Дошкольный дефектолог – —

    Основы дошкольной дефектологии и актуальные проблемы логопедии

    Развитие детей волновало ученых ещё в древние времена. Ещё в Древней Греции были труды, которые содержали статьи о развитии детей, которые умственно отстают от своих сверстников и что можно сделать для того, чтобы они как можно лучше адаптировались в жизни. Особо значительных успехов в этом отношении смог достичь великий ученый того времени Аристотель, который уже в то время смог понять, что все проблемы заключаются в том, что психическое развитие ребенка отличается от общепринятого, именно от этого возникают все проблемы. Однако, к большому сожалению, те времена были такими, что ещё не было разработано методик, благодаря которым такие дети могли бы развиваться, так что все приводило к тому, что они просто не могли развиваться, что обрекало их на участь изгоев.

    Однако, по прошествии времени, медицина из примитивной стала весьма прогрессивной и тогда очень актуальными стали вопросы о том, каким образом можно помочь таким детям, как сделать так, чтобы они смогли адаптироваться в реальной жизни. Именно поэтому появилась такая наука, как дефектология, которая стала стремительным образом развиваться, главным объектом её изучения являются именно «аномальные» дети, изучаются вопросы закономерности их развития, каким образом их следует воспитывать и обучать, какие методы для этого следует применять. И очень важными вопросами дефектологии являются аспекты приобщения таких детишек к нормальному труду и жизни среди обыкновенных людей.

    О некоторых исторических аспектах

    Если говорить о дошкольной дефектологии, как науке, то она имеет прямое отношение к педагогической практике, здесь научно познаются дети самых разных возрастов. Речь идет о тех детях, которые имеют некоторого рода отклонения в развитии, причем такие отклонения могут быть, как физического, так и умственного характера. По таким причинам дети не имеют возможности получать образование и воспитание в тех условиях, в которых это делают остальные дети, развитие которых среднее и приближено к норме. То есть здесь существует определенная культура, в которую некоторые дети просто не вписываются.

    Если же говорить о самом термине «дефектология», то здесь имеет место происхождение от двух слов «отсутствие» и «мысль» (все это в переводе с латинского языка). То есть понятно, в чем состоит основа — образовательная и обучающая деятельность для детей дошкольного возраста, которая заключается не только в теории, но и в практике, с диагностированными недостатками развития, которые могут быть, как психическими так и физическими.

    Дефектология как отрасль педагогической науки широко развивается во многих государствах, там в основном речь идет о специальной программе обучающего характера, а также о педагогической деятельности лечебного характера. Все это направлено на образовательную деятельность детей, которые имеют отличия в своем развитии от других.

    Дефектология как наука получила широкое развитие в начале прошлого столетия, именно тогда на детей с умственной отсталостью взялось государство на самом серьезном уровне. Очень важным для развития такой науки стала время окончания революции, когда государственная власть решила заниматься серьезно детьми посредством образования специализированных учебных заведений, где работали выдающиеся специалисты того времени. Дошкольная наука дефектология изучалась на самом высоком уровне и успехи были достигнуты самые серьезные.

    Если говорить о настоящем времени, то в Российской Федерации имеется много организаций, где обучаются дошкольники. Здесь разрабатываются и организуются все процессы, с помощью которых осуществляется воспитание и обучение таких детишек, очень важным аспектом является подготовка детей к отношениям социально типа , и очень важно отметить то, что таким детям дают возможность максимально комфортно адаптироваться в обществе людей.

    Какие цели ставит перед собой дошкольная дефектология?

    Такая наука прежде всего ставит перед собой цели изучать индивидуальность детей с различными патологиями, учитывать их особые потребности. Также важной целью является выявление природы дефекта, очень важно определить его причины и следствие то, насколько он влияет на развитие психики. Внимательным образом изучается закономерность детского развития, их обучающего процесса, также очень важно приобщать детей, которые имеют определенного рода отклонения к определенным нормам социального и педагогического характера, очень важно то, чтобы такие дети максимально быстро и комфортно для себя приспособились к современной повседневной жизни. Помимо того наука включает в себя изучение обобщения, систематизации и внедрения имеющихся результатов в практическую деятельность для того, чтобы личность ребенка максимально совершенствовалась.

    Современная дефектология имеет различные методы, однако цель у них едина — объективным образом исследовать недостатки физического и психического характера у детей. Именно так должен осуществляться научный подход, которые включает в себя главные задачи дефектологического характера. И к таким задачам, прежде всего, относятся:

    • организовать должным образом план обучения и в плане обучающих программ организаций для обучения детей дошкольного возраста, предназначенных для обучения детей с определенными аномалиями;
    • сделать все для становления личности ребенка, если его жизненные возможности ограничены;
    • необходимо сформировать все классификации для таких пациентов (разработанные педагогами и психологами), как дети дошкольного возраста с различными аномалиями;
    • необходимо разработать подход рационального типа ко всем процессам восприятия и для того, чтобы такие дети имели возможность развиваться полноценно, не смотря на ограниченные возможности;
    • необходимо делать все возможное, чтобы максимально эффективно корректировать недостатки, которые имеются у детей, когда они начинают воспринимать и познавать мир;
    • необходимо обосновывать методы, которые используются в обучении, а также организовывать специально разработанные упражнения, с помощью которых есть возможность создавать максимально подходящие условия для воспитательной деятельности детей с определенными патологиями;
    • находить цели основного характера, направления, ставить задачи, помимо этого разработать концепции и системы для детей, которые нуждаются в образовании специального типа;
    • сделать обобщение приобретенного опыта, внедрить результаты полученных исследований и начать разрабатывать новые образовательные приемы, которые более совершенны;
    • делать прогнозы определенного характера, которые имеют отношение к области образования специализированной направленности;
    • исследовать и внедрять механизмы, которые разработаны психологами и педагогами, разного рода методики, с помощью которых можно осуществлять деятельность профилактического характера и разного рода патологий;
    • искать разные пути и способы для того, чтобы улучшить жизнь детей, которые имеют определенные аномалии различного характера, создать им все условия для максимально приемлемых условий для жизни.

    Однако такие цели носят локальный характер, главное же — делать все для детей, которые имеют особые нужды, для них нужно сделать все, чтобы открыть все возможности, они должны принимать посильное участие (а лучше всего, если активное) в жизни общества, их жизнь должна быть максимально насыщенной и для этого сегодня имеются все условия. При повышении квалификации педагоги получают новые знания, которые помогут детям с некоторыми аномалиями в полной мере.

    В чем заключается учебная концепция?

    В основе современной дошкольной дефектологии лежат принципы, посредством которых имеется возможность действовать как коррекционными, так и педагогическими методами. Такая научная деятельность ставит основной целью максимальным образом содействовать развитию детей с определенными патологиями, сделать все для становления их, как личности. Все это имеет отражение в программах обучения для детей дошкольного возраста.

    Если говорить о социальном обществе и педагогической деятельности, то воспитывать детей дошкольного возраста, которые имеют определенные дефекты (здесь речь может идти и о физических и психических отклонениях), то это представляется довольно сложной задачей. То же самое можно сказать о способах их обучающего процесса и социализации. Однако, есть решения в целях дефектологии, то есть нужно делать все, чтобы обеспечивать условия для того, чтобы дети с некоторыми аномалиями готовились к образовательному процессу, при этом должны приниматься во внимание их возможности, возраст и критерии индивидуального характера. Все делается для того, чтобы образование максимально помогало таким детям адаптироваться в реальной жизни.

    Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенность утверждать, что основная цель такой науки, как дефектология является развивающий процесс детей с определенными проблемами, которым требуется последующая адаптация в современном социуме, чтобы им было дано максимально полноценное образование. Для этого активным образом применяются специальные программы образовательного характера, такое образование способствуют осуществлению полезной и познавательной деятельности, для того, чтобы в организации отношений у таких детей не возникало никаких осложнений. Так как не редко именно они становятся причиной разного рода отклонений и изменений деструктивного характера в поведении таких детей.

    Имеется и переподготовка воспитателей дефектология для которых является призванием, чтобы их деятельность осуществлялась максимально эффективным образом.

    Основные принципы обучающего процесса

    При осуществлении научной деятельности, дошкольная дефектология принимает во внимание основные принципы психологического и педагогического характера, именно такие принципы лежат в основе познания научным способом детей, которые имеют различные отклонения:

    • должна быть единая направленность на весь педагогический процесс;
    • необходимо систематизировать весь педагогический процесс, он должен быть единым;
    • подход должен быть максимально гуманистическим;
    • необходимо использовать приемы комплексного характера;
    • к ребенку с определенными аномалиями должен быть подход максимально уважительного характера, как к полноценному индивидууму;
    • требования, предъявляемые к ребенку, должны носить исключительно разумный характер, все должно в полной мере соответствовать его возможностям;
    • все внимание необходимо сосредотачивать исключительно на аспектах положительного характера;
    • педагогические методы должны быть прямыми и параллельными, то есть они должны быть совмещены;
    • нужно учитывать принцип активного и сознательного участия детей в развивающем процессе, учитывая специальные программы, здесь речь идет о воспитании, обучающем процессе и образовании.

    Вспомогательные принципы обучающего процесса

    Есть и вспомогательная сторона дефектологии, здесь все опирается на особые принципы деятельности коррекционной и педагогической направленности:

    • все диагностические и коррекционные процессы должны быть объединенными;
    • необходимо систематизировать задачи, с помощью которых можно корректировать и развивать деятельность наравне с профилактикой;
    • необходимо самым внимательным образом изучать детские потребности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, все это должно закладываться в программы образования;
    • очень важно объединяться с ближайшим окружением, которое имеет социально-значимый характер.

    Помимо этого ученые-дефектологи разрабатывают новые методы и средства, которые соответствуют научным целям и помогают детям с ограниченными возможностями получать всю необходимую помощь, таким образом поддерживаются все принципы такого направления.

    Очень много ученых посвятили такой науки серьезные труды, по которым и сегодня обучаются педагоги. Здесь отмечаются лапшин пузанов автор основы дефектологии и выготский л с автор основы дефектологии.

    Какие области составляю основу дефектологии?

    Такая наука является единой и самостоятельной отраслью, она ставит задачи наблюдать и оказывать помощь специального характера детям с аномальными явлениями. Также нужно отметить, что дефектология имеет самые тесные связи и с иными науками, такими, как социология, психология, педагогика, психиатрия и невропатология. Это объясняется тем, что аномальные явления могут возникать по совершенно разным причинам, их течение и последствия также могут быть разными. Так что и связь дефектологической науки с другими научными направлениями носит явный и разнообразный характер.

    Если говорить о целях дефектологии, то они во многом совпадают с педагогикой, тем менее первая отличается уникальностью своей концепции, здесь выделяются специальные воспитательные о обучающие системы детей, которые имеют определенные патологии в своем развитии.

    Есть такие сферы, в которых дефектология практикуется непосредственным образом, и разделы дефектологии здесь такие:

    • сурдопедагогика является отдельным направлением, рассматривающим проблемы детей с глухотой, здесь разрабатываются методы их воспитания и обучения;
    • тифлопедагогика изучает детей, которые имеют проблемы со зрением;
    • логопедия — систематизирует все знания теоретического характера, с помощью которых можно осуществлять деятельность практического характера для воспитания и обучения детей, которые имеют нарушения с речью. Логопедия для дошкольников является очень важной составляющей, чем успешнее она будет развиваться, тем лучше дети смогут общаться. Здесь активно применяется специальная гимнастика для языка, такая гимнастика была разработана ведущими логопедами, если гимнастика для языка выполнятся должным образом, то это в скором времени дает положительный результат. Но при этом необходимо быть максимально внимательными и терпеливыми, только тогда можно на это надеяться.

    Заключительная часть

    Специальное дефектологическое направление есть для малышей, которое имеет свой профиль. Структура такого обучения может быть разной, однако цель всегда одна — устранение речевого дефекта. Здесь можно сказать и об избавлении дефекта при дизартрии. На эту тему написано немало трудов, если обратить внимание на некоторые научные статьи, то становится видно, что логопедическая наука предусматривает выполнение специальных упражнений для устранения речевых дефектов.

    Для проведения исследований научно-педагогического характера существуют определенные методы:

    • надо сначала произвести наблюдение, а затем собрать все имеющиеся данные о ребенке, его развитии и имеющихся нарушениях;
    • очень важно осуществить своевременную и точную диагностику;
    • исключительно важно находится в постоянном контакте с ребенком;
    • ребенка необходимо поместить в специальные условия, чтобы проверить имеющиеся гипотезы.

    Очень важно принимать во внимание то обстоятельство, что на конечный результат воспитания, обучения и образования влияют недостатки, которые у ребенка имеются. Причем, все здесь строится на индивидуальной основе, то есть, если одного ребенка можно эффективно лечить одним способом, это совершенно не означает, что аналогичным способом можно лечить и другого ребенка, результат может быть совершенно иным. Для того, чтобы выбрать максимально оптимальные воспитательные и образовательные программы для работы с аномальными детьми, необходимо принимать во внимание их возраст, а также очень важно обратить внимание на тот период, когда у ребенка начались нарушения. Если речь не идет а патологиях врожденного характера. Все это нужно принимать во внимание при воспитании и обучении ребенка.

    Дело в том, что причиной патологии у ребенка могут быть различные травмы (они могут носить и производственный характер), катаклизмы природного характера, ребенок мог попасть в ДТП, быть на территории проведения военных действий, а также стать жертвой преступлений экологического характера.

    Именно такие процессы и обучение оказывают на детей дошкольного возраста с определенным нарушением физического или психического характера значительное влияние и дает возможность жить максимально комфортно в современном обществе. Если все делать правильно, очень скоро таким детям не придется получать образование по каким-то специальным методикам, если им не будет оказана помощь в нужное время, то это может принести серьезный вред. Очень важно начать процесс воспитания и обучения именно в дошкольном возрасте, когда закладываются все основы, в противном случае можно столкнуться с тем, что процессы развития существенно тормозятся, также можно наблюдать и другие негативные последствия.

    Машины сказки. Логопедические занятия для малышей. Водный транспорт. Воздушный транспорт.


    САМЫЙ ЛУЧШИЙ ЛОГОПЕД. ЧАСТЬ 1.

    Машины сказки. Логопедические занятия для малышей. Птицы для детей — как клокочет индюк?

    Занятие по развитию речи для малышей 2- 3 лет.

    Логопедические распевки для детей подряд. слушать без остановки

    Гимнастика для языка с ребенком. Логопедической упражнение

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА и МАССАЖ ДЕТЯМ★от 1г до 4 лет

    Детство на

    Тяжелые нарушения речи,СДВГ, дизартрия. Коррекция ТНР, СДВГ, дизартрии.

    Логопедические упражнения для детей 4-5 лет

    Звук Ш. Как научиться выговаривать звук Ш за 5 минут?

    ЛОГОПЕД|ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ|ДИАГНОСТИКА В ПОЛИКЛИНИКЕ

    Логопедические сказки. Логопедическая сказка

    Логопедия. Мастер-класс по зондовому массажу для детей с недоразвитием речи

    Как растянуть уздечку языка? Логопедические упражнения.

    Современные тенденции образования детей с нарушением слуха

    medistoriya.ru

    Статья «Учитель-дефектолог в детском саду»

    Учитель-дефектолог в детском саду

    Учитель-дефектолог в детском саду — это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.

    В широком понимании учитель-дефектолог является специалистом, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле учитель- дефектолог – это коррекционный педагог.

    Основные формы работы учителя-дефектолога: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Главная задача учителя-дефектолога

    определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.

    Цель коррекционно-развивающих занятий

    конкретная помощь конкретному ребенку.

    Функции учителя-дефектолога в детском саду

    Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

    Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины.

    Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой.

    При проведении обследования основная роль отводится учителю-дефектологу, затем к обследованию подключаются: логопед, психолог, инструктор ЛФК, руководитель музыки, воспитатель.

    Учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

    Деятельность учителя-дефектолога также направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

    Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

    Конечно, не все дети нуждаются в услугах учителя-дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, учитель-дефектолог в детском саду просто необходим.

    Основную часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалистов совместно с родителями.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Дошкольная дефектология | СГУ — Саратовский государственный университет

    Основная образовательная программа бакалавриата «Дошкольная дефектология», реализуемая Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского по направлению подготовки «44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования.

    Цель программы бакалавриата — подготовка высококвалифицированных педагогов-дефектологов для работы с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития, обладающих современными научными знаниями и владеющих эффективными технологиями решения фундаментальных и прикладных задач дошкольной дефектологии в условиях изменчивой инновационной среды системы образования, подготовленных к профессиональной деятельности и продолжению профессионального образования.

    Область профессиональной деятельности бакалавров – дошкольных дефектологов включает образование детей с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения.

    Объектами профессиональной деятельности бакалавров по профилю подготовки «Дошкольная дефектология» являются: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы.

    Выпускник программы бакалавриата «Дошкольная дефектология» может продолжить обучение в магистратуре, а затем в аспирантуре, работать в различных организациях, решая следующие задачи профессиональной деятельности: изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты; коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья; планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья, выбор учебно-методического обеспечения.

    Бакалавр, как профессионал, имеющий базовую теоретическую подго­товку, владеющий основами технологий дошкольного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, востребован в регионе.

    www.sgu.ru

    Основные задачи в работе дефектолога в детском саду.

    img alt=»Основные задачи в работе дефектолога в детском саду» src=»/preview/180/110/data/attachment/portal/201112/30/10576.jpg.thumb.jpg» / alt=»Основные задачи в работе дефектолога в детском саду.»>Правильное развитие ребенка основывается не только на стандартных процедурах, которые включают изучение умения общаться со сверстниками, развитие познавательной деятельности, мелкой моторики, но и коррекцию нарушений в развитии зрительно-моторной координации и сенсорного развития в случае необходимости. Дефектология является наукой, которая совмещает в себе психологию, медицину и педагогику. В широком понятии учитель дефектолог в детском саду является тем специалистом, основные задачи работы которого заключаются в изучении, воспитании, обучении и социализации детей, имеющих какие-то отклонения в развитии. Другими словами, это педагог, выполняющий функции корректора.

    Работа дефектолога в детском саду заключается сразу в нескольких задачах, однако главной из них можно назвать возможность раннего выявления группы детей, которые отличаются особенностями развития познавательной деятельности. То есть, это снижение памяти у детей, нарушение сенсомоторного развития и концентрации внимания, а также слишком замедленный темп мыслительной деятельности. В некоторых случаях педагог дефектолог работает с теми детьми, которые отличаются задержкой психического развития. К таким проблемам можно отнести личностную незрелость, пограничную форму интеллектуальной недостаточности, синдром временного отставания как психики в целом, так и каких-то ее определенных функций.

    Многие родители пугаются такого диагноза, однако на самом деле он не является клинической формой и чаще всего такое развитие ребенка поддается коррекции в результате правильной работы дефектолога. На языке специалистов задержка психического развития представляет собой нестойкое обратимое нарушение в психическом развитии ребенка или же его замедление. Выражается чаще всего такой диагноз в ограниченности знаний у ребенка на определенный возраст в соответствии с нормами, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и малой интеллектуальной целенаправленности.

    Работа дефектолога в детском саду заключается в повышении познавательной активности детей, развитии основных психических процессов воображения, любознательности, памяти, внимания и мышления, а также в развитии и стимуляции коммуникативной деятельности детей. Что касается документации дефектолога в детском саду, то к ней относится не только стандартный план работ, который состоит из тетрадей преемственности в работе и взаимодействия с педагогами, аналитического отчета по работе за определенный период времени, но и эволюционные карты развития каждого ребенка. Протоколы первичного обследования, образцы выполнения диагностических заданий и перспективный план работы специалиста.

    stranadetstva.ru

    Чем отличается обычный логопед от логопеда-дефектолога

    Профессия логопеда — актуальная во все времена. В нынешнее
    время, к сожалению, все чаще рождаются дети с различными нарушениями развития.
    Соответственно, их в ближайшем будущем ждут проблемы с речью. Однако нарушения
    речи свойственны и здоровым детям, с сохранным интеллектом, нормальным зрением
    и слухом. С такими детьми работают, как правило, логопеды, а с более «тяжелыми»
    — логопеды-дефектологи.

    Хороший логопед-дефектолог всегда был на вес золота. Дело в том, что в основной своей массе высшие учебные заведения выпускают специалистов-дефектологов с ориентацией на работу в школе. В
    детских садах же и дошкольных центрах их работу выполняют логопеды, что обуславливает не всегда чисто индивидуальный подход к каждому «проблемному» ребенку. Кроме того, далеко не всякий детский логопед, работающий в дошкольном образовательном учреждении, в достаточной мере
    образован для того, чтобы работать с детьми, у которых присутствуют задержки психического, физического развития. Настоящие дефектологи «водятся» преимущественно в специализированных коррекционных центрах, где лечат детей с теми или иными отставаниями в развитии.

    В детских коррекционных центрах работают логопеды-дефектологи с различной узкой специализацией — сурдопедагоги, чья деятельность направлена на работу с плохо слышащими или глухими детьми; олигофренопедагоги, занимающиеся с теми ребятами, у которых присутствует задержка умственного развития; учителя-тифлопедагоги, в компетенции которых коррекция задержки речи у детей с нарушением зрения. Дефектологи ведут работу с детьми, имеющими диагноз «детский церебральный паралич», страдающими выраженным гидроцефальным синдромом, повышенным внутричерепным давлением, неврологическими, психическими заболеваниями и т. д.

    Деятельность дефектологов в целом направлена на развитие познавательной деятельности ребенка. Они работают над развитием памяти малыша, его внимания, мышления, восприятия. Их задача — скорректировать те проблемы, которые имеются у ребенка, максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Учитель-дефектолог всегда работает в тандеме с логопедом. Оптимально, если специалист совмещает и ту, и другую профессию в одном лице. Ведь тогда при разработке общей коррекционной программы он сможет гармонично учитывать и возможности параллельного развития речи ребенка.

    Человек, чувствующий, что хочет и может приобрести специальность, связанную с работой над развитием правильных речевых навыков как у детей, так и у взрослых, может подумать о поступлении в высшее учебное заведение. Это может быть университет или педагогический институт, а в них — кафедра логопедии или дефектологический факультет. Важно, чтобы у самого поступающего в
    вуз не было никаких дефектов речи и слуха, что понятно. Что касается востребованности данной специальности в нынешнее время, то, например, самый высокий конкурс присутствует при поступлении на факультет «логопедия». На факультет «дошкольная дефектология» конкурс ощутимо меньше, хотя нередко люди, выпустившиеся по специальности «логопедия», приобретают второе высшее образование именно в дошкольной дефектологии, поскольку, начиная работать с детьми до семи лет, ощущают недостаток знаний.

