Профориентация что такое – Что такое профориентация — Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

Содержание

Что такое профориентация - Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

Если Вы когда-либо задавались вопросами о том, что такое профориентация, как выбрать профессию, кем быть и где учиться, как избежать ошибок при выборе будущей специальности, какие виды профориентации существуют и доступны каждому человеку независимо от возраста, то этот материал даст Вам ответы на всё вышеперечисленное и даже больше. Начав с базовых понятий, Вы постепенно узнаете всю необходимую информацию в кратком виде для первых шагов в нелёгком пути выбора первой профессии или осознанного исправления ошибок молодости и получения новой специальности.

Что такое профориентация

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Профориентация в России

К сожалению, в настоящий момент не ведётся какой-либо масштабной и системной работы для помощи в профессиональном самоопределении, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми. И если для взрослых подобная профориентационная работа частично ведётся службами занятости населения, хотя и рассматривается больше как дополнительная услуга, то в школах профориентация школьников отдана на откуп администрации и учителям. К счастью многие понимают всю важность выбора профессии и устраивают различные мероприятия, направленные на выявление у учеников склонностей и способностей к той или иной профессии. В числе таких мероприятий можно назвать психологические тестирования, экскурсии на предприятия, уроки с презентациями профессий и многое другое.

Таким образом, в целом, процессы помощи молодому поколению с выбором профессии находятся в довольно плачевном состоянии и сильно зависят от людей на местах. Однако тот факт, что помочь определиться с профессией своему ребёнку может каждый родитель не может не радовать. Информационные ресурсы и разнообразные профориентационные тесты значительно облегчат процесс выбора и помогут принять верное решение.

«Кем стать?» или как выбрать профессию правильно

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии

  1. Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
  2. Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.
  3. Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
  4. Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.

Внутренние причины выбора профессии

  1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
  2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
  4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

Несомненно, мы привели далеко не все причины связанные с выбором профессии. Более подробно с ними можно ознакомиться в нашем материале Основные причины выбора профессии.

Важность профориентации

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя –  нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыграли как средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимается как работа для неудачников. Однако грамотный специалист на крупном предприятии может получать значительно большую зарплату, чем очередной экономист в офисе.

Заметно увеличилось и количество людей работающих не по полученной специальности, особенно сильно эта тенденция прослеживается среди выпускников высших учебных заведений. Таким образом, рынок труда за счёт государственных средств, ушедших на образование студента, насыщается бесполезными специалистами.

Эти и другие проблемы может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация, начиная с детского сада и на протяжении всего времени обучения в школе и средне-специальных или высших учебных заведениях.

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

Типичные ошибки выбора профессии

  1. Ориентация на престижность профессии – одна из самых распространённых ошибок, когда выбирается самая модная специальность, забывая о том, что на рынке труда могут пользоваться спросом совсем другие специалисты. Обычно модными профессиями считаются экономисты и юристы.
  2. Выбор под давлением окружающих – чаще всего такими людьми выступают родители, у которых видение будущего своего ребёнка не учитывает его интересы и способности
  3. Пойти учиться «за компанию» – поступить в ВУЗ вместе друзьями или бывшими школьными одноклассниками.
  4. Идти по стопам своего кумира – выбор профессии только потому, что этим занимается известная или нравящаяся личность: любимый учитель, актёр, певец, спортсмен и т.д.
  5. Желание учиться только в определённом месте – в таком случае выбор сильно ограничен выбранным ВУЗом. Федеральные университеты с большим количеством специальностей несколько спасают положение, но и они не обладают всем спектром возможных профессий.
  6. Устаревшая или неправильная информация о профессии – профессии изменяются вслед за требованиями рынка труда или появлением новых технологий.
  7. Учитывание только видимой стороны – актёры или певцы собирают огромные залы поклонников и получают хорошие гонорары, но тяжелый труд практически всегда остаётся за кадром и может быть упущен при определении с желаемой специальностью.
  8. Отсутствие желания разобраться в себе – выбор профессии без учёта своих способностей и психологических особенностей. На помощь может прийти грамотно проведённая профориентация с консультацией психолога-профконсультанта и многочисленные бесплатные тесты.
  9. Привязанность к любимому школьному предмету – неплохой, в общем-то,  выбор, но стоит учитывать, что любая профессия состоит из сплава нескольких направлений и отличным знанием одного школьного предмета, скорее всего не обойтись.
  10. Неправильная оценка своих способностей – завышение или занижение своих талантов и умственных способностей. Результатом может стать карьера продавца при имеющихся возможностях для блестящей карьеры хирурга. Профориентационное тестирование поможет выявить настоящие сильные и слабые стороны, на основе которых и стоит делать выбор после консультации со специалистом-профконсультантом.

Более подробный разбор ошибок и методов их преодоления в отдельном материале — Типичные ошибки выбора профессии.

Виды профориентации и профориентационных услуг

Существует 4 основных направления профориентационной работы. Все они по-своему важны и для эффективной работы обычно используются комплексно.

  1. Профессиональное информирование – знакомство людей с многообразием видов возможных профессий в современном обществе. Сбор, обработка и публикация информационных материалов о состоянии рынка труда  и образовательных услуг, их перспективами развития. Также включает в себя информирование о формах профессий, требованиям к ним для будущих специалистов и возможностях профессионального роста.
  2. Профессиональный подбор (профотбор) – определение степени соответствия и пригодности человека как профессионала к определённому рабочему месту или должности на основе должностных инструкций и нормативных требований.
  3. Профессиональное консультирование – большое количество предлагаемых видов помощи человеку в профессиональном определении для принятия им самостоятельного, осознанного решения в непростом вопросе выбора профессии. Также помогает определить дальнейшие направления профессионального обучения и трудоустройства с учётом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических возможностей наряду с предъявляемыми требованиями рынка труда.
  4. Психологическая поддержка – диагностика и корректировка психического состояния человека, психологическое сопровождение его профессиональной деятельности. Помогает адаптироваться к имеющейся ситуации, повысить психологическую компетентность, снизить случаи профессионального выгорания и деформации специалистов.

Кроме общих направлений стоит выделить и отметить частные виды профориентационной работы и предоставления услуг:

  1. Тест на профориентацию (тест на профессию) – представляет собой разновидность обычного теста с большим количеством открытых или закрытых вопросов. Профориентационные тесты составляются психологами-профконсультантами и в качестве результата дают полную расшифровку личностных особенностей в профессиональном плане, предлагаемые профессии и рекомендации по дальнейшему обучению и развитию.Существует множество тестов, наиболее известными из них можно считать: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, Тест профессиональной направленности Д. Голланда, Профконсультант, Профориентатор, Профкарьера и другие.
    Можно пройти профориентационные тесты онлайн на нашем сайте или обратиться к предоставляющим такие услуги психологическим фирмам, частным специалистам или университетам. Практически каждый крупный университет России оказывает услуги профориентации, пусть и с небольшим уклоном на поступление именно к ним.
  2. Консультация специалиста – обратившись к практикующему психологу-профконсультанту мучительный процесс выбора профессии можно значительно облегчить. Грамотный специалист после ознакомительной беседы подберёт и проведёт наиболее подходящие именно Вам диагностические тесты, познакомит с рынком труда и возможными видами профессий, даст рекомендации по дальнейшему развитию.
  3. Государственная служба занятости – часто оказывает услуги профориентации и владеет всей полнотой информации о рынке труда Вашего региона.
  4. Дни открытых дверей и экскурсии на предприятия – обычно проводятся в сотрудничестве со школами или университетами. Помогают познакомиться с внутренней, скрытой стороной профессий и сделать осознанный выбор.

Заключение

Владея всей вышеперечисленной информацией, для Вас не составит труда не попасться на удочку шарлатанов, которые, расплодившись в большом количестве, предлагают пройти якобы бесплатные профориентационные тесты в интернете, внезапно требуя оплату для получения результатов, а начать осознанный, самостоятельно выбранный, путь к профессии своей мечты.

Если же вопросы ещё остались или хочется узнать более подробную информацию по той или иной тематике, то этот сайт сделан специально для помощи Вам. Здесь Вы найдёте большое количество новостей и материалов, раскрывающих все аспекты выбора профессии, подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также возможность пройти тесты на профориентацию онлайн. Все наши тесты совершенно бесплатны и результат доступен сразу же после прохождения.

Искренне и от всей души желаем Вам решить все вопросы на тему «Кем стать?» и выбрать профессию по душе.

proforientatsia.ru

Что такое профориентация?

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи и взрослым в выборе профессии.

Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства.

Отчего психологи, проводящие профориентацию, так увлекаются тестами?

Оттого, что тесты автоматически дают результаты. И самим уже работать не надо. Уже не надо делать в своей голове сложные построения, не надо знать профессий, не надо их ежедневно узнавать и следить за ситуацией на рынке труда и образования и не надо учиться глубинной психотерапии. Трудится, по сути, только тот, кто тесты создает.

Тест дает список профессий.

А что делать со списком профессий? У вас же нет списка жизней, чтобы все испробовать.

Тест не знает новых профессий, а новые профессии постоянно возникают. В последние три года возникла гроздь профессий, связанных с интернет-маркетингом: администратор сайта, краудсорсинг-менеджер, агент влияния, seo-оптимизатор….

Много раз, несчетное число раз,  ко мне приходили люди с результатами тестов и спрашивали: а что с этим делать? Вот человек, ему 36 лет, ему рекомендовано быть пилотом или библиотекарем. Первое – в 36  уже нереально, второе – тоже невозможно по причине низкой зарплаты. И вот еще помню тоже случай: человеку рекомендовано быть директором театра и парикмахером. Звучит как насмешка над человеком.

Тест не спрашивает: а ты этого хочешь? А что ты чувствуешь? Кто тебя поддерживает, есть ли у тебя энергия, кто сидит у тебя на шее,  далеко ли ты живешь, в каком городе живешь, хочешь ли эмигрировать, переехать в другой город…

Так вот. Живая профориентация школьников и взрослых – это разговор, глубокий, с заходом в ценности, в желания человека. И там, где идет разговор о желаниях – там и разговор об отказах его, о нехотениях. Вот эти самые нехотелки очень ведь информативны. Если человек не хочет то, что он может делать – его на веревке можно затащить, как лошадь к воде (а пить она не станет)…без толку.

И что же ему делать? А сам он разобраться может и не мочь, ему нужен человек-ЗЕРКАЛО, человек-ЗНАТОК, человек – УХО, умеющее слышать самое главное в человеке, человек-СЕРДЦЕ.

Вот это и есть живая профориентация. Дело архисложное.

Мне говорят: ну, раз это не тесты – значит, это на здравом смысле, значит, это просто.

Я говорю: да, с некоторых пор я очень ценю здравый смысл. И  если к нему добавить еще массу конкретных знаний о профессиях, об учебных заведениях, их рейтинге, о ЕГЭ, о перипетиях рынка труда – выходит, не так уж худосочно. И если к этому прибавить позитивное мировосприятие самого психолога, в данном случае меня, то выходит очень информативно, сердечно и духоподъемно и совершенно небанально.

www.profguide.io

Что такое профориентация

 Профориентация – это возможность ответить на вопросы: 

- Кем Я хочу быть?
- Куда пойти учиться и как выбрать учебное заведение?

Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии - это одно из самых распространенных определений.

Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гете, Гегель. И эта проблема, точнее, её решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общества в целом.

Как же правильно выбрать профессию, которая не только будет пользоваться популярностью, но и будет востребованной, интересной, любимой, а ещё, что немаловажно, приносящей заработок?

Идеальной формулы успешного выбора профессии, к сожалению, не существует, но если вы хотите быть в жизни успешными, то нужно попробовать самоопределиться и выбрать профессию. Для этого нужно попытаться и максимально честно ответить на несколько вопросов:

1. "Что я хочу?" – вопрос осознания собственных профессиональных потребностей. Осознать потребность не так легко и зачастую даже профессионалу тяжело навскидку сказать, что именно его привлекло в профессии.

Профессиональными мотивами могут быть:

  • интерес к какому-либо делу,
  • престижность,
  • популярность,
  • востребованность профессии,
  • хорошие условия труда,
  • зарплата,
  • карьерный рост и т.п.

Главным мотивом выбора профессии является, конечно, интерес.

2. "Что я могу?" – вопросы изучения своего характера, темперамента, своих способностей и возможностей. Тип профессиональной деятельности должен совпадать с характером, типом темперамента.

Каждая профессия предъявляет профессионалу определенный набор профессионально-важных качеств. Изучайте свои способности и соотносите их с профессионально-важными качествами профессий. Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. Способности, интересы или черты характера – исключительно гибкие, изменяющиеся качества.

Помочь лучше узнать себя поможет нехитрое упражнение: посмотрите на себя глазами другого человека. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек.

В ситуации сомнения выбирайте ту профессию, где ваши способности будут максимально реализованы, в этой деятельности вы добьетесь наибольшего успеха.

Очень важным условием успешного выбора профессии является внешняя активность. Узнавайте, интересуйтесь, выясняйте, добивайтесь. Источниками информации могут быть: родители, учителя, друзья, знакомые, книги, журналы, справочники, Интернет, и наконец, центры профориентации. Чем больше вы знаете о разнообразии профессий, тем яснее представляете то из чего выбирать.

 

Основные термины, которые нужно знать и понимать:

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов.

Профессия объединяет в себя группу родственных специальностей (например, профессия «водитель» содержит в себе специальности: "водитель автобуса", "водитель троллейбуса" и т.д.).

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – отдельная отрасль науки техники мастерства или искусства.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс приобретения специальных знаний и навыков в какой-либо области.

КВАЛИФИКАЦИЯ – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и навыков; степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенными профессионалу разрядами.

ДОЛЖНОСТЬ – трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в штатной структуре предприятия или учреждения.

 

Каждая профессия имеет свои признаки, которыми она отличается от других, либо сходна с другими. К ним относятся: объект труда, предмет труда, цели труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда, требования к уровню образования, здоровью, профессионально важным качествам субъекта труда и др.

Объект, предмет труда – то на что направлен этот труд.

Цель труда – основное предназначение профессии.

Задачи труда – способы и приемы достижения цели труда.

Средства труда – это предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд.

Результат труда – продукт выполненного труда.

Оплата труда – форма вознаграждения за труд.

Требования к уровню образования – нормативно установленный для профессии образовательный стандарт.

Профессионально важные качества – социально-психологические, психологические и психофизиологические качества личности, соответствующие требованиям профессиональной деятельности.

Основные этапы выбора профессии:

1. составьте список профессий, которые нравятся и подходят;

2. составьте список своих требований к профессиональному будущему;

3. определите важность каждого требования;

4. соотнесите требования профессий с вашими качествами;

5. проанализируйте, какая профессия больше других подходит именно вам;

6. обсудите свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами, выслушайте разные мнения;

 ЭЛЕКТРОННЫЙ СПРАВОЧНИК "ПРОФЕССИИ. Высшие и средние профессиональные учреждения САНКТ-ПЕТЕРБУРГА". Универсальный справочник, в которым вы найдёте не только информацию о ВУЗых и колледжах, не только определите, какие экзамены нужны для поступления, но сопоставите, в каких образовательных учреждениях готовят специалистов по интересующей вас ПРОФЕССИИ.

Внимание! Олимпиады!

Перечень официальных Всероссийских олимпиад

Пресс-релиз Министерства обороны РФ "Есть такая профессия – Родину защищать"

Ссылки на сайты и учреждения, которые могут помочь выбрать профессию:

    1. Сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»: Профориентация: кем стать? http://www.proforientator.ru/ На сайте можно найти информацию о центре тестирования в Санкт-Петербурге, каталог ВУЗов, каталог профессий, статьи, посвящённые психологии и профориентации и многое другое.

    2. Образовательный портал Санкт-Петербурга obrazovan.ru http://www.obrazovan.ru/На сайте можно найти информацию о ВУЗах (их адреса, сайты, телефоны и пр.), можно задать он-лайн вопрос специалисту по профориентации, найти информацию по среднему, высшему, дополнительному и послевузовскому образованию, статьи по психологии.

      3. Комитет по труду и занятости населения http://www.rspb.ru/ На сайте Вы можете получить информацию о ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга, в том числе о наиболее востребованных профессиях и должностях; узнать о деятельности службы занятости населения Санкт-Петербурга, в том числе реализации специальных программ по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, молодёжь, бывшие военнослужащие и члены их семей, пенсионеры, женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, и т.д.), возможности выбора альтернативной гражданской службы, Ярмарках вакансий рабочих и учебных мест и гарантированных собеседованиях с работодателями и другую полезную информацию.

      Если Вы не смогли на сайте найти ответ на интересующий Вас вопрос, то Вы всегда можете направить запрос и получить квалифицированную помощь специалистов службы занятости населения Санкт-Петербурга.

      4. Центр занятости населения Красногвардейского района Санкт-Петербурга
      Адрес: Санкт-Петербург, шоссе Революции, д.19
      Телефон 227-60-87
      Контактный телефон для граждан 227-44-98
      Прием инвалидов 227-45-68
      Адрес электронной почты Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

      5. Малый факультет СПбГТИ (ТУ). http://technolog.edu.ru/abitur/maliyfacult/default.aspx

      Малый факультет является учебным подразделением СПбГТИ(ТУ), занимающимся профориентацией и довузовской подготовкой учащихся 9-11-х классов средних школ, колледжей, гимназий и лицеев Санкт-Петербурга и ближайших пригородов. Учащиеся 9-10-х классов углублённо изучают математику, химию, биологию, физику, информатику, русский язык. Большой объём часов отводится практическим занятием в лаборатории аналитической химии, физической химии и компьютерной техники. Занятия проводятся с октября по май один или два раза в неделю с 17 до 20 часов. Для учащихся 11-х классов предусмотрена интенсивная подготовка по математике, химии, русскому языку, физике, информатике, обществознанию, биологии и иностранному языку в группах численностью не более 15 человек. Одно занятие (четыре урока по 45 минут) включает изучение двух предметов по выбору абитуриента. Занятия проводятся с октября по май. Для абитуриентов, имеющих высокий уровень знаний по химии и математике, организуются группы подготовки к участию в предметных олимпиадах. Для всех слушателей Малого факультета в течение учебного года организуются ознакомительные экскурсии на интересующие их кафедры и встречи с ведущими преподавателями факультетов. Это, несомненно, помогает абитуриентам осознанно выбрать правильное направление своей будущей профессиональной деятельности. Обучение платное.

      6. Информация о Малых факультетах довузовской подготовки РГПУ им. А.И. Герцена: http://www.herzen.spb.ru/abiturients/prepare/mf/ Обучение платное.

      7. Малый факультет БГТУ «Военмех» http://www.voenmeh.ru/abiturients/pre_university_training/small_fac Малый факультет Военмеха фактически является двухгодичными подготовительными курсами. Обучение платное.

       

      8. Малый факультет СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. http://fisit.sut.ru/entrant_little-faculty.html Для работы на малом факультете привлекаются квалифицированные преподаватели, читающие аналогичные дисциплины студентам младших курсов. Программа подготовки согласована с содержанием аналогичных университетских дисциплин. Обучение на малом факультете позволяет не только подготовиться к сдаче вступительных экзаменов, но и провести профессиональную ориентацию школьников, выбравших одну из связанных специальностей. Абитуриенты, успешно прошедшие все этапы тестирования в процессе обучения, как правило, становятся студентами университета. Обучение платное.

      9. Малый факультет ГидроМета. http://dovus.rshu.ru/content/priemkom/ibiturient/mf Целью МФУ является знакомство с направлениями и специальностями, а также особенностями обучения в РГГМУ, актуальными проблемами в гидрометеорологии, океанологии, экологии и природопользовании, экономики и управлении на предприятии и смежных с ними областях. Слушатели МФУ получают помощь в подготовке к вступительным испытаниям по физике, географии, обществознанию, математике, русскому языку и литературе, истории, в т.ч. в виде и по материалам ЕГЭ. Они участвуют в программе “Рейтинг абитуриента”, различных олимпиадах и тестированиях, позволяющих оценить личные достижения по общеобразовательным программам. Все слушатели МФУ проходят профориентационное тестирование по программе «Профориентатор». Обучение платное.

      10. Эколого-биологический центр «Крестовский остров» http://eco-bio.spb.ru Эколого-биологический центр имеет хорошо оснащенную базу для обучения школьников любого возраста. Для старшеклассников, желающих поступать в ВУЗы медицинского и биологического профиля работают курсы подготовки к поступлению, Малый Медицинский Факультет СПбГУ и СПбГДТЮ, отделение общей биологии и предметных олимпиад. Обучение бесплатное.

      11. Малый журфак СПбГУ http://www.jf.spbu.ru/abit/1001/1006.html Фактически - подготовка на факультет журналистики. На Малый журфак принимаются учащиеся 10-х классов, успешно написавшие конкурсное сочинение. Обучение на Малом журфаке бесплатное. Для десятиклассников, написавших конкурсное сочинение на оценку ниже "5", предусмотрена платная группа.

      12. Малый исторический факультет http://history.spbu.ru/index.php?chpu=rus/malij-fakultet Слушателям малого факультета читаются лекции по Русской и Всеобщей истории, курс Введения в историческую науку, проводятся экскурсии, семинары по отдельным направлениям исторической науки. Для каждой возрастной группы (8-9-е и 10-е классы) составляется отдельный учебный план. Занятия на малом факультете начинаются с первого воскресенья октября, проходят по воскресеньям с 12.00 до 15.00 два раза в месяц.
      Для учащихся 8-10-х классов проводится конкурс творческих работ по Истории.
      Занятия на малом факультете бесплатные.

      13. Юношеская математическая школа http://www.yumsh.spbu.ru/cms/about Юношеская Математическая Школа при СПбГУ — это общественная организация, занимающаяся математическим просвещением школьников. Основная деятельность -- это кружки, в основном многолетние, специализированные классы ЮМШ, проведение традиционных олимпиад ЮМШ. Классы и большинство кружков базируются в лицее 533 Санкт-Петербурга.

      14. Малый факультет факультета международных отношений http://www.sir.spbu.ru/rus/abitur/mf.shtml При факультете международных отношений существует Дополнительная образовательная программа - Малый факультет международных отношений. Малый факультет - это восьмимесячная очная подготовительная программа подготовки старшеклассников, абитуриентов для поступления на факультет международных отношений. Основной целью работы Малого факультета является стимулирование интересов школьников старших классов и других категорий молодежи к проблемам изучения международных отношений, помощь в подготовке к вступительным экзаменам, а также профессиональная ориентация в выборе кафедр. Профориентации уделяется большое внимание. Зачисление на Малый факультет происходит по итогам устного собеседования. На собеседовании проверяются знания по современной истории, политической географии, обществознанию, ориентация абитуриентов в современной политике, международных отношениях, знания иностранных языков. Обучение платное.

      15. Малый психологический факультет http://www.psy.spbu.ru/abiturfirst/small-department Два раза в месяц ведущие преподаватели факультета читают лекции для абитуриентов факультета. План работы можно посмотреть на сайте. Занятия проводятся бесплатно.

      16. Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Для будущих студентов Факультета свободных искусств и наук СПбГУ создан специальный интернет-ресурс под названием  «Малый факультет» http://sakai.spbu.ru/portal/site/Malyi_Smolny , где в открытом доступе находится 16 видеолекций, представляющих как факультет в целом, так и все имеющиеся профили подготовки бакалавров. Несмотря на то, что записанные лекции предваряются кратким рассказом об учебном плане того или иного профиля подготовки, они носят не столько рекламный, сколько содержательный характер и дают вам возможность почувствовать атмосферу и интеллектуальный дух университетской аудитории. Лекции сопровождаются аннотациями и списками литературы. На форуме сайта вы можете задать интересующие вас вопросы (если вы зарегистрируетесь в системе и зайдете на сайт как зарегистрировавшийся пользователь, то будете участвовать в дискуссии от своего имени и сможете получать оповещения об ответах на указанный при регистрации адрес электронной почты).

      17. Физический факультет СПбГУ. Вечерняя физико-математическая школа для 9-10 классов http://www.phys.spbu.ru/abitur/physmathschool.html Физический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета приглашает учащихся 9—10 классов для обучения в Вечерней физико-математической школе (двухлетняя и трехлетняя программы). Цель этого мероприятия — развеять страхи и сомнения, связанные с такой не простой и пугающей процедурой, как вступительные экзамены по физике и математике, а также дать возможность учащимся общеобразовательных школ получить такую же базу знаний, как и в физико-математическом лицее. Ведущие преподаватели физического факультета научат нестандартному подходу к пониманию материала, что позволит решать задачи повышенного уровня сложности и олимпиадного типа. Для всех учащихся в Межфакультетском Учебном Центре (Средний проспект ВО, 41/43) будет читаться цикл лекций по занимательной физике. Практические занятия проводятся два раза в неделю: один раз физика, один раз математика. В процессе обучения учащиеся получают домашние задания (с обязательным выполнением и индивидуальной проверкой). Обучение платное.

      18. Малый факультет филологического факультета СПбГУ http://phil.spbu.ru/postupayuschim/podgotovitelnye-kursy/malyi-filologicheskii-fakultet «Малый филологический факультет» создан с целью углубления профориентированности и подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям на филологический факультет и другие гуманитарные факультеты СПбГУ (восточный, исторический, философский, юридический, факультет журналистики), а также сдачи выпускных школьных экзаменов (ЕГЭ) и поступления в другие вузы страны. Программы рассчитаны на учащихся 10-11 классов. Обучение платное.

      19. Малый факультет  Экономического факультета СПбГУ  http://www.econ.spbu.ru/entrant/small_faculty_of_economics/ Задача Малого факультета – познакомить старшеклассников с основами современной экономической науки, научными традициями экономического факультета СПбГУ и направлениями его кафедр. Лекции на Малом факультете читаются лучшими преподавателями экономического факультета. Занятия проводятся раз в неделю с октября по апрель. На Малый факультет принимаются учащиеся 10 или 11 класса. Обучение бесплатное, факультативное.

      20. Малый факультет СПИУиП http://www.spigl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63&Itemid=91 Обучение на Малом факультете Международного менеджмента и туризма и на Малом факультете Управления рассчитаны на 5 месяцев, на один год и на два года. Вы имеете возможность выбрать продолжительность обучения самостоятельно. Обучение платное. Студенты, успешно закончившие малый факультет, принимаются в институт на любую форму обучения. Студенты малого факультета имеют право посещать все дополнительные занятия и семинары бесплатно.

      21. Образовательный центр «Эдукор» совместно с Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО и Комитетом Финансов правительства Санкт-Петербурга в рамках реализации программы по финансовому просвещению граждан в 2010 году основали проект для учащихся 8-11 классов: бесплатное обучение в школе экономики и финансов: http://www.educore.ru/aktsii/shkolnikam/shkola-ekonomiki-i-finansov.  Лучшие ученики получают именные дипломы от образовательного центра «Эдукор», выпускники получают Сертификаты о прохождении обучения в школе экономики и финансов, персональные рекомендательные письма от Регионального отделения ФСФР в СЗФО, пополнив тем самым свое образовательное портфолио, что в будущем может помочь при поступлении в учебное заведение, при устройстве на работу. Обучение бесплатное. Обучение проходит ежеквартально, каждый поток обучается в течение трех недель. Занятия проходят 3 раза в неделю, по понедельникам, средам и пятницам, на территории образовательного центра «Эдукор».

        

         Не забывайте, что это далеко не весь список, а также то, что в любом ВУЗе работают Подготовительные курсы, всегда на платной основе и всегда только по предметам, которые необходимы для поступления (т.е. для сдачи ЕГЭ).

      gou160.ru

      Что такое профориентация для школьника?

      Самый часто задаваемый вопрос среди детей с детского сада – кем ты хочешь стать? Но пока они в саду, все просто: медсестра, учитель, продавец, бизнесмен. Однако годы идут, заканчивается школа, и следует сделать выбор. В этом случае поможет профориентация для школьника. Проводят ее обычно в учебных заведениях, но можно заняться этим вопросом и самостоятельно.

      Чем могут помочь в школе?

      Конечно, сейчас почти в каждой школе есть психолог. Старшеклассники иногда ошибочно предполагают, что это своего рода волшебник: он раздаст тест, и это будет панацеей от всех грядущих проблем. Стоит помнить, что психологическая профориентация школьников очень важна, но не является панацеей. Основной причиной обращений служат такие вопросы как "Правильно ли я поступаю?», «Ту ли профессию я выбираю?». Что же происходит на самом деле? Разберем пять основных этапов.

      Первый этап: желания

      Психолог предлагает разобраться, чего хочет индивидуум. Ведь интересы, склонности и таланты приоритетны. Очень важный момент: что нравится? Техника или животные, а может, вообще космос. Очень важно на этом этапе составить список условий своего труда. В него должно входить адекватное количество часов работы, предпочтительнее офис или разъезды, присутствие командировок, желание работать с людьми или исключительно с техникой и т. д.

      Второй этап: анализ своих возможностей

      Профориентация для школьника помогает уделить внимание тем школьным предметам, которые лучше всего давались. Также она помогает оценить уровень коммуникативных и интеллектуальных способностей. Конечно же, для адекватной оценки лучше спросить окружающих людей.

      Не менее важными являются личные качества. К ним относятся ответственность, пунктуальность, скорость мысли креативность, коллективность. Также стоит оценить свои физические и физиологические возможности.

      Третий этап: изучение профессии

      Часто учителей волнуют проблемы профориентации школьников. Это связано с тем, что ребенок не всегда четко может оценить ситуацию о востребованности профессии в конкретном городе. Также очень важно оценить, какими профессиональными качествами обладает личность, подходят ли они к выбранной профессии. Для более глубокого разбора можно рекомендовать изучение профессиограмм.

      Изучать информацию о профессии можно сразу с ее особенностями, перспективами и требованиями. Ознакомиться с нужной профессиограммой можно посредством интернета.
      Однако следует помнить: чтобы лучше узнать о профессии, нужно посмотреть на нее изнутри. Можно попросить знакомых взять ребенка на один день на работу и поручить ему часть несложных заданий. Если ожидания совпали с реальностью, то сомнения в выборе профессии можно отбросить.

      Для лучшего понимания себя психологи предлагают пройти методику И. Кона «Кто я». Она заключается в том, что реципиенту предлагается написать на тему «Кто я?» и «Я через 5 лет». Это упражнение хорошо раскрывает внутренние параметры человека, а именно:

      • с кем себя идентифицирует личность;
      • какие специфические признаки отличают его от других;
      • способность делать прогнозы по отношению к себе.

      Четвертый этап: анализ рынка труда

      Профориентация для школьника дает возможность проанализировать, насколько сегодня востребована специальность и какая оплата труда. Также она позволит правильно выбрать ВУЗ. Где можно найти такую информацию? Первое, это, конечно, интернет, но если такой возможности нет, то можно обратиться в службу занятости. Там подробно расскажут, какова ситуация на сегодняшний день, а также предложат пройти курсы, немаловажно, что они бесплатные.

      Пятый этап: выбор

      Определение профориентации для школьников самое важное. Выбирая профессию, следует учитывать все вышесказанное, поскольку одна профессия может раскрывать талант, но абсолютно не приносить никакого удовольствия. Выбор такой профессии приведет к быстрому профессиональному выгоранию.

      Может случиться так, что выбранное занятие полностью будет подходить всем требованиям, но окажется невостребованным в вашем регионе. В таких случаях стоит задуматься, готовы ли вы к переездам, есть ли материальная база на какое-то количество времени.

      Если же школьник зашел в тупик, он всегда может обратиться за помощью к психологу или специалисту-профконсультанту. Они не решат, куда идти или какая профессия подойдет лучше, но помогут разобраться в себе и своих желаниях.

      Конечно, профориентация для школьника должна быть индивидуальной. Отнестись к этому нужно со всей серьезностью. Если же ощущение «нужной» профессии не пришло, не стоит отчаиваться. Часто понимание этого приходит намного позже, когда у человека за плечами есть какой-то опыт и более детальные знания. Главное, о чем никогда не нужно забывать, что кроме вас самих никто лучше не знает, какая профессия действительно «ваша». Всегда можно сделать шаг назад для двух шагов вперед.

      fb.ru

      Что такое профориентация

      Профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности.

      Где и как можно пройти профориентацию?

      Профориентационные центры – это специализированные государственные или частные учреждения, которые помогают как школьнику, так и взрослому человеку определиться с выбором профессии или трудоустроиться.

      Полезность профориентационных центров:

      • индивидуальные консультации и диагностики
      • коллективные тренинги и занятия
      • дополнительное образование (курсы)
      • ознакомительные экскурсии в организации и на предприятия
      • профессиональные пробы посредством бизнес-игр
      • авторские программы по профориентации
      • встречи с наиболее известными представителями различных профессий

      Профориентационные центры →

      Профориентационные сайты (сайты по психологии, печатные СМИ) – специализированные Интернет-ресурсы и печатные издания, содержащие подробное описание профессий, приблизительный уровень зарплат, а также многочисленные и разнообразные тесты, предназначенные для определения профессиональной наклонности.

      Полезность профориентационных сайтов и печатных СМИ:

      • подробное описание профессий
      • приблизительный уровень зарплаты
      • перечень учебных заведений, в которых можно получить указанные профессии
      • специальные тесты для выявления профессиональных наклонностей
      • тематические статьи о профессиях
      • советы специалистов по выбору профессии

      Сайты по психологии →

      Профориентационные сайты →

      Это может быть интересным:

      moeobrazovanie.ru

      профориентация - это... Что такое профориентация?

         ПРОФОРИЕНТАЦИЯ (с. 473)

         Выбор пути - вечная человеческая проблема, однако в своем профессиональном аспекте она осознана сравнительно недавно. Еще лет полтораста назад профессиональный выбор почти однозначно определялся для человека его социальным происхождением, классовой принадлежностью. Дворянский отпрыск, даже обладавший незаурядными музыкальными способностями, и помыслить не мог о карьере музыканта, так как статус музыканта был приравнен к прислуге. Рефлексирующий граф мог эпатировать современников, идя за плугом, но делал это ради демонстрации своей жизненной философии, а не ради куска хлеба. А вот крестьянскому сыну за плуг приходилось встать волей-неволей, ибо на иное поприще общество допускало его крайне неохотно. За редким исключением человек наследовал социальный статус и ремесло своих предков, не смея даже вообразить иной выбор.

         Отголоски этой традиции существуют и поныне: многие родители видят детей продолжателями своего дела и настороженно относятся к самой возможности иного выбора. Однако выбор существует, и молодой человек, не скованный сословными ограничениями, оказывается в своем самоопределении перед широким веером возможностей.

         Такая ситуация начала складываться в конце XIX в., когда в развитыx промышленный странах усилилась производственная специализация и в то же время пошатнулась сословная замкнутость. В частности, в России это проявилось в бурной активности разночинцев, «кухаркиных детей», стремившихся реализовать свои способности за пределами унаследованной социальной роли.

         Современная трактовка профессиональной ориентации включает 4 ее основных аспекта: профессиональная информация снабжает человека сведениями о хозяйственных структурах и предприятиях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих профессиональный учебных заведениях; в процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения; выделяются также профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности, и профессиональная адаптация - приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности. В нашей стране первые практические шаги в области профориентации были связаны с информированием юношества о возможностях получения той или иной трудовой специальности. Эта практика, в наши дни обыденная и тривиальная, для своего времени была новаторской. С 80-х гг. XIX в. в России стали систематически выпускаться различные справочники, «Адрес-календари», «Студенческие альманахи», указывавшие место расположения учебных заведений, правила приема, программы, профиль специальностей. В 1905 г. впервые вышел специальный справочник для женщин, желавших получить высшее образование. Но помимо самых общих сведений, ориентирующих в сложившейся системе профессиональных учебных заведений, важно было дать молодежи представление и о самих профессиях, которые можно в этих заведениях приобрести, о содержании профессионального труда. В соответствии с сознаваемой общественной потребностью этого рода для подростков выпускались популярные издания, такие, как книга К.К.Вебера «Рассказы о фабриках и заводах», выдержавшая с 1871 по 1912 гг. 9 изданий. Вопросам ориентации молодежи в мире наук и областей их практического применения, а также знакомству с соответствующими факультетами университетов и институтов были посвящены книги Н.И.Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса» (1897), Л.И.Петражицкого «Университет и наука» (1907). В разнообразных источниках в популярной и занимательной форме описывались существенные для выбора профессии данные, требуемые знания и умения, трудности профессии и ее привлекательные стороны, пути освоения профессии. Так, в сборнике «На распутье» (1917), который открывался статьей профессора Н.А.Рыбникова «Психология и выбор профессии», было опубликовано 22 таких описания профессий, относящихся к числу «интеллигентных» и требующих высшего образования. Были приведены описания таких профессий, как актер, музыкант, художник, архитектор, работник дошкольного воспитания, народная учительница, учитель средней школы, работник внешкольного образования, ученый, журналист, священник, кооператор, статистик, фабричный инспектор, чиновник, коммерсант, медик, агроном, ветеринарный врач, коммерческий служащий, железнодорожный служащий, инженер, почтово-телеграфный чиновник, моряк. Описания профессий составлены представителями указанных видов труда под редакцией Н.А.Рыбникова. В данном издании в доступной форме были обобщены результаты изысканий, проводившихся М.А. и Н.А.Рыбниковыми в педагогическом музее при Московском учительском доме в 1912-1917 гг.

         Первое собственно профориентационное учреждение - служба по «приисканию» работы — появилось в России в 1897 г. В то же время за рубежом — в Великобритании, Германии, США и других странах — при биржах труда, промышленных предприятиях стали создаваться бюро по профессиональному отбору рабочих, самостоятельные службы профессиональной ориентации молодежи, развивалась практика разовых консультационных услуг.

         Первые психологические изыскания, связанные с профессиональным самоопределением, осуществлялись как частный аспект разработки проблемы способностей и одаренности. Родоначальник современной психодиагностики Фрэнсис Гальтон предложил специальные измерительные процедуры, названные впоследствии тестами, для выявления широкого спектра способностей. Гальтон был убежден, что человеческие способности являются преимущественно, если не всецело, врожденными, так что детям музыканта на роду написано музицировать, а детям плотника — стучать молотком. С помощью своих тестов Гальтон намеревался это доказать. В специально организованной им лаборатории были обследованы сотни людей разных профессий и разного социального положения. Полученные результаты не дали, однако, убедительного подтверждения теории Гальтона. В частности, выяснилось, что иной пролетарий может своими способностями превосходить представителей привилегированного сословия — возможно, он мог бы стать хорошим врачом или юристом, но классовый барьер не позволил ему свои способности реализовать. Поэтому дальнейшие исследования были направлены на то, чтобы усовершенствовать психодиагностические процедуры и с их помощью ориентировать человека на самый подходящий для него вид деятельности.

         Параллельно осуществлялись первые шаги в области консультативной практики. Некоторые источники пионером этого движения называют Дж.Дэвиса, который еще в 1898 г. начал консультировать учащихся средних школ Детройта по вопросам выбора профессии. Чаще приоритет отдается Ф.Парсонсу, который в 1908 г. основал в Бостоне Бюро руководства выбором профессии. Через год после открытия Бюро установило непосредственную связь со школами Бостона, пытаясь объединить консультационный и информационный аспекты профориентации.

         Бурное развитие промышленности в конце XIX — начале XX в. стимулировало рост прикладных исследований в психологии и становление особой научно-практической отрасли - психотехники, пионерами которой выступили Х.Мюнстерберг в США и ВШтерн в Германии (последнему и принадлежит сам термин «психотехника»). Проблемам профессиональной ориентации, в частности профотбора, в психотехнике уделялось особое внимание. Так, Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить эффективность труда - подбирать работникам должности, которые соответствуют их характеру и умственным способностям. Инструментом такого подбора должны были выступить психологические тесты, в первую очередь тесты интеллекта.

         В нашей стране после 1917 г. интерес к проблемам профессионального выбора значительно усилился. По западному образцу была создана отечественная психотехника, включавшая и профориентацию. В 1921 г. по указанию В.И.Ленина был основан Центральный институт труда (ЦИТ), в котором была создана особая лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Над различными аспектами проблемы профориентации работали ведущие советские психотехники - А.Т.Болтунов, И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн. Выбор профессии не обошли вниманием психологи и педагоги — например, ПП.Блонский и С.Т.Шацкий. В 20-е гг. психотехнические учреждения в СССР росли как на дрожжах. В апреле 1927 г. по инициативе В.М.Бехтерева при Институте мозга было открыто первое в СССР Бюро профконсультации, которое за несколько лет своего существования осуществило обследование свыше 7 миллионов человек. В школах практическими вопросами профориентации занимались преимущественно педологи. Их основным инструментом выступали всевозможные психометрические методики - тесты, результаты использования которых (справедливости ради надо заметить - использования не всегда корректного) навлекли на педологию и психотехнику высочайший гнев властей. Четко обозначившаяся в педологических и психотехнических исследованиях проблема индивидуальных различий вошла в противоречие с крепнувшей идеологией социальной уравниловки. В итоге все психотехнические и педологические работы были в середине 30-х гг. директивно свернуты, многие крупнейшие деятели этих направлений репрессированы. В области профессиональной ориентации наступило четвертьвековое затишье, если не сказать - застой.

         За рубежом, напротив, профориентационная работа развивалась, оформлялись ее новые направления — особенно в связи с накоплением данных о характеристиках профессий и формированием различных психодиагностических концепций (Х.Гарднер, Р.Кеттел, Р.Амтхауэр). В ряде психологических исследований (П.Лазарсфельд, Ш.Бюлер, Э.Гинзберг, С.Аксельрод, Дж.Херма) было показано, что на выбор человеком сферы труда влияют различные субъективные факторы и что его решение о профессиональном будущем непосредственно зависит от общего развития личности. Зарубежными исследователями были выделены три периода, характеризующиеся различными основаниями для выбора профессии: фантазии (4-10 лет), активный: проб (11-17 лет), реалистического выбора (18-24 года). Профессиональная ориентация все чаще стала рассматриваться как сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные - с психологическими (С.Фукуяма). Начала складываться новая концепция профориентации - воспитательная (А.Валлон, Р.Заззо, А.Леон).

         В нашей стране лишь в конце 50-х гг. на волне новых общественных веяний это научно-практическое направление начало постепенно возрождаться. В 60-е гг. под руководством А.Н.Волковского была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. Проблематика формирования профессиональных интересов учащихся стала разрабатываться в НИИ производственного обучения АПН (руководитель А.Е.Голомшток), НИИ психологии в Киеве (руководитель Б.А.Федоришин). В ряде краев и областей начали создаваться бюро профориентации на предприятиях, ведомственные и межведомственные советы по профориентации.

         По многим авторитетным оценкам, профориентация в СССР была окончательно «реабилитирована» в 70-е гг. - благодаря трудам Е.А.Климова, работавшего в то время в Ленинграде, в Институте профессионально-технического образования. Именно Климов наиболее основательно занялся разработкой теоретических основ профессиографии и выбора профессии, разработанная им классификация профессий по сей день служит фактическим стандартом в нашей стране, а популярная методика выявления профессиональных интересов широко используется поныне.

         В 70-80-е гг. в русле психологических исследований в интересах практической профориентации были изучены роль и место трудовой Подготовки учащихся в их профессиональном выборе (П.Р.Атутов, В.А.Поляков), особенности профессиональных предпочтений учащихся при согласованном взаимодействии школы и семьи (Л.В.Ботякова, М.С.Савина). Были изданы соответствующие пособия для студентов педагогических вузов, которые широко использовались и специалистами консультационных пунктов Госкомтруда СССР. В 80-е гг. центры профориентации молодежи появились в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда.

         Следует, однако, отметить, что все конструктивные усилия в данной сфере фактически обесценивались общей стратегией образования и политикой распределения трудовых ресурсов. Задачей «хорошей» школы негласно признавалась подготовка учащихся к поступлению в вузы, достоинство школы измерялось количеством поступивших в вузы. Обогнав весь мир по количеству представителей «интеллигентных» профессий на душу населения, мы тем самым невольно подготовили ту драматическую ситуацию, когда сегодня большая часть этой армии оказалась не востребована в изменившихся экономических условиях.

         На то, чтобы описывать нынешнюю ситуацию в области профессионального самоопределения, не хватает уже ни слов, ни эмоций. Неуклюжее вхождение в рынок в 90-е гг. вылилось в отказ государства от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства. В сложившихся условиях молодой человек в сфере профессионального самоопределения оказался предоставлен сам себе. Во многих случаях родительский пример перестал быть убедительным, общественные запросы остаются расплывчатыми и неясными (кто сегодня может ответить, сколько на самом деле стране или региону требуется инженеров или учителей). Усугубило ситуацию катастрофическое падение престижа многих общественно значимых профессий. Для многих молодых людей на первый план выступили не всегда адекватные реальности прагматические соображения, а также спонтанно-эмоциональный выбор по мотивам престижности. Печальные результаты этой ситуации можно наблюдать уже сегодня, когда нарастает «перепроизводство» специалистов в таких, казалось бы, доходных и престижных отраслях, как экономика и юриспруденция. Психологов, кстати, это тоже уже коснулось, поскольку при широко декларируемой престижности этой профессии возможности трудоустройства остаются довольно ограниченными, а материальные амбиции молодых специалистов - трудноудовлетворимыми.

         В этой ситуации проблема профессиональной ориентации - причем в самом широком смысле, с учетом личностных факторов, — становится в наши дни как никогда актуальна. Ее решение во многом ложится на плечи школьных психологов — по данным многих опросов, именно в этой сфере ждут помощи от психолога современные школьники, особенно старшеклассники. Для ее решения, вероятно, недостаточно стандартного набора диагностических методик. Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости. В наши дни жизненный успех определяется не столько усвоенными навыками, сколько личностной позицией. Кому, как не психологу, этим заниматься?


      Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

      psychology.academic.ru

      Что такое профориентация

       Профориентация – это возможность ответить на вопросы: 

      - Кем Я хочу быть?
      - Куда пойти учиться и как выбрать учебное заведение?

      Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии - это одно из самых распространенных определений.

      Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гете, Гегель. И эта проблема, точнее, её решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общества в целом.

      Как же правильно выбрать профессию, которая не только будет пользоваться популярностью, но и будет востребованной, интересной, любимой, а ещё, что немаловажно, приносящей заработок?

      Идеальной формулы успешного выбора профессии, к сожалению, не существует, но если вы хотите быть в жизни успешными, то нужно попробовать самоопределиться и выбрать профессию. Для этого нужно попытаться и максимально честно ответить на несколько вопросов:

      1. "Что я хочу?" – вопрос осознания собственных профессиональных потребностей. Осознать потребность не так легко и зачастую даже профессионалу тяжело навскидку сказать, что именно его привлекло в профессии.

      Профессиональными мотивами могут быть:

      • интерес к какому-либо делу,
      • престижность,
      • популярность,
      • востребованность профессии,
      • хорошие условия труда,
      • зарплата,
      • карьерный рост и т.п.

      Главным мотивом выбора профессии является, конечно, интерес.

      2. "Что я могу?" – вопросы изучения своего характера, темперамента, своих способностей и возможностей. Тип профессиональной деятельности должен совпадать с характером, типом темперамента.

      Каждая профессия предъявляет профессионалу определенный набор профессионально-важных качеств. Изучайте свои способности и соотносите их с профессионально-важными качествами профессий. Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. Способности, интересы или черты характера – исключительно гибкие, изменяющиеся качества.

      Помочь лучше узнать себя поможет нехитрое упражнение: посмотрите на себя глазами другого человека. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек.

      В ситуации сомнения выбирайте ту профессию, где ваши способности будут максимально реализованы, в этой деятельности вы добьетесь наибольшего успеха.

      Очень важным условием успешного выбора профессии является внешняя активность. Узнавайте, интересуйтесь, выясняйте, добивайтесь. Источниками информации могут быть: родители, учителя, друзья, знакомые, книги, журналы, справочники, Интернет, и наконец, центры профориентации. Чем больше вы знаете о разнообразии профессий, тем яснее представляете то из чего выбирать.

       

      Основные термины, которые нужно знать и понимать:

      ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов.

      Профессия объединяет в себя группу родственных специальностей (например, профессия «водитель» содержит в себе специальности: "водитель автобуса", "водитель троллейбуса" и т.д.).

      СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – отдельная отрасль науки техники мастерства или искусства.

      СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс приобретения специальных знаний и навыков в какой-либо области.

      КВАЛИФИКАЦИЯ – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и навыков; степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенными профессионалу разрядами.

      ДОЛЖНОСТЬ – трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в штатной структуре предприятия или учреждения.

       

      Каждая профессия имеет свои признаки, которыми она отличается от других, либо сходна с другими. К ним относятся: объект труда, предмет труда, цели труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда, требования к уровню образования, здоровью, профессионально важным качествам субъекта труда и др.

      Объект, предмет труда – то на что направлен этот труд.

      Цель труда – основное предназначение профессии.

      Задачи труда – способы и приемы достижения цели труда.

      Средства труда – это предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд.

      Результат труда – продукт выполненного труда.

      Оплата труда – форма вознаграждения за труд.

      Требования к уровню образования – нормативно установленный для профессии образовательный стандарт.

      Профессионально важные качества – социально-психологические, психологические и психофизиологические качества личности, соответствующие требованиям профессиональной деятельности.

      Основные этапы выбора профессии:

      1. составьте список профессий, которые нравятся и подходят;

      2. составьте список своих требований к профессиональному будущему;

      3. определите важность каждого требования;

      4. соотнесите требования профессий с вашими качествами;

      5. проанализируйте, какая профессия больше других подходит именно вам;

      6. обсудите свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами, выслушайте разные мнения;

       ЭЛЕКТРОННЫЙ СПРАВОЧНИК "ПРОФЕССИИ. Высшие и средние профессиональные учреждения САНКТ-ПЕТЕРБУРГА". Универсальный справочник, в которым вы найдёте не только информацию о ВУЗых и колледжах, не только определите, какие экзамены нужны для поступления, но сопоставите, в каких образовательных учреждениях готовят специалистов по интересующей вас ПРОФЕССИИ.

      Внимание! Олимпиады!

      Перечень официальных Всероссийских олимпиад

      Пресс-релиз Министерства обороны РФ "Есть такая профессия – Родину защищать"

      Ссылки на сайты и учреждения, которые могут помочь выбрать профессию:

        1. Сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»: Профориентация: кем стать? http://www.proforientator.ru/ На сайте можно найти информацию о центре тестирования в Санкт-Петербурге, каталог ВУЗов, каталог профессий, статьи, посвящённые психологии и профориентации и многое другое.

        2. Образовательный портал Санкт-Петербурга obrazovan.ru http://www.obrazovan.ru/На сайте можно найти информацию о ВУЗах (их адреса, сайты, телефоны и пр.), можно задать он-лайн вопрос специалисту по профориентации, найти информацию по среднему, высшему, дополнительному и послевузовскому образованию, статьи по психологии.

          3. Комитет по труду и занятости населения http://www.rspb.ru/ На сайте Вы можете получить информацию о ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга, в том числе о наиболее востребованных профессиях и должностях; узнать о деятельности службы занятости населения Санкт-Петербурга, в том числе реализации специальных программ по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, молодёжь, бывшие военнослужащие и члены их семей, пенсионеры, женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, и т.д.), возможности выбора альтернативной гражданской службы, Ярмарках вакансий рабочих и учебных мест и гарантированных собеседованиях с работодателями и другую полезную информацию.

          Если Вы не смогли на сайте найти ответ на интересующий Вас вопрос, то Вы всегда можете направить запрос и получить квалифицированную помощь специалистов службы занятости населения Санкт-Петербурга.

          4. Центр занятости населения Красногвардейского района Санкт-Петербурга
          Адрес: Санкт-Петербург, шоссе Революции, д.19
          Телефон 227-60-87
          Контактный телефон для граждан 227-44-98
          Прием инвалидов 227-45-68
          Адрес электронной почты This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it , This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

          5. Малый факультет СПбГТИ (ТУ). http://technolog.edu.ru/abitur/maliyfacult/default.aspx

          Малый факультет является учебным подразделением СПбГТИ(ТУ), занимающимся профориентацией и довузовской подготовкой учащихся 9-11-х классов средних школ, колледжей, гимназий и лицеев Санкт-Петербурга и ближайших пригородов. Учащиеся 9-10-х классов углублённо изучают математику, химию, биологию, физику, информатику, русский язык. Большой объём часов отводится практическим занятием в лаборатории аналитической химии, физической химии и компьютерной техники. Занятия проводятся с октября по май один или два раза в неделю с 17 до 20 часов. Для учащихся 11-х классов предусмотрена интенсивная подготовка по математике, химии, русскому языку, физике, информатике, обществознанию, биологии и иностранному языку в группах численностью не более 15 человек. Одно занятие (четыре урока по 45 минут) включает изучение двух предметов по выбору абитуриента. Занятия проводятся с октября по май. Для абитуриентов, имеющих высокий уровень знаний по химии и математике, организуются группы подготовки к участию в предметных олимпиадах. Для всех слушателей Малого факультета в течение учебного года организуются ознакомительные экскурсии на интересующие их кафедры и встречи с ведущими преподавателями факультетов. Это, несомненно, помогает абитуриентам осознанно выбрать правильное направление своей будущей профессиональной деятельности. Обучение платное.

          6. Информация о Малых факультетах довузовской подготовки РГПУ им. А.И. Герцена: http://www.herzen.spb.ru/abiturients/prepare/mf/ Обучение платное.

          7. Малый факультет БГТУ «Военмех» http://www.voenmeh.ru/abiturients/pre_university_training/small_fac Малый факультет Военмеха фактически является двухгодичными подготовительными курсами. Обучение платное.

           

          8. Малый факультет СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. http://fisit.sut.ru/entrant_little-faculty.html Для работы на малом факультете привлекаются квалифицированные преподаватели, читающие аналогичные дисциплины студентам младших курсов. Программа подготовки согласована с содержанием аналогичных университетских дисциплин. Обучение на малом факультете позволяет не только подготовиться к сдаче вступительных экзаменов, но и провести профессиональную ориентацию школьников, выбравших одну из связанных специальностей. Абитуриенты, успешно прошедшие все этапы тестирования в процессе обучения, как правило, становятся студентами университета. Обучение платное.

          9. Малый факультет ГидроМета. http://dovus.rshu.ru/content/priemkom/ibiturient/mf Целью МФУ является знакомство с направлениями и специальностями, а также особенностями обучения в РГГМУ, актуальными проблемами в гидрометеорологии, океанологии, экологии и природопользовании, экономики и управлении на предприятии и смежных с ними областях. Слушатели МФУ получают помощь в подготовке к вступительным испытаниям по физике, географии, обществознанию, математике, русскому языку и литературе, истории, в т.ч. в виде и по материалам ЕГЭ. Они участвуют в программе “Рейтинг абитуриента”, различных олимпиадах и тестированиях, позволяющих оценить личные достижения по общеобразовательным программам. Все слушатели МФУ проходят профориентационное тестирование по программе «Профориентатор». Обучение платное.

          10. Эколого-биологический центр «Крестовский остров» http://eco-bio.spb.ru Эколого-биологический центр имеет хорошо оснащенную базу для обучения школьников любого возраста. Для старшеклассников, желающих поступать в ВУЗы медицинского и биологического профиля работают курсы подготовки к поступлению, Малый Медицинский Факультет СПбГУ и СПбГДТЮ, отделение общей биологии и предметных олимпиад. Обучение бесплатное.

          11. Малый журфак СПбГУ http://www.jf.spbu.ru/abit/1001/1006.html Фактически - подготовка на факультет журналистики. На Малый журфак принимаются учащиеся 10-х классов, успешно написавшие конкурсное сочинение. Обучение на Малом журфаке бесплатное. Для десятиклассников, написавших конкурсное сочинение на оценку ниже "5", предусмотрена платная группа.

          12. Малый исторический факультет http://history.spbu.ru/index.php?chpu=rus/malij-fakultet Слушателям малого факультета читаются лекции по Русской и Всеобщей истории, курс Введения в историческую науку, проводятся экскурсии, семинары по отдельным направлениям исторической науки. Для каждой возрастной группы (8-9-е и 10-е классы) составляется отдельный учебный план. Занятия на малом факультете начинаются с первого воскресенья октября, проходят по воскресеньям с 12.00 до 15.00 два раза в месяц.
          Для учащихся 8-10-х классов проводится конкурс творческих работ по Истории.
          Занятия на малом факультете бесплатные.

          13. Юношеская математическая школа http://www.yumsh.spbu.ru/cms/about Юношеская Математическая Школа при СПбГУ — это общественная организация, занимающаяся математическим просвещением школьников. Основная деятельность -- это кружки, в основном многолетние, специализированные классы ЮМШ, проведение традиционных олимпиад ЮМШ. Классы и большинство кружков базируются в лицее 533 Санкт-Петербурга.

          14. Малый факультет факультета международных отношений http://www.sir.spbu.ru/rus/abitur/mf.shtml При факультете международных отношений существует Дополнительная образовательная программа - Малый факультет международных отношений. Малый факультет - это восьмимесячная очная подготовительная программа подготовки старшеклассников, абитуриентов для поступления на факультет международных отношений. Основной целью работы Малого факультета является стимулирование интересов школьников старших классов и других категорий молодежи к проблемам изучения международных отношений, помощь в подготовке к вступительным экзаменам, а также профессиональная ориентация в выборе кафедр. Профориентации уделяется большое внимание. Зачисление на Малый факультет происходит по итогам устного собеседования. На собеседовании проверяются знания по современной истории, политической географии, обществознанию, ориентация абитуриентов в современной политике, международных отношениях, знания иностранных языков. Обучение платное.

          15. Малый психологический факультет http://www.psy.spbu.ru/abiturfirst/small-department Два раза в месяц ведущие преподаватели факультета читают лекции для абитуриентов факультета. План работы можно посмотреть на сайте. Занятия проводятся бесплатно.

          16. Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Для будущих студентов Факультета свободных искусств и наук СПбГУ создан специальный интернет-ресурс под названием  «Малый факультет» http://sakai.spbu.ru/portal/site/Malyi_Smolny , где в открытом доступе находится 16 видеолекций, представляющих как факультет в целом, так и все имеющиеся профили подготовки бакалавров. Несмотря на то, что записанные лекции предваряются кратким рассказом об учебном плане того или иного профиля подготовки, они носят не столько рекламный, сколько содержательный характер и дают вам возможность почувствовать атмосферу и интеллектуальный дух университетской аудитории. Лекции сопровождаются аннотациями и списками литературы. На форуме сайта вы можете задать интересующие вас вопросы (если вы зарегистрируетесь в системе и зайдете на сайт как зарегистрировавшийся пользователь, то будете участвовать в дискуссии от своего имени и сможете получать оповещения об ответах на указанный при регистрации адрес электронной почты).

          17. Физический факультет СПбГУ. Вечерняя физико-математическая школа для 9-10 классов http://www.phys.spbu.ru/abitur/physmathschool.html Физический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета приглашает учащихся 9—10 классов для обучения в Вечерней физико-математической школе (двухлетняя и трехлетняя программы). Цель этого мероприятия — развеять страхи и сомнения, связанные с такой не простой и пугающей процедурой, как вступительные экзамены по физике и математике, а также дать возможность учащимся общеобразовательных школ получить такую же базу знаний, как и в физико-математическом лицее. Ведущие преподаватели физического факультета научат нестандартному подходу к пониманию материала, что позволит решать задачи повышенного уровня сложности и олимпиадного типа. Для всех учащихся в Межфакультетском Учебном Центре (Средний проспект ВО, 41/43) будет читаться цикл лекций по занимательной физике. Практические занятия проводятся два раза в неделю: один раз физика, один раз математика. В процессе обучения учащиеся получают домашние задания (с обязательным выполнением и индивидуальной проверкой). Обучение платное.

          18. Малый факультет филологического факультета СПбГУ http://phil.spbu.ru/postupayuschim/podgotovitelnye-kursy/malyi-filologicheskii-fakultet «Малый филологический факультет» создан с целью углубления профориентированности и подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям на филологический факультет и другие гуманитарные факультеты СПбГУ (восточный, исторический, философский, юридический, факультет журналистики), а также сдачи выпускных школьных экзаменов (ЕГЭ) и поступления в другие вузы страны. Программы рассчитаны на учащихся 10-11 классов. Обучение платное.

          19. Малый факультет  Экономического факультета СПбГУ  http://www.econ.spbu.ru/entrant/small_faculty_of_economics/ Задача Малого факультета – познакомить старшеклассников с основами современной экономической науки, научными традициями экономического факультета СПбГУ и направлениями его кафедр. Лекции на Малом факультете читаются лучшими преподавателями экономического факультета. Занятия проводятся раз в неделю с октября по апрель. На Малый факультет принимаются учащиеся 10 или 11 класса. Обучение бесплатное, факультативное.

          20. Малый факультет СПИУиП http://www.spigl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63&Itemid=91 Обучение на Малом факультете Международного менеджмента и туризма и на Малом факультете Управления рассчитаны на 5 месяцев, на один год и на два года. Вы имеете возможность выбрать продолжительность обучения самостоятельно. Обучение платное. Студенты, успешно закончившие малый факультет, принимаются в институт на любую форму обучения. Студенты малого факультета имеют право посещать все дополнительные занятия и семинары бесплатно.

          21. Образовательный центр «Эдукор» совместно с Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО и Комитетом Финансов правительства Санкт-Петербурга в рамках реализации программы по финансовому просвещению граждан в 2010 году основали проект для учащихся 8-11 классов: бесплатное обучение в школе экономики и финансов: http://www.educore.ru/aktsii/shkolnikam/shkola-ekonomiki-i-finansov.  Лучшие ученики получают именные дипломы от образовательного центра «Эдукор», выпускники получают Сертификаты о прохождении обучения в школе экономики и финансов, персональные рекомендательные письма от Регионального отделения ФСФР в СЗФО, пополнив тем самым свое образовательное портфолио, что в будущем может помочь при поступлении в учебное заведение, при устройстве на работу. Обучение бесплатное. Обучение проходит ежеквартально, каждый поток обучается в течение трех недель. Занятия проходят 3 раза в неделю, по понедельникам, средам и пятницам, на территории образовательного центра «Эдукор».

            

             Не забывайте, что это далеко не весь список, а также то, что в любом ВУЗе работают Подготовительные курсы, всегда на платной основе и всегда только по предметам, которые необходимы для поступления (т.е. для сдачи ЕГЭ).

          gou160.ru

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *