Филология и лингвистика – Чем отличается филолог от лингвиста

    Чем отличается филолог от лингвиста

    Филология и лингвистика – тесно связанные между собой дисциплины, которые часто порождают споры об идентичности данных понятий. Обе специальности изучают языки и все, что с ними связано, но большинство профессионалов сходятся во мнении, что они между ними есть существенная разница. Чем же отличаются филология и лингвистика, и какую из двух дисциплин стоит выбрать?

    Кто такие лингвисты?

    Лингвисты (от латинского языковед) изучают языки с точки зрения теории и практики. Специалисты данного профиля рассматривают структуру языков, направления их развития, ищут сравнения в разных группах, видах и диалектах. Лингвистику можно отнести теоретическим, так и к практическим дисциплинам – представители профессии изучают фонетику, синтаксис, лексикологию, создают словари и учебники, разрабатывают новые методики преподавания языка, программы для машинного перевода и многое другое.

    Факультет лингвистики университета «Синергия» предлагает обучение специальности «Перевод и переводоведение». Студенты изучают стилистику, лексикологию, фонетику, теорию перевода и другие аспекты языков, получают практические навыки и проходят стажировку в международных компаниях. Для поступления на лингвистический факультет необходимо сдать экзамены по обществознанию, русскому и иностранному языку, срок обучения составляет от 4 до 4,5 года. После окончания образовательной программы выпускник получает диплом с присвоением степени бакалавра и общеевропейским приложением, которое дает возможность работать в западных странах.

    Подать заявку на обучение

     

    Кем являются филологи?

    Филология (в переводе с греческого – любовь к языку) занимается конкретным языком, который специалисты изучают от корки до корки. Язык для филологов – не обычная система символов, а литературное и культурное наследие его носителей. Деятельность специалистов данного профиля носит оценочный характер, причем все аспекты рассматриваются через призму собственного восприятия человека. Филология считается более широкой областью, чем лингвистика, поэтому, говоря о представителях данных специальностей, можно отметить, что все лингвисты являются филологами, но далеко не все филологи – лингвисты.

     

    Различия между филологами и лингвистами

    Ключевое отличие между представителями данных специальностей заключается в подходе и методах изучения основного предмета. Лингвистику можно отнести к техническим наукам, которая подразумевает исследовательскую деятельность, филологию – к гуманитарным наукам, делающим ставку на интуицию и мир бессознательного. Филологи ратуют за чистоту языка, восхищаются его богатством и разнообразием, протестуют против его переполнения иностранными и жаргонными словами, тогда как для лингвистов трансформация языка – нормальное явление и повод для наблюдения.

    Что их объединяет?

    Несмотря на все отличия, сфера деятельности у филологов и лингвистов одна – изучение языка и всех его аспектов. Для профессионалов границы между этими дисциплинами практически незаметны, поэтому их представители имеют одинаковые шансы на трудоустройство, если речь не идет о специфических направлениях (компьютерная лингвистика и т.д.). Специалисты по лингвистике и филологии могут работать переводчиками, журналистами, редакторами, заниматься преподавательской и научно-исследовательской деятельностью.

    Подать заявку на обучение

    Адрес поступления:

    Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

    Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

    Контакты приемной комиссии:
    Телефон: +7 (495) 800 10 01

    E-mail: [email protected]

    График работы приёмной комиссии:
    Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
    Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

    synergy.ru

    Чем отличается лингвист от филолога

    Гуманитарные научные дисциплины, тесно связанные между собой, порождают внутренние споры об идентичности. Так, чем отличается лингвист от филолога, не могут зачастую объяснить даже они сами: некоторые профессионалы настаивают на синонимизации этих понятий, другие – на четкой дифференциации специальностей. Попробуем в этих противоречиях разобраться.

    • Сравнение
    • Таблица

    Как сообщает современный толковый словарь Ефремовой, филолог – специалист в области филологии или же студент, обучающийся на филологическом факультете вуза. Лингвист (смотрим там же) – специалист в области лингвистики, языковед. Искать отличия нам предстоит в первую очередь между этими гуманитарными дисциплинами.

    Сложности в этом и без того нелегком деле создает система российского образования, которая склонна менять стандарты или же обходиться вовсе без них. Так, филологические факультеты некоторых вузов выпускают и лингвистов, и филологов, других – только лингвистов, третьих – только филологов. В МГУ им. Ломоносова направление «Лингвистика» присутствует и на филфаке, и на факультете иностранных языков и регионоведения. Полученные выпускниками специальности будут совершенно разными. Кроме того, традиционно в России слушатели соответствующих кафедр – будущие преподаватели русского языка и литературы, и их деятельность имеет мало общего с рассматриваемыми нами профессиями.

    Сравнение

    До середины 19 века в России область знания, охватывающая язык и литературу, именовалась словесностью. С развитием теории и ростом объема информации произошло внутреннее разделение на языковедение и литературоведение: первое изучает язык как систему, второе – культуру, выраженную в языке и литературном творчестве. Объединяются эти две отрасли науки под эгидой филологии.

    Традиционно в России филология отождествляется с литературоведением, однако на самом деле это понятие шире изучения текстов произведений художественной литературы. Специалист в данной области знаний обычно имеет полное представление об истории и теории литературы, лингвистике (как минимум одного языка), поэтике и других научных дисциплинах. Сама филология научной дисциплиной не является, а объединяет многие из них, поэтому существует мнение, что не каждый филолог – лингвист, но каждый лингвист – филолог.

    Языковедов столь же традиционно считают переводчиками, разделяя лишь по изучаемому ими языку. Однако переводческая деятельность – малая часть практической лингвистики иностранных языков.

    Лингвистика (или языковедение) занимается непосредственным изучением языка с точки зрения его теории и практики. Специалисты различных направлений рассматривают устройство языка, модели его развития, сравнения языков и языковых групп. Лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, семантика – разделы общего языкознания; частная лингвистика рассматривает структуру одного языка или группы.

    Когда контекст подразумевает отождествление филологии с литературоведением, можно говорить, что основная задача специалиста – интерпретация, толкование, объяснение текста художественного произведения. Здесь практически размыты границы между историей, культурологией, искусствоведением, социологией, философией, эстетикой, этикой, психологией, используются методы и результаты лингвистических исследований, однако рассматривается текст в тесной связи с соответствующим культурным пластом.

    В этом случае главное отличие лингвиста от филолога в том, что для первого язык – объект изучения, а для второго – инструмент. Лингвистика исследует мир сознательного, опираясь на собственную методологию, литературоведение – мир бессознательного, делая ставку на интуицию. Рассматривая одно произведение, лингвист будет изучать форму (стиль речи, структуру предложений, качественный состав лексики), а филолог-литературовед – содержание (образы, характеры героев, сюжет, авторское отношение, историко-социальные предпосылки, художественные средства).

    Филолог, если он не лингвист, а специализируется в других отраслях, своей научной работе обязательно придает оценочный характер. Литературовед не может и не должен абстрагироваться от собственного восприятия, тогда как языковед может иметь личное мнение, но оценивать объект исследования не может – он нейтрален.

    Иностранная система образования не мучается с дифференциацией столь тесно связанных отраслей знания. В большинстве случаев лингвистом считается специалист по теории языка и прикладному применению, филологом – исследователь художественных произведений, специализирующийся на литературе одной страны, исторического периода или же на определенном авторе. С языкознанием его деятельность практически не соотносится, за исключением внимания к конкретным выразительным средствам.

    И еще. Исследование Рунета демонстрирует, в чем разница между лингвистом и филологом: про последних сочиняют анекдоты. Которые тоже являются объектами внимания наук филологического ряда.

    к содержанию ↑

    Таблица

    ЛингвистФилолог
    Специалист в области изучения языка или группы языковСпециалист в области любой из филологических наук, в том числе и лингвист; часто отождествляется с литературоведом
    Язык – объект изученияЯзык – инструмент исследования
    Рассматривает текст с формальной точки зренияРассматривает содержание текста вкупе с историей его создания и социально-психологическими предпосылками
    Исследования не несут оценочного характераОбязательно оценивает объект, основываясь на собственном восприятии

    thedifference.ru

    Лингвистика и филология — Говорим и пишем правильно

    Лингвистика и филология 2 мар, 2006 @ 14:38
    Объясните, пожалуйста, популярно разницу между лингвист(икой,ом) и филолог(ией,ом).

    update:
    Филология = Лингвистика + Литературоведение

    лингвистика — часть филологии. лингвистика изучает исключительно языки, тогда как филология еще литературу и вообще письменную культуру.Лингвист — занимается наукой о языке. Филолог же изучает культуру своего народа, выраженную в языке и литературе.

    >изучает культуру своего народа

    Филолог-классик — «своих древних греков».

    (Удалённый комментарий)

    неправы все вышевысказавшиеся. лингвистика изучает язык как СИСТЕМУ ЗНАКОВ, со всеми вытекающими отсюда последствиями. филология — литературу; язык в его изобразительно-художественной функции.

    Существует такое понятие — литературоведение, которое не равно филологии. В вашем определении, во второй его части, речь именно об этом.
    Вообще вопрос похоже не совсем в то сообщество. Со всеми вытекающими.

    ой, я лингвист, и в филологии, так же как и литературоведении, не разбираюсь вовсе 🙂 поэтому отвечаю только за лингвистику.

    From:graved
    Date:Март, 2, 2006 12:46 (UTC)
    (Link)

    Литературоведение и лингвистика — это разделы филологии, в я уж не знаю чьей традиции. В филологических вузах после N-го курса происходит разделение на литературоведов и лингвистов.

    From:malpa
    Date:Март, 2, 2006 13:27 (UTC)
    (Link)

    Тс-с-с. Пусть побеседуют.(Удалённый комментарий)

    From:rediska_1
    Date:Март, 2, 2006 13:04 (UTC)

    Re: Народ, вы че за бред городите?!!

    (Link)

    филология — царица наук

    Да фто вы говорите! 🙂
    *всплёскивая руками*

    From:wfh
    Date:Март, 2, 2006 13:43 (UTC)
    (Link)

    перед словом «наук» вы забыли поставить приставку «лже» =)

    Всем спасибо, разобрался.

    From:(Anonymous)
    Date:Март, 3, 2006 01:24 (UTC)
    (Link)

    Объяснил бы еще кто-нить разницу между синтаксисом и семантиокй…

    pishu-pravilno.livejournal.com

    Лингвистика и филология

    Диссертации шифр специальности 10.00.00 — филологические науки / филология, языкознание, литературоведение, лингвистика — магистерские, кандидатские, докторские, НИР, научные статьи. Дипломные и курсовые работы по филологии

    10.01.00 Литературоведение 

    10.01.01 Русская литература

    10.01.02 Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур)

    10.01.03 Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)

    10.01.08 Теория литературы. Текстология

    10.01.09 Фольклористика

    10.01.10 Журналистика

    10.02.00 Языкознание:

    10.02.01 Русский язык

    10.02.02 Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)

    10.02.03 Славянские языки

    10.02.04 Германские языки

    10.02.05 Романские языки

    10.02.14 Классическая филология, византийская и новогреческая филология

    10.02.19 Теория языка

    10.02.20 Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

    10.02.21 Прикладная и математическая лингвистика

    10.02.22 Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи)

    Написание диссертаций — магистерские, кандидатские, докторские по филологии на заказ по специалистов 

    Филология, всесторонне изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа — историю и сущность духовной культуры данного общества, возникла в Древней Индии и Греции, но только в XVII – XVIII вв. она стала функционировать как наука, изучающая древнюю культуру (язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности). 

    Несмотря на то, что с течением времени, в связи с дифференциацией на два больших направления – языкознание, или лингвистику, и литературоведение, в каждом из которых существуют свои разделы, содержание этого понятия изменилось (филологию стали понимать как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве), она по-прежнему связана с культурологией, историей, философией, искусствоведением, теологией и многими другими дисциплинами, без которых невозможно представить духовное развитие личности. 

    Написание дипломной работы на заказ по лингвистике, филологии, заказать диплом, ВКР по литературоведению и языкознанию.

    Основной целью лингвистики является исследование различных языков, в том числе и человеческого языкового общения. В ее основе лежат методы, которые позволяют облегчить понимание различных языков, ускоряя их изучение, находя общие корни и делая межкультурное общение более понятным. 

    Языки, на материале которых мы можем для вас выполнять исследовательские работы: русский, английский, итальянский, испанский, немецкий, китайский, венгерский, арабский, таджикский.

    Для того что бы сделать заказ на выполнение дипломного исследования по лингвистике вам достаточно отправить заказ через «Форму обратной связи» с указанием темы и сроков предзащиты или позвонить нам. После этого наш специалист задаст вам ряд вопросов, на которые вы должны ему максимально подробно дать ответ.  И еще, не затягиваете с заказом диплома до последнего, так как написание дипломной работы на заказ потребует от нашего автора какого-то времени на тестирование и анализ результатов. Наши специалисты преподаватели профильных ВУЗов Москвы и России все взрослые (от 30 лет) люди и понимают всю ответственность, возложенную на них. 

    Наш офис находиться в Москве, рядом с метро. 

    Услуги написания диплома – наша работа, которую мы для вас выполним со всей ответственность и пониманием того, что дипломная работа, а возможно, в последствии, и  кандидатская диссертация  решающий момент вашей жизни. Мечтаете об успешном окончании ВУЗа? Оптимизируйте учебный процесс и заручитесь поддержкой профессионалов!

    Заказать написание  курсовой работы по лингвистике, курсовая на заказ по филологии, языкознанию, литературоведению

    Сейчас  на просторах интернета можно найти великое множество курсовых работ на различные темы. Но большое количество таких курсовых работ просто выполнено с грамматическими ошибками или оформлены не по ГОСТу. Поэтому наша команда рекомендует вас заказать курсовую работу у профессиональных авторов, которые многие годы выполняют курсовые  на любые темы, любого объема, с обязательной проверкой в системе «антиплагиат».  Вы можете абсолютно не сомневаться в том, что выполненная на заказ курсовое исследование удовлетворит все требования вашего научного руководителя и вы сможете получить высокий бал.

    Наши преимущества:

    *Курсовые работы на заказ выполняет преподаватель

    *Четкое соблюдение сроков

    *Тема всегда раскрывается полностью с учетом ваших пожеланий

    *Наши услуги имеют демократичную стоимость

    *Все работы проходят проверку «антиплагиат»

    Стоимость курсовой работы определяется индивидуально с учетом листажа, сложности темы и срока выполнения. При обращении в нашу компанию, вы получите качественную курсовую работу и индивидуальный подход к каждому заказчику. Если вы решили купить курсовую по филологии или лингвистике, то вы в нужное время и в нужном месте. Быстрый результат за доступную цену. Мы оказываем услуги написание курсовых и всех видов студенческих работ уже более 10 лет, а наши автору взрослые и уважаемые люди, понимающие всю ответственность перед вами, студентами.

    Помощь студентам и аспирантам – наша работа!

    na-zakaz-diplom.ru

    Что изучает филология и какие разделы включает

    Филолог и филология: реальность и мифы

    Основным содержанием сайта Filologia.su являются Филология и Лингвистика как две близкие и взаимосвязанные области знания. Причем для меня они равнозначны, как два разных взгляда на одни и те же или родственные явления.

    На уровне отдельно взятого человека парадокс процесса познания состоит в том, что чем больше углубляешься в какую-то предметную область, тем больше у тебя возникает вопросов и непоняток. В детстве и ранней юности мы, как правило, воспринимаем мир как единое целое. Каверзные вопросы и неразрешимые противоречия появляются позже.

    Написанные рядом слова «Филология и лингвистика» воспринимаются как вполне привычное сочетание слов. Но если копнуть чуть глубже, то вдруг оказывается, что все не так просто. Во-первых, саму филологию традиционно делят на два больших раздела: литературоведение и лингвистику. К тому же выясняется, что филология это не какая-то одна замкнутая область, а целый комплекс научных дисциплин, куда входят:  языкознание, литературоведение, источниковедение, палеография, этнография, фольклористика, текстология и т.д. То есть, в первую очередь все то, что связано с анализом и изучением текстов.

    То, что мне как профессиональному переводчику ближе, а именно современное переводоведение и теорию перевода в целом в значительной степени также свели к литературоведческому и стилистическому анализу, тем самым сузив угол обзора.

    Мы привыкли воспринимать филологию и лингвистику как некие данности. Но при этом даже само содержание и границы филологии как предметной области, оказывается, толкуется не всеми учеными одинаково. То, что в России принято называть современной филологией, включающей в себя такие дисциплины как англистика, германистика, славистика и т.д., в западной традиции относят к лингвистике.

    Вот и попробуй здесь разберись, что во что входит? Лингвистика (языкознание) в филологию или филология в языкознание? Как я уже говорил в начале этой статьи, для меня это два разных взгляда на родственные явления.  Для лингвиста предметом исследования является язык как таковой, а для филолога — источники и тексты, созданные на основе этого языка.

                    (Продолжение следует)

    © Юрий Новиков
    Размещено на сайте Filologia.su 29 октября 2016 года

    filologia.su

    это что за профессия? :: SYL.ru

    Филолог – это специалист в области филологии. Филология своего рода собрание нескольких дисциплин в одну большую группу, изучающую культуру через письменность. Основные дисциплины, входящие в эту группу:

    — литературоведение;

    — лингвистика;

    — русский язык и культура речи;

    — текстология и прочее.

    Лингвистика

    Лингвист – это человек знающий все о языке: его устройство, законы развития и взаимоотношения между различными языками. В отличие от лингвиста, филолог не занимается самим языком, он является специалистом по текстам и всему, что с ними связано. Филологов в России единицы. Не столько самих филологов, сколько настоящих и стоящих людей в области филологии. И тут уже возникает вопрос к университетам, преподающим филологию. Как они различают эти 2 разные профессии или же, наоборот, видят их общность.

    В чем же все-таки их отличие? Противостояние лингвистики и филологии:

    1. Лингвистика изучает языки, а филология науку слова, в большей степени художественного.
    2. Для лингвиста язык является самой целью и основой, а для филолога он служит инструментом, с помощью которого обрабатывают тексты.

    Существует еще один нюанс: лингвист – это не филолог, а любой филолог – это лингвист. Значит, лингвист, филолог — это 2 разные профессии, которые имеют общую направленность.

    Кто же такой филолог

    Кто такой филолог мы уже ответили. Филолог – это специалист в сфере культуры языка и грамотности.

    Теперь давайте подведем итог. Кто такой филолог и чем он занимается? Филолог изучает:

    — функциональность языка;

    — внутреннюю структуру;

    — природу создания;

    — историческое движение на протяжении всех лет;

    — разделение на классы: прикладное и теория, общее и частное.

    Филологи работают в научно-исследовательских центрах, образовательных заведениях, в библиотеках и редакциях. А значит, филологи всегда будут востребованы в качестве филолога-педагога, библиотекаря, редактора, журналиста, спичрайтера или копирайтера, специалиста в научных исследованиях. Помимо этого, филолога можно встретить и в современных агентствах. Как говорится, кто во что горазд. Поэтому не стоит удивляться тому, что человек с такой высокой, умной и грамотной профессией может встретиться где угодно.

    Можно сделать вывод, что филолог — это специалист по текстам. А занимаеться он тем, что ему по душе: рекламой, журналистикой и т.д. Область занятости может быть безграничной, поэтому задуматься о такой привлекательной профессии лучше молодым людям, еще недавно окончившим СОШ. Юристов и бухгалтеров масса, а вот филологов раз-два и обчёлся.

    Филолог-педагог. Требования

    Филолог обязательно должен обладать следующими качествами: знанием научного языка; внимательностью; устойчивостью к стрессу; отличной памятью и слухом; усидчивостью и терпением; грамотной речь, как в письменном, так и в устном изложении; широким кругозором; аналитическим складом ума; инициативностью и энергичностью. Ограничение в медицинском смысле только одно – филолог-преподаватель не должен иметь нервно-психических расстройств.

    Филолог, преподающий русский язык и литературу

    Человек с образованием филолога вполне может преподавать в учебных заведениях по специальности –филолог русского языка и литературы, учитель. Причем это могут быть и начальные классы, и средне специальные училища, и даже вузы. Уже по окончании трех курсов университета студент может устроиться официально на работу в качестве учителя. К тому же, как известно, хоть ежегодно и выпускаются тысячи филологов, они не спешат все устраиваться работать педагогоми. Это и повышает спрос. Нехватка учителей дает возможность беспрепятственно попасть во многие учебные заведения. В некоторых дипломах в графе специальность так и пишут «Филолог, учитель русского языка и литературы».

    Филолог в научно-исследовательской деятельности

    Кто такой филолог и чем он занимается? Филологов выпускают высшие учебные заведения, значит их деятельность вполне может быть связана с наукой. Научно-исследовательская деятельность для филолога подразумевает:

    — объяснение и восстановление старых рукописей;

    — создание рецензий;

    — изучение литературы и исторических данных о языке.

    В такой сфере не придётся скучать филологам, любящим свое поприще. Есть еще масса вещей и письменностей, которые и по сей день нуждаются в исследованиях. В качестве места работы ученые-филологи выбирают учебные заведения, где они могут дальше самосовершенствоваться. Поступать в аспирантуру, защищать кандидатские и докторские и т.д.

    Филологи в СМИ

    Для выпускника-филолога открываются врата журналистики. Если ему это близко, то он смело может устраиваться на должность корректора, редактора, журналиста, репортера, главного редактора, выпускающего редактора. Главное требование всех СМИ – это умение грамотно, ясно и с четкой расстановкой излагать свои мысли как письменно, так и устно. Ну и, конечно, под эти критерии попадает филолог. Каждый из них должен быть грамотным в речи и текстах, уметь излагать и формулировать мысли на бумаге или хорошо подать людям идею через экраны телевизоров или по радио. И тут нужно выбирать каждому свое. Что лучше? Разъезды и командировки или спокойная работа в офисе за рабочим столом? Работают в офисах корректоры и выпускающие редакторы. Их основная задача — исправить и переписать уже сформулированный текст на бумагу или в электронном виде.

    IT и интернет – место работы грамотных филологов

    Сейчас в сети появляются заманчивые предложения для филологов. На сегодняшний день существует масса сайтов, предлагающих филологам показать себя. Каждый день в сети появляются тысячи новых сайтов, которым необходима оптимизация, новые уникальные тексты для продвижения сайта и его качественного наполнения. И здесь без грамотных людей, точно излагающих свои мысли, просто не обойтись. Итак, должности филологов в интернете: СЕО-специалист, занимающийся адаптацией написанного текста к требованиям СЕО-маркетинга, технический писатель (технический редактор), описывающий товары и услуги, копирайтер или рерайтер, создающий и исправляющий контент для сайтов.

    Известные филологи

    1. Латышев Василий Васильевич (родился в 1855 году).
    2. Гримм Фридрих-Мельхиор.
    3. Лихачев Дмитрий Сергеевич.
    4. Розенталь Дитмар Эльяшевич.
    5. Ренан Жозеф Эрнест.
    6. Акций Луций.
    7. Галилео Галилей.
    8. Гаспаров Михаил Леонович.
    9. Маклюэн Маршалл.
    10. Иванов Вячеслав Всеволодович.
    11. Толкин Джон Рональд Руэл.

    Итог

    Филология — очень занятная наука, которая на сегодняшний день весьма популярна. Филологи — грамотные и образованные люди. Филолог — это необязательно учитель, это может быть и журналист, и научный сотрудник, и рекламный агент. Но и это еще не предел.

    www.syl.ru

    Взаимосвязь философии, филологии и лингвистики и их функция в реконструкции бытия человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

    УДК 81:1

    Р.О. Исаев * ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКИ И ИХ ФУНКЦИЯ В РЕКОНСТРУКЦИИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

    В статье рассматривается взаимосвязь философии, филологии и лингвистики с точки зрения их содержательного наполнения. Особое внимание уделяется выявлению проблемных областей этих отношений, демонстрируется возможная перспектива их развития.

    Ключевые слова: философия, филология, лингвистика, картина мира.

    Такие дисциплины, как философия, филология и лингвистика, имеют собственную историю появления, становления и дальнейшего развития. Но каким образом они связаны между собой? Философия, как известно, появляется еще в эпоху античности и оформляется в трудах таких мыслителей, как Анаксимандр, Анаксимен, Платон, Аристотель и др. Тогда как филология формируется как наука в XVII веке в Европе. У филологии и философии во многом общий исследовательский материал (тексты), хотя разные методы объективации этого материала — для филологии характерно выражение самого важного с помощью текста, тогда как для философии текст не всегда содержит самое важное. Что же касается лингвистики, то, с нашей точки зрения, лингвистика является самостоятельной наукой, а не составной частью филологии. Она необязательно исследует тексты и не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса; для данной дисциплины характерна близость к точным наукам.

    Что же касается философии, то она подразделяется на множество исследовательских направлений, однако в данной статье мы обратимся к рационализму и экзистенциализму. Показательно, что «Всемирная философская энциклопедия» содержит развернутое определение рационализма: «Рационализм (лат. ratio — “разум”) — определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети — середины XIX в., со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением и способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах» [1, с. 852]. Одновременно энциклопедия дает предельно краткое определение экзис-тенционализма (Экзистенционализм — (позднелат. ex (s) istentia — “существование”), или философии существования — крупнейшему направлению

    философии XX в. [1, с. 1246]. С чем связана данная ситуация? Ответ лежит в указании на границы функционирования тех или иных философских программ. Рационализм как таковой владеет просвещенными умами до середины XIX века. Экзистенционализм появляется накануне Первой мировой войны. Историки науки утверждают, что к середине — концу XIX века произошло полное оформление сферы науки: она стала многопредметной и растворила в себе базовые основания рациональной философии: в частности, Эвклида разместили в математике, Демокрита — в физике атомного ядра и т. д. Становление науки, как области, принадлежащей ученым, привело, если так можно сказать, к изъятию из «массового» обращения основных положений и форм рационализма.

    Тогда откуда взялся «экзистенционализм»? Рационализм, как известно, превратился в фундамент и идеологию науки, которая доступна специализированным эпистемическим сообществам. Одновременно получают развитие системы информационного характера — предвестники массового общества. В этих условиях получает развитие психология, которая в качестве предмета своего исследования делает сознание. Можно утверждать, что именно экзистенционалисты сумели удержать эту категорию («сознание») в рамках нового философского направления. Оно породило мыслителей, которые стали писателями, и писателей, которые в настоящее время характеризуются как философы (Хулио Кортасар, Умберто Эко, Лев Толстой, Жаль-Поль Сартр, Альбер Камю, Айн Рэнд и др.). Любовь к мудрости и любовь к слову оказались на одной линии организации культурного (индивидуального или массового) сознания в XX—XXI веке.

    Обыденное сознание предполагает, что выпускники филологических факультетов должны распределяться по школам и вузам в качестве учителей языка (языков) и литературы. Однако попу-

    * © Исаев Р.О., 2014

    Исаев Роман Олегович ([email protected]), кафедра международных отношений Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

    лярность филологических факультетов Оксфорда и Гейдельберга указывает на то, что трансляция норм и знаний в области языка и литературы — лишь одна сторона филологической специальности. Другая сторона — исследование и критика классических и современных произведений литературы — включает целый набор собственно познавательных и культурных целей. Это превращает филологию в особую форму познания культуры, как собственной, так и иностранной. Последнее утверждение становится понятным, если учесть тот факт, что в Европе насчитывается не меньше исследователей творчества Л.Толстого и Ф.Досто-евского, чем в современной России.

    Сборник «Время и книги» выпускника филологического факультете Гейдельбергского университета (и классика британской литературы) Сомерсета Моэма позволяет описать принцип филологического исследования [2]. Остановимся подробнее на этом вопросе. Итак, предметом рассмотрения является текст, через него — личность автора; затем производится интерпретация этой личности как органичного элемента конкретной эпохи. Филолог, таким образом, обязан выделить и рассказать современникам о трех элементах культуры — тексте, личности автора, его эпохе, — то есть расшифровать культурно-исторический код, который недоступен читателю, не являющемуся современником писателя и произведения. Преследует ли такие же цели философ? Чаще всего нет. Мыслители в разное время по-разному структурировали свои тексты. Иногда очень сложно понять содержание текстов философов, если у изучающего субъекта нет фоновых знаний о самом авторе и исторической ситуации, в которой он находился. В этом смысле расшифровка культурно-исторического кода необходима не только филологам. Уникальная функция филологии в том, что она может вводить в общественное сознание текст, который полагается как «дверь» в постижении иной культуры и эпохи или собственной культуры и эпохи. В этой функции используется культурная рефлексия — классический философский метод.

    Разобравшись во взаимосвязи содержания философии и филологии, рассмотрим место и роль в этих отношениях лингвистики. В современной теории гуманитарных наук лингвистику в одних случаях рассматривают как направление филологии, в других — квалифицируют как самостоятельную гуманитарную дисциплину. С нашей точки зрения, упускается тот факт, что «генетически» лингвистика претендует на ответ современным вызовам философии. Таковые вызовы были сформированы в свое время Людвигом Витгенштейном. Содержание его «Логико-философского трактата» имеет различные акценты как в немецком оригинале и английском, так и в русском перево-

    дах соответственно. Примечательно, что тест этого трактата можно одновременно читать на трех вышеуказанных языках. Судя по всему, этот ход является не просто некой игрой издательства, а тонкой задумкой самого автора, стремившегося показать разницу идей, получивших закрепление в различных языках. Саму проблематику, заимствованную лингвистикой из критики логического метода, будет уместным выделить из комментариев «Трактата» современником и другом Витгенштейна — Б.Расселом. Во «Введении» к «Логико-философскому трактату» этот мыслитель вводит всю исследовательскую проблематику языкознания, чтобы акцентировать проблемное содержание, сформулированное Витгенштейном. Мыслитель пишет: «Относительно языка существуют различные проблемы. Во-первых, существует проблема, возникающая в нашем сознании, когда мы используем язык с намерением выразить что-либо посредством него. Во-вторых, существует проблема отношения мыслей, слов или предложений к тому, что они обозначают или означают. В-третьих, существует проблема, как употреблять предложения так, чтобы выразить истину, а не ложь. В-четвертых, имеется вопрос: в каком отношении один факт (такой как предложение) должен находиться к другому, чтобы он мог быть символом этого другого факта» [3, с. 11]. Позднее все указанные направления были смешаны в лингвистике, усложнены посредством конструирования и рефлексии искусственных языковых конструкций, получили определенную реализацию в когнитивной психологии.

    Стоит подчеркнуть, что статус лингвистики в ее социально-профессиональном назначении был поднят также в интеллектуальной дискуссии «физиков и лириков». Как известно, здесь речь шла в контексте, кто же из них важнее. Серьезность дискуссии (ошибочно интерпретируемой как противопоставление научной и творческой интеллигенции) можно понять, если вспомнить, что работа с атомом — единицей материи — в 60-е годы XX века охватила буквально весь мир. Лингвисты научно утверждали идеологию Витгенштейна, в соответствие с которой правильно сконструированный язык также может указывать на принципиальное устройство мира: «Существенная задача языка — утверждать или отрицать факты. Если дан синтаксис языка, смысл предложения определен, коль скоро известен смысл составляющих его слов. Чтобы некоторое предложение могло утверждать некоторый факт, должно быть нечто общее между структурой предложения и структурой факта» [3, с. 13].

    Отметим, что ни одно из направлений лингвистики не построило «идеального» (в философском смысле) языка. Для этого есть свои причины: то, что Витгенштейн называет «фактом», имеет век-

    тор изменения и развития в истории человечества. Например, слова «тиран» и «демократия» в Древней Греции и в современной Европе обозначают разные «факты». Тем не менее общей задачей философии и лингвистики является построение и трансляция современной логики понимания, в которой «язык» все же не должен быть устроен так же, как и «мир». Однако создание системы описания отношений между знаком и денотатом, введение этих отношений в систему общего образования указывает на совместную область деятельности, столь необходимый прикладной характер философии и лингвистики в обеспечение места человека в семиотически организованной культуре.

    Общеизвестно, что философия всегда несла в своих методах стремление к постижению «истины» [5]. В свою очередь, филология удерживает весь спектр культурно-исторических ценностей, представленных через «слово». Лингвистика же убеждена, что «язык» и «культура коммуникации» — это те осевые структуры, вокруг которых организуется жизнь общества. Собственно проблема, которую должно было решить развитие отношений между тремя внешне обособившимися предметами, состоит в следующем: так называемый современный «установившийся порядок» (в терминологии К. Ясперса) делает для человека ненужными поиск истины, культурные объекты, зафиксированные в слове, а также понимание коммуникации как позиционной структуры, фиксирующей границы ситуационного бытия современного человека.

    Названный термин в функции критической категории был использован К. Ясперсом в работе «Духовная ситуация времени». Автор описывает «тиски», в которых оказывается каждый из ныне живущих людей. Следует отдельно отметить, что общественно-историческому сознанию России эта работа дает современный метод интерпретации ряда современных явлений, несмотря на то, что рассматриваемая работа создавалась как критика европейской обстановки между двумя мировыми войнами. В повороте к решению обозначенной проблемы ряд ее смыслов может быть переформатирован следующим образом: что могут сделать философия, филология и лингвистика для обновления мира «самобытия человека»? Для понимания этого вопроса обратимся непосредственно к тексту работы немецкого мыслителя. Он пишет: «Человек — существо, которое не только есть, но и знает, что оно есть» [4, с. 8]. Философ разделяет период, когда христианство давало человеку «сверхчувственное существование» и время, когда человек существует «здесь и сейчас». Заслуживает отдельного внимания тонкий намек автора на то обстоятельство, когда человек чувствовал себя бытие творящим. Этот утраченный в современ-

    ных переживаниях момент относится к эпохе Декарта, заре новоевропейской науки. Стоит подчеркнуть, что в настоящее время это ощущение свободы самобытия становится недостижимым и, что более трагично, непонятным. Впрочем, винить здесь некого, таков результат исторического процесса. «Субъективность самобытия», наиболее ярко проявляемая у греческих философов и римских государственных деятелей, сменилась «западной личностью», которая была «с самого начала связана с рациональностью в качестве ее коррелята» [4, с. 24].

    Ясперс связывает потерю человеком «ориентирующего самобытия» с двумя формами его исторически объективированного технократического самоопределения. Для объяснения форм существования человека в «современной духовной ситуации» философ Нового времени вводит две категории: человек существует двояко как «аппарат» и как «масса». В первом случае он реализует определенную частичную функцию. Тогда как в «массе» человек отражается в отношении массового потребления и массового сознания. В итоге складывается «современная софистика» как комплекс знаний, действий и компромиссов, заменяющих духовное отношение, стремящееся за пределы са-мобытия. Духовность заменяется «деловитостью». Так выглядят образы современного существования человека. Возможно ли реконструировать сложившееся самобытие человека? Как ни странно, ответ лежит в сфере общего среднего образования, в погружении в его содержание определенных программ философии, филологии, лингвистики. Почему местом решения проблемы реконструкции самобытия человека выбирается общее среднее образование? Поскольку было бы крайней степенью наивности предполагать, что деятельный бизнесмен или преданный своей службе чиновник могут поставить вопрос о границах собственных функций, о том содержании, которое лежит за пределами типов деятельности и образов жизни, представляется ясным, что функционеры современного мира — индивиды, уже «потерянные» для ответа на вопрос о духе в его проекции на современного человека.

    В настоящее время на уровне общеобразовательной школы (где дух уже организован, но еще не специализирован) происходит разделение на гуманитариев и способных к освоению технических дисциплин. По-видимому, длительная критика организации образования при царизме уничтожила понимание того момента, что в российских гимназиях «мертвые языки» читались всем без исключения. Необходимо учесть, что за последние сто лет не только наука, но и сферы философии, филологии и языкознания ушли далеко вперед. Преподавание латыни и греческого (и даже логики) не может решить задач обеспечения со-

    временного самобытия человека соответствующими формами понимания и рефлексии — специфическими техниками современной духовности и материалом ее содержания. Именно поэтому вопрос о синтезе определенныгх подходов в философии, филологии и лингвистике в настоящее время актуален для структур общего среднего образования. В течение всей истории человечества доминировали и сменяли друг друга разные картины мира: сначала быша мифологическая, а после ее сменила религиозная, ей на смену, в свою очередь, пришла философская, которая через время уступила место научной. Какова картина мира человека, живущего в XXI веке? Современные технологии и интернет не дают на этот вопрос вразумительного ответа и сами не могут выполнять функцию конструирования бытия человека. В свою очередь, философия, филология и лингвистика до сих пор не исчерпали себя, и их содержание пополняется постоянно. Это три особенных дисциплины. Мы специально употребляем слово «дисциплины», так как науки в совре-

    менном мире перестроились и работают для общества потребления — это не плохо и не хорошо — это объективное положение вещей. Реальным противовесом может стать синтез содержания философии, филологии и лингвистики, который приведет к реконструкции самобытия человека.

    Библиографический список

    1. Грицанов А.А. Опредмечивание и распредмечивание // Всемирная философская энциклопедия. М.: Изд-во «Современный литератор», 2001. Т 1. № 1. С. 852-853.

    2. Моэм У.С Время и книги. М.: Изд-во «АСТ», 2013. 509 с.

    3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Изд-во «Канон+», 2008. 288 с.

    4. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: Изд-во «АСТ», 2012. 285 с.

    5. Шестаков А.А. Взаимосвязь философского и конкретно-научного знания как диалектическое единство // Вестник Самарского муниципального института управления. 2012. № 2. С. 159-163.

    R.O. Isaev *

    INTERRELATION BETWEEN PHILOSOPHY, PHILOLOGY AND LINGUISTICS AND THEIR FUNCTION IN THE RECONSTRUCTION OF HUMAN EXISTENCE

    In the article the interrelation of philosophy, philology and linguistics from the point of view of their substantial filling is viewed. Special attention is paid to the revelation of problem domains of these relations; possible perspective of their development is demonstrated.

    Key words: philosophy, philology, linguistics, world view.

    * Isaev Roman Olegovich ([email protected]), the Dept. of International Relations, Samara State University, Samara 443011, Russian Federation.

    cyberleninka.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о