Таможенное дело рф – Тема 1. Таможенное дело в Российской Федерации

    Таможенное дело

    Зуева Татьяна
    Сергеевна

    Кафедра «Международная
    торговля», экзамен

    Литература:

    1. «Таможенное дело»
      Толкушкина А.В., Юрайт, 2008.

    2. «Таможенное дело»
      Свинухов В.Г., Экономистъ, 2005.

    3. «Таможенное право»
      Свинухов В.Г.

    4. Таможенный кодекс
      2004 года с изменениями и дополнениями
      от 06.12.07.

    5. Федеральный закон
      «О таможенном тарифе» от 21.05.93 г. №
      5003-1.

    6. www.customs.ru
      (ФТС), www.tamognia.ru,
      www.vks.ru

    Тема 1. Введение в курс дисциплины «Таможенное дело».

    1. История возникновения
      и развития таможенного дела.

    2. Источники
      регулирования осуществления таможенного
      дела в РФ

    1. История возникновения и развития таможенного дела.

    Таможенные пошлины
    впервые возникли в 3 тыс. до н.э. в странах
    Ближнего Востока и Египта. История
    российской таможни начинается с
    конца 10 в.

    первое упоминание о таможенных пошлинах
    в «Русской правде» – первом документе,
    который регулировал общественные
    отношения. Пошлина называлась мыто (на
    товары, перевозимые по сухопутным
    территориям). Таможенники назывались
    мытниками. Тамга – клеймо, тамжить –
    взимать плату.

    В
    16 в.
    происходят
    первые попытки унификации сбора пошлин
    c
    товаров в России. В связи с этим издаются
    документы: торговый устав, уставная
    таможенная грамота. В 1667 г. принимается
    новоторговый устав (стал прообразом
    современного таможенного тарифа). Он
    представлял собой синтез налогового,
    таможенного и бюджетного законодательства.
    В нем впервые устанавливались санкции
    за нарушение торговых правил.

    В
    царствование Петра Первого

    было значительное развитие таможенного
    дела. Этому способствовали: выход России
    к Балтийскому морю, бурное развитие
    промышленности, мануфактур, с/х,
    многочисленные внешнеполитические
    акции, которые открыли путь российским
    товарам в Европу. Таможенные органы
    начинают играть более значимую роль в
    государстве и содействуют развитию
    национальной промышленности и торговли.
    Но в то же время этот период характеризуется
    политикой жесткого протекционизма,
    т.е. устанавливались очень высокие
    ввозные пошлины на иностранные товары.

    В
    период Екатерины Второй

    определили, что таможенный тариф должен
    изменяться каждые 5 лет. Она отказалась
    от ограничений Петра Первого и создала
    благоприятные условия для развития
    русского предпринимательства. Она
    заложила методы для номенклатуры
    товаров. Этот период охарактеризован
    стремлением публичной власти поощрить
    таможенников. Например, в 1911 г. император
    Александр I издал именной указ, в котором
    было прописано что, все контрабандные
    товары и штрафы, которые налагаются на
    виновных лиц, поступали не в казну, а в
    доход самих таможенников.

    В 1819 г. принимается
    Таможенный устав, который впервые вводит
    понятие контрабанда и все ее признаки.

    В 1857 г. издается
    новый устав, в котором четко были
    определены права и обязанности таможенных
    чиновников.

    В 1892 г. новый
    таможенный устав вводит охрану на море
    и прибрежные территории.

    В 1912 г. новым
    уставом была утверждена последняя
    реорганизация таможенной службы в
    царской России.

    В 1917 г. была введена
    монополия на все товары первой
    необходимости, была национализирована
    внешняя торговля.

    Первый таможенный
    устав СССР был принят в 1928 г. Он закрепил
    государственную монополию. В 30-40-е гг.
    сокращается численность таможенных
    органов.

    В 1964 г. новый устав
    подчинил таможенную службу министерству
    внешней торговли СССР.

    В 1991 г. принимается
    следующая редакция ТК СССР и закон о
    таможенном тарифе. 25 октября 1991 г. был
    образован государственный таможенный
    комитет.

    В 1993 г. принимается
    первый ТК РФ и закон о таможенном тарифе
    1993 г.

    В 2003 г. принимается
    новая редакция ТК, которая вводилась в
    действие с 1 января 2004 г. С 2004 г.
    государственный таможенный комитет
    был преобразован в Федеральную таможенную
    службу, которая подчинялась Минэкономразвития
    и торговли до 2006 г., а с июня 2006 г. –
    Правительству.

    studfiles.net

    Таможенное дело в Российской Федерации

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

    Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

    Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела.

    Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции обеспечивают единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

    Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, — таможенным законодательством Российской Федерации.

    При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — акты таможенного законодательства). Также порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы может регулироваться указами Президента Российской Федерации.

    На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

    Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые, в соответствии с федеральными законами, особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Кодексом и иными федеральными законами. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию, особых экономических зон, являются таможенной границей.

    Таможенная граница в своей большей части совпадает с Государственной границей Российской Федерации.

    В таможенном деле основные понятия используются в следующих значениях:

    1) Товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства; транспортные средства, указанные в п. 5, к товарам не относятся.

    2) Российские товары — товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, т. е. не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.

    З) Иностранные товары — товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с пп. 2 настоящего пункта.

    4) Товары, находящиеся под таможенным контролем, — иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы.

    5) Транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров.

    6) Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей — наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных Кодексом.

    7) Перемещение через таможенную границу товаров и/или транспортных средств — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и/или транспортных средств любым способом.

    8) Ввоз товаров и/или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации — фактическое пересечение товарами и/или транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Кодексом действия с товарами и/или транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

    9) Вывоз товаров и/или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации — подача таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и/или транспортных средств, а также все последующие предусмотренные Кодексом действия с товарами и/или транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и/или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и/или транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.

    10) Незаконное перемещение товаров и/или транспортных средств через таможенную границу — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и/или транспортных средств с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации.

    11) Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, — федеральное министерство, в ведении которого находится федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и которое осуществляет контроль и координацию деятельности указанной службы, а также функции по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, или федеральное министерство, уполномоченное в области финансов, если данное министерство в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, осуществляет нормативно-правовое регулирование по отдельным вопросам таможенного дела, но не осуществляет координацию деятельности таможенных органов. В этих случаях федеральное министерство, уполномоченное в области финансов, совместно с федеральным министерством, в ведении которого находится федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, осуществляет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов в области таможенного дела. Данные федеральные министерства не являются таможенными органами.

    12) Таможенные органы — федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда упоминаются таможенные органы иностранных государств.

    13) Лица — юридические и физические лица.

    14) Российские лица — юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей.

    15) Иностранные лица — лица, не указанные в п. 13.

    16) декларант — лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары.

    17) Перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и/или перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

    18) Таможенный брокер (представитель) — посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Кодексом.

    19) Заинтересованные лица — лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и/или транспортных средств непосредственно и индивидуально.

    20) Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых
    таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

    21) Таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

    22) Таможенная процедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

    23) Таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

    24) Выпуск товаров — действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и/или распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

    25) Свободное обращение — оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

    26) Налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Таможенным кодексом.

    27) Внутренние налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации.;

    28) Таможенная декларация — документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с Кодексом.

    29) Транспортные (перевозочные) документы — коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.

    30) Коммерческие документы — счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

    31) Таможенные документы — документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

    32) Таможенный сбор — платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

    seaspirit.ru

    Таможенное дело — это… Что такое Таможенное дело?

    Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Функции государства в области таможенного дела возложены на Федеральную таможенную службу РФ.

    Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений с ней.

    Другой немаловажный аспект понятия таможенное дело — правовой. В настоящее время в России оформилась специфическая подотрасль административного права — таможенное право. В данную категорию включают правоотношения, возникающие при осуществлении внешнеторговой деятельности между её участниками и государством. Основным документом, регулирующим такие правоотношения, является Таможенный кодекс ТС.

    Организация управления таможенным делом

    Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.[1]

    Непосредственная реализация большинства функций государства в области таможенного дела возложена на Федеральную таможенную службу (ФТС), бывший Государственный таможенный комитет (ГТК).

    ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:

    • обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;
    • обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
    • применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
    • осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
    • ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
    • содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности население, жизни и здоровья человека, защите животных и растении, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
    • обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;
    • выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.

    Система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом ТС,ФЗ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и включает четыре уровня: Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты . В настоящее время в России действует 8 региональных таможенных управлений (Центральное, Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное, Уральское и Северо-Кавказское) и 725 таможенных учреждений (109 таможен и 616 таможенных постов).[2]

    Министерство финансов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

    Примечания

    1. Таможенный кодекс РФ
    2. Сайт Федеральной таможенной службы РФ

    Литература

    • Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия /Под ред. проф. Л.Е. Стровского М:ЮНИТИ-ДАНА, 2004, с.523-579 ISBN 5-238-00291-2
    ТК ТС
    

    См. также

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Вузы России со специальностью таможенное дело – 38.05.02 на 2018 год

    Наилучший результат у УрФУ им. Б. Н. Ельцина – 1-ое место в рейтинге вузов Екатеринбурга. Всего в России 106 вузов со специальностью 38.05.02. «Таможенное дело» занимает 79-ое место в рейтинге специальностей.

    бакалавриат и специалитет

    место в РФ | очки

    15-ое 547.0

    • предметы:иностранный язык, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

      • стоимость

        159 500

      • баллы егэ

    место в РФ | очки

    16-ое 546.2

    • подразделение:Экономический факультет

    • предметы:иностранный язык, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

      • стоимость

        210 000

      • баллы егэ

    место в РФ | очки

    18-ое 538.9

    • предметы:иностранный язык, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

      • стоимость

        180 000

      • баллы егэ

    возраст

    142 года

    место в РФ | очки

    21-ое 530.7

    • подразделение:институт управления

    • предметы:обществознание, русский язык, профессиональное испытание

      • форма

        очная

      • места

      • стоимость

        81 800

      • баллы егэ

    место в РФ | очки

    27-ое 526.2

    • подразделение:институт права и национальной безопасности (ИПНБ)

    • предметы:иностранный язык, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        15

      • стоимость

        245 000

      • баллы егэ

        272

    место в РФ | очки

    30-ое 517.4

    • подразделение:высшая школа экономики и управления

    • предметы:обществознание, русский язык, основы экономики

      • форма

        очная

      • места

      • стоимость

        102 480

      • баллы егэ

    место в РФ | очки

    42-ое 502.4

    • подразделение:торгово-экономический институт

    • предметы:иностранный язык, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

      • стоимость

        126 666

      • баллы егэ

    место в РФ | очки

    43-ее 502.2

    • подразделение:Факультет экономики торговли и товароведения

    • предметы:иностранный язык, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        20

      • стоимость

        245 000

      • баллы егэ

        275

    место в РФ | очки

    50-ое 496.3

    • подразделение:юридический факультет

    • предметы:обществознание, русский язык, профессиональное испытание

      • форма

        очная

      • места

      • стоимость

        77 590

      • баллы егэ

    возраст

    102 года

    место в РФ | очки

    54-ое 495.1

    • подразделение:Институт экономики и предпринимательства

    • предметы:иностранный язык, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        13

      • стоимость

        100 000

      • баллы егэ

        255

    место в РФ | очки

    55-ое 492.7

    • предметы:обществознание, русский язык, профессиональное комплексное вступительное испытание

      • форма

        очная

      • места

      • стоимость

        105 000

      • баллы егэ

    место в РФ | очки

    58-ое 491.7

    Вузы со специальностью 38.05.02 в городах РФ:

    Москва(19) Санкт-Петербург(4) Курск(3) Махачкала(3) Пятигорск(3) Хабаровск(3) Ростов-на-Дону(3) Киров(3) остальные (84)

    vuzoteka.ru

    ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РФ — это… Что такое ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РФ?

    

    ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РФ
    ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РФ — согласно ст. I ТК РФ таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.Т.д. относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство Т.д. в РФ осуществляют Президент РФ, Правительство РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство Т.д. в РФ, является ГТК РФ.

    Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М.
    А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева.
    2003.

    • ТАМОЖЕННАЯ ФАКТУРА
    • ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

    Смотреть что такое «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РФ» в других словарях:

    • Таможенное дело — Таможенное дело  совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании… …   Википедия

    • Таможенное дело — таможенная политика государства. Таможенное дело порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля. См.… …   Финансовый словарь

    • Таможенное дело — составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения… …   Официальная терминология

    • ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО — таможенная политика государства, а тж. порядок и условия перемещения через его таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления. Важным аспектом Т.д. является организация и проведение… …   Юридическая энциклопедия

    • ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО — термин, применяемый в таможенном законодательстве РФ. В соответствии со ст. 1 ТК таможенное дело в РФ составляют таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

    • ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО — в соответствии со ст. 1 ТмК (для сведения: с 1 июля 2007 г. вступает в силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 г.) таможенное дело в Республике Беларусь составляют таможенная политика Республики Беларусь, а также… …   Юридический словарь современного гражданского права

    • Таможенное дело — область деятельности государства по созданию благоприятных условий развития экономики страны, защиты её экономических интересов. Содержанием этой деятельности является разработка и реализация таможенной политики государства и совокупность средств …   Пограничный словарь

    • ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО — таможенная политика государства, а тж. порядок и условия перемещения через его таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления. Важным аспектом Т.д. является организация и проведение… …   Энциклопедический словарь экономики и права

    • таможенное дело в РФ — согласно ст. I ТК РФ таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в… …   Большой юридический словарь

    • Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможеннотарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности …   Таможенное право. Глоссарий

    Книги

    • Таможенное дело, В. В. Мацкевич. Рассматриваются основные элементы системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе и в Республике Беларусь: порядок проведения таможенных… Подробнее  Купить за 221 руб электронная книга
    • Таможенное дело Учеб. пос., Коник Н, Невешкина Е.. В учебном пособии, подготовленном в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта па дисциплине «Таможенное дело», рассмотрены историявозникновения и развития… Подробнее  Купить за 184 руб
    • Таможенное дело: учебное пособие. 2-е изд. стер., Невешкина, Елена Владимировна, Коник, Нина Владимировна. В учебном пособии, подготовленном в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Таможенное дело», рассмотрены история возникновения и развития… Подробнее  Купить за 179 руб

    Другие книги по запросу «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РФ» >>

    dic.academic.ru

    Таможенное дело РФ.

     

     

    Содержание

     

     

     

     

     

    1. Таможенное дело РФ.

     

    1. Таможенная политика РФ

     

    1. Международная экономическая интеграция

     

    1. Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству

     

    Заключение

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

     

    Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу — одному из базовых институтов экономики. Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

    Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

    Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой-основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация (ст. 4 Таможенного кодекса РФ) создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 Таможенного кодекса РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т. е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

    Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Таможенный кодекс. Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

     

     

     

     

     

     

     

    1. Таможенное дело РФ.

     В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса РФ под таможенным делом в Российской Федерации понимаются таможенная политика Российской Федерации и основные средства ее реализации: порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д.

    Понятие таможенной политики Российской Федерации раскрывается в статье 2 Таможенного кодекса РФ через определение ее основных целей: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики Российской Федерации.

    Цели таможенной политики, реализуемой посредством таможенного тарифа, закреплены в статье 1 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе»: рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию, поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

    Конституционная норма об отнесении таможенного регулирования к ведению федеральной власти воспроизведена в ряде других законодательных актов. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в ведении Российской Федерации находятся вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

    Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с пунктом «в» статьи 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

     

    2.Таможенная политика РФ.

    Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенная политика- неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

    Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

    В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

    Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

    Цели таможенной политики Российской Федерации определены в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также уточнены применительно к таможенно-тарифному регулированию в статье 1 Закона РФ «О таможенном тарифе».

    Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

    В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты — по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

    Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов.

    Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда наступают платежи по ним, в отличие от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.

    С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций — функции защиты прав и свобод человека и общественных интересов. В соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса РФ может быть запрещен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств «исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации».

    Использование таможенных инструментов призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала — повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической.

    Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование «ножниц цен» на мировом и внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность — чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

    Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели — обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

    В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) закреплено, что «обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства». При этом особо отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных производителей «в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг».

    Таможенная политика выполняет также фискальную функцию. Уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам. Наконец, еще одной задачей таможенной политики является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. О нацеленности таможенного законодательства на «активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством» говорится в преамбуле Таможенного кодекса РФ. В статье 2 этого Кодекса в качестве направления развития таможенного дела в Российской Федерации определены гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой. «В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права», — так закреплено в статье 4 Таможенного кодекса РФ.

    Подобная норма содержится и в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ч. 2 ст. 5): «В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами».

    Курс на интеграцию Российской Федерации в мировую экономику был подтвержден в Плане действий Правительства РФ в области политики и модернизации экономики на 2000 — 2001 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 года N 1072-р). Этот документ предусматривает следующее: «Таможенная политика будет осуществляться в соответствии с переговорной позицией при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В этой связи основной задачей реформирования таможенной системы на 2000 — 2001 годы является стимулирование интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и содействие ее структурной перестройке, а также обеспечение эффективного выполнения фискальной функции таможенных пошлин. В этих целях Правительство РФ намерено поэтапно снизить и унифицировать тарифы и штрафы, ликвидировать таможенные льготы, совершенствовать практику таможенного администрирования».

     

    2.Международная экономическая интеграция.

    Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с законодательством о таможенном деле. Общее направление развития таможенного дела — гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.

    «Внешняя» направленность таможенного дела нашла свое выражение в статье 4 Таможенного кодекса РФ, допускающей в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

    Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:

    1) взаимодействие со странами СНГ;

    2) сотрудничество со странами «дальнего зарубежья»;

    3) участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.).

    В части 3 статьи 2 Таможенного кодекса РФ закреплено: «Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой».

    Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может регулировать таможенные вопросы односторонним путем с помощью внутреннего законодательства. В то же время очевидным является международное значение таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом договорного регулирования. Если государство при решении таможенных вопросов не принимает во внимание интересы других стран или проводит таможенную политику, наносящую им ущерб, могут возникнуть «таможенные войны», осложняющие внешнеэкономические связи и международные отношения в целом. Необходимость международно-правового сотрудничества в таможенной области продиктована также сложностью современных таможенных тарифов, существованием многочисленных обременительных таможенных формальностей, препятствующих развитию международной торговли.

    Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

    Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций.

    Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере в первую очередь затрагивает процедуру досмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров.

    В статье 6 Таможенного кодекса РФ закреплен принцип приоритета международного договора перед внутренним таможенным законодательством: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора».

    Положения статьи 4 Таможенного кодекса РФ о создании таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Российской Федерации нашли свое развитие в части 2 статьи 5 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»: «В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами — участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами».

    Особо следует остановиться на определении таможенного союза, который является международно-правовым инструментом согласования таможенной политики группой стран, заключивших соответствующий договор. В статье XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей (единой) таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами-нечленами таможенного союза (внешний аспект).

    Как уже отмечалось (при цитировании ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»), таможенный союз представляет собой более высокий уровень экономического сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании внешней торговли с третьими странами. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран-членов союза.

    В подписанном в ходе Московской встречи глав государств и правительств стран-участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о создании Экономического союза обозначены основные этапы развития интеграционных процессов в рамках СНГ (ст. 4): «Договаривающиеся Стороны согласились, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз».

    В настоящее время происходит формирование многостороннего таможенного союза с участием России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

    Государства-участники Таможенного союза исходят из того, что основополагающим принципом такого экономического объединения является наличие единой таможенной территории. В Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года (ст. 1) устанавливается, что формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

    — отмены во взаимной торговле товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, иных налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

    — установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

    — формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года.

    В решении «О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года» (принято в г. Минске 15 сентября 1997 года) указывается, что Соглашением о Таможенном союзе от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством государств-участников режим единой таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих с территорий государств-участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих стран, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.

    Высший Совет Союза Беларуси и России в своем решении N 2 от 28 апреля 1999 года «О завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России» установил, что таможенная территория Республики Беларусь и таможенная территория Российской Федерации образуют таможенное пространство Союза Беларуси и России, на котором не применяются таможенный контроль и таможенное оформление, взимание пошлин, другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров гражданского назначения, происходящих из этих территорий, а также приняты идентичные меры по регулированию каждым государством-участником Союза взаимной торговли и торговли товарами, происходящими с территории третьих стран.

    В регулировании международной торговли особую роль играют Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, а на европейском уровне – Европейский союз. Уставы и правила этих организаций рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них. Статья XVI Устава ВТО предусматривает, что страны – участники ВТО должны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к ВТО.

    В основу деятельности ВТО, сменившей в 1995 г. Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ), положены принципы свободной торговли и национального режима (предоставление иностранным товарам и услугам на территории импортирующего государства того же режима, что и для национальных товаров и услуг). Целью деятельности ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров.

     

    1. Международные договоры и соглашения

    по таможенному сотрудничеству.

    В системе таможенного права можно условно выделить две составные части- внутреннее (национальное) таможенное законодательство и международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация.

    В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации становятся составной частью прямого действия и применения норм международного права органами власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права.

    В той же статье Конституции РФ закрепляется: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

    Соответствующая норма была воспроизведена и в таможенном законодательстве — в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также в статье 38 Закона РФ «О таможенном тарифе».

    Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Этот законодательный акт применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).

    Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам, полностью урегулированы Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», поэтому данный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них — Конвенция 1969 года — касается договоров с участием государств, другая — Конвенция 1986 года — касается договоров с участием государств и международных организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских конвенций.

    Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов. Примером последних могут служить международные торговые договоры и соглашения. Так, в статье 2 Торгового соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины (Москва, 22 октября 1992 года) устанавливается, что Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта и импорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к таможенной оценке, и т.д.

    Отдельные таможенные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года в статье 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д.

    Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на двустороннем уровне (например, Соглашение от 16 декабря 1994 года между Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях).

    Россия участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                             Заключение

     

     

    Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.

    Эффективный механизм регулирования внешнеэкономических связей России только формируется. Складывается и система таможенного регулирования этих связей. Во-первых, сформирована система таможенных органов РФ во главе с Государственным таможенным комитетом РФ, являющимся структурным звеном в системе федеральных органов государственной власти РФ.

    Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются: участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики; содействие проведению структурной перестройки; обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

    Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

     

    znakka4estva.ru

    ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО — это… Что такое ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО?

    

    ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
    — таможенная политика государства, а тж. порядок и условия перемещения через его таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления. Важным аспектом Т.д. является организация и проведение таможенного контроля. В Т.д. существует плотная международно-правовая среда, которая состоит из 18 конвенций, разработанных Советом Таможенного Сотрудничества, а тж. норм единого таможенного законодательства Европейского Союза. Т.д. в Российской Федерации относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство Т.д. осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ). Россия стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области Т/д., развивает его в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

    Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа.
    Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков.
    2004.

    • ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА ПРОЦЕДУРА
    • ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ

    Смотреть что такое «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО» в других словарях:

    • Таможенное дело — Таможенное дело  совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании… …   Википедия

    • Таможенное дело — таможенная политика государства. Таможенное дело порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля. См.… …   Финансовый словарь

    • ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РФ — согласно ст. I ТК РФ таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в… …   Юридический словарь

    • Таможенное дело — составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения… …   Официальная терминология

    • ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО — таможенная политика государства, а тж. порядок и условия перемещения через его таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления. Важным аспектом Т.д. является организация и проведение… …   Юридическая энциклопедия

    • ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО — термин, применяемый в таможенном законодательстве РФ. В соответствии со ст. 1 ТК таможенное дело в РФ составляют таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

    • ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО — в соответствии со ст. 1 ТмК (для сведения: с 1 июля 2007 г. вступает в силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 г.) таможенное дело в Республике Беларусь составляют таможенная политика Республики Беларусь, а также… …   Юридический словарь современного гражданского права

    • Таможенное дело — область деятельности государства по созданию благоприятных условий развития экономики страны, защиты её экономических интересов. Содержанием этой деятельности является разработка и реализация таможенной политики государства и совокупность средств …   Пограничный словарь

    • таможенное дело в РФ — согласно ст. I ТК РФ таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в… …   Большой юридический словарь

    • Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможеннотарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности …   Таможенное право. Глоссарий

    Книги

    • Таможенное дело, В. В. Мацкевич. Рассматриваются основные элементы системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе и в Республике Беларусь: порядок проведения таможенных… Подробнее  Купить за 221 руб электронная книга
    • Таможенное дело Учеб. пос., Коник Н, Невешкина Е.. В учебном пособии, подготовленном в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта па дисциплине «Таможенное дело», рассмотрены историявозникновения и развития… Подробнее  Купить за 184 руб
    • Таможенное дело: учебное пособие. 2-е изд. стер., Невешкина, Елена Владимировна, Коник, Нина Владимировна. В учебном пособии, подготовленном в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Таможенное дело», рассмотрены история возникновения и развития… Подробнее  Купить за 179 руб

    Другие книги по запросу «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО» >>

    dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о