Интернат школы – Что такое школа-интернат для детей? :: SYL.ru

Содержание

Что такое школа-интернат для детей? :: SYL.ru

Что такое школа-интернат? Это образовательное учреждение, в котором дети находятся круглосуточно. Существует несколько видов подобных заведений, например коррекционная школа-интернат. Полная классификация таких учреждений представлена в статье.

Виды школ-интернатов

Все подобные учреждения делятся на несколько типов:

  • для детей-сирот;
  • для детей с ограниченными возможностями;
  • для «трудных» подростков;
  • для одаренных детей.

Есть классификация, основанная на особенностях образовательной программы. Что такое школа-интернат с углубленным изучением иностранных языков? Это учреждение, в котором большинство предметов ведется на английском, немецком или французском. Вышеупомянутые коррекционные школы-интернаты – это учебные заведения, в которых находятся дети и подростки с ограниченными способностями. Их обучение предполагает особенный подход. Работают в таких учреждениях коррекционные педагоги.

Итак, что такое школа-интернат? Согласно общепринятому мнению, это заведение, в котором обучаются необычные дети. Либо имеющие хронические заболевания, в том числе и замедленное развитие, либо обладающие творческими способностями. Это отчасти верно. Для того чтобы разобраться в том, что такое школа-интернат, следует подробнее ознакомиться с классификацией таких учреждений. Но прежде стоит сказать, что к таким учебным заведениям относятся и кадетские корпуса, и спортивные интернаты, и гимназии-интернаты.

Коррекционные школы

"Человек с ограниченными возможностями" – понятие довольно широкое. А потому и специальные школы-интернаты для детей делятся на несколько типов:

  1. Для глухих.
  2. Для слабослышащих.
  3. Для незрячих.
  4. Для слабовидящих.
  5. Для детей с нарушениями речи.
  6. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. Для детей с трудностями в обучении.
  8. Для детей с умственной отсталостью.

То есть всего восемь типов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Школа-интернат для детей I типа

Главная составляющая учебного процесса в таких учреждениях – это формирование и развитие устной и письменной речи. В таких школах обучаются и дети, не полностью лишенные слуха. Задача педагогов – научить их использовать для восприятия речи остатки слуха с применением специальной аппаратуры. В интернате регулярно проводятся индивидуальные и групповые занятия. Обучение ведется на жестовой речи.

Интернаты II типа

Здесь обучаются дети, имеющие частичную потерю слуха и недоразвитие речи. Первое может быть как врожденным дефектом, так и приобретенным. В школах-интернатах II типа обычно два отделения. В первом обучаются дети с легкими нарушениями. Во втором – с глубоким недоразвитием речи, которое является следствием потери слуха.

Интернаты III и IV типа

На сегодняшний момент в России наблюдается нехватка подобных учреждений. Согласно классификации, представленной в коррекционной педагогике, существуют школы для слепых и для слабовидящих. Но на практике чаще организовывают совместное обучение. То есть в таком учебном заведении круглосуточно находятся незрячие, слабовидящие дети, а как же дети и подростки с амблиопией и косоглазием.

Специальные школы V типа

Интернет этой категории тоже часто разделяют на два отделения. В первом получают среднее образование дети с такими заболеваниями, как дизартрия, алалия, ринолалия, афазия. Все это болезни, главным признаком которых является нарушение речи. Во втором отделении находятся дети, страдающие тяжелой формой заикания. Создаются также отдельные группы для обучения школьников со схожими нарушениями речи. В обычную школу ребенок переходит в том случае, если дефект устранен, что определяет особая комиссия. В первый класс принимают детей в возрасте от семи до девяти лет. В подготовительный – от шести.

За одиннадцать лет ребенок получает общее среднее образование. Проводятся логопедические занятия. В интернатах этого типа предусмотрен особый речевой режим.

Интернаты VI типа

Такие учреждения предназначены для обучения детей с нарушениями опорно-двигательной системы, например, ДЦП. В первый класс ребенка принимают с семи лет. Однако в некоторых случаях допускается прием детей и восьми-девяти лет. Подготовительный класс ориентирован на тех, кто не посещал детский сад. В школе-интернате этого типа используется специальный двигательный режим.

