Лучшие университеты для программистов – Куда пойти учиться на программиста / Хабр

    Содержание

    Куда пойти учиться на программиста / Хабр

    Школьники уже, кажется, сдали ЕГЭ и вот-вот отправятся подавать документы в ВУЗы. Программирование и IT-технологии пользуются стабильным спросом, примерно как юридические и экономические специальности 10 лет назад.

    В этой статье я расскажу как работает высшее образование для IT, как правильно выбрать IT-специальность.

    Статья будет полезна не только абитурентам-2015, но и школьникам старших классов, которые уже решили связать свою жизнь с IT.

    Нужно ли поступать в ВУЗ, чтобы стать программистом?

    Существует множество точек зрения на этот вопрос и, уверен, в комментариях его не раз поднимут. По моему скромному мнению, высшее образование не является обязательным условием становления специалиста в области IT, ровно как и гарантией этого. Но может стать прочным фундаментом для профессионального роста.

    Вы можете читать книги, участвовать в OpenSource-коммьюнити, подрабатывать на oDesk и через несколько лет будете опытным разработчиком, без высшего образования. Правда, ничто не мешает это всё делать параллельно учёбе в ВУЗе, кроме собственной лени.

    Вы можете поступить, сдавать зачёты и экзамены, получить диплом и не стать в итоге профессиональным программистом — таких историй миллионы.

    Хороший ВУЗ даёт прежде всего отличные условия для того, чтобы получать знания, опыт, связи и вырасти как личность. И только от вас зависит, как вы будете их использовать (и будете ли вообще).

    Примем условно, что вы уже приняли решение получить высшее образование в сфере IT, и пойдём дальше.

    Бакалавр, специалист и магистр


    С тех пор как министерство образование решило интегрировать Россию в болонскую систему высшего образования прошли годы и многое изменилось. Раньше все ИТ-шники могли получить только диплом специалиста. В этом году выпустились последние дипломированные специалисты (за исключением специальностей, где срок обучения более 5 лет).
    Сейчас вы можете стать бакалавром, после этого — магистром, а далее поступать в аспирантуру для соискания российского аналога Ph.D.

    Что изменилось на самом деле?

    В старых учебных планах для «специалистов» урезали количество часов на один год, при этом самые сложные дисциплины были либо удалены, либо сокращены. Многие академические темы из области алгебры, теории вероятности, физики останутся для бакалавра неосвещёнными преподавателем. В ряде специальностей, где программирование является вспомогательной компетенцией (например, информационная безопасность), под нож попали различные технологии программирования — от web-разработки до параллельного программирования.

    В остальном ни теоретический материал, ни методика преподавания не изменились. Сократился объем материала. Если в каком-то ВУЗе раньше давали лабораторные для Pascal, то по-прежнему их и дают.

    При этом учебные планы магистратуры могут похвастать новизной. Об этом можно написать отдельно, если будет спрос.

    Нужно учитывать, что бакалавр — это не готовый сотрудник, который может прийти к работодателю с красным дипломом и просить среднюю зарплату по больнице. Бакалавр что-то знает, что-то умеет из технологий, но как правило не умеет работать в команде, большом коллективе и полностью самостоятельно решать конкретные практические задачи. В терминологии разработчиков это Junior, подающий надежды через 2-4 года стать Middle Developer. Во многих компаниях таким выпускникам без опыта устраивают стажёрские программы с наставником на 6-12 месяцев.

    Прикладной и академический бакалавриат

    Само собой тот факт, что специалитет просто уменьшили на 20%, не мог порадовать министерство образования. Мало кого может порадовать «недоспециалист», который теперь знает ещё меньше. Поэтому с 2015 года будут повсеместно вводить прикладной бакалавриат как альтернативу неполному академическому образованию.

    Если коротко, то прикладной от академического отличается новым учебным планом, где все дисциплины сфокусированы на выпуск максимально готового к реальным рабочим задачам сотрудника. Без стажировок и прочих головняков для работодателя. Например, из академического бакалавриата может выйти «математик-программист», а из прикладного «Разработчик .Net», «Разработчик реляционных баз данных» или «Программист C++». Последние более интересны рынку труда сразу после окончания ВУЗа, первые же после окончания бакалавриата должны поступать в магистратуру и дальше качать свои компетенции, чтобы после выпуска претендовать на более высокие позиции. Другая полезная вещь — участие в учебной программе прикладного бакалавриата работодателей (как базы практики) и IT-вендоров.

    Несмотря на то, что идея на мой взгляд здравая и её реализация была начата ещё 5 лет назад в 44 пилотных ВУЗах, я ещё не встречал ни качественно новых учебно-методических материалов, ни готовых к самостоятельной работе выпускников. Предполагаю, что в ближайшие 2-3 года ничего не изменится и значительной разницы в подготовке академического и прикладного бакалавриата не будет. Тем не менее, если вы уже решили быть магистром — поступайте на академический, если после 4 лет обучения планируете идти работать, а к магистратуре вернуться «когда-нибудь» — то на прикладной.

    Преподавание в ВУЗе

    Если в школе учатся, то в ВУЗе обучаются. И разница тут огромна. Никто не будет заставлять учиться. Если хотите получить диплом — сидите, разбирайтесь, спрашивайте у однокурсников. Преподаватель — это просто носитель знаний, который умеет эти знания пояснять. Его цель — рассказать, ваша — понять. Если вы что-то не поняли — преподаватель свою цель всё равно выполнил. Даже если в отдельных случаях это не так — лучше думать именно в такой парадигме, будет меньше разочарований.

    Качество преподавания заключается именно в том, насколько хорошо преподаватель доносит до вас знания, какую практическую компетенцию вы при этом получаете. Например, донести принцип ООП можно на языке программирования Delphi, а можно на C# или Java. Вы поймёте ООП в любом случае, если будете стараться, но знакомство с языками C# или Java будет полезно для вас в будущем, при подготовке курсовых работ, при подработке или дальнейшем трудоустройстве.

    Преподавание — штука инертная. Чем больше преподаватель читает один и тот же курс на примере одних и тех же технологий — тем лучше у него получается донести знания до студентов. Но IT-технологии меняются слишком быстро, поэтому возможны две крайности:

    1. преподаватель читает вам то, что морально устарело, но вы всё прекрасно понимаете
    2. преподаватель рассказывает о новейших технологиях, но у вас остаются большие пробелы в понимании чего-либо (если вы не восполните их самостоятельно в книгах, на StackOverflow или MSDN — то так оно и останется).

    Есть замечательные преподаватели, которые каждый год обновляют 30% своего учебно-методического материала, но на такие усилия готов не каждый.

    Помимо дробления бакалавриата на академический и прикладной, сейчас также проходит обновление стандартов образования со второго поколения на 3 и 3+. В условиях такого количества изменений в преподавании — есть риск, что ближайшие 2-3 набора студентов будут подготовлены хуже, чем последующие. А значит — нужно прилагать больше личных усилий.

    Выбирая ВУЗ и специальность желательно знать Кто и Что вам будет рассказывать. Перед окончательным выбором — узнавайте у текущих студентов, читайте студенческие группы VK.

    Выбор специальности

    Итак, вы решили получить высшее образование, стать программистом. И не просто программистом, а, например, именно Web-разработчиком, специализирующемся на frontend. Круто, что в 18 лет уже есть цель в жизни, но спешу расстроить. В нашем государстве есть такая штука как стандарты высшего образования и они куда более абстрактны, чем вам бы этого хотелось.

    Полный список стандартов высшего образования можно посмотреть вот тут. Не по всем ещё есть стандарты поколения 3+, но до конца года будут. Рекомендую почитать эти скучные документы.

    Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (МОАИС).

    Специальность, дающая наилучшие условия для развития компетенций разработчика.

    Вы изучите: технологии программирования на различных языках (обычно за 4 года вы познакомитесь с минимум тремя языками программирования — например: C++, C#, Lisp, или C++, Java, Python), разработка и основы администрирования реляционных и объектно-ориентированных БД, сетевые технологии, разработка приложений «клиент-сервер», «клиент — сервер приложений — сервер БД», параллельное программирование.

    Обучение даёт понимание программирования в принципе, за пару месяцев вы способны изучить любой язык программирования и развиваться в нём; понимание как работает любая программа, как решить большинство вычислительных задач. После получения диплома из вас крепкий Junior, но как только вы разберётесь с конкретными задачами и инструментами в конкретной компании, багажа знаний будет достаточно, чтобы претендовать на Middle.

    После опыта работы и хорошей магистратуры по этой специальности вы сможете не просто делать программы и информационные системы, но познакомитесь с принципами разработки высоконагруженных систем, управления командой, планирования разработки и сможете претендовать на Senior и Team Lead.

    Фундаментальные информатика и информационные технологии (ФИИТ).

    Специальность близка к МОАИС, но ориентирована на вычислительные эксперименты и исследовательские задачи.

    Иными словами, как программист вы будете в наилучшей форме, но вы будете почти бесполезны для решения практических бизнес-задач. Зато вы ценный кадр для R&D-департаментов, научных лабораторий и научно-исследовательских команд. Обучение по этой специальности в хорошем ВУЗе даёт возможность выбирать место работы по всему миру, работая известных компаниях. Уже изначально предполагается, что бакалавриат будет только первой ступенькой вашего образования.

    Вполне реальная история: получив бакалавра в МГУ, поступить в магистратуру CalTech. Само собой, физика, алгебра и матанализ должны быть вашей страстью.

    Информатика и вычислительная техника (ИВТ)

    Специальность ориентирована на воспитание системных программистов, работающих «с железом». У вас будут навыки программирования роботов, систем реального времени и работы с паяльной лампой. С таким образованием разрабатывать скучные учётные системы и веб-приложения не захочется, но ваша дальнейшая карьера может начаться как инженера по видеонаблюдению в небольшом ЧОПе, так и в лаборатории робототехники крупного бренда (само собой после прохождения магистерской программы).


    На мой взгляд с чисто программистскими специальностями всё. Ниже будет перечень специальностей, где тоже обучают программированию. Но если у специальностей сверху учебный план построен так, чтобы выпустился Программист, то у специальностей ниже — Специалист в чем-то с навыками программирования.

    Не только программист

    Программная инженерия

    Относительно новая специальность, готовящая по сути менеджеров программного продукта. Этот специалист смотрит поверх задач разработки, управляет требованиями, функционалом, версиями, командами разработки. На первых курсах вы изучите технологии программирования и, возможно, пару языков, но дальше в учебном плане будет всё больше про управление разработкой ПО. Начинать карьеру можно как Junior Developer, но вместо дальнейшего апгрейда до Middle вы станете менеджером проекта.

    Прикладная информатика

    Выпускает системных аналитиков с широким кругозором в IT и бизнесе. Они тоже умеют программировать, но по настоящему хорошо у них получается писать технические задания, формализовать бизнес-процессы и эффективно коммуницировать с разработчиками, которые витают в высоких абстракциях. Можно стать менеджером проекта или даже директором своей компании, если есть такие амбиции.

    Бизнес-информатика

    Очень близка к прикладной информатике, но компетенции менеджера у выпускника значительно сильнее. Можно быть консультантом по применению IT или управлять политикой IT небольшого холдинга. После получения диплома начать работать хоть в саппорте, но карьерная цель «IT-директор» может быть достигнута за считанные годы.

    Информационные системы и технологии

    Фокус на администрировании информационных технологий и правильном выборе софта и железа под задачи корпоративной локальной сети. Программирование будет, но на процедурном уровне, ближе к скриптам и конфигурационным файлам.

    Математика и компьютерные науки


    Большая порция фундаментальных знаний позволит вам работать как учителем информатики в школе, так и аналитиком в крупной компании. В хорошем ВУЗе эта специальность тяготеет к научным исследованиям и также может быть стартом в R&D для тех, кто физике предпочитает математические науки.

    Информационная безопасность

    Первый курс часто похож на специальности вроде МОАИС, где программируют много и на разных языках, но потом это прекращается. Вы не должны писать код, вы должны понимать как любой код могут атаковать. Сети и операционные системы будут знакомы как никому другому, можно будет называть себя хакером, но работать придётся в сфере безопасности, с нормативно-правовыми документами, а не только с firewall и sniffer.


    Важно понимать, что всё зависит от конкретного учебного заведения. Это как стандарт HTML и его реализация на сайте провинциального салона красоты. Есть ВУЗы, где студенты всех специальностей ходят на одинаковые лекции. Есть ВУЗы, где МОАИС изучает Visual Basic и Pascal, пишет макросы в Excel, а базы данных изучает на примере Access. Если в вашем родном городе именно такой ВУЗ, то пора покупать билеты на поезд.

    Выбор специальности при поступлении крайне важен, поскольку определяет дальнейшую карьеру и, может быть, всю жизнь. Это по сути первый самостоятельный выбор в жизни и ошибка будет измеряться годами. Поэтому рано «выдыхать» после ЕГЭ, самое время узнать как можно больше про ближайший университет, его студентов и преподавателей. Удачи.

    P.S. Предлагаю хабрапользователям поделиться личным опытом: какая специальность в каком ВУЗе помогла вам стать таким замечательным разработчиком.

    habr.com

    17 московских вузов, где надо учиться на IT-специалиста

    Сайт с вакансиями для молодых специалистов и студентов Career.ru подготовил рейтинг московских факультетов, выпускникам которых проще всего найти работу. «Мел» продолжает публикацию рейтингов — сегодня вузы, где получить IT-специальность и не остаться без работы.

    Специальная рассылка

    Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

    Специалисты Career.ru создали рейтинг на основе резюме выпускников московских вузов — при поиске работы они указывают факультет и учебное заведение, где был получен диплом.

    По итогам исследования был составлен рейтинг факультетов, на которых можно получить диплом IT-специалиста. В таблице можно увидеть сравнение с 2016 годом: зелёным выделены факультеты, которые повысили свою позицию, а красный означает понижение в списке. Рейтинг прошлого года можно найти здесь.

    По две строчки рейтинга заняли факультеты МАИ, НИЯУ «МИФИ» и МГТУ им. Баумана. Один из факультетов «Бауманки» стал новым лидером рейтинга, факультет информатики и систем управления в МГТУ им. Баумана поднялся с пятой строчки на первую, набрав 8,37 баллов. Чтобы пройти туда на бюджет, необходимо набрать минимум 277 баллов ЕГЭ по трём предметам: русскому языку, математике и информатике.

    Для поступления в РГУ им. А. Н. Косыгина (19-й в списке) необходимо получить 151 балл ЕГЭ в сумме по русскому языку, физике и математике.

    Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter:

    Российский рынок IT-специалистов по-прежнему испытывает дефицит кадров, поэтому конкуренция в отрасли очень низкая. За 2017 год количество новых вакансий выросло на треть. Среди них большим спросом пользуются специалисты по машинному обучению, искусственному интеллекту, а также с навыками Big Data. При этом компании активно ищут разработчиков со знанием языков программирования Java и JavaScript, PHP, С и C++ и Python.

    Сфера информационных технологий остаётся второй по востребованности после продаж. Зарплаты IT-специалистов за год выросли примерно на 10%, а по некоторым особенно дефицитным направлениям рост составил до 25% и выше.

    Российских разработчиков часто приглашают к сотрудничеству и международные компании с возможностью релокации в Европу или США. Программисты часто соглашаются на выгодные предложения и уезжают работать за рубеж.

    mel.fm

    Где учиться на программиста? — Абитуриент.про

    Лучшие IT-программы

    Программист занимается разработкой компьютерных программ с помощью специальных инструментов математического моделирования. Профессия включает в себя несколько категорий специалистов: прикладные и системные программисты, web и мобильные разработчики. Первая группа сосредоточена на написании и отладке ПО для различных задач. К задачам второго блока специалистов относят обслуживание и разработку системного программного обеспечения. Третья категория работает над созданием сайтов в сетевом и мобильном пространствах. Для успешной карьеры желательно наличие высшего образования в ит сфере. Однако существует мнение, что язык программирования можно освоить самостоятельно.

    ВУЗы и совместные программы

    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

    Кафедра «Яндекса» была открыта в рамках созданного большого факультета компьютерных наук. Этот факульеттобъединил отделение программной инженерии, а также отделение прикладной математики и информатики, которые уже существовали в Высшей школе экономики. К ним добавился новый департамент — больших данных и информационного поиска. Он создан на основе базовой кафедры Яндекса, которая работает в НИУ ВШЭ с 2008 года. Учебный план факультета создаётся совместно преподавателями университета и специалистами Яндекса. В него входят курсы по машинному обучению, компьютерному зрению, Big Data и другим направлениям компьютерных наук. Лекции и семинары будут ведут преподаватели НИУ ВШЭ, сотрудники Яндекса и преподаватели Школы анализа данных. В качестве долгосрочной цели компания называет достижение международного уровня подготовки специалистов. Бюджетные места в бакалавриате представлены на «Прикладной математике и информатике», «Программной инженерии». Учеба на бесплатной основе доступна в магистратуре на трех специальностях: «Анализе и принятии решений», «Науке о данных» и «Системной и программной инженерии». Также Вышка сотрудничает с IT-компаниями в рамках школы «Бизнес- информатики». Отдельные кафедры созданы совместно с Microsoft, SAP, группой компаний “Снек».

    Проходной балл (бюджет) — от 261 баллов

    Стоимость обучения (вне бюджет) — 300 000

    Форма обучения- очная


    Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана)

    Бауманка сегодня является одним из самых популярных технических вузов России. В учебном заведении предста

    www.abitura.pro

    RE: ВУЗ для IT специалиста: взгляд изнутри / Хабр

    Здравствуйте, дорогие читатели Хабра!
    Этот топик-ответ на недавнюю статью о получении IT специальности в ВУЗе.

    Первой моей реакцией на этот пост был комментарий, в котором я попытался уточнить географическое положение рассматриваемых Высших Учебных Заведений. Что удивительно, помимо ответа на мой комментарий на хабре, несколько человек ответило мне в Facebook’e (у них пока что нет инвайтов), а товарищ quicksdk попросил меня рассказать в том же ключе о University of British Columbia.

    Так сложилось, что я учусь в канадском университете на компьютерной специальности и уже около года работаю разработчиком (фрилансером). В связи с малым опытом работы и с тем, что я закончил всего один год обучения на бакалавриате, я не позиционирую свое мнение, как единственно правильное. Однако кому-нибудь эта статья может оказаться интересной.

    Позволю себе процитировать уважаемого mattheus:

    Дальше будет много букв и ни одной картинки. Кому еще интересно — прошу под кат.

    Когда стоит идти учиться на IT-ника?

    Не нужно всем ломиться в IT, лучше найдите дело, которое действительно вам в радость, а не следуйте моде или давлению родителей.

    Абсолютно согласен с этим утверждением. Примерно 70% людей, которые учатся на программиста в UBC (и с которыми я общался), в итоге просто хотят найти себе работу по специальности. То есть во время учебы в университете единственное что они создавали — это учебные проекты, необходимые для того, чтобы закончить курс; и ничего более. Попробовать себя можно: для этого в UBC есть специальный курс (CPSC 110), который может взять любой студент, как электив. Но если у Вас нет тяги к программированию, и не появилось ее после этого курса, Ваше призвание в другом. Поверьте, Computer Science это не так просто — поэтому в UBC почти за все компьютерные курсы дают 4 кредита, а не 3, как обычно.

    Чему же все-таки учит институт?

    Из моего опыта работы, знания полученные в институте это лишь 3-5% того, что нужно знать и в зависимости от специализации может 70-95% того, что вы проходили в институте вам не пригодится или пригодится лишь косвенно.

    Я честно не знаю, как обстоят дела в России, но в UBC на первом курсе можно было выучить Java и Python на достаточно хорошем уровне для того, чтобы начать фрилансить. Основы ООП и функционального программирования, интересные подходы к структурам, многие тонкости работы с IDE — все это я постиг именно в университете.

    Стоит заметить, что мой основной профиль — это Objective C, никак не Java; и Objective C я выучил самостоятельно. Однако, благодаря тому, что я узнал за университетской скамьей, я начал активно использовать возможности рефакторинга, мое мышление встало на место, я начал писать код, который смогут после меня прочесть другие разработчики. На первом году обучения в UBC приходится брать пару-тройку ненужных предметов, но они точно сильно расширили мой кругозор. Для второго года я уже почти выбрал себе курсы, и в основном это Computer Science.

    С другой стороны, работая фрилансером, я почти никогда не применял Java, зато различные шаблоны программирования, изученные в университете, сильно облегчили мне работу на Objective C.

    Насколько знания, полученные в ВУЗе глубоки?

    ВУЗ является продолжением школы. Нет никакого скачка в качестве и глубине излагаемого материала. Как в школе изучаются простенькие основы главных направления знания, так и в ВУЗе вам расскажут те же простенькие основы, может чуть более узконаправленные в контексте вашей специальности.

    В первый год — да, скачка никакого нет: все поверхностно. Однако, по рассказам выпускников, 2-4 года в UBC дают гораздо более глубокие знания (как минимум, глубокое изучение C).

    Тут сказывается формат обучения: за короткое время для широкой и разношерстной аудитории ну ни как не получится углубиться в какое-то направление. За 2 часа лабораторной работы ну никак нельзя написать сколь либо сложную программу или законченный продукт в рамках курсового проекта.

    Опять же, не знаю, как обстоят дела в России; но в UBC на Computer Science факультете убивается безумное количество времени именно на обучение. Помимо работы над проектами (25+ часов), есть и Co-op программы. А это погружение в рабочую среду на полные 3 семестра (работа на полную ставку в EA, Microsoft, Google, Facebook, etc.)

    Если выбранная специальность не является вашим увлечением и вы ничего не делаете дома «для себя», то на выходе из института из вас получится нулевой специалист.

    Здесь со всем согласен. Из песни слов не выкинешь.

    Большинство преподавателей — плохие специалисты.

    Да, именно так. <…> Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат работают в университетах, бюджетниками, на своих небольших зарплатах? Потому что они не могут претендовать на квалифицированные должности в IT индустрии, им не хватает ни опыта, ни квалификации.

    Нет, это не так. Большинство профессоров в UBC CS работают преподавателями в свободное время от своих исследований. Университет это в первую очередь — исследовательская база. Насколько я знаю, на AI в нашем университете выделяют большие деньги и многие профессора трудятся именно в этом направлении. Я лично общался с человеком на кампусе, который одним из первых создал роботов, автономно играющих в футбол.

    Старшее поколение преподавателей это как правило те, кто когда-то при союзе работал в смежных областях а с его развалом хоть как-то устроился близко к специальности. Они что-то «знали» (когда работали) и эти знания такие же древние, как и времена когда развалился союз. Хорошо, если кому-то из них было интересно разобраться в чем-то новом, но большинство просто прочитали толстую книжку по своему предмету, которую пересказывают вам.

    В UBC просто так преподавателем не попасть. Все преподаватели разрабатывали что-то стоящее. Например, мой учитель по CPSC 121 был одним из разработчиков Magic Box — великолепной песочницы для обучения основам работы с микроконтроллерами; а один из учителей CPSC 110 был одним из создателей языка Racket.

    Любой вопрос сверх излагаемого материала — вводит в ступор, любое замечание — раздражает.

    Отнюдь. Любая задачка для профессоров интересна, особенно, если это связано с их профилем. Я не раз приходил на офисные часы к моему преподавателю по CPSC 210 и решал с ним некоторые сложные задачки, связанные с фрилансом.

    У преподавателя нет заинтересованности в ваших знаниях.

    Если Вы в числе тех 70%, что не любят программирование, то конечно, заинтересованности не будет. То ли я хороший собеседник, то ли профессора такие хорошие; но всегда, когда у меня была проблема — мне давали знаний с лихвой. Иногда преподаватели настолько сильно углублялись в какую-то область их предмета, что я опаздывал на следующие пары: так приятно было мне их слушать.

    Не надо смотреть «на всех».

    Для талантливых студентов это крайне плохая ситуация. И потому, что необходимость ориентироваться на «среднего» студента снижает глубину и обширность излагаемого преподавателями материала, и потому что создается мнимое впечатление собственных успехов на фоне повального разгильдяйства основной массы.

    Если нужны более глубокие знания — в UBC можно взять курсы Honor в Computer Science. Группы меньше, почти все студенты одаренные, глубина знаний в разы превышает обычные курсы, и ориентированность идет как-раз на «умных» студентов.

    Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием ваших знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком. Зайдите на сайт фриланса — почитайте, что из предлагаемых работ вы в состоянии сделать, а что еще нет и даже аббревиатуры незнакомые. Очень отрезвляет, даже отличников обучения.

    Хороший совет, вне зависимости от университета, и даже специальности.

    Оценка не важна.

    Устраиваясь на работу в IT в большинстве случаев ваш диплом с его оценками никто смотреть не будет. <…> В нормальных фирмах вам дадут тестовое задание, проведут техническое собеседование с профильным специалистом, возможно с вашим будущим начальником.

    Все правильно. Однако для получения грантов и финансирования в UBC обычно нужны оценки 90%+. На elance.com меня никто не спрашивал про диплом. Для Co-op программы нужен определенный минимум средней оценки, но если Вы понравились работодателю на собеседовании — Вас все равно возьмут.

    Нужно работать.

    Если вспомнить, что большинство преподавателей сами не работают в IT, то такое же большинство уделяет одинаково много времени и внимания на парах и тому, что действительно нужно и вы будете использовать это каждый день и тому, что представляет чисто академический интерес и вам ни разу не пригодится.

    Нечего сказать, я отучился всего один год, и из всех курсов только один был направлен именно на корпоративное создание приложений — CPSC 210. Остальное — теория и основные знания. Повторюсь, это всего лишь первый год. Дальше — лучше.

    А про то, что работать нужно — это факт. Посмотрите на гигантов индустрии, которые так и не закончили университеты (их имена вы знаете). Они начали развитие своего дела еще в университете. А тем, кто говорят, что не стоит приводить этих людей в пример, я могу только улыбнуться в ответ. Но это чисто персональное, Вы можете и не улыбаться.

    Достаточно просто присутствовать.

    Сложность излагаемого материала и требования к студентам стали уже столь низки, что для успешного обучения даже самым неспособным студентам достаточно просто присутствовать в институте.

    В UBC сложно попасть, из UBC легко вылететь. Присутствие на лекциях — это 10% от оценки, максимум. Остальное — это постоянные экзамены, домашняя работа, проекты и задания. UBC просто держит в постоянном тонусе, нет возможности «просто присутствовать».

    Создается иллюзорное впечатление, что можно не ходить и все будет, потому что существует негласный запрет на отчисление студентов-контрактников, которые «кормят» ВУЗы.

    В UBC платят все (кроме особо одаренных). Нет никаких привилегий. Если выкинут одного «кормильца», на его место придет другой: у этого университета есть еще тысячи желающих поступить.

    Фактологические знания не так важны.

    Раз уж систему образования не поменять, постарайтесь поменять отношение к получаемым знаниям. Не надо накапливать факты, это приведет к мусору в голове. Старайтесь понять то, что знаете и связать все в целостную картину предметной области.

    Тут система немного отличная от российской: нужно именно понимать, а не запоминать. На все экзамены разрешено приносить с собой лист А4 со всей нужной Вам информацией. Да и тестируют именно понимание, а не простое знание. Но это в IT, как обстоят дела с другими профессиями — я не в курсе.

    Знания по специальности не самые важные.

    Что же еще? Английский. <…> Организаторские способности, умение решать проблемы (то, что называется талантом предпринимателя).

    Ну, без английского тут никуда не попасть, а с пунктом про организаторские способности, думаю, согласны все. Они нужны везде.

    Обучение в ВУЗе это не все.

    В вашем ВУЗе, даже если он столичный и в нем лучшие преподаватели страны, ограниченный круг людей, у которых вы можете учиться, ограниченный набор предметов, вы ограничены программой своего министерства образования и уровнем аудитории вокруг вас.

    Не смотря на обширное количество различных курсов в самом UBC (возможно, большее, чем в российском столичном ВУЗе), знаний по специальности может не хватить. Я ничего не узнал про Objective C в университете. Все изучал сам по туториалам, видеоурокам, видеолекциям. Особенно мне помогли Стенфордские лекции по iOS. Полностью согласен с автором оригинального топика: учиться нужно и вне университета.

    Личные комментарии

    Я честно всеми силами пытался выгородить российские университеты. Я честно пытался как-то аргументировать отсутствие того же МГУ или МГИМО в топ-300 университетов мира. Но оригинальная статья разбила все мои надежды в пух и прах.

    Неужто в России с образованием и вправду все так плачевно обстоит? Я не могу в это поверить. К сожалению, многие студенты в россии даже не задумываются об обучении заграницей. А ведь есть безумное количество различных программ обучения (не российских), о которых они просто не знают.

    Статья представляет собой исключительно мое мнение и мои наблюдения.

    В случае, если Вы обнаружили какие-либо неточности или опечатки в моей статье, милости прошу ко мне в хабракабинет.

    habr.com

    Выбор вуза для будущего программиста в Москве? — Toster.ru

    Попробую зайти с другой стороны. А нужно ли получать высшее образование?
    1. Сейчас необходимость диплома весьма сомнительна, особенно для IT-специалиста. Ни на одном из множества моих собеседовиний не поднимался вопрос об образовании. Друзья и коллеги со мной солидарны.
    2. Стоит ли тратить 5-6 лет жизни на изучение, зубрежку, конфликты с преподавателями, взятки и прочие тяготы и лишения студенческой жизни? Из своего опыта могу сообщить, что процентов 80-90 этих усилий никак не будут востребованы в реальной жизни.
    3. Обязательно нужен диплом? Кто это сказал? Скорее всего родители. Они, как выходцы из СССР «знают» и «уверены», что диплом о высшем образовании — залог светлого будущего. К сожалению или к счастью, но те времена прошли.

    У меня есть диплом бакалавра Киевского политеха (НТУУ «КПИ»), факультет информатики и выч. техники (ФИВТ), специальность: автоматизация управления в технических системах. С точностью до кафедры, это считается наиболее крутым IT-шным образованием в Украине. И я считаю, что 4,5 года прошли зря… Кто-то, скорее всего возразит, но, с моей точки зрения, многие предметы были абсолютно бесполезны: культурология, языки, история, философия, ОБЖ,… Было много «железячных» курсов, которым я, выбравший себе софтверное направление, применения не видел и не вижу до сих пор. И были курсы по разработке и администрированию… Большая часть преподаваемого материала застряла где-то лет 15-20 назад, что в наши времена практически равносильно потере актульности. А с точки зрения способа донесения знаний и вовлеченности преподавателя в процесс, интересно было посещать всего несколько курсов.

    Итого:

    Когда нам преподавали курс по HTML под громким названием «веб-дизайн» (в лучших традициях: зеленое на красном, фреймы, таблицы), я уже давно прочел все ководство, и имел несколько настольных книг по дизайну, HTML, Javascript, был знаком с творчеством Студии Лебедева и подобных крупных игроков.

    Когда все изучали графику на чистом паскале, я игнорировал общепринятые каноны и пользовался самописной графической библиотекой на ASM, которая давала в сравнении сумасшедшую производительность, чем нередко вызывал неправедный гнев преподавателя, которая ничего не понимала в моей писанине, но ничего не могла поделать: задания то выполнялись и вероятность найти ±такую-же работу на потоке находилась около нуля.

    Когда все зубрили какую-то доисторическую фигню (ни один не понимал, зачем она нужна), я спал или работал. В итоге это приносило мне много сложностей при сдаче.

    Когда все учили администрирование Netware, я для себя черпал только какие-то основополагающие моменты администрирования и наблюдал, как популярность нетвари стремится вниз.

    Из 4,5 лет проведенных в институте, я могу назвать только несколько предметов которые коим-то образом оказались мне полезны: линейная алгебра, теория вероятностей и мат. статистика, проектирование ПО, администрирование, ASM 8086(очень мало), криптография. Это около 5-10% в сухом остатке.

    Это все не мешало мне подрабатывать и работать с 1 курса (а фактически еще со школы) и самостоятельно заниматься тем, что мне было интересно и казалось полезным в рамках выбранного пути.

    Если бы я мог что-то изменить в прошлом, то сейчас бы я смоделировал свое образование совершенно другим образом:

    — Посидеть на фрилансе, почувствовать запросы рынка и самостоятельно начать изучать интересную/выгодную область.

    — Пойти работать, возможно сначала даже «за еду», для получения опыта в комманде и реальных условиях.

    — Закончить экономическую школу (не среднюю школу конечно же, но и не факультет какого-нибудь института, оптимально 0,5-1 год обучения), бухгалтерию и что-то базовое из юриспруденции. Этих знаний порой сильно не хватает.

    — Периодически посещать профильные и общесоциальные семинары, воркшопы, курсы.

    — Генерировать идеи и моделировать их воплощение в свой бизнес.

    — Профит?

    Цель данного мессаджа — не переубеждать, а показать несколько другую точку зрения и спровоцировать анализ своих потребностей и реалий. Пообщайтесь с людьми выбранной профессии и с теми, кто уже закончил ВУЗ и проработал несколько лет. Я думаю, их опыт будет полезен.

    В любом случае, желаю удачи и не становитесь говнокодером 🙂

    PS: Весь этот сумбурный текст написан исключительно из личного опыта и опыта друзей/коллег/знакомых (настолько, насколько насколько я знаком с их опытом) и ни в коем случае не претендует на абсолютную достоверность. Если есть вопросы или возражения — милости прошу к диалогу.

    toster.ru

    «РУССОФТ» определил лучшие ИТ-университеты России

    В рамках собственного ежегодного исследования Ассоциация производителей программного обеспечение НП «РУССОФТ» составила рейтинг российских университетов, определив уровень успешности подготовки ими ИТ-специалистов.

    Ранжирование осуществлялось по количеству упоминаний софтверными компаниями конкретных университетов в качестве источников пополнения штата новыми кадрами в течение последних 4 лет.

    При проведении опроса респондентов просили перечислить вузы, выпускники которых пользуются наибольшим спросом среди ИТ-предприятий того региона, в котором находятся опрошенные компании.

    Поскольку исследование ежегодно охватывало не менее 130 компаний, а каждый год состав участников менялся на 70-80%, итоговый рейтинг отражает мнение более 300 работодателей, представляющих софтверную отрасль России.

    Всего в качестве лучших упомянуто за 4 года более 100 вузов России, но большинство из них имеет не более одного голоса.

    Две ИТ-столицы
    Поскольку разработчики программного обеспечения сосредоточены в Москве и Петербурге, то в TOP-10 попало по 4 университета из этих двух крупнейших российских городов. Еще два вуза в первой десятке представляют Новосибирск.

    Лучшим университетом, по версии Ассоциации «РУССОФТ», стал Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Однако его отрыв от занимающих второе и третье место Московского государственного технического университета им.Баумана (МГТУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) не очень большой.

    TOP-10 российских университетов по результатам опроса софтверных компаний за 4 последних года, количество упоминаний.

    Факторы победы
    Первое место НИУ ИТМО закономерно, поскольку в некоторых других рейтингах он находится на той же позиции не только в России, но и в мире.

    Глобальное лидерство этот университет сохраняет последние 15 лет по результатам выступления его команд в студенческом чемпионате мира по программированию. Это единственный вуз, который является пятикратным абсолютным чемпионом самых престижных соревнований программистов.

    Кроме того, один из участников опроса, пермская компания «ПРОГНОЗ», ранжировала университеты по показателю соотношения средней заработной платы по ИТ-отрасли в регионе и стоимости обучения в вузе. По этому показателю НИУ ИТМО также оказался на первом месте.

    Наконец, Санкт-Петербургский университет ИТМО находится среди лидеров в России еще по одному показателю — доле выпускников, которые устроились на работу по полученной в вузе специальности (76%). В подавляющем большинстве вузов, которые готовят специалистов в области разработки ПО, эта доля намного меньше — в районе 50%.

    Детали и тренды
    Необходимо отметить, что в некоторых регионах сосредоточено не так много софтверных компаний, что не позволяет местным университетам набрать достаточное количество рейтинговых баллов. Тем не менее, качество образования в них может быть на достаточно высоком уровне.

    Также, некоторые вузы могут готовить высококлассных специалистов, но значительно уступать конкурентам по количеству выпускников, идущих работать в ИТ-компании.

    Таким образом, востребованность выпускников того или иного вуза не всегда на 100% отражает качество их подготовки.

    Исследование «РУССОФТ» показало, что в 2013 году значимость работы университетов для опрошенных компаний еще более возросла.

    Во-первых, до 54% увеличилась доля компаний, сотрудничающих с вузами в рамках различных совместных программ. Ранее, за предыдущие 4 года, данный показатель уменьшился с 58% до 47% (снижение началось после мирового финансового кризиса).

    Во-вторых, доля выпускников университетов в общем количестве принимаемых на работу выросла в 2013 г. с 4,6% до 8,4%. Исследование рекрутингового портала Superjob.ru выявило аналогичные тенденции для всей российской экономики: работодатели с каждым годом охотнее принимают на работу молодых людей, которые только что окончили вуз.

    www.russoft.ru

    Где изучать программирование за рубежом?

    В наши дни компьютерные науки и программирование являются приоритетными направлениями, для изучения которых множество студентов выбирает зарубежное образование.

    Учебные заведения за границей предлагают студентам актуальные курсы программирования, соответствующие последним тенденциям отрасли и реальным потребностям учащихся. Кроме того, к услугам студентов – новейшее оборудование и программное обеспечение.

    За счет популярности компьютерного образования, программы в области программирования сегодня предлагаются в огромном количестве вузов и колледжей за рубежом, поэтому выбрать нужный курс и учебное заведение бывает непросто. Мы расскажем вам о нескольких университетах и курсах, которые входят в число лучших для изучения программирования за рубежом. Выбор за вами!

    В каком вузе изучать программирование?

    Получить степень в сфере программирования за рубежом можно на уровне бакалавриата, магистратуры или докторантуры, проведя исследовательскую работу в области компьютерных наук. Вот несколько зарубежных университетов, курсы программирования которых отмечены на международном уровне…

    Massachusetts Institute of Technology (MIT), США

    Согласно рейтингу QS, Массачусетский технологический институт является лучшим вузом мира для изучения компьютерных наук. Это один из ведущих технических университетов мира, он имеет высшую академическую оценку и готовит наиболее квалифицированных специалистов в сфере программирования, разработки программного обеспечения и компьютерных наук.

    На базе Отделения электронной инженерии и компьютерных наук студенты вуза могут изучать все аспекты программирования и разработки программного обеспечения, включая теорию и практику. Учащихся здесь готовят к инновационной работе, направленной на развитие современных компьютерных систем и эффективных программ, которые расширят возможности пользователей по всему миру. При этом студенты могут заниматься исследованиями с использованием новейшего оборудования на базе нескольких компьютерных научно-исследовательских лабораторий вуза.

    Technical University of Munich (TU Munich), Германия

    Мюнхенский технический университет считается одним из лучших вузов континентальной Европы для получения технического и компьютерного образования.

    На уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры здесь можно получить степени в области компьютерных наук, электронной инженерии, информатики и программирования. Академические курсы позволяют изучать теорию и практику разработки программного обеспечения, а исследовательские курсы – вести научную деятельность в сфере компьютерных систем и программирования.    

    Imperial College London, Великобритания

    Основанный более 100 лет назад, Имперский колледж Лондона является одним из ведущих вузов Англии по предмету «компьютерные науки» и предлагает студентам со всего мира высококлассное образование в самом сердце Лондона.

    За 4 года обучения в вузе можно получить степень бакалавра компьютерных наук со специализацией в программировании, инженерии программного обеспечения или разработке игр и приложений. Углубленное изучение программирования предлагается на годичных программах магистратуры. Магистерские курсы предполагают изучение языков программирования, Java, C++, логики, алгоритмов, дизайна программного обеспечения и многих других дисциплин.

    Tsinghua University, Китай

    Университет Цинхуа – это огромный пекинский вуз, состоящий из 19 школ и 55 отделений. Иностранным студентам университет предлагает широкий выбор англоязычных программ и обучение в богатой мультикультурной среде.

    Вуз отличает наличие специализированного Отделения программного обеспечения, предлагающего программы бакалавриата и магистратуры в области ИТ, программирования и разработки программного обеспечения. В университете также проводятся обширные исследования, позволяющие иностранным студентам работать над индивидуальными научными проектами в сфере компьютерных наук и ИТ-инженерии.

    University of Melbourne, Австралия

    По уровню изучения программирования и компьютерных наук Мельбурнский университет занимает первое место среди вузов Австралии и Океании.

    Университетская Школа компьютерных и информационных систем позволяет студентам изучать информатику, программирование и ИТ на уровне бакалавриата и магистратуры, а также получить исследовательскую степень, заниматься научной работой, проходить стажировки в ведущих международных компаниях и работать над собственными проектами.

    Лучшие курсы программирования

    Помимо университетских программ, студентам, собирающимся связать свою жизнь с программированием, доступен широкий ряд образовательных платформ и курсов, позволяющих освоить азы разработки программного обеспечения и различные языки программирования. Учиться на таких курсах часто можно в онлайн-формате и совершенно бесплатно…

    Codecademy

    Данная платформа предлагает бесплатные базовые курсы по изучению 9 основных языков программирования. На базе платформы можно изучать HTML, CSS, Python, Ruby, PHP и др. За счет интерактивного процесса обучения и доступной формы подачи материала курсы кодирования Codecademy завоевали симпатии множества начинающих программистов по всему миру!

    Udacity

    Udacity предлагает широкий ряд курсов и материалов, освещающих всевозможные аспекты современного программирования. Портал включает в себя платные и бесплатные курсы программирования, ИТ-технологий, разработки приложений и программного обеспечения. Главная особенность этих курсов заключается в том, что он разработаны в сотрудничестве с Google, Facebook, kaggle, Twitter, Autodesk и другими известными компаниями. Именно на базе этой платформы Google в прошлом году запустил новый курс программирования и разработки приложений для Android.

    Code School

    Месяц обучения на платформе Code School стоит всего $29, за эти деньги вы получите безлимитный доступ к урокам, курсам и ресурсам онлайн-школы. Здесь вы сможете выбрать комплексную последовательную программу обучения, состоящую из ряда курсов различного уровня, или же выбирать отдельные, интересующие вас учебные курсы. Персональный подход, отличный дизайн, полезные видео и интерактивный формат обучения позволяют пользователям быстро улучшить свои навыки программирования.

    Компьютерные науки и ИТ за рубежом

    Топ-3 ИТ-университета США

    www.hotcourses.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о