Перевод школ с муниципального на региональный уровень – В Минобрнауки России обсудили пилотный проект по переводу школ с муниципального на региональный уровень

В Минобрнауки России обсудили пилотный проект по переводу школ с муниципального на региональный уровень

- У нас школа оказалась абсолютно оторвана от всего: и в плане контроля – кто, чему и как учит, и в плане того, как и где преподаются и изучаются образовательные программы, и что в итоге проходят наши дети на уроках. Регионы сегодня дают деньги на образовательные программы, но их реализацию не контролируют. Не может быть содержания образования без контроля, - подчеркнула Ольга Васильева.

Министр пояснила, что основная проблема в реализации существующей модели заключается в том, что управление образованием происходит одновременно на нескольких уровнях. Школа, отвечающая за качество знаний своих учеников, оказывается в центре требований контролирующих процедур и плановых мероприятий, которые часто противоречат друг другу. Такая несогласованность позиций мешает реализации единой федеральной образовательной политики.

- У нас нет единой вертикали управления, чтобы решить самый простой вопрос, приходится поднимать всю систему образования, - заявила Ольга Васильева, подчеркнув, что реализация пилотного проекта по апробации новых моделей управления в образовании, в который на добровольной основе включатся регионы, обеспечит более высокую финансовую, нормативную, содержательную, инновационную эффективность системы образования.

С докладом о том, как будет проводиться конкурсный отбор субъектов-участников пилотного проекта, выступила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Синюгина.

- Мы предлагаем заявить вам на первом этапе о той модели, которая будет выбрана в каждом субъекте нашего пилотного проекта, и оформить эту модель и свое участие в заявке, которая в дальнейшем будет рассмотрена конкурсной комиссией, - сказала Татьяна Синюгина, обращаясь к участникам семинара.

Заместитель министра уточнила, что по итогам работы конкурсной комиссии будет принято решение о регионах, которые станут лидерской группой пилотного проекта с финансовой поддержкой с федерального уровня, они включатся уже в 1-й этап его реализации.

- Вторая группа субъектов будет находиться в резерве, но в то же время в очень активном взаимодействии и участии в пилотном проекте, - пояснила Татьяна Синюгина.

Она информировала, что для участия в конкурсном отборе субъектам РФ будет предложено до 23 октября подать заявку установленного образца с указанием выбранной для реализации модели.

- Нет строгой установки, что в регионах должны быть только предложенные нами модели. Это ваше решение, и вы должны оценить, какой результат хотите получить, какая будет эффективность и самое главное – почему, - прокомментировала Татьяна Синюгина.

Заместитель министра пояснила, что форма заявки включает в себя три содержательных блока. Первый - преобразование институтов управления образования, которое направлено на создание единого образовательного пространства, возможность получения сетевых форм обучения, развитие муниципальных коллегиальных органов, реализующих государственно-общественный характер управления образованием. Второй - преобразование финансово - экономических институтов с целью упорядочивания финансовых потоков, обеспечения прозрачности на всех этапах трансфертов, минимизации возможных потерь финансовых средств при смене уровней учредительства. И третий - преобразование институтов развития кадров в общем образовании, призванное отобразить количество и качество подготовки проектных команд, способных управлять вновь созданной структурой, которые пройдут обучение и будут активно включены в управленческий процесс.

Заместитель министра сообщила, что экспертная оценка качества заявок пройдет до 30 октября по разработанным Минобрнауки России критериям и оценочным блокам. Итоги конкурса будут подведены после очной защиты субъектами своих проектов до конца ноября текущего года. Результатом экспертизы заявок станет Приказ Министра образования и науки Российской Федерации о реализации пилотного проекта с фиксированным списком регионов-победителей конкурсного отбора.

Реализация проекта стартует в 2017 году и будет сопровождаться ежемесячным мониторингом текущих результатов.

- Мы понимаем, что процесс участия в проекте должен проходить в постоянном взаимодействии с министерством, сопровождаться оказанием методической и консультационной помощью. Мы понимаем, какой многочисленный запрос будет с вашей стороны. И мы к этому готовы. У нас есть необходимые ресурсы, чтобы это взаимодействие было эффективным, - заявила Татьяна Синюгина.

В ходе семинара также выступили представители регионов и экспертного сообщества.

Об управленческих механизмах выстраивания единого образовательного пространства на уровне регионов говорил в выступлении на семинаре Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика". Он отметил, что передача отдельных полномочий управления на уровень субъекта РФ обеспечит эффективное использование образовательных и финансовых ресурсов через создание образовательных округов, повысит качество образования через развитие конкуренции между школами, гарантирует равномерное обеспечение ресурсами, обеспечит доступность ресурсов всего региона через сетевую форму обучения.

- Централизация управления позволит качественно решать вопросы поддержки отдельных школ, обеспечить системную работу по устранению профессиональных дефицитов педагогов, реализовать справедливый подход к оплате их труда. Без передачи части полномочий учредительства централизовано в регион затрудняется решение многих задач, и, прежде всего, обеспечение государственных гарантий на качественное образование, - отметила в своем выступлении Наталья Широкова, и.о. председателя Правительства Республики Адыгея.

- Для перехода к государственной модели управления образованием сейчас есть все необходимые правовые основания. У многих может возникнуть вопрос о рисках. Да, они есть. Но они не носят критичного характера. К финансовым рискам можно отнести небольшие дополнительные затраты на изготовление печатей учреждений, новых вывесок, бланков, уплату госпошлин за переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации. К рискам можно было бы отнести увеличение затрат регионального бюджета, связанное с увеличением числа госслужащих. Однако опыт Самарской области показывает, что затраты консолидированного бюджета на содержание управленческого аппарата в условиях его оптимизации наоборот будут сокращены, - прокомментировал Дмитрий Овчинников, вице-губернатор Самарской области, где в режиме государственного управления образовательными организациями работают с 2011 года.

Подводя итоги семинара, глава Минобрнауки подчеркнула, что планируемые механизмы изменений могут быть реализованы в пилотных субъектах на основе разных моделей с учетом региональных особенностей. Окончательный выбор моделей будет сделан в ходе тщательной проработки специфики, возможностей и стратегических ориентиров в образовании пилотных регионов.

Министр Ольга Васильева акцентировала внимание на том, что реализация пилотного проекта потребует от регионов привлечения дополнительных ресурсов.

- Именно поэтому принято решение о выделении финансовой поддержки на реализацию проекта, - сообщила Ольга Юрьевна.

- Впереди у нас, уважаемые коллеги, уже в ближайшее время составление заявок на участие в конкурсе пилотных субъектов, подготовка "дорожных карт" по разработке региональных моделей, общественные и экспертные обсуждения проектных решений и презентация лучших предложений, - заключила министр.

Министр образования и науки РФ отметила, что состоявшаяся в рамках семинара дискуссия между представителями регионов и реализация пилотного проекта позволят выбрать наиболее эффективную модель управления образованием в России.

По информации пресс-службы Минобрнауки России
Фото источника

www.ug.ru

В Минпросвещения России подвели промежуточные итоги проекта по передаче школ с муниципального на региональный уровень

29 октября в Минпросвещения России состоялось совещание с участниками проекта по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере общего образование на уровень субъектов Российской Федерации. Встречу провела Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева.

Открывая совещание, глава Минпросвещения России напомнила, что проект по разработке эффективных региональных моделей управления образованием, стартовавший в 2017 году, – часть системной работы ведомства по усилению роли и ответственности государственного управления в обеспечении качественной работы и качественных результатов современной российской школы.

– Начиная с осени 2017 года, проект прошёл определённые этапы: создавались рабочие группы, потом происходила очная защита самих проектов. В результате проведённого отбора определилось 20 субъектов Российской Федерации, которые стали активно и творчески работать. Мы вместе с проектным офисом занимались подготовкой плана работы, заключали соглашения с Правительством, информировали субъекты. В результате слаженной работы и нашего Министерства, и региональных коллег прошла апробация проектов, и на сегодняшний день у нас есть три рабочие модели управления системой образования. Сегодня мы подведём промежуточные итоги пилотной реализации проекта, – сказала О. Ю. Васильева.

О ходе реализации проекта эффективных региональных моделей управления в системе образования сообщил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» А. И. Адамский.

– 20 субъектов вошли в пилотный режим, то есть начали отрабатывать нормативную базу, финансовые расчеты, механизмы повышения эффективности управления региональных систем образования по разным моделям. Можно точно сказать, что утверждение о том, что Министерство движется в сторону тотальной передачи учредительства на региональный уровень по единой модели – не более чем миф, это не так. Проект заключается в отработке минимум трёх направлений, и внутри себя каждое направление вариативно, в зависимости от специфики региона. В целом речь идёт о разработке эффективной модели, которая обеспечит прямое финансирование образовательной организации с уровня региона, о достоверной оперативной обратной связи, причём такой, которая позволит также прогнозировать ситуацию, о финансовой независимости образовательных организаций, о полной цифровизации управления на основе автоматизации сбора данных и обработки информации, и, наконец, о формах получения гарантированной реализации федеральных государственных образовательных стандартов, – сказал А. И. Адамский.