    Выпускник логопедического или дефектологического факультета никогда не останется без работы. Ему останется только выбирать — будет ли это работа в детском саду, средней общеобразовательной школе (государственной или частной), коррекционном центре, детском доме или школе-интернате для детей с различными нарушениями в развитии, логопедических центрах, пунктах.

    Кроме того, всегда требуется логопед на дом. Ведь если ребенок еще мал, или у него имеется
    тяжелое заболевание, или его родителям некогда или неудобно возить своего ребенка несколько раз в неделю на занятия с логопедом, всегда можно найти специалиста, который будет приезжать домой и заниматься в спокойной и хорошо знакомой для ребенка обстановке. И это создает только положительный эффект от занятий, так как логопед для ребенка будет заниматься с ним индивидуально, в присутствии родителей (или хотя бы одного из них), чтобы они учились тем упражнениям, которые им предстоит отрабатывать с малышом в отсутствие педагога.

    Частные занятия на дому с ребенком также удобны и выгодны самому логопеду. Во-первых, он будет уверен в регулярности и четкости их проведения, поскольку будет являться на них сам, а пунктуальность занятий — основа основ успешного лечения. Во-вторых, подобные уроки неплохо оплачиваются. И, наконец, в-третьих: позанимавшись определенное время с одним ребенком и добившись желаемых результатов, тем самым логопед начинает делать себе «имя», нарабатывать известность как профессиональный, высококлассный специалист, которому можно доверить своего малыша и не бояться, что драгоценное время будет упущено, потрачено впустую.


    Нянечки детям в агентстве по подбору домашнего персонала

    www.operations.ru

    Учитель-дефектолог

    Учитель-дефектолог ДОУ.

    ___________________________________

    • Галямова Дина Ринадовна
    • Образование высшее.
    • Диплом Владимирского государственного педагогического университета, по специальности  «Дошкольная педагогика и психология», 2000г.,
    • ОАНО ВО Московского психолого-социального университета, по специальности  «Логопедия», 2015г.
    • Курсы повышения квалификации пройдены в 2017г.: «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в дошкольном образовательном учреждении».
    • Стаж педагогической деятельности 6 лет.
    • Прохождение аттестации в мае, 2017г. на 1-ю кв.категорию.

    _____________________________

    Циклограмма деятельности учителя-дефектолога.

             Дефектолог – это специалист, который занимается обучением, развитием, адаптацией и социализацией детей, имеющих недостатки развития, в условиях группы компенсирующей направленности и в рамках инклюзивного образования. Также дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в освоении основной программы обучения детского сада. Другими словами, дефектолог – это коррекционный педагог. И его основная задача – коррекция и компенсация существующих недостатков развития у ребёнка. Под коррекцией подразумевается исправление или ослабление недостатков психофизического развития. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у ребёнка.

             Работа дефектолога с ребёнком начинается с диагностики особенностей познавательного, речевого и социального развития, определения способности ребёнка к обучению и игре. На основании комплексного обследования, изучения данных медицинского исследования, заключения ПМПК и бесед с родителями выявляются причины и механизмы нарушений, степень их выраженности, определяется структура дефекта и выстраивается прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка, определяются приоритетные направления коррекционно-педагогической деятельности. Только на основе тщательного количественно-качественного анализа результатов обследования педагогический коллектив выбирает методы работы и ее содержание.

    Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на воспитанника.Индивидуальная программа дефектологического сопровождения.

     _____________________________

              Основным содержанием коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога является:

    — развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценке собственной деятельности;

    — преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций и высших психических процессов.

        Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с ОВЗ, возраста детей и результатов диагностического изучения эмоционально – волевого и когнитивного развития воспитанников.    

             Коррекционная работа учителя-дефектолога с детьми ведётся в нескольких направлениях:

    • •        ознакомление с окружающим миром, в рамках которого у ребёнка формируется максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия;
    • •       формирование математических представлений. Дети учатся различать форму и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. У детей формируются представления о времени и пространстве. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы и события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи;
    • •        сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики пальцев рук, общей моторики. Дети рисуют, лепят, конструируют, педагог использует разнообразные пособия, игры и упражнения для кистей и пальцев рук;
    • •        обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками игры, в том числе командной. На каждом занятии дефектолог организует разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Ведь игра в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности, источник гармоничного развития личности. Обучение игре способствует познанию детьми окружающего мира и мира человеческих отношений;
    • •        развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром. В ходе этих занятий не только расширяется кругозор, но и активизируется словарный запас, формируется связная речь;
    • •       обучение грамоте. На этих занятиях дети учатся различать неречевые и речевые звуки на слух, определять последовательность звуков в слове, понимать разницу между звуком и буквой, приобретают умения, способствующие освоению навыков чтения и письма и профилактике дислексии и дисграфии.

             В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные (как итоговые), которые проводятся согласно расписанию.

             Подгрупповые занятия, на которых ребёнок получает знания общего характера, длятся от 15-20 до 25 минут в зависимости от возраста детей. Подгруппы (4-6 человек) формируются с учётом возрастных категорий и особенностей индивидуального развития детей. Более пристальное внимание коррекции, развитию и совершенствованию психических функций, умений и навыков, актуальных для конкретного ребёнка, дефектолог уделяет в процессе индивидуальных занятий. Здесь же закрепляются знания, полученные в ходе группового обучения, стимулируется познавательная активность, отрабатывается пропущенный материал.

             Не менее важная часть работы учителя-дефектолога – консультирование родителей (законных представителей) ребёнка. В рамках информационной и педагогической помощи специалист знакомит родителей с особенностями системы коррекционно-педагогической деятельности, раскрывает необходимость уточнения, развития и закрепления достижений и навыков в домашних условиях, обучает конкретным приёмам работы с детьми, представляет сравнительные результаты диагностического обследования и динамического наблюдения за развитием ребёнка, координирует совместные действия педагогов и семьи. 

            Дорогие родители! Помните, что без вашего активного участия и поддержки занятия дефектолога и других специалистов с вашим ребёнком будут недостаточно эффективны. Помочь ребёнку достичь определённых успехов в развитии, обучении и, главное, в жизни мы можем только вместе. И это – ежедневный кропотливый труд. Терпения и удачи вам! А благодарностью за ваш труд, заботу и любовь будет счастливая улыбка вашего ребёнка!

             На этой страничке мы предлагаем вашему вниманию статьи и консультации, которые помогут родителям и педагогам найти ответы на интересующие вопросы, сделать жизнь детей интересной и познавательной.

    Родителям:

    Консультация для родителей «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ».

    Информация для родителей «Игры, активизирующие счет».

    Педагогам:

    Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ЗПР «Разноцветные странички».

    «Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР» консультация для педагогов.

    Картотека игр для формирования математических представлений у детей с ЗПР (средний и старший возраст).

    __________________________________________________________

    detsad-1.org

    Дефектология

    Дошкольник.ру

    Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
    дошкольник.рф — журнал воспитателя.

    Размещаем статьи

    Фейсбук

    Дефектология

    Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи о дефектологии, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

    Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: [email protected]

    Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах!


    Условия выдачи Сертификата публикации

    Условия выдачи Свидетельства публикации

    Как попасть в журнал

     

    Заикание у детей

    Дефектология

    Автор: Медведкова Евгения Васильевна
      

    29.12.2018 21:45

    Заикание у детей

    Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

    При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

    ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);

    Подробнее…

     

    Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников

    Дефектология

    Автор: Шилейко Елена Валентиновна
      

    26.10.2018 18:55

    Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников

    Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее интенсивного формирования их речи и имеет тенденцию к обрастанию стойкими невротическими наслоениями с последующим искажением личностного развития ребёнка.

    Система коррекции заикания предполагает использование комплексного воздействия на заикающегося ребёнка, а так же осуществление дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.

    Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, игра на протяжении дошкольного периода становится для ребёнка формой активного творческого отражения окружающей его жизни.

    Подробнее…

     

    Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»

    Дефектология

    Автор: Антипина Алёна Иннокентьевна
      

    26.10.2018 04:58

    Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»

    Антипина Алёна Иннокентьевна учитель-дефектолог первая квалификационная категория г. Усть-Илимск, 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик»

    Целевая аудитория: воспитатели ДОУ, учителя-дефектологи, учителя начальных классов

    Цель: знакомить педагогов с методами и приемами развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития.

    Задачи:

    • раскрыть актуальность развития памяти у дошкольников;
    • особенности развития памяти у дошкольников с ЗПР;
    • представить свой опыт работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с ЗПР.

    Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно отмечать, запоминать, выделять связи, отношения между явлениями. Гармоничное развитие ребенка невозможно без такого важного процесса, как память.

    Подробнее…

     

    Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»

    Дефектология

    Автор: Саргас Надежда Борисовна
      

    21.10.2018 15:05

    Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»

    Управление образования Администрации г. Усть-Илимска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик»

    Фестиваль «Палитра мастер–классов» Направление: «Есть идея!»

    Подготовила: Саргас Надежда Борисовна МБДОУ д/с № 25 «Зайчик» учитель-дефектолог высшая квалификационная категория

    г. Усть-Илимск, 20

    «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему».

    Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

    Подробнее…

     

    Индивидуальное занятие (старший возраст) Тема. Автоматизация звука /л/ в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.

    Дефектология

    Автор: Мозолевская Янина Люциановна
      

    24.07.2018 14:07

    Индивидуальное занятие (старший возраст) Тема. Автоматизация звука /л/ в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.

    Мозолевская Янина Люциановна, Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Государственное учреждение образования «Ясли-сад №6 г.Новогрудка», Гродненской области

    Задачи:

    • закреплять навык правильного произнесения звука /л/ в слогах, словах, предложениях и чистоговорках
    • закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа имён существительных
    • развивать умения составлять предложения по трём картинкам
    • развивать умение координировать речь с движением, фонематический слух.

    Оборудование: мягкая игрушка Белка, предметные картинки, картинки к игре «Белкины запасы».

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Подробнее…

     

    Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.

    Дефектология

    Автор: Мозолевская Янина Люциановна
      

    24.07.2018 14:02

    Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.

    Мозолевская Янина Люциановна, Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Государственное учреждение образования «Ясли-сад №6 г.Новогрудка», Гродненской области

    Задачи:

    • упражнять в употреблении предложных конструкций
    • формировать навык словообразования, подбирать однокоренные слова
    • упражнять в согласовании числительных с существительными
    • формировать навык образования относительных прилагательных
    • закреплять умение дифференцировать диких и домашних животных
    • развивать ориентировку в пространстве
    • развивать зрительное восприятие и внимание, память, мышление
    • развивать умение координировать речь с движением, фонематический слух.

    Оборудование: игрушка Снеговик, графические схемы, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, сюжетная картина «Зимний лес», цветное изображение «чудо-зверя», выставочное панно, мольберт.

    Подробнее…

     

    Использование специально разработанного речевого материала с активными двигательными элементами по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях ПКПП

    Дефектология

    Автор: Мозолевская Янина Люциановна
      

    24.07.2018 13:55

    Использование специально разработанного речевого материала с активными двигательными элементами по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях ПКПП

    Автор:

    • Мозолевская Янина Люциановна, Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Государственное учреждение образования «Ясли-сад №6 г.Новогрудка», Гродненской области

    Чтобы чисто говорить
    Надо много нам учить.
    Звуки, слоги и слова
    Будут литься, как вода.

    В пункте коррекционно — педагогической помощи наиболее распространённой формой нарушения речи у детей 5-6 лет является дислалия, стёртая дизартрия, не резко выраженное общее недоразвитие речи 3-го уровня. Также в небольшом количестве присутствуют дети и с общим недоразвитием речи 3-его уровня. И у всех их нарушено звукопроизношение. Формирование фонетической стороны речи остаётся наиболее сложным направлением работы в системе коррекционно-педагогической помощи дошкольников.

    Подробнее…

     

    Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.

    Дефектология

    Автор: Чернова Алла Андреевна
      

    02.02.2018 16:47

    Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.

    Чернова Алла Андреевна, учитель-дефектолог МБУ Центр «Росток» г. Йошкар-Ола

    С каждым годом увеличивается процент детей с заключением задержка психического развития. Много написано о их особенностях. Развитие такие детей характеризуется отставанием разных психических функций – это и внимание, и память, и конечно же мышление.

    Можно выделить ряд особенностей, характерных для памяти данной категории детей. Такими являются — низкая скорость запоминания, быстрое забывание, неустойчивое запоминание, отсутствие мотивации. Как же помочь таким детям в развитии значимых и нужных функций когнитивной сферы?

    Подробнее…

     

    Коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР в ДОУ

    Дефектология

    Автор: Захарова Валерия Александровна
      

    29.12.2017 08:15

    Коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР в ДОУ

    Презентацию подготовила воспитатель Захарова В. А. Школа №1246 корпус 1957.

    Принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания:

    • единство коррекции и развития;
    • последовательность педагогических и коррекционных действий;
    • комплексный подход к коррекции нарушений развития (обследование всех областей развития ребенка);
    • учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;
    • активное привлечение родителей к коррекционной работе с ребенком;
    • принцип развивающего взаимодействия.

    Подробнее…

     

    Проблема коррекции моторики и речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

    Дефектология

    Автор: Макарова Светлана Андреевна
      

    10.12.2017 04:48

    Проблема коррекции моторики и речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

    Учитель-дефектолог, логопед ГБОУ Школа №1935, к.п. н. Макарова С.А.

    Как показывает практика, результаты традиционной системы коррекционной работы при реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью часто отдалены во времени, поэтому одной из наиболее актуальных задач специальной педагогики является поиск и разработка новых технологий, методов и средств коррекционного воздействия.

    Данная работа посвящена исследованию проблемы коррекции речи и моторики детей с интеллектуальной недостаточностью, актуальность которой подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных дефектологов.

    Подробнее…

     

    << Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>
    Страница 1 из 12

    «Дошкольник.РФ»

    doshkolnik.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о