Русский язык егэ 21 вариант – Цыбулько Вариант 21 ЕГЭ-2018-русский.

    Цыбулько Вариант 21 ЕГЭ-2018-русский.

    Вариант 21. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

    Прочитайте текст и выполните задания 1 -3

    (1)В теле большинства беспозвоночных и всех позвоночных животных и человека есть мышцы, которые играют основную роль в осуществлении двигательных актов. (2)Функциональные свойства различных мышц неодинаковы. (3) гладкие мышцы отличаются от поперечнополосатых меньшей скоростью протекания процессов возбуждения, более замедленным сокращением.

    1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) Принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов основан на способности электрического тока вызывать нагрев проводника, по которому он течёт, и об этом знают даже самые нерадивые школьники.

    2) Существуют материалы, при прохождении через которые электрический ток приобретает высокую плотность, не охлаждая при этом сам проводник.

    3) Школьники знают, что удивительные материалы — сверхпроводники — не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур.

    4) В природе существуют материалы, которые не имеют при охлаждении электрического сопротивления и, таким образом, не нагреваются даже при огромных значениях плотности протекающего по ним электрического тока, — сверхпроводники.

    5) Сверхпроводники — это материалы, не имеющие электрического сопротивления даже при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом не нагреется.

    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    Однако

    Например,

    Вследствие этого

    К сожалению,

    В соответствии с этим

    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    МАТЕРИАЛ, -а, м.

    1) Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

    2) Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

    3) Собрание документов по какому-нибудь вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

    4) Тканьёвое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье,

    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    цемЕнт облЕгчить определЁнный занятА отозвалАсь

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

    ПРОДУКТОВЫЙ склад был хорошо оборудован.

    В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

    Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ пользу.

    Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи.

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    КРАСИВШЕ других

    две СЕДЬМЫХ

    около ПЯТИСОТ страниц

    много ВИШЕН

    ПОСАДИ дерево

    7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

    B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Д) ошибка в построении сложного предложения

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1) Сначала я подумал, что это один из кредиторов, но вскоре понял: передо мной не столько опасность, как неприятная обязанность вести долгие разговоры.

    2) Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда останется в его памяти.

    3) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

    4) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.

    5) Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, что неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ.

    6) Одной из острых экологических проблем является изменение климата на Земле, происходящее в результате так называемого парникового эффекта.

    7) Астров, герой чеховской пьесы «Дядя Ваня», говорит, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

    8) Сюжет поэмы «Мёртвых душ» был подсказан Н. В. Гоголю А. С. Пушкиным.

    9) В сатирическом журнале «Живописец», который Н. И. Новиков стал издавать в 1772 году, осуждались не только пороки частных лиц, но и недостатки управления государством.

    8.  Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    д..рижёр

    оз..боченный

    уд..стоен

    зак..зать

    р..сточек

    9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    пр..клонный, пр..сел

    не..хватный, р..звёл

    бе..кровно, и..черпав

    пр..градив, пр..смотр

    под..тожил, по..скал

    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    перекра..вая

    удоста..вавший

    эмал..вый

    улыбч..вый

    несговорч..вый

    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    неиссяка..мый

    сыпл..шь

    выбер..шь (тему)

    подмеч..нный

    независ..мый

    12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Наш спутник оказался молчаливым, далеко (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМ человеком.

    Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.

    Домашним животным (НЕ)ЧЕГО было опасаться людей.

    Трухлявая сосна (НЕ)УДЕРЖАЛАСЬ под напором ветра и рухнула.

    Представленный на обсуждение вопрос (НЕ)РАЗРАБОТАН в должной мере.

    13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

    Николай (ВО)ВРЕМЯ спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

    Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) с драматическим итогом любви Обломова к ней.

    Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

    В (ТО)ЖЕ время роль гуманитарных наук велика (ПО)ТОМУ, что именно слово может объединить людей.

    14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

    На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж — широкий, с прекрасно изображё(3)ым высоким голубым небом.

    15.  Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

    2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

    3) Накануне всю ночь дул сильный ветер и наутро пригнал холодную морось и низкие облака.

    4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

    5) Вечереет и в густой синеве неба сверкают всполохи зарницы.

    16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

    17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

    18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять залятая(-ые).

    Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

    19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

    20.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

    В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.

    Прочитайте текст и выполните задания 21 -26

    (1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич ИгнатОвич — учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.

    (7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым — то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и ИгнатОвич напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Гнатович же сам приохотил нас к другому обращению.

    (16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.

    —(17)Господин учитель, — сказал он громко, весь красный и дерзкий. — (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…

    (20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.

    —(21)Что в таком случае… Вы сами баран…

    (22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках ИгнатОвич, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:

    —Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…

    (26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…

    — (32)Свинство, брат! — сказал кто-то.

    —(33)Пусть жалуется в совет, — угрюмо ответил Заруцкий.

    (34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.

    —(35)И пожалуется! — сказал кто-то.

    —(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?

    (38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.

    (42)На следующий урок химии ИгнатОвич явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневши лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.

    — (47)Господин учитель…  — с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.

    —(50)Я… прошлый раз… — начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он закончил:

    —Я извиняюсь.

    (52)И сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у ИгнатОвича посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и свободно:

    —Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл.

    (55)Инцидент был исчерпан. (56)В первый еще раз такое столкновение разрешилось таким образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и — почти бессознательно — собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из «старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся межд. новым учителем и классом, осталась.

    В. Г. Короленко

     21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Стремясь перекричать класс и понимая, что ему не удаётся это сделать, учитель химии оскорбил учеников.

    2) Учитель химии Владимир Васильевич Игнатович получил университетское образование.

    3) Одноклассники Заруцкого не одобрили его поступка по отношению к учителю химии.

    4) Заруцкий принёс учителю свои извинения, потому что побоялся, что тот пожалуется в совет.

    5) Разрешение конфликта привело к возникновению определённой симпатии во взаимоотношениях класса с учителем.

    22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) В предложениях 3-5 представлено описание.

    2) В предложениях 12-15 представлено рассуждение.

    3) Предложения 27-28 содержат повествование.

    4) Предложение 38 содержит аргументированный ответ на вопрос, сформулированный в предложении 37.

    5) В предложениях 39-41 содержится описание.

    23. Из предложений 32-35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

    24. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    25. «Создавая образ учителя химии Владимира Васильевича Игнатовича, автор использует синтаксическое средство — (А)___ (в предложениях 3, 6) и троп — (Б)___ («как будто детские» в предложении 4, «как профессор, читающий лекцию» в предложении 6). Отношение одноклассников Заруцкого к его поступку и их оценку дальнейшего развития событий выражают лексическое средство — (В)___ («свинство» в предложении 32, «спустит» в предложении 37), а также восклицательные предложения, использованные в такой форме речи, как (Г)___ (предложения 32—33, 35—37)».

    Список терминов:

    1) сравнение

    2) эпитет

    3) ряды однородных членов предложения

    4) анафора

    5) обращение

    6) разговорная лексика

    7) олицетворение

    8) противопоставление

    9) диалог

    26. Напишите сочинение.

    Вариант 21

    Номер задания

    Ответ

    Номер задания

    Ответ

    1

    45 или 54

    13

    наединесначала 

    2

    однако

    14

    3

    3

    1

    15

    25 или 52

    4

    облегчить

    16

    123 или любая комбинация этих цифр

    5

    практическую

    17

    34 или 43

    6

    красивее

    18

    2

    7

    41825

    19

    134 или любая комбинация этих цифр

    8

    заказать

    20

    старом

    9

    бескровноисчерпав

    21

    235 или любая комбинация этих цифр

    10

    эмалевый

    22

    123  или любая комбинация этих цифр

    11

    независимый

    23

    новогостарыми 

    12

    нечего

    24

    4

     

    25

    3169

    Проблема

    Проблема влияния учителя на учеников. (Какое влияние может оказать учитель на формирование характера учеников? Посредством чего осуществляется это влияние?)

    Авторская позиция

    Уважительное отношение со стороны учителя создаёт условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к объективной оценке своего поведения по отношению к другим людям, способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести, потребности в самоуважении. Учитель может влиять на формирование характеров учеников самой своей личностью, свойственной ему манерой поведения, своей речью.

    6

    multiurok.ru

    И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых варианта Вариант 21

    Вариант 21

    Часть 1

    Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

    (1)О том, что электрический ток за счёт сопротивления вызывает нагрев проводника, по которому он течёт, знают даже самые нерадивые школьники, ведь на этом основан принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов. (2) в природе существуют удивительные материалы — сверхпроводники, которые не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур. (3)Отсутствие сопротивления приводит к тому, что плотность электрического тока, протекающего по таким материалам, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом нагреваться не будет.

    1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) Принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов основан на способности электрического тока вызывать нагрев проводника, по которому он течёт, и об этом знают даже самые нерадивые школьники.

    2) Существуют материалы, при прохождении через которые электрический ток приобретает высокую плотность, не охлаждая при этом сам проводник.

    3) Школьники знают, что удивительные материалы — сверхпроводники — не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур.

    4) В природе существуют материалы, которые не имеют при охлаждении электрического сопротивления и, таким образом, не нагреваются даже при огромных значениях плотности протекающего по ним электрического тока, — сверхпроводники.

    5) Сверхпроводники — это материалы, не имеющие электрического сопротивления даже при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом не нагреется.

    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    Однако

    Например,

    Вследствие этого

    К сожалению,

    В соответствии с этим

    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    МАТЕРИАЛ, -а, м.

    1)Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

    2)Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя.

    М. для наблюдений.

    3)Собрание документов по какому-нибудь вопросу. Папка для служебных
    материалов. Материалы следствия.

    4)Тканьевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья.

    Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.

    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    цемЕнт

    облЕгчить

    определЁнный

    зАнят

    отозвалАсь

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.·

    ПРОДУКТОВЫЙ склад был хорошо оборудован.

    В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

    Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ пользу.

    Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи.

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    КРАСИВШЕ

    много ВИШЕН

    две СЕДЬМЫХ

    ПОСАДИ дерево

    около ПЯТИСОТ страниц

    7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    1)На предсказания метеорологов не только
    ориентируются городская хозяйственная, так и медицинская службы.

    Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

    2)Те, кто не раз помогали писателю в трудные годы, навсегда останутся в его памяти как самые светлые и добрые люди.

    В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    3)С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

    Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    4)Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.

    Д) ошибка в построении сложноподчинённого
    предложения

    5)Мне хотелось бы заметить о том, что мудрость понимается по-разному.

    6)Одной из острых глобальных экологических проблем является изменение климата на Земле, которое происходит в результате так называемого парникового эффекта.

    7)Белые кувшинки дремали и едва покачивались на убаюкивающей зыби огромного озера.

    8)Сюжет поэмы «Мёртвых душ» был подсказан Н. Гоголю А. Пушкиным.

    9)По окончании института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.

    8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    пол .. гаться

    оз .. боченный

    уд .. стоен

    зак .. зать

    р .. сточек

    9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    пр .. клонный, пр .. сел

    не .. хватный , р .. звёл

    бе .. кровно, и .. черпав

    пр .. градив, пр .. смотр

    под .. тожил, по .. скал

    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    перекра .. вая

    удоста .. вавший

    эмал .. вый

    улыбч .. вый

    несговорч .. вый

    11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    эаброш .. нный сыпл .. шь потревож .. нный подмеч .. нный независ .. мый

    12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Наш спутник оказался молчаливым, далеко (НЕ)РА3ГОВОРЧИВЫМ человеком.

    Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.

    Домашним животным (НЕ)ЧЕГО было опасаться людей.

    Трухлявая сосна (НЕ)УДЕРЖАЛАСЬ под напором ветра и рухнула.

    Представленный на обсуждение вопрос (НЕ)РА3РАБОТАН в должной мере.

    13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

    Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

    Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

    Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

    Роль гуманитарных наук велика (ПО)ТОМУ, что именно СЛОВО(ТО) и может объединить людей культуры.

    14. Укажите цифру(-ы), на месте которой( -ых) пишется НН.

    На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж — широкий, с прекрасно написа(3)ым высоким голубым небом.

    15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1)В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

    2)Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

    3)Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

    4)Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

    5)Как раннее так и позднее творчество М. Цветаевой вызывает огромный интерес.

    16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

    17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой( -ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

    18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

    19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые про тянулись к тропинке.

    Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

    (1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть — внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей. (2)Поступок, совершенный целиком по совести, — это свободный поступок. (3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7)Она не ошибается. (8)Поступок по; совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.

    (9)Когда я говорю «поступок по совести», мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.

    (10)28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. {11)На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12)Им всегда виднее. (13)И рядом не разрешили. (14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.

    (15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу. (19)Большая толпа осталась на улице. (20)Радиофицировать не разрешили. (21)Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».

    (22)Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23)Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. (24)Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.

    (25)«Миша, дорогой, — закричал Борисов, — прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»

    (26)Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась. (27)Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. (28)Рыдая, Леонид Борисов отошёл.

    (29)Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашелся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то … »

    (30)Что это было? (31)Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. (32)Это была совесть, совесть

    взбунтовалась!

    (33)Бессовестность сегодня многие стремятся оправдать: «Ничего не поделаешь, таково наше общество». (34)Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей.

    (35)Но при чём тут совесть? (36)Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас судит.

    (По Д. А. Гранину*)

    * Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) — русский писатель, общественный деятель.

    20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Писатель Михаил Зощенко был похоронен в Ленинграде на «Литераторских мостках».

    2) Пантелеев Алексей Иванович, один из авторов «Республики ШКИД», выступил с последним словом, отдавая дань памяти великому писателю Михаилу Зощенко.

