Как расшифровывается упк в школе – Что такое УПК РФ в 2019 году? Расшифровка, чем отличается от УК?

Что такое УПК РФ в 2019 году? Расшифровка, чем отличается от УК?

Наверняка, многие из нас согласятся, что разобраться в актуальном на 2019 год законодательстве РФ бывает очень сложно не только простым гражданам, но иногда и лицам с юридическим образованием.

Обусловлено это, прежде всего, тем, что Уголовный кодекс, Уголовно–процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы очень связаны между собой, так как они дополняют друг друга. С другой стороны, между ними есть существенные отличия.

В этой статье мы рассмотрим, что такое УПК РФ и чем именно Уголовный кодекс отличается от Уголовно-процессуального кодекса.

Расшифровка УПК

Как расшифровывается УПК? УПК РФ – это Уголовно-процессуальный кодекс России.

Что такое уголовно-процессуальный кодекс? УПК – это нормативный акт, который регулирует уголовно-процессуальное право, а именно — процедуру уголовного производства в судах.

Его основное предназначение — защита законных прав граждан, которые пострадали в результате какого-либо правонарушения, а также защита тех лиц, которых безосновательно обвиняют в совершении преступления и подвергают уголовному преследованию.

Уголовно-процессуальный кодекс заложил главные принципы судопроизводства:

  1. Запрещает принимать такие решения, которые бы унижали достоинство обвиняемого или других членов уголовного судопроизводства;
  2. Запрещает предпринимать какие-либо действия, которые подергали бы опасности жизнь или здоровье основного участника уголовного судопроизводства;
  3. Непозволительно подвергать жестокому обращению сторон уголовного судопроизводства;
  4. Запрещено задерживать либо заключать под стражу гражданина, если для этого нет законных оснований.

Рассмотрим структуру рассматриваемого законодательного акта по частям:

  1. «Основные положения». Здесь содержатся общие правила судопроизводства.
  2. «Досудебное производство». Во второй части подробно рассматривается уголовная практика на этапе возбуждения уголовного дела, а также досудебного разбирательства.
  3. «Судебное производство»
    . Описан процедура производства в судах первой инстанции, у мировых судей, в судах с присутствием присяжных заседателей, в судах второй инстанции. Данный раздел также отвечает за пересмотр приговоров, распоряжений и определений суда, которые вступили в законную силу.
  4. «Особый порядок уголовного судопроизводства». Здесь отражены характерные черты судопроизводства в специфичных ситуациях (в делах малолетних, в вопросах вынужденного медицинского лечения и тому подобное).
  5. «Международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства». В пятом разделе УПК РФ отражен принцип совместной работы прокуроров, судов, следователей, а также органов дознания с соответствующими должностными лицами или органами других стран и международных объединений.
  6. «Бланки процессуальных документов». Здесь приведен не только непосредственно сам список форм процессуальных документов, но и соответствующий принцип их оформления и применения.

Чем отличается УК от УПК?

Прежде всего, рассмотрим, что есть общего между Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами? Как УК, так и УПК — это законодательные акты.

Основное их отличие заключается в следующем: статьи Уголовного кодекса регулируют перечень преступлений и предусмотренных за них мер ответственности, в то время как Уголовно-процессуальный кодекс установил принципы ведения следственных мероприятий (судопроизводства).

Другими словами, УПК регулирует, какой должен быть порядок рассмотрения заявлений, проведения досудебного и судебного следствия.

То есть, УПК обеспечивает эффективное использование статей Уголовного кодекса, таким образом регулируя уголовно-правовые отношения.

Кроме того, рассматриваемые законодательные акты ответственны за разные виды права. Так, уголовное право регулирует отношения в обществе, которые связаны с правонарушениями, а также предусмотренными за такие преступления меры ответственности.

В свою очередь, уголовно-процессуальное право отвечает за работу государственных структур, ответственных за рассмотрение уголовных дел (прокуратура, суд и т.д.).

Таким образом, Уголовный кодекс РФ содержит материальные нормы, а УПК РФ – процессуальные нормы права. УК состоит из двух частей: общей и особенной части. В УПК же есть только общая часть.

Итак, Уголовный кодекс содержит перечень всех правонарушений, за которые нарушителя привлекают к уголовной ответственности.

В свою очередь, Уголовно-процессуальный кодекс регулирует законные принципы расследования таких злодеяний, а также правила их рассмотрения в судах различных инстанций.

Читайте также :

ugolovnyi-expert.com

УПК - это... Что такое УПК?

УПК

указатель положения конуса

УПК

установка для передвижения космонавта
установка для перемещения космонавта

косм.

