Путь зерна школа официальный сайт – Путь зерна – Вальдорфская школа и детский сад

    Школа

    У всего есть своя история, есть она и у нашей школы. Конечно, лучше всего расскажут историю школы ее создатели. Многие из них и сейчас работают здесь – учителя, садовницы, директор. Из воспоминаний нашего директора – Аллы Владимировны Колесниковой – составлен этот небольшой рассказ о том, как зарождалась школа «Путь зерна».

    «…Приятно говорить о том, что любишь, во что веришь и к чему испытываешь чувство глубокой благодарности за то, что оно есть. Сейчас у всех нас есть эта школа. Может быть, не самая лучшая, вызывающая много вопросов… А никто и не обещал, что будет легко. Но вот уже с 1998 года школа живет, дышит, работает. Наша Школа.

    Сейчас, спустя такое долгое время после самого первого Первого сентября, кажется, что того времени, когда школа едва стояла на слабеньких ножках и качалась, как былинка на ветру, и не было вовсе. Что всегда был наш чудесный красивый Дом, всегда в нем училось много детей, всегда в школьных коридорах что-то обсуждали родители, в столовой была вкусная еда, а секретарь, неизменно снимая трубку телефона, говорил: «Алло, здравствуйте, школа «Путь зерна».

    Как всё начиналось

    Надо признаться, что начиналось все только с фантастической, отчасти нелепой и довольно смутной идеи, зародившейся в головах нескольких человек. Инициатива звучала примерно так: «А что, дорогие родители детского сада, не открыть ли нам свою школу?»

    На собрании, посвященном созданию школы, было больше эмоций, чем практических предложений – никто ведь не знал, как делают школы. Однако, благодаря людям, работающим в школах и имеющим различное отношение к организационным вопросам, кажущаяся сначала несбыточной инициатива все же получила развитие.

    Удивительным образом стало все складываться: оказалось, в Департаменте образования есть отдел негосударственных школ, и благосклонные к молодым людям государственные служащие, может быть, сами того не понимая, вселили надежду, сказав, что до будущей школы нам «рукой подать». Всего-навсего надо зарегистрировать некоммерческую организацию, найти и арендовать помещение, соответствующее санитарным нормам, и получить лицензию. А после этого – пожалуйста! – учите детей.

    Поскольку нашим детям нужна была хорошая школа, инициатива её создания получила продолжение. Работа была самая разнообразная — начиная от встреч инициативной группы для совместного пения и занятий эвритмией, заканчивая посещением специальных тренингов по созданию новой организации. Было и написание Устава, консультации с юристами, поиск названия, выбор директора, поиск учителей и много чего еще. Помогали все родственники и друзья.

    Как возникла идея названия школы? Возможно, это было заданием на одном из тренингов по созданию проектов — придумать название своей инициативе. Название по имени стихотворения Владислава Ходасевича «Путем зерна» обещало многое впереди и такую волшебную дорогу, которая все время начинается вновь, но не по кругу, а от семени нового урожая. На одном из собраний мы все согласились с этим названием.

    Первые шаги

    8 июля 1998 года Устав школы «Путь зерна» был зарегистрирован Московской регистрационной палатой. Начался новый этап – поиск помещения и набор детей в первый класс. До первого сентября оставалось менее двух месяцев. Надо отдать должное нашей первой учительнице: она с мужественным терпением ожидала сомнительного начала учебного года.

    Но Утро Первого Сентября 1998 все-таки наступило. Пять мальчишек и учительница. Главный урок состоялся. Случилось невозможное – школа открылась! Вскоре удалось найти помещение в досуговом центре «Социн» в Ясенево. Директор согласилась пустить нас за ремонт в канцелярии, который и выполнили отцы наших детей. У нас сразу же началась эвритмия, появилась продленка.

    Несмотря на то, что школа состояла из одного класса, она жила вполне по-вальдорфски. Мы отмечали праздники. Наши дети вязали спицами на рукоделии, рисовали жидкими красками на живописи. У нас были черные доски для рисования форм и фирменные вальдорфские восковые мелки.

    В добрый путь

    К концу учебного года удалось найти новое помещение, чудесное место – усадьба «Узкое». На четыре года школа обрела волшебный деревянный дом в парке старинной русской усадьбы. По случаю окончания первого класса и прощания с «Социном» дети с учителем и родителями посадили возле дома кусты сирени. Со второго года в школе появились профессиональные уроки музыки.

    Через два года после открытия в школе «Путь зерна» училось уже около тридцати учеников, работали семь учителей, была получена первая лицензия. Все это время родители первых учеников выполняли практически всю организационную работу. Дух Начала, дух Новой социальной общности, дух нашей Школы нес и оберегал нас в нашем стремлении сделать то, что мы считали нужным и правильным».

    Вот уже в который раз, каждый год, снова и снова встречает школа новых и давно знакомых учеников, их родителей, учителей, просто друзей – всех, кому интересны и близки дух и атмосфера вальдорфской школы.

    Сегодня школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации по начальному, основному и среднему уровням образования, входит в Ассоциацию вальдорфских школ. В 2017 году открылся маленький, но все-таки первый класс для детей с ограниченными возможностями. В сентябре 2018 года впервые в истории школы появилось целых два первых класса, где теперь счастливо обучаются более 40 детей.

    В Общеобразовательной автономной некоммерческой организации школа «Путь зерна» — так длинно и серьёзно теперь называется школа — в одиннадцати классах с удовольствием учатся больше ста семидесяти ребят. Больше шестидесяти малышей утром радостно бегут в детский сад. Работают различные студии для детей и взрослых. Родители по-прежнему играют важную роль в жизни школы. Общими силами родителей и учителей организуются походы и учебные поездки, рыцарские турниры и олимпийские игры, многочисленные праздники, спектакли, ярмарки, мастер-классы.

    Школа выросла, окрепла, стала взрослой и продолжает свой путь.

    www.putzerna.ru

    Особенности вальдорфской школы

    В 2019 году истории вальдорфских школ исполняется 100 лет. В России же первые вальдорфские классы в 1990 году.

    Вальдорфская школа объединяет учителей и родителей, для которых главной ценностью является гармоничное, целостное развитие ребенка. В центре внимания здесь находятся природные способности каждого ученика, укрепление его веры в собственные силы. Образование в такой школе охватывает всего человека — его физическое здоровье, развитие чувств и духовное начало. Основные усилия направлены на развитие мышления, чувства и воли.

    В вальдорфских школах используется междисциплинарный подход к изучению предметов с первого и до выпускного класса с учетом возрастных особенностей детей. Это помогает ученикам осваивать разные области знаний и самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.

    Преподавание естественных наук в вальдорфских школах основано на личном живом опыте. Исходным пунктом является эксперимент и наблюдение: звуки, призматические цвета — в физике, горение — на химии, наблюдение растений и животных — в биологии, ощущение собственного тела — в физиологии и анатомии.

    В учебной программе тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, сельском хозяйстве, ремесленных мастерских и занятиями различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью.

    В каждом из нас природой заложены такие качества как доверие, сочувствие, способность к различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок узнал и полюбил этот мир и всех его обитателей, получил целостный взгляд на жизнь во всем ее разнообразии.

    Предлагая ребенку познавать мир, чувствуя свою сопричастность к происходящему, вальдорфская школа растит внутренне свободного человека, способного к ответственному, осознанному выбору, к самоопределению и самореализации, доброжелательному и открытому отношению к миру.

    www.putzerna.ru

    Особый класс «Навстречу»

    В сентябре 2017 года в нашей школе открылся новый первый класс. Особый класс. Мы назвали его «Навстречу», потому что это — лечебно-педагогический класс для детей, который пришли в наш мир со своими особенностями. Здоровья, поведения, развития.

    Сейчас открыт набор во второй класс, приглашаем детей в возрасте 8 — 10 лет. Наши педагоги проводят собеседования с семьями, желающими присоединиться к обучению. При поступлении учитываются индивидуальные особенности ребенка и его возраст. Для учеников создаются благоприятные условия, организуется постепенное вхождение и в пространство класса, и в коллектив. После знакомства с ребенком педагоги составляют индивидуальное расписание занятий, благодаря чему новые ученики мягко и бережно погружаются в учебный процесс.

    Кто учится, как учат?

    Ученики этого класса — ребята с нарушениями интеллекта, причиной которых является различная степень аутизма, синдром Дауна, ДЦП и прочие психофизические отличия от тех, кого мы привычно называем «обычные дети».

    Обучение в классе базируется на принципах и методах лечебной педагогики, учебный процесс происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Дополнительно в класс приходят преподаватели музыки, эвритмии и лечебной физкультуры. Одновременно в таком классе могут обучаться 5 — 8 человек с постоянным участием двух опытных лечебных педагогов.

    Класс «Навстречу» уникален, в первую очередь, потому что он организован в общеобразовательной школе и гармонично интегрирован в её жизнь. C одной стороны, обучение проходит в изолированном безопасном пространстве, где дети занимаются в собственном ритме, без чрезмерных усилий, не пытаясь достичь часто разрушительного для них темпа стандартной общеобразовательной программы.

    C другой стороны, в рамках общешкольных мероприятий наши особенные ученики регулярно встречаются с остальными ребятами, где в комфортной и безопасной мере принимают участие в жизни школы, учатся быть частью большого коллектива.

    Посмотреть более подробную информацию о классе «Навстречу» можно на их собственном сайте.

    Запись на собеседование — с понедельника по пятницу с 9:00 до 14:30 по телефону +7(916)444 40 60.


    www.putzerna.ru

    Основные праздники года

    Веселый и шумный праздник, славящий приход тепла и света в природе. Малыши разучивают русские народные игры, песенки-веснянки и хороводы. Старшеклассники и самые веселые учителя становятся скоморохами, родители пекут блины.

    Масленица – древний славянский языческий праздник, история которого дошла до нас из обрывков писем и летописей. Она возникла на Руси задолго до и сохранилась после принятия христианства. Масленица не считается церковным праздником, в наши дни она стала ярким событием: шумные проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла и весеннего обновления природы, целая неделя сытости, веселья и всяческих забав.

    Есть мнение, что раньше дата празднования Масленицы была связана с днем весеннего солнцеворота. После принятия христианства масленичная неделя стала предварять Великий пост и его дата стала влиять на дату празднования Масленицы.

    Традиционно Масленица сопровождается блинами, катанием на лошадях и санках, прыжками через костер, пением масленичных песен и всеобщими веселыми гуляньями.

    Масленичная неделя в детском саду – долгожданное время, к ней готовятся заранее. Родители присматривают и шьют девочкам сарафаны, разучивают песни, садовницы планируют, в какие игры будут играть и какие сказки будут рассказывать и показывать малышам. В садик часто приводят пони, и они катают детей. Сколько радости в эти дни!

    Нарядные девчоночьи сарафаны и кокошники, расшитые рубашки-косоворотки – на Масленицу в детском садике ярко и весело. А благодаря тому, что каждая семья в определенные дни недели угощает блинами всех остальных – еще и очень вкусно!

    В детском саду на Масленицу садовницы радуют сказками необычными, масленичными — об избушке, крытой блинами, с сырной трубой да сметанной дорожкой, о зиме, что уходить не хочет, о красавице Маслёне…

    Обязательный атрибут праздника – чучело Масленицы – нарядная, дородная соломенная женская фигура. Без нее и праздник не праздник. После сожжения чучела его пепел раньше раскидывали в полях — считали, что так земле передается плодородие. С проводами зимы и наступлением весны земля просыпалась и, набираясь сил, готовилась работать, давать богатый урожай. Хотя само действие сожжения чучела Масленицы относится скорее не к плодородию, а к уничтожению всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождению места для нового, молодого, лучшего. В наше время встречается некое переосмысление — люди делают прекраснейшую Масленицу, а потом не могут ее сжечь — жалко. А ведь на самом деле она старая, страшная, уже отжившая, ее ругают всякими нехорошими словами — «кривошейка», «куругузка», «обманщица» и т.д., ее не жалко сжечь, потому что теперь начинается новое время, новая жизнь. Но если по окончании праздника в школе чучело Масленицы сжигают, то все-таки в детском садике Масленица является полноправной участницей праздника. Вокруг нее водят хороводы, ей поют песни, к ней обращаются как к подружке.

    Масленичная неделя делится на два периода. Узкая Масленица — с понедельника до среды, в это время можно заниматься хозяйственными делами. С наступлением Широкой Масленицы — с четверга до воскресенья – все хозяйственные дела заканчивались и праздник разворачивался во всю мощь. Один из самых шумных праздничных дней – широкий четверг. Есть мнение, что в этот день люди выплескивали накопившуюся за зиму негативную энергию, участвуя в кулачных боях и взятии снежного городка.

    Но все же на протяжении всего времени своего существования Масленица была долгожданным и очень радостным временем, праздником наступающей весны, хорошим временем, чтобы сходить в гости, встретиться с друзьями, родными и повеселиться.

    www.putzerna.ru

    Почему Вальдорф

    Индивидуальное развитие человека

    Вальдорфская педагогика имеет в арсенале все пожелания родителей и даже больше. В такой школе заботятся обо всем: о том, каков учитель, как он учит детей, как он относится к моему ребенку. Если ребенок слаб, то это не повод для усиленного репетиторства, а педагогическая задача учителя и родителя — сделать его сильнее. Если ребенок сильный, изначально мотивированный, значит важно учить его так, чтобы эти качества сохранились бы и в школе, и после ее окончания. Вальдорфская школа повернута к ребенку. Задачи его индивидуального развития – главное в работе школы. То, как ребенок проведет 11 школьных лет, будет влиять на всю его последующую жизнь, ибо войдя в школу ребенком, человек покидает ее почти достигнув совершеннолетия. Учитель и школа бережно относятся к биографии ребенка. Каждый ребенок – личность, каждый – ценность.

    Целостное развитие человека

    Вальдорфская школа интересна тем родителям, которые хотят целостного развития для своего ребенка. За годы школы в человеке важно развивать не только мышление, но и чувства, и волю. В учебном плане вальдорфской школы представлены все предметы: математика, родной язык, литература, история, география, физика, химия, биология, иностранные языки, информатика. Однако, часть предметов имеет целью развитие чувств и воли. Чем тоньше я чувствую, тем сложнее мне сделать другому больно, тем больше мне открыто в мире красоты, образов, душевных переживаний. А это значит, что у меня богатый внутренний мир, для меня ценен и важен другой человек, я готов к контакту, мне интересен мир. Умный, но бездушный деятель — серьезная проблема современного поколения. В вальдорфской школе целый комплекс предметов направлен на развитие сферы чувств – музыка, живопись, театр, эвритмия. Все эти предметы преподаются с 1 по 11 класс.

    Воля так же важна для жизни, как чувства и мышление. Воля – это способность человека осуществить задуманное, совершать поступки или сознательно отказываться от них. Иначе говоря, воля – это действие. Если ребенку не дают проявлять инициативу, «наказывают» тройкой или двойкой, постоянно ставят в ситуацию шаблонного поведения и определенных алгоритмов в мышлении и в поступках, он теряет мотивацию к действию. Его природная активность мало поддерживается учебным процессом. Вальдорфская школа в каждом уроке содержит специальные элементы, направленные на развитие и укрепление воли ребенка. Например, в начале каждого дня на первом, главном уроке проводится ритмическая часть, где учебный материал буквально через движение входит не только в сознание детей, но и в тело: счет сопровождается топаньем, хлопаньем, прыганьем; буквы можно писать не только на бумаге, но рукой или ногой в воздухе; передавая мяч по кругу, можно учить таблицу умножения. Есть и специальные предметы, направленные на развитие воли: рукоделие и ремесло, строительство дома, сельское хозяйство. В старших классах к сфере воли относят иностранные языки, потому что они требуют постоянной ритмичной тренировки, что укрепляет волю.

    Здоровье и мотивация

    Ученики в вальдорфской школе меньше болеют, чем в обычной и, как правило, с удовольствием ходят в школу. Ребенок, который не любит школу, здесь – редкость. Меньшее количество заболеваний (в нашей школе очень мало детей в очках и почти никого нет с заболеваниями желудочно-кишечного тракта) объясняется тем, что учеба ребенку в радость. Отсутствует стресс: обучение в школе происходит без оценок, нет практики оставлять детей на второй год и сравнивать с другими учениками, только с самим собой. Портфель вальдорфского ученика лёгок — в начальных классах учебники не используются в преподавании. Каждый урок построен так, что обязательно происходит смена деятельности и часть ее — в движении. Учебная неделя имеет определенный заданный ритм, в котором интеллектуальная деятельность ежедневно разбавлена волевой или чувственной: уроки по основным предметам (математика, родной язык, история, география, биология, физика и т.д.) сменяются физкультурой, музыкой, гимнастикой, живописью, эвритмией, рукоделием. Количество неинтеллектуальных предметов может достигать 8-9 часов в неделю (более трети учебного времени).

    Воспитание к свободе или цель вальдорфской школы

    Ставя себе задачу увидеть индивидуальность в каждом ребенке, вальдорфская школа понимает, что эти индивидуальности очень разные: от одаренного ребенка, до ребенка, испытывающего трудности в обучении, от абсолютно здорового до часто болеющего, от активного и открытого до пассивного и закрытого. Но тем и ценен подход вальдорфской педагогики, что она каждому позволяет пробудить в себе то, что необходимо именно ему. Главное, чтобы став взрослым, человек смело брался за что-то новое, чувствовал интерес и способности к решению жизненных задач. Одно из важных качеств вальдорфских учеников, выявляемое при исследованиях учебных способностей, — креативность, нестандартность мышления; при исследованиях социальных взаимодействий – толерантность, открытость. Учителя вальдорфской школы заботятся о том, чтобы став взрослыми, ученики приобрели устойчивое стремление к свободе, как к способности осознанно менять свою жизнь.

    Свободно самоопределяющаяся творческая личность, имеющая здоровье, способности и силы для осознанного выбора и самореализации, целостно и образно воспринимающая мир – вот цель вальдорфской школы в работе с каждым ребенком.

    www.putzerna.ru

    Проекты и практики

    Практики начинаются с третьего класса и связаны с темой года.

    3 класс – ремесленная практика. Участвуя в различных профессиональных видах деятельности, ученики знакомятся с ними. Это могут быть неожиданные, но очень приятные знакомства: например, путь зерна от его посадки до готового хлеба. Посеять, собрать, помолотить, перемолоть в муку и испечь хлеб – это ли не драгоценный опыт? Изучение традиций строительства дома разных народностей России, а потом и самостоятельная постройка небольших домиков, скворечников, скамеек, оград для школьных цветников. Основное – это понимание того, что мир вокруг нас создается нашими собственными руками.

    4 класс – краеведческая практика. В течение учебного года ребята осваивают и изучают свой город — улицы, здания, составляют карты. В период летней практики проходит историческая игра, когда появляется возможность проявить все полученные за этот год знания.

    Среднее школьное звено – 5 и 6 классы – садоводческая и минералогическая практика. В 5 классе ученики изучают жизнь растений в непосредственной близости – неподалеку от школы. Делают клумбы, сажают цветы и деревья. Нежное, заботливое общение с землей формирует опыт осознанного отношения к природе как к неотъемлемой части жизни человека, что очень важно для детей, растущих в городах.

    В 6 классе – лесная и минералогическая практика, изучение живых организмов, растений, различных пород минералов, навыки их определения и составления коллекций.

    Старшие классы имеют дело с практикой лесной, индустриальной, геодезической, социальной и т.д. Дети выезжают в места народных промыслов, в горы, путешествуют по рекам, работают в саду и лесу, в поле, а также в детских домах, больницах, домах престарелых.

    7 класс — лесная экологическая практика. Это может быть расчистка леса, высаживание молодых деревьев, уход за посадками и многое другое – то, чем люди могут реально помочь окружающей природе вместо того, чтобы слепо ее использовать.

    8 класс — сельскохозяйственная практика в биодинамическом хозяйстве, в течение которой ребята принимают участие в различных сельскохозяйственных работах, видят весь процесс изнутри, «общаются» с растениями, животными, орудиями труда, уносят с собой бесценный опыт работы с натуральным хозяйством.

    Ученики старших классов имеют возможность пройти и языковую практику. Ребята ездят в Германию, живут в дружественных школе семьях, общаются, учатся. В свою очередь, немецкие вальдорфские школьники приезжают и к нам. Переоценить полученные в результате таких поездок знания невозможно.

    10 класс завершается геодезической практикой – составлением точного плана выбранной местности под руководством учителя, с применением специальных приборов для измерений, с использованием полученных за год знаний в этой области.

    В 10 и 11 классах появляется социальная практика. Она проходит в детских садах, больницах, детских домах, домах престарелых, лечебно-педагогических учреждениях. Опыт сопереживания, осознания собственной значимости в жизни другого человека, соприкосновение с его проблемами и реальная возможность помочь – основное, что вынесут отсюда ребята.


    Вот так в течение школьных лет постепенно, шаг за шагом, ребенок и узнает о своих возможностях. Ведь он пробует свои силы не только в русском языке и математике, что, безусловно, важно, но еще не конечно. Участвуя в разнообразнейшей деятельности, ученики получают самое важное – опыт, который в дальнейшем поможет им лучше узнать себя, определиться с родом занятий, справляться с трудностями, и, наконец, легко и спокойно адаптироваться к «реальному» миру, который зачастую так пугает многих родителей.

    www.putzerna.ru

    Как проходит урок

    В вальдорфских школах преподавание ведется учебными эпохами (циклами погружения), каждая из которых длится от одной до четырех недель. Многие предметы — история, биология, география, частично математика, русский язык и литература — изучаются углубленно в виде определенных циклов. В течение года эпохи сменяют друг друга — за математикой следует русский язык, потом опять математика и т.д. Такая периодичность способствует лучшему пониманию предмета, получению более прочных знаний. Ребенок имеет возможность полностью вжиться в материал, не тратя энергию на начало и остановку.

    Занятия происходят интенсивно. Ежедневно место первых двух уроков занимает Главный урок, где изучается один главный предмет эпохи. Отличительная черта Главного урока — смена деятельности: сначала ритмическая часть, затем – основная. Завершает урок рассказ учителя или эксперимент.

    ГЛАВНЫЙ УРОК

    Новое школьное утро начинается одинаково хорошо и серьезно – крепкое рукопожатие каждого ученика и классного учителя у дверей класса. Обязательно посмотреть друг другу в глаза, сказать: «Доброе утро!», обратиться по имени, установить личный контакт между учителем и каждым учеником, настроиться, проснуться и войти в класс.

    В младших классах сначала не включают яркий свет, потому что необходим плавный переход от домашнего утра к утру учебному. Открывает урок обоюдное приветствие учителя и его класса, теперь уже всего класса целиком. Например, вот так: «Доброе утро, дорогой второй класс!». Когда класс собран, произносится утреннее изречение, и в течение нескольких минут каждый ученик может рассказать то немногое, чем уже успело запомниться сегодняшнее утро. То, на что он обратил внимание уже сегодня – сильный ветер или яркое солнце, красивая снежинка или птица за окном. Затем учитель включает свет и переходит к первой – ритмической части урока.

    Ритмическая часть (логоритмика) играет важную роль в начальной школе. В течение 15 – 20 минут происходит работа над образностью и выразительностью речи. Дети поют песни и водят хороводы, говорят хором стихотворения и скороговорки, делают различные упражнения.

    Ритмическая часть позволяет ученикам через стихотворные формы и движение знакомиться с учебным материалом, помогает ослабить влияние и проникновение внешнего мира в пространство основного урока. Она дает возможность собрать детей, сконцентрировать их внимание, способствует наиболее эффективному усвоению учебного материала.

    За ритмической частью следует основная, информационная часть урока, когда изучается, обсуждается и усваивается новый материал по предмету эпохи. Учитель старается сделать процесс обучения максимально продуктивным и творческим. Более взрослые ученики делают самостоятельные выводы из своих наблюдений за сутью предмета, а в младших классах это может быть сказка, небольшой спектакль с участием изучаемых букв или цифр. Учитель волен и сам выступать в роли сказочного героя — эффективность усвоения новых знаний благодаря такому преподаванию только возрастает.

    На основной части урока дети работают с учебными тетрадями – здесь они пишут, чертят, рисуют. Таким образом происходит переработка нового материала. На уроках не используются традиционные учебники — они создаются самостоятельно каждым учеником и иллюстрируют полученные знания. Красочные, индивидуальные, сделанные с большой любовью учебные тетради помогают усвоению предмета эпохи. Это не только запись о том, что было изучено, но и активный метод познания, увеличивающий тягу учащихся к творчеству и получению новой информации.

    Завершает урок рассказ учителя, ориентированный на культурно-исторические или литературные темы в соответствии с учебной программой каждого класса. В младших классах это сказки, легенды и саги; может быть и устная работа учащихся – пересказ, чтение. В средних и старших классах в этой части урока демонстрируются эксперименты или детально описываются конкретные исторические события, биологические и географические факты.

    Так происходит смена деятельности во время Главного урока — переход от ритмической части к интеллектуальной работе, далее — к практической, а от нее — к спокойной созерцательной во время рассказа учителя или наблюдения экспериментов. Подобная организация урока оберегает детей от перегрузки и напрямую связана с естественными физиологическими и психическими процессами развития ребенка, устройством его памяти и внимания.

    Конечно, не только Главный, но и остальные уроки в вальдорфской школе живые и интересные. Они пробуждают воображение, тягу к творчеству, позволяют раскрыться индивидуальности учеников. Важно обращение педагогов не только к умственной деятельности детей, но к их рукам и сердцу, желание воспитать гармонично развитого человека. Вальдорфские школы делают это почти девяносто лет.

    www.putzerna.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о