На какие оценки учился пушкин – Каким по успеваемости был в Лицее Пушкин А. С.?

    Как учился А.С. Пушкин

    Доклад 6 класс.

    А.С. Пушкин вспоминает годы учения в Царскосельском лицее как один из самых счастливых периодов своей жизни. Здесь он по­знакомился со сверстниками, ставшими его верными друзьями на всю жизнь: Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, В. Одоевский… Судьба свела его в годы учебы с неординарными людьми — учителями лицея: это молодые профессора А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Я.И. Карцев, Н.Ф. Кошанский, талантливые люди и талантливые педагоги. Именно здесь развился талант будущего гениального по­эта России, именно здесь его талант был признан широко извест­ными талантливейшими поэтами его времени — Державиным, Ка­рамзиным, Жуковским, Батюшковым.

    Царскосельский лицей был открыт в 1811 году. До 1843 года это было мужское высшее привелигированное закрытое учеб­ное заведение в России (Царское Село) для детей дворян. Пред­назначалось для подготовки преимущественно высших государ­ственных чиновников. Имел права университета. В 1844 — 1917 годах — Александровский лицей в Петербурге (Энциклопе­дический словарь, 1980)

    А.С. Пушкин поступил в только что открытый Царскосель­ский лицей в 1811 году. Этот лицей был привилегированным учебным заведением, целью которого являлась подготовка высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. 82

    А.С. Пушкин, уже будучи взрослым человеком, так вспоми­нал свои лицейские годы:

    Златые дни!

    уроки и забавы,

    И черный стол,

    и бунты вечеров,

    И наш словарь,

    и плески мирной славы,

    И критики

    лицейских мудрецов!

    Черновик стихотворения «19 октября». 1825 г.

    Царскосельский лицей задумывался как элитное учебное за­ведение. В то время по Петербургу ходили упорные слухи о том, что император Александр I хотел воспитывать своих братьев- подростков — Николая четырнадцати лет и Михаила двенадцати лет вместе с детьми знатных сановников и с этой целью органи­зовал Царскосельский лицей.

    При поступлении в лицей подростки сдавали экзамены, но главным условием поступления было их происхождение: здесь должны были обучаться будущие государственные мужи, поэто­му принимали в лицей детей знатных фамилий. Исследователи считают поступление Пушкина в Царскосельский лицей случай­ностью, «он не был столь высокого происхождения, чтобы обу­чаться вместе с великими князьями». Хотя получилось так, что из тридцати поступивших в лицей мальчиков года оказались и дети небогатых и незнатных родителей — возможно, сыграл свою роль тот факт, что первый прием состоялся накануне войны 1812 года, и император Александр I не очень контролировал на­бор в лицей.

    Царскосельский лицей был учебным заведением закрытого типа; это касалось не только сословного порядка отбора воспи­танников, но и условий их проживания в лицее: ни разу в тече­ние 6 лет обучения мальчики не имели права отлучаться домой, они жили только в лицее, а с родителями виделись лишь тог­да, когда тс ненадолго приезжали в гости. Поэтому все свое время — и время занятий, и внеучебное время — они проводили в стенах лицея.

    Режим дня воспитанников был достаточно насыщенным, четким:

    «Вставали в шесть утра и шли на молитву.

    С семи до девяти занятия.

    В девять чай.

    До десяти прогулка.

    С десяти до двенадцати опять «класс».

    От двенадцати до часа — прогулка.

    В час обед.

    От двух до трех — чистописание или рисование.

    От трех до пяти — другие уроки.

    В пять — чай.

    До шести прогулка, потом повторение уроков — «вспомога­тельный класс».

    В иоловине девятого — ужин.

    После ужина до десяти — отдых (рекреация).

    В десять — вечерняя молитва и сон».

    Так как основной целью Царскосельского лицея была под­готовка будущих государственных чиновников высшего ран­га, образование воспитанников было качественным, широким и разноплановым. Царскосельский лицей по своим правам был приравнен к российским университетам.

    Преподавали в лицее высокообразованные, талантливые пе­дагоги. Интересно, что все профессора лицея, кроме одного — Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми, им не ис­полнилось и тридцати лет. Важно и то, что основные науки пре­подавали русские педагоги, а не иностранные — для России того времени это было новшеством. Если говорить о любимых педа­гогах Пушкина, то надо назвать прежде всего Александра Пет­ровича Куницына. Это был высокообразованный, просвещенный человек, человек достаточно передовых взглядов, талантливый педагог, относившийся с большим чувством уважения к своим воспитанникам. Вместе с И.К. Кайдановым и Я.И. Карцевым он успешно окончил Петербургский педагогический институт-. Как 84 способных студентов всех троих отправили за границу — про­должить там образование. После возвращения они были назна­чены профессорами в Царскосельский лицей.

    Директором лицея был Василий Федорович Малиновский. Он был строг и в то же время справедлив и по-настоящему добр со своими воспитанниками. Он считал, что воспитываю­щие и воспитуемые — одно сословие, говорил об уважитель­ном отношении к лицеистам. Сам он никогда ни на кого не кричал и очень гордился тем, что в то время Царскосельский лицей был единственным учебным заведением в России, где воспитанников не секли.

    Программа обучения в лицее была довольно обширной и включала множество предметов: математические, физические науки, статистика, риторика, словесность, русская и мировая ис­тория, чистописание, рисование, пение, танцы, фехтование, вер­ховая езда, плавание. Особое значение придавалось изучению иностранных языков: воспитанники изучали русский, латинский, французский и немецкий языки.

    На уроки отводилось семь часов каждый день, правда, с боль­шими перерывами. Каникулы у обучающихся в лицее продолжа­лись один месяц — июль.

    Пушкин учился неплохо, многие педагоги говорили о том, что он способный ученик, хотя не возлагали на него особых на­дежд. Вот как о нем писал один из самых любимых педагогов Пушкина и других лицеистов Александр Петрович Куницын в ведомостях об успехах Пушкина по логике: «Хорошие успехи. Не прилежен. Весьма понятен».

    Одиннадцать месяцев в году лицеисты проводили в стенах своего учебного заведения. Понятно, что их жизнь не сводилась только к учебе. В лицее была прекрасная библиотека, и воспи­танники проводили там много времени, особенно Пушкин, кото­рый считался самым начитанным из воспитанников, и Кюхель­бекер, соперничавший с ним в этом.

    Одним из самых любимых занятий воспитанников лицея было творчество — они выпускали самые разные и многочис­ленные литературные журналы: «Царскосельские лицейские газеты», «Императорского лицея вестник», «Для удовольст­вия и пользы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец» и другие и поочередно выступали то авторами, то редакторами- издателями.

    Пушкин принимал самое активное участие в этих журналах. В журналах «Юные пловцы» и «Неопытное перо» он выступал как издатель, в других журналах помещал свои литературные опыты и рисунки, которые вызывали высокую оценку и у воспи­танников, и у педагогов. Хотя нужно сказать, что Пушкин не сразу был признан первым среди лицейских поэтов — воспитан­ник Илличевский считался первым стихотворцем.

    В своем стихотворении «19 октября», написанном в 1825 го­ду, Пушкин с нежностью вспоминает Царскосельский лицей и друзей, которых он там приобрел:

    Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Он, как душа, неразделим и вечен -

    Непоколебим, свободен и беспечен

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас ни бросила сутьбина

    И счастие куда б ни повело,

    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

    Отечество нам Царское село…

    tvory.info

    5 знаменитостей, которые плохо учились в школе / Малютка

    Хорошая учеба – дело полезное, но, увы, она не является ни показателем выдающихся способностей ребенка, ни гарантом его успеха в будущем. И, напротив, в рядах неприметных учеников часто скрываются дети с нестандартным мышлением, а иногда и настоящие гении.
    Низкая успеваемость в школе далеко не всегда говорит о том, что ребенок бездарен. Вполне возможно, он по какой-то причине не мотивирован на учебу, имеет сложности с концентрацией внимания или расплачивается плохими отметками за неудовлетворительное поведение. Нельзя исключать и вероятность того, что в отстающем ученике дремлет непризнанный гений, которому нестерпимо тесно в рамках школьной программы. Известно, что именно среди детей, имеющих посредственные успехи в учебе, процент нестандартно мыслящих, креативных личностей выше, чем среди круглых отличников. Чтобы не быть голословными, приведем примеры по-настоящему выдающихся людей, способности которых были оценены по достоинству намного позже, чем в школьные годы.
    Александр Сергеевич Пушкин

    Величайший русский поэт Александр Пушкин учился в Императорском Царскосельском лицее, элитномучебном заведении для детей дворян, куда он поступил в возрасте 12 лет (до этого юный Александр обучался на дому гувернерами). В лицее раскрылся поэтический дар Пушкина, о котором почти мгновенно стало известно в широких литературных кругах. Но несмотря на явную одаренность и феноменальную память, учился начинающий поэт более чем посредственно. С увлечением занимался он только теми науками, что были ему по душе, остальными же попросту пренебрегал.

    Более всего Александр любил русскую и французскую литературу, историю, а также преподаваемые харизматичным профессором А.П. Куницыным нравственность и логику. Пушкин уважал Куницына и был его благодарным учеником, однако даже на его занятиях мало что записывал, никогда не повторял уроков и отвечал всегда без подготовки.

    В характеристике, данной поэту Куницыным, написано: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе и успехи не значущие». Сохранились и другие воспоминания современников о лицеисте Пушкине: «В русском и латинском языках. Памятлив, но невнимателен и не прилежен. Успехи посредственны», «В математике. Способности редко употребляет в дело, развлечен, успехи недовольно приметны», «В немецком языке. Ни способности, ни прилежания».

    Знаменитый Царскосельский лицей Пушкин окончил в 1817 году. В общем табеле об успеваемости из двадцати девяти выпускников он оказался на двадцать шестом месте, показав успехи лишь «в российской и французской словесности, также в фехтовании».
    Альберт Эйнштейн

    Альберт Эйнштейн © фото wikimedia commons
    Наверное, нет человека, который бы не слышал о том, что Альберт Эйнштейн – великий ученый, положивший начало развитию современной физики. Он очень плохо учился в детстве. И хотя «неуспехи» гения обычно сильно преувеличиваются, его пример служит утешением для многих родителей.
    Маленький Альберт не был обычным ребенком. Он родился с очень большой головой, сплюснутой по бокам, а подрастая, проявлял явные странности в поведении: часто сидел в одиночестве, забившись в уголок, был очень медлительным и вообще ничего не говорил не то до четырех, не то до шести лет. Когда же будущий ученый произнес свои первые слова, оказалось, что его речь вполне сформирована. Если верить историку Отто Нойгебауеру, это произошло так: «Наконец, когда на стол подали ужин, он нарушил молчание и сказал: «Суп слишком горячий». Вздохнув от облегчения, родители спросили его, почему он до этого молчал. Альберт ответил: «Потому что до этих пор все было в порядке».
    Вопреки расхожему мнению относительно неспособности Эйнштейна к обучению, будущий ученый быстро схватывал материал по большинству предметов. Успеваемость гения страдала лишь из-за нежелания подчиняться авторитарным преподавателям и механически зазубривать материал. «Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор», – вспоминал Эйнштейн впоследствии. Между тем он много времени уделял самостоятельным занятиям, которые и привели его в ряды наиболее выдающихся личностей за всю историю человечества.
    Генри Форд

    Инженер-самоучка, промышленник, революционер в деле автомобильного производства, воплотивший в жизнь «американскую мечту», Генри Форд родился в семье фермеров в провинциальном городке штата Мичиган. Генри был старшим ребенком в многодетной семье, и его отец возлагал на сына большие надежды как на продолжателя фермерской династии. Мальчик же ненавидел физический труд и с малых лет задумывался о том, что неплохо было бы его как-то механизировать.

    Генри обладал огромной страстью к механике. Любые механические игрушки, часы и прочие приборы разбирались им и собирались заново по нескольку раз. В 12 лет мальчик уже оборудовал себе мастерскую, где проводил все свободное время. Правда, в сельской приходской школе будущий «отец автомобильной промышленности» учился неохотно и откровенно плохо (исключение составляла математика). В 15 лет Форд ушел из дома и устроился на завод. Высшего образования он не получил и всю жизнь писал с грубыми ошибками. Впрочем, это не помешало ему не только стать миллиардером, но и по сей день оставаться одним из самых цитируемых людей в мире. Одна из цитат как нельзя лучше отражает его отношение к образованию и саморазвитию: «Время не любит, когда его тратят впустую».
    Дмитрий Иванович Менделеев

    Выдающийся русский ученый Дмитрий Менделеев родился в многодетной семье директора гимназии. Он был младшим у своих родителей и семнадцатым по счету ребенком, хотя несколько из его старших братьев и сестер умерли в младенчестве.

    В свои первые гимназические годы Дмитрий учился неважно: наиболее часто в его табеле встречалась оценка «посредственно». Юный Менделеев был мальчиком с живым темпераментом и противился рутинной «зубрежке», из-за которой он больше всего не любил латынь и Закон Божий. По его собственному признанию, к классической школе он сохранил отвращение на всю жизнь. Однако это не помешало ему вполне прилично окончить школу и поступить в Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге.

    На первом курсе института по всем предметам, кроме математики, Дмитрий получил оценку «неудовлетворительно». Вероятнее всего, это можно объяснить его слабым здоровьем, расстроившимся в петербуржском климате, и вынужденными пропусками занятий, потому что позже успехи будущего гения заметно улучшились.
    Агата Кристи

    Английскую писательницу Агату Кристи (урожденную Миллер) недаром называют «Королевой детектива», ведь она относится к числу наиболее публикуемых литераторов за всю историю человечества, ее книги переведены более чем на 100 языков, а имя известно каждому.

    Миллеры были состоятельными выходцами из Соединенных Штатов, поселившимися в собственном имении в английском графстве Девоншир. Родители старалась дать хорошее домашнее образование всем своим детям – сыну и двум дочерям, младшей из которых была Агата. Надо сказать, что в семье будущая писательница считалась не очень сообразительным ребенком – при ответах на вопросы она почти всегда терялась и запиналась, но зато могла часами разговаривать сама с собой, играя с любимой игрушкой – обручем. Агата рано начала читать, много времени проводила за книгой, однако ее отношения с грамматикой не задались с самого начала: «Каждый день я занималась также орфографией, исписывая целые страницы трудными словами. Думаю, некоторую пользу эти упражнения мне принесли, но я всегда писала с кучей ошибок и делаю их по сей день».

    Чтобы воспитать из Агаты настоящую леди, в 15 лет ее отправили в парижский пансион, где она продержалась всего несколько месяцев, «отметившись» двадцатью пятью ошибками в диктанте и обмороком перед школьным музыкальным концертом, на котором она должна была выступать. Затем была парижская школа мисс Драйден, где будущая писательница серьезно занималась игрой на фортепиано и даже подавала определенные надежды, которым не суждено было сбыться: ей мешал панический страх перед сценой – она никогда не могла справиться с волнением на публике и «проваливала» каждое свое выступление.

    Как мы видим, истинный талант все равно пробьет себе дорогу, и плохая успеваемость не является для этого помехой, правда, есть одно «но», необходимое для его развития. Как сказал Дмитрий Иванович Менделеев: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

    malyutka.net

    Почему Пушкин в лицее был троечником

    Творчество Александра Сергеевича Пушкина знакомо абсолютно всем, особенно школьникам. Его стихи учат наизусть, романы читают, только вот парадокс — сам Пушкин учиться очень не любил.

    Фактрум предлагает разобраться, почему гениальный поэт ненавидел сидеть за партой.

    Пушкин был троечником, и его это не напрягало

    Личность Пушкина, как и любого другого великого человека, окружена множеством мифов. Один из них гласит, что Александр Сергеевич хорошо учился в лицее, был любим преподавателями и, как настоящий талантливый человек, был талантлив во всём.

    Однако при ближайшем рассмотрении обстоятельств его жизни можно обнаружить, что с успеваемостью у юного Пушкина было далеко не так радужно, как кажется. В учёбе поэт явно не блистал и был, если переводить на современную систему оценок, даже не хорошистом, а троечником, а зачастую и двоечником. Не очень приятный факт о человеке, творчество которого изучают в каждой без исключения школе, не правда ли?

    Пушкин не только не любил учиться, но и работать не хотел

    Неудачи в учёбе сыграли свою роль впоследствии, когда при выпуске из лицея Пушкин получил очень скромный по тем временам чин X класса. Ходят слухи, что помог устроиться нерадивому племяннику на работу его дядя, который был дружен с представителями высших эшелонов власти. Вообще, всех без исключения лицеистов готовили для государственной службы в самых престижных министерствах и ведомствах, растили из юношей карьеристов. Только вот с Пушкиным эта история не случилась. Так или иначе, Пушкин был вынужден служить коллежским секретарём в Коллегии иностранных дел, в то время как его одноклассники-отличники получали чины классом выше. Кстати, историки говорят, что работать Пушкин тоже не любил и появлялся перед глазами начальника лишь изредка. Делал он это с большой неохотой и совсем не занимался своим карьерным ростом.

    Учителя называли Пушкина «ленивым» и «неприлежным»

    Да уж, по всему получается, что Пушкин был просто ленивым троечником. Преподаватели так и писали в своих журналах: «неприлежен», «ленив», «медленные успехи». Особенно поэту не давалась арифметика, рисование так же не входило в число талантов.

    Один из преподавателей лицея — по логике и нравственным наукам, профессор Александр Куницын — отзывался об успехах великого поэта так: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен… а потому успехи его очень невелики, особливо по части логики».

    Другой преподаватель, Николай Кошанский, который вёл у лицеистов курсы латинского и русского языков, высказался о Пушкине следующим образом: «Больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания…» — хотя отмечал при этом блестящие успехи юного Александра Сергеевича по части владения русским языком.

    Пушкин занимался в лицее только тем, что ему нравилось

    Пушкин учиться не любил, зато принимал активное участие в деятельности многочисленных литературных журналов, которые выпускали ученики лицея: «Царскосельские лицейские газеты», «Неопытное перо» и других. В них он публиковал свои первые литературные опыты.

    Из всего этого можно сделать вывод, что в Царскосельском лицее молодой Пушкин занимался только тем, что ему нравилось и было интересно. Порывистому и импульсивному юноше ожидаемо не нравились скучные и «основательные» науки, зато всё, что было связано с творчеством, вызывало у поэта живой интерес.

    В любом случае, сегодня это не так важно, ведь мы помним его не за оценки и государственную службу, а за прекрасные стихи, сказки и романы, знакомые нам с самого детства.

    Лиза Полякова08.10.2018

    www.factroom.ru

    Как учились великие: Билл Гейтс был двоечником, а Чехов — второгодником | Персона | Культура

    В этом году исполняется 200 лет Царскосельскому лицею, выпускником которого был Александр Пушкин. Но

    ведь всем известно, что поэт был далеко не отличником, зато им гордится весь мир. Кто ещё из великих не отличался хорошими оценками?

    И. Ткаченко, Кемерово


    Многие из величайших умов совсем не блистали в школе. Вот лишь некоторые из них.


    Александр Пушкин


    Был явным гуманитарием. Много читал, интересовался новым, но совершенно ничего не понимал в математике и получал по этому предмету двойки. Однако это не помешало Александру Сергеевичу стать лучшим из лучших.




    Билл Гейтс


    В школе был двоечником. Отчаявшиеся родители обещали платить Билли за каждую пятёрку, но и это не помогло.




    Лев Толстой


    Не имел диплома об образовании. В 9 лет он остался сиротой, и многочисленные опекуны-родственники предпочитали баловать юного графа и не слишком ругали его за неуспехи в учёбе. В университете Толстой оставался на второй год из-за неудов по истории и немецкому языку. А после второго курса и вовсе забросил университет.




    Томас Эдисон


    Будущего миллионера и изобретателя «попросили» из школы как совсем безнадёжного. Доучивала его дома мать.




    Антон Чехов


    Дважды оставался в школе на второй год. В третьем классе — из-за плохих отметок по арифметике и географии, в пятом классе — из-за сплошных двоек по греческому языку. Удивительно, что по русской словесности будущий писатель никогда не получал больше четвёрки. Зато когда Чехов поступил в медицинский университет и там начал писать рассказы, то открыл себя в совершенно новом качестве.




    Альберт Эйнштейн


    Нобелевский лауреат в школе, что называет­ся, не мог связать двух слов.


    В наше время будущего великого учёного, скорее всего, определили бы в спецшколу для трудных детей.




    Исаак Ньютон


    Ему трудно давались… физика и математика. Ньютон был одним из худших учеников в классе.




    Уинстон Черчилль


    Считался одним из самых глупых ученико­в в классе. Ненавидел уроки, за неуспеваемость его отстранили от изучения древнегреческого языка и латыни — «всё равно бы «не потянул». Нобелевская премия по литературе педагогов Черчилля повергла бы в шок.




    Константин Циолковский


    Гениальный конструктор в дет­стве переболел скарлатиной, стал плохо слышать и потому не успевал в школе. Во втором классе оставался на второй год, после третьего его исключили. Но это не помешало Циолковскому, когда тот стал взрослым, сдать экзамены на звание учителя и позже прославиться на весь мир.








    Смотрите также:

    www.aif.ru

    Пушкин-лицеист

    Лицей, в котором учился Пушкин, был особенным учебным
    заведением. Назывался императорским, потому что был создан по воле
    императора Александра I для подготовки будущих государственных
    деятелей, дворян.

    В Лицее преподавались науки не только среднего образования, но и
    высшего: для будущих юристов, дипоматов и других крупных государственных
    чиновников. Обучение происходило шесть лет, разделялось на первые и
    вторые три года.

    Будущие воспитанники съехались в Лицей. Они довольны своим
    содержанием и веселы. У некоторых из них плохая одежда. Но всем выдали
    форменные сюртуки и сапоги. Указали комнаты для каждого отдельно
    живущего лицеиста с номерами по списку принятых в Лицей. Комната
    Александра Пушкина четырнадцатая. В пятнадцатую поселили Пущина, с
    которым Александр уже подружился. Шла деятельная подготовка к открытию
    Лицея профессорами, преподавателями, обслуживающим персоналом.

    В середине октября 1811 г. в зале Лицея в присутствии министра
    просвещения А.К. Разумовского шла репетиция церемониала акта открытия
    Лицея. Воспитанников вводят «известным порядком в залу», ставят на
    установленные места по списку, вызывают и учат кланяться по направлению к
    тому месту, где будет сидеть Александр I и его семейство.

    18 октября. Среда. Вечером в лицейской зале в присутствии А.К.
    Разумовского и лицеистов директор Лицея В.Ф. Малиновский читает речь, с
    которой он должен выступить на торжестве открытия Лицея.

    Александр Пушкин в Лицее

    19 октября. Четверг. Торжественное открытие Лицея в Царскосельском
    Екатерининском дворце. Присутствовали Александр I со своей семьей, члены
    Государственного совета, министры, придворные и «прочие первенствующие
    чины». В первом часу дня началась обедня в придворной церкви, после чего
    освящалось помещение Лицея. Акт начинается чтением высочайшей грамоты
    Лицею, затем В.Ф. Малиновский произносит речь, секретарь конференции
    Лицея профессор Н.Ф. Кошанский зачитывает списки служащих и
    воспитанников Лицея. Профессор Куницын произносит речь, имевшую большой
    успех у слушателей. После речей всех воспитанников вызывали по списку и
    каждый из них кланялся императору Александру I. После акта гости
    осматривали помещение Лицея и остались в столовой, где обедали лицеисты.
    Вместо казенного ужина лицеистов угощали обильным десертом. Вечером —
    иллюминация.

    Занятия в Лицее начались в понедельник, 23 октября. Лицеистов — 30
    человек. Учеба — в будни. Отдых — по воскресеньям и в табельные дни.

    Табельными днями назывались церковные праздники, кроме воскресений, и
    особенные дни в жизни императора и членов его семьи. Табельных дней в
    течение учебного года было много.

    О педагогическом процессе сохранились описания, где каждый раз встречается имя Александра Пушкина.

    «1 марта 1812 г. Составлена «Ведомость о дарованиях, прилежании и
    успехах воспитанников по части географии, всеобщей политической и
    российской истории от 23 октября 1811 по 1 марта 1812». Пушкин занимает
    14-е место. «Дарований очень хороших. Прилежен, успехов очень хороших».

    1 марта 1812 г. Полугодичные испытания лицеистов.

    Вид на Лицей и Придворную церковь

    «15 марта 1812 г. Составлен список воспитанников Императорского Лицея
    из российского и латинского классов, с показанием их способностей,
    успехов и прилежаний с 23 октября 1811 по 15 марта 1812 г.»

    «Из латинской грамматики пройдено: склонения, роды имен и спряжения
    правильных глаголов. Из российской: повторена этимология и весь
    синтаксис, причем каждое правило объяснимо было приличными и собранными с
    их понятием примерами».

    Пушкин занимает 14-е место.

    «Александр Пушкин более имеет понятливости, нежели памяти, более
    имеет вкуса нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить
    его; но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством
    собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в
    латинском хороши: в русском не столько тверды, сколько блистательны».

    19 марта 1812 г. «Табель, составленная из подданных ведомостей гг.
    профессоров, адъюнктов и учителей: 1) об успехах, 2) о прилежании, 3) о
    дарованиях лицеистов с 23 октября 1811 г. по 19 марта 1812 г.». Пушкин
    занимает 17-е место. «В росс. и лат. яз.: 1) успехи в латинском хороши, в
    русском не столько тверды, сколько блистательны, 2) слабого прилежания,
    3) одарен понятливостью и вкусом. Во франц. яз.: 1) считается между
    первымми, 2) весьма прилежен, 3) одарен понятливостью и проницанием. В
    нем. яз.: 1) мало успехов, 2) не прилежен, 3) весьма понятен. В
    арифмет.: 1) посредственные успехи, 2) ленив, 3) неплохих дарований. В
    географии и истории: 1) очень хорошие успехи, 2) довольно прилежен, 3)
    очень хороших дарований. В рисовании: 1) медленные успехи, 2) прилежен,
    но нетерпелив, 3) очень способен. В чистописании: 1) посредственные
    успехи, 2) прилежен, 3) способен».

    31 марта 1812 г. Рапорт (на французском языке) об успехах лицеистов с
    отзывом о Пушкине: «Кажется, он никогда не занимался немецким языком до
    поступления в Лицей и, кажется, отнюдь не желает делать этого и сейчас:
    между тем, если бы он захотел на это решиться, он сделал бы успехи
    самые быстрые, будучи одаренным проницательностью и памятью».

    По воскресеньям разрешалось посещать как Лицей, так и отдельных
    лицеистов. Лицеистам также разрешалось в воскресенья отдыхать вне Лицея.

    Лицеисты обратили внимание на Пушкина. В ноябре 1811 г. Александр Пушкин
    за прекрасное знание французской литературы получил от товарищей
    прозвище «француз».

    Александр Пушкин-лицеист

    В ноябре 1811 г. Пушкин написал в альбом кн. А.М. Горчакова
    прозаические строки: «Вы пишете токмо для вашего удовольствия, а я,
    который вас искренно люблю, пишу чтоб вам сие сказать».

    Творчество Пушкина в Лицее началось в первый год обучения. Февраль
    (?) — март, 25, 1812 г. «Состязаясь с Илличевским», Пушкин сочинил
    рыцарскую балладу в подражание балладам Жуковского (не сохранилась).

    25 марта 1812 г. Илличевский написал своему товарищу, П.Н. Фуссу,
    воспитаннику петербургской гимназии, что Пушкин, «Живши между лучшими
    стихотворцами, приобрел много в поэзии знаний и вкуса» и о том, что он
    (Илличевский) пишет с Пушкиным стихи «украдкою», так как лицеистам
    «запрещено сочинять».

    Пушкину 13 лет. 26 марта 1812 г. — апрель 20 (?). Профессор Н.Ф.
    Кошанский после лекции обратился к ученикам с предложением описать розу
    стихами. Пушкин «мигом» сочинил два четверостишия, которые всех
    восхитили (не сохранились).

    26 апреля 1812 г. Илличевский пишет П.Н. Фуссу, что лицеистам позволили сочинять.

    Приведенная картина первого года обучения в Лицее повторялась и в
    следующие пять лет занятий лицеистов. Александр Пушкин становился
    старше, обучался, воспитывался, становясь зрелым человеком. Как это
    происходило в его жизни и творчестве, будет видно, если посмотреть,
    каким лицеистом был Александр Пушкин в остальные пять лет обучения в
    Лицее.

    Каким лицеистом был Пушкин

    Большое внимание в воспитании лицеистов уделялось оценкам личности.
    Говорилось и о Пушкине, каким он был в первый год обучения в Лицее.
    Продолжая приводить оценки в последующие пять лет занятий Пушкина в
    Лицее, можно летописно сказать, каким лицеистом, постепенно изменяясь,
    возрастая, был Пушкин в следующие пять лет.

    18 ноября 1812 г. Рапорт об успехах лицеистов, отзыв о Пушкине: «Он
    стал гораздо более прилежным, чем раньше, и его успехи постоянно
    укрепляются».

    19 ноября. В рапорте с приложением списка воспитанников и с указанием
    их успехов в геометрии с 1 марта по 19 ноября 1812 г. Пушкин занимает
    26-е место. «Очень ленив, в классе невнимателен и нескромен,
    способностей не плохих, имеет остроту, но, к сожалению, только для
    пустословия, успевает весьма посредственно».

    Комната Пушкина в Лицее

    В тот же день. Рапорт с приложением отчета о поведении и свойствах
    воспитанников, где о Пушкине сказано: «Имеет более блистательные, нежели
    основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум.
    Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось
    его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора,
    приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными
    местами известных авторов, довольно начитан и в русской словесности,
    знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя
    начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие
    вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с
    сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная
    словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и
    добродушие; познавая свои слабости, он охотно принимает советы с
    некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и
    лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его
    вообще мало постоянства и твердости».

    В тот же день рапорт с приложением распределения воспитанников
    Императорского Лицея по немецкой литературе. О Пушкине: «С огорчением
    вижу, что этот ученик, одаренный в высшей степени проницательностью и
    памятью, упорствует в равнодушии к моему предмету». В распределении
    Пушкин помещен в последнем разделе, занимая в нем третье место из
    девяти.

    В тот же день. Составлен список воспитанников Лицея с показанием их
    способностей, прилежания и успехов по части логики и нравственной
    философии с 1 марта по 19 ноября 1812 г. Пушкин занимает 19-е место.
    Отзыв о Пушкине: «Александр Пушкин — весьма понятен, замысловат и
    остроумен, но вовсе не прилежен. Он способен только к самым легким
    предметам, требующим самого малого прилежания, отчего успехи его очень
    незначущи, особливо в логике. Характер имеет живой, но скрытый и вместе
    вспыльчивый».

    В тот же день. Черновик табели о поведении и успехах воспитанников.
    Пушкин занимает 23-е место. Отзывы те же, что и в беловом тексте (от 20
    (?) ноября), только в графе «Закон Божий» (как у всех лицеистов) отзыва
    нет, а о поведении сказано: «Легкомыслен, повеса».

    20 ноября. Пушкин в рисовальном классе называет Горчакова «вольной польской дамой».

    В тот же день рапорт учителя рисования с приложением ведомости об
    успехах воспитанников по части рисовального искусства с 19 марта по 20
    ноября 1812 г. Пушкин занимает в первом отделении 4-е место. О нем
    сказано: «Отличных дарований, особенно прилежания, но тороплив и
    неосмотрителен; а потому — успехи его не столько ощутительны, как у
    первых трех его товарищей».

    В тот же день. Составлена ведомость об успехах воспитанников по части
    чистописания с 1 марта по 20 ноября 1812 г., где Пушкин назван наряду с
    другими четырьмя лицеистами, о которых сказано: «Способны и прилежны,
    успели в русском и французском весьма порядочно, а в немецком
    посредственно».

    В тот же день. Табель, составленная из поданных ведомостей гг.
    профессоров, адъюнкт-профессоров и учителей: 1) об успехах, 2) о
    прилежании, 3) о даровании воспитанников Лицея, какие оказали они с
    19-го марта по 20 (?) ноября 1812 г. Пушкин занимает 23-е место.

    Пушкин на лицейском экзамене, картина Ильи Репина

    На втором годе обучения в Лицее в летописи говорится о поведении Пушкина среди товарищей:

    21 ноября. «Во время обеда Пушкин начал громко и насмешливо говорить,
    что Вольховский меня боится оттого, чтобы не потерять доброго своего
    имени, а мы, говорит, шалуны, его увещаниям смеемся. Тут пристал и г.
    Корсаков, и начали оба говорить, что я браню их родителей. Такая
    смелость зажгла тотчас самолюбие в других и заставила после обеда
    Гурьева и Дельвига пристать к их мнению».

    22 ноября. «Ввечеру окружили меня воспитанники, и Гурьев начал
    исчислять мне слышанные и замеченные им в моих речах слова, относящиеся
    до их родителей. Он показал тут непоколебимую наглость. К сему вызову
    тотчас присоединились и прочие, Пушкин, Дельвиг, Бакунин, Корсаков,
    Стевен и некоторые другие, которые, кроме Гурьева, все отозвались, что
    они слышали от других, а не сами были свидетелями, отчего многие и
    отстали…»; «Упорнее всех Гурьев, Пушкин, Яковлев, Стевен, Бакунин,
    Горчаков по причине своей пылкости и чрезвычайной ревности к чести своей
    или по честолюбию».

    23 ноября. И. Пилецкий на уроке отнимает у Дельвига «бранное на г.
    инспектора сочинение». Пушкин «с непристойной вспыльчивостью» громко
    говорит: «Как вы смеете брать наши бумаги — стало быть, и письма наши из
    ящика будете брать».

    30 ноября. Нескромный разговор Пушкина о модных французских лавках.

    Ноябрь… Декабрь. Список воспитанников с указанием их поведения и
    свойств характера. Отзыв о Пушкине: «Мало постоянства и твердости в его
    нраве, словоохотен, остроумен, приметно в нем и добродушие, но вспыльчив
    с гневом, легкомыслен».

    13 июня 1813 г. Пушкин «в классе чистописания смеялся довольно громко», чем «Калиныч был недоволен».

    26 июня. Классный рисунок, изображающий продавца кваса. Возможно, это
    портрет лицеиста П. Юдина (номер его комнаты (№6) выставлен на
    бочонке). Подпись: «Рисовал Александр Пушкин».

    Октябрь 1814 г. Список воспитанников по успеваемости в немецком языке. Пушкин занимает 25-е место.

    1815. Рапорт об успехах воспитанников. О Пушкине: «Он понятлив и даже
    умен. Крайне прилежен, и его очень заметные успехи столь же плод его
    суждений сколь и прекрасной памяти, ему место среди первых в классе по
    французскому языку».

    1 января. В ведомости от 1 ноября 1812 по 1 января 1814 г. о Пушкине,
    занимающем 17-е место, сказано: «При малом прилежании оказывает очень
    хорошие успехи, и сие должно приписывать одним только прекрасным его
    дарованиям. В поведении резв; но менее противу прежнего».

    1 февраля. В ведомости от 19 ноября 1812 по 1 февраля 1814 г. о
    Пушкине, занимающем 20-е место, сказано: «Весьма понятен, замысловат и
    остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам,
    которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не велики,
    особливо по части логики».

    1814, 23 сентября. Свойства и поведение гг. воспитанников с отзывом о
    Пушкине: «Легкомыслен, ветрен и иногда вспыльчив; впрочем, весьма
    обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную
    склонность. Подает надежду к исправлению».

    1814. Список воспитанников Лицея «по части французской словесности». Пушкин занимает в 1-м отделении 3-е место.

    1814. Рапорт об успехах лицеистов в алгебре и физике с 1 августа
    «минувшего» 1813 г. Пушкин «слаб и успехов приметных не сказал»;
    занимает 23-е место.

    1816. 22 марта. В черновых заметках директора Лицея Е.А.
    Энгельгардта, написанных для себя, «Нечто о воспитанниках старших
    отделений Лицея» (на немецком языке) дана резко отрицательная
    характеристика Пушкину: «Его высшая и конечная цель — блистать, и именно
    поэзией. Он основывает все на поэзии и с любовью занимается всем, что с
    этим непосредственно связано. Пушкину никогда не удастся дать своим
    стихам прочную основу, так как он боится всяких серьезных занятий, и его
    ум, не имея ни проницательности, ни глубины, совершенно поверхностный,
    французский ум. Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине. Его
    сердце холодно и пусто: в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно
    так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце. Нежные и
    юношеские чувствования унижены в нем воображением, оскверненным всеми
    эротическими произведениями французской литературы, которые он, когда
    поступал в Лицей, знал частию, а то и совершенно наизусть, как достойное
    приобретение первоначального воспитания». При характеристике М.
    Яковлева Энгельгардт отмечает склонность Пушкина к сатире.

    31 декабря. В таблице об успехах и поведении лицеистов за
    октябрь-декабрь 1816 г. показаны отметки Пушкина: энциклопедия права —
    4, политическая экономия — 4, военные науки — 0, прикладная математика -
    4, всеобщая политистория — 4, статистика — 4, латинский язык — 0,
    российская поэзия — 1, эстетика — 4, немецкая риторика — 4, французская
    риторика — 1, прилежание — 4, поведение — 4.

    1817 г. 17-24 марта. В общей табели об успехах, прилежании и
    поведении воспитанников Лицея предположительно за январь-март 1817 г.
    показаны отметки Пушкина: Закон Божий, энциклопедия права, политическая
    экономия — 3, военные науки — 0, прикладная математика, опытная физика -
    0, всеобщая политическая история и статистика — 4, немецкая риторика —
    0, французская риторика — 1, рисование — 0, фехтование — 1, прилежание -
    4, поведение — 3.

    Монахиня Серафима (Розова; 1901-2001)

    Православная жизнь

    ruskline.ru

    Как Пушкин учился в школе. Легенды о русских писателях

    Как Пушкин учился в школе

    Познакомился я с ним в харчевне, за чайным столом, потом мы не раз встречались там же, разговаривали. Он человек лет пятидесяти, рабочий-каменотесец из крестьян Костромской губернии; работает в Москве давно. Товарищи по работе называли его Василием Прокофьевичем, так и я стал называть его, а фамилию мне как-то не пришлось спросить у нега. Как-то по моему почину разговор у нас зашел о книгах.

    Василий Прокофьевич назвал себя «большим любителем интересного чтения», но из прочитанных им книг мог указать только роман «Камо грядеши?», автором которого ошибочно назвал Достоевского (в произношении этой фамилии он делал ударение на первом «о»), затем назвал еще повесть Пушкина «Капитанская дочка», но сам он ее не читал, а слушал, как другие читали.

    – Я тогда еще холостой был, – рассказывал он, – работал в артели в Москве. И вот один наш паренек раздобыл эту «Капитанскую дочку» про Емельку Пугачева и стал читать. Он читает, а вся артель слушает. Бывало, придем с работы, надо бы спать ложиться, а мы не спим, слушаем, чем там дело кончится. Да ночей, может, семь слушали. Ну, это, действительно, занимательное чтение было. И ведь вся правда, все с правды списано.

    Тоже вот еще «Камо грядеши?» – очень хорошее чтение. Это я уж сам читал. Только не Пушкина сочинение, а Достоевского.

    – Сенкевича, – поправил я его.

    – Да, это правда, Сенкевича, – сказал он. – А Достоевского я видел у знакомого переплетчика – «Преступление и наказание». Тоже, говорят, хороший роман. Просил почитать – не дал, чужая, говорит.

    Пользуясь подходящим случаем, я с целью узнать от него еще что-нибудь о Пушкине, стал рассказывать о том, какой тот был умный человек и великий поэт. Василий Прокофьевич выслушал меня с вниманием, затем в свою очередь рассказал, что ему пришлось слышать о Пушкине, о том, как Пушкин учился в школе и по своему уму и таланту стоял выше остальных учеников. От кого слышал он этот рассказ, он не помнит, дело было много лет тому назад.

    Когда Пушкин учился в школе, учитель взял и посадил его на заднюю скамейку.

    – Ты, говорит, и без учения много знаешь, – садись на заднюю скамейку, а которые остолопы – пускай на передней сидят, чтобы у меня перед глазами были и слушали мой урок.

    Пушкин и говорит:

    – Так и так, мне все едино.

    А после того учитель, этот профессор самый, и задает такой урок:

    – Я, говорит, скажу вам свои слова, а вы на них скажете свои, только чтобы они в тахту [Т. е. в такт, в рифму.] приходились. Ну вот, говорит, слушайте: «взошло солнце и освещает землю».

    Теперь, говорит, скажите свои слова.

    Вот ученики бились-бились, ничего у них не выходит. А было их триста человек. Профессор и говорит:

    – Видно, без Пушкина дело не обойдется. Ну-ка, говорит, Пушкин, научи этих болванов в тахту сочинять.

    А Пушкин говорит:

    – У меня такие слова припасены, что всему классу не по нутру будут.

    А профессор говорит:

    – Ничего, не бойся, я за все в ответе.

    Пушкин взял и сказал:

    «Взошло солнце и освещает землю,

    А вы, безумные народы, не знаете, что сказать».

    Вот какую тахту сказал!

    А ученикам не понравилось.

    – Что же это, говорят, он один умный, а мы дураки? – И стали задирать его.

    Профессору подсунули сотнягу, чтобы он их руку держал. Вот профессор и говорит раз:

    – Что ж это ты, Пушкин, возвышаешься? Я, говорит, на что профессор, сколько унвирстетов прошел, сколько академий, а не называю безумными. Только, говорит, ты мало смыслишь и до настоящих пунктов не дошел.

    Вот, видишь, какая стерва, так-растак! Раньше Пушкин был хорош, а как взятку получил, Пушкина сажей вымазал! Пушкин слушал-слушал и рассердился:

    – А, да ну вас к растакой матери вместе с вашей школой и профессорами! Я, говорит, дома один буду учиться. Я, говорит, теперь над вами поднялся, а придет время, буду первый в России человек и не забудут меня вовек.

    И ушел из школы сам по себе. И ведь правду сказал, что будет первым человеком: памятник поставили ему и все знают его.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    biography.wikireading.ru

    Пушкин в Лицее

    Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали».

    В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.

    На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

    Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.

    Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

    В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

    Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

    Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

    Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

    В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.

    Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.

    detskiychas.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о