Как самостоятельно подготовиться к огэ по русскому языку – как сдать ОГЭ по русскому языку — Учёба.ру

    Содержание

    как сдать ОГЭ по русскому языку — Учёба.ру

    Галина Мирошникова,

    ведущий преподаватель русского языка и литературы образовательного центра Lancman School

    По вашему мнению, насколько хорошо девятиклассники сейчас знают русский язык? Насколько сложен для них ОГЭ по русскому языку?

    Ко мне на занятия приходят ребята с совершенно разными знаниями по русскому языку. Поэтому обозначить школьный уровень в среднем невозможно. Могу сказать, что ОГЭ — это несложный экзамен для девятиклассников. Вот в ЕГЭ по русскому языку уже все серьезно, там требуется совершенно другой объем знаний и усилий. А что касается ОГЭ, даже если у школьника есть пробелы по каким-то темам, все это можно скорректировать за одно-два занятия в неделю в течение полугода и хорошо написать экзамен.

    Нужно ли отдельно готовиться к формату ОГЭ?

    В 9 классе ребята еще проходят новые темы по русскому языку, программа в школе достаточно насыщенная, и у учителей зачастую просто нет времени на то, чтобы на уроках готовить ребят еще и к формату ОГЭ. Здесь помогают факультативы, занятия после уроков, которые проводятся во многих школах, а также подготовительные курсы и репетиторы. Каждое задание на ОГЭ имеет свою специфику и особенности. Я, например, как преподаватель могу рассказать своим ученикам по каждому заданию небольшие «секретики», которые помогут им справиться с вопросом и быстрее найти правильный ответ.

    На моей практике был случай с девочкой, которая в 9 классе прекрасно знала предмет и могла вообще оканчивать школу по этому предмету экстерном. Она без ошибок писала в ОГЭ и сочинение, и изложение, а вот тесты сделать категорически не могла, несмотря на прекрасный уровень знания теории. Если ребенок готовится к экзамену, он знает, что ждет его в каждом вопросе. Чтобы сдать ОГЭ хорошо, нужно знать формат экзамена.

    Существует мнение, что ОГЭ по русскому языку — это самый простой экзамен в линейке ОГЭ. Что вы думаете по этому поводу?

    В этом утверждении есть доля истины, поскольку все мы используем русский язык и в устной, и в письменной речи каждый день. Конечно, на какие-то вопросы можно ответить интуитивно. Также могу сказать, что в последние годы ОГЭ сильно упростили. Если посмотреть варианты 2013, 2014 года, там тесты гораздо сложнее. Сейчас все намного проще. При определенной подготовке можно набрать и максимальный результат.

    По вашему опыту преподавания, какие темы и задания в ОГЭ по русскому языку самые сложные для школьников или вызывают наибольшее затруднение. И почему?

    Первое — это изложение. Ко мне приходит много ребят, которые в школе изложение не пишут вообще. Тут, конечно, все зависит от конкретного школьного учителя — прорабатывает он с детьми такой тип заданий или нет. К тому же существует несколько типов изложения. В ОГЭ требуется написать сжатое изложение, которое само по себе очень непростое.

    Второе сложное задание — это сочинение, которое также в школах пишут очень мало. И изложение, и сочинение вызывают затруднения у всех девятиклассников, к ним надо отдельно готовиться. Также непростым могу назвать вопрос № 9 в тестовой части. Это задание на обособленные члены предложения: приложение, причастный и деепричастный обороты.

    А какие темы самые простые?

    Самые простые — это задания в тестовой части, где требуется ответить на вопросы, относящиеся к содержанию текста. Раньше вопросы по тексту были сложнее, а сейчас задачу для девятиклассников упростили, и на предлагаемые вопросы большинство из них могут ответить не задумываясь. Также совсем несложные — это задание № 4, связанное с приставками, и задание № 7, связанное со словосочетаниями. С этими заданиями проблем у школьников, как правило, не возникает.

    Расскажите, пожалуйста, про структуру ОГЭ. Всего на экзамене предлагается 15 заданий. Какие темы охватывают задания?

    Работа делится на три части. Первая часть — это изложение, вторая — 13 тестовых заданий на языковой анализ предложенного текста и третья часть — это сочинение. В тестах задания охватывают самые разные темы, начиная от лексических средств и заканчивая орфографией, но большинство вопросов — на синтаксис и пунктуацию. Этим разделам русского языка посвящены семь заданий (№№ 8-14) из 13.

    Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по русскому языку ставится наибольшее количество баллов?

    Максимально за экзамен можно получить 39 баллов. При этом тройка ставится за результат от 15 баллов, четверка — от 25 баллов, пятерка — от 34 баллов. В тестовой части все просто: решил задание — получил один балл, не решил — получил ноль баллов. Сочинение и изложение оцениваются по нескольким критериям. За изложение можно максимально получить семь баллов. Такая оценка выставляется, если школьнику удалось раскрыть все микротемы, переданные в тексте, он использовал способы сжатия текста и правильно выстроил композицию. Максимальный результат за сочинение — девять баллов.

    Что касается грамотности, то она оценивается по пяти критериям отдельно. Если в сочинении и изложении ученик не совершил ни одной грамматической ошибки, ему начисляются дополнительные 10 баллов. Немаловажен и тот факт, что оценка за грамотность качественно влияет на окончательную оценку за ОГЭ. Школьник может получить четверку за всю работу только в том случае, если помимо общей суммы в 25 баллов за первые четыре критерия по грамотности он набирает не менее четырех баллов. Для пятерки же необходимо набрать не менее шести баллов за грамотность при общей сумме от 34 баллов. И вот здесь кроется такой непростой момент в подготовке к экзамену. Школьника можно научить правильно строить композицию в сочинении, подбирать аргументы, сжимать текст в изложении, но если он абсолютно безграмотен и жил так все девять классов, невозможно привить ему абсолютную грамотность за полгода-год занятий. Можно что-то подправить, но искоренить полностью сложно.

    Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку наилучшим образом? Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат?

    Чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно сесть на него и начать кататься! Так и с любым делом. Главный принцип подготовки к выпускным экзаменам — это многократная тренировка различных типов заданий. Например, мы с моими учениками каждый урок пишем изложение, несмотря на то что это им, конечно, надоедает. Во время подготовки очень важно слушать именно диктора в записи. Если текст диктует учитель, ученик может привыкнуть к его голосу и интонации и на экзамене растеряться, когда включат запись с незнакомым голосом. Сначала ребята у меня на занятиях слушают текст по шесть раз, потом постепенно мы доходим до двух раз. Когда мы только начинаем подготовку, многим требуется около часа, чтобы записать изложение, но к концу года это занимает не более 15 минут, Тут очень важна практика. Все то же самое относится и к сочинению. А что касается теории, она не такая и сложная. Нужно как следует ее подучить и «нарешивать» варианты заданий из тестовой части.

    Какие открытые источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

    • Сайт ФИПИ. Здесь доступны демоверсии и банк заданий по всем предметам ОГЭ, в том числе по русскому языку.
    • Сборник заданий ОГЭ по русскому языку под редакцией ФИПИ.
    • Сайт Елены Захарьиной. Это сайт учителя русского языка и литературы, где размещаются очень полезные авторские варианты тестов.
    • «Учимся учиться». Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

    Какие есть подводные камни в различных заданиях экзамена? На что нужно обратить внимание при подготовке?

    Задание № 1 (изложение) ОГЭ по русскому языку начинается с того, что школьники дважды слушают текст изложения. Между включением записи предусмотрено три-пять минут перерыва. Весь экзамен длится 3 часа 55 минут, и каждый ученик сам решает, сколько из этого времени он потратит на написание изложения. ФИПИ в демоверсиях экзамена предлагает около 35 вариантов текстов для изложения. Существует очень большая вероятность, что один из них и будет на ОГЭ. Было несколько случаев, когда мои ученики говорили после экзамена, что это изложение мы уже писали в классе. Поэтому очень важно проработать все тексты из демоверсий. Могу дать такую подсказку. Когда диктор читает текст, между абзацами он делает паузы более длительные, чем между простыми предложениями. Если вы сомневаетесь в расстановке абзацев, а их в тексте, как правило, три, ориентируйтесь на паузы. Где длинная пауза, там будет абзац. Изложение оценивается по трем критериям. Во-первых, нужно передать все микротемы, озвученные в тексте. Обычно каждый абзац содержит свою микротему. Во-вторых, необходимо использовать приемы сжатия изложения, чтобы лишняя информация ушла (например, исключить цитаты, вопросительные предложения). С текста нужно «снять шелуху», оставив только самое важное. Для отработки этого критерия я со своими учениками использую статьи (описание фильмов) с сайта «Кинопоиск.ру». Эти тексты интересны для ребят, но в них обычно много воды и лишней информации. Они периписывают эти тексты, оставляя только суть. Так мы тренируем навык сжатия изложения. Третьим критерием оценки является композиция изложения.
    Задание № 2 Задание на смысловой анализ текста. Все внимание на вопрос! Вам нужно выбрать не тот ответ, в котором раскрыт смысл текста, а тот, в котором содержится ответ на заданный в условии вопрос.
    Задание № 3 Задание на лексические средства и средства выразительности. Здесь надо понять, что такое метафора. Многие школьники «плавают» в этой теме. Когда мы с ребятами разбираем этот вопрос, я прошу, чтобы они сами придумывали метафоры. Так можно убедиться, что ученик улавливает суть понятия. В этой теме есть небольшая хитрость. Метафора выражается существительным или глаголом, а эпитет — прилагательным. Опираясь только на этот факт, вы уже сразу можете откинуть лишние ответы.
    Задание № 4 Правописание приставок. Необходимо выучить значение приставок «пре» и «при». Например, приближение обозначает приставку «при». И еще очень важно! Если в задании говорится о неизменяемой приставке, то в 99% случаев это приставка «с».
    Задание № 5 Задание по теме «Причастие». Здесь нужно выучить, что такое полное причастие, отглагольное прилагательное, краткое причастие, и чем они отличаются. Помните, что в отглагольном прилагательном пишется одна «н», а в полном причастии — два «н». Когда знаешь это правило, большая часть неправильных ответов в задании отпадают сами собой.
    Задание № 6 В задании требуется заменить разговорное слово нейтральным синонимом. Например, предлагаемое «пошушукались» заменить на «пошептались».
    Задание № 7 Задание на словосочетания. Необходимо выучить, чем отличаются три типа словосочетаний, основанные на управлении, согласовании и примыкании.
    Задание № 8 Необходимо выписать грамматическую основу предложения. Это достаточно сложное задание. Если ребята его не поймут, то половину заданий из теста они не смогут решить.
    Задание № 9 Обособленные члены предложения. Многие ребята не различают причастие и деепричастие. Для того чтобы выполнить это задание, необходимо выучить определение этих понятий и уметь их определять.
    Задание № 10 Одно из самых простых заданий на вводные слова в предложениях. В предлагаемом тексте необходимо отметить запятые, отделяющие вводные слова. Во время подготовки нужно посмотреть все существующие вводные слова и составить с ними предложения, чтобы школьник увидел, какой акцент в смысл вносит то или иное вводное слово. Например: «Возможно, завтра я пойду в кино». Или: «Ура, завтра я пойду в кино». Иногда в задании предлагают найти обращение, но с этим у ребят никогда не возникает трудностей.
    Задание № 11 Задание на грамматическую основу предложения, перекликается с заданием № 8. Необходимо определить количество грамматических основ в предложении.
    Задание № 12 Задание посложнее предыдущих на связи в предложении. Нужно видеть границы грамматических основ и знать разницу между соединительной (союзы «а», «и», «но») и подчинительной связью.
    Задание № 13 Необходимо знать и определять предложения с разными видами подчинения придаточных. Для этого учитель с помощью схем должен показать различие последовательного, параллельного и однородного типа подчинения и научить ребят задавать вопросы от одной части предложения к другой. Например, необходимо в тексте определить сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.
    Задание № 14 Задание на связи в предложении. Обычно точка, точка с запятой, двоеточие и тире — это бессоюзная связь в предложении. Сочинительная связь — это чаще всего союзы «а», «и», «но», а союзы подчинительной связи лучше всего запоминать в виде таблицы.
    Задание № 15 (сочинение) На выбор девятиклассника предлагается три темы. Первая тема — лингвистическая. Она считается самой сложной, поскольку требует очень хорошего знания теории. Например, тема «Зачем нужно многоточие» или «Зачем нужны приставки». Эту тему редко когда выбирают. Вторая тема представляет собой высказывание из текста, который приводится в начале работы. Необходимо объяснить, как вы понимаете это высказывание, и подкрепить свои рассуждения двумя аргументами из текста. Это, как правило, самая простая тема. А вот школьникам, которые планируют идти в 10-11 класс и готовиться к ЕГЭ, я всегда советую писать третью тему, поскольку она сильно перекликается с аналогичным заданием на ЕГЭ по русскому языку. Участникам экзамена предлагается объяснить значение слова, например, «Доброта», «Человечность», «Совесть». Сначала в произвольной форме нужно раскрыть значение слова, а потом, опять же, привести два аргумента: первый — из текста, который дан в начале работы, а второй — из жизни. Для каждой темы сочинения существуют свои критерии оценки. Например, оценивается растолкование значения слова, наличие и подбор аргументов, композиция и логика. За это задание вполне реально получить максимальные девять баллов, главное набить руку и отработать логику.

    www.ucheba.ru

    Как сдать ОГЭ по русскому языку: советы и рекомендации

    Как сдать ОГЭ по русскому языку? Этот вопрос начинает волновать девятиклассников уже с сентября, хотя некоторые ученики оставляют подготовку к экзамену на последнюю четверть. И те, и другие смогут неплохо подготовиться, если будут знать, как хорошо сдать русский язык (ОГЭ). Что собой представляет этот экзамен?

    Типы заданий в ОГЭ

    Начнем с того, что сам экзамен состоит из трех типов заданий. Первое задание - изложение. Человек, который проводит экзамен, должен включить запись текста, по которому вы будете писать изложение. Тексты обычно даются на моральные и этические темы: о дружбе, верности, героизме и других ценностях. Объем небольшой и позволяет запомнить максимальное количество информации. Как подготовиться к изложению? На сайте ФИПИ выложено несколько десятков аудиотекстов, которые вам помогут. Эти записи использовались в предыдущие годы на ОГЭ, хотя иногда включаются в экзамены повторно. Сложно ли сдавать русский язык? ОГЭ прошлых лет (результаты экзамена) убеждают в том, что не справляются только единицы.

    Как подготовиться к изложению (первой части)?

    Принцип работы над изложением прост. Выберите любой текст. Внимательно прослушайте его первый раз, стараясь услышать ключевые слова, и зафиксируйте их на бумаге. После первого прослушивания засеките 3-5 минут и обдумайте информацию, которую вы услышали. Вспомните, о чем говорилось в тексте, и сделайте записи. Напишите тему и основную мысль, которую хотел донести автор.

    Теперь включите запись еще раз. При подготовке к экзамену вы можете прослушать текст трижды, но на ОГЭ включают запись всего два раза, поэтому старайтесь слушать более внимательно. Когда текст зазвучит второй раз, вашей задачей будет определить микротемы и понять, где читающий делает паузы. Так вы определите границы абзацев, которые обязательно должны соблюдаться. Если вы неправильно определите границы, то лишитесь балла.

    Когда определены ключевые слова, правильно расставлены абзацы, сформулированы микротемы, можно составлять текст изложения. Не забудьте, что это краткое изложение. Ваша задача не просто перенести услышанный текст на бумагу, но и применить приемы сжатия текста.

    Как сжать текст?

    Какие существуют виды приемов сжатия? Например, вы можете заменить однородные члены предложения одним словом, то есть обобщить. Сложные предложения заменяются простыми, и наоборот: несколько простых предложений можно объединить в одно сложное. Прямая речь заменяется косвенной. Удаляются вводные слова и риторические вопросы и восклицания. Также не понадобятся повторы, излишние рассуждения и пояснения, ненужные детали. Достаточно использовать два приема сжатия текста, чтобы получить нужный балл.

    Задания по тексту (вторая часть)

    Следующий тип заданий - это ответы на вопросы, которые вы должны записать в клеточки бланка. Выполняется задание на основе текста с пронумерованными предложениями. В каждом варианте под одним и тем же номером будут похожие задания. Разобраться в них достаточно просто. На сайте ФИПИ каждый год выкладываются демоверсии ОГЭ по русскому языку. Кроме самих заданий есть еще спецификация и кодификатор. Не поленитесь их внимательно прочитать. Они позволяют узнать, какие темы нужно выучить, чтобы выполнить определенные задания.

    Допустим, третье задание проверяет, насколько хорошо учащиеся владеют выразительными средствами лексики и фразеологии и умеют найти их в тексте. Пятое задание - проверить знание правописания суффиксов в разных частях речи, личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Не нужно пугаться того, что придется еще раз осваивать весь курс русского языка с 5 класса. Как сдать ОГЭ по русскому языку? Достаточно подготовить темы, которые предполагаются спецификацией в демоверсии. Заведите себе тетрадку, в которую будете выписывать правила для каждого задания. Так вам будет легче обратиться к ним, если вы начнете испытывать затруднения в выполнении теста.

    Сочинение (третья часть)

    Каждый ученик переживает: что будет, если я не сдам ГИА по русскому языку? ОГЭ по этому предмету не так сложен, но нужно постараться выполнить все задания.

    Третья часть экзамена - это сочинение. На выбор даются три варианта. В первом нужно написать сочинение-рассуждение и раскрыть смысл высказывания, ориентируясь на текст, по которому выполняли задания ранее. Объем сочинения должен быть не меньше 70 слов. Если задание будет выполнено без опоры на прочитанный текст, работа оцениваться не будет.

    Второй вариант сочинения предполагает объяснение смысла одного из предложений или финала текста. В данном случае нужно обязательно привести два аргумента, которые подтвердят ваши рассуждения.

    Третий вариант: сочинение-рассуждение считается самым простым. В нем нужно объяснить значение какого-либо слова, например, "человечность", "героизм" и так далее. Необходимо поразмышлять на эту тему, дать определение этому слову и, конечно же, аргументировать тезис, приведя два примера. Первый можно взять из прочитанного текста, а второй из жизненного опыта.

    Как сдать ОГЭ по русскому языку? Выучить правила и тренироваться в написании изложений и сочинений.

    fb.ru

    Личный опыт как сдать ОГЭ по русскому языку

    Еще один обязательный предмет, ОГЭ по которому пишут все – русский язык. 

    Дмитрий Омельченко:

    Я начал готовиться во второй половине года, как раз тогда, когда мы начали закреплять материал. Скажу честно, я очень волновался и переживал. Нас постоянно пугали, говорили, что за нами будут стоять и смотреть, как мы пишем. Это все было очень тяжело.

    На пробном экзамене тесты показались мне очень сложными. Уже тогда ходили проверяющие и следили, чтобы мы не списывали. Было страшно, и я напрягался только из-за давления этих людей.

    У нас у всех есть что-то вне учебы, у меня, например, прямо перед ОГЭ были соревнования. И было сложно от того, что все готовились с учителем, а мне приходилось отдельно и самостоятельно. 

    Будьте готовы к тому, что, открывая книгу, вы можете не понять темы, но при этом в любом случае ее нужно изучить.

    Зубрить перед экзаменом – не вариант. Предмет нужно понимать (что вы пишите, как рассуждаете). Вы можете надеяться на экзамене только на себя, не более того. За две недели до экзамена я успокоился, был готов, что-то подучил, и никаких вопросов у меня не было.

    Благодаря тому, что я работал и учил все в свое время, на самом экзамене задания решались без каких-либо трудностей. Кроме того, дается четыре часа на выполнение – это много.

    После экзамена я ощущал некоторую свободу.

    Анастасия Косульникова:

    Началось все с восьмого класса. Учителя постоянно напоминали нам о предстоящем испытании, о сдаче ОГЭ. Ни один урок не проходил без упоминаний об экзаменах. Нас постоянно пугали, говорили как это сложно, что без хорошей подготовки нам ничего не сдать. Но никто особо не обращал на это внимания. Все учились, как и раньше, ни о чем не задумываясь. Год пролетел быстро, и наступило 1 сентября. Мы перешли в 9 класс, и тут начались наши мучения. Программа была сложная, и мы очень сильно уставали.

    Постоянно решали пробники. Единственный предмет, который я боялась не сдать – русский язык. Для меня не было проблемой выполнить тест. А вот сочинение и изложение я писала неуверенно. Сочинения постоянно списывала с интернета, мне казалось, что, когда я это делаю, в голове что-то остается, и это даже поможет мне сдать экзамен, изложения я писала с телефоном. 

    Так продолжалось долго. Я не успела оглянуться, как до экзамена остался всего лишь месяц. Русский язык был третьим по счету. Когда я зашла в аудиторию и получила КИМ, поняла, что зря боялась. Тест был легкий, темы для сочинения тоже. Единственная проблема была для меня – долго не могла понять, о чем идет речь в тексте. Но, прочитав его раз пять, я разобралась, что к чему. 

    Изложение я написала быстро – сразу на чистовик, потому что текст был не сложный, и читал его диктор разборчиво. Проверив работу несколько раз, я сдала и вышла из класса. После экзамена я дождалась остальных, и мы начали сверяться, и тут я испугалась. Большинство ответов не сходилось с ответами других ребят. Я думала, что завалила экзамен, мне оставалось надеяться только на сочинение и изложение. Результатов очень долго не было, и все семь-десять дней я ходила сильно расстроенная. Когда нам позвонили и сказали, что пришли результаты, я тут же поюежала в школу и была приятно удивлена – по баллам я была почти первая, сдала на пятерку.

    Самое главное – не бояться. Это лишь одно из испытаний в жизни. Готовиться надо начинать не за неделю, а с самого начала года. Помимо школы я готовилась самостоятельно с помощью пабликов ВКонтакте.

    Екатерина Кузнецова:

    Если честно, я вообще не готовилась к ОГЭ по русскому языку, потому что часто болела в девятом классе. Но при этом я совершенно не волновалась, знала, что все сдам на «отлично».

    Если весь год готовиться, осваивать материал и вникать в то, что делаешь, то можно рассчитывать на твердую четверку. Главное – подготовка к сочинению и изложению. Следует рассматривать все запятые и сложные слова. 

    На экзамене ужасно отвлекает запах шоколада и духота в аудитории. И еще, не рассчитывайте на шпаргалки. Старайтесь все написать самостоятельно. 

    5uglov.ru

    Какой должна быть подготовка к ОГЭ по русскому языку в 2017 г.

    Какой должна быть подготовка к ОГЭ по русскому языку в 2017 году? Прежде всего, следует отнестись к работе ответственно. Ведь чем коварен экзамен по русскому языку? Особенно тот, который необходимо сдавать как один из обязательных после девятого класса? Кажущейся простотой, легкостью! Ну что за сложность — русский? Это же не математика, не физика, не иностранный. Ребенок говорит на русском, постоянно пишет, в том числе упражнения, изложения и сочинения, занимается на уроках русского языка и литературы целые девять лет. И неужели не сможет осилить ОГЭ? К тому же это не ЕГЭ, от которого зависит поступишь или не поступишь в выбранное учебное заведение, а всего лишь ОГЭ.

    Так ошибочно считают немало девятиклассников и их родителей. И никто из них как-то не задумывается о том, что курс русского языка школьники заканчивают изучать именно в девятом классе, а в десятом и одиннадцатом лишь шлифуют, углубляют свои знания.

    Никого не удивляют рекламы, приглашающие подготовиться к ОГЭ по русскому языку за … три дня. И их не смущает, что, например, серьезные организации дополнительного образования, имеющие огромный опыт качественной подготовки к такому серьезному экзамену, берутся выполнить эту задачу за учебный год. На таких занятиях глубоко, основательно штудируют весь курс русского языка и отрабатывают его в формате ОГЭ. Да, у них есть и короткие курсы, но сразу же оговаривается, что это экспресс-подготовка для тех, кто по каким-то причинам не попал на основные курсы, но все равно хотел бы понять масштаб экзамена, насколько он готов и закрыть — по возможности — выявленные на занятиях пробелы в знаниях, умениях, навыках.

    А проверяют на экзамене не только знание орфограмм, правил постановки знаков препинания, но и умение работать с текстом: понимать прочитанную информацию, комментировать ее, высказывать собственное мнение.

    Первая часть работы как раз и состоит из задания написать сжатое изложение по предложенному тексту. При подготовке некоторые относятся к перовому заданию неоправданно беспечно: что готовиться-то, неужели ребенок не перескажет услышанный текст, да к тому же еще и коротко? Ведь и объем изложения четко определен: не менее семидесяти слов (если менее пятидесяти — задание считается не выполненным и не проверяется экспертами).

    Текст школьники прослушают два раза. Разрешается делать записи, пометки в черновике. Как показывает анализ выполнения такого задания, девятиклассники не всегда умеют понять тему, главную мысль услышанного текста, не чувствуют микротемы, которые присутствуют в нем. Отсюда вытекают и остальные ошибки: дети не видят нужных ключевых (опорных) слов, не могут составить план, который потом поможет восстановить услышанное в сжатом виде, пропускают микротемы, не видят логики развития авторской мысли.

    Проблема и в том, что многие школьники не знают приемов правильного сжатия текста или недостаточно отработали их при подготовке к экзамену. Также иногда допускаются и фактические ошибки.

    Вторая и третья части экзаменационной работы тоже связаны с текстом, но здесь требуется уже более детальная проработка. Таким образом, выясняется глубина и точность понимания проблематики текста и языковых средств, которые использовал автор.

    Во второй части требуется сделать правильный выбор ответа, предоставить краткий ответ. Проверяется орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся.

    Третья часть нацелена на проверку коммуникативной компетенции учащихся: необходимо написать сочинение на основе прочитанного текста. Причем экзаменуемый имеет возможность выбора темы — предлагается три варианта сочинения. Здесь нужно сказать, что опять же легкость задания только кажущаяся. Даже выпускники одиннадцатого класса считают это задание самым трудным, и не всем удается с ним справиться. Главная проблема выполнения данного творческого задания — необходимость логично, четко, весомо аргументировать свою позицию.

    Общие ошибки при написании изложения и сочинения: учащиеся не делят свою работу на абзацы. Вообще в течение всего девятилетнего обучения школьники не привыкают почему-то относиться с должным уважением к абзацу. Скорее всего, это происходит потому, что они не понимают его важную роль в тексте. Если ученики не разбивают текст на части, значит, они не выделяют микротемы, не видят их.

    Не все экзаменуемые находят в тексте правильные убедительные аргументы, которых должно быть два-три. На это тоже стоит обратить внимание при подготовке.

    Также сочинение и изложение демонстрируют бедность словарного запаса (иногда просто катастрофическую), неумение правильно строить предложения и логично связывать их друг с другом, превращая в текст.

    И конечно же, слабым местом является орфография и пунктуация. Ребятам нужно учить правила и практиковаться в их применении — иного пути нет.

    Не стоит откладывать подготовку к ОГЭ по русскому языку в 2017 г. на последний день перед экзаменом. Зато кропотливый труд, усердие будут заслуженно вознаграждены высокими баллами.

     

    Likes(7)Dislikes(0)

    prouchebu.com

    Методика самостоятельной подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку. Как выбрать «своё» сочинение (часть 3)

    ОГЭ- и ЕГЭ-2016 Русский язык

    ОГЭ- и ЕГЭ-2016 Русский язык Кимы для подготовки к ГИА по русскому языку ОГЭ Основной государственный экзамен по русскому языку Время проведения экзамена 3 часа 55 минут (235 минут). Разрешенные материалы

    Подробнее

    Единый государственный экзамен

    Единый государственный экзамен Педагог-психолог МБОУ СОШ 46: Проценко Наталья Викторовна РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ Подготовка к экзамену Сначала подготовь место для

    Подробнее

    Нарушевич Андрей Георгиевич

    Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15.1, 15.2, 15.3) Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского и иностранных

    Подробнее

    Задание 8 и 11: кто в доме хозяин?

    Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас

    Подробнее

    ОГЭ 2015 Русский язык

    ОГЭ 2015 Русский язык ОГЭ 2015. Русский язык. ОГЭ основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. ОГЭ государственная

    Подробнее

    ЕГЭ: перезагрузка 2013

    серия книг ЕГЭ: перезагрузка 2013 www.ege-na-5.com 1 Вместо вступления Если Вы хотите просто набрать минимум баллов по обществознанию или надеетесь списать знакомые всем эссе из интернета, то это пособие

    Подробнее

    Как готовить домашние задания

    Как готовить домашние задания Памятка для учащихся 1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен. 3. Точно и как

    Подробнее

    егэ 9 класс русский язык

    28 май 2010. тестовые задания + ответы гиа 9 класс. 1. скачать - ГИА. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. Егораева Г.Т. (3.64 Мбайт). 5298511758 17 сен 2013. Название: ГИА 2013. Русский язык.

    Подробнее

    Юрий Перевезенцев: «МГИМО того стоило»

    13.08.09 Юрий Перевезенцев: «МГИМО того стоило» Юрий Первезенцев абитуриент, а вернее уже студент, набравший рекордное количество баллов на ЕГЭ по всему МГИМО, так называемый «стобальник», золотой медалист.

    Подробнее

    Методы обучения английскому языку

    Мой способ выбора методов обучения прост - если метод работает и дает хороший результат, значит, я его использую, если результата нет, тогда этот метод, каким бы прекрасным он ни был, не задержится в моей

    Подробнее

    Другие решебники по математике за 5

    Нигма математика. Ведь и в том случае, когда урокам, конечно в полном объеме не 852 Я96м Вм 9,6-1Гг Вм а подходе способно принести огромную пользу. 9-11 класс Готовое домашнее задание ГДЗ. Нигма математика

    Подробнее

    Глава 3 Зачем мечтать?

    Глава 3 Зачем мечтать? Однажды Полина и Артём разговорились о том, кто кем хочет стать. Вопрос этот, нужно заметить, один из самых важных в жизни каждого человека и поэтому говорить об этом нужно много

    Подробнее

    Результаты ЕГЭ

    ЕГЭ в Татарстане лучше всего сдали по французскому языку и информатике 02.07.2012 По итогам ЕГЭ-2012 в Татарстане успешнее всего выпускники справились с экзаменами по французскому языку и информатике.

    Подробнее

    Шаблоны сочинении ЕГЭ по русскому

    Шаблоны сочинении ЕГЭ по русскому Шаблон написания сочинения: 1. Формулировка проблемы. Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся Именно этот вопрос, который не может не беспокоить

    Подробнее

    как выполнять устные задания

    ПАМЯТКИ для выполнения домашнего задания. Трудности при выполнении домашнего задания. Школьная практика показывает, что учащиеся не всегда могут правильно организовать подготовку домашнего задания и допускают

    Подробнее

    Подготовка к написанию сочинения 15.3

    Подготовка к написанию сочинения 15.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Напишите сочинениерассуждение на тему «Что такое счастье» Шаг 1. Формулируем значение слова( тезис нашего сочинения) и комментируем

    Подробнее

    Рекомендации родителям:

    Рекомендации родителям: Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить

    Подробнее

    Вступление (введение)

    Как писать сочинение-рассуждение для ГИА по русскому языку на лингвистическую тему (15.1) Вступление (введение) Вступление нужно для подготовки читателя к восприятию написанного вами текста. При написании

    Подробнее

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка Данная программа разработана для учащихся 9 класса МАОУ «СОШ 64» с целью подготовки к экзамену по русскому языку в формате ОГЭ в 2014-2015 учебном году. Соответственно ставятся задачи:

    Подробнее

    ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ русский язык и математику. По каждому из них нужно набрать не ниже минимального

    Подробнее

    docplayer.ru

    Организация эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку. Выступление

    РМО учителей русского языка и литературы

    28 марта 2018 г.

    Организация эффективной подготовки

    к ОГЭ по русскому языку.

    Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. У меня сложилась определённая система подготовки учащихся к итоговой аттестации, и этим опытом я хочу поделиться.

    В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

    - Психологический настрой учащихся.

    - Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

    - Создание методической базы.

    - Индивидуальные папки учащихся «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

    - Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в системе подготовки к ОГЭ.

    -  Работа   с   текстом. 

    - Создание банка тестовых заданий. 

    - Работа с классным руководителем, администрацией школы.

    1. Психологический настрой учащихся.

    Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ. Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они интуитивно ищут поддержку у учителя. Улыбка, доброе слово («У вас всё получится», «Вы всё знаете», Не волнуйтесь») должны настроить детей на позитивную волну.

    Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

    • сомнение в полноте и прочности знаний;

    • сомнение в собственных способностях;

    • неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

    • быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

    Для решения этой задачи я использую обучение различным техникам аутотренинга и релаксации.

    Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг, позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание. Например, удачной будет такая формула:

    • Все хорошо в моем мире.

    • Я уверен и спокоен.

    • Я быстро вспоминаю весь материал.

    • Я сосредоточен.

    • Память надёжная выдаёт нужные сведения без трудностей.

    • Приятно, очень приятно сдавать экзамены.

    • Легко, с удовольствием отвечаю на любой вопрос.

    • Готов к любым неожиданностям.

    • Трудности меня только радуют. Они воодушевляют.

    1. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

    Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Информирую их о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

    В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку. На стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

    3.Создание методической базы.

    Приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.

    Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

    Я использую в своей работе следующие пособия:

    • ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И. П. Цыбулько. – М. : Национальное образование, 2018.

    • Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. Представлена пошаговая система подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку.

    • ГИА 2011. Русский язык: сборник заданий: 9 класс /С. И. Львова. – М. Эксмо, 2010. В книгу включён разнообразный материал для подготовки к экзамену.

    • Русский язык. 9-й класс. Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под редакцией Н. А. Сениной.

    • Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. (15.1; 15.2; 15.3)

    4.Индивидуальные папки учащихся «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

    В 8-м классе учащиеся приобретают файловые папки, которые наполняются различными памятками: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения», «Выразительные средства», образцы бланков – все это используем при выполнении различных заданий учителя и при взаимопроверке. (ПОКАЗЫВАЮ)

    Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы. (ПОКАЗЫВАЮ)

    С 5 класса заводим тетради-памятки, в которые записываем в виде таблиц и схем весь материал, необходимый для успешной сдачи экзамена. (ПОКАЗЫВАЮ)

    5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

    в системе подготовки к ОГЭ.

    Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену. Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

    Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on- line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.

    Я рекомендую учащимся и их родителям следующие сайты:

    • ФИПИ - официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации.

    • Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны - подготовка к ГИА - теория, методика и интерактивные задания.

    • По уши в ГИА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - блог Крюковой Марины Анатольевны, учитель русского языка и литературы.

    • Сайт учителя русского языка и литературы Перовой Инессы Петровны- Материалы по подготовке к ГИА, ЕГЭ.

    • Капканы ЕГЭ и ГИА, сайт Бенделевой Любови Михайловны, учитель русского языка и литературы.

    6. Работа с текстом

    Довольно сложные части экзамена по русскому языку – сжатое изложение и сочинение – рассуждение. Поэтому уже с 5 класса ученикам прививаю навыки, которые впоследствии помогут им справиться с этими видами занятий. Безусловно, одним из основных помощников в подготовке к написанию изложений и сочинений является учебник. Так, например, в учебнике по русскому языку за 5 класс автора Т. А. Ладыженской есть упражнения, в которых ученикам предлагается написать сжатое изложение по предложенному тексту (упр. 144, сказка В. Катаева, упр. 261 об Аркаше Пластове, упр. 513 – «Перо и чернильница», упр. 688 – «Шоколадный торт». В учебнике за 6 класс – упр. 119 о В. И. Дале). При выполнении данного задания пятиклассники и шестиклассники учатся кратко пересказывать текст, понимать его основную мысль, выбирать наиболее значимые моменты, узнают о некоторых приёмах сжатия. Выясняем, что для сжатия текста мы можем обобщить, например, ряд однородных членов, заменив его обобщающим словом, обобщить придаточные предложения, заменить сложное предложение простым. Можем исключить подробности, повторы, синонимы, некоторые предложения, оставив, разумеется ключевые слова. Можно упростить, к примеру, предложения с прямой речью или диалог, заменив предложением с косвенной речью. Можем определить несколько предложений в одно. В учебниках для 5-6 классов есть памятка «Как готовиться к сжатому изложению». В 8-9 классах знакомимся с критериями оценивания сжатого изложения. Выясняем, что нельзя удалять из текста. У учащихся имеется алгоритм работы над изложением. При написании текста обращаю внимание учащихся на традиционные ошибки:

    • повторение одних и тех же слов;

    • неправильное употребление личных местоимений;

    • важно следить за правильной передачей прямой речи;

    • не писать от первого лица.

    В этих классах пишем изложения, используя аудиозапись. Учащиеся адаптируются, привыкают к голосу диктора. Я использую как мужской, так и женский голос диктора. В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2. На занятиях по подготовке к экзаменам (дополнительных) стараюсь почаще проводить сжатые изложения. Предлагаю ученикам написать только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным применением орфографического словаря. Считаю, что важно приучить ребят пользоваться словарями. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарём, тем самым повышается орфографическая грамотность, развивается и улучшается память.

    Обращаю внимание на то, что после окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Всё ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения как этапа ОГЭ. Третья проверка выявляет орфографические и пунктуационные ошибки. Такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.

    Экзамен по русскому языку в 9-м классе проверяет умение учащихся создавать письменное высказывание на заданную тему. Особенность данного задания состоит в том, что учащиеся должны продемонстрировать свои умения в написании сочинения-рассуждения. За один год такие навыки сформировать невозможно, поэтому данную работу я начинаю в пятом классе при изучении темы «Рассуждение». Безусловно, одним из основных помощников в подготовке к написанию изложений и сочинений является учебник.

    Так, например, в учебнике Т.А. Ладыженской (5 класс) есть параграф 89 «Доказательства в рассуждении», в котором в доступной форме, на примерах текстов упражнений объясняется, что такое рассуждение, каковы особенности данного типа текста, вводятся понятия «тезис», «вывод». Кроме того, на уроках русского языка в 6 классе изучается тема «Ключевые слова», поэтому уже с первой четверти в каждой теме урока мы находим ключевые слова.

    Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучение правилам построения текста сочинения. Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, имеется папка с образцами сочинений-рассуждений.

    Оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка. О работе с текстом и как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.2) я подробно рассказывала в прошлом году, поэтому на этом не буду останавливаться.

    6.Создание банка тестовых заданий.

    Поделюсь некоторыми наработками в подготовке к тестовой части ОГЭ.

    Формы и приемы работы при подготовке к тестовым заданиям

    • Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы, начиная с 5 класса.

    • Работа со средствами выразительности с 5 класса как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

    • Речеведческие задания на уроках русского языка и литературы.

    Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Для каждого класса в кабинете есть пособия, в которых тестовый материал помогает проверить усвоение знаний по определенной теме с 5 по 11 класс. (ПОКАЗЫВАЮ СБОРНИКИ ТЕСТОВ). В этих пособиях учитывается разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: I и II варианты тестовых заданий соответствуют базовому уровню, III вариант – повышенной трудности.

    Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на понимание текста.

    Я составляю тематические карточки для подготовки к экзамену из сборников предыдущих лет, из Открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ. Получается колоссальный объём и разнообразие тренировочных вариантов. (ПОКАЗЫВАЮ ПАПКУ).

    Работу над тестовой частью веду с 5 класса.

    Экзаменационные тесты за курс основной неполной средней школы содержат в обязательном порядке задания, посвящённые разделу «Орфография», уже изученному в 5 классе (Приставки на з-с-; неизменяемые приставки). Задание 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом. Сообразительный девятиклассник определит значение слова по контексту, но некоторых надо этому умению учить. Знакомить учащихся с подобным заданием, пополнять их словарь начинаю уже в 5 классе. Предлагаю задание на уроке, времени оно займёт минуту (ПОКАЗЫВАЮ ТЕТРАДЬ)

    В 6 классе изучается правописание приставок при-, пре-, одна и две НН в отымённых прилагательных. Эти задания ОГЭ отрабатываю в 5-6 классе, и в последующие годы лишь повторяем уже знакомый материал. В 6 классе мои учащиеся знакомятся со сборником «ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И. П. Цыбулько». 4 задание из этого сборника мы с ними решаем уже в 6 классе.

    Также нам нравятся лингвистические физминутки. Например, изучив тему «Правописание приставок», я называю слова, если в слове приставка пре-, то подпрыгиваем, если при- - приседаем. Этот процесс так увлекает учеников, что они предлагают свои варианты.

    В экзаменационные тесты по русскому языку включены задания по лексике. В 6 классе мы знакомимся с фразеологизмами. В специальной тетради оставляем несколько листов, затем постепенно записываем фразеологизмы (ПОКАЗЫВАЮ ТЕТРАДЬ). Таким образом пополняется словарь учащихся.

    Не могу не сказать о задании 7, посвящённом словосочетанию. На экзамене в одном из вариантов словосочетание дно колодца, построенное на основе управления, нужно было заменить синонимичным словосочетанием со связью согласование. Моя ученица не справилась с этим заданием. Словосочетание колодезное дно оказалось не под силу! Трудности возникают часто: учащимся не хватает словарного запаса, неуверенность в употреблении предлогов вызывает появление нелепых ошибок: в детском лагере – в лагере детства (лагерь для детей) яблочный склад – склад из яблок (склад яблок). Отсюда необходимость ежедневной работы с разными видами словарей, словарной работы. Выход один – выбираю подобные трудные варианты словосочетаний из КИМов разных лет и редакций, разбираю их, записываем верные ответы, даю затем на проверочных и диагностических работах. Начинаю подобную работу в 8-м классе после изучения темы «Словосочетание».

    К концу 8 класса по сборнику под редакцией Цыбулько мы решаем задания со 2-го по 11-ое. А задания 12, 13, 14 изучаются в 9 классе.

    Соединить деятельность девятиклассника по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию (а вместе с этим и подготовить к решению заданий ОГЭ) позволяет комплексная работа с текстом. Эта форма открывает широкие возможности: не только научиться определять тему и идею приведенного в экзаменационной работе отрывка, но и отрабатывать вызывающие затруднения орфограммы и пунктограммы.

    Фрагмент урока в 9 классе по теме «Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными»

    с включением тестовых заданий в формате ОГЭ

    1. Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь

    никого не тронул пальцем, потому что никому не желал зла. (2) Душевная сила и благородство всегда идут рядом. (3) Это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широкопрактикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию. (4) В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (5) Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (6) В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить человека, попавшего в беду. (7) Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей.

    (8) « Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (9) Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (10) Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

    1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности является фразеологизм (зад.3).

    2. Из предложений 1-10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффикса - енн-, пишется НН» (зад.5)

    3.Выпишите грамматическую основу из первой части предложения 10 (зад.8)

    4. Среди предложение 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения (зад.13).

    7. Работа с классным руководителем, администрацией школы.

    Тесно работаю с классным руководителем и администрацией школы, довожу до их сведения результаты, успехи и неудачи выпускника.

    Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что работа по подготовке к ОГЭ идёт систематически, что созданы комфортные условия для получения знаний, умений и навыков, что охвачены все структуры. Главным критерием целенаправленной систематической работы по подготовке к экзамену является результат сдачи ОГЭ. Представляю мониторинг успеваемости и качества за три года.

    Учебный год

    Количество участников

    «5»

    «4»

    «3»

    Баллы

    2014 – 2015

    6

    3

    2

    1

    39 – одна ученица

    2015 – 2016

    5

    3

    -

    2

    2016 – 2017

    3

    3

    -

    -

    39, 38, 37

    multiurok.ru

    Эффективные методы подготовки к ОГЭ по русскому языку

    Эффективные формы и методы подготовки к ОГЭ по русскому языку.

    Мерзлякова Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10» г. Перми

    Особенность  ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в учебные заведения.  Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне. Сложность ГИА по русскому языку заключается в формате КИМов – это тест, сжатое изложение текста публицистического или художественного стиля и сочинение-рассуждение в 3-х вариантах на выбор выпускника.

     Цель учителя – дать качественные знания по предмету. Задача – подготовить к итоговым работам. Результаты интересуют всех участников образовательного процесса.

     Проблемы при подготовке связаны с нехваткой времени учителю-предметнику, т.к. учащиеся 9-х классов в общеобразовательной школе имеют разный уровень знаний и подготовки. Формы и методы работы в выпускном 9-м классе как раз будут зависеть от уровня подготовки учащихся. Поэтому данная презентация ориентирует словесника при подготовке к ГИА опираться на источники Интернет.

    Просмотр содержимого документа
    «Эффективные методы подготовки к ОГЭ по русскому языку»

    Эффективные формы и методы подготовки к ОГЭ по русскому языку Презентацию подготовила Мерзлякова М.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10»

    Особенность  ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в учебные заведения.

    Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.

    • «Уже в 2017 году баллы по ГИА в девятых классах будут выставляться с помощью федеральной шкалы и влиять на оценку в аттестате».

    Цель и задача

    Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях.

    Цель учителя – дать качественные знания по предмету.

    Задача учителя- осуществить качественную подготовку к ГИА.

    Эффективные приёмы

    • Эффективные приёмы – это приёмы, которые используются в системе.
    • Система должна быть в подготовке уч-ся к ОГЭ.
    • Система должна присутствовать в преподавании предмета.

    Эффективные приёмы

    Эффективный прием: использование

    различных сайтов сети Интернет.

    Почему Интернет, а не бумажные носители?

    Современные школьники привыкли к общению в социальных сетях и т.д.- им удобно работать за компьютером.

    ОГЭ-2017 Сайты для подготовки к ОГЭ по русскому языку

    • http:// www .fipi.ru «ФИПИ» / Открытый банк заданий/
    • http://www.saharina.ru/ «Сайт Захарьиной» /тесты/
    • http://капканы-егэ.рф «Капканы ЕГЭ и ГИА» /готовые сочинения/
    • http://uchimcauchitca.blogspot.ru «По уши в ОГЭ и ЕГЭ»
    • http://4ege.ru «4 ЕГЭ» /подготовка к ОГЭ и ЕГЭ/
    • http://gia.edu.ru/ «ОГЭ. Официальный сайт»
    • http://neznaika.pro/ «Незнайка» /Тесты. Тексты/
    • http://егэша.рф/ «ЕГЭША. РФ» /подготовка к ЕГЭ и ОГЭ/
    • http://gramotei.cerm.ru /онлайн -тренажёры/

    Работа над частью С (15)

    По праву самая сложная часть, но все же написать сочинение-рецензию небольшого объема - всего в 70 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 3 - 4 листа.

    Работа над частью С (15.1, 15.2, 15.3).

    • Курсы «Сочинение-рассуждение»

    Системная подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ОГЭ:

    • диагностические тесты
    • повторение правил
    • обучающие тесты
    • контрольные тесты и мониторинги
    • изложения
    • сочинения

    Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ОГЭ: надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Девятиклассники – это дети, и, как все дети, они нуждаются в сочувствии и поддержке. Они надеются на то, что их будут готовить к экзаменам. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» Они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.

    Регулярно решай тесты онлайн!

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    kopilkaurokov.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о