там, а чтобы они уже были готовы.

Гусева: В гости не ходят рано утром или наоборот поздно вечером. Идеальное время - вечер в будни и послеобеденные часы в выходные. И если гости впервые в вашем доме, нужно провести экскурсию, а гостям в свою очередь следует уделить внимание мелочам и похвалить их.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

radiovesti.ru

Человек сам, владея знаниями, решает, где, когда и как он будет выглядеть / Статьи / Newslab.Ru

Гиль Алена Викторовна

Уникальный специалист по этикету и протоколу, мастер международного класса, режиссер-педагог по пластике

Полячка по происхождению, родилась под Львовом в семье военного, часть жизни провела за границей, пока семья не переехала в Москву.
В 1989 году окончила московский университет культуры и искусств, кафедру режиссуры и актерского мастерства.
В 1992 году окончила аспирантуру театрального училища имени Щукина по кафедре пластической выразительности актера.
С 90-х годов ставит спектакли, работает на частных и корпоративных проектах, преподает манеры и этикет, европейский этикет XIX века, светский этикет, деловой этикет и протокол.
В настоящее время работает в Академии Женщины при администрации Президента, в агентстве «Деловой протокол», Институте благородных девиц, Институте репутационных технологий «Арт-Имидж».
Владеет польским и украинским языками, английский – на уровне разговорного.

Замужем, муж – бизнесмен.


В Интернете о Вас как о человеке, практически ничего нет, только упоминания о профессиональных достижениях. Вы закрыты для публики?

Если честно, я не занималась своим пиаром, в Интернет попадает информация от тех компаний, с которыми мы сотрудничали. Не думаю, что как персонаж могу быть кому-нибудь интересна, и считаю, что должна себя позиционировать в первую очередь как профессионал. Вдобавок так сложилось, что я работаю по принципу «сарафанного радио», по рекомендациям. Кроме того, считаю, что «раскруткой» должны заниматься профессионалы.

Я счастливый человек, мое хобби – это моя профессия. Это началось в 1987 году с рефератов на кафедре этики и эстетики, но тогда это никому не было особо нужно и делалось для души, хотя мои мастера это поощряли.

В московском институте культуры по режиссуре и мастерству актера нас, к счастью, готовили к нормальной человеческой жизни. Нам говорили, что если вы не научите своих актеров двигаться и говорить, их никто не научит; если не объясните художнику, чего вы хотите от оформления и декораций, никто ему не объяснит. У каждого из нас были свои пристрастия – у меня это любовь к движению, ко всему, что связано с пластикой, в частности, к фехтованию, которое я преподавала много лет. Сегодня я хожу к своим коллегам-фехтовальщикам, чтобы узнать что-то новое и поддержать форму.

Когда я занималась в аспирантуре театрального училища имени Щукина на кафедре пластической выразительности актеров, то вторая моя любовь – этикет – соединилась с первой. В театре я занималась историческим этикетом XVI-XIX веков – это Франция, Испания, Италия. Сейчас у меня очень хороший курс, практически уникальный – русский и европейский этикет XIX века, и поскольку я «движенец», то должна это уметь показывать сама и научить людей.

Театральная специфика очень узкая, поэтому финансовое благополучие мне дает светский и деловой этикет, а также востребованный на сегодняшний день протокол. Таким образом, любовь к этикету и движению наложились друг на друга, и в этом получилась моя особенность.

Занимаясь этикетом, постоянно узнаю что-то новое из культурологи, искусства, что меня лично развивает. Узнавая больше, я могу больше отдавать людям, к тому же получать за это деньги, - согласитесь, это какое-то счастье неземное. Моя цель – добиться того, чтобы быть самым лучшим, самым авторитетным специалистом-практиком в своей области.

Какое бы Вы дали определение этикету?

Скажем так, этикет – это светские условности, принятые в той или иной среде, Есть люди, тонко чувствующие атмосферу и собеседника, и с точки зрения этикета их поведение безупречно, хотя они об этом даже не догадываются, и наоборот. Даже если ты этого не чувствуешь, существуют определенные правила поведения в обществе. Например, сформулировано, что дама должна выглядеть достойно, элегантно и никого не оскорблять своим внешним видом, и я должна объяснить, как это делать. Но я не могу никого заставить, человек сам, владея знаниями, решает, где, когда и как он будет выглядеть. Принимая решения, он имеет набор инструментов для самовыражения.

То есть этикет не набор ограничений, а увеличение свободы выбора?

Совершенно верно. Допустим, вчера я ходила на байдарках, а сегодня хочу быть светской дамой. Когда я могу в любой ситуации вести себя органично, мой диапазон, в том числе и как женщины, значительно расширяется. Я сама принимаю решения со знанием дела – значит, свободна.

Иными словами, этикет – это закодированная система отношений, и когда люди играют по этим правилам, им друг с другом уютно и комфортно. Это такой же язык, как любой другой, даже более того – на нем все тебя понимают. Разве не стоит усилий то, чтобы свободно понимать друг друга в чужой стране? Это способ облегчения и повышения эффективности коммуникаций, работа с внутренней культурой человека.

Существуют ли в России национальные особенности этикета?

Да, и в первую очередь это гендерность, то есть различие полов. Если во всем мире в бизнесе профессионал – дама, то у нас есть возможность быть дамой-профессионалом. В бизнесе имеет значение твой уровень, статус, регламентирующий систему отношений, затем возраст, и только в третью очередь половые различия. Американцы с их сексуальными домогательствами на службе уже стали притчей во языцех. У нас дело обстоит иначе. Если мужчина имеет возможность в рамках делового этикета оказать уважение женщине, он это делает.

Кроме того, наших женщин невозможно заставить одеваться по дресс-коду «business best», который представляет собой высший пилотаж консервативности в деловой одежде. Наша женщина обязательно в чем-нибудь проявит свою женскую сущность, если уж каблук – так каблук! То же с разрезами и вырезами.

Вдобавок у нас другие правила делопроизводства, у нас принято стучать в дверь к руководителю, клиента представлять начальнику, а не наоборот, как в Америке, где считается, что клиент – это самое лучшее, что случилось в вашей жизни.

В общем, у нас есть очень национальные особенности, с которыми иностранцы не знают, что делать. Поэтому в настоящее время мы серьезно работаем над их формулировкой, собираем и систематизируем материал. Следует понимать, что российские особенности – это не плохо или недоработка, а именно особенности.

Можно ли говорить о всё большей востребованности этикета в нашей стране на протяжении последнего десятилетия?

Абсолютно. Фиксирую это как специалист, как женщина, как городской житель. Раньше мы были «ребята и девчата», теперь у нас появилась возможность более ярко проявлять чувство собственного достоинства и индивидуальность, что выражается через манеры. Люди нуждаются в том, чтобы быть красивыми, доставлять друг другу радость и удовольствие любезностью и галантностью.

Сначала у нас это шло через светский этикет, постепенно больше стали ориентироваться на бизнес-этикет, поэтому сейчас он составляет часть репутации компании и человека. Сейчас развивается новая отрасль бизнеса – управление репутацией, где объединены пиар-менеджеры, бренд-менеджеры, протокольная служба. Кроме того, наиболее востребованы невербальные формы статусного поведения, то есть этикет в пластике, поскольку 50-70% информации идет на невербальном уровне, внешний вид – дресс-код. Но пока в России это идет на уровне крупных бизнесменов и корпораций.

Вы работали с зарубежной и столичной публикой и с нашей, «периферийной». Есть ли разница?

Для меня нет. Единственная разница в статусе человека – чем он выше, тем легче с клиентом работать. Он умен и знает, зачем ему это надо. Чем статус ниже, тем больше претензий к преподавателю и «показухи».

Еще один момент – люди сильнее тянутся к этим знаниям в центре страны, поскольку там более развита бизнес-среда, где сейчас успех зависит от тонких технологий, а для этого необходимы занятия речью, этикетом, мастерством актера – всем тем, что повышает коммуникативную компетентность.

Например, MBA – master business administration, мастер-бизнес администрирование, это высший класс управленцев в бизнесе. Как сказал один из моих учеников, прошедших курс бизнес-администрирования, «сначала не придаешь этому значения, и только когда начинаешь создавать свою компанию, упираешься в необходимость найти надежных людей, правильно их расставить, организовать все внутренние рабочие процессы». То есть на техническом уровне все компании одинаковы, и только умение общаться и продавать – себя, компанию, продукцию, дает преимущества на рынке, поэтому все бросились завоевывать эти преимущества.

Можно ли отметить, кого заинтересовал Ваш мастер-класс в Красноярске?

Меня пригласил директор Театра юного зрителя Андрей Няньчук провести специализированные мастер-классы для театральных деятелей и всех желающих в рамках V Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит». На предложение откликнулись многие, и на занятие пришел полный зал. Знаете, был очень хороший зал, просто потрясающий. Пришли в основном представители «чиновного» мира, деловых кругов, были и частные лица. Как правило, презентации проводятся очень камерно, в расчете на 15-20 человек, поэтому я слегка волновалась перед большим количеством незнакомой публики. Но зал сразу же включился в работу, и ответ был настолько мощный эмоционально, что я сразу завелась, и волнение исчезло.

Почему Вас пригласил именно Андрей Няньчук, а местом проведения занятий был избран ТЮЗ?

Он задумал поставить спектакль «Тойбеле и ее демон» по философской притче известного писателя, лауреата нобелевской премии, Исаака Башевиса-Зингера и Ив Фридман. Это история трагической любви нищего каббалиста Элханона к красавице Тойбеле. Любовь заставляет его принять облик Гурмизаха – повелителя всех демонов, и являться к своей возлюбленной каждую ночь. Действительность приводит к разрушению мира любовных иллюзий и приводит героев к внутреннему краху.

Няньчук сделал очень лестное для меня предложение – сделать все любовные сцены в спектакле. Когда-то я помогала делать в ТЮЗе «Руслана и Людмилу», ставила сцену первой брачной ночи. Тогда, десять лет назад, мы почти полтора месяца работали c режиссером Юрием Мочаловым, представителем классической режиссерской школы. Он работал очень тщательно и подробно, по классическому варианту – сначала ты делаешь предложения мастеру, а он выбирает. Это была очень плодотворная совместная работа, и очень приятно, что через десять лет она вспомнилось, и меня вновь пригласили. Когда начинаешь вчитываться в сцены «Тойбеле», понимаешь, какой потрясающий автор и сама пьеса, как прописан ритм внутри сцен. У меня для работы было два актера, пять дней и абсолютный карт-бланш. В течение этих пяти дней у нас сложился «масонский» коллектив из трех человек со своей атмосферой, разговорами. Мы работали по 12 часов в день, но в этой плотности есть своя прелесть – именно так рождаются вещи, которые, возможно, не родились бы в расслабленном состоянии. Это любовные сцены, их надо построить деликатно, ведь это театр юного зрителя, хотя спектакль отнюдь не детский, обойтись без физиологии, но сделать так, чтобы у всех мужчин и женщин в зале замирало сердце. Сейчас не так уж много трогательных спектаклей, где упор сделан не на «экшне». Моя задача была предложить некий пластический рисунок, из которого Андрей Анатольевич выбирает то, что считает нужным. Сейчас сложно судить о результате, только идут репетиции, к тому же спектакль очень тонкий, его созревание идет небыстро, но если там останется частичка моей работы, я буду счастлива. Как режиссер-педагог по пластике я участвую не более чем в двух-трех подобных проектах в год, поэтому когда есть возможность, выкладываюсь на все сто, получая при этом колоссальное удовольствие.

 

Беседовала Надежда Новикова

newslab.ru

Давай перейдем на "ты" / Радиостанция "Вести FM" Прямой эфир/Слушать онлайн

Кому говорить "ты", а кому "вы"? В какой момент и как в общении перейти с учтивого "вы" на более дружеское "ты"? Сегодня  в "Политесе" разбираемся в тонкостях коммуникации и обращений. У микрофона Татьяна Гусева и наш постоянный эксперт - педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.

Гиль: Зоны общения, зоны коммуникации, дистанции общения - специалисты по-разному называют понятие. И они выделяют интимную, личную, общественную и социальную зоны. Интимная зона - это от 15 до 20-30 сантиметров вокруг человека. Очень многие вещи в коммуникации строятся на базовых инстинктах. Вот инстинкт самосохранения - это базовый инстинкт, то есть каждый человек хочет сохранить свою жизнь, честь и достоинство. И мы вот с вами такую преамбулу будем в голове держать. Так вот, если мы говорим об интимной зоне, кому мы позволяем входить в свою интимную зону? А что такое интимная зона? Это прикосновение, да? Мы позволяем в нее войти только близким людям, в ком мы абсолютно уверены (они не несут угрозу жизни, чести, достоинству). И я напоминаю, что далеко не каждому человеку мы позволяем приближаться к себе и тем более прикасаться. То есть и для нас, и для окружающих сигнал к тому, что мы к кому-то относимся с доверием, это то, что мы его подпускаем близко. Мы сейчас говорим не столько о социальных нормах, сколько о такой физиологической, психологической дистанции. Вы удивитесь: "ты" мы говорим как раз тем людям, с кем мы равны по статусу, с кем мы равны по возрасту иногда в каких-то ситуациях, предположим, но это ближний круг - в силу профессионального взаимодействия, в силу родственных, личных, каких-то эмоциональных отношений. "Ты" для слуха, а мы с вами живем в языковой среде, "ты" для слуха - это признак общности, родства. "Вы" мы обычно говорим людям, с которыми у нас, к примеру, большая разница в возрасте или статусе. "Вы" мы говорим действительно людям другого статуса, неважно - это может быть статус выше или ниже нашего, но мы тем самым подчеркиваем эту дистанцию, разницу. Мы можем говорить в том числе и чужому человеку, независимо от его возраста, потому что мы хотим почему-то выстроить дистанцию, не только статусную, допустим, какую-то личностную.

Гусева: Но в том числе проявить уважение.

Гиль: И в том числе. Да, вы абсолютно правы, это уважение к возрасту и статусу. Слава богу, что в нашем языке есть эти нюансы, то есть нам не надо думать иногда о смыслах,  как в британском, в английском языке.

Гусева: Ну да, в России есть "ты" и "вы", в отличие от других стран.

Гиль: Да, на сегодняшний день это замечательно, потому что, с одной стороны, это позволяет нам сохранять свою самобытность и культуру, в самом лучшем смысле этого слова. С другой стороны, здраво относиться к тем веяниям, которые приходят к нам из других культур, в том числе и из других профессиональных культур. Надо еще тоже понимать, что есть субкультура, скажем, в молодежной среде вряд ли люди на какой-нибудь тусовке говорят друг другу "вы". Понятно, что есть определенные правила и законы. Есть правила и законы, характерные для людей взрослых, возрастных, людей в определенных в социальном общении или профессиональном общении. И я глубоко убеждена, что грамотный человек, адекватный человек, он должен знать эти правила и законы. Потому что те же молодые люди, в своей молодежной среде - ради бога, вы общайтесь так, как вам удобно.

Гусева: Может быть, я вас удивлю, но вот, например, при знакомствах, даже в каком-то общественном месте (пусть это будет концерт, дискотека, бар, ресторан) сейчас все-таки в культуре, в том числе и у молодых людей, именно обращение на "вы".

Гиль: Да что вы говорите?!

Гусева: Вот если ко мне подходит молодой человек, и я понимаю внешне, что он мой ровесник, он все равно ко мне обращается на "вы". И мне это безумно приятно. Вот тут у меня тоже был вопрос, но это уже по ходу дела, я хотела спросить: инициатива перехода на "ты" от женщины исходит?

Гиль: Давайте позже. Но сейчас я хотела бы зацепиться. Во-первых, благодарю вас за этот комментарий, потому что меня он порадовал. Это подтверждает продолжение нашего разговора, что это знак уважения к чужой территории, в том числе и психологической.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

radiovesti.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о