Егэ по истории тексты – ЕГЭ по Истории — тесты, разборы, материалы, демо, информация об экзамене

    Содержание

    Разбор задания №21 ЕГЭ по истории


    Поиск исторической информации


    Двадцать первое задание ЕГЭ по истории также связано с приведенным историческим документом. Оно нацелено на поиск исторической информации как в тексте, так и с использованием собственных знаний. Даже если нужная информация есть в тексте, ее можно не переписывать дословно, а написать своими словами – главное, правильно.

    Максимально возможный первичный балл – два. Если указан только один компонент ответа – например, надо написать две причины и одну цель, а написана только одна причина или только одна цель – ответ не засчитывается. Если написаны только две причины, или одна причина и одна цель – ставят 1 первичный балл. Данное задание подразумевает хорошее знание программы – нужно вспомнить все основные обстоятельства события, описываемого в документе, однако при хорошей подготовке к экзамену это не должно составлять особенного труда. Главное – писать грамотные и четкие формулировки своих мыслей.


    Разбор типовых вариантов задания №21 ЕГЭ по истории


    Первый вариант задания

    «В 1389 году умер великий князь московский Дмитрий, еще только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец Дмитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой и решительной… Он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Лучшим доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности Дмитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя, особого, украшенно написанного жития его.

    В его духовном завещании встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею отчиною. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля. Кроме Василия у Дмитрия оставались еще 5 сыновей. Завещатель выражает надежду, что сыновья его перестанут давать выход в Орду.

    Мы не должны забывать о деятельности бояр московских: они отстояли права своего малолетнего князя и своего княжества, которым и управляли до возмужалости Дмитрия. Последний не остался неблагодарен людям, которые так сильно хотели ему добра. Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: «Бояр своих любите, честь им достойную воздайте, против их службы, без их воли ничего не делайте».

    В чем видит историк главные заслуги князя? Почему историк придает особое значение духовному завещанию Дмитрия Ивановича?

    В документе рассказывается о правлении князя Дмитрия Ивановича Донского – автор отмечает основные моменты этого периода истории. Мы помним, что в это время была начата борьба с владычеством Золотой Орды. В тексте автор говорит о том, что Дмитрий умел воспользоваться теми средствами для начала борьбы, которые были подготовлены его предшественниками, и, следовательно, начал противостояние Золотой Орде.

    Во втором абзаце историк говорит о духовном завещании князя, в котором он передал право на княжение сыну. Особенность заключается в том, что это было сделано без разрешения ордынского хана, как было раньше. Это мы и напишем в ответе:

    1. Главные заслуги князя, по мнению историка, заключались в том, что он:
    • сумел воспользоваться средствами для начала сопротивления ордынскому владычеству, подготовленными предками;
    • начал борьбу с Золотой Ордой.

      2. В духовном завещании князь Дмитрий Иванович передал право на княжение своему сыну без разрешения ордынского хана, что было сделано впервые за долгое время.


    Второй вариант задания

    Из документа 1741 г.

    «Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.

    Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…

    И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:

    1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?
    2. Что он сам взял казанного… и в которое время?
    3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время?
    4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?»

    В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?

    Документ был написан в 1741 году – на следующий год после окончания правления императрицы Анны Иоанновны (годы правления 1730-1740). Этот период русской истории часто называют «бироновщина» — очень сильное влияние на императрицу и принимаемые ей решения имел ее фаворит Бирон. Именно о нем и идет речь в тексте. В документе отмечается, что он вступал во все государственные дела, привел государственные торги и заводы к явному убытку – то есть причинял ущерб экономике государства, а также присваивал себе казенное имущество, принимал подарки от правителей других стран и «деньги и пожитки вне государства отправлял», то есть вывозил капитал и имущество за границу». Как видим, здесь все ответы на вопрос есть прямо в тексте – даже если не догадаться, что речь идет о Бироне, выполнить задание на максимальный балл не очень трудно. Напишем ответ:

    Исторического деятеля обвиняли в том, что он:

    1. Вмешивался во все государственные дела
    2. Причинял ущерб экономике государства
    3. Вывозил капитал за границу
    4. Осуществлял хищение казенного имущества

    Третий вариант задания

    Из Послания руководителя СССР президенту США.

    «Уважаемый г-н президент.

    Я с большим удовлетворением ознакомился с Вашим ответом г-ну Рану о том, чтобы принять меры, исключить соприкосновение наших судов и тем самым избежать непоправимых роковых последствий. Этот разумный шаг с Вашей стороны укрепляет меня в том, что Вы проявляете заботу о сохранении мира, что я отмечаю с удовлетворением.

    Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно. Все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему правительству оценивать Ваши действия, которые выражаются в том, что Вы окружили военными базами Советский Союз, расположили военные базы буквально вокруг нашей страны. Разместили там своё ракетное вооружение. Это не является секретом. Американские ответственные деятели демонстративно об этом заявляют. <…>

    Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединённых Штатов Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые прохаживаются и поглядывают один на другого. Вы что же считаете, что Вы имеете право требовать безопасности для своей страны и удаления того оружия, которое Вы называете наступательным, а за нами этого права не признаёте.

    Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас. Как же согласуется тогда признание наших равных в военном отношении возможностей с подобными неравными отношениями между нашими великими государствами. Это никак невозможно согласовать.

    Поэтому я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами. Согласны это осуществить и заявить в ООН об этом обязательстве. Ваши представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции. Давайте договоримся, какой нужен срок для вас и для нас, чтобы это осуществить. И после этого доверенные лица Совета Безопасности ООН могли бы проконтролировать на месте выполнение взятых обязательств».

    Укажите одно любое обстоятельство, которое, по мнению автора Послания, угрожает безопасности СССР. Почему автор Послания считает несправедливым требование президента США? В чём, согласно данному отрывку, состоит предложение автора Послания по разрешению кризиса в отношениях между СССР и США?

    В тексте идет речь о размещении советских ракет в Кубе, а американских – в Турции. Сразу понятно, что он был написан во времена холодной войны, а точнее – Карибского кризиса 1962 года, который многие считают апогеем противостояния двух держав. Письмо написано Н. Хрущевым и адресовано Д. Кеннеди. Автор письма говорит, что безопасности СССР угрожает то, что американцы «окружили военными базами Советский Союз, расположили военные базы буквально вокруг нашей страны», особенно отмечается размещение ракетного вооружения в Турции, около советской границы – «Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас». В ответе можно указать любое из этих двух положений.

    Автор считает требование президента США о вывозе вооружений с Кубы несправедливым, потому что США разместили свои ракеты в Турции – «Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединённых Штатов Америки 90 миль по морю. Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас. Как же согласуется тогда признание наших равных в военном отношении возможностей с подобными неравными отношениями между нашими великими государствами».

    Н. Хрущев пишет, что готов дать согласие на вывоз средств с Кубы, если США со своей стороны вывезут вооружения из Турции – «Поэтому я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами. Согласны это осуществить и заявить в ООН об этом обязательстве. Ваши представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции. Давайте договоримся, какой нужен срок для вас и для нас, чтобы это осуществить».

    Здесь, опять же, возможно выполнение задания даже без определения автора и адресата документа. Напишем ответ:

    1)      По мнению автора послания, безопасности СССР угрожает следующее обстоятельство:

    — размещение США многочисленных военных баз вблизи границ СССР

    2)      Автор послания считает требования США несправедливыми, потому что:

    — США имеют базы с ракетным вооружением около советских границ в Турции, но не допускают возможности СССР иметь военные базы с ракетным оружием около их границ на Кубе

    3)      Автор послания предлагает следующий вариант разрешения кризиса:

    — каждая страна выводит свои ракеты из баз, находящихся рядом с границами другой: США – из Турции, а СССР – с Кубы

    spadilo.ru

    Тесты по истории. ЕГЭ

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 5. Вариант 1.

    ЕГЭ.Русский язык. Задания № 22-26. Вариант № 1.

    Литература. 6 класс. А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия» . Опрос-пятиминутка. Карточка № 3.

    Литература. 6 класс. А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия» . Опрос-пятиминутка. Карточка № 2.

    Литература. 6 класс. А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия» . Опрос-пятиминутка. Карточка № 1.

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 15.

    ОГЭ.Русский язык. Устная часть. Вариант № 14.

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 13.

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 9. Вариант 1.

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 10. Вариант 1.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 10.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 9.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 8.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 7.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 6.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 5.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 4.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 3.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 2.

    Литература. 5 класс. Л.Н. Толстой .»Кавказский пленник». Опрос-пятиминутка. Карточка № 1.

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 12. Вариант 1.

    ОГЭ. Литература. ТЕСТЫ. Вариант № 1.

    ЕГЭ. История. Задание № 13-16. Древняя Русь. Вариант 2. Расселение славян.

    ЕГЭ. История. Задания № 13-16. Древняя Русь. Вариант 1. «Путь из варяг в греки».

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 13.Вариант 1.

    ОГЭ.Русский язык. Задание № 11. Вариант 1.

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 8.Вариант 1.

    ЕГЭ. Русский язык. Задание № 4. Тренировочный материал № 10.

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 7.Вариант 1.

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 6. Вариант 2.

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 14. Вариант  1.

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 6. Вариант № 1.

    ОГЭ.Русский язык.Устная часть.Вариант № 12.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 10.Тренировочный материал № 4. Трудные слова с буквами И-Ы после приставок.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 10. Тренировочный материал № 3. Трудные слова с Ъ и Ь знаками.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 10. Тренировочный материал № 2. Трудные слова с ПРЕ- .

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 10. Тренировочный материал № 1. Трудные слова с ПРИ- .

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 4. Вариант № 1.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4. Тренировочный материал № 9.

    ЕГЭ. Русский язык. Задание № 10. Вариант 1. ВЕРСИЯ 2019г.

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть Вариант № 11.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4.Тренировочный материал № 8.

    ОГЭ. Русский язык. Задание № 3. Вариант 1.

    ЕГЭ. Русский язык. Задание № 9. Вариант 1. НОВАЯ ВЕРСИЯ.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4. Тренировочный материал № 7.

    Литература. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Тест по цитатам из текста. Вариант № 2.

    Литература. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Тест по цитатам из текста. Вариант № 1.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4.Тренировочный материал № 6.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4. Тренировочный материал № 5.

    Готовимся к ЕГЭ по истории. Запоминаем даты ( задания № 1,2,5,11). Правление Николая I.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4. Тренировочный материал № 4.

    Готовимся к ЕГЭ по истории. Запоминаем даты( задания № 1,2,5,11). Правление Александра I.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4.Тренировочный материал № 3.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4.Тренировочный материал № 2.

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание №4.Тренировочный материал. 30 трудных слов с ударением.

    ЕГЭ. Обществознание. Тема: «Общество». Задание № 1. Вариант 1.

    ЕГЭ. Русский язык. Задание № 21. Вариант 1.

    ЕГЭ. ИСТОРИЯ. Материал для подготовки к заданиям по КАРТЕ № 13-16. Брусиловский прорыв.

    ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание № 12. НОВОЕ. Теория+алгоритм ответа+ примеры.

    ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание № 2. НОВОЕ. Теория, таблицы, алгоритм ответа.

    ЕГЭ-2019. Русский язык. Задания № 1-3. Вариант 2.

    ЕГЭ-2019.Русский язык. Задания № 1-3 Вариант 1.

    ЕГЭ-2019. Русский язык.Задание № 11. НОВОЕ.Алгоритм ответа + примеры.

    ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание № 10. НОВОЕ.Алгоритм ответа +примеры.

    ЕГЭ-2019 Русский язык. Задание № 9. НОВОЕ. Алгоритм ответа + примеры.

    ЕГЭ. Русский язык. Новое задание в 2019 — № 21. Знаки препинания. ТЕОРИЯ.

    ЕГЭ. Литература. Н.В.Гоголь. «Ревизор». ТЕСТ. Вариант № 1.

    ЕГЭ. Русский язык. Задание № 17. Вариант 1.

    ЕГЭ.Русский язык. Задание № 16.Вариант 1.

    ЕГЭ. Русский язык. Задание № 14. Вариант 1.

    ЕГЭ. Русский язык. Задание № 12. Вариант 1.

    ЕГЭ. Литература. ТЕСТ. Вариант № 1.

    История. Тест в формате ЕГЭ. «Александр I».

    ВПР.Русский язык. 4 класс.Часть 2.ТЕСТ. Вариант № 3.

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Карточка-подсказка № 8. Моя будущая профессия.

    ОГЭ.  Русский язык. Устная часть. Карточка-подсказка. № 7. Моя любимая книга.

    ОГЭ. Русский  язык. Устная часть. Карточка-подсказка № 6. Любимый вид спорта.

    ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 2. Тест. Вариант 2.

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Карточка — подсказка № 5.Герои Великой Отечественной войны.

    ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 2. ТЕСТ. Вариант 1.

    ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Диктант. Вариант 3.

    ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Диктант. Вариант 2.

    ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Диктант. Вариант 1.

    Тест. ЕГЭ. Русский язык. ВАРИАНТ № 1.

    Тест. ЕГЭ. Литература. «Слово о полку Игореве». Вариант № 2.

    Тест. Литература. ЕГЭ. А.Н. Островский. «Гроза». Вариант № 3.

    ТЕСТ.ЕГЭ. Литературе. А.С. Пушкин. «Памятник».

    Тест. ЕГЭ. Литература. «Слово о полку Игореве». Вариант № 1.

    ОГЭ.  Русский язык. Устная часть. Вариант № 10.

    ТЕСТ. ЕГЭ. Экономика. Вариант № 2.

    ТЕСТ. ЕГЭ. Литература.  А.С. Пушкин. «Свободы сеятель пустынный»

    ТЕСТ. ЕГЭ. Литература. А.С.Пушкин. «Бесы».

    ТЕСТ.ЕГЭ. Литература. А.Н. Островский. «Гроза». Вариант № 2

    ТЕСТ.ЕГЭ. Литература. А.Н. Островский. «Гроза». Вариант № 1.

    ЕГЭ.Русский язык. Задание № 11. Вариант № 2.

    ЕГЭ. Русский язык. Задание № 11. Вариант № 1.

    ОГЭ. русский язык. Устная часть. Вариант № 9.

    Тест. ЕГЭ. Русский язык. Задание № 10. Вариант № 2.

    Тест. ЕГЭ. Русский язык. Задание № 10. Вариант  1.

    ВПР. Русский язык. 5 класс. Вариант № 1.

    Тест.  Экономика. Вариант № 1.

    ОГЭ. Русский язык.Устная часть. Карточка-подсказка № 4. Спортсмены, параолимпийцы.

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 8.

    Тест. ЕГЭ. Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Вариант № 5.

    Тест. ЕГЭ. Обществознание. Духовная сфера Вариант № 2. «Мораль, искусство, религия, СМИ».

    ЕГЭ. Русский язык. Задание № 9. Вариант № 2.

    ЕГЭ. Русский язык.Задание № 9. Вариант № 1. Правописание приставок, -Ы-И после приставок на согласную, Ъ и Ь знаки.

    ОГЭ. Русский язык.Устная часть. Карточка-подсказка № 3. Здания, памятники.

    ВПР. История 6 класс.Вариант № 1.

    ОГЭ.Русский язык. Устная часть. Карточка-подсказка.Музеи, театры.

    ОГЭ.Русский язык. Устная часть. Карточка-подсказка. Художники, композиторы.

    ОГЭ.Русский язык. Устная часть. Вариант № 7.

    ТЕСТ.ЕГЭ.Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Вариант № 4.

    ТЕСТ.ЕГЭ. Литература. А.С.Пушкин. «Деревня».

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 6.

    ТЕСТ.ЕГЭ.Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Вариант № 3.

    ТЕСТ.ЕГЭ. Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Вариант № 2.

    ТЕСТ. ЕГЭ. Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума» Вариант № 1.

    ТЕСТ. Русский язык. ОГЭ. Вариант № 3.

    ТЕСТ. Русский язык. ЕГЭ. Задание № 8. Вариант 2.

    ТЕСТ.Русский язык. ЕГЭ.Задание № 8.Вариант 1.

    Русский язык. ОГЭ. Устная часть. Вариант № 5.

    ТЕСТ. ЕГЭ. История. Тема № 3 : «Феодальная раздробленность».

    Русский язык. 8 класс. Контрольный диктант. 2 четверть.

     

     

     

     

     

     

    testy-klass.ru

    Сборник заданий с историческим источником (№ 6 ЕГЭ по истории) О.В. Буниной — Задания с источниками — Решебник заданий ЕГЭ — Все статьи

    Сегодня мы рассмотрим совсем недавно появившееся пособие для подготовки к ЕГЭ по истории. Это сборник О.В. Буниной (под редакцией всем хорошо известного С.А. Маркина), предназначенный для отработки навыков решения задания 6 (соответствие исторических источников и их характеристик). Сборник включает в себя рекомендации по выполнению заданий, приведённые в форме разбора одного задания № 6 в качестве примера. На данные рекомендации вполне можно ориентироваться при решении, т.к. они являются достаточно подробными и понятными. Подобный же алгоритм был уже опубликован ранее в нашей группе Вконтакте (ссылка на публикацию).

    Сами задания в сборнике О.В. Буниной разбиты на 5 разделов по периодам истории России:

    • 9 – 14 вв.
    • 15 – 17 вв.
    • 18 – середина 19 вв.
    • 2-я пол. 19 – начало 20 вв.
    • 20 – начало 21 вв.

     

    Ко всем заданиям в конце приведены ответы и также дан список источников и интернет-ресурсов, из которых были взяты тексты.

    Очевидным плюсом является узкая специализация издания, которая позволяет тренироваться именно на конкретных заданиях № 6. Также хорошо то, что периоды относительно невелики по продолжительности, что позволяет целенаправленно прорешать при прохождении определённой темы и/или периода.

    Да и среди самих источников не так уж много тех, которые можно узнать «на раз-два» Кроме того, работать с источниками более-менее близкими по времени, сходными по языку и форме изложения намного труднее, чем на разновременных текстах. И это опять же плюс пособия — учиться надо на сложном.

     

    С другой стороны, принцип группировки исторических источников, близких по времени, имеет и свои минусы, поскольку нередки случаи, когда тексты приводятся из совершенно противоположных эпох. Поэтому, чтобы избежать неприятной неожиданности на экзамене, наряду с использованием этого издания, необходимо решать и примеры, в которых принцип группировки будет более хронологически разнообразным.

     

    Также не очень понятен принцип создания 2-х последних разделов (2-я пол 19 – начало 20 вв. и 20 начало – 21 вв.), в которых не ясно, какие события служат своеобразной границей – и в том, и в другом случае в заданиях присутствует правление Николая 2. Возможно, более удобно было бы датировать последний период, например, событиями Февральской или Октябрьской революций, Гражданской войной и т.п.

     

    Ссылка: скачать сборник заданий Буниной с историческим источником (№6)
     

    historystepa.ru

    Темы заданий ЕГЭ по истории 2018

    Все в Едином государственном экзамене по истории 25 заданий. Они разделены на две части – 1 часть заданий с кратким ответом (1-19) и 2 часть заданий с развернутым ответом (20-25). Ответом на задания первой часть является группа цифр, слово или словосочетание. Ответ на задания второй части – текст (или несколько предложений), написанных Вами. Помните, что апелляцию можно подавать, только на баллы, выставленные за задания второй части т.к. первую часть проверяет компьютер.

    Хотим обратить ваше внимание на то, что в УЦ «Годограф» вы можете записаться на курсы по подготовке к ЕГЭ по истории. Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

    Исторические периоды в ЕГЭ 2018 

    Задания в ЕГЭ по истории 2018 разделены в зависимости от проверяемой компетенции, а также исторического периода. Последних выделяется три:

    1. Древность и средневековье (с VII по конец XVII века)
    2. Новая история (с конца XVII по начало ХХ века)
    3. Новейшая история (с начала ХХ по начало ХХI века) – к этому разделу относится около 40% заданий.

    Задания 1-6 ЕГЭ по истории 2018 года 

    Теперь давайте рассмотрим подробнее задания первой части.

    Задание №1 в ЕГЭ по истории 2018 – это задание на установление верного хронологического порядка событий. Ответом на задание 1 является последовательность трех цифр, где первая – самое раннее, с вашей точки зрения, событие, а третья – самое позднее. Обратите внимание, что в Задании 1 одно из представленных событий всегда относится к курсу всемирной истории, поэтому обязательно скачайте себе таблицу дат всемирной истории, встречающихся в ЕГЭ, и постарайтесь их выучить. Задание №1 оценивается в 1 балл.

    Задание №2 в ЕГЭ по истории 2018 – это задание на установление соответствия между событиями и датами. В левом столбце указаны четыре события истории России, в правом – шесть дат, две из которых лишние. Ответом на задание 2 будет последовательность из четырех цифр. Правильно выполненное задание №2 оценивается в 2 балла. При этом, если Вы допустите одну ошибку, Вы сможете получить 1 балл. Поскольку задание №2 проверяет знание основных дат истории России постарайтесь найти или скачать такой список и постепенно учите его.

    Задание №3 в ЕГЭ по истории 2018 – задание на знание исторических понятий и терминов. В задании представлены шесть терминов, четыре из которых относятся к одному историческому периоду, а два – к другим. Вам нужно найти термины, выпадающие из общего списка и записать ответ в виде двух цифр. Задание №3 оценивается в 2 балла. Задание, выполненное с одной ошибкой, оценивается в 1 балл.

    Задание №4 в ЕГЭ по истории 2018 – это задание также на знание исторических терминов, но в отличие от третьего оно предполагает ответ в виде слова или словосочетания. Задание №4 оценивается в 1 балл.

    Задание №5 в ЕГЭ по истории 2018 – задание на установление соответствия, как правило, между процессами, явлениями или событиями и фактами, связанными с ними. В задании содержатся четыре процесса и шесть фактов, два из которых лишние. Ответом на задание №5 является последовательность из четырех цифр. Верно выполненное задание оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – в 1 балл.

    Задание №6 в ЕГЭ по истории 2018 – это также задание на установление соответствия, но здесь работа будет вестись с историческим тексом. Вам будет предложено два фрагмента текстов и шесть характеристик к ним. К каждому из фрагментов необходимо подобрать по две верные характеристики (две из шести характеристик, также, как в заданиях 2 и 5, лишние). Ответ к заданию №5 – последовательность из четырех цифр, если все верны – 2 балла. Задание, выполненное с одной ошибкой, оценивается в 1 балл.

    Задания 7-12 ЕГЭ по истории 2018 года 

    Задание №7 в ЕГЭ по истории 2018 – задание на множественный выбор, в котором необходимо выбрать три (из шести предложенных) верные характеристики какого-либо периода, явления, политики, войны и т.п. Ответом является последовательность из трех цифр и это задание оценивается в 2 балла.

    Задание №8 в ЕГЭ по истории 2018 целиком посвящено Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В этом задании, как правило, проверяется знание дат (с точностью до месяца), географических объектов, специальных терминов (название операций, конференций), а также личностей (герои войны, командующие фронтами и т.д.). Правильный ответ оценивается в 2 балла. Задание, выполненное с одной ошибкой, оценивается в 1 балл.

    Задание №9 в ЕГЭ по истории 2018 по своей структуре напоминает задания 2 и 5. Только здесь проверяется знание исторических личностей. Система выставления баллов такая же как в заданиях 2 и 5.

    Задание №10 в ЕГЭ по истории 2018 – это задание на анализ текстового источника, посвященного событиям начала ХХ – начала XXI в. Ответом к заданию 10 является фамилия деятеля, название политики, периода, исторический термин и т.п. Оценивается в 1 балл.

    Задание №11 в ЕГЭ по истории 2018 представляет собой таблицу, в которую необходимо вписать недостающие элементы из списка, приведенного ниже. Как правило, Вам необходимо соотнести дату (век, период) с событиями истории России и всемирной истории. Правильно выполненное задание 11 оценивается в 3 балл, с одной ошибкой – 2 балла, с двумя – 1 балл.

    Задание №12 в ЕГЭ по истории 2018 также содержит отрывок исторического текста, к которому приведены шесть утверждений, три из который верные. Для решения 12 задания несколько раз внимательно прочтите текст, ведь иногда в нем непосредственно содержатся подсказки. Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл.

    Задания на работу с исторической картой и изображениями в ЕГЭ

    Задания 13, 14 и 15 в ЕГЭ по истории 2018 выполняются с использованием исторической карты или схемы. В процессе подготовки постарайтесь уделить особое внимание работе с картой, для этого скачайте из интернета атласы по истории России или подборку карт и схем конкретно для ЕГЭ по истории. В этих заданиях, как правило, спрашивается имя деятеля, связанное с событиями на карте, географическое название (город, крепость, река и т.п.) и, иногда, временной период. Задания 13-15 оцениваются каждое в 1 балл.

    Задание №16 в ЕГЭ по истории 2018 также связано с исторической картой и предполагает выбор из списка суждений, связанных с событиями, которым посвящена карта. Как и в других заданиях на множественный выбор Вам необходимо записать ответ в виде трех последовательных цифр. Правильно выполненное задание – 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл.

    Задание №17 в ЕГЭ по истории 2018 проверяет знание российской культуры. Здесь Вам необходимо соотнести памятник культуры с его автором/характеристикой/временем возникновения и т.п. Для успешного выполнения этого задания Вам необходимо освоить огромный пласт информации о культуре России, для этого скачайте или купите специальные пособия по культуре для ЕГЭ. Это поможет Вам не запутаться в многообразии культурных памятников. Правильно выполненное задание – 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл.

    Задания №18-19 в ЕГЭ по истории 2018 – работа с картинкой, маркой, фотографией или другим изображением. Часто задания 18 и 19 связаны с культурой России. Для их успешного выполнения внимательно рассмотрите каждое изображение, обращая особое внимание на надписи на картинках, если они есть. Часто они могут дать ответ на заданный вопрос. Каждое из заданий оценивается в 1 балл.

    Задания с развернутым ответом в ЕГЭ 2018

    Часть 2, задания 20-25

    Теперь перейдем к заданиям 2 части т.е. части с развернутым ответом. Приведем несколько полезных рекомендаций, которые, как мы надеемся, помогут Вам набрать максимум баллов за эти задания.

    Задания №20, 21, 22 в ЕГЭ по истории 2018 (максимум 2 балла за каждое) связаны с историческим текстом, приведенном в начале 2 части. Не ленитесь несколько раз прочесть текст (лучше 3 раза). Первый раз – составляете общее впечатление о тексте, пытаетесь определить время, когда он написан. Затем посмотрите на 20-22 задания. Второй раз – читаете, обращая особое внимание (или даже выделяя ручкой) исторические термины, имена и фамилии деятелей, а также любые другие элементы, показавшиеся Вам важными в контексте заданных вопросов. Затем, при третьем прочтении, выделяете фразы или словосочетания, которые затем будете использовать при ответе на 21 задание (оно почти всегда по тексту).

    В заданиях №23 и 24 в ЕГЭ по истории 2018 (максимум 3 и 4 балла соответственно) пишите максимально подробно. Не стесняйтесь своих знаний! При это стоит избегать общих фраз. Каждое положение стройте по схеме аргумент/положение + факт, подтверждающий данный аргумент.

    Задание №25 в ЕГЭ по истории 2018 – историческое сочинение. Про то, как правильно писать историческое сочинение, смотрите нашу отдельную статью.

     

    godege.ru

    Тест ЕГЭ — 2014 по истории. Вариант 1

     {module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

    ТЕСТ ЕГЭ — 2014 ПО ИСТОРИИ

    ВАРИАНТ 1

      Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ — 2014 по истории. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

      Тесты ЕГЭ — 2014 по истории состоят из трёх частей, включающих 39 заданий.

      Часть 1 включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию даются 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

      Часть 2 состоит из 13 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр.

      Часть 3 включает 6 заданий с развёрнутым ответом.

      Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по истории в 2014 году.

     

    ЧАСТЬ 1

      При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1 — А21) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

     

      А1. «Заповедные лета» были введены в период

      1) ордынского владычества на Руси

      2) Ливонской войны

      3) Смоленской войны

      4) Чигиринских походов

     

     

      А2. Что из перечисленного относится к деятельности Ивана Калиты?

      1) участие в подавлении Тверского восстания

      2) война за московский престол со своим дядей

      3) организация военных действий против Золотой Орды

      4) участие в битве на р. Сити

     

     

      А3. Что стало одним из последствий восстания древлян и убийства князя Игоря?

      1) съезд князей в Любече

      2) восстание в Киеве

      3) проведение налоговой реформы

      4) образование Древнерусского государства

     

     

      А4. Какое событие произошло в XVII веке?

      1) издание первой печатной книги в России «Апостол»

      2) основание Славяно-греко-латинской академии

      3) строительство Церкви Вознесения в с. Коломенском

      4) создание теории — «Москва — третий Рим»

     

     

      А5. Прочтите отрывок из сочинения иностранного путешественника и укажите правителя, о сыне которого идёт речь.

      «Второй сын, что родился у них… по своей натуре и повадкам чрезвычайно походил на [отца], и можно было предполагать, что он превзойдёт своего отца в жестокости, ибо всегда радовался, когда видел, что проливают кровь. Двадцати трёх лет он был убит своим отцом, что случилось во время пребывания великого князя в одном из увеселительных дворов, в слободе Александровской, находящейся в двенадцати милях от Москвы… Говорят, отец подозревал, что его сын, благородный молодой человек, весьма благоволит к иноземцам, в особенности немецкого происхождения. Часто доводилось слышать, что по вступлении на престол он намеревался приказать всем жёнам благородных носить платье на немецкий лад. Эти и подобные им слухи передавали отцу, так что он стал опасаться сына…»

      1) Пётр I

      2) Борис Годунов

      3) Иван IV

      4) Алексей Михайлович

     

     

      А6. Промышленный переворот в России начался в период правления

      1) Елизаветы Петровны

      2) Екатерины II

      3) Александра I

      4) Николая I

     

     

      А7. Какое событие произошло в период правления Екатерины II?

      1) упразднение гетманства в Украине

      2) провозглашение России империей

      3) учреждение «Табели о рангах»

      4) создание Верховного тайного совета

     

     

      А8. Что было одной из причин издания Павлом I нового закона о престолонаследии?

      1) стремление Павла I установить порядок, при котором сам император будет назначать себе преемника

      2) стремление Павла I не допустить женских правлений в России

      3) отказ старшего сына Александра от наследования престола

      4) стремление Павла I передать престол сыну Константину в обход старшего сына Александра

     

     

      А9. Прочтите отрывок из императорского указа и укажите императора, издавшего этот указ.

      «… Позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения берг и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того, как шляхетству, так и купечеству, тех деревень особо без заводов отнюдь никому не продавать и не закладывать, и никакими вымыслы ни за кем не крепить, и на выкуп таких деревень никому не отдавать, разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводы продавать, то таким продавать с позволения берг и мануфактур-коллегии. А ежели кто противо сего поступит, то оного всего того лишить бесповоротно».

      1) Пётр I

      2) Пётр III

      3) Александр I

      4) Николай I

     

     

      А10. Что из перечисленного было частью земской реформы, проведённой в период правления Александра II?

      1) упразднение института мирового суда

      2) создание губернских и уездных земских собраний и земских управ

      3) введение института земских участковых начальников

      4) создание губернских по земским делам присутствий

     

     

      А11. Что стало одним из последствий поражений русской армии в русско-японской войне?

      1) начало революции в России

      2) заключение военной конвенции между Россией и Францией

      3) начало строительства Транссибирской магистрали

      4) создание в России прогрессивного блока

     

     

      А12. Прочтите отрывок из выступления Председателя суда и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

      «Картина самого события в приёмной градоначальника 24 января должна быть вам ясна. Все свидетельские показания согласны между собой в описании того, что сделала ____________. Револьвер, брошенный ею, пред вами. Объяснение, почему она его бросила, вы слышали. Оно подтверждается как устройством спуска курка револьвера, так и той, предвиденной ею, суматохой около неё после выстрела, о которой обстоятельно рассказали здесь Курнеев и Греч. Некоторое сомнение может возбудить лишь показание потерпевшего, прочитанное здесь на суде… Надо помнить, что показание потерпевшего дано почти тотчас после выстрела, когда под влиянием физических страданий и нравственного потрясения, в жару боли и волнения, генерал-адъютант Трепов не мог вполне ясно различать и припоминать всё происходившее вокруг него. Поэтому, без ущерба для вашей задачи, вы можете не останавливаться на этом показании».

      1) Засулич

      2) Перовская

      3) Фигнер

      4) Каплан

     

     

      А13. Цензурный устав, названный современниками «чугунным», был издан в период правления

      1) Анны Иоанновны

      2) Павла I

      3) Николая I

      4) Александра III

     

     

      А14. Какая союзная республика была образована в 1940 г.?

      1) Молдавская ССР

      2) Узбекская ССР

      3) Туркменская ССР

      4) Грузинская ССР

     

     

      А15. Что было одной из причин отказа большевиков от политики «военного коммунизма»?

      1) роспуск Учредительного собрания

      2) иностранная интервенция

      3) болезнь и смерть В.И. Ленина

      4) восстание моряков Кронштадта

     

     

      А16. Какой город был освобождён от фашистов Красной Армией позже остальных?

      1) Прага

      2) Варшава

      3) Вена

      4) Будапешт

     

     

      А17. Прочтите отрывок из воспоминаний фронтовика и укажите событие, о котором идёт речь.

      «За много дней, проведённых на кургане, снайперы не отдыхали ни днём, ни ночью. Гасла инициатива, терялась изобретательность. Мы знали, что под каждым бугорком может скрываться опасность, но нас постепенно одолевало безразличие. Ведь если для выстрела снайперу требуется несколько секунд, то для того, чтобы обнаружить цель, приходится часами напряжённо следить за передним краем противника. Но что может заметить смертельно усталый человек? Ничего, или просто подставит свою голову под пулю. И появлялось бессознательное стремление уклониться от поединка.

      Поэтому командир полка дал нам суточный отдых. Наш участок обороны усилился группой бойцов лейтенанта Федосова, опасность полного окружения миновала, и мы могли теперь немного поспать. Но перед тем как забраться в свои «спальни» — ниши под берегом оврага, мы рассказали и показали новичкам, чем опасны траншеи на Мамаевом кургане. Для новичков курган, вероятно, казался безлюдным».

      1) оборона Севастополя

      2) Сталинградская битва

      3) Московская битва

      4) Курская битва

     

     

      А18. Кто из перечисленных политических деятелей был репрессирован по «ленинградскому делу»?

      1) А.А. Кузнецов

      2) М.Н. Тухачевский

      3) Г.Е. Зиновьев

      4) Г.Г. Ягода

     

     

      А19. Что стало одним из последствий выступления ГКЧП?

      1) избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР

      2) прекращение деятельности КПСС

      3) созыв XIX Всесоюзной партийной конференции

      4) проведение Всесоюзного референдума о сохранении СССР

     

     

      А20. Произведение А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» впервые было опубликовано в период

      1) руководства страной И.В. Сталина

      2) «оттепели»

      3) «застоя»

      4) «перестройки»

     

     

      А21. Первые выборы в Государственную Думу РФ состоялись в

      1) 1991 г.

      2) 1992 г.

      3) 1993 г.

      4) 1994 г.

     

     

    ЧАСТЬ 2

      Ответом к заданиям этой части (В1 — В13) является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

     

      В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

      1) введение «уроков» и «погостов»

      2) учреждение Сената

      3) завершение кодификации законодательства под руководством М.М. Сперанского

      4) восстание под предводительством С.Т. Разина

      5) Стоглавый собор

     

     

      В2. Какие три из перечисленных стран в начале Первой мировой войны стали противниками России? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

      1) Австро-Венгрия

      2) Сербия

      3) Франция

      4) Болгария

      5) Румыния

      6) Германия

     

     

      В3. Установите соответствие между российскими государями и внешнеполитическими событиями, происшедшими в годы их царствования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.







      РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРИ    ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ 
     А) Пётр I 1) завершение периода ордынского владычества на Руси 
     Б) Александр I 2) подписание Ништадтского мира
     В) Екатерина II 3) сражение под Аустерлицем
     Г) Иван IV 4) разделы Речи Посполитой
      5) присоединение к России Казанского ханства

     

      Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

     



      А    Б    В    Г  
        

     

     

      В4. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям истории России первой половины XIX в.

      1) военные поселения

      2) декабризм

      3) многопартийность

      4) министерства

      5) славянофилы

      6) мещане

      Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

     

     

      В5. Запишите термин, о котором идёт речь.

      «Платежи, налагаемые на побеждённое государство в пользу государства победителя; принудительные денежные поборы, взимаемые неприятельскими войсками с населения оккупированной местности».

     

     

      В6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.






    Съезд КПСС

      [РКП(б), ВКП(б)]

      Год     Событие  
    XX съезд  __________ (А)  __________ (Б) 
    XXII съезд  __________ (В) __________ (Г)
    _________ (Д)1921 г.  Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу 
    XIV съезд1925 г. __________ (Е)

      Пропущенные элементы:

      1) доклад «О культе личности и его последствиях»

      2) 1964 г.

      3) X съезд

      4) 1961 г.

      5) 1956 г.

      6) принятие «Программы строительства коммунизма в СССР»

      7) VII съезд

      8) разгром «новой оппозиции» (Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Г.Я. Сокольников)

      9) переименование ВКП(б) в КПСС

      Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



       А      Б      В      Г      Д      Е  
          

     

     

      В7. Прочтите отрывок из записок иностранца, посетившего Россию.

      «Правила она [великая княгиня] не более 4 лет в добром мире и покое и опочила в бозе в 1538 году, когда [её] сыну было только семь лет или около того.

      Управление государством некоторое время оставалось в руках знатнейших вельмож, присягнувших народу, что они будут хорошо управлять страною и защищать её от всех врагов до совершеннолетия принца. Но как многие из вельмож оказались весьма несправедливыми, повсюду притесняли невинных, грабили и разоряли всё, до чего могли добраться, и мало заботились об общей пользе, то следовало ожидать дурного конца; сверх того между ними были постоянные раздоры и смуты, которые нередко едва могли быть прекращаемы, поэтому страшились гибели всего государства. Заметив это, духовенство и некоторые умнейшие и знатнейшие лица стали совещаться о средствах спасти отечество, полагая за лучшее отнять власть у вельмож, возведя принца на отцовский престол и возложив на него великокняжеский венец, невзирая на то, что он был ещё молод. Таким образом они вместе с духовенством передали ему всё управление, хотя короновали его не раньше того дня, как выбрали для него супругу, что случилось, когда ему исполнилось 17 с половиною лет».

      Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

      Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

      1) В первом абзаце отрывка сказано о правлении Софьи Алексеевны.

      2) «Принц», о котором идёт речь в отрывке, — это Иван IV.

      3) Автор считает, что власть «знатнейших вельмож», правивших после смерти великой княгини, наносила вред стране.

      4) Автор пишет, что «принц» самостоятельно захватил силой власть, расправившись со «знатнейшими вельможами».

      5) Супруга «принца», о которой сказано в отрывке, прожила дольше, чем её муж.

      6) «Принц», упомянутый в отрывке, правил страной до 1580-х гг.

     

     

    Рассмотрите схему и выполните задания В8 — В11.

     

      В8. Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «1».

     

     

      В9. Укажите век, когда к России были присоединены земли с городом, обозначенным на схеме цифрой «1». Ответ напишите словом.

     

     

      В10. Укажите название государства, территория которого обозначена на схеме цифрой «2», в период, когда к России были присоединены земли с городом, обозначенным на схеме цифрой «1».

     

     

      В11. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

      1) Союзником России в войне, в результате которой к России была присоединена территория с городом, обозначенным на схеме цифрой «1», было Крымское ханство.

      2) Участником боевых действий в ходе войны, в результате которой к России была присоединена территория с городом, обозначенным на схеме цифрой «1», был Б.М. Хмельницкий.

      3) В период, когда велась война, в результате которой к России была присоединена территория с городом, обозначенным на схеме цифрой «1», России пришлось вести войну со Швецией.

      4) Цифрой «3» на схеме обозначен город, где было подписано перемирие по итогам войны, в результате которой к России была присоединена территория с городом, обозначенным на схеме цифрой «1».

      5) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «2», было разделено во второй половине XVIII века.

      6) Западная граница Российского государства, обозначенная на схеме, просуществовала в неизменном виде около 200 лет.

     

     

    Рассмотрите изображение и выполните задания В12 — В13.

     

      В12. Какие суждения о почтовом блоке, который вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

      1) Данный почтовый блок выпущен в конце 1970-х гг.

      2) Кампания, годовщине которой посвящён данный почтовый блок, была изначально нацелена, в основном, на увеличение производства кукурузы.

      3) Автором книги о кампании, годовщине которой посвящён данный почтовый блок (обложка книги изображена в левой части почтового блока), был руководитель СССР.

      4) Кампания, годовщине которой посвящён данный почтовый блок, с самого начала не давала никакого экономического эффекта.

      5) Кампания, годовщине которой посвящён данный почтовый блок, проходила в центрально-нечернозёмных областях РСФСР.

     

     

      В13. В годы руководства страной государственного деятеля, ставшего инициатором кампании, годовщине которой посвящён данный почтовый блок, произошло событие, отражённое на одном из представленных ниже плакатов. В ответе запишите цифру, под которой указан этот плакат.

     

     

     

    ЧАСТЬ 3

      Для записи ответов на задания этой части (С1 — С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

     

      Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 — С3. Ответы преполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

      Из письма государственного деятеля императору.

      «Без всякого ходатайства с моей стороны и без всякого участия цесаревича я был назначен членом Государственного Совета и тут получил возможность высказывать вслух всем свои мнения по государственным вопросам, — мнения, коих никогда ни от кого не скрывал. Так, мало-помалу приобрёл я репутацию упорного консерватора — в противодействии новым направлениям и веяниям государственных либералов.

      К концу царствования эти влияния и направления приобрели господственное значение. Началось, ввиду общего недовольства, безумное стремление к конституции, то есть к гибели России. Это стало в умах какою-то заразой: русские люди, сохранившие ещё разум и память прошедшего, ждали в страхе, что будет, ибо покойного Государя склонили уже совсем к этому гибельному шагу.

      Таково было настроение, что и катастрофа 1-го марта никого не образумила. Напротив, кучка людей, державших власть в руках, спешила тем более в первые же дни после катастрофы достичь своей цели. Молодой Государь, захваченный врасплох страшным событием, казалось им, не мог воспротивиться, — никто из них не знал его, и все они надеялись захватить его в свои руки и управлять им. Положение его было ужасное, — он не знал, как поступить и что делать, чтобы из него выйти. Я видел, до чего разгорались страсти, и прямо боялся за его безопасность, — нечего и говорить, как боялся за судьбы России. И, правда, чтобы выйти из этого положения, я убедил его сделать решительный шаг — издать манифест 29 апреля 1881 года. Всем было более или менее известно моё в этом деле участие <…>

      Естественно, что молодой Государь на первых порах, чувствуя себя одиноким, растерянным, стал обращаться ко мне, — к человеку, ближе ему известному и преданному. Он советовался со мною о людях, и мне довелось в немногих случаях указывать ему на людей: на барона Николаи — для народного просвещения, на графа Дмитрия Толстого — для министра внутренних дел, и, к счастью, я не ошибся».

     

      С1. Назовите императора, которому адресовано данное письмо. В чём состояла «катастрофа 1-го марта», о которой идёт речь в письме? Назовите автора данного письма.

     

     

      С2. Какой путь политического развития страны, согласно данному отрывку, автор считал наиболее опасным? Почему, с точки зрения автора, после «катастрофы 1-го марта» Россия могла пойти по этому пути? Что, согласно данному отрывку, сделал автор для предотвращения этого?

     

     

      С3. Какие мероприятия консервативной направленности, не названные в отрывке, были проведены в период правления монарха, о котором идёт речь в последнем абзаце данного отрывка? Назовите любые три мероприятия.

     

     

      С4. Известно, что Батыево нашествие на Русь началось в зимнее время, и часть историков связывает выбор времени для этого военного похода с удобством движения к русским городам именно в зимний период. Монголы прошли по территории Северо-Восточной Руси и почти дошли до Новгорода, но в 100 верстах от него повернули на юг. На юге монголы столкнулись с серьёзным сопротивлением города, который не могли взять семь недель. Монголы назвали этот город «злым».

      Объясните, с чем было связано удобство передвижения к русским городам для монгольской конницы именно в зимний период. Укажите одно любое объективное обстоятельство, которое могло помешать монголам дойти до Новгорода. Назовите город, который монголы назвали «злым».

     

     

      С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

      «Отстранение от власти Н.С. Хрущёва — это победа консервативных сил, сопротивлявшихся курсу реформ».

      Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

      Ответ запишите в следующем виде.

      Аргументы в подтверждение:

      1) …

      2) …

      Аргументы в опровержение:

      1) …

      2) …

     

     

     

      С6. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

      1) Владимир Мономах

      2) А.А. Аракчеев

      3) И.В. Сталин

      4) Дж. Кеннеди

      Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

     

     

     

    {module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

    samopodgotovka.com

    как решать быстро и без ошибок

    Доброго времени суток, друзья!

    Сегодня на повестке дня у нас довольно важная тема – работа с историческими источниками. Многие выпускники почему-то не уделяют ей должного внимания, не понимая, что по своей глупости они могут потерять до 11 первичных баллов в общей сумме, из которых 5 баллов относятся к первой части, а остальные 6 – ко второй (задание №6 оценивается в 2 балла, задание №10 — 1 балл, задание №12 — 2 балла, каждое задание №20-22 — 2 балла).

    Как апробировать исторический источник?

    Итак, что же делать, чтобы не попасть в просак и получить свои заветные баллы на ЕГЭ?
    Одним из важнейших пунктов является внимательность! Чаще всего именно ее отсутствие приводит к плохим результатам.

    В первую очередь, нужно внимательно прочитать задание. Понять каждое слово. По мере чтения текста подчеркивайте слова, которые вы считаете ключевыми (ключевые слова – это опорные фрагменты, которые несут на себе содержательную нагрузку всего текста. Ключевыми словами могут быть названия рек и городов, имена князей, названия органов государственной власти и т.д.).

    После того, как вы все внимательно изучили, выделили ключевые слова, нужно попытаться понять, что перед вами за документ (его название), что за событие описывается и к какому периоду оно относится.
    Далее прочитайте сам вопрос. Прочитайте еще раз вопрос. И даже можно еще раз. Читайте до тех пор, пока точно не поймете, что от вас хотят. И теперь, когда вы это поняли, можно на него отвечать.
    Разоберем все на конкретном примере.

    Перейдем к практике

    Из исторического источника.
    «В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

    20. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века
    говорится в документе?
    21. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.
    22. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.

    Сначала ВНИМАТЕЛЬНО читаем данный документ. И по ходу выделяем ключевые слова.
    • Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
    • Пошли за море к варягам.
    • Рюрик, Синеус, Трувор.

    Анализируем всю полученную информацию. Понимаем, что речь идет о призвании варягов на Русь 862 г. Документ – Повесть Временных Лет.

    И теперь начинаем отвечать на поставленные перед нами вопросы.

    Как перевести год от Сотворения мира в новое летоисчисление?

    Но, конечно, как бы вы не исследовали этот источник, ответить правильно без подключения своих исторических знаний вам вряд ли удастся. Поэтому включаем мозг, отвечаем на вопросы и получаем свои 6 первичных баллов.
    Небольшой лайфхак. Читая представленный текст, вы возможно задали себе вопрос: «Что это за год такой – 6370?». Это год от сотворения мира. И чтобы перевести данное число в более понятную для нас форму, нужно вычесть 5508. Т.е. 6370—5508=862 год.

    Подведем итоги

    Рассмотрим еще пример?

    Из исторического очерка В. Б. Кобрина.
    «Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору…, но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

     

    20. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?
    21. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов?
    22. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.
    Первое, что бросается нам в глаза – это, конечно, фамилия – Романовы. Сразу можно сделать вывод о том, что речь идет о 17 веке или последующих. Но там написано кандидатура. Это говорит о том, что происходило только воцарение новой династии. Т.е. 1613 г.

     

    Совсем не сложно.

    На все вопросы, я думаю, вы сможете ответить сами.
    Удачной подготовки!

    Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

     

     

    С уважением, Иван Некрасов

    xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

    Заполнение бланков на ЕГЭ по истории: сложные случаи — FAQ-ЕГЭ — Все статьи

     

    Самый главный документ по этой теме – приложение №2 «Правила заполнения бланков единого государственного экзамена в 2017 году» к письму Рособрнадзора от 02.12.2016 № 10-835. Но в нем, на самом деле, не так уж и много полезной информации относительно сложных моментов при заполнении бланков.

     

    По ключевым спорным вопросам данные Правила отсылают к «инструкциям по записи ответов в КИМ по соответствующим учебным предметам». Это означает, что нужно руководствоваться инструкцией, размещенной на 3 странице демонстрационного варианта ЕГЭ по истории. Там, к сожалению, также не даются исчерпывающие ответы на то, как правильно записывать ответы в бланк.

     

    Ниже я собрал 12 самых распространенных вопросов по заполнению бланков в рамках ЕГЭ по истории, и дал на них ответы, исходя из совокупного анализа вышеприведенных документов и  двух сборников типовых вариантов, авторы которых наиболее приближены к ФИПИ:

    1) 10 вариантов типовых тестовых заданий И.В. Курукина 2017 г., изд. «Экзамен»

    2) 10 тренировочных вариантов  И.А. Артасова 2017 г., изд. АСТ

     

     

    Вопрос 1. Как правильно записывать ответ из нескольких слов – «из варяг в греки» или «изварягвгреки»?

     

    Ответы из двух и более слов нужно записывать СЛИТНО, без пробелов – «изварягвгреки».

     

     

    Вопрос 2. Если в моем ответе встречается дефис, как я должен заполнять бланк? «Барклай-де-Толли» или «БарклайДеТолли»?

     

    Дефисы НЕ нужно вписывать в бланк. Пишем всё слитно – например, «русскотурецкаявойна».

     

     

    Вопрос 3. Как правильно – Хрущев или Хрущёв?

     

    Допустимы оба варианта.

     

     

    Вопрос 4. Если мне нужно указать деятеля, как правильно – «НикитаСергеевичХрущев», «НСХрущев» или просто «Хрущев»?

             

    Посмотрите на то, как сформулировано задание. Если речь идет о Хрущёве, то обычно пишут «укажите фамилию». Мне встречался вопрос, где правильным ответом был «Батый». Соответственно, в самом задании была формулировка «укажите имя».

    Вопросы задаются тем или иным образом не просто так, составители заранее продумывают этот момент. Поэтому не забывайте обращать внимание на формулировку каждого (!) конкретного задания.

     

     

    Вопрос 4. Если в задании от меня требуется указать век, как его записывать – 20 век, ХХ век или двадцатый век?

     

    Правильно давать ответ в буквенном виде – «двадцатый», «четырнадцатый».

     

     

    Вопрос 5. Если в задании от меня требуется назвать имя правителя, что я должен записать в бланк – Иван Грозный, Иван Четвертый или Иван?

     

    Допустимы первые два варианта. Если от вас требуют назвать имя правителя, то просто «Иван», «Петр», «Александр» — недостаточный ответ, нужно конкретизировать каждого из них. Как конкретизировать?

    Смотрите по ситуации – если у правителя есть порядковый номер, так и записывайте – Петр Первый, Александр Третий. Если правитель больше известен под прозвищем, то так и пишите – Иван Грозный, Дмитрий Донской, Юрий Долгорукий. Если имя правителя часто встречается в совокупности с отчеством, то можно дать ответ – Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна.

    И опять-таки, обращайте внимание на формулировки – от вас могут попросить конкретно «имя и фамилию», «имя и прозвище» и т.д.

     

     

    Вопрос 6. В каком падеже нужно вписывать ответ? Например, нужно вставить слово в предложение: «Роспуск в 1907 г. Государственной думы и издание нового закона о выборах в Государственную думу традиционно именуется…».

     

    Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в тексте задания, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в задании.

    Соответственно, в вышеприведенном задании пишем «третьеиюньским переворотом», а не просто «третьеиюньский переворот».

     

     

    Вопрос 7. Мне нужно вписать ответ «Великая Отечественная война», но клеточек не хватает. Что делать?

     

    Здесь два варианта: согласно официальным правилам заполнения бланков, ответ необходимо записать в отведенном для него месте, не обращая внимания на разбивку этого поля на клеточки. Ответ должен быть написан разборчиво, более узкими символами в одну строчку, с использованием всей длины отведенного под него поля. Символы в ответе не должны соприкасаться друг с другом. При этом термины следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.

     

    В то же время, на практике организаторы ЕГЭ часто советуют записывать в клеточки столько букв длинного ответа, сколько влезет. Например, «ВеликаяОтечествен». Таким образом, сложилось что-то вроде обычая, который противоречит официальным правилам.

     

    На мой взгляд, допустимы оба варианта, потому что все работы проходят этап верификации. Компьютер выделяет все ответы, в прочтении которых он сомневается. И здесь вступает в дело специальный человек – верификатор – который и должен указать компьютеру, как следует прочесть то или иное слово.

     

     

    Вопрос 8. В задании требуется указать название войны, как нужно писать – «Отечественная война» или просто «Отечественная»?

     

    Второй вариант. Если требуется указать только название, то пишем только его. Если требуется указать название мирного договора, пишем просто «СанCтефанский» (например). Если требуется указать название армии, пишем просто «Квантунская» (например).

    С другой стороны, если потребуется написать название военного плана, то правильным ответом будет «План Барбаросса», а не просто «Барбаросса».

    Если же вас спросят, о каком событии идет речь, то нужно писать полностью  — Отечественная война, Куликовское сражение и т.д. Здесь смысл задания не только в том, чтобы вы привели название какой-либо войны, но и в том, чтобы вы определили вид события. Если же в задании указывается, что нужно дать название конкретной войны/сражения/ операции/договора, то повторять это слово не нужно.

     

    Вопрос 9. Смута или Смутное время?

     

    Допустимы оба варианта.

     

     

    Вопрос 10. Новгород или Великий Новгород?

     

    Предпочтительнее просто «Новгород».

     

     

    Вопрос 11. Петербург или Санкт-Петербург?

     

    Допустимы оба варианта, но не забывайте, что не нужно вписывать в бланк дефис – «СанктПетербург».

     

     

    Вопрос 12. Речь Посполитая или Польша?

     

    Допустимы оба варианта, если речь идет о периоде существования Речи Посполитой в XVI-XVIII вв., но предпочтительнее первый.

     

    historystepa.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о