Специальные школы VII типа

Стойкие затруднения в обучении, задержка психического развития – такими нарушениями страдают дети, обучающиеся в интернате седьмого типа. Здесь также есть подготовительный класс. С семи лет в школу принимаются дети, не имевшие дошкольной подготовки. Предусмотрено индивидуальное и групповое обучение, логопедические занятия. В случае коррекции отклонений ребенок переходит в обычную школу, опять же, после удачного прохождения комиссии (ПМПК).

Специальные школы VIII типа

Здесь учатся дети с интеллектуальным недоразвитием. Основное внимание педагоги уделяют социальной адаптации, профессиональной трудовой подготовке. В школу ребенок может быть принят с семи-восьми лет. Есть также и подготовительный класс. Количество учеников в классе не превышает двенадцать человек. В таких школах иногда создаются и формируются классы для детей и подростков с умственной отсталостью в тяжелой форме. Отчисление из интерната проводится на основе рекомендаций ПМПК и согласия родителей.

Учреждения для «трудных» подростков

Что такое школа-интернат? Это учреждение, в котором протекает особый учебный процесс, ориентированный либо на адаптацию школьников к социальной жизни, либо на развитие творческих, спортивных и иных способностей. Учебные заведения для так называемых трудных подростков относятся, конечно, к первому типу. Разберемся со значением термина.

Трудный подросток – это подросток с девиантным поведением. Другими словами, тот, что совершает поступки, которые не укладываются в общепринятые представления о морали и нравственности. В таких школах обстановка особенная. Здесь зарешеченные окна, контрольно-пропускной пункт, железная дисциплина. Попадают в такие интернаты дети и подростки по приговору суда.

Спортивные школы

Образовательный процесс совмещает изучение обычных предметов с тренировками. Спортивные школы делятся на два типа: комплексные и специализированные. К последним относятся учебные заведения, в которых дети занимаются определенным видом спорта. На бесплатной основе здесь учатся только самые способные дети - те, на которых возлагают большие надежды тренеры.

www.syl.ru

Чем отличается интернат от детского дома, в чем разница?

Человек – существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство. Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома. Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать подрастающее поколение, но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Зачем нужны специализированные образовательные учреждения?

В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями. Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.

Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Интернат

Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.

Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.

В целом школы-интернаты делятся по:

  1. Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для сирот, детей с ограниченными возможностями и т. д.
  2. Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
  3. Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.

Образование в интернатах

Первое, чем отличается интернат от детского дома, – это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания. Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие. Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.

Как и в детских домах, дети в интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.

Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате - за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.

Жилищный вопрос

Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком. Это осуществляется в принудительном порядке. Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.

По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам. В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности. После окончания учебного заведения они могут получать бесплатное образование в любом вузе страны на свой выбор.

Детские дома

Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.

Немного истории

В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.

После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.

Отличия и сходства

Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.

Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем. Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы. Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.

В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность. Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.

fb.ru

Школа-интернат — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.

Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутренний)

Классификация школ-интернатов в России

По контингенту:

  • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д)
  • для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см., напр., выше)
  • для «трудных» подростков (с частыми приводами в полицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате полиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами).

По образовательной программе:

  • Общеобразовательные
  • Специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин.
  • Коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности.

Общеобразовательные школы-интернаты

  • начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
  • с углубленным изучением предметов (напр., физико-математические школы-интернаты и т. п.)
  • гимназии-интернаты
  • лицеи-интернаты
  • санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты
  • кадетские корпуса
  • спортивные интернаты

Коррекционные школы-интернаты

Обозначаются номером типа по следующему списку:

  1. Для глухих и слабослышащих детей
  2. Для слабослышащих детей
  3. Для слепых и слабовидящих детей
  4. Для слабовидящих детей
  5. Для детей с нарушениями речи
  6. Для детей с ДЦП
  7. Для детей с ЗПР
  8. Для детей с умственной отсталостью

На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)[1].

Образование в школах-интернатах

По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам — и в другие дни.

За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.

Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём[неизвестный термин], предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём.

Организация образования для выпускников школ-интернатов

После окончания школы-интерната детей, оставшихся без попечения родителей, в принудительном порядке направляют для дальнейшего обучения к месту закреплённого за ним жилья, которое суд в обязательном порядке закрепляет при его наличии на момент лишения родителей прав, что делает невозможным продажу и иные действия родителей по отношению к недвижимости в отсутствие ребёнка, которого возвращают фактически в ту семью, из которой его забрали в детстве. И, помимо всего, чаще дети приезжают по месту закрепления, либо к развалинам, либо там живут родственники, ведущие аморальный образ жизни. Эта практика показывает, что ребёнок не выносит моральных ценностей из обучения в школе-интернате, возвращаясь в атмосферу безразличия и пустоты в не сложившейся семье.

Дети-сироты (полные сироты) вправе самостоятельно выбирать дальнейший путь и город обучения внутри страны без ограничений; но ввиду отсутствия опыта у ребёнка и нежелания тратить время и силы для его устройства в других городах, районах и республиках у социальных педагогов, дети по указанию вышеупомянутых социальных педагогов остаются в том же городе, в котором окончили школу-интернат, или по желанию ребёнка направляются для продолжения обучения к месту рождения.

В некоторых школах-интернатах детей после окончания обучения категорически отказываются допускать в «родную» школу-интернат и лишают возможности видеться со своими друзьями, отказывают в помощи и моральной поддержке, оставляя ребёнка наедине со своими проблемами. В других школах-интернатах — наоборот, первые полгода активно помогают «встать на ноги», допускают в школу-интернат, дают полезные советы, выделяют порции питания в общей столовой, помогают материально «из своего кармана».

По статистическим данным различных источников, 70 % воспитанников школ-интернатов во время обучения или после окончания школы-интерната отбывали срок наказания в местах лишения свободы; дети 50 % воспитанников школ-интернатов впоследствии также попадают в школу-интернат по разным причинам.

Кинематограф

См. также

Напишите отзыв о статье "Школа-интернат"

Примечания

  1. («О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад за 2006 год» М., Минздравсоцразвития России, 2006 г., СС. 135—139")

Литература

Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование
Профессиональное образование
Дополнительное образование
Профессиональное обучение

Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих • Программы повышения квалификации рабочих, служащих

Направления образования в России
Организация образования в России
Типы образовательных организаций Дошкольная образовательная организация (ясли, детский сад) • Общеобразовательная организация (школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус) • Профессиональная образовательная организация (колледж, техникум, профессиональный лицей, ПТУ) • Образовательные организации высшего образования (вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет) • Организация дополнительного образования (учреждения дополнительного образования детей) • Организация дополнительного профессионального образования (институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации)
Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Реформа образования в России
История образования в России
Этапы

Отрывок, характеризующий Школа-интернат

– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l'assassinat est grandeur d'ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
– Mais, mon cher m r Pierre, [Но, мой милый Пьер,] – сказала Анна Павловна, – как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины?
– Я бы спросил, – сказал виконт, – как monsieur объясняет 18 брюмера. Разве это не обман? C'est un escamotage, qui ne ressemble nullement a la maniere d'agir d'un grand homme. [Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.]
– А пленные в Африке, которых он убил? – сказала маленькая княгиня. – Это ужасно! – И она пожала плечами.
– C'est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Виконту, который видел его в первый раз, стало ясно, что этот якобинец совсем не так страшен, как его слова. Все замолчали.
– Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
– Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd'hui on m'a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m'excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l'histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]

wiki-org.ru

интернат - это... Что такое Школа-интернат?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей[источник не указан 213 дней], формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.[источник не указан 213 дней] Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри).

Виды школ-интернатов в России

Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:

  • начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
  • с углубленным изучением предметов (напр. физико-математические школы-интернаты и т. п.)
  • гимназии-интернаты
  • лицеи-интернаты
  • санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты
  • Кадетские корпуса.

По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются назначением:

  • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д)
  • спец. для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см. напр. выше)
  • спец. для «трудных» подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами).

Коррекционные школы-интернаты подразделяются на следующие виды:

  1. Для глухих и слабослышащих детей
  2. Для слабослышащих детей
  3. Для слепых и слабовидящих детей
  4. Для слабовидящих детей
  5. Для детей с нарушениями речи
  6. Для детей с ДЦП
  7. Для детей с ЗПР
  8. Для детей с умственной отсталостью

На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей).[1]

Организация образовательного процесса в школах-интернатах

В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах-интернатах называются воспитанниками.[источник не указан 213 дней]

В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).[источник не указан 213 дней]

По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам — и в другие дни.

Прием детей в школы-интернаты с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.[источник не указан 213 дней]

За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.

В исключительных случаях[источник не указан 213 дней] по решению учредителя (учредителей) родители (лица, их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.

Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём[неизвестный термин], предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём.

По окончании школы-интерната воспитанникам выдаются бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения.[источник не указан 213 дней]

Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдаются бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.[источник не указан 213 дней]

Организация образовательного процесса выпускников школ-интернатов

После окончания школы-интерната, детей, оставшихся без попечения родителей, в принудительном порядке направляют для дальнейшего обучения к месту закреплённого за ним жилья, которое суд в обязательном порядке закрепляет при его наличии на момент лишения родителей прав, что делает невозможным продажу и иные действия родителей по отношению к недвижимости в отсутствие ребёнка, которого возвращают фактически в ту семью, из которой его забрали в детстве. И помимо всего чаще дети приезжают по месту закрепления, либо к развалинам, либо там живут родственники ведущие аморальный образ жизни. Эта практика показывает, что ребёнок не выносит моральных ценностей из обучения в школе-интернате, возвращаясь в атмосферу безразличия и пустоты в не сложившейся семье.

Дети-сироты (полные сироты) вправе самостоятельно выбирать дальнейший путь и город обучения внутри страны без ограничений; но ввиду отсутствия опыта у ребёнка и нежелания тратить время и силы для его устройства в других городах, районах и республиках у социальных педагогов, дети по указанию вышеупомянутых социальных педагогов остаются в том же городе, в котором окончили школу-интернат, или по желанию ребёнка направляются для продолжения обучения к месту рождения.

В некоторых школах-интернатах детей после окончания обучения категорически отказываются допускать в «родную» школу-интернат и лишают возможности видеться со своими друзьями, отказывают в помощи и моральной поддержке, оставляя ребёнка наедине со своими проблемами. В других школах-интернатах — наоборот, первые полгода активно помогают «встать на ноги», допускают в школу-интернат, дают полезные советы, выделяют порции питания в общей столовой, помогают материально «из своего кармана».

По статистическим данным различных источников, 70 % воспитанников школ-интернатов во время обучения или после окончания школы-интерната отбывали срок наказания в местах лишения свободы; дети 50 % воспитанников школ-интернатов впоследствии также попадают в школу-интернат по разным причинам.

При поступлении на дальнейшее обучение в ПТУ детям-сиротам не предоставляется льгот на обучение по желаемой специальности. Например если сирота хочет быть автомехаником, его поступление запросто «завалят» тестами, и предложат специальность «там, где останется место», например токарем. Этот факт естественно отбивает у сироты любое желание продолжать обучаться, родителей, которые могут стимулировать обучение поощрениями или угрозами наказания у сироты нет, по сути 15-17 летний подросток после выпуска из школы-интерната сам себе хозяин и может запросто решить, что обучаться дальше он не будет, перестанет посещать учебное заведение и никто не будет предлагать ему альтернативных выходов, отделы опеки и попечительства во многих регионах России вообще бездействуют. Но зачастую, когда такие молодые люди попадают на скамью подсудимых, педагоги говорят «Ну что тебе мешало учиться, ну ты бы подошел поговорил, мы бы тебя перевели на другой курс»… На практике можно услышать только «Учись хоть на кого-нибудь пока за тебя государство платит, на курсе автомехаников нет мест, мы ничего не можем сделать»…

Дети-сироты, выпускники школ-интернатов, оставшиеся один на один с неродной стихией и привыкшие жить в коллективе, не приспособлены жить в одиночку, отсюда статистика преступности и суицида.

Интернатные учреждения в других странах

В других странах, например в США, Швейцарии, Великобритании и Франции существует развитая система частных школ-интернатов высокого уровня, как правило дорогостоящих[источник не указан 213 дней]. В отличие от российской системы образования, где школы-интернаты в основном содержатся за счет государственного бюджета и лишь частично — родительской платы, за рубежом учредителями этих учреждений являются состоятельные частные лица, богатые благотворительные фонды или общественные структуры, но родительская плата покрывает основные виды расходов.[источник не указан 213 дней]

Примечания

  1. («О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад за 2006 год» М., Минздравсоцразвития России, 2006 г., СС. 135—139")

См. также

dic.academic.ru

Школа-интернат — Википедия

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.

Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутренний)

Классификация школ-интернатов в России[править]

По контингенту:

  • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д)
  • для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см., напр., выше)
  • для «трудных» подростков (с частыми приводами в полицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате полиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами).

По образовательной программе:

  • Общеобразовательные
  • Специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин.
  • Коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности.

Общеобразовательные школы-интернаты[править]

  • начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
  • с углубленным изучением предметов (напр., физико-математические школы-интернаты и т. п.)
  • гимназии-интернаты
  • лицеи-интернаты
  • санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты
  • кадетские корпуса
  • спортивные интернаты

Коррекционные школы-интернаты[править]

Обозначаются номером типа по следующему списку:

  1. Для глухих и слабослышащих детей
  2. Для слабослышащих детей
  3. Для слепых и слабовидящих детей
  4. Для слабовидящих детей
  5. Для детей с нарушениями речи
  6. Для детей с ДЦП
  7. Для детей с ЗПР
  8. Для детей с умственной отсталостью

На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)[1].

Образование в школах-интернатах[править]

По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам — и в другие дни.

За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.

Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём[неизвестный термин], предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём.

Организация образования для выпускников школ-интернатов[править]

После окончания школы-интерната детей, оставшихся без попечения родителей, в принудительном порядке направляют для дальнейшего обучения к месту закреплённого за ним жилья, которое суд в обязательном порядке закрепляет при его наличии на момент лишения родителей прав, что делает невозможным продажу и иные действия родителей по отношению к недвижимости в отсутствие ребёнка, которого возвращают фактически в ту семью, из которой его забрали в детстве. И, помимо всего, чаще дети приезжают по месту закрепления, либо к развалинам, либо там живут родственники, ведущие аморальный образ жизни. Эта практика показывает, что ребёнок не выносит моральных ценностей из обучения в школе-интернате, возвращаясь в атмосферу безразличия и пустоты в не сложившейся семье.

Дети-сироты (полные сироты) вправе самостоятельно выбирать дальнейший путь и город обучения внутри страны без ограничений; но ввиду отсутствия опыта у ребёнка и нежелания тратить время и силы для его устройства в других городах, районах и республиках у социальных педагогов, дети по указанию вышеупомянутых социальных педагогов остаются в том же городе, в котором окончили школу-интернат, или по желанию ребёнка направляются для продолжения обучения к месту рождения.

В некоторых школах-интернатах детей после окончания обучения категорически отказываются допускать в «родную» школу-интернат и лишают возможности видеться со своими друзьями, отказывают в помощи и моральной поддержке, оставляя ребёнка наедине со своими проблемами. В других школах-интернатах — наоборот, первые полгода активно помогают «встать на ноги», допускают в школу-интернат, дают полезные советы, выделяют порции питания в общей столовой, помогают материально «из своего кармана».

По статистическим данным различных источников, 70 % воспитанников школ-интернатов во время обучения или после окончания школы-интерната отбывали срок наказания в местах лишения свободы; дети 50 % воспитанников школ-интернатов впоследствии также попадают в школу-интернат по разным причинам.

  1. («О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад за 2006 год» М., Минздравсоцразвития России, 2006 г., СС. 135—139")
  Образование в России
Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Дошкольное образование • Начальное общее образование • Основное общее образование • Среднее общее образование
Профессиональное образование Среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих • программы подготовки специалистов среднего звена) • Высшее образование (программы бакалавриата • программы специалитета • программы магистратуры • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре • программы асситентуры-стажировки • программы ординатуры)
Дополнительное образование Дополнительное образование детей и взрослых (предпрофильные программы • общеразвивающие программы) • Дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации • программы профессиональной переподготовки)
Профессиональное обучение Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих • Программы повышения квалификации рабочих, служащих
Направления образования в России Бизнес-образование • Военное образование в России • Духовное образование • Медицинское и фармацевтическое образование • Образование в области искусств • Образование в области физической культуры и спорта • Образование на языках народов России • Социальное образование • Строительное образование • Юридическое образование в России
Организация образования в России
Типы образовательных организаций Дошкольная образовательная организация (ясли, детский сад) • Общеобразовательная организация (школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус) • Профессиональная образовательная организация (колледж, техникум, профессиональный лицей, ПТУ) • Образовательные организации высшего образования (вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет) • Организация дополнительного образования (учреждения дополнительного образования детей) • Организация дополнительного профессионального образования (институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации)
Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Органы управления образованием в России (федеральный уровень • региональный уровень • муниципальный уровень) • ФГОС • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям • Лицензирование образовательной деятельности • Аккредитация • Государственный контроль (надзор) в сфере образования • Аттестация выпускников (ЕГЭ, Государственная (итоговая) аттестация, итоговая государственная аттестация студентов вузов)
Реформа образования в России Болонский процесс • ЕГЭ • Инклюзивное образование • Стандартизация образования
История образования в России
Этапы Образование в Древней Руси • Образование в Российской империи • Образование в СССР • Реформа образования в России • История высшего образования в России

wp.wiki-wiki.ru

интернат - это... Что такое Школа-интернат?

учебно-воспитательное учреждение системы народного образования, осуществляющее всеобщее среднее образование при круглосуточном пребывании детей школьного возраста. В отдельных случаях дети, обучаясь в Ш.-и., могут проживать в семьях. Существуют следующие типы Ш.-и.: общего типа; для детей, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторные для детей с различными заболеваниями; специальные для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, препятствующие обучению в общеобразовательной школе; специальные для углубленного изучения отдельных предметов, а также для подготовки детей в области спорта.

За содержание детей в Ш.-и. с родителей имается плата в установленном порядке. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, из малообеспеченных семей, а также воспитанники ряда специальных Ш.-и. держатся бесплатно.

Ш.-и. размещаются и основном в типовых зданиях, имеющих учебные классы, кабинеты, лаборатории, помещения для трудового обучения и профориентации, занятий спортом, рекреации, спальные комнаты, гостиные, санитарные узлы душевые, комнаты гигиены девочек, помещения культурно-массового назначения (актовый зал, библиотека, комнаты для кружковых снятии, приготовления уроков, отдыха), административно-хозяйственные помещения, блок питания, медицинский блок и др. Все помещения должны соответствовать санитарным нормам. Руководит Ш.-и. директор, имеющий высшее педагогическое образование. В штате Ш.-и. имеются педагоги (учителя, воспитатели), административно-хозяйственный, медицинский персонал, работники пищеблока. В специальных Ш.-и. предусматриваются должности дефектолога, логопеда, инструктора ЛФК, массажистов и др. Организация работы Ш.-и. определяется положениями об этих учреждениях, утверждаемыми органами народного образования. Для оказания лечебно-профилактической помощи учащимся в Ш.-и. работают врачи-педиатры и медсестры. Врач Ш.-и. проводит медосмотры (см. Медицинский осмотр) воспитанников, обеспечивает регулярное наблюдение за диспансерной группой больных (см. Диспансеризация), организует мероприятия по их оздоровлению; совместно с медсестрой осуществляет контроль за режимом учебной работы, физическим воспитанием, трудовым обучением, организацией питания, проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (см. Гигиена детей и подростков), проводит профессиональную ориентацию учащихся с учетом состояния их здоровья; осуществляет гигиеническое воспитание персонала, учащихся и родителей, детей, работу по профилактике детского травматизма. Врач Ш.-и. ведет амбулаторный прием учащихся, оказывает медпомощь нуждающимся, наблюдает и лечит детей, находящихся в изоляторе. Медсестра Ш.-и. работает под руководством врача, выполняет его назначения, оказывает помощь в проведении медосмотров учащихся, ведет установленную документацию, систематически следит за соблюдением противоэпидемического режима, соблюдением санитарных требований работниками пищеблока, прохождением обязательных медосмотров персоналом Ш.-и.; проводит профилактические прививки учащимся, наблюдает за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными; проводит с учащимися занятия в санитарных кружках, осуществляет подготовку санитарных постов (см. Санитарный пост). Медсестра отвечает за учет и хранение медицинского инвентаря, медикаментов, прививочного материала, следит за своевременным их пополнением. Библиогр.: Гигиена детей и подростков, под ред. В.Н. Кардашенко. М., 1988; Калюжная Р.Д. Школьная медицина, М., 1975; Руководство для врачей школ, под ред. Г.Н. Сердюковской, М., 1983.

dic.academic.ru

Школа-интернат в СССР

Школа-интернат в СССР — это учебно-воспитательное учреждение, в котором воспитание, обучение и содержание детей осуществляется за счет государства. В школе-интернате  дети получают общее среднее образование, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, а также проходят трудовое обучение. В школе-интернате обучаются дети, которые в семье по тем или иным причинам не могут получить правильное воспитание, а в специализированных   школах-интернатах  (см. ниже) — больные дети. Дети находятся в школе-интернате круглосуточно в течение всего периода обучения и лишь на воскресенье, праздники и каникулы возвращаются в семьи. Число детей в школе-интернате обычно 280—500.

Под школу-интернат обычно отводится хорошо озелененный участок площадью 2—2,5 га. В учебно-жилом секторе выделяются учебные, спальные, административно-хозяйственные помещения, учебно-производственные мастерские, спортивные сооружения, помещения для отдыха и внеклассной работы. Учебные помещения состоят из классных комнат не более чем на 30 человек (из расчета 1,4—1,5 м2 на 1 человека). Занятия проводятся в одну смену. Гигиенические требования к классам и санитарные нормы такие же, как и в общеобразовательных школах (см.). Спортивный зал должен быть не менее 150 м2 (с раздевальнями и душевыми). Актовый зал (100— 120 м2) используется для собраний, торжественных вечеров, концертов и других мероприятий.

Спальные комнаты обычно рассчитываются на 4—6 чел. для старших школьников (на 1 школьника — не менее 4 м2) и на 8—10 человек для младших (по 3,5 м2 на одного). Обязательными являются спортивные площадки. Питание в школах-интернатах 4-разовое с общей калорийностью 2300 ккал для младших школьников, 3000 ккал для детей среднего возраста, 3500 ккал для старших школьников.

Большое внимание в школах-интернатах уделяется организации и четкому выполнению режима дня, который строится с учетом возрастных особенностей воспитанников и предусматривает определенную продолжительность учебных занятий, рациональное чередование труда, активного отдыха, сна, времени для занятия физической культурой, спортом и на самообслуживание.

Медицинское обслуживание детей осуществляется врачом и медсестрой школы-интерната, а также детской поликлиникой по месту нахождения школы-интерната. Два раза в год врач и сестра проводят диспансерное обследование детей, систематически осуществляют контроль за питанием детей, физической и учебной нагрузкой, режимом дня и санитарным состоянием помещений, проводят противоэпидемическую и санитарно-просветительскую работу среди воспитанников и сотрудников. В школе-интернате предусмотрен медпункт, состоящий из кабинета врача, процедурной комнаты, палаты-бокса, зубоврачебного кабинета и изолятора на 5—15 коек, в зависимости от количества учащихся. К обследованию состояния здоровья детей по показаниям привлекаются врачи-специалисты поликлиники (фтизиатры, психоневрологи, хирурги-ортопеды, оториноларингологи и др.). Ежегодно проводится санация полости рта у детей. Лечебную помощь заболевшим детям оказывает врач школы-интерната, детская поликлиника или больница. По представлению врача воспитанники школы-интерната направляются для лечения в специальные детские санатории. Летом дети направляются (также бесплатно) в пионерские лагеря. Кроме общих, существуют специализированные школы-интернаты для больных детей (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сколиозами, умственно отсталых и др.), которые нуждаются в постоянном медицинском наблюдении и длительном восстановительном лечении. Общий режим в таких специализированных школах-интернатах определяется органами здравоохранения совместно с органами народного образования. Находясь под постоянным наблюдением различных специалистов — медицинских работников и педагогов — дети получают необходимые виды лечения, общее образование и профессиональную ориентацию.

www.medical-enc.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о