Для детей кружок химии – Лучшие кружки для юных химиков — Учёба.ру

    Кружок по химии для детей онлайн, подготовка к олимпиадам по химии в интернет-кружке (заочно)

    Отзывы


    30.12.2018 Гайгысыз Аннабагшыйев, учитель, Средная школа 16, Каахка


    hi, there
    as a teacher, I really apriciate the things you do. my students try to do the test provided by you, which leads to the being active in real-classroom teaching. I take your olimpiads as one factor of motivation in my class.
    Thank you very much, and wish you best luck in New Year.


    02.12.2018 Родители Алёны К., 4 класс, Семейное обучение, п. Котово, Челябинская область


    Здравствуйте!

    Благодаря обучению в Меташколе и решению задач прошлых лет ООШ в 2018 году удалось стать призером школьных этапов по математике за 4, 5 и 6 классы, а самое главное, стать победителем муниципального этапа ВсОШ по математике среди 5 классов и выйти на региональный этап в Челябинске.

    Хочется поблагодарить Меташколу за привитый интерес к математике и отличный фундамент, с которого можно выйти на региональный или даже всероссийский уровень. Так можно попасть и в СИРИУС, и в Артек…


    27.10.2018 Папа Полины З., 7 класс, МАОУ Лицей № 48, Краснодар


    Здравствуйте, очень нам нравится ваш сайт. Спасибо вам за организацию этой работы. Чувствуется, что вы подходите к этой работе очень ответственно, я как родитель ценю ваше беспокойство накануне олимпиады о необходимости настроить свой компьютер. Даже через сайт ощущается ваш профессионализм. Отмечу тот факт, что из всех просмотренных мной сайтов олимпиад я осознанно остановился именно на вашем. Спасибо вам большое. Папа Полины З.


    22.09.2018 Семья Тимофея Б., 4 класс, МБОУ — Барышевская СОШ № 9, пос. Ложок


    Добрый день, хотим оставить отзыв о кружке по физике для 6 класса. Вся семья в полном восторге, вместе с ребенком смотрим ролики с экспериментами. Свою задачу заинтересовать ребенка физикой, кружок выполняет на все 100%! Спасибо разработчикам.


    16.09.2018 Григорий А., 7 класс, гимназия 50, Минск


    Спасибо!
    Хочу еще выразить благодарность за курс математики.Потому что благодаря в том числе и вашему курсу олимпиадной математики, мы поступили в олимпиадный физмат класс математической гимназии в этом году.Это здорово!

    Все отзывы

    metaschool.ru

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Увлекательная химия для малышей»

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Ребенок с рождения знакомится с различными веществами и химическими явлениями и он должен уметь обращаться с ними. Рабочая программа кружка «Увлекательная химия для малышей» разработана для учащихся 1-4 классов, то есть для детей такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает. Рабочая программа составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), авторской программы А.Е.Гуревича «Физика. Химия. 5–6 классы».

    Цель курса – развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике.

    Задачи:

    · сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

    · познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

    · сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

    · расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;

    · показать связь химии с другими науками:

    — развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации; развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

    — способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам; поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры.

    С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны:

    ● химический эксперимент и метод наблюдения;

    ● показы учебных фильмов по химии, презентации.

    ● беседы с информаторами

    В качестве ведущей методики при реализации программы используется технология проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

    На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На занятиях введения новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

    Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 1 года, то есть 34 часа.

    Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.

    Основное содержание программы.

    Введение (3 часа). Химия – наука о веществах. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Пр.р.№1 “Знакомство с лабораторным оборудованием ”. Т-2. Домашняя аптечка (4ч). Препараты домашней аптечки. Растения-индикаторы. Растения-рудознатцы. Т-3. Опыты для малышей (7ч). Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции окрашивания пламени. Понятие о симпатических чернилах. Понятие об индикаторах. Состав акварельных красок. Пр.р.№2 «Изготовление фараоновых змей». Пр.р.№3 «Разноцветный фейерверк». Пр.р.№4 «Химические водоросли». Пр.р.№5 «Невидимые чернила». Пр.р.№6 «Изменение окраски индикаторов в различных средах». Пр.р. №7 «Изготовление акварельных красок». Т-4. «Мыльная» химия (6ч). Мыло. Зубная паста. Понятие о мыльных пузырях. Пр.р.№8 «Мыльные опыты». Т-5. Чудеса на кухне (15ч). Поваренная соль, история, значение. Кристаллизация Кислоты на кухне. Пищевая сода. Пр.р.№9 «Выращиваем кристаллы». Пр.р.№10«Изготовление поделок из солёного теста»

    Пр.р.№11 «Роспись поделок из солёного теста»

    Пр.р.№12«Вулкан»

    Пр.р.№13 «Сила мысли»

    п/п

    Тема

    Содержание

    Дата

    Т-1. Введение (3ч)

    1

    Химия наука о веществах

    Видеофильм и загадки о химии

    2

    Правила техники безопасности при работе с химическими веществами

    3

    Пр.р.№1 “Знакомство с лабораторным оборудованием ”

    Т-2. Домашняя аптечка (4ч)

    4-5

    Препараты домашней аптечки.

    Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

    «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

    Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

    Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

    Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.

    Старые лекарства, как с ними поступить.

    6

    Растения-индикаторы, растения-рудознатцы.

    Что из себя представляют растения-индикаторы и растения-рудознатцы? С помощью этих растений возможно найти подземные сокровища

    7

    Итоговое занятие по теме «Домашняя аптечка»

    Т-3. Опыты для малышей (7ч)

    8

    Сахарная змея. Змеи из лекарств.

    Пр.р.№2 «Изготовление фараоновых змей».

    9

    Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов.

    Пр.р.№3 «Разноцветный фейерверк».

    10

    Водоросли в колбе.

    Пр.р.№4 «Химические водоросли»

    11

    Понятие о симпатических чернилах

    Пр.р.№5 «Невидимые чернила»

    12

    Понятие об индикаторах.

    Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Пр.р.№6 «Изменение окраски индикаторов в различных средах».

    13

    Состав акварельных красок

    Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. Пр.р. №7 «Изготовление акварельных красок»

    14

    Итоговое занятие по теме «Опыты для малышей»

    Т-4. «Мыльная» химия (6ч)

    15

    Мыло

    Видеофильм: История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

    Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».

    16

    Зубная паста

    Виды и свойства зубной пасты. Зубной порошок. Зачем надо чистить зубы.

    17

    Понятие о мыльных пузырях

    История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей.

    18-19

    Пр.р.№8 «Мыльные опыты»

    20

    Итоговое занятие по теме «Мыльная» химия»

    Т-5. Чудеса на кухне (15ч)

    21-22

    Поваренная соль, история, значение.

    Чтение сказки про соль, пословиц и поговорок. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд

    23

    Кристаллизация

    Что представляет собой процесс кристаллизации. Какие бывают кристаллы.

    24-25

    Пр.р.№9 «Выращиваем кристаллы»

    26-27

    Пр.р.№10 «Изготовление поделок из солёного теста»

    28

    Пр.р.№11 «Роспись поделок из солёного теста»

    29

    Кислоты на кухне

    Знакомство с лимонной и уксусной кислотой. Испытание индикатором кислой среды. Применение. ТБ в обращении с уксусом.

    30

    Пищевая сода

    Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

    31-32

    Пр.р.№12 «Вулкан»

    33

    Пр.р.№13 «Сила мысли»

    34

    Итоговое занятие

    Что мы узнали о химии?

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

    учебного предмета.

    Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

    Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

    Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

    — вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

    — учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

    Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

    Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

    Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

    Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

    Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

    — формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;

    — воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

    — развитие интеллектуальных и творческих способностей.

    Метапредметными результатами занятий в кружке «Простая химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

    Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

    Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

    Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

    Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

    Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

    Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

    Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

    — проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

    — применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

    Коммуникативные УУД:

    Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

    В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль .

    Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

    Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

    Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах.

    Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

    Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

    — различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

    — понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

    Развитие интеллектуальных и творческих способностей

    Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни .

    Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

    Познавательная деятельность:

    • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, эксперимент;

    • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

    Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    Рефлексивная деятельность:

    • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

    • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    Список литературы

    1. Физика, химия, 5-6 класс, Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С., 2011. 2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002

    2. Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 2005

    3. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.: Дет. лит., 2012

    4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

    5. Юный химик или занимательные опыты с веществами вокруг нас. Издательство «Крисмас», 2006 Н.В.Груздева, В.Н.Лаврова, А.Г.Муравьёв

    Интернет-ресурсы

    http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

    http://www.alhimik.ru/ — АЛХИМИК — ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

    http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html

    multiurok.ru

    Программа кружка « Химия вокруг нас» для учащихся 1-4 классов (внеурочная деятельность)

    Пояснительная записка.

    С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Химия вокруг нас». Он ориентирован на учащихся 1-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

    С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня».

    С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны химический эксперимент и метод наблюдения.

    Изучение курса способствует решению следующих задач:

    • развитие кругозора и интереса к химии;

    • формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы;

    • выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами.

    • знакомство с использованием химических веществ в давние времена жителями своей местности

    Главная цель кружка — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Для этого используются следующие методы проведения занятий:

    • учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;

    • показы учебных фильмов по химии, презентации.

    • беседы с информаторами

    Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 1 года, то есть 34 часа.

    Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Казалось бы, для работы такого кружка необходима богатая материальная база химического кабинета школы. Но изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, в домашней аптечке, в продуктовом и хозяйственном магазинах и на берегу реки. Поэтому серьёзных проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет.

    Практически значимыми результатами работы такого кружка может стать подготовка химического вечера для родителей и оформление постоянной экспозиции «Химия вокруг нас».

    Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

    1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

    2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

    — всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

    3. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
    4. Принцип успешности и социальной значимости. Достигаемые ребенком результаты являются не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

    Планируемые результаты работы.

    Уровни воспитательных результатов

    Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

    Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

    ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

    ·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

    — формы подведения итогов реализации программы (выставки, исследовательские работы, соревнования, праздники и т.д.).

    После изучения данного курса обучающиеся приобретают знания:

    1) Что изучает химия?

    2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д. Умеют обращаться с данными веществами, соблюдая правила техники безопасности.

    3) Влияние человека на природу.

    4) Использование веществ в давние времена людьми данной местности

    Обучающиеся приобретают умения:

    1) Работать с химическим оборудованием.

    4) Планировать и проводить эксперименты.

    5) Описывать явления.

    6) Применять свойства изученных веществ в жизни

    Основное содержание программы.

    Введение (2 часа).

    Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

    Пр.р.№1 « Обращение с химической посудой»

    Тема №1. «Летние чудеса» (3часа)

    Красильные растения Пашозерья. Почему листья меняют окраску осенью.

    Пр.р.№2 «Окрашивание ткани разными растениями»

    Пр.р.№3 «Вытяжка хлорофилла из листьев разной осенней окраски»

    Тема №2. «Чудеса на маминой кухне» (15часов)

    Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Кислоты на кухне.

    Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Крахмал. Белки не только в курином яйце. Сахар. Жиры. Металлы на кухне.

    Пр.р.№4 «Очистка загрязнённой поваренной соли»

    Пр.р.№5 «Опыты с солью»

    Пр.р.№6 «Выращивание кристаллов»

    Пр.р.№7 «Рисование солью»

    Пр.р.№8 «Изготовление поделок из солёного теста»

    Пр.р.№9 «Роспись поделок из солёного теста»

    Тема №3. «Друзья Мойдодыра (химия в ванной комнате) (7 часов)

    История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

    Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». Зубная паста. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств? Жёсткость воды и методы её устранения. Щёлок: как его варили в старину.

    Пр.р №10 «Изготовление мыла»

    Пр.р.№11 «Исследование жёсткости воды из разных источников»

    Пр.р.№12 «Изготовление щёлока»

    Пр.р.№13 «Исследование свойств щёлока»

    Тема №4. « Химия в аптечке» (2часа)

    Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

    «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

    Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

    Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

    Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.

    Старые лекарства, как с ними поступить.

    Тема №5 «Химия вне дома» (2часа)

    Мел, применение, состав.

    Пр.р.№14 «Изготовление мелков»

    Известняк. Мрамор. Глина. Песок.

    Оформление выставки «Химия вокруг нас» (1час)

    Защита исследовательских работ (2часа)

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    34 часа

    Тема занятия

    Содержание

    Дата

    Введение – 2 часа

    1

    Химия – наука о веществах.

    ТБ при работе с химическими веществами.

    Просмотр мультипликационного фильма, который знакомит учащихся с понятием химия и что в него включают.

    2

    Пр. работа №1

    Обращение с химической посудой.

    Тема №1. « Летние чудеса» (3часа)

    3

    Красильные растения Пашозерья

    Знакомство с красильными растениями и способами окраски ткани.

    4

    Пр. работа №2

    Окрашивание ткани

    5

    Пр. работа №3

    Вытяжка хлорофилла из листьев разной осенней окраски

    Тема №2. « Чудеса на маминой кухне» (15 часов)

    6

    Поваренная соль, история, значение.

    Чтение сказки про соль, пословиц и поговорок. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд

    7

    Пр. работа №4

    Очистка загрязнённой соли.

    8

    Пр. работа №5

    Опыты с солью

    9

    Пр. работа №6

    Выращивание кристаллов

    10

    Пр. работа №7

    Рисование солью

    11

    Пр. работа №8

    Изготовление поделок из солёного теста

    12

    Пр.работа №9

    Роспись поделок из солёного теста

    13

    Кислоты на кухне

    Знакомство с лимонной и уксусной кислотой. Испытание индикатором кислой среды. Применение. ТБ в обращении с уксусом.

    14

    Пищевая сода

    Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

    15

    Крахмал

    Получение крахмала, применение. Действие йода на крахмал.

    16

    Белки.

    Где искать белки? Значение. Как отличить шерсть от синтетического волокна. Почему яйцо становится «крутым»?

    17

    Сахар

    Почему сахар сладкий? Горит ли сахар? Леденцы. Где можно найти ещё сахар?

    18

    Жиры

    Как обнаружить жир? Значение жира. Как сделать масляную лампу.

    19

    Металлы на кухне

    Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож? Ржавчина и её удаление.

    20

    Итоговое занятие по теме

    « Химия на маминой кухне»

    Защита исследовательских работ

    Тема №3. «Химия в ванной комнате» (7 часов)

    21

    Мыло

    История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

    Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».

    22

    Пр. работа №10

    Изготовление мыла

    23

    Зубная паста

    Виды и свойства зубной пасты. Зубной порошок. Зачем надо чистить зубы.

    24

    Жёсткость воды. Пр.работа №11

    Жёсткая и мягкая вода. Чем опасна жёсткость, и как её устранить.

    Исследование жёсткости воды из разных источников

    25

    Щёлок.

    Пр. работа№12

    Что такое щёлок? Как его варили в старину?

    Изготовление щёлока

    26

    Пр. работа №13

    Исследование свойств щёлока

    27

    Итоговое занятие по теме « химия в ванной комнате»

    Защита исследовательских работ

    Тема №4. Химия в аптечке (2часа)

    28

    Йод. Зелёнка. Аспирин

    Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

    «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

    Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.

    29

    Перекись водорода. Марганцовка. Борная кислота. Нашатырный спирт.

    Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

    Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

    Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.

    Старые лекарства, как с ними поступить.

    Тема №5 «Химия вне дома» (2часа)

    30

    Мел. Мрамор. Глина. Песок

    Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек и в нашем классе? Посуда и стекло.

    31

    Пр. работа №14

    Изготовление мелков

    32

    Оформление выставки «Химия вокруг нас»

    33-34

    Защита исследовательских работ

    Литература

    1. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002

    2. Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995

    3. Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995

    4. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.:Дет. лит., 1987

    5. Химия в картинках. Курячая М. – М. Дет. Лит., 1992

    6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

    7. Юный химик или занимательные опыты с веществами вокруг нас.

    Издательство «Крисмас+, 2006 Н.В.Груздева, В.Н.Лаврова, А.Г.Муравьёв

    Интернет-ресурсы

    http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

    http://www.alhimik.ru/ — АЛХИМИК — ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

    http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия

    http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Пашозерская основная общеобразовательная школа

    Программа кружка « Химия вокруг нас»

    для учащихся 1-4 классов

    (внеурочная деятельность)

    Составила: Калинина Лидия Сергеевна

    учитель биологии и химии

    2013-2014 учебный год

    infourok.ru

    Кружок «Юный химик» — химия, планирование

    Пояснительная записка

      Химия — это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль хи­мии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в на­стоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени оп­ределяет научно – технический прогресс. Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени. Предлагаемая программа кружка «Юный химик» имеет естественнонаучную  направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний. Теоретические вопросы, включенные в программу, помогут учащимся лучше усвоить темы основного курса химии. Значительная часть времени отводится решению задач – главному критерию творческого основания курса – и практическим работам. Актуальность программы «Юный химик» заключается в том, что в ходе ее реализации совершенствуются умения учащихся решать расчетные задачи, знакомятся с различными способами их решения, углубляются знания учащихся, вырабатываются умения самостоятельно применять приобретенные знания. Решение задач – это важный прием, обеспечивающий более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Умение решать задачи по химии – один из основных критериев творческого усвоения предмета. Через решение задач различных типов и уровней сложности может быть более эффективно освоен курс химии. Решение задач повышенного уровня сложности практически не изучается в школьном курсе. Новизна данной образовательной программы заключается, прежде всего, в том, что в учебный план программы включены разделы, которые направлены на удовлетворение познавательных интересов о веществах, их производстве и их практическом применении в повседневной жизни

    Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы обучающихся (по 15 человек). Предлагается проведение теоретических и практических занятий.

    Цель программы:

    Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной техникеразвитие познавательных интересов и интеллектуальных возможностей. Достижение этой цели обеспечено посредством поставленных задач.

    Задачи программы кружка: :

    Обучающие:

    ·     формирование навыков и умений научно- исследовательской деятельности,

    ·     формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с   веществами;             

    ·     формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;                                   

    ·     продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;

    ·     расширение и углубление знаний учащихся,

    ·     формирование презентационных умений и навыков;                      

    ·     на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;     

    ·     дать возможность учащимся проверить свои способности в    естественнообразовательной области.

    ·     Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии

    Развивающие:

    ·     Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

    ·     Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

    Воспитательные:

    ·     Вызвать интерес к изучаемому предмету

    ·     Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

    ·     Воспитывать нравственнее и духовное здоровье

    В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:

    —       о прикладной направленности химии;

    —       необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;

    —       о веществах и их влияния на организм человека;

    —       о химических профессиях. Основные методы: Беседа, объяснение, проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию.

    Основные формы: В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы учителя и выступления кружковцев, проведение викторин, чтение рефератов с проведением эксперимента, химические вечера, викторины, игры.
    Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.

    Ожидаемые результаты: В результате посещения кружка «Юный химик » учащиеся повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью. Способы определения результативности : самооценка воспитанника, активность обучающихся на занятиях,участие в олимпиадах.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: устные опросы, отчет о проделанной работе, рефераты, сообщения, презентация, конкурсы.

    В процессе посещения кружка учащиеся приобретают следующие умения и навыки: 

    • определять цель, выделять объект исследования;

    • наблюдать и изучать явления и свойства;

    • описывать результаты наблюдений;

    • создавать необходимые приборы;

    • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

    • составлять отчет;

    • делать выводы;

    • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

    • осуществлять проектную деятельность.

    Учащиеся должны знать:

    • правила безопасной работы в кабинете химии;

    • изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи;

    • правила обращения с веществами;

    • правила работы с лабораторным оборудованием;

    • порядок организации рабочего места.

    Предлагаемая программа химического кружка, объемом 72 часа (2 часа в неделю) ориентирована на учащихся 8-10-х классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает .

    Учебно-тематический план первого года обучения

    п/п

    наименование темы

    количество часов

    из них

    теория

    Р.з.

    практика

    Вводное занятие Правила ТБ при работе в кабинете химии.

    1

    1

    1

    Основные химические понятия.

    31

    3

    25

    3

    2

    Основные классы неорганических веществ.

    22

    8

    12

    2

    3

    Расчёты по уравнениям химических реакций.

    18

    4

    14

    Итого

    72

    16

    51

    5

    Содержание изучаемого курса программы первого года обучения

     Вводное занятие  (1 ч.) 

     Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.

    Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.

    Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

    Базовые понятия: правила техники безопасности.

    Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

    Тема  1. Основные химические понятия (всего 31ч. Т-3ч. РЗ-25ч.П-3ч.)

    Вещества. Физические и химические свойства. Химические и физические явления. Смеси. Молекула. Атом. Элемент. Символы химических элементов. Химическая формула вещества. Расчет относительной молекулярной массы. Валентность химических элементов. Определение валентности по химическим формула. Составление химических формул по валентности. Массовая доля элемента в веществе. Вывод химических формул вещества. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Объемные отношения газов. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Химические уравнения. Составление уравнений химических реакций. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

    Практические работы:

    1.Изучение физических свойств веществ (железа, серы, алюминия, воды). 2Признаки химических реакций.

    3.Разделение смеси отстаиванием, фильтрованием, выпариванием, дистилляцией.

    Базовые понятия: Формула вещества. Молекулярная масса. Валентность. Массовая доля элемента. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов. Относительная плотность. Химические уравнения.

    Базовые умения: Вычислять молекулярную массу, массовую долю элемента , молярную массу, молярный объем, относительную плотность. Определять валентность, составлять формулы веществ, уравнений реакций. Иметь навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использовать по назначению химическое лабораторное оборудование.

    Тема 2. Основные классы неорганических веществ (всего 22ч, Т-8ч.РЗ-12ч.ПР-2ч.)

    Оксиды;название,классификация,свойства.Основания:название,классификация,свойства.Кислоты:название,классификация,свойства.Индикаторы. Соли: название, классификация, свойства. Генетическая связь основных классов неорганических веществ. Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме :Основные классы неорганических веществ.

    Базовые понятияОксиды, основания, кислоты, соли.

    Базовые умения: Классифицировать оксиды, основания, кислоты, соли. Характеризовать химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей.

    Тема 3. Расчеты по уравнениям химических реакций (всего18ч. Т-4ч. РЗ-14ч)

    Вычисление массы вещества .Вычисление объема вещества. Вычисление массы вещества ,если известна масса другого ,содержащего определенную долю примесей. Теоретический и практический выход продуктов реакции. Вычисление массы продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке.

    Базовые понятиямасса вещества, объем вещества, теоретический и практический выход вещества ,избыток вещества.

     Базовые умения: решать задачи разных типов.

    Ожидаемые итоги реализации программы кружка «ЮНЫЙ ХИМИК». В результате посещения кружка «Юный химик» обучающиеся повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента решению разных типов задач. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

    Ожидаемые результаты по итогам первого года обучения:

    Должны знать:

    • правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

    • правила сборки и работы лабораторных приборов;

    • определение массы и объема веществ;

    • правила экономного расхода горючего и реактивов;

    • порядок организации своего рабочего места;

     

    Должны уметь:

     

    • осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и  лабораторный эксперимент;

    • осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять  плотность исследуемых веществ;

    • иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;

    • получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией,  работать с растворами различных веществ;

    • находить проблему и варианты ее решения;

    • определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

    • организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-  популярной литературой;

    • писать рефераты, придерживаясь определенных требований;

    • работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять  ошибки в работе других участников группы;

    • вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс; • уверенно держать себя во время выступления, использовать различные  средства наглядности при выступлении

    Формы и методы контроля. 

    Формы контроля: тестирование, анкетирование, фронтальный опрос, вопрос-ответ, дискуссия, наблюдения,» круглые столы», устные опросы, рефераты, презентации. Методы контроля: словесные,наглядные,практические,инлуктивные, дедуктивные,репродуктивные

    Ожидаемые результаты учебного года.

    В ходе освоения курса учащиеся должны

    знать/понимать:

    • правила безопасной работы в кабинете химии;

    •  правила обращения с веществами, правила работы с лаб. оборудованием;

    •  Название, классификацию, свойства основных классов неорганических соединений Основные химические понятия.

    уметь:

    • выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;

    • оказывать меры первой помощи;

    • определять цель, выделять объект исследования;

    • наблюдать и изучать явления и свойства;

    • описывать результаты наблюдений;

    • уметь составлять уравнения, характеризующие свойства веществ;;

    • решать задачи разных типов;

    • составлять отчет о работе;

    • делать выводы;

    • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

    • осуществлять проектную деятельность.

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;

    •  экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
      лабораторным оборудованием;

    • формирования высокой культуры отношения к природе;

    • критической  оценки достоверности  химической  информации,
      поступающей из разных источников.

    Методическое обеспечение образовательной программы.

    тема

    формы

    методы

    Вводное занятие Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.

    обсуждение, занятие-игра, «мозговой штурм» практическое занятие, показ видеофильма

    Беседа, объяснение, проведение опытов ,творческая работа по конструированию и моделированию

    Основные химические понятия

    Устный опрос,
    Беседа, викторина, игра

    Чтение рефератов, эксперимент, наблюдение

    Беседа, объяснение, проведение опытов, конкурсы, выполнение экспериментальных работ, подготовка рефератов

    Основные классы неорганических веществ

    Устный опрос,
    Беседа, викторина, игра

    Чтение рефератов, эксперимент, наблюдение

    Беседа, объяснение, тренировочные упражнения, работа по образцу, выполнение экспериментальных работ

    Расчеты по уравнениям химических реакций

    Беседа, обсуждение, «мозговой штурм», решение задач

    Беседа, объяснение, тренировочные упражнения, работа по образцу

    Итоговое занятие игра «Самый умный»

    Беседа, деловая игра, обсуждение

    Викторина, создание стендов и выпуск газеты «Химический калейдоскоп»

    Натуральные объекты

    Натуральные объекты, используемые при обу­чении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений.

    Химические реактивы и материалы. Химическая лабораторная посуда, аппаратура. Модели

    кри­сталлических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV). йода, железа, меди, магния..

    Учебные пособия на печатной основе

    В процессе обучения используем следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химиче­ских элементов Д. И. Менделеева», «Таблица растворимости кис­лот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов», дидактические материалы.

    Список использованной литературы

    1.Закон Российской Федерации»Об образовании». 2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до2010года .3.Дополнительное образование детей:сборник авторских программ /ред.сост.З.И.Невдахина-вып. 3-М.:Народное образование,2007-416с. 4.Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия.

    Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/

    http://www.xumuk.ru/

    http://www.openclass.ru/

    http://www.vokrugsveta.ru/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/

    Календарно-тематический план первого года изучения

    п/п

    дата

    тематика занятий

    час

    планируемые результаты

    план

    факт

    Вводное занятие  (1 ч.) 

    1

    Химические знания в повседневной жизни человека

    Правила ТБ при работе в кабинете химии.

    1

    Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – эксперименте.

    Тема1. Основные химические понятия (31ч. Т-3ч. РЗ-25ч.П-3ч.)

    2

    Вещества. Физические и химические свойства. П.Р. Изучение физических свойств вещества.

    1

    Знать :вещество, его свойства, различать вещества по их свойствам. Различать вещества по их свойствам.

    3

    Химические и физические явления. П. Р. Признаки хим. реакций.

    1

    По внешним признакам определять произошла ли химическая реакция

    4

    Смеси. П.Р. Разделение смесей.

    1

    Отличать чистое вещество от смеси, способы разделения смесей.

    5

    Молекула, атом, элемент. Символы химических элементов. Относительная атомная масса. Химическая формула вещества.

    1

    Знать как устроены атом ,молекула ,элемент. Знать символы химических элементов. Уметь определять относительную атомную массу. Характеризовать качественный и количественный состав по формуле.

    7-8

    Расчет относительной молекулярной массы.

    2

    Рассчитывать относительную молекулярную массу.

    9-10

    Валентность химических элементов. Определение валентности по хим. формуле.

    2

    Валентность элементов. Определять валентность.

    11-12

    Составление химических формул по валентности.

    2

    Составлять формулы бинарных соединений.

    13-14

    Массовая доля элемента в веществе.

    2

    Рассчитывать массовую долю.

    15-16

    Вывод химической формулы вещества.

    2

    Выводить химическую формулу вещества.

    17-18

    Количество вещества. Решение олимпиадных задач.

    2

    Р.З, на количество вещества.

    19-20

    Моль. Решение олимпиадных задач.

    2

    Р.З. на моль.

    21-22

    Молярная масса. Решение олимпиадных задач.

    2

    Р.З. на вычисление молярной массы.

    23-24

    Объёмные отношения газов. Решение олимпиадных задач.

    2

    Решение задач на вычисление объёмных отношений газов.

    25-26

    Закон Авогадро. Решение олимпиадных задач.

    2

    Решение задач на закон Авогадро.

    27-28

    Молярный объём газов. Решение олимпиадных задач.

    2

    Решение задач на молярный объём газов.

    29-30

    Относительная плотность газов. Решение олимпиадных задач.

    2

    Решение задач на относительную плотность газов.

    31-32

    Химические уравнения. Составление уравнений химических реакций .Решение олимпиадных задач.

    2

    Составлять уравнения химических реакций.

    Тема 2.  Основные классы неорганических веществ(22ч, Т-8ч. РЗ-12ч.ПР-2ч.)

    33-34

    Оксиды: название, классификация, свойства.

    2

    Знать классификацию, название и свойства оксидов.

    35-36

    Упражнения в применении знаний. Составление уравнений, характеризующих свойства оксидов. Получение.

    2

    Уметь составлять уравнения, характеризующие свойства оксидов.

    37-38

    Основания: название, классификация, свойства.

    2

    Знать классификацию, название и свойства оснований.

    39-40

    Упражнения в применении знаний. Составление уравнений ,характеризующих свойства оснований.

    2

    Уметь составлять уравнения, характеризующие свойства оснований.

    41-42

    Кислоты: название, классификация, свойства.

    2

    Знать классификацию, название и свойства кислот.

    43-44

    Упражнения в применении знаний . Составление уравнений, характеризующих свойства кислот .Получение.

    2

    Уметь составлять уравнения, характеризующие свойства кислот.

    45-46

    Соли: название, классификация, свойства.

    2

    Знать классификацию, название и свойства солей.

    47-48

    Упражнения в применении знаний. Составление уравнений, характеризующих свойства солей. Получение.

    2

    Уметь составлять уравнения, характеризующие свойства солей, получение.

    49-52

    Генетическая связь основных классов неорганических соединений.

    4

    Составлять уравнения реакций.

    53-54

    Практическая работа : «Решение экспериментальных задач по теме : «Основные классы неорганических в-в».,

    2

    Уметь применять полученные знания на практике.

    Тема 3 Расчёты по уравнениям химических реакций(18ч. Т-4ч. РЗ-14ч)

    Решение задач на избыток в-ва.

    55-57

    Вычисление массы вещества. Решение олимпиадных задач.

    3

    Решать задачи на вычисление массы в-в.

    58-60

    Вычисление объёма вещества. Решение олимпиадных задач.

    3

    Решать задачи на вычисление объёма в-ва.

    61-63

    Вычисление массы вещества,если известна масса другого,содержащего определённую долю примесей.

    3

    Решение задач на вычисление массы в-в.

    64-66

    Теоретический и практический выход вещества.

    3

    Решение задач на выход в-ва.

    67-69

    Вычисление массы продукта реакции, если в-во в избытке.

    3

    Решение задач на избыток в-ва.

    70

    Решение комбинированных задач

    1

    71-72

    Итоговый урок. «Самый умный»

    2

    kopilkaurokov.ru

    Программа кружка « Химия вокруг нас» для учащихся 1-4 классов (внеурочная деятельность)

    Пояснительная записка.

    С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Химия вокруг нас». Он ориентирован на учащихся 1-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

    С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня».

    С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны химический эксперимент и метод наблюдения.

    Изучение курса способствует решению следующих задач:

    • развитие кругозора и интереса к химии;

    • формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы;

    • выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами.

    • знакомство с использованием химических веществ в давние времена жителями своей местности

    Главная цель кружка — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Для этого используются следующие методы проведения занятий:

    • учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;

    • показы учебных фильмов по химии, презентации.

    • беседы с информаторами

    Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 1 года, то есть 34 часа.

    Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Казалось бы, для работы такого кружка необходима богатая материальная база химического кабинета школы. Но изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, в домашней аптечке, в продуктовом и хозяйственном магазинах и на берегу реки. Поэтому серьёзных проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет.

    Практически значимыми результатами работы такого кружка может стать подготовка химического вечера для родителей и оформление постоянной экспозиции «Химия вокруг нас».

    Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

    1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

    2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

    — всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

    3. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
    4. Принцип успешности и социальной значимости. Достигаемые ребенком результаты являются не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

    Планируемые результаты работы.

    Уровни воспитательных результатов

    Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

    Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

    ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

    ·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

    — формы подведения итогов реализации программы (выставки, исследовательские работы, соревнования, праздники и т.д.).

    После изучения данного курса обучающиеся приобретают знания:

    1) Что изучает химия?

    2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д. Умеют обращаться с данными веществами, соблюдая правила техники безопасности.

    3) Влияние человека на природу.

    4) Использование веществ в давние времена людьми данной местности

    Обучающиеся приобретают умения:

    1) Работать с химическим оборудованием.

    4) Планировать и проводить эксперименты.

    5) Описывать явления.

    6) Применять свойства изученных веществ в жизни

    Основное содержание программы.

    Введение (2 часа).

    Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

    Пр.р.№1 « Обращение с химической посудой»

    Тема №1. «Летние чудеса» (3часа)

    Красильные растения Пашозерья. Почему листья меняют окраску осенью.

    Пр.р.№2 «Окрашивание ткани разными растениями»

    Пр.р.№3 «Вытяжка хлорофилла из листьев разной осенней окраски»

    Тема №2. «Чудеса на маминой кухне» (15часов)

    Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Кислоты на кухне.

    Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Крахмал. Белки не только в курином яйце. Сахар. Жиры. Металлы на кухне.

    Пр.р.№4 «Очистка загрязнённой поваренной соли»

    Пр.р.№5 «Опыты с солью»

    Пр.р.№6 «Выращивание кристаллов»

    Пр.р.№7 «Рисование солью»

    Пр.р.№8 «Изготовление поделок из солёного теста»

    Пр.р.№9 «Роспись поделок из солёного теста»

    Тема №3. «Друзья Мойдодыра (химия в ванной комнате) (7 часов)

    История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

    Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». Зубная паста. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств? Жёсткость воды и методы её устранения. Щёлок: как его варили в старину.

    Пр.р №10 «Изготовление мыла»

    Пр.р.№11 «Исследование жёсткости воды из разных источников»

    Пр.р.№12 «Изготовление щёлока»

    Пр.р.№13 «Исследование свойств щёлока»

    Тема №4. « Химия в аптечке» (2часа)

    Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

    «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

    Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

    Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

    Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.

    Старые лекарства, как с ними поступить.

    Тема №5 «Химия вне дома» (2часа)

    Мел, применение, состав.

    Пр.р.№14 «Изготовление мелков»

    Известняк. Мрамор. Глина. Песок.

    Оформление выставки «Химия вокруг нас» (1час)

    Защита исследовательских работ (2часа)

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    34 часа

    Тема занятия

    Содержание

    Дата

    Введение – 2 часа

    1

    Химия – наука о веществах.

    ТБ при работе с химическими веществами.

    Просмотр мультипликационного фильма, который знакомит учащихся с понятием химия и что в него включают.

    2

    Пр. работа №1

    Обращение с химической посудой.

    Тема №1. « Летние чудеса» (3часа)

    3

    Красильные растения Пашозерья

    Знакомство с красильными растениями и способами окраски ткани.

    4

    Пр. работа №2

    Окрашивание ткани

    5

    Пр. работа №3

    Вытяжка хлорофилла из листьев разной осенней окраски

    Тема №2. « Чудеса на маминой кухне» (15 часов)

    6

    Поваренная соль, история, значение.

    Чтение сказки про соль, пословиц и поговорок. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд

    7

    Пр. работа №4

    Очистка загрязнённой соли.

    8

    Пр. работа №5

    Опыты с солью

    9

    Пр. работа №6

    Выращивание кристаллов

    10

    Пр. работа №7

    Рисование солью

    11

    Пр. работа №8

    Изготовление поделок из солёного теста

    12

    Пр.работа №9

    Роспись поделок из солёного теста

    13

    Кислоты на кухне

    Знакомство с лимонной и уксусной кислотой. Испытание индикатором кислой среды. Применение. ТБ в обращении с уксусом.

    14

    Пищевая сода

    Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

    15

    Крахмал

    Получение крахмала, применение. Действие йода на крахмал.

    16

    Белки.

    Где искать белки? Значение. Как отличить шерсть от синтетического волокна. Почему яйцо становится «крутым»?

    17

    Сахар

    Почему сахар сладкий? Горит ли сахар? Леденцы. Где можно найти ещё сахар?

    18

    Жиры

    Как обнаружить жир? Значение жира. Как сделать масляную лампу.

    19

    Металлы на кухне

    Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож? Ржавчина и её удаление.

    20

    Итоговое занятие по теме

    « Химия на маминой кухне»

    Защита исследовательских работ

    Тема №3. «Химия в ванной комнате» (7 часов)

    21

    Мыло

    История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

    Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».

    22

    Пр. работа №10

    Изготовление мыла

    23

    Зубная паста

    Виды и свойства зубной пасты. Зубной порошок. Зачем надо чистить зубы.

    24

    Жёсткость воды. Пр.работа №11

    Жёсткая и мягкая вода. Чем опасна жёсткость, и как её устранить.

    Исследование жёсткости воды из разных источников

    25

    Щёлок.

    Пр. работа№12

    Что такое щёлок? Как его варили в старину?

    Изготовление щёлока

    26

    Пр. работа №13

    Исследование свойств щёлока

    27

    Итоговое занятие по теме « химия в ванной комнате»

    Защита исследовательских работ

    Тема №4. Химия в аптечке (2часа)

    28

    Йод. Зелёнка. Аспирин

    Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

    «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

    Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.

    29

    Перекись водорода. Марганцовка. Борная кислота. Нашатырный спирт.

    Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

    Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

    Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.

    Старые лекарства, как с ними поступить.

    Тема №5 «Химия вне дома» (2часа)

    30

    Мел. Мрамор. Глина. Песок

    Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек и в нашем классе? Посуда и стекло.

    31

    Пр. работа №14

    Изготовление мелков

    32

    Оформление выставки «Химия вокруг нас»

    33-34

    Защита исследовательских работ

    Литература

    1. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002

    2. Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995

    3. Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995

    4. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.:Дет. лит., 1987

    5. Химия в картинках. Курячая М. – М. Дет. Лит., 1992

    6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

    7. Юный химик или занимательные опыты с веществами вокруг нас.

    Издательство «Крисмас+, 2006 Н.В.Груздева, В.Н.Лаврова, А.Г.Муравьёв

    Интернет-ресурсы

    http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

    http://www.alhimik.ru/ — АЛХИМИК — ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

    http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия

    http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Пашозерская основная общеобразовательная школа

    Программа кружка « Химия вокруг нас»

    для учащихся 1-4 классов

    (внеурочная деятельность)

    Составила: Калинина Лидия Сергеевна

    учитель биологии и химии

    2013-2014 учебный год

    kopilkaurokov.ru

    Химия для малышей — Доверие — частная школа и детский сад

    С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Кружок рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года для учащихся начальной школы (с 1 по 5 класс). Основной курс кружка включает теоретические и практические занятия по предметам естественнонаучного цикла. Он ориентирован на учащихся 1-5 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

         С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу позитивного осмысления предмета. Основным методом обучения выбран химический эксперимент.

         Изучение курса способствует решению следующих задач:

    • развитие интереса к химии;
    • формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы;
    • выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами;
    • подготовка учащихся к восприятию нового предмета.

         Главная цель кружка — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Используются следующие методы проведения занятий:

    • учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;
    • показы учебных фильмов по химии, презентации.

         Изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, на садовом участке, в продуктовом и хозяйственном магазинах, в аптеке и на берегу реки.

         Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.

         Если у вас появилось желание узнать окружающий мир, проявить себя в научной жизни школы, добро пожаловать в наш кружок «Химия для малышей».

    school-doverie.ru

    Кружок по химии «Химия вокруг нас»

    РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

    Председатель МС ___________ ______________ _____________ ________

    (подпись) (расшифровка) (подпись) (расшифровка подписи)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

    ПО ХИМИИ

    ДЛЯ 5,6 КЛАССОВ

    В 2016-2017 ГОДУ

    «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

    Учитель _____________

    д. Никифоровская

    2016г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа кружка предназначена для обучающихся 5,6 классов, носит познавательный характер. Предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю).

    Содержание программы формирует у учащихся представление о химии как науке, пронизывающей все стороны жизни человека и существования природы, способствует пониманию важности и необходимости изучения предмета химии в школе, расширяет кругозор и помогает ориентироваться в огромном мире химических веществ, используемых нами в быту.

    Интеграция с биологией, физикой, экологией, геологией, медициной, искусством позволяет оценить всеобъемлющий характер этой науки, а большое количество разнообразных опытов и практических работ — ее экспериментальный характер.

    Новизна данной программы состоит в том, что большинство существующих программ ориентированы на учащихся более старшего возраста, в основном, семиклассников. Предлагаемый курс занятий позволяет к 7 классу освоить навыки экспериментальной работы и заинтересовать учащихся в изучении этого предмета, а также создать базу основных понятий, облегчающих восприятие огромного фактического материала,

    который неожиданно возникает при изучении химии в 8 классе.

    Актуальность этой программы состоит в том, что современные дети к 5 классу еще находятся в состоянии активного познания природы и желании разобраться в ее устройстве и уже обладают необходимым багажом знаний, который позволяет им овладевать дальнейшими

    навыками в изучении природы, углублять эти знания и расширять кругозор. Кроме того, в условиях сокращения часов, отводимых на изучении химии в школе, остается мало времени на реальную демонстрацию опытов и проведение экспериментальных работ (их заменяют

    виртуальные лаборатории и видеосюжеты), что снижает мотивацию учащихся в изучении данного предмета. Предлагаемая же программа предполагает постоянную экспериментальную работу школьников.

    Цели программы:

    — подготовка учащихся к изучению химии;

    — развитие познавательного интереса;

    — формирование представлений о химической науке;

    — овладение экспериментальными навыками;

    — расширение кругозора;

    — повышение общего уровня культуры.

    Задачи:

    совершенствовать навыки химического эксперимента;

    — подготовить учащихся к практической деятельности;

    — создать условия для совершенствования работы с компьютером, поиска необходимой информации, подготовки презентаций, защиты своих работ.

    развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;

    — развивать познавательные интересы и творческие способности;

    — формировать научную картину мира.

    Данная программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю) и может явиться первым этапом в подготовке учащихся к изучению химии в средней школе. На втором этапе возможно проведение дифференцированных занятий, связанных с осуществлением проектной деятельности по выбранной теме.

    Содержание программы предполагает разные формы занятий — беседа, электронная презентация, лабораторный опыт, практическая работа,

    просмотр научно-популярного фильма, творческое занятие, круглый стол, экскурсия.

    Итогом реализации программы будет выставка рисунков, а также сообщение или мини-проект на выбранную тему.

    Срок реализации: 2016-2017 учебный год

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

    В результате изучения химии ученики:
    — разовьют познавательный интерес к химии;

    — сформируется представление о химической науке;

    — овладеют экспериментальными навыками;

    — расширят кругозор;

    — повысят общую культуру развития.

    КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Практическая работа «Знакомство с лабораторным оборудованием».

    3

    Наблюдение и эксперимент как методы изучения химии.

    Практическая работа «Вода — универсальный растворитель».

    4

    Физические свойства веществ.

    Лабораторная работа «Взвешивание».

    5-6

    Соль – уникальное неорганическое вещество.

    Практическая работа «Выращивание кристаллов соли. Очистка поваренной соли».

    7

    Твердые вещества. Кристаллы.

    Практическая работа «Выращивание кристаллов медного купороса».

    8

    Определение температуры и плотности жидкости

    с помощью ареометра и термометра.

    9

    Урок занимательной химии.

    Демонстрационные опыты: «Химический снег», «Вулкан» и др.

    10

    Химия и медицина. Лекарства и яды.

    Лабораторная работа «Изучение состава гигиенических средств и косметических препаратов».

    11

    Химия — хозяйка домашней аптечки.

    Лабораторная работа «Изучение состава домашней аптечки».

    12

    Растворы.

    Практическая работа «Изучение моющего действия средств бытовой химии».

    13

    Да здравствует мыло душистое. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды.

    14-15

    Химия и искусство. Краски.

    Практическая работа «Изучение состава красок».

    16

    Химия и экология. Практическая работа

    «Выведение масляных пятен с ткани».

    17

    Ржавчина — химическое изменение вещества.

    Демонстрационный опыт «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги»,

    Лабораторная работа «Удаление ржавчины с ткани».

    18

    Способы разделение смесей. Разделение воды и растительного масла, соли и воды, песка и железных опилок.

    19

    Утилизация твёрдых бытовых отходов в д.Никифоровская.

    20

    Экология жилища.

    21

    Капитальный ремонт.

    22-23

    Химик изучает рекламу.

    24

    Состав пищи. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.

    Жиры. Содержание жиров в продуктах питания.

    Лабораторная работа «Определение жиров в семенах и в орехах».

    25

    Химия и биология. Биологически активные вещества. Лабораторная работа «Анализ школьного меню».

    26

    Белки. Содержание белков в продуктах питания. Распознавание белков. Белки растительного и животного происхождения. Свойства белков.

    Практическая работа «Определение белка в курином яйце, молоке, сыре». «Свойства белков».

    27

    Углеводы. Крахмал. Содержание крахмала в продуктах питания.

    Практическая работа «Получение крахмала из свежего картофеля», «Определение при помощи иода крахмала в картофеле, в зеленом яблоке, в белом хлебе».

    28

    Витамины. Содержание витаминов в продуктах питания. Значение витаминов для человека.

    Практическая работа «Определение витаминов: А, С, Е в растительном масле».

    29

    Чипсы: вред или польза?

    30

    Горькая правда о сладком лимонаде.

    31

    Почва. Состав почвы. Известь, кислота.

    Практическая работа «Изучение состава почвы».

    32-33

    Мини-проект «Изучение влияния типа удобрений на рост растений».

    34

    Защита мини-проектов. Подведение итогов работы кружка.

    ОПИСАНИЕ УЧЕБНО _ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    1.Чернобельская Г.М., Дементьев А. И. Введение в химию. М.:ВЛАДОС.2013г.

    2.Тонких Д. М., Чернобельская Г.М., Шабаршин В.М. Особенности проведения эксперимента в химическом кружке для третьеклассников. Химия (ИД «Первое сентября»),2004г,№8,11.

    3.Чернобельская Г. М. Химический кружок с третьеклассниками. Химия (ИД «Первое сентября»).

    4.Тонких Д.М. Методика работы учителя химии в школе полного дня. Выступление на Третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов 8 апреля 2004 года.

    5.Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Домашняя химия М.: Русское энциклопедическое общество.2011г.

    6. Степин Б. Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.:Дрофа.2012г.

    7. Степин Б. Д., Аликберова Л.Ю., Рукк Н.К.Химия в быту и на каждый день.-М.:Русское энциклопедическое товарищество,2011г.

    8.Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия,2013г.

    9.Жилин Д.М.Юный химик.130 опытов с веществами для детей от 11 до 15 лет.: МГИУ,2011г.

    10.Малышкина В. Занимательная химия. СПб.: Тригон,2013г.

    11.Пичугина Г.В. Ситуационные задания по химии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014г.

    НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ.

    Не оцениваются.

    КОНТРОЛЬНО — ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Нет.

    infourok.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о