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

УПК

усреднительно-погрузочный комплекс

в угольной промышленности

энерг.

УПК

универсальный пушечный контейнер

УПК

училище повышения квалификации

образование и наука

УПК

угол передней камеры

офтальм.

мед.

УПК

Университетский педагогический колледж

образование и наука

УПК

Углический педагогический колледж

ЯГПУ им.

К. Д. Ушинского

образование и наука

УПК

управление пластиковых карт

в банке

фин.

УПК

управление подготовки кадров

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

УПК

учебно-производственный кабинет

УПК

учебно-педагогический комплекс

образование и наука

УПК

учебно-практические курсы

УПК

Удмуртская производственная компания

организация, Удмуртия

УПК

учебно-производственный комбинат

УПК

управление промысловой кооперации

УПК

управление процессом создания и поддержания конфигурации

объекта

УПК

установка продольной компенсации;
установка продольной ёмкостной компенсации

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

УПК

Уголовный процессуальный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс

РСФСР (устар.)

РФ, юр.

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

  1. УПК
  2. УПК-

указатель положения крана

в маркировке

  1. УПК

Источник: http://www.kga.ru/about/index.html

  1. УПК-

Пример использования

УПК-П-01

УПК

Универсальный перегрузочный комплекс

http://www.upk-terminal.ru/​

организация, Усть-Луга

Источник: http://www.rzd-partner.ru/news/porty-rossii/universal%27nyi-peregruzochnyi-kompleks-v-2013-g—napravil-1-5-mln-rub—na-prirodookhrannuiu-deiateln/

УПК

учётно-послужная карточка

воен.

Источник: http://bash.im/quote/418524

УПК

Укрполимерконструкция

ООО

http://www.upk.ua/​

организация, Украина

УПК

указатель повреждения кабеля

например: УПК-02Н-03

в маркировке

УПК

устройство продольной компенсации

ж.-д.

Источник: http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2011-10a13

УПК

устройство для прокола коммуникаций

в маркировке

Источник: http://prokol.com.ua/prokolnie_ustanovki/ustroystvo_dlya_prokola_kommunikaciy_upk-2_igla/

УПК

установка печь-ковш

металлургия

УПК

Уральский политехнический колледж

г. Екатеринбург, образование и наука, техн.

УПК

универсальный перегрузочный комплекс

название компаний

Источник: http://nefteport.nakhodka.ru/port.shtml

УПК

«Управление промышленной комплектации»

ОАО

http://www.upk.ru/​

г. Екатеринбург, организация

УПК

учебно-производственный комплекс

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sokrasheniya.academic.ru

О пользе учебно-производственных комбинатов (УПК)

  Мне в жизни с УПК не повезло. Правда, об этом я узнал не сразу, а точнее сказать, совсем недавно - собственно тогда, когда узнал, что вообще такое УПК. В связи с частыми в последнее время реформами в системах обучениях моей родной и дружественной ей стран напомню, что было время, когда пришлось перескочить через какой-то там четвертый класс, чтобы закончить школу после 11-го. Так вот по той системе классоисчисления особо одаренные ученики средних школ бежали оттуда уже после 9-го класса, остальные мурыжились еще два года. Я вообще умудрился увязнуть на эти два последних года в спецшколу для интегралофилов, но это совсем оффтоп в данной записи.

  Так вот, оказывается, советское спецобразовательное наследие подарило многим, не сбежавшим в 9-м классе, ученикам возможность "ознакомиться с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, подготовиться к сознательному выбору профессии, обучиться первоначальным навыкам труда по избранной профессии". Один день в неделю вместо учебы в обычной школе ученики посещали учебно-производственный комбинат (чаще всего при близлежащем Техникуме), где проходили профессиональное обучение и занимались общественно-полезным трудом. В теории - умная и полезная вещь. Школу только закончил, а уже имеешь начальное профессиональное образование - можно идти доучиваться по профилю. Другое дело, что стране нужны были кадры любой ценой, поэтому эта опция, как ни странно, была обязательной, а не опциональной (как положено опциям). Собственно и выбора профессий особо и не было, так как УПК был уже заранее специализированный, без спроса учащихся данной школы.

  А вот жене моей повезло - в ее школе был УПК, да не простой, но и даже с небольшим (но все же) выбором профессионального профиля. В виду немыслимой в нынешнее время дискриминации, ее отказались зачислять в (по общегосударственному мнению) мальчуковый класс автомехаников, которым, кстати, выдавали вместе с дипломом права. В санитарки или училки идти совсем не хотелось. Оставались специалисты по художественному вязанию. Так и получилось, что женат я на умной (высшее образование получено совсем не по упк-шному профилю), интересной и талантливой вязальщице!

  Недавно мы стали двоюродными дядей и тетей. По этому поводу было принято решение воскресить умения и применить по делу полученное начальное профессиональное образование - Kaya связала веселое одеяло нашей племяннице Полине Андреевне! Следующим клиентом стал Хатабыч. Сабакену повезло - он обзавелся новым свитером. Собственно, дальше расскажет сама мастерица...

  П.с. фотографии тоже ее. 
 


Здравствуйте, все!

После вчерашней «жуткой снежной бури» сегодня случилась природная благодать.  Солнце, отражаясь от свежего снега, выжигает глаза навсегда, растопленный солью снег на дорогах радостно журчит в направлении ближайшего ливнестока, птички в крапинку истошно вопят на деревьях, в общем, полное обманчивое ощущение весны, тепла и свежих семечек. Хатабыч примерил свой новый свежесвязанный свитер и заявил, что желает фотосессию на девственном снегу. Делать нечего, пришлось брать инструмент, ботинки, собаку в новом свитере и бежать на улицу.

Сначала пес, как следует, огляделся.

Но вот как позировать перед камерой Хатабыч представляет очень отдаленно. Сначала он все время заглядывал заснеженным носом в объектив.

Потом хотел изобразить смелость во встрече с соседской собакой.

Затем хотел показать тоску расставания все с тем же собачьим соседом.

А самое главное, наотрез отказывался смотреть на меня! (но зато хорошо видно новый свитер).

По взаимной договоренности мы решили добавить динамики в нашу сессию. Это означало, что я, как ментально распущенная личность, размахивая руками, фотоаппаратом и пакетиками для какашек, бежала куда глаза глядят, лишь бы подальше от собаки. Хатабыч же, как личность с крепкой психикой, слегка стыдясь меня, трусцой следовал по моим следам.

Иногда приветы от собратьев перечеркивали все наши планы и задумки.

Но после того, как я пообещала песику колбасу, если он будет послушной моделью, Хатабыч бросил все свои дела и бросился навстречу виртуальной сосиске.

Вот такое получилось утро после «жуткой снежной бури», принесшей нам аж 15 (!!!)  см снега. Хорошая модель получилась из Хатабыча или не очень - судить вам. Мне, как фотографу, теперь известен прием «сосисочной» мотивации, а значит, есть надежда на улучшение качества наших фотопрогулок.

Спасибо, что были с нами!  

heck-aitomix.livejournal.com

Учебно-производственный комбинат - это... Что такое Учебно-производственный комбинат?

Учебно-производственный комбинат (УПК) — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.

Учебно-производственные комбинаты появились в СССР в середине 70-х годов XX века. Постановление об их организации было принято Советом Министров СССР в 1974 году[1]. В 1975 году было утверждено «Типовое положение о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся»[2].

Основными задачами УПК являлось «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии»[1]. Согласно «Положению об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ»[3] учащиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны проходить профессиональное обучение (в размере четырёх часов в неделю) и заниматься общественно полезным трудом (до четырёх часов в неделю). Обеспечением этого процесса и занимались учебно-производственные комбинаты. Для этого один день в неделю старшеклассники занимались не в школе, а проходили обучение в УПК. По окончании обучения ученики сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью. Набор специальностей, по которым проводилось обучение, согласовывался органами местного самоуправления и районными организациями народного образования.

После распада СССР в Российской Федерации обязательное начальное профессиональное образование было исключено из программы общего среднего образования. Обучение в УПК стало носить добровольный характер. В 1999 году Правительство РФ утвердило «Типовое положение о межшкольном учебном комбинате»[4]. В РБ обучение в УПК до сих пор входит в обязательную программу среднего образования[уточнить][5].

Примечания

dic.academic.ru

УПК - это... Что такое УПК?

  • УПК — указатель положения конуса УПК установка для передвижения космонавта установка для перемещения космонавта косм. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. УПК усреднительно погрузочный… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • УПК- — указатель положения крана в маркировке УПК Источник: http://www.kga.ru/about/index.html УПК Пример использования УПК П 01 УПК устройство приёма купюр см. также МПД; МПВД …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • УПК — см. Уголовно процессуальный кодекс. * * * УПК УПК, см. Уголовно процессуальный кодекс (см. УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС (УПК)) …   Энциклопедический словарь

  • упк — уголовно процессуальный кодекс; школьный цех, учебно производственный комплекс Словарь русских синонимов. упк сущ., кол во синонимов: 2 • кодекс (11) • …   Словарь синонимов

