С какой целью мы изучаем русский язык в школе – С какой целью мы изучаем русский язык, русский язык

Что не так с русским языком в школе?

Предмет «Русский язык» в школе — плачевное зрелище с не менее грустным результатом. Я это говорю не только как эксперт по обучению, дидактике или психологии, но и сугубо с практической стороны, как руководитель компании, в которой почти все сотрудники должны уметь хорошо писать для тех или иных целей.

Кажется, всё пропало

Как только нам нужно найти сотрудника с навыками копирайтинга — всё, труба дело, процесс затянется не на один месяц: сейчас вот вакансию «пишущего» пиарщика не получается закрыть уже больше года! Подавляющее большинство кандидатов не в состоянии хорошо написать ни служебную записку, ни заметку, ни деловое письмо. 

Они не могут понятно описать ситуацию или план действий, выстроить структуру документа, да и просто однозначно сформулировать предложение. Они не знают никаких правил стилистики и принципов удобочитаемости, из-под их клавиш выходит сущий кошмар. С выпускниками журфака и филфака ситуация не сильно отличается (разве что стилистических ошибок чуть меньше, ну и способность «лить воду» лучше развита). 

Но вернёмся в школу, где всё начинается. Всё начинается ещё в первом классе (а точнее при подготовке к школе), где форма начинает доминировать над содержанием, соответствие стандартам над самовыражением, а ФГОСы над здравым смыслом.

Для того, чтобы человек реально владел письменным языком, а не просто умел писать под диктовку без ошибок, система обучения должна измениться буквально во всём, начиная с самого понимания целей обучения. Согласитесь, от муштры орфографии и пунктуации мало толка, если человек всё равно не может ничего толком написать.

Изначально я хотел написать про это небольшую статью из нескольких разделов, но с чего бы я ни начинал, текст стремительно раздувался до размеров отдельной статьи. После решительных действий количество разделов было сокращено до семи, а каждый из них был ужат в размер не больше страницы (по этой причине подразделы «что же делать» поместились только в первых трёх). Но всё равно получился «лонгрид», так что стоит сходить налить себе чаю перед тем, как погружаться в безрадостные подробности проблем преподавания русского языка.

Даже официальная статистика заболеваемости среди школьников показывает фантастическую эффективность учебного процесса в формировании сколиозов и ухудшения зрения. Львиная доля влияния в этом деле — это письменная работа за партой. Всё предельно просто: нагрузка на функциональные системы (зрение, нервную систему, мышцы спины и пр.) оказывается слишком сильной и слишком внезапной. 

Посмотрите на первоклассника, который делает упражнение в прописях: вся поза напряжена, спина искривлена, часть мышц в перманентом спазме, пальцы побелели, сжимая ручку. Такая нагрузка, вместо тренировки и развития возможностей, просто-напросто разрушает организм. Это как если неотягощённого спортивной подготовкой человека внезапно заставить бежать полумарафон — ни о какой пользе для здоровья речи быть не может. 

Будет проще понять, насколько сложной и напряжённой для ребёнка является работа в прописях, если вы проделаете простенький эксперимент: попробуйте несколько минут выполнять письменные задания левой рукой (если вы левша — правой, если вы амбидекстр — эксперимент не получится). Через несколько минут стараний вы обнаружите, что руку сводит, всё тело напряжено, спина искривлена, и эти ваши усилия всё равно тщетны — получается как курица лапой. 

Когда дети сталкиваются с этим каждый день, помимо проблем со здоровьем, это приводит к утомляемости, разрушению учебной мотивации и стойкой неприязни ко всяким письменным заданиям. Вполне естественно, что если какое-то дело чрезмерно сложно и утомительно, то заниматься им не хочется. Не говоря уже о том, что повторение крючков в прописях и так не слишком интересное для большинства людей дело.

Что же делать?  

Как ни странно, чтобы быстрее достигнуть результата, стоит меньше упирать на выведение букв и закорючек, а обратить внимание на более естественные и интересные для детей дела. Ну и, конечно, общую физическую нагрузку: именно здоровый тонус мышц должен поддерживать позвоночник в естественном положении.

Посмотрите, как тренируются профессиональные спортсмены: кроме занятий по своей дисциплине они занимаются множеством «не имеющих отношения к делу» вещей, от плаванья до переворачивания грузовых покрышек на скорость в условиях высокогорья. Такая разносторонняя нагрузка активно развивает общую координацию, адаптационные возможности организма и компенсируют «однобокость» профильной спортивной нагрузки.

Существуют сотни техник и способов рисования разными инструментами — от монотипии до граффити. Можно вышивать, лепить из пластилина или глины, выжигать, вырезать, собирать мозаику, вязать крючком, делать модели из бумаги — всё это и десятки других заданий тренируют способность контролировать движение рук и пальцев с точностью до десятых долей миллиметра.

Рисовать и писать можно на чём угодно

Чем разнообразнее виды деятельности, в ходе которых тренируется мелкая моторика и глазодвигательная координация, тем это интереснее для детей и эффективнее для обучения. Ведь когда человеку что-то искренне интересно, он старается делать это максимально хорошо и продуктивно, использует каждую минуту. 

Что важно, такой подход к подготовке к письму даёт не только замечательные результаты в плане развития мелкой моторики, но и развивает умение концентрироваться на деле, ориентацию на результат, кругозор, изобретательность, позитивное отношение к учёбе и жизни в целом — одни плюсы! И когда дело доходит собственно до письма, прописей и всего остального — такой ребёнок справляется с заданиями с первого раза и без особого труда.

Как известно, в школе любой способ написания букв, кроме правильного письменного — вне закона. Не предполагается, что дети будут что-то писать, пока они не освоят по прописям «правильный» способ написания букв и не отработают их соединения. Это спорная идея с нескольких точек зрения.  

Правильные и неправильные полоски

Во-первых, такая «высокая планка» точности, эстетичности и соответствия стандартам, которая ставится перед первоклассником с первого дня школы, напрочь отбивает мотивацию стараться. Ещё бы — заметный прогресс можно будет увидеть только через несколько месяцев, а дети, в силу возрастных особенностей, живут «здесь и сейчас». Ребёнку трудно, результат не радует — такой учебный процесс приносит лишь стресс.

Во-вторых, школьная стратегия подразумевает много-много-много терпеливых рутинных повторений одних и тех же действий, что для многих детей противоестественно. Очередной удар по живому интересу и мотивации, очередной повод «закручивать гайки» чтобы через слёзы получить результаты сомнительной ценности. Знаю, что встречаются дети, которых это увлекает, но большинство детей чистописанием занимаются сугубо из-под палки.

В-третьих, такая долгая обязательная прелюдия, как освоение «правильного» слитного письма, долго не позволяет использовать письмо по прямому назначению: для фиксации идей и общения. Очередная аккуратно исписанная строчка не несёт никакого смысла, ценности, позитивных эмоций для ребёнка. Когда человек не видит отдачи от усилий, мотивация стремительно улетучивается.

Последствия всего этого очень предсказуемы: с одной стороны, дети не любят писать, с другой — дети приучаются писать «что сказали» и не умеют писать «из головы».   

Что же делать?  

Начну с того, что принятый стандарт слитного письма пришёл к нам из далёкого прошлого и сама его целесообразность на данный момент вызывает вопросы.

Но даже если принять его как данность, то «лобовая» стратегия для освоения этого способа письма не слишком продуктивна. Дело в том, что этот сложный навык состоит из десятков компонентов: когда пишешь, одновременно нужно контролировать и форму  и размер букв, и соединения между ними, и отступы между строками, и переносы. Освоить всё это одновременно невозможно.

Традиционный подход подразумевает последовательно-механическую тактику: одно за другим, долго и мучительно осваивать написание каждой буквы, каждого соединения. Выше уже было обоснование, почему это не очень хорошая идея. Вместо этого можно просто-напросто быстро освоить и начать использовать произвольные печатные буквы, и вот почему это имеет смысл.

Используя печатные буквы, ребёнок может намного быстрее начать писать что-то осмысленное, видеть результат своей работы. При этом он попутно будет осваивать навыки, нужные для слитного письма: делать строку ровной, соблюдать одинаковый размер букв, делать интервалы между словами, не залезая на поля, переходить на следующую строку и пр.

Писать печатными буквами до тех пор, пока они не станут достаточно «послушными» и процесс их написания не станет автоматическим, быстрым, точным — это не только гуманно, но и эффективно в плане формирования в целом навыка письма (я имею в виду и каллиграфию, и грамотность, и владение письменным языком в целом).

Следующий этап — постепенная «подмена» печатных букв письменными. Не обязательно заменять сразу все, этот процесс может длиться и несколько месяцев в фоновом режиме. Буквы по-прежнему могут писаться раздельно. Главное, что постепенно буквы будут выглядеть всё лучше и лучше, а ручка будет всё быстрее скользить по бумаге. Во многих случаях буквы начнут сами соединяться, а оставшиеся ребёнок, при желании, может начать соединять хоть в один момент без какого-либо труда.

И самое главное: на каждом этапе формирования навыка слитного письма нужно использовать письменную речь на практике. Кривые печатные буквы, часть из них зеркально, скачет размер? Ребёнок может написать только одно-два слова за раз? Значит, уже можно делать этикетки, писать фразы в комиксах, придумывать подписи для рисунков, решать простые кроссворды, писать записки и таблички. Больше содержательных заданий, меньше нудятины!

Если вы уже забыли, о чём идёт речь, то фонетический разбор — это запись звукового состава слова, например, слово «ёжик» нужно записать как [й’ожык]. Изучают эту тему в первом же классе, собственно, подразумевается, что она должна помочь в освоении орфографии.

[й’ожык]

Фонематический слух (то есть умение дробить слово на звуки, правильно выделять их), безусловно, очень сильно влияет на точность записи слова. И когда дети пишут «кабуто» вместо «как будто» или «чилавег» вместо «человек», становится понятно, что они как-то не так воспринимают слова. Но пытаться развить этот самый фонематический слух через фонетический разбор — это просто какое-то изощрённое издевательство над детьми, а заодно над их родителями и здравым смыслом. Учить первоклассников, которые недавно выучили алфавит, писать [щ’ас’т’й’э], [ч’итыр’э], [ос’ин’] для того, чтобы они эффективно осваивали навыки грамотного письма — это как младенца-ползунка ставить на пуанты, «чтобы он сразу красиво ходил».

Вообще школьная программа — очень странная вещь: исходя из здравого смысла очень сложно предположить, какие нововведения в ней закрепятся на долгие годы, а какие будут лишь сезонной модой и останутся «региональным экспериментом». Фонетический разбор в началке в том виде, в котором он существует — очевидно негодная идея, но по необъяснимой причине он укоренился в ней на десятки лет и каких-то подвижек в этом не просматривается. 

Что же делать?  

Начнём с того, что фонематический слух вполне хорошо развивается по мере самого обычного чтения абсолютно любых текстов. В обычной повседневной речи многие слова звучат скомкано и искажённо, например, вместо слова «человек» в большинстве случаев мы говорим что-то больше похожее на «чеэк». Но, читая, ребёнок проговаривает слова (неважно, вслух или про себя) развёрнуто, в соответствии с их буквенным отображением.

Когда ребёнок что-то пишет, он тоже активно анализирует фонетику слова и подбирает буквы, чтобы отобразить её. Да, сначала он делает кучу ошибок — но со временем он запоминает всё больше нюансов написания конкретных слов, всё лучше преобразует звучание в написание. «Детские» ошибки постепенно исчезают и без всякого фонетического разбора.

Есть и простые способы, как более интенсивно развивать фонетический слух. Например, когда мы поём, то звуки звучат более развёрнуто, не «комкаются», это даёт лучше расслышать многие слова, запомнить их «звуковой образ». Когда учимся выговаривать скороговорки, то фокусируемся на звуках и чеканим их. А если слушаем аудиосказки в исполнении профессиональных чтецов, то получаем образец речи, где каждое слово, каждый звук «как на ладони».

Помимо фонетического разбора первоклассников и дошкольников учат и другим абсолютно неуместным вещам: умению отличать гласные от согласных, делить слова на слоги и прочие «полезности». Проблема в том, что если ты ещё не умеешь толком читать, то научиться этому довольно сложно, на это может уйти много времени и усилий. Парадокс в том, что эти умения никак не помогают научиться читать или писать. Ирония в том, что у ребёнка, который уже умеет читать и писать, на освоение этих премудростей уходит минут 15.

Навыки набора на клавиатуре настолько очевидно необходимы для обучения и для работы и вообще для жизни, что тут как бы и обсуждать нечего. Казалось бы, научите ребёнка слепому десятипальцевому набору, и это будет одна из немногих вещей в школьной программе, которые реально пригодятся в жизни. К тому же, очевидно, что освоение слепой десятипальцевой печати замечательно развивает координацию движений, моторику, концентрацию внимания.

Но это только вершина айсберга. Использование компьютера даёт возможность не только освоить навык скоростной печати. Оно помогает быстрее и лучше овладеть письменной речью за счёт того, что вносит вариабельность в занятия, даёт возможность использовать новые возможности, причём даже без каких-то специальных приложений и сервисов для учёбы. При работе с текстом на компьютере, в отличие от обычного письма ручкой, можно:

Это только пять возможностей, которые лежат на поверхности, и для каждой из них можно разработать десятки вариантов использования в занятиях.  

«Но ведь только при рукописном письме ребёнок запоминает моторный образ слова!»

Во-первых, освоение навыков печати на клавиатуре никак не мешает осваивать и традиционное рукописное письмо. Во-вторых, в реальной жизни ребёнку предстоит использовать именно набор на клавиатуре, и чтобы грамотно писать, должны формироваться какие-то другие механизмы запоминания, не связанные исключительно с выведением букв ручкой на бумаге.

«Но это вредно для осанки и зрения!»  

Опять же, во-первых, работа за компьютером не создаёт нагрузки большей, чем обычная работа за партой. Во-вторых, ребёнок, который умеет быстро печатать, может за компьютером проводить меньше времени, чем тот, кто печатает кое-как. 

 На всякий случай, ещё раз для тех, кто, прочитав про аргументы в пользу компьютера на уроках русского, чуть не разлил чай на клавиатуру: я не предлагаю прекратить учить рукописному письму, речь лишь о том, что давно пора наряду с этим системно работать за компьютером.

Главной добродетелью в школьном русском языке является что? Правильно — умение писать без ошибок! Это считается главной целью обучения — чтобы «деревянный» и «оловянный» обязательно были с двойной «н», а «Классная работа» было написано с новой строки с большой буквы. Дети боятся сделать ошибку — её подчеркнут красной пастой и снизят оценку, и это превращает и без того сложный пока для них процесс письма в ещё более стрессовое и неприятное дело.

Вы наверняка сталкивались с людьми, которые немедленно поправляют окружающих, неправильно, по их мнению, поставивших ударение в слове, сделавших какую-то другую речевую ошибку. «Правильно не тортЫ, а тОрты!», «Нет слова «нету», неграмотно так говорить!» Насколько с таким человеком хочется общаться? Аналогично — желания что-то писать, думая, что учитель только и ждёт, чтобы начать орудовать в твоей тетради красной ручкой, тоже больше не становится.   

Учителя и методисты, конечно же, изо всех сил пытаются помочь детям писать без ошибок. Для этого они в заданиях используют однообразные тексты из одних и тех же «пройденных» слов, которые пишутся по «пройденным» правилам, используется колоссальное количество заданий типа «вставь букву» или «диктант». Это делает процесс обучения ещё более унылым. Разница между нормальной, творческой письменной речью и вот такой «школьной нагрузкой» — примерно как между игрой на детской площадке и тюремной прогулкой по кругу с руками за спиной.

Такая практика сложилась исходя из давно устаревшего понимания целей обучения русскому языку. В реальной жизни нужен и востребован навык письменно излагать мысли, делать тексты удобными, функциональными, интересными, содержательными — в общем такими, чтобы они хорошо работали. В школе учат лишь одному: писать безошибочно. Сразу скажу: я обожаю грамотность, но дидактически убийственно насаждать её таким образом.

«Так что же, учителю безропотно терпеть «виласепет» и «кабуто»?»

У многих взрослых, которые сами учились в рамках традиционного подхода, есть прямо-таки фобия ошибок, мол «если сразу не научить правильно, не искоренить ошибки — то так и будет навсегда!»

Поэтому даже получив трогательную открытку от ребёнка-детсадовца «зднём рожения!», они не могут удержаться от того, чтобы не перечислить ему сразу же все орфографические ошибки, а то и заставить переписать всё правильно (а может, и не один раз). Не будем говорить о том, что это противоречит всем нормам вежливости и является для ребёнка ужасным примером того, как надо принимать подарки (хотели бы вы, чтобы к вашим подаркам так относились?)

Что интересно — все нормально относятся к тому, что на этой открытке что-то неровно вырезано, криво приклеено, что рисунок далёк от совершенства и т. п. Взрослый не скажет «Если не объяснить ему, что важно вырезать ровно — то он всегда будет вырезать криво!» или «Если не объяснить, что пропорции этого котика на рисунке неестественны, то он всегда будет так рисовать!» Как-то само собой разумеется, что сначала это будет делаться не безупречно, но с каждым разом всё лучше и лучше. Примерно то же самое касается и грамматических ошибок: они, естественно, будут, и совсем не обязательно их сразу же пытаться искоренить любой ценой.  

«Колосится золотистая рожь, купается в тёплых лучах ласкового осеннего солнца» — мало что может конкурировать по скуке с традиционными текстами для упражнений по русскому. Методистам важно, чтобы в тексте были нужные по программе слова, а то, что текст не вызывает у учеников только зевоту — проблема исключительно учеников.  

Как известно, школьные задания обязательно должны строиться на «идеологически выверенных» нейтральных текстах, которые никак своим содержанием не будут отвлекать детей от главного: зазубривание правил и грамотного написания слов. Главный тип заданий, как и в докомпьютерную эпоху — вставлять пропущенные буквы, расставлять запятые и писать под диктовку. 

«Умение не делать грамматических ошибок» фактически приравнивается в школьном обучении к «умению писать», между тем, первое не составляет даже 10% от второго. Часто видели в учебниках русского задания вроде «сделайте этот текст более структурированным и простым для понимания», или «найдите фактические противоречия в тексте», или ещё что-то, имеющее отношение к реальному умению писать? Ну то есть такому умению, когда в реальной жизни про человека говорят «он умеет хорошо писать»

Нет конечно, ведь всем известно, что вполне достаточно и того, чтобы дети зазубрили словарные слова «аппарат», «вестибюль» и «парашют»! Ну и что, что при наборе на компьютере или телефоне неправильное написание будет тут же подчеркнуто и программа предложит правильный вариант — вдруг они попадут на необитаемый остров и будут писать мемуары углём на бересте.

«Но ведь в школьной программе есть сочинения!»

Начнём с того, что школьные сочинения в том виде, как они есть, никто в здравом уме не будет добровольно ни писать, ни читать, ни обсуждать. Это абсолютно мёртвый, подчиняющийся стандартным требованиям ФГОС текст, не предназначенный ни для какой функциональной задачи, кроме как получения оценки. Единственное, чему можно научиться с помощью этого вида работ — это лить воду и высасывать из пальца очевидные вещи. Заяви в сочинении авторскую позицию, не соответствующую «линии партии», ну там, что тебе было скучно читать Толстого, или что ты в восторге от предприимчивости Чичикова — тебе конец! 

А видели темы школьных сочинений, которые бы вызывали у детей какие-то мысли, эмоции, дискуссии? Которые были бы актуальными, а не скопированы из методичек десятилетней давности? Темы, про которые детям хотелось бы написать своё мнение? Вряд ли, ведь это всё может отвлекать детей от главной цели — освоения грамотности — а также развивать в них крайне опасное вольнодумство! 

Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что для содержательного понимания большинства произведений, по которым школьники пишут сочинения, нужно быть, как минимум, половозрелым человеком, а желательно и с каким-то опытом отношений. Всю «любовную» мотивацию, терзания и страдания героев школьник может воспринимать примерно с той же степенью сопереживания, как беспокойство утки осенью накануне сезонной миграции.

Такой вопрос: какие тексты полезно уметь писать современному человеку, что и зачем он в принципе будет писать? Вероятно, он должен уметь писать деловые письма, излагать и обосновывать своё мнение. Можно предположить, ему нужно будет написать курсовую и дипломную работы во время обучения в вузе. Заявку на грант или на стажировку. Сопроводительное письмо к резюме. Инструкцию типа «как оформить пропуск» или «условия доставки». Объяснительную, какие-то разъяснения для кого-то. Да, расписку, соглашение и даже простенький договор набросать неплохо бы уметь. Ещё бывает очень полезно уметь написать пост, заметку или прямо целую статью.

Все эти тексты объединяет то, что они не относятся к художественному стилю. Это официально-деловой, публицистический, научный стили, их гибриды и разновидности. Художественный текст — это про самовыражение, творчество и эстетику, а всё перечисленное — это функциональные тексты. Электронные письма должны быть понятны и убедительны, инструкции должны быть составлены так, чтобы с первого прочтения их можно было выполнить правильно, сопроводительные письма к резюме должны приводить к приглашению на встречу, а письменное соглашение должно корректно и полно описывать то, о чём договорились на словах.

Наверное, 90% выпускников школ не умеют даже близко писать такие тексты, ведь в школе они читают и пишут почти исключительно художественные тексты (или их стилистическую имитацию)! Впрочем, надо отметить, что писать художественные тексты выпускники тоже не умеют, такой цели и не ставится: и смысла в этом особого нет, и достичь такого было бы проблематично. 

А вот научить базовым навыкам создания прикладных, функциональных текстов, напротив, было бы и вполне посильно, и очевидно актуально для реальной жизни. Но эти тексты практически полностью выпадают из школьной программы, даже простейшая задача вроде «напишите заявление в произвольной форме» большинство подвергшихся школьному, да и высшему образованию, ставит в тупик.   

Двигаемся дальше. Если хотя бы 10% выпускников в состоянии что-то выразить письменно, то рассчитывать найти среди них людей, которые в состоянии полноценно работать с текстом (владеют приёмами редактирования, улучшения удобочитаемости, могут исправить речевые и стилистические ошибки) почти невозможно. Среди множества причин такого положения вещей отмечу две, на мой взгляд, примечательные.

Во-первых, освоение умений работать с текстом затруднено тем, что писать учат исключительно в тетради, где, в отличие от компьютера, быстро и просто редактировать текст очень сложно. Считается, что если предложение написано без грамматических ошибок — то в дальнейшем редактировании смысла нет, для сочинения или изложения вполне сгодится.

Во-вторых, в школе учат не коротко и понятно излагать мысли, а, напротив, лить воду и генерировать как можно больше текста из самой пустячной мысли. Например, если предложение можно сократить в два раза и убрать лишний деепричастный оборот, полностью сохранив содержательность — то со «школьной» точки зрения делать это бессмысленно. Ведь нужно написать «текст на две страницы на такую-то тему»! Успешным считается школьник, который умеет витиевато и развёрнуто излагать даже очевидные мысли красивым почерком и без грамматических ошибок.

Можно и дальше разбирать разные проблемы школьного «русского языка», однако все они вытекают из одной ключевой вещи: принятая цель и концепция изучения этого предмета.

Возьмём аналогию с освоением устного языка. Вспомните оратора, которого вы с интересом слушали, про которого вы бы могли сказать «вот, этот человек умеет выступать, умеет понятно объяснить!» Дело в дикции? В том, что он все ударения верно ставит? В высокой скорости речи? В грамматически правильном порядке слов? Это всё хорошие вещи, но их явно недостаточно, чтобы быть интересным, эффективным оратором.

Аналогично язык письменный: красивый почерк и знание всех правил грамматики не являются достаточными для того, чтобы человек мог эффективно использовать его в жизни, поэтому они и не должны быть единственной и центральной целью образования.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Зачем молодежи учить русский язык?

Всероссийский центр изучения общественного мнения решил проверить грамотность россиян, задав им вопросы из Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку, который выпускники школ сдавали в прошлом году. В результате на восемь несложных вопросов правильно ответило всего 4% респондентов.

Продолжающиеся изменения отечественной системы контроля знаний, вытеснение сочинения Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), стремительное падение уровня грамотности населения – все это не может не не обращать на себя внимания. Один из наиболее стремительно распространяющихся в обществе стереотипов – русский язык и литературу нужно учить и знать гуманитариям, будущим филологам. Знать же литературу и быть грамотным – совершенно не обязательно для математика или физика.

О последствиях такого взгляда на систему образования мы попросили рассказать доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ Марину Юрьевну Сидорову.

Марина Юрьевна Сидорова – автор многих монографий, учебников, курсов, один из соавторов программы курса «Русский язык и культура речи для нефилологов»

– Марина Юрьевна, скажите, какие цели ставит курс «Русский язык и культура речи для нефилологов»? Зачем студентам-нефилологам и даже негуманитариям изучать в вузе русский язык и литературу?

– Курс «Русский язык и культура речи» является частью принятой в 2001-2002 годах программы гуманитаризации негуманитарного образования и, соответственно, движения гуманитарных специальностей по направлению к естественным наукам. Согласно этой программе гуманитарии получили определенный набор предметов, таких как «Концепции современного естествознания», «Математика для гуманитариев» и других, а естественники получили возможность выбирать из порядка десяти гуманитарных дисциплин, одной их которых и стал предмет «Русский язык и культура речи».

Для традиционной русской культуры всегда был важен не только результат какой-либо мыслительной деятельности, но и сам ход мышления, который может быть выражен только на языке, в тексте. Поэтому любой человек, получающий высшее образование, будь то инженер, или географ, или экономист, естественник или гуманитарий, должен уметь излагать свою мысль. Более того, даже если человек в своей профессиональной деятельности, как, например, химик или математик, оперирует знаниями других, невербальных, систем, то есть химическими и математическими знаками, он должен уметь переводить эти знания на нормальный русский язык.

Любая информация, знания передаются, прежде всего, путем словесным. Опытные шахматисты могут молча обсудить партию, только переставляя фигуры, потому что они, как посвященные, понимают, что происходит на шахматной доске. Но научить ребенка играть в шахматы, не произнося при этом ни слова, невозможно. Так же и опытному теннисисту достаточно только поправить руку, чтобы он понял, почему у него неправильный удар. Но только показыванием – как играть – мало чего добьешься.

Поэтому не только для будущего ученого или преподавателя, для руководителя, родителя, для любого, кто собирается работать в коллективе, так важно уметь излагать и передавать знания нормальным русским языком.

Помимо обучения культуре речи в задачи этого курса входит и обучение культуре общения и межкультурной коммуникации, которая приобретает все большее значение в эпоху глобализации.

– А какие изменения в культуре речи современного человека наблюдаются за последние десятилетия?

– Есть стандартные болезни. Например, агнонимия. Агноним – слово, которого человек не понимает. Очень мало слов знает современная молодежь. В том числе слов традиционной русской культуры. Дело не в том, что современному человеку обязательно знать, что такое кушак или что такое кибитка. Но если человек много раз встречает слово и не понимает его, то он привыкает читать текст и многого в нем не понимать. Он много раз слово видел, но не запомнил и не узнает. Дирижабль и дилижанс для него одно и то же, а эликсир то же самое что электорат. Секьюритизация для него – это подготовка агентов службы безопасности. Вторая болезнь очень серьезная, это то, что можно назвать недержанием синтаксической конструкции, если пользоваться медицинским термином. Это современное клиповое мышление. В когнитивной науке существует мнение, что полезно дробить информацию, подавая ее маленькими частями. Объясняется тем, что оперативная память вмещает около семи элементов. Но мы, с русским мышлением, сформированным на наших просторах, в системе образования, в политике, в художественной литературе пишем и говорим длинными предложениями. У нас учебники написаны, и лекции мы читаем тоже длинными предложениями. А современный молодой человек часто не способен эти длинные предложения сформировать. Он пишет в изложении: «Удивительная розовая птица увидел Вася», и не видит, что «удивительная розовая птица» и «Вася» стоят в одном и том же именительном падеже. Почему? Потому что он не держит эту структуру в голове. Поэтому никакую инструкцию по применению сложной техники или, скажем, пользовательское соглашение Яндекса он уже прочитать не может.

– Современные политики высказываются не только за отмену сочинения как выпускного и вступительного экзамена, но и за значительное сокращение часов на литературу в средней школе. Чем опасны такие тенденции?

– Тенденция, на самом деле, очень опасная. И опасность ее в том, что не только политики, но уже многие деятели образования высказываются за отмену сочинения. Сторонники ЕГЭ говорят, что ЕГЭ помогает отбирать тех людей, которые должны учиться в вузе, а противники, напротив, утверждают, что ЕГЭ не дает им отобрать талантливых людей, которые должны учиться в вузе. Для чего мы вообще даем человеку образование? Получается, мы даем человеку образование, для того чтобы он у нас функционировал. На самом деле, человек получает образование не для дяденьки, он получает образование для себя: для того чтобы потом иметь работу, хорошую, высокооплачиваемую, приятную, для того чтобы сформироваться как личность, иметь высокий уровень душевного комфорта, как это формулировал замечательный хирург Николай Амосов. Вот изучение литературы в школе помогает сформировать эту личность. Литература несет в себе определенный нравственный заряд. Мы читаем в «Войне и Мире» про то, что Николай Ростов задолжал денег и приходит к отцу и как-то пытается решить эту проблему. Это некоторая ситуация, в которой может оказаться молодой человек. Это модель поведения, которая может обсуждаться. Приведу очень грубое сравнение. Спрашивают: почему молодежь знакомится в интернете, при том, что эти знакомства очень опасны? Потому что это такой полигон, где можно испытать какие-то ощущения, попробовать ту или иную модель отношений. А чтение литературы тоже дает определенную модель отношений, в которой ясны причина и следствие, показывает, что такое хорошо и что такое плохо.

Есть и другая сторона. Знание может передаваться только в вербальной форме. Поэтому мы должны проверить, способен ли человек прочитать более или менее сложный текст, переработать его и на его основе создать другой. Сочинение это проверяет. Кроме того, сочинение позволяет проверить орфографию и пунктуацию. Орфография и пунктуация – это определенная дисциплина мозга. Это вообще дисциплина человека. Во время вступительных экзаменов физики или химики жалуются: «У нас человек будет из пробирки в пробирку переливать, а вы ему запятые проверяете». Если человеку все равно, куда запятую или тире поставить, значит, ему все все равно. Человеку, который запятые плохо ставит, я пробирку не доверю, потому что мы все взлетим на воздух. А ЕГЭ – это очень механическая деятельность.

Когда мы пишем сочинение, мы пишем текст. И когда потом человек приходит работать после вуза, он все время пишет тексты. Менеджер пишет отчеты, планы продаж, компьютерщик или инженер пишет технические задания. И с помощью своих устных и письменных высказываний строит отношения с другими людьми. Этому нужно обучать. И способных к этому людей отбирать. Но я не вижу никакого вида будущей деятельности, где нужно было бы отмечать плюсиками-минусиками – правильно или нет. Я просто не вижу, что симулирует ЕГЭ. Какую реальную деятельность?

www.pravmir.ru

Изучение русского языка в школе

На протяжении всего курса обучения в школе дети изучают русский язык. Он является главным средством общения, и использовать его правильно – один из самых главных навыков в жизни.

С первого класса и до самого окончания школы ученики изучают русский язык. Он является основным средством общения в жизни, как в устном, так и в письменном плане. На протяжении всего курса обучения школьники изучают множество правил и особенностей родного языка, но, к сожалению, не все данные в школьные годы знания используются в дальнейшем. Половина, а иногда и большая часть информации забывается и, соответственно, не используется.

В идеале эти знания должны постоянно подпитываться за счет прочтения соответствующей литературы. Однако, это делают единицы, да и то, в основном, в связи со своей основной деятельностью. Так сказать, по необходимости.

Следует отметить, что такого рода издания не мешало бы почитать политикам, «звездам» шоу бизнеса и прочим персонам, которые постоянно находятся в центре внимания. Если проанализировать ситуацию, которая присутствует сегодня в этой сфере, то она находится на весьма плачевном уровне. Тексты песен перенасыщены непонятными фразами, которые зачастую не связаны друг с другом, общественные деятели допускают в своем лексиконе больше количество ненормативной лексики и жаргонных выражений и т.д. Все это отрицательно сказывается на развитии русского языка. Разве этому нас учили в школе? Нет!

В школе нас учат правильно использовать слова, оформлять фразы, писать. Правильному развитию всего этого способствуют не только уроки учителей, заучивание правил, но и чтение книг, в том числе и художественной литературы. Сегодня, к слову, тоже многие увлекаются чтением книг и не важно в обычном бумажном переплете эта книга или в цифровом формате, главное, что книги и те написаны неправильно. Вернее неправильным русским языком. Поэтому литературу для чтения тоже следует выбирать аккуратно, даже без нашего желания неправильные выражения могут «прявязаться» и человек может начать использовать их, даже не задумываясь об этом.

Особого внимания заслуживает речь детей. Помимо уроков, которые они получают в школе, их знания и навыки в общении следует подпитывать разговорами, рассказами, чтением «правильных» книг и т.д. Следует помнить, что дети – это наше будущее и от них в прямом смысле слова зависит то, как будет в дальнейшем развиваться наш язык, поэтому на этот момент так важно обратить внимание и вмешаться в развитие разговорной и письменной речи ребенка.


www.detkiuch.ru

Значение изучения предмета «русский язык» в начальной школе — Студопедия.Нет

           Изучение русского языка имеет огромное значение для формирования личности младшего школьника. Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. «В языке одухотворяется весь народ и его родина», — писал К.Д. Ушинский в своей работе «Родное слово». «Родной язык – величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было еще ни книг, ни школы». (М.Р. Львов).

Изучая язык, ребенок впитывает в себя историю, быт, культуру, духовные ценности народа. Он приобщается к историческим корням своих предков, постигает традиции своего народа, его прошлое и настоящее. Изучая язык, родную литературу, дети усваивают нравственную чистоту народа: совестливость, радушие, доброту, милосердие.

Русский язык – основа, база всей системы образования. В процессе его изучения формируется три основополагающих фундаментальных навыка: чтения, письма и говорения. Без этих навыков никакое обучение вообще невозможно.

Постоянные занятия языком обогащают и развивают интеллект ребенка. «Никакой другой предмет не способен так развить человека, как изучение языка», — писал К.Д. Ушинский.

Все это определяет значимость предмета «русский язык» в системе школьного образования.

 

Задачи и содержание начального обучения русскому языку

           Задачи и содержание начального обучения русскому языку регулируются Государственными образовательными стандартами начального общего образования. ГОС – это федеральный нормативный документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускника начального звена общеобразовательной школы.

           В новых стандартах несколько смещаются акценты в постановке приоритетных целей и задач начального образования.Если в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму и счету, а критерием его успешности – уровень сформированности предметных умений и навыков, то новые стандарты делают акцент на формировании в начальной школе основ учебной деятельности ребенка: системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать учебные действия и их результат и так далее. В стандартах особо подчеркивается , что «особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, чтоученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способности к самостоятельной учебной деятельности в дальнейшем».

           Наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младших школьников – умением читать, писать, считать), в программном содержании представлен деятельностный компонент, что, по мнению авторов стандартов, «позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения».

           Совершенно новым в стандартах стало выделение так называемых «метапредметных», или «надпредметных» знаний, умений и способов деятельности. Эти компетенции формируются средствами каждого учебного предмета. Таким образом, появляется возможность объединить усилия для решения общих задач обучения и воспитания школьников в рамках разных предметов, преодолеть узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

 

           Значительно изменился сам текст программ по разным учебным предметам. Рассмотрим в качестве примера программу по русскому языку для начальной школы. Она состоит из пояснительной записки, общей характеристики содержания курса и тематического планирования материала.

           В пояснительной записке к программе определяются цели и задачи курса, отмечается, что курс русского языка в начальной школе имеет познавательно-коммуникативную и социокультурную направленность. «Курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников».

           Курс «Русский язык» представлен традиционными для начальной школы содержательными линиями: система языка; орфография и пунктуация; развитие речи. В содержании курса выделен раздел «Виды речевой деятельности» (слушание, говорение, чтение и письмо), призванный обеспечить развитие коммуникативных способностей учащихся на разных уровнях.

Разделы «Обучение грамоте», «Систематический курс русского языка» отличаются уже сложившимися подходами к содержанию и объему изучаемого материала.

           В программе определяется итоговый уровень учебных достижений учащихся в части их лингвистического образования и речевого развития, который включает:

— достаточный объем знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

— умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

— умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками;

— сформированностьобщеучебных знаний и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватной поставленной цели, контроль и самоконтроль).

           Как видим, весь этот перечень выстроен на языке умений, действий, способов действий, что еще раз подчеркивает деятельностную направленность всего процесса обучения в начальной школе на современном этапе.

 

           В тематическом планировании определяется основное содержание курса, представлен примерный перечень тем в рамках каждого раздела, а также, что является совершенно новым, дана характеристика деятельности учащихся при изучении каждой темы. В этой последней части названы те общеучебные(метапредметные) действия и способы деятельности, которыми должны овладеть ученики, изучая материал.

При изучении каждой конкретной темы учитель должен позаботиться о формировании определенных программой учебных действий и стоящих за ними компетенций. Основным направлением работы, а также важнейшим критерием оценки образовательного процесса в рамках каждой пройденной темы становится уже не только освоение обязательного минимума содержания образования, а овладения системой конкретных учебных действий с изучаемым материалом.

 

Все это предъявляет новые требования к личности учителя, которому предстоит осваивать эти стандарты. До настоящего времени учитель должен был в основном определять содержание изучаемого материала, дозировать его, планировать урок и проводить его с использованием новых интерактивных методик и технологией. Теперь ситуация коренным образом меняется. Современный учитель должен в совершенстве владеть такими качествами и умениями, как:

ü Определять содержание учебного материала и ставить задачи его изучения на предметном, метапредметном и личностном уровнях.

ü Выстраивать содержание и логику каждого урока, а также учебно-воспитательного процесса в целом с учетом поставленных задач.

ü Каждое учебное задание доводить до требуемого результата: то есть не просто до его выполнения, но и до осознания того, каким способом ученик действовал при его выполнении, каков алгоритм того или иного действия, как изменится способ действия при изменении условий выполнения задания и т.д.

ü Учитель должен учитывать возможности каждого отдельного ребенка в усвоении учебного материала, соотносить критерии и условия оценки его учебных достижений с его возможностями и способностями, различать то, чему выпускник начальной школы должен научиться (овладение опорным материалом и опорными элементами) в рамках каждой темы, и то, чему выпускник получит возможность научиться, то есть тот повышенный уровень достижений, который смогут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные учащиеся.

ü Планировать личностные и метапредметные результаты изучения материала (личностные, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные и коммуникативные).

ü Учитель должен владеть современными методиками и технологиями обучения, в том числе компьютерными, позволяющими осуществлять учебный процесс на современном уровне.

ü Учитель должен овладеть высоким уровнем рефлексии результатов учебно-воспитательного процесса, овладеть технологиями оценки уровней достижений каждого учащегося и класса в целом.

ü Учитель должен быть исследователем, умеющим выявить и осознать проблему, наметить пути ее решения на теоретическом и практическом уровнях. Использовать результаты своих научных исследований в учебном процессе.

 

studopedia.net

Педсовет. Чему и зачем мы учим на уроках русского языка.

В таблице мне хочется обобщить опыт тех, кто искал лучшие методики преподавания русского языка, и попытаться разобраться, как же всё-таки вести этот предмет. 

Все наиболее интересные методики, технологии, методы, с которыми мне пришлось столкнуться, можно условно разделить на три основных подхода. 

  Тренинг грамотности
Традиционные  методики      

Развивающие методики

Принципы 

Запоминание созданного другими. 

Ученики запоминают, как надо писать, всеми возможными способами, которые предлагает преподаватель. Предполагается, что моторные навыки должны формироваться с опорой на правильные образцы письма.  
Осмыслению правил также уделяется много внимания, но выбор буквы ученик осуществляет после того, как проработал образцы без пропусков.

Осмысление созданного другими. 

Ученик должен понять правило и научиться обосновывать выбор буквы или знака, пользуясь этим правилом. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. 
Предполагается, что выбор по аналогии лучше «бездумного зазубривания» и поможет детям качественнее освоить правила. 

Создание теоретического материала и собственных текстов. 
Ученики анализируют языковой материал, ищут закономерности и сами формулируют правила. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. После того, как ученики вывели и какое-то понятие или правило, преподаватель сообщает, как это называется в официальной науке. Предполагается, что теория, выведенная самостоятельно, лучше запомнится.  Ученики получают много творческих заданий. Предполагается, что формирование навыков письма должно базироваться на развитии речи. ;
    
Основные упражнения
Зрительные диктанты

Орфографическое чтение

Списывание текстов без пропусков букв

Запонимание таблиц с опорными сигналами

Комментированное письмо 

Постоянные маленькие диктанты

Синтаксический разбор

Быстрое прорабатывание большого количества тестов (с объяснением)

Частые контрольные диктанты

 

Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания

Списывание слов по столбикам

Комментированное письмо

Синтаксический разбор

Медленное самостоятельное выполнение тестов

Редкие контрольные диктанты

 

       
Работа с текстами и карточками по заданию в малых группах 

Творческие работы, требующие создания собственного текста (устного или письменного) 

Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания 

Синтаксический разбор

Редкие контрольные диктанты

Что получает ученик и какие задачи перед ним ставятся Готовые правила в компактном изложении 

Наборы слов на правила и словарных слов для запоминания 

Задача ученика — запомнить и повторить правила и слова. 

Готовые правила по отдельным пунктам для медленного прорабатывания каждого пункта.

Слова и тексты с пропущенными буквами для отработки применения правила.


Задача ученика — понять правило и научиться его использовать.

Готовые наборы слов на правила для анализа и вывода правила. 

Задания на создание собственного текста. 

Задача ученика — выработать понятия и правила, а потом запомнить их. 

На чём строится структурирование работы Изучаются группы правил, параллельно идёт словарная работа по специально подобранным и разбитым на группы словам. 

Изучаются части речи и все правила, связанные с каждой частью речи, словарная работа ведётся без особой системы по небольшим спискам, предложенным учебниками.

Сначала выводятся основные понятия теории языка. Потом при оперировании этими понятиями выводятся правила. Порядок работы с правилами не имеет особого значения.
Цель, которая будет достигнута в первую очередь  Повышение грамотности


Знание правил

 

Развитие мышления 
Раскрытие творческого потенциала
Для каких детей лучше подходит Для правополушарных Для левополушарных Для левополушарных и правополушарных
Мотивация

Внутренняя 

(возникновение спортивного интереса при быстром заметном результате)
Внешняя (необходимость учить материал под угрозой контрольных и плохих оценок) Внутренняя (реализация потребности в творчестве, интерес к исследовательской деятельности)
 Контроль Жёсткий многоуровневый контроль Жёсткий контроль Главное — участие
Основные недостатки подхода Не развивается мышление. Не раскрывается творческий потенциал.  При знании правил не каждый может их применять и писать грамотно. Не каждый учитель может решить проблему грамотности. Выпускники часто отказываются решать учебные задачи, результат которых известен человечеству.

Вы видите, что я работаю с крайностями. Конечно, в чистом виде таких методик не существует. Каждый педагог, каждый автор учебника старается в той или иной мере, в тех или иных пропорциях совместить эти три подхода. На мой взгляд, лучше всего это удалось авторам комплекта учебников программы «Школа 2100» Бунеевым. Я вывожу чистые типы методик для того, чтобы, опираясь на эту таблицу, преподаватели могли разобраться, что и зачем они делают в каждый момент на уроке, не упускают ли какой-то важной части. 

Вы спросите, какой подход ближе лично мне. Смотрите на цели. На мой взгляд, русский язык надо изучать для того, чтобы ученик, в первую очередь, начал грамотно писать. А для достижения этой цели тренинговые методики работают эффективнее. Однако нельзя забывать и о развитии мышления и вообще о подаче материала левополушарным детям. 

В любом случае выходит, что традиционные методики проигрывают по многим параметрам и развивающему обучению, и тренингу. Это не компромисс между крайностями. Традиционная программа не совмещает разные подходы, а уходит и от того, и от другого. Выпускники школ, которые учатся по обычным программам, на выходе не могут похвастаться ни грамотным письмом, ни развитой речью, ни гибким мышлением. А если и могут похвастаться, значит, преподаватель в значительной степени всё же использовал элементы развивающего обучения или тренинговые упражнения. Или то и другое в каком-то соотношении. 

Надеюсь, мой материал кому-нибудь поможет в методологической работе над выработкой единой методики, совмещающей противоположные по принципам подходы. Если это, конечно, вообще возможно. 

Важно понимать, что в таблице описаны только методы освоения орфографии и пунктуации. Сейчас я не веду речи о развитии лингвокреативности и подготовке к сочинению.

pedsovet.org

Русский язык. Зачем мы его изучаем? (Первый урок русского языка в 5 классе)

Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ

«Русский язык. Зачем мы его изучаем? (Первый урок русского языка в 5 классе)»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2014

Цели и задачи:

-пробудить интерес учеников к изучаемому предмету;

-показать роль языка в жизни людей;

-повторить понятие текст, тема текста;

-совершенствовать умение выразительно читать текст, строить высказывание на основе исходного текста, создавать собственное высказывание на заданную тему.

1.Вступительное слово.

Первые уроки традиционно посвящены русскому языку, его роли, значению.

На доске:

Язык – к знанию ключ.

Язык – весы ума. (Узбек.)

Язык – ключ к сердцу. (Азерб.)

Язык – переводчик сердца. (Араб.)

Язык поможет найти правильный путь. (Вьетн.)

Как вы понимаете данные высказывания? О какой роли языка в жизни человека они говорят?

Как называются такие изречения, наполненные глубоким смыслом?

Почему после первой пословицы нет указания, какому народу она принадлежит? Как вы думаете, чья это пословица?

Как вы думаете, в последней пословице о каком пути идет речь? Вспомните русскую пословицу, похожую по смыслу на вьетнамскую. (Язык до Киева доведет.) Что обозначает эта пословица?

Запишите в тетрадь одну из пословиц, которая вам понравилась больше всего.

2. Чтение и анализ стихотворений.

Многие русские ученые, писатели, поэты размышляли о значении русского языка в жизни общества. Сегодня мы познакомимся со стихотворениями А.Яшина и В.Шефнера.

Выразительное чтение стихотворений.

(отображение с помощью проектора)

Русский язык”

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Изучайте родной язык!
В нём былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь, его.

А.Яшин.

Как относится автор к родному языку? Какие строчки в большей степени отразили любовь А.Яшина к русскому языку?

Какие особенности, с точки зрения поэта, есть у русского языка? Почему он певуч, многолик, могуч, пахуч, живуч? Какие части речи использует автор, чтобы охарактеризовать язык?

Какие художественные приемы использует автор? (сравнения, синонимы)

Запишите в тетрадь под диктовку последние пять строчек. Какие орфограммы вам встретились? Подчеркните все орфограммы и объясните правописание слов. Сверьтесь с исходным текстом.

Сейчас мы познакомимся с отрывком из стихотворением В.Шефнера

Слово”

Много слов на земле. Есть дневные слова, —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер

Как вы думаете, о каких словах идет речь в первом четверостишии? Почему автор называет слова дневными?

Слова какой части речи часто употребляется во втором четверостишии? Назовите их. (убить, спасти, повести, продать, предать, купить, перелить). Запишите их в тетрадь. В какой форме употреблены глаголы? Выделите в них корни и устно подберите однокоренные слова.

3. Подведение итогов урока.

О чем мы говорили сегодня на уроке? Какой главный вопрос стоял в центре нашего внимания?

Так зачем же мы изучаем русский язык? (Русский язык – это язык великого русского народа. Он нужен нам, чтобы читать, писать, общаться, делиться своими мыслями с другими людьми. В языке отражается история и культура народа, его мудрость. Русский язык велик, богат и могуч. Знание языка позволяет воздействовать на других людей, использовать слово, как оружие. Поэтому очень важно, кто этим оружием будет владеть. Человек должен любить, ценить и беречь свой язык.)

4.Домашнее задание.

1)Подготовить ответ на вопрос: «Зачем современному россиянину изучать русский язык?» (3-5 предложений с доказательствами)

2)записать однокоренные слова к слову «язык».

3)найти и записать еще 2 пословицы о языке и уметь объяснить, что они обозначают.

Список использованной литературы:

1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А «Русский язык. 5 класс» — М.: «Просвещение», 2012. Ч.1.

2.Кушевич Т.А. «Первые уроки в начале учебного года» // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2011, № 14 (613). – С. 16-17.

3.Зайцева Н.А. К первым урокам русского языка» // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2011, № 13 (612). – С. 21.

globuss24.ru

Основные цели и задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе

Стр 1 из 10Следующая ⇒

Введение

 

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И. Куприн

 

Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности.

В.В. Виноградов

 

Одной из задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи, поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы.

Развитие речевой культуры учащихся – важнейшее направление в теории и практике литературного образования. Большой вклад в разработку проблемы внесли А.Д.Алферов, Ф.И.Буслаев, В.В.Голубков, Н.В.Колокольцев, В.П.Острогорский, М.А.Рыбникова, С.А.Смирнов, Н.М.Соколов, В.Я.Стоюнин, В.П.Шереметевский, современные учёные Н.А.Демидова, Т.Ф.Курдюмова, Н.И.Кудряшев, В.Я.Коровина, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, К.В.Мальцева, М.В.Черкезова и др. Труды ведущих методистов создали предпосылки для разработки комплексной системы развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Слова А.И.Куприна, вынесенные в эпиграф, кажутся наиболее актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов. Ученикам всё труднее приходится выражать собственные мысли, отвечать связанно на уроках, писать рефераты, сочинения.

 

 

Вышесказанное указывает на актуальность и своевременность темы исследования: Приёмы описания человека в системе развития речи учащихся.

Объект исследования: развитие речи учащихся на уроках русского языка.

Предмет исследования: описание человека в системе развития речи учащихся.

Цель исследования: изучить приёмы описания человека в системе развития речи учащихся.

Реализация цели потребовала решения следующих задач:

1. Охарактеризовать основные цели и задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе.

2. Рассмотреть направления развития речи учащихся на уроках русского языка.

3.

4.

5.

6. Привести конспекты уроков, направленные на обучение учащихся описанию человека.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса заданий и упражнений в практике школы.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе теории и методике преподавания русского языка, а также в практике школьного обучения.

Глава 1. Развитие речи учащихся на уроках русского языка

 

Основные цели и задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе

 

На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению целей и задач обучения и воспитания в школе. Главными задачами общеобразовательной школы являются следующие:

— удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;

— обеспечение усвоения учащимися системы знаний;

— формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, самостоятельности в пополнении знаний;

— выработка у молодёжи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, ответственности за свои поступки [1, с.45-47].

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Русский язык имеет длительную историю, обладает устойчивыми культурно-историческими традициями, тесно связан с развитием культуры русского народа.

Для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые неоднозначно отражаются на состоянии и путях развития русского языка. Он освобождается от многих искажавших его стереотипов и штампов. Вместе с тем происходит снижение общего уровня языковой культуры в обществе. В русскую речь всё больше внедряются вульгарные, а иногда и просто непристойные выражения, она засоряется жаргонными словами и оборотами, неоправданными заимствованиями из иностранных языков.

На состояние русского языка оказывают негативное влияние ряд факторов, среди которых отметим следующие:

— не обеспечивается необходимый объём и уровень научно-исследовательской работы в области русского языка и словесности

— …

— возникли серьёзные трудности в преподавании русского языка и литературы в школах и вузах: существующая учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям, не используются в полной мере новые образовательные технологии [7, с.67].

В условиях значительных изменений во всей системе образования изменились и цели обучения русскому языку.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

— воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

— развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию [11, с.63-65].

Однако все мы знаем, как ограничены их речевые возможности. Знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо они понимают прочитанное, особенно учебно-научные тексты. Знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию. Знаем, как несовершенна их собственная устная и письменная речь.

Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовать свою собственную жизнь.

Задача уроков родного языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах речевой деятельности. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда ученик начнёт относиться к ней сознательно.

Проблема речевого развития, в частности совершенствования навыков говорения, решается путём единства двух подходов: через раздел «Речь» и через речевой аспект раздела «Язык», нацеленной на формирование навыков научной речи.

В разделе «Речь» даётся система заданий, сочинений и изложений, рассчитанных на всестороннее развитие у учащихся навыков связной речи в опоре на речеведческие понятия стилей и типов речи, текста.

На уроках предусматриваются высказывания учащихся (типа небольших своеобразных сочинений) на основе репродукций картин и фотографий с заданием употребить определённые части речи, грамматические конструкции (односоставные предложения, предложения осложнённого типа).

 

mykonspekts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.