Институты в которых был недобор в 2019 москва – Около 100 вузов не смогли набрать абитуриентов на бюджетные места

    Содержание

    Около 100 вузов не смогли набрать абитуриентов на бюджетные места

     

    С 14 по 21 августа проходит неофициальная третья волна. При наличии мест, оставшихся вакантными после зачисления по результатам конкурса, учредитель в исключительных случаях может предоставить вузу право объявить дополнительный прием. А в этом году, по словам главы Министерства образования и науки РФ Андрея Фурсенко, более 100 вузов, подчиненных министерству, не набрали студентов на бюджетные места по целому ряду направлений.

    «В пролете» оказались энергетика, металлургия, транспортные средства, строительство. И проблема даже не в том, что у абитуриентов оказались низкие непроходные баллы. «Просто не хватает заявок», – заметил Фурсенко. Дошло до того, что министр дал вузам распоряжение закрыть пустые бюджетные места абитуриентами из числа контрактников. Вот кому-то повезло!

    Недобор первокурсников был и в прошлом году. Но тогда речь шла о 15 вузах, где недосчитались от 10 до 115 первокурсников. Список специальностей-аутсайдеров прошлого года немного отличается от нынешнего: «Педагогическое образование», «Физико-математические науки», «Химическая техника и биотехнологии».

    Акцент

    Мария Бортновская

    Санкт-Петербургский госуниверситет подал в прокуратуру жалобу на вузы, не возвращающие документы абитуриентов. Причиной послужил десяток обращений от будущих студентов с просьбой защитить их права.

    Как отмечают в СПбГУ, ситуация с незаконной задержкой вузами оригиналов документов приобрела массовый характер, хотя по приказу Минобрнауки отдавать подлинники на руки обязаны в течение суток. Как итог абитуриенты не могли поступить в рамках второй волны в наиболее желательный для них вуз. В числе вузов-«должников», по данным СПбГУ, числятся: Педагогический университет имени Герцена, Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Устинова, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (СПбГТИ), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), Санкт-Петербургский торгово-экономический институт (СПбТЭИ) и другие.

    Согласно правилам приема, заявитель даже не обязан мотивировать свое желание забрать аттестат из вуза, в который он успел поступить в первую волну. Несмотря на это, зачастую сотрудники приемных комиссий, ссылаясь на то, что абитуриент уже к ним зачислен, требуют написания заявления об отчислении по собственному желанию и предлагают прийти 2 сентября. В такой ситуации оказался, например, абитуриент Антон Подтуров из Нижнекамска. Молодой человек сразу предупредил приемную комиссию СПбГТИ, что намерен пробовать свои силы и в другом вузе. Ему пообещали: документы вернут по первому требованию в течение 15 минут.

    – Когда же сын узнал, что прошел по конкурсу в другой университет и пришел за подлинником, ему отказали, мотивировав это тем, что он уже числится как студент СПбГТИ, – говорит отец абитуриента. – Документы обещали отдать только в начале сентября. Из-за этой задержки сын не может вовремя подать оригиналы в тот вуз, в котором он хотел бы учиться.

    По мнению и.о. ректора СПбГУ Игоря Горлинского, подобные схемы незаконны. Ведь, согласно правилам порядка приема граждан в вузы, 5 и 10 августа формируются лишь списки абитуриентов, представленных к зачислению 1 сентября. Никто из молодых людей, прошедших конкурс, пока еще официально не зачислен в вузы, а значит, и требовать написания заявления об отчислении по собственному желанию не имеют права.

    Регионы

    Светлана Добрынина, Ирина Поволоцкая, Нина Рузанова, Анна Шепелева

    В новосибирских государственных вузах все бюджетные места заполнены, сообщила «РГ» замминистра образования области Марина Ананич. При этом пять вузов обошлись без второй волны зачисления.

    Больше всего заявлений было подано на специальность «Лингвистика» в Новосибирском госуниверситете – 122 на место. Здесь же зафиксирован и самый высокий проходной балл – 267 по результатам трех экзаменов. В числе первых завершил вступительную кампанию и Сибирский госуниверситет путей сообщения. Довольны набором в Новосибирском государственном техническом университете: во второй волне осталось заполнить только 10 бюджетных мест из 800. «Я не верю, что специальность «энергетика» может быть аутсайдером, – заявил «РГ» проректор НГТУ по учебной работе Анатолий Батаев. – У нас проходной балл на нее был далеко за 200, и, если бы все специальности пользовались такой популярностью, мы были бы счастливы».

    На Урале один из самых высоких конкурсов – на строительном факультете Уральского федерального университета имени Бориса Ельцина: на 20 бюджетных мест – 500 претендентов. Металлургия, энергетика и прочие факультеты, связанные с промышленным производством, пользуются большим спросом у молодежи, говорят в пресс-службе университета. Это связано с подъемом промышленности в регионе.

    Большой интерес к инженерным специальностям в Уральском государственном горном университете. Здесь полностью закрыты бюджетные места, а на инженерные специальности по горному делу наблюдался повышенный конкурс. Абитуриентов не досчитались в основном платные отделения, специализирующиеся на экономике и финансах. Правда, как ни странно, но только со второй волны в УФУ заполнили бюджетные места по специальности «программирование».

    В Ростовском государственном строительном университете все бюджетные места закрыты еще с первой волны. Скорее всего, такая востребованность связана с предстоящей Сочинской Олимпиадой: уже сейчас строители и особенно геодезисты нарасхват.

    По словам Георгия Бичурова, проректора Самарского государственного технического университета, проблем по бюджетным местам нет, даже перебор. По специальностям «энергетика», «металлургия» были и целевые места по заказу предприятий. На будущий год вуз как раз по этим специальностям намерен увеличить количество бюджетных мест. В регионе много крупных предприятий этих отраслей, так что выпускники без работы не останутся.

     

    www.examen.ru

    Вузы недосчитаются студентов? — Росбалт


    В правительственном докладе о реализации государственной политики в сфере образования говориться о том, что демографическая яма с уровня общего образования смещается на уровень среднего профессионального и высшего. Число абитуриентов в новом учебном году сократиться на 40% по сравнению с 2009 годом. Стоит ли вузам готовиться к недобору? Означает ли это, что в столичные вузы перетекут лучшие студенты из регионов? Как трансформируется высшая школа на фоне снижения количества потенциальных студентов? И не получится ли с вузами также, как с детсадами, которые сначала закрыли из-за низкой рождаемости, и помещения отдали под коммерцию, а потом столкнулись с острым дефицитом мест, когда демографическая ситуация выправилась? Об этом «Росбалт» поговорил с директором Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяной Клячко.


    «Численность студентов в российских вузах снижается десятый год подряд. Пик был пройден в 2008 году, когда студенческий контингент превысил 7,5 миллионов человек. В 2017 году он снизился до 4,2 миллионов, то есть сократился на 44% по отношению к пиковому значению. Но как-то особой паники все эти годы не наблюдалось», — отметила Клячко.


    По ее словам, снижение контингентов продолжится, если исходить из демографического прогноза Росстата, вплоть до 2024 года, но будет более плавным. В 2024 году, согласно расчетам, в российских вузах будет учиться 3,7-3,9 миллионов студентов.

    «А вы, друзья, как ни садитесь…»


    К чему привело снижение численности студентов, и почему все проходит относительно спокойно?


    Во-первых, по словам эксперта, произошло сокращение примерно в 1,4 раза числа вузов. В 2010 году их насчитывалось 1115, в 2017 году — 818.


    Если говорить о филиальной сети, то она сократилась значительно сильнее — в 1,7 раза. Правда, процесс этот происходил не синхронно с сокращением числа вузов. Наибольшее число филиалов было зафиксировано в 2013 году — 1482, в 2017 году их осталось меньше 840.


    «Таким образом, вузовская сеть очень активно сжималась, в наибольшей степени из системы высшего образования уходили частные высшие учебные заведения: прием в государственные и муниципальные вузы в последние годы сократился на 15%, в частные вузы — почти в два раза», — подчеркнула собеседница «Росбалта».


    Во-вторых, сокращение профессорско-преподавательского состава вузов также шло все 10 лет. Но, по сравнению с сокращением численности студентов, оно было небольшим — на 27,5%. «Это связано с двумя моментами: прежде всего, преподаватели работали (работают), как правило, в нескольких вузах, иногда в двух или трех. В одном — например, частном — его сокращали, в государственном он продолжал работать», — пояснила эксперт.


    Так, по ее словам, в последние годы в вузах сократили практически всех совместителей и почасовиков, что привело к росту нагрузки на штатный персонал, но свои рабочие места большая часть профессорско-преподавательского состава сохранила.


    «Еще одна причина сравнительно небольшого снижения численности преподавателей вузов — это изменение структуры студенческого контингента: до 2014 года заочники и вечерники составляли 55%, в 2017 году, напротив, очный контингент составил 51%», — отметила Клячко.


    В-третьих, увеличение доли очных студентов ведет к росту численности профессорско-преподавательского состава. Так, в 2017 году число преподавателей впервые с 2010 года выросло на две тысячи человек, так как при заочном обучении на одного преподавателя приходится примерно 100 студентов, а при очном — 10-12.

    Вернись, студент


    «Недобора, таким образом, в вузах не будет. К 2020 году произойдет еще небольшое сокращение числа государственных и муниципальных вузов, их общее число составит 500. Напомню, что в РСФСР в 1991 году было 514 вузов, в которых обучалось 2,7 миллионов студентов», — отметила собеседница «Росбалта».


    Не получим ли мы в результате оптимизации высшей школы на фоне демографической ямы образования для избранных? Ведь к 2024 году вузов будет примерно столько же, сколько в 1991 году, а студентов — как минимум на один миллион больше.


    По мнению Клячко, такая ситуация нам не грозит. К 2030 году численность студентов вузов по прогнозу составит примерно 4,2-4,3 миллионов человек. Число вузов расти не будет, но будет увеличиваться в них число мест. Кроме того, возможен перевод части студентов в дистанционный режим — новые технологии будут активно проникать в университеты.


    «Что касается перераспределения студентов между региональными и столичными (Москва, Санкт-Петербург) вузами, то оно идет опять-таки все последние годы, и связано это, прежде всего, с введением ЕГЭ. В 2016 году в московские и питерские вузы поступили 7,5% выпускников школ из регионов, в 2017 году уже 9%. До введения ЕГЭ — таких было 1,5-2%. Что касается межрегионального потока, то в 2017 году в вузы не своего региона, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, поступило 16,5% выпускников школ, в 2018 году о своем намерении поступать в вузы другого региона сообщили 15%», — рассказала Клячко. 


    Анна Семенец


     


     

    www.rosbalt.ru

    где остались бюджетные места? — Учёба.ру

    В этом обзоре

    Колледж автомобильного транспорта № 9

    Ведущий колледж по подготовке автомехаников, автослесарей, диагностов и электронщиков по всем типам автомобилей. Главное достоинство колледжа — современное оборудование. Здесь есть полигон для автомобилей, мастерские и лаборатории для профессионального обучения. Студенты проходят практику и имеют возможность дальнейшего трудоустройства в компаниях-партнерах, среди которых — Mercedes-Benz, Volvo, BMW.

    Открытые бюджетные места

    На базе 11 класса:

    • Информационные системы (по отраслям)
    • Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
    • Операционная деятельность в логистике
    • Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
    • Сервис на транспорте
    • Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

    Колледж архитектуры и строительства № 7

    Ведущий колледж по подготовке архитекторов и строителей объявил добор на несколько профильных специальностей. В процессе обучения большое внимание уделяется практике в организациях-партнерах, среди которых «ТехноСтройИнвест», «ПроектСтройСервис», «СУ-155» и «Стройжилпроект». По результатам практики студенты получают предложения о трудоустройстве. Колледж также известен своей внеклассной работой и достижениями спортивных команд. Студенты могут бесплатно заниматься в творческих студиях (фотография, гитара, социальный театр «Свои люди», КВН) и спортивных секциях (бокс, стрелковый спорт, плавание, лыжи).

    Открытые бюджетные места

    На базе 9 класса:

    • Мастер общестроительных работ
    • Мастер отделочных строительных и декоративных работ
    • Мастер столярного и мебельного производства
    • Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
    • Реставратор строительный
    • Сварочное производство.

    На базе 11 класса:

    • Мастер общестроительных работ
    • Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирование воздуха и вентиляции
    • Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
    • Сварочное производство.

    Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23

    Колледж продолжает набор выпускников 11 класса на ряд специальностей из области сервиса. В том числе бюджетные места открыты на новых для колледжей направлениях «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» и «Сервис домашнего и коммунального хозяйства», выпускники которых имеют хорошие перспективы трудоустройства в компании из сферы ЖКХ.

    Открытые бюджетные места

    На базе 11 класса:

    • Мастер по обработке цифровой информации
    • Сервис домашнего и коммунального хозяйства
    • Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
    • Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования
    • Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.

    Колледж сферы услуг № 10

    Колледж специализируется на подготовке специалистов для гостинично-ресторанной сферы. Выпускники 11 класса, которые хотят получить профессию повара-кондитера, могут подать сюда заявление на оставшиеся бюджетные места. Срок обучения по программе — 1 год и 10 месяцев.

    Открытые бюджетные места

    На базе 11 класса:

    • Повар, кондитер.

    Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова

    В колледже остались бюджетные места на специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования». Выпускники этого направления работают монтажниками оборудования на предприятиях издательско-полиграфической отрасли. Колледж гарантирует своим выпускникам трудоустройство в компании-партнеры, среди которых «ОктоПринтСервис», «Алмаз пресс», типография МГУ имени М.В. Ломоносова и десятки других типографий.

    Открытые бюджетные места

    На базе 9 класса:

    • Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.

    Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

    Колледж готовит специалистов для работы на производстве и приглашает выпускников 9 и 11 классов на технологические направления. Выпускники колледжа работают на базовых предприятиях — заводе «Автофрамос», выпускающем автомобили Renault, и других высокотехнологичных производствах — Московском инструментальном заводе, НПП «Пульсар», НПО «Энергомаш».

    Открытые бюджетные места

    На базе 9 класса:

    • Мехатроника и мобильная робототехника
    • Слесарь.

    На базе 11 класса:

    • Мехатроника и мобильная робототехника
    • Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств.

    Техникум сервиса и туризма № 29

    Техникум приглашает выпускников 9 и 11 классов, которые хотят получить профессию модельера-конструктора одежды. В процессе обучения студенты будут разрабатывать и шить собственные модели одежды, участвовать в конкурсах «Moscow.Fashion.Look», «Адмиралтейская игла» и «Московские мастера», а также проходить практику в дизайн-студиях и на швейных фабриках.

    Открытые бюджетные места

    На базе 9, 11 классов:

    • Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

    Технологический колледж № 21

    В колледже открыты бюджетные места для будущих сварщиков, строителей-отделочников, специалистов по ремонту автомобилей. На специальности «Мастер по обработке цифровой информации» и «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ» принимают абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

    Открытые бюджетные места

    На базе 9 класса:

    • Мастер по обработке цифровой информации
    • Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ
    • Сварщик
    • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
    • Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

    На базе 11 класса:

    • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

    Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26

    В одном из лучших строительных колледжей продлен прием документов на ряд специальностей. Хотя на ведущие направления — «Архитектура» и «Строительство» — прием завершен, сюда все еще можно поступить и учиться бесплатно на различных строительных, технических и производственных специальностях. Выпускники колледжа работают в «СУ-155», «ГлавМосСтрое», «ДСК 1» и «Мосотделстрое». В составе колледжа открыто девять отделений на территории Юго-Восточного округа, что позволяет выбрать место учебы рядом с домом.

    Открытые бюджетные места

    На базе 9 класса:

    • Кровельщик
    • Мастер общестроительных работ
    • Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ
    • Мастер сухого строительства
    • Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
    • Станочник
    • Теплоснабжение
    • Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования
    • Электромонтажник
    • Электромонтер.

    На базе 11 класса:

    • Мастер общестроительных работ
    • Мастер отделочных строительных работ
    • Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ
    • Сварщик
    • Технология деревообработки.

    Информация о бюджетных местах опубликована по состоянию на 17 августа 2018 года.

    www.ucheba.ru

    Дополнительный набор в вузы-2018 начнётся 30 июля

    Основной этап вступительной кампании на бюджетную форму обучения завершился 17 июля. Но в некоторых университетах ещё остались вакантные места. С 30 июля по 1 августа на них можно подать документы. Все цифры дополнительного набора будут известны до 29 июля.

    В режимных (ВА РБ, УГЗ МЧС РБ, ИПС РБ) и творческих вузах (БГАИ, БГАМ, БГУКИ) дополнительный набор обычно объявляют раньше. Но на 2018 год план приёма в эти вузы на бюджет выполнен полностью

    В БГУ остались места в Международном государственном экологическом институте имени А. Д. Сахарова на специальностях «Природоохранная деятельность» (1 место), «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» (1 место).

    Дополнительный набор на дневную и заочную форму проводит БНТУ. Вуз примет 2 абитуриентов на специальность «Тепловые электрические станции» (дневная форма). Больше всего мест на заочной форме: 5 на специальности «Двигатели внутреннего сгорания», 3 — «Механические и электромеханические приборы и аппараты», 4 — «Электроэнергетические системы и сети», 7 — «Тепловые электрические станции», 9 — «Организация дорожного движения», 6 — « Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна», 10 — «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».

    Также дополнительный набор объявил БелГУТ: доступны 4 места на специальности «Организация перевозок и управление на речевом транспорте» и 1 место на «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».

    Вакантные места на полный и сокращённый срок обучения остались в БГУФК. На дневную форму специальности «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа по бильярдному спорту)» примут 3 абитуриента. На заочной форме специальности «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа по фехтованию) есть 2 места. По сокращённому сроку свободно 1 место на дневном и 3 на заочном отделении специальности «Физическая культура (дошкольников)» и 3 места на заочном отделении «Оздоровительной и адаптивной физической культуре (адаптивной)».

    Ещё можно подать документы на бюджет на специальность «Производство текстильных материалов (технология и менеджмент)» (10 мест) в Витебский государственный технологический университет.

    Мозырский государственный педагогический университет имени П. И. Шамякина объявил дополнительный набор на специальности «Физика и информатика» (8 мест) и «Профессиональное обучение (строительство)» (6 мест).

    Большинство специальностей с недобором относятся к техническому профилю. Для поступления на которые нужны сертификаты ЦТ по русскому или белорусскому языку, математике и физике

    В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы остались вакантными 12 мест на специальности «Физика (научно-педагогическая деятельность)».

    До 1 августа можно подать документы на бюджетную форму шести специальностей Белорусско-российского университета: «Технология машиностроения» (12), «Технологическое оборудование машиностроительного производства» (17), «Оборудование и технология сварочного производства» (16), «Автоматизация технологических процессов и производств» (10), «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» (17), «Техническая эксплуатация автомобилей» (14). Также до 26 июля вуз принимает заявления на обучение по образовательным программам Российской Федерации.

    Полоцкий государственный университет недосчитался абитуриентов-бюджетников на специальностях «Промышленная электроника» (3 места), «Радиотехника (программируемые радиоэлектронные средства)» (9 мест) и «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов» (3 места).

    Напоминаем, что принимают только сертификаты с баллами выше минимальных. График работы приёмной комиссии уточняй на официальном сайте вуза.

    ***

    Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

    Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

    adukar.by

    Прием в вузы — 2018 — Учёба.ру

    Календарь приемной кампании 2018 года

    Каждый выпускник имеет право одновременно подать документы в пять вузов, и в каждом можно выбрать не более трех специальностей по всем формам обучения. Всего — 15 вариантов. Зачисление в рамках общего конкурса будет проходить в два этапа. На I этапе по каждому направлению подготовки вузы закроют 80% бюджетных мест, на II этапе — оставшиеся 20%.

    Сроки приема на обучение по заочной форме, на платные места, а также в магистратуру каждый вуз устанавливает самостоятельно.

    Места и баллы

    Российские вузы предлагают абитуриентам более 350 направлений и специальностей высшего образования. В 2018 году выделено 315 тыс. бюджетных мест в бакалавриате, 75 тыс. бюджетных мест в специалитете и 208 тыс. мест в магистратуре.

    Особенности приема

    Прием в вузы проводится по результатам трех или четырех ЕГЭ, определенных для каждой специальности. В рамках зачисления на специальности творческой и профессиональной направленности, где нужны особые творческие, физические или психологические качества, вузы, кроме результатов двух-трех экзаменов в виде ЕГЭ, вправе учитывать результаты дополнительных испытаний, которые проводят самостоятельно. Также дополнительный профильный экзамен на все направления есть в МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете и в МГИМО (для поступления на некоторые специальности).

    Согласно правилам приема, к результатам ЕГЭ вузы могут добавить своим абитуриентам до 10 баллов за счет так называемого портфолио. Каждый университет сам устанавливает количество дополнительных баллов за индивидуальные достижения. Как правило, больше всего баллов университеты добавляют за аттестат с отличием и результаты олимпиад, не использованные для получения особых прав. Что касается итогового сочинения, то учебные заведения по своему усмотрению могут его перепроверять или не перепроверять и соответственно выставлять за этот экзамен всем одинаковые баллы «за наличие» или ранжировано «за качество».

    www.ucheba.ru

    Поступление в вуз: на что ориентироваться абитуриенту-2019

    В какие университеты стоит поступать? Есть ли смысл идти на платное? Остались ли частные вузы, где учиться не нужно, зато можно получить солидную корочку? В самом конце прошлого года Высшая школа экономики и Яндекс завершили мониторинг итогов приемной кампании в российские вузы в 2018 году. Исследование, выполненное при участии Минобрнауки России и Рособрнадзора, впервые включало филиалы и негосударственные вузы.

    По сути мы, наконец, получили полную картину поступления в высшие учебные заведения. Абитуриенты-2019 могут оценить свои шансы оказаться среди первокурсников, разобраться какие образовательные программы наиболее востребованы, после каких есть шанс получить неплохую работу.

    Прокомментировать результаты исследования я попросил ректора НИУ Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова.

    — Ярослав Иванович, по данным мониторинга, все больше студентов учатся за деньги – свои и родителей. В 2018 году почти 39 процентов ребят поступили на коммерческие отделения госвузов или на платные программы в вузы негосударственные. Получается, что высшее образование у нас постепенно становится платным, а, значит, менее доступным для не очень состоятельных граждан?

    — Если говорить о доступности высшего образования, то она определяется не количеством платных студентов, а числом бюджетных мест. И здесь никаких ухудшений нет. В законе есть норма – не меньше 800 бюджетных мест на 10 тысяч человек соответствующего возраста. И она строго соблюдается.

    Почти 25 процентов ребят, решивших учиться на платных отделениях, — школьные отличники

    В целом доля платного высшего образования не увеличивается. Зато меняется его структура. И меняется позитивно.

    Почти 90 процентов тех, кто поступал на заочных и вечерних отделениях, платили за учебу. Теперь доля таких студентов снижается за счет того, что спрос перемещается от самых дешевых программ, дающих «облегченное» высшее образование, к очным. Понятно, что они дают более фундаментальное и глубокое образование.

    Напомню, что наш мониторинг затрагивает только очное образование. Так вот — доля платных студентов-очников выросла за 8 лет с 25% до почти 40%. Это отражает постепенное «обучение» людей правильному поведению на рынке высшего образования. Они понимают, что выгоднее инвестировать больше усилий и денег в свое обучение или обучение своих детей, чем сэкономить и потом получать низкую зарплату. «Премия за образование» у выпускников очных отделений значительно выше, чем у заочников. Зарплаты тех, кто учился очно и получил хорошее образование, в полтора-два раза выше, чем у тех, кто получал образование заочно.

    Сколько студентов платят за свое обучение

    — Платный прием на экономические и гуманитарные направления не первый год многократно превышает бюджетный. То есть люди что-то такое знают, раз готовы платить. Но при этом власти постоянно твердят о том, что экономические и некоторые гуманитарные специальности не востребованы на рынке труда. Но эти уговоры не срабатывают…

    — За последние 5-7 лет наша экономика не только выдержала западные санкции – несмотря на скромные цифры роста, она начала развивать самые разные отрасли, переходить от модели «качаем нефть, а остальное все покупаем» к более сбалансированной. На рынке труда сегодня востребованы абсолютно любые специальности. Но нужны люди с серьезными умениями, а не обладатели диплома с надписью. И неважно, какая это надпись – «экономист» или «инженер».

    На каких направлениях подготовки больше всего платников

    У неизменной популярности высшего образования в сфере экономических и гуманитарных наук есть важная причина. Сейчас буквально за пять лет возникают новые профессии, а привычные пропадают. Люди видят, что рынок труда нестабилен. Социально-экономическое и гуманитарное образование дает более широкие перспективы, оно более гибкое, чем узко специализированное инженерное или сельскохозяйственное образование.

    Стоит ли поступать в филиалы госуниверситетов и в негосударственные вузы?

    — Можно ли говорить, что филиалы вузов — те, которые сохранились после зачисток Рособрнадзора — подтянули уровень преподавания до уровня головных университетов?

    — Да, разрыв в среднем всего 5 баллов. И часть этого разрыва – это не качество образования, а «эффект столицы». Особенно выделяются крупные филиалы ведущих столичных вузов. Они сопоставимые по своим возможностям с головными вузами своего региона. Это отличная новость с точки зрения географической доступности качественного образования. Сейчас можно поступить в местный филиал ведущего вуза и получить качественное образование, вполне сравнимое с тем, которое бы студент получал, если бы учился не в филиале, а в самом столичном вузе.

    Средний балл зачисленных в филиалы и негосударственные вузы всего на 5 отличается от балла поступивших в госвузы

    — В прошлом году средний бал поступивших на бюджетные отделения ведущих вузов снова вырос. Насколько объективны эти данные? Не говорят ли они лишь о том, что уровень заданий на ЕГЭ снизился?

    — Данные совершенно объективны. В этом году мы дополнительно проверили их через общероссийскую базу Рособрнадзора. Уровень ЕГЭ не падает. Я знаю только один широкомасштабный срыв в 2013 году. Он был связан с массовым сливом заданий через интернет до экзамена. Тогда, действительно, был «скачок» проходного балла, а в следующем году – резкое снижение. Многие абитуриенты-2014 тогда не попали в вузы, в которые могли бы поступить. Просто не подали в них документы, испугавшись завышенного проходного прошлого года.

    Похоже, что в Москве в этом году средних балл поступивших на бюджет будет около 79

    При этом, действительно, постепенно уровень сдачи ЕГЭ растет. Бывают падения по отдельным предметам, но в среднем на 0,5-1 балл он каждый год поднимается. Причины две, и обе позитивные.

    Во-первых, растет качество школьного образования – начинает сказываться повышение зарплаты учителей. Это подтверждается ростом показателей России в международных измерениях качества школьного образования – TIMMS и PISA.

    Во-вторых, школы и учащиеся постепенно овладевают техникой сдачи ЕГЭ. Вспомните, что в первые годы, когда ЕГЭ ввели, был массовый стон, что школа не умеет к нему готовить. Потом была волна «пособий по сдаче ЕГЭ», которые чуть ли не вытеснили с магазинных полок собственно учебники.

    Средний балл поступивших на платные отделения растет каждый год

    — Интересные результаты первого мониторинга негосударственных вузов… Средних балл ЕГЭ поступивших в них вполне сравним со средним баллом вполне солидных государственных вузов. То есть частные вузы предоставляют уровень образования, сравнимый с уровнем государственных вузов?

    — Усредненные характеристики здесь не работают. Можно уверенно утверждать, что есть ряд негосударственных вузов, в которых обеспечивается качество не хуже среднего по государственным вузам. В целом лучшая часть этого сектора заслуживает большей поддержки. Хорошие негосударственные вузы более чувствительны к запросам студентов и их семей, быстрее внедряют инновации.

    Самые сильные негосударственные вузы. Московских в списке не так много.

    И есть большое количество государственных вузов, в которых качество приема (а значит, и репутация) – на уровне самых слабых негосударственных. В группе вузов, принявших на платное обучение больше половины троечников, — 127 головных государственных вузов и всего 35 негосударственных.

    А 57 госвузов приняли на бюджет больше половины троечников! Негосударственных вузов, отличившихся таким образом, всего два.

    Нужны ли нам технари-троечники?

    — В среднем уровень поступающих на технические, инженерные специальности довольно низкий. Это, по-видимому, связано с увеличением в последние годы количества бюджетных мест на эти специальности. Понятно, что стране нужны инженеры и конструкторы. Но помогут ли стране в этом деле слабые специалисты?

    — Почему-то чиновники, ответственные за образование, решили, что они могут внести вклад в развитие экономики, просто увеличивая контрольные цифры подготовки инженеров за бюджетные деньги. Между тем спрос на инженеров определяется тем, как быстро развиваются предприятия реального сектора экономики, как они внедряют новые технологии. Здесь Россия пока что находится в группе отстающих. Доля предприятий с технологическими инновациями у нас ниже 10%. В Германии – 50%. Даже в восточноевропейских странах 20-25%.

    17,3 % зачисленных на бюджетные места — троечники

    Результат – в большинстве реальный, платежеспособный спрос на инженеров ниже их выпуска в несколько раз. Предлагаемые зарплаты – невысокие, часто ниже, чем у квалифицированных рабочих.

    Бюджетные места заняты троечниками, а платные – абитуриентами с рекордно низкими показателями по баллам ЕГЭ для поступления. Это характерно для таких направлений, как «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства».

    Политика «примем побольше инженеров и технологов», ориентировавшаяся на увеличение бюджетных мест по актуальным для экономики страны специальностям без оглядки на качество приема (а во многих случаях и на платежеспособный спрос предприятий соответствующих отраслей), не могла привести – и не привела – к положительным результатам. Если студенты видят, что рабочие места есть в лучшем случае для каждого второго-третьего из них, что зарплата, на которую их готовы приглашать предприятия, – низкая, они слабо заинтересованы в учебе. И это, в свою очередь, демотивирует даже лучших из них.

    Как выйти из заколдованного круга? Прежде всего, отказаться от зачисления заведомо слабых абитуриентов. Для будущих инженеров должен быть порог 60 (а лучше 65) баллов по математике и физике. Именно такие пороги ввели сегодня наши лучшие инженерные школы – Физтех, МИФИ, Питерский и Томский политехи, Бауманка, Горный, МИСИС. Их выпускники не имеют проблем ни с трудоустройством, ни с заработком.

    Второе необходимое условие – нам нужно самым серьезным образом укрепить научную и проектную части технических вузов. Готовить инженеров для будущего, а не для прошлого.

    Самые сильные вузы страны (по мнению абитуриентов)

    — Но стране же нужны специалисты в сельском хозяйстве, в рыбной промышленности, хорошие транспортники. Что делать?

    — Не снижать требования ни в коем случае. Стране нужны специалисты, но сильные профессионалы. Может быть, вернуть подготовительные отделения, чтобы подтягивать слабых выпускников школ. Может быть, ввести специальные программы прикладного бакалавриата на базе лучших колледжей. И, конечно, создавать примеры высокого качества подготовки, чтобы вернуть в эту сферу культуру современных стандартов высшего образования. Характерно, что, по данным мониторинга, даже результаты приемной компании ведущих аграрных и пищевых университетов, вузов транспорта и легкой промышленности заметно ниже 70 баллов.

    Парадокс в том, что все перечисленные отрасли устойчиво растут и вроде бы должны требовать современных специалистов. Надо формировать новых «чемпионов» с опорой на самые передовые технологии, которые только удастся найти в мире.

    В каких регионах учатся самые сильные студенты

    Поступил не туда

    — Есть очень серьезная проблема – даже сильные выпускники технических вузов не всегда после окончания вуза могут найти достойную их образования работу. Вообще, можно ли проследить взаимосвязь полученной специальности и успешной работы молодого специалиста? Ведь далеко не все поступившие на бакалавриат через 4 года устраиваются по специальности. Нужно ли переживать родителям, если ребенок, получив диплом, например, медиакоммуникатора идет дальше учиться на психолога или социолога?

    — Увы, время уверенного выбора специальности на всю жизнь в 18 лет для большинства уходит. Это не чья-то злая воля или огрехи управления. Просто так меняются экономический и технологический уклады. Поэтому, переживать из-за смены профессиональной траектории обучения не стоит. Это нормально. Наоборот, магистратура по другому направлению расширяет кругозор, повышает спрос на человека. Я бы сказал, что сегодня нормальным является любая карьера – и последовательная, не выходящая за рамки первоначально выбранной специальности, и «расширяющая компетенции» — физик+биолог, юрист+психолог.

    Неудачно, если вы совсем отбрасываете освоенное. 5-10 процентов студентов просто понимают, что специальность, на которую он в свое время поступил, не его. Но такое было во все времена.

    СОВЕТ ОТ РЕКТОРА

    Как оценить свои шансы на поступление?

    — Что бы вы посоветовали абитуриентам-2019? Есть ли какие-то особые секреты приемной компании этого года?

    — Нет, в 2019 году изменений ни в правилах приема, ни в наборе ЕГЭ не произойдет. Так что можно ориентироваться на результаты 2018 года.

    Как использовать мониторинг для оценки своих шансов? В первую очередь, не забывайте, что он составлен на основе среднего балла, а не проходного. Проходной (минимальный балл с которым был зачислен последний по рейтингу абитуриент) сильно колеблется год от года. Мы даже перестали его публиковать, чтобы не дезориентировать школьников. Чтобы оценить свои шансы, вычтите 10 из среднего балла зачисленных в 2018 году на выбранное направление подготовки. Если результат выше, то у вас большие шансы попасть в желаемый вуз и факультет.

    Если вы хотите поступить ведущий вуз на направление подготовки, где мало бюджетных мест, а показатель качества приема выше 95 – велика вероятность, что все места окажутся заняты победителями и призерами олимпиад. Участвуйте в олимпиадах школьников – их, кроме всем известных Всероссийской, Ломоносова и Высшей пробы, еще десятки.

    Обычная тема для споров родителей абитуриентов – идти ли на бюджет вуза, куда не очень хочется, или на платное в вуз мечты. В 2019 году абитуриенты снова получат возможность брать образовательные кредиты Сбербанка. Берите смело – весь срок обучения вы платите только проценты, а кредит отдаете в течение 10 лет после окончания. И это гораздо менее обременительный платеж, чем ипотека. Посмотрите, есть ли у университета, куда вы собираетесь поступать, программы поддержки платных студентов (скидки за хорошее обучение), какая доля платников переводится на бюджетное обучение.

    www.kp.ru

    Недобор на бюджетные отделения вузов составил 40%


    14.08.2009


    Количество вузов, куда абитуриенты подают сертификаты ЕГЭ, могут ограничить


    РЕКТОРЫ российских вузов бьют тревогу: на некоторые специальности недобор на бюджетные отделения институтов составляет почти сорок процентов.

       Высшие учебные заведения провели вторую волну зачислений своих первокурсников. И до сих пор на некоторых факультетах даже на бюджетных отделениях сохраняется недобор. По мнению большинства руководителей институтов, университетов и академий, это связано с тем, что Министерство по науке и образованию разрешило абитуриентам подавать результаты своего Единого государственного экзамена одновременно в неограниченное количество вузов.

       – Абитуриент подает документы в невероятное количество вузов сразу. Подача заявлений становится спортом.

       Для выпускника теперь главное – не на какую профессию поступить, а поступить на бюджет. Вопрос, по какой специальности учиться, отошел на второй план, – считает ректор Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Виктор Мартынов.

       На днях руководители московских высших учебных заведений подвели итоги первой волны приемной кампании. По их мнению, в этом году документы в вузы подало рекордное количество льготников: победителей олимпиад, инвалидов, детейсирот. Внеконкурсники заняли большую часть бюджетных мест, особенно на престижных специальностях. Ректоры сошлись во мнении, что количество олимпиад, призеры которых имеют права на льготный прием в институт, должно быть сокращено.

       Также недовольство ректоров вызывает тот факт, что абитуриент может подать документы в неограниченное количество вузов.

       – Необходимо, например, ввести норму, по которой выпускник сможет отсылать копии документов не более чем в пять вузов, – считает ректор Финансовой академии при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. – Подобная практика есть во многих европейских странах, в том числе в Великобритании. Пока же в вузах сохраняется полная неопределенность. После первой волны свои документы принесли на порядок меньше студентов, чем ожидали университеты. Так, у нас сейчас заполнено только 60 процентов вакантных мест. Мы не знаем, придут ли в итоге студенты, рекомендованные к зачислению, и если придут, то когда. Понятно, что большинство будут ждать третьей волны.

       Как оказалось, списки абитуриентов в Финансовой академии во многом совпадают со списками Высшей школы экономики, МГУ им. Ломоносова, МГИМО, Академии имени Плеханова, поэтому студенты до последнего будут думать, куда им пойти.

       Так что даже в традиционно престижных вузах может в итоге оказаться недобор студентов. А уж об остальных институтах и говорить не приходится.

       Ректоры московских вузов решили обратиться в Комитет по образованию Государственной думы с просьбой принять поправки в Закон «Об образовании» с целью ограничить количество высших учебных заведений, в которые абитуриенты могут подавать свои сертификаты ЕГЭ.

    Сохранить ссылку:

    Добавить комментарий

    Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

    www.ctege.info

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о