  • УПК — см. Уголовно процессуальный кодекс …   Большой Энциклопедический словарь

  • УПК — УПК: Уголовно процессуальный кодекс Учебно производственный комбинат Универсально предметный код …   Википедия

  • УПК РФ — федеральный закон «Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации» Номер: 174 ФЗ Принят: Государственной думой 22 ноября 2001 Одобрен: Советом федерации 5 декабря 2001 Подписан: Президентом 18 декабря 200 …   Википедия

  • УПК —   [у пэ ка], неизм., м.   Учебно производственный комбинат (См. комбинат) .   ◘ Е.Ефимова, мастер производственного обучения межшкольного УПК г. Саратова. СиШ, 1985, № 4, И. А что предлагает УПК девочкам? СиШ, 1986, № 8, 3 …   Толковый словарь языка Совдепии

  • УПК —         см. Уголовно процессуальный кодекс …   Большая советская энциклопедия

  • УПК — [у пэ ка] «Уголовно процессуальный кодекс» …   Малый академический словарь

  • dic.academic.ru

    Организация учебно-производственной практики в 10-11 классах (УПК)

    С 2017-2018 учебного года для учащихся 10-11 классов в республике будет внедрена система практики, то есть они будут обучаться по программе школы 4 дня, еще 2 дня будут проходить практику по выбранной специальности. После окончания школы, ученики получат аттестат и диплом о присвоении профессии. Ниже можете ознакомится с документами.


    Д О Г О В О Р

    о совместной работе по обучению учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ начальной профессиональной подготовки на базе профессиональных колледжей.

     

    от «____»_______20___г.                                                                  г.Ташкент

     

     

    Действуя на основании «Закона об образовании» и «Закона о национальной программе по подготовке кадров», а также Постановления Президента Республики Узбекистан за № ПП-3180 от 8.08.2017г. целях подготовки квалифицированных специалистов, мы нижеподписавшиеся, _________________в лице ______________ и _____________ в лице ________________ составили настоящий договор «О совместной деятельности по обучению уч-ся 10-11 классов общеобразовательных школ начальной профессиональной подготовке на базе профессиональных колледжей, согласно которому стороны обязуются:

     

    _______________________________ПК и центр ССО.

    1. Предоставить для проведения качественных занятий с учащимися 10-11 классов свои помещения, лаборатории, мастерские, цеха (согласно определенным профессиям и направлениям, а также выбору уч-ся) оснащенных необходимым оборудованием, ТСО и инвентарем согласно требованиям и инструкциям МНО и центра ССО.
    2. Обеспечить проведение учебных и практических занятий уч-ся опытными, квалифицированными педагогами и мастерами производственного обучения за счет средств и штатов выделенных для этих целей.
    3. Провести селекционный отбор уч-ся по учебным группам и профессиям с учетом желания уч-ся и их родителей, а также имеющейся в наличие материально-технической базы ПК и необходимых педкадров, с привлечением к этой работе работников и психологов общеобразовательной школы.
    4. Обеспечить методическое руководство и контроль за качеством преподавания в этих группах.
    5. Согласовывать с общеобразовательными школами все вопросы, связанные с регламентом учебного процесса, нормами и сроками выставления оценок и проведения разного вида контроля знаний уч-ся, а также другие ключевые вопросы, связанные с обучением и воспитанием.
    6. Регулярно информировать администрацию школы о положении в учебных группах учащихся по вопросам посещения, качества знаний, прилежности, ношения требуемой формы и т.д.
    7. Предоставлять преподавателям и учащимся школы возможность пользоваться библиотечным фондом ПК с соответствующим оформлением необходимых документов.
    8. Привлекать способных учащихся к научно-исследовательской, технической и творческо-конструкторской работе.
    9. >Принимать участие в проведении родительских собраний в школе, доводя до родителей информацию об уровне обучения и поведения их детей.
    10. Периодически анализировать ход учебного процесса и итоги заслушивать на объединенном педсовете.
    11. Предоставлять не позже, чем за 3 дня до окончания четверти итоговые оценки учащихся в учебную часть школы.

     

    ___________________________ (школа, РайОНО, ГУНО, МНО)

     

    1. Обеспечить, согласно разнарядки и данного договора, 100% посещение уч-ся 10-11 классов всех занятий, согласно утвержденного расписания, проводимых на базе ПК.
    2. Закрепить, помимо классного руководителя, ответственного работника школы за контролем посещения и поведения уч-ся во время занятий.
    3. Проводить регулярную работу с уч-ся и родителями по привитию интереса к выбранным профессиям и правилам поведения уч-ся, и соблюдения ими правил ТБ при работе в мастерских и цехах, а также во время посещения ими ПК (с учетом дороги).
    4. Проводить с учащимися 8-9 классов профориентационную работу по профессиям и специальностям культивируемым в данном ПК.
    5. Совместно с преподавателями и мастерами производственного обучения ПК организовывать семинары по совершенствованию методики преподавания профессиональных и общеобразовательных предметов и выработки, единых к ним требований.
    6. Заслушивать на каждом заседании педсовета вопрос о ходе обучения учащихся 10-11 классов по начальной профессиональной подготовке.

     

    Функционирование и деятельность сторон осуществляется на основе Законодательства Республики Узбекистан.

    Договор ежегодно считается пролонгированным, если ни одна из сторон не заявила об аннулировании договора или внесение в него каких-либо изменений.

    ЮРИДИЧЕСКИЕ  АДРЕСА  СТОРОН:

     ____________________                                                ___________________

     

    Учебные планы начальной профессиональной подготовки по обучению учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ (на узбекском языке)Скачать

     

    Документы начальной профессиональной подготовки по обучению учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ (на узбекском языке)Скачать

     

     

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram! — @idum_uz

    idum.uz

    Учебно-производственный комбинат как форма организации профессиональной ориентации старшеклассников

    УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

    Черникова Маргарита Петровна,

    заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «МУПК Кировского района г.Донецка

    Аннотация. В статье рассмотрены этапы формирования системы подготовки старшеклассников к профессиональной деятельности в СССР, Украине, Российской Федерации, Донецкой Народной Республике, обозначены сегодняшние проблемы в организации обучения по технологическому профилю, предложены к рассмотрению возможные новые направления в организации профессиональной ориентации учащихся.

    Ключевые слова: учебно-производственный комбинат, УПК, кадровый потенциал, профессиональная ориентация, социальная адаптация, предпрофильная подготовка, профильная подготовка.

    Нам, закончившим школу в восьмидесятые, не нужно расшифровывать аббревиатуру «УПК». Учебно-производственные комбинаты были частью нашей школьной жизни и первым знакомством со взрослой, производственной жизнью. Мы осваивали рабочие профессии. Автор этих строк первый рабочий опыт получала на Донецкой камвольно-прядильной фабрике (на камволке, так мы ее называли). Там работали мамы одноклассниц, соседки, подружки, т.е. мы осваивали востребованные специальности. И так в масштабах всей большой страны.

    Цель статьи – анализируя предшествующий и современный опыт организации работы учебно-производственных (учебных) комбинатов, аргументировать необходимость существования УПК как важнейшей формы организации профессиональной ориентации и социальной адаптации учащихся старших классов общеобразовательных школ Донецкой Народной Республики.

    Организация трудовой и профессиональной ориентации учащихся была напрямую связана со стратегией правительства. Некоторые исторические факты. 23 августа 1974 года вышло Постановление совета министров СССР № 662 «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся». В соответствии с установками XXVI съезда, проведенными позже Пленумами ЦК КПСС (1983г., 1984г.) принимается решение о проведении реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Планировалось в течение одной – двух пятилеток всеобщее среднее образование молодежи дополнить всеобщим профессиональным образованием, т. е. всем молодым людям до начала трудовой деятельности предоставлялась возможность овладения профессией.

    Следующие документы еще более существенно укрепили статус межшкольных учебно-производственных комбинатов:

    - Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 29.08.1978 «Рекомендации об организации учебно-методического кабинета по профессиональной ориентации учащихся средней общеобразовательной школы»;

    - «Положение о базовом предприятии (организации) средней общеобразовательной школы», утверждено Министерством просвещения СССР 29.12.1978 года и согласовано с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС;

    - Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.84 года «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации общественно-полезного, производительного труда"»;

    - Приказ Министерства просвещения СССР от 11.05.85 года № 80 «Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся».

    Под реформу вышел ряд документов, свидетельствующих о том, что у советского правительства были серьезные намерения ввести учащихся еще до начала самостоятельной трудовой деятельности в настоящие производственные отношения:

    - Положение об ученической бригаде в колхозе и совхозе;

    - Временное положение о порядке оплаты труда школьников в народном хозяйстве;

    - Типовое положение о порядке привлечения на временную работу к посильному труду в народном хозяйстве учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в период каникул;

    - О ценах на продукцию, вырабатываемую учащимися общеобразовательной школы и профтехучилищ;

    - Об организации работы по созданию рабочих мест для школьников.

    Эти документы [цит. по: 3] помогли межшкольным УПК на практике организовать производственные отношения учащихся, в результате которых ребята приобретали знания, опыт, получали первую заработную плату.

    С 1986 – 87 учебного года в 8-11 классах общеобразовательной школы вводится обязательная профессиональная подготовка.