Он уточнил, что для следующего этапа пилотного проекта разработана новая дорожная карта, одной из задач которой станет расширение числа пилотных регионов и нормативное закрепление разработанных регионами моделей.

Также на совещании обсудили опыт пилотной апробации региональных моделей управления в системе образования в Кировской и Воронежской областях и Республике Тыва.

Справочно

В 20 пилотных регионах проходит апробация трёх моделей управления системой образования.

Модель передачи полномочий управления, включая имущество образовательных организаций, апробируют 6 регионов: Кировская область, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Камчатский край, Сахалинская область, Хабаровский край.

Модель передачи полномочий управления без передачи имущества образовательных организаций апробируют 5 регионов: Самарская, Новгородская, Вологодская области, Республика Коми, Еврейская автономная область.

Модель сохранения полномочий управления за муниципалитетом, но с заключением соглашений между субъектом РФ и муниципалитетом апробируют 9 регионов: Воронежская, Тверская, Тамбовская, Белгородская, Рязанская, Московская, Астраханская области, Республика Марий Эл, Ставропольский край.

edu.gov.ru

Минобрнауки России отберет регионы для участия в пилотном проекте по переводу школ с муниципального на региональный уровень

29 сентября в Минобрнауки России состоялся семинар «О совершенствовании управления школьным образованием». Участие в нем приняли губернаторы и главы республик, вице-губернаторы и министры образования из 33  регионов, обозначивших свое намерение стать пилотными в апробации новых моделей управления образованием. Провела мероприятие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

- У нас школа оказалась абсолютно оторвана от всего: и в плане контроля – кто, чему и как учит, и в плане того, как и где преподаются и изучаются образовательные программы, и что в итоге проходят наши дети на уроках. Регионы сегодня дают деньги на образовательные программы, но их реализацию не контролируют. Не может быть содержания образования без контроля, - подчеркнула О.Ю. Васильева.

Министр пояснила, что основная проблема в реализации существующей модели заключается в том, что управление образованием происходит одновременно на нескольких уровнях. Школа, отвечающая за качество знаний своих учеников, оказывается в центре требований контролирующих процедур и плановых мероприятий, которые часто противоречат друг другу. Такая  несогласованность позиций мешает реализации единой федеральной образовательной политики.

- У нас нет единой вертикали управления, чтобы решить самый простой вопрос, приходится поднимать всю систему образования, - заявила Министр.

Ольга Юрьевна подчеркнула, что реализация пилотного проекта по апробации новых моделей управления в образовании, в который на добровольной основе включатся регионы, обеспечит более высокую финансовую, нормативную, содержательную, инновационную эффективность системы образования.

С докладом о том, как будет проводиться конкурсный отбор субъектов-участников пилотного проекта, выступила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.

- Мы предлагаем заявить вам на первом этапе о той модели, которая будет выбрана в каждом субъекте нашего пилотного проекта, и оформить эту модель и свое участие в заявке, которая в дальнейшем будет рассмотрена конкурсной комиссией, - сказала Татьяна Юрьевна, обращаясь к участникам семинара.

Заместитель Министра уточнила, что по итогам работы конкурсной комиссии будет принято решение о регионах, которые станут лидерской группой пилотного проекта с финансовой поддержкой с федерального уровня, они включатся уже в 1-й этап его реализации.

- Вторая группа субъектов будет находиться в резерве, но в то же время в очень активном взаимодействии и участии в пилотном проекте, - пояснила Татьяна Юрьевна.

Она информировала, что для участия в конкурсном отборе субъектам РФ будет предложено до 23 октября подать заявку установленного образца с указанием выбранной для реализации модели.

- Нет строгой установки, что в регионах должны быть только предложенные нами модели. Это ваше решение, и вы должны оценить, какой результат хотите получить, какая будет эффективность и самое главное – почему, - прокомментировала Татьяна Юрьевна.

Заместитель Министра пояснила, что форма заявки включает в себя три содержательных  блока. Первый - преобразование институтов управления образования, которое направлено на создание единого образовательного пространства, возможность получения сетевых форм обучения, развитие муниципальных коллегиальных органов, реализующих государственно-общественный характер управления образованием. Второй - преобразование финансово - экономических институтов с целью упорядочивания финансовых потоков, обеспечения прозрачности на всех этапах трансфертов, минимизации возможных потерь финансовых средств при смене уровней учредительства. И третий - преобразование институтов развития кадров в общем образовании, призванное отобразить количество и качество подготовки проектных команд, способных управлять вновь созданной структурой, которые пройдут обучение и будут активно включены в управленческий процесс.

Заместитель Министра сообщила, что экспертная оценка качества заявок пройдет до 30 октября по разработанным Минобрнауки России критериям и оценочным блокам. Итоги конкурса будут подведены после очной защиты субъектами своих проектов до конца ноября текущего года. Результатом экспертизы заявок станет Приказ Министра образования и науки Российской Федерации о реализации пилотного проекта с фиксированным списком регионов-победителей конкурсного отбора.

Реализация проекта стартует в 2017 году и будет сопровождаться ежемесячным мониторингом текущих результатов.

- Мы понимаем, что процесс участия в проекте должен проходить в постоянном взаимодействии с министерством, сопровождаться оказанием методической и консультационной помощью. Мы понимаем, какой многочисленный запрос будет с вашей стороны. И мы к этому готовы. У нас есть необходимые ресурсы, чтобы это взаимодействие было эффективным, - заявила Т.Ю. Синюгина.

В ходе семинара также выступили представители регионов и экспертного сообщества.

Об управленческих механизмах выстраивания единого образовательного пространства на уровне регионов говорил в выступлении на семинаре А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика». Он отметил, что передача отдельных полномочий управления на уровень субъекта РФ обеспечит эффективное использование образовательных и финансовых ресурсов через создание образовательных округов, повысит качество образования через развитие конкуренции между школами, гарантирует равномерное обеспечение ресурсами, обеспечит доступность ресурсов всего региона через сетевую форму обучения.

- Централизация управления позволит качественно решать вопросы поддержки отдельных школ, обеспечить системную работу по устранению профессиональных дефицитов педагогов, реализовать справедливый подход к оплате их труда. Без передачи части полномочий учредительства централизовано в регион затрудняется решение многих задач, и, прежде всего, обеспечение государственных гарантий на качественное образование, - отметила в своем выступлении Н.С. Широкова, и.о. председателя Правительства Республики Адыгея.

- Для перехода к государственной модели управления образованием сейчас есть все необходимые правовые основания. У многих может возникнуть вопрос о рисках. Да, они есть. Но они не носят критичного характера. К финансовым рискам можно отнести небольшие дополнительные затраты на изготовление печатей учреждений, новых вывесок, бланков, уплату госпошлин за переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации. К рискам можно было бы отнести увеличение затрат регионального бюджета, связанное с увеличением числа госслужащих. Однако опыт Самарской области показывает, что затраты консолидированного бюджета на содержание управленческого аппарата в условиях  его оптимизации наоборот будут сокращены, - прокомментировал Д.Е. Овчинников, вице-губернатор Самарской области, где в режиме государственного управления образовательными организациями работают с 2011 года.

Подводя итоги семинара, глава Минобрнауки подчеркнула, что планируемые механизмы изменений могут быть реализованы в пилотных субъектах на основе разных моделей с учетом региональных особенностей. Окончательный выбор моделей будет сделан в ходе тщательной проработки специфики, возможностей и стратегических ориентиров в образовании пилотных регионов.

Министр акцентировала внимание на том, что реализация пилотного проекта потребует от регионов привлечения дополнительных ресурсов.

- Именно поэтому принято решение о выделении   финансовой поддержки на реализацию проекта, - сообщила Ольга Юрьевна.

- Впереди у нас, уважаемые коллеги, уже в ближайшее время  составление заявок на участие в конкурсе пилотных субъектов, подготовка «дорожных карт» по разработке региональных моделей, общественные и экспертные обсуждения проектных решений и презентация лучших предложений, - заключила Министр.

Министр отметила, что состоявшаяся в рамках семинара дискуссия между представителями регионов и реализация пилотного проекта позволят выбрать наиболее эффективную модель управления образованием в России.

Источник: Минобрнауки РФ

glasnarod.ru

Кто в школе хозяин? Часть первая

Фото: c.pxhere.com

Система стагнирует, денег становится все меньше, мотивация учителей стремительно угасает. Общественное разочарование в школьном образовании растет.

В настоящее время органы управления образованием субъектов РФ не имеют достаточных легальных полномочий для того, чтобы гарантировать эффективный результат школ, а значит – региональных систем образования.

Они передают муниципалитетам субвенции на зарплаты педагогов и на учебные расходы, а на местах эти средства перераспределяются по усмотрению муниципальных администраций и зачастую доходят до школ в неполном объеме.

Кроме того, региональные органы управления образованием отстранены от кадровой политики школ и не имеют отношения к назначению директоров образовательных организаций. Этим правом обладают муниципальные органы управления образованием.

Как отметила Ольга Васильева в своем выступлении на Всероссийском совещании, проходившем в Сочи 56 июля:

«На сегодняшний день школы находятся под влиянием трех уровней управления: федерального министерства, региона и муниципалитета».

«Причем в повседневной жизни основное влияние на школу оказывает муниципалитет. Такая длинная цепь, на мой взгляд, снижает маневренность управления».

Ольга Васильева подчеркнула:

«Мы уверены, что иная система управления, а именно поднятие управления школ с муниципального на региональный уровень, себя оправдывает».

С октября 2017 года Министерство образования и науки РФ реализует проект по разработке эффективных региональных моделей управления образованием.

На конкурсной основе были отобраны 20 субъектов Российской Федерации из семи федеральных округов. С ними заключены соглашения о сотрудничестве по разработке и реализации эффективных региональных моделей управления общим образованием.

За полтора года в регионах разработаны несколько моделей эффективного управления школой с регионального уровня, при сохранении полномочий муниципалитетов. Ведомство предполагает, что разные регионы могут использовать различные модели, пилотный период продлится несколько лет.

Три модели плюс Астраханская

Пилотные регионы предложили три основные модели управления общим образованием с учетом существующих региональных особенностей сферы образования.

1. Учредительство плюс имущество

Первая модель – перевод учредительства школ с уровня муниципалитетов на уровень субъекта с передачей имущества образовательных организаций.

В этом случае министерство либо департамент субъекта становится учредителем образовательной организации.

Такой вариант выбрали шесть регионов: Кировская область, Сахалинская область, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край.

2. Учредительство без имущества

Вторая модель – перевод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень субъекта без передачи имущества образовательных организаций.

Это означает следующее:

Субъект Российской Федерации становится учредителем образовательной организации, но собственником и ответственным за содержание имущества остается муниципалитет.

По этому пути идут пять регионов: Самарская область, Вологодская область, Новгородская область, Еврейская автономная область, Московская область.

И в первом, и во втором случаях школа получает государственный статус.

3. Оптимизация через соглашения
Третья модель предусматривает сохранение полномочий по управлению школами и их имуществом (учредительство) на уровне муниципалитета.

Орган исполнительной власти в сфере образования в субъекте РФ заключает соглашение с муниципалитетом, в котором детально прописывает условия выделения субвенций в муниципальное образование на реализацию образовательных стандартов.

Эту модель выбрали восемь пилотов: Воронежская область, Тамбовская область, Тверская область, Республика Марий Эл, Ставропольский край, Белгородская область, Рязанская область, Республика Коми.

«При этом не все субъекты реализуют только одну модель, – говорит эксперт Института проблем образовательной политики Наталья Шадрина. – Например, Республика Саха (Якутия) входит в группу регионов, выбравших первую модель, но в разных муниципалитетах республики в зависимости от их специфики используются и вторая, и третья модели».

  • Соучредительство

Особую позицию заняла Астраханская область, где решили разработать свою модель на основе совместного учредительства образовательных организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований.

«В результате обсуждений указанная модель признана эффективной, но не реализуемой на сегодняшний день в рамках действующего правового поля, – рассказывает министр образования Астраханской области Виталий Гутман. – Для внедрения нового механизма управления образованием требуется внесение изменений в действующее федеральное законодательство».

По замыслу представителей Министерства образования Астраханской области:

В полномочия субъекта должно войти, наряду с финансированием и контролем качества образования, ответственность за руководящий состав образовательных организаций.

В полномочиях органов местного самоуправления остается обеспечение условий обучения, то есть содержание муниципального имущества, выступающего в качестве важного ресурса образовательного процесса.

«Соучредительство обеспечивает баланс интересов и ответственности органов управления образовательной организации и как следствие положительный эффект на пути модернизации институтов управления образованием», – считает Виталий Гутман.

В настоящее время пилотные регионы занимаются разработкой региональной нормативно-правовой базы для перевода учредительства, создания опорных школ, внедрения сетевой формы реализации программ и прочих элементов региональных планов.

Продолжение следует...

vogazeta.ru

Стоит ли передавать школы на региональный уровень?

По словам Ольги Васильевой, нынешняя система, при которой школы подчиняются муниципалитетам, неэффективна и требует перемен, в частности, для укрепления вертикали управления.
- Нынешний исторический период требует огосударствления школ. В настоящее время они находятся вне государственной опеки и заботы, 42 тысячи школ не подчиняются ни министерству, ни регионам. При этом каждый ребенок должен получить доступное базовое образование, - подчеркнула министр.
По ее мнению, предлагаемая реформа позволит существенно улучшить администрирование финансовых средств, направляемых на реализацию общеобразовательных программ, и создать единое образовательное пространство. Реформа начнется с пилотного проекта, в котором уже выразили желание участвовать 16 регионов.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав НИКОНОВ заверил, что депутаты готовы совместно с министерством разрабатывать соответствующие поправки. А что думают об этих планах наши эксперты?

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015:
- Ольга Васильева высказала, на мой взгляд, достаточно интересное предложение. Реализовать его будет трудно, в том числе из-за сопротивления имеющейся системы. Но у предлагаемого подхода налицо ряд плюсов: это значительно удобнее с точки зрения управления сетями сельских школ, организации инфраструктуры, это ликвидирует двойную административную структуру управления. Как отмечает Ефим Коган, долгое время возглавлявший Министерство образования и науки Самарской области, региональное управление школами позволяет ликвидировать образовательные границы между муниципалитетами, решать через систему образования задачи не отдельного муниципалитета, а всего региона. Очень интересно, как сложится будущее этой инициативы.

Светлана ДОЛЖЕНКОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016, директор Казанской специальной школы-интерната, ст. Казанская, Ростовская область:
- Тема перехода общеобразовательных школ с муниципального уровня управления на региональный сейчас очень актуальна. Однако для нашего учреждения это нововведением не является. Большинство учреждений государственной поддержки детства Ростовской области, в том числе и наше, в 2002 году были переданы в региональное подчинение. Я работаю директором с 2008 года, поэтому у меня нет возможности сравнить, что и как было до перехода.
На мой взгляд, региональное подчинение предполагает бoльшую самостоятельность и бoльшую же ответственность руководителя образовательной организации. Решение финансовых, кадровых, бытовых и многих других вопросов полностью лежит на плечах руководителя учреждения.
Мое личное отношение к предлагаемой реформе неоднозначное, но всем понятно, что в любом решении есть и положительные, и отрицательные стороны. Не случится ли так, что местные власти почти откажутся участвовать в жизни государственных школ, мотивируя свое поведение слоганом «Вы же не наши!»? Не приведет ли такое решение к массовому слиянию или исчезновению маленьких сельских школ? Смогут ли региональные власти найти оптимальные инструменты и механизмы для управления выросшим в десятки раз количеством подчиненных образовательных учреждений?
Вопросов очень много, но посыл у реформы скорее всего положительный: необходимо создавать единое государственное образовательное пространство с едиными программами, учебниками и требованиями! А творческий педагог, используя современные педагогические технологии, легко сможет заинтересовать своим предметом любого ученика, невзирая на подчиненность учреждения.

Елена ШАРАПОВА, директор барнаульской школы-интерната №6, Алтайский край:
- Поскольку я руковожу школой, которая давно подчиняется региональным органам управления, могу заявить, что нам это дает больше возможностей, чем если бы мы находились под муниципалитетом. Как минимум это статус, как максимум - финансирование. Все-таки регион в целом всегда более богат, чем муниципалитеты в отдельности.

Анатолий КУГАЕВСКИЙ, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года»-2005 Тюменской области, учитель математики Тюменской физико-математической школы:
- Мне кажется, это ошибочное решение. Региональное подчинение напрямую связано с едиными подходами в плане финансирования всей сети учреждений. А как мы знаем, даже внутри одного региона все далеко не одинаково, одни муниципалитеты более богаты, другие - менее, а уравниловка будет означать, что одни станут жить за счет других, и это несправедливо. Я все-таки за то, чтобы в каждом конкретном месте, где есть особые условия жизни (а страна у нас очень разнообразная!), были свое финансирование и свои органы управления. Региональная власть вряд ли сможет учесть все нюансы каждой образовательной организации, находящейся в ее подчинении. Муниципалитетам сделать это гораздо проще.

Екатерина ФИЛИППОВА, народный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1996, учитель французского языка школы №34, Рязань:
- Идея, конечно, интересная, но возникает много вопросов: как это отразится на качестве управления и образования, на объемах финансирования, на размерах заработной платы и так далее? Поэтому не могу сказать однозначно, я «за» или «против». Если переподчинение школ приведет к тому, что все учителя в регионе будут получать одинаково большую (а не одинаково маленькую!) зарплату, если все школы станут материально оснащаться по высшему классу, то, разумеется, тут нет никаких возражений. Но есть опасность, что все сведется к некому усредненному варианту, то есть у одних срежут, другим добавят. Я давно говорила, что поскольку все мы, по всей стране, выполняем общую для всех задачу по созданию единого образовательного пространства и предоставлению единых возможностей для каждого ребенка, то и зарплаты у нас также должны быть единые, то есть одинаково большие. Например, как в Москве.

www.ug.ru

Детские школы искусств — достояние России

Cтартует проект по созданию региональной системы детских школ искусств «Детские школы искусств — достояние России»

Пилотными регионами, где будет осуществляться перевод детских школ искусств с муниципального уровня на региональный, станут Курская, Саратовская и Томская области.

С июня там стартует проект по созданию региональной системы детских школ искусств «Детские школы искусств — достояние России», нацеленный на совершенствование подготовки кадров для отрасли культуры.

“Детские школы искусств трех регионов будут переведены с муниципального на региональный уровень,”

– об этом сообщила директор Департамента науки и образования Минкультуры России Александра Аракелова.

В этом году пилотными регионами, где будет осуществляться перевод детских школ искусств с муниципального уровня на региональный, станут Курская, Саратовская и Томская области. При этом регионы на 2019 год будут определяться на конкурсной основе в декабре 2018 года.

«С декабря 2017 года Минкультуры России совместно с субъектами РФ прорабатывает вопрос о передаче муниципальных детских школ искусств в ведение органов управления культурой субъектов Российской Федерации с целью повышения качества образования и развития их материально-технической базы»,

— рассказала Александра Аракелова.

Она напомнила, что соответствующее поручение было дано Президентом России Владимиром Путиным в декабре прошлого года.

В 2018 году Минкультуры России определило три пилотных региона. Это Курская, Саратовская и Томская области, выразившие активную готовность к поэтапной передаче детских школ искусств, находящихся в ведении муниципальных органов власти, на уровень субъектов Российской Федерации.

С июня в этих регионах стартует проект по созданию региональной системы детских школ искусств «Детские школы искусств — достояние России», нацеленный на совершенствование подготовки кадров для отрасли культуры.

За счет средств Минкультуры России специалисты ведущих образовательных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга проведут мастер-классы, также будут организованы курсы повышения квалификации для руководителей и преподавателей ДШИ, пройдут конференции по вопросам развития школ искусств.

Кроме того, в 2018 году для указанных субъектов будет увеличена региональная квота целевого приема в творческие вузы Минкультуры России.

Необходимость перевода ДШИ на региональный уровень связана с рядом проблем, которые в настоящее время существуют в этой сфере образования и отрицательно сказываются на всей системе художественного образования.

«Органы местного самоуправления, которые являются учредителями ДШИ, недооценивают значимость детских школ искусств как основы отраслевого образования. Зачастую это приводит к тому, что к ним относятся как к учреждениям культурно-досуговой направленности — кружкам, секциям детского творчества и так далее»,

— пояснила Александра Аракелова.

По ее словам, в итоге происходит снижение качества обучения детей в ДШИ и, как следствие, снижение уровня подготовки абитуриентов училищ и творческих вузов.

Также проблемой является многолетнее недофинансирование ДШИ, региональных училищ и колледжей. Это привело к изношенности их материально-технической базы, низкому уровню оплаты труда преподавателей и концертмейстеров, в результате чего эти профессии теряют престиж.

Совместные усилия Минкультуры России и руководства субъектов Российской Федерации призваны способствовать развитию отечественной системы художественного образования и обеспечению учреждений культуры регионов страны высокопрофессиональными кадрами.

Российская трехуровневая система художественного образования (детская школа искусств — училище — творческий вуз) зародилась в конце XIX века и ее основой являются детские школы искусств (ДШИ). Она доказала свою эффективность, воспитав не одно поколение великих деятелей искусств, и не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве.

Вопросам современного состоянии и перспектив развития ДШИ было посвящено заседание коллегии Министерства культуры Российской Федерации, которое прошло в июле 2017 года. По итогам заседания была разработана и направлена в регионы «дорожная карта» по перспективному развитию ДШИ на 2018–2020 годы.

В настоящее время в России существует около пяти тысяч детских школ искусств, где обучаются более 1,5 млн человек. Большинство из них подчиняются муниципалитетам. На уровне региона ДШИ функционируют в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и Ненецком автономном округе.

“Музыкальный Клондайк”

Почитайте еще:

www.classicalmusicnews.ru

Школы республики апробируют несколько моделей перехода на региональный уровень

Во время Январского совещания работники образования республики обсудили реализацию пилотного проекта по переходу школ с муниципального на региональный уровень. До конца текущего года регионы должны разработать новые критерии. Якутия, как обычно, предложит свой взгляд на проблему и наиболее эффективные модели управления образованием.


«В конкурсе Минобрнауки РФ приняли участие 37 субъектов. Среди них поддержан 21 проект, и наш в том числе«, — подчеркнул министр образования и науки Якутии Владимир Егоров.

По мнению министра, передача полномочий позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства, усовершенствует систему управления образованием и поможет созданию единого образовательного пространства, к которому мы стремимся.

В ходе панельной дискуссии было предложено четыре модели перехода на государственный уровень.

Так, первая модель предполагает переход отдельных образовательных организаций вместе с имуществом на государственный уровень. Например, это могут быть опорные школы типа созданного Харбалахского образовательного комплекса, в котором объединились средняя школа и среднее профессиональное учебное заведение.

Вторая модель предлагает все школы перевести на региональный уровень вместе с их имуществом. Третья же предполагает при такой же передаче школ оставить их материальное содержание на муниципальном уровне.

При четвертой все остается на прежнем уровне.

«Если учесть, что мы выполняем государственный заказ в части обучения детей, выдаем документы государственного образца, то переход школ на региональный уровень должен состояться. И это правильно. А то сейчас как получается? Каждый глава улуса по-своему распоряжается финансовыми субвенциями, кто-то все отдает школе, а кто-то часть оставляет в муниципалитете. Кроме того, бывают ситуации, когда главы без объяснения причин могут уволить опытных руководителей, директоров. Особенно такое случается при выборах. Каждый раз мы с содроганием ждем их окончания, когда новый руководитель будет принимать решение по кадрам. Нас без конца лихорадит, а это неправильно. Система должна быть стабильной, чтобы иметь положительные результаты«, — считает начальник Управления образования Ленского района Наталья Мозгова.

По словам Натальи Александровны, необходимо внедрение нескольких моделей перехода школ с муниципалитетов на региональный уровень, поскольку условия в разных улусах совершенно разные.

Многие в своих выступлениях подчеркивали, что новая модель позволит улучшить качество образования в улусах. На этот счет у главы Горного улуса Никиты Андреева свое мнение: «У меня сложилось ощущение, что во всех предлагаемых моделях совершенно нет места муниципалитетам. У нас общая цель – обеспечение качественного образования. А то по некоторым выступлениям выходит, что в улусах невозможно получить качественное образование. Я с этим в корне не согласен. В недавно опубликованном Минобрнауки Якутии рейтинге школ наша Бердигестяхская улусная гимназия на 15-м месте, что очень даже неплохо. В прошлом году два наших выпускника сдали ЕГЭ на 100 баллов по русскому языку, что также подтверждает статус школы«.

По мнению главы улуса, недостаточный уровень знаний показывают ученики небольших школ, где слабая материально-техническая база, есть проблемы с кадрами. Не секрет, что молодые учителя не желают ехать работать в такие школы. Никита Викторович предложил обратить внимание на систему распределения выпускников педагогических вузов, существовавшую в Советском Союзе.

«По крайней мере, в те годы школы были обеспечены лучшими кадрами. Благодаря выпускникам центровузов сложилась та система образования, которая работает и по сей день. Качество образования не зависит только от организационных вопросов, от того, кому будут подчиняться школы, одну из главных ролей решают профессиональные кадры», — подчеркнул глава.

Впереди еще много нерешенных вопросов, но каждая модель имеет право на существование. Во всяком случае в некоторых регионах, например, в Тамбовской области, есть положительный опыт управления сетью школ на региональном уровне.

Апробация разработанных моделей стартует только с 1 сентября 2019 года, так что у работников образования есть время для новых идей и предложений.

ysia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *