Кружок юный географ программа – Программа факультативного курса «Юный географ», ФГОС

Программа кружка "Юный географ" (5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22» Г.СЫКТЫВКАРА

Рассмотрено

_______/Синькевич Г.Г./

руководитель ШМО

Протокол

Согласовано

_______/Лагута М.С./

председатель МС

Протокол

Утверждаю

Директор школы:

________/В.А.Елагина/

Приказ

Программа

Географический кружок « Юный географ»

Программу разработала:

Синькевич Г.Г.,

учитель географии

2015 год

1 Пояснительная записка

Программа географического кружка способствует получению глубоких знаний по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению начального курса физической географии. Предложенная программа кружка подготовлена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 35 часа (один час в неделю).

Цели программы: формирование положительной мотивации учащихся, освоение системы географических понятий; воспитание конструктивного восприятия определенных явлений жизни; освоение знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

2 Общая характеристика

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания.

Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

3 Место программы в учебном плане

Географический кружок является частью программы внеклассного мероприятия МАОУ «СОШ№22», согласно плана школы.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по тематическому планированию.

4 Ценностные ориентиры программы

Начальный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В ходе обучения географии у учащихся 5 класса должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- уважение к природе, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

5 Результаты освоения программы

Обучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:

- овладение на уровне шестого класса системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения учениками шестого класса программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Предметные результаты освоения учащимися шестого класса программы по географии:

-оценивать и прогнозировать тенденции развития природных объектов и явлений;

- влияние человека на отдельные компоненты природы на все стороны человеческой деятельности .

6 Содержание программы

Раздел I

Географические открытия и путешествия (14ч)

1-4. Значение географических исследований

Географические исследования. Сообщения учащихся. Презентации.

5-9. Интересные факты из истории географических открытий

Путешественники и исследователи.

Знакомство с персоналиями. Сообщения учащихся.

Просмотр видеофрагментов и презентаций

10. Географические названия рассказывают о себе

Топонимика географических объектов.

Топонимика своей области и района (экскурсия) 13. Презентация.

11-12. Адрес географических объектов

Географические координаты.

13. Решение задач на определение географических координат,

протяженности географических объектов по параллелям и меридианам.

14. Занимательный час: викторины, ребусы, кроссворды по теме.

Раздел II Литосфера(6ч)

1-2. Энергия из земных глубин

Огнедышащие недра. Удивительное о вулканах.

Исландия – земля огня и льда. Гейзеры. Просмотр видеороликов.

3-4. Сокровища земных недр

Различные типы полезных ископаемых.

Практическая работа «Определение типов горных пород по происхождению».

5. В мире камней и кристаллов

Красивые и редкие минералы. Драгоценные камни.

Жидкое ископаемое.

6.Практическая работа: Просмотр презентаций по теме.

Раздел III Гидросфера(7ч)

1-2. Тайны Мирового океана

Колыбель жизни. Коралловые рифы. Океанические течения.

Вечное движение. Полярные льды. Плавающие острова. Ледники.

3-4. Любопытное в гидросфере

Вода-разрушительница и созидательница. Самые длинные реки мира.

Водопады-чемпионы. Удивительное в природе, созданное водой.

5-6. Озера мира

Происхождение озер. Крупные озера мира.

Байкал - жемчужина Сибири. Просмотр видеоролика о Байкале.

7.Занимательный час: викторины, ребусы, кроссворды по теме.

Раздел IV Атмосфера (4ч)

8-9. В мире атмосферных явлений

Краски неба. Такие разные облака. Презентации учащихся.

10. Необычные явления в атмосфере

Ураган, смерч, торнадо, тайфун, град.

11.Занимательный час: кроссворды по теме.

Раздел V Биосфера(4ч)

1-2. Диковины растительного мира

Растения в эпоху динозавров. Могучие гиганты и живучие карлики.

Ствол-бочка. Необычные корни.

Пушечное дерево. Живые цистерны. Гигантская раффлезия.

Растения-долгожители. Просмотр презентаций

Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

3. Диковины животного мира

Знакомство учащихся с необычными представителями животного

мира Земли. Просмотр видеороликов, презентаций «Животный мир»

Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

4. Итоговое занятие: Юный географ

Формы контроля

  • Анализ заданий, выполненных на контурной карте

  • Ответы на вопросы викторины.

  • Ответы, полученные в ходе фронтальной беседы

  • Результаты практических работ

Учебно-тематический план

Темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Географические открытия и путешествия

14

7

7

2.

Литосфера

6

3

3

3.

Гидросфера

7

4

3

4.

Атмосфера

4

2

2

5.

Биосфера

4

2

2

ИТОГО

35часов

18часов

17часов

7 Тематическое планирование

п/п

Темы занятий

К-во часов

Дата

Географические открытия и путешествия

(14ч)

1

Значение географических исследований

1

2

Географические исследования.

1

3

Сообщения учащихся.

1

4

Презентации.

1

5

Интересные факты из истории географических открытий

1

6

Путешественники и исследователи.

1

7

Сообщения учащихся.

1

8

Просмотр видеофрагментов и презентаций

1

9

Просмотр видеофрагментов и презентаций

1

10

Географические названия рассказывают о себе.

Топонимика географических объектов. Топонимика своей области и района. Презентация.

1

11

Адреса географических объектов

Географические координаты.

1

12

Решение задач на определение географических координат, протяженности географических объектов по параллелям и меридианам.

1

13

Практика.

1

14

Практическая работа. Викторины, кроссворды.

1

Раздел II Литосфера

(6ч)

15

Энергия из земных глубин.

Огнедышащие недра. Удивительное о вулканах.

1

16

Исландия – земля огня и льда. Гейзеры.

Просмотр видеороликов

1

17

Сокровища земных недр

Различные типы полезных ископаемых.

1

18

Практическая работа «Определение типов горных пород по происхождению»

1

19

В мире камней и кристаллов

Красивые и редкие минералы. Драгоценные камни.

Жидкое ископаемое. Просмотр презентаций по теме.

1

20

Практическая работа. Викторина «Зарытая скатерть-самобранка»

1

Раздел III Гидросфера

(7ч)

21

Тайны Мирового океана

Колыбель жизни. Коралловые рифы. Океанические течения.

1

22

Вечное движение. Полярные льды. Плавающие острова. Ледники.

1

23

Любопытное в гидросфере

Вода-разрушительница и созидательница. Самые длинные реки мира.

1

24

Водопады-чемпионы. Удивительное в природе, созданное водой.

1

25

Уникальные озера.

Происхождение озер. Крупные озера мира.

1

26

Байкал - жемчужина Сибири.

Просмотр видеоролика о Байкале

1

27

Практическая работа. Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

1

Раздел IV Атмосфера

(4ч)

28

В мире атмосферных явлений

Краски неба. Такие разные облака.

Презентации учащихся.

1

29

Презентации учащихся.

1

30

Необычные явления в атмосфере

Ураган, смерч, торнадо, тайфун, град

1

31

Занимательный час: кроссворды по теме.

1

Раздел V Биосфера

(4ч)

32

Диковины растительного мира

Растения в эпоху динозавров. Могучие гиганты и живучие карлики.

Ствол-бочка. Необычные корни.

Пушечное дерево. Живые цистерны.

Гигантская раффлезия.

Растения-долгожители.

1

33

Просмотр презентаций. Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

1

34

Диковины животного мира

Знакомство учащихся с необычными представителями животного мира Земли.

Просмотр видеороликов, презентаций «Животный мир»

Викторины, ребусы, кроссворды по теме.

1

35

Итоговое занятие: Юный географ

1

8 Материально-техническое обеспечение

1. Карты мира, РФ

2. Видеоматериалы (по темам)

3. Слайды, презентации по темам

4. Гербарии, коллекции полезных ископаемых

5. Мультимедийное оборудование

Литература

1. Детская энциклопедия «Махаон». Тайны природы. М.: Махаон, 2013

2. Детская энциклопедия «Махаон». Географические открытия. М.: Махаон, 2013

3. Детская энциклопедия «Махаон». Мир моря. М.: Махаон, 2013

4. 5. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий М.: Просвещение,

1983.

5. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004

6. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия

7.Интернет ресурсы

infourok.ru

Программа кружка Юный географ (5 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22» Г.СЫКТЫВКАРА
Рассмотрено
_______/Синькевич Г.Г./
руководитель ШМО
Протокол

Согласовано
_______/Лагута М.С./
председатель МС
Протокол
Утверждаю
Директор школы:
________/В.А.Елагина/
Приказ

Программа
Географический кружок « Юный географ»
Программу разработала:
Синькевич Г.Г.,
учитель географии

2015 год
1 Пояснительная записка
Программа географического кружка способствует получению глубоких знаний по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению начального курса физической географии. Предложенная программа кружка подготовлена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 35 часа (один час в неделю).
Цели программы: формирование положительной мотивации учащихся, освоение системы географических понятий; воспитание конструктивного восприятия определенных явлений жизни; освоение знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2 Общая характеристика
География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее

weburok.com

Рабочая программа кружка "Юный исследователь

КАЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ МАЙ РАЙОНУ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СТАНИЦАДА 9 НОМЕРЛИ ОРТА ШКОЛ БИТЕУЛЮ БИЛИМ БЕРГЕН МУНИЦИПАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЭ ЩIЭНЫГЪЭ IУЭХУ ЩIАПIЭ «ЩIЭНЫГЪЭ КУРЫТ IУЭХУ ЩIАПIЭ №9 АЛЕКСАНДРОВСКЭ СТАНИЦЭ» МАЙ РАЙОН КЪЭБЭРДЕЙ-БЭЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИЭМ ЩЫЩ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 СТ. АЛЕКСАНДРОВСКОЙ»

МАЙСКОГО РАЙОНА КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»: «УТВЕРЖДЕНА»

на заседании МО Зам. директора по ВР Директор школы:

классных руководителей

Протокол № ____ ________________ _____________

от «____» ____2016г. Смаль Л.В. Чепурной В.А.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка «Юный исследователь - географ»

(общеинтеллектуальное направление)

Разработчик программы:

Смаль Людмила Викторовна

учитель географии

высшей квалификационной категории

2016 г.

Пояснительная записка

Кружок «Юный исследователь - географ» рассчитан на обучающихся среднего и старшего звена (6- 11кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

На занятиях кружка используются наглядные пособия, технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа кружка рассчитана на 35 часов. Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение (1 ч.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;

  • правила работы с источниками получения информации;

  • особенности чтения научно- популярной литературы;

  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

2. Оформление исследовательских работ (4 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1. Оформление исследовательских работ для участия в школьной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своего класса. 3.Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать:

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;

  • вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;

  • логически выстраивать текстовой материал;

  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии (7 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, КБР, станице Александровской. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” КБР. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.2. Сбор материалов по охране природы своего края.3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта. 4. Обмен опытом природоохранной работы между школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6. Подготовка сообщений о растениях и животных «Красной книги». 7. Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;

  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;

  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;

  • понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;

  • основные формы организации жизни;

  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;

  • новые типы загрязнений;

  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;

  • виды исследований;

  • главные источники загрязнения воздуха;

  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;

  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;

  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;

  • обладать навыками исследовательской деятельности;

  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Исследовательская работа в природе (8 ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края. 2. Изучение физических и химических свойств воды.3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года. 5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.8. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства по добыче и переработке горных пород.

Учащиеся должны знать:

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;

  • меры по охране вод от загрязнения;

  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;

  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;

  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;

  • преобладающие виды осадков по сезонам года;

  • особенности рельефа своей местности;

  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;

  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;

  • определять физические и химические свойства воды;

  • давать краткосрочные прогнозы погоды;

  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;

  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;

  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;

  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;

  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края (10 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).3.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея. 4.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

Экскурсия в краеведческий музей.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;

  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;

  • основные демографические характеристики населения своей местности;

  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;

  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

Используемая литература.

Для учителя.

1.Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983:

2.Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.

3. Демина Л.А., Гухман Г.А. Земля. Руководство- справочник для учителя.- МИРОС, М., 1994.

4.Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961.

5. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.

Для обучающихся.

  1. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И.Географический словарь.-

Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961.

  1. Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.

  2. Колтун М. Земля. – МИРОС, М., 1994.

  3. Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

кружка «Юный исследователь-географ»

1

1. Введение – 1ч.

Вводное занятие. Формы и методы организации исследованияОсобенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы»

2

2. Оформление исследовательских работ – 4 ч.

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования.

3

Практическая работа «Конспектирование научно- популярной статьи».

Обоснование выбранной темы.

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.

Оформление титульного листа.

Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

4

Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

5

Выступление с результатами исследований и экспериментов перед обучающимися класса.

6

3. Исследования в области экологии- 5 ч.

Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в России, в КБР

Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.

7

Нормативно- правовые документы в области экологии. «Красная книга»

Подготовка сообщений «По следам «Красной книги» и выступление перед младшими школьниками.

8

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.

Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.

Практическая работа «Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду в Майском районе».

9

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

Практическая работа «Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта».

Особенности охраны природы в городах и сельской местности

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

10

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

Практическая работа «Сбор материалов по охране природы своего края».

11

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.

Практическая работа «Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха».

12

Практическая работа «Обработка результатов исследований».

13

4. Исследовательская работа в природе– 7 ч.

Исследования водных объектов.

Гидробиология. Методы гидробиологических исследований.

14

Практическая работа «Гидрологические исследования на реке своего населенного пункта».

Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности.

Охрана водоемов от загрязнения.

15

Экскурсия на озеро «Изучение экологического состояния водоема. Предложение мер по его охране».

16

Физические и химические свойства воды.

Практическая работа «Изучение физических и химических свойств воды на реке и (или) озере».

17

Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды.

Практическая работа «Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами».

Метеорологические явления по сезонам года.

18

Практическая работа «Изменение режима реки по сезонам года».

19

Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам.

Практическая работа «Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур по данным наблюдений».

20

Особенности рельефа своей местности.

Горные породы, их хозяйственное использование.

21

Практическая работа «Наблюдение за деятельностью природных факторов и их ролью в формировании рельефа своей территории».

22

5. Изучение своего края – 10 ч.

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения.

23

Экскурсия в школьный краеведческий музей «Знакомство с историей своего населенного пункта».

24

Знаменитые люди - наши земляки.

25

Встреча со знаменитыми земляками

26

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

Практическая работа «Составление плана - схемы с нанесением природных и антропогенных памятников».

27

Мероприятия по охране памятников.

Участие в охране, озеленении исторических и природных памятников.

28

Население. Характеристика современной демографической ситуации.

29

Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

30

Сбор материалов и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

31

Участие в школьной экологической конференции; в конкурсе «Моя малая Родина».

32

Оформление заметок в районную газету об истории, культуре, природе своего края.

33-35

Полевая практика

infourok.ru

Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"

Разделы: География, Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Кружок “Юный исследователь” рассчитан на обучающихся среднего и старшего звена (6- 11кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача кружка: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

На занятиях кружка используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа кружка рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение (4 ч.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;
  • правила работы с источниками получения информации;
  • особенности чтения научно- популярной литературы;
  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу;

2. Оформление исследовательских работ (11 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3.Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать:

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  • вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  • логически выстраивать текстовой материал;
  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии (18 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, Смоленской области, Вяземском районе. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Смоленской области. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.2. Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6. Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”. 7. Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;
  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;
  • понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;
  • основные формы организации жизни;
  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
  • новые типы загрязнений;
  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;
  • виды исследований;
  • главные источники загрязнения воздуха;
  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Исследовательская работа в природе (22 ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2. Изучение физических и химических свойств воды.3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года.

5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

6. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.7. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства по добыче и переработке горных пород.

Учащиеся должны знать:

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
  • преобладающие виды осадков по сезонам года;
  • особенности рельефа своей местности;
  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
  • определять физические и химические свойства воды;
  • давать краткосрочные прогнозы погоды;
  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края (13 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

3.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

4.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

Экскурсия в краеведческий музей.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  • основные демографические характеристики населения своей местности;
  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;
  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

Приложение 1

Приложение 2

1.02.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Модифицированная программа кружка «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ».


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Старо – Маслянская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете Директор школы . __________Ильина Л.В.
Приказ №___ от _____2011г.

Модифицированная программа кружка

«ЮНЫЙ ГЕОГРАФ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ».

Направленность: нравственно-патриотическая
Разработана: 2011 г.
Срок реализации: 4 года
Программа рассчитана на учеников 6-11 классов

Руководитель:
Сливка Анна Александровна
Учитель географии

с.СТАРО- МАСЛЯНКА, 2011г.
«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Карамзин Н.М.

Пояснительная записка
Школа призвана распространять позитивный подход к решению межнациональных проблем и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма. Поэтому необходимо формировать активную нравственную позицию и психологическую готовность к толерантности во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. География как учебный предмет, способствует формированию у учащихся мировоззрения, которое выполняет роль ориентира в отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла. Именно география формирует систему отношения к окружающему миру и событиям, происходящим в нём. Одним из аспектов географии можно рассматривать краеведение. Его вектор развития направлен на воспитание толерантности, на основе культурного и природного наследия территории, являющихся важнейшими туристическими ресурсами. Использование возможностей краеведения в образовательном процессе позволяет создать условия для развития поликультурного, высокообразованного человека, творческой, духовно-нравственной личности, ответственной за состояние окружающей среды, способной выполнить социальный заказ России XXI века.

weburok.com

Программа кружка Юный географ | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах


Программа кружка «Юный географ»
64 часа

Пояснительная записка

В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план.
Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.
Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.
Для изучения географии своей местности предлагается следующий кружок:
«Юный географ»– 6-8 классы, 64 ч.
Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.
При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как « географическое положение», «природные условия», «климат», « хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны , лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к из

profhelp.net

Рабочая программа кружка Юный исследователь — географ


КАЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ МАЙ РАЙОНУ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СТАНИЦАДА 9 НОМЕРЛИ ОРТА ШКОЛ БИТЕУЛЮ БИЛИМ БЕРГЕН МУНИЦИПАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЭ ЩIЭНЫГЪЭ IУЭХУ ЩIАПIЭ «ЩIЭНЫГЪЭ КУРЫТ IУЭХУ ЩIАПIЭ №9 АЛЕКСАНДРОВСКЭ СТАНИЦЭ» МАЙ РАЙОН КЪЭБЭРДЕЙ-БЭЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИЭМ ЩЫЩ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 СТ. АЛЕКСАНДРОВСКОЙ»
МАЙСКОГО РАЙОНА КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»: «УТВЕРЖДЕНА»
на заседании МО Зам. директора по ВР Директор школы:
классных руководителей
Протокол № ____ ________________ _____________
от «____» ____2016г. Смаль Л.В. Чепурной В.А.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружка «Юный исследователь - географ»
(общеинтеллектуальное направление)
Разработчик программы:
Смаль Людмила Викторовна
учитель географии
высшей квалификационной категории
2016 г.
Пояснительная записка
Кружок «Юный исследователь - географ» рассчитан на обучающихся среднего и старшего звена (6- 11кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.
Цель: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.
Задача: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.
Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.
Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:
I. Введение
II. Оформление исследовательских работ
III. Исследования в области экологии
IV. Исследовательская работа в природе
V. Изучение своего края
На занятиях кружка используются наглядные пособия, технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
Практическая часть программы предусматр

univerfiles.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о