    3) Многие сегодня стараются оправдать свои бессовестные поступки внешними обстоятельствами.

    4) Поступок, совершённый «по совести», вызывает уважение, не обесценивается.

    5) Слова Леонида Борисова, сказанные на похоронах Михаила Зощенко, — это поступок благородного человека, не .побоявшегося осуждения начальства.

    21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) В предложениях 1-8 представлено рассуждение.

    2) В предложениях 22, 25, 28 перечислены последовательные действия персонажа.

    3) Предложения 31-32 содержат ответ на поставленный в предложении 30 вопрос.

    4) Предложение 9 противопоставлено по содержанию предложениям 10-28.

    5) В предложениях 35-36 представлено повествование.

    22. Из предложений 27-29 выпишите разговорное слово.

    23. Среди предложений 2-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого( -их) предложения(-ий).

    24. «Признанный классик отечественной литературы, автор многих ярких произведений Д. А. Гранин, размышляя о понятии «совесть», обращается к драматическим событиям, связанным с похоронами М. М. Зощенко. При этом автор даже не пытается придерживаться ровного, бесстрастного тона. Общий эмоциональный тон помогают передать синтаксические средства выразительности: (А) — _______ (предложения 3-5), употреблённые в пятом и шестом абзацах (Б) _______ (например, предложения 13, 15, 16, 20, 21), а также (В) _______ (предложение 32). Убедительно
    и точно передать впечатление от поступка Леонида Борисова Д. А. Гранину помогает троп — (Г) _______ («голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз» в предложении 26)».

    Список терминов:

    1. неопределённо-личные предложения

    2. развёрнутая метафора

    3. контекстные синонимы

    4. сравнение

    5. парцелляция

    6. вопросительные предложения

    7. восклицательное предложение

    8. литота

    9. антонимы

    Часть 2

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

    Вариант 21

    задания

    Ответ

    1

    45 54

    2

    однако

    3

    1

    4

    облегчить

    5

    практическую

    6

    красивее

    7

    41825

    8

    заказать

    9

    бескровноисчерпав исчерпавбескровно

    10

    эмалевый

    11

    независимый

    12

    нечего

    13

    наединесначала сначаланаедине

    14

    3

    15

    25 52

    16

    123 любая другая последовательность этих цифр

    17

    34 43

    18

    2

    19

    134 любая другая последовательность этих цифр

    20

    345 любая другая последовательность этих цифр

    21

    123 любая другая последовательность этих цифр

    22

    допекло

    23

    4

    24

    6172

    Примерный круг проблем

    Авторская позиция

    1. Проблема определения понятия «совесть». (Что такое совесть?)

    1. Совесть — это черта духовного облика человека, выражающая его способность к внутренней оценке своего поведения, своих чувств, а также поведения других людей, это внутренний судья человека.

    2. Проблема вечных моральных ценностей. (Влияет ли время, в которое живёт человек, на его моральные ценности, и в частности на совесть?)

    2. Совесть относится к вечным моральным ценностям человека и не зависит от времени, в которое он живёт.

    .

    3. Проблема «стоимости» поступка по совести. (Какова цена поступка по совести?)

    3. Поступок по совести не обесценивается, за него не может быть стыдно.

    4. Проблема искренности в поступке по совести. (Может ли совесть «солгать»?)

    4. Совесть исходит из глубины души и не бывает ложной.

    5

    multiurok.ru

    ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 21)

    ВАРИАНТ 21 ЕГЭ-2015

    Часть 1

    Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

    в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

    Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

    (1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3) волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

    1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

    1. При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха.

    2. Кошка – очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.

    3. Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём.

    4. Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя.

    5. Волоски на теле кошки, расположенные по правилам оптимального обтекания, позволяют животному быстро двигаться, не намокая.

    Ответ:_______________________________________

    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    Однако Вопреки этому Именно поэтому Несмотря на это, Во-первых,

    Ответ:_______________________________________

    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    ПРИРОДА, -ы, ж.

    1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

    2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

    3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

    4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. * По природе – по характеру, по натуре. По природе он добр. От природы – от рождения, от начала существования. Он уж от природы такой странный. В природе вещей (книжн.) – о чём-н. обычном: так и бывает.

    Ответ:_______________________________________

    4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    каталОг углубИть прорвалА позвонИм врУчит

    Ответ:_______________________________________

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

    ЗЛОСТНЫЙ нарушитель правил размещения наружной рекламы после очередного предупреждения, которое было оставлено им без внимания, был привлечён к административной ответственности.

    Воспитанные, ласковые и ИГРИВЫЕ котята бывают у тех заводчиков, которые умеют создать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.

    В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду, рассчитанных на специалистов в области цветоводства, вниманию посетителей будет ПРЕДОСТАВЛЕНА коллекция древовидных пионов.

    Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи.

    Ответ:_______________________________________

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    КРАСИВШЕ две СЕДЬМЫХ около ПЯТИСОТ страниц

    много ВИШЕН ПОСАДИ дерево

    Ответ:_______________________________________

    7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.

    Б) Большинство книг, рассказывающим о жизни рептилий, издано в нашей стране.

    В) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

    Г) Все, кто знал великого писателя, отмечает его скромность и принципиальность.

    Д) На предсказания метеорологов как ориентируются городская хозяйственная, так и медицинская службы.

    Ответ:

    А

    8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    пол..гаться оз..боченный уд..стоен зак..зать р..сточек

    Ответ:_______________________________________

    9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    пр..клонный, пр..винтить бе..кровно, и..черпав

    под..тожить, меж..нститутский не..хватный, р..зместить

    пр..градить, пр..смотреться

    Ответ:_______________________________________

    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    перекра..вая эмал..вый несговорч..вый удоста..вавший улыбч..вый

    Ответ:_______________________________________

    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    заброш..нный потревож..нный независ..мый сыпл..шь подмеч..нный

    Ответ:_______________________________________

    12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Наш спутник оказался молчаливым, далеко (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМ человеком.

    Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.

    Наш спутник оказался молчаливым, далеко (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМ человеком.

    Трухлявая сосна (НЕ)УДЕРЖАЛАСЬ под напором ветра и рухнула.

    Представленный на обсуждение вопрос (НЕ)РАЗРАБОТАН в должной мере.

    Ответ:_______________________________________

    13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

    Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

    Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

    Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

    Роль гуманитарных наук велика (ПО)ТОМУ, что именно СЛОВО(ТО) и может объединить людей культуры.

    Ответ:_______________________________________

    14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

    На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж – широкий, с прекрасно написа(3)ым высоким голубым небом.

    Ответ:_______________________________________

    15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

    1. В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

    2. Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

    3. Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

    4. Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

    5. Как раннее так и позднее творчество М. Цветаевой вызывает огромный интерес.

    Ответ:_______________________________________

    16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

    Ответ:_______________________________________

    17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

    Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

    Ответ:_______________________________________

    18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

    Ответ:_______________________________________

    19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

    Ответ:_______________________________________

    Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

    (1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть – внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.

    (2)Поступок, совершённый целиком по совести, – это свободный поступок.

    (3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных?

    (4)Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7)Она не ошибается.

    (8)Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.

    (9)Когда я говорю «поступок по совести», мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.

    (10)28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. (11)На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12)Им всегда виднее. (13)И рядом не разрешили. (14)На-конец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.

    (15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу. (19) Большая толпа осталась на улице. (20)Радиофицировать не разрешили. (21)Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».

    (22)Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23)Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный.

    (24)Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.

    (25)«Миша, дорогой, – закричал Борисов, – прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»

    (26)Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась.

    (27)Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. (28)Рыдая, Леонид Борисов отошёл.

    (29)Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашёлся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то…»

    (30)Что это было? (31) Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. (32)Это была совесть, совесть взбунтовалась!

    (33)Бессовестность сегодня многие стремятся оправдать: «Ничего не поделаешь, таково наше общество». (34)Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей.

    (35)Но при чём тут совесть? (36)Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас судит.

    (По Д. Гранину*)

    * Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) – русский писатель, общественный деятель.

    20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Писатель Михаил Зощенко был похоронен в Ленинграде на «Литераторских мостках».

    2) Пантелеев Алексей Иванович, один из авторов «Республики ШКИД», выступил с последним словом, отдавая дань памяти великому писателю Михаилу Зощенко.

    3) Многие сегодня стараются оправдать свои бессовестные поступки внешними обстоятельствами.

    4) Поступок, совершённый «по совести», вызывает уважение, не обесценивается.

    5) Слова Леонида Борисова, сказанные на похоронах Михаила Зощенко, — это поступок благородного человека, не побоявшегося осуждения начальства.

    Ответ:_______________________________________

    21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) В предложениях 1-8 представлено рассуждение.

    2) В предложениях 22, 25, 28 перечислены последовательные действия персонажа.

    3) Предложения 31-32 содержат ответ на поставленный в предложении 30 вопрос.

    4) Предложение 9 противопоставлено по содержанию предложениям 10-28.

    5) В предложениях 35-36 представлено повествование.

    Ответ:_______________________________________

    22. Из предложений 5-6 выпишите фразеологизм.

    Ответ:_______________________________________

    23. Среди предложений 2-8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

    Ответ:_______________________________________

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

    Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

    24. «Признанный классик отечественной литературы, автор многих ярких произведений Д. Гранин, размышляя о понятии «совесть», обращается к драматическим событиям, связанным с похоронами М.М. Зощенко. При этом автор даже не пытается придерживаться ровного, бесстрастного тона. Общий эмоциональный гон помогают передать синтаксические средства выразительности: (А) ______ (предложения 3-5), употреблённые в пятом и шестом абзацах (Б) ______ (например, предложения 13, 15, 16, 20, 21), а также (В) _____ (предложение 32). Убедительно и точно передать впечатление от поступка Леонида Борисова Д. Гранину помогает троп (Г) _____ («голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз»)».

    Список терминов:

    1. неопределённо-личные предложения

    2. развёрнутая метафора

    3. контекстные синонимы

    4. сравнение

    5. парцелляция

    6. вопросительные предложения

    7. восклицательное предложение

    8. литота

    9. антонимы

    Ответ:

    А

    Часть 2

    25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

    Объём сочинения – не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    ОШИБКИ

    1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    4) ошибка в построении предложения с однородными членами

    5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    7) неправильное построение предложения с косвенной речью

    Б

    В

    Г

    Д

    Б

    В

    Г

    doc4web.ru

    Задание 21 ЕГЭ по русскому языку решать.

    Новое 21 задание ЕГЭ по русскому языку 2019. Практика.  
    Тесты созданы на основе демоверсии ФИПИ 2019.Чтобы правильно решать это задание, рекомендуем изучить теорию: 
    ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА    

    10 примеров.   

    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.

    (1)Московский университет – старейший классический университет России. (2)Его профессора и выпускники внесли неоценимый вклад в развитие отечественной науки, просвещения и культуры. (3)МГУ был основан в 1755 году. (4)Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. (5)Сегодня МГУ – это комплекс из 40 факультетов, готовящих кадры самых разных направлений. (6)Университет является крупнейшим инновационным центром. (7)Первый в стране научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии, открылся в МГУ более 10 лет назад. (8)Кроме того, Московский университет – сложнейшее в инженерно-эксплуатационном отношении хозяйство. (9)В МГУ 1 тыс. отдельных зданий и строений общей площадью около миллиона кв. м, в том числе 8 общежитий, в которых проживает свыше 12 тыс. человек. 

    Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.

    (1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
    (7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.  


    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.

    (1)Озеро Казеной-Ам – живописный высокогорный водоем, расположенный на Северном Кавказе, на южном склоне Андийского хребта на высоте 1870 м над уровнем моря. (2)Считается, что Казеной-Ам по своим размерам ничуть не уступает известным Голубым озерам Кабардино-Балкарии. (3)Озеро возникло за гигантской плотиной высотой более 100 км еще в древние времена, когда горный обвал запрудил ущелья двух небольших речек – Хорсум и Каухи. (4)Казеной-Ам расположено в зоне чудесных горных лугов и степей. (5)В течение всего года, в том числе зимой, преобладает солнечная погода. (6)Вода озера прозрачная и холодная. (7)Летом ее температура на поверхности не под

    rustutors.ru

    21 задание ЕГЭ по русскому языку

    Разбор 21 задания из сборника Цыбулько ЕГЭ-2019.
     
    Вариант 1
    Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений
    (1) Среди трёх тысяч озёр Южного Урала одно из самых живописных — озеро Тургояк. (2) Про него уральцы говорят: «Тургояк — младший брат Байкала».(3) И не случайно: вода Тургояка по чистоте и прозрачности близка байкальской, а голубизной напоминает небесный аквамарин. (4) Прозрачность воды позволяет видеть дно, растения, рыб на глубине до 18 метров! (5)Размеры озера тоже сравнимы с величиной «старшего брата»: при протяжённости 12,5 км и ширине 11 км площадь составляет 2638 га. (6) Близ озера раскинулся национальный парк «Таганай» — уникальнейший природный комплекс Южного Урала, включающий несколько горных массивов: Таганай, Юрма, Ицыл. (7) Эти места за дивную красоту называют русской Швейцарией, сравнивая со знаменитыми европейскими Альпами. (8) Мрачные ущелья и горные кручи породили легенды о тайнах Таганая, которые и ныне передают старожилы. (9) Многие истории были когда-то мифами: о загадочном народе, проживавшем здесь, повествует древнеславянская и финно-угорская мифология.

    Ответ: 359
    2 двоеточие при прямой речи
    3 двоеточие в БСП  
    5 двоеточие в БСП 
    6 обобщающее слово при однородных
    9 двоеточие в БСП 

    Вариант 2 

     
    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    (1) Усть-Ленский заповедник расположен в Якутии, в зоне вечной мерзлоты — царстве арктической природы и сурового полярного климата. (2)Одной из жемчужин заповедника является остров Столб высотой 114 м. (3)Он сложен из пород, древность которых более 400 млн лет. (4)Коренные жители считают, что это место — обитель священных духов. (5)Проходя мимо острова на лодке, нужно бросить в воду дань — монетки. (б)Около Столба часто наблюдают миражи — оптические эффекты, появляющиеся в результате соприкосновения холодного северного воздуха с тёплыми водами, приносимыми рекой с юга. (7)Место это поистине величественное!
    (8) Примерно за 150 км до моря Лаптевых Лена разделяется на бесчисленные рукава и протоки, являя взору путешественника захватывающую дух панораму бескрайних водных просторов. (9)Общая площадь дельты реки Лены — крупнейшей реки Сибири — составляет более 30 ООО км2.
    Ответ: 1569
    1 тире при приложении
    2 тире между подлежащим и сказуемым 
    5 тире при приложении
    6 тире при приложении
    9 тире при приложении
       Вариант 3

    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    (1)Озеро Байкал — крупнейшее природное хранилище пресной воды, самое глубокое озеро на земле. (2)Недаром в народе издревле называют Байкал морем.
    (3) Озеро протянулось гигантским полумесяцем на 636 км с юго-запада на северо-восток.
    (4) Площадь водной поверхности Байкала — тридцать одна тысяча семьсот двадцать два квадратных километра, на которых могли бы поместиться такие страны, как Бельгия или Израиль. (5)Длина береговой линии — две тысячи километров. (6) Байкал поражает человека своей торжественной красотой, первозданностью — ему посвящены стихи, песни, мифы и легенды. (7)«Байкал, казалось бы, дол

    rustutors.ru

    36 вариантов ответов ЕГЭ по русскому языку 2017. И. П. Цыбулько – Рамблер/класс

    Всем добрый вечер,ловите финал ответов))))У меня есть с №29 по 36.С радостью со всеми поделюсь! Всем удачи!
     
    Вариант № 29
     
    1. В связи с этим

    3. 5

    4. Включит

    5. Зачинателем

    6. Пятьюстами

    7. 76834

    8. Одряхлеть

    9. Премилый превозмог

    10. Погоревать

    11. Вертишься

    12. Невысоком

    13. Поскольку поэтому

    14. 14 <или>41

    15. 25 <или> 52

    16. 1

    17. 12 <или> 21

    18. 2

    19. 2345 <или> другая комбинация этих цифр

    20. Невидимкой

    21. 235 <или> другая комбинация этих цифр

    22. Рукой подать

    23. 23

    24. 8394
     
    Вариант № 30 
     
    1. 24 <или> 42

    2. Кроме того

    3. 2

    4. Щемит

    5. Глиняные

    6. Ста

    7. 28954

    8. Околдовать

    9. Приобрёл приуныл

    10. Обуревать

    11. Вывалишь

    12. Неразрывная

    13. Поэтому чтобы

    14. 13 <или> 31

    15. 25 <или> 52

    16. 1

    17. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    18. 14 <или> 41

    19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    20. 145 <или> другая комбинация этих цифр

    21. 14 <или> 41

    22. Пожилого молодой

    23. 8

    24. 2749
     
    Вариант № 31 
     
    1. 23 <или> 32

    2. Так

    3. 5

    4. Загодя

    5. Искусственный

    6. Длиннее

    7. 14586

    8. Консервировать

    9. Бездарный разбег

    10. Преодолевать

    11. Невидимый

    12. Необходимо

    13. Сначала вскоре

    14. 25 <или> 52
    15. 15 <или> 51

    16. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    17. 145 <или> другая комбинация этих цифр

    18. 15 <или> 51

    19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    20. 35 <или> 53

    21. 145 <или> другая комбинация этих цифр

    22. Вышла из строя
     
    23. 52

    24. 5631
     
    Вариант № 32
     
    1. 15 <или> 51

    2. И

    3. 3

    4. Дозировать

    5. Конном

    6. Лягте

    7. 21634

    8. Архитектурный

    9. Приготовил прилёг

    10. Фасолевый

    11. Строивший

    12. Непрерывно

    13. Зато потому

    14. 13 <или> 31

    15. 14 <или> 41

    16. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    17. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    18. 14 <или> 41

    19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    20. 23

    21. 35 <или> 53

    22. Сторицей

    23. 7

    24. 2548
     
     
    Вариант № 33 
     
    1. 13 <или> 31

    2. В результате

    3. 4

    4. Кровоточащий

    5. Сравнительное

    6. Более честно <или> честнее

    7. 26735

    8. Привилегия

    9. Приналёг приобрел

    10. Грушевый

    11. Дышишь

    12. Невольно

    13. Чтобы вовремя

    14. 13 <или> 31

    15. 12 <или> 21

    16. 24 <или> 42

    17. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    18. 2

    19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    20. 45 <или> 54

    21. 134 <или> другая комбинация этих цифр

    22. День ночи

    23. 46

    24. 2947
     
    Вариант № 34
     
    1. 25 <или> 52

    2. Наконец

    3. 2

    4. Откупорить

    5. Охватить

    6. Их

    7. 24961
    8. Логичность

    9. Приложение приплод

    10. Строевой

    11. Знакомишься
    12. Несмотря

    13. Вдогонку чтобы

    14. 123 <или> другая комбинация этих цифр

    15. 14 <или> 41

    16. 234 <или> другая комбинация этих цифр

    17. 1345 <или> другая комбинация этих цифр

    18. 14 <или> 41

    19. 1245 <или> другая комбинация этих цифр

    20. 23

    21. 245 <или> другая комбинация этих цифр

    22. Недрах

    23. 13

    24. 9472
     
    Вариант № 35
     
    1. 24 <или> 42

    2. Поэтому

    3. 1

    4. Прибыл

    5. Ледовое

    6. Абзацев

    7. 32745

    8. Полагаться

    9. Подобрать прообраз

    10. Заночевавший

    11. Накормишь

    12. Неподдельную

    13. Тоже поэтому

    14. 14 <или> 41

    15. 35 <или> 53

    16. 123 <или> другая комбинация этих цифр

    17. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    18. 2

    19. 123 <или> другая комбинация этих цифр

    20. 24 <или> 42

    21. 345 <или> другая комбинация этих цифр

    22. Кушак
     
    23. 27

    24. 3769
     
    Вариант № 36 
     
    1. 35 <или> 53

    2.  И хотя

    3. 3

    4. Понявший

    5. Костяной

    6. Попробуй

    7. 24735

    8. Представление

    9. Преодолел преграда

    10. Ненавидевший

    11. Немыслимый

    12. Невероятная

    13. Вскоре так же

    14. 134 <или> другая комбинация этих цифр

    15. 34 <или> 43

    16. 234 <или> другая комбинация этих цифр

    17. 1245 <или> другая комбинация этих цифр

    18. 14 <или> 41

    19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

    20. 235 <или> другая комбинация этих цифр

    21. 123 <или> другая комбинация этих цифр

    22. Новогостарыми

    23. 4

    24. 3169

    class.rambler.ru

    Н.А. Сенина подготовка к ЕГЭ русский язык. Вариант 21. Сочинение

    Дмитрий, сочинение не имеет аргументов. Ищи. Исправляй ошибки.

    Когда мы осознаем роль близких людей в нашей жизни – вот проблема, над которой размышляет Ю. Яковлев.

    Автор, рассказывая о трагедии в семье юного Шарова, испытывает двойственные ощущения: сначала прозаик с досадой и недоумением рассказывает о безразличном отношении юношИ к свой бабушке. Позже он с гордостью повествует о том, что мальчишка хоть и поздно, после смерти бабушки, но осознал, как он был не прав, и что «Баваклава» не только ухаживала за ним, но еще и учила его самому важному – жить не только ради себя, но еще и ради тех, кто тебе действительно дорог.

    Позицию Ю.Яковлева определить не сложно: живя бок о бок с близкими, мы не осознаем того, что они для нас значат, но, потеряв родного человека, начинаешь понимать, насколько он тебе был дорог.

    Я полностью согласен с автором. Мы порой часто не замечаем, насколько важны близкие люди, но когда они уходят в мир иной, то начинаем осознавать, насколько они дороги были нам. НЕТ ПЕРЕХОДА К АРГУМЕНТАМ!

    Поэт-философ Омар Хайям так писал в своем Рубаи об осознании роли близких людей в нашей жизни:

    Один не разберет, чем пахнут розы,

    Другой из горьких трав добудет мед,

    Дай хлеба одному – навек запомнит.

    Другому жизнь пожертвуй – не поймет…(Аргумент не подходит!)

    Если хорошо задуматься над смыслом этого четверостишия, то можно понять, что Омар Хайям хотел передать важность понятия того, насколько важно каждому из нас иметь родного человека, но самое главное, заметить это.(Рассуждения не засчитают)

    Таким образом, могу сделать вывод, что близкие нам люди играют огромную роль в нашей жизни, но мы , к сожалению, очень часто не придаем этому должного внимания и начинаем это осознавать, когда уже совсем поздно.

    xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о