Поступить в гитис на актера – Правила приема в ГИТИС

    Информация для поступающих

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

    Специальность «Актерское искусство» квалификация – «артист эстрады»
    Специальность «Режиссура театра» квалификация – «режиссер эстрады»

    Перечень дополнительных вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности:

    квалификация «Артист эстрады»
    (на очное и заочное отделение)

    • Мастерство артиста (профессиональное практическое испытание)
    • Сольное пение (творческое практическое испытание)
    • Собеседование (устно)

    Вступительное испытание по мастерству артиста ставит своей целью выявить у поступающего актерское дарование в различных жанрах эстрады, проверку таких качеств, как интеллект, наблюдательность, юмор, чувство стиля. К экзамену по мастерству артиста эстрады поступающий должен подготовить для исполнения несколько литературных произведений различных жанров, в том числе басню, стихотворение, отрывок из прозаического произведения, а также обнаружить способность мыслить эстрадными образами. Поступающий должен быть готов по заданию экзаменационной комиссии исполнить сценические этюды.

    Экзамен по сольному пению включает в себя исполнение не менее двух вокальных произведений (на русском и иностранном языках) с использованием минусовой фонограммы (СD!) и микрофона. Приветствуется владение одним из музыкальных инструментов. Поступающий должен быть готов к исполнению по заданию экзаменационной комиссии музыкально-сценических этюдов.

    Собеседование выявляет профессиональные качества поступающего, его культурный уровень, эстетические взгляды, эрудицию, общественные интересы, умение ориентироваться в основных вопросах современной художественной жизни. На собеседовании поступающий должен обнаружить знакомство с крупнейшими произведениями отечественной и зарубежной литературы, драматургии, эстрадного искусства, театра, живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографии. Обязательным для подготовки к собеседованию является знание литературы, рекомендованной в памятке.

    квалификация «Режиссер эстрады»
    (на заочное отделение)

    • Режиссура (профессиональное испытание письменно)
    • Режиссура и мастерство артиста (творческое практическое испытание)
    • Собеседование (устно)

    Важнейшим этапом экзамена по специальности для режиссеров, являетсяписьменная работа на темы, определяемые экзаменационной комиссией. Темой письменной работы по режиссуре может быть сценарий эстрадного спектакля или массового представления и праздника, сценарий или постановочный план номера оригинального, речевого, музыкального и др. жанров. Помимо знания основных законов построения эстрадного спектакля, массового представления или эстрадного номера в данной работе должна проявляться конкретность режиссерского видения, фантазия, художественный вкус.

    Вступительное испытание режиссура и мастерство артиста для режиссеров включает показ режиссерских этюдов на тему, определяемую экзаменационной комиссией. В этих этюдах поступающему следует обнаружить творческую фантазию, эстрадное мышление, умение организовать сценическое пространство в жанрах эстрадного номера, представления кабаре или шоу. Этюд может быть показан самостоятельно или с привлечением в качестве исполнителей других поступающих. Также от поступающего потребуется чтение заранее подготовленных басни, стихотворения и прозаического отрывка, исполнение одного вокального произведения с использованием минусовой фонограммы (СD!) и микрофона, а также исполнение музыкальных, музыкально-пластических и др. импровизаций на заданные темы.

    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    для вступительных экзаменов по квалификации «Артист эстрады»
    А.Алексеев Серьезное и смешное. М., 1984.
    А.Ардов Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968.
    А.Вертинский Дорогой длинною. М.1991.
    А.Закушняк Вечера рассказа. М.1983.
    А.Кугель Театральные портреты. М.1967.
    Е.Кузнецов Из прошлого русской эстрады. М., 1958.
    И.Нестьев Звезды русской эстрады. М., 1974.
    Б.Савченко Эстрада. Ретро. М.1996.
    Н.Смирнов-Сокольский «45 лет на эстраде». М.1976.
    К.Станиславский Моя жизнь в искусстве (любое издание)
    К.Станиславский Работа актера над собой. М., 1954.
    Е.Уварова Аркадий Райкин. М., 1986.
    Е.Уварова Эстрадный театр. 1945-1990. М., Топ Юнион, 2011.
    Е.Уварова Истоки российской эстрады. М., 2013.
    Л.Утесов Спасибо, сердце! М., 1976.
    Л.Энтелис Разговор о легкой музыке. М., 1985.
    Энциклопедия эстрады. Лексикон. М. 2000
    «Эстрада без парада» сб. статей. М.1991
    В.Яхонтов Театр одного актера. М. 1958

    для вступительных экзаменов по квалификации «Режиссер эстрады»
    Н.Акимов Театральное наследие. Сб. в 2-х кн. Л., 1978.
    В.Ардов Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968.
    А. Алексеев. Серьезное и смешное. М., 1984 .
    Ю. Борев Комическое. М., 1970.
    Е.Вахтангов Материалы и статьи. М., 1950.
    Е. Вахтангов Документы и свидетельства. В 2-х тт. М., 2011.
    А.Вертинский Дорогой длинною М.1991.
    Гоголь и театр. М.-Л., 1952.
    Н. Горчаков «Режиссёрские уроки К.С. Станиславского».
    Н. Горчаков «К.С. Станиславский о работе режиссёра с актёром», М. «ВТО».
    Н. Горчаков «Режиссёрские уроки Евг. Вахтангова», М. «Искусство», 1957 г.
    Б. Захава «Мастерство актёра и режиссёра», М.
    А.Закушняк Вечера рассказа М.1983.
    М.Кнебель Поэзия педагогики. М., 1984
    А.Кугель Театральные портреты. М.1967.
    Е.Кузнецов Из прошлого русской эстрады. М., 1958.
    В.Мейерхольд Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968, т.т.1 и 2.
    В.Немирович-Данченко Театральное наследие. М., 1952.
    Н.Петров 50 и 500. М., 1960.
    А.Попов О художественной целостности спектакля. М. 1959
    Пушкин и театр. Драматические произведения, статьи, заметки, письма.
    Б.Савченко Эстрада. Ретро. 1996.
    Н.Смирнов-Сокольский 45 лет на эстраде. М.1976.
    К.Станиславский Моя жизнь в искусстве (любое издание).
    К.Станиславский Работа актера над собой. М., 1954.
    К.Станиславский Этика. М., 1961.
    А.Таиров О театре. М., 1970.
    Л.Тихвинская Кабаре и театры миниатюр. М. 1995.
    Г.Товстоногов Зеркало сцены. В 2-х кн. Л., 1984.
    Г. Товстоногов О профессии режиссёра М. 1967.
    Е.Уварова Аркадий Райкин. М.1986
    Е.Уварова Эстрадный театр. 1945-1990. М., Топ Юнион, 2011.
    Е.Уварова Истоки российской эстрады. М., 2013.
    И.Шароев Режиссура эстрады и массовых представлений. М.
    Энциклопедия эстрады. Лексикон. М. 2000
    В.Яхонтов. Театр одного актера. М.1958.

    gitis.net

    Правила поступления: ГИТИС — Учёба.ру

    Ольга Бурая (Минкевич)

    26 лет, актриса. Снималась в сериалах «Романовы», «Бигль», «След», «Маруся», «Знаки судьбы», «Любовь как любовь», фильме «Все умрут, а я останусь».

    Тернистый путь к театру

    Впервые за кулисы театра я попала случайно. Дочка подруги моей мамы работала костюмером в Театре юного зрителя. Однажды она взяла меня с собой. Меня поразила сцена: она была такой большой. На ней стояли декорации. В зале было очень темно и таинственно, он был пуст. Потом я услышала, как в отдельной гримерной очень высокий и красивый актер делает разминку. Мне это показалось очень интересным. Сейчас я думаю, что это был Дмитрий Дюжев.

    Потом я увидела по телевизору рекламу театральной школы Крачковской. Мы с мамой позвонили туда, а затем я прошла там прослушивание. Занятия стоили баснословных денег — 200 долларов. Маме пришлось занять эти деньги. Мы жили очень бедно: у меня не было даже спортивной обуви, чтобы ходить на занятия по танцам, и нам с мамой приходилось клеить мои старые кроссовки. Школа оказалась абсолютным обманом — «разводом», по-другому не скажешь. Мне обещали съемки, говорили, что меня уже отобрали на множество проектов, но в итоге (я сейчас это понимаю) даже кастингов не было. Я отучилась там два месяца или чуть больше. Потом один преподаватель посоветовал мне пойти учиться в молодежную студию Спесивцева.

    Затем я стала ходить на подготовительные курсы в ГИТИС, а потом — в МХАТ. В последнем были самые лучшие курсы, наверное, благодаря им я и смогла поступить. Кстати, многие с моего потока тогда поступили. У нас преподавали замечательные педагоги МХАТа — Сажин и Земцов. После наших курсов в МХАТ поступили актриса Настя Сорокина и певица Полина Гагарина — мы с ними занимались в одной группе.

    Кроме того, мне помогала готовиться к поступлению одна женщина, режиссер Наталья Павловна Оралова. Я с ней познакомилась в студии Спесивцева , в которой она ставила спектакль. Мы с ней очень подружились тогда, дружим до сих пор. Сейчас у нее есть свой театр, я иногда там репетирую. Перед поступлением в театральные вузы она со мной тоже немного занималась.

    Что важнее: талант или внешность?

    Как и везде, на подготовительных курсах МХАТа мы изучали актерское мастерство и сценическую речь. Занятий по сценическому движению на курсах МХАТа не было. Изучая актерское мастерство, мы много читали, искали отрывки из прозы, стихотворения, басни, приносили их на занятия. Педагог смотрел, выбирал, говорил, что подходит, а что — нет. Затем мы учили все это наизусть и выходили читать перед всеми. Преподаватель разбирал с нами, что является главным в этом произведении.

    В самом конце курсов у нас ставились разные этюды: например, мы должны были показать жизнь кусочка мыла или зубной щетки — любого предмета. Мы изображали животных, «существовали» под музыку.

    Занятия по сценической речи я помню хорошо, но их было мало. На них мы произносили разные скороговорки, сложные сочетания букв — например, «бдги-бдгэ-бдгэ». Занятия по этому предмету вел замечательный преподаватель Морхасев.

    Подготовительные курсы ГИТИСа — другие: на них изучается и актерское мастерство, и сценическое движение, и сценическая речь.

    Мне кажется, самыми эффективными для меня были занятия по актерскому мастерству в МХАТе. Однако самую главную «каплю» мне дала Наталья Павловна: она помогла мне почувствовать материал.

    Помочь поступить не может ничто, кроме таланта и умения передавать материал. Ты должен чувствовать его и хотеть донести до зрителей. Кроме того, нужно обязательно обладать подходящими внешними данными и типажом. Меня, например, никуда не брали и говорили, что я не подхожу по внешним данным. Я проходила туры, но слетала именно из-за внешних данных, не подходящих данному мастеру или учебному заведению. Я не знаю, почему именно мои данные не подходили. В «Щепку», например, нужны русские лица — славянские, классические — для Малого театра. У каждого мастера свое собственное видение. Существуют определенные типажи и определенные схемы набора на курс. Например, может быть нужен один герой, одна героиня, семь мальчиков и три девочки. Я глубоко не вникала в эту систему: о ней лучше спрашивать мастеров курса.

    Экзистенциализм и Станиславский

    Главное, на что смотрят при поступлении, — твое актерское мастерство, твой талант и ты сам (причем оценивают как внутренние качества, так и внешние). Процедура поступления стандартна: сначала — прослушивание, затем — первый, второй и третий туры, и только потом — конкурс и коллоквиум. Иногда бывает предконкурс — например, отдельные конкурсы для мальчиков и девочек.

    После конкурса могут быть этюды, на которых дают разные коллективные задания — все зависит от мастера. Могут быть еще и пластические этюды, на которых проверяют, насколько ты пластичен. Иногда проверяют вокал (это обычно делают во МХАТе). Бывает, что после прослушивания отправляют сразу же на конкурс. Когда мастер видит, что ты ему точно подходишь, ему нет смысла прослушивать тебя на каждом туре.

    На турах не всегда присутствует мастер: часто их просто проводят педагоги с его курса. Эти люди не всегда знают, чего хочет мастер. Конечно, он дает им определенную установку, но они могут просто принимать тех, кто им самим больше нравится.На конкурс же он приходит всегда. Туры существуют для того, чтобы отсеивать людей.

    После конкурса остается последнее испытание — коллоквиум.

    На коллоквиуме могут задавать разные вопросы: от «Как у тебя дела?» до «Знаешь ли ты, кто такой Станиславский?».

    На втором этаже в ГИТИСе висят фотографии Вахтангова, Мейерхольда, Станиславского — 5 или 6 портретов театральных деятелей. О них как раз могут спросить на коллоквиуме. Поэтому многие ребята часто друг друга предупреждают об этом, проходя мимо этих портретов. Меня мастер на коллоквиуме спросил: «Что такое экзистенциализм?». Дело было в том, что передо мной он беседовал с девушкой, которая год отучилась на философском факультете МГУ, и она рассказывала ему про экзистенциализм. А я даже понятия не имела о том, что это. Однако, по сути, коллоквиум не имел большого значения при поступлении.

    Поступающих приходит очень много: бывает и по 300 человек на место (это не официальные данные, которые я слышала 8 лет назад). Вы можете летом прийти к любому театральному институту и увидеть, что вокруг него просто кишат абитуриенты. Прослушивают десятками, а оставляют одного или двоих, причем могут не оставить ни одного.

    Пять кругов поступления

    Такие учебные заведения, как Ярославский государственный театральный институт и «Славянка» (Международный славянский институт), я не брала в расчет. Я не говорю, что эти институты — плохие. Однако я всегда понимала, что в театральном образовании есть только пять основных вузов: ГИТИС, «Щука», «Щепка», МХАТ и ВГИК. И я пыталась поступить в каждый из них.

    В «Щуку», «Щепку» и во ВГИК я не прошла. Во МХАТе, в который я ходила на подготовительные курсы, меня сначала не взяли, но потом я пришла туда еще раз. На самом деле на прослушивание можно приходить несколько раз, если тебя не взяли. Тебя могут вызвать, ты можешь попасть к другому педагогу на прослушивание и поступить. Поэтому люди ходят поступать несколько раз к одному и тому же мастеру. Я пришла во МХАТ еще раз (уже не от подготовительных курсов, а сама). Прослушивание проводила Марина Брусникина (жена известного режиссера Дмитрия Брусникина), педагог во МХАТе. Она оставила меня и сказала: «Я бы вас взяла, поэтому отправляю вас на перетур к мастеру курса» (перетур — это такое же прослушивание, просто у другого педагога). И меня отправили на перетур к мастеру Сергею Земцову. Я не прошла. Земцов преподавал на моих подготовительных курсах и уже видел меня. Я подождала его после прослушивания и спросила, почему он меня не взял. Он ответил, что я не подошла по типажу.

    Однако, возможно, дело было не в самом типаже. Я поступала вместе с Полиной Гагариной, а у нас с ней похожий типаж — есть нечто общее. Естественно, если выбирать между нами двумя, выбор падет на нее: у Полины и голос, и пластика сильнее. Она уже тогда была «Полиной Гагариной». Такое бывает: одновременно поступают два человека одного типажа, но один из них объективно обладает большими навыками.

    На экзамене в ГИТИСе я, как и все, читала басню, прозу и стихотворение. Из прозы я любила читать произведения Чингиза Айтматова, из стихотворений — Есенина (у него есть пара таких, которые написаны от лица женщины), из басен — «Пушки и Паруса» Крылова. Они меня привлекали внутренней энергией материала. Когда что-то нравится, трудно объяснить. Эти произведения меня волновали внутренне. Всегда нужно выбирать материал, который ты понимаешь, осознаешь, чувствуешь. Важно понимать, о чем рассказываешь, что там происходит. То, о чем ты говоришь, должно обязательно внутренне затрагивать тебя.

    Последний шанс

    В ГИТИСе меня отправили на второй тур, а потом я попала к мастеру Сергею Голомазову. У него был платный курс. Кстати, когда студенты этого курса уже заканчивали обучение, Голомазов стал руководителем театра на Малой Бронной. Около половины студентов своего курса он взял к себе в театр.

    У меня в тот момент сложилась непростая ситуация.

    Этот курс был для меня последним шансом, а я поступала уже второй год подряд. Сначала я отучилась год в техническом вузе, а на следующий пошла поступать в театральные. Меня никуда не брали, я дико расстраивалась. Если бы Голомазов меня не взял, возможностей бы больше просто не осталось. И вот, после прослушивания он отправил меня не на первый тур, а сразу на второй. Я не верила, что произнесли именно мою фамилию, думала, что произошла ошибка. Я была уверена, что он меня не возьмет, так как он спросил, кто из нас играет на пианино, и я вызвалась. Но, когда он попросил сыграть, не решилась, так как не подходила к инструменту много лет. Однако получилось так, что он сразу отправил меня на второй тур, а после него — сразу на конкурс. После конкурса были этюды, а после них — коллоквиум. На коллоквиуме мне задавали вопросы из серии «Как дела? Кто твои мама и папа?». В общем, просто спрашивали обо мне. После коллоквиума они долго совещались — с 12 дня до часу ночи. У меня от страха горели уши: я очень волновалась. Нас завели в аудиторию, и я узнала, что не прошла.

    Хэппи-энд

    У народного артиста России Анатолия Васильева есть свои ученики в Москве. Они создали свой эвритмический театр и эвритмическую школу-студию. Эвритмия — это направление в театральном искусстве, развитое актером и режиссером Михаилом Чеховым. В основном, все театральные вузы обучают студентов по системе Станиславского. А я после неудавшегося поступления в ГИТИС поступила в эту школу эвритмии. У них была студия на Поварской, 20, где Игорь Лысов набирал бесплатный курс. Я прошла там прослушивание. Я плохо помню, но, кажется, диплома они не выдавали. Учиться там было очень тяжело. Только окончив ГИТИС, я поняла, что сначала нужно учиться классике — по Станиславскому — а потом уже изучать такие вещи. Впоследствии эта студия распалась.

    Я проучилась в ней месяц и однажды, проходя мимо ГИТИСа, увидела объявление, в котором было написано, что Евгений Юрьевич Стеблов, народный артист России, проводит добор на свой курс. Основной набор происходит летом, а осенью иногда проводится добор: одних выгнали, другие не пришли, или просто мастер «недонабрал» нужное количество студентов. Я пришла к Стеблову на прослушивание и меня также сразу перебросили на конкурс. Поступить к нему было не очень сложно: я быстро прошла и конкурс, и коллоквиум.

    И поступила не на первый курс, а сразу на второй. Курс был платным. Среди студентов были и люди, ездившие на Рендж Ровере и спонсируемые родителями. Однако я хочу подчеркнуть, что далеко не все люди, поступающие на платные курсы, не обладают талантом. Платный курс — не клеймо. Отношение к нему бывает не самым доверительным, и это несправедливо. Например, курс Голомазова тоже являлся платным, но при этом он стал лучшим не только среди платных курсов, но и среди всех театральных институтов вообще. На бюджетные курсы также не всегда берут за талант, поэтому не стоит судить о них поверхностно.

    На мой курс набрали 35 человек, и компания была довольно разношерстной: одни были с Рублевки, другие получали второе высшее образование, третьим просто было ничего не нужно, а четвертые действительно учились. А вообще все у нас были талантливыми: просто одним нужно было учиться, а другим — нет.

    Если хочешь пробиться, то неважно, где ты учишься, — на платном курсе или бюджетном, в ГИТИСе или «Славянке». Главное — стремиться к своей цели, и тогда все получится. Главным является не вуз, не мастер и не курс, а сам актер и его талант. Если он есть, то его не зароешь. Но помимо таланта в нашей профессии нужны дикое стремление, удача и внешность (типаж). Если нет подходящей внешности и связей, то нужна удача. Актерская профессия — это лотерея.

    «Молодёжка» и Рублёвка

    Лекции у нас не были главными: основными считались занятия по актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи. На остальные предметы мы могли закрыть глаза. Однако за последние пять лет ситуация изменилась. За год до того, как я закончила ГИТИС, по таким предметам, как история зарубежного и русского театра и русская литература, ввели государственные экзамены. До того, как ввели эти экзамены, все студенты спокойно могли вообще не ходить на лекции по этим предметам. То же самое касалось и сочинения: даже если ты напишешь его на двойку, тебя вызовут и с тобой же его перепишут. Главным было сдать актерское мастерство.

    У меня были потрясающие педагоги. Одной из них была преподаватель из МГУ по зарубежному театру, потрясающая женщина. Она практически ничего не давала нам по программе: не было никаких сухих лекций, но она научила нас верить в чудо. Она просто могла сказать: «Сейчас из этого стола вырастет роза». Это звучит смешно, но она рассказывала так, что все 35 человек с нашего курса в это верили, и ни о каком смехе даже речи не шло. На ее лекции ходили все 35 человек, даже те, кто пропускал занятия по актерскому мастерству. На последней лекции произошел интересный случай: один мальчик залез под стол и достал оттуда розу. Этого преподавателя обожали все, хотя она могла любить не всех, и открыто это показывала.

    Стеблов для нас, скорее, был наставником. Он не учил нас играть: он растил личность в каждом из нас. Он много говорил с нами. Создавал атмосферу. Наполнял нас внутренне. Я и сейчас стараюсь ему звонить и говорить с ним. Он — удивительный человек: невероятно честный и чистый, мудрый. После разговора с ним кажется, будто ты прочитал огромную энциклопедию.

    В ГИТИСе каждый человек — личность: не только педагоги, но и студенты. Многих из тех, с кем я училась, я вижу по телевизору и твердо знаю, что через несколько лет они будут так же знамениты, как, например, Алла Пугачева. Я уверена, что они не просто стали «звездульками» на один-два дня. Например, Саша Соколовский, который играет главную роль в сериале «Молодежка», — мой бывший однокурсник.

    За и против «логова»

    Кому стоит поступать в театральный вуз? Не мне судить об этом. Но я считаю, что это стоит делать только в том случае, если человек не может жить без театра. Но нужно понимать, что эта профессия не делает человека счастливым, а чаще всего делает глубоко несчастным. Актеры очень ранимы, эгоистичны, сконцентрированы на себе. У них практически нет выходных, график ненормирован. А, когда нет работы, актер начинает просто сходить с ума и переживать. Кроме того, сейчас почти невозможно попасть в хороший театр: актеров выпускают слишком много. А на телевидении снимают много разной ерунды. Денег в этой профессии тоже особенно не заработаешь. Нет стабильности. Актеры на съемочной площадке нещадно должны тратить себя, проживать свою роль. Они не имеют права болеть. В общем, разных нюансов много. До своего поступления я их не знала. Да и мне тогда на все было наплевать: я просто хотела в театральный вуз, хотела быть актрисой и все. Больше меня ничего не интересовало. Сейчас я знаю много плохого и о профессии, и об актерах. Театр — тоже то еще «логово». Но я по-прежнему хочу в хороший театр и в хорошее кино.

    www.ucheba.ru

    Информация для поступающих

    Актуальная информация | Программа вступительных испытаний | Список литературы

     АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИЕМЕ НА РЕЖИССЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА РЕЖИССЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    (очное и заочное отделение)

    По специальности «Режиссура театра»

    Квалификации: «Режиссер драмы», «Режиссер цирка».
    Поступающие сдают следующие вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

    • Режиссура и мастерство актера (творческое практическое испытание)

    Экзамен состоит из двух частей:

    1. Поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров. Помимо этого в программные требования входит импровизационное исполнение сценических этюдов по заданию экзаменационной комиссии, а также проверка пластической выразительности, музыкальности и чувства ритма поступающего.

    Вступительное испытание ставит своей целью выявление актерского дарования. На испытании проверяются восприятие и эмоциональная возбудимость, заразительность, художественная интуиция, наблюдательность, вкус, чувство юмора, ощущение стиля, понимание смысла произведения и своеобразие видения окружающей действительности.

    2. Испытание, на котором поступающие показывают режиссерские этюды на заданную тему. Темой этого этюда может стать музыкальное, пластическое, живописное произведение, раскрытое в сценическом действии.

    Получив тему для сценического этюда, поступающий должен в порядке импровизации, привлекая в качестве актеров-исполнителей других поступающих, найти эмоционально-образное выражение мысли, которую хочет раскрыть в этюде.

    На экзамене проверяются также режиссерская инициатива и изобретательность, творческая фантазия и вкус. На экзамене по практической режиссуре в качестве исполнителей принимают участие поступающие-актеры.

    • Режиссура (профессиональное испытание письменно). Темой данного испытания может быть постановочный план пьесы, отдельной сцены, режиссерские задания актерам, художнику и композитору в работе над замыслом.

    • Собеседование (устно). На собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы.

    Поступающий должен быть знаком с основами теории и истории режиссуры, истории драматического театра, с театральной критикой, крупнейшими произведениями русской, советской и зарубежной драматургии.

    На собеседовании поступающие должны обнаружить знакомство с основными этапами развития и крупнейшими произведениями русского, советского и зарубежного искусства и литературы.

    Обязательным для подготовки к собеседованию является знание литературы, указанной в памятке.

    В процессе вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности оценивается общий культурный уровень поступающего, его представление о специфике избираемой профессии, а также выявляются его творческие способности и специальные профессиональные качества.

    • Белинский В. «Гамлет», драма Шекспира.
    • Мочалов в роли Гамлета. В сб.: Белинский о драме и театре. М.-Л., 1948, с.241-251.
    • Гоголь и театр. М.-Л., 1952. 
    • Режиссерские уроки Евг. Б. Вахтангова. М. 1957. 
    • Гончаров А. Режиссерские тетради. М., 1980. 
    • Голубовский Б. Место работы — театр. М., 1975. 
    • Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1986. 
    • Кнебель М. Поэзия педагогики. М., 1974. 
    • Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1986, т. 1, 2. 
    • Немирович-Данченко Вл. Театральное наследие. М., 1952.
    • Питер Брук. Пустое пространство. (Любое издание)
    • Ежи Гротовский. От бедного театра к искусству-проводнику. (Любое издание)
    • Попов А. О художественной целостности спектакля. М., 1959. 
    • Пушкин и театр. Драматические произведения, статьи, заметки, письма. М., 1953. 
    • Рудницкий К. Вс. Мейерхольд. М., 1981. 
    • Русский драматический театр. М., 1976. 
    • Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. (Любое издание). 
    • Станиславский К. Этика. М., ГИТИС, 2013. 
    • Таиров А. О театре. М., 1970 
    • Товстоногов Г. Зеркало сцены: в 2-х кн. Л., 1984. 
    • Чехов М. Литературное наследие. М., 1995, т. 1,2. 
    • Эфрос А. Профессия — режиссер. (Любое издание). 

    ПЬЕСЫ

    • Фонвизин Д. Недоросль 
    • Грибоедов А. Горе от ума 
    • Пушкин А. Маленькие трагедии 
    • Пушкин А. Борис Годунов 
    • Гоголь Н. Женитьба 
    • Гоголь Н. Ревизор 
    • Лермонтов М. Маскарад 
    • Тургенев И. Нахлебник. Месяц в деревне 
    • Островский А. Волки и овцы. Гроза. Бесприданница. Лес 
    • Сухово-Кобылин А. Свадьба Кречинского 
    • Толстой Л. Живой труп 
    • Чехов А. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад 
    • Горький М. На дне. Мещане 
    • Булгаков М, Дни Турбиных 
    • Арбузов А. Таня. Иркутская история 
    • Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта 
    • Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф 
    • Бомарше П. Женитьба Фигаро 
    • Шиллер Ф. Коварство и любовь 
    • Ибсен Г. Кукольный дом 
    • Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети
    • Розов В. Вечно живые 
    • Вампилов А. Утиная охота 
    • Петрушевская Л. Три девушки в голубом 
    • Лопе де Вега. Овечий источник

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ (РЕЖИССУРА ЦИРКА)

    1.         Станиславский К.С. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. В 9 т. // М.: Искусство, 1989
    2.         Немирович-ДанченкоВл.И. ИЗ ПРОШЛОГО. // М.: Вагриус, 2003
    3.         Немирович-ДанченкоВл.И. О ТВОРЧЕСТВЕ АКТЕРА: Хрестоматия. // Любое издание
    4.         Евгений Вахтангов. ДОКУМЕНТЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА: В 2 т. // Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2011
    5.         Мейерхольд В.Э. СТАТЬИ, ПИСЬМА, РЕЧИ, БЕСЕДЫ.  // М.: Искусство, 1968
    6.         Таиров А.Я.   О ТЕАТРЕ. // М.: ВТО, 1969
    7.         Гончаров А.А. РЕЖИССЁРСКИЕ ТЕТРАДИ. В 2 томах // М.: Изд-во ВТО, 1980
    8.         Кнебель М.О. СЛОВО В ТВОРЧЕСТВЕ АКТЕРА. // М.: Изд-во ГИТИС, 2009
    9.         МАСТЕРСТВО РЕЖИССЁРА. Сборник. Под общей ред. Н.А. Зверевой // М.: Изд-во ГИТИС, 2002
    10.       Попов А.Д. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ СПЕКТАКЛЯ // М.: Изд-во ГИТИС, 2012
    11.       Товстоногов Г.А.ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ. В 2х томах. // М.: Искусство, 1984
    12.       Чехов М.А. Творческое наследие в 2х томах. // М.: Искусство, 1995
    13.       Эфрос А.В. ПРОФЕССИЯ-РЕЖИССЁР. // М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993
    14.       Кузнецов Е.М. Цирк //М.:Искусство, 1971
    15.       Дмитриев Ю.А. Цирк в России //М.: Искусство, 1977
    16.       Дмитриев Ю. СОВЕТСКИЙ ЦИРК. Очерки истории 1917 – 1941 гг. – М.,1953
    17.       Дмитриев Ю. СОВЕТСКИЙ ЦИРК СЕГОДНЯ. – М., 1968
    18.       Дмитриев Ю. ЭСТРАДА И ЦИРК ГЛАЗАМИ ВЛЮБЛЕННОГО. – М., 1971
    19.       Дмитриев Ю. ЦИРК В РОССИИ. – М., 1977
    20.       Жандо Доминик. ИСТОРИЯ МИРОВОГО ЦИРКА. — М., 1984
    21.       Зискинд Е. РЕЖИССЕР НА АРЕНЕ ЦИРКА. – М., 1971
    22.       Иванов М. ВОЗНКНОВЫЕНИЕ КОННОГО ЦИРКА. – М., 1960
    23.       ИСКУССТВО КЛОУНАДЫ. – М., 1960
    24.       Карандаш. НА АРЕНЕ СОВЕТСКОГО ЦИРКА. – М., 1977
    25.       Кио Э. ФОКУСЫ И ФОКУСНИКИ. – М., 1958
    26.       Кисс А. ЕСЛИ ТЫ – ЖОНГЛЕР… – М., 1977
    27.       Кошкин В. КОННЫЙ ЦИРК. – М., МИК, 2004
    28.       Кошкин В. ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ. — М., Искусство, 1994
    29.       Левшин В.И. ВЗГЛЯДЫ, ОПЫТ И СИСТЕМА РАБОТЫ ТРЕНЕРА И РЕЖИССЕРА. // Ростов, 2007
    30.       Макаров С.М. КЛОУНАДА МИРОВОГО ЦИРКА. — М., РОСПЭН, 2001
    31.       Макаров С.М. СОВЕТСКАЯ КЛОУНАДА. — М., Искусство, 1986
    32.       Немчинский М. НА МАНЕЖЕ ЦИРКА – АРТИСТ. – М., 1974
    33.       Немчинский М. ЦИРКОВОЙ НОМЕР – СПЕКТАКЛЬ. – М., 1976
    34.       Немчинский М. ЦИРК В ЗЕРКАЛЕ СЦЕНЫ. – М., 1983
    35.       Немчинский М. ДРАМАТУРГИЯ ЦИРКОВОГО НОМЕРА. – М., 1976
    36.       Немчинский М. ЦИРК В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО ЛИЦА. – М., 1995
    37.       Немчинский М. ЦИРК РОССИИ НАПЕРЕГОНКИ СО ВРЕМЕНЕМ. – М., 2001
    38.       Никулин Ю. ПОЧТИ СЕРЬЕЗНО… — М., 1979
    39.       Реми Т. КЛОУНЫ. – М., 1965
    40.       Румнев А. О ПАНТОМИМЕ. – М., 1964
    41.       Сиренко И. ВОЗДУШНЫЕ ЖАНРЫ В ЦИРКЕ. – М., 1976
    42.       Фальковский А. ХУДОЖНИК В ЦИРКЕ. – М., 1978

     

     

     

    gitis.net

    ГИТИС как поступить и какой факультет выбрать

    21.12.2017

    Театральный ВУЗ – это возможность получить полноценную театральную профессию. Абитуриент может в ГИТИС как поступить, так и спокойно не пройти вступительный экзамен. Часто, даже очень талантливые люди не могут преодолеть испытание в виде конкурса 100+ человек на место. Всё дело в ограничении количества бюджетных мест. На каждом из факультетов, таких мест, согласно контрольным цифрам приёма, разное количество или они отсутствуют вовсе.

    Гитис как поступить на бюджет

    В ГИТИС действует очная и заочная форма обучения. Студенты очной формы обучения в 2017 году могут выбрать один из показанных на изображении ниже факультетов:

    Кроме названия факультета можно увидеть специальность, по которой происходит обучение, количество мест и квоты для людей, имеющих особые права. Готовиться к поступлению в ГИТИС нужно задолго до наступления экзамена. Всё начинается желания. Хочу стать актёром – хорошее желание, которое может стать реальностью, если хорошо подготовиться к предстоящему испытанию.

    Рекомендуемый период подготовки к вступительному экзамену в ГИТИС составляет 1 год, а лучше 2 года. Не стоит рассчитывать на везение и думать, что всё произойдёт само собой, а тем более – пытаться поступить в театральный ВУЗ, не имея подготовки.

    Важно знать, что процесс поступления в ГИТИС – это действие, которое формирует живую очередь на прослушивание. Часто стоять в этой очереди приходится до 7 часов, а после этого – усталый и изнеможённый актёр должен ещё и достойно выступить. Но такие нагрузки – «пыль», по сравнению с тем, что испытывают реальные актёры на съёмках. Если вам даже вступительный экзамен не по силам, о чём дальше говорить?

    Хочу стать актёром, что мне делать

    Заметьте, мы не говорим конкретно: делайте то, делайте другое, мы просто пытаемся объяснить то, с чем придётся столкнуться. Ведь поступление в ГИТИС – это не только экзамены, а ещё и всё, что рядом с ними происходит. Вот подумайте, чтобы вы на месте режиссёра хотели увидеть? Кого и для чего?

    Соответствуя задачам и требованиям и имея чёткое представление того, что требуется от студента, можно определить исход экзамена в свою пользу. Это может помочь, даже если вы менее творческий, чем остальные претенденты. Если грамотно подойти к организационным моментам и следовать технологии, с помощью которой люди проходят, можно быть впереди других.

    Жизнь любит смышлёных, поэтому в качестве хитрости можно найти старшекурсников и пообщаться с ними, узнать, как у них проходил вступительный экзамен. Причём чем уже прошедших этот тест людей, рядом с вами будет больше, тем выше вероятность, что и вы поступите. Это реально работающая жизненная стратегия – например, если хотите быть богатым, проводите время среди богатых.

    Перенося это правило в плоскость актёрского мастерства, можно пытаться искать приятельские связи с действующими актёрами и обсуждать с ними свои цели, планы, советоваться и заодно перенимать их опыт. Именно из-за того, что рядом с человеком находился опытный преподаватель, тем, кто прошёл подготовку на курсах актёрского мастерства, при поступлении в ГИТИС будет значительно легче.

    Заключение

    Поступление в театральный ВУЗ такого масштаба, как ГИТИС – это занятие не из лёгких. При большом конкурсе, поступить имеют шанс только лучшие. Как быть лучшим уже сейчас, мы вам попробовали объяснить. В двух словах это – предварительная подготовка. Только подготовленным и «вооружённым до зубов» и стоит приходить на экзамен. Не бывает так, что человек с улицы просто взял и поступил, просто выучил пару стихов по пути, прозу, научился петь случайно, а затем по ошибке зашёл в ВУЗ и поступил. Это из разряда фантастики. На поступление в ГИТИС могут рассчитывать только профессионалы своего дела.

    teatrps.ru

    ГИТИС — Актерский факультет — Информация для поступающих

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
    ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА АКТЕРСКИЙ И РЕЖИССЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    (очное и заочное отделения)
    по специальности «АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО»
    квалификация «АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО»

    Поступающие сдают следующие вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

    1.МАСТЕРСТВО АКТЕРА

    2.СОБЕСЕДОВАНИЕ

    МАСТЕРСТВО АКТЕРА (профессиональное практическое испытание) включает в себя исполнение нескольких литературных произведений: басни,
    стихотворения, прозы, монолога. Желательно, чтобы при этом в программу были включены образцы и классической и современной русской и зарубежной литературы.
    Исполняемые наизусть произведения должны отличаться друг от друга по содержанию и жанру, что дает возможность полнее выявить способности поступающего и
    широту творческого диапазона.

    Выбранные для экзамена произведения и отрывки должны быть небольшими по объему. На экзамене оценивается, прежде всего, глубина понимания исполняемого
    произведения и способность заинтересовать им слушателей.

    Одновременно выявляется способность к образному мышлению, устойчивость понимания поступающего, богатство его воображения, вкус, степень эмоциональной
    возбудимости, своеобразие темперамента, умение передать характерность, почувствовать юмор или драматизм ситуации, а также стиль автора.

    Экзаменующимся может быть предложено импровизационное исполнение сценического этюда на простейшее действие в заданных предлагаемых обстоятельствах.

    На экзаменах по специальности проверяется музыкальность абитуриента, чувство ритма, пластичность и другие качества, необходимые для профессии актера.
    Поступающим могут предложить спеть по собственному выбору песню, исполнить какой-либо танец.

    Учитывается также выразительность внешних данных поступающего и её соответствие внутренним данным.

    Обязательное требование – отсутствие органических недостатков речи и голоса.

    СОБЕСЕДОВАНИЕ (устно) проводится для ознакомления с культурным уровнем абитуриента, с его эстетическими взглядами.

    Собеседование выявляет знание абитуриентом современной театральной жизни (литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и телевидения).
    Знакомство с театральным процессом.

    Обязательным при подготовке к собеседованию является знание литературы, указанной в памятке.

    СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. Любое издание.

    Станиславский К. Этика М., ГИТИС, 2013.

    Немирович – Данченко Вл. И. Театральное наследие.

    ПЬЕСЫ

    Фонвизин Д. Недоросль.

    Грибоедов А. Горе от ума.

    Пушкин А. Маленькие трагедии.

    Гоголь Н. Ревизор.

    Лермонтов. М.Маскарад.

    Островский А. Гроза. Бесприданница. Лес.

    Толстой Л. Власть тьмы. Живой труп.

    Чехов. А. Вишневый сад. Чайка. Три сестры.

    Горький М. Мещане. Враги. Дачники.

    Булгаков М. Дни Турбиных. Бег.

    Маяковский В. Клоп. Баня.

    Арбузов А. Таня.

    Розов В. Вечно живые.

    Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске.

    Володина А. Пять вечеров. Две стрелы.

    Петрушевская Л. Любые пьесы.

    Лопе де Вега. Овечий источник.

    Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло.

    Мольер Ж-Б. Мещанин во дворянстве.

    Шиллер Ф. Коварство и любовь.

    Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети.

    old.gitis.net

    Информация

    Поступающие сдают следующие вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

    1.МАСТЕРСТВО АКТЕРА

    2.СОБЕСЕДОВАНИЕ

    МАСТЕРСТВО АКТЕРА (профессиональное практическое испытание) включает в себя исполнение нескольких литературных произведений: басни, стихотворения, прозы, монолога. Желательно, чтобы при этом в программу были включены образцы и классической и современной русской и зарубежной литературы. Исполняемые наизусть произведения должны отличаться друг от друга по содержанию и жанру, что дает возможность полнее выявить способности поступающего и широту творческого диапазона.

    Выбранные для экзамена произведения и отрывки должны быть небольшими по объему. На экзамене оценивается, прежде всего, глубина понимания исполняемого произведения и способность заинтересовать им слушателей.

    Одновременно выявляется способность к образному мышлению, устойчивость понимания поступающего, богатство его воображения, вкус, степень эмоциональной возбудимости, своеобразие темперамента, умение передать характерность, почувствовать юмор или драматизм ситуации, а также стиль автора.

    Экзаменующимся может быть предложено импровизационное исполнение сценического этюда на простейшее действие в заданных предлагаемых обстоятельствах.

    На экзаменах по специальности проверяется музыкальность абитуриента, чувство ритма, пластичность и другие качества, необходимые для профессии актера. Поступающим могут предложить спеть по собственному выбору песню, исполнить какой-либо танец.

    Учитывается также выразительность внешних данных поступающего и её соответствие внутренним данным.

    Обязательное требование – отсутствие органических недостатков речи и голоса.

    СОБЕСЕДОВАНИЕ (устно) проводится для ознакомления с культурным уровнем абитуриента, с его эстетическими взглядами.

    Собеседование выявляет знание абитуриентом современной театральной жизни (литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и телевидения). Знакомство с театральным процессом.

    Обязательным при подготовке к собеседованию является знание литературы, указанной в памятке.

    СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. Любое издание.
    Станиславский К. Этика М., ГИТИС, 2013.
    Немирович – Данченко Вл. И. Театральное наследие.

    ПЬЕСЫ

    Фонвизин Д. Недоросль.
    Грибоедов А. Горе от ума.
    Пушкин А. Маленькие трагедии.
    Гоголь Н. Ревизор.
    Лермонтов. М.Маскарад.
    Островский А. Гроза. Бесприданница. Лес.
    Толстой Л. Власть тьмы. Живой труп.
    Чехов. А. Вишневый сад. Чайка. Три сестры.
    Горький М. Мещане. Враги. Дачники.
    Булгаков М. Дни Турбиных. Бег.
    Маяковский В. Клоп. Баня.
    Арбузов А. Таня.
    Розов В. Вечно живые.
    Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске.
    Володина А. Пять вечеров. Две стрелы.
    Петрушевская Л. Любые пьесы.
    Лопе де Вега. Овечий источник.
    Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло.
    Мольер Ж-Б. Мещанин во дворянстве.
    Шиллер Ф. Коварство и любовь.
    Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети.

    gitis.net

    Учиться в ГИТИСе. Как это? (Из цикла «Заметки о ГИТИСе»)

    Продолжая серию заметок о ГИТИСе, хочу рассказать о людях, там обитающих, и процессах, там происходящих.
     
    А люди и процессы там обычные и необычные одновременно. Обычные – потому что все они студенты и преподаватели со своими обычными студенческо-преподавательскими проблемами: занятиями, экзаменами, прогулами, пересдачами, каникулами и т.д. Однако даже эти события протекают у них, студентов и преподавателей ГИТИСа, не так, как у «нормальных» людей.
    Мне есть с чем сравнивать: я училась в МГУ – классическом учебном заведении, где занятия начинаются в 9 утра и делятся на пары – 1час 30 минут, 2 академических часа каждая. Где студенты заходят в аудиторию в начале пары, выходят из нее в конце пары, перемещаются в другую аудиторию. В течение 1 часа 30 минут студенты сидят и пишут или читают (в других вузах – решают), отвечают на вопросы преподавателя и т.д.
    В творческом вузе все немножко не так. Конечно, пары длятся ровно 1 час 30 минут. Этого не отменишь. Но не всегда. Занятия по актерскому мастерству, например, могут длиться, пока охрана не придет и не выгонит студентов вместе с преподавателем из университета, это обычно бывает часов в 11 – 12 ночи, поэтому мастерство всегда ставится на конец дня, после всех остальных занятий, чтобы не мешать творческому процессу, ибо он не имеет границ.
    Занятия начинаются в 9.30: сами понимаете, когда ты ушел из института в 12 ночи, то к 9 утра проснуться почти нереально, да и творческие люди утром живут редко. Поэтому первая пара бывает не каждый день, в основном народ подтягивается к 11 часам. Однако уже с 9 начинается какое-то копошение. Во-первых, к 9.00 приходит большая часть администрации, а также некоторые преподаватели русского языка (так как в это время у наших студентов обычно есть свободное время на русский язык). Иногда в 9 даже можно увидеть особо отличившихся студентов, как правило, это те, кому надо репетировать этюд: в это время есть место для репетиций, и очень часто, особенно весной, когда я жду своих опаздывающих студентов в скверике напротив главного здания, со мной на скамеечках сидят одинокие студенты, ждущие своих проспавших коллег, отчаянно пытаясь их вызвонить.
    Обычно в первой половине дня студенты актерского и режиссерского факультетов занимаются общетеоретическими или специальными дисциплинами, кроме мастерства. Общетеоретические – это история литературы, история театра, история искусства, а также английский язык, философия, эстетика. Специальные дисциплины – это речь, вокал, танец и сценическое движение. Общетеоретические дисциплины изучаются обычным способом – лекционно-практические занятия. Специальные дисциплины не совсем понятны тем, кто не сталкивался с театральной спецификой. Вообще, очень интересно приходить в ГИТИС часов в 12 дня, когда уже идут все занятия, особенно интересно – весной, потому что из каждого окна доносится пение или странные звуки, типа, птки-пткэ-пка-птко-птку-пткы. Танец и сцендвижение (или на студенческом сленге – «движок») проходят не в главном здании, а в отдельном помещении, называемом ТИР. То есть часть занятий у студентов проходит не совсем привычным нам, «обычным людям», образом, однако это совсем не значит, что это приятное времяпрепровождение, так как все специальные дисциплины требуют большого труда, и особенно мастерство. Я часто вижу студенток плачущими от бессилия в туалете: там, где студент нетворческого вуза может вызубрить, студенту театрального института приходится перебарывать себя, копаться в душе, искать в себе. Порой это очень тяжело.
    Вообще студенты ГИТИСа – народ очень общительный и вежливый. Вежливости их обучают с самого первого их появления в университете в качестве студентов. Вообще, за те 7 лет, пока я работаю в ГИТИСе, я научилась в начале года отличать первокурсников от всех остальных. Первокурсники обычно приходят первого сентября, так сказать, с «понатми», типа вот мы какие, поступили, да не куда-нибудь, а в ГИТИС. К первой сессии, студенты облагораживаются, понты уходят, начинаются суровые будни. Обычно первокурсники учатся в 15 аудитории, которая рядом со входом в кафе, поэтому все, кто хочет поесть, особенно во время сессии и предпоказных прогонов, должны продираться сквозь толпу студентов, а также лавировать между столами, стульями и другими предметами реквизита, который студенты используют в своих этюдах.
    Так вот, студентов с самого начала обучают здороваться. Да-да, в ГИТИСе все друг с другом здороваются. Однажды была свидетельницей очень показательной сцены: профессор кафедры сценической речи на лестнице, ведущей в кафе, давала урок вежливости первокурснице: «При встрече с преподавателем или старшим надо здороваться! Всегда!» Вот так вот. И они здороваются! Все, без исключения. А еще они встают, когда видят преподавателя. Да-да, и это тоже обязательно. Представляете картину: в сквере вокруг скамейки толпится народ, курят, обсуждают что-то, шумят – вполне нормальное студенческое поведение, но стоит у проходной появиться педагогу (так называются гитисовские преподаватели), вся толпа замолкает, встает и почти хором: «Здравствуйте, Ольга Дмитриевна (Наталья Алексеевна, Олег Львович и т.д.)!» И педагог часто останавливается, здоровается и разговаривает со студентами.
    Вообще отношения между педагогами и студентами в ГИТИСе тоже не совсем типичные: часто можно увидеть педагога вместе со студентом, сидящих на скамейке в том же самом сквере и что-то обсуждающих. Педагоги часто успокаивают студентов, расспрашивают их о жизни – стараются быть ближе, что ли.
    Если вы попадете в ГИТИС после обеда, то увидите, что в фойе, коридорах, перед аудиториями студенты что-то репетируют. Часто этюд по мастерству, иногда танец (тогда рядом стоит ноутбук или плеер, воспроизводящий музыку), иногда этюд по движению. Фехтование в основном отрабатывают на улице, если тепло. Как-то был момент, я зашла в главное здание, а там стояло человек пять жонглеров с теннисными мячиками.
    И никто не удивляется, все привыкли – это особенность вуза.
    Что касается преподавателей, то их, как водится, редко можно увидеть вне аудиторных занятий, если только в кафе или по весне сидящих на скамеечках в сквере. Однажды я тоже грелась на весеннем солнышке в скверике, передо мной сидели два мэтра театральной педагогики. Они обсуждали студенческие этюды и пытались выстроить порядок экзаменационного показа. Я думаю, не нужно объяснять, что для актеров и режиссером главным экзаменом всегда является мастерство актера или режиссура. Как правило, это показ студенческих работ: на первом и втором курсе – это этюды или отрывки из пьес. На третьем – спектакль. Конечно, на все показы приглашаются зрители: мамы и папы, друзья, конечно же, преподаватели кафедры и все, кто пожелает прийти. На четвертом курсе экзамена по мастерству как такового нет, в течение года будущие выпускники ставят несколько спектаклей, которые идут в учебном театре или в аудиториях ГИТИСа как репертуарные. Это и практика и экзамен одновременно, на спектакли ходят настоящие зрители, в числе которых могут быть и режиссеры разных театров, пополняющие свою труппу молодыми кадрами, а также и члены кафедр.
     
    Помимо актерского и режиссерского факультета в ГИТИСе также имеются театроведческий, продюсерский, балетмейстерский факультеты, а также факультет сценографии и факультет музыкального театра. И если последний почти ничем не отличается от отделения драматического театра, так как учатся там те же актеры и режиссеры, то например, продюсеры и театроведы учатся примерно как обычный академический институт. Эти два факультета также находятся в главном корпусе, но сами они настолько маленькие, что их почти незаметно. Театроведческий факультет занимает всего 5 аудиторий. Продюсеры так же. В основном главный корпус ГИТИСа отдан актерам и режиссерам.
     
    Комплекс зданий в Малом Кисловском переулке помимо главного корпуса и ТИРа включает в себя также и ректорат. Люди, обитающие в ректорате, несколько отличаются от общего контингента: они серьезнее – сразу видно, что решают большие проблемы и приходят на работу к 9 утра. Хотя сама ректор Карина Левоновна Мелик-Пашаева – милейшая женщина и совсем не похожа на серьезных людей из ректората. Она своя, гитисовская. Ее часто можно видеть пробегающей по дорожке от ректората к главному зданию.
     
    Вот такой вот он, ГИТИС, изнутри. Может, кому-то покажется, что учиться тут легко, но пока на своей шкуре не испытаешь всех прелестей учебы, не поймешь. Конечно, мало кто из студентов, я думаю, пожалел о сделанном выборе, но это не значит, что учеба тут легкая. Она не легкая, она просто не похожа на учебу в других вузах, да и трудностей тут хватает.

    elena-shade.livejournal.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о