    Потом все изменилось. С 1991 и во все последующие годы «нэзалежности» Украины система учебно-производственных комбинатов приходила в упадок. Рушились связи УПК с производством. В Кировском районе г. Донецка прекратили свое существование или были «переформатированы» предприятия, являвшиеся основой экономики не только района, но и города. Камвольно-прядильная фабрика, хлопчато-бумажный комбинат, завод игрушек, Рутченковский рудоремонтный завод, - вот далеко не полный список предприятий, с которыми сотрудничал УПК, где ученики осваивали рабочие профессии.

    На сегодняшний день (а необъявленная война Украины против ДНР довела заводы, шахты, фабрики до катастрофического состояния) полностью разрушены связи с производством.

    Наша молодая республика одержит неоспоримые победы на всех фронтах, восстановит разрушенные предприятия, вырастит молодые кадры, способные поднять экономику до конкурентных высот.

    Именно подготовка молодых кадров – главная тема Республиканской программы профессиональной ориентации школьников на рабочие и инженерные профессии в Донецкой Народной Республике «Кадровый потенциал успешной республики», утвержденной на заседании Ученого совета Донецкого ИППО (протокол № 2 от 23.03.2015г.).

    В программе подчеркивается, что «Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда» [4, с.5].

    «В настоящее время перед школьниками ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам школ, средних и высших учебных заведений необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения привели к переосмыслению деятельности по профориентации, которая теперь должна не просто помогать школьникам в выборе профессии, а и научить их самостоятельно "выстраивать" профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни, способствовать профессиональному самоопределению». [4, с.7]

    Помочь школьникам в реализации поставленных задач могут и должны учебно-производственные комбинаты. К сожалению, на нынешний день в ДНР сохранилось только три УПК – в Горловке, Петровском и Кировском районах Донецка. Негусто. Но есть положительный опыт Российской Федерации, силы и желание внести свой вклад в формирование кадрового потенциала.  

    Немного о российском опыте. Правовой статус учебных комбинатов закреплен Типовым положением о межшкольном учебном комбинате (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 г. № 919; от 01.02.2005 г. № 49 от 10.03.2009 г. № 216) [9]. Педагогические вузы пристально изучают формы и методы работы учебных комбинатов, в частности МУК городов Армавира [1], Красноярска [5], Ханты-Мансийска[6], Екатеринбурга[7] и др. Авторы публикаций подчеркивают важность использования работы учебных комбинатов в процессе профессиональной ориентации и социальной адаптации учащихся. «Условия деятельности учебного комбината позволяют смоделировать образовательную среду, основанную на реальной пробе сил учащихся, использовать современные методики и технологии обучения и профессионального воспитания, обеспечить их социально-трудовую активность. Создание подобных условий в каждой образовательной школе невозможно из-за финансовых и организационных трудностей. К тому же по статусу учебно-материальная база межшкольных учебных комбинатов предназначена в основном для коллективного использования учениками нескольких школ, позволяет в некоторой мере уравнять их возможности, полнее учесть познавательные интересы учащихся, увязать их техническую подготовку с ведущим профилем обучения образовательного учреждения (естественнонаучный, гуманитарный, художественный, технический и др.).

    Межшкольные учебные комбинаты решают важную социальную проблему – формирование социально-трудовой активности школьников, учащиеся могут попробовать свои силы в разных сферах труда, осуществить профессиональные пробы, получить первую профессию через профессиональную подготовку, которая является одним из направлений работы Межшкольных учебных комбинатов»[10, с.170].

       Сегодня профориентация рассматривается как процесс индивидуального ориентирования в мире профессий, в обществе, как система оказания комплексной помощи ребенку в выборе профиля  и планировании дальнейшей профессиональной карьеры. «Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательных мероприятий, направленных на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В настоящее время перед школьниками ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам школ, средних и высших учебных заведений необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения привели к переосмыслению деятельности по профориентации, которая теперь должна не просто помогать школьникам в выборе профессии, а и научить их самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни, способствовать профессиональному самоопределению» [4, с.7]

    В современных условиях основная задача УПК – подготовка учащихся к трудовой деятельности. В экономических реалиях ДНР еще пока трудно сформировать действующую цепочку «школа – учебно-производственный комбинат – производство», такую, как сохранили после распада СССР в Российской Федерации и продолжают ее развитие.

    Учебная нагрузка педагогов в комбинате формируется за счет учебных часов, выделяемых на предмет «Технологии» при обучении по технологическому профилю. Это шесть учебных часов в десятом и столько же в одиннадцатом классах. До нынешнего учебного года школы района направляли своих старшеклассников к нам осваивать профессии «Оператор компьютерного набора (оператор электронного набора и верстки)», «Секретарь руководителя (делопроизводство)», «Младшая медицинская сестра (младшая сестра милосердия)», «Повар», «Агент по организации туризма», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», «Мастер строительных отделочных работ». В нынешнем учебном году у нас остались только группы одиннадцатого класса, десятиклассники к нам не пришли. В чем причина? К сожалению, пока нет еще документа, обозначающего систему взаимоотношений между школой и УПК. В Базисном учебном плане написано, что «Профильные 10-11-е классы функционируют в образовательных организациях, имеющих статус лицей, гимназия, специализированная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов» [2, с. 6]. И нет примечания о том, что школы без указанного статуса могут направлять старшеклассников в УПК для прохождения обучения по технологическому профилю. Таким вот образом мы остались без учеников.

    Как могут развиваться события в дальнейшем? Лучший вариант для коллектива УПК – утверждение на государственном уровне Положения об учебно-производственном комбинате, по примеру Российской Федерации. А если никаких изменений в документах не произойдет? К тому же школы, пройдя учебный год без шести часов технологий, могут прийти к выводу, что и без УПК все нормально. В этой ситуации задача комбината предложить такую образовательную программу, от которой просто невозможно отказаться. С новым, современным и востребованным подходом к профессиональной ориентации. Каким должен быть этот подход? Позвольте порассуждать. Моя бабушка, воспитавшая шестерых детей и двенадцать внуков, говорила: «Того, что умеешь, за плечами не носить». Детей учили всякой домашней работе, с малых лет. Дети, соответственно, своих детей. Какой результат? Все, что ребенок делал сам, своими руками, запоминается на всю жизнь, определяет предпочтения в выборе профессии. Плюс багаж знаний и умений на всю жизнь (который за плечами не носить).

    Если старшеклассникам предложить в УПК изучать не одну профессию, а много? Попробовать разные сферы и направления, сделать своими руками, пропустить через себя все эмоции от разочарования и злости, когда не получается, до гордости за достигнутый результат? Как это реализовать? У нас есть шесть часов в неделю технологий для технологического профиля в десятом классе и столько же одиннадцатом. 12 часов умножаем на 35 недель учебного года и получаем 420 часов. 420 делим на отдельные модули в среднем по 20 – 30 часов и получаем 15-20 модулей по разным специальностям.

    Модули подбираются в соответствии с вариантами возможных форм отношений человека с окружающей действительностью, а именно по направлениям и видам профессиональной деятельности (проф. Е.А. Климов предложил оригинальную группировку профессий по видам труда, то есть по тому, на что направлено основное внимание работника):

    1. «Человек-человек» - предметами труда являются люди;

    2. «Человек – техника» - предметы труда: машины, станки, аппараты, приборы и т.д.;

    3. «Человек – природа» - предметы труда: земля, вода, растения, животные;

    4. «Человек – знаковая система» - предметы труда: условные знаки, слова, формулы;

    5. «Человек – художественный образ» - предметы труда: художественные образы, их элементы.

    Завершение учебы по каждому модулю предполагает защиту творческого проекта. Таким образом, юноши и девушки смогут получить определенный объем знаний и умений в разных сферах, что поможет им определиться в приоритетах. И это мы назовем профильной подготовкой. Но чтобы в десятом классе предложить пакет супер-нужных и полезных модулей, подготовительную работу нужно начать в девятом классе. Это будет подготовка предпрофильная. Она включает в себя комплекс мероприятий с участием учащихся девятых классов общеобразовательных школ района, включающий в себя цикл анкетирований и тестирований, основной целью которых является определение круга профессиональных интересов и предпочтений, с учетом психологического аспекта и возрастных особенностей. По итогам анализа проведенной работы психологической службой УПК будут сформированы списки приоритетных направлений профессиональных предпочтений учащихся. Следующий этап предполагает работу по удовлетворению профессиональных предпочтений и, в случае необходимости, перенаправление приоритетов в ходе изучения профессиональных модулей в 10-11-м классах.

    Параллельно с предпрофильными подготовительными мероприятиями для учащихся девятых классов (и младше, по желанию) организуется деятельность практико-ориентированных кружков, дающих представление о профессиях.

    Также в течение учебного года для учащихся девятых классов будут проведены экскурсии на предприятия района, города, в учебные учреждения профессионального образования, встречи с представителями учебных учреждений профессионального образования.

    Для учащихся 10-11-х классов кроме профессиональных модулей предлагается обучение в межшкольных профильных группах (обычно основной состав МПГ – учащиеся тех школ района, которые не направляют своих учеников в УПК централизовано) и кружках для дальнейшего ознакомления с основами профессиональных знаний и умений, по выбору школьников.

    В период обучения в УПК учащиеся 10-11-х классов смогут поучаствовать в психолого-педагогических мероприятиях общего и коррекционного характера, с целью дальнейшей профессиональной ориентации и социальной адаптации.

    Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса – неотъемлемая часть работы УПК. Предполагается проведение разносторонних диагностических исследований: диагностика познавательных процессов, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сферы, сформированности профессиональных планов, информированности об избираемой профессии, уровня трудовой воспитанности, психологического климата групп, коррекция поведенческой и личностной сферы, наблюдение за процессом адаптации учащихся  УПК и проч. Диагностическое направление должны дополнить информационно-просветительская, профилактическая, коррекционно-развивающая работа, индивидуальное консультирование. Психологически грамотное введение учащихся в смыслы, ценности, содержание профессиональной деятельности, раскрытие перед ними особенностей ее освоения пригодятся ребятам на всех этапах жизненного пути.

    Предоставление образовательных услуг предполагает проведение мониторинга качества образования, где главной задачей педагогического коллектива УПК должно стать создание оптимальных условий обучения учащихся для получения ими профессиональных знаний, умений и навыков. 

    Какие критерии должны определить эффективность реализации обозначенной идеи? Достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями – главный образовательный критерий. Устойчивость условий эмоциональной комфортности участников образовательного процесса, личностный рост продемонстрируют соответствие психолого-педагогическим критериям. А также согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательной системы УПК с Государственными образовательными стандартами; рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса; рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы УПК; влияние образовательной системы УПК на развитие образовательного пространства района, города; удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг.

    Таким образом, предприняв попытки убедить читателей в необходимости сохранения системы учебно-производственных комбинатов как важнейшего аспекта организации и проведения профессиональной ориентации и социальной адаптации старшеклассников, нарисовав самыми яркими красками перспективные формы организации работы, автор статьи попыталась обосновать, что в воспитании подрастающего поколения, формировании кадрового потенциала нашей молодой республики без УПК не обойтись. Будем стараться)))

    Список литературы:

    Андрющенко С. И. Личностно-профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях межшкольного учебного комбината // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-v-usloviyah-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata (дата обращения: 20.10.2016).

    Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2016/2017 учебный год. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 01 апреля 2016 № 275. URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/292-bazisnyj-uchebnyj-plan-dlya-obshcheobrazovatelnykh-organizatsijdonetskoj-narodnoj-respubliki-na-2016-2017-uchebnyj-god (дата обращения: 20.10.2016).

    Бацуля М.Ю. Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината. Дипломная работа. – Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П.Астафьева.

    URL: http://www.bestreferat.ru/referat-217284.html (дата обращения: 20.10.2016)

    Кадровый потенциал успешной республики: Республиканская программа профессиональной ориентации школьников на рабочие и инженерные профессии в Донецкой Народной Республике. Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого ИППО (протокол № 2 от 23.03.2015г.)

    URL: https://drive.google.com/file/d/0B7yhq6GrrYU9WGxFejEwQWpCdnM/view (дата обращения: 20.10.2016).

    Кашапова Н. В. Ориентация старшеклассников на выбор рабочих профессий в учебно-воспитательном процессе межшкольного учебного комбината // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/orientatsiya-starsheklassnikov-na-vybor-rabochih-professiy-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata (дата обращения: 20.10.2016).

    Концепция развития МОУ «Межшкольный учебный комбинат» как центра профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации школьников. Ханты-Мансийск. 2008. URL: http://www.mukhm.ru/(дата обращения: 20.10.2016).

    Ососова М. В. Особенности профессионального самоопределения современных подростков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-sovremennyh-podrostkov-1 (дата обращения: 20.10.2016).

    Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Утверждено Приказом Министерства просвещения СССР от 11 мая 1985 г. № 80. URL: http://7law.info/ussr/act3u/v205.htm (дата обращения: 20.10.2016).

    Типовое положение о межшкольном учебном комбинате (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 г. № 919; от 01.02.2005 г. № 49 от 10.03.2009 г. № 216).

    URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063774&rdk=&backlink=1

    (дата обращения: 20.10.2016).

    Черняева О. В. Развитие социально-трудовой активности школьников в образовательной среде межшкольного учебного комбината // МНКО. 2014. №4 (47). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialno-trudovoy-aktivnosti-shkolnikov-v-obrazovatelnoy-srede-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata (дата обращения: 20.10.2016).

    4

    multiurok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *