Образование юриспруденция – Юридическое образование. Как стать успешным юристом?

Юридическое образование. Как стать успешным юристом?

Получить юридическое образование - только первый шаг в карьере юриста. Дальнейший путь будет зависеть от многих факторов: выбранной юридической профессии, места работы, личных качеств и мотивации. В данном разделе мы собрали информацию, которая поможет вам развиться в любом юридическом направлении и стать по-настоящему успешным юристом.

Фото с сайта sovhealth.com

Статьи, представленные в разделе "Юридическое образование. Как стать успешным юристом", подготовлены на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича "Карьера юриста". Подробнее об авторе раздела можно узнать здесь.

 

Высшее юридическое образование

В России направление "Юриспруденция" пользуется большой популярностью у абитуриентов уже на протяжении нескольких десятков лет. И это не удивительно - профессия юриста всегда считалась престижной и высокооплачиваемой. Однако, как показывает практика, далеко не каждый вуз, предлагающий юридическое образование, может гарантировать вам, что после выпуска вы станете по-настоящему востребованным юристом. В этом разделе мы рассказываем, что нужно знать будущему юристу перед поступлением и как выбрать учебное заведение, который даст вам

качественное юридическое образование.

Раздел также полезен и для студентов юридических факультетов, мечтающих стать успешными и высококвалифицированными специалистами.

Фото с сайта universityentrepreneur.com

Читайте в этом разделе:

Ступени высшего юридического образования

Система получения высшего юридического образования в России. Обучение на каких юридических специальностях производится по схеме "бакалавр-магистр" и на какие специальности все еще распространяется специалитет? Подготовка кадров высшей квалификации.

Поступление в юридический вуз

Как гарантированно поступить в юридический вуз? Поэтапная схема поступления. Категории лиц, имеющих право на льготы.

Что нужно знать о выборе юридического вуза?

По каким критериям нужно выбирать вуз, предлагающий юридическое образование? Как не ошибиться в выборе? Практические советы для абитуриентов. Качество юридического образования. Вузы, которые закончили известные юристы России.

Российская система подготовки юристов

Как готовят юристов в России? Государственный стандарт образования бакалавра. Экзамены и другие виды аттестатции. Какими компетенциями должен обладать каждый выпускник юридического факультета?

Фото с сайта goodcall.com

Юридические дисциплины

Какие дисциплины изучают студенты юридических направлений? Юриспруденция как наука и юридические дисциплины. Дисциплины по специализациям.

Как учиться в вузе, чтобы стать успешным юристом?

Как мотивировать себя во время обучения? Специальные психологические методики. 5 простых правил обучения, соблюдение которых не приведет к отчислению. Какие возможности дает юридический вуз? Конкурсы, стипендии и гранты для студентов юридических факультетов. Стажировки в иностранных вузах.

Дополнительное образование для практикующего юриста

Для чего нужно дополнительное образование практикующему юристу? Дополнительное образование за рубежом. Степени LLM и MBA. Справочные правовые системы, необходимые каждому юристу.

Карьера юриста

Современным выпускникам юридических факультетов приходится непросто: рынок труда переполнен соискателями с юридическим образованием, на любую вакантную должность проводится большой конкурс, а предпочтение работодатель чаще всего отдает юристам с опытом работы. Получается замкнутый круг. В итоге большинство отказывается от мечты стать юристом и идет работать в другие сферы. Однако если рассмотреть вопрос более детально, то можно увидеть, что способов стать конкурентноспособным и востребованным юристом на рынке труда довольно много. В данном разделе мы рассказываем, что должен делать молодой специалист при поиске первой работы, а также какими навыками, умениями и личностными качествами он должен обладать, чтобы его заметил работодатель.

Фото с сайта bjtlaw.com

Читайте в этом разделе:

Карьерный рост юриста

Что такое карьера? Развитие карьеры юриста. Планирование и постановка целей.

Профессионализм юриста

Что вкладывается в понятие "профессионализм"? Каким должен быть идеальный юрист? Сертификация и лицензирование юристов. Оказание юридических услуг: стандарты, юридическая ответственность юриста, монополизация рынка юридических услуг адвокатами.

Навыки работы с юридическими документами

Как оформить доверенность, исковое заявление и договор? Правовое заключение как основной документ, с которым работают юристы. Служебная записка как способ общения в организации. Особенности устного консультирования клиентов. Специфика работы юристов над законопроектом.

Фото с сайта sophiederaison-avocat.com

Профессиональные качества юристов

Какими качествами должен обладать юрист? Какого юриста хотят видеть руководители юридических служб в наше время? Волевые качества как основа личности юриста. Опасность профессиональной деформации личностных качеств опытных юристов.

Профессиональная этика юриста

Чем важно соблюдение профессиональной этики для карьеры юриста? Почему адвокатская этика считается эталоном поведения для других юристов? Основные положения Кодекса профессиональной этики адвокатов.

Первая работа юриста

Как искать работу специалисту без опыта? Критерии, по которым следует выбирать вакансии. На какую зарплату можно рассчитывать в начале карьеры? Как составить резюме, на которое работодатель обратит внимание? Правила подготовки к собеседованию.

Как вести себя юристу на первой работе?

Цели, которые должен ставить для себя юрист в первое время. Организованная работа юриста. Какие поручения руководства следует выполнять? Особенности общения с коллегами. Как не испортить свою репутацию из-за глупой ошибки?

 

Юридические профессии

Карьера -это успешное продвижение, рост в определенной сфере и профессии. В юридической сфере выбор профессий довольно широкий (адвокат, юрист компании, судья, следователь, нотариус), и каждая из них обладает своими особенностями и характеристиками. В данном разделе мы рассказываем, какие обязанности и функции возлагаются на сотрудников в юридических профессиях, какие карьерные перспективы ожидают при ее выборе, а также на какую заработную плату и льготы можно рассчитывать. Данный раздел полезен не только начинающим, но и опытным юристам, желающим сменить род своей деятельности.

Фото с сайта meshbesher.com

Читайте в этом разделе:

Профессия юрист

Кого мы понимаем под словом "юрист"? История профессии юриста. Отличия между профессией и юридической должностью. Специфика работы юриста в России. Государственная поддержка юристов. Профессиональные праздники юристов.

Юридические профессии

Какие юридические профессии бывают? Специализации юристов. Классификация юридических профессий по отношению к праву, работодателю и сфере деятельности.

Профессия адвокат

Что дает статус адвоката? При каких условиях он может быть прекращен? Карьера адвоката. Сколько в среднем он зарабатывает? Стажировка у адвоката.

Профессии дознаватель и следователь

Что общего у дознавателя и следователя? Куда требуются люди этой профессии? Требования к дознавателям и следователям. Структура правоохранительных органов.

Профессия научный работник

Научная деятельность юристов. Как получить ученое звание? Чем отличается степень от звания? Профессия преподаватель. Педагогическая деятельность.

Фото с сайта Lenta.ru

Служба в структурных подразделениях Министерства юстиции

Какие функции выполняет Министерство юстиции? Подразделения Министерства юстиции. Работа арбитражным управляющим и судебным приставом. Служба в рядах ФСИН. Должность государственного регистратора Росреестра.

Профессия нотариус

Как получить статус нотариуса? Требования к кандидатам на конкурс. Какую работу выполняют стажер и помощник нотариуса? Нотариальные палаты.

Профессия прокурор

Как стать прокурором? Требования к кандидатам. От чего зависит заработная плата прокуроров? Карьерные перспективы в профессии прокурора.

Профессия судья

Проблемы современного судопроизводства в России. Почему нравственное начало для судьи превыше всего? Требования к судьям.  Из чего исчисляется зарплата судьи? Социальные льготы.

Юрист компании

Для чего компании и организации нанимают своего юриста? Структура юридического отдела и его правовой статус. В каких случаях юрист компании имеет право не выполнять поручения руководства? Аутсоринг как форма временного сотрудничества юриста и организации. Карьерный рост юриста в компании. Рейтинг зарплат юристов компаний.

Юрист юридической фирмы

В чем разница между юристом компании и юристом юридической фирмы? Юридическая фирма как самостоятельная организация. Должность партнера. Какими характеристиками должен обладать юрист, чтобы его приняли на работу юридическую фирму? Юридические фирмы в России и за рубежом. Как складывается карьера юристов зарубежных юридических фирм?


 

Высшее юридическое образование

Ступени высшего юридического образования    

Специалитет

Бакалавриат

Магистратура

Аспирантура

Докторантура

 

Поступление в юридический вуз 

Определиться с выбором профессии

Как поступить в юридический вуз

Льготное поступление

Льготы для победителей и призеров школьных олимпиад

 

Что нужно знать о выборе юридического вуза? 

Как отличить «хороший» вуз от «плохого»?

В каком вузе можно получить качественное образование?

Показатель качества образования

Советы по выбору вуза

Знаменитые выпускники юридических факультетов

 

Российская система подготовки юристов 

Основная образовательная программа бакалавриата

Стандарт образования бакалавра

Аттестация студентов

Профессиональные компетенции

Общекультурные компетенции

 

Юридические дисциплины 

Юриспруденция как наука

Объект, предмет и методы юриспруденции

Основные понятия юриспруденции

Дисциплины в юриспруденции

Отраслевые дисциплины

Гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин

Информационно-правовой цикл  дисциплин

Профессиональный цикл дисциплин

Дисциплины по выбору

 

Как учиться в вузе, чтобы стать успешным юристом? 

Цель обучения в вузе

Как не оказаться отчисленным

Учебная практика

Курсы, кружки и дополнительные занятия

Участие в конкурсах

Стипендиальные программы и гранты

Стажировка в иностранном вузе

Дневник саморазвития

 

Дополнительное образование для практикующего юриста 

Дополнительное образование для практикующего юриста

Дополнительное образование юриста за рубежом

 

Карьера юриста

Карьерный рост юриста 

Как правильно ставить цели?

Карьера юриста

Планирование карьеры юриста

Стадии взросления юриста

 

Профессионализм юриста 

Профессионализм юриста

Для чего нужна оценка профессионализма юриста

Компетенции «идеального юриста»

Сертификация и лицензирование

Стандарт оказания юридических услуг

«Мягкое право»

Монополия адвокатов

Юридическая ответственность юриста

 

Навыки работы с юридическими документами 

Юридическая техника

Внутренний нормативный документ

Исковое заявление

Доверенность

Правовое заключение

Договор

Служебная записка

Законопроект

Устное консультирование

 

Профессиональные качества юристов 

Качество и знание, умение и навык

Качества, требуемые руководителями юридических служб

Для чего сформирован перечень профессиональных качеств юриста

Волевые качества личности

Профессиональная деформация

Добросовестность и культура мышления

Культура поведения и правильная речь

Понимание ценности информации и умение с ней работать

Обладание профессиональным правосознанием

Стремление к саморазвитию и умение работать в коллективе

 

Профессиональная этика юриста 

Профессиональная этика юриста

Адвокатская этика

Кодекс профессиональной этики адвоката

 

Первая работа юриста 

Поиск работы

Критерии выбора места работы

Опыт работы

Должность и зарплата в начале карьеры

Резюме

Собеседование

 

Как вести себя юристу на первой работе?

Цель работы юриста

Репутация юриста

Узнать все об организации

Режим дня и организация работы

Поручения руководителя

Взаимодействие с коллегами и руководством

 

Юридические профессии

Профессия юрист 

Кого мы понимаем под словом «юрист»

История профессии юриста

Должность и профессия

Профессиональная деятельность юриста: предмет, объект задачи

Юридическая деятельность и профессиональная юридическая деятельность

Классификация юристов по задачам их деятельности

Специфика работы юриста в России

Государственная программа «Юстиция»

Профессия юриста в наши дни

Профессиональные праздники юристов

 

Юридические профессии 

Юридические профессии

Специализации

Юридические профессии по отношению к праву

Юридические профессии по отношению к работодателю

Юридические профессии по отраслям экономики и сфере деятельности

Юридические профессии по комплексному критерию

 

Профессия адвокат 

Профессия адвокат

Функции адвоката

История профессии адвоката

Судебная реформа

Результаты судебной реформы

Адвокатская палата

Адвокатские образования

Права адвоката и адвокатская тайна

Соглашение об оказании правовой помощи

Зарплата, социальный пакет и график работы адвоката

Карьера адвоката

Статус адвоката

Прекращение статуса адвоката

Законы, регулирующие деятельность адвоката

Стажировка у адвоката

 

Профессии дознаватель и следователь 

Профессии дознаватель/следователь

Место работы дознавателя и следователя

Функции дознавателя и следователя

Структура правоохранительных органов

Требования к следователям и дознавателям при трудоустройстве

Карьера дознавателя и следователя

Законы, регулирующие деятельность дознавателей и следователей

Зарплата, социальный пакет и график работы следователя/дознавателя

Профессия научный работник 

Ученая степень и ученое звание

Требования к получению ученого звания

Профессия научный работник

Научная деятельность

Профессия преподаватель (педагогический работник)

Требования к преподавателям

Права и обязанности преподавателя

Служба в структурных подразделениях Министерства юстиции 

Министерство юстиции

Профессия арбитражный управляющий

Работа в Федеральной службе исполнения наказаний

Государственный регистратор в Росреестре

Профессия судебный пристав-исполнитель

Профессия нотариус 

Профессия нотариус

История профессии нотариуса

Статус нотариуса

Функции нотариуса

Карьера нотариуса. Зарплата, соцпакет и график работы

Требования к нотариусам

Стажер нотариуса и помощник нотариуса

Структура нотариата

Законы, регулирующие деятельность нотариуса

Профессия прокурор 

Прокуратура Российской Федерации

Структура прокуратуры

Профессия прокурор

Функции прокурора и карьерные перспективы

Заработная плата, социальный пакет и график работы прокуроров

Требования к прокурору при трудоустройстве

Профессия судья 

Профессия судья

Нравственная составляющая в работе судьи

Проблема перегруженности судей

Вынесение незаконного решения суда

Судебная структура в России

Функции судьи

Карьера судьи

Заработная плата и график работы судей

Социальный пакет для судей

Требования к судьям

Законы, регулирующие деятельность судьи

Юрист компании 

Юрист компании

Функции юриста компании

Аутсоринг

Зарплата, социальный пакет и график работы юристов компаний

Карьера юриста компании

Требования к юристам компаний при трудоустройстве

Структура юридического отдела компании

Юридический департамент

Статус юридического подразделения

Законы, регулирующие деятельность юриста компании

Права юриста компании

Юрист юридической фирмы 

Отличие юриста юридической фирмы от юриста компании

Юридическая фирма

Функции юриста в юридической фирме

Структура юридической фирмы

Юридические фирмы в России

Карьера юриста юридической фирмы

Требования к юристу при трудоустройстве в юридическую фирму

Законы, регулирующие деятельность юридической фирмы

Юридические фирмы за рубежом

Карьера в юридической фирме за рубежом

moeobrazovanie.ru

Высшее юридическое образование. Как и где получить? :: SYL.ru

Выпускники средних учебных заведений нередко задумываются о получении высшего образования. Ведь вложение средств в собственное обучение - это инвестиция, которая окупается практически всегда, независимо от выборов, цен на нефть и международной политической обстановки. Возможность показать себя компетентным специалистом в юридической области значительно облегчает поиск хорошей работы и достойной зарплаты. Нужно только ответственно подойти к самому процессу выбора университета и непосредственно к обучению желаемой специальности.

Мотивы для получения диплома юриста

Многие директора и владельцы компаний только приветствуют наличие у работника диплома юриста. Высшее юридическое образование дает возможность посмотреть на свою работу по-новому, оценить свои возможности, а может быть, изменить свою жизнь коренным образом. В основном мотивы, которые приводят к решению получить диплом правоведа, выглядят так:

- с дипломом юриста вероятен быстрый карьерный рост;

- юридическое образование поможет реализовать себя в новой сфере деятельности;

- основная работа требует дополнительных знаний в законодательной сфере;

- стремление повысить уровень самообразования;

- открытие собственного бизнеса;

- высока вероятность поступления на госслужбу.

Желанные юрфаки

Прежде чем отнести документы в ВУЗ, стоит выяснить, как оценивается уровень знаний выпускника данного учебного заведения различными рекрутинговыми компаниями. Полезно будет узнать и уровень аккредитации выбранного ВУЗа, а также поинтересоваться, где и как быстро нашли работу выпускники предыдущих лет, уже получившие базовое или второе высшее юридическое образование. Мечтающим найти работу в международных компаниях нужно интересоваться теми ВУЗами, в программе которых отведено значительное количество учебных часов изучению иностранного языка и международного права. Юридическое образование можно получить по дневной, заочной, вечерней или дистанционной форме обучения. Многие университеты предлагают студентам опробовать свои силы в практической работе: им предоставляется возможность поработать в судах, нотариатах, государственных органах юстиции. Чем больше практических знаний вы получите, тем ценнее будет ваш багаж знаний. Диапазон стоимости получения качественного образования достаточно широк, но следует помнить, что за более высокую оплату хороший университет предоставит студенту требуемый объем знаний, универсальную практическую подготовку и престижный диплом. По оценкам HR-агентств, рыночная стоимость специалиста, имеющего высшее юридическое образование, полученное в хорошем ВУЗе, повышается на 15-20%.

Для получения специальности "юрист" студенту придется отучиться пять лет на дневном отделении и шесть - на вечернем или заочном.

Для тех, кто второй раз сел за парты университетов, процесс получения данной специальности может продолжиться от одного до четырех лет в зависимости от специализации и формы обучения.

Поступление в ВУЗ

Будущие студенты, желающие получить юридическое образование, при поступлении предъявляют сертификаты по сданным ЕГЭ. Русский язык является обязательным, а обществоведение - профильным предметом. В зависимости от будущей специализации третий экзамен - это история или иностранный язык (по выбору ВУЗа). Соискатели, которые стремятся получить второй диплом, вступительных экзаменов обычно не сдают. Исключение составляют те случаи, когда второй диплом планируется получить в другом государстве. Обычно при этом требуется досдавать язык и историю государства, в котором соискатели планируют продолжить свое обучение. Всю необходимую информацию в каждом конкретном случае можно дополнительно уточнить у членов приемной комиссии.

Получение диплома

После защиты диплома выпускник получает степень бакалавра. Перспективные специалисты могут продолжить свое обучение в стенах университета и окончить магистратуру. Возможно получение образования и в университетах других стран по программам обмена. Международные образовательные программы позволяют подтвердить уровень своих знаний в известных европейских университетах и получить ученую степень в области права.

Перспективы трудоустройства

После получения диплома перед молодыми специалистами открываются двери государственных и частных предприятий. Юрист имеет право работать в судебных органах, в органах внутренних дел, в нотариатах, занимать должность юриста на различных хозяйственных предприятиях. Получившие второе высшее юридическое образование имеют гораздо больше шансов занять хорошую должность в солидной компании, устроиться на работу за рубежом или открыть собственное дело. А профессиональная юридическая подготовка даст возможность избежать досадных промахов и ошибок.

www.syl.ru

Юридическое Образование В России

Юридическое образование сейчас – одно из самых популярных в нашей стране. Несмотря на уверения разных специалистов, что юристов в России переизбыток, каждый год тысячи выпускников школ подают заявления на юридические отделения различных вузов.

Организация подготовки юристов в современной России в целом следует традиционной советской системе юридического образования. И это ее сильная сторона – отработанные и апробированные методики всегда себя оправдывают.

Основной способ получить юридическое образование – обучение на юридических факультетах государственных университетов, и в специализированных юридических институтах и колледжах. Однако выпускники последних обладают не высшим, а средним юридическим образованием.

Чтобы получить высшее юридическое образование в России предусмотрено прохождение пятилетнего полного курса очного обучения. Но это для выпускников, желающих получить стандартный статус специалиста, для магистра этот срок больше, для бакалавра наоборот – меньше. Предусмотрены также традиционные для уже работающих студентов вечерние и заочные способы обучения, рассчитанные соответственно на 5 и 6 лет.

По сложившемуся принципу учебный процесс делает упор на подготовку юристов самого широкого профиля, которые после завершения обучения смогут занять любую должность, требующую юридического образования. При этом дипломированные юристы должны обладать достаточно глубокими знаниями по какой-нибудь отдельной области права. Потому для изучения кроме социально-экономических, гуманитарных и общеобразовательных дисциплин предусмотрен широчайший круг узкоспециальных правовых наук. Среди них: общая теория государства и права, история политических и различных правовых учений, история государства и права в России и в зарубежных странах. Сюда также относятся римское право, криминология, судоустройство и  международное публичное и частное право. Ну и, разумеется, различные отрасли российской правовой системы – административное, гражданское, налоговое, трудовое, финансовое и уголовное право и особенности различных процессов – гражданского и уголовного судопроизводства.

Последние курсы обучения предполагают изучение дополнительного цикла специальных курсов, когда студенты-юристы проходят специализацию по определенному профилю: гражданско-правовому, государственно-правовому, уголовно-правовому, международно-правовому и другим. При этом учебные курсы и предназначенные для них предметы разнятся в зависимости от выбранного профиля.

После завершения основного курса обучения для студентов очников предусмотрено обязательное прохождение производственной практики, например, в судах. Во время нее будущий специалист уже получает начальные навыки, которые подтверждают юридическое образование.

Кроме того, в России наличествует сеть специальных высших юридических заведений. К ним относят: Российскую академию правосудия, Академию МВД России, заменившую Высшую школу милиции, Академию государственной службы и управления, Академию государственного и муниципального управления и т.д. РАП готовит специалистов, которые станут работать (или уже работают) в судебной системе, Академии МВД – специалистов-сотрудников милиции, а Академии госслужбы выпускают будущие кадры работников системы государственного, муниципального и местного самоуправления. Здесь кроме получения юридического образования можно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации. Свои Академии есть во всех федеральных округах, это не одно учебное заведение.

Получив высшее юридическое образование, желающие могут продолжить свое обучение и заняться научной деятельностью в аспирантуре, а затем – в докторантуре. После защиты кандидатской и докторской диссертаций можно получить соответствующую степень кандидата или доктора юридических наук.

fb.ru

Профили юридического образования

Вернуться в раздел Юридическое образование

В России люди чаще стали обращаться за юридической помощью. Популярны юруслуги по жилищному, земельному, семейному и трудовому праву. Все больше граждан обращаются с вопросами социальной защиты и прав потребителей. Появилось много смежных профессий: юрист-программист, юридический психолог, бизнес-юрист, спортивный юрист и т.д. Как результат, наблюдается спрос на специалистов юриспруденции узкой специализации. Поэтому государственные и частные вузы стараются поддерживать данное направление, предлагая абитуриентам юридических факультетов широкий выбор профилей.

Большинство вузов России в рамках направления подготовки «Юриспруденция» реализуют следующие профили:

Уголовно-правовой;

Гражданско-правовой;

Финансово-правовой;

Государственно-правовой;

Международно-правовой;

Предпринимательско-правовой;

Инновационно-правовой.

Юноши чаще выбирают уголовно-правовой и государственно правовой профили

Девушки чаще выбирают гражданско-правовой профиль
 

Студенты, выбравшие одну из этих специализаций, получают классическое «университетское» юридическое образование. Самый популярный среди абитуриентов профиль: гражданско-правовой.

Выпускники гражданского-правового профиля имеют широкий спектр знаний: они хорошо разбираются в гражданском праве; востребованы в банковской и предпринимательской сфере, юридических отелах различных компаний; могут работать помощниками судей или адвокатов по гражданским делам. Даже на должность руководителя предпочтение отдается специалистам с юридическим образованием по гражданского-правовому профилю.

Часть высших учебных заведений, как правило, это профильные вузы (юридические и правовые институты, Академия Генеральной прокуратуры, Российская Академия адвокатуры и нотариата или Российская академия правосудия), предлагают своим абитуриентам профили с более углубленной подготовкой по отдельным предметам.

  • Юрист в области спорта, шоу-бизнеса и рекламы
  • Юрист в сфере энергетики
  • Юрист в сфере бизнес-права
  • Юрист в финансовой и банковской сфере
  • Земельное и экологическое право
  • Переводчик в сфере юриспруденции
  • Прикладная информатика в юриспруденции
  • Прокурорско-следственная работа
  • Юрист социальной сферы: фонды, партии, профсоюзы
  • Защита социально-трудовых прав работников и работодателей
  • Адвокат в гражданском и арбитражных процессах
  • Адвокат в уголовном процессе
  • Ювенальная юстиция в сфере образования: институт омбудсмена
  • Гражданский и арбитражный процесс
  • Медицинское право

Область знаний выпускников указанных профилей не так обширна. Но именно это делает их такими востребованными на рынке труда. За юридической консультацией можно обратиться к специалисту любого профиля. Но если нужна практическая помощь в конкретной сфере, допустим в сфере спорта, лучше воспользоваться услугами юриста узкой специализации. Только спортивный юрист сможет профессионально решать спортивные споры, обеспечить безопасность на соревнованиях, вести борьбу с допингом, знает специфику трудовых договоров спортсменов и их тренеров, хорошо разбирается в спортивном спонсорстве, проведении телетрансляций, видах спортивных санкций.

____________

Читайте также:

Юриспруденция: государственно-правовой профиль

Юриспруденция: гражданско-правовой профиль

Юриспруденция: международно-правовой профиль

Юриспруденция: уголовно-правовой профиль

Юриспруденция: финансово-правовой профиль

moeobrazovanie.ru

Юридическое образование

Юридическое образование

Юридическое образование - система правовых знаний, взглядов, убеждений как результат обучения и самообразования личности з области юриспруденции, которые формируют ее как гражданина, способного к профессионально-правовой деятельности

Юридическое образование базируется на органической интеграции с юридической наукой, использует новейшие теоретические разработки в учебном процессе, научный потенциал профессорско-преподавательского состава учебного заведения.

Образование является основой культурно-правового, духовного, социального, экономического развития общества и государства, «работает» на юридическую практику. Благодаря юридическому образованию обогащается интеллектуальный, творческий потенциал народа, повышается его культурный уровень, происходит обеспечение аппарата управления, правотворческих органов, правоохранительной системы, народно хозяйства квалифицированными специалистами в области права.

Задача профессионального юридического образования - научить студентов юридической технологии, умению разбираться в структуре права, способах юридической техники, решению на этой основе вопросов юридической квалификации. Важность обучения технике и технологии обусловлена социальным назначением юридической профессии. Однако главная цель состоит в формировании мировоззренческой позиции юриста, которая основывается на восприятии, осознании и осмыслении всего богатства юридической мысли и накопленного правового опыта.

Различие между юридической наукой, юридическим образованием, юридической практикой предполагает их тесную связь друг с другом. Механизм взаимодействия юридической практики, юридического образования и юридической науки сводится к тому, что научные исследования должны удовлетворять нужды практики и поднимать уровень образования, а образование должно поставлять практике компоненты других кадров, призванные опираться в практической деятельности на обоснованные рекомендации и выводы науки. Юридическая практика заинтересована в высококвалифицированных кадрах, поставляемых образованием. А без развития юридической науки, подкрепленной практической проверкой, таких специалистов подготовить нельзя. Практика выступает важным критерием проверки качества подготовки специалистов, проверяет истинность, ценность и эффективность научных исследований, на базе которых дается образование. Практика придает динамизм как науке, так и образованию.

Юридическая практика определяет цели и задачи юридической науки, выбор научных направлений. Фактический материал, накапливаемый практикой, требует научного объяснения, обобщения, систематизации. Наука обобщает практику и подкрепляется ею. Она постоянно вовлекается в практику и усовершенствует ее. В отличие от науки, которая вырабатывает идеи и понятия, практика направлена на объективное целенаправленное реальное изменение общественной и государственной жизни, всегда порождает юридические последствия, соответствующие цели. Однако, выступая стимулятором научного поиска, сама практика, изменчивая и постоянно развивающаяся, не всегда может с достаточной полнотой подтвердить или - опровергнуть теоретические положения и выводы. Нередко для их проверки требуется определенное время.

Механизм связи между наукой, практикой и образованием осуществляется в правовой системе государства и обусловлен потребностями разделения труда. Укрепление связей между ними - закономерность формирования правового государства, эффективного функционирования механизма государства и правовой системы общества.

Следовательно, образование, наука и практика - это постоянно взаимодействующий «треугольник», служащий основой прогресса общества.

В Украине происходит несколько ускоренный процесс развития высшего юридического образования. Функционируют юридические высшие учреждения образования: широкопрофильные и специализированные. Сложилась специфическая университетская система подготовки юристов широкого профиля, которая реализуется в различных высших образовательных учреждениях соответственно государственному стандарту высшего образования. Существование специализированных образовательных учреждений, главным образом в системе МВД или СБУ и других ведомств, не мешает этому единству.

Подготовка юристов осуществляется в высших учреждениях образований разных видов.

Институт - высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специалистов, как правило, по одному или нескольким направлениям. Институт может входить в состав академии или университета на правах структурного подразделения.

Академия - высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специалистов по нескольким направлениям и осуществляет плодотворную деятельность в научной сфере, подготовке, переподготовке и повышении квалификации преподавателей и научных работников. Как методический центр высшего и послевузовского образования академия имеет аспирантуру, докторантуру, один или несколько специализированных (диссертационных) советов.

Университет - высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специалистов по широкому спектру направлений. Университет имеет те же признаки, что и академия. От академии он отличается многопрофильностью, наличием многих факультетов разных профессий и специализаций.

Кроме того, имеется еще один вид профессионального образования - колледж, который реализует неполные и (или) полные образовательные программы профессиональной подготовки специалистов.

Система юридического образования в Украине включает такие юридические учреждения образования:

  • государственные;
  • негосударственные.

Специалисты для осуществления государственно-властных функций в правоохранительных и судебных органах готовятся в основном в государственных вузах. Подготовка специалистов для сферы частного права, работников юридических служб коммерческих организаций осуществляется в государственных и частных вузах. Учреждения образования ряда министерств и ведомств готовят профессионалов для специфической сферы государственной службы (МВД, СБУ, МИД и др.). Такие учреждения образования называются ведомственными.

Государственные образовательные учреждения осуществляют обучение как на бюджетной, так и на платной (договорной) основе. Негосударственные учебные заведения, предоставляющие образовательные услуги, должны быть лицензированы по учебной специальности - «правоведение», а также аккредитованы по этой специальности. Аккредитация дает право вузам на выдачу выпускникам дипломов государственного образца, что важно для их последующего трудоустройства.

Учреждения образования юридического профиля имеют различные уровни аккредитации: 1 до IV.

Уровень аккредитацииВид учреждения образованияОснования для поступления в высшее учреждение образованиеПрисваиваемая квалификация1Техникумы, которые приравнены к ним по результатам аккредитацииНеполное общее образованиеМладший специалист, с одновременным получением полного общего среднего образованияIIКолледжи и другие учебные заведения, которые приравнены к ним по результатам аккредитацииПолное общее среднее образованиеМладший специалист, бакалаврIIIУниверситеты, академии, институты и др., которые приравнены к ним по результатам аккредитацииПолное общее среднее образованиеБакалавр, специалист, магистрIVУниверситеты, академии, институтыУниверситеты, академии, институтыСпециалист, магистр

В соответствии с Государственным стандартом установлены такие сроки обучения: для младшего специалиста - 2,5-3 года, бакалавра - 3-4 года, специалиста - 4-5 лет, магистра - 1-1,5 года.

Подготовка специалистов в высших юридических учреждениях образования производится с отрывом (очная), без отрыва от производства (вечерняя, заочная), путем соединения этих форм, а по отдельным специальностям - экстерном.

Дистанционное обучение возможно только как дополнительное средство получения знаний. Не допускается подмена им основных форм обучения, предусмотренных законодательством.

Всегда следует помнить современный девиз юридического образования: «Человеческое в праве и правовое в человеке». Ведущие юридические учреждения образования в Украине.

Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого (такое название высшее учреждение образования получило в 1995 г., раньше - Харьковский юридический институт, затем - Украинская юридическая академия). Как высшее юридическое учреждение образования функционирует с 1920 г. Его корнями следует считать юридический факультет Харьковского университета (создан в 1805 г.). В составе НЮАУ существует Институт подготовки кадров для органов прокуратуры (создан в 1995 г. на базе прокурорско-следственного факультета). Академия имеет такие факультеты:

Øхозяйственно-правовой;

Øследственно - криминалистический;

Øюстиции;

Øподготовки следователей для Службы безопасности Украины;

Øвоенной юстиции;

Øподготовки юристов для Министерства зарубежных дел Украины;

Øподготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы;

Øподготовки специалистов для Пенсионного фонда Украины;

Øподготовки профессиональных судей (магистратура).

Юридический факультет Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко (функционирует с 1835 г.). На факультете ведется подготовка юристов по специальности «правоведение», осуществляется дифференциация обучения соответственно следующей специализации: конституционное и финансовое право, следственная деятельность, суд, прокуратура, адвокатура, гражданское право, хозяйственное право, теория и история государства и права, земельное и экологическое право.

Юридический факультет Львовского национального университета им. И.Я. Франко (основан в 1861 г.). Сегодня в процессе подготовке юристов по специальности «правоведение» обращается особое внимание на преподавание таких актуальных проблем, как права человека и правовое государство, конституционные основы местного самоуправления, трансформирование гражданского законодательства к рыночным отношениям и др.

Одесская национальная юридическая академия - это новый статус высшего учреждения образования (с 2.12.1997 г.) Одесского юридического института, образованного в 1993 г. на базе юридического факультета Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова. На факультетах (государственного строительства и управления, правосудия и правовой работы в народном хозяйстве, прокурорско-следственном) готовятся специалисты, которые могут работать, в частности, в органах государственной власти и управления, прокуратуры, МВД, юстиции, в таможне, в юридических службах хозяйственных органов, коммерческих структурах и др.

Юристов-специалистов готовят также государственные университеты: Волынский (г. Луцк) , Днепропетровский, Донецкий, Ужгородский, Запорожский, Прикарпатский (г. Ивано-Франковск), Восточно-украинский национальный (г. Луганск), Черновицкий, Таврический национальный (г. Симферополь), Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Национальный университет «Острожская академия» (г. Ровно), Некоторые из этих университетов имеют филиалы в других городах (например, Мариупольский гуманитарный институт Донецкого национального университета).

Юридические факультеты организованы в технических, сельскохозяйственных, педагогических и иных государственных учреждениях образования - в Винницком торгово-экономическом институте, Ужгородском государственном институте информатики, экономики и права, Национальном техническом университете «Киевский политехнический институт», Национальном педагогическом университете им. М.П. Драгоманова, Киевском национальном экономическом университете, Национальном транспортном университете (г. Киев), Киевском национальном университете культуры и искусств, Киевской государственной академии водного транспорта, Украинском государственном морском техническом университете им. Адмирала Макарова (г. Николаев), Харьковском государственном педагогическом университете им. Г.С. Сковороды, Хмельницком институте регионального управления и права и др.

Юристов-специалистов готовят негосударственные вузы: Академия труда и социальных отношений Федерации профсоюзов Украины (г. Киев), Донецкий институт экономики и хозяйственного права. Гуманитарный университет «Запорожский институт государственного и муниципального управления», Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса, Институт адвокатуры при Киевском национальном университете им. Т.Г. Шевченко, Международный институт лингвистики и права (г. Киев). Киевский институт туризма, экономики и права. Киевский университет права (первоначальное название - Высшая школа права) при Институте государства и права Национальной Академии Наук (НАН), Международный Соломонов университет (г. Киев) и др.

Подготовка кадров юридического профиля осуществляется также в ведомственных высших учебных заведениях - Национальной академии службы безопасности Украины (создана 17.11.1995 г. в г. Киеве). Академии налоговой милиции при Департаменте налоговой администрации. Готовит юристов-специалистов и Военный институт Киевского национального университета. Госдепартамент интеллектуальной собственности открыл двери для абитуриентов своего учреждения образования - Института интеллектуальной собственности и права.

Выпускники всех аккредитованных юридических вузов. независимо от форм собственности, пользуются равными правами во время устройства на работу в соответствии с их специальностью. Это является одним из главных положений Государственной программы развития юридического образования.

Важнейшей задачей высших учреждений образования Украины является подготовка высококвалифицированных профессионалов, которые бы владели новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки, были воспитаны в духе высокой морали, глубоко освоили общечеловеческие ценности, способны были бы строить независимое демократическое правовое государство и реально обеспечивали права и свободы граждан.

Рост числа высших и средних учреждений образования в Украине - это объективный процесс, связанный с реорганизацией общества и государства в направлении развития рыночных отношений, участия в европейских интеграционных процессах. В этих условиях естественным является повышенный спрос на юриста-специалиста.

В процессе общественного развития первичное понятие права постепенно приобретает философского содержания.

Правовая культура юриста - это система профессионально-правовых знаний, умений и навыков, характеризующих высокую степень правового развития личности и ее влияния на правовую культуру общества благодаря практической юридической деятельности з строгом соответствии с законом.

Структура правовой культуры юриста:

  1. правовая образованность (информированность) - знание законодательства и иных правовых актов. Правовая информированность была и остается важным каналом формирована юридически зрелой личности;
  2. уважительное отношения к праву - убежденность в его необходимости, в социальной полезности законов и подзаконная актов;
  3. умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими актами; проявлять правовую активность, подчинять свое поведение требованиям правовых норм.

Содержание правовой культуры юриста:

Правосознание и правовое мышлениеПравовые отношенияПравомерное поведениеПравовые знания. оценки, чувства, переживания, взгляды, традиции, идеи, понятия, принципыЮридический конфликт, правовой договор, юридический факт, правосубъектность (правоспособность и дееспособность) физических и юридических лицПравомерный поступок, правомерная установка, практическая юридическая деятельность, юридическая практикаТеоретический аспектПрактический аспектюридический образование правовой профессиональный

Правовая культура юриста (в отличие от не юриста) имеет более высокую степень правового сознания и мышления. Определяющими признаками профессионально-правовой культуры юриста являются юридичность его труда и специализация практической деятельности каждой профессионально-правовой группы (судей, прокурорских работников, сотрудников ОВД, юрисконсультов, адвокатов и др.). При этом в рамках профессионально-правовой группы возможны различные уровни правовой культуры. Например, среди сотрудников милиции наблюдается разрыв в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров отдельных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной. ГАИ, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников ГАИ отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правиле, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Главное в профессионально-правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовой системе общества: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции, развитость научных юридических учреждений, эффективность работы профессиональных юридических общественных организаций и др.

Профессионально-правовая культура юриста опирается на правовую культуру общества, нисходит» из нее. Одновременно она влияет на нее. поднимает правовую культуру общества до более высокого уровня, служит стимулятором се развития. Содержание правовой культуры юриста: знание правовых норм, уважение к праву, привычка придерживаться законов и служебных распоряжений, убежденность в правильности и справедливости правовых норм, активная жизненная позиция при исполнении служебных обязанностей. Согласно «Основным принципам юридической деятельности», разработанным ООН, юристы - это «основные представители осуществления правосудия». Как защитникам прав своих клиентов и дела правосудия з целом, им принадлежит определяющая роль в функционировании демократического общества.

Роль профессионально-правовой культуры юриста находит выражение во всех взаимосвязанных элементах правовой культуры общества.

. В уровне правосознания - отношении общества, государства, личности к праву. Правосознанием юриста во многом определяется степень освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами. От качественной работы юриста зависит признание гражданином ценности права в сфере общественных отношений: знание права, понимание его смысла, умение истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя з сложных правовых ситуациях и др.

Однако это не означает, что законопослушный гражданин (не юрист) должен постичь вершины юриспруденции. В отличие от юриста-профессионала он использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных норм конституционного (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к их осуществлению. Гражданину должны быть в общем виде известны нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность, общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, а для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

Профессиональное правосознание юриста является фактором воздействия на общее состояние соблюдения правовых норм, которые обеспечивают права и свободы человека. Оно отличается не просто устойчиво положительным отношением к праву и практике его применения, но и согласием с правовыми предписаниями, то есть солидарностью с законодателем. Понимание полезности, необходимости и справедливости применения закона, привычка его соблюдать - характерные черты правосознания юриста, которые положительно сказываются на правосознании людей, которые с ним контактируют.

Государство должно заботиться, чтобы каждый судья, прокурор, следователь и другие работники юридического труда имели необходимую нормативную литературу з служебном кабинете, постоянно работал?: с ней, имели возможность общаться на семинарах, с помощью государства и самостоятельно повышали свой профессиональный уровень.

Влияние юриста на правосознание общества выражается, как минимум, в:

  • юридическом обеспечении права грею/сдан на доступ к правовой информации. Одним из основных требований правовой культуры гражданина является презумпция знания закона, то есть предположение о знании лицом закона, что обеспечивает нормальное функционирование правовой системы;
  • развитии у граждан потребности не только знать право, но и соблюдать его. поддерживать правопорядок в государстве.

2. В уровне развития правотворческой деятельности и качестве законодательства, степени сбалансированного отражения в нем интересов общества, социальных групп и личности. От юриста, разрабатывающего законы, и профессиональной культуры зависит качество законодательства, его продуманность, согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также юридическая техника подготовки: принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных законодательных вопросов. Юрист принимает участие в законотворческом процессе на всех этапах его действия и тем самым определяет уровень законодательной культуры: он участвует з составлении и систематизации иных правовых актов, призван обеспечивать их совершенство.

Значительную роль играет юрист в содействии ускорению интеграции Украины з Европу, сближению национального законодательства с европейским правом. Важно, чтобы юрист-участник законодательного процесса или участник группы по подготовке проекта нормативного акта способствовал своевременному внедрению ратифицированных международных конвенций в национальное законодательство, чтобы они не оставались на уровне пожелании. Нуждаются в серьезном внимании юриста вопросы имплементации: европейских конвенций по вопросам обеспечения прав и свобод человека.

. В состоянии юридической практики, прежде всего, деятельности судебных и правоохранительных органов. Практическая деятельность юриста является показателем уровня правоприменительной культуры в государстве. Она выражается в знании законодательства, з налаженной работе по рассмотрению правовых вопросов, юридических дел и доведении их до полного юридического разрешения. Работники суда, прокуратуры, службы безопасности, милиции, таможни, адвокатуры, нотариата и других государственных и общественных структур, где применяется труд юриста, только благодаря профессионализму способны повысить правовую культуру общества, социальной группы, личности.

Главное состоит не только в том, чтобы каждый юрист был проинформирован о национальных и международных нормах по защите прав и свобод человека, но и знал, каким образом внедрять их з повсеместную практику правовой зашиты и умело делал это.

Сегодня в Украине есть механизмы, которые так или иначе обеспечивают исполнение предписаний Конституции Украины, положений Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека. Действует Конституционный суд. При каждом областном управлении юстиции созданы региональные отделения Национального бюро по вопросам соблюдения Конвенции о защите прав и основных свобод человека. Их деятельность направлена на устранение нарушений норм Конвенции, сбора доказательств о нарушении прав человека. Сотрудничество государственных и негосударственных структур, призванных оказывать им эффективную помощь з деле защиты прав и свобод человека, способно дать плодотворные результаты и, прежде всего, поднять правовую активность граждан, без которой не может быть высокого уровня правовой культуры общества.

. В утверждении режима законности и правопорядка. Состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств. содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права, зависит, прежде всего, от неуклонного соблюдения законов юристами как должностными лицами. Правопорядок в обществе - показатель правовой культуры не только общества, но и каждого гражданина. Нельзя утверждать правопорядок не правовыми средствами. Юрист - это барометр состояния законности, а его убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний является надежной основой режима соблюдения законности гражданами и укрепления правопорядка в обществе. В механизме утверждения правопорядка юристу принадлежит ответственная роль как стражу прав человека.

Так. особенность работы сотрудников милиции состоит в том. что они сталкиваются с широкими слоями населения, наиболее часто с людьми, которые не нарушают общественный порядок, а обращаются за разъяснениями, справками, помощью, содействием. Сотрудники милиции проводят профилактические беседы или просто отвечают на вопросы граждан. По их действиям, культуре граждане часто судят о милиции в целом. С ростом правосознания и культуры населения милиция чаще будет контактировать с законопослушной частью населения. От умения вести себя, разъяснять нормы права и выполнять профессиональные обязанности зависит авторитет законов, государства и милиции, правопорядок в обществе.

Основные специальные средства влияния профессионально-правовой культуры юриста на правовую культуру общества можно свести к таким:

  1. обеспечение должного качества принимаемых законов и иных нормативно-правовых актов;
  2. справедливое отправление правосудия и выполнение иных профессиональных обязанностей;
  3. предотвращение правонарушений и своевременное раскрытие преступлений;
  4. профессиональное выполнение каждым юристом его полномочий без бюрократических проволочек, в определенный срок и качественно:
  5. правовое просвещение общества относительно принципов и содержания правового государства:
  6. информирование граждан об их правах и обязанностях, о законных способах их осуществления;

7) умение профессионально защищать права человека и гражданина т.п.

Уровень правовой культуры профессиональной группы юристов определяется степенью развитости культуры каждого его члена, его юридической образованностью и уровнем квалификации. Каждый юрист на своем рабочем месте должен соответствовать занимаемой должности, укреплять престиж своей профессии, повышать правовую культуру общества.

Существует большое количество юридических и научных мыслей и особенностей правовой ситуации в Украине.

На данный момент в нашей стране очень сильно развивается юридическое образование. Оно стало популярным в наше время. Сейчас в Украине много юристов с высшим образованием. С одной стороны это очень перспективно для нашей страны, но с другой - это может привести к безработице, поскольку юристов стало намного больше, чем самих предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности. Это может повлиять на многие ситуации в этой сфере деятельности и это является одной из признаков негативного влияния реальной правовой ситуации в Украине на формирование культуры юриста.


diplomba.ru

Юридическая наука и юридическое образование — Мегаобучалка

Наука как деятельность, направленная на производство знаний, и система этих знаний находится в тесной связи и взаимодействии с образованием. Под образованием, в интересующем нас плане, понимается как направленная на получение знаний система подготовки учащихся в специально организованных образовательных заведениях, так и совокупность полученных в процессе этой подготовки знаний. И в том, и в другом случае образование, так или иначе, связано с наукой. Особенно эта связь проявляется при подготовке специалистов с высшим образованием.

Наука, как принято считать, исторически сформировалась позже образования, однако окончательное формирование науки на рубеже XVI–XVII вв. породило ее устойчивые взаимоотношения с образованием[45]. Современное образование, которое в европейских странах и США сформировалось в конце XVIII – начале XIX вв., тесно связано с развитием науки и научных учреждений[46]. Их взаимодействие обеспечивает такое развитие образования, которое базируется на глубоком постижении изучаемых объектов при постоянной опоре на достижения науки и на строго научном подходе к самому процессу обучения[47].

Юридическая наука, как отрасль научного знания, тоже тесно связана с образованием, в особенности с юридическим. Отталкиваясь от общего понимания образования, юридическое образование можно рассматривать как систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях и как совокупность знаний о государстве и праве, наличие которых дает основание профессионально заниматься юридической деятельностью.

Юридическое образование является составной частью образования, которое, как и наука, выступает в качестве определенного социального института. Как социальный институт, образование представляет собой довольно сложную систему, включающую в свой состав несколько компонентов. К их числу, в частности, относят:

1) образовательные программы и государственные образовательные стандарты, отличающиеся своим уровнем;

2) органы управления образованием, включающие сеть подведомственных им учреждений и организаций;



3) собственно образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты, а также сеть учреждений, занятых повышением квалификации и подготовки преподавателей;

4) профессиональные ассоциации, общества, творческие союзы, методические и иные советы, прочие объединения специалистов, занятых повышением квалификации и подготовки преподавателей;

5) учреждения, входящие в инфраструктуры образования и науки: культурно-просветительные предприятия, производственные, проектные, медико-профилактические предприятия, типографии и т. д.;

6) учебники, учебно-методические пособия, предназначенные для преподавателей и учащихся;

7) журналы, ежегодники и другие периодические издания, пропагандирующие достижения научной мысли[48].

Не вдаваясь в подробности, отметим, что многие из этих компонентов присутствуют в системе юридического образования, в том числе и в нашей стране.

Юридическое образование возникло в глубокой древности в виде некоторых сведений о праве, которые включались в систему общего образования. Так, в школах Нижней Месопотамии (около 3000 г. до н. э.) обучали не только грамоте, но и умению составлять юридические или хозяйственные документы любого рода[49]. В Древней Греции право преподавалось в совокупности с философскими воззрениями тех или иных мыслителей: Платона, Аристотеля, Эпикура и др., а в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Родиной первых специальных юридических образовательных учреждений считается Древний Рим. Первоначально знание права в Древнем Риме составляло прерогативу жрецов. Но в 254 г. до н. э. Тиберий Корунканий – первый верховный жрец из плебеев – нарушил эту традицию и объявил, что будет объяснять право каждому желающему. В I в. н. э. возникла первая частная юридическая школа, где профессиональные юристы читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с обучающимися. В IV–V вв. существовало уже несколько таких школ с четырехгодичным сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), в которых ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая и сочинения Папиниана и Павла.

В 533 г. император Юстиниан издал специальную конституцию о введении пятилетнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса.

Новый импульс юридическое образование получает в эпоху классического Средневековья, когда в конце XI в. в г. Болонье (Италия) возникает школа права, позже преобразованная в университет (1088 г.). В этом университете с середины XII в. обучались римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы. В XII–XV вв. в странах Западной Европы возникают и другие университеты, в которых ведущими были юридические факультеты и на которых студенты изучали преимущественно римское право. С конца XVIII в. в программы юридических факультетов стали включать также национальное право.

Современная система образования в европейских странах и США сформировалась, как уже было сказано, в конце XVIII – начале XIX вв. и формирование которой было тесно связано с развитием науки и научных учреждений[50].

В этот период сложились три варианта системы образования. К первому варианту относится модель исторически сложившаяся в континентальных европейских странах, в том числе в Германии, Италии, России и Франции. В этих странах образование является функцией правительства. Образовательная система создана и контролируется правительством. Ко второму варианту, прямо противоположному первому, относится образовательная модель Великобритании. Здесь образование является частным делом граждан. Правительство имеет мало отношения к образовательной деятельности. Третий вариант образования сложился на почве второго. Он представлен США. Здесь правительство (в особенности федеральное) воздерживается от непосредственного управления образованием. Эта функция передана другим, неправительственным формам самоорганизации общества на уровне штатов и местного самоуправления, а также частной инициативе. Вместе с тем правительство весьма активно поддерживает «демократический» характер управления образованием[51].

В настоящее время основной кузницей юридических кадров для самых различных звеньев государственного аппарата стали юридические факультеты университетов, а также специализированные юридические учебные заведения, учебные планы которых основной акцент делают на анализе национального законодательства, истории его возникновения и развития.

В России попытки преподавать юриспруденцию в качестве самостоятельного предмета обучения предпринимались с XVI в. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. В 1703–15 гг. в Москве существовало так называемое Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, и политика. В 1715 г. Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 г. была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 г.), для практического изучения юриспруденции при коллегиях. В 1725 г. состоялось открытие учрежденной Петром I Академии наук, на которую возлагалось две задачи: «науки производить» и обучать молодежь наукам. Было предусмотрено создание кафедры правоведения, а с 1726 по 1765 гг. в академическом университете преподавалась юриспруденция. В дополнение к ним в 1732 г. был открыт также Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции. Вместе с тем отсутствие российских профессоров (преподавание юриспруденции осуществлялось иностранными профессорами на немецком и латинском языках, которые были малопонятны слушателям) отрицательно сказывалось на университетском образовании. Большая часть слушателей не горела желанием получать университетское образование, в связи с чем из-за хронического недобора студентов в 1766 г. университет был закрыт.

26 апреля 1755 г. состоялось торжественное открытие Московского университета, в составе которого в 1756 г. был открыт юридический факультет, систематические лекции и занятия на котором начались с 1764 г. В XVIII – XIX вв. право преподавалось во всех университетах, основанных в России (в Харькове, Казани, Петербурге, Киеве, Одессе и др.). Более 80 российским юристам за этот период присудили ученые степени доктора или магистра прав.

В СССР основной формой подготовки юристов являлись юридические факультеты университетов с пятилетним сроком обучения. Вместе с тем ведущими кузницами юридических кадров считались Саратовский, Свердловский и Харьковский юридические институты с четырехгодичным сроком обучения, юридические факультеты Московского и Ленинградского государственных университетов, а также система заочного юридического образования, возглавляемая Всесоюзным юридическим заочным институтом, имевшим филиалы во всех крупных городах Российской Федерации. Учебный процесс был построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать в любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания в определенной области юридической деятельности.

Широкое развитие юридическое образование получило в современной России. В настоящее время подготовка юристов осуществляется в большом количестве как государственных, так и негосударственных учебных заведений, что, к сожалению, ведет к определенной девальвации юридического образования. Качество подготавливаемых в настоящее время вузами специалистов оставляет желать лучшего. Не случайно в современных условиях родился афоризм: «Юристов много, а работать некому». Не лучше обстоит дело с подготовкой и научно-педагогических кадров. Не секрет, что сегодня появилась немалая армия лжеученых – кандидатов и докторов наук, купивших ученые степени. В настоящее время ВАК РФ пытается «разрулить» ситуацию, связанную с псевдоучеными, однако те меры, которые предприняты ВАКом и Министерством образования и науки РФ носят половинчатый характер. Нужна более кардинальная реформа аттестации научных кадров. Коль скоро страна перешла на европейскую (болонскую) систему подготовки специалистов с высшим образованием, необходимо перейти и на европейскую систему подготовки научных кадров и упразднить в связи с этим никому не нужную степень кандидата наук. В противном случае все занятие наукой сводится в нашей стране к написанию сначала кандидатской, а затем докторской диссертации. Защитив докторскую диссертацию «ученый», как правило, перестает заниматься наукой, считая, что уже достиг ее «сияющих вершин». Освободив соискателей ученых степеней от написания и защиты двух диссертаций, наука может только выиграть, поскольку, защитив сначала магистерскую (в вузе), а затем докторскую диссертацию, молодой ученый будет иметь достаточно времени для подлинного и плодотворного занятия наукой. При этом должны быть предусмотрены меры, стимулирующие докторов наук к активному занятию наукой. В качестве таких мер может быть введена, например, система переаттестации научных кадров, согласно которой лица, имеющие ученую степень доктора наук, должны раз в несколько лет подтверждать свою ученую степень новыми научными работами. В противном случае они могут быть лишены этой ученой степени.

Как бы там ни было и в нашей стране, и в зарубежных странах подготовка специалистов с юридическим образованием в настоящее время ведется на базе современной юридической науки, основы которой, в принципе, должен знать каждый выпускник юридического вуза.

megaobuchalka.ru

Получение юридического образования. Что нужно знать?

Юридическое образование это одно из самых желаемых и престижных образований из всех существующих. Это потому что все ассоциируют образ юриста с образом состоятельного, умного и образованного человека. Но что нужно знать о юридическом образовании? Какой путь нужно проделать для того, чтобы такое образование получить? Многие говорят, что юристов много, и поэтому будет сложно найти себе работу. И собственно так оно и есть, юристов много, но хороший специалист всегда найдет себе работу. Ведь важно не только получить высшее образование, не менее важно стать профессионалом. Но как, и что учитывать в формирование себя как профессионального специалиста?

Факторы, которые влияют на юридическое образование:

  • Выбор учебного учреждения. Это основной шаг, которого вам придется делать. Выбирать, конечно же, надо будет то учебное учреждение, которое котируется лучше на фоне остальных, но и это еще не все, туда еще надо и попасть, ну а далее учится и учится хорошо.
  • Не выбирайте заочное обучение, если не обладайте достаточной силой воли, чтобы самому заниматься. То, что вы будете несколько недель в году учиться от сессии до сессии, вам не поможет. Очное обучение же, будет формировать вас как специалиста.
  • Найдите себе наставника, получите опыт на практике. Этот опыт ценится больше всего. Не сосредотачивайте свое внимание только на теорию. Идеальное знание теории вас не спасет.
  • Читайте много. Чем больше тематической литературы вы прочтете, особенно ту, которая раскрывает практическую часть профессии юриста, тем лучше.
  • Вкладывайте душу в обучение, только таким образом вы сможете добиться успеха. Не нужно думать только о том, сколько вы на этом будете зарабатывать.

Помните, что все в итоге зависит от вас и от вашего желания стать хорошим специалистом. Эту профессию стоит выбрать, особенно если у вас есть к ней призвание. И не переживайте, что работу не сможете найти. Хорошие специалисты всегда востребованы, поэтому высшее юридическое образование всегда в силе.



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *