Международное гуманитарное сотрудничество – «Международное гуманитарное сотрудничество и внешние связи регионов»

    Содержание

    Международное гуманитарное сотрудничество — ФГП МГУ им. М.В. Ломоносова

         Выбор данного профиля помогает получить углубленные знания в области анализа международных ситуаций в сфере культуры и международного туризма; умение анализировать деятельность ведущих международных неправительственных организаций в сфере культуры и международного туризма. Выпускники смогут понимать сущность глобализации социальных, гуманитарных и культурных процессов и ориентироваться в общемировых трендах, влияющих на развитие международных молодежных движений и международного туризма. Важно помнить, что гуманитарное направление внешней политики и гуманитарные аспекты глобальной и национальной экономики являются важнейшими направлениями, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах.

         Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированного международника, обладающего знаниями и компетенциями, востребованными для работы в сфере внешней политики и внешнеэкономической деятельности.

         Выпускники готовы к успешной профессиональной деятельности в исполнительных органах государственной и муниципальной власти в сфере туризма, в сфере региональной политики, предпринимательства в области туризма, в компаниях, занимающихся рекреационным развитием территорий.

    Выпускник способен ориентироваться в общемировых проблемах международных отношений и в глобальных процессах современного мира; творчески использовать полученные знания и навыки в научных исследованиях международных ситуаций; способен прогнозировать будущую конфигурацию глобального мира, составлять сценарии его трансформации и эволюции; способен определять перспективы развития глобализации и возможные последствия для Российской Федерации; владеет техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения; свободно владеет двумя иностранными языками; владеет основами урегулирования международных конфликтов и навыками анализа характеристик среды глобальной безопасности, методами делового общения в интернациональной среде; владеет нормами дипломатического этикета и протокола; способен вести педагогическую и учебно-методическую деятельность, разрабатывать и применять новые инновационные формы учебной работы.

     Дисциплины обязательной части профиля «Международное гуманитарное сотрудничество»:

    Международное гуманитарное сотрудничество в глобальном мире.

    Глобализация культуры.

    Международная культурная интеграция.

    Международные и региональные гуманитарные организации.

    Глобальная социально-политическая география.

    Дисциплины по выбору:

    Глобализация образования.

    Права человека в международных отношениях.

    Международные культурные связи как инструмент внешней политики государства.

    Культурно-религиозные традиции в международных отношениях.

    Кросс-культурная коммуникация.

    Гуманитарные проблемы этнических и межконфессиональных конфликтов.

    Коммуникации в глобальной информационной среде.

    Международное право.

    Международное сотрудничество в области экологии и природопользования.

    Молодёжный туризм.

    Социологический анализ развития туризма.

    Международные культурные связи как инструмент внешней политики государства.

    Региональные аспекты международного гуманитарного сотрудничества.

    Глобализация и международный туризм.

    Культурные практики отечественного туризма в условиях глобализации.

    Технология туристической деятельности.

    Виды и тенденции развития туризма.

    Менеджмент и маркетинг международного туризма.

    Эволюция и структура всемирного историко- Демография и глобальные тенденции развития народонаселения.

    Основные формы и методы «народной дипломатии».

    Технология туристско-рекреационного проектирования и освоения территории.

    Международные и региональные туристские организации.

    old.fgp.msu.ru

    Гуманитарное сотрудничество России и Европейского союза как инструмент «мягкой силы»

    Термин «гуманитарное сотрудничество» достаточно многозначен. На рабочих языках Евросоюза определение «гуманитарное» используется, прежде всего, в контексте противодействия нарушению прав человека и насилию, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. В России это понятие трактуется более широко, охватывая область культурных связей, межцивилизационного диалога и диалога гражданских обществ, а также отношения с соотечественниками за рубежом.

    Гуманитарное сотрудничество России и Европейского союза является эффективным инструментом «мягкой силы». При этом сам термин «гуманитарное сотрудничество» достаточно многозначен. На рабочих языках Евросоюза определение «гуманитарное» используется, прежде всего, в контексте противодействия нарушению прав человека и насилию, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. В России понятие «гуманитарное сотрудничество» трактуется более широко, охватывая область культурных связей, межцивилизационного диалога и диалога гражданских обществ, а также отношения с соотечественниками за рубежом.

    Россия и Европейский союз, по меткому замечанию бывшего председателя Европейской комиссии Романо Проди, удачно дополняют друг друга – как «икра и водка». Действительно, Россия является, в первую очередь, страной европейской культуры, она привержена универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека. Ресурсы России важны для Европы, тогда как наша страна нуждается в европейских технологиях, в высокоточной продукции, в инвестициях.

    Россия на карте стереотипов

    Вместе с тем проводимые время от времени опросы общественного мнения свидетельствуют о весьма настороженном отношении значительного числа европейцев к своему большому соседу. Карты Европы, нарисованные проживающим в Лондоне болгарским художником Янко Цветковым, в шутливом тоне фиксируют стереотипы восприятия европейцами той или иной страны. Так, Россия изображена сплошной серой территорией, над которой нависает надпись «Газпром».

    Не секрет, что стереотипы в восприятии друг друга есть практически у всех народов. Их подпитывает беспокойство за свое благополучие. На отношении к России сказывается обеспокоенность по поводу возможного прекращения поставок топлива в разгар зимних холодов. Умы европейцев будоражат СМИ, повествующие о преступных деяниях «российской мафии», о коррупционных скандалах в российской правящей элите. В свою очередь, многие в России не приемлют европейской политической корректности, с возмущением комментируют признание однополых браков, не доверяют мультикультурной толерантности.

    Европейско-российские отношения легко поддаются политизации

    С 2008 г. между Россией и Европейским союзом идут переговоры о заключении нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, предпринимаются шаги к взаимной отмене виз. О готовности к безвизовому режиму заявляют и в России, и в Европе. Однако некоторые члены Евросоюза, используя действующий в ЕС принцип консенсуса, настаивают на том, чтобы «визовые послабления в отношениях с Россией не опережали, а шли за визовыми послаблениями для стран Восточного партнерства».

    Очевидно, что двустороннее сотрудничество со многими странами-членами носит более динамичный характер, чем отношения по линии Россия–ЕС. Налицо стагнация в их развитии, в связи с чем, по удачному выражению программного директора РСМД И.Н. Тимофеева, возникает необходимость «продумать новые “рынки” наших отношений, то есть те сферы сотрудничества, которые пока недооценены».

    Гуманитарное сотрудничество – инструмент «мягкой силы»

    Недооцененной можно считать сферу гуманитарного сотрудничества, которое как раз и является эффективным инструментом «мягкой силы», направленной на преодоление дефицита взаимного доверия. Новая Концепция внешней политики Российской Федерации гласит: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится “мягкая сила” – комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».

    Заметим при этом, что сам термин «гуманитарное сотрудничество» достаточно многозначен. На рабочих языках Евросоюза (английском, французском, немецком) определение «гуманитарное» используется, прежде всего, в связи с противодействием нарушению прав человека и насилию, с оказанием помощи в чрезвычайных ситуациях (снабжение продовольствием, восстановление медицинских служб, разминирование почв и т.д.).

    В этом плане наши отношения развиваются достаточно успешно. Укрепляется сотрудничество в области миграции, борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, финансированием террористических организаций и киберпреступностью. Совершенствуется работа с соотечественниками за рубежом. Россия выступает за создание единого общеевропейского правового пространства и единой системы защиты прав человека на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Европейский союз – беспрецедентный социальный и культурный проект

    В России понятие «гуманитарное сотрудничество» трактуется гораздо шире и охватывает область культурных связей, межцивилизационного диалога и диалога гражданских обществ, а также отношения с соотечественниками за рубежом. Таким образом, именно гуманитарное сотрудничество призвано служить важным инструментом улучшения образа России за рубежом и расширения ее культурно-гуманитарного влияния.

    Россотрудничество разработало «План мероприятий Правительства Российской Федерации по осуществлению деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2013-2015 годы». Правда, речь идет лишь о двусторонних инициативах, в частности, об учреждении центров науки и культуры, проведении «перекрестных годов» и т.д. Безусловно, это большой вклад в развитие контактов с Европой, однако двусторонние инициативы не могут заменить гуманитарное сотрудничество с ЕС в целом. В этом отношении российская политика проигрывает политике Евросоюза. Нельзя не учитывать, что Европейский союз – это не только процесс экономической, политической и правовой интеграции, но и беспрецедентный социальный и культурный проект. Недаром российские политики указывают на желательность развития проекта Евразийского союза по европейской интеграционной модели.

    В эпоху примата экономики и финансов европейцы подчеркивают, что именно «культура является центральным моментом развития человеческой цивилизации, она препятствует противостоянию, стимулирует межкультурный диалог и открывает путь к единству в разнообразии». В документах ЕС отмечается, что «Европейский союз стремится стать в еще большей мере моделью “мягкой власти”, основанной на нормах и ценностях, а именно, на уважении человеческого достоинства, на солидарности, толерантности, свободе слова, на уважении различий».

    В практическом плане Европейская комиссия ставит задачу распространять в странах, не входящих в ЕС, знания о европейской идентичности и опыт строительства мостов между культурами. При этом особый упор делается на то, чтобы европейские ценности непременно нашли свое отражение во внешней политике и дипломатии Евросоюза. Культура рассматривается также как катализатор креативности и инноваций. В 2012 г. Европейская комиссия объявила глобальный конкурс проектов под названием «Поддержка культуры как вектора демократии и экономического роста» с общим бюджетом 22,2 млн евро. Список стран и территорий, имеющих право участвовать в конкурсе, включает в себя все страны Европейского инструмента соседства и партнерства, в том числе и Россию.

    Парламентская дипломатия и дефицит доверия

    Повышению уровня взаимного доверия призвана способствовать, в частности, парламентская дипломатия. Основным институциональным механизмом взаимодействия на этом направлении выступает Комитет парламентского сотрудничества (КПС). В его работе принимают участие члены Федерального Собрания РФ и депутаты Европейского парламента. Важным дополнением деятельности КПС является сотрудничество между фракциями Государственной Думы и депутатскими группами Европейского парламента. Особую значимость парламентская дипломатия приобретает в связи со значительным возрастанием роли Европарламента, что предусмотрено Лиссабонским договором. Правда, именно из стен обоих парламентов исходит наиболее резкая взаимная критика. Видимо, на этом направлении тоже необходимы прорывы.

    Публичная дипломатия и образ России в Европе

    Большую роль в развитии гуманитарного сотрудничества играет публичная дипломатия, в частности, дипломатия непрофессиональная, проводимая неправительственными организациями, творческими коллективами и отдельными личностями. На этом направлении успешно действуют Российский совет по международным делам, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. В 2008 г. в Брюсселе начал работу Центр ЕС–Россия – независимая экспертная организация, заявившая о намерении способствовать более тесным связям между Евросоюзом и Россией. В свою очередь, как отмечает глава представительства России при ЕС В.А. Чижов, российские НПО, в том числе и оппозиционно настроенные по отношению к российской власти, активно участвуют в диалоге, их представители регулярно бывают в Брюсселе.

    О России знают мало

    Значительная роль в гуманитарном сотрудничестве принадлежит научно-экспертному сообществу. Мой опыт преподавания в европейских странах, равно как и опыт многих моих коллег, показывает, что, несмотря на большой интерес, который студенты проявляют к России, их знания о ней весьма ограничены. Исключение составляют лишь те, кто специализируется на изучении нашей страны.

    В рамках борьбы за улучшение имиджа России правительством была принята Федеральная целевая программа «Русский язык» , рассчитанная на 2011–2015 гг. Продвижение русского языка – это, конечно, важно, но недостаточно. Образ России в значительной степени зависит от того, насколько европейцы, прежде всего, европейская молодежь, знакомы с российской историей, культурой, политикой. Необходимо деятельное присутствие российских ученых, преподавателей и экспертов в европейском образовательном пространстве. Этому может способствовать и общение онлайн, и дистанционное образование.

    Проявлением «мягкой силы» становится и расширение обмена в области образования. Свидетельством тому стал Болонский процесс. В частности, в рамках этого процесса в 2006 г. при МГИМО был основан Европейский учебный институт, финансируемый совместно ЕС и Россией. В нем обучаются функционеры различных российских министерств и ведомств, а также магистранты и аспиранты, желающие углубленно изучать европейское право, функционирование европейских институтов, механизм принятия решений в ЕС. Внимание уделяется также развитию отношений между ЕС и Россией, обмену идеями и преодолению разногласий, вызываемых культурными различиями. Следует отметить также поддержку Евросоюзом европейских исследований и преподавания европейского права в других университетах России.

    Как сблизить Россию и Европу?

    Межкультурный диалог предполагает не только обмен мнениями и достижениями, но и совместные инициативы. Одним из примеров такого взаимодействия стал Проект «Европа глазами россиян, Россия глазами европейцев», инициированный известным композитором, преподавателем Московской консерватории Владимиром Тарнопольским. Проект, выигравший грант ЕС, был поддержан культурными центрами и образовательными учреждениями Франции, Великобритании, Италии, Венгрии, Румынии, Польши, Австрии, Болгарии, Латвии. Композиторы девяти европейских стран написали для Проекта сочинения, связанные с Россией, ее культурой и историей, а российские композиторы посвятили свои сочинения этим девяти странам, что позволило, по словам организаторов, «сблизить Европу и Россию».

    В ряде культурных акций, проводимых Евросоюзом, Россия тоже могла бы принять участие. В частности, европейцы планируют дальнейшее проведение мероприятий, посвященных культуре и культурному наследию аграрных общин. Россия богата фольклором и ей есть чем поделиться с жителями Европы. Примеров возможного взаимодействия в сфере культурного обмена можно привести очень много.

    В развитии гуманитарного сотрудничества активно участвуют субъекты Российской Федерации. Так, основной темой очередного заседания Совета глав субъектов Российской Федерации, состоявшегося 22 ноября 2012 г. в Москве, стали перспективы взаимодействия Россотрудничества и субъектов РФ в интересах развития их международных связей. Было отмечено, что в 2012 г. субъекты РФ проводили совместные мероприятия с Россотрудничеством в 35 странах.

    На этом направлении задействована и публичная дипломатия Евросоюза. В последние годы представительство ЕС в России проводит в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Архангельске «Дни Европы», в ходе которых проходят фестивали, творческие встречи, обсуждаются возможности участия российских организаций в научно-исследовательских программах Евросоюза. В 2010 г. представительство ЕС в России и дипломаты других европейских посольств выступили инициаторами проекта «Европейские школы» , который стартовал в Казани. На семинарах, проводившихся в рамках проекта, обсуждались перспективы и сценарии развития европейской интеграции.

    * * *

    Развитие отношений России и ЕС происходит в условиях глобальной взаимозависимости. Достижение конструктивного партнерства со странами, входящими в сферу европейской Политики соседства и Восточного партнерства, качественный прорыв в отношениях с Соединенными Штатами, формирование пространства евроатлантической безопасности – значимые предпосылки прогресса в отношениях Россия–ЕС. В этом контексте гуманитарное сотрудничество как инструмент «мягкой силы» выходит на авансцену в качестве одного из приоритетных направлений внешней политики и дипломатии России. Достижение успеха на этом направлении потребует значительных усилий, политической воли и, разумеется, достаточного финансирования.

    russiancouncil.ru

    Программа обучения – Международное гуманитарное сотрудничество (41.03.05) – МГУ имени М.В.Ломоносова

    Учебный процесс обеспечивают ведущие профессора и преподаватели МГУ с привлечением представителей будущих работодателей — сотрудников МИД России, институтов Российской академии наук, органов государственной власти, международных организаций. Учебный процесс основан на сочетании традиций классического университетского образования и передового международного опыта подготовки кадров в области международных отношений. При проведении лекций и семинаров используются интерактивные формы: деловые игры и круглые столы, конференции и ситуационные семинары, моделирующие будущую профессиональную деятельность. Предусмотрено прохождение практики в органах государственной власти, международных организациях и транснациональных корпорациях. Обязательным является изучение двух иностранных языков: английского языка и по выбору арабского, испанского, итальянского, китайского, немецкого, французского, японского. Уровень владения иностранным языком тестируется международными квалификационными экзаменами. С 2010 года факультет глобальных процессов является членом международного объединения «Global Studies Consortium», в которое входят ведущие вузы, реализующие образовательные и исследовательские программы по глобалистике и международным отношениям, что обеспечивает широкие возможности для студенческих обменов и зарубежных стажировок. Студенты факультета проходят стажировки в университетах Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Китая, Мексики США, Турции, Франции, Швейцарии, Японии и других стран. В процессе обучения на факультете глобальных процессов МГУ студенты приобретают навыки, которые помогут стать высококлассными специалистами в области международных отношений, способными разбираться в проблемах глобальной экономики и политики, международного туризма и молодежных коммуникаций. Наши выпускники приглашаются для работы в посольства и консульства, а также в различные внешнеэкономические структуры и международные организации.

    vuz.mel.fm

    Международное гуманитарное сотрудничество и права человека

    Количество просмотров публикации Международное гуманитарное сотрудничество и права человека - 94

    Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение

    прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы˸

    добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного меж-

    дународного диалога на базе Всеобщей декларации прав человека, использования других

    возможностей, в т.ч. на региональном уровне, в сфере прав человека, а также недопу-

    щения двойных стандартов, уважения национальных и исторических особенностей каждого

    государства в процессе демократических преобразований без навязывания кому-либо заимс-

    твованных систем ценностей;

    защищать права и законные интересы российских граждан и соотечественников, прожива-

    ющих за рубежом, на базе международного права и действующих двусторонних соглашений,

    рассматривая многомиллионную русскую диаспору - Русский мир - в качестве партнера, в том

    числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры;

    способствовать консолидации организаций соотечественников в целях более эффективного

    обеспечения ими своих прав в странах проживания, сохранению этнокультурной самобытности

    русской диаспоры и её связей с исторической Родинои̌, последовательно создавать условия для

    содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию тех соотечественников, кто

    сделает такой выбор;

    3способствовать изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части ми-

    ровой культуры и инструмента межнационального общения;

    твердо противодействовать проявлениям неофашизма, любых форм расовой дискримина-

    ции, агрессивного национализма, антисемитизма и ксенофобии, попыткам переписать исто-

    рию и использовать её в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике,

    подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны;

    развивать, в т.ч. используя ресурсы, потенциал и инициативы институтов граждан-

    ского общества в сфере общественной дипломатии, международное культурное и гуманитар-

    ное сотрудничество как средство налаживания межцивилизационного диалога, достижения

    согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, уделяя особое внимание межре-

    лигиозному диалогу;

    наращивать взаимодействие с международными и неправительственными правозащитны-

    ми организациями в целях укрепления универсальных, без двойных стандартов норм защиты

    прав человека, их сопряжения с ответственностью личности за свои действия, прежде всего в

    плане недопущения оскорбления чувств верующих и укоренения толерантности, укрепления

    в диалоге по правам человека нравственных начал;

    расширять на базе изложенного участие в международных конвенциях и соглашениях в

    области прав человека, приводя в соответствие с ними законодательство Российской Федера-

    ции.


    referatwork.ru

    Журнал Международная жизнь - Авторы журнала

     Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией.

    В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

    Д.С.Лихачёв

    Новые вызовы начала века и масштабные задачи в области международных отношений в условиях глобализации придают культурным связям России все возрастающую значимость. Очевидно, что глобальная конкуренция приобретает культурно-цивилизационное измерение. Процессы глобализации влекут за собой не только взаимопроникновение и взаимообогащение культур, но и нередко ставят под угрозу культурную самобытность стран и народов. Перед лицом угрозы межцивилизационного разлома особое значение приобретают коллективные усилия по налаживанию культурного диалога. В этой связи все острее встают проблемы сохранения и преумножения культурного наследия, а также более активного использования ресурса культуры на внешнеполитической арене.

    Выступая на совещании с российскими послами и постоянными представителями в международных организациях, Президент России Д.А.Медведев особо подчеркнул, что «при всех острейших противоречиях на мировой сцене очевидно стремление сегодня к гармонизации отношений, к установке на диалог, на снижение конфликтности»1. В этой связи необходимо отметить, что именно гуманитарное сотрудничество является одним из наиболее эффективных средств налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, преодоления конфронтации в мире. В конечном счете именно культурно-гуманитарная проблематика во все возрастающей степени оказывает воздействие на процессы формирования современной полицентричной системы глобального управления, задает вектор ее развития.

    Одной из важнейших задач Россотрудничества является повышение эффективности гуманитарной составляющей внешней политики Российской Федерации, придание в этой сфере нового качества и институционального формата всему комплексу взаимоотношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья, наполнение этих взаимоотношений новым содержанием.

    Ключевая роль в этом процессе отводится культуре как стратегическому потенциалу для сохранения традиционных национальных идентичностей при максимальной интеграции в мировые культурные потоки. От успешного решения этой задачи во многом зависит укрепление международного авторитета, а следовательно, и влияния России в мире.

    Культура России в глобальном контексте

    РОССИЯ не может себе позволить остаться в стороне от реализации культурных программ и проектов мирового уровня. Именно в рамках этого процесса будут формироваться элементы новой, интегрированной мировой культуры, которая будет стремиться впитывать ценностные представления различных регионов мира, религий и культур. Участие в этом процессе означало бы реализацию - уже в современных условиях - накопленного нами колоссального историко-культурного потенциала в интересах самой России и российского общества в русле перспективных тенденций мирового развития, таких как интеграция и регионализация. Как считают многие эксперты, если в предшествующие века Россия служила инструментом распространения европейской цивилизации на Восток, то сейчас она могла бы служить реальным гарантом поддержания континентального культурного равновесия.

    На вызов реформ Петра Великого - первой масштабной модернизации России - страна, по словам Л.Н.Толстого, ответила гением А.С.Пушкина, то есть всей нашей великой культурой XIX века. Поэтому оказаться сейчас в стороне от формирования общемирового культурного мейнстрима означало бы, помимо прочего, измену нашему прошлому, отрицание того огромного вклада, который народы России уже внесли в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.

    В рамках межведомственной рабочей группы по международному культурному сотрудничеству под руководством МИД России Россотрудничество принимает активное участие в разработке общегосударственной Концепции внешней культурной политики России. Федеральное агентство также принимает участие в разработке Концепции сотрудничества государств - участников Содружества независимых государств в области культуры. Сложно переоценить важность этих двух документов, которые призваны не только стать концептуальной основой для деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств по реализации внешней культурной политики Российского государства, но и придать мощный импульс на уровне регионов, гражданского общества для расширения базы международного партнерства в области культуры и в конечном итоге создать многосторонний формат культурного взаимодействия с зарубежными странами.

    В условиях отсутствия утвержденной концептуальной базы и в целях обеспечения российских интересов за рубежом в сфере культуры в рамках своих полномочий Федеральное агентство вступает в естественное партнерство с российскими и зарубежными участниками для реализации ключевых российских зарубежных акций в сфере культуры на принципе, известном в дипломатическом мире как ad hoc.

    Россотрудничество является естественным союзником Комиссии России по делам ЮНЕСКО: во-первых, в отношении сотрудничества по линии гражданского общества, во-вторых - как сетевой партнер, готовый предоставлять свою зарубежную инфраструктуру в качестве опоры для осуществления совместных с Комиссией крупных имиджевых мероприятий. Кроме того, Россотрудничество во взаимодействии с Российской ассоциацией международного сотрудничества (РАМС), куда входят ассоциации и общества дружбы России с более чем 60 странами, а также десятки ведущих неправительственных организаций, начало развивать контакты с зарубежными партнерами в сфере культуры и социальных наук.

    Вместе с тем - как показывает опыт ЮНЕСКО, а также успевшая доказать свою эффективность практика ряда крупных государств - весьма действенным механизмом влияния на формирование процессов в культурной и гуманитарной сфере в целом являются международные объединения.

    В этой области Россия располагает одним из своих главных резервов глобального масштаба - это русскоговорящее пространство, включающее в себя не только соотечественников, чье рассеяние сегодня по планете подвержено влиянию как гуманитарных, так и экономических факторов. К нему применим термин «Русский мир», который представляет собой потенциальное объединение русскоговорящих сообществ, а также всех людей, тянущихся к русскому языку, культуре и духовности, независимо от национальной принадлежности или вероисповедания.

    Россотрудничество в силу своего статуса могло бы выступить координатором международного движения русофонии, которое, по аналогии с Международной организацией франкофонии, уже организационно оформилось в рамках гражданского общества таких стран, как Франция и Болгария. Российские соотечественники за рубежом могли бы стать ядром этого мирового движения. Подобный проект мог бы находиться непосредственно под эгидой Президента России.

    В нынешний момент становится очевидной задача обновления государственных механизмов международного сотрудничества, эффективность работы которых находится в прямой зависимости от межведомственной координации, которая, безусловно, нуждается в укреплении. Мировой опыт свидетельствует об устойчивом развитии именно тех экономик, где, например, приоритетное внимание уделяется культурной индустрии в сочетании с развитием культурного туризма, служащего гарантией постоянного спроса как за счет внутреннего потребления, так и внешнего притока туристов.

    Если в XVIII-XIX веках существовал, по тем временам, широкий диалог между русской и западной культурами, то на нынешнем историческом этапе - в условиях жесткой прагматики, конкуренции, зависимости от каналов коммуникации - сама перспектива реализации общемирового диалога открывается прежде всего через международно признанные сети культурного сотрудничества, в частности в партнерстве как с ЮНЕСКО, так и с другими ведущими международными правительственными и неправительственными организациями.

    Наиболее перспективной, на наш взгляд, на этом направлении могла бы стать специальная программа Россотрудничества по формированию благоприятных условий для гуманитарных связей России в рамках основных культурных приоритетов и решения задачи укрепления позитивного облика России в международной гуманитарной сфере. Подобная программа могла бы стать прообразом национального проекта «Культура» в части международных культурных связей нашей страны.

    Взаимодействие с ЮНЕСКО

    КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ развития гуманитарной составляющей международного сотрудничества является взаимодействие с ведущей международной правительственной организацией, ответственной за гуманитарную сферу в системе ООН - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Именно она рассматривает культуру как «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и экономических, характеризующих общество и социальную группу, охватывающих, помимо искусства и литературы, образа жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и взгляды»2. В деятельности этой организации за последнее десятилетие были сделаны кардинальные акценты на развитии мировой культурной сферы и сохранении всемирного культурного материального и нематериального наследия.

    Очевидно, что на пороге нового тысячелетия усилилось внутреннее противоречие мирового культурного процесса - отрицание культуры прошлого и возникновение новой, в основном глобалистской культуры с неясно очерченными контурами.

    Реакция «гуманитарного штаба» ООН на эту ситуацию была вполне конкретной. ЮНЕСКО выпустила несколько мировых научных докладов по культуре и создала важный международно-правовой инструментарий, соответствующий вызовам глобального процесса сближения национальных культур и ценностей, скорректировав тем самым недостатки Декларации тысячелетия ООН, в которой культура не была отнесена к числу целей развития.

    Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.), Международная конвенция об охране культурного нематериального наследия (2003 г.) и Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.) заложили основу переосмысления культурно-цивилизационных связей в современном мире на стыке тысячелетий. Например, впервые понятие «культурные товары и услуги» получило новую идентификацию: оно носит как экономический, так и культурный характер, но к нему нельзя относиться как к чему-то, имеющему только коммерческую ценность.

    С большой теплотой вспоминаю свою первую встречу и беседу в октябре 2009 года во Франции с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. Тогда она была только что избрана, и эта встреча с представителем российских федеральных властей для нее была одной из первых.

    В ходе насыщенной беседы обсуждались важные общие темы для налаживания плодотворного диалога между Россотрудничеством и ЮНЕСКО, в частности обозначено возможное сотрудничество на таких ключевых направлениях, как диалог цивилизаций и толерантность, предотвращение разрушения культурного наследия человечества, развитие образования как фактора устойчивого развития и других. Была достигнута договоренность об установлении официальных рабочих отношений между ЮНЕСКО и Международным союзом общественных объединений «Российская ассоциация международного сотрудничества» (РАМС) в целях более полной представленности российских НПО на международной арене и их эффективного служения делу мира и дружбы между народами. Эти договоренности сегодня активно претворяются в жизнь.

    Госпожа И.Бокова тогда высказала намерение акцентировать деятельность ЮНЕСКО на реальную связь с жизнью, экономикой и наукой. Фундаментальные науки, по ее мнению, могут стать важным звеном работы ЮНЕСКО, которая «должна служить людям, устойчивому развитию, расширению инновационной деятельности». В ответ была обозначена безусловная заинтересованность Россотрудничества в партнерстве по научной проблематике развития инновационного сотрудничества, глобализации механизмов обеспечения устойчивого развития в ХХI веке.

    Приветствуя инициативы нового генерального директора ЮНЕСКО, нельзя не отметить, что она учредила Группу высокого уровня по вопросам мира и диалога между культурами, сделала акцент на расширении партнерства с международной инициативой Альянс цивилизаций. При этом в качестве основных союзников ЮНЕСКО выступают крупные объединения - Международная организация франкофонии, Арабская организация по вопросам образования, науки и культуры и другие.

    В целом свой новый подход к сфере развития - в рамках которого культура была заявлена новым руководством ЮНЕСКО в качестве одного из главных компонентов - сформулирован как «новый гуманизм», формирование которого проходит через «культурное разнообразие и диалог между культурами и в котором происходит примирение глобального и локального, а также посредством которого мы заново учимся построению мира».

    И здесь мы видим явную близость позиций ЮНЕСКО и Президента России, указывающего, что «инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни»3.

    Как известно, 2010 год провозглашен ООН и ЮНЕСКО Международным годом сближения культур. В этом же году уже состоялись симпозиумы по теме «Управление рисками финансирования культуры». Важным их результатом стало признание ведущими учеными и практиками различных стран мира насущной необходимости инвестировать не только в инфраструктуру национальных культур, но и в творческий компонент как основу укрепления культурных позиций стран при политической поддержке их руководителей. В продолжение коллоквиума «Культура и творчество - факторы развития» в Испании прошел семинар «Культура и развитие». Несколько лет действует, к сожалению, без российского участия, инициированный ЮНЕСКО «Глобальный альянс в поддержку культурного разнообразия», где большинство стран - членов ЮНЕСКО представлены более чем 600 партнерами из среды бизнеса и гражданского общества.

    Нам импонируют новые подходы руководства ЮНЕСКО, направленные на катализацию процесса распространения ценностей и идей, благоприятствующих сближению народов и культур - толерантности и признанию равенства между собой различных культурных систем, отказа от унификации культурных норм и традиций.

    Контуры завтрашнего дня: рассвет или сумерки мировой культуры?

    «ЛИШЬ на основе культуры может быть достигнуто истинное самовыражение каждого народа и лишь на основе культуры может быть достигнут диалог между разными цивилизациями»4. Продолжая эту мысль министра культуры А.А.Авдеева, отмечу, что как на уровне национальном культура является стержнем, если хотите - хребтом, любого государства-нации, так и на глобальной арене международное культурно-гуманитарное сотрудничество является исключительно эффективным общеукрепляющим средством для всего цивилизационного организма.

    Позиция и авторитет Российской Федерации в мировом сообществе определяются не только ее политико-экономическим весом, но и культурным достоянием народов Российского государства. Вспомним слова известного русского философа И.А.Ильина, который говорил: «Сколько малых племен Россия получила в истории, столько и соблюла… Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась». В силу указанных особенностей исторического развития российскую культуру отличает «всечеловечность»5, то есть открытость и восприимчивость к культурам других стран и народов. Накопленный веками богатейший духовно-культурный потенциал России предопределяет уникальное место нашей страны в мировом культурном пространстве.

    Мир тем временем вступает в новый этап развития - эпоху утверждения культурно-цивилизационного многообразия, развития открытых, информационных и инновационных обществ, становления цивилизации знаний. Однако наряду с этими процессами усиливается мировоззренческая неустойчивость современной цивилизации, провоцирующая лавинообразное распространение социальных пороков, глобализацию экстремизма, крайним проявлением которого является терроризм. Большинство стран сегодня сталкивается со схожими вызовами и угрозами, которые невозможно преодолеть в одиночку.

    В XXI веке проявляется подлинная значимость духовной, культурно-гуманитарной составляющей в жизни нашего общества. Во многих странах, в том числе и в России, идут процессы формирования определенной модели культуры, влияющие на саму сущность духовных идеалов и нравственных принципов, а в конечном итоге - на культурную практику.

    Сегодня мы видим, что, в частности, и российское общество охватывает массовая потребительская культура. Все более пронизывая повседневную жизнь людей, она приводит к деградации социума путем смещения базовых, приоритетных установок с духовно-нравственных на материально-гедонистические. Особенно пагубное влияние «рыночная культура» оказывает на подрастающее поколение, разрушая его духовность и созидательную роль в обществе. Тем самым размывается потенциал многонациональной культуры России.

    Не секрет, что данный процесс отнюдь не является продуктом развития российского общества, а заимствован извне, став результатом агрессивной вестернизации сознания в постперестроечный период.

    Опасность примата материального над духовным осознают и в Европе, так как там эти процессы находятся уже на качественно ином уровне, когда системной эрозии подвергаются институты семьи и брака и усиливается ощущение, что под угрозой уже находится само будущее европейской цивилизации в ее нынешнем виде. Серьезным «звонком» в данном отношении стал нынешний глобальный финансово-экономический кризис, вызванный ограниченностью нравственно-мотивационной основы не только экономического, но и всего общественного развития западных стран. Традиционно нематериальный фактор, как оказалось, может иметь весьма материальные последствия.

    В этой связи, как нам представляется, именно Россия, обладая необходимым потенциалом, может стать мировым духовно-нравственным лидером, оплотом духовности и культуры. Для достижения этой цели сегодня необходимо проведение системной модернизации, как внутренней (в частности - развитие инновационной культуры), так и внешней культурной политики (активное присутствие России в мировом культурном пространстве на системной основе).

    Если говорить о совместных и многосторонних усилиях всей человеческой цивилизации для противостояния указанным вызовам и угрозам, то в этой области не утратили своей актуальности подходы, выработанные в рамках ООН: «Для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества»6.

    q

    В ЭТИХ УСЛОВИЯХ именно Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) по своему государственному статусу призвано играть во взаимодействии с Министерством иностранных дел и Министерством культуры России особую роль в сфере культуры - основополагающем сегменте международного гуманитарного сотрудничества.

    С одной стороны, Федеральное агентство и его зарубежные представительства участвуют непосредственно в процессе формирования и реализации программ двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, обеспечивая при этом национальные интересы России и ее соотечественников. С другой - Россотрудничество через продвижение за пределами России русского языка и популяризацию национально-культурной самобытности народов нашей страны, а также активизацию международных социально-культурных и побратимских связей российских регионов и городов укрепляет реальные стимулы для развития как традиционной, так и инновационной культуры внутри России.

    Впервые в нашей стране в лице Россотрудничества была создана новаторская структура как многовекторный инструмент, в том числе для системного развития международного гуманитарного сотрудничества и доведения до мирового общественного мнения реальной картины о жизни новой России. Появился шанс налаживания системной работы по объединению потенциала языка, культуры и многонациональных традиций, а также формирования устойчивого канала связи с носителями русской культуры за рубежом.

    На смену довольно стихийной культурно-просветительской деятельности за рубежом прошлых десятилетий приходит система зарубежной сети центров науки и культуры - представительств Россотрудничества, которые призваны стать эффективными полюсами распространения российской культуры, сравнимыми с такими, как немецкий институт Гёте, испанский Институт Сервантеса, Британский совет и другие.

    Осознавая это, руководство нашей страны сегодня делает особый акцент на усиление внешней культурно-гуманитарной политики, сохранение исторической памяти россиян и недопущение фальсификации роли России в мировой истории, опираясь на многовековую и многонациональную российскую культуру как на по-настоящему стратегический потенциал страны.

     

     

    1Цит. по: http://www.kremlin.ru/news/8323 (Москва, 12 июля 2010).

    2Подробнее см.: Материалы Всемирной конференции по политике в области культуры (г. Мехико, 1982 г.). Декларация Мехико по политике в области культуры//Культуры: диалог народов мира. ЮНЕСКО. 1984. № 3. С. 77.

    3Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва, 12 ноября 2009.

    4Доклад «Культура в начале XXI века и ее роль в становлении межнационального диалога» на 10-х Международных Лихачёвских научных чтениях «Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры». Москва, 13-14 мая 2010.

    5Термин, введенный в оборот Ф.М.Достоевским в знаменитой «Пушкинской речи»// Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 26. Ленинград: Наука, 1984.
    С. 129-149.

    6Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры//Международные правовые документы по вопросам культуры. СПб., 1996. С.15.

    interaffairs.ru

    Гуманитарное сотрудничество в СНГ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ -----------

    Гуманитарное сотрудничество в СНГ

    А.Л. Чечевишников

    В статье анализируются некоторые проблемные аспекты гуманитарного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств, в частности межрегионального сотрудничества, защиты прав соотечественников, информационного взаимодействия, перемещения рабочей силы, а также взаимодействия с «титульными» элитами.

    В СНГ, в частности в России, создана и функционирует разветвленная система обеспечения многостороннего сотрудничества в социально-гуманитарной сфере. Ядром системы являются Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, а также структура Россотрудничества. Фонд финансирует и принимает участие в организации части мероприятий Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ на 2011-2012 гг. Активную поддержку работе Фонда оказывает Совет по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ. Реализуются разнообразные культурные, образовательные, научные, молодежные и иные проекты. В мае 2011 г. создан также Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

    Механизмы социально-гуманитарного сотрудничества являются одной из несущих конструкций Содружества Независимых Государств1. Настоящие заметки исходят из предположения, что в российской политике в отношении СНГ как международной организации не произойдет существенных изменений, попыток его реформирования предприниматься не будет и Содружество продолжит существование в нынешнем своем качестве на неопределенную перспективу.

    Как представляется, существующее межгосударственное сотрудничество в социально-гуманитарной сфере вряд ли требует дальнейшего расширения за счет традиционных форматов (форумов, ассоциаций и т.п.). Политическая ре-

    зультативность официозного взаимодействия в значительной степени зависит от качества текущих двусторонних и многосторонних отношений, а на уровне исполнителей само это взаимодействие, очевидно, ориентировано на освоение бюджетных (в конечном счете) средств.

    Негосударственное «измерение» гуманитарного сотрудничества представлено пока в основном усилиями, направленными на поддержание инфраструктуры организаций соотечественников в сопредельных государствах - выстраивание «русского мира». Данное направление деятельности выходит за рамки СНГ. Публичным ее фокусом является задача сохранения и расширения позиций русского языка в мире, функциональным центром - фонд «Русский мир»2. Учредителями фонда являются МИД и Минобрнауки РФ. Государственное «происхождение» не является ни плюсом, ни минусом статуса фонда, так как это нормальная практика финансирования международных и зарубежных НКО, например в США и Великобритании.

    Вместе с тем приходится констатировать, что в странах СНГ структуры «Русского мира» в большей степени воспринимаются как российский официоз, нежели это имеет место, например, в Западной Европе, где к данному обстоятельству теперь менее чувствительны. Спецификой присутствия «Русского мира» в государствах СНГ является и его естественная специализация на работе с соотечественниками. В результате остается недостаточно «прикрытым» еще одно направление - взаимодействие с общественными

    Чечевишников Александр Леонидович - к.и.н., доцент, вед. н.с. Центра постсоветских исследований ИМИ МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]

    институтами титульной национальности, то есть той частью местной общественности, которая не относится к категории соотечественников и не уполномочена властями на сотрудничество с российскими структурами. Потребность в таких контактах имеется практически везде в сопредельных странах - среди старшего и среднего поколения академической и культурной общественности.

    Очевидно, что организация такого сотрудничества требует развертывания целого ряда новых российских и международных НКО, которые не будут ассоциироваться с «Русским миром». Естественно, что для работы с местными сообществами (как минимум, не пророссийски настроенными) требуются русские уроженцы соответствующих стран, имеющие или сохранившие связи в иностранных элитах.

    Такого рода сотрудничество неправительственных организаций, ценное само по себе, позволит наряду с обычными бизнес-контактами обеспечивать необходимую коммутацию и в ситуациях существенного ухудшения двусторонних отношений. Коммерческие связи и сотрудничество гуманитарного характера наиболее «стрессоустойчивы» в условиях конфликтов. Очевидным аргументом здесь является нынешний дефицит неофициальных контактов с Грузией. Запоздалые попытки выстроить такие контакты постфактум оказались не слишком эффективными. Аналогичная ситуация имеет место и в Молдавии.

    Ресурс прочности обеспечивается и развитием межрегионального и приграничного сотрудничества, а также сотрудничества городов3. Это сотрудничество строится на самых различных уровнях - глав регионов, министров региональных правительств, мэров, администраций районов, бизнеса и НКО.

    Данное направление международной деятельности с каждым годом становится все интенсивнее - в силу многогранности социально-экономических потребностей регионов и расширения их возможностей для «внешней экспансии». При этом в общероссийских масштабах соответствующая деятельность носит, по сути, стихийный характер. Общее наблюдение и консультирование осуществляет МИД России, но его функции здесь вряд ли можно квалифицировать как координирующие. Ярким примером «хаотизации» является межрегиональное сотрудничество города Москвы. В течение целого ряда лет в Правительстве Москвы периодически актуализировался вопрос об оптимизации данного направления. Ставилась задача по мере перезаключения и обновления договорных отношений с регионами и городами стран СНГ упорядочить и формализовать перечень и структуру регулятивных документов, а также юридических актов, оформляющих данные отношения. Фиксировалась необходимость четче проработать соподчинение и соотношение рамочных соглашений и программ с договорами по отраслевому сотрудничеству и отдельным перечням мероприятий. Такая работа предпринималась, но результативность ее невелика.

    Опыт межрегионального сотрудничества Правительства Москвы свидетельствует и о необходимости интеграции межрегионального и приграничного сотрудничества. Многие пограничные регионы являются дотационными и объективно не способны эффективно развивать приграничное сотрудничество. Однако возможен запуск программы создания трехсторонних отношений по схеме «Москва - приграничный регион РФ -приграничный регион-партнер соседнего государства». Аналогичные «шефские» функции могут взять на себя Санкт-Петербург на северо-западном направлении, Красноярск, Томск, Новосибирск на южно - сибирских направлениях.

    Разумеется, постановка задачи централизовать международную деятельность регионов и городов некорректна. Исходная многосубъектность и многоуровневость позволяют проявляться и реализовываться тем возможностям взаимодействия, которые в условиях централизованного планирования остались бы втуне4. Совершенно логична и постановка другой задачи - систематизации информации о формах, методах и содержании сотрудничества регионов с зарубежными субъектами. Требует также своего выявления и осмысления как позитивный, требующий мультипликации, опыт, так и направлений, проектов, содержащих негативный потенциал. Кроме того, сведенная в едином информационном центре соответствую-щая информация будет является важным условием повышения эффективности внешнеполитического планирования, особенно на проблемных направлениях.

    Такой площадкой могла бы стать вновь созданная автономная НПО - например, «Форум регионов и городов стран СНГ». Следовало бы предусмотреть каналы индивидуального подключения отдельных городов и регионов к его работе, создать гибкую систему участия и проработать иерархию вовлеченности региона или города в совместной работе. Если вариант упомянутой НПО все же окажется неоптимальным, целесообразно сделать ставку на «Международную ассамблею столиц и крупных городов» (МАГ).

    Важным направлением взаимодействия с «титульной» общественностью стран СНГ может стать организация академических обменов - помимо квот, согласованных межгосударственными соглашениями. Такая селекция существенно более эффективна, так как дает в руки российских НКО возможность приглашать ученых, не будучи связанными рекомендациями или разнарядками властей соответствующих государств. Тем самым возможность регулярно приезжать в Россию, вести здесь исследования будут иметь те специалисты, в которых заинтересована прежде всего наша страна. Перспективной и до сих пор не используемой пророссийскими НКО технологией является и предоставление так называемых микрогрантов (до 1000 евро) на конкретные разовые проекты.

    Важно учитывать, что опыт управления международными научными проектами остается редким качеством в российской академической

    А.Л. Чечевишников

    среде. Но при наличии соответствующего опыта полезно и софинансирование таких проектов. Многие зарубежные источники финансирования научных и образовательных проектов, включая частные благотворительные фонды из США и Западной Европы, готовы оказывать поддержку подобного рода начинаниям в России и странах СНГ. Однако зачастую условием поддержки, выдвигаемым частными фондами, является наличие софинансирования со стороны государственных источников как знак признания полезности соответствующего проекта властями государств-участников. Таким образом, представляется возможным, привлекая управленческие и организационные ресурсы неправительственных организаций, не только повышать эффективность реализации последних и перекладывать часть расходов на плечи частных источников финансирования, но и выстраивать более перспективные форматы международного сотрудничества.

    После распада СССР Россия уделяла особое внимание правам соотечественников, оказавшихся в новых, независимых государствах. Эта политика реализовывалась в основном в прибалтийских странах, причем ее эффективность была невысокой. Другие государства, прежде всего центральноазиатские, оказались фактически вне поля зрения. Политические режимы в этих государствах и сама общественная атмосфера не оставляют достаточно места для развертывания здесь пророс-сийских НКО. В этой связи более реалистичным представляется их выстраивание под эгидой Русской православной церкви. Во всех центральноазиатских государствах (теперь и в Туркмении) РПЦ находится в партнерских отношениях с государственными органами, воспринимается ими как традиционный и достаточно полезный институт.

    Церковь сравнительно недавно осознала действенность правозащиты как инструмента решения социально-политических задач. Вместе с тем практически во всех государствах СНГ и Балтии организациями соотечественников накоплен определенный опыт правозащитной деятельности, который может быть воспринят и использован РПЦ. Например, было бы логично вести дело к созданию в государствах Центральной Азии сети адвокатских бюро, формально не зависимых от соответствующих епархий, благочиний и приходов, но при этом позиционирующих себя в качестве конфессиональных - православных. Учитывая прогрессирующую архаизацию общественно-политической жизни пяти центральноазиатских государств и лояльное отношение к РПЦ со стороны официальных властей, такая постановка вопроса не должна восприниматься как покушение на политические устои. Разветвленная система правовой помощи и поддержки позволит защищать законные интересы не только учреждений, священства, сотрудников и прихожан РПЦ, но также иных субъектов, в которых заинтересована Российская Федерация. Ее действенность будет убедительной демонстрацией российского влияния5.

    Традиционно считается, что медиа - активность и информационная работа в целом не относятся к достоинствам деятельности российских государственных и негосударственных субъектов. Очевидно, что такое положение не может быть качественно изменено ни простым увеличением финансирования, ни отдельными удачными проектами. Особенно в глобальной информационной среде, тон в которой задают почти исключительно Соединенные Штаты Америки. Вместе с тем информационное пространство СНГ является практически доступным для конкуренции как с США, так и с региональными и местными субъектами информационной активности.

    Свертывание прямого телевизионного российского вещания в странах СНГ - объективный процесс. В этой связи необходимо развивать новые формы информационного сотрудничества и воздействия. В Интернете - создавать порталы и сайты не только в сегменте Рунета, но и в национальных доменных полях - «ВУ-нете», «иА-нете», «К^-нете» и пр., а также инвестировать средства в уже работающие интернет-структуры. Остаются актуальными и задачи развития кабельного русскоязычного телевидения и вещания пропагандистских и коммерческих радиостанций БМ-ди-апазона (по образцу «Русского радио Украина»)6.

    В общественном сознании России и других стран СНГ до сих пор не осознано, что масштабная трудовая (и нетрудовая) миграция также является важнейшим направлением социальногуманитарного сотрудничества в рамках СНГ. В России представители власти, науки и НКО либо (чаще) акцентируют внимание на безальтерна-тивности трудовой иммиграции для функционирования российской экономики, либо (реже) опровергают целесообразность такой иммиграции и квалифицируют ее как угрозу национальной безопасности. Но никто не формулирует этот вопрос политически целесообразно: маятниковая миграция в Россию это не естественное право бывших соотечественников, а великое благо, которым следует дорожить.

    Введение в офи-ци-альную риторику такой интерпретации гуманитарного сотрудничества было бы полезно и на перспективу. Когда сформируются необходимые субъективные условия для введения визового режима с большинством стран СНГ, отказывать в дополнительном (и потому временном) бонусе будет существенно легче.

    Целесообразно систематизировать имеющуюся информацию о существующих организациях гастарбайтеров и попытках их дальнейшей организации, а также с учетом зарубежного опыта про-работать возможные подходы к данной проблеме. Имеющаяся информация дает основания усомниться в целесообразности санкционирования создания профсоюзов мигрантов из государств СНГ. Многочисленность мигрантов является практически непреодолимой преградой для эффективного контроля над организациями подобного рода. При том, что они неизбежно окажутся объектом внимания для субъектов де-

    структивной направленности. Было бы логично взять курс на более широкое привлечение к решению проблем трудовых мигрантов из СНГ правозащитных организаций, не специализированных ни по этническому, ни по конфессиональному, ни по иному групповому признаку.

    Параллельно было бы полезно усилить внимание российских СМИ, правозащитных организаций, а также профессиональных ассоциаций специалистов в области юриспруденции к ситуации с правами человека в СНГ. При этом помимо традиционного и важнейшего направления - защиты прав русскоязычных - следовало бы тем или иным образом реагировать и на ущемление прав трудовых мигрантов (например, таджикских и киргизских в Казахстане).

    С проблематикой многостороннего сотрудничества в рамках СНГ пересекается еще одна международная организация - Организация Черноморского экономического сотрудничества. Эволюция ОЧЭС такова, что в ее деятельности с каждым годом все труднее рассмотреть что-то рациональное с точки зрения интересов России. В силу ряда объективных и субъективных обсто-

    ------------ Ключевые слова ------------------

    Содружество Независимых Государств; международное гуманитарное сотрудничество; русские на постсоветском пространстве; регулирование миграции.

    ятельств состав организации расширен до таких пределов, что Россия уже не может проводить в ней эффективную линию. Но она может инициировать процедуру приема в ОЧЭС Казахстана, Туркмении и, возможно, Афганистана. Достаточно эффективным инструментом станет подача Абхазией заявки на вступление в организацию и настойчивые усилия по «инфильтрации» представителей Сухума на заседания рабочих органов ОЧЭС. Скандалы, которые будут возникать, могут сопровождаться комментариями о том, что абсурдно не допускать черноморскую страну к работе организации, до половины участников которой не имеют выхода к Черному морю.

    Chechevishnikov A.L. Humanitarian Cooperation in the CIS.

    Summary: This article explores some of the problematic aspects of humanitarian cooperation within the Commonwealth of Independent States, including interregional cooperation, protection of the rights of compatriots, information exchange, movement of labor, as well as interaction with the “titular” elites.

    ------------- Keywords ------------

    Commonwealth of Independent States; international humanitarian cooperation, Russians in the post-Soviet space, control of migration.

    Примечания

    1. См. подробнее: Лебедев С.Н. СНГ - территория реального сотрудничества // Международная жизнь. 2009. № 2-3. С. 13-19; Муха-метшин Ф.М. Диалог цивилизаций как новая парадигма развития // Международная жизнь. 2009. № 10. С. 128-134; Мухаметшин Ф.М. Культура в международном гуманитарном сотрудничестве // Международная жизнь. 2010. № 8. С. 21-30; Петраков М.И. О концепции дальнейшего развития СНГ // Международная жизнь. 2009. № 8. С. 40-52; Чернявский С.И. Содружество Независимых Государств - реалии и перспективы. М., 2008; Москалькова Т. Гуманитарное сотрудничество стран СНГ // Полиция России. 2010. № 5. С. 4-5; Скринник В.М. Политико-правовые аспекты взаимодействия России с соотечественниками за рубежом // Власть. 2009. № 5. С. 68-71.

    2. Об основных направлениях деятельности фонда «Русский мир» см.: Неймарк М.А. Русский мир в европейском пространстве // Стратегия России. 2009. № 5. С. 43-54.

    3. См. подробнее: Молчанов А.Ю. Рамки приграничного сотрудничества // Российская Федерация сегодня. 2010. № 11; Николаев С.А. Россия - Казахстан: приграничное и межрегиональное сотрудничество // Международная жизнь. 2010. № 11. С. 49-57; Вардомский Л.Б. Пояс соседства России. Развитие и взаимодействие в условиях глобального кризиса // Россия и современный мир. 2010. № 4. С. 124-143; Дубровина О.Ю. Опыт и особенности деятельности Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешне экономическим связям при МИД России в 2005-2009 гг. // Власть. 2010. № 7. С. 47-49; Чечевишников АЛ. Положение финно-угорских народов России: внутриполитический и международный аспекты // Ежегодник ИМИ - 2010. М., 2011. С. 448-455.

    4. Такая многосубъектность и многоуровневость вполне корреспондируют с самой структурой постсоветского пространства. См. об этом: Косолапов Н.А., Стрежнева М.В. Постсоветское пространство: условность или реальность? // Транснациональное политическое пространство: Новые реальности международного развития. М., 2010. С. 37-50.

    5. См. подробнее: Чечевишников А.Л. Социальная миссия Русской православной церкви в среднеазиатских государствах и Казахстане // Портал МГИМО-Университета [2009] (http://www.mgimo.ru/news/experts/document123831.phtml)/

    6. См. также: Мальгин А.В., Болгова И.В. Информационное пространство СНГ: возможности позитивной коррекции // Ежегодник ИМИ - 2010. М., 2011. С. 412-414.

    cyberleninka.ru

    Международное гуманитарное сотрудничество - Факультет глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова — Учёба.ру

    15 правил безопасного поведения в интернете

    Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

    Институт гуманитарного образования и информационных технологий

    ИГУМО — современный вуз

    Российский технологический университет

    Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты.

    Олимпиады для школьников

    Перечень, календарь, уровни, льготы.

    Закодированный мир

    Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?

    Классная экипировка

    Полезные и забавные предметы для школьников.

    Московский социально-экономический институт

    Профессии для общества

    Кузница кадров

    Самые перспективные профессии в колледжах.

    Первый экономический

    Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

    Билет в Голландию

    Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

    Цифровые герои

    Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

    Английский язык

    Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

    Работа будущего

    Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

    Профессии мечты

    Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

    Экономическое образование

    О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

    Гуманитарная сфера

    Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

    Молодые инженеры

    Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

    Новая педагогика

    Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.

    Онлайн-образование

    Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.

    Федеральные университеты

    О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.

    Табель о рангах

    Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

    Карьера в нефтехимии

    Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

    www.ucheba.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о