Огэ темы обществознание – Материалы для подготовке к ОГЭ по обществознанию

ОГЭ Обществознание _ темы - Подготовка к ЕГЭ

ОГЭ Обществознание _ темы - Подготовка к ЕГЭ
  • 26-31. ОГЭ Обществознание Часть 2 — задания на анализ источников
  • 1. Общество как форма жизнедеятельности людей
  • 2. Биологическое и социальное в человеке; личность; деятельность человека и ее основные формы
  • 3. Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям)
  • 4. Общество и человек (задание на анализ двух суждений)
  • 5. Сфера духовной культуры и ее особенности; наука в жизни современного общества
  • 6. Сфера духовной культуры (задание на анализ двух суждений)
  • 7. Экономика, ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность
  • 8. Предпринимательство; малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность
  • 9. Экономическая сфера жизни общества (задание на обращение к социальным реалиям)
  • 10. Экономическая сфера жизни общества (задание на анализ двух суждений)
  • 11.Социальная структура общества, семья как малая группа, многообразие социальных ролей в подростковом возрасте,
  • 12.Социальная сфера (задание на обращение к социальным реалиям)
  • 13.Социальная сфера (задание на анализ двух суждений)
  • 14.Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства; разделение властей;
  • 15.Сфера политики и социального управления (задание на обращение к социальным реалиям)
  • 16.Сфера политики и социального управления (задание на анализ двух суждений)
  • 17.Право, его роль в жизни общества и государства; норма права; нормативный правовой акт; признаки и виды правонарушений
  • 18.Конституция РФ; основы конституционного строя РФ; федеративное устройство РФ; органы государственной власти РФ
  • 19.Понятие правоотношений, право на труд и трудовые правоотношения, трудоустройство несовершеннолетних, семейные правоотношения
  • 20.Право (задание на анализ двух суждений)
  • 21.Различное содержание в разных вариантах: задание на сравнение
  • 22.Различное содержание в разных вариантах: задание на установление соответствия
  • 23,24.Различное содержание в разных вариантах: задание на выбор верных позиций из списка
  • 25.Различное содержание в разных вариантах: задание на установление фактов и мнений

onlyege.ru

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию на тему "Человек и общество"

Тема: Общество и человек.

Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».

Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.

В широком смысле:

Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле:

Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.

Понятие общество имеет много значений:

Этап в истории человечества

(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)

(объединение)

Круг людей объединенных

общими целями, интересами

(спортивный клуб)

Регион, страна, государство

(Россия, Европейское общество)

Всё человечество

(мировое сообщество)

ОБЩЕСТВО

Вопрос к ученикам.

Скажите, может ли человек развиваться вне общества?

-нет только в обществе человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.

Общественные отношения-это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.

Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество- это динамическая система.

Характерные черты общества, как динамической системы.

Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.

В обществе имеются подсистемы (части системы)

Сферы общественной жизни

Политическая

Государство и органы государственной власти

(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)

Духовная

(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)

Экономическая

(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.

Социальная

Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.

Все общества можно поделить на 3 исторических типа:

  1. Доиндустриальное (традиционное или аграрное) –люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.

  2. Индустриальное – люди заняты в промышленном производстве ,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.

  3. Постиндустриальное – люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.

(социальная мобильность-изменение положения человека или группы в обществе)

Взаимодействие общества и природы

Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.

Природа-это естественная среда обитания человека.

Отличия общества от природы

-творит культуру

-развивается под влиянием деятельности человека.

Отличие природы от общества

-способна развиваться независимо от человека

-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Человек.

Человек-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.

Индивид-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)

Индивидуальность – неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.

Личность-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.

Социализация – это процесс становления личности

Агенты социализации

  1. Семья

  2. Образование

  3. Профессии

  4. Социальное окружение

  5. Государство

  6. СМИ

  7. Самовоспитание

Этапы социализации

  1. Начальный

  2. Средний (юношеский возраст)

  3. Завершающий

Основные отличия человека от животного

  1. Мышление и членораздельная речь

  2. Сознательная целенаправленная творческая деятельность

  3. Человек творец культуры

  4. Способность изготавливать орудия труда и использовать их.

Деятельность человека.

Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.

Структура деятельности

1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)

2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.

Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).

Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.

Цель

-то, что ожидается нами в результате деятельности.

Для того чтобы достичь цель нам нужно:

1.Средства

2.Действия

3.Результат

Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).

Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.

Три группы потребностей (или классификация потребностей):

  1. Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)

  2. Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)

  3. Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)

Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.

  1. Физиологические (пища, дыхание, движение)

  2. Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)

(1,2 – врожденные потребности)

  1. Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)

  2. Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании

  3. Духовные (самоактуализация, самовыражение)

(3-5 –приобретенные)

Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.

Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.

Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.

(помогает нам творить-воображение, фантазия , интуиция)

Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.

Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.

Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.

Социальные и межличностные отношения человека. Общение.

Социальные отношения - это отношения между руководителем и подчиненным.

Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).

Межличностные отношения- отношение между друзьями.

Общество представляет собой совокупность социальных групп.

Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.

Функции социальной группы

  1. Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)

  2. Экспрессивная –для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)

  3. Поддерживающая –для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))

Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.

Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков

неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов

Формы общения:

-служебное(деловое)

-повседневное (бытовое)

-убеждающее

-ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)

-межкультурное

По содержания и смысловой направленности:

-рассказ

-сообщение

-разговор

-отчет

-комплименты

-обмен мнениями

Межличностные конфликты

Межличностные конфликты - это столкновение различных точек зрения.

Способы разрешения конфликтов

1.Диалог-общение между людьми.

2.Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.

3.Консенсус –форма выражения согласия с аргументами противника в споре.

infourok.ru

ОГЭ- 2019. Обществознание. Кодификатор тем. |

 

Кодификатор тем.

Источник: сайт ФИПИ, 24.08.2018

Человек и общество

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные

отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

 

Сфера духовной культуры

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного

общества. Возможности получения общего и профессионального

образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в

жизни современного общества. Свобода совести

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

 

 

 

Экономика

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность

ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и

специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и

фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной

поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

 

 

Социальная сфера

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4. Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и

алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость

здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

 

 

Сфера политики и социального управления

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим. Демократия

5.6 Местное самоуправление

5.7 Участие граждан в политической жизни

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной

жизни

5.10 Гражданское общество и правовое государство

 

 

Право

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

6.3 Понятие правоотношений

6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного

строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации

6.8 Правоохранительные органы. Судебная система.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека

и гражданина в Российской Федерации, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса

несовершеннолетних

 

6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и

гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных

конфликтов

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права

потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и

детей

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство

несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и

наказания

6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

ОГЭ по обществознанию - Человек и общество

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество».


1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
Основные понятия: понятие «общество», общественные отношения, виды общественных отношений

1.2 Взаимодействие общества и природы
Основные понятия: понятие «природа», взаимосвязь общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Основные понятия: сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная

1.4 Биологическое и социальное в человеке
Основные понятия: человек, биологическая природа человека, социальное в человеке, отличия человека от животного, индивид, индивидуальность, личность

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
Основные понятия: личность, качества личности, формирование личности, особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Основные понятия: деятельность, структура деятельности, классификация деятельности, потребности, виды потребностей, отличия деятельности человека от активности животного, основные формы деятельности, труд, игра, учение, способности, виды способностей, задатки, склонности, одаренность, талант, гениальность

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Основные понятия: малая группа, признаки малой группы, классификации малых групп, групповая динамика, статус, роль, лидер, групповые нормы, положение человека в малой группе, воздействие малой группы на человека, конформизм, межличностные отношения, виды межличностных отношений, формы межличностных отношений, общение, структура общения, виды общения, функции общения, культура общения

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Основные понятия: межличностный конфликт, причины межличностного конфликта, виды конфликтов, фазы конфликта, выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации

socialstudies.ru

HISTORIA MAGISTRA VITAE: ОГЭ обществознание

   Данный раздел сайта содержит материалы, которые помогут подготовиться выпускникам 9 класса к экзамену по обществознанию в форме ОГЭ (ГИА). Материалы составлены на основе образовательной программы по обществознанию в соответствии со спецификацией и кодификатором, делятся по сферам жизни общества, отдельно выделен блок "Право".

Памятка по работе с ресурсами.


1. Теоретический материал можно читать онлайн с помощью инструмента просмотра google документы.
2. Для решения практических работ необходимо пройти по ссылке на портал "Решу ЕГЭ/Решу ОГЭ". Внимание! Для того, чтобы учитель смог проверить работу, перед тем как начать решать задания нужно сообщить о регистрации, выслав на адрес электронной почты свой адрес почты, который использовался при регистрации.

Общество и человек

1. Теория
1.1. Понятие "Общество"
1.2. Традиционное и индустриальное общество 
1.3. Современные цивилизации
1.4. Человек, индивид, личность
 1.4.1. Таблица. Человек, природа, общество
 1.4.2. Таблица. Социализация человека
1.5. Деятельность и общение
1.6. Трудовая деятельность
1.7. Познание, истина и ее критерии
1.8. Общественный прогресс. Критерии прогресса
 1.8.1. Таблица. Социальный прогресс
1.9. Глобальные проблемы современности
 1.10. Исторический процесс и его участники
2. Практика
 2.1. Тренировочная работа №1. Общество и человек. Часть 1. Код работы 68978

 2.2. Тренировочная работа №2. Общество и человек. Часть 2. Код работы 68981
 2.3. Тренировочная работа №3. Общество и человек. Часть 3. Работа с текстом. Код работы 68982

Сфера духовной жизни

1. Теория
 1.1. Религия в современном мире
 1.2. Образование и его роль
 1.3. Таблица. Духовная культура
2. Практика

Социальная сфера

1. Теория
 1.1. Социальная структура общества
 1.2. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
 1.3. Социальный статус, роли личности
 1.4. Нации и межнациональные отношения
 1.5. Таблица. Социальные отношения

2. Практика

Экономическая сфера

1. Теория
 1.1. Экономика и ее роль
 1.2. Рыночные отношения
 1.3. Государство и экономика
 1.4. Таблица. Экономика
 1.5. Таблицы

2. Практика

Политическая сфера

1. Теория
 1.1. Политическая система и ее роль
 1.2. Государство. Три ветви власти
 1.3. Политическая идеология
 1.4. Политические партии
 1.5. Демократия и парламентаризм
 1.6. Политический статус личности

2. Практика

Право

1. Теория
 1.1. Роль права в жизни общества
 1.2. Права человека
 1.3. Понятие и виды юридической ответственности
 1.4. Система права. Отрасли права
 1.5. Гражданское право
 1.6. Таблица. Политика и право
 1.7. Таблицы. Конституционное право
2. Практика

history630a.blogspot.com

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ на тему "Человек и общество"

Человек и общество (ГИА)

Вариант 1

А1.Общество в широком смысле слова – это

1) весь мир в многообразии его форм

2) среда обитания человека

3) источник производственных ресурсов, необходимых человеку

4) совокупность способов взаимодействия людей

А2. Какой признак характеризует понятие «личность»?

1) биологические потребности 3) физиологические особенности

2) сознательные цели 4) природные задатки

А3. В семье Л.Часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?

  1. принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромисс

А4. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А.Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.

Б.неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказывается на состоянии других.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Общество в узком смысле слова – это

1)определённый этап исторического развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3)совокупность элементов живой и неживой природы

4) способ отношения человека к внешнему миру

А6. Открытия М.В.Ломоносова, изобретения И.П.Кулибина, труды Д.И.Менделеева представляют собой пример деятельности

1)политической 2) интеллектуальной 3) художественной 4) государственной

А7. Ольга работает технологом в конструкторском бюро. Она является принципиальным и ответственным человеком. В свободное от работы время она посещает курсы по изучению английского языка. Всё это характеризует Ольгу как

  1. специалиста 2) гражданина 3) индивида 4) личность

А8. Верны ли суждения об обществе?

А.В процессе общения нельзя проявлять уступчивость.

Б. В процессе общения формируется такое важнейшее качество человека, как принципиальность.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9.Что из перечисленного ниже относится к социальной сфере общественной жизни?

1)повышение уровня жизни пожилых людей 3)публикация нового романа

2)закрытие научной библиотеки 4)достижение промышленного роста

А10. Отдельно взятый представитель человеческого рода – это

1)гражданин 2) индивид 3) индивидуальность 4) личность

А11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?

1)является формой деятельности человека 3)даёт человеку опыт действия с предметами

2)предполагает наличие цели 4)может носить коллективный характер

А12. Верны ли суждения о соотношении природы и общества?

А.Природа и общество во взаимосвязи образуют единый реальный мир.

Б.Общество, создав культуру (вторую природу), утратило связь с природой.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А13 Воздействие человека на природу проявляется в следующем

1)обучение людей экологически грамотному поведению

2)разрушение деревни в результате лесного пожара

3)создание организаций защитников природы

4)увеличение промышленных отходов

А14. Одной из форм межличностных отношений выступает

  1. приятельство 2) взаимодействие 3) сотрудничество 4) взаимосвязь

А15. Антон читает произведения художественной литературы, выполняет различные задания, связанные с книговедением, с целью приобретения профессии библиотекаря. Какую форму деятельности иллюстрирует этот пример?

1)учение 2) общение 3) труд 4) игра

А16. Верны ли суждения о средствах общения?

А.Средством общения является использование смыслового содержания слов.

Б.Средством общения является применение жестов, мимики и интонации.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Учреждение акционерного общества относится к сфере общественной жизни

  1. политической 2) экономической 3) духовной 4) социальной

А18. К деловым отношениям принадлежит

1) беседа ученика с директором школы

2) разговор приятелей по поводу просмотренного кинофильма

3) совместное увлечение сбором значков

4) общение друзей в туристическом походе

А19. Сергей является в фирме фигурой незаурядной, он стремился к новым методам работы. Все знали, что Сергей – лидер коллектива. В свободное от работы время он охотно общался с друзьями и всегда был готов прийти к ним на помощь. Всё это характеризует Сергея как

1)индивида 2) личность 3) профессионала 4) семьянина

А20. Верны ли суждения о человеке и обществе?

А.Человек и общество – часть природы и подчиняются всем её законам.

Б.Человек – существо социальное и живёт по законам общества.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А21.Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества:

1)социальной 2) трудовой 3) экономической 4) технической

А22. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

1)дыхании 2) питании 3) самосохранении 4) самореализации

А23. Верны ли следующие суждения об обществе?

А.Общество является частью природы.

Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Человек и общество (ГИА)

Вариант 2

А1.К основным признакам общества относится (-ятся)

1) отсутствие изменений 3) сознательная деятельность

2) природные условия 4) полная независимость от природы

А2. Организатором деятельности в малой группе выступает

1)председатель 2) начальник 3) заведующий 4) лидер

А3. Галина обладает уникальными математическими способностями. Этот пример характеризует человека как

1)личность 2) учащуюся 3) индивида 4) индивидуальность

А4. Верны ли суждения о соотношении общества и природы?

А.Общество и природа взаимно влияют друг на друга.

Б.Общество – слишком незначительная часть природы, чтобы существенным образом влиять на ёё состояние.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Соотношение сфер общественной жизни отличается

1)их независимостью друг от друга

2) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер

3) господством экономической сферы общественной жизни

4) определяющей ролью политической сферы общественной жизни

А6. Понятие «представитель дворянского сословия» России XVIII в. характеризуют человека как

1)индивидуальность 2) индивида 3) личность 4) профессионала

А7. Геннадий поехал на рыбалку с приятелем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о личных отношениях?

1)возникают вне зависимости от выполняемой работы

2) складываются на основе определённых чувств

3) представляют собой взаимосвязь человека с другим человеком

4) характеризуют ближайшее социальное отражение человека

А8. Верны ли суждения о конформизме?

А. Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Б.Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Одной из сфер общественной жизни является (-ются)

1) церковь 3) производительные силы общества

2) духовная культура общества 4) общественные отношения

А10. Особая форма деятельности, целью которой является развлечение, отдых, - это

1)общение 2) игра 3) учение 4) труд

А11. В клинике «П.» возник конфликт между двумя врачами по поводу способов лечения больного. Каждый из врачей считает, что отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьёзными потерями для пациента, кроме этого, в случае поражения произойдёт утрата их собственного авторитета и товарищей. Поэтому оба врача упорно отстаивают свою позицию. Какой стиль поведения в межличностном конфликте иллюстрирует данный пример?

1)уклонение 2) приспособление 3) соперничество 4) компромисс

А12. Верны ли следующие суждения об отличии человека от животного?

А.Отличие человека от животного состоит в том, что человек способен производить орудия труда и использовать их.

Б. Отличие человека от животного состоит в том, что человек способен преобразовывать окружающий мир.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А13. К числу основных сфер общественной жизни относится

1)материальное производство 2) экономика 3) государство 4) конституционное право

А14. Какие две стороны составляют сущность человека?

1)классовая, биологическая 3) экономическая, природная

2) биологическая, социальная 4) биологическая, потусторонняя

А15. Андрей в компании друзей пользовался большим авторитетом благодаря своим личным качествам: более высокой активностью и инициативностью при осуществлении общих задач, умением оказывать влияние на своих товарищей. Он обладал способностью организовывать совместную деятельность, устанавливать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе, а главное – принимать решения в самых важных ситуациях. Какую социальную роль в малой группе выполнял Андрей?

1)»душа общества» 2) труженик 3) лидер 4) «генератор идей»

А16. Верны ли суждения о деятельности?

А.Деятельность свойственна и животному, и человеку.

Б, деятельность связана с преобразованием окружающей среды.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Что из приведённого ниже может способствовать улучшению экологической ситуации?

1)нерациональное использование природных ресурсов 3) разлив у берегов страны нефти

2)массовая вырубка лесов 4) строительство безотходных предприятий

А18. Укажите характеристику человека, которая обусловлена

1)способность мыслить логически 3)чувственное восприятие мира

2)предрасположенность к определённым заболеваниям 4) наличие кровеносной системы

А19. Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, пропорции и внутреннее убранство которого до деталей воспроизводят облик разрушенного собора – памятника победы России в Отечественной войне 1812 г., является примером

1)игры 2) общение 3) учения 4) труда

А20. Верны ли суждения о коллективизме?

А. Коллективизм – это признание того, что коллектив всегда прав.

Б. Коллективизм – это черта характера личности, умеющей ужиться в группе.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А21. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как

1)индивида 2) личность 3) ученика 4) товарища

А22. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы?

А.Климатические условия влияют на развитие общества.

Б.Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А23. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга

Человек и общество (ГИА)

Вариант 3

А1. Общей чертой общества и природы является

1)существование независимо друг от друга 3) сознательная и волевая деятельность

2) наличие признаков системы 4) действие в качестве создателя культуры

А2. Какой признак характеризует понятие «индивидуальность»?

1)биохимические особенности 3) особенности характера

2) пол 4) физиологические особенности

А3. Виктор посещает лекции и семинары в Инженерно-экономическом университете, являясь студентом второго курса. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о такой форме деятельности, как учение?

1)допускает использование определённых правил и норм

2) формирует способность решать задачи в профессиональной сфере

3) может иметь индивидуальный характер

4) складывается из отдельных действий

А4. Верны ли суждения о человеке?

А, Человек уже от рождения является человеком.

Б. Человеком не рождаются, а становятся.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Что из приведённого ниже относится к экономической сфере общественной жизни?

1)возникновение христианства 3) меры помощи пенсионерам

2) публикация предвыборной программы 4) банковский кризис

А6. Особенностью подросткового возраста является

1)переориентация общения с родителями на сверстников

2) отсутствие социальных ролей

3) преобладание игрового освоения социальной реальности

4) уравнение объёмов прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетворения

А7. Ювелиры в Древней Руси на поверхность предмета по линиям заранее нанесённого рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример?

  1. труд 2) учение 3) общение 4) игру

А8. Верны ли следующие суждения о человеке?

А.Человек определяется только врождёнными качествами.

Б.Человек определяется не только врождёнными, но и приобретёнными качествами.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Соотношение общества и природы заключается

1)в полном подчинение общества природе 3) во взаимном влиянии общества и природы

2) в независимости общества и природы друг от друга 4) в подчинении природы обществу

А10. Признаком общения не является

1)обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями

А11. Российский кинорежиссёр А.Звягинцев поставил художественный фильм «Елена», который широко обсуждался общественностью. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1)духовная 2) экономическая 3) социальная 4) политическая

А12. Верны ли суждения о межличностных отношениях?

А.Межличностные отношения возможны только среди малых групп людей.

Б. Межличностные отношения возможны только среди больших групп людей.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А13. Внедрение машин в производство относится к сфере общественной жизни

1)экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

А14. Формой межличностных отношений не является

1)дружба 2) знакомство 3) взаимопонимание 4) приятельство

А15. Подруги Светлана и Мария делятся впечатлениями от поездки за город. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об общении?

1)помогает человеку познавать окружающий мир

2) выражается в обмене результатами психической деятельности

3) доставляет человеку удовольствие

4) характеризуется удовлетворением социальных потребностей человека

А16. Верны ли следующие суждения о соотношении природы и общества?

А.Природа является частью общества.

Б.Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Учреждение Организации Объединённых Наций относится к сфере общественной жизни

1)экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

А18. Социальное начало в человеке

1)противоречит биологическому 3) неразрывно связано с биологическим

2) независимо от биологического 4) предшествует биологическому

А19. В магазине «Электроника» покупатель Б. узнаёт у продавца цену телевизора «Филипс» и интересуется возможностью скидок. Какую функцию общения иллюстрирует этот пример?

1)соблюдение социальных условностей 3) выражение своих чувств

2) получение обратной связи о себе 4) обмен информацией

А20. Верны ли суждения о взаимосвязи природы и общества?

А.Между природой и обществом имеет место только конфликтная взаимосвязь

Б. Между природой и обществом имеет место только гармоничная взаимосвязь.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А21. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества

1)экономическую 2) социальную 3) трудовую 4) рыночную

А22. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностные отношения?

1)Глава государства обращается к гражданам в СМИ

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга

А23.На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является (-ются)

1)семейное законодательство 3) школьники

2) урок 4) семейная пара

Человек и общество (ГИА)

Вариант 4

А1. Соотношение общества и природы не может характеризоваться

1)возможностью автономного развития общества от природы

2)взаимным влиянием общества и природы

3) отрицательным влиянием общества на природу

4) отрицательным влиянием природы на общество

А2. Труд в отличие от игры

1)имеет полезный характер 3) преобразовывает внешнюю среду

2)предусматривает общение 4) предполагает наличие партнёра

А3. Девятиклассник Егор проявляет интерес к истории. Он участвует в работе школьного исторического общества, где выступал с результатами ученического исследования о родословной своей семьи. Неоднократно Егор отстаивал честь школы на исторических олимпиадах, на которых становился победителем. Каким (-ими) качеством (амии) обладает Егор?

1)талантом 2) гениальностью 3) задатками 4) способностями

А4. Верны ли суждения о межличностных конфликтах?

А.Межличностные конфликты могут быть конструктивными.

Б. Межличностные конфликты всегда являются неконструктивными.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5.К экономической сфере общественной жизни не относится

1)обеспечение занятости 3) забастовочное движение

2) разорение фирмы 4)предоставление кредита

А6. Какой признак не свойственен общению?

1)получение обратной связи о себе 3) обмен знаниями

2) обмен веществ 4) выражение своих чувств

А7. Итальянский гуманист Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером. Каким (-ими) качеством (-ами) обладал Леонардо да Винчи?

1)способностями 2) одарённостью 3) талантом 4) гениальностью

А8. Верны ли суждения о способах разрешения межличностного конфликта?

А. В качестве способа разрешения межличностного конфликта необходимо больше внимания уделять обсуждению разногласий в подходах и установках, чем рассмотрению совпадающих позиций.

Б. В качестве способа разрешения межличностного конфликта необходимо в конфликтной ситуации сохранять вежливость и самообладание.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Открытие закона сохранения и превращения энергии относится к сфере общественной жизни

1)экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

А10. Девятиклассница Ольга поражает всех тонким музыкальным слухом. Как можно назвать качество, которым она обладает?

1)способность 2) задаток 3) талант 4) гениальность

А11. Учащийся школы Макар спрашивает у своего товарища, насколько убедительно он выглядел во время выступления на ученической конференции. Какую функцию общения иллюстрирует этот пример?

1)воздействие на других людей 3) передача умений и навыков

2) получение обратной связи о себе 4) выражение своих чувств

А12. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?

А.Общество, начиная с определённого уровня развития производства, избавляется от прямой зависимости от природных факторов.

Б. Общество оторвано от природы и процессов её естественного развития.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А13. Что из приведённого ниже служит примером негативного воздействия общества на природу?

1)транспортировка радиоактивных веществ на значительные расстояния

2) налаживание производства «Экологически чистых» автомобилей

3) увеличение средств на очистные сооружения

4) создание государственных природных заповедников

А14. Гражданин С. утверждал: «Я никогда не иду против своего коллектива, даже тогда, когда я с ним не согласен. Зачем конфликтовать. Лучше быть, как все». Этот гражданин является

1)коллективистом 2) активистом 3) конформистом 4) эгоистом

А15. Какая ситуация иллюстрирует личные отношения?

1)руководитель отдела К. представил коллегам нового менеджера

2) инженер М. познакомился с соседом по дому

3) следователь Р. Допросил свидетеля правонарушения

4) предприниматель В. провёл переговоры с торговым партнёром

А16. Верны ли следующие суждения о способностях человека?

А.Способности человека – это его индивидуальные особенности и свойства, которые являются условиями успешного выполнения определённого вида деятельности.

Б. Все люди от природы обладают одинаковыми способностями

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Страхование жизни и здоровья относится к сфере общественной жизни

1)экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

А18. Что из приведённого ниже является примером политической деятельности человека?

1)защита студентом диплома по политологии

2) проведение группой социологов опроса об отношении жителей региона к власти

3) участие активиста общественного движения в предвыборной агитации

4) написание учёным-историком книги о развитии политической системы

А19. Михаил – высокий подросток, блондин, с серыми глазами. Всё это характеризует его как

1)личность 2)индивида 3) спортсмена 4) профессионала

А20. Верны ли следующие суждения о таланте?

А. талант – это определённое сочетание выдающихся способностей человека, их совокупность.

Б. Талант – это стремление человека к занятиям определённым видом деятельности.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А21. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1)товарища 2) индивида 3) личность 4) работника

А22. Верны ли суждения об обществе?

А.Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А23. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1)племена, народности 2) сословие, класс 3) республика, федерация 4) издержки, прибыль

Ключ к тесту «Человек и общество»

infourok.ru

Материал для подготовки к ОГЭ 9класс по обществознанию на тему Сфера духовной культуры

2. Сфера духовной культуры.

Структура духовной сферы жизни общества.

  1. Духовная культура в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей(знания, образование, наука, язык, мораль, право, религия, философия).

  2. Создание, сохранение, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий(учителя, библиотекари, музейные работники, ученые)

  3. Достижения духовной культуры создаются, распространятся, потребляются людьми при посредстве специализированных учреждений (архивы, библиотеки, музеи, научные институты, театры, клубы, филармонии и т.д.)

Духовная культура-это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовная культура-это система социальных установок идеалов, ценностей призванных ориентировать человека в окружающем мире.

Духовный мир человека- внутренний мир (мысли, чувства и т.д.)

Виды духовной жизни:

  1. Духовно-теоретическая деятельность (духовное производство)

  2. Духовно-практическая деятельность (театры, школы и т.д.)

Пути приращения культурных богатств

1.Приемственность-сохранение и передача от поколения к поколению духовных ценностей.

2. Новаторство – пополнение новыми ценностями.

Виды духовной культуры:

  1. Массовая –для всего общества (эстрадная музыка, реклама, плакаты, баннеры и т.д.)

  2. Элитарная –эта культура рассчитана на узкий круг людей, она создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами, сложная по содержанию, трудно восприимчивая. (классическая музыка)

  3. Народная –создается как правило анонимными творцами не имеющие профессиональной подготовки.

  4. Экранная –синтез телевидения, видео, компьютера.

  5. Субкультура – часть общей культуры система ценностей присуще определенной группе или часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства... (группы не стремятся переделать господствующую культуру, а по своему приспосабливаются к ней)

  6. Контркультура – оппозиция, альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. (хиппи, готы, панки, скинхеды и т.д.)

Искусство

Искусство-это отражение реальной действительности в художественных образах.

Искусство-это практическая деятельность человека направленнаяна освоение и создание этических ценностей.

Культурология-наука занимающаяся изучением культуры и влиянием её на жизнь общества.

Эстетика – философская наука формирующая у человека чувство прекрасного и изучающая все стороны освоения человеком мира по законам красоты.

Виды искусства: архитектура скульптура, литература, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство.

Наука в жизни современного общества

Наука-сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.

Цели науки – описание, объяснение, предсказание явлений и процессов(получение нового знания), т.е. выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Наука–это мышление в понятиях, а искусство – в художественных образах.

Функции науки:

1.Культурно-мирвоззренческая

2.Производительная сила общества и катализатор совершенствования производства

3.Социальная сила общества, т.к. она включается в процессы социального развития и управляет ими.

Научное познание отличается тем, что оно стремится изучать мир таким, каков он есть, независимо от человека. Оно направлено на получение не только знаний, необходимых сегодня, но и которые могут пригодиться в будущем.

Основные черты научного познания:

-объективность-стремление к изучению объекта таким какой он есть на самом деле;

-рациональная обоснованность и доказательность;

-специфические способы обоснования истинности;

-занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта.

Уровни и методы научного познания

Эмпирический Теоретический

методы

наблюдение эксперимент теория гипотеза моделирование

Виды научных методов:

-анализ

-индукция (выведение)метод рассуждения от частного к общему.

-дедукция (выведение)метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.

-синтез (соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Этические нормы науки

  1. Не ври

  2. Не укради

  3. Социальная ответственность ученого за результаты своего труда

Достижения науки способствуют развитию техники. Процесс качественного изменения происходит под воздействием научно-технической революции (НТР)

К положительным последствиям НТР относятся: создание новых технологий и лекарственных препаратов (увеличение продолжительности жизни), появление нового оборудования (позволило обезопасить производительный процесс), стремительно развиваются средства связи и транспорта и т.д.

К отрицательным последствиям НТР относятся: увеличение жертв техногенных аварий, экономические проблемы между развитыми и развивающимися странами, экологические проблемы.

Истина-это соответствие наших знаний предмету познания.

Самопознание-это познание человека самого себя, формирование образа собственного «Я».

Мышление-это активный процесс отражения объективного мира в понятии, суждении и теории.

Этапы мышления

  1. Потребность

  2. Интерес

  3. Мыслительный процесс: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование

Типы мышления:образное, понятийное (теоретическое), знаковое(языковые знаки, искусственные знаки, символы).

Знания-это результат познания, который получен человеком входе активного отражения реального мира.

Религия

Религия-это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Религия-вера в сверхъестественные силы.

Религия –(верующий человек) – взаимоотношения между Богом и человеком.

Формы религии

  1. Тотемизм-поклонение животным и растениям, как своим мифическим предкам и защитникам

  2. Фетишизм – вера в магические свойства различных предметов

  3. Анимизм – (лат. душа)-вера в душу всеобщую одухотворенность природы.

  4. Политеизм – вера во множества богов

  5. Монотеизм – вера в единого бога

В мире существуют мировые религии

  1. Буддизм (самая ранняя по возникновению мировая религия)

  2. Христианство (вторая по времени возникновения мировая религия)

  3. Ислам (самая поздняя по времени возникновения мировая религия)

А так же национальные религии

1.Конфуцианство(Китай)

2. Иудаизм (Израиль)

МОРАЛЬ

Мораль-это совокупность правил поведения, социальная норма, воображения обществом о добре и зле.

Мораль и нравственность –это разные понятия

Мораль-нормы сознания

Нравственность-реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей.

Моральные требования и представления:

  1. Правило поведения

-Позитивные – уважай старших

-Негативные – не ври

  1. Моральные качества-отзывчивость, доброта, справедливость

  2. Нравственные принципы: индивидуализм-коллективизм, эгоизм-альтруизм

  3. Моральные ценности: свобода, справедливость, счастье

  4. Морально - психологические механизмы внутреннего контроля: долг, совесть, стыд, честь.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование-организационная передача знаний, умений, навыков, культуры от одних людей другим.

Виды образования

  1. Дошкольное

  2. Школьное :

-начальное (1-4 классы)

-основное(5-9 классы)

-среднее (10-11 классы)

3. Среднее профессиональное (колледжи, техникумы, СПТУ, училища)

4. Высшее (университеты, институты, высшие школы милиции и т.д.)

Обязательное образования в РФ основное общее образование (9 классов).

Общие тенденции в развитии образования:

  1. Демократизация в системе образования: ликвидация неграмотности, общедоступность, различные типы учебных заведений.

  2. Рост продолжительности образования

  3. Непрерывность образования

  4. Гуманизация образования - внимание школы к потребностям обучающегося к его интересам и запросам. (особое внимание обращается на нравственное воспитание человека)

  5. Гуманиторизация - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе (экономическая теория, социология, политология и т.д.)

  6. Интернационализация-создание единой системы образования в разных странах.

Российские нововведения:

  1. Введение новых стандартов (стандарты второго поколения с 2009 года)

  2. Разработка новых ученых программ

  3. Введение ГИА-государственная итоговая аттестация (ЕГЭ – единый государственный экзамен) и (ОГЭ- основной государственный экзамен)

  4. Подготовка нового поколения учебников (история и др.)

  5. Улучшение финансового обеспечения образования

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о