Новосибирск ниижт – —

    Содержание

    СГУПС. Сибирский государственный университет путей сообщения

    18.07.2018

    Полное наименование учебного заведения: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения».

    Вуз основан в 1932 году.

    В вузе есть общежитие.

    Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) – железнодорожный вуз Новосибирска.

    Подготовка специалистов в области железнодорожного транспорта, транспортного строительства, транспортного права, экономики, менеджмента, сервиса и информационных технологий.


    Лицензия и аккредитация

    Лицензия:№ 2140 от 17.05.2016 г., бессрочно
    Аккредитация:№ 2735 от 22.12.2017 г. до 22.12.2023 г.


    Получаемое образование

    • Первое высшее образование
    • Бакалавриат
    • Специалитет
    • Магистратура
    • Аспирантура
    • Второе высшее образование
    • Среднее профессиональное образование
    • Дополнительное профессиональное образование

    Формы обучения

    • Очная форма обучения
    • Заочная форма обучения
    • Очно-заочная форма обучения

    Филиалы и представительства СГУПС

    Филиал СГУПС в г. Белово

    • Дата создания: 1959 год
    • Телефон приемной: +7 (384-52) 9-23-72
    • Почтовый адрес: 652612, Кемеровская область, г. Белово, ул. Ленина, 67 «а»
    • Сайт филиала СГУПС в Белово

    Филиал СГУПС в г. Новоалтайске

    Филиал СГУПС в г. Томске

    Томский техникум железнодорожного транспорта – филиал Сибирского государственного университета путей сообщения


    Институты СГУПС

    • Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров

    Факультеты СГУПС

    • Заочный факультет
    • Инженерно-экономический факультет
    • Мировая экономика и право
    • Мосты и тоннели
    • Промышленное и гражданское строительство
    • Строительство железных дорог
    • Управление персоналом
    • Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте
    • Управление транспортно-технологическими комплексами
    • Факультет Бизнес-информатики

    Колледжи СГУПС


    Контактная информация

    Адрес:630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191

    Телефон:
    +7 (383) 328-04-00

    Телефоны
    приемной комиссии:
    +7 (383) 328-05-85, +7 (383) 328-03-06
    Эл. почта:[email protected]
    Эл. почта приемной комиссии:[email protected]
    Официальный сайт СГУПС:www.stu.ru

    Дни открытых дверей

    Дата 12.01.2019 14:00
    Дата 16.02.2019 14:00
    Дата 30.03.2019 12:00

    sibvuz.ru

    Учебный корпус НИИЖТа | Архитектура Новосибирска

    Учебный корпус НИИЖТа. Арх. Масленников. 1955 г.

    Учебный корпус НИИЖТА (НИВИТ, НИИЖТ — бывшие названия СибГУПСа) по улице Дуси Ковальчук, 191 в Заельцовском районе г. Новосибирска. Построено в 1949—1955 гг. Здание признано памятником архитектуры регионального значения (постановление главы администрации Новосибирской области № 1303 от 29.12.2001 г.).

    Здание университета путей сообщения является одним из ведущих и лучших вузовских зданий Новосибирска. В то же время это характерный пример ведомственного вуза послевоенной эпохи. Здание построено в 1955-1964 гг. по проекту, разработанному специалистами московского проектного института Мосгипротранс под руководством архитектора В. Масленникова. Оно выполнено в формах классицизма с использованием ордерных композиций.

    Здание занимает угловое положение в квартале. Главным (южным) фасадом оно вытянуто по улице Д. Ковальчук, а восточным фасадом правого крыла выходит на ул. Залесского. По улице Залесского в 1973 г. пристроен лабораторный корпус, связь с которым осуществляется по галерее. Сложная форма   плана корпуса предопределила глубокий курдонер, который пересекается широким тротуаром-эспланадой, ведущим от ворот-пропилеи к главному входу в здание. По обе стороны пешеходной полосы размещены газоны и партерная зелень. Здесь же, несколько в стороне, расположена скульптурная группа из гранита, посвященная погибшим в годы Великой Отечественной войны студентам (выполнена скульптором Т. А. Гагариной).

    Главный корпус университета представляет собой четырехэтажное здание с цокольным этажом, завершенное скатной крышей. Доминирующим в архитектурном убранстве здания является восьмиколонный портик коринфского ордера. Выдвинутый вперед объем, украшенный большими каннелированными колоннами, является композиционным центром всего протяженного корпуса.

    Украшением интерьера центральной части здания является широкая парадная лестница, вкомпонованная в полукружие ротонды, пристроенной к дворовому фасаду. В оформлении двухсветного актового зала, расположенного на третьем этаже, обильно использованы лепные украшения из арсенала классицизма.

    Габариты здания: общая длина главного корпуса по ул. Д. Ковальчук — 258 м, по ул. Залесского (без лабораторного корпуса) — 66 м. 

    Архитектура главных учебных корпусов вузов, как правило, варьировала лишь одну композиционную схему: симметрично осевое построение главных фасадов, с обязательным размещением шести- или восьмиколонного портика большого ордера (на три-четыре этажа) в центре композиции и с боковыми выступающими ризалитами или без них. Значительный масштаб портиков — громоздких колонн или пилястр, с большими капителями, высокий тимпан фронтонов, заполненных часто эмблематикой больших размеров и «высокого» рельефа, — делает здания тяжеловесными и неуклюжими, а недостаточно профессиональное и плохое строительное качество воспроизведённых ордерных форм усугубляет невыгодное впечатление. Наиболее удачной (несмотря на общие концептуальные недостатки) представляется архитектура главного учебного корпуса института инженеров железнодорожного транспорта, обладающая определённой целостностью композиции и более высоким качеством архитектурных форм.

    Общим большим недостатком, присущим ряду зданий, является расположение их на красных линиях главных транспортных магистралей города, а также планировка корпусов с внутренним коридором и двусторонним расположением основных учебных помещений в них, при недостаточной освещённости, неудовлетворительной акустике, неудобном размещении рабочих мест студентов и работников института.  

    С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1945 — 1985 гг.»

    nsk.novosibdom.ru

    СГУПС, Сибирский государственный университет путей сообщения — Учёба.ру

    15 правил безопасного поведения в интернете

    Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

    Институт гуманитарного образования и информационных технологий

    ИГУМО — современный вуз

    Российский технологический университет

    Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты.

    Олимпиады для школьников

    Перечень, календарь, уровни, льготы.

    Закодированный мир

    Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?

    Классная экипировка

    Полезные и забавные предметы для школьников.

    Московский социально-экономический институт

    Профессии для общества

    Кузница кадров

    Самые перспективные профессии в колледжах.

    Первый экономический

    Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

    Билет в Голландию

    Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

    Цифровые герои

    Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

    Английский язык

    Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

    Работа будущего

    Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

    Профессии мечты

    Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

    Экономическое образование

    О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

    Гуманитарная сфера

    Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

    Молодые инженеры

    Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

    Новая педагогика

    Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.

    Онлайн-образование

    Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.

    Федеральные университеты

    О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.

    Табель о рангах

    Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

    Карьера в нефтехимии

    Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

    nsk.ucheba.ru

    СГУПС — ОАО «РЖД»

    Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) — высшее учебное заведение железнодорожного транспорта в Новосибирске.

    Ранее называлось — Сибирская государственная академия путей сообщения, Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ), Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ), Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта.

    Общие сведения

    В университете производится подготовка специалистов по направлениям:

    Автомобили и автомобильный сервис

    Автомобильные дороги и аэродромы

    Автомобильный сервис

    Антикризисное управление

    Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

    Водоснабжение и водоотведение

    Государственное и муниципальное управление

    Информационные системы и технологии

    Логистика и управление цепями поставок

    Магистральный транспорт

    Международное и публичное право

    Менеджмент организации

    Мировая экономика

    Мосты

    Наземные транспортно-технологические комплексы

    Организация работы с молодёжью

    Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

    Прикладная информатика

    Производственный менеджмент

    Промышленное и гражданское строительство

    Психология

    Реклама и связи с общественностью

    Стандартизация и метрология

    Стандартизация и сертификация

    Сервис

    Сервис транспортных и технологических машин и оборудования

    Строительство

    Строительство магистральных железных дорог

    Строительство уникальных зданий и сооружений

    Таможенное дело

    Техносферная безопасность

    Тоннели и метрополитены

    Туризм

    Уголовное право

    Управление персоналом

    Финансы и кредит

    Частное право

    Экономика и управление на предприятии (ж.д. транспорт)

    Экспертиза и управление недвижимостью

    Эксплуатация железных дорог

    Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация магистр)

    Юриспруденция

    Руководство

    Ректор университета

    Манаков Алексей Леонидович

    д.т.н., доцент

    телефон приемной 328-04-70

    [email protected]

    Проректор по учебной работе

    НОВОСЕЛОВ Алексей Анатольевич

    к.т.н., доцент

    к 231

    тел. 328-04-76

    [email protected]

    Проректор по научной работе

    БОКАРЕВ Сергей Александрович

    д.т.н., профессор

    к. 236

    тел: 328-04-34

    [email protected]

    Проректор по воспитательной работе и социальному развитию

    САМАРДАК Марина Викторовна

    к.п.н., доцент.

    к.325а

    тел. 328-04-77

    [email protected]

    Проректор по административно-хозяйственной работе

    ВАСИЛЬЕВ Олег Юрьевич

    к. 123

    тел: 328-05-07

    [email protected]

    Советник ректора по международным связям

    НЕХОРОШКОВ Владимир Петрович

    к.э.н., доцент

    к. 441а

    тел: 226-38-23

    [email protected]

    Помощник ректора по молодежной политике

    АБРАМЕНКО Алексей Юрьевич

    тел: 328-04-78

    [email protected]

    Контакты

    Почтовый адрес: ул. Д. Ковальчук — 191, 630049, Новосибирск, Россия

    Телефон: +7 383 328-04-00

    Факс: +7 383 226-79-78

    E-mail: [email protected]

    Часы работы : понедельник-пятница с 8-30 до 17-30

    Структура

    Факультеты

    Строительство железных дорог

    Управление транспортно-технологическими комплексами

    Мосты и тоннели

    Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте

    Промышленное и гражданское строительство

    Инженерно-экономический факультет

    Мировая экономика и право

    Управление персоналом

    Факультет Бизнес-Информатики

    Заочный факультет

    Филиалы

    Новосибирский техникум железнодорожного транспорта

    Томский техникум железнодорожного транспорта

    Филиал СГУПС в г. Белово

    Филиал СГУПС в г. Новоалтайске

    История

    В 1932 году на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта.

    В 1934 году был преобразован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ).

    С 1932 по 1941 год НИВИТ располагался в зданиях, находящихся ныне на территории Новосибирского приборостроительного завода. В 1941 году эти здания были заняты эвакуированным заводом, и обучение с 1941 по 1955 год шло в доме по адресу Советская, 20 (ныне Советская, 18). Главный корпус института построен в 1949—1955 годах на улице Дуси Ковальчук, 191, по проекту московского архитектора В. С. Масленникова.

    В Великой Отечественной войны приняли участие более тысячи студентов и преподавателей, из которых более 60 человек погибли в боях.[3] Звание Героя Советского Союза получили В. Н. Безукладников, Ю. И. Дерябин и Е. И. Стерин.[3] Кроме того крупными военачальниками стали многие инженеры из первого выпуска.

    В 1953 году НИВИТ был преобразован в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ). В 1956 году на базе заочного отделения НИИЖТа создан заочный факультет. В 1957 году открыт факультет «Промышленное и гражданское строительство», в 1962 году — «Инженерно-экономический факультет».

    В 1993 году институту был присвоен статус академии (Сибирская государственная академия путей сообщения — СГАПС), в 1997 году — университета (Сибирский государственный университет путей сообщения — СГУПС). В 1995 году открыт факультет «Мировая экономика и право», в 2002 году — факультет «Управления персоналом», в 2004 году — факультет «Бизнес-информатика». В состав университета входит Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров. На базе университета работает Институт комплексных исследований транспортных систем.

    За годы своего существования вуз подготовил более 45000 специалистов.

    rzd.company

    Сибирский государственный университет путей сообщения

    Сибирский государственный университет путей сообщения
    (СГУПС)
    Международное название

    Siberian Transport University

    Прежние названия

    Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ), Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ), Сибирская государственная академия путей сообщения (СГАПС)

    Девиз

    «СГУПС — твоя дорога в жизнь»

    Год основания

    1932

    Тип

    Государственный

    Ректор

    Манаков Алексей Леонидович

    Студенты

    > 11 000

    Юридический адрес

    630049, Новосибирск, Россия, ул. Д. Ковальчук — 191

    Сайт

    http://www.stu.ru/

    Награды

    Лауреат III Национальной общественной премии транспортной отрасли «Золотая колесница» в номинации «Лидер транспортной науки и образования России» (2007 год)

    Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), ранее Сибирская государственная академия путей сообщения, ещё ранее Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ), Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ), Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта.

    История

    В 1932 году на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) при активном участии профессора В. М. Завадского был организован Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта. Начальником института был назначен Сергей Емельянович Пропастин, кадровый военный. В 1932 году в вузе обучались 569 студентов, на 17 кафедрах работали 60 преподавателей, в том числе 7 профессоров и 14 доцентов.

    В 1934 году институт был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ). В 1934 году открыт факультет «Эксплуатация железных дорог». В 1935 году состоялся первый выпуск военных инженеров железнодорожного транспорта, часть выпускников была направлена в распоряжение Наркомата обороны.

    С 1932 по 1941 год НИВИТ располагался в зданиях, находящихся ныне на территории Новосибирского приборостроительного завода. В 1941 году эти здания были заняты эвакуированным заводом, и обучение с 1941 по 1955 год шло в доме по адресу Советская, 20 (ныне Советская, 18). Главный корпус института построен в 1949—1955 годах на улице Дуси Ковальчук, 191, по проекту московского архитектора В. С. Масленникова.

    На фронтах Великой Отечественной войны сражались более тысячи студентов и преподавателей института, 65 из них погибли в боях. Героями Советского Союза стали В. Н. Безукладников, Ю. И. Дерябин, Е. И. Стерин. Многие инженеры первого выпуска стали видными военачальниками.

    В 1953 году НИВИТ был преобразован в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ). В 1956 году на базе заочного отделения НИИЖТа создан заочный факультет. В 1957 году открыт факультет «Промышленное и гражданское строительство», в 1962 году — инженерно-экономический факультет.

    В 1993 году институту был присвоен статус академии (Сибирская государственная академия путей сообщения — СГАПС), в 1997 году — университета (Сибирский государственный университет путей сообщения — СГУПС). В 1995 году открыт факультет мировой экономики и права, в 2002 году — факультет управления персоналом, в 2004 году — факультет бизнес-информатики. В состав университета входит Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров. На базе университета работает Институт комплексных исследований транспортных систем.

    За годы своего существования вуз подготовил более 45000 специалистов.

    Факультеты

    • Строительство железных дорог
    • Строительные и дорожные машины
    • Мосты и тоннели
    • Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте
    • Промышленное и гражданское строительство
    • Инженерно-экономический факультет
    • Мировая экономика и право
    • Управление персоналом
    • Факультет Бизнес-Информатики
    • Заочный факультет

    Направления и специальности

    • Автомобили и автомобильный сервис
    • Автомобильные дороги и аэродромы
    • Автомобильный сервис
    • Антикризисное управление
    • Бухгалтерский учёт, анализ и аудит
    • Водоснабжение и водоотведение
    • Государственное и муниципальное управление
    • Информационные системы и технологии
    • Логистика и управление цепями поставок
    • Магистральный транспорт
    • Международное и публичное право
    • Менеджмент организации
    • Мировая экономика
    • Мосты
    • Наземные транспортно-технологические комплексы
    • Организация работы с молодёжью
    • Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование
    • Прикладная информатика
    • Производственный менеджмент
    • Промышленное и гражданское строительство
    • Психология
    • Реклама и связи с общественностью
    • Стандартизация и метрология
    • Стандартизация и сертификация
    • Сервис
    • Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
    • Строительство
    • Строительство магистральных железных дорог
    • Строительство уникальных зданий и сооружений
    • Таможенное дело
    • Техносферная безопасность
    • Тоннели и метрополитены
    • Туризм
    • Уголовное право
    • Управление персоналом
    • Финансы и кредит
    • Частное право
    • Экспертиза и управление недвижимостью
    • Эксплуатация железных дорог.
    • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация магистр)
    • Юриспруденция

    СГУПС — один из немногих вузов в стране, в котором кроме бакалавриата и магистратуры сохранился специалитет — классическое пятилетнее инженерное образование с присвоением квалификации инженера.

    Филиалы

    • Новосибирский техникум железнодорожного транспорта
    • Томский техникум железнодорожного транспорта
    • Филиал СГУПС в г. Белово
    • Филиал СГУПС в г. Новоалтайске

    Известные выпускники

    • Н.Е. Аксененко — Министр путей сообщения РФ, первый заместитель Председателя правительства РФ.
    • А.В. Целько — Первый заместитель министра путей сообщения РФ, начальник Западно-сибирской железной дороги, член правления ОАО «РЖД».
    • В.А. Гапанович — вице-президент ОАО «РЖД».
    • А.Г. Тулеев — Министр по делам СНГ, начальник Кемеровской железной дороги, губернатор Кемеровской области.
    • Ф.И. Шулешко — заместитель министра путей сообщения, председатель центрального совета ветеранов ж.д.

    Ссылки

    dic.academic.ru

    СГУПС — 85 лет! | Библиотека сибирского краеведения

    25 сентября 2017 года – 85 лет со дня создания на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) Новосибирского путейско-строительного института инженеров железнодорожного транспорта (Приказом Наркомата путей сообщения СССР № 754/Ц от 25.09.1932). 

    1 октября 1932 г. новый институт начал работу. За свою историю вуз сменил несколько названий: Новосибирский институт военных инженеров транспорта, Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, Сибирская государственная академия путей сообщения. С 1997 г. – Сибирский государственный университет путей сообщения. Вуз готовит высококвалифицированных специалистов в области транспорта и транспортного строительства по 29 специальностям, специалистов в области экономики, менеджмента, сервиса, транспортного права, информационных технологий, экологии и защиты окружающей среды. Здесь обучаются около 10 тысяч студентов. На 44 кафедрах работают преподаватели, среди которых более 68 профессоров, докторов наук и около 250 доцентов и кандидатов наук. В состав университета входит Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров. На базе СГУПС работает также Институт комплексных исследований транспортных систем (филиал Сибирского отделения Российской академии наук). Вуз имеет представительство в Новоалтайске. Выпускники университета трудятся во всех регионах России и за рубежом. За последние годы выросла международная известность университета: в новосибирский вуз приезжают учиться студенты и стажеры из европейских и азиатских стран, в том числе из Корейской Народно-Демократической Республики, Республики Корея, из Монголии, Китая и Японии. Одно из старейших транспортных учебных заведений страны обладает хорошо оснащенной технической и лабораторной базой, необходимой для подготовки инженерных кадров и выполнения научных исследований. На территории университетского городка имеется учебный полигон с реальной железнодорожной техникой, спортивный и оздоровительный комплексы. Гордость университета – библиотека с несколькими читальными залами и почти миллионным фондом учебной, научной и художественной литературы. Сведения о библиотеке и ее фондах включены в Мировой путеводитель по библиотекам. Выпуск учебно-методической, научно-технической и общественно-политической литературы обеспечивает издательство СГУПС (Календарь знаменательных и памятных дат поНовосибирской области, 2002 год. – С. 83 ; Новосибирск : энциклопедия. – С. 774 ; Очерки истории высшей школы Новосибирска. – Новосибирск, 1994. – С. 144 ; http://www.stu.ru / Сибирский государственный университет путей сообщения)

    70 лет Сибирскому государственному университету путей сообщения (бывший институт инженеров железнодорожного транспорта, Новосибирск, 1932)

    Социально-экономические преобразования и ускоренная индустриализация СССР в конце 20-х годов вызвали бурный подъем экономики новых крупных промышленных регионов на Урале и юге Западной Сибири. Формирование новой промышленной базы во многом определялось уровнем развития транспорта. Проблемы подготовки специалистов различных профилей и квалификации встали в центр внимания государственной власти. На XVII съезде ВКП(б) председатель ВСНХ В. В. Куйбышев в докладе о пятилетнем плане говорил, что развитие экономики страны тормозится отставанием транспорта, и первой хозяйственной задачей является улучшение его работы.

    В то время дефицит специалистов железнодорожного транспорта был очень высок и потребность в них с каждым годом возрастала. На рубеже 20-30-х годов на Омской и Томской железных дорогах не хватало более тысячи инженерно-технических работников, 2/3 из числа ИТР не имели специального образования.

    В 20-е годы за Уралом был только один техническим вуз — Сибирский технологический институт (СТИ) в г. Томске, где инженеров для транспорта готовили на двух факультетах: механическом (специальность «паровозостроение» ) и инженерно-строительном (специальности «сухопутный транспорт», «речной транспорт», «мосты»). Выпуски СТИ были небольшими и не могли обеспечить возраставшую потребность в инженерах-транспортниках.

    При реформировании высшей школы началось расширение сети специализированных транспортных вузов. Если в 1930 г. железнодорожных вузов было только два, то к середине 30-х годов их количество увеличилось примерно в десять раз!

    На базе всех транспортных специальностей CTH был создан Сибирский институт инженеров транспорта (CИИT) Наркомата путей сообщения СССР. Самостоятельно он начал работать с 1 июля 1930 г. Поначалу было два факультета: механический и путейско-строительный, затем к ним добавился водный. В штате СИИТа было всего 13 преподавателей, в первом учебном году обучалось около 370 студентов, а к концу второго — более 1 тыс. человек. Помещений для организации учебного процесса, для создания лабораторий не хватало.

    В ноябре 1930 г. Центральное управление кадров Наркомата путей сообщения СССР предложило реорганизовать СИИТ. Механический факультет был преобразован в Томский электромеханический институт инженеров транспорта, а путейско-строительный — в вуз, который решено было перевести в Новосибирск, административный центр Западно-Сибирского края, крупный транспортный узел региона. Приказом Наркомата путей сообщения СССР от 25 сентября 1932 года был создан Новосибирский путейский институт инженеров транспорта (НоПИИТ), который начал свою работу с 1 октября.

    Инженеров готовили по четырем специальностям: ремонт и содержание пути, постройка и изыскание дорог, здания, искусственные сооружения.

    В 1934 г. НоПИИТ был переименован в Новосибирский институт инженеров транспорта, а затем приказом наркомов путей сообщения и обороны от 9 сентября 1934 года преобразован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ) с шестилетним сроком обучения. Около двадцати лет он был единственным в стране железнодорожным вузом, готовившим военных инженеров транспорта.

    НИВИТ имел три факультета: «Путь и путевое хозяйство», «Движение и грузовая работа», «Здания». В 1937 г. открылся новый факультет – «Мосты». В 1939 г. факультет «Здания» был закрыт, а специальность сохранена в составе строительного факультета. Тогда же в НИВИТе был создан факультет особого назначения, занимавшийся повышением квалификации командного состава Томской железной дороги.

    Работа НИВИТа продолжалась и в годы войны, хотя срок обучения был сокращен до 3,5 лет. В 1943/44 учебном году открылось вечернее отделение. Возвращавшиеся в родной институт фронтовики становились авангардом студенчества. В последний военный учебный год число студентов увеличилось почти на 400 человек.

    После окончания Великой Отечественной войны НИВИТ имел три факультета: строительный, эксплуатационный, мостов и тоннелей. В вузе обучалось свыше 1 300 человек. Примерно 30% студентов были участниками войны. Восстановление народного хозяйства, дальнейшее укрепление экономики страны требовали большого количества инженеров, особенно строительных специальностей.

    В 1953 г. НИВИТ был преобразован в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ). В июле 1993 г. НИИЖТ стал Сибирской государственной академией путей сообщения (СГАПС). В 1997 г. статус вуза был поднят на максимальный уровень и он стал Сибирским государственным университетом путей сообщения (СГУПС).

    В настоящее время в структуру СГУПС входит десять факультетов, четыре научно-инженерных центра, информационно-вычислительный центр, социально-психологический центр, Барнаульский учебно-консультационный пункт, технический лицей, а также центр повышения квалификации руководящих кадров железнодорожного транспорта Сибири. Открылся восточный центр подготовки руководящих кадров корпорации «Трансстрой», на базе университета действует Сибирская международная высшая школа банковского дела. Основные факультеты — «Строительство железных дорог» (создан в 1934 г.), «Управление процессами перевозок на транспорте» (1934 г.), «Мосты и транспортные тоннели» (1937 г.), «Промышленное и гражданское строительство» (1953 г.), «Строительные и дорожные машины» (1956 г.), «Инженерно-экономический» (1962 г.). В 1992 г. открылся факультет для иностранных студентов.

    Транспортный вуз Новосибирска всегда был отраслевым техническим вузом. В первые десятилетия своей деятельности он подчинялся Наркомату путей сообщения СССР, с 1953 по 1992 г.— Министерству путей сообщения СССР, а с 1992 г.— Министерству путей сообщения РФ.

    Первым начальником НоПИИТа-НИВИТа был С. Е. Пропастин. Затем вузом руководили: Н. И. Матвеев (1946-1941 гг.), Л. Ф. Комаров (1941 г.), Н. И. Монахов (1941-1944 гг.), Л. В. Одинцов (1944-1946 гг.), Г. П. Кравцов (1946-1954 гг.), Н. М. Федиченко (1954-1957 гг.), Н. П. Кондаков (1957-1971 гг.), П. И. Москалев (1971-1990 гг.). С февраля 1990 г. ректором вуза является доктор технических наук, профессор К. Л. Комаров. Среди первых преподавателей были известные ученые: Н. М. Абрамов, В. А. Важеевский, С. А. Введенский, В. Е. Еврейсков, В. М. Завадский, С. Ф. Мацкевич, А. И. Прибытков и другие.

    Со дня основания института кафедрой геодезии заведовал профессор А. И. Прибытков. Его труды хорошо известны инженерам и техникам, работавшим на изысканиях и строительстве железных дорог в Сибири. А. И. Прибыткова на посту руководителя кафедры сменил профессор В. А. Важеевский, известный изыскатель и проектировщик, внесший немало ценного в практику железнодорожных изысканий.

    Колоритной фигурой в коллективе преподавателей был В. Е. Еврейсков, который многое сделал для становления вуза. Он давал основы инженерных знаний в области изысканий, проектирования и постройки железных дорог многим поколениям студентов. Лекции его отличались глубоким содержанием, были на редкость доступны. В. Е. Еврейской был одним из создателей транспортно-энергетического института Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР.

    Свыше двадцати лет работал в вузе С. Ф. Мацкевич. На железных дорогах Сибири он прошел богатейшую школу проектировщика и организатора производства. Большой производственный опыт нашел отражение в научном творчестве профессора. Его работы всегда носили производственный характер и стали образцами в науке и практике путевого хозяйства.

    В настоящее время пополнение рядов преподавателей идет в основном через аспирантуру вуза, которая была открыта в 1945 г. Аспирантов готовят по 16 специальностям, открыты специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Только за период с 1982 по 1992 г. 15 сотрудников университета стали докторами наук, а 88 — кандидатами паук.

    Среди научно-педагогических работников СГУПС есть немало тех, кто внес заметный вклад в развитие технических наук и разработку проблем инженерного дела. Высокое звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР получили профессора А. Я. Александров, М. Х. Ахметзянов, М. С. Боченков, Г. М. Власов, А. К. Дюнин, К. Н. Коржавин, А. Ф. Лютц, Ю. И. Соловьев, К. К. Якобсон.

    С 1991 г., с момента организации Академии транспорта Российской Федерации, профессора М. Х. Ахметзянов, Г. М. Власов, А. К. Дюнин, А. И. Журавель, Н. И. Карпущенко, К. Л. Комаров и А. М. Островский стали академиками. Ректор СГУПС К. Л. Комаров возглавляет Сибирский научный центр Академии. Он же избран действительным членом Академии наук высшей школы, ее членами-корреспондентами являются М. Х. Ахметзянов и Е. В. Руденский.

    Наиболее известными в стране и за рубежом стали исследования сотрудников СГУПС по проблемам прочности, ледотехнике, по защите железных дорог от снежных заносов и лавин, бесстыковому пути, строительству мостов в суровых климатических условиях и совершенствованию технологии перевозочного процесса.

    Несколько слов необходимо сказать о выпускниках университета. Среди них — специалисты железнодорожного транспорта, транспортного строительства, крупные ученые, государственные деятели, хозяйственные работники. Например, А. И. Бахтин принимал участие в сооружении моста через Енисей в Красноярске, где впервые в практике отечественного мостостроения арки моста устанавливались надвижкой на плаву. За эту работу ему была присуждена Ленинская премия.

    В. А. Брунцев, С. Н. Власов, Ю. М. Митрофанов и Ю. А. Раутман за создание уникальных машин и комплексов для ведения строительных работ были удостоены Государственной премии, В. Ф. Ходаковский и С. Н. Виноградов стали Героями Социалистического Труда.

    Ф. И. Шулешко и В. Н. Гинько долгое время работали первыми заместителями министра путей сообщения, а заместитель министра В. П. Калиничев курировал БАМ с начала стройки до 1981 г. Сейчас министром путей сообщения РФ является выпускник вуза Н. Е. Аксененко. К. В. Мохортову, начальнику ГлавБАМстроя, заместителю министра транспортного строительства, присвоено звание Героя Социалистического Труда. В. М. Стриганов был заместителем министра культуры РСФСР.

    П. А. Сыцко, В. В. Захаров, М. П. Даниловский, Э. П. Исаенко, В. Г. Рыжиков, П. И. Москалев возглавляли транспортные вузы. И. Е. Трубников, В. М. Скворцов, Г. Я. Писарев, Г. В. Дадочкин, В. Б. Николаев, Г. И. Тетерский руководили крупнейшими дорогами страны. В настоящее время начальниками дорог являются А. К. Бородач, А. Б. Васильев, А. М. Корячкин, В. И. Старостенко и другие. Среди выпускников университета есть и один губернатор — это глава администрации Кемеровской области А. Г. Тулеев.

    Прошло семь десятилетий… Достигнуто многое. Но перспективы у Сибирского государственного университета путей сообщения большие, предстоит огромная и интересная работа. Наступили новые времена. Славу вуза создавали многие поколения сотрудников и студентов. Идущие им на смену разовьют и умножат традиции, укрепят дух и традиции своей ALMA МATER.

    И.В.Самарин

    Литература и документальные источники

    КОМАРОВ К. Л. Своя магистраль // Вестн. Сиб. гос. ун-та путей сообщ. (НИИЖТа). — Новосибирск, 1999. — Вып. 1. — С. 21-25: портр.

    0б основных направлениях и перспективах развития образовательной и научно-исследовательской работы университета.

    МОСКАЛЕВ П. И. Этапы пройденного пути: Субъектив. заметки по истории НИВИТА — НИИЖТА (1932-1990). — Новосибирск: Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщ., 1999.— 115с. — Библиогр.: с. 115.

    ГРЕС П. В. Время выбрало нас: Страницы истории комсомола НИИЖТА, 1970-1986 гг. — Новосибирск, 1998. — 235 с.: ил.

    АНАНЕНКО А; А., КОМАРОВ К. Л., ТАТАРНИКОВА О. Л. Сибирская государственная академия путей сообщения // Очерки истории высшей школы Новосибирска. — Новосибирск, 1994. — С. 11-18: ил.

    ПОЛВЕКА в пути: [Очерки об ин-те] / Новосиб. ин-т инженеров ж.-д. трансп.; Н. Э. Воробьева, Т. А. Черноухова, В. Ф. Качалов и др. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. — 127 с.

    ЕРАХТИНА Л. Поезд в будущее на станции Юбилей: [К 65-летию вуза] // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. — 1997.— № 48. — С. 6: ил., портр.

    КУЗНЕЦОВА К. Зона повышенной опасности // Новосиб. новости. — 2001. — № 10.— С. 7: ил.

    О работе вуза и его традициях.

    НОТМАН Р. К. «Мэтр» университета // Сов. Сибирь. — 2000. — 10 февр. — С. 2.

    О научно-исследовательской работе в вузе.

    ВДОВИН М. Я лиру взял и тронул струны…: Сб. стихов. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1998. — 256 с.: портр.

    На с. 100, 102 см. стихи «Юбиляр» и «Выпускникам НИИЖТа».

    ГУ ГАНО: Ф. Р-1100. Оп. 1. Предисловие Лл. 1-8, Д. 360, Л. 6.

    Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2002 год

     

    bsk.nios.ru

    СГУПС. Сибирский государственный университет путей сообщения

    Полное название учебного заведения: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения».

    В вузе проводится обучение по программам высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура. Возможно обучение в аспирантуре. Есть возможность получения второго высшего образования. Кроме того, проводится обучение по программам среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

    Формы обучения: очная, заочная, очно-заочная.

    Основная информация

    Год основания:
    1932
    Общежитие:
    Есть
    Лицензия:
    № 2140 от 17.05.2016 г., предоставлена бессрочно
    Аккредитация:
    № 2735 от 22.12.2017 г. до 22.12.2023 г.

    Получаемое образование

    • Первое высшее
    • Бакалавриат
    • Специалитет
    • Магистратура
    • Аспирантура
    • Второе высшее
    • Среднее профессиональное образование
    • Дополнительное профессиональное образование

    Формы обучения

    • Очная форма обучения
    • Заочная форма обучения
    • Очно-заочная форма обучения

    Факультеты

    • Бизнес-информатики
    • Заочный факультет
    • Инженерно-экономический
    • Мировая экономика и право
    • Мосты и тоннели
    • Промышленное и гражданское строительство
    • Строительство железных дорог
    • Управление персоналом
    • Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте
    • Управление транспортно-технологическими комплексами

    Кафедры

    • Английский язык
    • Безопасность жизнедеятельности
    • Бухгалтерский учет и аудит на ж/д транспорте
    • Высшая математика
    • Геология, основания и фундаменты
    • Геотехника, тоннели и метрополитены
    • Гидравлика, водоснабжение, водные ресурсы и экология
    • Государственное и муниципальное управление
    • Гражданско-правовые дисциплины
    • Графика
    • Железнодорожные станции и узлы
    • Здания, строительные конструкции и материалы
    • Изыскания, проектирование и постройка железных и авт. дорог
    • Инженерная геодезия
    • Иностранные языки
    • Информационные технологии транспорта
    • История и политология
    • Логистика, коммерческая работа и подвижной состав
    • Менеджмент на транспорте
    • Мировая экономика и туризм
    • Мосты
    • Общая информатика
    • Подъемно-транспортные, путевые, строительные и дорожные машины
    • Профессиональное обучение, педагогика и психология
    • Публичное право
    • Путь и путевое хозяйство
    • Русский язык и восточные языки
    • Системный анализ и управление проектами
    • Социальная психология управления
    • Строительная механика
    • Таможенное дело
    • Теоретическая механика
    • Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин
    • Технология, организация и экономика строительства
    • Управление эксплуатационной работой
    • Физика
    • Физическое воспитание и спорт
    • Философия и культурология
    • Финансы и кредит
    • Химия
    • Экономика транспорта
    • Экономическая теория и антикризисное управление
    • Электротехника, диагностика и сертификация

    Контакты вуза

    Адрес:
    630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 191
    Телефон:
    +7 (383) 328-04-00
    Эл. почта:
    [email protected]
    Официальный сайт СГУПС

    Контакты приемной комиссии

    Телефоны
    приемной комиссии:
    +7 (383) 328-05-85, +7 (383) 328-03-06

    vuzlist.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о