Медицина образования – Высшее медицинское образование — новости в сфере российского образования

Содержание

СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

система медицинского образования в России

общая информация

Подготовка специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в РФ (вузовское медицинское на факультетах государственных университетов. Общий выпуск врачей и фармацевтов составляет около 25 000 в год. Планирование числа обучающихся осуществляется Минздравом России совместно с территориальными органами управления здравоохранением.

Система повышения квалификации врачей (последипломное медицинское образование) представлена семью учреждениями последипломного образования, факультетами усовершенствования врачей при медицинских вузах, а также курсами информации и стажировки на базе научно-исследовательских институтов и крупных учреждений практического здравоохранения.

Работу по специализации и усовершенствованию врачей регулируют Министерство здравоохранения РФ (Минздрав РФ). Головное учреждение — Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО).

В нашей стране установлены единые требования к организации всех видов последипломного образования, единые сроки периодичности и продолжительности обучения. Используются единые (типовые) образовательные программы, утверждены единый порядок проверки знаний и единый образец документов о присвоении квалификации и об усовершенствовании врачей.

Существуют следующие этапы последипломной подготовки врачей (организованных форм обучения):

1. Специализация — прохождение интернатуры или ординатуры по специальности широкого профиля (первичная специализация), а затем по более узкой специальности (вторичная специализация).

2. Усовершенствование — дальнейшее совершенствование профессиональных знаний и навыков:

  • общее усовершенствование — повышение квалификации по всем разделам специальности (согласно существующей законодательной базе, повышение

  • квалификации специалистов должно осуществляться не реже одного раза в 5 лет)

  • тематическое усовершенствование — по отдельным избранным разделам специальности или актуальным вопросам;

  • курсы информации или стажировки на базе НИИ и крупных учреждений практического здравоохранения.

В системе Минздрава России работают 607,7 тыс. врачей. Ежегодно более 180 тыс.врачей имеют возможность бесплатно повысить свою квалификацию.

В процессе профессиональной деятельности любой врач может получить новую специальность, предусмотренную номенклатурой специальностей, утверждённой Минздрава России.

Для этого необходимо пройти профессиональную переподготовку в установленном порядке.

Зарубежный опыт непрерывного медицинского образования

Последипломное медицинское образование в развитых странах проводится в рамках программы, которую так и называют: непрерывное медицинское образование (англ. continuous medical education — CME) и непрерывная профессиональная подготовка (англ. continuous professional development — CPD). Особенность CME/CPD — проведение обучения не под наблюдением преподавателя, а самостоятельно.

После завершения обучения врача в резидентуре или ординатуре начинается процесс последипломного образования, который длится всю жизнь. Для того чтобы быть в курсе новых достижений медицины, врачи регулярно изучают современную медицинскую литературу, проходят курсы медицинского образования, посещают медицинские конференции и т.д. Во многих профессиональных журналах и на специализированных медицинских сайтах публикуются27.1.2014 СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ — Функциональная диагностика

http://www.rasfd.com/printable.php?productID=586 2/6

специально выделенные разделы (CME) с учебными материалами. После освоения тем и ответа на контрольные вопросы можно получить «кредит» и соответствующий сертификат.

Больницы, лицензирующие коллегии, профессиональные медицинские общества требуют от врачей предоставления отчётов об их участии в различных видах последипломного образования.

Нправления совершенствования российского медицинского образования

Сегодня во всём мире идёт осмысление того, каким должно быть медицинское образование, каковы его миссия, роль и место в укреплении здоровья населения.

Цель любого образования — раскрыть творческий потенциал и возможности самореализации каждой личности на благо всего общества.

Современное медицинское образование должно быть:

  • доступным для всех;

  • непрерывным;

  • качественным;

  • разносторонним;

  • основанным на современных технологиях;

  • активным (т.е. должен быть сделан акцент на активность, самостоятельность обучающихся, способность адаптироваться к меняющимся условиям)

  • соответствующим нуждам здравоохранения.

Многие годы вузы боролись за увеличение часов в учебных программах обучения. Сегодня мир пошёл по другому пути. В настоящее время общество интересуют не только часы и время, затраченное на обучение, но и приобретённые профессиональные знания и навыки.

Сегодня у нас есть все возможности для модернизации российского медицинского образования в соответствии с требованиями времени. При этом важно сохранить и развить то лучшее, что было заложено в отечественной медицине и медицинском образовании великими российскими врачами и педагогами Н.И. Пироговым, Г.А. Захарьиным, С.П. Боткиным и др. Это гуманизм, милосердие, любовь к профессии, самоотверженность, активная жизненная позиция. В российской традиции врач — это не просто квалифицированный специалист – это интеллигентный, широко образованный, глубоко порядочный человек, дающий надежду на исцеление и поддерживающий больного и его близких. А российский профессор медицины—носитель не только знаний, но и мудрости, интересный, яркий, увлекающий своей работой наставник, искренне заинтересованный в успехе своих учеников.

Глубокие традиции отечественной медицины — это основа дальнейшего её развития. И это то,чем российская медицинская школа может поделиться с европейской на пути интеграции.

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С ЕВРОПЕЙСКИМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

В июне 1999 г. в Болонье (Италия) была подписана декларация, названная впоследствии Болонской. Она предусматривает создание к 2010 г. гармонизированного общеевропейского пространства высшего образования. На сегодняшний день в Болонский процесс вовлечено более 40 европейских стран. На конференции министров высшего образования европейских стран, проходившей в сентябре 2002 г. в Берлине, было принято решение о присоединении России к

Болонской декларации, и с 2003 г. Россия вошла в Болонский процесс официально.

Болонский процесс предусматривает решение нескольких основных задач.

  • Формирование системы зачётных единиц (кредитов).

  • Создание единой системы, контролирующей качество образования (международная система аккредитации вузов), образовательных стандартов.

  • Введение единого общеевропейского приложения к диплому.

  • Создание условий для свободного перемещения студентов и специалистов внутри Европы.

  • Возможность перехода на двухступенчатую модель обучения бакалавриат –магистратура (на отдельных факультетах).

Подписав Болонскую декларацию, Россия приняла на себя определённые обязательства. В ближайшие годы вузы России, сохраняя лучшие традиции отечественного образования, должны адаптировать свою систему подготовки кадров к европейской: развивать непрерывность образования, связь с наукой и повышать его качество. Таким образом, Россия войдёт в единое европейское образовательное пространство и добьётся признания отечественных дипломов в27.1.2014 СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ — Функциональная диагностика

http://www.rasfd.com/printable.php?productID=586 3/6

европейских странах.

Одной из важнейших задач на этом пути является введение системы зачётных единиц (кредитов). В кредитах будет исчисляться объём всех видов учебной работы. Кредиты — это баллы, накапливаемые обучающимся в процессе получения образования. Кредиты можно считать своеобразным международным эквивалентом оценки образования. Кредиты отражают не только время, затраченное на обучение, но и результат обучения — освоение знаний и умений. Кредиты могут быть использованы для всех типов обучения (как организованного, так и самостоятельного). Зачёт кредитов позволяет обучающемуся в любой момент продолжить получение образования в другой стране — участнице Болонского процесса.

Введение системы зачётных единиц позволит накапливать кредиты не только в вузах, но и в системе последипломного образования с последующим их зачётом (например, при повторной

сертификации).

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ВРАЧЕЙ

Дистанционное обучение даёт ряд преимуществ. Врачи имеют возможность на время обучения не прерывать своей профессиональной деятельности и не терять заработок. Кроме того, они не тратят времени на дорогу. Преподаватели могут находиться в любом месте и распространять лекции, которые будут просмотрены в удобное время и дойдут до более широкой аудитории специалистов.

Мультимедийные и интерактивные средства обучения в дополнение к традиционным формам позволяют повысить качество образования путём использования в образовательном процессе современных компьютерных технологий (обучающие компакт-диски, книги, атласы, презентации, фильмы, тесты и пр.)

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ – ПЕРВЫЕ ШАГИ

Непрерывное профессиональное развитие (НПР) — период образования и подготовки врачей, начинающийся после завершения первичной специализации и продолжающийся после этого в течение всей профессиональной деятельности каждого врача. Основная цель НПР — сохранение на должном уровне, пересмотр, углубление и расширение знаний и навыков.

Старая парадигма: «Образование на всю жизнь» должна быть заменена новой – «Образование через всю жизнь»

В нашей стране в систему различных уровней образования введены государственные образовательные стандарты. Принято положение об организации учебного процесса с использованием системы зачётных единиц. При организованных формах обучения на этапе додипломного образования 1 кредит соответствует 36 академическим часам; на этапе последипломного образования 1 кредит соответствует 1 академическому часу.

Примеры начисления кредитов при самостоятельной работе приведены в табл. 2.

таблица 2.Наименование обучающего действия

Кредит Форма отчётности

Защита реферата 5

Текст, заверенный

куратором

Выступление на конференции:

местный уровень

региональный уровень

российский уровень за

рубежом

10 15

20 30

Доклад, программа

конференции с указанием

докладчика и темы

Организация школы

пациентов

20

Приказ по ЛПУ, план

работы

Разработка информационных

материалов для пациентов

7 Материал, копия отзыва

Публикация статьи в

рецензируемом журнале

10 Копия публикации27.1.2014 СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ — Функциональная диагностика

http://www.rasfd.com/printable.php?productID=586 4/6

Публикация тезисов в

сборнике

5 Копия публикации

Проведение занятия со

стажёрами с разработкой

материала занятия

10 Комплект материалов,

заверенный ЛПУ

Доклад клинического случая

(клинический разбор)

7 Комплект материалов,

заверенный ЛПУ

В настоящий момент разрабатывается методика зачёта образовательных кредитов. Результаты (сумма полученных баллов) будут учитываться при ресертификации и получении врачебных категорий.

Но даже самая совершенная система контроля не может заменить главный стимул — внутреннюю мотивацию врача на получение новых знаний, понимание им своей миссии, своей роли в жизни людей, доверивших ему своё здоровье.

Есть только один путь формирования врача: больной — книга, книга — больной.

Е.М. Тареев

В настоящее время в Российской Федерации реализуются следующие Первоочередные мероприятия по совершенствованию системы медицинского образования:

1. Разработка и обновление ГОСов, учебных планов и программ подготовки медицинских кадров. ГОСы третьего поколения учитывают самые современные требования к качеству подготовки специалистов. На их основе будут созданы образовательные программы с учётом современных принципов непрерывного образования.

Учебные программы по дисциплинам будут соответствовать современным достижениям науки и практики, поддерживать преемственность с додипломным уровнем образования и предусматривать междисциплинарные связи.

2. Внедрение научных достижений в систему непрерывного медицинского образования для ликвидации разрыва между наукой и практикой.

3. В процедуре сертификации специалистов будут принимать участие представители Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Разработано новое поколение тестовых заданий для проведения сертификации.

4. Сроки подготовки в ординатуре по ряду специальностей (нейрохирургия, онкология, кардиохирургия) будут увеличены до 3–5 лет.

5. Для подготовки высококвалифицированных кадров будут использованы в том числе и создаваемые в рамках проекта «Здоровье» федеральные центры высоких медицинских технологий. Они станут клиническими базами медицинских вузов.

6. Всё большее значение будет придаваться целевому обучению и переподготовке врачей по заявкам территориальных органов управления здравоохранением в соответствии с конкретными потребностями регионов в тех или иных специалистах.

7. Дальнейшая интеграция в единое европейское образовательное пространство.

Доказательная медицина в работе врача

Доказательная медицина (медицина, основанная на доказательствах) — это медицинская практика, отличающаяся применением в лечении отдельного пациента только вмешательств (методов диагностики, профилактики, лечения), эффективность которых доказана высококачественными научными исследованиями.

Традиционно в понимании научных основ медицины лежало представление о причинах болезней, механизмах их развития, механизмах действия лекарственных средств (ЛС), хирургических операций и других вмешательств. К сожалению, наши знания о некоторых болезнях недостаточны: неизвестны ни их причина, ни механизмы развития. Иногда только кажется, что причина болезни известна. Так, до открытия инфекционного возбудителя язвенной болезни (Helicobacter pylori) её лечили содой, сном, резекцией желудка, и для каждого метода лечения были свои объяснения, своя теория язвенной болезни — нервная, самопереваривания и

т.д.

Одновременно всегда существовал другой подход к медицинской практике, прагматический, согласно которому тот метод лечения лучше, который быстрее помогает пациентам. При этом неважно, знаем ли мы, как этот метод действует. Например, точно не известно, почему однократная инъекция дексаметазона женщине, у которой начались преждевременные роды,27.1.2014 СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ — Функциональная диагностика

http://www.rasfd.com/printable.php?productID=586 5/6

значительно снижает вероятность смерти у незрелого новорождённого от респираторного дистресс-синдрома. Но известно, что это вмешательство действует — значит, его следует применять.

Конечно, важно знать, почему вмешательство помогает. Это знание особенно полезно учёным,разрабатывающим новые лекарства на основе знания механизмов развития болезни и действиялекарств. Полез о это знание и врачам: можно применять вмешательство более эффективно,

можно предсказать возможные побочные эффекты лечения, хотя и не всегда. Тем не менее знания механизмов действия лекарств не доказывают их эффективности для лечения конкретной болезни. Например, есть лекарства, устраняющие аритмию при инфаркте миокарда, но при этом они не уменьшают, а, наоборот, увеличивают летальность от инфаркта! Поэтому для выбора метода лечения конкретного пациента лучше иметь не только знания о механизмах развития болезни, но и научные доказательства того, что у таких пациентов определённое вмешательство помогает достичь желаемых результатов.

В этом и заключается принцип доказательной медицины, являющийся основой современного здравоохранения. Он применим не только для лечения отдельных больных. В управлении здравоохранением, в методах финансирования здравоохранения, управления качеством, в организации сестринского дела, сестринских вмешательств — везде практика должна включать только действия, эффективность которых доказана для отдельных пациентов, для здоровья населения в целом, для функционирования медицинских учреждений и т.д. Неэффективные вмешательства из практики должны быть исключены, а новые вмешательства включаются в повседневную практику, только когда их эффективность доказана.

Чем Доказывается Эффективность вмешательства?

Знания о механизмах действия лекарств или поражения клеток при заболеваниях можно получить в лаборатории, на животных, в культуре клеток. Знания о действии лекарства (или любого другого метода лечения) на течение болезни можно получить только в клинике. Поэтому для врача, для медицинской практики в целом важны клинические исследования. Различные

исследования отличаются друг от друга структурой (дизайном) исследования.

Самое простое исследование — описание случая болезни или нескольких случаев (серия случаев). Такое исследование обычно указывает на интересный редкий вариант болезни, подсказывает врачу возможные исходы, но ничего не говорит о том, как следует вести такого больного.

Сложнее исследование типа «описание текущей практики». Врач-исследователь не просто описывает, как он лечил своих больных, но и указывает на исходы, сроки выписки из больницы, вычисляет среднюю тяжесть симптомов, среднюю длительность госпитализации, частоту

инвалидизации и т.д. Такое исследование также недоказательно.

Лишь в редких случаях контролируемый эксперимент не нужен: если лечение приводит к выздоровлению заметной доли больных, то не требуется дополнительной проверки — больных надо лечить именно так. Например, при остром приступе бронхиальной астмы применяют кислород; его польза настолько убедительна, что нет необходимости проводить контролируемые

испытания для оценки его эффективности.

Самая надёжная структура исследования для оценки эффективности методов лечения —контролируемое клиническое испытание. Его главное отличие в том, что результат применения изучаемого метода сравнивают с результатом в контрольной группе. Если группы отличаются только тем, как их лечили, то различие в исходах между этими группами связано с разным лечением. Так исследователи узнали, что тромболизис (растворение тромбов в сосудах сердца путём использования специальных лекарств— тромболитиков, таких, например, как тканевый активатор плазминогена, или альтеплаза) при

инфаркте миокарда сокращает летальность почти на по сравнению с лечением без тромболизиса. Поэтому во всём мире стандарт лечения острого инфаркта миокарда включает в первую очередь быструю транспортировку в стационар, где больному будет проведён тромболизис.

В таких же экспериментах — контролируемых клинических испытаниях — установлено, что тромболизис при ишемическом инсульте улучшает отдалённые исходы по сравнению с ведением больного без тромболизиса. Улучшение выражается в сокращении инвалидности и зависимости

от постороннего ухода, но, увы, при этом заметно увеличивается летальность в остром периоде (из-за кровотечений, возникающих вследствие тромболизиса). Поэтому тромболизис при ишемическом инсульте рекомендуется проводить только в специализированных центрах.27.1.2014 СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВ АНИЯ В РОССИИ — Функциональная диагностика

http://www.rasfd.com/printable.php?productID=586 6/6

Сравнительные контролируемые клинические испытания — самые надёжные доказательства преимуществ или недостатков лечения. Такими доказательствами и оперирует доказательная медицина.

Повседневный опыт не является доказательством. Возможно, что повседневно врач лишь повторяет ошибки и вредит пациентам. В истории медицины много таких примеров. Достаточно вспомнить медицинские банки при пневмонии и горчичники при стенокардии. В повседневной

клинической практике многие врачи по-прежнему часто используют методы лечения (в том числе лекарства), не имеющие научных доказательств их эффективности.

Мнение авторитетного специалиста — доказательство, но очень ненадёжное. Например, во всём мире на полках магазинов лежат книги Б. Спока, в которых рекомендуется для предотвращения внезапной смерти младенца укладывать его спать на живот. Между тем уже 20 лет известно, что

при таком положении во сне внезапная смерть наступает чаще, а не реже.

Доказательная медицина не отменяет существовавшую ранее медицину. Она лишь обращает внимание врача на прямые доказательства эффективности или неэффективности лечения.

Поскольку для некоторых вмешательств, для некоторых ситуаций не существует надёжных доказательных данных об эффективности, врачу неизбежно в таких случаях приходится принимать решения на основе своих знаний о механизмах развития заболевания и механизмах действия лекарств.

Все слагаемые врачебного решения объединяются опытом врача, включая багаж его знаний и навыков. Таким образом, от врача требуется не только знать научные доказательства, но и владеть приёмами обследования пациента (чтобы выявлять особенности конкретного случая болезни), уметь информировать пациента и выявлять его предпочтения.

Итак, доказательная медицина призывает отказаться от традиционных для неопытных людей вопросов: Что это? Как это объясняется? Почему это происходит? Ответы на эти вопросы могут быть интересны, но они имеют отдалённое отношение к ведению конкретного пациента.

Доказательная медицина ставит правильные вопросы: в структуре правильного клинического вопроса должно быть указано исследуемое вмешательство (например, метод лечения),заболевание или состояние, группа пациентов, оцениваемые исходы. Эти вопросы относятся не

только к лечебным вмешательствам (терапевтическим, хирургическим), но и к диагностике и профилактике.

Примеры правильно поставленных клинических вопросов

Позволяет ли назначение антибиотиков (вмешательство) у взрослых (состояние) лиц с фарингитом (пациенты) ускорить выздоровление (исход)? Ускоряет ли выздоровление (исход) при пневмонии (пациент, состояние) использование физиотерапевтических процедур (вмешательство)?

Более подробно с методами медицины, основанной на доказательствах, можно ознакомиться, прочитав современные учебные пособия, посвящённые этой теме.

Как находить современную надёжную медицинскую информацию?

Объём медицинских знаний постоянно увеличивается. Появляются всё новые методы диагностики, профилактики и лечения. Разрабатываются и становятся доступными новые лекарственные средства, расширяется наш опыт использования уже известных лекарств,выявляются их побочные эффекты. Современному врачу — врачу XXI века — необходимо

постоянно поддерживать и пополнять свои знания.

Известно множество источников медицинской информации — от международных электронных баз данных до локальных планов ведения больных и формуляров медицинских учреждений.

Источники информации могут быть коммерческими и независимыми. Медицинская информация распространяется в виде печатной продукции, компакт-дисков, интернет-сайт.

17

studfiles.net

Мой взгляд на современную медицину и образование

Как мне кажется, образование и медицина, это основа нации. Первое тесно связано со вторым, ведь что такое медицина? Это прежде всего специалисты, условия которым созданы государством для работы. Вообще медицина и образование как лично мне кажется это такие специальности в которых нужно работать только по призванию, для всех имеет большое значение и социальные условия, перспективы, конечно мы хотим больше зарабатывать и двигаться вверх по социальной лестнице, но это не должно быть основополагающим моментом, для этих профессий. Хотя многие и не заморачиваются на счет перспектив личностного и карьерного роста, но тут как говорится каждому свое. То о чем я пишу, лично мое видение того что происходит, очень хочется узнать ваше мнение по данному вопросу.

В этой статье хочется взглянуть на действительность, которая окружает нас сейчас. Такое уж у меня мышление и восприятие всего окружающего (Моя философия жизни), что я привык смотреть на реальность, на ту действительность, что нас окружает. А не на то что говорят окружающие и пытаются навязать.

Образование

Практически лестница каждого человека состоит из основных ступенек – садик, школа, училище, техникумы, вузы. Желание и видение своего будущего у каждого формируется как правило всю жизнь. Редко когда бывает, что человек с начала формирования мышления, сознания, захочет, чего то одного и невзирая ни на что будет идти к своей цели.

Мы получаем образование и учимся всю жизнь. Любое событие происходящее вокруг, может дать нам новое знание, мироощущение, взгляд на мир и общество. Но это более философская линия развития и образования, которая является немаловажной частью нашего внутреннего мира и личности. А статью я хочу посвятить именно образованию, которое мы получаем в учебных заведениях. По образованию я педагог, занимался немного репетиторством, по этому считаю что в самой системе образование и в том что и как сейчас в ней происходит, хоть мало – мальски понимаю.

Подчеркну еще раз, что написанное – мое личное мнение на которое я имею полное право! Как человек, гражданин, личность. Очень обидно видеть, как разваливается наша система образования и медицины. Хотя во всех источниках СМИ только и слышно о новых достижениях и прорывах. Как я уже писал, по мне лучше один факт, реальность, чем десятки умных и красивых выражений и высказываний высоких чиновников.

За свои слова и действия нужно отвечать, а так как фактов, которые я могу огласить тут нет, по этому прямо написать о сложившейся ситуации не могу. Хотя практически все понимают кто и как сейчас учится. Как правило ребенок поступает не туда куда хочет, к чему призвание и к чему тянется, а туда, куда есть реальная возможность у него и его родителей.

Что в моем понимании ЕГЭ? – ЦИРК ШАПИТО!

Медицина

Врач, мед работник – это состоянии души, внутреннее призвание, ведь задача врача спасать жизни, избавлять людей от мучений и недуга. К сожалению из за моего огромного количества проблем со здоровьем (Хронология проблем со здоровьем, Неправильный диагноз, Ампутация ноги, Ухудшение зрения), мне часто приходилось находиться в стационаре на госпитализации, ходить на обследования, ездить на консультации. Практически за 20 ти летнюю историю болезни, я общался с сотнями врачами разных специализаций, к сожалению тех кому я действительно видел интересно было помочь, важен был результат, что он смог помочь – единицы.

В остальных случаях складывается такое ощущение что врачи и пациенты – это вообще, как два разных мира, причем вторые обуза для первых. Хотя по идее вся машина здравоохранения по идее и создана для помощи нам, пациентам. Но в реальности, мы как бы лишнее звено (Врач это кто). А фактов и реальных примеров по данному высказыванию могу привести не один, которые происходили только со мной. А сколько вопиющих случаев с моими знакомыми, от которых волосы дыбом становятся!

Все знают и понимают, что мед образование одно из самых дорогих и там учатся в основном, далеко не бедные, а не те у кого в душе признание! Так какие специалисты потом из них будут? Хотя почему потом! Плоды нынешней системы образования и медицины уже видны сейчас.

Все написанное основывается не только на эмоциях, которые у меня есть, но и к сожалению на той реальности, которая нас сейчас окружает. Простые примеры, когда то моя мама приехав из глубинки в Москву, смогла сама поступить, жить и учится в Москве, ее родители (дедушка с бабушкой были простые работяги). Я очень хотел так же поступать в МГУ, но уже в мое время, финансово мы это осилить не смогли. Про сейчас я вообще молчу. Про то что сейчас происходит в медицине и про уровень профессионализма специалистов, и про качество оказываемых услуг, тут даже перечислять не стану, скоро отдельную статью напишу об этом.

Поделитесь с друзьями

Дорогие читатели и мои друзья, я всегда с большим интересом читаю все ваши комментарии к моим статьям. Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой отзыв. Ваше мнение очень важно. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Подписавшись на новое, вы каждый раз, после появления на блоге новой статьи, узнаете об этом, получив уведомление на зарегистрированную почту. И не забудьте понравившуюся статью добавить в закладки.

С Уважением Александр Александрович.

zhidcov.ru

Медицинское образование что это? Значение слова Медицинское образование

 

Значение слова медицинское образование по словарю медицинских терминов:

медицинское образование — 1) система подготовки и усовершенствования медицинских кадров. 2) совокупность знаний и навыков, необходимых для врача или среднего медицинского работника.

Определение «медицинское образование» по БСЭ:

Медицинское образование — система подготовки и усовершенствования Врачей и провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров. Истоки М. о. восходят к 3-му тысячелетию до н. э. (см. Медицина). В России подготовка медицинских кадров началась со 2-й половины 17 века, когда в 1654 при Аптекарском приказе была создана медицинская школа с целью подготовки врачей (лекарей) для нужд армии. С открытием в 1707 госпитальной школы при Московском генеральном госпитале подготовка врачей приобрела систематический характер. В 1764 был основан медицинский факультет Московского университета, который вместе с открытой в 1798 в Петербурге Медико-хирургической академией сыграл важную роль в развитии М. о. и медицинской науки в России. Накануне Октябрьской революции 1917 в России было 17 высших медицинских учебных заведений, в которых обучалось 8,6 тысячи студентов, ежегодный выпуск составлял 900 врачей.
Медицинские вузы были расположены в основном в Центральной России, на Украине и в Прибалтике. в Средней Азии, Казахстане, Закавказье, Белоруссии их не было. В 1918-22 открылось 16 новых медицинских вузов, в том числе в Закавказье, Средней Азии, Белоруссии. пересмотрены учебные планы, расширено преподавание профилактических дисциплин, созданы кафедры социальной гигиены, поставлена задача развития профилактического направления при изучении клинических дисциплин. В 1928 введена обязательная производственная практика после 4-го курса. В 1930 медицинские факультеты университетов реорганизованы в самостоятельные медицинские институты и переданы в ведение органов здравоохранения. Медицинские институты, кроме врачей общего лечебного профиля, стали готовить санитарных врачей и врачей-педиатров. С 1936 организована подготовка врачей-стоматологов и провизоров в стоматологических и фармацевтических институтах (факультетах). В 1940 выпуск врачей и провизоров составил 16,4 тысячи человек. С 1945 начался новый этап совершенствования высшего М. о.. срок обучения на лечебных, педиатрических и санитарно-гигиенических факультетах был увеличен с 5 до 6 лет, а в стоматологических и фармацевтических институтах, факультетах (с 1949) с 4 до 5 лет. В районах Дальнего Востока, Сибири, Казахстана, Средней Азии организованы новые медицинские институты.
В 1972/73 учебном году в СССР было свыше 90 медицинских и фармацевтических институтов и факультетов при университетах (см. Медицинские институты). В 1966-72 выпущено свыше 250 тысяч специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Система советского М. о. строится с учётом новых требований, предъявляемых к здравоохранению современным уровнем развития медицинской науки и практической медицины. Подготовка врачей ведётся по специальностям: лечебное дело, педиатрия, санитария, стоматология. фармацевтические институты (факультеты) готовят специалистов по фармации. На первых двух курсах осуществляется доклиническая, общебиологическая и общественно-политическая подготовка, которая в основном одинакова для всех факультетов. Дифференциация учебных планов начинается с 3-го курса, когда вводятся специальные дисциплины, общая врачебная подготовка, содержание которой различно для каждого факультета. Подготовку в области основных клинических и гигиенических дисциплин (терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, педиатрии, гигиены, эпидемиологии и т. д.) студенты получают в основном на 4-6-м курсах.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» определены главные задачи в области высшего М. о.. введена система первичной специализации (Интернатура) врачей — выпускников лечебных и педиатрических факультетов — на базе лечебно-профилактических учреждений. Интернатуре предшествует специализация студентов 6-го курса по основным профилирующим дисциплинам (субординатура). Додипломная и последипломная специализация позволила перейти от подготовки врачей общего лечебного профиля к подготовке специалистов по основным клиническим дисциплинам, на базе которой возможно в дальнейшем приобретение более узких специальностей.
Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в системе аспирантуры и клинической ординатуры. На 1 января 1973 в медицинских институтах обучалось около 5,5 тысяч аспирантов и свыше 7,5 тысяч клинических ординаторов. Создана сеть факультетов повышения квалификации преподавателей медицинских (фармацевтических) вузов. В 1968-73 слушателями этих факультетов были свыше 16,5 тысяч преподавателей. В 1973 усовершенствование и специализация врачей и провизоров осуществлялись 13 институтам и усовершенствования врачей и 23 факультетами усовершенствования врачей и провизоров при медицинских и фармацевтических институтах. Различными видами усовершенствования и специализации в 1972 охвачено около 75 тысяч врачей и провизоров. Подготовка фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, фельдшеров-лаборантов, медицинских сестёр (в том числе детского профиля), зубных врачей и техников, фармацевтов, техников по ремонту и монтажу рентгеновской и электромедицинской аппаратуры, техников-оптиков осуществляется в медицинских училищах. В учебных планах, кроме общеобразовательных, предусматривается комплекс общемедицинских клинических и специальных дисциплин. При изучении предметов клинических и специальных циклов большое внимание уделяется практической подготовке, учебной и производственной практике в учреждениях здравоохранения.
За рубежом подготовка врачей ведётся в медицинских институтах, школах, на медицинских факультетах университетов, в медицинских академиях. Сроки обучения 5-7 лет. По окончании высшего медицинского учебного заведения в ряде стран выпускники обязаны пройти одно-двух-годичную интернатуру (ФРГ, Финляндия, Швеция, СФРЮ и др.). Высшее М. о. в США включает 3 этапа: домедицинское образование в колледже (3-4 года), медицинское образование в медицинской школе или колледже (4 года), стажировка и специализация (интернатура и резидентура).
Лит.: Петровский Б. В., Опыт и перспективы высшего медицинского образования и усовершенствования врачей в СССР, «Советское здравоохранение», 1967, № 6. его же. Задачи совершенствования подготовки медицинских кадров, там же, 1971, № 5. его же, Здоровье народа — важнейшее достояние социалистического общества, М., 1971. Багдасарьян С. М., Очерки истории высшего медицинского образования, М., 1959. Овчаров В. К., К истории развития высшего медицинского образования в СССР, М., 1957.
Ю. Ф. Исаков.


Расскажите вашим друзьям что такое — Медицинское образование. Поделитесь этим на своей странице.

xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

Медицинское образование за рубежом | Стать врачом за границей

Медицинское образование за рубежом — одно из наиболее популярных и востребованных направлений высшего образования. Его отличает большая продолжительность обучения, сложность учебных курсов, вариативность программ и очень высокий конкурс. В данной статье рассматриваются основные аспекты образовательных программ по медицине в разных странах.

Разновидности медицинского образования за рубежом

Необходимо учитывать, что окончание медицинского вуза и получение какой бы то ни было медицинской степени не означает непосредственного доступа к работе врача. В любой стране мира после получения медицинского образования необходимо пройти интернатуру (врачебную практику при больнице) и только потом получить доступ к медицинскому рынку труда. Далее кратко описываются разновидности медицинского образования в различных странах.
Медицинское образование в США В США невозможно начать медицинскую подготовку сразу после окончания школы. Чтобы получить квалификацию доктора (M.D.), необходимо обладать степенью Bachelor of Science (B.S.) или Bachelor of Arts (B.A.), полученной в США или Канаде, причем особый упор должен быть сделан на получении академических кредитов по органической химии, биологии и общей химии. Следовательно, обучение проходит в два этапа:
  1. бакалавриат с уклоном в химию и биологию — 4 года;
  2. медицинская школа — 4 года (2 года доклинической подготовки и 2 года практики).
Вступительным испытанием для поступления в любой медвуз в США является унифицированный экзамент MCAT. Следует отметить, что процесс медицинского образования в США скопирован в большинстве англоязычных стран Карибского бассейна: Гренаде, Барбадосе, Ангилье, Ямайке и др. После окончания медицинских школ на островах Карибского бассейна возможно получить доступ к интернатуре в США.
Читать подробнееМедицинское образование в Великобритании Процесс медицинского образования в Великобритании занимает около 10 лет. Он подразделен на несколько основных этапов:
  1. шестилетнее медицинское образование в медицинской школе при университете;
  2. двухлетняя Foundation program для врачей;
  3. специалитет и общая практика — продолжительность зависит от типа врачебной специальности.
При поступлении в медицинские школы при британских университетах рассматриваются различные унифицированные экзамены (BMAT, GAMSAT, UKCAT).
Читать подробнееМедицинское образование в Канаде Формат канадского медицинского образования представляет собой смешанный тип между подобным образованием в Великобритании и США. Продолжительность образовательных программ варьируется. Существуют 4-летние программы по медицине и в этом случае необходимо подтвердить свое образование по программе бакалавриата по химии или биологии (по аналогии принятой в США с системой). Также есть 5-летние программы, где первый год является подготовительным.
Так же как и в США, канадские мед. школы рассматривают MCAT в качестве вступительного экзамена. В некоторых университетах Канады (например, в университете Квебека возможно обучение на французском языке.
Медицинское образование в АвстралииАвстралийское медицинское образование продолжается в течение 4–6 лет в зависимости от выбранной программы обучения:
  • Undergraduate medical program — шестилетние программы, поступление на которые происходит так же как и на любую бакалаврскую программу в Австралии. Большинство австралийских медицинских школ при поступлении на медицинские программы бакалавриата рассматривают результаты экзамена UMAT.
  • Graduate medical program — четырехлетние программы, поступить на которые можно только после получения бакалаврской степени (с уклоном в биологию и химию) и сдачи экзаменов MCAT или GAMSAT.
Медицинское образование в Германии В Германии медицинское образование продолжается шесть лет: два года — теоретическая подготовка, три года — клиническая работа, один год — практическая работа. Сегодня в Германии медицинское образование предлагается только на немецком языке за исключением нескольких магистерских программ. В стране действует принцип Numerus Clausus в отношении медицинских специальностей — это означает, что существует лимит на количество обучающихся студентов на медицинских факультетах.
Медицинское образование во Франции Медицинское образование во Франции занимает около 9 лет. Как и в Германии, во Франции действует принцип Numerus Clausus, который означает, что количество мест для подготовки студентов по медицинским специальностям регулируется каждый год. Несмотря на это, примерно каждый пятый студент во Франции не может закончить первый курс и сдать экзамен PACES по основам медицины. Важно отметить, что количество иностранных студентов из стран не входящих в ЕС не может быть более 8% от общего количества поступивших.
Медицинское образование во Франции делится на три основных этапа:
  1. двухгодичная общетеоретическая подготовка;
  2. четырехлетняя обучение, которое включает практику в больницах и семинарские занятия;
  3. интернатура — может продолжаться от трех до пяти лет в зависимости от врачебной специализации.

Поступление на медицинское направление

На сегодняшний день все больше вузов предлагают программы медицинского образования на английском языке. Следует отметить, что конкурс на эти программы в Европе неизменно растет, поскольку всё больше студентов из англоязычных стран стремятся получить недорогое медицинское образование за границей. Это происходит потому, что стоимость обучения в государственных европейских университетах значительно ниже расценок в вузах США, Великобритании или Австралии.
Поступая на такую программу придется учитывать, что среди конкурентов будут не только абитуриенты из англоязычных стран, но и лучшие выпускники школ местных стран, желающие проходить обучение на английском.

Стоимость медицинского образования за рубежом на английском

СтранаВузСтоимость
ИталияУниверситет Милана800 USD–4,000 USD
ИталияЛа Сапиенца800 USD–4,000 USD
ИспанияУниверситет Кардинал Эррера 25,000 USD
НидерландыУниверситет Гронингена38,300 USD
НидерландыУниверситет Маастрихта38,300 USD
ПольшаМед. университет Белостока11,300 USD
ПольшаМед. университет Познани16,350 USD
ЧехияУниверситет Палацкого10,000 USD
ЧехияКарлов университет13,300 USD–16,750 USD
СловакияУниверситет Коменского11,500 USD
СловакияУниверситет Шафарика12,500 USD
БолгарияМед. университет Плевена8,900 USD
БолгарияМед. университет Пловдива9,500 USD
ВенгрияУниверситет Печа15,300 USD
ВенгрияУниверситет Дебрецена16,900 USD
РумынияЗападный университет Арада4,300 USD
РумынияУниверситет Кароль Давила7,200 USD
КипрУниверситет Никосии
ЛатвияУниверситет Паула Страдиня14,500 USD
ЛитваМед. академия Литовского университета12,000 USD
ХорватияУниверситет Загреба10,800 USD
Босния и ГерцеговинаУниверситет Сараево7,500 USD
ИзраильУниверситет Бен-Гуриона37,000 USD

Требования для поступления на медицинское направление на английском языке


СтранаВузЭкзаменTOEFLIELTSДедлайнОбучение
ИталияУниверситет МиланаIMATнетнет25 июля1 окт.
ИспанияУниверситет Кардинал ЭррераBMATнетнет28 фев.1 сен.
НидерландыУниверситет МаастрихтаЕсть906.515 янв.1 сен.
ПольшаМедицинский университет ПознаниЕсть796.516 июл.1 окт.
КипрУниверситет НикосииНет796.020 июн.1 сен.
ЧехияКарлов Университет в ПрагеЕсть605.531 мая1 окт.
СловакияУниверситет КоменскогоЕсть605.531 мая
31 июл.
15 сен.
БолгарияУниверситет ПловдиваЕсть606.015 июн.1 окт.
ВенгрияУниверситет ПечаЕсть665.530 июн.1 окт.
ЛатвияУниверситет Паула СтрадиняЕсть906.01 июн.1 сен.
ЛитваМед. академия Литовского университетаЕсть655.515 июн.1 сен.
РумынияУниверситет Кароль ДавилаЕсть656.030 июл.15 сен.
ХорватияУниверситет ЗагребаЕсть606.020 июн.25 сен.
Босния и ГерцеговинаУниверситет СараевоНет606.015 мая1 сен.
ИзраильУниверситет Бен-ГурионаMCAT896.01 мая26 июл.
Стандартный набор документов для поступления на англоязычную программу по медицине в европейских университетах включает следующие документы:
Экзамены для поступления в медицинский вуз сильно варьируются от региона к региону, но практически всегда являются непреложным требованием. В странах Восточной Европы экзамены по биологии, химии, физике и математике проводятся при университетах. В Западной Европе и США распространены унифицированные экзамены: MCAT, BMAT, IMAT, GAMSAT, UKCAT, HPAT. Подробнее об экзаменах
Вступительные экзамены в некоторые европейские вузы (например, в Карлов университет) можно сдавать не только в самом университете, но и в других городах, но только в определенные дни в году. Все вступительные экзамены на англоязычные программы сдаются на английском языке.

Медицинское образование в англоязычных странах

СтранаРейтингВузСтоимость
США1Гарвардский университет47,500 USD
США2Университет Джона Хопкинса51,900 USD
США36Университет Джорджтауна50,900 USD
Великобритания1Оксфордский университет48,500 USD
Великобритания4Имперский колледж в Лондоне53,350 USD
Великобритания23Уорикский университет28,500 USD–49,700 USD
Ирландия2Тринити-колледж Университета Дублина45,000 USD
Ирландия4Университетский колледж Корка36,900 USD
Канада1Университет Торонто72,840 USD
Канада14Университет Саскачевана16,642 USD
Австралия1Университет Сиднея76,000 USD
Австралия9Университет Ньюкасла57,750 USD–64320
Новая Зеландия1Университет Окленда52,000 USD
Доминика1Университет Росса22,345 USD
Карибские Нидерланды1Университет Сабы16,000 USD–18350

Требования для поступления на программы медицинского образования в англоязычных странах

ВузЭкзаменTOEFLIELTSДедлайнНачало
Университет Джона ХопкинсаMCAT1107.01 янв.1 авг.
Гарвардский университетMCAT1037.51 янв.1 авг.
Университет ДжоджтаунаMCAT907.06 нояб.1 авг.
Оксфордский университетBMAT1107.015 окт.1 окт.
Имперский колледж в ЛондонеBMAT1007.015 окт.1 окт.
Университет УорикаUKCAT1007.015 окт.1 окт.
Тринити-колледж Университета ДублинаHPAT886.51 фев.20 сен.
Университетский колледж КоркаHPAT, GAMSAT906.531 дек.10 сен.
Университет ТоронтоMCAT1006.52 окт.1 сен.
Университет СаскачеванаMCAT866.52 окт.1 сен.
Университет СиднеяGAMSAT967.020 июн.1 фев.
Университет НьюкаслаUMAT1037.02 июн.1 фев.
Оклендский университетUMAT1007.01 окт.6 мар.
Медицинская школа университета РоссаMCAT807.0до набора учебной группы1 сен., 1 янв., 1 мая
Университет СабыMCAT806.5до набора учебной группы1 сен., 1 янв., 1 мая

Медицинское образование за рубежом на европейских языках

Перевод в иностранный университет для обучения медицине

Обучаясь медицине в России возможно перевестись в зарубежный вуз, однако для этого потребуется соблюсти целый ряд формальностей, чтобы доказать готовность к медицинскому образованию. Большая часть документов будет совпадать с требованиями к поступающим на первый курс абитуриентам, за исключением сведений об уже пройденных дисциплинах.
Во-первых, для этого потребуется сдать вступительные экзамены в вуз, включая экзамены по языку обучения, либо предоставить соответствующий международный сертификат. Во-вторых, потребуется сделать выписку оценок из вуза, где необходимо продемонстрировать несколько основных элементов.
  • Успеваемость — должна быть выше, чем средняя успеваемость студентов университета, в который запланирован перевод.
  • Количество курсов и экзаменов. В Европе количество пройденных курсов будет оцениваться в баллах ECTS.
  • Продолжительность курсов.
  • Краткое описание курсов (curriculum) — позволит ускорить процесс сопоставления учебных программ.
Каждый случай перевода из университета в университет рассматривается индивидуально, после чего приемная комиссия выносит решение о том, на какой курс будет переведен студент. Случается, что приемная комиссия не соглашается перевести студента на соответствующий курс университета. Решение сильно зависит от разницы в учебных планах в разных странах, а также от конкурса.
По этой причине перевод в университеты Великобритании возможен только на первый курс. К примеру в 2016–2017 гг. в Имперский колледж Лондона было подано 68 заявок на перевод в медицинскую школу, 15 студентов были приглашены на собеседование, но только шести из них были выдвинуты предложения о зачислении в вуз.
Медицинские школы США также заранее оговаривают возможность перевода иностранного студента. Гораздо проще осуществить перевод в восточноевропейские вузы, в том числе на медицинские программы на английском языке.

Подготовительные программы медицинского образования

Для абитуриентов, которые обладают большим потенциалом, но чувствуют себя недостаточно подготовленными, разработаны специальные медицинские подготовительные программы (англ. foundation), в которых упор делается биологию, химию, физику, математику и язык. Обычно они занимают от 3 до 9 месяцев и позволяют подготовиться к сдаче вступительных экзаменов, а также экзаменов по языку. Доступны программы подготовки к таким специальностям как медицина, стоматология, сестринское дело и фармакология.
В США распространены подготовительные программы (англ. Pre-Med) для бакалавров, которые нацелены для поступления в медицинские школы.

Какие степени присваиваются после получения медицинского образования за рубежом?

В разных странах принято присваивать различные степени.
  • MD — medical doctor («доктор медицины»), степень, которая присваивается после окончания мед. образования в США, Канады, Европы, некоторых вузах Австралии, Израиля.
  • MBBS, BMBS, B.Med, M.B. — Bachelor of Medicine and Bachelor of Surgery («бакалавр медицины и бакалавр хирургии»). Степень, которая присваивается в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии.

Популярные стипендии для получения медицинского образования за рубежом

Во многих странах существуют стипендии, предназначенные специально для студентов-медиков. Чаще всего они присуждаются университетами наиболее талантливым и способным ученикам. Существуют стипендии как для студентов бакалаврских программ, так и для тех, кто обучается в магистратуре. Например, при университете Эдинбурга существуют стипендии для обеих категорий, причем на стипендию могут претендовать либо подданные Соединенного Королевства, либо граждане России, Словакии, Чехии или Польши. Похожие стипендии, но для магистрантов, существуют в Каролинском университете, Университете Глазго и Амстердамском университете.
Королевский колледж Лондона ежегодно разыгрывает стипендию в 9 тыс. фунтов, которая предназначена только для студентов программы «Всемирное здравоохранение и общественная медицина», а в Лондонском университете королевы Марии существуют стипендии для нуждающихся студентов.
Также существуют национальные стипендии, которые выдаются специальными фондами. Среди них следует отметить стипендию Карла Дуйсберга для обучения в университетах Германии, стипендию фонда Novo Nordisk в Дании и гранты Джона Сноу на обучение медицине в Австралии и Новой Зеландии.
Отдельно следует отметить, что для аспирантов, исследователей и студентов, которые желают получить степень PhD, существует целый набор стипендий. Например, в США есть гостевые стипендии Американской коллегии хирургов и Ассоциации по изучению медицинского образования (ASME). Исследовательские и докторские стипендии существуют и при университетах, например, такие варианты есть в Университете Калгари, Университет св. Георгия в Лондоне и Университет Окленда.

Перспективы трудоустройства после получения медицинского образования за рубежом

Согласно данным OECD профессия доктора находится на 5 месте в мире среди наиболее востребованных, однако медицинское образование за рубежом таит в себе ряд подводных камней.
В особенности это касается медицинских программ на английском языке не в англоязычных странах. После получения диплома, перед тем как стать врачом, студенту необходимо будет пройти практику (интернатуру), которая доступна лишь на языке той страны, где он проходил основное обучение. Это означает, что даже поступая на англоязычную программу в Чехии, студенту наверняка придется выучить чешский язык, чтобы в дальнейшем получить доступ к местному медицинскому рынку труда.
После овладения местным языком и прохождения интернатуры для выпускника открываются перспективы не только практической работы, но и возможность построить научную карьеру. Международные стипендии по программам PhD сегодня есть почти во всех странах, поэтому если выпускник чувствует в себе силы и потенциал к научной работе, то ему следует продолжить обучение — это значительно повысит его ценность на рынке труда.
Ещё одна трудность может поджидать выпускника в том случае, если после завершения обучения он решит вернуться в Россию и применить здесь полученные навыки, поскольку диплом иностранного университета в России не будет считаться признанным. Процедура признания (нострификации) дипломов по медицинским и фармацевтическим специальностям проводится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Интересные факты о медицинском образовании

  • Университетское медицинское образование имеет более чем тысячелетнюю традицию. Медицинская наука развивалась в средневековых европейских университетах с X века и входила в набор основных наук вместе с юриспруденцией, теологией и философией.
  • К 1800 году в мире существовало только четыре отдельные медицинские школы: в Пенсильванском университете, Королевском колледже Лондона, в Гарварде и Дартмутском колледже.
  • Медицинские специальности находятся на первых строчках во всех возможных рейтингах самых высокооплачиваемых профессий в мире. Наиболее оплачиваемыми считаются хирурги, психиатры и терапевты. Также в первой десятке располагаются профессии фармацевтов, дантистов и ортодонтов.
  • Процесс получения квалификации врача во всех странах считается одним из самых продолжительных. Не менее 10 лет следует закладывать от начала обучения до доступа на рынок труда.
  • Среди нобелевских лауреатов по медицине больше всего представителей США (99), Великобритании (31), Германии (17), Франции (11), Швеции (8), Швейцарии (7) и Австралии (6).

www.unipage.net

Медицинское образование в России нуждается в срочной реанимации

Так считает российский врач Павел Бранд и анализирует — какие причины привели систему медобразования в критическое состояние и с чего начать лечение

Фото с сайта halukilhan.com

Павел Бранд — невролог, медицинский директор сети клиник «Семейная», кандидат медицинских наук:

— По многочисленным просьбам читателей, я все-таки решил затронуть одну из самых болезненных тем российской медицины: медицинское образование.

Что я хочу сказать

Павел Бранд. Фото с сайта health.mail.ru

Данный пост выражает моё отношение к медицинскому образованию как к системе, а не к конкретным врачам и преподавателям медвузов. Мне в свое время очень повезло с преподавателями. Не со всеми, но с большинством. К сожалению, многие из них уже не работают.

Поскольку меня читают не только медики, нужно сделать несколько пояснений.

Медицинское образование — это совокупность знаний, умений и навыков, непосредственно необходимых для осуществления медицинской деятельности. Медицинское образование бывает средним-специальным, высшим и постдипломным.

В данном посте речь пойдет о высшем медицинском образовании по специальности лечебное дело и немного о постдипломном образовании врачей (бывает ещё педиатрия, стоматология, высшее сестринское образование, фармация, медико-профилактическое дело и др.).

Для того чтобы работать врачом в России необходимо учиться 6 лет в вузе, затем 1 год в интернатуре и/или 2 года ординатуре (сейчас данная система реформируется, но чем это обернётся, пока непонятно). Те, кто хочет продвинуться по карьерной лестнице, получают учёную степень (3-5 лет).

Таким образом

врачи, в среднем, учатся 7-13 лет. Хорошие врачи учатся всю жизнь.

Обсуждать образовательную систему без сравнения ее с образовательными системами других стран крайне сложно, однако я попробую избежать прямых параллелей, чтобы уйти от обвинений в пропаганде «западного» образования, которое тоже не идеально. Все сравнения будут относится к совокупности цивилизованных стран, вне зависимости от их географического положения и роли на международной арене.

Итак. Писать про образование сплошной текст мне кажется совершенно бесполезным занятием, поэтому я попробую провести структурный анализ по отдельным пунктам, которые кажутся наиболее важными.

Подзаг

Начнем с позитива, поскольку его существенно меньше

Во-первых, вопреки расхожему (особенно среди врачей) мнению, в России есть медицинское образование.

Фундаментальные дисциплины преподаются хоть и на устаревшем, но вполне среднем уровне, а где-то даже глубже, чем необходимо.

Российские врачи, зачастую, гораздо лучше своих иностранных коллег знакомы с биохимией и биофизикой, нормальной анатомией и нормальной физиологией, микробиологией и неклинической фармакологией.

Во-вторых, среди преподавателей пока сохраняются энтузиасты, которые, не смотря ни на что, каленным железом прививают студентам основные медицинские принципы, без которых существование врача невозможно.
На этом позитив заканчивается и начинаются проблемы.

Фундамент этих проблем заложен ещё в средней школе. Для врача огромное значение имеет кругозор и способность к сопоставлению фактов, а за последние годы, а скорее десятилетия, совершенно катастрофически снизился уровень среднего образования, особенно в категории «общие знания», чему немало поспособствовало введение ЕГЭ.

Студенты с каждым годом всё хуже ориентируются в географии и истории, литературе и искусстве. Снижение общеобразовательного уровня отражается на их способности к усвоению новых знаний.

С другой стороны,

те врачи, которые получили образование 20-30 лет назад, в большинстве своём перестали учиться, довольствуясь теми знаниями, которые были необходимы для получения сертификата.

На мой взгляд проблемы современного российского образования можно разделить на несколько основных пунктов:

9 основных проблем

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости.

1. Система медицинского образования в России безнадёжно устарела. Обучение ведётся в лучшем случае по учебникам начала 2000-х годов, которые чаще всего являются переизданиями ещё более ранних учебных пособий.

Огромное количество часов тратится на никому не нужные дисциплины, в то время как реально востребованные предметы изучаются по остаточному принципу. Теория превалирует над практикой, что частично обесценивает эту самую теорию, поскольку она не подкрепляется навыками.

Врачи клинических отделений, к которым прикреплены студенты старших курсов, воспринимают их в лучшем случае как бесплатную рабочую силу для измерения АД и написания дневников, а в худшем просто сажают в холле и просят вести себя потише и не мешать работать. Написание историй болезни чаще всего сводится к распечатыванию из интернета с исправлением фамилии пациента.

2. Низкая мотивация профессорско-преподавательского состава приводит удивительным образовательным перекосам, когда студенты настолько привыкают к безразличным к педагогическому процессу преподавателям, что встречая энтузиастов, качественно выполняющих свою работу, неспособны адекватно воспринимать информацию и соответствовать предъявляемым требованиям, что, в свою очередь, приводит к выгоранию последних качественных преподавателей.

Большинство преподавателей никогда не повышают свою квалификацию. Низкая оплата труда вынуждает их в первую очередь думать о повышении собственного благосостояния и лишь во вторую, а может и третью о каких-то там студентах, которых надо чему-то там учить.

3. Противопоставление клинического мышления и клинического опыта «доказательной медицине» — это чисто российская фишка. Только в России и некоторых странах СНГ «доказательная медицина» — это одна из дисциплин изучаемая в рамках предмета «Социальная медицина», а не основополагающий подход к медицинской науке и практике.

Непринятие, а в некоторых случаях прямое отрицание «доказательной медицины» приводит российское медицинское образование к совершенно ужасающим последствиям.

У нас в основе медицинской науки и практики лежат «научные школы»! Вы можете себе представить Кливлендскую терапевтическую школу или Бостонскую эндокринологическую школу? Я нет. А вот Московскую или Казанскую — сколько угодно. Я даже могу представить школы 1 и 2 меда.

Ещё интересней, что, например, подходы к диагностике и лечению некоторых болезней на двух кафедрах терапии одного вуза могут существенно различаются. Такой подход приводит к невозможности стандартизации медицинской помощи, а также сильно усложняет процесс создания единых клинических рекомендаций, что в свою очередь делает невозможным создание единого образовательного стандарта для врачей.

4. Будущих врачей практически не учат современной медицинской статистике. Для большинства врачей такие понятия как корреляция, вероятность, вариабельность, рандомизация, достоверность — пустой звук. Я уж не говорю о стратификации и коэффициентах риска. В итоге способность к критической оценке научно-медицинских материалов, как отечественных, так и зарубежных практически отсутствует, что позволяет не очень чистоплотным фармкомпаниям и псевдоученым манипулировать мнением врачей в своих корыстных интересах.

5. Только 10-12% врачей владеют английским языком на уровне, достаточном для чтения и, главное, понимания современной научно-медицинской литературы. К сожалению, 99% научно-медицинской литературы пишется на английском языке. На русский переводится в лучшем случае 2-3% в виде устаревших на 3-5 лет клинических рекомендаций и единичных крупных международных исследований, что в совокупности с низким знанием статистики делает современные и регулярно обновляемые медицинские данные практически недоступными для врачей.

6. Совершенно неприемлемый уровень контроля знаний на всех этапах. Я реально плохо себе представляю, что нужно сделать, чтобы вылететь из медицинского вуза, если посещать 70% занятий и не кидаться стульями в преподавателей.

3-4 пересдачи по каждому предмету; «натягивание» троек даже самым тупым; тесты, которые не меняются годами с ответами, которые выложены в интернете.

Все это заранее обесценивает любые изменения, которые потенциально возможны в самой программе обучения.

7. Невероятно низкий уровень научной и практической значимости медицинских диссертаций. Только ленивый в последние годы не писал о фальшивых диссертациях, но тут дело не в этом. Медицинские диссертации чаще всего вполне настоящие, а вот кому и зачем они нужны, особенно в таком количестве совершенно непонятно. 99% современных медицинских диссертаций в нашей стране — это переливание из пустого в порожнее. Они пишутся исключительно ради научной степени и личных амбиций, а не ради передовых открытий и развития науки и практики.

8. Медицинская этика и деонтология изучаются по остаточному принципу, если изучаются вообще. Никто не учит будущих врачей общаться с пациентами. Нет специализированных семинаров и экзаменов с привлечением актеров, как это делается зарубежом.

Никто не объясняет основных принципов общения с родственниками пациентов и взаимодействия с коллегами.

В итоге — хамство и равнодушие медработников, которые искренне не понимают, почему они должны тратить свое драгоценное время на общение с пациентами или, например, пускать каких-то лишних «людишек» в реанимацию к родственникам. Отдельной проблемой становится очернение коллег в глазах пациентов при ложной уверенности в собственной непогрешимости.

9. И наконец про реформу постдипломного медицинского образования, которая сейчас активно проводится. То, что сертификацию с циклами усовершенствования раз в пять лет необходимо менять, сомнений не вызывает, поскольку практически все эти циклы — полная фикция и никакую квалификацию не повышают. В лучшем случае позволяют вспомнить некоторые теоретические аспекты по специальности.

Фото c cайта edu.ru

То, что необходимо вводить непрерывное профессиональное образование врачей — тоже очевидно.

Современные медицинские знания обновляются, зачастую, 3 раза в неделю, а не раз в пять лет.

Однако заниматься постдипломным образованием, не разобравшись со средним и высшим образованием — это как минимум странно…

Реформу, как у нас часто бывает, начали с конца. По факту, это попытка пересадить врачей с велосипедов на космические корабли, при этом, не дав им даже бумажек с инструкцией.

Так называемая аккредитация, которая призвана заменить сертификацию — это многоступенчатый экзамен с несколькими огромными недостатками. Во-первых, отсутствие единых понятных и обоснованных стандартов не позволяет создать нормальные тесты и задачи. Во-вторых, врачи, которые закончили вузы 25-30 лет назад, в большинстве своем, плохо представляют себе современные медицинские тенденции, а соответственно изначально поставлены в неравные условия. Таким образом получается нехилый парадокс: если проводить экзамен по-серьезному, то страна останется без врачей, а если проводить его, как обычно, то есть, закрывая глаза на «косяки» и «натягивая» тройки, то непонятно, зачем было огород городить?

С чего начать?

Фото c cайта edunews.ru

Вот такое получилось «кратенькое» описание проблем российского медицинского образования. Совершенно очевидно, что тыкать в проблемы и критиковать гораздо проще, чем предложить решение этих проблем, но простых решений здесь нет.

Для изменения ситуации необходима, во-первых, политическая воля, во вторых, мощнейшая экономическая поддержка, а, в-третьих, необходимо время, лет этак 20-25,

на то, чтобы изменить подходы и концепции, однако столь длительные проекты в России всегда реализовывались с огромным трудом, если реализовывались вообще…

С чего начать?

Я бы начал с качественной реформы среднего образования и запрета на поступление в медицинские вузы абитуриентам со знанием английского языка ниже уровня upper intermediate.

Во избежание обвинений в необъективности, сразу скажу, что

знаю множество прекрасно образованных и невероятно квалифицированных российских врачей.

Многие из них ничуть не уступают, а, зачастую, и превосходят зарубежных коллег по уровню знаний и умений.

Интересно, что практически все эти врачи самоучки, в хорошем смысле этого слова, которые достигли всего не благодаря, а вопреки. К сожалению, таких врачей десятки, ну может сотни, а нужны сотни тысяч.

www.miloserdie.ru

Медицинское образование — это… Что такое Медицинское образование?

        система подготовки и усовершенствования Врачей и провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров. Истоки М. о. восходят к 3-му тысячелетию до н. э. (см. Медицина). В России подготовка медицинских кадров началась со 2-й половины 17 века, когда в 1654 при Аптекарском приказе была создана медицинская школа с целью подготовки врачей (лекарей) для нужд армии. С открытием в 1707 госпитальной школы при Московском генеральном госпитале подготовка врачей приобрела систематический характер. В 1764 был основан медицинский факультет Московского университета, который вместе с открытой в 1798 в Петербурге Медико-хирургической академией сыграл важную роль в развитии М. о. и медицинской науки в России. Накануне Октябрьской революции 1917 в России было 17 высших медицинских учебных заведений, в которых обучалось 8,6 тысячи студентов, ежегодный выпуск составлял 900 врачей. Медицинские вузы были расположены в основном в Центральной России, на Украине и в Прибалтике; в Средней Азии, Казахстане, Закавказье, Белоруссии их не было. В 1918—22 открылось 16 новых медицинских вузов, в том числе в Закавказье, Средней Азии, Белоруссии; пересмотрены учебные планы, расширено преподавание профилактических дисциплин, созданы кафедры социальной гигиены, поставлена задача развития профилактического направления при изучении клинических дисциплин. В 1928 введена обязательная производственная практика после 4-го курса. В 1930 медицинские факультеты университетов реорганизованы в самостоятельные медицинские институты и переданы в ведение органов здравоохранения. Медицинские институты, кроме врачей общего лечебного профиля, стали готовить санитарных врачей и врачей-педиатров. С 1936 организована подготовка врачей-стоматологов и провизоров в стоматологических и фармацевтических институтах (факультетах). В 1940 выпуск врачей и провизоров составил 16,4 тысячи человек. С 1945 начался новый этап совершенствования высшего М. о.; срок обучения на лечебных, педиатрических и санитарно-гигиенических факультетах был увеличен с 5 до 6 лет, а в стоматологических и фармацевтических институтах, факультетах (с 1949) с 4 до 5 лет. В районах Дальнего Востока, Сибири, Казахстана, Средней Азии организованы новые медицинские институты.          В 1972/73 учебном году в СССР было свыше 90 медицинских и фармацевтических институтов и факультетов при университетах (см. Медицинские институты). В 1966—72 выпущено свыше 250 тысяч специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Система советского М. о. строится с учётом новых требований, предъявляемых к здравоохранению современным уровнем развития медицинской науки и практической медицины. Подготовка врачей ведётся по специальностям: лечебное дело, педиатрия, санитария, стоматология; фармацевтические институты (факультеты) готовят специалистов по фармации. На первых двух курсах осуществляется доклиническая, общебиологическая и общественно-политическая подготовка, которая в основном одинакова для всех факультетов. Дифференциация учебных планов начинается с 3-го курса, когда вводятся специальные дисциплины, общая врачебная подготовка, содержание которой различно для каждого факультета. Подготовку в области основных клинических и гигиенических дисциплин (терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, педиатрии, гигиены, эпидемиологии и т. д.) студенты получают в основном на 4—6-м курсах.          Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» определены главные задачи в области высшего М. о.; введена система первичной специализации (Интернатура) врачей — выпускников лечебных и педиатрических факультетов — на базе лечебно-профилактических учреждений. Интернатуре предшествует специализация студентов 6-го курса по основным профилирующим дисциплинам (субординатура). Додипломная и последипломная специализация позволила перейти от подготовки врачей общего лечебного профиля к подготовке специалистов по основным клиническим дисциплинам, на базе которой возможно в дальнейшем приобретение более узких специальностей.          Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в системе аспирантуры и клинической ординатуры (См. Ординатура). На 1 января 1973 в медицинских институтах обучалось около 5,5 тысяч аспирантов и свыше 7,5 тысяч клинических ординаторов. Создана сеть факультетов повышения квалификации преподавателей медицинских (фармацевтических) вузов. В 1968—73 слушателями этих факультетов были свыше 16,5 тысяч преподавателей. В 1973 усовершенствование и специализация врачей и провизоров осуществлялись 13 институтам и усовершенствования врачей и 23 факультетами усовершенствования врачей и провизоров при медицинских и фармацевтических институтах. Различными видами усовершенствования и специализации в 1972 охвачено около 75 тысяч врачей и провизоров. Подготовка фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, фельдшеров-лаборантов, медицинских сестёр (в том числе детского профиля), зубных врачей и техников, фармацевтов, техников по ремонту и монтажу рентгеновской и электромедицинской аппаратуры, техников-оптиков осуществляется в медицинских училищах (См. Медицинские училища). В учебных планах, кроме общеобразовательных, предусматривается комплекс общемедицинских клинических и специальных дисциплин. При изучении предметов клинических и специальных циклов большое внимание уделяется практической подготовке, учебной и производственной практике в учреждениях здравоохранения.

         За рубежом подготовка врачей ведётся в медицинских институтах, школах, на медицинских факультетах университетов, в медицинских академиях. Сроки обучения 5—7 лет. По окончании высшего медицинского учебного заведения в ряде стран выпускники обязаны пройти одно-двух-годичную интернатуру (ФРГ, Финляндия, Швеция, СФРЮ и др.). Высшее М. о. в США включает 3 этапа: домедицинское образование в колледже (3—4 года), медицинское образование в медицинской школе или колледже (4 года), стажировка и специализация (интернатура и резидентура).

        

         Лит.: Петровский Б. В., Опыт и перспективы высшего медицинского образования и усовершенствования врачей в СССР, «Советское здравоохранение», 1967, № 6; его же. Задачи совершенствования подготовки медицинских кадров, там же, 1971, № 5; его же, Здоровье народа — важнейшее достояние социалистического общества, М., 1971; Багдасарьян С. М., Очерки истории высшего медицинского образования, М., 1959; Овчаров В. К., К истории развития высшего медицинского образования в СССР, М., 1957.

         Ю. Ф. Исаков.

dic.academic.ru

Медицинское образование за рубежом| Медицина, здоровье

Профессия врача – одна из наиболее востребованных за рубежом. Квалифицированные медики получают высокую заработную плату и все условия для качественной работы и исследований. Кстати, в России и СНГ специалистов с иностранными дипломами тоже очень любят – перед ними открыты двери лучших частных и государственных клиник!

Если вы хотите стать частью зарубежного медицинского сообщества, то придется долго и усердно учиться. Зато, вы получите теоретические и практические знания, важность которых нельзя переоценить.

 

Карьерные перспективы

В зависимости от учебного курса и специализации, выпускник может получить одну из следующих профессий:

  • Врач
  • Хирург
  • Консультант
  • Физиотерапевт
  • Медсестра/медбрат
  • Акушер
  • Диетолог
  • Фармацевт
  • Психотерапевт

А пока кликните на картинку ниже, чтобы скачать бесплатно брошюры вузов.

С чего начать?

Для будущих врачей существуют различные варианты обучения:

  • Вы можете поступить в зарубежный вуз после школы. Для этого необходимы хорошие знания биологии и естественных наук.
  • Также можно продолжить обучение за рубежом по медицинской специальности. В таком случае важно, чтобы ваши знания и опыт соответствовали требованиям зарубежного вуза. За счет разницы в учебных программах и требованиях разных стран, в ряде случаев вы можете потерять несколько лет при продолжении изучения медицины за рубежом.
  • Магистратура, традиционно, является обязательным этапом для всех студентов-медиков, на котором они получают специализацию. Для поступления в магистратуру необходимо успешно получить диплом бакалавра.

Прием студентов на программы в области медицины предполагает тщательный отбор. Поэтому в процессе поступления вас могут попросить пройти интервью или сдать специализированный вступительный тест, такой как BMAT или UKCAT.

 

Длительность и стоимость обучения

Медицинские учебные программы, традиционно, относятся к самым дорогим и длятся дольше других на несколько лет. Это не удивительно, ведь вузы ответственны за подготовку высококвалифицированных молодых кадров.

В среднем, получение медицинской специальности занимает 5-7 лет, в зависимости от системы образования в стране, включая два года практики.

Первые 2 года студенты изучают теоретические научные основы медицинской работы. Следующие два года студенты готовятся к клинической работе, изучают соответствующие практические и более узконаправленные предметы. Еще год уходит на практику в клинической медицине, целью которой является постановка правильного диагноза и выбор нужного лечения. Последние 2 года студент занимается практикой под присмотром наставника.

Стоимость обучения по медицинским программам зависит от специализации и страны обучения. В большинстве случаев, год учебы стоит от US$19,000. Стоимость изучения стоматологии, хирургии и пластической хирургии может достигать US$40,000-60,000 в год.

 

Специализации

Существует ряд наиболее значимых и популярных специализаций, которые можно получить, изучая медицину за рубежом:

 

Изучение медицины за рубежом включает в себя развитие у студента таких качеств, как навыки командной работы и работы с ПК, профессиональной коммуникации, этики, быстрого решения задач, аналитического мышления, работы со статистическими и цифровыми данными, и т.д.

 

Интересные учебные программы

Сегодня изучение медицины приобретает новые черты. Например, важнейшая роль отводится практике студентов с реальными пациентами и интеграции инновационных научных методов и изобретений в медицинскую практику. Кроме того, студентам активно прививают навыки командной работы.

Также появляются новые направления в учебе, актуальность которых возрастает с каждым годом. В частности, увеличивается количество программ в области психологии, которые готовят специалистов для борьбы с личностными и коллективными кризисами.

Развиваются терапевтические программы, выпускники которых умеют улучшить физическое и психологическое состояние пациента за счет арт-терапии, музыкальной, спортивной или диетологической терапии. Актуальные учебные курсы такого рода предлагает, например, британский Университет Лидс Беккет.

 

Доступные стипендии

John Hamel MacGregor Award in Medical Science

Программа финансовой поддержки выдает стипендии в размере до $8,500 местным и иностранным студентам, изучающим медицину на уровне бакалавриата или магистратуры в новозеландском Оклендском университете.

ASME Grants and Fellowships

Фонд предлагает различные гранты и стипендии для иностранных медиков и студентов, собирающихся продолжить свое образование в учебных заведениях США.

Узнайте о стипендиях в других вузах из бесплатных брошюр.

 

Лучшие университеты в области медицины

 

University of Auckland, Новая Зеландия

Оклендский университет — это настоящий рай для молодых медиков, ведь здесь уделяется большое внимание изучению медицины и исследованиям в этой области. Ежегодно в университете проводятся конференции и форумы с участием именитых докторов мирового уровня.

На базе Факультета медицины и здравоохранения здесь предлагаются программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры, сертификатные и краткосрочные учебные курсы. Получить специализацию можно в общем врачебном деле, хирургии, медсестринском деле, фармацевтике, оптометрии, здравоохранении, биомедицине, физиологии, психотерапии и т.д.

В процессе обучения в Оклендском университете используется новейшее медицинское оборудование, которого нет даже во многих госпиталях, а все студенты получают опыт работы в реальных условиях.

Стоимость обучения в бакалавриате – US$22,000-24,000

Стоимость обучения в магистратуре – US$26,000-28,000

MAHSA University, Малайзия

Университет MAHSA находится в Куала-Лумпуре и изначально специализируется на медицинском образовании. Вуз был основан доктором медицины и сотрудничает с Медицинским советом Таиланда и Стоматологическим советом Шри-Ланки.

Сегодня университет предлагает более 40 учебных программ, некоторые из которых – в сотрудничестве с британскими учебными заведениями. Здесь можно изучать медицину, стоматологию, фармацевтику, физиотерапию, биомедицинские науки, медсестринское дело и гигиену окружающей среды. Специализацию можно получить в хирургии, медицинской электронной инженерии, акушерстве и гинекологии, медицинской терапии, лабораторных технологиях, фармацевтической микробиологии и др. Помимо академических степеней, в вузе выдают дипломы и сертификаты.

Средняя стоимость обучения – US$4,900-5,800

Стоимость программы бакалавриата в медицине и хирургии – US$17,600

Стоимость докторантуры в стоматологической хирургии – US$19,000

Karolinska Institutet, Швеция

Каролинский институт – это один из лидирующих европейских центров образования и исследований в области медицины. В состав университета входит 22 отделения, каждое из которых специализируется на отдельной отрасли медицины.

Помимо фундаментальных медицинских отраслей, здесь можно специализироваться на молекулярной медицине, биомедицине и токсикологии. Обучение также предлагается в сфере неврологии, лабораторной медицины, эпидемиологии, онкологии, здоровья матери и ребенка, клеточной биологии, здорового питания и т.д.

Активное сотрудничество Каролинского института с госпиталями Стокгольма позволяет студентам вуза проходить практику с реальными пациентами.

Стоимость обучения – US$26,000-30,000

Leeds Beckett University, Англия

Университет Лидс Беккет обучает студентов 100 национальностей и имеет отделения в разных странах мира, включая Гонконг и Малайзию.

Вуз предоставляет бесплатную языковую поддержку, скидки для иностранных студентов и преподавание, основанное на индивидуальном подходе. Медицинские учебные программы предлагаются в области общественного здравоохранения, терапии, психологии, биомедицины, психотерапии, диетологии и др. Большое значение здесь уделяется курсам в сфере актуальной арт- и спортивной терапии.

Средняя стоимость обучения — US$14,900-20,000

University of Hong Kong, Гонконг

Гонконгский университет является одним из двух вузов страны, входящих в Топ-100 лучших учебных заведений мира в области медицины.

На базе факультетов вуза можно получить специализацию в анестезиологии, биомедицине, клинической онкологии, ортопедии, офтальмологии, педиатрии, стоматологии, психиатрии, хирургии и многом другом. Стоит отметить, что здесь же проводятся передовые азиатские исследования в области науки и медицины, студентам предлагается сравнительно недорогое обучение, стипендии и возможность участвовать в программах студенческого обмена и стажировок.  

Стоимость обучения в бакалавриате – US$14,000-18,000

Стоимость обучения в магистратуре – US$8,000-10,000

 

www.hotcourses.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.