Олимпиада нти задания – Задачники прошлых лет — Олимпиада НТИ

    Содержание

    Урок НТИ — Олимпиада НТИ

    Дорогие учителя!

     

    Вы учите тех, кто через несколько лет, как мы верим, станет генеральными конструктором, совершит невероятное открытие, разработает новые, недоступные нам сегодня технологии.
    Команда Олимпиады НТИ стремится развивать у детей инженерные и командные навыки, учит их осваивать технологии и решать проблемы.

    Давайте объединять усилия и собирать наше будущее вместе!

    Регистрация на Олимпиаду НТИ и урок НТИ на данный момент закрыта. Тем не менее, все материалы остаются доступными на этой странице, хоть и не обновляются.

    Обязательно заглядывайте к нам, следите за новостями! В следующем году мы придумаем новые увлекательные и полезные материалы для вас и ваших коллег.

    Кто проводит Урок НТИ?

    Акция «Проведи Урок НТИ» — это инициатива разработчиков Олимпиады НТИ, а НТИ — это Национальная технологическая инициатива, программа глобального технологического лидерства России к 2035 году. Через урок мы хотим донести до каждого школьника, как важно уже в школе осваивать технологии будущего.

    Для кого проводится Урок НТИ?

    Урок НТИ проводится для учащихся 7-11 классов и охватывает предметы: физика, химия, информатика, математика, биология, география. Урок можно проводить даже на классном часе, внеклассном мероприятии или на занятиях в кружках. Урок поможет детям понять, как важно изучать школьные предметы, потому что в основе всех прорывных технологий лежат знания.

    Урок НТИ для учащихся — это дверь в мир НТИ, возможность присоединиться к инженерному движению и сообществу единомышленников, талантливых молодых инженеров.

    Зачем урок НТИ учителю?

    Методические материалы и задания уроков НТИ помогут учителю провести интересный, захватывающий урок, познакомить детей с передовыми технологиями науки и техники, поработать с новыми форматами проведения занятий.

    Мы рекомендуем проводить интегрированные уроки, потому что в жизни ничто не делится на отдельные предметы, любые прорывные решения появляются только на стыке технологий и областей знаний.

    Как провести урок НТИ?

    Урок НТИ, как конструктор, состоит из блоков, из которых вы соберете такой урок, какой вам больше нравится, соответствует вашим целям, задачам и возможностям.

    Блок урокаМатериалыПримечаниеОборудование
    Знакомство с НТИВидеоролик об НТИОбязательныйКомпьютер, проектор, экран, звук
    Погружение в темуПрезентации с вопросамиОбязательныйКомпьютер, проектор, экран, звук
    Практические заданияЗадания к урокуВариативныйНеобходимое оборудование указано в методических рекомендациях
    Задания Демо-этапа ОНТИ на платформе StepikВариативныйКомпьютер на каждую команду учащихся. Интернет
    Игра “Последний урок”ВариативныйСмартфон или компьютер у каждого ученика и учителя.
    Приложение и аккаунт VK
    Инструкция к игре
    РефлексияВопросы рефлексии
    Анкета обратной связи
    ОбязательныйНе требуется (обсуждение)
    Компьютер или смартфон (опрос)
    Видео-ролик об олимпиаде НТИОбязательныйКомпьютер, проектор, экран, звук

    Структура Урока НТИ
    Подготовка к Уроку НТИ
    Сборка Урока НТИ

    Структура Урока НТИ

    Структура урока зависит от того, сколько времени вы готовы выделить на знакомство учащихся с темой. Вы можете провести:

    1 урок (1 академический час — 45 минут)

    • Знакомство учащихся с Национальной Tехнологической Инициативой (видеоролик, 5 минут)
    • Погружение учащихся с выбранную тему (презентация с остановками, 10 минут)
    • Практические задания для учащихся (решение задач урока или демо-этапа Олимпиады НТИ, 25 минут)
    • Рефлексия (обсуждение, просмотр видеоролика об Олимпиаде НТИ, 7 минут)

    2 урока (2 академических часа — 90 минут)

    1-й урок (45 минут, начало)

    • Знакомство учащихся с Национальной технологической инициативой (видеоролик, 5 минут)
    • Погружение учащихся в выбранную тему (презентация с вопросами,15 минут)
    • Практические задания для учащихся (решение задач урока или демо-этапа Олимпиады НТИ, 25 минут)

    2-й урок (45 минут, продолжение)

    • Разбор задач (10 минут)
    • Игра «Последний урок» (приложение на смартфоне, 25 минут)
    • Рефлексия (обсуждение, просмотр видеоролика об Олимпиаде НТИ, заполнение анкеты обратной связи, 10 минут)

    Подготовка к уроку

    Изучать направления НТИ лучше, взяв для урока широкие темы или кластеры. Кластерами они называются потому, что в этих темах сконцентрированы не только теоретические знания, но и знакомство с передовыми современными технологиями, которыми занимаются профили Олимпиады НТИ. Таких кластеров 6:

    Каждый кластер — это тема урока. Для проведения урока разработчиками профилей Олимпиады НТИ составлены задания для учащихся, связанные предметами школьной программы, дидактические материалы и методические рекомендации для педагогов.

    Внимание! Материалы по кластерам будут дополняться.

    Задания к уроку есть в двух видах:

    1. Задания, разработанные специально к уроку — текстовые, их можно скачать и распечатать.
    2. Задания Демо-этапа — онлайн формат, задания размещены на платформе Stepik.

    Демо-этап — это примеры задач, которые участники выполняют на разных этапах олимпиады. Они сложнее и требуют больше времени на подготовку и проведение урока.

    Для работы с платформой  Stepik потребуется интернет и компьютер с проектором для учителя (фронтальная работа) или по 1 компьютеру/ноутбуку на каждую группу учащихся при групповой работе.

    Чтобы сконструировать свой урок, нужно ознакомиться с содержанием кластеров и профилями в него входящими,  оборудованием и материалами, которое могут потребоваться.


    Сборка урока
    1. Подготовьте ссылку или скачайте видеоролик о том, что такое НТИ, и методические рекомендации к ролику.
    2. Выберите тему урока НТИ (кластеры профилей) и скачайте презентацию для погружения учащихся в тему и методические рекомендации.
    3. Выберите задания для учащихся. Обратите внимание, что, выбирая задания для урока, вы автоматически выбираете профиль Олимпиады НТИ.
      • Текстовые задания скачайте и распечатайте.
      • Для использования заданий Демо-этапа, подготовьте ссылки, чтобы передать их группам учащихся.
    4. Скачайте и распечатайте методические рекомендации к заданиям.
    5. Подготовьтесь к игре “Последний урок”
      • Подготовьте ссылку на игру (если вы её проводите).
      • Распечатайте инструкцию к игре.
      • Изучите инструкцию, проведите пробную игру на коллегах (2-3 человека).
      • Приготовьте инструктаж для учащихся
    6. Подготовьте список вопросов для рефлексии/обсуждения.
    7. Подготовьте ссылку или скачайте видеоролик об Олимпиаде НТИ

    Кластер «Человек»

    Эта тема связана с такими рынками НТИ как Нейронет и Сейфнет. На уроке  учащиеся узнают о том, какие задачи уже сейчас решаются с помощью нейротехнологий, геномного редактирования и когнитивных технологий, и какие проблемы ставит перед нами будущее, чтобы обеспечить не только новые формы взаимодействия человека и машин, но и здоровое долголетие.
    В кластер «Человек» входят профили Олимпиады НТИ: Нейротехнологии, Когнитивные технологии, Геномное редактирование.
    Тему «Человек» целесообразно изучать на уроках биологии и информатики.


    Кластер «Природа»

    Эта тема связана с такими рынками НТИ как Фуднет и Хэлснет.  На уроке учащиеся узнают, как технологии замкнутых биологических систем могут полностью изменить сельское хозяйство, сведя роль человека в процессе производства продуктов питания к роли инженера биосистем; как сохранить биоразнообразие Земли позволяет анализ космических снимков, как моделировать среду с помощью дополненной реальности.
    В кластер «Природа» входят профили Олимпиады НТИ: Агробиотехнологии,  Анализ геопространственных данных и космических снимков Земли, Технологии дополненной реальности.
    Тему информация целесообразно изучать на уроках биологии, географии и информатики.


    Кластер «Информация»

    Эта тема связана с такими рынками НТИ как Сэйфнет, Нейронет, Финнет, Технет.
    На уроке учащиеся узнают, какие задачи решают программисты и проектировщики систем в области  блокчейна, больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта; как меняет мир виртуальная реальность; что такое технологии беспроводной связи и как они служат людям.
    В кластер «Информация» входят профили Олимпиады НТИ: Большие данные и машинное обучение, Технологии беспроводной связи, Технологии виртуальной реальности.
    Тему «Информация» целесообразно изучать на уроках информатики и математики.


    Кластер «Стратегия»

    Эта тема связана с такими рынками НТИ как Энержинет и Финнет. На уроке учащиеся познакомятся с технологиями, которые создают умный город, интернет вещей и персональную энергетику, узнают как распределительные сети позволяют управлять финансами и жизнью больших городов.
    В кластер “Стратегия” входят профили Олимпиады НТИ: Умный город, Программная инженерия финансовых технологий, Интеллектуальные энергетические системы.
    Тему «Стратегия» целесообразно изучать на уроках информатики, математики, физики.


    Кластер «Техника»

    Эта тема связана с такими рынками  НТИ как Автонет, Аэронет, Маринет. На уроке учащиеся познакомятся с принципами работы беспилотного транспорта — наземного, воздушного, подводного,  и машинного зрения; узнают как работают и управляются космические спутники Земли и аэрокосмические системы.
    В кластер “Техника” входят профили Олимпиады НТИ: Автономные транспортные системы, Интеллектуальные робототехнические системы, Аэрокосмические системы, Беспилотные авиационные системы, Водные робототехнические системы, Системы связи и дистанционного зондирования Земли
    Тему “Техника”  целесообразно изучать на уроках информатики, математики, физики.


    Кластер «Производство»

    Эта тема связана с рынком НТИ Технет. На уроке учащиеся познакомятся с новыми материалами, в том числе передовыми композиционными материалами и нанотехнологиями, обсудят проблемы их разработки.
    В кластер “Производство” входят профили Олимпиады НТИ: Нанотехнологии и Композитные технологии.
    Тему «Производство» целесообразно изучать на уроках химии, физики.


    Игра «Последний урок»

    Игра “Последний урок” — это текстовая игра, предназначенная для ознакомления участников с технологиями будущего и кластерами профилей Олимпиады НТИ. Игру не следует воспринимать как отдельный от Олимпиады НТИ самодостаточный продукт. Игра разработана, чтобы через решение проблем будущего привлечь учащихся к Олимпиаде НТИ и сделать регистрацию на Олимпиаду простой и занимательной.

    Внимание! Игра требует наличия у всех участников, в том числе у учителя аккаунта в Вконтакте.  Играть можно на компьютере и/или на смартфонах! Можно скачать и установить приложение Vk или использовать браузерную версию

    Учащиеся участвуют в игре командой. Команда может состоять от 2 до 30 человек. Игру запускает учитель. Учащиеся присоединяются к игре и выполняют задания, учитывая командную кооперацию. Чтобы запустить игру ознакомьтесь с Инструкцией.

    Инструкция


    Рефлексия

    Вопросы рефлексии могут быть следующими:

    1. Что на уроке для меня оказалось самым важным и почему.
    2. Что принципиально нового я узнал, о чем никогда не знал раньше. Как можно применить это знание?
    3. Как я понял то, что от меня требовалось, и исходя из этого понимания я делал на уроке?

    Попросите учащихся заполнить небольшую анкету, чтобы дать нам обратную связь об уроке. Анкета анонимная.


    Обратная связь

    Просим всех педагогов, кто провел урок, заполнить анкету, которая даст нам обратную вязь. Для нас очень важно Ваше мнение. Мы хотим улучшать и развивать наши уроки с Вашим участием, очень ценным для нас.

    Ссылка на анкету учителя: https://goo.gl/forms/1r0NwBc7bSK9God62

    nti-contest.ru

    F.A.Q. по Олимпиаде НТИ — Олимпиада НТИ

    Мы собрали ответы на самые часто задаваемые вопросы об Олимпиаде НТИ. Весьма вероятно, что здесь есть ответ и на ваш вопрос тоже.
    Если нет, пишите нам на почту [email protected] или звоните по телефону 8 (800) 222-06-90 (звонки по России бесплатны). Мы готовы ответить на Ваши вопросы по телефону в будние дни с 10:00 до 19:00 по московскому времени.

    1. Общие вопросы

    1.1. Что такое НТИ?

    НТИ расшифровывается как “Национальная технологическая инициатива”. Это государственная программа по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. В рамках НТИ вы можете попробовать себя в инженерных направлениях будущего: большие данные, создание беспилотного транспорта, умного города и т.д. Подробнее об НТИ можно почитать на сайте Агентства стратегических инициатив: http://asi.ru/nti/

    1.2. Что получат победители олимпиады НТИ-2018/19?

    В 2018/19 учебном году Олимпиада НТИ проводится в четвертый раз. 15 профилей Олимпиады вошли в Перечень олимпиад школьников, победители и призеры получат льготы к поступлению в вузы. Победители и призеры остальных профилей получат дополнительные баллы при поступление в вузы-организаторы Олимпиады.

    Победители Олимпиады также награждаются индивидуальными и командными призами и дипломами. Победители и призеры Олимпиады НТИ этого года смогут участвовать в заключительном этапе Олимпиады НТИ следующего 2019/20 учебного года без прохождения отборочных этапов, а главное — становятся частью российского инженерного сообщества, они получают возможность поехать на форум Проектория, на инженерную смену в Сириус, принять участие в различных стажировках за рубежом и на предприятиях в России.

    1.3. Поможет ли Олимпиада поступить в ВУЗ?

    Олимпиада включена в перечень олимпиад школьников на 2018/19 год РСОШ (3 уровень), это значит, что победа в олимпиаде по направлениям, проходящим второй год, дает бонусы при поступлении.

    Подробности появятся в нашей чудесной табличке для абитуриентов к середине октября.

    1.4. Какие профили дают 100 баллов ЕГЭ при поступлении?

    2. Регистрация

    2.1. Когда начнется и закончится регистрация на олимпиаду?

    Регистрация участников олимпиады началась 15 сентября 2018 года и закончится 30 октября 2018 года

    2.2. А что там с количеством попыток?

    В первом отборочном этапе мы проводим решение предметных задач в три попытки. Расписание попыток для разных профилей есть на страничке Расписание. Можно принимать участие во всех попытках, а можно только в одной: засчитывается лучший результат из имеющихся по каждому предмету.

    1-я попытка: с 1 октября по 13 октября включительно.

    2-я попытка: с 13 по 25 октября включительно.

    3-я попытка: с 25 октября по 6 ноября включительно.

    Регистрироваться на Олимпиаду можно до начала третьей попытки, то есть можно принять участие только в третьей попытке, хорошо сдать ее и пройти дальше.

    2.3. Написано, что Олимпиада командная. Нужно ли регистрироваться всем членам команды?

    Да, всем членам команды нужно обязательно регистрироваться. Все участники Олимпиады должны подать индивидуальную заявку. После первого этапа, индивидуально решив поставленные задачи, вы сможете объединиться в команду и дальше действовать вместе.

    2.4. С какого класса можно участвовать в Олимпиаде?

    В Олимпиаде предусмотрены два уровня сложности заданий: для 9 и 10-11 классов. Могут участвовать школьники младших классов, но им придется частично освоить школьную программу более старших классов, мы рекомендуем таким участникам выбирать уровень 9-го класса.

    2.5. Можно ли зарегистрироваться и участвовать одновременно в нескольких профилях?

    Да, вы можете подать заявку и участвовать в двух профилях одновременно. Результаты первого этапа вам будут зачтены во всех подходящих профилях, на которые вы записались, а затем выбирайте свои два и айда во второй этап!

    При этом вы можете быть членом одновременно двух команд, по одной на профиль.  В случае прохождения в заключительный этап сразу по обоим профилям, вам придется определиться, в каком из них вы будете участвовать в заключительном этапе.

    2.6. Как и когда можно выбирать профили?

    На первом этапе нужно хорошо сдать предметы, нужные для вашего профиля. После первого этапа будут выставлены проходные баллы для каждого профиля, если вы их набрали — все в порядке, вы прошли, куда хотели. Если набрали баллы сразу по нескольким профилям, смело выбирайте те два, по которым хотите участвовать во втором этапе. Выбирать себе профили можно будет с 5 по 15 ноября 2018 года.

    2.7. Можно ли участвовать в олимпиаде, если у меня нет команды?

    Да, вы можете участвовать в одиночку. На втором этапе Олимпиады вы сможете найти себе партнеров или же выступать в одиночку до самого заключительного этапа, хотя вам будет заметно сложнее. В финале участники без команд будут объединены в команды с помощью жеребьевки.

    2.8. Можно ли участвовать школьникам не из России?

    Да, без проблем.

    2.9. Можно ли участвовать студентам среднего профессионального образования или вообще не школьникам?

    Можно, но только в первых двух этапах и только вне зачета, то есть для собственного удовольствия, но в финал выйти не получится.

    3. Первый отборочный этап

    3.1. Олимпиада НТИ про инженерные решения для будущего, а в первом этапе нужно опять решать задачки по школьным предметам. Почему?

    Первый этап необходим для проверки базовых знаний участников и для подготовки к дальнейшим испытаниям.

    Начиная со второго этапа вас ждут более интересные задачи и симуляторы, которые выходят за рамки привычной школьной программы. Во втором этапе и финале вас ждут серьезные испытания, поэтому мы рекомендуем вам уделить внимание первому этапу.

    3.2. Нужно ли решить все задачи, чтобы попасть в следующий этап?

    Не обязательно, но желательно. Во второй этап попадают те участники, которые набрали пороговый балл по сумме всех решенных задач.

    3.3. Можно ли решать предложенные задачи из одного предмета и не решать из другого?

    Вы можете решать любые из предложенных задач, в итоге все ваши баллы складываются.

    3.4. Почему в задачах по программированию доступны только Python, C/C++, Java и другие неизвестные мне языки? Я не знаю этих языков программирования и хочу решать задачи на Pascal-е.

    Задания Олимпиады размещены на платформе Stepik, поэтому при решении задач можно использовать все языки, которые поддерживает эта платформа. В рамках второго отборочного этапа и при подготовке к финалу вы сможете пройти рекомендованные онлайн-курсы, посвященные изучению этих языков.

    3.5. Где можно увидеть мои результаты?

    Результаты решения задач (набранные баллы) вы можете посмотреть на платформе Stepik. Перед окончанием первого этапа в вашем личном кабинете на сайте Олимпиады появится возможность посмотреть текущую сумму баллов по всем решенным задачам.

    3.6. Что будет с моей командой, если мои коллеги не наберут необходимое количество баллов в первом этапе и не пройдут в следующий этап?

    Перед началом второго этапа в команды сформируются только из тех, кто прошел первый этап Олимпиады. В этом случае вам придется сформировать команду из меньшего числа участников.

    3.7 Сколько человек проходят в следующий отборочный этап?

    Количество прошедших в следующий этап рассчитывается для каждого профиля в зависимости от количества участников и их показателей. Мы постараемся оперативно публиковать результаты отборочных этапов.

    4. Второй отборочный этап

    4.1. Когда начнется второй отборочный этап?

    Второй отборочный этап начнется 15 ноября, а закончится 12 января 2019 года. В вашем личном кабинете вы увидите новый интерфейс для формирования команд.

    4.2. Как будет происходить формирование команд?

    Нужно будет заполнить анкету, ссылка на которую есть в личном кабинете на сайте profile.nti-contest.ru.

    Команду можно сформировать только для своего уровня. То есть девятиклассник может принять участие в команде с 10 и 11 классами, только если в первом этапе прорешал задачки для уровня 10-11 класса.

    4.3. Как много времени дается на формирование команды?

    Формирование команд начнется сразу после объявления результатов первого этапа и закончится с началом второго этапа. То есть, на это у вас уйдут дни с 7 по 14 ноября 2017 года.

    4.4. Можно ли будет поменять состав команды во время второго этапа?

    Нет, нельзя.

    4.5. Какие задания будут во втором этапе?

    Во втором этапе вам предстоит решать комплексные задачи, связанные с расчетами и программированием.

    4.6. Мы можем решать задачи вместе, командой?

    Да, задачи второго этапа можно решать вместе. А можете разделить задачи между собой, как вам удобнее.

    4.7. Дает ли прохождение рекомендуемых онлайн-курсов дополнительные баллы?

    Нет, прохождение рекомендованных онлайн-курсов на Stepik или других платформах не дает дополнительных баллов, но позволяет вам получить необходимые знания и умения для решения задач второго и финального этапов.

    4.8. Кто попадает в финал, команда или отдельные участники, как после первого этапа?

    В финал попадают команды, набравшие максимальное количество баллов во втором этапе, то есть все члены команды.

    4.9. Учитываются ли результаты участников в рамках первого этапа в определении победителей второго этапа?

    Нет, результаты первого этапа не учитываются. Только второго.

    5. Заключительный этап

    5.1. Когда и где будет проходить заключительный этап (финал)?

    Финал пройдет на разных площадках — в зависимости от направления. И не одновременно: смотрите наше расписание. В этом году мы создали систему распределенных финалов, единого большого финала, скорее всего, не будет.

    5.2. Что такое распределенный финал?

    А вот смотрите:

    То есть, по каким-то профилям финал пройдет на одной площадке, а по каким-то — параллельно и одновременно на нескольких площадках, так что финалистам будет ехать удобно (и недалеко).

    5.3. Должна ли вся команда приехать на финал?

    Нет, это не обязательно. Вы можете приехать на заключительный этап меньшим числом участников команды, но в этом случае вам может быть сложнее решать задачи инженерного соревнования. Однако призерами и победителями олимпиады могут стать только те, кто прошел заключительный этап.

    5.4. Можно ли приехать на финал в одиночку?

    Да. Все участники, которые приехали на олимпиаду без команд, будут объединены в команды с помощью жеребьевки.

    5.5. Сколько дней продлится финал?

    Финал по профилю будет проходить, в среднем, 4 дня. В один из дней все участники олимпиады будут индивидуально решать задачи по предметам выбранного профиля, в следующие три дня нужно будет уже в команде участвовать в инженерном соревновании. Итоговая оценка каждого участника будет сформирована по итогам всех дней работы.

    5.6. Как устроена индивидуальная часть заключительного этапа?

    На индивидуальной части каждый участник олимпиады должен будет решить задачи по тем предметам, которые соответствуют выбранному профилю. Задачи по математике, химии, биологии, географии и физике будут решаться в письменном виде, задачи по информатике — путем написания программ и проверки их автоматическими тестами.

    5.7. Можно ли приехать на финал не на все дни?

    Нет, участие возможно только в течение всех дней прохождения финального этапа олимпиады.

    nti-contest.ru

    Расписание — Олимпиада НТИ

    Расписание Олимпиады в 2018/19 учебном году:

    Сейчас идет второй отборочный этап школьного трека Олимпиады НТИ

    Идет регистрация на студенческий трек Олимпиады НТИ

     


    Расписание финалов

    В новом году Олимпиада НТИ выходит на новый уровень, мы вводим систему распределенных финалов. Количество участников Олимпиады растет, и система «все в одном месте» уже работает не так хорошо — в России нет места, которое бы могло вместить всех финалистов этого года одновременно. Поэтому мы разнесли финалы по профилям так, чтобы дать возможность как можно большему числу талантливых школьников попасть в них и попробовать выиграть.

    Поэтому финалы по разным профилям будут проходить в разное время и на нескольких площадках по следующей системе:

    При выборе профиля (напоминаем, что в этом году можно выбрать только два профиля!) предлагаем ориентироваться еще и на место проведения финала.

    Внимание! Списки городов проведения будут пополняться!

    ДатаПрофильГород
    3-11 мартаИнтеллектуальные Робототехнические СистемыИннополис
    6-11 мартаФинансовые технологииИннополис
    11-16 мартаНанотехнологииМосква, Санкт-Петербург, Новосибирск
    11-16 мартаИБС: АгробиотехнологииМосква
    11-16 мартаБеспилотные Авиационные СистемыМосква
    12-17 мартаУмный городТомск
    13-18 мартаИнтеллектуальные энергетические системы

    Технологии беспроводной связи,

    Дополненная реальность: AR

    ИЭС — Иркутск, Москва
    ТБС, АR — Иркутск
    18-23 мартаНейротехнологииМосква, Великий Новогород, Новосибирск, Владивосток
    18-23 мартаИБС: редактирование геномаНовосибирск, Москва
    18-23 мартаБольшие Данные и Машинное обучениеМосква
    18-23 марта

    Виртуальная реальность: VR

    Водные Робототехнические Системы

    Владивосток
    26-31 мартаСистемы связи и дистанционного зондирования ЗемлиМосква
    26-31 мартаАнализ космических снимковМосква
    26-31 мартаАэрокосмические системыМосква
    Апрель
    1-6 апреляПередовые производственные технологииСанкт-Петербург
    2-6 апреляКогнитивные технологииМосква
    8-14 апреляАвтономные транспортные системыМосква, Великий Новгород
    8-14 апреляКомпозитные технологииМосква

    Календарь олимпиады в 2018/19 учебном году:

     

    15 сентябряНачало регистрации на ОлимпиадуВыберите профиль и подайте индивидуальную заявку на нашем сайте
    4 ноября
    Конец регистрации на ОлимпиадуУспейте зарегистрироваться!
    1 октября–6 ноябряПервый отборочный этап Олимпиады (одновременно с продолжением регистрации до 4 ноября).Решите задачи по математике, физике, информатике, географии, химии или биологии и наберите проходной балл
    6–15 ноябряПодведение итогов первого этапа Олимпиады, публикация проходных баллов на профилиРешив задачи первого этапа, вы получите возможность выбрать не более двух профилей, для которых достаточно ваших баллов
    15–21 ноябряОбъединение участников в команды для второго этапа.Выбрав профили, вы сможете объединиться в команды с другими участниками
    15 ноября–12 января
    Проведение второго отборочного этапа Олимпиады. На втором этапе вам придется командно решить задачи, которые намного ближе к реальному миру, в онлайн-симуляторах и на MOOC-платформе.Подведение итогов второго этапа Олимпиады, публикация расписания и правил заключительного этапа.
    Победители второго этапа попадут в финал
    16 января– 28 февраляПродолжаются мероприятия по подготовке к финалу в разных городах России.Узнать о них можно будет на специальной странице нашего сайта
    1–31 мартаПроведение заключительного этапа по профилям из списка РСОШЗа несколько дней нужно будет решить задачи заключительного этапа, а также в команде разработать инженерное решение и испытать его на стенде
    1 апреля–30 апреляПроведение заключительного этапа по остальным профилямПроведение заключительных этапов на площадках вузов и на других площадках.

    nti-contest.ru

    Материалы для подготовки — Олимпиада НТИ

    Информатика
    8–9 классы10–11 классы
    АR(Разработка виртуальной и дополненной реальности)базы данных
    файловая система
    поиск путей в графе
    анализ и построение алгоритмов
    передача данных
    интернет
    проектирование сайтов
    программирование (язык любой)
    VR(Разработка виртуальной и дополненной реальности)
    Автономные транспортные системыструктуры хранения и обработки данных
    комбинаторные алгоритмы
    алгоритмы перебора и сортировки
    обработки графов
    базовые алгоритмы преобразования изображений
    компьютерное зрение
    версионность продукта
    обеспечение отказоустойчивости
    калибровка датчиков
    работа с системами с обратной связью
    структуры хранения и обработки данных
    комбинаторные алгоритмы
    алгоритмы перебора и сортировки
    обработки графов
    базовые алгоритмы преобразования изображений
    компьютерное зрение
    версионность продукта
    обеспечение отказоустойчивости
    калибровка датчиков
    работа с системами с обратной связью
    Анализ космических снимковстатистика
    проверка статистических гипотез
    расчет confusion matrix
    пространственная статистика
    алгоритмы обработки растровых изображений и других ГИС данных
    библиотеки GDAL (https://www.gdal.org/)
    Аэрокосмические системыалгоритмы и Linuxалгоритмы и Linux
    Беспилотные авиационные системысоздание алгоритмов
    язык C++
    создание алгоритмов
    язык Python
    Большие данные и машинное обучениеязык Python
    основы теории вероятностей
    задачи на построение алгоритмов
    Водные робототехнические системыработа с графикой
    алгоритмы автоматического управления
    геометрические задачи
    алгоритмы СТЗ (компьютерного зрения)
    работа с графикой
    алгоритмы автоматического управления
    геометрические задачи
    алгоритмы СТЗ (компьютерного зрения)
    Интеллектуальные робототехнические системыкодирование и декодирование информации
    структуры хранения и обработки данных
    комбинаторные алгоритмы
    алгоритмы перебора и сортировки
    алгоритмы обработки графов
    алгоритмы вычислительной геометрии
    отдельные разделы теории автоматов
    базовые алгоритмы преобразования изображений
    компьютерное зрение
    кодирование и декодирование информации
    структуры хранения и обработки данных
    комбинаторные алгоритмы
    алгоритмы перебора и сортировки
    алгоритмы обработки графов
    алгоритмы вычислительной геометрии
    отдельные разделы теории автоматов
    базовые алгоритмы преобразования изображений
    компьютерное зрение
    Интеллектуальные энергетические системыработа с графами
    основы численных методов в математике
    работа с вероятностями
    язык Python 3
    работа с графами
    основы численных методов в математике
    работа с вероятностями
    язык Python 3
    Когнитивные технологиитолько 10–11 классыалгоритмы, свойства алгоритмов и способы их записи
    средства и технологии обработки числовой информации
    моделирование процессов живой и неживой природы
    Передовые производственные технологиимикроконтроллеры Ардуино на языке С (в среде Arduino IDE или аналогичной)микроконтроллеры Ардуино на языке С (в среде Arduino IDE или аналогичной)
    Финансовые технологии
    Системы связи и дистанционного зондирования Землиосновы программирования
    передача данных
    кодирование данных
    группы языков С и Python
    работа с микроконтроллерами
    основы программирования
    передача данных
    кодирование данных
    группы языков С и Python
    управление следящими системами
    работа с микроконтроллерами
    Создание систем протезирования (Нейротехнологии)доступны по ссылкедоступны по ссылке
    Технологии беспроводной связитеория графов
    работа с байтами
    основы дискретной математики
    теория графов
    работа с байтами
    основы дискретной математики
    Умный Городпрограммирование на С
    C++ (опционально)
    знание алгоритмов и структур данных
    программирование на С
    C++ (опционально)
    знание алгоритмов и структур данных

    nti-contest.ru

    Олимпиада НТИ

    Олимпиада НТИ — это уникальный формат инженерных состязаний для школьников 7-11 классов, направленный на выявление и развитие талантливых детей, способных решать сложные междисциплинарные задачи. Олимпиада проходит по 17 образовательным профилям, связанным с развитием «рынков будущего», — беспилотным транспортом, интеллектуальной энергетикой, малой космонавтикой, нейро- и биотехнологиями и другими передовыми научными областями. Направления Олимпиады соответствуют отраслевым приоритетам Национальной технологической инициативы — программы глобального технологического лидерства России к 2035 году.


    Профили Олимпиады НТИ

    Профиль «Интеллектуальные энергетические системы» решают проблему, которая встанет перед инженерами будущего: как построить умную электрическую сеть, которая объединит потребителей с различными объектами генерации в единую систему.

    Профиль «Беспилотные авиационные системы» – техническая и инновационная деятельность в области проектирования систем управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

    Профиль «Инженерные биологические системы» направлен на решение практических биологических задач на всех возможных уровнях организации жизни: от молекулярно-генетического до организменного и биоценозного.

    Участники профиля «Технологии беспроводной связи» будут решать задачи построения сетей и обеспечения связи в условиях, когда одновременно с ростом числа подключаемых устройств и количества трафика повышаются требования к надежности систем.

    В профиле «Электронная инженерия: умный дом» у вас есть возможность почувствовать себя в роли проектировщика дома будущего, оборудовать его системами охранно-пожарной сигнализации на основе датчиков присутствия, дыма, протечек.

    В рамках профиля «Ядерные технологии» участникам предлагается решение задач, связанных с атомной физикой и ядерными технологиями.

    Новые «умные» материалы создаются каждый день; можно только догадываться, чьё открытие перевернёт медицину, кто изменит моду, а кто совершит революцию в строительной индустрии. Задача профиля «Новые материалы и сенсоры» — разработать новый материал.


    Соорганизаторы



    Контакты:

    E-mail: [email protected]

    Телефон: +7-495-088-74-28

    Сайт: http://nti-contest.ru

    www.rvc.ru

    Олимпиада НТИ

    Инженеры со школьной скамьи

    Как школьников учат работать над проектами на всероссийской инженерной Олимпиаде НТИ?
    Попробовать себя в роли космического инженера, начать проектировать дома будущего и решать задачи на стыке биологии и нанотехнологий — все это и не только могут участники всероссийской инженерной олимпиады НТИ. Соревнование включает задания по 17 профилям, разработчиком одного из которых — трека «Наносистемы и наноинженерия» — стал Университет ИТМО совместно с московскими коллегами. Главной особенностью олимпиады является проектный характер и командная работа. Более двух месяцев школьники из России, Белоруссии и Казахстана сражались в двух турах. В результате лучшие отправятся на финал в «Сириус», где им предстоит решать задачи, приближенные к требованиям современных высокотехнологичных отраслей. О том, что отличает олимпиаду НТИ от других предметных контестов, почему работать в команде продуктивнее, чем одному, и какие призы ждут победителей — в материале ITMO.NEWS.

    Олимпиада НТИ — инженерные задачи и командная работа

    НТИ — Национальная технологическая инициатива — программа глобального технологического лидерства России к 2035 году. Она включает в себя поддержку и развитие перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики. Получению и отработке знаний и навыков, востребованных в рамках новых рынков, посвящена всероссийская инженерная олимпиада НТИ.

    Олимпиада проводится с прошлого года. Организаторами соревнований выступают РВК и Агентство стратегических инициатив. Участниками могут стать ученики 7-11 классов. Главная особенность олимпиады — проектная направленность и отработка навыков в команде. Именно поэтому школьникам даются прикладные задания, а уже начиная со второго отборочного тура участники формируют команды, в которых начинают распределять между собой задачи и ответственность за результат.

    Олимпиада НТИ проходит в три этапа: отборочный индивидуальный этап, где школьники решают задания по предметам (по математике, физике, информатике, химии или биологии в рамках выбранного профиля), отборочный командный, в течение которого участники уже формируют группы и решают прикладные задачи на стыке наук в онлайн-симуляторах и на MOOC-платформе, и финал, который в этом году пройдет в образовательном центре «Сириус» в Сочи и на нескольких площадках в Москве, а также в Екатеринбурге, Казани, Владивостоке, Томске и Петербурге. Как отмечают организаторы олимпиады, финалисты будут работать с реальным инженерным оборудованием, применяя на практике продемонстрированные на отборочных этапах знания.

     

    Олимпиада НТИ. Источник: nti-contest.ru

    В этом году соревнование впервые вышло за пределы России: помимо школьников из разных городов страны, в олимпиаде приняли участие ребята из Казахстана и Белоруссии. Участники могли выбрать один или несколько треков из 17 профилей олимпиады. В их числе — «Автономные транспортные системы», «Системы связи и ДЗЗ (космические системы)», «Большие данные и машинное обучение», «Интеллектуальные робототехнические системы», «Создание систем протезирования (нейротехнологии)», а также профиль «Наносистемы и наноинженерия», разработчиком которого выступил Университет ИТМО совместно с компанией «СТЕМ-ИГРЫ» и специалистами Московского Политеха.

    Профиль «Наносистемы и наноинженерия»

    Этот профиль построен на взаимосвязи физики, химии и биологии в условиях современного научного мира. На первом этапе участники решали задачи в рамках отдельных предметных дисциплин. Испытание по каждому предмету заняло двое суток. Второй этап представлял собой комбинированные задачи, требующие знаний в области нескольких дисциплин. Как подчеркивает Михаил Мухин, руководитель наноцентра лаборатории метаматериалов Университета ИТМО, на этом уровне участники выполняли задания, приближенные к реальным. При этом уже на втором этапе школьники должны были объединиться в команды, что позволяло им объединить знания и эффективно распределить время на работу по проекту. Задания второго этапа готовят к главному испытанию, которое школьникам предстоит пройти в финале. В этом году задание направлено на решение задач нанобиотехнологий.

    «Задача второго этапа отбора — в полной мере погрузить ребят в предметную область. Именно поэтому был разработан симулятор, который позволяет провести диагностику, например, пробы на наличие или отсутствие маркеров по гепатиту С, придумать лекарство, разработать и протестировать его в этом симуляторе, понять, насколько эффективно оно будет взаимодействовать с клетками гепатита С. Этот симулятор был доступен на платформе Stepik. Ребята могли предложить сразу несколько решений, за каждое следующее, если оно было более успешным, они получали все больше баллов. Все проверялось автоматически, разработанный симулятор позволил эффективно оценить и проранжировать качество предложенных решений», — рассказывает Михаил Мухин.

    Михаил Мухин

    При этом параллельно с выполнением заданий школьники могли получить дополнительные знания, необходимые для выполнения задач из междисциплинарных областей. Одновременно с олимпиадой на платформе Stepik.org были открыты онлайн-курсы, которые помогли выйти участникам за рамки школьной программы и познакомиться с требованиями современной инженерии.

    Всего к первому этапу по профилю «Наносистемы и наноинженерия» приступили более 2400 школьников из России, а также Белоруссии и Казахстана, из них во второй тур вышли 382 участника, часть из которых еще до финала сформировали команды по 3-5 человек. В финал, который состоится в конце февраля в образовательном центре «Сириус», вышли 44 участника (12 команд; при этом 4, 8 и 9 места в общем рейтинге заняли «команды», состоящие всего из одного участника, самый младший из которых учится в 9 классе). Теперь им предстоит окончательно сформировать команды, которые приступят к выполнению главного инженерного задания олимпиады.

    Финальный этап в «Сириусе»

    В Сочи встретятся финалисты по девяти направлениям олимпиады НТИ (в том числе финалисты по направлению «Наносистемы и наноинженерия»), остальные победители отборочных этапов сразятся в опорных вузах в Москве, а также на площадках в Казани, Томске, Владивостоке, Екатеринбурге и Петербурге. В финал прошли 640 школьников со всей страны, а также ближнего зарубежья. Что характерно, в этом году у участников не было ограничений по выбору профиля, именно поэтому многие выполняли задания сразу по нескольким трекам соревнований. Как отмечает Михаил Мухин, с одной стороны, такой разброс сказался на общих результатах (и не всегда в лучшую сторону), но с другой — широкий выбор помог школьникам определить действительно интересующее их направление.

     

    Олимпиада НТИ. Источник: nti-contest.ru

    По данным организаторов, в этом году, в отличие от предыдущего, где превалировали победители из центрального региона страны, большинство финалистов пришлось на Сибирь — более 100 участников, прошедших на заключительный этап, представляют Новосибирскую область. Отличился в этом году и Петербург. Если в прошлом году школьники из Северной столицы не смогли пробиться даже в десятку, то в этом оказались сразу на втором месте по числу финалистов олимпиады — 50 прошедших в финал участников.

    В рамках финала в «Сириусе» (состоится с 23 по 28 февраля в Сочи) победителям второго этапа по девяти профилям предстоит пройти как командное испытание, предполагающее решение прикладной инженерной задачи, так и индивидуальное испытание, в рамках которого будут объективно определены знания каждого конкретного финалиста по физике, математике, химии и биологии.

    В этом году в рамках профиля «Наносистемы и наноинженерия» финалистам предложат задачу на стыке биологии и нанотехнологий. Участникам предстоит опробовать цепочку действий, применяющуюся для синтеза чистого белка из уже разработанного генетического материала.

    Зачем это нужно? Благодаря полученным современным данным известно, что многие болезни, в том числе наследственные, определяются именно нарушением функционирования тех или иных белков и белковых комплексов. В современной медицине белки уже используются широко, например, инсулин или заменители пищеварительных ферментов. С совершенствованием методов доставки количество белковых лекарств будет увеличиваться, тем более, что в перспективе возможен синтез индивидуально подобранных вариантов белка для каждого пациента.

     

    Олимпиада НТИ. Источник: nti-contest.ru

    Предметно погрузиться в эту область смогут и финалисты в «Сириусе». Первый этап финального задания включает наработку плазмиды в культуре E. coli. Это один из вариантов получения материала для дальнейшей трансфекции (кроме него используются, например, системы бесклеточного синтеза). Похожим образом получают генетические материал в фармакологии, однако участникам предстоит найти баланс между количеством плазмиды и ее чистотой.
    Второй этап в промышленности также проходит с использованием бактерий, однако разработчики задания предложат участникам попробовать использовать для этого распространенную лабораторную систему для получения белка — культуры НЕК (human embryonic kidney). Известно, что выход НЕКов заметно ниже, чем бактериальных систем, поэтому участникам предстоит оценить применимость таких культур для создания индивидуальных лекарств, а не только для лабораторных нужд.

    «У Фонда инфраструктурных образовательных программ “Роснано”, который выступает спонсором профиля, есть большой портфель нанобиотехнологических компаний. Предварительно мы совместно с московскими коллегами сформулировали несколько проектных задач по физике, химии и биологии. В результате, обсудив проекты вместе с представителями “Роснано” и московскими коллегами, мы поняли, что в этом году интереснее всего предложить участникам попробовать себя в сфере нанобиотехнологий. Это не умозрительная задача, она имеет четкую потребность в решении. Поэтому, разрабатывая решение в симуляторе, тестируя свои наработки, проводя исследования, ребята смогли прочувствовать процесс разработки лекарств, который осуществляется на практике в высокотехнологичных компаниях», — комментирует Иван Мухин, научный сотрудник лаборатории метаматериалов.

    Что получают победители

    С 2017 года профиль «Наносистемы и наноинженерия» входит в перечень Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) и приносит бонусы при поступлении в вузы. В этом году победители олимпиады получат 100 баллов ЕГЭ при поступлении в Университет ИТМО, а призеры олимпиады заработают 10 баллов к результатам ЕГЭ за индивидуальные достижения.

     

    Олимпиада НТИ. Источник: nti-contest.ru

    Как отмечает Михаил Мухин, школьники, приобретающие опыт в проектной деятельности в рамках олимпиады НТИ, получают не только бонусы при поступлении в Университет ИТМО. Уже в вузе они смогут продолжить практическую работу в рамках выбранных направлений. Например, на физико-техническом факультете вуза студенты уже с младших курсов могут попробовать себя в работе в лаборатории метаматериалов, а также начать работу в рамках проектов.

    Как отмечает Михаил Мухин, школьники, приобретающие опыт в проектной деятельности в рамках олимпиады НТИ, получают не только бонусы при поступлении в Университет ИТМО. Уже в вузе они смогут продолжить практическую работу в рамках выбранных направлений. Например, на физико-техническом факультете вуза студенты уже с младших курсов могут попробовать себя в работе в лаборатории метаматериалов, а также начать работу в рамках проектов.

    «Ребята, которые имеют не только сильную предметную подготовку, но и опыт проектной деятельности, обладают коммуникативными способностями, умеют работать в команде, проявлять инициативу и мыслить нестандартно. Именно поэтому они, безусловно, имеют преимущество в профессиональной деятельности. Ведь часто бывает, что, оканчивая вуз и имея набор фундаментальных знаний, выпускник не может их применить должным образом. Такие проектные олимпиады готовят полноценных инженеров, которые способны вести проектную деятельность, а также уже со студенческой скамьи могут применить свои навыки при выполнении более сложных задач», — говорит руководитель наноцентра лаборатории метаматериалов Университета ИТМО.

    Перспективы

    В будущем всероссийская олимпиада НТИ может не только расширить географию и количество направлений, но и число площадок. Если финал первой олимпиады 2016 года проходил только в рамках «Сириуса», то в этом году Сочи примет финалистов девяти направлений, а остальные площадки будут организованы в опорных вузах — кураторах по каждому из конкретных направлений — по всей стране. В будущем, как отмечает Михаил Мухин, количество таких опорных вузов планируется увеличить. Кроме того, университеты смогут принимать не только участников одного из профилей, но и стать полноценным аналогом «Сириуса», где можно будет организовать проектную деятельность для финалистов сразу нескольких направлений. При этом финальные испытания по одним и тем профилям можно будет одновременно проводить на разных площадках и в разных регионах страны, а объективная система оценки результатов позволит выявить лучших из лучших вне зависимости от их географического расположения.

    Елена Меньшикова

    Редакция новостного портала

    Поступить в Университет ИТМО »

    nano.ifmo.ru

    Обновлено расписание первого этапа Олимпиады-18/19 — Олимпиада НТИ

    В связи с большим количеством желающих поучаствовать в Олимпиаде НТИ в этом году мы изменяем расписание наших соревнований: первый, предметный этап Олимпиады НТИ-18/19 стартует 1 октября 2018 года. 24 сентября для всех желающих открылся Демо-этап, ознакомительный и тренировочный.

    К участию в первом туре допускаются все желающие, однако в конкурсном зачете будут учтены только учащиеся средних общеобразовательных учреждений.

    Для решения будут предложены задания по 6 предметам: география, химия, биология, физика, математика, информатика.

    По каждому предмету первого этапа у участников будут три разнесенные по времени попытки решения задач. Все попытки будут проходить одинаково, но наборы задач будут разными. В зачет идет лучший из трех попыток результат. Участвовать во всех трех попытках не обязательно, можно начинать хоть со второй, хоть с третьей попытки.


     

    В каждой попытке на решения задач по всем предметам, кроме биологии, выделяется ровно двое суток (48 часов). Это сделано для того, чтобы к задачам был доступ у школьников, живущих в разных часовых поясах.

    Доступ к задачам открывается в 15:00 первого дня и закрывается в 15:00 третьего дня попытки по московскому времени. Например: задания по географии открываются 1 октября в 15:00, и закрываются 3 октября в 15:00.

    Задания по биологии доступны также два дня, но открываются двумя периодами длительностью три часа каждый: 16:00-19:00 по московскому времени в первый день и 10:00-13:00 по московскому времени во второй день. Наборы задач в каждом периоде будут разными.

    За каждую задачу первого тура даются баллы. Во всех предметах, кроме информатики, введен штраф за неверные попытки решения задачи. Во всех предметах есть задачи с ограничением количества неверных попыток решения. Всего за решение набора задач (попытку 1 этапа) можно набрать максимум 100 баллов.

    Вы можете выбрать для решения любое количество предметов и участвовать во всех попытках, чтобы улучшать свои результаты. Проходной балл во второй этап формируется для каждого профиля отдельно и будет складываться из баллов лучших попыток по двум базовым для профиля предметам. Список базовых предметов профилей олимпиады можно посмотреть на специальной страничке.

    Удачного старта!

    nti-contest.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о