Гуманитарный предмет – Гуманитарные предметы — это… Что такое Гуманитарные предметы?

Содержание

Гуманитарные предметы Википедия

Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания этого события. [источник не указан 647 дней]

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).

Гуманитарные науки включают философию, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историю, психологию, антропологию, этнографию, когнитивистику, а также ряд других, неконвенциональных дисциплин, например, изучающих метаморфозы человека и человечества под воздействием техносреды (техногуманистика) .

Гуманистика — это область самопознания и самосозидания человека и человечества. О чем бы ни писались гуманитарные сочинения: об эстетике итальянского Возрождения или об эпических сказаниях древней Индии, о взаимовлиянии романских и германских языков или о кантовской философии времени и пространства, — всюду перед нами предстает образ человека в разных его воплощениях. Мы сопоставляем себя с ними, находим общность и отличия, а значит, глубже познаем себя и одновременно становимся более человечными. [источник не указан 212 дней]

Гуманитарные науки учат:

понимать и выражать себя;

понимать других людей и общаться с ними;

понимать другие культуры и эпохи;

понимать цели человечества и ход истории;

сознательно строить свою личность в творческом взаимодействии с другими индивидами и культурами;

История возникновения[ | ]

  • На основе классификации наук у Ф. Бэкона, французский просветитель Д’Аламбер первым объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в науку о человеке, положив начало современному понятию «гуманитарные науки».
  • После объединения наук Д’Аламбером, французские школы, в особенности частные, начали реформирование в системе, разделяя гуманитарные и технические науки, известно, в начале XIX века вводились тесты на определения склонностей детей либо к гуманитарным, либо к техническим наукам, после этого составляя расписания определенным группам, однако такая практика проводилась недолго.
  • Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке. В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science»), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в кото

ru-wiki.ru

5 гуманитарных предметов, которые нужны технарям — Учёба.ру

Язык и культура речи: самопрезентация

В школе ученики математических классов уделяют мало внимания русскому языку. При этом его знание остается важным в течение всей жизни, почти на любой работе и в любой коммуникации. Умение емко и грамотно выражать свои мысли поможет в учебе при написании курсовых и при подготовке докладов, а в будущем — в общении с коллегами и начальством, написании резюме и разработке документации. Грамотность сейчас становится особенно важна, поскольку не только личное, но и деловое общение все больше переходит в интернет и, в частности, в социальные сети. Впечатление о вас во многом составляется по тому, насколько хорошо вы умеете в письменном виде доносить до публики свои идеи.

Обучение русскому языку не ограничивается только технической стороной вопроса. Осваивая его, вы учитесь правильно выстраивать коммуникацию, выражаться точно, четко и понятно, тем самым организовывая и свое мышление, а умение свободно использовать различные языковые конструкции дает большую свободу для выражения. А потому, если на уроках русского вы решали задания по алгебре, стоит найти время и открыть учебники Розенталя.

Литература: способность изобретать

Обычно в конечном итоге все соглашаются с тем, что учиться писать необходимо, а из правил грамматики стоит знать хотя бы основные. Литературу же огромное количество технарей записывает в совершенно бессмысленные, отвлеченные предметы: «Что может быть полезного в книгах, если там все придумано?».

Однако книги оказывают огромное влияние на развитие творческого мышления и воображения, необходимого в том числе в технических профессиях. Будущих инженеров и программистов учат большому количеству точных наук, но именно изучение искусства, и в частности литературы, позволяет им научиться придумывать нечто новое и изобретать.

Занимаясь исключительно инженерной графикой, сопроматом и дифференциальными уравнениями, вы научитесь только копировать уже существующее, действовать в рамках созданных норм и правил. Литература же толкает к сотворчеству, заставляет мозг выдумывать, работать иначе. Недаром многие изобретения сперва появлялись на страницах книг и поначалу воспринимались как литературная фантазия.

Даже чтение развлекательной литературы способно дать творческий толчок. Углубившись же в изучение классических произведений, требующих труда, можно здорово «прокачать» свой разум. Для этого не обязательно все бросать и уходить на филфак или записываться на дополнительные курсы. Множество лекций есть в бесплатном доступе в интернете, а на различных образовательных, научно-популярных и литературных порталах можно найти списки самых важных книг — от топ-20 и до бесконечности.

Иностранные языки: карьерный рост

В современном мире невозможно обойтись без знания английского, а лучше — и еще одного дополнительного иностранного языка. Огромный объем полезной профессиональной литературы не переводится на русский и остается недоступным для тех, кто не может прочитать ее в оригинале. Кроме того, многие компании сотрудничают с иностранными коллегами, открывают филиалы в других странах и отправляют сотрудников на конференции.

В технических вузах изучают обычно в основном специальную лексику и перевод документов, однако и студентам, и выпускникам стоит мыслить шире: для успешной работы необходимо будет не только разбираться в своей узкой теме, но и уметь поддерживать беседу, слушать лекции, договариваться о совместной работе и т. д.

Хорошее, разностороннее знание иностранных языков существенно повысит шансы найти работу над интересными проектами, расширит границы как в переносном, так и в самом прямом смысле этого слова, даст возможность работать где угодно. Даже если в вашем вузе преподавание иностранных языков оставляет желать лучшего, сейчас есть множество различных курсов и программ по изучению языка, как платных, так и бесплатных.

Психология: профессиональная коммуникация

Зачастую технические профессии выбирают люди замкнутые, готовые много времени проводить в одиночестве, корпеть над трудной задачей или масштабным проектом. Однако для создания любого, особенно сложного и интересного проекта, необходима коммуникация с людьми, умение договариваться и понятно излагать свое мнение.

Если родной язык поможет вам научиться структурировать свою речь, то психология даст понимание того, в каком виде, как и когда лучше всего доносить ваши идеи и мысли, какой подход стоит использовать для конкретного человека. Она способна также помочь раскрыть свою индивидуальность и личные преимущества, выявить сильные стороны и скорректировать слабые.

В вузах преподавание психологии часто носит формальных характер: за небольшое количество часов студентов стараются познакомить с как можно большим количеством школ и направлений, не углубляясь подробно в их особенности и практическую пользу. Однако воспользоваться можно также полезными книгами, курсами и тренингами, направленными на решение конкретных задач и способных улучшить как профессиональную коммуникацию, так и качество жизни человека в целом.

История: адаптация к переменам и анализ

История — еще один предмет, который технари часто считают бессмысленным. Казалось бы, зачем им знать о том, что было давным-давно? Однако нужно понимать, что и инженеры с программистами не работают в пустоте: все, что они создают, они создают в общем смысле для людей, и для их понимания недостаточно одной психологии. Любой человек — продукт породившей его среды, и чтобы понять его, нужно знать, откуда он пришел. В такой ситуации становится важным знание исторического контекста, истоков тех или иных ситуаций, причин происходивших ранее и происходящих сейчас событий.

Особенно важно разбираться в современной истории. Это поможет лучше ориентироваться в постоянно меняющемся мире, предугадывать важные события и уметь при необходимости вовремя отреагировать.

Помимо этого, так же как и литература, история развивает мышление, аналитические способности, умение видеть «картинку в целом», замечать взаимосвязи, что пригодится как непосредственно в профессиональной деятельности, так и при общении с другими людьми и построении деловых коммуникаций.

www.ucheba.ru

Гуманитарные науки | Наука | FANDOM powered by Wikia

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8


Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идет преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).

    История возникновения Править

    Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке. В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science»), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в которой проводится обоснование методологических принципов «наук о духе». Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (напр., историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории довлела метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам

    [1].

    Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант — Коген — Бахтин. А именно — разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.

    1. В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определенный масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
    2. В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
    3. В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) ему моментах.
    4. Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и пр.).

    Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».

    Предмет и метод Править

    В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.

    М. М. Бахтин в работе «К философским основам гуманитарных наук» пишет, что: «Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении»[2].

    Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст — через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов»[3] (это встреча двух авторов).

    Т. о. первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.

    Ключевая проблема гуманитарных наук — это проблема понимания.

    Как отмечает Н. И. Басовская: "Гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь — деятельности духовной"[4]. По Г. Ч. Гусейнову — «гуманитарий занят научным изучением результатов художественной деятельности человека»[5].

    Науки или дисциплины? Править

    К. О. Апель в работе «Трансформация философии» (1973) пишет следующее: "Эти дисциплины, например, разновидности филологии, просто-напросто не входят в теорию науки неопозитивизма — обстоятельство, которое, конечно, может быть связано и с тем, что в англоязычных странах «humanities» — «гуманитарные дисциплины» — всё ещё понимаются из донаучного горизонта гуманистических «artes» — «искусств», — в частности, риторики и критики литературы, тогда как понятие «science» — «науки» — продолжает ориентироваться на идеал естественно-научного метода.

    Само собой разумеющаяся предпосылка законосообразного (причинного или по меньшей мере статистического) «объяснения» объективных процессов как единственная мыслимая цель научного познания господствует в неопозитивистской теории науки даже там, где она явным образом обращается к возможности «понимания» человеческого образа действий[6].

    История и философия науки: История культурологии / Ред. Огурцов А. П., — М.: Гардарики, 2006



    • Страница 0 - краткая статья
    • Страница 1 - энциклопедическая статья
    • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Гуманитарные науки 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    Гуманитарные науки — Википедия

    Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.

    В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идет преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).

    История возникновения[править]

    Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке. В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science»), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в которой проводится обоснование методологических принципов «наук о духе». Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (напр., историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории довлела метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам[1].

    Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант — Коген — Бахтин. А именно — разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.

    1. В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определенный масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
    2. В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
    3. В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) ему моментах.
    4. Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и пр.).

    Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».

    Предмет и метод[править]

    В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответсвует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.

    М. М. Бахтин в работе «К философским основам гуманитарных наук» пишет, что: «Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении»[2].

    Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст — через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов»[3] (это встреча двух авторов).

    Т. о. первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.

    Ключевая проблема гуманитарных наук — это проблема понимания.

    Как отмечает Н. И. Басовская: "Гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь — деятельности духовной"[4]. По Г. Ч. Гусейнову — «гуманитарий занят научным изучением результатов художественной деятельности человека»[5].

    Науки или дисциплины?[править]

    К. О. Апель в работе «Трансформация философии» (1973) пишет следующее: "Эти дисциплины, например, разновидности филологии, просто-напросто не входят в теорию науки неопозитивизма — обстоятельство, которое, конечно, может быть связано и с тем, что в англоязычных странах «humanities» — «гуманитарные дисциплины» — всё ещё понимаются из донаучного горизонта гуманистических «artes» — «искусств», — в частности, риторики и критики литературы, тогда как понятие «science» — «науки» — продолжает ориентироваться на идеал естественно-научного метода.

    Само собой разумеющаяся предпосылка законосообразного (причинного или по меньшей мере статистического) «объяснения» объективных процессов как единственная мыслимая цель научного познания господствует в неопозитивистской теории науки даже там, где она явным образом обращается к возможности «понимания» человеческого образа действий[6].

    {{#categorytree:Гуманитарные науки|mode=pages|depth=1}}

    История и философия науки: История культурологии / Ред. Огурцов А. П., — М.: Гардарики, 2006

    wp.wiki-wiki.ru

    что это значит? Кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря

    Еще сидя на школьной скамье, многие молодые люди задумываются над своим будущим, планируют карьеру, мечтают о достижении каких-то высот. Но еще больше переживают их родители, не зная, что посоветовать своему чаду. В некоторых случаях определиться с будущей профессией помогает тип мышления (в том случае, если он четко выражен). Педагоги, хорошо знающие способности ученика, без проблем могут определить, технарь он или гуманитарий. Что это значит, понимают многие.

    Существует определенный стереотип - если нравится математика и физика, человек разбирается в технике, значит, он технарь, а вот если наблюдается расположенность к литературе, языкам, истории, нравится писать сочинения – 100% гуманитарий. Но все не так просто, существуют и смешанные типы, поэтому в выборе профессии всегда нужно прислушиваться к своей интуиции.

    Кто такие гуманитарии?

    Что-то кому-то доказывать, делать новые открытия в области науки и техники, вписывая свое имя в историю, – это задача технарей. Гуманитарий – это человек, привыкший созерцать окружающий мир, не вмешиваясь в происходящее, если нет такой необходимости. Он не стремится сделать нечто экстраординарное, выделиться, войти в историю, он сам изучает эту историю, работы других ученых, при этом оперируя знаниями, собиравшимися по крупицам на протяжении многих веков. Гуманитарии, в отличие от технарей, прекрасно понимают, что их мнение не является единственно верным. Им может не нравиться мышление других людей, но при этом они понимают, что иное понимание ситуации существует, и никогда не навязывают свои доводы. Гуманитарии – хорошие коммуникаторы, они легко находят общий язык даже с незнакомцами, подбирают нужные слова в любой ситуации.

    Гуманитарный тип мышления

    Иногда люди ошибочно причисляют себя к тому или иному типу. Например, если человек любит читать литературу, интересуется живописью, музыкой, кинематографом, то он уже гуманитарий. На самом деле это совершенно не так, потому как увлечения не всегда могут соответствовать складу ума. Также не стоит забывать о смешанных типах, которым в равной степени даются все науки. Кто такой гуманитарий? Это человек, осознающий существование другой интерпретации, опыта, смысла, мышления, мировоззрения и т. д. При этом ему не обязательно соглашаться с этим, он не обязан толерантно относиться к людям с противоположным мнением. Главное – понимать, что его слово не является законом, последней инстанцией.

    Красивая речь – главное оружие

    Гуманитарии - отличные коммуникаторы, из них получаются превосходные ораторы, преподаватели, психологи. Они легко устанавливают контакт с малознакомым человеком, способны поддержать любую беседу, даже если тема им не интересна. Вражда тоже является способом коммуникации, хотя те, кто в нее ввязан, заведомо отодвигают себя на самый край гуманитарного мира. Гуманитарии в большинстве случаев признают несовершенство своих мыслей, зависимость от различных обстоятельств извне.

    Каким бывает гуманитарное образование?

    Существует две совершенно разные «гуманитаристики». Одна не акцентирует внимание на теоретизации бытия, а реально его преображает. Из-за этого человек начинает совершенно новую жизнь. Другая, наоборот, музеефицирует старые знания, изучает многовековые труды. Именно такую гуманитаристику преподают в большинстве вузов. Соответствующее образование условно можно разделить на три типа. Первое подходит для «исследовательских» специальностей. Преподаватели основываются на концепции университета Гумбольдта, уча студентов так, словно те в будущем станут великими учеными. Второй тип подходит для массовых профессий, которые может себе выбрать гуманитарий. Что это за специальности? Сюда стоит отнести учителей, библиотекарей, пиарщиков, журналистов и т. д. Третий тип гуманитарного образования представляет собой различные курсы, рассчитанные на технарей.

    Профессии для гуманитариев

    К общественным наукам относятся история, журналистика, филология, психология, лингвистика, политология, юриспруденция. Гуманитарии хорошо в них разбираются, потому как особый склад ума позволяет им свободно владеть языком букв и слов. Люди, хорошо чувствующие себя в социальной среде, могут выбирать гуманитарные профессии. Большой популярностью пользуется психология. Люди на протяжении многих веков изучали биологическую природу человека, историю, обычаи, происхождение. Все это формировалось в определенные психологические закономерности, позволяющие лучше разбираться в медицине, преподавании, науке, торговле и других сферах деятельности.

    Если вы - гуманитарий, то вам подойдет деятельность, связанная с культурологическими, философскими, религиоведческими, политологическими знаниями. Если нравится копаться в прошлом, можно стать историком. Власть и деньги привлекают многих, поэтому люди с гуманитарным складом ума занимаются политической деятельностью, организовывают партии, ведут переговоры, собирают митинги. Нравится писать, первым узнавать о разных происшествиях, вести расследования? Подойдет профессия журналиста. Сегодня много печатных и интернет-изданий нуждаются в квалифицированных кадрах.

    Различия между технарем и гуманитарием

    В некоторых случаях определить склад ума очень тяжело, потому как конкретные способности слабо выражены. Понять, человек технарь или гуманитарий, можно не по оценкам, получаемым в школе, а по мировоззрению, мышлению. Очень часто успеваемость по конкретной дисциплине зависит вовсе не от способностей ученика, а от каких-то других факторов, например умения учителя заинтересовать предметом.

    Гуманитарии красиво разговаривают, очень эмоциональны, ранимы, любят изучать языки, писать сочинения и даже стихи. Они немного неуверены в себе, у таких людей развито образное мышление и воображение. Технари энергичные, самоуверенные, целеустремленные. Мысли в их голове проносятся со скоростью света, такие люди хорошо разбираются в технике, любимыми их предметами являются физика и математика. Они малообщительные, не любят разговаривать ни о чем.

    Логика карьеры

    Ничего экстраординарного от жизни не требует гуманитарий. Что это такое - жить на сущие копейки - прекрасно знают педагоги, работники архивов, библиотекари. Технарь всегда стремится построить блистательную карьеру, прыгнуть выше головы, показать, какой он умный и незаменимый. У историков, психологов, журналистов нет завышенных рыночных ожиданий, зато хорошим образованием, формирующим элитную идентичность, может похвастаться каждый гуманитарий. Что это такое - зарабатывать умением думать, знают многие люди с гуманитарным складом ума. Они прекрасно осведомлены о низкой рыночной востребованности, поэтому начинают зарабатывать на жизнь уже с 3-4 курса университета. К сожалению, сегодня социум живет по законам рынка, молодые люди выбирают профессию в зависимости от уровня зарплат, престижности. Хотя нужно опираться на собственную интуицию и строить карьеру по зову сердца.

    fb.ru

    Социально-гуманитарные знания: предмет и понятие

    Общественное сознание – объективная реальность, даже если считать, что отдельная личность может быть творцом истории. Особенности социально-гуманитарного знания в его внешней доступности и внутренней сложности. Сказать можно многое, но не всему следует верить.

    История много раз показывала человечеству, что вытекает из нарушения нормального функционирования социальных отношений и чем грозит пренебрежение гуманитарными науками. Общество – как океан, в нём всегда будут волны, иногда цунами. Но в обычном состоянии это мирное жизненное пространство, динамично и непрерывно развивающееся. Спокойное и планомерное существование обеспечивают естественные и объективные законы мироздания. Нарушения этих законов всегда влекут адекватную неизбежную реакцию.

    Общество – причина образования спектра социально-гуманитарных наук

    Обычно социально-гуманитарные знания относят к наукам об обществе, человеке, истории и культуре. Считается, что предметом здесь является анализ закономерностей социальной жизни.

    Жизнь неразрывно связана с процессами познания и мыслительной деятельности, в результате которых появляется информация, выполняются конкретные действия, создаются культурные ценности, производятся продукты питания и изделия, необходимые для жизни и работы, развивается научно-технический прогресс.

    Человек сам по себе – сложная система. И он живет в мире огромного количества других систем, из которых самая сложная и большая – социальная. Причем доступный человеку социум не только многогранен. Он предстает перед человеком как система доступных уровней, которые не только вложены друг в друга, но и могут строиться как независимые пирамиды уровней в произвольных взаимоотношениях с себе подобными и отдельными личностями.

    Если представить отдельного человека точкой, то окружающая его социальная среда – это строго настроенная система точек, каждая из которых соединена с массой других. Связь между точками может возникнуть, пропасть и образоваться вновь.

    Общее социальное устройство

    Человек может родиться, и появится еще одна точка, ещё одна причина формировать новый пучок социальных связей. Когда человек умирает, рушится образованный им социальный спектр отношений.

    Если в образовании социальных связей (рождение) работают общие законы устройства социума, то в разрушении созданного спектра отношений (смерть) принимает заметное участие социальный результат жизни человека в обществе. Это система социально-гуманитарного знания: обществознание на практике.

    Звезды никогда не падают с небес, планеты никогда не меняют своих траекторий. Силы гравитации столь велики, что изменить что-либо в строении Вселенной невозможно. Общество – социальная вселенная. Человек, или группа людей, или государство могут считать, что в их силах что-то изменить в социальном пространстве. Но, когда социум успокаивается, всё возвращается на свои места.

    В отличие от реальных звезд, социальные потрясения – норма жизни общества. Слабо верится, что общество придет в состояние вечного спокойствия. Для живых организмов это означает смерть.

    Общество – живой организм, а не масса планет, строго соблюдающих законы гравитации. И оно будет всегда думать, искать, ошибаться и действовать. Это практика и особенности социального и гуманитарного знания.

    Отношение к социально-гуманитарному знанию

    Сказать можно многое, но не всему следует верить.

    Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие.

    Классика жанра. Добавить нечего. Общественное сознание любой страны слышало такие и им подобные слова, и меньше всего обращало на них внимание.

    Хорошо, что есть религия и представление об особенностях религиозного мировоззрения. Это позиционирует оставшуюся часть общественного сознания как философию материального бытия и диалектики.

    Но религия никогда не была догмой, даже когда пыталась убедить в этом себя и заставляла верить в это всех окружающих пытками, кострами, инквизициями и иными отнюдь не благородными деяниями.

    Философия никогда не уступала религии, но делала свои ошибки на свой вкус, вводя научный мир в заблуждение. Все остальные социально-гуманитарные знания по всем своим дисциплинам так же ошибались, это естественно. В обществе не меньше белых пятен и черных дыр, чем во всей Вселенной.

    Не так важно, чья идея вернее. К общественному сознанию ни та, ни другая никак не относится, поскольку в той мере, в какой каждая из них соответствует объективными законом мироздания, они попросту составляют часть текущего состояния общественного сознания.

    Можно сказать, что общественное сознание – это сумма существующих сознаний всех живущих в этом обществе людей с поправкой на социальные связи с другими обществами.

    Но из этого также ничего не следует. С этим никто не будет спорить, равно как:

    • никто не поверит;
    • никто не проверит.

    Да, это – сумма, и что? Если даже не сумма, а композиция, пересечение или объединение множеств частных сознаний, что это меняет?

    Уровни и формы общественного сознания

    Обычно, определив, как было указано выше, что такое общественное сознание, выделяют три уровня:

    • обыденное сознание;
    • общественная психология;
    • общественная идеология.

    Также различают такие формы общественного сознания, как:

    • политическая;
    • правовая;
    • нравственная;
    • эстетическая;
    • религиозная;
    • философская
    • научная.

    Все эти формы различаются по:

    • предмету отражения;
    • форме отражения;
    • своим функциям;
    • степени зависимости от общественного бытия.

    То, что общественное сознание определяется общественным бытием, мало кто оспорит, но разве не общественное сознание навязывает каждому рожденному человеку, как именно ему надлежит отправлять свое бытие, и почему ему не дозволено ничего менять.

    Характерные особенности социально-гуманитарного знания в том и состоят, чтобы еще со школьной парты навязать каждой личности свои общественные соображения и посмотреть на то, как эта личность будет пытаться что-то изменить на свой лад.

    Общественное сознание и личность

    Удел всякой личности - плыть по течению или занять свою собственную уникальную позицию в общественном сознании. И то и другое – нормальное положение вещей. Общественное сознание – самоорганизующаяся система социальных отношений. И шансы у отдельной личности его уничтожить или изменить ничтожны.

    Но право договориться у личности есть всегда. Даже в тех обществах, в которых царит самая жестокая диктатура. Общество можно уничтожить, только истребив все составляющие его личные сознания. Но личное сознание живет строго определенный срок.

    Человек, находящийся под прессингом диктатуры, думает о только себе (максимум о своих близких). И это нормально и естественно, но это неправильно. Нужно думать об обществе. Диктатура не вечна, родится другой человек и продолжит начатое тем, кто решился подумать не о себе, а об обществе, то есть о будущем. Если общественное сознание допустило в себя диктатуру, возможно на то была веская причина. Но раз диктатура появилась, значит, не было силы, способной защитить общество.

    Наука как практика и теоретическое понятие, социально-гуманитарные знания как система наук – всегда были и будут важнейшей составляющей общественного сознания. Не стоит мешать обыденное сознание с общественной психологией и идеологией. Это может понять отрешенный ученый и заинтересованно обсуждать что-то с коллегами, но рабочий тракторного завода даже не услышит сказанного.

    Однако предмет социально-гуманитарного знания абсолютно четко расписан по дисциплинам и достаточно давно понятен не только рабочему тракторного завода:

    • философия;
    • социология;
    • этика;
    • право;
    • история.

    Гуманитариев и гуманитарных направлений так много, а социально-гуманитарные знания так изумительно сложились в стройную социально закрепленную инфраструктуру, что только незрячий умственно не увидит красоты и силы всей картины сложившегося общественного сознания.

    Искусственные общественные законы

    История припоминает множество великих империй, существовавших когда-либо. Археология признается исторической дисциплиной, то есть это тоже отчасти социально-гуманитарные знания.

    Результаты археологии свидетельствуют о фактическом наличии в прошлом памятников права, социального управления, философии, идеологии, нравственности.

    Результаты недавних общественных потрясений современное общественное сознание не только помнит, но и находится в какой-то части под впечатлением. Мало кто будет спорить с тем, что здоровый организм живет и здравствует, а больной всячески стремится к излечению.

    Общество – это целостная система отношений. И это – живой организм, которому глубоко не безразлична его судьба и здоровье. Это отражают прежде всего социальные и гуманитарные знания: науки об обществе всегда идут в ногу со своим обществом, они - его важная часть.

    Если что-то идет не так, значит, был сформулирован не объективный искусственный закон. По воле власти или денег, или иной причине, этот закон был насильственно или мирно внедрен в общественные отношения, но вызвал пропорциональную обратную реакцию.

    Океан общественных отношений всколыхнулся, но последовал объективным законам социального устройства и пришел в нормальное состояние. Интересно, что медицинские работники, в большинстве своем, не считают свое важное дело наукой, и даже к практике её не все относят. Медики делят себя на специалистов профилактической медицины и лечебной. Некоторые выделяют в отдельную группу терапевтов – советников от медицины. Но каждый медицинский работник дает клятву – не навредить, и знает четко, что организм должен выздороветь сам, своими силами, прежде всего. Только в крайних случаях нужны таблетки и скальпель хирурга.

    Математика общественного сознания

    Если смысл, логику и собственно понятие социально-гуманитарные знания соотнести с программированием, точнее принять на веру, что понятия файл, папка и работа с ними – одного поля ягоды, то сразу образуется отрицательный баланс.

    Это как когда-то математика оспаривала у философии корону всех наук. Потом все мирно решили, что каждому своё, и занялись каждый своим делом.

    Программирование, конечно, сильная вещь, и не чета каким-то там социально-гуманитарным знаниям. Но что живет дольше, живет на этом свете и видит дальше: машина, которой отроду всего ничего, или общественное сознание, которое формировалось веками?

    Интересная закономерность социально-гуманитарных наук, прежде всего философии и социологии, удивительная способность влиять на всё происходящее. Когда компьютеры только появились, никто не думал, что они будут легко воспринимать и формировать образы, переводить тексты на другие языки и оценивать поведение человека.

    А ведь это всё нынче не просто востребовано, это всё крайне актуально. Появилась масса компьютерных специальностей, курс обучения которым не просто включает в себя современные социально-гуманитарные знания, а предлагает их в формате реально работающих идей.

    fb.ru

    Кто такой гуманитарий, как определить, кто ты

    Довольно большое количество школьников старших классов начинают задумываться о своем будущем, мечтают о достижении высот и планируют карьеру. Но надо признать, что еще больше этот вопрос заботит родителей, которые не знают, что посоветовать своему ребенку. Довольно часто определиться с будущей профессией помогает тип мышления, но лишь в том случае, если он хорошо выражен.

    Педагоги, которые обучают ребенка, знают о его способностях и без особого труда смогу сказать гуманитарий он или технарь. Что означают эти понятия знает почти каждый.

    На сегодняшний день в обществе бытует определенный стереотип, если школьнику по нраву приходятся точные науки (алгебра, геометрия, физика), то он технарь, а вот если у школьника наблюдается предрасположенность к истории, языкам или литературе, то он 100% гуманитарий. В действительности все не так просто, поскольку существуют и смешанные типы. При выборе будущей профессии школьник всегда должен полагаться на свою интуицию.

    Это интересно: честолюбивый и честолюбие – что означают эти термины?

    Человек – гуманитарий: что это значит?

    Делать новые открытия в области науки техники, а также вписывать свои имена в историю – это участь технарей. Гуманитарий – это человек, который привык созерцать все происходящее, при этом, не вмешиваясь в него, если нет такой необходимости. У него нет желания совершать что-то экстраординарное, выделяться и входить в историю, ему больше приходится по нраву изучать работы других ученых, в будущем оперируя ими во время диалогов. Гуманитарии, в отличие от технарей, осознают, что их мнение не является единственно верным, этим и обусловлено их отсутствие желания вести споры.

    Это интересно: честолюбие – что означает этот термин?

    Разумеется, что им может не нравиться мнение окружающих людей, но при этом они не настаивают на своем, потому что не видят в этом смысла. Гуманитарии – это, прежде всего, превосходные коммуникаторы, которым удается находить общий язык даже с незнакомцами, умело подбирая слова в любой сложившейся ситуации.

    Гуманитарный тип мышления

    Каждому человеку присущ определённый тип мышления, но что же это значит? Все ли понимают и осознают тонкую грань между гуманитарием и технарем? В чем заключается их разница? Довольно часто люди ошибочно себя относят к тому или иному типу. Например, человек увлекается кинематографией, музыкой, живописью, любит читать литературу, то значит, он гуманитарий.

    В действительности дела обстоят совершенно не так, поскольку предметы увлечения человека не всегда говорят о складе его ума. Не стоит также забывать и о смешанных типах людей, которым хорошо даются все предметы. Но как понять, что ты технарь или гуманитарий?

    В данном случае следует руководствоваться тем, что оговариваемый тип мышления позволяет осознать человеку о существовании иной интерпретации, мировоззрения, мышления, смысла и опыта. Параллельно с этим ему вовсе не обязательно с ним соглашаться, ему вовсе не обязательно относиться толерантно к людям с иной точкой зрения. Главное – отдавать себе отчет в том, что его слово не является законом, последней инстанцией.

    Главное оружие – красивая речь

    Как мы уже говорили ранее, люди с гуманитарным мышлением являются превосходными коммуникаторами, из них в большинстве случаев выходят отменные ораторы, психологи и преподаватели. Им с легкостью удается вступить в контакт с малознакомыми им людьми, умеют поддерживать беседу, даже если она им совсем неинтересна.

    Стоит обратить внимание на то, что вражда является тоже способом коммуникации, однако те, кто в нее вмешан, заведомом отодвигают себя на край гуманитарного мира. Гуманитарии по складу своего ума, как правило, признают несовершенство своих мыслей, зависимость различных обстоятельств извне.

    Каким бывает гуманитарное образование?

    На сегодняшний день выделяют две совершенно разные “гуманитаристики”:

    • Одна из них не заостряет внимание на теоретизации бытия, а просто его преображает. Вследствие этого у человека начинается совершенно новая жизнь.
    • Вторая, наоборот, специализируется на изучении вековых знаний. Именно этот вид гуманитаристики преподают в подавляющем большинстве вузов. Этот вид можно, в свою очередь, условно разделить на три типа: для “исследовательских” специальностей, для массовых профессий, различные курсы, которые разработаны для технарей.

    Профессии для гуманитариев

    К числу общественных наук относятся юриспруденция, политология, лингвистика, психология, филология, журналистика и история. Люди с гуманитарным типом мышления превосходно в них разбираются, поскольку их склад ума позволяет им виртуозно владеть языком слов и букв. Люди, которые комфортно себя чувствуют в социальной среде могут смело выбирать гуманитарные профессии.

    Довольно большой популярностью на сегодняшней день обладает психология. Люди в течение веков изучали происхождение, обычаи, историю и биологическую природу человека. На основании полученных данных, были сформированы определенные психологические закономерности, которые позволяют разбираться не только в медицине, но преподавании, науке, торговле и прочих социальных сферах.

    Если вы относите себя к гуманитариям, то вы можете обратить внимание на деятельность, которая связана с политологическими, религиоведческими, философскими, культурологическими знаниями. Если необычайный интерес вызывает история, то можно свою жизнь посвятить и ей.

    Ни для кого не секрет, что власть и деньги привлекают огромное количество людей, поэтому люди с гуманитарным типом мышления отдают предпочтение политической деятельности, собирают митинги, ведут переговоры и организовывают политические партии. Если по душе вести различные расследования, первыми узнавать о происходящем, то можно рассмотреть профессию журналиста. Сегодня эта отрасль чрезвычайно развита, поэтому множество изданий нуждается в квалифицированных кадрах.

    Технарь и гуманитарий: отличия

    Можно ли при необходимости стать гуманитарием или технарем? Ответ довольно сложный, изменить склад ума невозможно, однако развиваться можно всегда. Понять принадлежность человека к определенному типу можно не с помощью оценок в школе, а по мышлению и мировоззрению. Довольно часто успеваемость по определенной дисциплине зависит не от способностей школьника, а то множества других факторов, например, умения учителя заинтересовать ребенка.

    Особенности гуманитариев:

    • очень эмоциональны;
    • ранимы;
    • любят писать стихи, сочинения и изучать языки;
    • неуверены в себе;
    • развитое образное мышление и воображение.

    Что касается технарей, то им присущи следующие особенности:

    • самоуверенные;
    • энергичные;
    • целеустремленные;
    • некоммуникабельные, не любят разговаривать.

    obrazovanie.guru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о